Эссе по рассказу Ф. Искандера О погоде.: сочинение

Проблема взаимоотношения поколений.. По Ф. Искандеру

Сочинение по тексту:

Как вызвать к себе уважение младшего поколения? Как добиться того, чтобы подросток прислушался к советам старших, понял их добрые намерения, согласился с ними? Такие вопросы ставит в своём тексте замечательный писатель Фазиль Искандер.

Действительно, проблема взаимопонимания поколений весьма актуальна. Не всегда старшие и младшие находят общий язык. Автор показывает нам пример того, как отец, понимая, что что-то упустил в воспитании своего сына, пытается исправить ситуацию не нравоучениями, а собственным примером. Герой рассказа, известный учёный, озабочен тем, что его сын ничего не читает. Сам-то он читал запоем, и книги во многом помогли ему стать тем, кем он стал: физиком-ядерщиком, лауреатом многих премий, уважаемым человеком. Автор подчёркивает, как переживает отец из-за того, что сын увлечён спортом, а книги его не интересуют. Отец понимает, что должен завоевать авторитет сына, а поскольку для того главное — спорт, то он должен переиграть его хотя бы в бадминтон. Искандер и иронично, и в то же время драматично показывает игру отца и сына. Отцу шестьдесят пять. Он идёт на огромный риск, он может получить инфаркт, он задыхается, но не сдаётся. И он выигрывает! Сын проникается уважением к отцу и выполняет его просьбу — два часа чтения. Можно только восхищаться настойчивостью и мужеством этого человека, понимающего, что просто словами уважения не заслужить.

Искандер считает, что старшее поколение должно идти навстречу молодым, делать всё для достижения взаимопонимания и уважения, как это делает герой рассказа.

Я полностью согласна с мнением писателя: одними словами, без личного примера подростка не воспитаешь.

Примером сложных взаимоотношений отца и сына может служить великолепная повесть В. Короленко «В дурном обществе». Отец мальчика, честный и неподкупный судья, пользуется огромным уважением в среде бедняков, но со своим сыном не может найти общего языка: недавно умерла его жена, и он не может оправиться от этой потери. А сын слишком напоминает умершую. Потребовалось множество драматических событий, чтобы отец понял: его сын не пропащий бездельник, а добрый, умеющий сострадать людям, деятельно помогающий своим друзьям человек.

Ещё одним примером непростых отношений между взрослыми и детьми является потрясающий рассказ В. Распутина «Уроки французского». Учительница хочет помочь голодающему мальчишке, но он из гордости отвергает все её попытки. Он готов умереть с голоду, но не хочет принимать ничего от чужих людей. Тогда учительница идёт на хитрость: она играет с ним в игру на деньги, и он постоянно выигрывает. Случайно об этом узнает директор, и учительница вынуждена уехать. Только став взрослым, герой рассказа понимает, как много она для него сделала: спасла от голода, дала возможность учиться, пожертвовав собой.

Эти замечательные произведения помогают нам разобраться в сложных, запутанных отношениях поколений, показывают, как мудрость взрослых помогает юности. И есть надежда, что те молодые люди, к которым так отнеслись взрослые, продолжат эстафету доброты, сочувствия и деятельной помощи.

Текст Фазиля Искандера:

(1)Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреата нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и почти ничего не читает. (2)Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3)Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни!

(4)Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5)Но сын не улавливал того очаровательного перемигивания многих смыслов, которое даёт настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. (6)Неужели телевизор и компьютерные игры победили? (7)И нельзя же всё время читать ему вслух. (8)Георгия Андреевича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9)Более того, он был уверен, что его успехи в физике каким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (10)Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. (11)А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. (12)Книга была первична.

(13)Нет, надо приучить сына читать самостоятельно. (14)Но сын этого не хотел, морщился, пытался любым способом увильнуть от постылой обязанности.

(15)На даче отец с сыном играли в бадминтон. (16)Из-за язвительных насмешек постоянно выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, никаким авторитетом у сына не пользуется. (17)Нужно завоевать авторитет. (18)Но как это сделать?

(19)Спорт — единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр. (20)Он должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21)Он должен переиграть его в бадминтон.

(22)На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему: —(23)Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!

