Анализ стихотворения Карамзина Берег.: сочинение

Анализ стихотворения Карамзина “Берег”.

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Николай Михайлович Карамзин известен современному читателю как автор повести «Бедная Лиза». Также нередко его называют летописцем при дворе Александра I, создателя «Истории Государства Российского» в двенадцати томах. Очень редко Карамзин упоминается как поэт, хотя им было написано немало стихов. Он считался основоположником «дворянского» периода русской поэзии, которую продолжили и развили Пушкин и Грибоедов.

Стихотворение «Берег» было написано в 1802 году, знаменующим начало нового этапа в жизни Карамзина. В этот год Александр I вступает на престол, сменив Павла I. Новый правитель ослабляет цензурный режим, и Карамзин осуществляет свою давнюю журналистскую мечту – начинает издание журнала «Вестник Европы». В этом же году он приступает к написанию «Истории Государства Российского». Если в конце 18 века Карамзин много писал, принимал активное участие в общественных процессах, то с началом 19-го его деятельность начинает угасать. С каждым годом из-под его пера появляется все меньше и меньше стихов, «безделок», как ласково называл их сам поэт.
В 1802 году в жизни Карамзина произошло печальное событие: умерла его первая жена, Елизавета Ивановна Протасова. Возможно, именно это навеяло тему стихотворения «Берег» – смерть близких людей.

Лирическое произведение построено на сопоставлении двух явлений, казалось бы, никак друг с другом не пересекающихся. В первых трех строфах поэт рисует яркую картину возвращения корабля в «пристань мирную», читатель видит теплую встречу мореходов с родными и близкими. В последних двух строфах проводится параллель между жизнью и морем, пристанью и смертью, человеком и кораблем. Встречающие из первой части стихотворения «перерождаются» в умерших родных и близких, которые также ждут прихода путешественников, только из мира иного…
Больше всего шокирует даже не тема смерти, а то, как она представлена. Уход из жизни – это не конец, а начало путешествия к другим берегам. Смерть – это не траур, а радостная встреча с предками, с близкими людьми. Она неизбежна, поэтому не так страшна, тем более для нас там хранится «место подле друзей».
Стихотворение «Берег» можно воспринимать как два отдельных, то есть первая и вторая части достаточно самостоятельны, в них сюжет имеет начало и конец. Но именно их «хитросплетение», умело проведенные параллели заставляют задуматься не только о смерти, но и о жизни.
Уходя в последнее плавание, мы оставляем на одном берегу близких людей. Для всех ли будет возможно занять место на противоположной «пристани»? Если я буду презирать окружающих и не делать другим добро, встретят ли меня с распростертыми объятиями в мире ином? Заслужу ли я, пройдя «море и волненье» жизни, «пристань и покой» после смерти?

Читая стихотворение, нельзя не обратить внимание на простоту языка. Вообще, поэзии Карамзина свойственна прямота, он употребляет мало метафор и ярких эпитетов. Но, несмотря на это, его стихи легко читаются и воспринимаются, а образы ярко рисуются в воображении. В стихотворении мы встречаем много риторических восклицаний («Пусть ее на карте нет!», «Пусть она и неизвестна!», «Вы маните/ Нас к таинственным брегам. ») и риторических обращений («Жизнь! ты море и волненье!», «Смерть! ты пристань и покой!», «Тени милые!»).
Во второй строфе поэт использует повтор: «Пусть она и неизвестна! / Пусть ее на карте нет!». Для достижения музыкальности и простоты изложения автор пользуется синтаксическим приемом – инверсией: «в пристань мирную войти», «летят в объятья их», «храните место подле вас друзьям».

В стихотворении мы встречаем разные стихотворные размеры. Первая, третья и пятая строфа относятся к тонической системе стихосложения, ритмика в которой организуется за счет повторения ударных слогов, а число безударных между ударениями различно. Вторая и четвертая строфа написаны двухстопным хореем с ударением на первый слог.
Способы рифмовки – перекрестная и кольцевая (во втором строфе). Стихотворение состоит из пяти четверостиший, стихотворная строфа – катрен.

Карамзин в стихотворении использовал звуковые сочетания. Например, звукопись и анафору во второй строфе:

Пусть ее на карте нет!

Пусть она и неизвестна!

Мысль, надежда им прелестна

Там избавиться от бед.

Особенностью «Берега», да и всех стихов Карамзина, является простота языка, но за этой простотой скрывается глубокий философский смысл. Его мастерство как поэта заключается в том, что он сумел этими обычными, казалось бы, словами нарисовать яркие запоминающиеся образы кораблей, моря, пристани и встречающих людей, имея в виду смерть и расставание с близкими навсегда…
Закончить анализ стихотворения мне хочется фрагментом письма М.И.Багрянского к А.М.Кутузову, которое было написано в 1791 году: «Он [Карамзин] себя считает первым русским писателем и хочет нас учить нашему родному языку, которого мы не знаем. Именно он раскроет нам эти скрытые сокровища».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

klassreferat.ru

Меню сайта

Сочинение на тему

Анализ стихотворения Карамзина “Берег”

Николай Михайлович Карамзин известен современному читателю как автор повести «Бедная Лиза». Также нередко его называют летописцем при дворе Александра I, создателя «Истории Государства Российского» в двенадцати томах. Очень редко Карамзин упоминается как поэт, хотя им было написано немало стихов. Он считался основоположником «дворянского» периода русской поэзии, которую продолжили и развили Пушкин и Грибоедов.

Стихотворение «Берег» было написано в 1802 году, знаменующим начало нового этапа в жизни Карамзина. В этот год Александр I вступает на престол, сменив Павла I. Новый правитель ослабляет цензурный режим, и Карамзин осуществляет свою давнюю журналистскую мечту – начинает издание журнала «Вестник Европы». В этом же году он приступает к написанию «Истории Государства Российского». Если в конце 18 века Карамзин много писал, принимал активное участие в общественных процессах, то с началом 19-го его деятельность начинает угасать. С каждым годом из-под его пера появляется все меньше и меньше стихов, «безделок», как ласково называл их сам поэт.
В 1802 году в жизни Карамзина произошло печальное событие: умерла его первая жена, Елизавета Ивановна Протасова. Возможно, именно это навеяло тему стихотворения «Берег» – смерть близких людей.

