Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко: сочинение

Чем стиль барокко отличается от стиля ренессанс

Ренессанс и барокко являли собой культурный расцвет стран Западной Европы. Они возникли на фоне кардинальных изменений в общественных отношениях. Несмотря на то что обе эпохи воспевали прекрасное и привнесли в развитие культуры много нового, осуществлялось это разными методами и путями. Поэтому вопрос, чем стиль барокко отличается от стиля ренессанс, волновал человека всегда. Востребован он и сейчас.

Ренессанс и барокко — происхождение и общие черты

Ренессанс (с итал. «возрождение») как стиль возник в Италии в начале ХІV в. и просуществовал до конца XVI в. Он пришел на смену культуре Средних веков и предшествовал Просвещению и Новому времени.

Появляется большой интерес к античной архитектуре, что приводит к ее воссозданию. Культура в эпоху Возрождения носила мирской характер, ярко проявляла интерес к человеку. Во времена ренессанса были заложены основы гуманистического мировоззрения — уважение и свобода личности. Это отражалось в науке, литературе, живописи.

Стиль барокко возник как альтернатива классицизму и рационализму, присущим Возрождению. Несмотря на то что Италия была разграблена иностранцами и истощена внутренними распрями, она осталась центром культуры Европы. Новый стиль был призван показать богатство и роскошь знати с помощью приемов живописи, создавая тем самым иллюзию могущества.

Возникновение барокко в ренессансе начинается с постепенного отхода от античности. Преклонение перед древним искусством постепенно перешло к уважению традиций. Стиль основывался на отрицании элементов античности и готики.

В архитектуре модными стали бесформенность, излишество и изогнутое пространство. Злоупотребление декором приводило к перегруженности фасадов, что создавало впечатление тяжести и визуально давило на зрителей.

Нет единения и в описании человека. Из титана, расположенного в центре мира в эпоху Возрождения, он становится маленькой частицей мироздания. Совершенное творение переходит к порывистому и страстному, пытающемуся найти свое место в обществе. Это отражается в живописи и скульптуре. Изображение человека живое и полное эмоций. Примером является скульптура «Орфей» Антонио Кановы.

В искусстве барокко видны гротеск и сарказм, прослеживается мрачность композиций. В них изображаются пытки инквизиции, разбои бандитов, раненные солдаты и разрушения.

Ярким примером служит картина Джованни Панини «Развалины со сценой проповеди апостола Павла». На полотнах преобладают размытые и вытянутые формы, которые нивелируют искренность душевных порывов. Во всех направлениях искусства сквозит приверженность католической церкви и ее идеям.

Ренессанс и барокко — полярные стили. В них разными методами формировалось пространство, использовались различные подходы к декорации и конструкции.

Чем барокко отличается от ренессанса

Резкой границы между двумя стилями нет. Постепенное превращение ренессанса в легкое барокко началось в Риме, переместилось в северную часть Италии и далее — в средневековую Европу.

Зодчий ренессанса Браманте начал работы по возведению Собора Святого Петра с применением деталей, присущих барокко. Микеланджело продолжил эти начинания. В работах Рафаэля и Бернини, принадлежащих эре Возрождения, постепенно проявляются формы нового стиля.

Различия между эпохами видны во всем:

  • в мировоззрении;
  • в науке;
  • в искусстве;
  • в архитектуре;
  • в живописи;
  • в музыке.

Гуманистическое мировоззрение перерастает в аскетизм, а самопознание и саморазвитие — в идею спящего Бога, который отдыхает после сотворения мира, и ему нет дел до того, что творится на земле.

Барокко отходит от традиций и авторитетов, считая их суеверием и предрассудками. Не подлежит сомнению только то, что осязаемо, ясно мыслится и может быть выражено математически.

Продолжают развиваться астрономия и физика. Открываются новые законы (закон всемирного тяготения Исаака Ньютона). Карл Линней в 1735 г. впервые систематизирует биологические виды, оформляя труд «Система природы». Новый стиль — это век географических открытий и разума.

