Петрусь: сочинение

Сочинение по повести Слепой музыкант Короленко

Главный герой произведения В.Г. Короленко «Слепой музыкант» слепой от рождения. С младенчества он рос в безмятежном покое, чувствуя себя защищённым и любимым. Конечно, невозможность видеть всё, что происходит вокруг него, природу, своих близких и просто солнечный свет печалило его, но зато взамен отсутствию зрения Петруся был очень чувствителен к звукам окружающего мира.

Знакомство с семьёй Ставрученков становится, наверное, первым в жизни потрясением для мальчика, его первым столкновением с реальным миром. Он вдруг узнает, что помимо его усадьбы, за ее пределами существует совсем другой мир. Сперва он заинтересованно слушал эти разговоры, но затем он почувствовал себя чужим здесь. Эта встреча заставила его задуматься и принесла ещё больше страданий.

Когда Петр посетил монастырь и встретился со слепыми звонарями, это произвело на него такое сильное впечатление, что он кардинально изменил свое отношение к жизни. Звонарь Роман ослеп, когда ему было 7 лет, он был очень добродушен и мил, а вот Егорий обозлился на весь мир, не переносил детей, он корил судьбу, что она так несправедливо с ним обошлась. Петр ощущал, что похож на Егория и думал, что все, кто родился слепыми злые. Он испытывал зависть к слепым попрошайкам на улице, ведь им некогда думать о своем горе, надо добывать себе пропитание и ночлег.

Встреча со слепым дядей Максимом потрясла его до глубины души. Дядя предлагает своему племяннику отказаться от всех благ сытой и богатой жизни и испытать на себе все «радости» бедных. В итоге Петр примыкает к компании слепых музыкантов.

После скитания со слепыми и совершив паломничество к чудотворной иконе, злость Петра уходит. Он избавился от своей болезни, но не от слепоты, а от душевного озлобления на весь мир. Злоба неожиданно сменилась другими чувствами: сочувствием, состраданием и непреодолимым желанием оказывать помощь другим людям.

Немаловажную роль в жизни Петра сыграла Эвелина. Она явилась для него теплым лучиком надежды, которая помогла ему справиться со своим несчастьем и обрести гармонию с самим собой.

Петр справился со своим душевным дискомфортом, он пришел к своему счастью, снося все преграды, встречавшиеся на пути. Он избавился от злобы и эгоизма. Он хорошо уяснил для себя, что несмотря на все невзгоды, надо идти вперёд, стремиться к заветной цели, изживать из себя весь негатив и тогда ты непременно увидишь « свет в конце тоннеля».

2 вариант

Произведение начинается с того, что в одной состоятельной дворянской семье рождается мальчик, как узнается позже, что он родился слепым, и это не поправимо. Мать долгое время пребывала в депрессии, но позже смогла взять себя в руки. Родители очень любят своего ребенка, стараются его баловать. Он никогда не в чем не нуждался.

В семье также присутствует дядя слепого мальчика, брат Петиной матери. Он самодостаточен и пытается сделать из него самодостаточного уверенного человека, и дает совет матери, чтобы та с ним не сюсюкалась и сам не проявлял жалости к племяннику.

У мальчика же нету друзей, так как ему сложно было найти общий язык с ровесниками, он чувствует себя не таким как все. Однажды его жизнь меняется, когда он встретил девочку по имени Эвелина. Ей было очень жаль мальчика. Она была добродушной и чувствительной девочкой. Позже их дружба переросла в любовь. Когда дети выросли, они поженились и у них родился ребенок, у которого не было проблем со зрением.

Позже у мальчика проявляется талант в музыке. А также Петр перестает чувствовать себя неполноценным. Позже Петр стал талантливым музыкантом. Музыка помогла ему исцелиться, он не стал замыкаться в себе и терять смысл жизни, постоянно думая о своих проблемах.

Понять свое предназначение помогла не только музыка, но и его дядя. Благодаря тому режиму, которому он установил Петрусе, мальчик не растет беспомощным. В шесть лет дядя Максим решает подарить племяннику лошадь, и хотя мать считала эту затею не очень хорошей Петруся научился легко держаться в седле спустя месяца два.

Петруся смог преодолеть все трудности и обрел свое счастье. Он смог побороть ту злобу, которую обычно чувствуют незрячие люди.

Это произведение учит читателей, что несмотря не на что, нужно идти к своим целям. Какие бы не были препятствия и преграды на пути, ну нужно опускать руки. К тому же в жизни всегда найдется тот человек, который поможет поверить в себя. Близкий человек поможет преодолеть горе. Петр смог вырасти хорошим, а также талантливым человеком. Петр смог занять нужное место в жизни, не смотря не на что. Его родные и близкие люди помогли ему в этом, а именно любящая мать, дядя, который вселил в него дух уверенности и конечно же Эвелина, которая поддерживала Петра и подарила ему свою любовь.

Это произведение никого не оставит равнодушным. Эта история вызывает сначала у читателя глубокие переживания и сострадания, а позже также чувство легкости и радости.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Слепой музыкант

Популярные сегодня темы

Доброселова Варвара Алексеевна или просто Варенька – ключевая героиня романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Варенька рано лишилась родителей, на долю девушки выпало немало испытаний

Иван Сергеевич Тургенев, является автором произведения, Отцы и дети. Именно в нём автор показывает, своему читателю, проблемы взаимоотношения отцов и детей в конце 19 века.

Художественное творение живописца посвящено пути, по которому двигались на каторжные работы в Сибирь приговоренные к наказанию.

