Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы.
Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н. М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов.
Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой
Похожие сочинения:
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души. В.
Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)В повести «Бедная Лиза » Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются.
«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повестьВ конце 18 века ведущим литературным направлением в России был сентиментализм, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой.
Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Сентиментализм — одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н. М. Карамзин. Русские.
Основные проблемы любви в повести Карамзина «Бедная Лиза»Огромным успехом у русских читателей начала XIX века пользовалась повесть Карамзина «Бедная Лиза», оказавшая существенное влияние на становление и развитие.
Могла ли судьба главной героини повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» сложиться иначе?Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792) стала новым словом в русской литературе. Она ознаменовала собой новое течение — сентиментализм.
Рецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792), безусловно, стала новым словом в русской литературе. Тема произведения — любовь крестьянской девушки.
Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Николай Михайлович Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления — сентиментализма, популярного в Западной Европе в.
Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаПовесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца.
Темы, идеи, образы повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Странное чувство охватывает читателя, удосужившегося прочитать старинную повесть Н. Карамзина. Казалось бы, чем может нас тронуть судьба крестьянки, обманутой богатым.
Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание.
Краткое содержание Бедная Лиза Карамзин Н. МАвтор рассуждает, как хороши окрестности Москвы, но лучше всего около готических башен Сл…нова монастыря, отсюда видно всю Москву с обилием.
Роман Гончарова «Обломов» глазами современного читателяРоман «Обломов» является частью своеобразной трилогии И. А. Гончарова, посвященной размышлениям писателя о судьбах современной ему России и русского человека.
Характеристика героя Лиза (Бедная Лиза Карамзин Н. М.)Лиза (Бедная Лиза) — главная героиня повести, которая, наряду с другими произведениями, опубликованными Карамзиным в «Московском журнале» («Наталья, боярская дочь».
Характеристика героя Эраст (Бедная Лиза Карамзин Н. М.)Эраст — герой повести, молодой офицер, дворянин. Он соблазняет бедную крестьянскую девушку Лизу, живущую в одной из подмосковных деревень со.
Литература XVIII века в восприятии современного читателяВ современном обществе до сих пор остается актуальной литература 18 века. Не смотря на то, что прошло уже несколько столетий.
Размышления о «Бедной Лизе» КарамзинаКак и в прежние годы, с маленькой котомкой за плечами Карамзин на целые дни уходил бродить без цели и плана.
Наследство «Бедной Лизы» (Бедная Лиза Карамзин Н. М.)В самом имени Карамзин — звучит некая жеманность. Не зря Достоевский переврал эту фамилию, чтобы высмеять в «Бесах» Тургенева. Так.
«Крыша дома твоего» — что значат эти слова для героев романа Шолохова «Тихий Дон» и для современного читателяВ эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» своеобразное преломление получает главная тема всего творчества писателя — в муках и трагедиях.
Почему Лиза ушла в монастырь?Иван Сергеевич необычно построил свое произведение. Главная сюжетная линия часто прерывается рассказами о прошлом того или иного персонажа. На первый.
Софья и Лиза в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбыРасчетливому прагматизму Софьи противопоставлены искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разных судьбы, в которых как бы две.
Характеристика героя Лиза (Пиковая дама Пушкин А. С.)Лизавета Ивановна — бедная воспитанница, невольно помогающая главному герою Германну проникнуть в спальню старой графини, раскаивающаяся в этом и (о.
Характеристика Натальи (по повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»)Главная героиня повести Карамзина — Наталья, дочь боярина Матвея Андреева. Я считаю, что эта героиня — идеал автора. Образом Натальи.
Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»«Повести Белкина», несмотря на то, что были написаны Болдинской осенью 1830 года, в дни не самые радостные и светлые для.
Анализ стихотворения Карамзина «Берег»Николай Михайлович Карамзин известен современному читателю как автор повести «Бедная Лиза». Также нередко его называют летописцем при дворе Александра I.
Человек и история (по повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»)Русская литература тесно связана с историей. Писателей всегда волновал вопрос о связи судьбы человека и судьбы его родины, о том.
«А судьи кто?!» (Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)Сей риторический вопрос, озвученный главным героем комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Александром Андреевичем Чацким, давно уже покинул пределы.
Особенности творчества Н. М. КарамзинаВ 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло.
Дневник читателя (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)Свой крупнейший легендарный роман «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский написал в 1866 году. Впервые он был опубликован в «Русском.
Роль книг в жизни современного человека (По тексту Н. Лебедева)«Книга — источник знаний» — это выражение знакомо нам еще с детства. И действительно, сколько нового и ранее неизведанного мы.
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы.
Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н.М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов.
Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка – изящного, утонченного, «салонного».
Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название – «Бедная Лиза» – показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия.
Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны.
В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом.
Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность – то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью.
Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, – говорила Лиза Эрасту, – когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста».
Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» – думал Эраст.
Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую.
Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл.
Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду.
Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав о гибели дочери. Да и судьба Эраста сложилась несчастливо. Он не мог простить себе гибели Лизы до конца своей жизни.
Интересно, что в повести есть еще одно действующее лицо – это автор. Он активно участвует в повествовании, всей душой сочувствует Лизе, как взрослый товарищ, журит Эраста.
Именно образ автора вносит большой лиризм и дает образцы «салонного» языка: «Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!», «Они обнимались – но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия», «Она бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности!»
Повесть «Бедная Лиза» явилась первым образцом сентименталистской прозы в России. Оно, помимо художественных достоинств (язык, стиль, попытка передачи психологического состояния героев), провозглашает ценную идею. По Карамзину, все люди равны, в одинаковой степени достойны уважения. Больше того, простолюдины могут быть благороднее дворян.
Именно Карамзин показал, что главным героем произведения словесности может быть простой человек, мир его чувств, жизнь его сердца.
Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
В каждой девушке скрывается «бедная Лиза». Говорят, «от любви до ненависти – один шаг». Любовь и разочарование часто идут в «одну ногу», но не стоит допускать таких ситуаций, когда от любви теряют голову молодые люди и тем более кончают жизнь самоубийством.
На уроке, посвящённом повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», ученики были разделены на группы. Дети состязались в умении писать быстро и лаконично литературный диктант, затем были предоставлены карточки с индивидуальными заданиями для каждой группы, побывали в «В гостях у художника». Самое главное – дети должны были составить «формулу» благополучной семьи…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n_karamzin.docx | 722.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы, 9 класс
Матвеева Н. А., учитель русского языка и литературы 1 категории
Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
«Бедная Лиза» глазами современного читателя.
Цели и задачи урока:
- обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;
- воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;
- развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, портрет Н. М. Карамзина, иллюстрация О. А. Кипренского «Бедная Лиза».
Только влюблённый имеет
право на звание человека.
- Организационный этап.
- Полётное повторение.
- Назовите полную дату рождения Н. М. Карамзина (1 декабря 1766 г.)
- Что преобразовал Н. М. Карамзин? (русский язык)
- В какой семье родился Карамзин? (небогатой дворянской)
- Какое образование получил Карамзин в 14 лет? (гуманитарное)
- В каком русском полку служил Н. М. Карамзин? (Преображенском)
- Сколько лет было Карамзину, когда он создал повесть «Бедная Лиза»? (26)
- С каким литературным течением связано творчество Карамзина? (сентиментализм)
- Что находится в центре внимания сентименталистов? (человек и его чувства)
- Перечислите жанры сентиментализма. (психологический роман, дневник, исповедь).
- Назовите главную цель Карамзина при написании своих произведений. (вызвать сострадание)
Обменяться тетрадями. Взаимопроверка. Оценка выставляется по количеству ответов.
3. Слово учителя
Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Итак, мы снова обращаемся к проблеме, которая всегда волновала и будет волновать человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм утверждает культ чувства. Но оказывается, что без разума всё же не обойтись. И сегодня вам предстоит выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику повести «Бедная Лиза», рассмотреть систему образов.
Деление детей на группы. Раздать задания. Записываем проблемы повести по ходу обсуждения.
Проблема взаимоотношений в семье.
- На чём основывается благополучие семьи, в которой воспитывалась Лиза?
- Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин?
Дополнительное задание всем группам: составить «формулу» благополучной семьи
Отметить группу, у которой будет самая точная формула.
Моя формула : труд + взаимоуважение + доверие + любовь = благополучная семья
Проблема воспитания в повести.
- Как нарисован в произведении образ Лизы?
- Каков характер героини? Почему она именно такая?
- Ваша версия смысла названия произведения.
Проверка дом. задания. Должны были составить монолог от лица Лизы и Эраста.
Послушаем монолог Лизы. Записать черты характера Лизы.
Просмотр иллюстрации О. А. Кипренского «Бедная Лиза» «В гостях у художника»
Что выражено в глазах героини? (тоска)
Почему автор изобразил цветок в руке? Обратите внимание на цвет, что символизирует цвет?
(красный цветок- символ любви)
Какие черты характера запечатлел художник? (кротость, нежность, преданность, скромность).
Проблема воспитания в повести.
- Как представлен в произведении образ Эраста?
- Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.
Послушаем монолог Эраста.
Проблема любви в повести.
- Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”?
- Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе?
- Как ведут себя герои по отношению друг к другу?
- Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора).
– Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?
– Может быть, и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш стремительный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).
- творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?
- Подготовиться к контрольной работе по теме: творчество Мольера, Ломоносова, Фонвизина, Карамзина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью.
Предлагаю ряд уроков-ситуаций в технологии КИМ (Колективно-индивидуальная мыследеятельность), разработанной авторской школой под руководством профессора К.Я.Вазиной. Придерживаюсь позиции, .
Урок с использованием проблемно-диалогического обучения.
Материал данной презентации рассчитан на 2 часа и предполагает беседу с классом по материалу предложенных слайдов. Некоторые слайды выполнены в форме кластеров, остальные представляют собой тези.
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.
Урок по повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза” с применением технологии РКМЧП.
Классицизм, писатели классицисты, сентиментализм, основные черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литерат.
Урок «Контрольное сочинение №1. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»»
9 класс литература 13.10.2017
Цель: проверить уровень сформированности навыков написания сочинения по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; развитие письменной связной речи; развивать логику и внимание; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Сообщение темы, цели урока.
Работа над темой и целью урока.
1.Выбор темы для написания сочинения.
Образ Лизы в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза».
Образ Эраста в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза».
Повесть Н.Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя.
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы.
Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н.М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов.
Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка – изящного, утонченного, «салонного».
Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название – «Бедная Лиза» – показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия.
Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны.
В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом.
Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность – то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью.
Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, – говорила Лиза Эрасту, – когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста».
Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» – думал Эраст.
Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую.
Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл.
Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду.
Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав о гибели дочери. Да и судьба Эраста сложилась несчастливо. Он не мог простить себе гибели Лизы до конца своей жизни.
Интересно, что в повести есть еще одно действующее лицо – это автор. Он активно участвует в повествовании, всей душой сочувствует Лизе, как взрослый товарищ, журит Эраста.
Именно образ автора вносит большой лиризм и дает образцы «салонного» языка: «Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!», «Они обнимались – но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия», «Она бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности!»
Повесть «Бедная Лиза» явилась первым образцом сентименталистской прозы в России. Оно, помимо художественных достоинств (язык, стиль, попытка передачи психологического состояния героев), провозглашает ценную идею. По Карамзину, все люди равны, в одинаковой степени достойны уважения. Больше того, простолюдины могут быть благороднее дворян.
Именно Карамзин показал, что главным героем произведения словесности может быть простой человек, мир его чувств, жизнь его сердца.
Образ Эраста в Повести Карамзина «Бедная Лиза»
Николай Михайлович Карамзин – крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления.
Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься? » – настораживается Эраст. «Жестокий! Можешь ли ты об этом спрашивать? » – успокаивает его Лиза.
Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии. ». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть. одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.
Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках.
Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на богатой пожилой вдове.
Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.
С образом Эраста как антагониста Лизы в способности культивировать чувство, доводить его до уровня эмоциональной экзальтации осуществлено в повести также традиционное для сентиментализма противопоставление человека «цивилизованного» «естественному». «Отравленный» меркантильностью общества Эраст оказался не способным исполнить долг по отношению к соблазнённой им Лизе. Причём, одним из мотивов скоротечности любви у Эраста, наряду с ветреностью, является у Карамзина также и потеря Лизой духовного совершенства: «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу». Трагическое противоречие, возникшее между Лизой и Эрастом, – результат несовпадения экзальтированного природного чувства героини, нарушившей мораль, и «рассудочной» расчётливости героя, породивших аморальный поступок. В контексте созданного Карамзиным сюжета аморальность поступков Эраста связана как со слабостью характера и меркантильностью, так и с обусловленным «каменистостью» среды его мира отсутствием способности к чувству. Нарушение героями морального закона ведёт к разрушению мира идиллии.
Восстановление идиллии в топосе повести оказывается невозможным – встречи введённого в сюжет на правах равноправного образа автора-повествователя с раскаявшимся Эрастом происходят у пустой, «без дверей, без полу» хижины Лизы.
В “Бедной Лизе” Н.М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор “благозвучных” и “не портящих вкуса” слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью.
В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.
Образ Эраста в Повести Карамзина «Бедная Лиза»
Николай Михайлович Карамзин – крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления.
Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься? » – настораживается Эраст. «Жестокий! Можешь ли ты об этом спрашивать? » – успокаивает его Лиза.
Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии. ». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть. одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.
Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках.
Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на богатой пожилой вдове.
Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.
