Литературная деятельность Альберта Камю: сочинение

Сочинение «Литературная деятельность Альберта Камю»

Первые заметки и эссе Камю при всей их незрелости содержат некоторые важные мотивы: анархический бунт против общественных условностей, бегство в мир мечтаний, унижение рационального начала в искусстве. Вообще произведения Камю пронизаны кризисным состоянием духа, характерным для значительной части европейской интеллигенции после Первой мировой войны. Осенью 1935 г. Камю вступил в алжирскую секцию коммунистической партии Франции. Он рассматривал коммунизм как «первый шаг, как аскезу, который готовит почву для более духовной деятельности». По заданию партии вел пропагандистскую работу среди мусульман. В 1936 г. Камю возглавил Театр работы, где выступил как режиссер, актер и автор. В театре были поставлены пьесы по произведениям А. Жида, А. Мальро, А. Пушкина, Ф. Достоевского. В 1937 г. Камю вышел из коммунистической партии. В том же году он издал сборник эссе «Изнанка и лицо», главной проблемой которой стал вопрос о приобретении личностью достоинства в абсурдном мире.

Камю говорит «да» жизни, несмотря на абсурдность бытия, так как необходимо «быть самому вечной радостью становления…» Создавая в сборнике лирических эссе «средиземноморский миф», Камю стремится убежать от хаоса истории в мудрость природы. Во время оккупации фашистами Франции Камю вел подпольную работу в организации «Комба». «Посторонний» имел огромный успех, надолго став одним из самых читаемых произведений французской литературы XX ст. Повесть получила высокую оценку критики. Примечательным является в чем-то преувеличенный восхищенный отклик о произведении известного французского критика Г. Пикона: «Если бы через несколько столетий осталась лишь эта короткая повесть как свидетельство о современном человеке, то ее было бы достаточно, как достаточно прочитать «Рене» Шатобриана, чтобы познакомиться с человеком эпохи романтизма».

Герой повести Мерсо – обобщенный образ, который представляет экзистенциалистический вариант «естественного человека». Разорвав внутренние связи с обществом, мелкий служащий Мерсо живет с осознанием абсурдности бытия. Это острое ощущение абсурда делает его «посторонним», которому чужды ценности и нормы общества. Мерсо живет, подчиняясь инстинктам, остро ощущая красоту естественного мира. В Мерсо кроется небудничный лирический дар.

Почти неосознанно он убивает человека. Во второй части повести история главного героя в процессе судебного расследования возникает будто в кривом зеркале. Мерсо осуждают, в сущности, не за совершенное убийство, а за попытку презреть условными формами общепринятых отношений между людьми, за нарушение правил игры, зато, что он «посторонний». Камю ставит своего героя в типичную для экзистенциалистов «пограничную ситуацию», т.е. в ситуацию выбора перед лицом смерти и абсурда, когда, согласно экзистенциалистской философии, наступает прозрение. Мерсо выбирает свободу знать, что мир абсурдный. Отказавшись пойти на компромисс, Мерсо принимает смерть. Ж. Гренье в одном из своих писем к автору «Постороннего» отмечал влияние Ф. Кафки на стилистику повести.

Камю ответил учителю, что учился «у Кафки духу, но не стилю». Между тем, несмотря на очевидную разницу в стилистике Кафки и Камю оба они тяготели к притчевым формам жанрового мышления, для обоих характерна лаконичность языковой формы при философской глубине содержания. Отмечая внешне бесстрастный тон рассказа в «Постороннем», Р. Варт говорил о «нулевом градусе письма» в повести. Действительно, Камю убежден, что жизнь проста, что люди все усложняют, а потому и говорить о ней нужно просто, без метафор, намеков, сложных культурных реминисценций, за которыми кроется стремление убежать от осознания трагизма человеческой судьбы. Этапным для Камю произведением стала книга «Миф о Сизифе», которая завершает первый период в творчестве писателя. «Миф о Сизифе» имеет подзаголовок: «Эссе об абсурде». Проблемы абсурда и «верховного самоубийства» как выражение человеческого бунта против него, становятся центральными в этом цикле.

В «Мифе о Сизифе» Камю дает определение абсурда: «Сам по себе мир просто не наделен умом: это все, что можно о нем сказать. Но столкновение этой иррациональности с бесшабашным желанием ясности, призыв к которой звучит в глубинах человеческого существа, – вот что абсурдно. Абсурд зависит в той же мере от человека, как и от мира». Абсурд приводит к бунту против Бога и человеческой судьбы. Источником экзистенциалистов в разработке этой проблематики Камю считает Ф. Достоевского. Кириллова, одного из персонажей «Бесов», Камю трактует как «человека абсурда», для которого самоубийство стало единственным средством освободиться от мучения абсурда. Кириллов – логический самоубийца: если жизнь не имеет смысла, то нет смысла и проживать ее. Для Камю признание абсурда – не конечный вывод, а лишь начальная точка в поиске настоящих ценностей.

Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю «Калиґула». Непосредственным историческим источником сюжета является произведение римского историка и писателя Светония «О жизни двенадцати цезарей». По свидетельству Кристиан Галендо, в 1937 г. Камю читал «Калигулу» Светония. Он был удивлен этой личностью. Он постоянно говорил о нем и главным образом его «играл». В процессе художественной обработки исторического материала Камю отказался от конкретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как носителя метафизического бунта, а его трагедию – как трагедию «верховного самоубийства». В 1958 г. в предисловии к американскому изданию сборника пьес Камю писал: «Калигула» – это история «верховного самоубийства». История, которая в высшей степени трагическая и человечная. Из верности самому себе, неверный относительно ближних, Калиґула соглашается умереть, постигнув, что никто не может спастись поодиночке и что нельзя быть свободным выступая против других людей».