—(24)Ты у меня выиграешь. — презрительно ответил сын. — (25)Папа, у тебя крыша поехала!

—(26)Но ты согласен на условия? —(27)Конечно!

(28)Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.

(29)То и дело слышалось шлёпанье ракеткой по волану.

(30)Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.

(31)Если бы Пушкин прожил ещё хотя бы десять лет, вероятно, история России могла быть совершенно другой

(33)Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мирному до вас! (34)И толстовской: не могу молчать! (35)Удар!

(36)Задыхаюсь! (37)Задыхаюсь! (38)Нельзя было почти всю жизнь работать по четырнадцать часов! (39)Удар!

(40)Выражение «тихий Дон», кажется, впервые упоминается у Пушкина в «Кавказском пленнике». (41)Если бы не перечитывал сыну, никогда бы не вспомнил. (42)Удар!

(43)Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человечества. (44)Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспира.

(45)Удар!
(46)Сын, не замечая необычайной сосредоточенности отца, пропустил достаточно : много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперёд. (47)Но при счёте десять — пять в пользу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.
(48)Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49)Но почти все удары, сам удивляясь себе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50)Он дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможённое уважение. (51)Однако сын порядочно загнал его своими подачами. (52)Сердце колотилось во всю грудную клетку, он был весь мокрый от пота. (53)Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шёл к победе. (54)В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным.

(55)Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.
— (56)Эта ракетка соскальзывает с руки, — крикнул он, — я пойду возьму запасную.

(57)И побежал домой. (58)Отцу показалось, что эта передышка в две-три минуты спасла его. (59)Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.

(60)Отец слегка отдышался. (61)Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили игру. (62)И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с такой размашистой силой, словно стремился не просто выиграть у отца, а вытолкнуть его из жизни.

(63)Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, наступив на шнурок незавязанного кеда. (64)Он занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от переутомления он сам мог грохнуться.

(65)Через минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением.

(66)После обеда мальчик послушно пошёл читать в свою комнату.

(По Ф. Искандеру)

Эссе по рассказу Ф. Искандера «О погоде».