Барокко укрупняет детали и увеличивает пропорции, пытаясь этим показать богатство. В гигантомании начинает проявляться потеря чувства меры и утонченности восприятия.

Прямоугольность и пропорциональность ренессанса сменяют плавные и округлые формы барокко. Архитектурным объектам присущи кривизна плоскости и многократное повторение композиций. При помощи игры света создаются зрительные иллюзии, которые не дают полностью охватить сооружение и сконцентрировать взгляд на одной детали.

Все это отражается на мировоззрении человека, развитии и образовании. Возникают духовные и общественно-политические течения. Человек находится в поиске истины, он облагораживается и благодаря этому вносит новое в развитие стиля.

«Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко»

Период Ренессанса – Возрождение – охватывает XIV-XVI века. Понятие ренессанса возникло в процессе развития мировой цивилизации, который разделял историю на 3 эпохи: античность, средневековье и ренессанс – возвращение к античности. Тогдашние гуманисты пытались освободить культуру от средневековой стереотипности, приблизить ее к античным идеалам прекрасного. Для этого, прежде всего, нужно было знание древних языков, ведь только так можно было знакомиться с античными образцами письменности. Следовательно, большое внимание уделялось гуманитарному образованию, а также деятельности, непосредственно связанной с образованием и наукой, в частности, книгопечатанием.

Начато было книгопечатание в Германии в середине XV в. Иоганном Гутенбергом, который издал «Библию». Впоследствии в Риме была напечатана первая книга украинского автора – поэта Юрия Дрогобыча, позже издавались книги в Кракове и в Праге. Первыми напечатанными на территории Украины книгами стали «Апостол» и «Букварь», изданные в 1574 г. во Львове Иваном Федоровым. Претерпевала изменения система образования. Именно в эпоху Ренессанса украинские студенты начали отправляться на учебу в университеты других стран в Краковский, Падуанский, Болонский, Пражский. Во второй половине XVI века появляются попытки основать школы и в Украине – так возникла Острожская школа, ректором которой был Герасим Смотрицкий. Острожская школа давала основательные знания по греческому, церковнославянскому, латинскому языкам и по основным гуманитарным предметам.

Именно на период Ренессанса приходятся противоречия между Западной и Восточной церквей по поводу культурных взаимоотношений и перспектив дальнейшего развития. Основные различия между церквями заключались в догмате Пресвятой Троицы, учении католической церкви о чистилище, разницы в обрядах, а также в календарных стилях. Все это привело к появлению значительного количества полемических произведений. Среди украинских полемистов, которые сделали значительный вклад в историю украинской литературы эпохи Возрождения, следует упомянуть Герасима Смотрицкого («Ключ от царства небесного»), Христофора Филарета («Апокрисис»), Ивана Вышенского («Послание к епископам», «Предостережение «).

В период Ренессанса появлялись произведения поэтов-гуманистов (Юрия Дрогобыча, Павла Русина, Севастьяна Кленовича). Украина вместе с остальным миром переживала времена подъема культуры. Следующий период, XVII-XVIII века, исследователи называют периодом барочной культуры. Термин «барокко» ввели в общее обращение в XIX в. классицисты, которые любили порядок во всем и пренебрежительно относились к предыдущим эпохам. Это понятие относилось к произведениям, которые были изящно метафорические, отличались эмоциональностью и раскованностью.

Основными формами изображения для писателей периода барокко были символ и аллегория. Мир для них был театром, где режиссер – Бог, значит, искусство этой эпохи имело на себе отпечаток фатализма, бесполезности всего существующего.