Потеряв любимую женщину, молодой император сознает простую истину: «Люди умирают, и они несчастны». Калигулу бесит успокоительное вранье, которое его окружает. Он стремится к абсолюту, хочет «жить по правде». Но абсолют недосягаем. Император стремится изменить существующий порядок бытия. Его власть и свобода безграничны. Постижение абсурдности жизни делает из доброго и созерцательного Калигулы жестокого тирана, который убивает своих подданных. В финале пьесы Калиґула терпит поражение. Он сознает свою неправоту и поэтому сам обрекает себя на смерть. Зная о запланированном заговоре, он ничего не делает, чтобы предотвратить его. «Если правда Калигулы в его бунте, то его ошибка – в возражении людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя», – писал со временем Камю. Пьеса была поставлена в парижском театре Эберто.

Премьера состоялась 25 сентября 1945 г. Роль Калигулы исполнял Жерар Филип. Образ Калигулы вызвал у зрителей закономерные ассоциации с А. Гитлером, хотя, как справедливо отмечают исследователи творчества Камю, «во время написания текста Камю был далек от замысла создать пьесу с историческим ключом».

В 1957 г. Камю стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Премия была присуждена писателю «за его значительную литературную деятельность, которая с чрезвычайной проникновенностью осветила проблемы человеческой совести в нашу эпоху». Выступая по случаю вручения ему Нобелевской премии с речью, которая получила название «Шведской речи», Камю изложил основные основы своей эстетики. Он возлагает на художника ответственность за все, что происходит вокруг. Камю отмечает возрастающую роль искусства и художника в современном мире, а назначение искусства усматривает в «возражении вранья и сопротивлении гнету». В 1959 г. Камю осуществил инсценировку «Бесов» Ф. Достоевского, а в скором времени погиб в автомобильной катастрофе. Ф. Мориак, говоря о месте Камю в современной культуре, отмечал: «Молодой человек жаждет моральных наставлений… И заслуга Камю заключается именно в том, что он удовлетворяет эту потребность».

«Литературная деятельность Альберта Камю»

Первые заметки и эссе Камю при всей их незрелости содержат некоторые важные мотивы: анархический бунт против общественных условностей, бегство в мир мечтаний, унижение рационального начала в искусстве. Вообще произведения Камю пронизаны кризисным состоянием духа, характерным для значительной части европейской интеллигенции после Первой мировой войны. Осенью 1935 г. Камю вступил в алжирскую секцию коммунистической партии Франции. Он рассматривал коммунизм как «первый шаг, как аскезу, который готовит почву для более духовной деятельности». По заданию партии вел пропагандистскую работу среди мусульман. В 1936 г. Камю возглавил Театр работы, где выступил как режиссер, актер и автор. В театре были поставлены пьесы по произведениям А. Жида, А. Мальро, А. Пушкина, Ф. Достоевского. В 1937 г. Камю вышел из коммунистической партии. В том же году он издал сборник эссе «Изнанка и лицо», главной проблемой которой стал вопрос о приобретении личностью достоинства в абсурдном мире.

Камю говорит «да» жизни, несмотря на абсурдность бытия, так как необходимо «быть самому вечной радостью становления…» Создавая в сборнике лирических эссе «средиземноморский миф», Камю стремится убежать от хаоса истории в мудрость природы. Во время оккупации фашистами Франции Камю вел подпольную работу в организации «Комба». «Посторонний» имел огромный успех, надолго став одним из самых читаемых произведений французской литературы XX ст. Повесть получила высокую оценку критики. Примечательным является в чем-то преувеличенный восхищенный отклик о произведении известного французского критика Г. Пикона: «Если бы через несколько столетий осталась лишь эта короткая повесть как свидетельство о современном человеке, то ее было бы достаточно, как достаточно прочитать «Рене» Шатобриана, чтобы познакомиться с человеком эпохи романтизма».

Герой повести Мерсо – обобщенный образ, который представляет экзистенциалистический вариант «естественного человека». Разорвав внутренние связи с обществом, мелкий служащий Мерсо живет с осознанием абсурдности бытия. Это острое ощущение абсурда делает его «посторонним», которому чужды ценности и нормы общества. Мерсо живет, подчиняясь инстинктам, остро ощущая красоту естественного мира. В Мерсо кроется небудничный лирический дар.

Почти неосознанно он убивает человека. Во второй части повести история главного героя в процессе судебного расследования возникает будто в кривом зеркале. Мерсо осуждают, в сущности, не за совершенное убийство, а за попытку презреть условными формами общепринятых отношений между людьми, за нарушение правил игры, зато, что он «посторонний». Камю ставит своего героя в типичную для экзистенциалистов «пограничную ситуацию», т.е. в ситуацию выбора перед лицом смерти и абсурда, когда, согласно экзистенциалистской философии, наступает прозрение. Мерсо выбирает свободу знать, что мир абсурдный. Отказавшись пойти на компромисс, Мерсо принимает смерть. Ж. Гренье в одном из своих писем к автору «Постороннего» отмечал влияние Ф. Кафки на стилистику повести.

Камю ответил учителю, что учился «у Кафки духу, но не стилю». Между тем, несмотря на очевидную разницу в стилистике Кафки и Камю оба они тяготели к притчевым формам жанрового мышления, для обоих характерна лаконичность языковой формы при философской глубине содержания. Отмечая внешне бесстрастный тон рассказа в «Постороннем», Р. Варт говорил о «нулевом градусе письма» в повести. Действительно, Камю убежден, что жизнь проста, что люди все усложняют, а потому и говорить о ней нужно просто, без метафор, намеков, сложных культурных реминисценций, за которыми кроется стремление убежать от осознания трагизма человеческой судьбы. Этапным для Камю произведением стала книга «Миф о Сизифе», которая завершает первый период в творчестве писателя. «Миф о Сизифе» имеет подзаголовок: «Эссе об абсурде». Проблемы абсурда и «верховного самоубийства» как выражение человеческого бунта против него, становятся центральными в этом цикле.

