Велимир Хлебников мыслитель для избранных: сочинение

Велимир Хлебников – поэт крайностей

Скачать сочинение

Хлебников возится со словами,
как крот, между тем он прорыл
в земле ходы на целое столетие.
О. Мандельштам

При жизни Хлебников был известен очень узкому кругу литераторов. После его трагической смерти круг этот несколько расширился. Тогда же началась своего рода канонизация Хлебникова как художника и мыслителя для избранных. Его сложные по форме и содержанию стихи до сих пор служат предметом споров и рассуждений литературных критиков. Одни считают его грандиозным экспериментатором и создателем нового поэтического языка, который до конца сумеют постичь только в далеком будущем. Другие склонны думать, что его “новаторство” круто замешено на эстетическом жульничестве, духовном комедиантстве. Запад в XX веке прославился чисто техническими ухищрениями, и Хлебников, мол, не исключение. Называя имя Хлебникова, сразу вспоминают, что он придумал слово “летчик”. Словом, информация о поэте дается такая, что трудно составить для себя какой-то более или менее определенный образ этого поэта. Тем более трудно нам, соотечественникам многих и многих великих поэтов с очень четкими поэтическими чертами.
Сами великие поэты не могли уловить образа Хлебникова. А. Блок, например, писал: “Подозреваю, что значителен Хлебников. ”
Модернисты особенно поднимали на щит формально-экспериментаторское начало Хлебникова. Приведу одно из типичных стихотворений поэта в этом ключе:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно.

Поэт как бы ищет способ волшебного превращения одного русского слова в другое. Но он вовсе не старается нарушить законов русского словообразования, потому что исходит от корня “смех”. Мне кажется, это нормальное словотворчество. В доказательство можно напомнить о существовании русских детских считалок, языческих заговоров. В них тоже на первый взгляд все лишено прямого смысла, но мы ощущаем какой-то таинственный смысл.
Если рассматривать его стихи с точки зрения поиска звукового образа, то мы найдем этот образ почти во всех его стихах. Например:

Бобэоби пелись губы.
Вээоми пелись взоры.
Пиээо пелись брови.
Лиэээй — пелся облик.
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Поэт как бы сам себе доказывал безграничные возможности русского языка. Например, он писал стихи, которые можно читать наоборот — слева направо и справа налево:

Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.

Но был и другой Хлебников, который, к сожалению, до сих пор остается в тени. Это Хлебников — поэт мудрого зрения, благородных чувств:

Мне много ль надо? Коврига хлеба
И капля молока,
Да это небо,
Да эти облака!

Такого Хлебникова поймет и примет и настоящее, и будущее:

Беру в свидетели потомство
И отдаленную звезду.

В одной строчке поэт способен выразить огромный исторический смысл, показать события резко, без тени морализаторства. Например, поэта потрясла весть о расстреле рабочих на Ленских золотых приисках в 1912 году, и он написал: “Вот Лена с глазами расстрела”.
Проникновенно пишет он о гибели русской военной части во время первой мировой войны:

И к студеным одеждам привыкнув
И застынув мечтами о ней, Слушай.
Смерть, пронзительно гикнув,
Гонит тройку холодных коней.

Лик войны, холодный и страшный, взирает на нас из этих строк.
Удивительные крайности умещались в Хлебникове. Но с годами заметно побеждало в нем классическое человеческое начало. Он стремился доискаться до правды, а не до “праязыка”. Его путь можно назвать путем “блудного сына” русской поэзии к отчему дому. Путь был сложным, извилистым, полным различных тупиковых метаний. Но и время было непростое.
Мне кажется, что Велимир Хлебников в будущем займет свое место в так называемом серебряном веке русской поэзии. Ведь сам Александр Блок писал о нем: “Подозреваю. ” А Хлебников однажды заявил: “Родина сильнее смерти”. И он — русский поэт Велимир Хлебников — навсегда останется с родиной.

5627 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Победитель Всероссийского конкурса сочинений 2015 (Велимир Хлебников – патриот своей малой Родины) (Школьные сочинения)

Я родилась на Малодербетовсккой земле, которая дала жизнь многим поколениям настоящих степняков, впитавших в себя любовь к родному краю. Имена джангарчи Ээлян Овла, академика П.М.Эрднева известны далеко за пределами нашей республики.

Мы гордимся тем, что 28 октября 1885 года в Ханской ставке Малодербетовского улуса колмыцкой степи родился Велимир Хлебников.

Русский поэт, философ, чудак и пророк всегда с гордостью называл себя “монгольским мальчиком, задумавшимся о судьбах своего народа”, причислял себя к “стану монгольских, исповедующих Будду кочевников”

Лебедия! Это давнее поэтическое название обширного края на юго-востоке нашей страны ожило в стихах и поэмах Велимира Хлебникова. Не прошли даром поездки с отцом, где “курганы, как воины, на волне”, где орлы на курганах – “подобно вечности”.

Читая Хлебникова, чувствуешь близость поэта к природе, близость, порожденную душевной потребностью. Любовь к родному краю отразилась во многих его произведениях с самого начала поэтического творчества.

Небо душно и пахнет сизью и выменем

О, полюбите, пощадите вы меня!

Я и так истекаю собой и вами.

Я и так уже распят степью и ивами.