Приобретает развитие барочная риторика и ораторская проза. Риторика – наука о прозаических жанрах и теории прозы – была одной из базовых школьных дисциплин, ведь система воспитания предусматривала, что каждый из выпускников будет владеть ораторским искусством. В проповедничестве XVII в. определялись три основных фигуры: Лазарь Баранвич (сборники «Меч духовный», «Трубы словесно-проповедные»), Иоанникий Галятовский («Ключ понимания») и Антоний Радивиловский («Образок Марии Богородицы», «Венец Христов»). Эпоха барокко с ее проповедями и религиозными наставлениями предусматривала возвращение к традициям средневековья. Для барочной культуры традиционным был всплеск житийной литературы. Она постепенно объединяла религиозно-поучительную беллетристику с историческими элементами и ослаблением дидактического эффекта. Появились новые редакции Киево-Печерского патерика, произведения Сильвестра Косова «Патерикон» и «Жития святых отцов печерских», был основан новый агиографический жанр – рассказ о чудесах, совершенных Богородицей (книга Иоанникия Галятовского «Небо новое» (1665 г., состоявшая из 445 коротких новелл о таких чудесах).Приобретала развития и историко-мемуарная проза, особенностью которой стал процесс перехода от механического перевода событий к их публицистическому описанию. Писатели искали логику исторического процесса, его движущие силы, пытались увидеть определенные закономерности. Наиболее популярным произведением эпохи барокко стал «Синопсис» (1674) – исторический обзор неизвестного автора. Но «Синопсис» имел официальный, формальный характер в отличие от так называемых «казацких летописей» – летописи Самовидца, Самуила Величко и Григория Грабянки. Произведения панегирические, епиграматичной и курьезной поэзии также приобрели в этот период значительное развитие благодаря обязательному изучению теории и практики стихосложения в высшей школе. Следует упомянуть таких поэтов, как Климентий Зиновий (272 епиграматических произведения), Иван Величиековский (сборники «Зегар (Часы)», «Млеко») и Сафроний Почазский («Евхаристирион»).

Читайте также:  На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия): сочинение

По своей структуре и тематике, они больше приближались к современной философской лирике, к произведениям метафизической и исторической поэзии. Кирилл Транквилион-Старовецкий Лазарь Баранович, Иван Максимович – яркие представители этого направления развития литературы. Периоды ренессанса и барокко имели значительное влияние на дальнейшее развитие украинской литературы благодаря всплеску общественно-политической и культурной жизни, который проходил в эти времена.

Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко: сочинение

Cочинение «Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко»

Период Ренессанса – Возрождение – охватывает XIV-XVI века. Понятие ренессанса возникло в процессе развития мировой цивилизации, который разделял историю на 3 эпохи: античность, средневековье и ренессанс – возвращение к античности. Тогдашние гуманисты пытались освободить культуру от средневековой стереотипности, приблизить ее к античным идеалам прекрасного. Для этого, прежде всего, нужно было знание древних языков, ведь только так можно было знакомиться с античными образцами письменности. Следовательно, большое внимание уделялось гуманитарному образованию, а также деятельности, непосредственно связанной с образованием и наукой, в частности, книгопечатанием.

Начато было книгопечатание в Германии в середине XV в. Иоганном Гутенбергом, который издал «Библию». Впоследствии в Риме была напечатана первая книга украинского автора – поэта Юрия Дрогобыча, позже издавались книги в Кракове и в Праге. Первыми напечатанными на территории Украины книгами стали «Апостол» и «Букварь», изданные в 1574 г. во Львове Иваном Федоровым. Претерпевала изменения система образования. Именно в эпоху Ренессанса украинские студенты начали отправляться на учебу в университеты других стран в Краковский, Падуанский, Болонский, Пражский. Во второй половине XVI века появляются попытки основать школы и в Украине – так возникла Острожская школа, ректором которой был Герасим Смотрицкий. Острожская школа давала основательные знания по греческому, церковнославянскому, латинскому языкам и по основным гуманитарным предметам.

Именно на период Ренессанса приходятся противоречия между Западной и Восточной церквей по поводу культурных взаимоотношений и перспектив дальнейшего развития. Основные различия между церквями заключались в догмате Пресвятой Троицы, учении католической церкви о чистилище, разницы в обрядах, а также в календарных стилях. Все это привело к появлению значительного количества полемических произведений. Среди украинских полемистов, которые сделали значительный вклад в историю украинской литературы эпохи Возрождения, следует упомянуть Герасима Смотрицкого («Ключ от царства небесного»), Христофора Филарета («Апокрисис»), Ивана Вышенского («Послание к епископам», «Предостережение «).

