Творческие противоречия в творчестве Карамзина
Положительные тенденции сентиментальной прозы нашли выражение и в тех прозаических произведениях автора «Бедной Лизы», которые он помещал в «Вестнике Европы». Значительный историко-литературный интерес представляет неоконченный роман «Рыцарь нашего времени», над которым Н. М. Карамзин работал в 1799-1803 гг. Автор поставил своей задачей изобразить характер современного молодого человека, героя времени. Это была первая в русской литературе попытка разработать тему, которая в дальнейшем будет привлекать внимание многих писателей (ср. заглавие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Карамзин стремится показать, как складывался характер его героя, испытавшего «раннюю склонность к меланхолии». С этой целью он обстоятельно описывает детство героя, окружающую его среду, бытовые условия, воспитание и образование. Многое здесь изображено более жизненно, чем в ранних повестях Карамзина, в частности в «Евгении и Юлии» (1789), повести из дворянской жизни.
Но еще более интересен этот роман как литературный замысел. Ход повествования все время прерывается замечаниями и суждениями автора по вопросам поэтики и стиля. Карамзин высмеивает сложившиеся под влиянием его же собственных ранних повестей шаблоны сентиментальной прозы и отстаивает необходимость обращения к новой манере, к новым творческим принципам. Называя героя Леона своим приятелем, Карамзин обещает так живо описать все его качества, что читатели без труда укажут на него пальцем. Он признает за собой право идти «с пером» по следам жизни и мотивировать свое изложение единственным доводом: «Так было точно!» Опасаясь, что простое описание ничем особенным не примечательного детства Леона может вызвать упрек в бесплодности авторского воображения, Карамзин уверяет читателей, что он «мог бы набрать довольно цветов для украшения этой главы», мог бы «многое придумать», и дает примерное изложение темы в старой, слащаво-патетической, перифрастической манере. «Тут есть и живопись, и антитезы, и приятная игра слов»,- замечает Карамзин. Но он не хочет писать в шаблонном стиле сентиментализма, и для его романа характерны такие, например, строки о Леоне, читавшем книгу под старым дубом: «Вдруг нашла туча, и солнце закрылось черными парами. Дядька звал домой Леона. «Погоди»,- отвечал он, не спуская глаз с книги. Блеснула молния, загремел гром, пошел дождик. Старик непременно хотел идти домой. Леон завернул книгу в платок, встал и посмотрел на бурное небо. Гроза усиливалась: он любовался блеском молнии и тихо шел, без всякого страха». И явление природы, и поведение человека здесь описываются с необычной для сентиментальной прозы простотой. Этот неоконченный роман явился своеобразным откликом писателя-сентименталиста на начавшийся процесс постепенного формирования русского реализма. Но идейные предпосылки творчества Карамзина не могли открыть перед ним подлинных путей к реализму.
Творческие противоречия нашли выражение и в другом произведении Карамзина – «Чувствительный и холодный. (Два характера)» (1803). Писатель детально описывает два различных типа своих современников, прослеживая их жизненную судьбу. Как один из ранних опытов психологической характеристики очерк Карамзина был заметным явлением в истории литературы. Однако и эта попытка создать типические характеры ослабляется предпосылкой, из которой исходит психолог-сентименталист: человек от природы обладает определенным и неизменным характером, воспитание и обстоятельства жизни могут только помочь его дальнейшему развитию.
Поиски нового заметны и в исторической повести Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803). Здесь чувствуется стремление глубже, чем это было в ранней повести «Наталья, боярская дочь» (1792), погрузиться в историю. Отсюда новая форма повествования: автор называет себя издателем, публикующим, с необходимыми исправлениями слога, старинный манускрипт.
Однако еще в пору своего возникновения сентиментализм обнаружил не только сильные, но и слабые стороны. Это было связано с его общественно-политической ограниченностью. Карамзин, называвший себя республиканцем, в душе оставался сторонником просвещенной монархии, а в крестьянском вопросе ограничивался проповедью гуманного отношения к крепостным. Развитие общественной борьбы укрепило писателя на позициях консерватизма. Большую роль в этой эволюции Карамзина и всего сентиментализма сыграла Великая французская революция (1789-1794), напугавшая русских дворян-помещиков и освежившая в их памяти недавнюю «пугачевщину». В сентиментализме усиливаются антипросветительские тенденции. Ограничившись в свое время признанием морального равенства крестьянки Лизы и дворянина Эраста, Карамзин и теперь, в новый период общественного развития страны, признает социальное неравенство естественным, закономерным явлением. Он стремится внушить читателям мысль, что сословно-имущественные различия не являются препятствием на пути к счастью людей, ибо истинное счастье и действительное благополучие зависят якобы только от морального состояния человека. Этой «утешительной» философией проникнуты все произведения Карамзина.