Эти образы рассыпаны в стихах и прозе Хлебникова, придавая своеобразную окраску, они – живое свидетельство той земной почвы, которая питала его воображение

Калмыцкие степи, Астрахань, дельта Волги – край, в котором вырос поэт, не раз будет изображен в “Хаджи-Тархане”, “Егере”,”Охотнике Уса-Гали”.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Интерес к восточному миру вошел в его душу с детских лет. Через русское сердце Хлебникова Азия прошла сокровенной и нежной болью любви:

“О, Азия! Тобой себя я мучу. “

Поэта пленят красочное смешение лиц, языков, вер, противопоставление национальностей ему несвойственно, напротив:

Ах, мусульмане те же русские,

И русским может быть ислам

Милы глаза, немного узкие

Как чуть открытый ставень рам

Как актуальны эти строки сегодня! Идея братства людей, всех народов неизменно у певца Лебедии.

Жизненный и творческий путь поэта стремителен и краток – всего 37 лет, 17 из которых он посвятил поэзии. Его часто называли вечным скитальцем, юродивым, мудрецом, нерешительным чудаком.

Действительно, это был чудак, добрый чудак, который хотел сделать все человечество счастливым, который заботился только о будущем. Рожденный в калмыцких степях, среди вольного народа, потомком кочевого племени монголов-ойратов, он, казалось, унаследовал от них вечную тягу к странствиям. Что вызвало у Хлбеникова неугасающее стремление быть в пути? Неукратимое желание больше увидеть; понять жизнь своей страны.

Великий Гёте как-то сказал:”Чтобы понять поэта, надо посетить его Родину”. Сегодня Родина В.Хлебникова – село Малые Дериты – привлекает внимание людей, желающих увидеть своими глазами то место, где он увидел свет, солнце, небо и звезды. Через десятилетия Хлебников вернулся на родную землю. Вернулся. в металле, памятником. Удлиненный силуэт устремлен в небо, одна рука с хрупкой кистью согнута. Он земной с загадочным лицом. В его глазах – любовь к людям, природе, родному краю.

Мог ли предвидеть великий “будетлянин”, что сквозь столетия пройдет, не растеряется за годы вынужденного трагического “кочевья” калмыцкого народа память о его отце В.Хлебникове – попечителе улуса, заслужившем у калмыков почтительное прозвище “сэн кун – хороший человек”? Что скульптор Степан Бетиев десять лет жизни отдаст работе над памятником русскому поэту, скитальцу и мученику, чья судьба оказалась столь схожей с участью его народа? Что в небольшом селе, затерянном среди бескрайней степи, люди будут жить его поэзией?

Дума поэта и сейчас бродит, бродит по калмыцкой степи, по преображенной жизнью хлебниковскому краю – Лебедии, вдохновившей его на создание бессмертных стихов:

Он жив! У всех душа нетленна.

Но он особенно живет.

Благословенно и блаженно

Вкушаем вечной жизни мед!

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id43635

Велимир Хлебников мыслитель для избранных: сочинение

РУЛЕТКА:
Княжна Джаваха
История русского

Кузьмичев Е.К.

21/03 ОТМЕЧАЕМ :
Грановский Т.Н.
Кони Ф.А.
Морозов М.В.
Рихтер Ж.
Тихонов В.А.
Фарман М.

вставятся ссылки на произведения! ——>

  • Стихотворения[1923]96kОценка:3.39*19 Поэзия Комментарии: 3 (23/01/2011)
    Заклятие смехом (“О, рассмейтесь, смехачи. “)
    “Бобэ_о_би пелись губы. “
    Зверинец (“О Сад, Сад. “)
    Журавль (“На площади в влагу входящего угла. “)
    “Конь Пржевальского” (“Гонимый кем – почем я знаю. “)
    Числа (“Я вслушиваюсь в вас, запах числа. “)
    “Небо душно и пахнет. “
    Игра в аду (“Свою любовницу лаская. “)
    Мудрость в силке. Утро в лесу (“Славка боботэу-вевять. “)
    Ночь в Галиции (“Русалка: с досок старого досчаника. “)
    “Ни хрупкие тени Японии. “
    “Где волк воскликнул кровью. “
    Печальная новость 8 апр. 1916 (“Как и я, верх неги. “)
    “Свобода приходит нагая. “
    “В этот день голубых медведей. “
    “Детуся! Если устали глаза быть широкими. “
    Одинокий лицедей (“И пока над царским селом. “)
    “Еще раз, еще раз. “
    Боевая
    “Мне мало надо”
    “Мы чаруемся и чураемся”
    Не шалить!
    “Неголи легких дум”
    Осенняя
    “Помирал морень, моримый корицей
    “Святче божий”
    “Сутемки, сувечер”
    “Тайной вечери глаз”
    Черный любовь
    “Эта осень такая заячья”
    Песнь смущенного Иллюстрации/приложения: 11 шт.
  • Стихотворения[1921]82kОценка:2.76*8 Поэзия
    Азия
    Алферово
    Бобэоби пелись губы.
    В пору, когда в вырей.
    В руках забытое письмо коснело.
    Вам
    Вечер. Тени.
    Воззвание председателей земного шара
    Воля всем
    Времыши-камыши.
    Вы помните о городе.
    Где прободают тополя жесть.
    Годы, люди и народы.
    Голод
    Гуляет ветреный кистень.
    Двух юных слышу разговор.
    Если я обращу человечество в часы.
    Жарбог! Жарбог.
    И я свирел в свою свирель.
    Из мешка на пол рассыпались вещи.
    Из песен гайдамаков
    Иранская песня
    Кавэ-кузнец
    Когда казак с высокой вышки.
    Когда над полем зеленеет.
    Когда умирают кони — дышат.
    Кому сказатеньки.
    Кормление голубя
    Крымское
    Кузнечик
    Мизинич, миг.
    Мне спойте про девушек чистых.
    Мои глаза бредут, как осень..
    Навруз труда
    Наш кочень очень озабочен.
    Немь лукает луком немным.
    Ночь в Персии
    О Азия! тобой себя я мучу.
    О, достоевскиймо бегущей тучи.
    Облакини плыли и рыдали.
    Огнивом-сечивом высек я мир.
    Она пошла, она запела.
    Опыт жеманного
    Очи Оки блещут вдали.
    Перевертень
    Погонщик скота, сожранный им
    Полно, сивка, видно, тра.
    Предложения
    Птичка в клетке
    Россия забыла напитки.
    С журчанием, свистом.
    Саян
    Сегодня снова я пойду.
    Скифское
    Слоны бились бивнями так.
    Снежно-могучая краса.
    Союзу молодежи
    Стенал я, любил я.
    Сюда лиска прибегала.
    Там, где жили свиристели.
    Тело — кружева изнанка.
    Тризна
    Трубите, кричите, несите!
    Чудовище – жилец вершин.
    Я не знаю, Земля кружится или нет.
    Я переплыл залив Судака.
    Я победил: теперь вести.
  • Хаджи-Тархан[1913]14kПоэзия
  • Морок[1909]1kПоэзия
    Иллюстрации/приложения: 1 шт.