Скачать сочинение
Тип: Эссе

«Единственная особенность москвичей, которая до сих пор осталась мной не разгаданной,- это их постоянный, таинственный интерес к погоде» – так начинается юмористическая зарисовка Ф. Искандера. Его герой, провинциальный начинающий писатель, видит в москвичах каких-то высших, загадочных существ. Он пытается разгадать их, чтобы приблизиться, стать такими же, как и они.
Все удается раскрыть простоватому рассказчику, кроме одной, самой «страшной» тайны, – интереса москвичей к погоде. Рассказчик искренне недоумевает: зачем жителям столицы так трепетно относиться к последним погодным сводкам? А ведь они замирают, прерывают интересный разговор, чтобы только узнать, какая погода будет завтра.
Но это еще полбеды. А ведь, как правило, синоптики ошибаются: «Все, затаив дыхание, слушают передачу, чтобы на следующий день уличить ее в неточности».
Автор применяет гиперболу, описывая чувства своего рассказчика. Он говорит, что в таких случаях его герой сначала думал, что начинается, по меньшей мере, война. Потом он думал, что все ждут от погоды какой-то приятности. Но и это оказалось неправдой. Герой недоумевает: «Так в чем же дело?»
Автор использует преувеличение и гиперболу, чтобы создать комический эффект, сделать свое произведение смешным.
Искандер, а вместе с ним и рассказчик, подметили в человеческой психологии одну интересную вещь. Независимо от своей профессии, пола или возраста, все люди в одинаковой степени интересуются погодой. Сообщения синоптиков для них – очень важная информация. Действительно, почему? Мы, вместе с рассказчиком, начинаем улыбаться и недоумевать: «Можно подумать, что миллион москвичей с утра уходят на охоту или полевые работы. Ведь у каждого на работе крыша над головой». Герой все больше и больше приходит к убеждению, что во всем этом есть большая тайна.
А и правда, почему нас так интересует прогноз погоды? Почему нам (и неважно, где мы живем, в Москве или провинции) так важно, какая погода будет завтра? Все-таки, хотя мы и оторваны от природы и уже полностью подчинены цивилизации, погода имеет над нами большую власть. От того, как светит солнце за окном и есть ли оно там вообще, зависит наше самочувствие, наше настроение, даже желание жить. Ведь известно, что если за на улице хорошая, солнечная погода, то и настроение у нас солнечное, бодрое и жизнерадостное. А если за окном ненастье, пасмурно и дождливо, то так не хочется просыпаться. А если уж и проснулся, то настроение такое же серое, как небо на улице.
Кроме того, хотя мы и дети цивилизации, от погоды зависят многие наши планы. Если дело касается каких-то крупных городских или государственных праздников, то здесь все понятно. От погоды напрямую зависит, как этот праздник пройдет, что успеют показать его участники и увидеть его зрители.
Но погода важна и в проведении маленьких, семейных или личных праздников, а также просто в личных планах людей. Кто-то собрался на выходных поехать за город, кто решил провести свой день рождения на природе, а кто-то просто вечером вышел погулять с собакой. Хорошая погода здесь если не главное, то очень важное условие.
Мы привыкли, что каждому времени года соответствует своя погода. Зимой в России холодно, а летом жарко. Сейчас, когда все сместилось и за две недели до Нового года на улице плюсовая температура, нам особенно важно, какая погода будет этой зимой. Ведь так хочется встретить Новый год с пушистым снегом, горками и снеговиками.
Больше того, мне кажется, что интерес к погоде находится у нас на подсознательном уровне. Наши корни – в природе, у нас имеется с ней неразрывная связь. А значит, у нас есть связь и с погодой, зависимость от нее на психологическом уровне. Но об этом, кажется, я уже говорила.
К концу рассказа все чаще начинает проявляться голос автора и все больше усиливаются юмористические нотки. Гипербола начинает разворачиваться: чтобы раскрыть тайну интереса к погоде, рассказчик решает переехать в Москву. Он говорит, что ее разгадка стала смыслом жизни. Ведь истинное призвание героя – «открывать и изобретать».
Больше того, чтобы узнать причину интереса москвичей к погоде, рассказчик стал провокатором. Он сам начинает разговоры о ней и смотрит на реакцию москвичей. Но тайна до сих пор остается нераскрытой. Герой стал писателем, чтобы зарабатывать себе на хлеб и иметь возможность и дальше разгадывать эту загадку.
Этот небольшой рассказ Искандера напоминает немного сказовую манеру рассказов Зощенко. Только он, в отличие от сатиры Зощенко, лучится добрым юмором и светом. Рассказ наполнен эпитетами и метафорами, которые помогают создать атмосферу рассказа: «уютные московские разговоры», «лопочет репродуктор», «испепеляющий, изнурительный в своем постоянстве интерес к погоде». Кроме того, здесь активно используется художественное преувеличение и гипербола.

Читайте также:  Цветы незнакомого искусства... (Из китайской и японской поэзии): сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Эссе по рассказу Ф. Искандера О погоде.: сочинение

(1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько раз откладывали. (3)И другие рейсы отодвигали. (4)Аэропорт был переполнен пассажирами.

(5)Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов.

(6)Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. (7)Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о её великом терпении, любви, о её невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.

(8)И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно она умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.

(9)Мать — короткий праздник на Земле.

(10)Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. (11)Какая несправедливость! (12)И никто никогда не поймёт, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что её любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдётся человека, который всё это захотел бы выслушать и понять. (13)«Какая несправедливость», — думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.

(14)Мать — короткий праздник на Земле.

(15)Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. (16)Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. (17)Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. (18)Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.

(19)Он остановился, поражённый лицом этой женщины. (20)Конечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. (21)Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. (22)Что они ей сказали? (23)Вряд ли что-нибудь утешительное. (24)Иначе откуда такая скорбь на её лице?

(25)Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. (26) В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. (27)Но сейчас оно было необыкновенным. (28)Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной скорбью.

(29)Оно вмещало в себя всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себя и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. (30)И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. (31)И только сейчас понял. (32)И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.

(33)В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. (34)И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит прекрасное лицо.

(35)И ему вдруг захотелось упасть на колени перед этой женщиной и поцеловать её руку в знак благодарности, сказать ей всё, что не успел сказать своей матери.