С образом Эраста как антагониста Лизы в способности культивировать чувство, доводить его до уровня эмоциональной экзальтации осуществлено в повести также традиционное для сентиментализма противопоставление человека «цивилизованного» «естественному». «Отравленный» меркантильностью общества Эраст оказался не способным исполнить долг по отношению к соблазнённой им Лизе. Причём, одним из мотивов скоротечности любви у Эраста, наряду с ветреностью, является у Карамзина также и потеря Лизой духовного совершенства: «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу». Трагическое противоречие, возникшее между Лизой и Эрастом, – результат несовпадения экзальтированного природного чувства героини, нарушившей мораль, и «рассудочной» расчётливости героя, породивших аморальный поступок. В контексте созданного Карамзиным сюжета аморальность поступков Эраста связана как со слабостью характера и меркантильностью, так и с обусловленным «каменистостью» среды его мира отсутствием способности к чувству. Нарушение героями морального закона ведёт к разрушению мира идиллии.
Восстановление идиллии в топосе повести оказывается невозможным – встречи введённого в сюжет на правах равноправного образа автора-повествователя с раскаявшимся Эрастом происходят у пустой, «без дверей, без полу» хижины Лизы.
В “Бедной Лизе” Н.М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор “благозвучных” и “не портящих вкуса” слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью.
В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.
“Бедная Лиза” — “первое национальное произведение” (по повести Н. М. Карамзина)
Школьное сочинение
Николай Михайлович Карамзин — представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма.
Чувствительность — так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, он умел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувств, мастерски раскрыть внутренний мир своих героев. Погружая читателей в напряженную эмоциональную атмосферу “нежных страстей”, он учил их сострадать людям. Чувствительным и нежным называли Карамзина. В русской литературе Карамзин был новатором — в области трактовки характеров, тематики и стилистических средств, в области прозаических характеров.
Повесть Карамзина “Бедная Лиза”, написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель.
Лиза жила вместе с матерью в Подмосковье, в небольшом домике на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. И мать, и покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества. С детства учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому. Они и сами придерживались таких же принципов: отец “любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь”, а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, “ибо и крестьянки любить умеют!” Лиза, воспитанная в строгости, “трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве”.
Мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта. Простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери Лиза так и не сказала ей о своих отношениях с Эрастом) полюбила доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны. Лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он “барин”, но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить Эраста “совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала. и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе”.
Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений — результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. Эраст — “довольно богатый дворянин” с “добрым от природы”, но “слабым и ветреным сердцем”. “Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии”. Вначале Эраст думал только о “чистых радостях” и хотел “жить с Лизою как брат с сестрою”, но переоценил свои силы. Затем, как обычно, пресытившись “наскучившими” отношениями, захотел освободиться от них. Для Лизы же потеря Эраста была равносильна утрате жизни. Существование без Эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством.
Драма — не только у Лизы, но и у Эраста. Ведь осудить себя самого на нравственные муки до конца своей жизни — наказание не меньшее, чем быть осужденным другими. О душевной драме Эраста говорят слова самого автора: “Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею”. Своего героя Карамзин не считает типичным: “Люди делают много зла — без сомнения — но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел. “
Новаторство Карамзина состоит в том, что он не снизил значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. В. В. Сиповский обратил на это обстоятельство особое внимание. “Бедная Лиза”, — писал он в “Очерках из истории русского романа”, — потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то “новое слово”, которое немцам сказал Гете в своем “Вертере”. Таким “новым словом” было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни”.
Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. “Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности”, — писал А. С. Пушкин. А по словам Белинского, Карамзин “создал на Руси образованный литературный язык”, сумев “заохотить” русскую публику к чтению русских книг. Оценивая достижения Карамзина в развитии русской прозы, критик подчеркивал: “Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество. повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта”, повести, в которых “как в зеркале, верно отражается жизнь сердца. как она существовала для людей того времени”.
Сочинение на тему трагизма повести «Бедная Лиза» Карамзина Н. М
Отечественная литература включает в себя массу великолепных произведений, среди которых почётное место заняла повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Автор написал её ещё в 1792 году, когда российское дворянство в большинстве своём вело праздный образ жизни. Главными персонажами повести являются молодые люди — Лиза и Эраст.
- Бедная Лиза сочинение-рассуждение
- «Бедная Лиза» глазами современного читателя (сочинение)
- Модернизация повести «Бедная Лиза» Карамзина Н
- В чём схожесть образа жизни Эраста и современных парней — мажоров:
Казалось бы, очередная история любви парня и девушки, но особенной её делают несколько нюансов. Первое, на что стоит обратить внимание — это принадлежность молодых людей к разным социальным сословиям. Девушка родилась в крестьянской семье, а Эраст — дворянской.