    Проза[1915]263kПроза
    “Пусть на могильной плите прочтут. ”
    Курган Святогора
    Велик-день (Подражание Гоголю)
    Око. Орочонская повесть
    Жители гор
    “Лубны – своеобразный глухой город. “
    “Коля был красивый мальчик. “
    Охотник Уса-гали
    Николай
    Закаленное сердце. (Из черногорской жизни)
    Ка
    Скуфья скифа. Мистерия
    Письмо двум японцам
    “Нужно ли начинать рассказ с детства. “
    Октябрь на Неве
    Астраханская Джиоконда
    Художники мира!
    Есир
    Всем! Всем! Всем!
    Малиновая шашка
    “Про некоторые области. “
    Перед войной
    Ветка вербы. День вербы – ручки писателя
    Кол из будущего Иллюстрации/приложения: 3 шт.

    Творчество Велимира Хлебникова

    Велимир Хлебников принадлежал к поэтам-футуристам, был реформатором, искал новые пути в лирике, эпосе, прозе и драматургии. Его образы, творчество отличаются экспериментаторством в области языка, ритмики, словообразования. Новаторство поэта было столь непривычно, оригинально и индивидуально, что часто не позволяло литературоведам и читателям достойно оценить его деятельность как художника. Он просто видел мир иначе, чем окружающие, которых иногда шокировали его стихи.

    Взгляды Хлебникова на жизнь, историю, природу и общество были, с точки зрения обычного человека, странными и парадоксальными. Хлебников поражал современников спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суете. В ранних произведениях поэта («Девий бог», «Снежимочка») проявляется его увлечение русским фольклором.

    Живя на рубеже веков, он остро чувствовал время и отражал его в своем творчестве, сделал его главной темой своей поэзии. Поэт решает совершить «революцию слова» для создания образа нового мира.

    Хлебников представлял собой редкий тип художника. Современники называли его «одиноким лицедеем», а его стихи – «сумасшедше-гениальными». Парадоксальная оригинальность Хлебникова отражала его по-детски упоенное познание мира, вызывала к жизни новые словообразования. Примером может служить стихотворение «Там, где жили свиристели…»:

    Где качались тихо ели,

    Стая легких времирей.

    Где шумели тихо ели,

    Где поюны крик пропели,

    Стая легких времирей.

    В беспорядке диком теней,

    Где, как морок старых дней,

    Стая легких времирей.

    Стая легких времирей!

    Ты поюнна и вабна,

    Душу ты пьянишь, как струны,

    В сердце входишь, как волна!

    Ну же, звонкие поюны,

    Славу легких времирей!

    Основу миросозерцания Хлебникова составляли бескорыстие, стремление к добру и справедливости. Он любил мир и все живое. Не случайно одно из его стихотворений носит название «Люди! Утопим вражду в солнечном свете. ». Порожденные его фантазией «свиристели» и «времири» несут звонкую радость, надежду и ощущение абсолютной свободы.

    Хлебников начал писать рано, но долго не отдавал свои стихи в печать.

    Он знакомится с футуристами и создает мифо-поэтические утопии и драмы. В драме «Девий бог» Хлебников показывает чистое начало славянской души, создает атмосферу таинственной жизни Девьего бога. Это одновременно и бог, и человек, он приносит и радость, и страдания людям. В пьесе присутствует тема неумолимого рока. Девий бог «молчаливо и прозрачно светится… на носу челна, предвещая страшное». Куда стремятся люди, не знают.

    Примером знаменитого словотворчества Хлебникова может служить известное его стихотворение «Заклятие смехом»:

    О, засмейтесь, смехачи!

    Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

    О, засмейтесь усмеяльно!

    О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

    Основываясь на слове «смех», не нарушая законов русского словообразования, поэт создал яркое, даже с некоторым подобием смысла, стихотворение. Так сочиняют свои считалки дети, экспериментируя со словом. По высказыванию поэта, он хотел «найти, не разрывая корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое».

    Хлебников раскрывается как мудрый философ и тонкий лирик в стихотворении «Каменная баба»:

    Мне много ль надо? Коврига хлеба

    Или в стихотворении «Лесная тоска»:

    Беру в свидетели потомство

    И отдаленную звезду.