Надо беречь и приумножать природные богатства нашей Родины. Все ресурсы ограничены, воды становится всё меньше. Мы должны понимать, что нам нужно пить очищенную, прозрачную, без вредных примесей воду.

Наступила осенняя пора. Уже позади теплые денёчки лета. Деревья меняют свою окраску. Листочки на них становятся оранжевыми, красными, багряными. Они радуют каждого своей завораживающей красотой

Сочинение 32. Сборник ЕГЭ-2019

Вечером я услышал Васину скрипку.

В зарослях Фокинской речки кто-то искал корову и то звал её ласковым голосом, то ругал последними словами. Я уже опёрся руками о брёвна, чтобы разом оттолкнуться, полететь до самых ворот и забренчать щеколдой так, что проснутся на селе все собаки.

Вечером я услышал Васину скрипку.

В зарослях Фокинской речки кто-то искал корову и то звал её ласковым голосом, то ругал последними словами. Я уже опёрся руками о брёвна, чтобы разом оттолкнуться, полететь до самых ворот и забренчать щеколдой так, что проснутся на селе все собаки. Но из-под увала, из сплетений хмеля и черёмух, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене.

И не стало ни Енисея, ни зимнего, ни летнего; забилась живая жилка ключа за Васиной избушкой. Ключ начал полнеть, и не один уж ключ, два, три, грозный уже поток хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья, выворачивает их с корнями, несёт, крутит. Вот-вот сметёт он избушку под горой, смоет завозню и обрушит всё с гор. В небе ударят громы, сверкнут молнии, от них вспыхнут таинственные цветы папоротника. От цветов вспыхнет лес, зажжётся земля, и не залить уже будет этот огонь даже Енисеем — ничем не остановить страшную такую бурю!

Но скрипка сама всё потушила. Снова тоскует один человек, снова чего-то жаль, снова едет кто-то куда-то, может, обозом, может, на плоту, может, и пешком идёт в дали дальние.

Мир не сгорел, ничего не обрушилось. Всё на месте. Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.

О чём же это рассказывала мне музыка? На что она жаловалась? На кого гневалась? Почему так тревожно и горько мне? Почему так жалко самого себя?
Музыка кончилась неожиданно, точно кто-то опустил властную руку на плечо скрипача: «Ну, хватит!» На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль. Но уже, помимо неё, по своей воле другая какая-то скрипка взвивалась выше, выше и замирающей болью, затиснутым в зубы стоном оборвалась в поднебесье.

Долго сидел я в уголочке завозни, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. Не было сил подняться и уйти. Я приподнял нависшие над окошком перевитые бечёвки хмеля и заглянул в окно. Чуть мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка. На топчане полулежал Вася, прикрывши глаза левой рукой. На груди Васи покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке. Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку.
В печке щёлкнуло раз, другой, прогоревшие бока её обозначились красными корешками и травинками, качнулся отблеск огня, пал на Васю. Он вскинул к плечу скрипку и заиграл.

Прошло немалое время, пока я узнал музыку. Та же самая была она, какую слышал я у завозни, и в то же время совсем другая. Мягче, добрее, тревога и боль только угадывались в ней, скрипка уже не стонала, не сочилась её душа кровью, не бушевал огонь вокруг и не рушились камни.

Тень музыканта, сломанная у поясницы, металась по избушке, вытягивалась по стене, становилась прозрачной, будто отражение в воде, потом тень отдалялась в угол, исчезала в нём, и тогда там обозначался живой музыкант, живой Вася-поляк.

Рубаха на нём была расстёгнута, ноги босы, глаза в тёмных обводах. Щекою Вася лежал на скрипке, и мне казалось, так ему покойней, удобней и слышит он в скрипке такое, чего мне никогда не услышать.

Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася заговорил.

— Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого, — Вася думал вслух, не переставая играть. — Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, — он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине.

Скрипка снова тронула те самые струны, что накалились при давешней игре и ещё не остыли.

— Эту музыку написал мой земляк Огинский в корчме на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор.

Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. Голос её становился тише, тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой.

(По В. П. Астафьеву*)
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — советский и российский писатель.

Виктор Петрович Астафьев— советский и российский писатель.В данном тексте он поднимает проблему влияния музыки на людей.

Раскрывая данную проблему, автор рассказывает историю, в которой герой испытал на себе воздействие музыки Огинского. Сначала он услышал просто мелодию, которая «из-под увала, из сплетений хмеля и черёмух, из глубокого нутра земли возникла…. и пригвоздила… к стене».

Музыка принесла необычные ощущения, заставила появится мыслям в голове, понять, что «снова тоскует один человек, снова чего-то жаль, снова едет кто-то куда-то, может, обозом, может, на плоту, может, и пешком идёт в дали дальние». Чарующие звуки музыки не оставили героя равнодушным «сердце …, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой». Далее герой задался вопросом: «О чём же это рассказывала .. музыка?» Для того, чтобы узнать ответ он отправился искать того, кто исполняет эти прекрасные звуки. И музыка привела героя к дому Васи, он увидел, как Вася стал снова играть на скрипке. Прошло немалое время, пока герой узнал музыку. «Мелодия была та же, но исполнялась : мягче, добрее, тревога и боль только угадывались в ней, скрипка уже не стонала, не сочилась её душа кровью, не бушевал огонь вокруг и не рушились камни».

Читайте также:  Литературно критическое наследие Короленко: сочинение

Вася рассказал грустную историю о композиторе Огинском, который написал эту музыку «в корчме на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор».