В период Ренессанса появлялись произведения поэтов-гуманистов (Юрия Дрогобыча, Павла Русина, Севастьяна Кленовича). Украина вместе с остальным миром переживала времена подъема культуры. Следующий период, XVII-XVIII века, исследователи называют периодом барочной культуры. Термин «барокко» ввели в общее обращение в XIX в. классицисты, которые любили порядок во всем и пренебрежительно относились к предыдущим эпохам. Это понятие относилось к произведениям, которые были изящно метафорические, отличались эмоциональностью и раскованностью.

Основными формами изображения для писателей периода барокко были символ и аллегория. Мир для них был театром, где режиссер – Бог, значит, искусство этой эпохи имело на себе отпечаток фатализма, бесполезности всего существующего.

Приобретает развитие барочная риторика и ораторская проза. Риторика – наука о прозаических жанрах и теории прозы – была одной из базовых школьных дисциплин, ведь система воспитания предусматривала, что каждый из выпускников будет владеть ораторским искусством. В проповедничестве XVII в. определялись три основных фигуры: Лазарь Баранвич (сборники «Меч духовный», «Трубы словесно-проповедные»), Иоанникий Галятовский («Ключ понимания») и Антоний Радивиловский («Образок Марии Богородицы», «Венец Христов»). Эпоха барокко с ее проповедями и религиозными наставлениями предусматривала возвращение к традициям средневековья. Для барочной культуры традиционным был всплеск житийной литературы. Она постепенно объединяла религиозно-поучительную беллетристику с историческими элементами и ослаблением дидактического эффекта. Появились новые редакции Киево-Печерского патерика, произведения Сильвестра Косова «Патерикон» и «Жития святых отцов печерских», был основан новый агиографический жанр – рассказ о чудесах, совершенных Богородицей (книга Иоанникия Галятовского «Небо новое» (1665 г. , состоявшая из 445 коротких новелл о таких чудесах). Приобретала развития и историко-мемуарная проза, особенностью которой стал процесс перехода от механического перевода событий к их публицистическому описанию. Писатели искали логику исторического процесса, его движущие силы, пытались увидеть определенные закономерности. Наиболее популярным произведением эпохи барокко стал «Синопсис» (1674) – исторический обзор неизвестного автора. Но «Синопсис» имел официальный, формальный характер в отличие от так называемых «казацких летописей» – летописи Самовидца, Самуила Величко и Григория Грабянки. Произведения панегирические, епиграматичной и курьезной поэзии также приобрели в этот период значительное развитие благодаря обязательному изучению теории и практики стихосложения в высшей школе. Следует упомянуть таких поэтов, как Климентий Зиновий (272 епиграматических произведения), Иван Величиековский (сборники «Зегар (Часы)», «Млеко») и Сафроний Почазский («Евхаристирион»).

По своей структуре и тематике, они больше приближались к современной философской лирике, к произведениям метафизической и исторической поэзии. Кирилл Транквилион-Старовецкий Лазарь Баранович, Иван Максимович – яркие представители этого направления развития литературы. Периоды ренессанса и барокко имели значительное влияние на дальнейшее развитие украинской литературы благодаря всплеску общественно-политической и культурной жизни, который проходил в эти времена.

Подъем культуры, литературы, науки в эпоху ренессанса и барокко

Период Ренессанса – Возрождение – охватывает XIV-XVI столетия. Понятие ренессанса возникло в процессе развития мировой цивилизации, который разделял историю на 3 периода: античность, средневековье и ренессанс – возвращение к античности. Тогдашние гуманисты старались освободить культуру от средневековой стереотипности, приблизить ее к античным идеалам прекрасного. Для этого прежде всего нужно было знание старинных языков, ведь только так можно было познакомиться с античными образцами письменности. Итак, большое внимание отводилось гуманитарному образованию, а также деятельности, непосредственно связанной с образованием и наукой, в частности, книгопечатанью.

