«Счастье есть дело судьбы, ума и характера»
«Счастье есть дело судьбы, ума и характера». Н.М.Карамзин. (По одному из произведений русской литературы.)
Откуда берётся счастье? Ангелы ли его приносят с небес, на земле ли оно рождается, в душе ли человеческой? Или счастье
есть во всём что нас окружает, главное его увидеть? Обратимся к рассказу Дмитрия Шеварова “Второй день Рождества”.
Рассказ читается на одном дыхание и вызывает целый вихрь самых добрых, чистых и желанных чувств. Главный герой рассказа
поистине счастлив и его счастье настолько огромно и чисто, что невольно сам заражаешься им. Одухотворённость которую
видит герой во всём, даже в зимнем воздухе поражает, удивляет и душе становится легче. В чем же секрет счастья героя?
Герой произведения с дочкой Асей едет по командировке в Вологду, в город где он родился, где прошло его детство.
Приезжает он всего на один день, второй день Рождества. Он хочет прикоснуться к своему детству, повидать свою
учительницу. Для него счастье заключается в простых вещах. Отец Аси счастлив, когда сторожит сон своей дочки. Он
счастлив, потому что ему удалось вернулся в родные места. Утренний родной город пробуждаясь, пробуждает в нём детские
воспоминания. Они необычайно светлые. И необычайно светлые не по тому, что детство его было каким-то особенным, а по
тому что он видет всё вокруг себя светлым. И девятиэтажку, и зеленые буквы “Хлеб”, и первый утренний троллейбус.
Особую роль в рассказе играет цвет. В памяти героя белая зима, убелённые сединой старики, белая рубашка деда, белый от
яблоневого цвета сад и “на столе всё белое по утрам — творог, сметана, молоко”. Белый цвет сам по себе символизирует
чистоту, свет и нежность, но в сочетании с удивительно трогательными образами он становиться главным цветом, фоном
рассказа.
Умиротворяет вездесущая доброта и приветливость Вологды и его жителей, которых мы видим глазами главного героя. “Самый
вкусный на свете торт”, который очень любила бабушка, называется “Паутинка”. Сразу представляется что-то очень тонкое,
прозрачное, невесомое, как та настоящая паутинка, что делает каждое лето паук на одном и том же месте, под крышей
дачного домика. Там где будут делать свои первые паутинки и его потомки, маленькие паучки. Это же счастье — чувствовать
пульс окружающего мира, уметь увидеть природу совсем рядом!
Означает ли возвращение героя рассказа роскошь, “непозволительную в рамках одной жизни”? Счастье — не соглашаться со
словом “никогда”, которое так полюбили у нас. Против этого «никогда», принципа «Смейтесь, расставаясь с прошлым!»
борется автор. Счастье – явление большей частью субъективное. Ведь герой мог бы не задерживаться в городе или прозибать
в каком-нибудь развлекательном заведение. Но он поступает мудрей. Он не хочет быть доволен, герой создает себе счастье.
Человек видит чистые белые улицы родного города, тот же дом, где жили его бабушка с дедушкой, так же как и в детстве,
открытую в спальне форточку. Всё, что было им так простодушно любимо, сохранилось, но теперь это любят другие, и у героя
возникает ощущение, что его лишили чего-то очень дорогого. “Зачем же они так прикрывают форточку, что мне хочется
крикнуть: “Бабушка!”?” Счастлив тот человек, который хранит в себе любовь, теплоту лучших воспоминаний, который
чувствует прилив эмоций, стоит лишь ему увидеть внов!
ь то, что запомнил он ещё в детстве. Такой замечательный человек обязательно передаст эту способность своим детям, а
они, пройдя некоторую часть жизни, отблагодарят его. Никогда не будет он обделён заботой и вниманием. И будет счастлив.
Это дело его ума героя.