Лирическое произведение построено на сопоставлении двух явлений, казалось бы, никак друг с другом не пересекающихся. В первых трех строфах поэт рисует яркую картину возвращения корабля в «пристань мирную», читатель видит теплую встречу мореходов с родными и близкими. В последних двух строфах проводится параллель между жизнью и морем, пристанью и смертью, человеком и кораблем. Встречающие из первой части стихотворения «перерождаются» в умерших родных и близких, которые также ждут прихода путешественников, только из мира иного…
Больше всего шокирует даже не тема смерти, а то, как она представлена. Уход из жизни – это не конец, а начало путешествия к другим берегам. Смерть – это не траур, а радостная встреча с предками, с близкими людьми. Она неизбежна, поэтому не так страшна, тем более для нас там хранится «место подле друзей».
Стихотворение «Берег» можно воспринимать как два отдельных, то есть первая и вторая части достаточно самостоятельны, в них сюжет имеет начало и конец. Но именно их «хитросплетение», умело проведенные параллели заставляют задуматься не только о смерти, но и о жизни.
Уходя в последнее плавание, мы оставляем на одном берегу близких людей. Для всех ли будет возможно занять место на противоположной «пристани»? Если я буду презирать окружающих и не делать другим добро, встретят ли меня с распростертыми объятиями в мире ином? Заслужу ли я, пройдя «море и волненье» жизни, «пристань и покой» после смерти?

Читая стихотворение, нельзя не обратить внимание на простоту языка. Вообще, поэзии Карамзина свойственна прямота, он употребляет мало метафор и ярких эпитетов. Но, несмотря на это, его стихи легко читаются и воспринимаются, а образы ярко рисуются в воображении. В стихотворении мы встречаем много риторических восклицаний («Пусть ее на карте нет!», «Пусть она и неизвестна!», «Вы маните/ Нас к таинственным брегам. ») и риторических обращений («Жизнь! ты море и волненье!», «Смерть! ты пристань и покой!», «Тени милые!»).
Во второй строфе поэт использует повтор: «Пусть она и неизвестна! / Пусть ее на карте нет!». Для достижения музыкальности и простоты изложения автор пользуется синтаксическим приемом – инверсией: «в пристань мирную войти», «летят в объятья их», «храните место подле вас друзьям».

В стихотворении мы встречаем разные стихотворные размеры. Первая, третья и пятая строфа относятся к тонической системе стихосложения, ритмика в которой организуется за счет повторения ударных слогов, а число безударных между ударениями различно. Вторая и четвертая строфа написаны двухстопным хореем с ударением на первый слог.
Способы рифмовки – перекрестная и кольцевая (во втором строфе). Стихотворение состоит из пяти четверостиший, стихотворная строфа – катрен.

Карамзин в стихотворении использовал звуковые сочетания. Например, звукопись и анафору во второй строфе:

Пусть ее на карте нет!

Пусть она и неизвестна!

Мысль, надежда им прелестна

Там избавиться от бед.

Особенностью «Берега», да и всех стихов Карамзина, является простота языка, но за этой простотой скрывается глубокий философский смысл. Его мастерство как поэта заключается в том, что он сумел этими обычными, казалось бы, словами нарисовать яркие запоминающиеся образы кораблей, моря, пристани и встречающих людей, имея в виду смерть и расставание с близкими навсегда…
Закончить анализ стихотворения мне хочется фрагментом письма М.И.Багрянского к А.М.Кутузову, которое было написано в 1791 году: «Он [Карамзин] себя считает первым русским писателем и хочет нас учить нашему родному языку, которого мы не знаем. Именно он раскроет нам эти скрытые сокровища».

Анализ стихотворения Карамзина “Берег”

Николай Михайлович Карамзин известен современному читателю как автор повести «Бедная Лиза». Также нередко его называют летописцем при дворе Александра I, создателя «Истории Государства Российского» в двенадцати томах. Очень редко Карамзин упоминается как поэт, хотя им было написано немало стихов. Он считался основоположником «дворянского» периода русской поэзии, которую продолжили и развили Пушкин и Грибоедов.

Стихотворение «Берег» было написано в 1802 году, знаменующим начало нового этапа в жизни Карамзина. В этот год Александр I вступает на престол, сменив Павла I. Новый правитель ослабляет цензурный режим, и Карамзин осуществляет свою давнюю журналистскую мечту – начинает издание журнала «Вестник Европы». В этом же году он приступает к написанию «Истории Государства Российского». Если в конце 18 века Карамзин много писал, принимал активное участие в общественных процессах, то с началом 19-го его деятельность начинает угасать. С каждым годом из-под его пера появляется все меньше и меньше стихов, «безделок», как ласково называл их сам поэт.
В 1802 году в жизни Карамзина произошло печальное событие: умерла его первая жена, Елизавета Ивановна Протасова. Возможно, именно это навеяло тему стихотворения «Берег» – смерть близких людей.

Лирическое произведение построено на сопоставлении двух явлений, казалось бы, никак друг с другом не пересекающихся. В первых трех строфах поэт рисует яркую картину возвращения корабля в «пристань мирную», читатель видит теплую встречу мореходов с родными и близкими. В последних двух строфах проводится параллель между жизнью и морем, пристанью и смертью, человеком и кораблем. Встречающие из первой части стихотворения «перерождаются» в умерших родных и близких, которые также ждут прихода путешественников, только из мира иного…
Больше всего шокирует даже не тема смерти, а то, как она представлена. Уход из жизни – это не конец, а начало путешествия к другим берегам. Смерть – это не траур, а радостная встреча с предками, с близкими людьми. Она неизбежна, поэтому не так страшна, тем более для нас там хранится «место подле друзей».
Стихотворение «Берег» можно воспринимать как два отдельных, то есть первая и вторая части достаточно самостоятельны, в них сюжет имеет начало и конец. Но именно их «хитросплетение», умело проведенные параллели заставляют задуматься не только о смерти, но и о жизни.
Уходя в последнее плавание, мы оставляем на одном берегу близких людей. Для всех ли будет возможно занять место на противоположной «пристани»? Если я буду презирать окружающих и не делать другим добро, встретят ли меня с распростертыми объятиями в мире ином? Заслужу ли я, пройдя «море и волненье» жизни, «пристань и покой» после смерти?

