“Бедные люди” – пример тавтологии,
Кем это сказано? Может быть мной.
Г. Иванов
Стихи Георгия Иванова, приведенные эпиграфом, отвергают право собственности в искусстве. Поэт считал, что всякая мысль должна быть продолжена и усовершенствована. Особенно художественная мысль.
Итак, в русском языке и в отечественной литературе нередко встречаются ходовые выражения, чему способствуют такие гениальные произведения, как, например, “Горе от ума” Грибоедова и “Евгений Онегин” Пушкина. Но надо, мне кажется, предполагать, что, так сказать, идеальный первоисточник может оказаться где-то в глубине веков. Кто возьмется установить, собственные ли некоторые словесные построения Пушкина или он позаимствовал их у своей няни? А стихотворение Пушкина “В крови горит огонь желаний”? Точно слышится голос библейского времени, а именно “Песни песней” царя Соломона: “Да лобзает меня лобзанием уст твоих”.
Известная фраза “дым отечества”, если представить ее звучание как бы в первый раз, произведет странное впечатление. Что-что, а отечество дымить не может. Но Тютчев пишет:
“И дым отечества нам сладок и приятен!”
Так поэтически век прошлый говорит,
А в наш – и сам талант все ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он отечество коптит.
Фразой “отечество коптит” поэт запустил в Тургенева, который покинул отечество и написал произведение “Дым”. Все сходится, но, увы, стоит оглядеться, как почти такую же фразу находим у Грибоедова и ранее у Державина: “Отечества и дым нам сладок и приятен”. Мне кажется, державинская мысль о “дыме” звучит лучше, потому что я ее понимаю как “даже дым. сладок и приятен, если он отечественный”.
Порой наши поэты заимствуют фразы из зарубежной литературы. Так, например, Аполлон Григорьев в своем стихотворении “Искусство и правда” пишет:
Я помню, как в испуге диком
Он леденил всего меня
Отчаянья последним криком:
“Коня, полцарства за коня!”
Речь идет о драматическом актере П. С. Мочалове, изумительная игра которого произвела большое впечатление на поэта. Но Мочалов играл Ричарда III, и, значит, знаменитое восклицание: “Коня, полцарства за коня!” – принадлежит не Григорьеву, а Шекспиру.
В русской литературе масса примеров, так сказать, взаимного заимствования для пользы дела. Всем известна фраза Грибоедова:
Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Тургенев оценил мысль Грибоедова и написал:
Что за комиссия, Создатель,
Быть братом выросшей сестры!
Люди старшего поколения помнят романс Аренского, в котором звучали слова “Как хороши, как свежи были розы”. Конечно, сразу же приходят на ум северянинские “Классические розы”:
В те времена, когда родились грезы
В сердцах людей прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви и славы и весны!
Наверное, стоит в связи с этим вспомнить еще одни розы. Иван Петрович Мят лев в журнале “Современник” опубликовал их еще в 1843 году:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор полыцали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой.
Приведу также еще две строки их стихотворения Мятлева, чтобы окончательно убедиться в том, что Северянин это стихотворение читал:
И где ж она? В погосте белый камень,
На камне – роз моих завянувший венок.
Как видим, розы кочуют от одного автора к другому, но свежести своей не потеряли.
Особенно часты заимствования, когда обыгрывается тема памятника. Вспомним Пушкина:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.
Тут же возникают державинские строки:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный;
Металлов тверже он и выше пирамид.
Но есть и еще стариннее. Ломоносов заявляет:
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди.
Эстафета в культуре помогает воздвигнуть один общий памятник, но живой русской поэзии, которая, в отличие от памятника, “построенного в боях социализма”, действительно переживет века.
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…» (урок литеературы в 10 классе по творчеству поэтов-пейзажистов)

V Международный дистанционный конкурс «Старт»
Низкий оргвзнос 30р
Идёт приём заявок
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Наградные и подарки
Обобщающий урок по лирике Ф.Тютчева и А.Фета.