Читайте также:  Эссе по рассказу Ф. Искандера О погоде.: сочинение

Начато было книгопечатанье в Германии в середине XV ст. Йоганном Гутенбергом, который выдал “Библию”. Со временем в Риме вышла из печати первая книга украинского автора – поэта Юрия Дрогобыча, позднее выдавались книги в Кракове и в Праге. Первыми напечатанными на территории России книгами стали “Апостол” и “Букварь”, которые были выданы в 1574 г. во Львове Иваном Федоровым. Испытывала изменения система образования. Именно за период Ренессанса студенты начали отправляться на обучение в университеты других стран – к Краковскому, Падуанскому, Болонскому, Пражскому университетам. Во второй половине XVI столетия появляются попытки основать другие школы и в России – так возникла Острожская школа, ректором которой был Герасим Смотрицкий. Острожская школа давала основательные знания по греческому, церковнославянскому, латинскому, любые из основных гуманитарных предметов.

Именно на период Ренессанса приходятся противоречия между Западной и Восточной церквами по поводу культурных взаимоотношений и перспектив дальнейшего развития. Основные расхождения между церквями состояли в догмате пресвятой тройки, учении католической церкви о чистилище, разностях в обрядах, а также в календарных стилях. Все это привело к появлению значительного количества полемических произведений. Среди украинских полемистов, которые сделали значительный взнос в историю украинской литературы эпохи Возрождения, следует вспомнить Герасима Смотрицкого (“Ключ от царства небесного”), Христофора Филарета (“Апокрисис”), Ивана Вишенского (“Послание к епископам”, “Предостережение”).

В период Ренессанса появлялись произведения поэтов-гуманистов (Юрия Дрогобыча, Павла Русина, Севастьяна Кльеновича). Украина вместе с другим светом переживала времена подъема культуры. Следующий период, XVII-XVIII столетия, исследователи называют периодом барочной культуры. Термин “барокко” ввели в общее обращение в XIX ст. классицисты, которые любили порядок во всем и пренебрежительно относились к предыдущим эпохам. Это понятие относилось к произведениям, которые были утонченно метафорические, отличались эмоциональностью и раскованностью.

Основными формами изображения для писателей периода барокко были символ и аллегория. Мир для них был театром, где режиссер – Бог, итак, искусство этих времен имело на себе отражение фатализма, бесполезности всего существующего.

Приобретает Развитие барочная риторика и ораторская проза. Риторика – наука о прозаических жанрах и теории прозы – была одной из базовых школьных дисциплин, ведь система воспитания предусматривала, что каждый из выпускников будет владеть ораторским искусством. В проповедничестве XVII ст. определялись три основных фигуры: Лазарь Баранович (сборник “Меч духовный”, “Трубы словесов проповедных”), Иоаникий Галятовский (“Ключ понимания”) и Антоний Радивиловский (“Огородок Марии Богородицы”, “Венцов Христовый”).

Эпоха барокко с ее проповедями и религиозными поучениями предусматривала возвращение к традициям Средневековья. Для барочной культуры традиционным был всплеск жизненной литературы. Она постепенно объединяла религиозно-поучительную беллетристику с историческими элементами и послаблением дидактического эффекта. Появились новые редакции Киево-Печерского патерика, произведения Сильвестра Косовая “Патерикон” и “Жития святых отцов печорских”, был основан новый агеографичный жанр – рассказ о чудесах, которые создавала Богородица (книга Иоаникия Галятовского “Небо новое” (1665 г.), которая состояла из 445 коротких новелл о таких чудесах).

Приобретала развитие и историко-мемуарная проза, особенностью которой стал процесс перехода от механического пересказа событий к их публицистическому описанию. Писатели искали логику исторического процесса, его движущие силы, старались увидеть определенные закономерности. Наиболее популярным произведением эпохи барокко стал “Синопсис” (1674) – исторический обзор неизвестного автора. Но “Синопсис” имел официальный, формальный характер в отличие от так называемых “Казацких летописей” – летописи Самовидца, Самойла Величка и Григория Грабьянки. Произведения панегирической, эпиграмматической и курьезной поэзии также приобрели в этот период значительного развития благодаря обязательному изучению теории и практики стихосложения в высшей школе. Следует вспомнить таких поэтов, как Климентий Зиновиьев (272 эпиграмматических произведения), Иван Величковский (сборник “Зегар (Часы)”, “Млеко”) и Сафроний Почазький (“Евхаристирион”).