О литературной критике Н.М. Карамзина
В.С. Валуев Хрестоматийно известно сказанное в 1840-е годы В.Г. Белинским: «Первым критиком и, следовательно, основателем критики в русской литературе был Карамзин». Литературная критика Н.М. Карамзина — самобытное явление в словесности XVIII в. В трудах по истории русской журналистики и критики комментируются крупные журнальные статьи Карамзина. Театроведческие работы «Московского журнала» анализирует И.А. Кряжимская, о Карамзине как критике этого журнала пишет Т.Ф. Пирожкова. Теоретико-литературные взгляды писателя охарактеризованы в трудах Б.Ф. Егорова, Ю.М. Лотмана, Г.П. Макогоненко. Следующая задача науки — дать специальный обзор обширного критического творчества первого русского литературного критика. В Европе XVIII в. критика была делом обычным и популярным. Общеевропейской известностью пользовался английский литературный критик Сэмюэль Джонсон. Искусствоведческие критические очерки систематически публиковал Дидро. В России прецедентом критики Карамзина были лишь спорадические выступления писателей и введенный «Санкт-петербургским вестником» раздел, посвященный литературной критике. В своем моноиздании 1791-1792 гг. — «Московском журнале» — Карамзин ввел постоянные критические отделы «О книгах», «О русских книгах», «О иностранных книгах», «О иностранных журналах», «Театр», «Парижские спектакли», «Московский театр». В 1802 г. в «Вестнике Европы», издаваемом Карамзиным, появилась рубрика «Критика». Регулярная публикация рецензий, как свидетельствует развернувшаяся на страницах «Московского журнала» полемика между читателем и издателем о праве на критику, была новой и неожиданной для литературной России. Мысль о необходимости и пользе критики для русской словесности возникла у Карамзина во время европейского путешествия после знакомства с западной критикой. «Что была бы немецкая литература за тридцать лет перед сим, и что она теперь? — пишет Карамзин. — И не строгая ли критика произвела отчасти то, что немцы начали так хорошо писать?». В начале 1790-х годов направленность литературной критики определяется Карамзиным более в западноевропейском, нежели в традиционном российском ключе: он характеризует ее как суд, в равной мере осуждающий и одобряющий. С одной стороны, критик доброжелателен к авторам: «. погрешности в сочинении подобны соломе, плавающей на верху воды, а красоты — перлам, лежащим на дне». С другой стороны, он публикует резко отрицательные, бичующие рецензии на спектакль Московского театра «Эльфрида», на перевод Палефатовых сказаний. Десятилетие спустя Карамзин, отказываясь и от европейской традиции, и от российского обычая критического «осуждения», утверждает принцип сугубо позитивной критики. Именно такая критика содействует, по его мнению, национально своеобразному развитию отечественной словесности. В программной речи на собрании Российской Императорской академии в 1818 г. Карамзин призывает академиков составить критическое — но в новом понимании этого слова — обозрение литературы: «Сие мнение ищет опоры: если академия посвятит часть досугов своих критическому обозрению российской словесности, то удовлетворит, без сомнения, и желанию общему и желанию писателей, следуя правилу: более хвалить достойное хвалы, нежели осуждать, что осудить можно Где нет предмета для хвалы, там скажем все — молчанием». Н.М. Карамзин начал поиск отечественного образца литературной критики, чего впоследствии требовал Белинский: «У нас еще так зыбки понятия об изящном и вкус еще в таком младенчестве, что наша критика по необходимости должна отступать, в своих приемах, от европейской». Для критического творчества Карамзина, как и для всех ранних форм литературной критики, характерно нерасчленение на виды словесности — всего того, что выражено в письменном слове. Подобно древнегреческой литературной критике Исократа и Аристотеля, оценивающей и художественные, и политические, и судебные, и философские произведения, Карамзин рецензировал оригинальные художественные произведения и переводы, спектакли Московского и Парижского театров, филологические труды, исторические изыскания, описания достопримечательностей, естественно-научные трактаты. При этом критика нельзя упрекнуть в непонимании разницы между искусством, историей и наукой. Искусство и наука строго различаются как подражание натуре и «умственное расчленение», препарирование природы; отличие литературы от истории заключается в вымышленности первой, в «вообразительной силе» литераторов. Синкретизм предмета карамзинской литературной критики связан не столько с неразвитостью жанра критики, сколько с просветительской эстетической позицией писателя. Если на всевозможные сочинения XVIII столетия взглянуть сквозь призму просветительской программы, то станет очевидным, что читателя в равной мере образовывают и поучают и стихи, «поющие успехи просвещения», и «естественная история» Бюффона, и описание путешественниками дорожных достопримечательностей. Жанры критических сочинений Карамзина не обособлены и поддаются определению лишь проекцией на них позднейших жанровых образований. Монографическая рецензия, классическим образцом которой можно считать отзыв на «Кадма и Гармонию» Хераскова, имеет четко выраженную структуру. Если критик недоволен работой, он, лаконично ее описав, приводит из нее отдельные фрагменты, сопровождая их ироническими комментариями. Далее следуют рассуждения о неискусности слога и резюме, например: «Присланные в Москву экземпляры, почти все в один день были проданы. Вероятно, что всякой хотел иметь его как редкость истекающего века, и — не ошибся За сим вздохнем и отложим перо». Одобрительная рецензия состоит из краткого представления, пересказа содержания с цитатами и восторгами критика, нескольких замечаний по поводу авторского слога и непременной похвалы в завершение. (Стилистический анализ произведения не является новацией Карамзина, он был распространен и в первой половине XVIII в. и в творчестве Новикова.) Жанр литературного портрета встречается у Карамзина в нескольких модификациях: краткого очерка жизни и творчества (переводы из Мейстера о Клопштоке, Геснере и Виланде в «Московском журнале»), краткого представления творчества («Леонтий Пилат» в «Пантеоне иностранной словесности», «Пантеон