(36)Однако он не двигался, а только смотрел на её лицо. (37)Он знал, что, даже если бы аэропорт был пуст и не было ни одного свидетеля, он бы не пал перед ней на колени. (38)Он был сыном своего времени, и стыд перед откровенностью благоговения мешал ему это сделать.

(39)И он смотрел и смотрел на это светящееся скорбью лицо, обращённое в непомерную даль. (40)И ему почему-то становилось легче, просветлённее. (41)«В этом мире всё прекрасное скорбит, — подумал он, — и всё скорбящее прекрасно».

(42)И он вдруг с абсолютной уверенностью понял, что только скорбь прекрасна и только она спасёт мир. (43)И разве случайно, что лицо Богоматери всегда печально.

(44)А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.

* Фазиль Абдулович Искандер (род. 6 марта 1929г.) — советский и российский прозаик и поэт. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

Какова роль матери в жизни ребенка? Над этим вопросом размышляет советский писатель Ф. Искандер.

Автор рассказывает нам о человеке, который летел на похороны матери. Его мать внезапно умерла, поставив всех на ноги. Она даже не успела почувствовать благодарную любовь своих взрослых детей, а умерла в то время, как “он стал прилично зарабатывать и мог в полную силу помогать матери”. Поэт подчеркивает, что ” Мать – короткий праздник на Земле”. Прозаик описывает женщину , у которой сын был болен, над глазом которого краснела опухоль . Писатель отмечает, что лицо этой женщины вмещало в себя всю скорбь мира. Эта скорбь связана с болезнью мальчика.

Позиция автора заключается в следующем: мать всегда будет любить своего ребенка не смотря на его недостатки.

Я согласен с Ф. Искадером в этом.

Так, мой друг плохо относится к свой матери. Они часто ссорятся, обижаются друг на друга. Бывают случаи, что не раз

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Эссе по рассказу Ф. Искандера “О погоде”

“Единственная особенность москвичей, которая до сих пор осталась мной не разгаданной,- это их постоянный, таинственный интерес к погоде” – так начинается юмористическая зарисовка Ф. Искандера. Его герой, провинциальный начинающий писатель, видит в москвичах каких-то высших, загадочных существ. Он пытается разгадать их, чтобы приблизиться, стать такими же, как и они. Все удается раскрыть простоватому рассказчику, кроме одной, самой “страшной” тайны, – интереса москвичей к погоде. Рассказчик искренне недоумевает: зачем жителям столицы так трепетно относиться к последним погодным сводкам?

А ведь они замирают, прерывают интересный разговор, чтобы только узнать, какая погода будет завтра. Но это еще полбеды. А ведь, как правило, синоптики ошибаются: “Все, затаив дыхание, слушают передачу, чтобы на следующий день уличить ее в неточности”.

Автор применяет гиперболу, описывая чувства своего рассказчика. Он говорит, что в таких случаях его герой сначала думал, что начинается, по меньшей мере, война. Потом он думал, что все ждут от погоды какой-то приятности. Но и это оказалось неправдой.

Читайте также:  Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко: сочинение

Герой недоумевает: “Так в чем же дело?” Автор использует преувеличение и гиперболу, чтобы создать комический эффект, сделать свое произведение смешным. Искандер, а вместе с ним и рассказчик, подметили в человеческой психологии одну интересную вещь. Независимо от своей профессии, пола или возраста, все люди в одинаковой степени интересуются погодой. Сообщения синоптиков для них – очень важная информация.

Действительно, почему? Мы, вместе с рассказчиком, начинаем улыбаться и недоумевать: “Можно подумать, что миллион москвичей с утра уходят на охоту или полевые работы. Ведь у каждого на работе крыша над головой”. Герой все больше и больше приходит к убеждению, что во всем этом есть большая тайна.

А и правда, почему нас так интересует прогноз погоды? Почему нам (и неважно, где мы живем, в Москве или провинции) так важно, какая погода будет завтра? Все-таки, хотя мы и оторваны от природы и уже полностью подчинены цивилизации, погода имеет над нами большую власть. От того, как светит солнце за окном и есть ли оно там вообще, зависит наше самочувствие, наше настроение, даже желание жить. Ведь известно, что если за на улице хорошая, солнечная погода, то и настроение у нас солнечное, бодрое и жизнерадостное.