Читайте также:  Сочинение по картине В. Мешкова Золотая осень в Карелии: сочинение

Читая стихотворение, нельзя не обратить внимание на простоту языка. Вообще, поэзии Карамзина свойственна прямота, он употребляет мало метафор и ярких эпитетов. Но, несмотря на это, его стихи легко читаются и воспринимаются, а образы ярко рисуются в воображении. В стихотворении мы встречаем много риторических восклицаний («Пусть ее на карте нет!», «Пусть она и неизвестна!», «Вы маните/ Нас к таинственным брегам. ») и риторических обращений («Жизнь! ты море и волненье!», «Смерть! ты пристань и покой!», «Тени милые!»).
Во второй строфе поэт использует повтор: «Пусть она и неизвестна! / Пусть ее на карте нет!». Для достижения музыкальности и простоты изложения автор пользуется синтаксическим приемом – инверсией: «в пристань мирную войти», «летят в объятья их», «храните место подле вас друзьям».

В стихотворении мы встречаем разные стихотворные размеры. Первая, третья и пятая строфа относятся к тонической системе стихосложения, ритмика в которой организуется за счет повторения ударных слогов, а число безударных между ударениями различно. Вторая и четвертая строфа написаны двухстопным хореем с ударением на первый слог.
Способы рифмовки – перекрестная и кольцевая (во втором строфе). Стихотворение состоит из пяти четверостиший, стихотворная строфа – катрен.

Карамзин в стихотворении использовал звуковые сочетания. Например, звукопись и анафору во второй строфе:

Пусть ее на карте нет!

Пусть она и неизвестна!

Мысль, надежда им прелестна

Там избавиться от бед.

Особенностью «Берега», да и всех стихов Карамзина, является простота языка, но за этой простотой скрывается глубокий философский смысл. Его мастерство как поэта заключается в том, что он сумел этими обычными, казалось бы, словами нарисовать яркие запоминающиеся образы кораблей, моря, пристани и встречающих людей, имея в виду смерть и расставание с близкими навсегда…
Закончить анализ стихотворения мне хочется фрагментом письма М.И.Багрянского к А.М.Кутузову, которое было написано в 1791 году: «Он [Карамзин] себя считает первым русским писателем и хочет нас учить нашему родному языку, которого мы не знаем. Именно он раскроет нам эти скрытые сокровища».

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

Рассмотрение лирики Карамзина в аспекте времени, исследование способов выражения авторской позиции и специфических особенностей индивидуального стиля автора. Пейзаж в сентиментализме и интерпретация художественного текста с философской точки зрения.

РубрикаЛитература
Виддоклад
Языкрусский
Дата добавления16.01.2012
Размер файла237,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

студентка группы Л22.

1. Русский певец чувств нежных

2. Сентиментализм. Пейзаж в сентиментализме

3. Виды пейзажа у Н.М. Карамзина

3.1 Идеальный пейзаж

3.2 Унылый пейзаж

3.3 Бурный пейзаж

3.4 Антропологический пейзаж

4. Времена года. Сопутствующие темы

Николай Михайлович Карамзин жил и на рубеже 18 и 19 веков, именно он творил русскую литературу, на его произведениях воспитывались ныне признанные гении пера. Тем поучительней для филолога изучать его творческое наследие, глубже проникать в механизм мастерства и сущность авторской поэтики.

Предмет исследования – интерпретация одной из сквозных тем, которая представлена в его творческом наследии ярко и многопланово. Природа. Сущность её. Красота, образность и философская наполненность – вот что руководило нами при выборе темы исследования

Цель работы заключается в сопоставлении и анализе авторских текстов, в которых предложенная тема тесно переплетена с другими, не менее важными: времени, любви, жизни и смерти, Бога.

Рассмотрение лирики в аспекте времени даёт возможность проследить насколько значительна роль данной темы в творчестве различных периодов; исследование способов выражения авторской позиции позволяет лучше понять специфические особенности индивидуального стиля Н.М. Карамзина.

Новизна предложенной работы заключается в попытке интерпретации художественного текста с философской точки зрения.

а) изучение критической литературы по творчеству Карамзина.

б) сопоставление произведений, относящихся к различным периодам творчества, интерпретация темы в поэтических и прозаических текстах.

в) самостоятельное исследование художественных текстов.

1. РУССКИЙ ПЕВЕЦ ЧУВСТВ НЕЖНЫХ

Николай Михайлович Карамзин. Русский писатель, дворянин, реформатор, патриот, публицист, сентименталист, историограф. Множество определений можно подобрать к его личности, и все они будут верны. Его деятельность в области русской словесности того времени поистине всеохватна: он, в первую очередь, модернизировал литературный язык, отточил его, как оттачивают скальпель хирурги, дабы донести до читателя прекрасное, многогранное Слово. “Слово для него замкнуто в себе и обращается не столько к воображению, сколько к фантазии, не столько к зрению вещей, сколько к созерцанию отраженной в них души” [1]. Внешне он ведёт, рассеянную, как тогда выражались, жизнь молодого и необременённого философскими раздумьями повесы, но внутренне он стремиться к самопознанию и самоопределению. Множество факторов повлияло на формирование личности писателя: прекрасное европейское образование, дворянский лоск, блестящие покровители. Но, главное, Карамзин – Гений. Начав свой творческий путь как журналист и переводчик, он постепенно приходит к новому для 18 – 19 веков стилю – сентиментализму (sentiment — чувство, чувствительность — направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.). Оно более всего совпадало с его эстетическими взглядами – Карамзин, вслед за Джоном Локком, придерживался идей эмпирического, чувственного познания мира и эгоцентрической индивидуальности (“источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя” – Дж. Локк.), это подтверждается и его письмом к Дмитриеву от 1820 года, где он совершенно ясно понимает необходимую связь между чувством к природе и философией: “Чувство к природе ещё живо в моем сердце, несмотря на чистый идеализм моей философии.

