Славная дочь Новгорода (характеристика Марфы Борецкой в повести Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода”)
Нависшая над Новгородом угроза установления власти Иоанна III заставила знатную жительницу города Марфу Борецкую открыто выступить против господства московского князя. Она всем сердцем убеждена, что Новгород должен сохранить свою свободу и независимость любой ценой. Главный упрек Москвы Новгородскому княжеству состоит в том, что новгородцы, пользуясь своим удалением от земель, атакуемых внешним врагом, живут мирной жизнью.
Они отделились от России и стали полностью независимыми. Рассмотрим, какие доводы приводит Марфа Борецкая в пользу независимости и свободы новгородцев. По ее словам, в прежние времена отцы нынешних новгородцев, вместе с другими русскими княжествами, “разили неприятелей вместе, и вместе с ними славились победами”. Теперь же земля русская страдает не только от внешних врагов, ее разоряют и внутренние войны.
Борецкая замечает: “А новгородцы дерзнули не участвовать в междоусобиях князей…” Таким образом, Марфе ясно, что под благовидным предлогом отражения внешних врагов московcкий князь стремится и Новгородское княжество втянуть в междоусобные войны. Новгород – богатый и процветающий город. И поэтому неудивительно, что Иоанн III “желает повелевать великим градом, он собственными глазами видел славу и богатство его”.
Присоединение Новгорода к русским княжествам позволит значительно пополнить сильно опустевшую государственную казну. А потом и самих новгородцев постигнет участь бедствующей России, нищета граждан. И Марфа не может согласиться с такой судьбой города. Как любому самодержавцу, русскому князю нужны новые земли для расширения границ своего государства, для укрепления своего могущества.
Им движет желание быть царем одного из самых больших государств, при этом он совсем не заботится о жизни своих подданных. Поэтому Марфа и произносит: “Сначала сделайте своих подданных счастливыми и соедините свои княжества, прекратите междоусобицы, тогда и мы приидем в царственный град Москву и скажем “Владей нами!” Марфа отстаивает интересы своих сограждан, она твердо уверена, что с утратой свободы исчезнет и сам источник городского благополучия, будет установлена жестокая власть русского царя.
Иоанна III интересует только богатство Новгорода, а Марфа отстаивает интересы и счастье народа. Эта женщина – страстная и пылкая защитница родного города, и ее никак нельзя обвинять в отсутствии патриотизма. Марфа Борецкая не заслуживает наказания, потому что слишком много сделала для Новгорода.
Твір на тему: Славная дочь Новгорода (характеристика Марфы Борецкой в повести Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода”)
Related posts:
Сравнительная характеристика речей Холмского и Борецкой в исторической повести Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода” Покорение великого Новгорода московским князем Иоанном III является одним из самых драматичных и ярких событий русской истории. Оно и нашло свое отображение в повести Н. М. Карамзина. Два крупных политических.
Нравственные проблемы в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” Повесть “Наталья, боярская дочь” не так известна, как другие произведения Н. М. Карамзина. Но она важна в творчестве писателя, потому что затрагивает многие нравственные вопросы, волновавшие его современников. Одним из.
Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”) В повести “Бедная Лиза ” Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния. Лиза – крестьянская девушка. После смерти отца.
Катерина и Марфа Игнатьевна Кабановы в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. События драмы происходят в купеческом городе Калинове, расположенном на берегу Волги, в первой половине девятнадцатого века. В произведении изображена затхлая.
Образ Лизы в повести “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств. Быть может, в наши дни, когда.
Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления – сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В созданной в 1792 г. повести “Бедная.
Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н. М. Карамзин. Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ о любви, а величайшей.
Темы, идеи, образы повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Странное чувство охватывает читателя, удосужившегося прочитать старинную повесть Н. Карамзина. Казалось бы, чем может нас тронуть судьба крестьянки, обманутой богатым барином и покончившей с собой, – банальный сюжет, банальная развязка.
Основные проблемы любви в повести Карамзина “Бедная Лиза” Огромным успехом у русских читателей начала XIX века пользовалась повесть Карамзина “Бедная Лиза”, оказавшая существенное влияние на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится.
Изучение повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” в 9-м классе Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) – учитель русского языка и литературы. Живет в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью “Бедная Лиза” рассчитана на два урока. Начинается она со.
Могла ли судьба главной героини повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” сложиться иначе? Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” (1792) стала новым словом в русской литературе. Она ознаменовала собой новое течение – сентиментализм. Как известно, сентиментализм интересовался прежде всего внутренним миром героев, их.
За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (по повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”) Николай Михайлович Карамзин вошел в историю русской литературы как основоположник нового литературного направления – сентиментализма. Это направление пришло на смену классицизму в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого века. Оно получило.
“Бедная Лиза”, анализ повести Карамзина История создания Повесть “Бедная Лиза” опубликована в 1792 году в “Московском журнале”, который издавал Карамзин. Писателю всего 25 лет. Именно “Бедная Лиза” сделала его популярным. Карамзин не случайно отнес действие.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (по повести Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”) Жилин и Костылин – герои повести “Кавказский пленник” Л. Н. Толстого. Они оба русские офицеры. Участвуют в войне за присоединение кавказа к России. Жилину пришло письмо от матери, которая просит.
Описания в повести “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина Черты сентиментализма проявляются в повести в том, что герои постоянно умиляются, плачут, испытывают другие возвышенные чувства, которым придается преувеличенное значение, что эти герои наивны, а действие происходит на фоне мирных.
“Бедная Лиза” краткое содержание повести Карамзина Рассказчик повествует об окрестностях Си…нова монастыря, прекрасных в любое время года. Он наблюдает и представляет монахов, живущих в кельях, исторические события, связанные с монастырем. Здесь жила со старушкой-матерью в ныне.
Характеристика Аси по одноименной повести И. С. Тургенева Главной героиней повести Тургенева является юная девушка Ася. Вот как рассказчик описывает ее внешность: “Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое.
Экранизация повести “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина Незатейливый сюжет “Бедной Лизы”, ее простодушные герои, а главное – ее сверх меры “чувствительный” стиль кажутся сегодня слишком архаичными, чтобы вызывать интерес у широкой публики. Однако подобные представления опровергает одноименный.
Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Что понимается в литературоведении под термином “маленький человек”? Это герой, в котором нет ничего героического. Он не славен и не знаменит. Это самый простой, ничем не примечательный человек, но он.
Характеры героев и финал повести “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина Поэтика сентиментализма отличалась от поэтики классицизма, стиля, который предшествовал сентиментализму. В произведениях классицизма за героями закреплена определенная роль: они либо положительные, либо отрицательные. В “Бедной Лизе” герои наделены и теми.
Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (по повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”) Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был основоположником этого нового литературного направления отечественной словесности. В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца.
Образ и характеристика Андрия в повести Тарас Бульба Повесть Н. В. Гоголя рассказывает от трех главных героях: Тарас Бульба и два его сына Остап и Андрий. Каждый из них был по-своему хорош и имел особые качества, которые меня.
Характеристика гарнизона в повести Куприна “Поединок” За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, офицеры несут службу, как принудительную и неприятную барщину, не любят ее и тяготятся ею. Младшие чины опаздывают на занятия, убегают с них, командирам тоже.
Образ и характеристика Самсона Вырина (маленького человека) в повести Станционный смотритель В повести “Станционный смотритель” нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и.
Станционный смотритель Вырин и его дочь Дуня (по повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”) Нравственные вопросы любви и долга волновали человечество во все времена. Звучит эта тема и в “Станционном смотрителе” – одной из “Повестей покойного Ивана Петровича Белкина” А. С. Пушкина. С одной.
Повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души. В повести Карамзина “Бедная Лиза” рассказывается о любви молодого дворянина Эраста.
Образ и характеристика Маши Мироновой из повести Капитанской дочки Пушкина Маша Миронова, является одним из главных персонажей повести “Капитанская дочка”. И ее можно смело считать самым чистым и добродушным героем романа. Она проявляет искренние чувства, не боясь при этом каких-либо.
Характеристика и образ Сильвио из повести Выстрел Пушкина Сильвио главный персонаж повести А. С. Пушкина “Выстрел”, что входит в сборник “Повести Белкина”. Как и все романтические персонажи, он честный, порядочный человек, обладающий магнетизмом, и прошлое его покрыто аурой.
Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Куприна Олеся Очень душевно и лирично, писатель сумел описать своего героя читателям. В повести показывается образ обычного интеллигента того времени. Из повести мы видим, что это не простые люди, это особый класс.
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой “императорский”.
Славная дочь Новгорода (характеристика Марфы Борецкой в повести Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода”)
Краткое содержание Карамзин Марфа-Посадница, или покорение Новагорода
Эта историческая повесть рассказывает о событиях тех времен, когда Иван 3 намеревался освободить Русь от власти над ней Золотой Орды. Помехой стал ему в том великий город Новгород, провозгласивший о своей независимости.
От его имени приезжает туда посол и обращается он с речью к новгородцам на вече. Князь Холмский воззвал к совести народа, упрекая его в том, что принимают они в землях своих иностранцев, которых в других землях мечом встречают. Сказал он, что известно о сговоре Новгорода с Польшей. Призывает он их к миру и объединению с прочими землями русскими с целью свержения захватчиков. Говорит и о том, что Иоанн не остановиться ни перед чем на пути к этой цели, пусть если даже и придется пойти ему против своего же народа.
После речи князя новгородцы вызывают свою заступницу, Марфу-посадницу. Она отвечает на речи посла тем, что Новгород был и останется городом свободным и независимым, что не прогнутся новгородцы ни перед татарами, ни перед кем. А причиной желания порабощения города Иоанном называет она желание его завладеть сильными и богатыми землями.
Таков получен был ответ. Обнажив меч, объявляет князь о войне новгородцам. Возвещает о ней и набат, наполнивший своим звучанием весь город.
Марфа отправляется после этого к своему деду. Он живет отшельнической жизнью. Предвидит он горе, которое принесет эта война народу новгородскому. Но, благословляет на бой. Войско вверяет Марфа молодому Мирославу.
Было у нее двое сыновей и дочь Ксения. Отстаивать свободу и независимость земли Новгородской завещал Марфе ее покойный муж. Дочь свою выдала она замуж за Мирослава. А самого витязя утвердили на вече в качестве военного вождя.
Вот и настало время сражения. Войско новгородцев двинулось навстречу противнику, чтобы дать бой за стенами города. Долго известий о исходе битвы ждали новгородцы. Наконец, дождались: показалась на дороге колесница вместе с телом вождя войска. Убиты были и оба сына Марфы.
Прошло еще несколько сражений. Потом был город осажден и начался в нем голод. Все ярые его защитники погибли. Наконец, признали новгородцы свое поражение и сдались князю московскому. Старый отшельник отдал ключи от городских ворот москвичам. Марфу казнили.
Главная мысль
Несмотря на поражение, которого и стоило ожидать, все же люди до последнего сражались. Это служит хорошим примером любви и стремлению и к свободе, и к независимости. В повествовании воспевается храбрость, сила духа и честолюбие людей, служащих верой и правдой своему предназначению.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Карамзин. Все произведения
Марфа-Посадница. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Жил один помещик. Богат он был и садами, и хлебом, и скотом, и крестьянами. Попросил он как-то у Бога, чтобы забрал мужиков из земель, очень уж их расплодилось во владениях. Боялся помещик, как бы люди все его добро не растаскали, весь хлеб не съели.
Юрий Маркович Нагибин – талантливый человек, известный писатель, сценарист. Родился в середине двадцатого года в столице. Папа Юры, Кирилл Александрович, за несколько месяцев до рождения сына был расстрелян
Повесть «Пунин и Бабурин» начинается с того, что пожилой и больной человек по имени Петр Петрович вспоминает самые яркие события своей жизни.
Мать ведет своего сына Пашу к доктору. Дорога в больницу была долгой и запоминающейся для мальчишки. Пашка с матерью долго ждали своей очереди. Наконец назвали их фамилию, это было для них обоих неожиданно. Впервые в том странном месте мальчик узнал
Драматические события разворачиваются в одном из столичных монастырей, где, спрятавшись от всех, сидит Борис со своей сестрой. Они отказались наследовать царский престол
ТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В ИСТОРИЧЕСКИХ ПОВЕСТЯХ Н.М.КАРАМЗИНА «НАТАЛЬЯ, БОЯРСКАЯ ДОЧЬ» И «МАРФА-ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВАГОРОДА» Кязимова И.И.
Азербайджанский медицинский университет; Бакинский Славянский университет
ISSN (печатный вариант): 2073-0071
Ключевые слова
Карамзин, исторические повести, патриотический идеал, нравственность, Karamzin, historical, tales, patriotic ideal, moral
Просмотр статьи
⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)
Ваш браузер не поддерживает фреймы
Аннотация к статье
В статье исследуется исторический аспект творчества Н.М.Карамзина. Анализ исторических повестей Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» проводится на материале текстов повестей. Взгляд писателя на историю прослеживается с позиции его нравственно-патриотического идеала, исходя из его творческого мировоззрения. Личность положительного литературного героя рассматривается через концепции нравственности, патриотизма.