Музыка способна пробудить в человеке очень сильные эмоции, вызвать у него слёзы, – такова позиция автора.

Я согласна с позицией автора. Самое прекрасное, что смогло придумать человечество – это музыка. Ноты сложенные в определенной последовательности по законам гармонии могут поддержать человека, отправить на бой, а могут разжалобить, пробудить печаль и слезы. В повести Виссариона Короленко «Слепой музыкант» музыка открыла Петрусю мир, который он никогда не смог бы увидеть. Слепой от рождения мальчик вырос и выучился благодаря музыке. Звуки внешнего мира рисовали в его воображении странные картины, и только музыка рассказывала, как все происходит на самом деле. Поэтому если бы в современном мире убрать все музыкальные инструменты и уничтожить все музыкальные произведения, то земля рухнет в безмолвную пропасть и вряд ли поднимется из нее. Мир звуков и музыки – неотъемлемая часть жизни человека, и пусть она никогда не иссякнет.

Таким образом, влияние музыки на человека огромно. Мы приходим в этот мир и слышим колыбельную матери, мы уходим из нее, возможно, под звуки, созданные когда-то великим Моцартом. Слушая мелодии, мы становимся другими, а плохими или хорошими решать только нам.

Образ и характеристика Петра Попельского в повести “Слепой музыкант”

“Слепой музыкант”.
Иллюстрация В. Бехтеева

Слепой музыкант Петр Попельский является главным героем одноименной повести В. Г. Короленко.

Образ и характеристика Петра Попельского в повести “Слепой музыкант”

“Как бы то ни было, ребенок родился слепым.”

“Мальчик, действительно, слеп, и притом безнадежно…”

“. прислушиваясь к ровному дыханию своего Петруся.”

“Однажды Петрик был один на холмике над рекой.”

“Ребенок родился в богатой семье Юго‑западного края, в глухую полночь.”

“У Попельских не было других детей, и потому слепой первенец по‑прежнему остался центром, около которого группировалась вся жизнь усадьбы.”

“. на красивом и не по‑детски серьезном лице.”

“. красивые, но неподвижные глаза придавали лицу слепого какой‑то суровый и вместе трогательный отпечаток.”

“. каждою сменою выражения на нервном лице ребенка.”

“Для своего возраста он был высок и строен; лицо его было несколько бледно, черты тонки и выразительны. Черные волосы оттеняли еще более белизну лица, а большие темные, малоподвижные глаза придавали ему своеобразное выражение, как‑то сразу приковывавшее внимание. Легкая складка над бровями, привычка несколько подаваться головой вперед и выражение грусти, по временам пробегавшее какими‑то облаками по красивому лицу, – это все, чем сказалась слепота в его наружности.”

“Только теперь она заметила, что в лице ее нового знакомого есть что‑то необычайное. Бледные и тонкие черты застыли на выражении напряженного внимания, как‑то не гармонировавшего с его неподвижным взглядом.”

“. черты лица. [. ] в них виднелось недетское, глубокое и тяжелое горе.”

“Слепой тоже вырос и возмужал. Всякому, кто посмотрел бы на него в ту минуту, когда он сидел поодаль от описанной группы, бледный, взволнованный и красивый, сразу бросилось бы в глаза это своеобразное лицо, на котором так резко отражалось всякое душевное движение. Черные волосы красивою волной склонялись над выпуклым лбом, по которому прошли ранние морщинки. На щеках быстро вспыхивал густой румянец и так же быстро разливалась матовая бледность. Нижняя губа, чуть‑чуть оттянутая углами вниз, по временам как‑то напряженно вздрагивала, брови чутко настораживались и шевелились, а большие красивые глаза, глядевшие ровным и неподвижным взглядом, придавали лицу молодого человека какой‑то не совсем обычный мрачный оттенок.”

“Когда в дверях показалось его бледное лицо и тонкая фигура. “

“При этом его бледное лицо всегда поворачивалось за плывшим по синему небу огненным шаром. “

“. смотрели с удивлением на богато одетого и красивого панича. “

“. на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны. “

“У него замечательно драматическая наружность.” (зритель о Петре)

“. это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза. “

Петр – человек с чуткой натурой, тонкой и богатой нервной организацией:

“. тонкая и богатая нервная организация мальчика брала свое. “

“. чуткая тонкая организация подымалась, как упруго натянутая струна. “

“. чуткая натура мальчика способна откликнуться, несмотря на слепоту, на поэтические образы песни.”

“. развитие восприимчивости идет главным образом в сторону слуха.”

“. посредством сильно изощренного слуха он проникал все дальше в окружавшую его природу.”

“– Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?

“Наконец, ровно через три недели, из города привезли пианино.”

“Он быстро заучивал все, что передавала ему мать, учившая его игре на фортепиано, но любил также и Иохимову дудку.”

“. уже в этой чуткой внимательности к элементарным звукам, составным частям будущей мелодии, сказывались задатки артиста.”

“. так явно обнаружившиеся склонности мальчика порождали в инвалиде двойственное чувство. С одной стороны, страстное влечение к музыке указывало на несомненно присущие мальчику музыкальные способности и, таким образом, определяло отчасти возможное для него будущее.”

“Вообще эта дружба была настоящим даром благосклонной судьбы. Теперь мальчик не искал уже полного уединения. “

“. у мальчика был только один такой друг его возраста, именно – белокурая девочка из поссесорской усадьбы.”