2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. ПЕЙЗАЖ В СЕНТИМЕНТАЛИЗМЕ

“Карамзин не открыл впервые для России того сентиментализма, который связывался с его именем. Он добился, однако, величайшей кристаллизации этого стиля, сделал его общим достоянием, добился его победы. Он связал со своим именем целое течение, зародившееся до него, но выразившееся полноценно именно в его творчестве” [3].

Одной из особенностей русского сентиментализма было особое отношение к природе. Пейзаж в произведениях писателей С. получает эмоциональную характеристику — это не просто бесстрастный фон, на котором развертываются события, и не декорация, украшающая картину, а кусок живой природы, как бы заново открытой автором, прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем. В полной мере это воспринял и Карамзин. “Едва ли не главная заслуга его заслуга как пейзажиста – осознание глубинной поэтичности самой природы как предмета созерцания и источника вдохновения. Слова “Природа”, “Натура” пишутся у Карамзина с прописной буквы: в его творчестве впервые создается поэтический культ природы как таковой, отсюда и значение пейзажа, как средства “воспитания души”” [4].. У Карамзина впервые поэзия вообще и пейзажная в особенности размышляет о самой себе. Михаил Эпштейн пишет в книге “Природа, мир, тайник вселенной”: “Создатель унылого, печального пейзажа, пронизанного мотивами томления, увядания, прощания с жизнью (“Осень”, 1789; и др.), Карамзин предвосхитил скорбную, “рыдальческую” линию в развитии русского чувства природы (Н. Некрасов, А. Белый и др.). Введя мотив несоответствия между состояниями природы и души (“Весенняя песнь меланхолика”, 1788; “К самому себе”, 1795), заложил основу для психологизма в лирике”[5].

Природа у Карамзина – живой единый организм, чьё существование неразрывно слито с существованием Человека. Можно сказать, что одним из признаков для писателя была тесная связь с природой (Лиза – как существо, выросшее среди лугов и полей и Эраст – как дитя города).

“Характерна также деформация, которую претерпел культ природы, свойственный западным сентименталистам, в творчестве Карамзина. Карамзина тянет в природу, красоты которой он умеет и ценить и изображать, подальше от бурь общественной жизни, в мирную обстановку деревни, где помещики — отцы своих крестьян, и крестьяне благополучны в меру своего трудолюбия, покорности и “добродетели”. “Руссоизм” стал для Карамзина не стимулом разрушения феодального уклада, а методом оправдания свободы от политики. Само собой разумеется, что относительная реалистическая зоркость западных сентименталистов была в сильной мере ограничена у Карамзина идеализацией существующего мира, бытовой реализм западных сентименталистов — орудие вскрытия противоречий жизни — заменялся у него рисовкой бытовых деталей, наблюденных через розовые очки” [6].

Единственная подлинная тема такого искусства — это внутренний мир человека, во всей пестроте индивидуальных переживаний, от возвышенного пафоса и до бытовых случайностей.

Отметим, что тема природы как связующая нить тянется через все его произведения. Так или иначе она связана со многими темами и проблемами (см. приложение № 4):

3. ВИДЫ ПЕЙЗАЖА У КАРАМЗИНА

Из всех разновидностей пейзажа на первое место по своему эстетическому значению следует поставить идеальный пейзаж, сложившийся еще в античной литературе – у Гомера, Феокрита, Вергилия, Овидия,а затем на протяжении многих веков разрабатывавшийся в литературе средневековья и Возрождения. Это как бы точка отсчета развития пейзажа в поэзии нового времени. Именно постепенное разложение этого господствовавшего в поэзии канона дало материал для создания новых жанровых типов пейзажа, уже не столь цельных и самодостаточных.

Элементами идеального пейзажа, как он сформировался в античной и средневековой европейской литературе, можно считать:

1)мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи

2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду

3) цветы, широким ковром устилающие землю

4)деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень

5) птицы, поющие на ветвях

6) элементы пасторали (пастухи пастушки на лугах)

7) изображаемому времени года это чаще всего весна:

карамзин лирика пейзаж сентиментализм художественный

На персях нежныя Природы

Играет, резвится Зефир.

Дождь тихий с неба к нам лиется

И всё творение живит;

В полях все травы зеленеют,

И луг цветами весь покрыт.

Уже фиалка распустилась,

Смиренно под кустом цветет,

Амброзией питает воздух;

Не ждя похвал, благотворит.

На ветвях птички воспевают

Хвалу всещедрому творцу;

Любовь их песни соглашает,

Любовь сердца их веселит.

Овечки кроткие гуляют

И щиплют травку на лугах;

В сердцах любовь к творцу питают —

Без слов его благодарят.

Пастух играет на свирели,

Лежа беспечно на траве;

Питаясь духом благовонным,

Он хвалит красоту весны.

Везде, везде сияет радость

(“Весенняя песнь меланхолика”)

Характерны уменшительно-ласкательные суффиксы, присоединенные к каждому слову идеального пейзажа – “идиллеме” ( травка, овечки). В идиллию вносятся мотивы элегии:

Но я, печалью отягченный,

Брожу уныло по лесам.

В лугах печаль со мною бродит.

Смотря в ручей, я слезы лью;

Слезами воду возмущаю,

Волную вздохами ее.