В «Мифе о Сизифе» Камю дает определение абсурда: «Сам по себе мир просто не наделен умом: это все, что можно о нем сказать. Но столкновение этой иррациональности с бесшабашным желанием ясности, призыв к которой звучит в глубинах человеческого существа, – вот что абсурдно. Абсурд зависит в той же мере от человека, как и от мира». Абсурд приводит к бунту против Бога и человеческой судьбы. Источником экзистенциалистов в разработке этой проблематики Камю считает Ф. Достоевского. Кириллова, одного из персонажей «Бесов», Камю трактует как «человека абсурда», для которого самоубийство стало единственным средством освободиться от мучения абсурда. Кириллов – логический самоубийца: если жизнь не имеет смысла, то нет смысла и проживать ее. Для Камю признание абсурда – не конечный вывод, а лишь начальная точка в поиске настоящих ценностей.

Читайте также:  Своеобразность творчества А. Камю ее связь с экзистенциализмом: сочинение

Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю «Калиґула». Непосредственным историческим источником сюжета является произведение римского историка и писателя Светония «О жизни двенадцати цезарей». По свидетельству Кристиан Галендо, в 1937 г. Камю читал «Калигулу» Светония. Он был удивлен этой личностью. Он постоянно говорил о нем и главным образом его «играл». В процессе художественной обработки исторического материала Камю отказался от конкретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как носителя метафизического бунта, а его трагедию – как трагедию «верховного самоубийства». В 1958 г. в предисловии к американскому изданию сборника пьес Камю писал: «Калигула» – это история «верховного самоубийства». История, которая в высшей степени трагическая и человечная. Из верности самому себе, неверный относительно ближних, Калиґула соглашается умереть, постигнув, что никто не может спастись поодиночке и что нельзя быть свободным выступая против других людей».

Потеряв любимую женщину, молодой император сознает простую истину: «Люди умирают, и они несчастны». Калигулу бесит успокоительное вранье, которое его окружает. Он стремится к абсолюту, хочет «жить по правде». Но абсолют недосягаем. Император стремится изменить существующий порядок бытия. Его власть и свобода безграничны. Постижение абсурдности жизни делает из доброго и созерцательного Калигулы жестокого тирана, который убивает своих подданных. В финале пьесы Калиґула терпит поражение. Он сознает свою неправоту и поэтому сам обрекает себя на смерть. Зная о запланированном заговоре, он ничего не делает, чтобы предотвратить его. «Если правда Калигулы в его бунте, то его ошибка – в возражении людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя», – писал со временем Камю. Пьеса была поставлена в парижском театре Эберто.

Премьера состоялась 25 сентября 1945 г. Роль Калигулы исполнял Жерар Филип. Образ Калигулы вызвал у зрителей закономерные ассоциации с А. Гитлером, хотя, как справедливо отмечают исследователи творчества Камю, «во время написания текста Камю был далек от замысла создать пьесу с историческим ключом».

В 1957 г. Камю стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Премия была присуждена писателю «за его значительную литературную деятельность, которая с чрезвычайной проникновенностью осветила проблемы человеческой совести в нашу эпоху». Выступая по случаю вручения ему Нобелевской премии с речью, которая получила название «Шведской речи», Камю изложил основные основы своей эстетики. Он возлагает на художника ответственность за все, что происходит вокруг. Камю отмечает возрастающую роль искусства и художника в современном мире, а назначение искусства усматривает в «возражении вранья и сопротивлении гнету». В 1959 г. Камю осуществил инсценировку «Бесов» Ф. Достоевского, а в скором времени погиб в автомобильной катастрофе. Ф. Мориак, говоря о месте Камю в современной культуре, отмечал: «Молодой человек жаждет моральных наставлений… И заслуга Камю заключается именно в том, что он удовлетворяет эту потребность».

Особенности мировоззрения и творчества Альбера Камю (художественная и философско-литературная деятельность)

Альбер Камю( 1913–1960) — фр.писатель, философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957г. Для мировоззрения и творчества А. Камю характерны многочисленные противоречия. Его пессимизм особого свойства: замешан на безумной жажде жизни, любви к обжигающему солнцу, неутомимой тяге к действию, хотя и без надежды на успех. С юности Камю зачитывался Достоевским, Ницше, Мальро. Мысли об абсурде, о всевластии смерти, ощущения одиночества и отчуждения от омерзительного внешнего мира постоянны и неизменны в эссе, прозе и драматургии Камю. Анализируя идеи, образы, художественные манеры писателей и философов к. 30-х гг, Камю разрабатывает собственное художественное мировоззрение, собственную позицию, определяет принципы и установки своего творческого метода. Сознанием писателя целиком овладевает тема абсурдности человеческого существования, которая и находит отражение в таких произведениях Камю, как «Посторонний», «Калигула», «Миф о Сизифе» и др.

Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью).

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.

Первые публикации, открывшие первый период творчества, две небольшие книги коротких лирических эссе “Изнанка и лицо”(37) и “Бракосочетания”(39) были изданы в Алжире. В 38 г. Камю написал пьесу “Калигула”.

Во время 2ой мировой войны он был активным участником сопротивления. В те годы были опубликованы эссе “Миф о Сизифе” и повесть “Посторонний” (42), заканчивающие 1ый период творчества.

Появившиеся в 43-44 гг. “Письма немецкому другу” открывают 2ой период творчества, продолжавшийся до конца жизни. Наиболее значительными произведениями этого периода являются: р“Чума”(47); театрализованная мистерия “Осадное положение” (48); пьеса “Праведные”(49); эссе “Бунтующий человек”(51); повесть “Падение”(56); сб-к рассказов “Изгнание и царство”(57) и др. Камю также выпустил в этот период три книги “Злободневных заметок” (50,53,58).

Составить представление о философии Альбера Камю непросто, так как взгляды, изложенные в его литературных и философских произведениях, “предоставляют возможность для самых разнообразных трактовок”. При всем том характер этой философии, ее проблематика и направленность позволили историкам философии единодушно оценить ее как разновидность экзистенциализма. В мировоззрении А. Камю и в его творчестве нашли отражение особенности развития европейской философской традиции.