Автор с необыкновенным лиризмом и гармонией ведет своё простое повествование, описывая ту атмосферу, в которой он вырос
и которую он чувствует сейчас, во второй день Рождества. Так для него с самого детства библиотека была “ослепительным
храмом”. В семье всегда ценили верность традициям: закончив лишь три класса приходской школы, дедушка благоговел перед
книгой. И внук унаследовал это качество. А ведь, наверняка, книга сыграла не малую роль в создании характера героя,
воспитании его ума. Не всем доступно такое счастье — любить книгу. Это его судьба.
В рассказе подчёркивается огромное значение памяти для человека, для его души. Разве не испытывала истинного счастья
учительница героя произведения, которую он навестил после стольких лет, да ещё принёс тот самый торт “Паутинка”? Ему
самому приятно было вспомнить своих одноклассников, первую любовь. Он и учитель были счастливы. «…болел зимой, и
что-то потянуло в шкаф. Достал оттуда картон с фотографией, рассматривал долго». Это счастье – дело характера героя.
Снова наступит белый день, отец с дочерью сядут в белый автобус. Поедут домой и начнутся рабочие будни, но счастье
испытанное на малой родине ещё долго будет светить в душе героя, грея и его близких. Ведь теперь у него ещё больше
прекрасных воспоминаний. Они созданы его умом, судьбой и характером
«Счастье есть дело судьбы, ума и характера» (Н. М. Карамзин) (по одному или нескольким произведениям 19 века)
![]() | ![]() | ![]() | |
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов) |
На свете есть немало книг, которые способны сподвигнуть человека на какое-либо дело, немало писателей, раскрывших в своих произведениях тайны бытия, или, хотя бы, попытавшихся это сделать. И практически каждое произведение мировой литературы говорит о том, что такое счастье.
Каждая эпоха имеет свои неповторимые особенности в трактовке вопросов человечества: что такое любовь, счастье, дружба. Вот и 19 век не стал исключением. Именно в это время в русской литературе появилось произведение, темой которого стали поиски счастья – поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор пытается серьезно разобраться в этом вопросе, перенеся его на художественную почву, так как именно в сфере литературы возможны обобщения, недоступные в реальной жизни.
Поиском счастья у Некрасова занимаются те, кто счастливым, по мнению автора, быть не мог – крестьяне. Они обращаются к помещикам, духовенству. Везде, казалось бы, есть все предпосылки, чтобы быть счастливым. И помещики, и попы имеют деньги, власть, освобождены от тяжелого изнуряющего труда… Но счастья нет!
Так значит, счастье не в деньгах и довольстве? А в чем оно?
Вспомним Чичикова из романа «Мертвые души» Гоголя, для которого главной целью в жизни было богатство. И когда этот герой однажды добился своей цели (служба на таможне) и начал покупать батистовые рубашки и душистое мыло для щек, он был абсолютно счастлив и не желал более ничего?
Как же быть? Значит, счастье в деньгах?
Тургенев в своих романах также пытался ответить на вопрос о том, что такое счастье. Он испытывал своих героев любовью, заставляя раскрываться перед объектом любви и добиваться чувств. Но его герои часто пасовали перед этим чувством, отдавая предпочтение службе или своим убеждениям: так поступил Базаров из «Отцов и детей», Рудин из одноименного романа. Так значит, по мнению автора, счастье не в любви, как нам обычно представляется. Ведь иначе герои не отказывались бы от своих чувств…
А вот Евгений Онегин Пушкина, отказавшись от любви, обрек себя на вечно несчастную жизнь. Совершив однажды ошибку, отвергнув Татьяну Ларину, ту, которая смогла бы осветить жизнь героя светом своей души, он уже никогда не будет иметь возможности исправить содеянное.
Как же быть? Значит, счастье в любви?
В чем же еще видят обычно счастье? Любовь, деньги… А, семья, дети! Но вспомним «Анну Каренину» Л. Толстого. Героиня уходит от семьи, бросает ребенка (хотя и невольно). И все ради того, чтобы быть счастливой, но с кем, где…
А вспомним господ Головлевых из романа Салтыкова-Щедрина. Мать Иудушки посвятила себя семье. Но была ли она счастлива?