Текст научной статьи
Не менее трех десятилетий с конца 1790-х до конца 1820-х годов заняло становление русской исторической прозы, которое пришлось на время творческой деятельности Н.М.Карамзина. Историческая наука к концу ХVIII – началу ХIХ века развивалась многопланово: собирание и выстраивание исторических фактов, переводы древних источников со слога «темного и невразумительного» [9, 60] на русский язык и т. д. Карамзин соединил исторический аспект изучения с литературным. Развитие исторической науки привело к выработке историзма в литературе. Все литературно-историческое творчество Карамзина раскрывалось и складывалось через обновленный философский подход к истории, формируя понятия историзма и народности в литературе. Историзм творчества Карамзина основывался на летописном исследовании прошлого, с непременным анализом исторических ситуаций и психологической оценкой исторической личности. «Идея личности стала центральной и в творчестве Карамзина и в его эстетической концепции» [8, 5] – справедливо замечает Г.П.Макогоненко. Просветительский метод обогатил личность литературного героя, если не реалистическим психологизмом, то неповторимостью нравственного характера. При этом автор несомненно учитывал исторический фактор, обычаи и законы общества, внутри которого литературный герой осуществлялся. Личность положительного литературного героя Карамзина наполнена эстетической нравственностью, духовной красотой, независимо от того, показывает ли автор царя или простого крестьянина. Все литературно-историческое творчество Карамзина создавалось при строгой убежденности историка в идеале благодетельности самодержавия для Руси и русского народа, при добродетельном их взаимоотношении. Самодержавие являлось для Карамзина единственно правильным и необходимым видом государственности: «правила мудрого самодержавия и святой веры более и более укрепляют союз частей» [5, 39] – сказано в предисловии к «Истории государства Российского». Через историю Карамзин хотел убедить всех принять монархию, как единственную форму правления, оправдываемую необходимостью для идеального сосуществования народа и власти. Монарх не сможет существовать без любви народа, в то же время как и народ не сможет жить без отеческой опеки монарха. Нравственно-религиозный идеал Карамзина не принимал общественных мятежей и бунтов, поэтому все переустройства общества и улучшение жизни людей он возлагает на монарха, посланного свыше: «предадим себя во власть провидению: оно, конечно, имеет свой план; в его руке сердца государей – и довольно» [4, 322] – сказано в «Письмах русского путешественника». Немаловажная роль уделялась и просвещенческому прогрессу, который произойдет с течением времени при разумном и правильном ходе мировой истории: «Царство счастия» будет всегда мечтою доброго сердца или может исполниться неприметным действием времени, посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов» [4, 321-322]. Важную роль в развитии и улучшении жизнесостояния общества Карамзин отводит просветительским успехам людей в естественном ходе времени. Возникновение противоречий, бунтов Карамзин возлагал на ошибки отдельных монархов, а не государственного строя. Развитие русской исторической прозы началось с повести. Жанр повести оказался наиболее удобным для отображения исторических событий, в силу краткости и лаконичности. Как историческое произведение любого жанра, повесть – «моментальный снимок какого-либо фрагмента действительности – современной автору или уже ставшей историей» [2, 6] – отмечает Ю.А.Беляев. Н.В.Белинский указал на то, что «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество. в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта» (1, 104). В повестях Карамзина «как в зеркале верно отражается жизнь сердца, как ее понимали, как она существовала для людей того времени», «века отрицания и сомнения» [1, 104]. Историческая проза XIX века выполняла познавательные и воспитательные функции. Будучи просветителем, применяя свои знания исторической науки при написании литературатурных произведений, Карамзин советовал царям править государством, анализируя ошибки прошлых веков, прежних князей, чтобы не совершать собственные. В статье «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств» Карамзин определил нравственно-эстетическую позицию своего историко-литературного творчества, укзав, что литература должна заботится о нравственно-патриотическом воспитании сограждан. Автор исторических произведений должен изображать героические характеры, чьи образы следует находить в истории отечества, «чтобы сохранить память русского геройства» [6, 162] и поставить в пример потомкам. В.О.Ключевский в неопубликованных заметках о Карамзине убеждает нас в том, что Карамзин взялся писать историю, чтобы познакомить народ с прошлым, идеализировать это прошлое, поставить в пример геройские поступки, даже тогда, когда он не старается проанализировать исторические события: «Карамзин. не следит за исторической связью причин и следствий, даже как будто неясно представляет себе, из действия каких исторических сил слагается исторический процесс и как они действуют» [7, 489]. Ключевский сравнивает процесс описания Карамзиным исторических событий со сценической постановкой: «Карамзин смотрит на исторические явления, как смотрит зритель на то, что происходит на театральной сцене» [7, 489] – такую критическую оценку Ключевского, скорее, можно отнести к ранним историческим повестям Карамзина, нежели ко всему его историческому творчеству. Ведь исторические повести Карамзина, по мнению В.Г.Белинского, «имели для своего времени великое значение» [1, 490] и «интерес исторический» [1, 104]. Тематика исторической повести «Наталья, боярская дочь», относится ко времени, когда бояре пользовались авторитетом царской власти при правлении Алексея Михайловича: «соединение власти и кротости помогало царю ладить с боярами, которым он при своем самодержавии уступал широкое участие в управлении» [7, 110]. Повесть Карамзина – дань прекрасной старине когда люди жили по своим обычаям. «Любовь народная, милость царская были наградою добродетелей» [9, 30]. Идеализируя старые добрые времена, Карамзин превращает повесть в сентиментальную сказку, в связи с чем Ю.А.