“Благодаря режиму, который был заведен по плану Максима, слепой во всем, где это было возможно, был предоставлен собственным усилиям, и это принесло самые лучшие результаты. В доме он не казался вовсе беспомощным, ходил всюду очень уверенно, сам убирал свою комнату, держал в известном порядке свои игрушки и вещи. Кроме того, насколько это было ему доступно, Максим обращал внимание на физические упражнения: у мальчика была своя гимнастика, а на шестом году Максим подарил племяннику небольшую и смирную лошадку.”

“Таким образом, день мальчика был заполнен, нельзя было пожаловаться на скудость получаемых им впечатлений. Казалось, он жил полною жизнью, насколько это возможно для ребенка.”

“Отсюда начался интерес к литературе, и на девятом году Максим приступил к первым урокам. Умелые уроки Максима (которому пришлось изучить для этого специальные приемы обучения слепых) очень нравились мальчику.”

“Я могу читать, – первый заговорил опять Петрусь, – и скоро выучусь писать пером.”

“Я читаю в своей книжке, – пояснил он, – пальцами.”

“Совместное обучение оказалось очень полезным для обоих. Петрусь шел, конечно, впереди, но это не исключало некоторого соревнования.”

“Кроме того, он помогал ей часто выучивать уроки. “

“Несмотря на свою слепоту, Петр отлично чувствовал природу.”

“. молодые люди, еще взволнованные и возбужденные, пожимали руки музыканта, предсказывали ему широкую известность артиста.”

“У вас удивительно своеобразная манера… Многие играют лучше вашего, но так, как вы, ее не исполнял еще никто. Это… как будто перевод с итальянского музыкального языка на малорусский. Вам нужна серьезная школа, и тогда…” (знакомый о Петре)

“Ничего особенного, – ответил он с горечью. – Мне только кажется, что я совсем лишний на свете.”

“Оставь меня… бросьте меня все, потому что я могу дать одно страдание взамен любви… Я хочу видеть – понимаешь? Хочу видеть и не могу освободиться от этого желания. Если б я мог увидеть таким образом мать, отца, тебя и Максима, я был бы доволен…”

“Я поменялся бы с последним нищим, потому что он счастливее меня. Да и слепых вовсе не нужно окружать заботой: это большая ошибка…”

“Да! мне не за что проклинать! Моя жизнь наполнена одной слепотой. Никто не виноват, но я несчастнее всякого нищего…”

“Третий был совсем юноша, в новой крестьянской одежде, с бледным и как будто слегка испуганным лицом. ” (Петр в одежде крестьянина)

“. долго брел за скрипучими возами чумаков, ночевал в степи у огней, слушал гомон ярмарок и базаров, узнавал горе, слепое и зрячее, от которого не раз больно сжималось его сердце…”

“По мере приближения к Почаеву банда слепых все росла.”

“. панич неожиданно вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление.

Впрочем, глаза его оставались по‑прежнему чистыми и по‑прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась.”

“И вдруг эти два слова: «Ребенок видит!» – перевернули его настроение.”

“Он только упорно утверждал, что в эти несколько мгновений он видел.”

“Что именно он видел, и как видел, и видел ли действительно, – осталось совершенно неизвестным. Многие говорили ему, что это невозможно, но он стоял на своем, уверяя, что видел небо и землю, мать, жену и Максима.”

“Прошло три года. Многочисленная публика собралась в Киев, во время «Контрактов», слушать оригинального музыканта. Он был слеп. “

“Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу.”

Краткое содержание: Слепой музыкант, Короленко

В богатой семье юго-западного края родился слепой мальчик. Сначала никто не замечает его слепоты, но через несколько недель уже кажется странным, что малыш не следит за солнечным лу­чом. Мать первая обращает внимание на необыч­ное выражение лица, неподвижного и не по-дет­ски серьезного. Мальчик что-то ищет руками, смотрит в одном направлении. Врач подтвержда­ет страшную догадку пани Попельской.

Семейство Попельских немногочисленно: отец слепого Петруся, его мать и ее брат Максим. Отец — добродушный деревенский помещик, весь в лю­бимом деле, строительстве мельниц. Его незатейли­вое существование мало отражается на душевном складе сына. Мать Анна Михаиловна страдала от чувства вины перед сыном и старалась предупре­дить каждый его шаг, пока дядя Максим, решив взяться за воспитание племянника, не предосте­рег ее от излишней заботливости, которая могла лишить мальчика шансов на более полную жизнь. Максим слыл раньше опасным забиякой, воевал вместе с Гарибальди и чудом остался жив, но стал инвалидом: повредил левую руку и лишился правой ноги. Изувеченный мужчина думал, что жизнь — борьба и в ней нет места для инвалида.

Но на его глазах подрастает тот, кому судьба уготовила участь инвалидом родиться. Странное сходство судеб заинтересовало Максима. Он ре­шается на вмешательство, говорит сестре, что есть все шансы развить остальные способности маль­чика до такой степени, чтобы компенсировать сле­поту. Максим решает вырастить из племянника борца. К Петрусю перестают бежать по первому зо­ву, он самостоятельно передвигается по комнате и знакомится с окружающим миром. Слепота на­кладывает свой отпечаток: мальчик забивается в укромные уголки и часами прислушивается к че­му-то. Но богатая нервная организация берет свое, полнота восприятия достигается с помощью слуха и осязания. Большую роль играет слух, мальчик да­же изучает комнаты по звукам.