    Поэт улавливал движение природы, чувствовал ход истории, революции и войн, его интересовали темы будущего и настоящего. В его стихотворении «Ручей с холодною водой…» торжествует истинная поэзия:

    Прощайте, вечера, когда ночные боги, седые пастухи,

    В деревни золотые вели свои стада.

    Бежали буйволы, и запах молока вздымался

    деревом на небо

    Благодаря поэтическому мастерству Хлебникова перед читателем возникает вечер в горах, с его запахами, звуками. Несколькими строчками поэт сумел передать грандиозность мироздания. Это стихотворение напоминает картину старых мастеров-художников. Кстати, сам Хлебников был талантливым живописцем.

    В. Маяковский восхищался ритмом, его переходами, внутренними созвучиями, рифмами многих стихов поэта. Стихотворение «Конь Пржевальского» он назвал «классикой». Именно в нем Хлебников выразил свою творческую задачу: «Стать звонким вестником добра!»:

    Так хотела бы вода,

    Чтоб в болотце с позолотцей

    Мчась, как узкая змея,

    Так хотела бы струя,

    Так хотела бы водица

    Убегать и расходиться,

    Чтоб ценой работы добыты,

    Зеленее стали чоботы,

    Шепот, ропот, неги стон,

    Краска темная стыда,

    Окна, избы с трех сторон,

    Воют сытые стада.

    В коромысле есть цветочек,

    А на речке синей челн.

    Стихотворение «Конь Пржевальского» показывает, насколько чутким был Хлебников к народному творчеству. Эта тема его стихов наполнена светом жизни. Причем поэт не стилизовал свои произведения под народные, как делали другие авторы, а именно мыслил и чувствовал так. Стихотворение до краев наполнено «живой водой» замечательного источника – русского поэтического слова. Именно поэтому его произведения лишены искусственности, в них сверкают краски природы. Стихотворение написано эмоционально, здесь и «расколотая» струя воды, и встреча влюбленных, и счастье дышать, жить, радоваться чуду бытия.

    Для Хлебникова, выросшего в астраханских степях, на лоне природы, была очень важна тема взаимоотношений человека и всего живого. В поэме «Зверинец» он говорит об отношении человека к окружающему миру. Фантастическая поэма «Журавль» – яркий протест против превращения человека в вещь, бунт против власти техники. В научно-техническом прогрессе Хлебников видел угрозу природе и человеку. Громадный журавль – подъемный кран – становится в поэме символом беды, властителем города, убивая все живое.

    В своем творчестве Хлебников проявлял интерес и к социальным вопросам своего времени, откликался на научные открытия и события исторического значения. В стихотворении «Алферово» поэт делает попытку анализа истории России. Множество славных русских полководцев отдали свои жизни служению родине. Победы перемежались с поражениями, но слава их не померкнет в веках:

    Сказавших «счастлив», умирая,

    Знал род старинных новгородцев,

    В потомке гордом догорая.

    Видя внутренний раскол в стране, Хлебников призывает вспомнить былую мощь и славу державы, где были великие герои.

    Творчество Хлебникова контрастно, но с годами все четче в нем проступал интерес к общечеловеческим ценностям. Многие поздние стихотворения отличаются наивной чистотой, пронизаны ощущением радости, прелести жизни. Вместе с тем в них чувствуются мудрость, точность, горькая ирония человека, осознающего, что жизнь трагична в своей основе. По мнению поэта, существующий мир приобретателей следует разрушить и создать всемирный союз «изобретателей», единение людей-братьев, занятых творчеством и обновлением родины.

    Загадочный русский поэт Велимир Хлебников

    Среди русских поэтов есть совершенно загадочные персоны. Один из них — Велимир Хлебников. Сколько ни пытался «открыть» для себя этого поэта, при том, что поэзию я очень люблю, у меня не получалось.
    И вот два года назад моя добрая прихожанка София Старкина дарит мне выпущенную в известной серии «ЖЗЛ» книгу об этом замечательном и таинственном русском поэте. Сама София и написала эту книгу, она, оказывается, — один из ведущих (я бы сказал лучший, но, думаю, сама София Вячеславовна с этим бы не согласилась) специалистов по Хлебникову. Ее кандидатская и докторская диссертации посвящены этому поэту. А теперь вот и популярная и очень интересная книга.


    Книга Софии Вячеславовны Старкиной о Велимире Хлебникове

    Я попросил Софию Вячеславовну рассказать о Велимире Хлебникове и всем нам, читателям блога. Прочитайте не спеша, ощутите на губах пряный вкус строк Хлебникова, попытайтесь увидеть логику и красоту в рожденных поэтом словах и оборотах речи.

    Все фотографии подобраны тоже Софией Старкиной.


    Автор этого очерка София Старкина

    Начало ХХ века дало русской культуре целую плеяду замечательных поэтов, таких, как Анна Ахматова, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Николай Гумилев, Осип Мандельштам и др. Особое место среди них занимает Велимир Хлебников (Велимир — южнославянское имя, которое Виктор Владимирович Хлебников взял в качестве псевдонима). Он прожил неполных 37 лет (даты его жизни 1885 ― 1922), он очень мало печатался, он не занимал никаких должностей, не имел наград и званий, однако его влияние на развитие русской литературы в ХХ веке трудно переоценить. Споры о нем не утихают до сих пор.