Беляев относит ее к тому типу исторического повествования, который можно назвать: «поэтический, с романтическим уклоном» [2, 7], а «атмосфера сказки снижает историзм» [2, 11] произведения. В повести фактически отсутствуют исторические лица. Государь Алексей Михайлович не назван, но охарактеризован: «Добросердечный, чувствительный царь» [9, 56]. Идеализированы и отношения царя со своими подданными, которые могут стать его друзьями. Ставится в пример «похвальное обыкновение» боярина Матвея, верного царского слуги, кормить «всех мимоходящих бедных людей», «которое достойно подражания во всяком веке и во всяком царстве» [9, 29]. Историческое время, показанное в повести Карамзина, служит только «красочным фоном» для идеализации добродетельных героев доброго патриархального времени, «выбор эпохи. согласуется с теми принципами восприятия истории как школы нравственного, духовного и патриотического воспитания, которые отстаивал Карамзин» [2, 7]. Сюжет повести не предвещает никакой констатации конкретного исторического факта, кроме упоминания о волнениях и бунтах, которые возмушали спокойствие царства. Например, «когда некоторые из знатнейших честолюбивых бояр восстали против законной власти юного государя, но скоро гнев Божеский наказал мятежников» [9, 47]. Такое историческое событие, как поход иноземцев на Русское княжество, также закончилось поражением агрессоров. Карамзин в своей повести не описывает сами битвы, но показывает отношение к ним главного героя повести, сына знатного боярина, оклеветанного по ошибке и сосланного за пределы государства. После смерти отца, сын, вернувшись в родную сторону, старается на деле показать свою безграничную любовь к родине и преданность государю: «мне надобно заслужить прежде всего милость царскую» [9, 55] – говорит главный герой перед битвой, в которой участвовали и его жена, и его слуги, готовые, в свою очередь, умереть за своего господина. Так проявляется идея патриотизма положительного героя исторического произведения. Народ у историка и писателя Карамзина представляет собой монолитную структуру, но он не одинаков во все времена и в различных ситуациях может проявить себя по-разному. Народ в повести «Наталья, блярская дочь» лишен классовости и показан как единый героический механизм: «жители престольного града собирались перед дворцом государевым. толпы народные бросали вверх шапки свои, восклицая в один голос: «Умрем за царя-государя! Умрем за отечество. русское воинство в ряды становилось» [9, 55]. В то же время, народ состоит из отдельных личностей с богатым внутренним духовным миром, с ярко выраженным национальным характером, для которого на первом месте были патриотический долг, героическая гражданственность, проявляемая по отношению к родине в любое время. Подвиг народный показан через подвиг личности героев повести, независимо от их сословной принадлежности. Проявление патриотического духа показано как главным героем повести, боярином знатного рода, так и его слугами, ибо все они – подданные царя. Главный герой повести сливается с единым народом в победном подвиге, проявленном в битве за отечество и государя. Через личность главного героя Карамзин показывает преданность всего народа государю, власти, отечеству. Таким образом, Карамзин стремится придать повести нравственно-воспитательный характер, где главный герой является примером добродетели. Обходя влияние социального и политического факторов на самосознание народа, Карамзин прослеживает исторически сложившуюся проблему взаимоотношений народа и власти. Эти отношения могут быть основаны или на взаимном уважении и любви, результатом чего станет процветание государства, что показано в повести «Наталья, боярская дочь»; или на недовольстве народа, которое может привести к бедствию государства, что показано через сюжет другой исторической повести «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». Тип исторического повествования «Марфы-посадницы», в отличии от повести «Наталья, боярская дочь», «прозаический, ориентированный на фактологическую точность и этнографическую достоверность» [2, 7] – отмечает Ю.А.Беляев. «История становится самим предметом изображения, а не красочно декоративным фоном» [2, 8]. В ней Карамзин обращается к такой теме прошлого из истории отечества, как покорение Великого Новгорода Иоаном III с целью объединения русских княжеств. Разделение взглядов на сторонников новгородской вольности и приверженцев объединения русских княжеств можно наблюдать и в древних источниках, соответственно, как новгородских сказителей, защищавших независимую отдельную республику и московских повествователей, сторонников усиления власти московского государства. Работа с этими источниками обусловила двоякое отношение Карамзина к исторической теме при написании повести «Марфа-посадница». Определение Вяземского о том, что Карамзин «душою республиканец, а головою монархист», обусловливает некую его «парадоксальность общественной позиции» [3, 352]. По словам Вяземского, философская концепция понимания истории Карамзиным сводится к следующему: «Возлюбив Россию, Карамзин должен был полюбить и пути, которыми провидение привело ее к той степени величия и могущества», в силу этого, «Карамзин не мог не быть монархическим писателем в высшем и бескорыстном смысле этого слова, потому что Россия развилась, окрепла и сосредоточилась в силу монархического начала» [3, 203]. Хотя в повести Карамзин мог себе позволить быть республиканцем и монархистом одновременно. Нравственно-эстетический идеал Карамзина приводит к тому, что он старается найти оправдание каждой из строн конфликта, случавшегося в ходе исторического процесса, желая, пусть даже описательно, не столкнуть, а, наоборот, развести противоборствующие стороны. Дворянский либерализм Карамзина не позволял ему сталкивать героев даже на страницах повести. Такой компромисс Карамзин ищет в «Марфе-пасаднице» между героями повести Московским князем Иоанном III – представителем самодержавной власти и представительницей власти Новгородской республики – посадницы Марфы Борецкой, защитницы вольности Новгорода, не выбирая ничью сторону, или, наоборот, будучи сторонником обоих. Во вступлении к своей исторической повести, при всей идеализации образа Марфы-посадницы, автором внесены определенные штрихи неблагонадежности сторонницы народной демократии, показав «страстную, пылкую, умную, а не великую и не добродетельную женщину» [9, 60]. Предпочтение отдано образу представителя самодержавной власти, обладателю главной идеи древнерусского государства – единения Руси: «Мудрый Иоанн должен был для славы и силы отечества присоединить область Новогородскую к своей державе: хвала ему!» [9, 60]. В то время как новгородцы, хоть и «сражались за древние свои уставы и права. поступили только безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление превратиться в гибель Новугороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы» [9, 60]. Главные герои повести – великий князь московский и посадница новгородская, одинаково одухотворены патриотическими идеями, в одинаковой степени владеют лидерством над народными массами: «Как Иоанн величием своим одушевлял легионы московские, так Марфа в Новегороде воспаляла умы и сердца» [9, 91] новгородцев. Но в итоге, представитель монархии – победитель, а Марфа – жертва. Она наказана, ибо, как замечает В.