(“Весенняя песнь меланхолика”)

Голос автора звучит в поддержку красоты пейзажа против унылого настроения:

Читайте также:  Картина В. Л. Боровиковского Портрет Е. Н. Арсеньевой: сочинение

Когда придет весна моя,

Зима печали удалится

(“Весенняя песнь меланхолика”)

В XVIII веке идеальный пейзаж был значим сам по себе, как поэтическое представление природы, ранее вообще не входившей в систему эстетических ценностей русской литературы. Поэтому у Ломоносова, Державина и, особенно, Н.М. Карамзина этот пейзаж обладал художественной самоценностью, как поэтизация той части действительности, которая раньше, в средневековой литературе, не считалась поэтической: как знак овладения античным, общеевропейским искусством пейзажа.

3.1 Унылый пейзаж

Унылый пейзаж – истинное дитя сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим – он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляют жанровую особенность элегии. Исторически первый тип унылого пейзажа окрашен в темные, сумеречные тона – его можно назвать “мрачным”,: “Но за красным летом следует мрачная осень. Цветы и в поле и в саду увяли; зелень поблекла; листья слетели с деревьев; птички. бог знает, куда девались — и все стало так печально, так уныло” (“Юлия”).

Унылый пейзаж занимает как бы промежуточное место между идеальным (светлым, мирным) и бурным пейзажем. Тут нет ясного дневного света, зеленых ковров, пестреющих цветами, напротив, все погружено в молчание, покоится во сне. Не случайно через многие унылые пейзажи проходит кладбищенская тема:

Тихо в могиле, мягкой, покойной.

Ветры здесь веют; спящим прохладно;

Травки, цветочки растут.

Особый час дня: вечер, ночь или особое время года – осень, что определяется удалением от солнца, источника жизни: “..мрак вечера питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения” (“Бедная Лиза”).

Непроницаемость для взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие: туман и тишина: “Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина” (“Бедная Лиза”)

туман и тишина, таинственный, жутковатый, бледное светило царства мертвых: “Ночь была ясная, свет полной луны осребрял темную зелень на древних дубах и вязах, которые составляли густую, длинную аллею” (“Остров Борнгольм”) – отраженный свет, к тому же рассеянный туманом, льет печаль на душу.

Картина обветшания, увядания, тления, развалин: “Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею.” (“Бедная Лиза”).

Образы северной природы, куда вела русских поэтов оссиановская традиция. Север – часть света, соответствующая ночи как части суток или осени, зиме как временам года, вот почему мрачный унылый пейзаж включает детали северной природы, прежде всего такие характерные, легко узнаваемые, как мох и скалы: “Волны пенились под рулем корабля нашего, берег гревзендский скрылся в отдалении, северные провинции Англии чернелись на другом краю горизонта — наконец все исчезло, и птицы, которые долго вились над нами, полетели назад к берегу, как будто бы устрашенные необозримостию моря. Волнение шумных вод и туманное небо остались единственным предметом глаз наших, предметом величественным и страшным” (“Остров Борнгольм”).

Таковы основные черты унылого пейзажа в его ранней, “мрачной” разновидности, вдохновляемой в основном предромантическим мироощущением.

3.2 Бурный пейзаж

Изображает картины природы зимой. В отличие от идеального пейзажа составные части грозного, или бурного, поэтического пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Реки, облака, деревья – все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой: “Между тем сильный ветер нес нас прямо к острову. Уже открылись грозные скалы его, откуда с шумом и пеною свергались кипящие ручьи во глубину морскую. Он казался со всех сторон неприступным, со всех сторон огражденным рукою величественной натуры; ничего, кроме страшного, не представлялось на седых утесах. (“Остров Борнгольм”). Природа в бурном пейзаже часто является олицетворением Божьей карой за грехи: “Между тем блеснула молния и грянул гром….Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности” (“Бедная Лиза”). Какие же устойчивые признаки бурного пейзажа можно выделить?

– звуковой: шум, рев, грохот, свист, гром, вой, столь отличные от тишины и мягкого шелеста идеального пейзажа

– черная мгла, сумрак, вспышки молний:

Во тьме ночной ярилась буря;

Сверкал на небе грозный луч

– ветер; волны, пучины – кипящие, ревущие; дремучий лес или груды скал. При этом волны бьются о скалы; трепет, дрожь мироздания, шаткость, крушение всех опор: “Пенистые волны от начала мира сражаются с гранитными утесами” (“Остров Борнгольм”).

Именно в бурном пейзаже звуковая палитра поэзии достигает наибольшего разнообразия: “с шумом и пеною свергались кипящие ручьи” – аллитерация передаёт пугающее шипенье волн.

В полной мере раскрывается тема вечности, но вечности неспокойной: С ужасом видел я там образ хладной, безмолвной вечности, образ неумолимой смерти и того неописанного творческого могущества, перед которым все смертное трепетать должно” (“Остров Борнгольм”).

Причем если через идеальный пейзаж лирическому герою открывается образ Бога, то бурный олицетворяет непреодолимый рок, враждебные человеку силы.

3.3 Антропологический пейзаж

Человек – часть Природы, нельзя отделять их. В стихотворении “Выздоровление” лирический герой прославляет свою нежную матерь Природу за возвращённую жизнь.

Здесь отчётливо заметна связь между стадиями болезни и временами года:

Интерпретация стихотворения (понимание, истолкование, оценка). “Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник…” (философский смысл стихотворения С.Есенина “Отговорила роща золотая”)

Разделы: Литература

Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов! Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение.
А.Блок.