В повести «Посторонний» Камю вкладывает в уста главного героя мысль о том, что все люди приговорены, только одни умрут раньше, другие несколько позже, стоит ли пытаться ценой унижений продлить себе жизнь чуть-чуть. Сюжет «Постороннего» Камю видел в «недоверии к формальной нравственности». Столкновение «просто человека» с обществом, которое принудительно «ката­логизирует» каждого, помещает в рамки «правил», установленных норм, общепринятых взглядов, становится открытым и непримиримым во второй части романа. Мерсо вышел за эти рамки – его судят и осуждают. Не столько за то, что он убил человека, сколько потому, что ведет себя «не по правилам», с удовольствием выпил кофе во время похорон матери и т.п.

Мерсо «не от мира сего» потому, что он принадлежит иному миру – миру природы. В момент убийства он ощутил себя частью космического пейзажа, его движения направляло солнце. Но и до этого мгновения Мерсо предстает естественным человеком, который может подолгу и без всякой как будто причины смотреть на небо. Мерсо – пришелец, инопланетянин; его планета – море и солнце. Мерсо – романтик, запоздалый язычник.

В том же 1942 году был опубликован «Миф о Сизифе» – «эссе об абсурде», где Камю, собрав свои размышления о смерти, отчужденности даже от самого себя, о невозможности определить, расшифровать существование, об абсурде как источнике свободы, на роль героя абсурдного мира избирает легендарного Сизифа. Труд Сизифа абсурден, бесцелен; он знает, что камень, который по велению богов тащит на гору, покатится вниз и все начнется сначала. Но он знает – а значит, поднимается над богами, над своей судьбой, значит, камень становится его делом. Знания достаточно, оно гарантирует свободу. Произведение искусства тоже принадлежит миру абсурдному, но сам акт творчества дает возможность удержать, сохранить сознание в мире хаоса. Описание – бесконечное умножение существования.Так в творчестве Камю обозначился еще один источник романтического оптимизма – искусство. Высоко ценимый им французский роман предстает силой, которая способна одолеть судьбу, навязывая ей «форму», «правила искусства», качество столь бесспорное, что оно само по себе нетленно. Камю в себе самом пестовал такое качество, такую верность классическим традициям.

Роман «Чума» (1947) написан в жанре хроники. Следовательно, реальность внешняя стала поучительной, в ней появилось нечто такое, о чем должно рассказать языком летописи. Появилась история – история чумы. Абсурд перестает быть неуловимым, он обрел образ, который может и должен быть точно воссоздан, изучен ученым, историком. Чума – образ аллегорический, но самое очевидное его значение расшифровывается без всякого труда: «коричневая чума», фашизм, война, оккупация. Точность доминирует, она являет собой обязательный атрибут рассказчика – врача и новое качество метода Камю, овладевающего историзмом, конкретно-историческим знанием.

Чума – не только аллегорический образ фашизма. Камю сохраняет, наряду с социальным, метафизический смысл метафоры. Герои романа – практики, «врачи» еще и потому, что болезнь неизлечима, болезнь поразила само существование, которое неизлечимо абсурдно. Врачи не справились с болезнью, она ушла сама – чтобы вернуться. Вот почему в облике Риэ нетрудно рассмотреть черты Сизифа. Как и Сизифа, Риэ не ожидает победа, ему дано только знание беды и возможность утвердить свое достоинство, свою человечность в безнадежном сражении со смертью.

Літературна діяльність Альберта Камю

Перші нотатки та есе Камю при всій їх незрілості містять деякі важливі мотиви: анархічний бунт проти суспільних умовностей, втеча у світ мрій, приниження раціонального начала в мистецтві. Взагалі твори Камю пронизані кризовим станом духу, характерним для значної частини європейської інтелігенції після Першої світової війни. Восени 1935 р. Камю вступив в алжирську секцію комуністичної партії Франції. Він розглядав комунізм як «перший крок, як аскезу, який готує грунт для більш духовної діяльності». За завданням партії вів пропагандистську роботу серед мусульман. У 1936 р. Камю очолив Театр роботи, де виступив як режисер, актор і автор. У театрі були поставлені п’єси за творами А. Жида, А. Мальро, А. Пушкіна, Ф. Достоєвського. У 1937 р. Камю вийшов з комуністичної партії. У тому ж році він видав збірник есе «Зворотний бік і обличчя», головною проблемою якої стало питання про придбання особистістю гідності в абсурдному світі.

Камю говорить «так» життя, незважаючи на абсурдність буття, тому що необхідно «бути самому вічною радістю становлення …» Створюючи в збірнику ліричних есе «середземноморський міф», Камю прагне втекти від хаосу історії в мудрість природи. Під час окупації фашистами Франції Камю вів підпільну роботу в організації «Комба». «Сторонній» мав величезний успіх, надовго ставши одним з найбільш читаних творів французької літератури XX ст. Повість отримала високу оцінку критики. Примітним є в чомусь перебільшений захоплений відгук про твір відомого французького критика Г. Пікона: «Якщо б через кілька століть залишилася лише ця коротка повість як свідчення про сучасну людину, то її було б достатньо, як досить прочитати «Рене» Шатобріана, щоб познайомитися з людиною епохи романтизму ».

Герой повісті Мерсі – узагальнений образ, Який представляє екзістенціалістіческій варіант «природної людини». Розірвавши внутрішні зв’язки з суспільством, дрібний службовець Мерсо живе з усвідомленням абсурдності буття. Це гостре відчуття абсурду робить його «стороннім», якому чужі цінності і норми суспільства. Мерсо живе, підкоряючись інстинктам, гостро відчуваючи красу природного світу. У Мерсі криється небуденний ліричний дар.

Майже несвідомо він вбиває людину. У другій частині повісті історія головного героя в процесі судового розслідування виникає ніби у кривому дзеркалі. Мерсо засуджують, по суті, не за вчинене вбивство, а за спробу знехтувати умовними формами загальноприйнятих відносин між людьми, за порушення правил гри, зате, що він «сторонній». Камю ставить свого героя в типову для екзистенціалістів «прикордонну ситуацію», тобто в ситуацію вибору перед лицем смерті й абсурду, коли, згідно екзистенціалістські філософії, настає прозріння.