А крылатая фраза Пушкина, сказанная в адрес семейства Лариных из «Евгения Онегина»: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она…» Как быть с этим? Значит, счастья нет, есть его замена, которую многие воспринимают как наконец-то наступившее благоденствие.
И можно привести массу подобных примеров, массу случаев, когда хорошее для одних оборачивается горем для других.
Так что получается: что либо счастья нет, либо… я чего-то не понимаю…
А ведь все просто, как все гениальное. Ошибка счастьеискательства как цели жизни состоит в том, что мы ищем универсальный рецепт, одну единственную правду! А это невозможно!! Нельзя быть одинаково счастливыми.
Для одного счастье – семья и дети (Наташа и Пьер Безуховы, Николай Петрович Кирсанов и Фенечка), для других – любовь (Ленский), для третьих – самопожертвование или служение обществу (Сонечка Мармеладова, Базаров), для четвертых – богатство или власть (Чичиков, Органчик). И самое главное, что и этого бывает недостаточно, недостаточно для счастья только одного аспекта. Человек постоянно стремится к чему-то большему, лучшему.
И нет универсального рецепта счастья, потому что все мы индивидуальны. Самое главное, это понять, чего хочешь именно ты, не слушать общество, не идти на поводу у предрассудков. И прав был Карамзин, сказав, что «счастье есть дело судьбы, ума и характера». Он этим как раз и указывал на индивидуальность запросов каждого человека.
Да и вообще, счастье – это не эмоция, а состояние души, по-моему, не соотносящееся с внешними обстоятельствами. Если ты делаешь то, что тебе действительно хочется, следуешь своей судьбе, никому при этом не вредя – ты счастливый человек.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Разное / 19 век / «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» (Н. М. Карамзин) (по одному или нескольким произведениям 19 века)
Смотрите также по произведению “19 век”:
“Счастье есть дело судьбы, ума и характера”
На свете есть немало книг, которые способны сподвигнуть человека на какое-либо дело, немало писателей, раскрывших в своих произведениях тайны бытия, или, хотя бы, попытавшихся это сделать. И практически каждое произведение мировой литературы говорит о том, что такое счастье. Каждая эпоха имеет свои неповторимые особенности в трактовке вопросов человечества: что такое любовь, счастье, дружба. Вот и 19 век не стал исключением.
Именно в это время в русской литературе появилось произведение, темой которого стали поиски счастья – поэма Некрасова
Они обращаются к помещикам, духовенству. Везде, казалось бы, есть все предпосылки, чтобы быть счастливым. И помещики, и попы имеют деньги, власть, освобождены от тяжелого изнуряющего труда… Но счастья нет!
Так значит, счастье не в деньгах и довольстве? А в чем оно? Вспомним Чичикова из романа “Мертвые
Значит, счастье в деньгах? Тургенев в своих романах также пытался ответить на вопрос о том, что такое счастье. Он испытывал своих героев любовью, заставляя раскрываться перед объектом любви и добиваться чувств. Но его герои часто пасовали перед этим чувством, отдавая предпочтение службе или своим убеждениям: так поступил Базаров из “Отцов и детей”, Рудин из одноименного романа.
Так значит, по мнению автора, счастье не в любви, как нам обычно представляется. Ведь иначе герои не отказывались бы от своих чувств… А вот Евгений Онегин Пушкина, отказавшись от любви, обрек себя на вечно несчастную жизнь. Совершив однажды ошибку, отвергнув Татьяну Ларину, ту, которая смогла бы осветить жизнь героя светом своей души, он уже никогда не будет иметь возможности исправить содеянное. Как же быть?
Значит, счастье в любви? В чем же еще видят обычно счастье? Любовь, деньги… А, семья, дети!