В настоящее время в школьной практике используется несколько видов анализа текста: это лингвостилистический, комплексный, анализ стихотворения, анализ эпизода. По каждому уже существуют разработанные методики. Самым сложным, на мой взгляд, является анализ лирического произведения (стихотворения): понимание, истолкование, оценка, потому что два ученика могут проанализировать одно и то же стихотворение по-разному. И различия будут касаться не того, где в этом произведении повторы, сравнения, метафоры, а способов подачи информации. Один ребёнок просто перечислит – без порядка и разбора всё, что успел увидеть (по плану, предложенному учителем). Другой увидит взаимосвязь между отдельными средствами выразительности, покажет, как они подчинены единому замыслу поэта. Кроме того, каждый из них должен пропустить анализируемое стихотворение через своё сердце, свою душу. А это во многом зависит от эстетического чувства, от знаний ребёнка; каждый берёт из текста только то, что есть в его собственной душе. Поэтому анализ текста – умение ученика красиво и ясно выражать свои мысли – направлен на подготовку будущих выпускников школы к написанию итогового сочинения, которое соединяет в себе две далеко стоящие друг от друга задачи – контрольную (проверка знания и понимания конкретного материала) и творческую (проверка риторических навыков, стиля, языка, аналитической интуиции, общего кругозора). В своей практике я давно убедился в том, что к концу 11 класса многие ученики не могут правильно определить тему и идею стихотворения, а ведь от них зависит правильное истолкование произведения. Поэтому при анализе стихотворения надо “идти” не от темы к идее, как это предлагает методика, а от понимания (от словесных картин, рисуемых поэтом в строфах) к теме и идее.

Попробую это показать на примере двух уроков по творчеству С.Есенина в 11 классе, тема которого вынесена в качестве заголовка данной статьи. При проведении этих уроков я ставил следующие цели:

1) уточнить и углубить чувства поэта, приблизиться к авторской позиции (т.е. понять философские размышления на “вечные темы”);
2) закрепить навыки интерпретации лирического произведения;
3) научиться развивать эмоциональную отзывчивость, точность воображения.

После уточнения темы, цели урока (интерпретация стихотворения, философский смысл – “вечные темы”, смысл стихотворной строки, взятой в качестве темы урока, – точных ответов не требовать), выступления учащегося о последних годах жизни поэта, выразительного чтения стихотворения “ Отговорила роща золотая…” переходим к выяснению первичных впечатлений. Очень важно, чтобы учитель на данном этапе урока не требовал от своих учеников точных ответов, а прислушался к каждому мнению и использовал их в дальнейшем. Теперь попробуем вместе с детьми выяснить, о чём оно. К сожалению, многие посчитали, что данное стихотворение о природе. Оттолкнёмся от этой мысли и вместе с учениками нарисуем словесные картины к каждой строфе и выясним мотив стихотворения. Ученики без затруднения заметили мотив грусти, одиночества. Попросим детей прочитать 1 и 2 стихи 2 строфы и подумать над тем, что заставило поэта написать это стихотворение (размышление над смыслом человеческой жизни), поработаем над значением ключевого слова странник (это индивидуальное домашнее задание). Выясняем жанр стихотворения и обосновываем свои наблюдения, и опять точки зрения детей разошлись. Одни посчитали, что оно относится к пейзажной лирике, другие – к философской. А теперь вместе с классом переходим к его истолкованию. Попробуем разобраться в картинах, мотивах, жанре и в другом с точки зрения авторского замысла. Если внимательно и вдумчиво вчитаться в стихотворение, то можно увидеть, что каждую строфу (катрен) можно разделить на 2 полустрофы: в каждую входит по 2 стиха. Условно назовём полустрофу, рисующую пейзаж, полустрофой 1 порядка, а полустрофу, которая показывает чувства лирического героя, полустрофой 2 порядка (на столах перед каждым учеником лежат отпечатанные стихотворения). Попросим их отметить цифрами (учитель вывешивает плакат со стихотворением, 2 полустрофа выделена красным цветом, проставлены цифры). Вот как это выглядит.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком, 1
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
2

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
2
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом. 1

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль, 1
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
2

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь. 2
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть. 1

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава, 1
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
2

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком… 1
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
2

Читаем вслух сначала все полустрофы 1 порядка, затем – 2 порядка и выясняем, на какой стилистической фигуре построено стихотворение (параллелизм). Ученики отмечают тот факт, что полустрофы 1 и 2 порядка совпадают по количеству, что основным в произведении являются философские размышления, поиск и внутренней гармонии, а описание природы – это фон для показа настроения лирического героя. Выясняем ключевое слово всего стихотворения (жалеть). Ставим ряд вопросов (выполняем задания):

1) Определите ключевые слова в каждом катрене и запишите в виде цитатного плана.

1. Отговорила роща золотая
Уж не жалеют…

5. Не обгорят рябиновые кисти.

2) Какой тип речи напоминает такой цитатный план? (Рассуждение.)

3) А когда мы используем рассуждение? (Когда хотим доказать свою точку зрения.)

4) Скажите, какая строфа будет являться тезисом, какие доказательством, а какая – выводом? (2 – тезис, 1, 3, 4, 5 – аргументы, 6 – вывод.)

5) Как по-другому мы называем тезис? (Основная мысль.)

6) Какие стихи во 2 строфе являются основной мыслью, идеей стихотворения? (1, 2 стихи – прочитать.)

7) Определите жанр стихотворения (Элегия – грустное стихотворение – размышление.)

Читайте также:  Сочинение по картине В. В. Мешкова Золотая осень в Карелии: сочинение

8) Какой тип речи, помимо рассуждения, использовано в стихотворении? (Описание.)

9) Каким чувством наполнено оно? (Грустью.)

10) Какую же роль в этом стихотворении выполняет пейзаж? (Усиливает чувства лирического героя.)

11) Действительно, сюжет произведения – это движение чувства лирического героя, подводящего итоги своей жизни. Скажите, какая часть речи передаёт это движение? Перечислите их. (Глаголы и их формы при рассуждении.)

12) А какая часть речи усиливает эти чувства? Перечислите их. (Прилагательные и существительные – при описании.)

Таким образом, ученики убеждаются в том, что от непосредственного созерцания пейзажа поэт переходит к философским размышлениям на “вечные темы”, а образы природы передают душевные переживания лирического героя.

Попросим учеников ещё раз прочитать 2 катрен и объяснить, о чём он.