А если за окном ненастье, пасмурно и дождливо, то так не хочется просыпаться. А если уж и проснулся, то настроение такое же серое, как небо на улице. Кроме того, хотя мы и дети цивилизации, от погоды зависят многие наши планы.

Если дело касается каких-то крупных городских или государственных праздников, то здесь все понятно. От погоды напрямую зависит, как этот праздник пройдет, что успеют показать его участники и увидеть его зрители. Но погода важна и в проведении маленьких, семейных или личных праздников, а также просто в личных планах людей. Кто-то собрался на выходных поехать за город, кто решил провести свой день рождения на природе, а кто-то просто вечером вышел погулять с собакой.

Хорошая погода здесь если не главное, то очень важное условие. Мы привыкли, что каждому времени года соответствует своя погода. Зимой в России холодно, а летом жарко. Сейчас, когда все сместилось и за две недели до Нового года на улице плюсовая температура, нам особенно важно, какая погода будет этой зимой.

Ведь так хочется встретить Новый год с пушистым снегом, горками и снеговиками. Больше того, мне кажется, что интерес к погоде находится у нас на подсознательном уровне. Наши корни – в природе, у нас имеется с ней неразрывная связь.

А значит, у нас есть связь и с погодой, зависимость от нее на психологическом уровне. Но об этом, кажется, я уже говорила. К концу рассказа все чаще начинает проявляться голос автора и все больше усиливаются юмористические нотки. Гипербола начинает разворачиваться: чтобы раскрыть тайну интереса к погоде, рассказчик решает переехать в Москву.

Он говорит, что ее разгадка стала смыслом жизни. Ведь истинное призвание героя – “открывать и изобретать”. Больше того, чтобы узнать причину интереса москвичей к погоде, рассказчик стал провокатором.

Он сам начинает разговоры о ней и смотрит на реакцию москвичей. Но тайна до сих пор остается нераскрытой. Герой стал писателем, чтобы зарабатывать себе на хлеб и иметь возможность и дальше разгадывать эту загадку. Этот небольшой рассказ Искандера напоминает немного сказовую манеру рассказов Зощенко. Только он, в отличие от сатиры Зощенко, лучится добрым юмором и светом.

Рассказ наполнен эпитетами и метафорами, которые помогают создать атмосферу рассказа: “уютные московские разговоры”, “лопочет репродуктор”, “испепеляющий, изнурительный в своем постоянстве интерес к погоде”. Кроме того, здесь активно используется художественное преувеличение и гипербола.

Сочинение по тексту Ф.Искандера (вариант №20, Сенина Н.А.)

Почему нравственная брезгливость сегодня находится в застое? Как преодолеть трагедию культуры?” Эти и другие вопросы ставит в тексте писатель Фазиль Искандер. Думаю, что эта актуальная проблема должна волновать не только известного писателя, но и всех нас. Физическая брезгливость развивается вместе с цивилизацией, но этого нельзя сказать о брезгливости нравственной. Вторая, скорее всего, зависит от прирожденного нравственного слуха человека.
По предположению автора, нравственная брезгливость развивалась вместе с религией и культурой. Читая настоящую литературу, «мы не только наслаждаемся красотой, но и невольно развиваем в себе нравственные мускулы». Но развитие технического прогресса намного опережает развитие культуры, это грозит человечеству гибелью, поскольку, к примеру, оружие огромной разрушительной силы может оказаться в руках бездуховных людей. Рассуждения автора-публициста о брезгливости производят глубокое впечатление. Раскрывая эту тему, он использует риторический вопрос «Откуда она вообще взялась?», который, казалось бы, и не требует ответа. Но автор вступает в полемику с читателем, заставляет его стать единомышленником. Точка зрения автора не только оригинальна, но и глубоко продумана, а манера изложения отличается точностью выбора слов.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Мы должны развивать в себе нравственную брезгливость, бороться с псевдокультурой, которая легко усваивается в силу примитивности и поощряет низменное в человеке, поэтому её нужно признать опасной для общества. Автор заставляет нас переживать вместе с ним. Как не согласиться с тем аргументом, что, во-первых, драма человечества состоит в том, что «нравственная брезгливость нисколько не развивается» вместе с цивилизацией. Разве не является доказательством этого, что молодые люди вместо классики читают «глупые книги», или вообще подменили чтение просмотром пошлых телевизионных программ, или бездарно тратят время на компьютерные игры?
А ведь по-настоящему талантливое литературное произведение благоприятно воздействует на человека: духовно обогащает его, учит жизни. Как не вспомнить факты отношения к поэме «Василий Теркин» Твардовского во время войны: бойцы меняли табак и хлеб на вырезки с главами поэмы из фронтовых газет. Для них поэма про бойца была дороже, казалось бы, самого дорогого.
Или еще один пример: Василий Андреевич Жуковский, передавая впечатления от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил о том, что это счастливейшие часы его жизни. Именно так воздействует истинное искусство на образованного человека.
Таким образом, текст Ф.Искандера призывает развивать нравственную брезгливость, чтобы люди не были равнодушными, чтобы не разрушались нравственные ценности и культура не заменялась псевдокультурой.