Но вспомним “Анну Каренину” Л. Толстого. Героиня уходит от семьи, бросает ребенка . И все ради того, чтобы быть счастливой, но с кем, где… А вспомним господ Головлевых из романа Салтыкова-Щедрина.
Мать Иудушки посвятила себя семье. Но была ли она счастлива? А крылатая фраза Пушкина, сказанная в адрес семейства Лариных из “Евгения Онегина”: “Привычка свыше нам дана, замена счастию она…” Как быть с этим? Значит, счастья нет, есть его замена, которую многие воспринимают как наконец-то наступившее благоденствие.
И можно привести массу подобных примеров, массу случаев, когда хорошее для одних оборачивается горем для других. Так что получается: что либо счастья нет, либо… я чего-то не понимаю… А ведь все просто, как все гениальное. Ошибка счастьеискательства как цели жизни состоит в том, что мы ищем универсальный рецепт, одну единственную правду!
А это невозможно!! Нельзя быть одинаково счастливыми. Для одного счастье – семья и дети , для других – любовь , для третьих – самопожертвование или служение обществу , для четвертых – богатство или власть . И самое главное, что и этого бывает недостаточно, недостаточно для счастья только одного аспекта.
Человек постоянно стремится к чему-то большему, лучшему. И нет универсального рецепта счастья, потому что все мы индивидуальны. Самое главное, это понять, чего хочешь именно ты, не слушать общество, не идти на поводу у предрассудков.
И прав был Карамзин, сказав, что “счастье есть дело судьбы, ума и характера”. Он этим как раз и указывал на индивидуальность запросов каждого человека. Да и вообще, счастье – это не эмоция, а состояние души, по-моему, не соотносящееся с внешними обстоятельствами.
Если ты делаешь то, что тебе действительно хочется, следуешь своей судьбе, никому при этом не вредя – ты счастливый человек.
История создания романа-эпопеи М. А. Шолохова “Тихий Дон” Вот как рассказывал историю создания своего произведения М. А. Шолохов: “Начал писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в.
Печорин и Бэла Автор назвал одну из повестей своего романа именем черкесской девушки Бэлы. Это название как будто предопределяет трогательность и некоторый драматизм сюжета. И действительно, по мере повествования, которое ведется от лица.
Стихотворение Б. Л. Пастернака “Любить иных – тяжелый крест…” Борис Леонидович Пастернак является замечательным поэтом и прозаиком 20 века. Его можно в полной мере назвать писателем-эстетом, тонко и глубоко чувствующим прекрасное. Он всегда являлся ценителем красоты естественной и первозданной.
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой “Мне голос был. Он звал утешно…” Стихотворение А. А. Ахматовой “Мне голос был. Он звал утешно” написано в суровом для России 1917году. В это время, в эпоху коренных политических и социальных событий, перед многими интеллигентами встал.
Sport Millions of people all over the world are fond of sports and games. Sport is very important in our life. There are many proverbs about sports and health. For example.
Гуманизм романа “Преступление и наказание” Красота спасет мир… Ф. М. Достоевский Разные люди живут на Земле. Злые и добрые, жестокие и мягкосердечные, непримиримые и всепрощающие. У каждого – своя мораль, свои жизненные принципы, свои законы.
Восток в лирике Сергея Есенина Литература начала ХХ века является отражением противоречий и поисков эпохи. В России идет разгар технического прогресса, борьба за духовность, за нравы. Век получает название “серебряный”. Определение “серебряный век” относят ко.
Музыка сердца в произведениях М. Ю. Лермонтова Страницы юношеских тетрадей Лермонтова напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом. Редеют.
Идейно-художественные особенности поэмы Твардовского “По праву памяти” Поэма “По праву памяти” была написана в середине 70-х годов 20 века. Автор писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне.
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект – понятие весьма новое, и оно не успело закрепиться как общеупотребимый термин. Эмоциональный интеллект один из важнейших навыков для современного человека – от того, насколько он у вас.