российских авторов») и развернутого литературно-биографического портрета («О Богдановиче и его сочинениях»). Достаточно отчетливо в творчестве критика выражены жанр аннотации, уже известный в русской литературе, а также учрежденный Карамзиным, но получивший распространение лишь в критике XX в., жанр сравнительной рецензии, предполагающий сопоставление отдельных произведений либо творческих биографий писателей. К разряду критико-библиографических композиций можно отнести жанр «пантеона», в котором составлен «Пантеон российских авторов», задуманный как продолжающееся историко-литературное издание. Это первый в России опыт словаря писателей, имеющий в качестве европейского аналога «Биографию поэтов» Сэмюэля Джонсона. Решительный в суждениях о прошлой литературе, Белинский утверждал, что ; характер карамзинского направления «состоял в сентиментальности, которая была односторонним отражением характера европейской литературы XVIII века». Критика Карамзина лишь условно и схематично описываема в категориях европейского сентиментализма. Эстетическая и критическая программа писателя отнюдь не тривиальна, она сформировалась на нескольких литературных традициях — западных и отечественных. Говоря о Лессинге, критик подчеркивает, что именно живая натура дала ему живое чувство истины. О Шекспире он замечает: «Все великолепные картины его непосредственно натуре подражают; все оттенки картин сих в изумление приводят внимательного рассматривателя». Однако если эстетика классицизма требовала правдоподобия как согласия изображения с законами разумной логики, то Карамзин-критик настаивал на правдоподобии эмоций и страстей — «чувствований» человеческой натуры. «Все в природе стремится изъявлять внутренние свои чувства». Это и должен в первую очередь увидеть и отобразить художник, «сердценаблюдатель по профессии». «Выражение чувства (или ощущения) есть цель поэзии». Непревзойденным здесь, по мнению критика, является Шекспир, представивший «тончайшие человеческие пружины и сокровеннейшие побуждения» Цезаря и Брута. С этой точки зрения Карамзин критикует и недостаточно живое драматическое искусство актеров Московского театра Померанцева и Синявской, и неправдоподобную картину чувств, нарисованную современным прозаиком: «. не поздно ли уже зарождаться в человеке семенам самолюбия, — спрашивает Карамзин, прочитав у Хераскова о «зарождении в Кадмовом воображении семян самолюбия», — когда он родится с оными? Говоря фигурнее, можно сказать, что он родится с семенами оного». Сентименталистская критика Карамзина обладает несколькими существенными свойствами, отличающими ее от эстетики европейских сентименталистов и составляющими лицо критика. Эстетика западного сентиментализма, предполагая имитацию естественности путем спонтанного излияния чувств, ориентирует авторов на нарочитую фрагментарность композиции литературного произведения. Критика Карамзина, выросшая на почве публицистики русской литературы, требует от автора не хаотичного нагромождения страстей, которое хотя и правдоподобно, но не действенно, а продуманного изображения чувствований. Литературное творение в силу богатства чувств и художественной палитры автора не может быть однопредметным — только умильно радостным или щемяще печальным. «Чувствительной душе не сродно ль изменяться? Она мягка как воск, как зеркало ясна, И вся Природа в ней с оттенками видна». Однако разнообразие художественного произведения должно быть разумно ограничено, имея некоторый стержень: «Поэзия избирает всегда один главный предмет, и не хочет делить своего внимания». «Сердце наше не может распространяться до бесконечности. Чувствуя слишком разнообразно, оно перестает чувствовать». Карамзин приветствует драму «Эмилия Галотти», в которой «приключения натурально связаны», завязка, кульминация и развязка действия органически соединены. В то же время он неодобрительно относится к произведениям «без порядка в действии», с непродуманной или нарочито противоречивой связью частей. Таков, по его мнению, «Кавказский пленник» Пушкина: «. слог жив, черты резкие, а сочинение плохо; как в его душе, так и в стихотворении нет порядка». В критике Карамзина мотив постигнутой рассудком гармонии переживаний с годами развивается и усиливается. Если критику «Московского журнала» вполне устраивало последовательное изображение чувств — она не принимала лишь калейдоскопического их смешения, — то Карамзин — создатель «Пантеона российских авторов» (1802) — считает литературной нормой «представление характеров», а не «описания чувств». Однако гипертрофированная гармония чувств и характеров сродни пустой упорядоченности классицизма — «регулярному саду» с прекрасными аллеями и холодной душой. Карамзин предупреждает молодых сочинителей о вреде проявления излишней тщательности в построении гармонии — последняя в этом случае бывает утомительна для внимания и отвлекает читателя от самого предмета. Другая существенная сторона сентименталистской критики Карамзина — устойчивая просветительская позиция. Если в западноевропейском сентиментализме идея наставничества литературы со временем приносится в жертву эстетической стороне словесности, то у Карамзина мысль о просвещении и воспитании русских — стабильная и наиглавнейшая. Она владела молодым Карамзиным — учеником Новикова и критиком «Московского журнала»; она «водила пером» многоопытного автора, открывавшего русским русскую историю. Литература — «святая поэзия» — должна быть наставницей человечества: одолевать чудовище эгоизма, разъяснять понятия о вещах, давать нравоучения политические наставления. При этом высокая литература пользуется не убеждением, как в классицизме, а несравнимо более живым средством — нравственно-психологическим потрясением читателя. Корнель в «Сиде», в отличие от бесстрастного историка, живостью страстей вызывает в публике способность к сопереживанию, а парижская опера воспитывает нравы сентиментальной коллизией, обличающей тиранов и злодеев, превозносящей добрых государей и добродетельных мужей. Назидания и поучения действенны лишь тогда — и это особенно ценит критик, — когда художник, подобно Шекспиру, видит человеческую натуру иначе, чем другие, — глубже или неожиданнее. В художественном произведении Карамзин особенно осуждает прямолинейность