    Уже в ранних произведениях Хлебникова проявилась его грандиозная работа со словом. В его стихах плывут «облакини», летают «времири» и шуршат «времыши»-камыши. Но не только это удивляло и удивляет читателя в произведениях Хлебникова. Он использует необычные рифмы, в том числе каламбурные, которые ранее считались уместными только в юмористической поэзии. В одном, даже небольшом, стихотворении Хлебников может использовать разные стихотворные размеры. Он называл это «пляской размеров» и делал вполне осознанно. Многие его стихотворения написаны верлибром, или свободным стихом. Он использует и такие экзотические приемы, как палиндром, т.е. строки или тексты, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Хлебников называл палиндром «перевертень». Так написана его поэма «Разин» (1920) ― уникальный случай в литературе.
    Поэт создает новый жанр «сверхповести». «Сверхповесть, или заповесть, складывается из самостоятельных отрывков, каждый со своим особым богом, особой верой и особым уставом», ― пишет он в предисловии к сверхповести «Зангези» (1922). Хлебников вводит в поэзию, в литературу такой материал, который, казалось бы, для этого совсем не предназначен. В «Зангези» есть фрагменты, написанные целиком на «заумном языке», есть математические уравнения и формулы, таблицы. Все это расширяет пределы литературы (одна из статей Хлебникова так и называется: «О расширении пределов русской словесности»).

    Одно из самых загадочных его произведений называется «Доски судьбы». Это произведение находится на пересечении поэзии, языкознания, истории, математики и философии. Причем все составляющие органично сосуществуют в едином тексте. Поэт говорит о том, что в нашем мире все подчиняется определенным числовым закономерностям, надо только найти их, и жизнь человечества изменится, причем, по глубокому убеждению Хлебникова, изменится в лучшую сторону.

    Несмотря на то, что Хлебников прожил всего 37 лет, все события ХХ века, изменившие историю России, прошли через его жизнь. Это русско-японская война, революция 1905 года, Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года, гражданская война. Хотя многие называли Хлебникова человеком не от мира сего, юродивым, а то и просто сумасшедшим, сейчас, по прошествии почти ста лет, можно с уверенностью сказать, что во многих случаях он был гораздо более прозорливым, чем многие его современники. Интересно, что он всякий раз оказывался в самой гуще событий, как мы бы сейчас сказали, в «горячих точках», и это не было случайностью.
    В 1905 году он ― студент Казанского университета. За участие в студенческой демонстрации был арестован и месяц просидел в тюрьме. В годы Первой мировой Хлебников был призван в армию рядовым (это называлось «ратник второго разряда»). К Октябрьским событиям он оказывается в Петрограде, затем наблюдает развитие революции в Москве. Во время Гражданской войны Хлебников колесит по всей России и Украине, скрывается от мобилизации в Добровольческую армию Деникина, принимает участие в помощи голодающим Поволжья. Затем он наблюдает становление советской власти в Азербайджане, участвует в Гилянском походе Красной армии в Персию. В 1922 году он возвращается в Москву, где царит НЭП, и, наконец, отправляется в глухую деревню Новгородской области, где в отсутствие хорошей медицинской помощи через месяц умирает.

    Все эти события так или иначе отразились в его творчестве. При этом многие его высказывания удивительно прозорливы. Так, еще в 1912 году дважды в печати он заявил, что в 1917 году следует ждать падения государства. О себе он говорил: «Люди моей задачи умирают в 37 лет», имея в виду судьбу Рафаэля, Байрона, Пушкина, Моцарта. В 1920 году поэму-утопию «Ладомир» Хлебников начал следующими словами: «И замки мирового торга, / Где бедности сияют цепи, / С лицом злорадства и восторга / Ты обратишь однажды в пепел». В 2001 году, когда в Нью-Йорке террористами были разрушены башни Всемирного торгового центра, эти слова Хлебникова вспоминались особенно часто.
    В произведении «Лебедия будущего» (1918) он довольно точно описывает Интернет и Живой журнал под именем «тенекниг», где появляются «новинки Земного Шара, дела Соединенных Станов Азии, этого великого союза трудовых общин, стихи, внезапное вдохновение своих членов, научные новинки, извещения родных своих родственников, приказы советов. Некоторые, вдохновленные надписями тенекниг, удалялись на время, записывали свое вдохновение, и через полчаса, брошенное световым стеклом, оно, теневыми глаголами, показывалось на стене».

    Друзья называли В. Хлебникова «Королем времени», сам же он предпочитал должность «Председателя Земного Шара». По его замыслу, общество Председателей Земного Шара должно управлять всеми делами на нашей планете. И хотя в действительности до этого еще очень далеко, к произведениям Хлебникова все чаще обращаются и историки, и математики, и философы, да и все любители поэзии.
    Осип Мандельштам сказал о Хлебникове: « Каждая его строчка ― начало новой поэмы. Через каждые десять стихов афористическое изречение, ищущее камня или медной доски, на которой оно могло бы успокоиться. Хлебников написал даже не стихи, не поэмы, а огромный всероссийский требник-образник, из которого столетия и столетия будут черпать все, кому не лень».

    В этой подборке мы постарались представить наиболее совершенные стихотворения Хлебникова, причем такие, где в минимальной степени проявились эксперименты со словом. Надеемся, что заинтересованные читатели продолжат свое знакомство с творчеством великого русского поэта, прочитают и полюбят в том числе и новаторские его произведения.
    Стихотворения снабжены небольшими комментариями.

    Там, где жили свиристели,
    Где качались тихо ели,
    Пролетели, улетели
    Стая легких времирей.
    Где шумели тихо ели,
    Где поюны крик пропели,
    Пролетели, улетели
    Стая легких времирей.
    В беспорядке диком теней,
    Где, как морок старых дней,
    Закружились, зазвенели
    Стая легких времирей.
    Стая легких времирей!
    Ты поюнна и вабна,
    Душу ты пьянишь, как струны,
    В сердце входишь, как волна!
    Ну же, звонкие поюны,
    Славу легких времирей!