За своей структурой и тематикой, более всего приближались к современной философской лирике произведения метафизической и исторической поэзии. Кирилл Транквилион-Старовецький, Лазарь Баранович, Иван Максимович – ярчайшие представители этого направления развития литературы. Периоды ренессанса и барокко имели значительное влияние на дальнейшее развитие украинской литературы благодаря всплеску общественно-политической и культурной жизни, который происходил в эти времена.

Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко: сочинение

Cочинение «Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко»

Период Ренессанса – Возрождение – охватывает XIV-XVI века. Понятие ренессанса возникло в процессе развития мировой цивилизации, который разделял историю на 3 эпохи: античность, средневековье и ренессанс – возвращение к античности. Тогдашние гуманисты пытались освободить культуру от средневековой стереотипности, приблизить ее к античным идеалам прекрасного. Для этого, прежде всего, нужно было знание древних языков, ведь только так можно было знакомиться с античными образцами письменности. Следовательно, большое внимание уделялось гуманитарному образованию, а также деятельности, непосредственно связанной с образованием и наукой, в частности, книгопечатанием.

Начато было книгопечатание в Германии в середине XV в. Иоганном Гутенбергом, который издал «Библию». Впоследствии в Риме была напечатана первая книга украинского автора – поэта Юрия Дрогобыча, позже издавались книги в Кракове и в Праге. Первыми напечатанными на территории Украины книгами стали «Апостол» и «Букварь», изданные в 1574 г. во Львове Иваном Федоровым. Претерпевала изменения система образования. Именно в эпоху Ренессанса украинские студенты начали отправляться на учебу в университеты других стран в Краковский, Падуанский, Болонский, Пражский. Во второй половине XVI века появляются попытки основать школы и в Украине – так возникла Острожская школа, ректором которой был Герасим Смотрицкий. Острожская школа давала основательные знания по греческому, церковнославянскому, латинскому языкам и по основным гуманитарным предметам.

Именно на период Ренессанса приходятся противоречия между Западной и Восточной церквей по поводу культурных взаимоотношений и перспектив дальнейшего развития. Основные различия между церквями заключались в догмате Пресвятой Троицы, учении католической церкви о чистилище, разницы в обрядах, а также в календарных стилях. Все это привело к появлению значительного количества полемических произведений. Среди украинских полемистов, которые сделали значительный вклад в историю украинской литературы эпохи Возрождения, следует упомянуть Герасима Смотрицкого («Ключ от царства небесного»), Христофора Филарета («Апокрисис»), Ивана Вышенского («Послание к епископам», «Предостережение «).

В период Ренессанса появлялись произведения поэтов-гуманистов (Юрия Дрогобыча, Павла Русина, Севастьяна Кленовича). Украина вместе с остальным миром переживала времена подъема культуры. Следующий период, XVII-XVIII века, исследователи называют периодом барочной культуры. Термин «барокко» ввели в общее обращение в XIX в. классицисты, которые любили порядок во всем и пренебрежительно относились к предыдущим эпохам. Это понятие относилось к произведениям, которые были изящно метафорические, отличались эмоциональностью и раскованностью.

Основными формами изображения для писателей периода барокко были символ и аллегория. Мир для них был театром, где режиссер – Бог, значит, искусство этой эпохи имело на себе отпечаток фатализма, бесполезности всего существующего.