и «сухость моральной диссертации»: поэт — не философ. Идея просвещения тем действеннее, чем более она оживлена, чем изящнее завуалирована. «Поэт сопровождает мораль свою пленительнейшими образами, живет ее в лицах и производит более действия, — комментирует Карамзин «Кадма и Гармонию». — Таким образом, сочинитель Кадма хотел в привлекательной мифологической одежде учить нас, так сказать, неприметно, питая наше любопытство приятным повествованием вещей чудесных — одним словом, он хотел написать нам второго Телемака». Европейская сентиментальная литература прошла путь от морализма, воспитующего искусства, к эстетизму — самоценному наслаждению изящно изображенными чувствительностями. Чувственная неумеренность им решительно осуждается. «В изображении страстей всегда почти заходят они, — говорит автор «Писем русского путешественника» о «новейших английских трагиках», — за предел истины и натуры, может быть оттого, что обыкновенное, то есть истинное, мало трогает сонные и флегматичные сердца британцев: им надобны ужасы и громы, резанье и погребения, исступление и бешенство. Нежная черта души не была бы здесь примечена; тихие звуки сердца без всякого действия исчезли бы в Лондонском партере Здесь Талия не смеется, а хохочет». В программной, во многом итоговой, речи в Российской Императорской академии (1818) Карамзин в категорической форме утвердил единство изящного искусства-удовольствия и литературы — служительницы нравственности: «Будучи источником душевных удовольствий для человека, словесность возвышает и нравственное достоинство государств». Карамзинской критике свойствен исторический подход к художественному произведению. Хотя отношение Карамзина к воссозданию исторических сюжетов в оцениваемых им сочинениях по сути не отличается от положений классицистической литературы, новация критика состоит в осмысленном определении этих идей. Нравоучительная миссия литературы, по его мнению, несравненно более значима, нежели копирующая историчность. Писатель может «только некоторым образом подделаться под древний колорит», главное — воздействовать прошлым на нравы настоящего. «Рецензент, читая Кадма, — пишет Карамзин, — при многих местах думал: «Это слишком отзывается новизною; это противно духу тех времен, из которых взята басня». Однако согласился он сам с собою не почитать сих знаков новизны за несовершенство сочинения, имеющего цель моральную. Кто не знает Телемака Гомерова и Телемака Фенелонова?». Л-ра: Вестник МГУ. Серия Филология. – 1990. – № 5. – С. 20-26.
Ключевые слова: Николай Карамзин,биография Карамзина,жизнь и творчество,русская литература 18 века,скачать реферат,скачать бесплатно,творчество карамзина,стихи карамзина,критика на творчество Карамзина «Он сделал литературу гуманною» (О значении творчества) (Карамзин Н. М.)Можно ли русскую литературу назвать гуманной? Да, если вспомнить, что гуманизм – это жизненная позиция человека, мечтающего преобразовать свою жизнь во что-то, имеющее смысл, желающего сделать ее лучше, добрее, благороднее. Следуя ему, люди начинают ценить другого человека как личность, принимают его право на счастье, свободу и развитие своих способностей. А это ведет к тому, что появляется взаимоуважение и взаимопонимание между людьми. Про гуманный характер нашей литературы писал еще В.Г. Белинский. Он, как и многие его современники, считал, что главное в людях – человечность. Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ Эксперты сайта Критика24.ру Замечательный критик и прекрасный человек, Белинский с уважением относился не только к своей стране, но и к другим народам. В своих статьях он выступал против крепостного права и призывал создавать такую литературу, которая помогала бы людям духовно расти и воспитывала бы любовь к Родине. Одним из таких преданных своей стране писателей В.Г. Белинский по праву считал Н.М.Карамзина. В его произведениях, написанных в традициях сентиментализма, описывались человеческие отношения, их сложность и противоречивость, затрагивались чувства героев. Все в них было проникнуто глубоким гуманизмом и человечностью. Герои, и положительные, и отрицательные, несмотря на принадлежность к разным сословиям, умели любить, страдать, сочувствовать и переживать. Именно таким является его знаменитое произведение «Бедная Лиза», в котором писатель впервые показал, что «и крестьянки любить умеют». Главные герои повести, Лиза и Эраст, – представители разных сословий: она – из бедной семьи, он – богатый дворянин. Героиня добра, честна и трудолюбива. Она с почтением говорит о своей матери, доверяет людям и верит в настоящую преданную любовь. Лиза – образец душевной непорочности и чистоты. Эраст совершенно не такой. Он эгоистичен, развращен светской жизнью, он многое познал и во многом разочаровался. Наверное, поэтому его и привлекла своей красотой и непорочностью главная героиня. Он восхищался ею и не желал зла. Но судьба распорядилась иначе. Герои поддались страсти, и их отношения сразу изменились. Эраст покинул Лизу. Сначала ушел на войну, затем проиграл своё состояние в карты, а потом ради денег решил жениться на богатой невесте. Но несмотря на эти неблаговидные поступки, Эраста все равно нельзя назвать отрицательным героем. За смерть Лизы он расплатился муками раскаяния, душевными страданиями. Именно поэтому автор простил героя, а в дальнейшем его оправдало и общественное мнение. Детей дворян после выхода «Бедной Лизы » стали чаще называть Эрастами. А ведь родители своим сыновьям никогда бы не дали имя «отрицательного» героя. Также благодаря «Бедной Лизе» Н.М.Карамзин ввел в литературу совершенно новую трактовку женского образа. Героиня в 18 веке не была свободна в выборе своего возлюбленного. За нее выбор делали родители. Поэтому счастливых браков было очень мало. Попытка любить по своей воле расценивалось людьми как преступление против нравственности. А Карамзин своей героине разрешил полюбить по велению сердца и по собственной воле. Образ Лизы почти идеален, и лишь самоубийство делает его жизненным и трагическим. Не выдержав потери своей любви, героиня совершила один из самых страшных грехов. Поэтому ее душе нет успокоения. Но автор любит свою героиню и верит, что она, эта чистейшая душа, все-таки за свои добродетели и страдания попадет в рай и они встретятся с ней «в новой жизни». Создав удивительный образ Лизы, Н.