Читайте также:  Эйлер — великий математик: сочинение

Мерсо обирає свободу знати, що світ абсурдний. Відмовившись піти на компроміс, Мерсо приймає смерть. Ж. Греньє в одному зі своїх листів до автора «Стороннього» відзначав вплив Ф. Кафки на стилістику повісті.

Камю відповів вчителю, що вчився «у Кафки духу, але не стилю». Між тим, незважаючи на очевидну різницю у стилістиці Кафки та Камю обидва вони тяжіли до притчевий формам жанрового мислення, для обох характерна лаконічність мовної форми при філософській глибині змісту. Відзначаючи зовні безпристрасний тон розповіді в «Сторонній», Р. Варт говорив про «нульовий градусі листи» в повісті. Дійсно, Камю переконаний, що життя проста, що люди все ускладнюють, а тому й говорити про неї потрібно просто, без метафор, натяків, складних культурних ремінісценцій, за якими криється прагнення втекти від усвідомлення трагізму людської долі. Етапним для Камю твором стала книга «Міф про Сізіфа», яка завершує перший період у творчості письменника. «Міф про Сізіфа» має підзаголовок: «Есе про абсурд». Проблеми абсурду і «верховного самогубства» як вираження людського бунту проти нього, стають центральними у цьому циклі.

У «Міфі про Сізіфа» Камю дає визначення абсурду: «Сам по собі світ просто не наділений розумом: це все, що можна про нього сказати. Але зіткнення цієї ірраціональності з відчайдушним бажанням ясності, заклик до якої звучить у глибинах людської істоти, – ось що абсурдно. Абсурд залежить в тій же мірі від людини, як і від світу ». Абсурд призводить до бунту проти Бога і людської долі. Джерелом екзистенціалістів у розробці цієї проблематики Камю вважає Ф. Достоєвського. Кирилова, одного з персонажів «Бісів», Камю трактує як «людину абсурду», для якого самогубство стало єдиним засобом звільнитися від муки абсурду. Кирилов – логічний самогубець: якщо життя не має сенсу, то немає сенсу і проживати її. Для Камю визнання абсурду – не кінцевий висновок, а лише початкова точка в пошуку справжніх цінностей.

Проблемі метафізичного бунту присвячена п’єса Камю «Каліґула». Безпосереднім історичним джерелом сюжету є твір римського історика і письменника Светонія «Про життя дванадцяти цезарів». За свідченням Крістіан Галендо, в 1937 р. Камю читав «Калігулу» Светонія. Він був здивований цією особистістю. Він постійно говорив про нього і головним чином його «грав». У процесі художньої обробки історичного матеріалу Камю відмовився від конкретно-історичного аналізу і розглядає головного героя як носія метафізичного бунту, а його трагедію – як трагедію «верховного самогубства». У 1958 р. в передмові до американського видання збірки п’єс Камю писав: «Калігула» – це історія «верховного самогубства». Історія, яка у вищій мірі трагічна і людяна. З вірності самому собі, невірний щодо ближніх, Каліґула погоджується померти, осягнувши, що ніхто не може врятуватися поодинці і що не можна бути вільним виступаючи проти інших людей ».

Втративши кохану жінку, молодий імператор усвідомлює просту істину: «Люди вмирають, і вони нещасні». Калігулу бісить заспокійливе брехня, яка його оточує. Він прагне до абсолюту, хоче «жити за правдою». Але абсолют недосяжний. Імператор прагне змінити існуючий порядок буття. Його влада і свобода безмежні. Розуміння абсурдності життя робить з доброї і споглядального Калігули жорстокого тирана, який вбиває своїх підданих. У фіналі п’єси Каліґула зазнає поразки. Він усвідомлює свою неправоту і тому сам прирікає себе на смерть. Знаючи про заплановане змові, він нічого не робить, щоб запобігти його. «Якщо правда Калігули в його бунті, то його помилка – у запереченні людей. Не можна все зруйнувати, не зруйнувавши самого себе », – писав згодом Камю. П’єса була поставлена у паризькому театрі Еберта.

Прем’єра відбулася 25 вересня 1945 Роль Калігули виконував Жерар Філіп. Образ Калігули викликав у глядачів закономірні асоціації з А. Гітлером, хоча, як справедливо відзначають дослідники творчості Камю, «під час написання тексту Камю був далекий від задуму створити п’єсу з історичним ключем».

У 1957 р. Камю став лауреатом Нобелівської премії з літературі. Премія була присуджена письменникові «за його значну літературну діяльність, яка з надзвичайною проникливістю висвітлила проблеми людської совісті в нашу епоху». Виступаючи з нагоди вручення йому Нобелівської премії з промовою, яка отримала назву «Шведської мови», Камю виклав основні засади своєї естетики. Він покладає на художника відповідальність за все, що відбувається навколо. Камю відзначає зростаючу роль мистецтва і художника в сучасному світі, а призначення мистецтва вбачає у «заперечення брехні і опорі гніту». У 1959 р. Камю здійснив інсценізацію «Бісів» Ф. Достоєвського, а незабаром загинув в автомобільній катастрофі. Ф. Моріак, кажучи про місце Камю в сучасній культурі, зазначав: «Молодий людина жадає моральних настанов … І заслуга Камю полягає саме в тому, що він задовольняє цю потребу ».

Понравилось сочинение » Літературна діяльність Альберта Камю, тогда жми кнопку of your page –>

Литературная деятельность Альберта Камю

Первые заметки и эссе Камю при всей их незрелости содержат некоторые важные мотивы: анархический бунт против общественных условностей, бегство в мир мечтаний, унижение рационального начала в искусстве. Вообще произведения Камю пронизаны кризисным состоянием духа, характерным для значительной части европейской интеллигенции после Первой мировой войны. Осенью 1935 г. Камю вступил в алжирскую секцию коммунистической партии Франции. Он рассматривал коммунизм как “первый шаг, как аскезу, который готовит почву для более духовной деятельности”.