Поделиться ссылкой:

Похожее

24 комментария: Сочинение по тексту Ф.Искандера (вариант №20, Сенина Н.А.)

Не за что.))Мне интересно, а вам полезно.))

ну до полной коллекции осталось 23, 24, 26, 27, 28, 29 и 30. и будет просто супер!

Последние надо отредактировать.))

А можно 23 Вариант сегодня?? очень срочно нужно?

голова не работает уже с этими вариантами((

Должна работать!Экзамены скоро!
Согласна, что в последней десятке вариантов тексты сложнее.

не скоро, а через год)

О, как много еще времени!))

год явно больше, чем 2 недели))

Подскажите,а сочинение по В.Глаголеву есть?(Вариант №2,Сенина 2013г)

Да у меня книжки нет.Не успела купить — закончились.Жду теперь, когда снова появятся.В сети скачать не нашла.Есть возможность, то пришлите текст, пжлста.Напишу.

Наверное, каждому случалось пожалеть о падкости нашего языка на иностранные словечки, из-за которой мы, как малые дети, тащим в рот всякую гадость. Еще ладно, когда чужое слово приходит с новым понятием — не переводить же, как Карамзин, иноязычные словечки по частям (тем более, что запросто может не получиться: ньюсмейкер превратится в значащего совсем не то новодела, реанимация — в какое-то непонятное переодушевление, а инаугурацию одним словом и вовсе не перевести). Но ведь часто нахальный чужак лезет на место, у которого есть законный, живой и здоровый владелец. Вот, скажем, вошёл в последние годы в наш язык имидж (уже и родственничков за собой потащил — имиджмейкер, имидж-реклама и т. д.) — а чем он, спрашивается, лучше давно существующего в языке образа?
Однако при более внимательном рассмотрении выясняется, что тут еще неизвестно, кто кого обижает. Взять хотя бы ту же пару имидж — образ: ведь первое из них заменило второе далеко не во всех его значениях. Можно даже сказать — только в тех, в каких почтенному русскому слову образ неловко было и употребляться. Имидж — это образ искусственно созданный и не то чтобы заведомо ложный, но совершенно не обязанный соответствовать хоть чему-то в действительности. Вот этот-то малопочётный смысл абориген образ и уступил гастарбайтеру имиджу, сохранив за собой иные, более престижные значения.
Примерно те же отношения связывают и многие другие русские слова с их как бы непере-ведёнными иностранными синонимами. Личность — это нечто яркое и неординарное, это звучит гордо, а если нужна нейтральная стилистическая окраска, то лучше сказать индивидуум или персона (последнюю можно употребить еще и в ироническом смысле). Писатель — это творец, пророк и учитель народа, а если речь идет о человеке, зарабатывающем на жизнь составлением текстов — безотносительно к масштабу дарования, — то это литератор. Битва — это нечто серьезное и драматичное, даже если говорится в переносном смысле, а выбор слова баталия означает, что говорящий относится к обозначаемому им конфликту с иронией. Гонор — качество совсем иное, нежели честь. О паре разведчик — шпион как-то уж и напоминать неловко.
На что несерьёзно слово призрак — обозначаемого им объекта, быть может, и вовсе в мире не существует. Но все же и оно как-то реальней, солидней импортного фантома (привет толстовскому Рыбаренке!) — им обозначают только то, чего уж точно нет, даже если считать, что вообще-то привидения существуют.
А, к примеру, слово контора — само гастарбайтер, но поселилось в наших краях давно, обзавелось авторитетом, и заниматься своей основной работой — обозначать помещение для умственной и бумажной работы — ему прискучило. И вот обязанность эта спихивается на только что прибывшего из английского языка новичка — офис. А контора предпочитает теперь означать (пока только в разговорном языке, но лиха беда начало) собственно фирму или организацию (обыкновенно ту, в которой трудится говорящий).
Есть, пожалуй, только один пласт лексики, где все обстоит наоборот: названия криминальных и прочих социально не одобряемых занятий. (Собственно, тут тоже все как у людей — известно же, что в легальной сфере иммигранты занимаются всякой чёрной работой и медленно выбиваются в люди, зато преступный бизнес прибирают к рукам моментально.) Рэкетир звучит куда благопристойнее вымогателя, киллер явно профессиональнее убийцы (а тем более — мокрушника), и даже давно обрусевший бандит серьёзнее и солиднее исконного разбойника, которому в утешение осталась только его роль в фольклоре. А поскольку в русском мировоззрении набивание мошны явно ближе к занятиям криминальным, чем к достойным, то и коммерсант с бизнесменом куда респектабельнее купца.
В общем, пусть иностранные слова лезут к нам и дальше. Черной, скучной, неблагодарной рабо-ты в нашем языке хватит на всех.