М.Карамзин ввел в русскую литературу важную тему возвышения человеческого духа через страдания и сделал женские образы «воспитателями чувств». Именно он создал в России образованный литературный язык и заменил мертвый язык книги живым языком общества. Вспомним его знаменитые «Письма русского путешественника», в которых он рассказал о своем знакомстве с Европою и познакомил с ней русское общество. Жанр произведения помог писателю описать эмоции и чувства путешественника, его мысли и размышления. Главного героя «Писем» интересовали почти все доступные достопримечательности Европы. Посещая памятники старины, путешественник стремился не только увидеть следы людей прошлого, но и проникнуть в их внутренний мир, понять, чем они жили. При виде руин средневековых замков он мысленно придумывал для них владельцев. Желая узнать ответы на интересующие его вопросы о счастье, о предназначении человека, герой посещал известных философов, историков и писателей – Канта, Виланда, Бонне, Гердера, вел с ними продолжительные беседы. По-настоящему счастливыми путешественник, как и сам автор, считал людей, которые не требуют многого от судьбы и довольствуются тем, что имеют. У них много друзей, и они могут восхищаться красотой природы и радостями любви. Такое счастье, по мнению Карамзина, доступно всем, независимо от того, к какому слою общества принадлежит человек. Главное, чтобы у него была любящая семья. А.С. Пушкин с большим уважением относился к Н.М. Карамзину и называл его Колумбом, открывшим читателям Древнюю Русь в его многотомном сочинении «История государства Российского». Данное произведение изменило сознание русского читающего общества. В нем не было вымышленных сюжетов, все они были взяты из реальных исторических событий и ситуаций. Чтобы объединить огромный исторический материал и собственные размышления, Н.М.Карамзин создал уникальный литературный жанр – летописный синкретизм. Он использовал факты летописи, подвергая их проверке, критике, комментированию, то есть выражал в произведении свои истинные мысли и чувства. Как видим, Н.М.Карамзин был великим историком, реформатором языка, публицистом и литератором. Писатель анализировал поступки своих героев и воспитывал в читателях гуманность. Учил любить свою Родину, уважать достоинство других людей, призывал проявлять доброту и милосердие, внушал интерес к истории родной страны и пытался показать последствия сословного неравенства. Карамзин расширил возможности русской литературы и совершенно по-новому показал душевную жизнь человека, тем самым, узаконил право писателя не подчиняться жанровым нормам, а создавать новые, уникальные типы произведений. Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16096 Творческие противоречия в творчестве КарамзинаПоложительные тенденции сентиментальной прозы нашли выражение и в тех прозаических произведениях автора “Бедной Лизы”, которые он помещал в “Вестнике Европы”. Значительный историко-литературный интерес представляет неоконченный роман “Рыцарь нашего времени”, над которым Н. М. Карамзин работал в 1799-1803 гг. Автор поставил своей задачей изобразить характер современного молодого человека, героя времени. Это была первая в русской литературе попытка разработать тему, которая в дальнейшем будет привлекать внимание многих писателей (ср. заглавие романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”). Карамзин стремится показать, как складывался характер его героя, испытавшего “раннюю склонность к меланхолии”. С этой целью он обстоятельно описывает детство героя, окружающую его среду, бытовые условия, воспитание и образование. Многое здесь изображено более жизненно, чем в ранних повестях Карамзина, в частности в “Евгении и Юлии” (1789), повести из дворянской жизни. Но еще более интересен этот роман как литературный замысел. Ход повествования все время прерывается замечаниями и суждениями автора по вопросам поэтики и стиля. Карамзин высмеивает сложившиеся под влиянием его же собственных ранних повестей шаблоны сентиментальной прозы и отстаивает необходимость обращения к новой манере, к новым творческим принципам. Называя героя Леона своим приятелем, Карамзин обещает так живо описать все его качества, что читатели без труда укажут на него пальцем. Он признает за собой право идти “с пером” по следам жизни и мотивировать свое изложение единственным доводом: “Так было точно!” Опасаясь, что простое описание ничем особенным не примечательного детства Леона может вызвать упрек в бесплодности авторского воображения, Карамзин уверяет читателей, что он “мог бы набрать довольно цветов для украшения этой главы”, мог бы “многое придумать”, и дает примерное изложение темы в старой, слащаво-патетической, перифрастической манере. “Тут есть и живопись, и антитезы, и приятная игра слов”,- замечает Карамзин. Но он не хочет писать в шаблонном стиле сентиментализма, и для его романа характерны такие, например, строки о Леоне, читавшем книгу под старым дубом: “Вдруг нашла туча, и солнце закрылось черными парами. Дядька звал домой Леона. “Погоди”,- отвечал он, не спуская глаз с книги. Блеснула молния, загремел гром, пошел дождик. Старик непременно хотел идти домой. Леон завернул книгу в платок, встал и посмотрел на бурное небо. Гроза усиливалась: он любовался блеском молнии и тихо шел, без всякого страха”. И явление природы, и поведение человека здесь описываются с необычной для сентиментальной прозы простотой. Этот неоконченный роман явился своеобразным откликом писателя-сентименталиста на начавшийся процесс постепенного формирования русского реализма. Но идейные предпосылки творчества Карамзина не могли открыть перед ним подлинных путей к реализму. Творческие противоречия нашли выражение и в другом произведении Карамзина – “Чувствительный и холодный. (Два характера)” (1803). Писатель детально описывает два различных типа своих современников, прослеживая их жизненную судьбу. Как один из ранних опытов психологической характеристики очерк Карамзина был заметным явлением в истории литературы. Однако и эта попытка создать типические характеры ослабляется предпосылкой, из которой исходит психолог-сентименталист: человек от природы обладает определенным и