О.Ключевский, у Карамзина «порок обыкновенно наказывается» [7, 489]. Речь Марфы, и речь посла Холмского от великого князя Московского в повести одинаково патриотичны. Идея патриотичности посла от московского царства превозносит самодержавие: «Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной [9, 61]. Предупреждая новгородский народ о тайной связи бояр с Литвою, Холмский провозглашает: «Иоанн, избранный Богом, не опустит державной руки своей, доколе не сокрушит врагов» [9, 64]. Патриотизм новгородской посадницы отстаивает вольность, данную им предками: «народ новгородский может «свободно и независимо решать судьбу свою» [9, 66], «мы благоденствуем и свободны!» [9, 68]. Народ Новгорода воспринимает речи своих лидеров по-разному: по окончании речи Холмского «продолжается молчание. Чиновники и граждане в изумлении» [9, 64]. Вольнолюбивая, дамокротичная речь Марфы прерывается, «страшный вопль народа не дал уже говорить посаднице: «Нет, нет! Мы все умрем за отечество! – восклицают бесчисленные голоса» [9, 70]. Противопоставление реакции народа, собранного на Великой площади города звуками вечевого колокола, видно сразу: речь посла остается безответной, речь Марфы приводит в движение все и поднимается «ужасный мятеж народа» [9, 70]. Народ в повести «Марфа-посадница» обозначен выразительнее, чем в повести «Наталья, боярская дочь», хотя тоже дан в единой массе своей. В повести Карамзин отводит образу Марфы-посадницы главенствующую роль, раскрывая его психологически. Карамзин показывает свою главную героиню то сильной, то слабой, то мужественной, то женственной: на собраниях она народный лидер, дома она мать, вдова посадника новгородского, павшего в битве с захватчиками, «который жил и дышал отечеством. » [9, 78-79]. Уверенность Марфы в своей правоте сменяется раскаянием: «все принесла в жертву свободе моего народа. и хотела ужасов войны» [9, 97]. Симпатии Карамзина на стороне Марфы еще и потому, что этот образ можно отнести к представительнице своего народа, чей дед «некогда знатнейший из бояр. семьдесят лет служил отечеству: мечом, советом, добродетелию», «отец, супруг. погибли, сражаясь за Новгород» [9, 7] вместе с народом. Образ царя остается как бы вдали от всего происходящего, возможно, так Карамзин подчеркивает его величие, а более того, величие его идеи единения Руси. Образ Иоанна III идеализирован в своем покровительстве и примирении с народом: «отныне вся земля русская будет вашим любезным отечеством, а государь великий – отцом и главою. клянется. что польза народная во веки веков будет любезна и священна самодержцам российским» [9, 99]. Через повествование исторической повести Карамзин убеждал народ в необходимости наличия единовластителя для организации всего бытия. «Народ слаб и легкомысленен: ему нужна помощь великой души в важных решительных случаях» [9, 79]. Отдавая приоритет монархическому строю, в своем творчестве писатель-историк окружал каждое историческое лицо нравственно-оправдательной атмосферой. Относясь с большим уважением ко всем великим князьям, автор преподносил читателю исторического героя, который на тот или иной период времени представлял государственность и действовал в ее интересах, соответственно своему нравственно-патриотическому идеалу.
Славная дочь Новгорода (характеристика Марфы Борецкой в повести Н. М. Карамзина Марфа-посадница, или Покорение Новагорода): сочинение
Сентиментализм – это литературное направление, пришедшее в Россию во второй половине XVIII века. В западной Европе оно обозначилось к 20-м годам XVIII века. Данное направление пришло на смену классицизму, суть которого в противопоставлении естественного, природного начала человека общественному, «просвещенному». Добродетель классицисты видели лишь в науке, просвещении и цивилизации. Сентименталисты же, напротив, главным считали чувство. «Проблема чувствительности, то есть эмоциональной реакции человека на внешний мир, – одна из центральных в просветительской философии. Согласно учению просветителей, чувствительность – неотъемлемое свойство человеческого организма. В соответствии с законами природы человек стремится к продолжительным удовольствиям и избегает страданий» . Социальные и политические отношения между людьми сентименталисты обосновывают также законами природы. «Поэтому они так идеализируют первичные, «естественные» связи людей – супружеские, семейные, в которых человек проходит первую школу общения и тем самым воспитывает в себе будущие гражданские добродетели» . Именно поэтому в их творчестве ярко представлены фольклорные мотивы и образы: единство природы и человека. Фольклор также как и произведения сентименталистов, передает единение человека с природой, ведь именно природное начало в человеке передается через чувства, разум – это больше общественное «приобретение» человеческой сущности. В связи с этим в произведениях сентименталистов XVIII века звучат схожие с фольклорными темы и мотивы. Сентиментализм в России можно разделить на два течения: демократическое (А. Н. Радищев, Н. С. Смирнов, И. И. Мартынов) и либеральное (М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, П. И. Шаликов). Однако в развитии отечественного сентиментализма ведущая роль принадлежала не демократам, а либералам. В их произведениях на поверхности лежат фольклорные мотивы и образы. И это закономерно, так как сентименталисты обращаются к фольклору. В большинстве случаев создавались тексты фольклорных жанров – стилизация современного произведения.
XVIII век является новым периодом русской истории и переломным моментом в развитии русской культуры. В это время остро обозначается проблема национального самосознания. Именно поэтому «встал вопрос о фольклоре как резервуаре народно-национальной старины, поэзии, народной мудрости и как источнике литературы». Для XVIII века в целом характерно рационалистическо-просветительское отношение к фольклору. В западноевропейской литературе, драматургии и театре последней трети XVIII века создано немало произведений, утверждавших идеи республиканского свободомыслия. Не менее чужда эта тема становится и России. «Добрыня» Н. А. Львова и «Илья Муромец» Н. М. Карамзина открыли собой целую полосу фольклорных тем. Также в XVIII веке наблюдается тенденция обращения к истории Руси. Особо интересна новгородская тематика и понятие свободы, гражданский долг. Повесть Н. М. Карамзина «Марфа посадница или Покорение Новгорода» синтезировала в себе эти две темы: в центре сюжета повести – народная борьба за независимость.