    Вабный — манящий, привлекательный (устар.). В сочетании с неологизмом поюнна создается особое поэтическое напряжение. Времирь — слово, придуманное Хлебниковым, оно получено сложением слов время и снегирь. Как выглядит эта птица, каждый может домыслить сам.

    Я не знаю, Земля кружится или нет,
    Это зависит, уложится ли в строчку слово.
    Я не знаю, были ли моей бабушкой и дедом
    Обезьяны, так как я не знаю, хочется ли мне сладкого или кислого.
    Но я знаю, что я хочу кипеть и хочу, чтобы Солнце
    И жилу моей руки соединила общая дрожь.
    Но я хочу, чтобы луч звезды целовал луч моего глаза,
    Как олень оленя (о их прекрасные глаза!).
    Но я хочу, чтобы, когда я трепещу, общий трепет приобщился вселенной.
    И я хочу верить, что есть что-то, что остается,
    Когда косу любимой девушки заменить, например, временем.
    Я хочу вынести за скобки общего множителя, соединяющего меня,
    Солнце, небо, жемчужную пыль.

    У колодца расколоться
    Так хотела бы вода,
    Чтоб в болотце с позолотцей
    Отразились повода.
    Мчась, как узкая змея,
    Так хотела бы струя,
    Так хотела бы водица
    Убегать и расходиться,
    Чтоб, ценой работы добыты,
    Зеленее стали чёботы,
    Черноглазые, ея.
    Шепот, ропот, неги стон,
    Краска темная стыда.
    Окна, избы с трех сторон,
    Воют сытые стада.
    В коромысле есть цветочек,
    А на речке синей челн.
    «На, возьми другой платочек,
    Кошелек мой туго полн». —
    «Кто он, кто он, что он хочет?
    Руки дики и грубы!
    Надо мною ли хохочет
    Близко тятькиной избы?
    Или? Или я отвечу
    Чернооку молодцу,
    О, сомнений быстрых вече,
    Что пожалуюсь отцу?
    Ах, юдоль моя гореть!»
    Но зачем устами ищем
    Пыль, гонимую кладбищем,
    Знойным пламенем стереть?

    И в этот миг к пределам горшим
    Летел я, сумрачный, как коршун.
    Воззреньем старческим глядя на вид земных шумих,
    Тогда в тот миг увидел их.

    Слоны бились бивнями так,
    Что казались белым камнем
    Под рукой художника.
    Олени заплетались рогами так,
    Что, казалось, их соединял старинный брак
    С взаимными увлечениями и взаимной неверностью.
    Реки вливались в море так,
    Что казалось: рука одного душит шею другого.

    Когда над полем зеленеет
    Стеклянный вечер, след зари,
    И небо, бледное вдали,
    Вблизи задумчиво синеет,
    Когда широкая зола
    Угасшего кострища
    Над входом в звездное кладбище
    Огня ворота возвела,
    Тогда на белую свечу,
    Мчась по текучему лучу,
    Летит без воли мотылек.
    Он грудью пламени коснется,
    В волне огнистой окунется,
    Гляди, гляди, и мертвый лег.

    Ночь, полная созвездий.
    Какой судьбы, каких известий
    Ты широко сияешь, книга?
    Свободы или ига?
    Какой прочесть мне должно жребий
    На полночью широком небе?

    Сегодня снова я пойду
    Туда, на жизнь, на торг, на рынок,
    И войско песен поведу
    С прибоем рынка в поединок!

    Годы, люди и народы
    Убегают навсегда,
    Как текучая вода.
    В гибком зеркале природы
    Звезды — невод, рыбы — мы,
    Боги — призраки у тьмы.

    Стихотворение перекликается с последним произведением Г.Р. Державина «Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей…». Читатели без труда смогут найти здесь и христианские символы.

    Свобода приходит нагая,
    Бросая на сердце цветы,
    И мы, с нею в ногу шагая,
    Беседуем с небом на «ты».
    Мы, воины, строго ударим
    Рукой по суровым щитам:
    Да будет народ государем,
    Всегда, навсегда, здесь и там!
    Пусть девы споют у оконца,
    Меж песен о древнем походе,
    О верноподданном Солнца —
    Самодержавном народе.

    Это стихотворение является откликом на Февральскую революцию 1917 г. В первых строках можно увидеть отсылку к картине Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»). В строке Мы, воины, строго ударим… — отсылка к стихотворению А. Блока «О, весна без конца и без краю…».

    Весны пословицы и скороговорки
    По книгам зимним проползли.
    Глазами синими увидел зоркий
    Записки стыдесной земли.

    Сквозь полет золотистого мячика
    Прямо в сеть тополевых тенет
    В эти дни золотая мать-мачеха
    Золотой черепашкой ползет.

    Стихотворение замечательно тем, что этот мирный пейзаж Хлебников создает в 1919 г. в голодном Харькове, раздираемом гражданской войной.

    Точит деревья и тихо течет
    В синих рябинах вода.
    Ветер бросает нечет и чет,
    Тихо стоят невода.
    В воздухе мглистом испарина,
    Где-то не знают кручины,
    Темный и смуглый выросли парень,
    Рядом дивчина.
    И только шум ночной осоки,
    И только дрожь речного злака,
    И кто-то бледный и высокий
    Стоит, с дубровой одинаков.