Петрусю три года. Максим и мама ведут его на весеннюю прогулку. От обилия новых, непонят­ных ощущений мальчику становится плохо, он па­дает в обморок, несколько дней находится в бреду. Тогда с незнакомыми ощущениями решают знако­мить мальчика постепенно: открывают окна, вы­водят Петруся на крыльцо, в сад, водят по комна­там. Мать объясняет ему звуки, дядя дает понятие о размерах. Дядя Максим выписывает книги по фи­зиологии, психологии и педагогике, осознав, что бо­роться можно не только саблей, а любым доступ­ным орудием. Он утверждается в убеждении, что слепота Петра — проявление его «таинственного предназначения ».

Читайте также:  Владимир Галактионович Короленко (1853—1921): сочинение

Когда мальчик знакомится с новыми явления­ми мира, он восторгается, но часто лицо отражает его страдальческие усилия. На пятом году он уве­ренно бегает по комнатам, посторонним кажется, что мальчик просто странно сосредоточен, а не слеп. По двору еще ходит с трудом, постукивая палкой. Без палки передвигается ползком, иссле­дуя по пути разные предметы. В один из тихих летних вечеров мальчик слышит звуки свирели из конюшни. Музыка пленяет его так, что однаж­ды ночью Петр пробирается в конюшню к Иохиму и с тех пор приходит слушать его игру каждый вечер. Эти вечерние часы становятся самым счастливым временем для Петруся, но мать рев­нует его и выписывает из города венское пианино, чтобы привлечь внимание сына. Мальчика пугает громкий инструмент. Непосредственное музыкаль­ное чувство Иохима берет верх над отточенной тех­никой Анны Михайловны.

Но, принимая слепоту сына как собственный не­дуг, она видит в соперничестве с Иохимом источник страданий. Скоро мать Петруся ощущает в себе приливы того же живого ощущения мелодии и на­чинает играть тихие украинские песни. Теперь Иохим с Петрусем приходят слушать музыку под ее окном. Анна Михайловна победила, Иохим на­учил ее, чем привлечь ребенка. Петрусь знакомит­ся со звуками, дотрагиваясь до клавиш. Максим относится к музыкальным экспериментам терпи­мо, но у него возникает чувство разочарования: музыка — великая сила, но песня говорит не од­ному слуху, она «будит мысль в голове и муже­ство в сердце». Максим предлагает Иохиму спеть историческую песню и успокаивается, видя, что глубокая натура племянника откликается на об­разы песни.

Благодаря установленному Максимом режиму мальчик не вырастает беспомощным, наводит по­рядок в своих вещах, у него особая гимнастика, а на шестом году дядя дарит ему лошадку. Мать считает эту затею чистым безумием, но через два- три месяца Петрусь ездит в седле рядом с Ио­химом, который помогает его на поворотах. Слепота не мешает правильному физическому развитию мальчика, ее влияние на нравственный склад ре­бенка ослаблено. Особое значение в жизни Пет­руся приобретает слух. Он учится сам играть на свирели, полюбил и пианино, но его нельзя взять с собой в поле. От песни Петрусь приходит к изу­чению истории, литературы. Дядя Максим знако­мится со специальными приемами обучения слепых и дает восьмилетнему мальчику первые уроки. Казалось, Петрусь не осознает своей слепоты, но в его характере появляется недетская грусть. Мак­сим приписывает это недостатку общения с деть­ми, но приглашенные в усадьбу дети сторонятся «панича».

В соседнем имении меняется арендатор. Сосе­дями Попельских становятся старики Яскульские с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Девочка не дичится посторонних, но предпочитает собст­венное общество, отличается рассудительностью, задумчивостью и солидностью.

Однажды Петрусь сидит один на холмике и иг­рает на свирели. Закончив играть, он слышит чьи- то шаги. Это соседская девочка. Мальчик не любит, когда его уединение нарушают, и на вопрос Эве­лины, кто так хорошо играл, он отвечает нелюбез­но. Но девочка не уходит, и Петрусь ее прогоняет: «Почему вы не уходите? Я не люблю, когда ко мне приходят. Уйдите! Уйдите!» Девочка называет со­седа гадким мальчишкой, но тут Петрусь уходит, его позвали к чаю. На следующий день Петрусь уже не досадует — ему хочется, чтобы Эвелина пришла опять. Он вспоминает ее приятный спо­койный голос. Знакомые дети всегда громко кри­чали и смеялись, но никто не говорил так приятно. Мальчик жалеет, что обидел ее: вдруг она никог­да не вернется?

Девочка появляется только на четвертый день. Петрик окликает ее, они играют вместе, потом он решает ощупать ее лицо и пугает этим. Девочка плачет и уходит. Петрусь чувствует первое униже­ние калеки и горько рыдает. Эвелина возвращает­ся, успокаивает его и просит не пугать. Петрусь признается ей, что он слепой. Девочка обнимает его и тоже горько плачет. Через некоторое время дети успокаиваются.

Эвелина узнает, что Петрусь не знает солнца, но умеет читать даже по-французски. Ему не хочет­ся идти домой, но Эвелина обещает прийти к нему завтра.

Она приходит, и Петрусь слышит ее шаги у ка­литки из комнаты. Мать мальчика встречает девочку с радостью. Между соседями завязыва­ются хорошие отношения, Эвелине разрешают учиться вместе с Петриком. Это оказывается по­лезным для обоих. Дружба эта воспринимается родными мальчика как дар судьбы. Петрусь уже не ищет уединения — он нашел общение, которо­го не могла ему дать любовь взрослых. Эвелина оказывается тем человеком, для которого забота о другом —- органическая потребность. Мать и дя­дя Петруся думают, что теперь душевное разви­тие мальчика пойдет тихим и ровным ходом. Но они ошибаются.