1. Азадовский М. К. История русской фольклористики. М., 1958. – С. 42. 2. Азадовский М. К. Статьи о литературе и фольклоре. М., 1960. – С. 175-176. 3. Дмитриев И. И. Чувствительность и причудливость. «Приятное и полезное препровождение времени», ч. XI. М., 1796, стр.241. 4. «История русской литературы XIX века. Первая половина» / А.И. Ревякин. – М.: Просвещение, 1985 г. 5. Каменецкая С. Б. Фольклорные мотивы в неоконченном романе Н. М. Карамзина «Рыцарь нашего времени // Карамзинский сборник. Творчество Карамзина и историко-литературный процесс: Сборник статей. – Ульяновск. 1996. – С. 52-66. 6. Карамзин М. Н. Сочинения. 4-е изд. СПб., 1835. Т. 6. С. 175. 7. Крестова Л. В. Романическая повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь» и семейные предания ХVIII века // Древнерусская русская литература и ее связи с новым временем. Исследования и материалы по древнерусской литературе. – М. Наука, 1967. С. 224-259. 8. П. А. Орлов. Русский сентиментализм. 1977. С. 28. 9. Кочеткова Н. Д. Сентиментализм. Карамзин // История русской литературы: В 4 т. /Под ред. Д. С. Лихачева и Г. П. Макогоненко. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1989. – Т. 1. – С. 662 10. Прийма Ф. Я. Тема «Новгородской свободы» в русской литературе конца XVIII – начала XIX в. На путях к романтизму. Сборник научных трудов. Л. 1984. – С. 102. 11. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М. 1989. – С. 53. 12. Пушкин А. С. Полн. Собр. Соч.в 10 томах, т. 8. М., Издательство АН СССР, 1958, стр. 68 13. Соколов А. Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII в. и первой половины ХIХ века. М.: Изд-во Московского ун-та, 1955. – 692 с. С. 398. 14. Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе ХVIII века. – М. Просвещение, 1990. – С. 156. – 351 с. 15. Фохт Г. П. Литературные и фольклорные традиции в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» // Фольклорная традиция в русской литературе: Сборник научных трудов. – Волгоград. 1986. – С. 3-11. 16. Кочеткова Д. Н. Литература русского сентиментализма. СПб: Наука, 1994. – С. 183. – 281 с. 17. Ходанен Л. А. Новгородские мотивы и образы в лирике А. И. Одоевского периода Сибирской ссылки и в ранней поэзии М. Ю. Лермонтова. Четвёртые Алексеевские чтения. Материалы научной межвузовской конференции. – Иркутск, 1988. – С. 17-19. 18. Смирнов Ю. И. Славянские эпические традиции. М., 1974, гл. 3. Переводы южнославянских песен, сходных с песнями и прозой восточных славян, широко представлены в антологии: Песни южных славян. Вступительная статья, составление и примечания Ю. Смирнова. М., 1976. 19. Смирнов Ю. И. Эпика Полесья. — В кн.: Славянский и балканский фольклор. М., 1978. 20. Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. М., 1982. 335 с. 21. Флоринская Ю.Ф. О художественном методе повести Карамзина «Марфа-посадница» // XVIII век. Сб. 8: Державин и Карамзин в литературном движении XVIII начала XIX века. Л., 1969. С. 299-308. 22. Щеблыкин И.П. Ранние традиции русской исторической прозы // Проблемы фольклористики, истории литературы и методики ее преподавания: Материалы XI научной конференции литературоведов Поволжья. Куйбышев, 1972. С. 5152.
Марфа-Посадница , или Покорение Новагорода
Вот один из самых важнейших случаев российской истории: мудрый Иоанн III должен был для славы и силы отечества присоединить область Новгородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж и новгородцы сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителем их вольности. Они поступили безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новгороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы.
Звук вечевого колокола позвал всех граждан на Великую площадь. Против древнего дома Ярославова уже собрались посадники с золотыми медалями на груди, тысяцкие с высокими жезлами, бояре со знамёнами, старосты всех пяти концов новгородских с серебряными секирами. Но ещё никого не видно на месте лобном, или Вадимовом, где возвышался мраморный образ сего витязя. Народ криком своим заглушает звон колоколаи требует открытия веча. Делинский, именитый горожанин, восходит на железные ступени, смиренно кланяется народу и говорит, что князь Московский прислал боярина, который всенародно объявит Иоанновы требования. Это князь Холмский, правая рука Иоанна в воинских предприятиях, око его в делах государственных.
«Граждане новгородские! — вещает он. — Князь Московский и всея России говорит с вами — внимайте! Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной.
Граждане новгородские! В стенах ваших родилось, утвердилось, прославилось самодержавие земли русской. Здесь великодушный Рюрик творил суд и правду, под державною рукою варяжского героя новгородцы сделались ужасом и завистью других народов.
Потомство неблагодарное! Внимай справедливым укоризнам! Новгородцы, быв всегда старшими сынами России, вдруг отделились от братий своих. И в какие времена?! Подобно тучам насекомых, явились варвары бесчисленные, пришельцы от стран никому не известных. Храбрые славяне сражаются и гибнут, земля русская обагряется кровью русских, города и села пылают, гремят цепи на девах и старцах. Что ж делают новгородцы! Как древнее племя славянское могло забыть кровь свою. Корыстолюбие, корыстолюбие ослепило вас! Русские гибнут, новгородцы богатеют. В Москву, в Киев, во Владимир привозят трупы христианских витязей, убиенных неверными, с плачем и воплем народ встречает их; Новгород же радуется иностранным гостям и чужеземным товарам! Русские считают язвы, новгородцы — златые монеты. О стыд! Потомки славян ценят златом права властителей! Но властители, привыкшие к выгодам торговли, торгуют и благом народа! Князю Московскому известны их дружественные тайные связи с Литвой и Польшей. И скоро с лобного места надменный поляк скажет вам: „Вы — рабы мои!“.
Народ и граждане! Князь Московский, понимая, что разделение государства было причиною бед его, соединил все княжества под своею державою и не остановится, доколе не сокрушит иноземное иго. Такому ли государю не славно повиноваться? Или — внимайте его последнему слову! — храброе воинство, готовое сокрушить татар, явится глазам вашим и усмирит мятежников. Мир или война? Ответствуйте!».
Боярин Иоаннов надел шлем и сошёл с лобного места, В наступившем молчании вдруг раздались восклицания: «Марфа! Марфа!». Тихо и величаво она всходит на железные ступени, осматривает бесчисленное собрание граждан и безмолвствует. Скорбь и величие на лице её. Но вот огонь вдохновения блеснул в горестном взоре её: «Жена дерзает говорить на вече, но я родилась в стане воинском; отец и супруг мой погибли, сражаясь за Новгород. Вот право моё быть защитницей вольности! Оно куплено ценою моего счастия. ».
«Говори, славная дочь Новгорода!» — воскликнул народ единогласно. «Князь Московский, — вещала Марфа, — укоряет тебя, Новгород, самым твоим благополучием. И правда, цветут области новгородские. Возвращаясь в страну свою, чужеземные купцы говорят: «Мы видели Новгород, и ничего подобного ему не видели!».
Так мы счастливы — и виновны. Конечно, Русь бедствует — её земля обагрена кровью, веси и грады опустели Мы виновны, что дерзнули не участвовать в междоусобиях князей, дерзнули спасти имя русское, не принять оков татарских. Свирепый Батый устремился растерзать Новгород, но отцы наши острили мечи свои без робости, ибо знали, что умрут, а не будут рабами!
Иоанн желает повелевать великим градом: неудивительно! Он собственными глазами видел славу и богатство его. Да будет велик Иоанн, но да будет велик и Новгород! Да славится князь Московский истреблением врагов христианства, а не друзей и братьев земли русской! Когда он сокрушит врага, мы скажем ему: «Иоанн! Ты возвратил земле русской честь и свободу, которых мы никогда не теряли».
Новгородцы! Небеса правосудны и ввергают в рабство одни порочные народы. Но если Иоанн говорит истину и гнусное корыстолюбие овладело душами нашими, если мы любим сокровища и негу более добродетели и славы, то скоро ударит последний час нашей вольницы. А с утратой свободы иссохнет и самый источник богатства. Померкнет слава твоя, град великий, и любопытный странник, озирая печальные развалины, в горестной задумчивости скажет: «Здесь был Новгород!».