Почему “забавы и роскоши дитя” стал чужим для всех?. Краткое изложение текста Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать “чужими для всех”. Есть что-то завораживающее и привлекающее в человеке, который способен противопоставить себя обществу. Конечно, образы.
Встреча Обломова со Штольцем Роман “Обломов” по праву считается лучшим произведением И. А. Гончарова. Он создавался на протяжении десяти лет и вобрал в себя философские наблюдения и размышления писателя. В “Обломове” Гончаров анализирует современную.
Анализ стихотворения Рубцова “Звезда полей” Н. М. Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Елецк Архангельской области. Литературное признание и широкая известность пришли к нему после того, как издательство “Советский писатель” выпустило в 1967.
Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет XIX века, был кумиром молодежи. Описание событий в.
“Суда живых не меньше павших суд” К вам, павшие в той битве мировой За наше счастье на земле суровой, К вам, наравне с живыми, голос свой Я обращаю в каждой песне новой. А. Твардовский Имя А.
Особенности конфликта пьесы А. П. Чехова “Три сестры” А. П. Чехов входит в наше сознание с раннего детства. Каштанка, Васька Жуков знакомы нам с малых лет. Этот писатель смешит нас в веселых рассказах и заставляет над многим задуматься.
Игры для обучения плаванию детей 4-7 лет Игры, которые учат плавать Игры, позволяющие научить детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата плавать. Автор: Шумилова Вера Ивановна инструктор по плаванию в МКДОУ БГО Детском саду № 16 комбинированного вида Небольшая.
Русское дворянство в драматургии А. П. Чехова Умей нести свой крест и веруй. А. Чехов Всю свою жизнь Чехов наряду с повестями и рассказами писал пьесы и водевили. Его слава драматурга не уступает его популярности прозаика, а.
Подготовка Наташи Ростовой к балу Бал у Екатерининского вельможи, который происходил “накануне нового 1810 года”, был самым первым в жизни юной Наташи Ростовой. Немало строк Толстой посвятил описанию этого бала, но с такой же тщательностью.
Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” …вдруг пахнуло в лицо Пьера тем давно забытым счастьем… Л. Н. Толстой “Война и мир”. Толстой назвал “Войну и мир” “книгой о прошедшем”. Посвященная Отечественной войне 1812 года, эта книга.
Сейчас вы читаете: “Счастье есть дело судьбы, ума и характера”
Счастье есть дело судьбы, ума и характера
В своем произведении «Что делать?» Чернышевский показал, что надо делать представителям русской революционной демократии для скорейшего освобождения общества от посягательств на свободу личности. Рядом с Чернышевским, по значимости и общей устремленности в борьбе, нельзя не поставить имя поэта Некрасова. Оба писателя-демократа будили своими произведениями сознание народа. Собственно, у этих творцов все – и в стихах, и в прозе – о судьбе русского народа. Герои их произведений живут в разное время, но цели и стремления их направлены к одному – борьбе за свободу, борьбе за счастье. Наиболее ярко, с огромной художественной силой Некрасов отразил вопросы современности в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В поэме изображена послереформенная Россия. Поэт показывает, как постепенно нарастает сила народного гнева и как увеличивается число народных заступников. «Рать поднимается – Неисчислимая! Сила в ней скажется – Несокрушимая!»