Бедная Лиза сочинение-рассуждение
Весь сюжет строится на любовной истории и её трагичном завершении.
Когда-то в довольно обеспеченной крестьянской семье умер глава, оставив после себя дочь Лизу и жену. Женщина, оставшись без поддержки, заболела и все заботы о пропитании пали на хрупкие плечи девушки. Милая представительница крестьянского класса рвала прекрасные цветы, составляла букеты, и носила их в город на продажу. Вырученные деньги помогали сводить концы с концами и не умереть от голода.
Однажды в городе скромная и обаятельная девушка привлекла к себе внимание Эраста, который купил у неё все букеты. Юноша был образован, и сумел без особых усилий очаровать Лизу, делая ей примитивные комплименты. Эта первая встреча вызвала в душе Лизы бурю эмоций и ввела её в большое смущение.
Это интересно: Горе от ума, характеристика героев Грибоедова.
Девушка из народа была очарована словами Эраста, и поэтому быстро поддалась на его уговоры и обещания. Она даже по своей наивности, представляла себя в роли жены своего возлюбленного.
Парень же, соблазнив наивную девушку, вскоре ушёл на войну. И даже защита Родины не пропитала душу юноши патриотизмом. Его легкомысленная натура во время военной кампании раскрывается во всей красе, где он, азартно играя в карты, проматывает своё состояние.
Вернувшись домой Эраст, дабы избежать позора банкротства, принимает решение — жениться на богатой зрелой женщине. Деньги для Эраста самый важный аргумент. Печально то, что он даже не вспомнил о бедной крестьянской девушке, которая преданно его ждала.
И только после случайной встречи в городе после его возвращения с войны, Лиза узнаёт о намерении Эраста жениться на богатой даме. Вот такой краткий рассказ неравной любви.
Горю девушки нет границ, она решается на самоубийство и бросается в пруд.
«Бедная Лиза» глазами современного читателя (сочинение)
Образ Лизы стал показательным не только в русской литературе, схожие истории можно встретить у многих народов. Подобный социальный подтекст был раскрыт Карамзиным не зря. В те времена в России можно было обнаружить немало таких реальных историй, где молодые дворяне, пользуясь своим положением и безнаказанностью, совращали и соблазняли крестьянских девушек.
Основные причины легкодоступности крестьянских девушек:
- зависимость от господ,
- необразованность,
- наивность,
- бесправность,
- безденежность.
Это интересно: что такое кульминация в литературе, ее литературное и музыкальное значение.
Модернизация повести «Бедная Лиза» Карамзина Н
Возможно, причиной всему было отсутствие настоящей любви у парня к Лизе. Современный читатель может без лишнего труда перенести сюжет повести в наши дни. Современная интерпретация может выглядеть подобным образом, где парень-мажор знакомится на улице с милой девушкой, начинает с ней изредка встречаться, соблазняет её и бросает. В заключение, девушка узнаёт о его планах жениться на даме из своего окружения и решается на суицид.
Если бы сочинение Бедная Лиза Карамзин (9 класс) писалось современником, то акцент в нём мог быть немного другим.
В свете последних событий и ажиотажа с группами — смерти, общественность стала проявлять озабоченность участившимися случаями гибели подростков. У каждой жертвы были свои причины для ухода из жизни, но не исключено, что одной из них была неразделенная любовь. Характеристика Лизы из произведения Карамзина впишется в образ потенциальной жертвы группы-смерти. Её не отличает способность трезво смотреть на жизнь, она весьма сентиментальна, романтична и лишена практицизма.
Такие люди легко поддаются влиянию и теряют волю. Девушка не смогла найти в себе силы простить подлость Эраста, и покончила с собой. Такая же импульсивность присуща и многим современным девушкам. Под характерный образ Эраста подходит немало современных парней.
В чём схожесть образа жизни Эраста и современных парней — мажоров:
- живут за счёт родителей,
- пользуются незаслуженными благами,
- ведут богемный образ жизни,
- не знают отказа в средствах,
- позволяют себе массу удовольствий,
- особо не утруждаются.
Каждый выбирает для себя свой путь. Будет ли он счастливым — никто не знает. Для одних аргумент — деньги, для других — любовь. Жизнь бедной Лизы закончилась слишком рано. Она умерла так и не познав настоящего счастья. А что было бы, если девушка смогла сдержать свой импульсивный порыв и продолжила жить? Сочинение по произведению «Бедная Лизаможет лишь предположить другое развитие событий.
Судьба Эраста сложилась так, как пожелал, но стал ли он счастливым? Вот вопрос, который стоит задать читателю после прочтения повести.