Чума как источник мирового зла в одноименном романе А. Камю Французский писатель, родившийся в Алжире (колонии Франции), лауреат Нобелевской премии (1957). В своем творчестве представил экзистенционально – модернистский образец литературы. Он философски вглядывается в мир, где властвует абсурд, где “нет.

Экзистенциональный смысл образов романа Камю “Чума” Экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в России Для философской атмосферы того периода, в которой возник зкзистенциализм, характерны отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики (Дильтей), обращение к объекту (Гуссерль), возрождение.

Проблематика, художественное своеобразие романа “Чума” Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю “Калигула”. Непосредственным историческим источником сюжета является сочинение римского историка и писателя I в. Светония “О жизни двенадцати цезарей”. Камю читал “Калигулу” Светония. Он был.

Новые способы изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX столетия (по роману А. Камю “Чума”) XIX – в начале в искусстве происходит глобальный переворот, связанный с поиском новых форм изображения человека и мира. Опираясь на достижение психологической прозы XIX столетия, писатели все больше углубляются во.

Мировоззренческие позиции Камю Философия, изложенная Камю в художественных произведениях, дает возможность для разнообразнейший толкований. Так, для европейцев 40-50-х годов, Камю был одним из классиков экзистенциализма. Его непременно объединяли с Сартром, несмотря на их.

Философская проблематика романа А. Камю “Чума” Творчество А. Камю с примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. В своих произведениях А. Камю размышляет над абсурдностью мира и смыслом бытия человека в нем. Человека художник ставит превыше.

Человек на зачумленной земле (По роману А. Камю “Чума”) На протяжении всей тысячелетней истории человечество освоило много страшных уроков. Вечные ценности оказались шаткими, человек – преисполненным эгоизма и непомерных желаний, природа – воплощением апокалипсиса. Но только XX век принес.

“Цикл абсурда” в творчестве Камю Романы и повести А. Камю, написанные внешне сдержанно и суховато, волнуют читателя остротой проблематики, своеобразием характеров персонажей, изощренностью психологического анализа. Главный тезис философа – жизнь человека бессмысленна. Большинство людей живет.

Лучшее произведение Камю роман предупреждение “Чума” В алжирском городке Оран вспыхивает чума. На протяжении девяти месяцев длится поветрие, городок полностью изолирован от мира, девять месяцев для рассказчика доктора Рие и его команды не утихает напряженная борьба.

Тот, кто никого не любил (по повести А. Камю “Посторонний”) Творчество Альбера Камю – одна из вершин европейской литературы XX века. Писателю удалось отразить тенденции в духовной жизни поколения, принимавшего непосредственное участие во Второй мировой войне. Кроме того, Камю стал.

Особенности художественного времени и пространства в произведении “Чума” Авторская заинтересованность в романе заключается не столько в отображенных событиях и раскрытых характерах, сколько в вопросах философской проблематики. Своеобразно используется в произведении форма высказывания мысли. Во-первых, она не высказывается прямо.

Моральная проблематика романов Достоевского и Альбера Камю На Достоевского так или иначе сегодня устремлены взоры художников и философов разных стран и народов. Многие полагают себя его прямыми наследниками и продолжателями. Только идеи великого русского гуманиста далеко не.

Творческая эволюция Альбера Камю Мировоззренческие позиции Камю начинают формироваться уже в годы его обучения, и дальше, в течение жизни писателя, они постоянно эволюционировали и несколько раз существенно изменялись. Начальные черты мировоззрения писателя определяло его.

Мотивы предостережения в романе Камю “Чума” Едва лишь закончилась Вторая мировая война, но воспоминания о ней еще весьма живые, воспоминания об “коричневой чуме” – фашизм. Но почему тогда просто не написать роман о войне, о ее.

Предостережение будущим поколениям Альбера Камю ( по роману “Чума”) “Чума” – роман философский. Понятно, что на первом плане стоит философская проблематика, философское обобщенно-универсальное трактование зла в контексте человеческого существования. Именно так осмысливается чума главными героями произведения, интеллектуалами Рие и.

Не разбрасывайте камни (по роману Альбера Камю “Чума”) Роман Альбера Камю “Чума” является вершиной творчества писателя. В нем отобразилось все, что пережил и осмыслил автор в годы суровых испытаний. “Чума” – хроника одного трагического года в Оране, центре.

Сейчас вы читаете: Литературная деятельность Альберта Камю

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


реферат Философские взгляды Альберта Камю
Тип работы: реферат. Добавлен: 13.09.2012. Год: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru:


Министерство образования и науки Российской Федерации
Марийский государственный технический университет

Реферат по дисциплине «Философия»
на тему:
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛЬБЕРТА КАМЮ

Выполнила: студентка гр.
Проверила:

Й-Ола
2011
План реферата

I. Введение………………………………………………………… ………………………..3
II. Философские взгляды А.Камю
1.История жизни……………………………………… ………………………..5
2.Экзистенциализм А.Камю…………………………………………………. 7
Проблема личности в философии А. Камю.
Проблема самоубийства
3. Свобода человека в бытии с другими. ……………………………………..13
Бунт как форма коллективного «страдания» человечества.
4. Система философско-эстетических взглядов А. Камю……………………17
Повесть “Посторонний”
Произведение А.Камю “Бунтующий человек”
III. Заключение…………………………………………………… ………………………….20
Список литературы…………………………………………………… …………………. 22

Введение.