Максим понимает, что не он один влияет на маль­чика, у Петруся случаются неожиданные проблес­ки, которых Максим пугается: племянник говорит, что видел сон, пытается увидеть цвет через музы­ку. Дядя считает, что это лишнее, мальчику надо свыкнуться со слепотой.

Но бессознательно протестует сама природа. У мальчика появляются какие-то смутные пред­чувствия и порывы. Как ни старается дядя устра­нить внешние факторы, мальчик ощущает внут­реннюю неудовлетворенную потребность видеть. Природная живость мальчика постепенно исчеза­ет, появляется склонность к уединению.

Только общества Эвелины он ищет. Петр при­ближается к критическому возрасту между отро­чеством и юностью.

Проходит несколько лет. В усадьбе ничего не меняется: Петр по-прежнему остается центром жизни семьи, растет, как тепличный цветок. Мать видит, что его душа еще в полусне, отец привык, что в доме все делается само собой, Максим с тру­дом выносит это, но считает, что душе воспитан­ника необходимо окрепнуть.

Сам Петр находится в чутком ожидании чего- то, дремлющего в душе. За стенами поместья бур­лит жизнь. Максим решает, что Петру необходим глоток свежего воздуха, и приглашает в поместье гостей — своего старого товарища Ставрученку и двоих его сыновей с приятелем-кадетом. Ставрученко — крепкий старик, похожий на гоголевско­го Бульбу, помещик ведет с молодежью разговоры про правильную жизнь. Молодые люди обсужда­ют планы на будущее. Эта волна споров, надежд и ожиданий находит на Петра, и он осознает себя лишним на свете. Разговоры проходят без его учас­тия, Анна Михайловна страдает, Эвелина негоду­ет, но дядя Максим приглашает гостей приезжать еще. Он сознательно пробивает брешь в стене, окружающей слепого, чтобы дать ему живые впе­чатления. Через две недели молодежь опять на­носит визит Попельским. Эвелина чувствует, что ее манит тот мир, о котором она, как и Петр, не зна­ет. Петр чувствует это и уходит от гостей. Эвели­на идет за ним.

Проходя по саду, она становится свидетельни­цей разговора Максима с сестрой. Он говорит Ан­не Михайловне, что мешать свободе Эвелины, пор­тить ей жизнь и лишать ее выбора он не может, она должна все решить сама.

Когда девушка находит Петра, она возмущает­ся поступками Максима, но потом заключает, что они с Петром поженятся и у них будет одинаковая жизнь, а то, о чем говорит молодежь, — это не для всех. Петр изумлен. Они понимают, что не могут друг без друга. Горе в душе Петра смолкает, и он чувствует в Веле не только друга детства.

Гости и хозяева сидят в маленькой гостиной, Петр приходит и садится к пианино. Музыкой он пытается выразить свое состояние. Слушатели покорены. Когда Петр заканчивает играть, к нему бросаются те молодые люди, которым он завидо­вал, и пожимают руку, предсказывая ему широ­кую известность. Один из молодых Ставрученков, студент консерватории, восхищен манерой испол­нения Петра. Петрусь впервые становится цент­ром оживленного разговора, в душе его — гордое осознание собственных сил: он тоже может что-то сделать в жизни.

В усадьбе становится светлее и радостнее, Ан­на Михайловна будто молодеет, Максим чаще шу­тит, Петр полон желания получить серьезное свое музыкальное образование. Ответный визит к Ставрученкам Петр делает охотно, теперь он чувству­ет себя в обществе свободнее, как равный участ­вует в беседе. Все едут в монастырь неподалеку от имения Ставрученков. Сворачивают к могиле погибшего в сражении с татарами Игнатия Карого. Там же похоронен его слепой бандурист Юрко, со­провождавший Карого в походах и боях. Максим говорит, что молодым предстоит та же борьба, а где — каждый найдет сам, В монастыре они встречают слепого звонаря Егора, очень похожего на Петра в жестах, движениях бровей. Петр раз­говаривает с ним. Звонарь тоже слеп с рождения и озлоблен, а вот другой, Роман, ослеп позже и ви­дел свет, помнит свою мать, он добрый. Разговор их, затаившись, слушает Эвелина. После Петр уединяется в саду и приходит в дом только ночью. Он мрачнеет, и на лице его появляется выраже­ние горечи. Он считает теперь, что все слепорож­денные злы. Максим, не зная о визите на коло­кольню, выспрашивает все у Эвелины, и в голове его зреет решение.

Эвелина с родителями уезжает в гости, Петр скучает по ней. К нему возвращаются тяжелые сны детства. Душевный кризис осложняется. «Зачем жить слепому» — вот что его тревожит. Он пыта­ется понять цвет, Максим старается объяснить ему все, в том числе и то, что он эгоистично носит­ся со своим горем.

Петр возражает: «Я поменялся бы с последним нищим, потому что он счастливее меня. Да и сле­пых вовсе не нужно окружать заботой: это боль­шая ошибка… Слепых нужно выводить на дорогу и оставлять там, — пусть просят милостыню». Он признается в том, что завидует звонарю Егору, думает, что от лишений страдал бы меньше, чем от участия.

На церковный праздник Максим с племянни­ком идут поклониться чудотворной иконе и встре­чают слепых нищих. В их голосах слышна жалоба физического страдания и полной беспомощности.