Читайте также:  На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия): сочинение

“Сочинение-рассуждение по тексту Ф. Искандера” в 10-11 классах
план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме

Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для подготовки к письменному экзамену по русскому языку. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля: они служат для учащихся своеобразным образцом того, как с помощью слова можно выразить не только мысли, но и чувства, особенности своего восприятия, отношения, оценки. На основе текстов публицистического стиля (в основном!) исследуются общественно-значимые проблемы: политические, экономические, социальные, духовные.
Тексты отбираются с учетом того, чтобы на их материале можно было не только выполнять задания речеведческого характера (у учителя и ученика есть возможность выбора), но и заниматься орфографией и пунктуацией, разными видами разбора. Упражнения можно использовать на уроках-практикумах, уроках-зачетах и при самостоятельной работе дома. Текст, предлагаемый для анализа, должен содержать разнообразную информацию о мире. Работая над текстом, выпускники учатся выражать свои мысли, чувства, размышлять о прочитанном, доказывать, аргументировать свою точку зрения.
На данном уроке и на последующих уроках возможно использовать презентацию « В помощь выпускнику». Данная работа (презентация) помещена на этом сайте. Пользуйтесь на здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
sochinenie-rassuzhdenie_v_11_klasse_doc.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Пишем сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Голомидова Маргарита Леонидовна, учитель высшей категории

МОУ «СОШ №3 п. Советский» Республики Марий Эл.

Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для подготовки к письменному экзамену по русскому языку. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля: они служат для учащихся своеобразным образцом того, как с помощью слова можно выразить не только мысли, но и чувства, особенности своего восприятия, отношения, оценки. На основе текстов публицистического стиля (в основном!) исследуются общественно-значимые проблемы: политические, экономические, социальные, духовные.
Тексты отбираются с учетом того, чтобы на их материале можно было не только выполнять задания речеведческого характера (у учителя и ученика есть возможность выбора), но и заниматься орфографией и пунктуацией, разными видами разбора. Упражнения можно использовать на уроках-практикумах, уроках-зачетах и при самостоятельной работе дома. Текст, предлагаемый для анализа, должен содержать разнообразную информацию о мире. Работая над текстом, выпускники учатся выражать свои мысли, чувства, размышлять о прочитанном, доказывать, аргументировать свою точку зрения.

На данном уроке и на последующих уроках возможно использовать презентацию « В помощь выпускнику».

  1. подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по тексту;
  2. совершенствование навыков анализа текста;
  3. формирование умения корректно и доказательно аргументировать свою точку зрения.