Приобретает развитие барочная риторика и ораторская проза. Риторика – наука о прозаических жанрах и теории прозы – была одной из базовых школьных дисциплин, ведь система воспитания предусматривала, что каждый из выпускников будет владеть ораторским искусством. В проповедничестве XVII в. определялись три основных фигуры: Лазарь Баранвич (сборники «Меч духовный», «Трубы словесно-проповедные»), Иоанникий Галятовский («Ключ понимания») и Антоний Радивиловский («Образок Марии Богородицы», «Венец Христов»). Эпоха барокко с ее проповедями и религиозными наставлениями предусматривала возвращение к традициям средневековья. Для барочной культуры традиционным был всплеск житийной литературы. Она постепенно объединяла религиозно-поучительную беллетристику с историческими элементами и ослаблением дидактического эффекта. Появились новые редакции Киево-Печерского патерика, произведения Сильвестра Косова «Патерикон» и «Жития святых отцов печерских», был основан новый агиографический жанр – рассказ о чудесах, совершенных Богородицей (книга Иоанникия Галятовского «Небо новое» (1665 г. , состоявшая из 445 коротких новелл о таких чудесах). Приобретала развития и историко-мемуарная проза, особенностью которой стал процесс перехода от механического перевода событий к их публицистическому описанию. Писатели искали логику исторического процесса, его движущие силы, пытались увидеть определенные закономерности. Наиболее популярным произведением эпохи барокко стал «Синопсис» (1674) – исторический обзор неизвестного автора. Но «Синопсис» имел официальный, формальный характер в отличие от так называемых «казацких летописей» – летописи Самовидца, Самуила Величко и Григория Грабянки. Произведения панегирические, епиграматичной и курьезной поэзии также приобрели в этот период значительное развитие благодаря обязательному изучению теории и практики стихосложения в высшей школе. Следует упомянуть таких поэтов, как Климентий Зиновий (272 епиграматических произведения), Иван Величиековский (сборники «Зегар (Часы)», «Млеко») и Сафроний Почазский («Евхаристирион»).

Читайте также:  Цветы незнакомого искусства... (Из китайской и японской поэзии): сочинение

По своей структуре и тематике, они больше приближались к современной философской лирике, к произведениям метафизической и исторической поэзии. Кирилл Транквилион-Старовецкий Лазарь Баранович, Иван Максимович – яркие представители этого направления развития литературы. Периоды ренессанса и барокко имели значительное влияние на дальнейшее развитие украинской литературы благодаря всплеску общественно-политической и культурной жизни, который проходил в эти времена.

Стили эпохи Возрождения

Маньеризм

Эпоха Возрождения стала периодом рождения трех величайших европейских стилей. Первый из них – маньеризм. Маньеризм (от итал. maniera — манера, стиль) стилевое направление в западноевропейском искусстве XVI века на переходном этапе от Возрождения к барокко. Первоначально термином “маньеризм” обозначали тенденцию живописцев данного исторического периода копировать лишь “манеру” мастеров Высокого Возрождения, не учитывая присущую им глубину содержания произведений искусства. Во второй половине XVI века маньеризм перестал отождествляться с примитивной стилизацией, стал восприниматься, как самостоятельное художественное явление и был провозглашен господствующим направлением в придворном искусстве Италии.

В творчестве маньеристов отразилось их субъективное восприятие неустойчивости, трагической противоречивости мира, беззащитности человека, находящегося во власти непознаваемых сил. Созданные ими художественные образы в большинстве своем отличаются внутренней хрупкостью, опустошенностью и холодностью. Для произведений маньеристов характерны крайне удлиненные пропорции фигур, деформация, причудливо извивающиеся линии, неустойчивые сложные позы, резкие столкновения света и тени, контраст цветов, беспокойные ритмы.

В Италии представителями маньеризма были живописцы А. Бронзино, Ф. Пармиджанино, архитектор и живописец Д. Вазари, скульптор и ювелир Б. Челлини, архитекторы Б. Амманати, П. Лигорио. К началу XVII века маньеризм оказал влияние на живопись и поэзию Франции, Испании, Нидерландов. Так, черты маньеризма ощущаются в творчестве испанского художника Эль Грека. В теории — маньеризм опирался на идеи неоплатонизма, воссоздававшие средневековую схоластику, астрологию, символику чисел. Маньеризм открыл дорогу одному из главных направлений XVII века — барокко и способствовал появлению новой художественной эпохи в Европе — классицизму.