Страшный вопль народа не дал говорить посаднице: «Нет! Нет! Мы все умрём за отечество! Война, война Иоанну!».
Посол московский желает говорить ещё, требует внимания. Напрасно. Тогда он извлекает меч и, возвышая голос, с душевной скорбью произносит: «Да будет война!».
Посол удаляется, во всех концах города загремел грозный набат в знак объявления войны, а Марфа поспешила к своему деду, благочестивому Феодосию. Семьдесят лет служил он отечеству мечом, а потом удалился от мира в густоту дремучего леса.
Старец выслушивает Марфу, он предвидит бедствия. «Чтобы не укорять себя в будущем, — горячо возражает ему Марфа, — надо благоразумно действовать в настоящем, избирать лучшее и спокойно ожидать следствий. ».
Марфа привела с собой юного витязя Мирослава. Она решает доверить войско храброму юноше. «Он — сирота в мире, а Бог любит сирых!». Отшельник благословляет юношу на брань. На следующее утро красноречие Марфы убеждает вече, и Мирослав утверждён вождём.
Предвидя трагический поворот событий, посадница выдаёт свою дочь Ксению за Мирослава, сам епископ совершает венчание в Софийском соборе. Впервые за долгие годы дом Борецких посетила радость. Растроганная Марфа рассказывает новобрачным, какой кроткой и нежной супругой была она, всё своё счастье полагая в семье. Совсем не похожей на теперешнюю посадницу. Что же переменило её? Любовь! После смерти супруга, который «жил и дышал отечеством», она не могла уже оставаться безучастной свидетельницей событий. Перед гибелью муж взял с неё клятву быть защитницей новгородской вольности.
На другой день Новгород не только готовился к битве, но и успел отпраздновать свадьбу. Борецкие угощали народ. «В сей день новгородцы составляли одно семейство, а Марфа была его матерью».
Прибывает гонец — Псков отказался поддержать новгородцев. Брошенный союзниками, Новгород ещё ревностнее вооружается. Пришло известие, что Иоанн уже спешит к великому граду с отборным войском. Полки новгородские выстроились и выступили ему навстречу. Марфа напутствует войско.
Тишина поселилась в великом граде, только храмы отворены с утра до полуночи, священники не снимают риз, свечи не угасают перед образами, все преклоняют колена, не умолкает молебное пение.
Наступил день решительной битвы, и долго не приходило никакого известия. Наконец показалось облачко пыли. С высокого лобного места Марфа следит за ним и не говорит ни слова. Потом вдруг, закрыв глаза, громко произносит: «Мирослав убит! Иоанн — победитель!».
На колеснице, накрытой знамёнами, привозят тело Мирослава. Израненные воины повествуют о жестокой сече. Бывалые ратники признаются, что не видали такого кровопролития: «Грудь русская была против груди русской, и витязи с обеих сторон хотели доказать, что они славяне. Взаимная злоба братий есть самая ужасная!».
«Убиты ли сыны мои?» — спросила Марфа с нетерпением. «Оба», — ответили ей. «Хвала небу! — сказала посадница — Может быть, граждане сожалеют, что не упали на колена перед Иоанном. Пусть говорят враги мои, и, если они докажут, что любовь к свободе есть преступление для гражданки вольного отечества, я с радостью кладу голову свою на плаху. Пошлите её Иоанну и смело требуйте его милости!» — «Нет, нет! — восклицает народ в живейшем усердии. — Мы хотим умереть с тобою». И снова закипают жаркие битвы. Не одолев новгородцев в открытом бою, Иоанн переходит к длительной осаде. Отрезанный от житниц Новгород переживает нужду, наступает голод. Всё слышнее голоса противников Марфы. Наконец в отчаянной схватке гибнут последние защитники вольности. Старец Феодосий, покинувший в годину бед молитвенный затвор и снова избранный посадником, вручает Иоанну ключи от города.
Князь Московский въезжает в город, он прощает всех, для примирения сторон ему нужна одна только жертва. Гордая Марфа восходит на эшафот и обращается к народу с последним словом: «Подданные Иоанна! — восклицает она — Умираю гражданкою новгородскою. ».
С древней башни снимают вечевой колокол и отвозят в Москву.
Краткое содержание «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
Действующие лица в книге «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
- Марфа Борецкая
Читать «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» в кратком содержании
Вот один из самых важнейших случаев российской истории: мудрый Иоанн III должен был для славы и силы отечества присоединить область Новгородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж и новгородцы сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителем их вольности. Они поступили безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новгороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы…
Звук вечевого колокола позвал всех граждан на Великую площадь. Против древнего дома Ярославова уже собрались посадники с золотыми медалями на груди, тысяцкие с высокими жезлами, бояре со знамёнами, старосты всех пяти концов новгородских с серебряными секирами. Но ещё никого не видно на месте лобном, или Вадимовом, где возвышался мраморный образ сего витязя. Народ криком своим заглушает звон колоколаи требует открытия веча. Делинский, именитый горожанин, восходит на железные ступени, смиренно кланяется народу и говорит, что князь Московский прислал боярина, который всенародно объявит Иоанновы требования. Это князь Холмский, правая рука Иоанна в воинских предприятиях, око его в делах государственных.
«Граждане новгородские! — вещает он. — Князь Московский и всея России говорит с вами — внимайте! Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной.
Граждане новгородские! В стенах ваших родилось, утвердилось, прославилось самодержавие земли русской. Здесь великодушный Рюрик творил суд и правду, под державною рукою варяжского героя новгородцы сделались ужасом и завистью других народов…
Потомство неблагодарное! Внимай справедливым укоризнам! Новгородцы, быв всегда старшими сынами России, вдруг отделились от братий своих. И в какие времена?! Подобно тучам насекомых, явились варвары бесчисленные, пришельцы от стран никому не известных. Храбрые славяне сражаются и гибнут, земля русская обагряется кровью русских, города и села пылают, гремят цепи на девах и старцах. Что ж делают новгородцы! Как древнее племя славянское могло забыть кровь свою. Корыстолюбие, корыстолюбие ослепило вас! Русские гибнут, новгородцы богатеют. В Москву, в Киев, во Владимир привозят трупы христианских витязей, убиенных неверными, с плачем и воплем народ встречает их; Новгород же радуется иностранным гостям и чужеземным товарам! Русские считают язвы, новгородцы — златые монеты. О стыд! Потомки славян ценят златом права властителей! Но властители, привыкшие к выгодам торговли, торгуют и благом народа! Князю Московскому известны их дружественные тайные связи с Литвой и Польшей. И скоро с лобного места надменный поляк скажет вам: „Вы — рабы мои!“.