1.Вспоминаем, что такое сочинение-рассуждение (тезис, доказательство, вывод)

Для работы над текстом можно предложить примерный план сочинения-рассуждения по заданному тексту:

  1. Вступление. Тезис. Формулировка проблемы, поставленной автором текста. (Слайд 21 )
  2. Основная часть. Доказательство.1) Комментирование заявленной проблемы с опорой на текст . (Слайд 28-29) 2) Формулировка позиции автора текста по заявленной проблеме. (Слайд 30-31) 3) Согласие-несогласие пишущего с авторской позицией. (Слайд 32-33 ) 4) Аргументация собственной точки зрения (1 аргумент обязательно! литературный, второй аргумент может быть взят из любого источника) (Слайд 34)
  3. Заключение. Вывод. Следует обратить внимание учащихся на завершенность сочинения-рассуждения. Для этого при написании заключения необходимо обратиться к началу текста и сказать об актуальности исследуемой проблемы. (Слайд 35)

2.Работа с текстом . Прежде чем приступить к анализу текста, необходимо вспомнить, что такое тема, проблема, идея текста

( Тема-это предмет речи, это то, о чем говорится в тексте;

проблема- вопрос, требующий исследования; проблемный вопрос должен быть значим для общества. (Слайд 22- 27)

идея – это основная мысль текста, то, чему хотел научить нас автор текста.)

3. Читаем текст Ф.Искандера.

(1) Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку».(2) Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

(3) Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4) Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5) У меня было совсем другое. (6) Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.

(7) Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8) Невероятная трогательность. (9) Разве Савельич раб? (10) Да он на самом деле хозяин положения! (11) Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12) Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность – именно от любви и преданности ему.

(13) Еще почти ребенком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14) Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15) Любовь – главнее всего.

(16) Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

(17) Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.

– Какова тема текста?

-Сформулируйте проблемы, поднятые в тексте (целесообразно заметить, что в тексте может быть не одна проблема). Хорошо, если проблема оформлена вопросительным предложением: учащимся проще будет сформулировать позицию автора, так как авторская позиция- это ответ на поставленный проблемный вопрос.

– Теперь находим авторскую позицию по проблемам текста (обратите внимание, что в текстах публицистического стиля позиция автора чаще всего находится в конце текста, в последнем предложении или в последнем абзаце).

Например, проблема: какое влияние художественное произведение оказывает на формирование личности?

Позиция автора текста по данной проблеме: любимое художественное произведение вселяет в сердце надежду, мечту, «придает жизненные силы».

После такой работы предлагаем учащимся несколько клише:

(Обращаю внимание, что хорошо подготовленному выпускнику с языковым чутьем клише не понадобятся: он сам прекрасно сформулирует свои мысли. Но написать сочинение на экзамене должны все, поэтому некоторые обороты речи будут необходимым подспорьем в работе.)

Что такое…? Вот одна из основных проблем, исследуемых автором текста….

Рассуждая о данной теме, писатель говорит о…

(Учащиеся испытывают трудности при комментировании проблемы: здесь не должно быть пересказа текста, рассуждения по всем проблемам, рассказа о действиях героев. Что можно посоветовать в этом случае? Можно вывести своеобразную формулу: взять одно ключевое предложение из текста, плюс 5-6 своих предложений по проблеме)

Размышляя таким образом, автор текста подводит нас к основной мысли: ( формулировка позиции автора текста – это ответ на проблемный вопрос )…

Мне понятна позиция автора текста, и я с ним полностью согласен (а)

Вспомним произведение ( название произведения и его автора ) ( Слайд 3-19 )

Кроме того, хочется обратить внимание на…( 2 аргумент )

Таким образом, можно прийти к выводу, что… ( возвращаемся к вступлению )

Проблема, исследуемая автором текста, актуальна и для современного общества.

  1. Домашнее задание: Написать черновик сочинения. При написании обратить внимание на этическое оформление: в работе не должно быть оскорбления, угрозы, грубости, насмешки, обвинения, бранных слов. Повторить тему «Капитанская дочка» А.С.Пушкина».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести .

Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно.

Данная работа поможет учащимся отработать навыки в написании сочинения-рассуждения.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность.

В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому).

Открытый урок по русскому языку в 11 классе.Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ). Презентация в приложении.

Урок 3. Проблема текста. На данном уроке даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в.

Ссылка на основную публикацию
×
×