Барокко

Барокко (итал. barocco — странный, причудливый; португ. beroba barocco — жемчужина неправильной формы) — направление в европейской дворянско-церковной культуре середины XVI в. (Италия, Испания) — середины XVIII века (Венгрия, славянские страны). Появление барокко связано со значительными переменами в культуре Ренессанса. С одной стороны Возрождение перестало быть только итальянским феноменом, получив общеевропейский статус. С другой стороны, в Европе появилось многоликое движение – контрреформация, стремившееся если не повернуть историю вспять, то хотя бы приостановить ее поступательное движение. Верно также и то, что феномен барокко был бы невозможен без интеллектуальной революции XVII века, связанной с именами Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

Барокко — это и стиль в европейском искусстве XVII-XVIII вв., отмеченный вычурным, усложненным художественно-образным мышлением. Барокко присуща потребность в утрировании. С барокко связываются представления о сознательно преувеличенном, намеренно импозантном, заведомо фиктивном. Формы барокко были и остаются, в полном смысле этого слова, “формами искусства”, т. е. искусственными формами. Литературу барокко отличает пристрастие к гиперболам, сложному метафоризму и аллегории. В живописи барокко ощущается состояние напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Основными признаками данного стиля в архитектуре были подчеркнутая монументальность, представительность, преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений. Использование стилевых особенностей барокко способствовало взаимодействию различных видов и жанров искусства, а также развитию новых — оперы и балета.

Культурно-эстетические концепции барокко (наиболее успешно разработанные итальянцем Э. Тезауро и испанцем Б. Грасиан-и-Моралес) не отвергали великих идей Ренессанса. Наоборот, они обостряли интерес к человеческой личности, мятущейся в тисках неразрешимых религиозных и этических противоречий, что говорит о “трагическом гуманизме” барокко. В мировой художественной культуре традиции барокко представлены поэзией Т. Тассо, М. Ломоносова, Г. Державина, трагедиями П. Кальдерона, архитектурными сооружениями Л. Бернини, Г. Гвардини, В. Растрелли, портретами П.П. Рубенса, музыкой А. Вивальди, Д. Фрескобальди, И.С. Баха.

Рококо

Рококо (от франц. rocaille — раковина, узор из камней и раковин) -западноевропейский художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной формой искусства барокко. Рококо возникло и достигло расцвета в 20-40-е гг. XVIII в. во Франции и стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной дворянской знати, предметом ее эстетического наслаждения. Чуткое к изящному искусству рококо проникнуто игривостью и остроумием, в нем находили отражение эпикурейство, вольнодумство и легкомыслие, ставшие модой высшего общества.

Рококо получил свое распространение в архитектуре, живописи, скульптуре, ювелирных изделиях, резьбе, керамике. Архитектура рококо — это городской дом, небольшой особняк французской аристократии, утопавший в зелени садов. В особняках рококо и наружный объем и внутреннее пространство создавались в соответствии с требованиями комфорта. Интерьеры строений рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Светлый камень приглушенных тонов, нежно розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности. Живопись рококо тесно связана с интерьером дома, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, в рисунках гобеленов преобладают пейзажи, мифологические и современные тому периоду галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет — изображающий модель в образе мифологического героя. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию декоративными пятнами. Достижение общей легкости подчеркивалось светлой палитрой, предпочтением блеклых, серебристо-голубых, золотистых и розовых оттенков.

В стиле рококо работали архитекторы Ж. Оппенор, Ж. Мейсонье, живописцы А. Ватто, Ф. Буше, фарфоровые заводы в городах Севр (Франция), Мейсен (Германия), Петербург (Императорский фарфоровый завод). Вплоть до середины XIX века стиль рококо называли “стилем Людовика XV”, а понятие “рококо” впервые использовали в своих теоретических трудах швейцарский культуролог Я. Буркхард и его ученики.

Ссылка на основную публикацию
×
×