Петр пугается, хочет уйти, но дядя заставляет его подать слепым и говорит о его «сытой зависти к чужому голоду», приглашает одного из слепых, Федора Кандыбу, прийти к ним. На другой день у Петра начинается горячка, но молодой организм справляется с болезнью. Петр благодарит дядю за урок.

Максим и Петр уезжают вдвоем в Киев якобы учиться у известного пианиста. Вместо уроков Петр с Федором Кандыбой и другими слепцами идет поклониться Почаевской Богоматери. Возвращает­ся домой он с двумя слепыми, в нищенской одеж­де. Максим приезжает из Киева, откуда он писал, чтобы ввести в заблуждение сестру. Петр совер­шил паломничество, чтобы помолиться об исцеле­нии. Глаза его не стали видеть, но прозрела душа. Поездка в Киев откладывается на год.

Осенью Эвелина объявляет родителям о своем решении выйти за Петра замуж. Начинается «моло­дое тихое счастье», Петру сообщают о возможности стать отцом. Иногда он ходит к Кандыбе в новый дом и рассказывает о своих планах. Рождается ре­бенок. Петр боится, что он слеп, но мальчик видит. Это молнией зажигает для Петра, свет и на мгнове­ние, как ему кажется, он видит мать, жену и Мак­сима, а потом теряет сознание.

Проходит три года. Слепой музыкант дебюти­рует в Киеве. Вокруг него ходят слухи, один не­обычнее другого. Петра сопровождают жена и Мак­сим. В музыке дядя Петра слышит уже не одни горестные стоны, не одно слепое страдание, а ощу­щение счастливой жизни. В ней сквозь яркую ме­лодию все настойчивее пробивается песня слепых: «Подайте слипеньким ради Христа…».

Максим понимает, что сделал свое дело и не да­ром прожил на свете: «Он прозрел… На место… эгоистического страдания он носит в душе ощу­щение жизни, он чувствует и людское горе, и люд­скую радость, он прозрел и сумеет напомнить счаст­ливым о несчастных».

Читайте также:  Война в повести Кондратьева Сашка: сочинение

Помогите написать сочинение от лица петруши рассказ возвращение платонова

Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом”. Мне кажется, что эти слова в большей степени, чем какие-либо другие, можно отнести ко многим платоновским героям, но, в первую очередь, к Алексею Иванову – герою рассказа “Возвращение”, написанного в 1946 году, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить “от силы растущего сердца”.

Но в начале рассказа герой об этом еще не знает. Чем меня привлекло

По словам В. Астафьева, “переболеть” этой темой русскому писателю нельзя. Я читал множество книг о войне: повести В. Быкова, В. Кондратьева, Роман Г. Владимова.

Как правило, это произведения о конкретных военных эпизодах, о героизме русских солдат, офицеров, партизан. Но мой выбор пал на этот рассказ Платонова потому, что пматериалу – возвращению домой после войны. Но самое поразительное в рассказе то, что он повествует не о радости победы, а о том, какие “раны” нанесены семье и душе человека войной.

Сюжет рассказа – возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Но, прочитав рассказ, понимаешь, что это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько “возвращение к себе”, утраченному четыре года назад.

В произведении нет описания военных событий, но война здесь присутствует, и, прежде всего, в открывающем рассказ мотиве осени: “наступала уже холодная осенняя ночь”, “в окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час”… Этим автору удается соотнести внутренние состояние героя и окружающий мир: и в том, и в другом ощущаются грусть, печаль, уныние, утрата. В “Возвращении” довольно большая экспозиция, раскрывающая внутренний мир Иванова, рисующая модель его поведения: “Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона”, “чувствовал себя осиротевшим без армии”, “хотел погулять еще немного на воле”…

Читая рассказ, обнаруживаешь, что Алексей Алексеевич неприятен как человек. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с “Машей – дочерью пространщика”, волосы которой “пахнут, как осенние павшие листья в лесу”.

Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, которых он не видел четыре года и которых он предупредил телеграммой, что “выезжает домой без промедления”, а он “выходит вслед за Машей из вагона, хотя ему еще оставалось ехать до места более суток”.

В этом эпизоде Платонову, мне кажется, важно дать читателю понять, что Иванов думает больше о себе, чем о семье: жене, детях. Он, в отличие от шолоховского Андрея Соколова, совсем не понимает, что “этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось”. Мотив осени, звучавший в экспозиции, присутствует и в портрете Маши, теперь уже как обозначение бездомности, бесприютности, отсутствия привязанностей.

У Маши нет семьи, нет ответственности ни перед кем. Она одинока. С ней герой чувствует себя свободно, поэтому и выходит на Машиной станции, как бы продлевая время “безответственного”, “вольного”, “бездумного” своего существования.

Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей. В противовес своему мужу, желавшему “погулять еще немного на воле”, жена Иванова “три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада”, “отпрашивалась с работы”, “не спала от радости”… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному.

Для нее оно наполнено тревогой, для него – развлечениями.

В описании оставленных Алексеем Алексеевичем Ивановым на четыре года детей тоже чувствуется “отпечаток” войны: “башмаки на Петрушке были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцов-ской гражданской одежды”. Но самый главный укор войне – образ одиннадцатилетнего сына Иванова Петрушки. Отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в “мужичка”: “отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста”, “лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам”, “Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка”.

Он был лишен детства. Иванов чувствует, что не может его полюбить.

Может уважать, но не любить. И самое страшное, что, начиная узнавать, чем жила его семья, Иванов мерит их прошлое фронтовыми мерками. Возможно, это не его вина.