Целью написания моего реферата стала попытка проанализировать подход к проблеме личности в экзистенциализме, в одном из интересных направлений философской антропологии. Более подробное рассмотрение экзистенциальной философии было предпринято на примере философии А. Камю.
Экзистенциализм, или философия существования (от позднелатинского existentia – существование) зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность. Среди первых представителей экзистенциализма принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева, хотя основное развитие это течение получило после 1-ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в сороковых годах в работах Альбера Камю, Жана- Поля Сартра и Симоны де Бовуар.
Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.
В своей работе мне хотелось бы подробнее остановится на таком представителе атеистического экзистенциализма, как Альберт Камю.
Альберт Камю — один из крупнейших представителей западной философии ХХ века. Среди всего многообразия философских вопросов, затронутых в творчестве А.Камю, для данного реферата была выбрана проблемы абсурда.
Философские идеи А. Камю излагал как в форме философских трактатов, так и в форме художественных произведений: повестей, романов, пьес. Однако «сюжет» их был всегда одним – жизнь отдельно взятого человека в мире, его отношения с окружающим социальным и природным миром. «Вариант» экзистенциализма А. Камю представлен во второй, третьей главе.
Рассмотрена философская позиция А. Камю в контексте истории возникновения философии экзистенциализма, других ее ярчайших представителей и предшественников.
Рассматривая понятия абсурда, Камю анализировал идеи современных ему философских школ, и некоторыми своими мыслями и выводами полемизировал с ними. Камю выдвинул собственную точку зрения на эти проблемы, и тем интереснее для современного читателя его творчество.
Философские взгляды А. Камю противоречивы и претерпели серьезную эволюцию. Они излагаются как в форме философских трактатов, так и в форме художественных произведений: повестей, романов, пьес. Камю всегда выбирал именно тот стиль и именно ту философскую и эстетическую систему, которая наиболее точно соответствовала цели его произведения.

Читайте также:  Своеобразность творчества А. Камю ее связь с экзистенциализмом: сочинение

История жизни Альберта Камю
(1913–1960г)
Альбер Камю родился в 1913 году в небольшом городе Мондови во французском Алжире в семье сельскохозяйственных рабочих. В самом начале первой мировой войны его отец, Люсьен Камю, погиб в битве на Марне. Потеряв кормильца, семья – мать и двое сыновей – перебираются в город Алжир, столицу одноименного департамента.. Мать устраивается работать прачкой, обстирывает господ, денег едва хватает для того, чтобы поднять на ноги сыновей.
Окончив в 1924 году начальную школу в Белькуре, одном из беднейших районов Алжира, Камю должен был бы пополнить ряды рабочих после кратковременного обучения ремеслу. Судьба распорядилась иначе: учитель начальной школы, Луи Жермен, обратил внимание на одаренного подростка и добился для него стипендии. Французский лицей давал хорошую гуманитарную подготовку и право без экзамена поступить в университет. Учился Камю прекрасно, проблемы возникали, скорее, социально-психологические. На нищего стипендиата, выходца из Белькура, смотрели покровительно и преподаватели, и соученики – потомки местной денежной аристократии. Стремление к справедливости, к социальному равенству было у Камю в зрелые годы не умственной конструкцией, а результатом жизненного опыта. В классе Камю вторично повезло с преподавателем: учителем класса философии был Жак Гренье, в будущем близкий друг Камю. Он способствовал пробуждению интереса к метафизике, литературе, театру. 1 По окончании лицея он поступает на философско-исторический факультет местного университета. Несмотря на постоянные заботы о хлебе насущном, он успешно осваивает классические философские тексты, знакомится с современной философией. Ницше, Кьеркегор, Шестов, Ясперс входят в круг его чтения одновременно с Достоевским, Прустом, Мальро. Завершая обучение в университете, он пишет дипломную работу «Христианская метафизика и неоплатонизм». Эта тема – соотношение христианской и языческой мысли – будет в дальнейшем составлять одну из важнейших категорий философствования Камю. Сформировавшееся ко времени написания этой учебной работы понимание христианства сохраняется и в «Бунтующем человеке» – в этом главном философском произведении Камю есть отдельные страницы, воспроизводящие текст дипломной работы, которая чрезвычайна важна как этап формирования его мировоззрения. Христианству в нем места не нашлось. Религиозного воспитания Камю не получил, веры у него не было ни в юности, ни в зрелости. Идеалы евангельского христианства он рассматривал через труды своего «земляка» – святого Августина, а также современных философов – Кьеркегора, Шестова, Ясперса.
В годы войны вышли два произведения, которые принесли Камю широкую известность, – повесть «Посторонний» и эссе «Миф о Сизифе». В 1947 г. вышел роман «Чума», за ним последовали пьесы «Осадное положение» и «Праведники». «Бунтующий человек» был последним и самым значительным произведением Камю, «Падение» – его последним романом. Присуждение Нобелевской премии по литературе в 1957 году было поводом для «Шведских речей», получивших широкий отклик во всем мире. Из публикаций 50-х годов следует выделить «Размышления о гильотине» – страстный призыв отменить смертную казнь.
4 января 1960 г. Камю принимает приглашение своего друга и издателя М. Галлимара вернуться в Париж не поездом, а на автомобиле. Сошедшая с дороги машина врезалась в дерево, Камю погиб. Роман «Первый человек» был только начат, посмертно были изданы записные книжки и юношеский роман «Счастливая смерть».