    Как по берегу Ирана,
    По его зеленым струям,
    По его глубоким сваям,
    Сладкой около воды
    Вышло двое чудаков
    На охоту судаков.
    Они целят рыбе в лоб,
    Стой, голубушка, стоп!
    Они ходят, приговаривают.
    Верю, память не соврет.
    Уху жарят и пожаривают.
    «Эх, не жизнь, а жестянка!»
    Ходит в небе самолет
    Братвой облака удалого.
    Что же скатерть-самобранка,
    Самолетова жена?
    Иль случайно запоздала,
    Иль в острог погружена?
    Верю сказке наперед:
    Прежде сказка — станет былью,
    Но когда дойдет черед,
    Мое мясо станет пылью.
    И когда знамена оптом
    Пронесет толпа, ликуя,
    Я проснуся, в землю втоптан,
    Пыльным черепом тоскуя.
    Или все мои права
    Брошу будущему в печку?
    Эй, черней, лугов трава!
    Каменей навеки, речка!

    Это автобиографическое стихотворение создано в 1921 г. В нем отражены впечатления поэта от путешествия в Персию, где его все принимали за дервиша, гуль-муллу («священник цветов» — так переводил это слово Хлебников).

    Тайной вечери глаз знает много Нева,
    Здесь спасителей кровь причастилась вчера
    С телом севера, камнем булыжника.
    В ней воспета любовь отпылавших страниц.
    Это пеплом любви так черны вечера
    И рабочих, и бледного книжника.
    Льется красным струя,
    Лишь зажжется трояк
    На усталых мостах.
    Трубы ветра грубы,
    А решетка садов стоит стражей судьбы.
    Тайной вечери глаз знает много Нева
    У чугунных коней, у широких камней
    Дворца Строганова.

    А это стихотворение — прогулка по Петербургу. Мы узнаем трояки (светильники) на Троицком мосту, решетку Летнего сада, чугунных коней на Аничковом мосту через Фонтанку, дворец Строганова на Мойке.

    Эй, молодчики-купчики,
    Ветерок в голове!
    В пугачевском тулупчике
    Я иду по Москве!
    Не затем высока
    Воля правды у нас,
    В соболях-рысаках
    Чтоб катались, глумясь.
    Не затем у врага
    Кровь лилась по дешевке,
    Чтоб несли жемчуга
    Руки каждой торговки.
    Не зубами скрипеть
    Ночью долгою,
    Буду плыть, буду петь
    Доном-Волгою!
    Я пошлю вперед
    Вечеровые уструги.
    Кто со мною — в полет?
    А со мной — мои други!

    В стихотворении отразились впечатления Хлебникова от Москвы времен НЭПа. Туда поэт приехал после тяжелых, голодных лет, проведенных в скитаниях.

    Еще раз, еще раз!
    Я для вас звезда!
    Горе моряку, взявшему
    Неверный угол своей ладьи и звезды:
    Он разобьется о камни и подводные мели.
    Горе и вам,
    Взявшим
    Неверный угол сердца ко мне:
    Вы разобьетесь о камни!
    И камни будут надсмехаться
    Над вами, как вы надсмехались
    Надо мной!

    Одно из последних стихотворений, написанных Хлебниковым в 1922 году, незадолго до смерти.


    В. Хлебников. Фото из студенческого дела. 1908 год.


    В. Хлебников, 1913


    В. Хлебников, 1913


    Памятник В. Хлебникову работы калмыцкого скульптора Степана Ботиева. Установлен на месте рождения поэта в селе Малые Дербеты (Калмыкия).

    Для желающих серьезно познакомиться с жизнью и творчеством поэта-футуриста Велимира Хлебникова рекомендую сайт, который делает София Старкина: www.hlebnikov.ru – «Мир Велимира Хлебникова».

    И еще: Для тех, кому материал этот оказался полезен и кому удалось для себя если не открыть имя поэта Велимира Хлебникова, то хотя бы приоткрыть:
    А) Мы будем благодарны тем, кто напишет комментарий о прочитанном и понятом. Комментарии адресуйте не мне, а автору сегодняшнего очерка Софии Вячеславовне Старкиной. Автору всегда интересно иметь обратную связь с читателями.
    Б) Напишите свое мнение. Не хотите ли, чтобы мы попросили Софию Вячеславовну иногда готовить нам статьи о малоизвестных темах русской поэтической словесности?

    Велимир Хлебников – самый загадочный поэт Серебряного века, который мечтал стать «председателем Земного Шара»

    Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

    Прыжок в будущее

    Осенью 1885 года в дружной семье Хлебниковых появился третий ребенок, сын Виктор. Родители мальчика происходили из купеческих семей и были высокообразованными людьми: отец – орнитолог, а мать – историк. Семья очень часто переезжала с места на место, и свою учебу Виктор начал в Казани. Там же он поступил в Университет на физико-математическое отделение.

    Когда в 1903 году начались студенческие политические волнения, юноша принял активное участие в демонстрациях, был арестован и вместе с однокурсниками провел в заключении целый месяц. По освобождении Виктор восстановился в Казанском Университете, но перевелся на естественное отделение, где и продолжил свою учебу. К этому времени относятся его первые пробы пера, довольно успешные и быстро ставшие популярными в студенческой среде. Однако пьеса, которую Хлебников пытался опубликовать, отправив ее Максиму Горькому, была раскритикована “буревестником революции” и не увидела света.

    Виктор продолжает учебу, занимается исследованиями, принимает участие в экспедициях орнитологов, публикует свои научные статьи, самостоятельно изучает японский язык и увлекается творчеством символистов. Начало войны с Японией оказало огромное влияние на молодого поэта. Именно это тяжелое время, он называет “броском в будущее”.