Отвыкший на войне от всего, что к ней не относилось, он не может осознать, насколько большая жизнь была прожита его семьей без него.

И по отношению к Петрушке он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его “мужской” характер и даже за его командирский голос . Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре. Какая-то внутренняя преграда мешает ему понять всех домашних и даже Настю. Ответ на неуместный в устах отца вопрос: “Как вы тут без меня жили?”, – содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом.

Они не едят все сразу: Петрушка собирает крошки, Настя оставляет кусок пирога “Семену-Евсею”. Этому их научила жизнь.

Они, в отличие от Иванова, наделены “житейской мудростью”. Наверное, писателю важно показать, что душа Иванова не способна приникнуть к чужой душе. Долгое отсутствие дома обособило его от семьи.

Он считает, что он на войне совершал подвиги, а они здесь жили “нормальной” жизнью. Вот диалог Любви Васильевны и ее мужа: – Нет, не все равно, Алеша… Что ты понимаешь в нашей жизни? – Как что?

Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…

Помогите написать сочинение от лица петруши рассказ возвращение платонова

Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом”. Мне кажется, что эти слова в большей степени, чем какие-либо другие, можно отнести ко многим платоновским героям, но, в первую очередь, к Алексею Иванову – герою рассказа “Возвращение”, написанного в 1946 году, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить “от силы растущего сердца”.

Но в начале рассказа герой об этом еще не знает. Чем меня привлекло

По словам В. Астафьева, “переболеть” этой темой русскому писателю нельзя. Я читал множество книг о войне: повести В. Быкова, В. Кондратьева, Роман Г. Владимова.

Как правило, это произведения о конкретных военных эпизодах, о героизме русских солдат, офицеров, партизан. Но мой выбор пал на этот рассказ Платонова потому, что пматериалу – возвращению домой после войны. Но самое поразительное в рассказе то, что он повествует не о радости победы, а о том, какие “раны” нанесены семье и душе человека войной.

Сюжет рассказа – возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Но, прочитав рассказ, понимаешь, что это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько “возвращение к себе”, утраченному четыре года назад.

В произведении нет описания военных событий, но война здесь присутствует, и, прежде всего, в открывающем рассказ мотиве осени: “наступала уже холодная осенняя ночь”, “в окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час”… Этим автору удается соотнести внутренние состояние героя и окружающий мир: и в том, и в другом ощущаются грусть, печаль, уныние, утрата. В “Возвращении” довольно большая экспозиция, раскрывающая внутренний мир Иванова, рисующая модель его поведения: “Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона”, “чувствовал себя осиротевшим без армии”, “хотел погулять еще немного на воле”…

Читая рассказ, обнаруживаешь, что Алексей Алексеевич неприятен как человек. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с “Машей – дочерью пространщика”, волосы которой “пахнут, как осенние павшие листья в лесу”.

Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, которых он не видел четыре года и которых он предупредил телеграммой, что “выезжает домой без промедления”, а он “выходит вслед за Машей из вагона, хотя ему еще оставалось ехать до места более суток”.

В этом эпизоде Платонову, мне кажется, важно дать читателю понять, что Иванов думает больше о себе, чем о семье: жене, детях. Он, в отличие от шолоховского Андрея Соколова, совсем не понимает, что “этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось”. Мотив осени, звучавший в экспозиции, присутствует и в портрете Маши, теперь уже как обозначение бездомности, бесприютности, отсутствия привязанностей.

У Маши нет семьи, нет ответственности ни перед кем. Она одинока. С ней герой чувствует себя свободно, поэтому и выходит на Машиной станции, как бы продлевая время “безответственного”, “вольного”, “бездумного” своего существования.

Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей. В противовес своему мужу, желавшему “погулять еще немного на воле”, жена Иванова “три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада”, “отпрашивалась с работы”, “не спала от радости”… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному.

Для нее оно наполнено тревогой, для него – развлечениями.

В описании оставленных Алексеем Алексеевичем Ивановым на четыре года детей тоже чувствуется “отпечаток” войны: “башмаки на Петрушке были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцов-ской гражданской одежды”. Но самый главный укор войне – образ одиннадцатилетнего сына Иванова Петрушки. Отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в “мужичка”: “отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста”, “лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам”, “Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка”.

Он был лишен детства. Иванов чувствует, что не может его полюбить.

Может уважать, но не любить. И самое страшное, что, начиная узнавать, чем жила его семья, Иванов мерит их прошлое фронтовыми мерками. Возможно, это не его вина.

Отвыкший на войне от всего, что к ней не относилось, он не может осознать, насколько большая жизнь была прожита его семьей без него.

И по отношению к Петрушке он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его “мужской” характер и даже за его командирский голос . Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре. Какая-то внутренняя преграда мешает ему понять всех домашних и даже Настю. Ответ на неуместный в устах отца вопрос: “Как вы тут без меня жили?”, – содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом.

Они не едят все сразу: Петрушка собирает крошки, Настя оставляет кусок пирога “Семену-Евсею”. Этому их научила жизнь.

Они, в отличие от Иванова, наделены “житейской мудростью”. Наверное, писателю важно показать, что душа Иванова не способна приникнуть к чужой душе. Долгое отсутствие дома обособило его от семьи.

Он считает, что он на войне совершал подвиги, а они здесь жили “нормальной” жизнью. Вот диалог Любви Васильевны и ее мужа: – Нет, не все равно, Алеша… Что ты понимаешь в нашей жизни? – Как что?

Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…

Ссылка на основную публикацию
×
×