Образом «народного заступника», революционера-разночинца в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является образ Гриши Добросклонова. Он был сыном «батрачки безответной» и сельского дьячка, который жил беднее захудалого последнего крестьянина. Весь облик Гриши подчеркивает его расположенность к демократическим идеям. Некрасов с любовью рисует нам его портрет: «Лицо худое, бледное и волос тонкий, вьющийся с оттенком красноты». Юноша рано познал тяжесть жизни простого люда. Его цель в жизни видна из песни, которую он любит петь: «Доля народа, счастье его Свет и свобода прежде всего». Добросклонов ясно видит будущее России. Но он видит и трудности на пути к этому будущему: «Я мыслью вперед улетаю. Тебе суждено еще долго страдать, Но ты не погибнешь, я знаю». Образом Гриши поэт дал ответ на вопрос поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Сам писатель говорит: «Счастлив может быть только тот, кто отдал себя борьбе за благо и счастье народа». А вот как участвуют в этой же самой борьбе герои романа Чернышевского «Что делать?» Главный герой романа Рахметов родом из аристократического семейства. Но по взглядам на жизнь он революционный демократ, и такой переход от господствующего класса к революционно настроенному обществу демократической молодежи не был случаен. Образ Рахметова был задуман автором как прототип будущего вождя революционных масс. Это рыцарь без страха и упрека, человек, будто выкованный из стали. Он с поразительной быстротой расширяет круг своих знаний, внимательно изучает жизнь трудящихся, так как уяснил себе, что сила вождя – в его близости к народу. Для народа он свой, чуть ли не родной человек. Рахметов также знает, что впереди его ждут суровые испытания, и сознательно отказывается от личного человеческого счастья.
Он подчиняет себя предстоящей борьбе, он словно лепит сам себя: тело должно быть несгибаемым, дух – необоримым. Если взять произведения писателей-демократов в отрыве от жизни, то, несомненно, бросится в глаза их некоторая схематичность, заданность и где-то даже неправдоподобность. Но это ощущение проходит, стоит их рассмотреть на фоне реальных исторических событий.
стоит их рассмотреть на фоне реальных исторических событий. Время показало, что образы революционных демократов в русской литературе потрясающе ускорили процесс развития революции в России. Живые события развивались с той же фантастической быстротой, с какой герой Чернышевского Рахметов преодолел разрыв социальный и нравственный между собой и угнетенным народом. А Гриша Добросклонов из дремучих низов взлетел в небо просвещенного, демократического, интеллигентного существования. В произведениях Некрасова и Чернышевского сквозила мысль, что таких людей, как Добросклонов и Рахметов, мало, но история, как бы вняв их сетованиям, множила от поколения к поколению ряды «народных заступников». Таким образом, можно сделать вывод, что проблема места и счастья личности в 60-е гг. XIX столетия определила весь путь русского общества со всеми его революционными и демократическими преобразованиями. Это идеи и мысли великих писателей и демократов работают и сейчас, помогая решать новые проблемы современности.
“Счастье есть дело судьбы, ума и характера”. Н.М.Карамзин. – Лирика Марины Цветаевой.
Более полувека тому назад совсем юная и никому ещё не известная Марина Цветаева высказала непоколебимую уверенность:
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Прошли годы трудной жизни и напряженной творческой работы — и гордая уверенность обернулась полным неверием:
“Мне в современности и в будущем — места нет”.
Это, конечно, отчасти полемическая крайность, отчасти добросовестное заблуждение, в известной мере объяснимое одиночеством и растерянностью поэта, знавшего силу своего таланта, но не сумевшего сладить с тернистым жизненным путем.
Судьба художника не сводится к его личной судьбе: художник уходит — искусство остается. Сама Цветаева сказала немаловажно точнее: “. во мне нового ничего нет, кроме моей поэтической отзывчивости на новое звучание воздуха”. Благодаря этой отзывчивости большой поэт, фатально пытавшийся противопоставить себя своему веку, в конечном итоге оказался неотделим от искусства этого века.
Наследие поэтессы велико. Тринадцать изданных ею книжек и множество вышедших посмертно. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиофафическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.
Обширное наследие это неравноценно. Есть в нем и то, что пережило свое час или было продиктовано соображениями случайными, злобой давнехонько минувших событий. Но без лучших стихов и поэм Цветаевой в данный момент уже невозможно составить довольно полное представление о русской литературе XX века.
Умом поэтесса не была обижена, характер ее был противоречив, а судьба к ней была жестока.