неизменным характером, воспитание и обстоятельства жизни могут только помочь его дальнейшему развитию. Поиски нового заметны и в исторической повести Карамзина “Марфа Посадница, или Покорение Новгорода” (1803). Здесь чувствуется стремление глубже, чем это было в ранней повести “Наталья, боярская дочь” (1792), погрузиться в историю. Отсюда новая форма повествования: автор называет себя издателем, публикующим, с необходимыми исправлениями слога, старинный манускрипт. Однако еще в пору своего возникновения сентиментализм обнаружил не только сильные, но и слабые стороны. Это было связано с его общественно-политической ограниченностью. Карамзин, называвший себя республиканцем, в душе оставался сторонником просвещенной монархии, а в крестьянском вопросе ограничивался проповедью гуманного отношения к крепостным. Развитие общественной борьбы укрепило писателя на позициях консерватизма. Большую роль в этой эволюции Карамзина и всего сентиментализма сыграла Великая французская революция (1789-1794), напугавшая русских дворян-помещиков и освежившая в их памяти недавнюю “пугачевщину”. В сентиментализме усиливаются антипросветительские тенденции. Ограничившись в свое время признанием морального равенства крестьянки Лизы и дворянина Эраста, Карамзин и теперь, в новый период общественного развития страны, признает социальное неравенство естественным, закономерным явлением. Он стремится внушить читателям мысль, что сословно-имущественные различия не являются препятствием на пути к счастью людей, ибо истинное счастье и действительное благополучие зависят якобы только от морального состояния человека. Этой “утешительной” философией проникнуты все произведения Карамзина. Сочинение на тему: «БЕДНАЯ ЛИЗА» Н. М. КАРАМЗИНА — ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ«БЕДНАЯ ЛИЗА» Н. М. КАРАМЗИНА — ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕЭстетические и мировоззренческие взгляды известного русского поэта и писателя Н. М. Карамзина складывались под влиянием двух противоположных систем — масонства и просветительства. Это, конечно же, оставило заметный след в его творчестве. Будучи приверженцем сентиментализма — «поэзии чувств», он произвел настоящий переворот в этом жанре. Характерными чертами западноевропейского и русского романа XVIII века были большой размер произведений и относительно простой сюжет. Карамзин решительно отказался от такой формы и, продолжая работать в русле сентиментальной прозы, перешел от романа к повести, повысил динамичность и смысловую насыщенность сюжета. Создавая новый жанр, новый литературный стиль, писатель сделал решительный шаг к изображению реальности, к раскрытию душевных переживаний человека, к возвеличиванию любви, дружбы, простых радостей жизни. Особенно ярким произведением Карамзина, вобравшим в себя все новые черты художественного стиля автора, стала повесть «Бедная Лиза», в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности, о праве каждого человека на личное счастье. И Лиза, и ее родители — люди высоких моральных качеств. Мать хранит верность памяти покойного мужа и много лет проливает слезы о нем, «ибо и крестьянки любить умеют!» Она воспитывает дочь в соответствии со строгими нравственными понятиями, приучая ее «кормиться трудами своими и ничего не брать даром». В противоположность этой семье, дворянин Эраст, которого искренне полюбила Лиза, предстает перед нами «добрым от природы», «но слабым и ветреным… он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии…». Чувственная, искренняя, самоотверженная крестьянка Лиза не может найти счастье с избалованным праздной жизнью барином, не способным думать о последствиях своих поступков. Духовный мир героев раскрывается автором через их отношение к любви. Чувства девушки отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. «Что принадлежит до Лизы, — пишет Карамзин, — то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала… и в удовольствии его полагала свое счастие». Этому чувству не могут помешать никакие корыстные расчеты: девушка даже не думает соглашаться на брак с сыном богатого крестьянина, который сватается к ней и брака с которым очень хочет ее мать. Совершенно другим показано в повести отношение к любви Эраста. Он, конечно же, не может восприниматься как коварный соблазнитель. Намерение обольстить доверчивую девушку совершенно не входило в его планы. Сначала он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но он переоценил свои нравственные силы и скоро, по словам автора, «не мог уже доволен быть… одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». В итоге он начинает стремиться к освобождению от наскучившей связи. В произведении Карамзина удивительным образом сочетаются прозаические сцены и ситуации с поэтическими чувствами и переживаниями. Так, Лиза становится любовницей Эраста, скрывая этот факт от матери. Но ее любовные признания звучат нежно и поэтически: «Без глаз твоих темен светлый месяц, без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне не приятен». Чувства же Эраста на протяжении всей повести выглядят менее романтичными, более приземленными. Для того чтобы подчеркнуть нравственные различия между героями, Карамзин вводит мотив отношения к деньгам. Эраст стремится поразить воображение девушки своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Но Лиза решительно отказывается от денег. Матери Лизы герой тоже предлагает только ему продавать свои изделия, при этом он стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Когда Эрасту наскучила Лиза, он ради денег женится на богатой пожилой вдове. Особенно жестокой представляется попытка молодого человека откупиться от девушки: «Я люблю тебя, — оправдывается Эраст, — и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей — возьми их». Таким образом, взамен искренней любви, взамен мечты, надежды, счастливой жизни с любимым человеком он предлагает бывшей возлюбленной «десять империалов». Совершенно неожиданным для русской литературы того времени стал трагический финал повести. Не видя смысла жить без любимого человека, Лиза накладывает на себя руки. Самоубийство героини стало по-настоящему «новым словом» Карамзина в литературе. «Русская публика, — писал В. В. Сиповский, — привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни». Автор «Бедной Лизы» проявил небывалую творческую смелость, не пожелав снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Подобной развязкой он подчеркивал мысль о том, что там, где большое чувство вступает в противоречие с устоями крепостнического мира, нет и не может быть идиллии и гармонии. А значит, не может быть счастливого конца. Однако трагический финал повести «Бедная Лиза» — это, главным образом, не результат социального неравенства, а следствие обстоятельств и легкомысленного характера героя. Это — основная мысль автора, также совершенно отличавшаяся от привычных идей, высказываемых его предшественниками. Однако гибель героини — не единственное трагическое следствие нравственного несовершенства общества. Эраст переживает сильнейшую душевную драму, узнав о смерти Лизы. Он оказывается осужденным на нравственные муки на всю оставшуюся жизнь: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею, — говорит автор. — Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле». Перенос роли повествователя от героя к автору стал еще одним нововведением Карамзина. Он усилил в своих произведениях роль пейзажа, смог точнее и подробнее описывать место действия, получил возможность ввести характеристику персонажей. Это во многом послужило тому, что писатель был признан большим психологом, мастером создания настоящих ярких психологических портретов. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, и в первую очередь их любовные переживания. Н. М. Карамзин сосредоточил основное внимание именно на психологии героев, достигнув в этом отношении значительного мастерства. Как никто из предшественников, он сумел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувства. Особая гуманистическая направленность произведения подчеркнута в мечтах Лизы, воспринимающей себя и своего возлюбленного персонажами из пастушеской идиллии: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала приветливо: здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих; и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». В произведениях большинства писателей XVIII века переживания героев показывались только с помощью монологов. Карамзин же нашел более тонкие, более сложные художественные средства, помогающие читателю через внешние проявления угадывать, какие чувства испытывают герои. Именно благодаря этому, отмечая роль произведений писателя, Ф. 3. Канунова писала: «Важнейшей заслугой Карамзина перед литературой является его роль в создании русской оригинальной повести, в создании русской психологической прозы». Сочинение на тему: “Творчество Н. М. Карамзина”Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в первую очередь как историограф. Его многотомный труд “История государства Российского” и ныне является источником бесценных сведений за огромный период времени. Благодаря многолетней титанической работе Карамзина русские люди получили возможность узнать о самых отдаленных этапах становления родной страны. Плод его исследования не сухие факты и цифры, а непростая, противоречивая жизнь России. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно изложил огромное количество исторических Именно он явился одним из первых русских писателей-сентименталистов. В повести “Бедная Лиза” писатель продемонстрировал совершенно иной подход к созданию литературного произведения, чем утвердил господствовавший до того классицизм. Принципы сентиментализма Классицизм требовал, чтобы герои воплощали в себе какие-либо идеи; их индивидуальные, неповторимые черты характера не были объектом пристального внимания писателей. В произведениях сентименталистов мы находим живых людей. Карамзин обращался и к жанру исторической повести: примером могут служить “Наталья, боярская дочь” и “Марфа-посадница или Покорение Новгорода”. Карамзин не был чужд и поэтическому творчеству; мы можем найти в его литературном наследии, например лирическую осеннюю зарисовку. Поэтическое наследие Карамзина характеризуется многообразием тем, к которым обращался автор: он писал о любви и природе, об изменении человеческих чувств и о государыне. Писал он и эпиграммы, проникнутые философскими раздумьями. В небольшой его фразе подчас отражается глубокая философия жизни, ее смысл и вечная загадка. Карамзин писал и в публицистическом жанре. Его статьи не потеряли своей современности и в наши дни, хотя были написаны в начале 19 века. Все вышесказанное свидетельствует о многогранности литературного таланта Карамзина, его глубоком понимании истинной сущности и вещей и явлений, которая мало изменятся во времени. Карамзина по праву можно назвать одним из классиков русской литературы, непреходящая ценность его литературного наследия проверена временем. Похожие сочинения:Сочинение на тему: “Своеобразие повести “Бедная Лиза”Н. М. Карамзина” Николай Михайлович Карамзин, рассказывая о судьбах своих соотечественников, достиг большого успеха в жанре повести. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант писателя-сентименталиста. Повести Карамзина отличаются друг от друга по. Сочинение на тему: “Сюжет и проблематика повести н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” Повесть “Наталья, боярская дочь” Н. М. Карамзина стала первым художественным воспроизведением русского исторического прошлого. Позднее критик Резанов будет описывать “карамзинское течение” как “тенденцию обрабатывать взятый из той же русской старины. Сочинение на тему История в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь" Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского путешественника” и “Бедной Лизы” к “Истории государства Российского”. В. Размышления о “Бедной Лизе” Карамзина Как и в прежние годы, с маленькой котомкой за плечами Карамзин на целые дни уходил бродить без цели и плана по милым подмосковным лесам и полям, подступившим вплотную к заставам. Анализ произведения Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”, план пересказа Анализ произведения Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностранных романистов. Особенности творчества Н. М. Карамзина В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Реформа литературного языка Н. М. Карамзина Так называемая реформа литературного языка, проведенная Карамзиным, выразилась