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.Тютчева и А. Фета.
1. обобщить изученное о жизни и творчестве поэтов Тютчева и Фета;
2. Найти сходство и различие в изображении природы в стихах поэтов;
3. Подготовиться к написанию домашнего сочинения по лирике Тютчева и (или) Фета.
Организационный момент: сообщение темы, целей и задач урока.
Эпиграф к уроку:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Учитель: эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова из небольшого стихотворения Ф.И.Тютчева. Слова эти имеют глубочайший смысл. А точнее множество смыслов: слова в поэзии, в отношениях любящих людей, в быту и на работе. Да везде, где человек общается с окружающими, он произносит слова, влекущие за собой различные последствия.
Сила слова, его воздействие на …Умы, сердца, души, отношения порой так огромны, а мы бросаемся словами, не задумываясь об их последствиях.
Иначе относились к слову великие писатели и поэты: с одной стороны они использовали его как материал для своих творений. С другой, как тончайший инструмент, позволяющий им выразить свои мысли и чувства, выплеснуть душу, спрятать в них страдания и обиды.
Как это им удавалось, мы узнали на уроках, посвящённых изучению творчества великих русских поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Сегодня мы обобщим изученное, подберём материал для домашних сочинений, вспомним гениальные строки из их стихотворений. А начнём наш урок мы с поэтической разминки.
Поэтическая разминка. Задание: по началу строчки определить автора, тематику и по возможности закончить четверостишье.
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа! (Тютчев)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить. (Тютчев)
Как беден наш язык! – Хочу и не могу.-
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец… (ФЕТ)
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать. (Тютчев)
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей! (Тютчев)
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.(ФЕТ)
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней! (Тютчев)
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора. (Фет)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. (Тютчев)
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май ! (Фет )
Шепот, робкое дыханье.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (Фет)
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей! (Фет)
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля. (Тютчев)
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна, (Фет)
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.( Тютчев)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. (Тютчев)
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне .
УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы с вами ещё раз услышали строки из стихов великих русских поэтов. Многие из них вам хорошо знакомы. Другие не очень. Но по слогу вы сумели определить авторов. А по отдельным строчкам тему стихотворений.
ЧТО общего вы можете сказать об авторах этих строк? Об их поэтическом даре?
– тончайшие мастера стихотворного пейзажа,
– оба представители «Чистого искусства»;
Какие общие темы вы могли бы отметить?
– общие темы: Любовь, природа;
– оба представители «Чистого искусства»;
А в чём отличие?
– Лирика Тютчева – философская. Его стихи философичны по глубине, по темам:
жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос. Есть стихи об истории и о самой России.
– В своей изобразительности Фет близок художникам – импрессионистам, его темы: любовь, природа и красота. Он стремиться передать то, что «мимолетно, неуловимо и невыразимо ничем, кроме ощущений».
Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Ф. Тютчев и А. Фет.
Будучи близки к идеологии «чистого искусства»,
Оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своем творчестве.
Учитель: А есть ли различия в изображении природы у Тютчева и Фета?
Для Ф. Тютчева и А. Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Ф. Тютчева более характерно отношение к природе с позиций разума, а для А. Фета – с позиций чувства.
Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без А. Фета было бы возможно явление в русской литературе Блока и Мандельштама. Ф. Тютчев же стал своего рода «учителем» русских символистов. Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзажной лирики, идущая от В. Жуковского и А. Пушкина.
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. (Тютчев)
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Тютчева и Фета.
Учитель: А теперь вернёмся к эпиграфу урока:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Возьмём первую часть этого стихотворения – 2 строчки:
Представьте, что на экзамене по литературе вам досталось сочинение на подобную тему. Какое вступление вы бы написали?
– какие слова стали ключевыми: СЛОВО, ОТЗОВЁТСЯ, НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ КАК.