Стихи она начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься — в шестнадцать, а два года спустя, ещё не сняв гимназическую форму, тайком от семьи выпустила довольно объемистый сборник — “Вечерний альбом”” Изданный небольшим тиражом, он не затерялся в потоке стихотворных новинок, затоплявшем тогда прилавки. Его заметили и одобрили такие взыскательные и влиятельные критики, как В.Брюсов, Н.Гумилев, М.Волошин. Брюсов противопоставлял Цветаеву другому тогдашнему дебютанту — Илье Эренбургу. “Если Эренбург, — писал он, — постоянно вращается в условном мире, созданном им самим, в мире рыцарей, капелланов, трубадуров, то стихи Цветаевой, напротив, постоянно отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь на самом деле пережитого”.
Особенно поддержал Цветаеву при вхождении ее ъ литературу М.Волошин, который адресовал ей стихи, где писал:
К вам суть человеческая так радостно влекома.
О, какая веет благодать
От страниц “Вечернего альбома”!
Характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорил: “. она совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь к душевному косноязычью, предельную гордыня и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок”.
Однажды Цветаева обмолвилась по чисто литературному поводу: “Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность — жизнь”. Замечательная обмолвка! Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, постоянно была в полной неустроенности, от души утверждала, что “чувство собственности” у нее “ограничивается детьми и тетрадями”. Она хорошо знала себе цену как поэту (“В своих стихах я уверена непоколебимо”), но ничего не сделала для того, чтобы как-то наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу (“Все в мире меня затрагивает больше, чем моя личная жизнь”).
И при всем том она была очень жизнестойкой (“Меня хватит ещё на 150 миллионов жизней”). Она с жадностью любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто — непомерные.
Правда, Цветаева писала и о смерти — особенно в ранних стихах. (“Послушайте! — Еще меня любите за то, что я умру”). Но из этого не стоит работать поспешных выводов, связывая то, что было данью литературной моде, и ее отчаянный уход в небытие после возвращения из эмиграции на родину.
Мало сообщить, что жизнь не баловала Цветаеву — она преследовала ее с редким ожесточением. Поэтесса постоянно была обездолена и страшно одинока. Ощущение своего “сиротства” и “круглого одиночества” было для нее проклятием, источником неутихающей душевной боли. Но не в ее природе было сетовать, а тем более — упиваться собственным страданием. “Русского страдания мне дороже гётевская радость”, — упрямо твердила она наперекор всем ударам судьбы. Свою муку она прятала под броней гордыни и презрительного равнодушия. На самом же деле люто тосковала по простому человеческому счастью: “Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею!”
Еще тяжелее пришлось ей в эмиграции. Она не приняла мышиную возню множества партий и фракций, не стала ввязываться в политические свары. По-видимому, она нисколько не погрешила против истины, когда жаловалась в 1935 году: “Надо мной в этом месте люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии. У меня же нет никаких средств, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек получает 5 франков в день, на них вчетвером живем, то есть просто умираем с голоду”.
Тем не менее вера в свои силы ее не оставляла: “Не знаю, сколько мне ещё осталось существовать, не знаю, буду ли когда-нибудь ещё в РФ, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов — не дам”.
Ценой громадных усилий Цветаева сохранила свою личность на чужой и враждебной ее идеалам земле. Зато она избавилась от снобизма и эстетства, познала истинную цену жизни и искусства, живя в мире, где то и другое часто оказывалось несовместимым. В своем трактате “Искусство при свете совести” она изучила старый и постоянно новый вопрос: что важнее — человек или художник, и ответила: “Быть человеком постоянно важнее, потому что он нужнее”.