Экзистенциализм Альберта Камю

Экзистенциализм Камю основан на отчаянии, которое вызвано не мыслью о мерзости жизни и человека (как у Сартра), а мыслью о величии личности, неспособной найти связь с равнодушным (но прекрасным!) миром.
Молодому Камю принадлежит спорный тезис: «Хочешь быть философом — пиши роман». Он хотел, как и Сартр, превратить художественное творчество в полигон для философских экспериментов. В их основе первоначально лежит понятие абсурда.
«Абсурд, рассматриваемый до сих пор как вывод, взят в этом эссе в качестве отправной точки»,— пишет он в предисловии к «Мифу о Сизифе» (1941), который отличается прежде всего своим «абсурдным» максимализмом. 2
Абсурд возникает из противоречия между «серьезным», целенаправленным характером человеческой активности и ощущением нулевого значения ее конечного результата (смерть индивида; более того, весьма вероятное уничтожение всего человечества). Такое противоречие при трезвом рассмотрении кажется издевательством над человеком, и в качестве ответной реакции приходит мысль о самоубийстве. Вот почему Камю начинает эссе словами: «Есть только одна действительно серьезная философская проблема: самоубийство».
Встает законный вопрос: как совместить активную позицию Камю — сторонника социальной справедливости с позицией Камю — идеолога абсурдизма? В том-то все и дело, что они несовместимы, и именно это мучило Камю, раздирало его на части. Социальная несправедливость с точки зрения абсурдизма оказывалась несущественной проблемой, но столь же несущественной проблемой оказывался, в свою очередь, абсурд с точки зрения вопиющей нищеты, голода и социального унижения.
Это положение уже отмечалось русскими экзистенциалистами (скорее их можно назвать предтечами экзистенциализма) начала века.
Тем не менее, Камю-абсурдиста беспокоит мысль о том, что традиционные моральные ценности оказываются под ударом. Их отмена, по Камю, неминуема, однако это констатируется отнюдь не с радостью, а с горьким чувством. Абсурд «не рекомендует преступления, что было бы наивно, но он обнаруживает бесполезность угрызения совести. Кроме того, если все пути безразличны, то путь долга столь же законен, сколь и любой другой. Можно быть добродетельным по капризу».

Проблема личности в философии А. Камю. Трагизм существования человека в мире.

Альбер Камю неоднократно повторял, что он не является философом.
Профессиональным философом он, действительно, не был, хотя получил философское образование и вполне мог бы стать профессором в каком-нибудь университете (этому, однако, помешала болезнь). Вряд ли от этого выиграли бы не только миллионы читателей его романов, но и сами философы – последние неоднократно указывали на отсутствие точных определений, понятийного анализа в работах Камю, на нередкие неточности в реконструкции воззрений мыслителей прошлого. Но любому академическому философу понятна оригинальность мышления Камю, не логическая, а интуитивная точность его рассуждении.

В отличие от других экзистенциалистов – М. Хайдеггера и К. Ясперса, А. Камю не ставит вопрос о смысле бытия, он сосредоточивает вопрос на смысле человеческой жизни, и в этом он следует другим мыслителям средневековья Б. Паскалю (1632 – 1662), Р. Декарту (1596 – 1650) и философу эпохи Возрождения М. Монтеню. Никакого объективного смысла человеческой жизни нет, и дать ей его некому, человек изначально выступает в его абсолютном одиночестве и конечности. Результат этой смыслоутраты описывается Камю в его первом опубликованном произведении «Посторонний», (1942 г.). Раз мы обречены на смерть, то и жизнь, и смерть, и все остальное ничего не значат – вот философское кредо Мерсо. Мерсо равнодушно выслушивает приговор. Единственная искренняя привязанность его – это природа. Ж. П. Сартр, анализируя «Постороннего», так объясняет название романа, в котором сразу заложен смысл: «Именно Разум, пусть и ничтожный, противопоставляет человека миру…посторонний – это человек перед лицом мира…перед лицом собственного сознания». Легко угадывается это повторение вопросов Б. Паскаля, мысль эта для человечества не нова.
Человек – «мыслящий тростник», главное противоречие – в его уникальной способности, возможности мыслить, обладать высокими духовными устремлениями, но все это, конечно, заканчивает человек так же, как и любое другое живое существо. При осознании того, что все оканчивается так нелогично и неизбежно дл всех, все теряет смысл. Бесконечность возможностей человека и необъяснимая конечность его не дают человеку покоя, а то и вовсе смерть пугает его. Если человек должен умереть, то стоит ли жить? Этот вопрос, вслед за Паскалем и Монтенем, Толстым и Достоевским, еще раз ставит Камю в философском эссе «Миф о Сизифе». 3
Проблема самоубийства и философия абсурда

“Есть лишь одна по – настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства.” Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего надо дать ответ.
Если человек добровольно расстается с жизнью, то, вероятно, потому, что осознает, что нет никакой глубокой причины для того, чтобы продолжать жить и страдать, что мир чужд и враждебен ему. Мир, который хоть как – то объяснен, это наш знакомый, привычный мир. Но если Вселенная вдруг лишиться, интерпретаций, человек сразу почувствует себя в ней посторонним. А «ссылка» человека в мир бесповоротна, потому что он лишен воспоминаний о покинутой родине и надежды на землю обетованную. Этот разрыв между человеком и его жизнью, актером и его сценой есть подлинное ощущение абсурда.
Абсурд – важнейшее понятие философии Камю, его философию иногда называют «философией абсурда».
Влияние “абсурда” на человеческое бытие
Как отмечалось выше, абсурд проявляет себя в человеческом бытии тем, что вызывает к действию сознание и разум и предоставляет человеку внутреннюю свободу.
Кроме того, Камю задается вопросом: какое влияние оказывает абсурд на нравственные аспекты поведения человека, как соотносятся абсурд и мораль. По мнению Камю, человек абсурда мог бы принять только одну мораль — ту, что неотделима от Бога, ту, что продиктована свыше. Но человек абсурда живет без Бога. Все остальные виды морали представляют собой для человека абсурда лишь способы самооправдания, а ему не в чем оправдываться.
Однако было бы ошибочно полагать, что абсурд позволяет совершать любые поступки. Как говорит Камю, абсурд только делает равнозначными последствия поступков.
Мораль основывается на положении, что поступок имеет свои последствия, которые его либо оправдывают, либо перечеркивают. Напротив, абсурд ограничивается мнением, что об этих последствиях следует судить спокойно. По словам автора, абсурд не выделяет виновных, для него существуют лишь несущие ответственность. Все виды опыта бытия равнозначны, считает Камю. Поэтому если человек обладает ясным сознанием, то его поступки служат ему. В ином случае они причиняют ему ущерб, и ответственность за это несет сам человек, но никак не обстоятельства.
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Ссылка на основную публикацию
×
×