    Король времени

    Это была эпоха накала политических страстей и революционных событий, и сам дух того времени породил плеяду таких талантов, как Гумилев, Цветаева, Мандельштам, Пастернак и Ахматова. Осенью 1908 года Виктор Хлебников переводится в Санкт-Петербургский университет, чтобы быть ближе к центру поэтического новаторства. Он знакомится с поэтами и писателями, входит в петербургские литературные общества и начинает всерьез заниматься литературой.

    Познакомившись с молодыми прогрессивными поэтами того времени и посещая поэтические вечера и литературные капустники, Виктор попадает под влияние символистов. Особенно он сближается с поэтами Ремезовым и Городецким, чей дом стал средоточием зарождающегося поэтического направления.

    В это время Хлебников начинает создавать каламбурные рифмы и синтезированные слова. Сначала его “времыши” и “облакини”, кажется, приводят читателя в замешательство, но именно этот необычный прием вскоре очаровывает, словно экзотическое кружево, от которого невозможно отвести взгляд.

    Заклятие смехом
    О, рассмейтесь, смехачи!
    О, засмейтесь, смехачи!
    Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
    О, засмейтесь усмеяльно!
    О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
    О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
    Смейево, смейево!
    Усмей, осмей, смешики, смешики!
    Смеюнчики, смеюнчики.
    О, рассмейтесь, смехачи!
    О, засмейтесь, смехачи!

    Увлечение русским язычеством и античной мифологией помогло поэту создать сотни загадочных стихотворений, которые буквально взрывают воображение и раздвигают рамки пространства. Не зря Хлебников в это время и взял псевдоним “Велимир”, что в переводе с южнославянского означает “большой мир”. В этот период творчества друзья называют Велимира Хлебникова “королем времени”.

    Председатель

    Сам же неординарный человек и странный поэт был не согласен с титулом, присвоенным ему коллегами. Он называл себя “председателем Земного Шара”. Это было отнюдь не самолюбование и не культ собственной личности. Поэт хотел создать общество подобных “будетлян”, кто соединял бы в своем творчестве историю, философию, поэзию и даже математику. А сам же “председатель” продолжал творить, жонглируя стихотворными размерами. Велимир использовал стили верлибра и палиндрома. В 1920 году Хлебниковым была создана уникальная поэма “Разин”, написанная в стиле “перевертеня”, как сам автор именовал палиндром.

    Многие критики того времени называли творчество уникального поэта дурным тоном, насилием над русским языком и конфронтацией с поэтическим миром. Большинство изданий отказывались печатать произведения Хлебникова. Однако, несмотря на это, с 1912 года начинают выходить сборники его стихотворений, которые раскупаются с огромной скоростью. Вскоре имя Велимира Хлебникова, как поэта, начинает звучать с оглушительной силой, а многие считают его даже литературным гением современности.

    В эти годы Хлебников создает новый жанр. Его произведение “Зангези”(1922 г.) перевернуло представление о литературе как таковой. Его “сверхповесть” – это органичное сочетание разных, казалось бы, несочетаемых наук; это стиль, который расширяет рамки русской словесности. Хотя сверхповести Хлебникова многие считали заумными, они стали, своего рода, первыми шагами в исследованиях закономерностей, способных изменить жизнь человечества к лучшему.

    Послесловие

    Вся история России начала двадцатого века так или иначе отразилась в произведениях Велимира Хлебникова. Он, колесивший по всей стране, посетивший Украину и Персию, всегда оказывался в эпицентре событий.

    Если я обращу человечество в часы
    И покажу, как стрелка столетия движется,
    Неужели из нашей времен полосы
    Не вылетит война, как ненужная ижица?
    Там, где род людей себе нажил почечуй,
    Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,
    Я вам расскажу, что я из будущего чую
    Мои зачеловеческие сны.
    Я знаю, что вы — правоверные волки,
    пятеркой ваших выстрелов пожимаю свои,
    Но неужели вы не слышите шорох судьбы иголки,
    Этой чудесной швеи?
    Я затоплю моей силой, мысли потопом
    Постройки существующих правительств,
    Сказочно выросший Китеж
    Открою глупости старой холопам.
    И, когда председателей земного шара шайка
    Будет брошена страшному голоду зеленою коркой,
    Каждого правительства существующего гайка
    Будет послушна нашей отвертке.
    И, когда девушка с бородой
    Бросит обещанный камень,
    Вы скажете: «Это то,
    Что мы ждали веками».
    Часы человечества, тикая,
    Стрелкой моей мысли двигайте!
    Пусть эти вырастут самоубийством правительств и книгой — те.
    Будет земля бесповеликая!
    Предземшарвеликая!
    Будь ей песнь повеликою:
    Я расскажу, что вселенная — с копотью спичка
    На лице счета.
    И моя мысль — точно отмычка
    Для двери, за ней застрелившийся кто-то.

    В октябре 1917 года поэт приезжает в Петроград, а затем наблюдает за революционными событиями в Москве. Избегая мобилизации в деникинскую армию, Велимир Хлебников уезжает в Поволжье, где принимает участие в помощи голодающим. В период расцвета НЭПа он возвращается в Россию, где его жизнь обрывается совершенно нелепо из-за отсутствия медицинской помощи.

    . Он так и не успел стать “председателем Земного Шара”, но каждая его строчка достойна быть высеченной на камне, как считал Осип Мандельштам. Творчество Велимира Хлебникова – это памятник человеку будущего.

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×