Теперь дети без труда говорят о том, что это словесное выражение жизненного пути человека. Находим вместе с ними ключевые слова и объясняем их смысл (странник, дом, конопляник, голубой пруд), ученик, выполнявший домашнее индивидуальное задание, объясняет значение слова грезит (“О всех ушедших грезит конопляник”). Ставим перед детьми ещё ряд вопросов:

  1. А почему месяц широкий?
  2. Почему поэт использует инверсию в предложении “Кого жалеть?” (Чтобы обратить внимание на слово, подчеркнуть его значение – жалеть никого не надо.)
  3. Скажите, какую роль здесь играет пейзаж? (Это только детали среднерусского пейзажа: и пруд, и месяц – это неизменные спутники каждого человека.)

А теперь прочитаем ещё раз 1 катрен и зададим вопросы:

  • Какую картину вы бы нарисовали красками? (Обобщённый пейзаж поздней осени: облетевшая роща, журавли.)
  • Почему поэт сделал лишь общий набросок поздней осени? (Главное не в ней, а в настроении души лирического героя.)
  • Каким настроением проникнута строфа?
  • Какая полустрофа передаёт это настроение? (2)
  • Как она перекликается с полустрофой 2 порядка во 2 катрене?
  • Найдите троп, который передаёт общий настрой лирического героя. (Олицетворение – “отговорила роща золотая”.)
  • Почему поэт нарушил обычный порядок слов, почему глагол на 1 месте? (Глагол совершенного вида обозначает законченное, завершенное действие.)
  • Найдите инверсию (роща золотая). Вдумайтесь в этот эпитет. Что имел в виду поэт? (“Золотая” – это время юности поэта.)
  • Какие тропы также передают грусть лирического героя? (Берёзовым, весёлым языком – метафора; журавли, печально пролетая – олицетворение.)
  • После выразительного чтения 3 катрена отвечаем на вопросы:

      Какая картина предстаёт перед нами? (Обобщённый пейзаж: голая равнина, журавли, ветер.)
    1. Каким чувством проникнута эта строфа?
    2. Как лирический герой отвечает на свой вопрос: “ Кого жалеть?” в этом катрене? (Обращается внимание на последние 2 стиха полустрофы 2 порядка, отвечающей за чувства лирического героя.)
    3. Скажите, почему прошедшее не надо жалеть? (Потому что его не возможно вернуть.)
    4. Найдите тропы (равнина голая, юность весёлая – метафоры.) Почему поэт так скуп на тропы?
    5. Почему в метафоре “о юности весёлой” использована инверсия? (Подчёркивается значимость слова юность.)
    6. Найдите синоним к данной метафоре в 1 катрене. (Юность весёлая – золотая осень.)
    7. А теперь найдите выражения в 1 и 3 катренах, подчёркивающих отношение автора к ним. (1. Отговорила роща золотая. 3. Но ничего в прошедшем мне не жаль.)
    8. Сделаем вывод. Почему лирический герой не жалеет о прошедшей юности? (Потому что это жизнь… Юность героя, как и роща, отговорила весёлым языком.)

    Работа над 4 катреном строится по вопросам:

  • На какой стилистической фигуре построен 4 катрен? (Лексическая анафора.)
  • Как вы думаете, в чём старается убедить нас поэт этим повтором? (Лирический герой убеждает нас в обратном: жаль! да ещё как жаль!)
  • Какие реалии жизни поэта и окружающей действительности отражены в этой строфе?
  • Как вы понимаете эпитет “сиреневую цветь”? (Выступление ученика по индивидуальному домашнему заданию.)
  • Найдите другие тропы. Что они выражают? (Горит костёр рябины красной.)
  • Как вы считаете, какая строфа будет являться кульминацией в развитии лирического сюжета? (Учитель отмечает, что 4 строфу можно считать кульминацией в развитии лирического сюжета, потому что поэт считает себя в этом мире одиноким и тоскующим. “Костёр рябины красной” не может согреть никого.)
  • Чем для лирического героя является “костёр рябины красной”? (Поэзией.)
  • Каким чувством наполнена и эта строфа? (Чувством грусти и одиночества.)
  • После выразительного чтения 5 строфы проводится беседа :
    Скажите, какие мысли и настроения владеют лирическим героем? Чем это достигается?

    (Уверенность в том, что всё в этой жизни было не напрасно, достигается отрицанием, звучащим как утверждение: не отгорят, не пропадёт.)

    Откуда у поэта такая уверенность в том, что всё не напрасно?

    1) Какой смысл вкладывает Есенин в сочетание слов “рябиновые кисти”? (Это поэзия – для него она прекрасная роща, где слова – рябиновые кисти, образы – “костёр рябины красной”).
    2) Как вы объясните смысл сравнения: “Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова”?)

    Читаем выразительно 6 катрен и выясняем, каким чувством он пронизан.

    В последней строфе внутреннее лирическое движение сюжета стихотворения “Отговорила роща золотая” завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества, а просветлённая грусть. В этом катрене 2 стилистические фигуры – умолчания. Речь прерывается в расчёте на догадку читателя. Дома ученики должны были подумать над ними и закончить их. Спросим их о том, что хотел поэт сказать этими паузами умолчания.

    1. Почему вы по-другому взглянули на это стихотворение?
    2. При каких жизненных обстоятельствах смиряется тревога души героя?
    3. Как они изображены в этой строфе? (Первые 2 стиха.)
    4. Как поэт выражает свои чувства? (Вводит метафору “милым языком”. Для Есенина милы – это жизнь.)

    Теперь вместе с учениками подведём некоторые итоги. После подробного анализа строф переходим к определению темы и идеи стихотворения. Дети убеждаются ещё раз в том, что это произведение не о природе. Зададим несколько вопросов:

    1. Посмотрите на тезисный план стихотворения, который мы составили. Какую композицию он напоминает? (Кольцевую.)
    2. Почему кольцо? Что оно символизирует? (Кольцо – это символ вечности, нашего бытия, и человек разорвать его не в силах, поэтому он и природа – единое целое.)
    3. Как вы думаете, какова тема стихотворения “Отговорила роща золотая”?