(зачитывают вступления к сочинению «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»)
Ребята, давайте проанализируем эти вступления по такому плану:
Отвечает ли это вступление поставленной в цитате теме (на тему ли);
Есть ли авторская позиция, своё собственное мнение, отношение;
Подводит ли к дальнейшим рассуждениям на эту тему;
Какой проблемный вопрос вытекает из этого вступления? (интересно, какие последствие стали отзывом на эти слова?)
Учитель: Я просила вас вспомнить известные вам произведения. Где сказанное и написанное слово играло бы огромную роль в жизни людей, иногда решающую и даже трагическую.
(ученики вспоминают: «Письмо Татьяны Лариной»; слово, данное Машей Троекуровой перед алтарём; «Красные лапти» Бунина, где Нефёд погиб в буре, доставая красные лапти больному мальчику; «МУ-МУ» где приказ барыни – сломанные жизни дворовых).
Но это стихотворение Тютчева имеет небольшое продолжение с ещё более важным смыслом:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Учитель: Какие ключевые слова из двух вторых строчек несут на себе главную смысловую нагрузку? (СОЧУВСТВИЕ – БЛАГОДАТЬ ДАЁТСЯ как).
Сочувствие –это (подбираем синонимы)
“Как слово наше отзовется”
“Бедные люди” – пример тавтологии, Кем это сказано? Может быть мной. Г. Иванов Стихи Георгия Иванова, приведенные эпиграфом, отвергают право собственности в искусстве. Поэт считал, что всякая мысль должна быть продолжена и усовершенствована.
Особенно художественная мысль. Итак, в русском языке и в отечественной литературе нередко встречаются ходовые выражения, чему способствуют такие гениальные произведения, как, например, “Горе от ума” Грибоедова и “Евгений Онегин” Пушкина. Но надо, мне кажется, предполагать, что, так
А стихотворение Пушкина “В крови горит огонь желаний”? Точно слышится голос библейского времени, а именно “Песни песней” царя Соломона: “Да лобзает меня лобзанием уст твоих”. Известная фраза “дым отечества”, если представить ее звучание как бы в первый раз, произведет странное впечатление.
Что-что, а отечество дымить не может. Но Тютчев пишет: “И дым отечества нам сладок и приятен!” Так поэтически
Порой наши поэты заимствуют фразы из зарубежной литературы. Так, например, Аполлон Григорьев в своем стихотворении “Искусство и правда” пишет: Я помню, как в испуге диком Он леденил всего меня Отчаянья последним криком: “Коня, полцарства за коня!” Речь идет о драматическом актере П. С. Мочалове, изумительная игра которого произвела большое впечатление на поэта. Но Мочалов играл Ричарда III, и, значит, знаменитое восклицание: “Коня, полцарства за коня!” – принадлежит не Григорьеву, а Шекспиру. В русской литературе масса примеров, так сказать, взаимного заимствования для пользы дела. Всем известна фраза Грибоедова: Что за комиссия, Создатель, Быть взрослой дочери отцом!
Тургенев оценил мысль Грибоедова и написал: Что за комиссия, Создатель, Быть братом выросшей сестры! Люди старшего поколения помнят романс Аренского, в котором звучали слова “Как хороши, как свежи были розы”. Конечно, сразу же приходят на ум северянинские “Классические розы”: В те времена, когда родились грезы В сердцах людей прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви и славы и весны! Наверное, стоит в связи с этим вспомнить еще одни розы.
Иван Петрович Мятлев в журнале “Современник” опубликовал их еще в 1843 году: Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор полыцали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой… Приведу также еще две строки их стихотворения Мятлева, чтобы окончательно убедиться в том, что Северянин это стихотворение читал: И где ж она? В погосте белый камень, На камне – роз моих завянувший венок.