Народ и граждане! Князь Московский, понимая, что разделение государства было причиною бед его, соединил все княжества под своею державою и не остановится, доколе не сокрушит иноземное иго. Такому ли государю не славно повиноваться? Или — внимайте его последнему слову! — храброе воинство, готовое сокрушить татар, явится глазам вашим и усмирит мятежников. Мир или война? Ответствуйте!».
Боярин Иоаннов надел шлем и сошёл с лобного места, В наступившем молчании вдруг раздались восклицания: «Марфа! Марфа!». Тихо и величаво она всходит на железные ступени, осматривает бесчисленное собрание граждан и безмолвствует. Скорбь и величие на лице её. Но вот огонь вдохновения блеснул в горестном взоре её: «Жена дерзает говорить на вече, но я родилась в стане воинском; отец и супруг мой погибли, сражаясь за Новгород. Вот право моё быть защитницей вольности! Оно куплено ценою моего счастия…».
«Говори, славная дочь Новгорода!» — воскликнул народ единогласно. «Князь Московский, — вещала Марфа, — укоряет тебя, Новгород, самым твоим благополучием. И правда, цветут области новгородские. Возвращаясь в страну свою, чужеземные купцы говорят: «Мы видели Новгород, и ничего подобного ему не видели!».
Так мы счастливы — и виновны. Конечно, Русь бедствует — её земля обагрена кровью, веси и грады опустели Мы виновны, что дерзнули не участвовать в междоусобиях князей, дерзнули спасти имя русское, не принять оков татарских. Свирепый Батый устремился растерзать Новгород, но отцы наши острили мечи свои без робости, ибо знали, что умрут, а не будут рабами!
Иоанн желает повелевать великим градом: неудивительно! Он собственными глазами видел славу и богатство его. Да будет велик Иоанн, но да будет велик и Новгород! Да славится князь Московский истреблением врагов христианства, а не друзей и братьев земли русской! Когда он сокрушит врага, мы скажем ему: «Иоанн! Ты возвратил земле русской честь и свободу, которых мы никогда не теряли».
Новгородцы! Небеса правосудны и ввергают в рабство одни порочные народы. Но если Иоанн говорит истину и гнусное корыстолюбие овладело душами нашими, если мы любим сокровища и негу более добродетели и славы, то скоро ударит последний час нашей вольницы. А с утратой свободы иссохнет и самый источник богатства. Померкнет слава твоя, град великий, и любопытный странник, озирая печальные развалины, в горестной задумчивости скажет: «Здесь был Новгород!».
Страшный вопль народа не дал говорить посаднице: «Нет! Нет! Мы все умрём за отечество! Война, война Иоанну!».
Посол московский желает говорить ещё, требует внимания. Напрасно. Тогда он извлекает меч и, возвышая голос, с душевной скорбью произносит: «Да будет война!».
Посол удаляется, во всех концах города загремел грозный набат в знак объявления войны, а Марфа поспешила к своему деду, благочестивому Феодосию. Семьдесят лет служил он отечеству мечом, а потом удалился от мира в густоту дремучего леса.
Старец выслушивает Марфу, он предвидит бедствия. «Чтобы не укорять себя в будущем, — горячо возражает ему Марфа, — надо благоразумно действовать в настоящем, избирать лучшее и спокойно ожидать следствий…».
Марфа привела с собой юного витязя Мирослава. Она решает доверить войско храброму юноше. «Он — сирота в мире, а Бог любит сирых!». Отшельник благословляет юношу на брань. На следующее утро красноречие Марфы убеждает вече, и Мирослав утверждён вождём.
Предвидя трагический поворот событий, посадница выдаёт свою дочь Ксению за Мирослава, сам епископ совершает венчание в Софийском соборе. Впервые за долгие годы дом Борецких посетила радость. Растроганная Марфа рассказывает новобрачным, какой кроткой и нежной супругой была она, всё своё счастье полагая в семье. Совсем не похожей на теперешнюю посадницу. Что же переменило её? Любовь! После смерти супруга, который «жил и дышал отечеством», она не могла уже оставаться безучастной свидетельницей событий. Перед гибелью муж взял с неё клятву быть защитницей новгородской вольности.
На другой день Новгород не только готовился к битве, но и успел отпраздновать свадьбу. Борецкие угощали народ. «В сей день новгородцы составляли одно семейство, а Марфа была его матерью».
Прибывает гонец — Псков отказался поддержать новгородцев. Брошенный союзниками, Новгород ещё ревностнее вооружается. Пришло известие, что Иоанн уже спешит к великому граду с отборным войском. Полки новгородские выстроились и выступили ему навстречу. Марфа напутствует войско.
Тишина поселилась в великом граде, только храмы отворены с утра до полуночи, священники не снимают риз, свечи не угасают перед образами, все преклоняют колена, не умолкает молебное пение.
Наступил день решительной битвы, и долго не приходило никакого известия. Наконец показалось облачко пыли. С высокого лобного места Марфа следит за ним и не говорит ни слова. Потом вдруг, закрыв глаза, громко произносит: «Мирослав убит! Иоанн — победитель!».
На колеснице, накрытой знамёнами, привозят тело Мирослава. Израненные воины повествуют о жестокой сече. Бывалые ратники признаются, что не видали такого кровопролития: «Грудь русская была против груди русской, и витязи с обеих сторон хотели доказать, что они славяне. Взаимная злоба братий есть самая ужасная!».
«Убиты ли сыны мои?» — спросила Марфа с нетерпением. «Оба», — ответили ей. «Хвала небу! — сказала посадница — Может быть, граждане сожалеют, что не упали на колена перед Иоанном. Пусть говорят враги мои, и, если они докажут, что любовь к свободе есть преступление для гражданки вольного отечества, я с радостью кладу голову свою на плаху. Пошлите её Иоанну и смело требуйте его милости!» — «Нет, нет! — восклицает народ в живейшем усердии. — Мы хотим умереть с тобою». И снова закипают жаркие битвы. Не одолев новгородцев в открытом бою, Иоанн переходит к длительной осаде. Отрезанный от житниц Новгород переживает нужду, наступает голод. Всё слышнее голоса противников Марфы. Наконец в отчаянной схватке гибнут последние защитники вольности. Старец Феодосий, покинувший в годину бед молитвенный затвор и снова избранный посадником, вручает Иоанну ключи от города.
Князь Московский въезжает в город, он прощает всех, для примирения сторон ему нужна одна только жертва. Гордая Марфа восходит на эшафот и обращается к народу с последним словом: «Подданные Иоанна! — восклицает она — Умираю гражданкою новгородскою. ».
С древней башни снимают вечевой колокол и отвозят в Москву.