не в том, что он издал какие-то указы и изменил нормы языка, а в том, что он сам стал писать свои произведения. Биография Карамзина Николай Михайлович Карамзин – русский литератор, историк, издатель, основоположник русского сентиментализма. Создатель “Истории государства Российского” и ряда известных художественных произведений. Юность Карамзин Николай Михайлович родился 12 декабря 1766 года в. Новаторство художественной прозы Н. М. Карамзина Писателем-новатором, разрабатывавшим новое в европейской литературе направление, Н. М. Карамзин проявил себя еще в художественно-публицистическом сочинении “Письма русского путешественника”, вставшем вровень с главным произведением английского сентиментализма – романом “Сентиментальное путешествие”. Сочинение на тему: “Творчество В. П. Крапивина” Известный советский и российский детский писатель Владислав Павлович Крапивин родился в г. Тюмень в 1938 году и до сегодняшнего времени проживает в г. Екатеринбург. Основная его профессия – журналист. Во. О восприятии произведений Карамзина Читая повесть “Бедная Лиза” и стихотворение “Осень”, наш современник испытывает совсем иные чувства, чем первые читатели Карамзина. Их образ мира был иным, им не свойственна была рефлексия. Для людей конца. История в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” История в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского. Сочинение на тему: “Творчество Осипа Эмильевича Мандельштама” Критик А. А. Измайлов называл стихотворения Осипа Эмильевича Мандельштама “сущей ерундой”, оказывал им в содержании. Однако Осип Мандельштам знал подлинную цену своему поэтическому дарованию. В письме Ю. Н. Тынянову от. Сочинение на тему: “Золотое десятилетие эмигрантской прозы . Творчество И. А. Бунина” Золотое десятилетие эмигрантской прозы связано с именами писателей первой волны эмиграции. И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев, А. Куприн, Д. Мережковский, Ал. Толстой, Е. Замятин, М. Алданов, В. Набоков покинули. Сочинение на тему: “Ходасевич и его творчество” Четвертая книга стихов – “Тяжелая лира”, включающая стихи 19201922 годов, по мнению самого поэта, стала итогом его “взрослой” поэтической работы. Это определенный этап его творчества, смена ориентиров и ценностей поэта. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина “Бедная Лиза” Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина “Бедная Лиза” План I. Актуальность повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” во все времена. II. Истинные и ложные ценности в повести. 1. Труд, честность. Сочинение на тему: Творчество Александра Сергеевича Пушкина Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799. Всем, от мала до велика, знакомо Творчество великого русского классика. Кто в детстве не слушал знаменитые сказки о царе Салтане, о золотом петушке. Сочинение на тему: “Творчество И. А. Бунина. Человек, природа и история” Иван Алексеевич Бунин в самом начале своего творчества пробовал себя как журналист. Первые его произведения – это очерки, а если быть точнее, рассказы-очерки. В доказательство этому достаточно вспомнить произведение “На. История в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” – Н. М. Карамзин Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского путешественника” и “Бедной Лизы” к “Истории Государства Российского”. В. Повесть Карамзина “Наталья, боярская дочь” – произведение эпохи сентиментализма Сентиментализм возникает в русской литературе в конце XIX века, и Н. М. Карамзин – один из наиболее ярких его авторов. Раньше в русской литературе господствовал классицизм. Авторы этого направления хотели. Сочинение на тему: “Мое творчество” Насколько это было возможно, столь долго я обдумывала то, что мне хотелось бы сказать о творчестве в жизни человечества. Чем больше я над этим размышляла, тем сильнее становилось убеждение, что. Сочинение на тему: “бедная лиза” Такое направление в русскую литературу, как сентиментализм, пришло из Франции. Главным образом оно направлено на описание проблем человеческих душ. В своей повести “Бедная Лиза” Карамзин рассказывает о любви между представителями. Чем интересна повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”? – Н. М. Карамзин Н. М. Карамзин является одним из наиболее ярких представителей русского сентиментализма. Все его произведения проникнуты глубокой человечностью и гуманизмом. Предметом изображения в них являются душевные переживания героев, их внутренний мир. Анализ стихотворения Карамзина “Осень Русский историк, публицист и общественный деятель Николай Кармазин вошел в литературу благодаря своим повестям и путевым заметкам. Однако мало кто знает о том, что он был одаренным поэтом, воспитанным в. Повесть Карамзина “Наталья, дочь боярская” Во второй половине 70-х годов XVIII века возникает и к концу века развивается в русской литературе новое направление – сентиментализм. Сентиментализм был общеевропейским направлением в искусстве и литературе, но в. Русский сентиментализм Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести. “БЕДНАЯ ЛИЗА” Н. М. КАРАМЗИНА – ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ “БЕДНАЯ ЛИЗА” Н. М. КАРАМЗИНА – ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Сентиментально-психологическая повесть “Бедная Лиза” (1792) принесла Н. М. Карамзину славу и сделала его кумиром читающей публики. Место действия повести. Сочинение на тему: “Русская литература конца XIX – начала XX века. Кризис” “Если есть идеи времени, то есть и формы времени”, – писал В. Г. Белинский. Эти слова выражают мысли критика по поводу изменения литературы. Как и в зависимости от чего она. Вопросы и ответы к повести Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода” Прочтите предисловие к повести. Каков его смысл? Почему Карамзин избирает в качестве рассказчика старинного новгородского гражданина? В чем совпадают и чем отличаются его взгляды на описанные события от взглядов Карамзина-писателя. Сочинение на тему: “литература 18 века” Книги восемнадцатого века до глубины души трогают своей тематикой. Эти литературные шедевры всегда будут актуальными ценителей прекрасного. В произведениях привлекают внимание искренние чувства, преданная дружба и бескорыстные поступки. Они помогают. |