    Достигает ли лирический герой внутренней гармонии?

    Таким образом, дети приходят к выводу о том, что в этом стихотворении тема – поэта, отталкиваясь от описания природы, поэт поднимается до уровня философского обобщения жизни, приходит к размышлению о смысле бытия и отдельной человеческой личности.

    1. А теперь определите идею стихотворения. (Обозначена в теме урока.)
    2. Если вы были бы художниками, то какую картину нарисовали бы? (Группа художников представляет картину, показывающую настроение лирического героя, это домашнее групповое задание.)

    Попросим учеников дома определить размер, рифму, найти звукопись и доказать, что и они служат для раскрытия темы и идеи стихотворения, подготовиться к сочинению по интерпретации этого стихотворения.

    В конце урока необходимо провести небольшую беседу:

    1. С какой целью мы провели такую работу?
    2. Попробуем с вами доказать, что и размер, и рифма служат для раскрытия темы и идеи стихотворения. Определите размер. На что он указывает? (На то, что в стихотворении – сложные предложения, передающие движения чувств лирического героя, его размышления. Сложные предложения замедляют интонацию стихотворной речи и придают ей грусть.)
    3. Определите клаузулу. Что передаёт сочетание женской и мужской клаузул? (Экспрессию, чувства. Такое чередование рифмы делает стихотворение живым, мелодичным и пластичным. Мужская клаузула звучит отрывисто – гармонирует с сосредоточенным чувством и трагическим положением лирического героя.)

    Итак, мы вместе с учениками ещё раз убедились в том, что проанализировать стихотворение не так-то просто. Но если такая работа ведётся в системе, начиная с 9 класса, то дети справятся с сочинением по интерпретации стихотворения, тем более что практически в каждом экзаменационном блоке сочинений есть такой вид работы.

    Анализ стихотворения Карамзина Берег.: сочинение

    Ста́нсы (фр. stance от итал. Stanza — помещение, комната, остановка) — лиро-эпическое произведение, состоящее из композиционно законченных строф, обособленных друг от друга. Это выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах .

    В более тесном смысле Стансами называлась традиционная строфа в форме восьмистишие из 5 или 6 стопных ямбов, иначе октавы. Стансы — классическая форма эпической поэзии (Ариосто, Тассо, Камоэнс), несравненный блеск придал им Байрон («Дон-Жуан», «Чайльд-Гарольд»). Русские октавы: «Аул Бастунджи» Лермонтова, «Домик в Коломне» Пушкина.

    СТАНСЫ — лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих С., выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую (строфического «enjambement») и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.

    Эти условия построения С. нашли свое отражение в самом термине, происходящем от итальянского слова «stanza», что означает «остановка», «покой». Следует отметить, что первоначально, в средние века и эпоху Возрождения, понятие С. было в композиционном отношении более определенным, чем в наше время, включая ряд требований относительно числа слогов в стихе, расположения рифм и т. п. В лирике трубадуров под С., в противовес значительным по объему лирическим формам, подразумевалась небольшая песенка с куплетным построением. В дальнейшем утеря куплетно-песенной основы в С. привела к неясности и неопределенности термина, к-рый напр. в немецкой поэзии стал применяться к октаве ( см. ), а во Франции нередко употребляется как синоним термина « строфа » ( см. ).

    В русской поэзии форма С. чаще всего применялась в жанре медитативной лирики. Ср. стансы Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», в которых современная форма С. нашла законченное выражение.

    Основной темой стихотворения Иосифа Бродского «Стансы» является неизбежность конца человеческой жизни. Стансы – небольшое элегическое стихотворение с философским или любовным содержанием в поэзии XVIII – XIX вв., поэтому название как бы отражает предстоящее содержание стихотворения.

    Это лирическое стихотворение, строфы которого состоят из восьмистиший . Строфы законченные и обособлены друг от друга.

    Эмоциональность выражена в стихотворении в первой строфе инфинитивной формой глагола: «выбирать», «умирать» и посредством отрицания «не хочу» и «не найду».

    Возникает тема холода через слова: «тёмно-синий», «тьма», «морось», «снежок».

    В стихотворении фигурируют следующие средства выразительности (тропы):

    v Эпитеты: фасад темно-синий, выцветших линий, петроградском дыму, апрельская морось, равнодушной отчизне, непрожитых лет.

    v Олицетворение: обращение Иосифа Бродского к Васильевскому Острову посредством притяжательного местоимения «твой»; придание «отчизне» человеческого качества равнодушия, а также «к равнодушной отчизне прижимаясь щекой», где отчизна выступает в роли человека или предмета, к которому можно прижаться щекой, то есть это уже не абстрактное понятие.

    v Сравнение: «две жизни…» «… словно девочки-сёстры».

    v Повтор: «И душа …» – «и апрельская морось…», «И услышу …» – «и увижу …».

    Также в стихотворении имеют места стилистические средства изобразительности:

    v Инверсия: каждое предложение во всём первом восьмистишии, «над затылком снежок».

    v Использование прямой речи: «- До свиданья, дружок».

    Помимо средств выразительности и стилистических средств изобразительности в стихотворении фигурирует такое фонетическое выразительное средство, как аллитерация: «страны» – «погоста», «душа» «поспешая», «увижу» «жизни», «машут мальчику»,

    Н и страны, ни погоста
    не хочу выбирать.
    Н а Васильевский остров
    я приду умирать.

    Сельское кладбище (в старину – рядом с церковью).

    СТ А НС, -а; м. [франц. stance] Спец.
    1. мн.: ст а нсы, -ов. В поэзии 18 – 19 вв.:
    небольшое элегическое стихотворение с философическим или любовным содержанием.
    2. Стихотворная строфа, состоящая из четырех строк с четырёхстопным ямбом.

    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×