Рассказ о поэзии неотделим от личности поэта. Слова Карамзина можно толковать более обширно, чем они воспринимаются, будучи вырваны из контекста. Личность Марины Цветаевой многопланова и выразительна. Ее счастье было в ее творчестве, в стихах, в которых нет ни одного проходного слова, где каждое забито, как гвоздик, по самую шляпку, в которых вольготный, неукротимый дамский характер возникает буквально из ничего — из одной интонации:
Сочинение Счастье есть дело судьбы, ума и характера Карамзин
Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29
Счастье есть дело судьбы, ума и характера 8230 Карамзин
В своем произведении «Что делать?» Чернышевский показал, что надо делать представителям русской революционной демократии для скорейшего освобождения общества от посягательств на свободу личности. Рядом с Чернышевским, по значимости и общей устремленности в борьбе, нельзя не поставить имя поэта Некрасова. Оба писателя-демократа будили своими произведениями сознание народа. Собственно, у этих творцов все — и в стихах, и в прозе — о судьбе русского народа. Герои их произведений живут в разное время, но цели и стремления их направлены к одному — борьбе за свободу, борьбе за счастье. Наиболее ярко, с огромной художественной силой Некрасов отразил вопросы современности в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В поэме изображена послереформенная Россия. Поэт показывает, как постепенно нарастает сила народного гнева и как увеличивается число народных заступников. «Рать поднимается — Неисчислимая! Сила в ней скажется — Несокрушимая!» Образом «народного заступника», революционера-разночинца в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является образ Гриши Добросклонова. Он был сыном «батрачки безответной» и сельского дьячка, который жил беднее захудалого последнего крестьянина. Весь облик Гриши подчеркивает его расположенность к демократическим идеям. Некрасов с любовью рисует нам его портрет: «Лицо худое, бледное и волос тонкий, вьющийся с оттенком красноты». Юноша рано познал тяжесть жизни простого люда. Его цель в жизни видна из песни, которую он любит петь:
Доля народа, счастье его
Свет и свобода прежде всего.
Добросклонов ясно видит будущее России. Но он видит и трудности на пути к этому будущему:
Я мыслью вперед улетаю.
Тебе суждено еще долго страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Образом Гриши поэт дал ответ на вопрос поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Сам писатель говорит: «Счастлив может быть только тот, кто отдал себя борьбе за благо и счастье народа». А вот как участвуют в этой же самой борьбе герои романа Чернышевского «Что делать?» Главный герой романа Рахметов родом из аристократического семейства. Но по взглядам на жизнь он революционный демократ, и такой переход от господствующего класса к революционно настроенному обществу демократической молодежи не был случаен. Образ Рахметова был задуман автором как прототип будущего вождя революционных масс. Это рыцарь без страха и упрека, человек, будто выкованный из стали. Он с поразительной быстротой расширяет круг своих знаний, внимательно изучает жизнь трудящихся, так как уяснил себе, что сила вождя — в его близости к народу. Для народа он свой, чуть ли не родной человек. Рахметов также знает, что впереди его ждут суровые испытания, и сознательно отказывается от личного человеческого счастья. Он подчиняет себя предстоящей борьбе, он словно лепит сам себя: тело должно быть несгибаемым, дух — необоримым. Если взять произведения писателей-демократов в отрыве от жизни, то, несомненно, бросится в глаза их некоторая схематичность, заданность и где-то даже неправдоподобность. Но это ощущение проходит, стоит их рассмотреть на фоне реальных исторических событий. Время показало, что образы революционных демократов в русской литературе потрясающе ускорили процесс развития революции в России. Живые события развивались с той же фантастической быстротой, с какой герой Чернышевского Рахметов преодолел разрыв социальный и нравственный между собой и угнетенным народом. А Гриша Добросклонов из дремучих низов взлетел в небо просвещенного, демократического, интеллигентного существования. В произведениях Некрасова и Чернышевского сквозила мысль, что таких людей, как Добросклонов и Рахметов, мало, но история, как бы вняв их сетованиям, множила от поколения к поколению ряды «народных заступников». Таким образом, можно сделать вывод, что проблема места и счастья личности в 60-е гг. XIX столетия определила весь путь русского общества со всеми его революционными и демократическими преобразованиями. Это идеи и мысли великих писателей и демократов работают и сейчас, помогая решать новые проблемы современности.