Как видим, розы кочуют от одного автора к другому, но свежести своей не потеряли. Особенно часты заимствования, когда обыгрывается тема памятника. Вспомним Пушкина: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа… Тут же возникают державинские строки: Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный; Металлов тверже он и выше пирамид…
Но есть и еще стариннее. Ломоносов заявляет: Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди… Эстафета в культуре помогает воздвигнуть один общий памятник, но живой русской поэзии, которая, в отличие от памятника, “построенного в боях социализма”, действительно переживет века.
Белогорская крепость в жизни Петра Гринева Белогорская крепость в жизни Петра Гринева Роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка” рассказывает о крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Можно сказать, что все основные события произведения происходят в одном.
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В своем романе “Капитанская дочка” А. С. Пушкин на первое место ставит проблему чести, человеческого достоинства. На протяжении всего произведения он всесторонне разрабатывает этот вопрос, сталкивая главного героя Петра Гринева.
Одинаков ли Онегин в начале и в конце романа? Я приемлю две точки зрения о возможной судьбе Ленского. Одна из них это то, что он мог стать великим поэтом “животворящем гласом”, его знал бы весь мир чего он сам.
Смысл пушкинской поэтической формулы “даль свободного романа” Автор играет особую роль в “свободном романе”, так как лирические отступления представляют его как героя собственного романа и показывают читателям его биографию. Так же особую роль играют повествования о природе.
Электронная книга не является конкурентом бумажной Рынок сбыта бумажной и электронной книг в странах СНГ пересекается лишь на 10%. То есть как в Украине, так и в других странах СНГ, электронная книга не являются конкурентами. Об.
В чем трагизм образа Рыбака из произведения “Сотников” Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики Тема Великой Отечественной войны оставалась одной из главных в творчестве писателей и поэтов еще многие годы спустя после ее окончания. В первых военных книгах главным было изображение героических поступков наших.
Мотивы трагического одиночества В. В. Маяковского Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о.
Мой любимый современный писатель Первоначально мир прозы Людмилы Петрушевской воспринимался критиками и читателями как “натуралистический”, с магнитофонной точностью воспроизводящий кухонные скандалы и бытовую речь. Проза и драматургия Петрушевской, бесспорно, замешаны на абсурдных столкновениях. Писатель.
Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Данный эпизод находится в финале романа – в его заключительной, шестой части. По объему это совсем небольшой отрывок текста, однако он имеет очень важное значение в эволюции характера Родиона Раскольникова.
Worldwide English phrases and expressions Самые распространенные английские фразы: By the way… – Между прочим. A drop in the bucket – Капля в море And so on and so forth – И т. д. и.
Модель мира в пьесах А. П. Чехова Через все драматические произведения Чехова проходит, в сущности, единая, многогранная и многоликая тема – тема поисков смысла жизни русской интеллигенцией начала века. Близкие автору люди – люди обыкновенной судьбы, принадлежащие.
Образ города в произведениях А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница” А. Н. Островский – величайший драматург XIX века. За годы своего творчества он прошел долгий путь, по мере прохождения которого он находился в постоянном поиске той идеальной составляющей, в коей.
Динка Динка чистила картошку. Она торопилась, поэтому очистки из-под ножа не вились тонкой лентой, как им полагалось, а обрывались толстыми неуклюжими кусочками и падали в ведро. Хозяйка ругала Динку за слишком.
Большой красивый человек Человек – это часть природы. В результате развития цивилизации человек стал сильнее и красивее поставил себя выше природы. Он использует земные ресурсы: опустошает недра земли, вырубает леса, дышит кислородом, пьет.
Народ в “Капитанской дочке” Мемуарист пишет, что он дожил до царствования императора Александра. В 1772 году Гриневу было шестнадцать лет. К моменту повествования ему исполнилось пятьдесят четыре года. Зрелый возраст мемуариста, его ироничность к.
Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Сын профессора Киевской академии, впитавший лучшие традиции русской культуры и духовности, М. А. Булгаков окончил медицинский факультет в Киеве, с 1916 года работал земским врачом в селе Никольское Смоленской губернии.
“Война и мир”. Анализ эпизода . Первый бал Наташи Ростовой В начале XIX века, в то самое время, которое описывается в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”, Одним из главных событий в жизни молодой девушки-дворянки был ее первый выход.
Любовь в рассказе И. А. Бунина “Солнечный удар”: легкое увлечение или трагедия всей жизни? Большинство героев литературных произведений, созданных в 19 столетии, проходили своеобразное испытание сильнейшим чувством – любовью. Авторы снова и снова задавали себе вопрос, пытаясь ответить на него в своих творениях: может.
Образ Петра Гринева в повести “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой.
Женские образы в романе Гончарова Обломов сочинение с планом План Вступление Образ Ольги Ильинской Агафья Пшеницына Роль женских образов Вступление Я опишу и раскрою главных женщин из романа Гончарова ” Обломов”, что связывает их между собой этих женщин. У.
Сейчас вы читаете: “Как слово наше отзовется”
Сочинение 31. Сборник ЕГЭ-2019
Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга.
Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.
Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю. только не стихи». Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.
Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня. ». (И)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная .строчка!» Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт.
Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.
И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихами, особенно понравившимися ему.
В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.
Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. Как читатель я опередил себя, поэта.
Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. «Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. Но такое эхо может и воспитать. Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.
Я резко отделяю читателей от почитателей. Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов. Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.
Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
Таких качеств, пожалуй, пять.
Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо
Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.
Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. «Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».
(По Е. А. Евтушенко*)
Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017) — советский и российский поэт; получил известность также как прозаик, публицист, режиссёр, сценарист, актёр, чтец-оратор.
Е.А. Евтушенко – известный советский поэт. В данном тексте он поднимает проблему восприятия красоты художественного слова.
Каждый поэт учился у кого-нибудь, прошел своеобразную поэтическую школу. Евгений Евтушенко начинает рассуждение с описания поэтических творений (предложения 8-9): поэзия производит на читателя более сильное впечатление, чем проза, использованные в ней изобразительные средства должны буквально впитываться кожей читателя, читатель должен уметь чувствовать поэтическое слово. Евтушенко считал примером такого читателя Стравинского, который поразил его тонким поэтическим слухом, причем подобного рода слух можно воспитать в себе. (предложение13). Далее автор говорит о своем отце, который любил поэзию, красотой чтения объяснял и показывал то, чего недопонимал в поэтической ткани стиха. Примером человека, тонко чувствующего красоту художественного слова, был и журналист Николай Тарасов, который вместе с автором «просиживал…. долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему». Да и сам Евтушенко старался воспитывать себя поэзией всю жизнь и часто повторял строки Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей, – такова позиция автора данного текста.
Я согласна с позицией автора, магия поэзии безгранична. Ничто так не воздействует на наши чувства и мысли как слово. А если это слово облачено в поэтическую форму, то сила и власть его возрастает в разы. Недаром каждый поэт в своем творчестве рано или поздно поднимал тему поэта и поэзии. Все творцы поэтических строк хотели и несли определенную миссию. Они призывали поэтическим словом к борьбе, выступали против тиранов и поработителей, заставляли умы читателей стремиться к разумному вечному праведному. Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин не зря обозначил миссию поэта: «Глаголом жечь сердца людей!». И этот призыв будет еще долго вдохновлять поэтов, толкать читателей изменить мир к лучшему, всем вместе воспринимать художественное слово душой, сопереживать и сочувствовать изменениям в мире вместе с поэтом.
Таким образом, поэтическое слово, да и поэзия в целом – это особенный мир, это чудесный сад, зайдя в который однажды, ты будешь путешествовать по нему всю жизнь.
Оценка статьи:

Загрузка...
«Как слово наше отзовется»: сочинение Ссылка на основную публикацию |