Краткая летопись жизни и творчества Д. И. Фонвизина: сочинение

Биография Фонвизина

Детство и образование

Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома. В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка.

С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин, в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым и Сумароковым.

Начало творческого пути

С 1760-х годов Денис Иванович создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью. В 1760 году в «Литературном наследстве» был опубликован так называемый «ранний «Недоросль»». Параллельно писатель занимался переводами. В 1761 году Фонвизин перевел на русский басни Хольберга. В 1762 году – произведения Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе, Руссо.

С 1762 года Фонвизин работает переводчиком, а с 1763 – секретарем кабинет-министра Елагина в коллегии иностранных дел. В 1769 году Денис Иванович переходит на службу к графу Панину в качестве личного секретаря.

В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса получила широкий резонанс и Фонвизина, биография которого была еще неизвестна в высших кругах, приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II.

Государственная служба. Зрелое творчество

С 1777 по 1778 год Фонвизин пробыл за границей, долгое время находился во Франции. Вернувшись в 1779 году в Россию, Денис Иванович поступает на службу советником канцелярии при Секретной экспедиции. В это же время писатель переводит книгу «Та-Гио». В 1783 году Фонвизин создает одно из лучших произведений русской публицистики – «Рассуждение о непременных государственных законах».

С 1781 года Денис Иванович занимает место статского советника. В 1782 году выходит в отставку. Осенью этого же года состоялась премьера самого главного произведения драматурга – комедии «Недоросль» (дата написания – 1781 г.) в Петербурге. В 1783 пьеса была поставлена в Москве.

Болезнь. Последние годы

С 1783 года Денис Иванович путешествует по Европе, посещает Италию, Германию, Австрию. В 1785 году у писателя случается первый апоплексический удар. В 1787 году Фонвизин возвращается в Россию.

В последние годы своей краткой биографии Фонвизин страдал от тяжелой болезни – паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание» (осталась неоконченной).

1 (12) декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер. Похоронили писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Во время поездки в 1760 году в Петербург Фонвизин впервые присутствовал на театральном представлении. Это была пьеса Хольберга «Генрих и Пернилл». Происходившее на сцене произвело на писателя неизгладимое впечатление, а пристрастие к театру он сохранил на всю жизнь.
  • Успех премьеры «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами.
  • Фонвизин особое внимание уделял внешнему виду, за что был признан франтом. Писатель украшал одежду живыми цветами, носил соболий сюртук и обувь с большими пряжками.
  • Денис Иванович был женат на Катерине Ивановне Роговиковой, дочери богатого купца.

Тест по биографии

Тест поможет лучше запомнить краткую биографию Фонвизина:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Денис Иванович Фонвизин: жизнь и творчество

Фонвизин Денис Иванович (1745 1792) – один из образованнейших людей своей эпохи. Он был писателем и драматургом, публицистом и переводчиком. Его по праву считают создателем национальной русской бытовой комедии, самые известные из которых «Недоросль» и «Бригадир». Родился 14 апреля 1745 г. в Москве, в дворянской семье потомков рыцаря ливонского ордена. Ещё при Иване Грозном один из рыцарей ордена Фон Визен попал в плен и остался на службе русского царя. От него и пошёл род Фонвизиных (приставку фон присоединили на русский манер к фамилии Визен). Благодаря своему отцу получил начальное образование дома. Воспитывался в царившем в семье патриархальном укладе. С 1755 г. обучался в дворянской гимназии при Московском университете, затем на философском факультете того же университета.

С 1762 года находится на государственной службе, сначала работает переводчиком, затем, с 1763 г., в коллегии иностранных дел на должности секретаря кабинет-министра Елагина. Проработав здесь около шести лет, в 1769 году становится личным секретарём графа Панина. С 1777 по 1778 гг. путешествует за границей, немало времени проведя во Франции. В 1779 году вернулся Россию и поступил на службу в качестве советника канцелярии при Секретной экспедиции. В 1783 г. ушёл из жизни его покровитель граф Панин и он немедленно ушёл в отставку в чине статского советника и 3000 руб. годовой пенсией. Свободное время посвятил путешествиям.

С 1783 года Денис Иванович побывал в Западной Европе, Германии, Австрии, немало времени провёл в Италии. В 1785 году у писателя случился первый инсульт из-за которого в 1787 году ему пришлось вернуться в Россию. Не смотря, на мучивший его паралич, продолжал заниматься литературной работой.
Ушёл из жизни Денис Иванович Фонвизин 1 (12) декабря 1792 года. Похоронен писатель в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Творческий путь

Создание первых произведений относится 1760-м годам. Будучи сам по своему характеру человеком живым и остроумным, любившим посмеяться и пошутить, он создаёт свои ранние произведения в жанре сатиры. Этому способствовал его дар иронии, который не оставлял его до конца жизни. В эти годы идёт интенсивная работа на литературном поприще. В 1760 году в «Литературном наследстве» он опубликовал свой, так называемый «ранний «Недоросль»». Одновременно, в период с 1761 1762 гг., занимается переводами басен Хольберга, произведений Руссо, Овидия, Грессе, Террасона и Вольтера.

В 1766 году была закончена его первая, получившая известность, сатирическая комедия «Бригадир». Пьеса стала событием в литературных кругах, автор сам мастерски читал её и Фонвизин, тогда ещё мало кому известный, был приглашён в Петергоф, чтобы прочитать своё произведение самой императрице Екатерине II. Успех был огромный. Пьеса была поставлена на театральной сцене в 1770 г., но опубликована была только после смерти автора. Комедия не сходит с театральных подмостков по сей день. До нас дошла легенда, что после премьеры князь Потёмкин сказал Фонвизину: «Умри, Денис! Но, лучше не напишешь!»». В том же году был издан перевод трактата «Торгующее дворянство, противопоставленное дворянству военному», в котором приводилось доказательства необходимости занятия дворянством торговли.

Зрелое творчество

Из публицистических произведений одним из лучших считается «Рассуждение о непременных государственных законах», созданное в 1783 году. Осенью того же 1783 года состоялась премьера главной в творчестве Фонвизина пьесы, комедии «Недоросль». Не смотря на обширное литературное наследие, оставленное Фонвизиным, для большинства из нас его имя ассоциируется именно с этой комедией. Первая постановка пьесы шла нелегко. Цензоров смущала сатирическая направленность пьесы, смелость реплик некоторых героев комедии. Наконец, 24 сентября 1782 года постановка была осуществлена на сцене Вольного Российского театра. Успех был колоссальным. Как свидетельствовал один из авторов «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Следующая постановка состоялась уже в Москве 14 мая 1783 года а театре Медокса. С того времени уже более 250 лет пьеса с неизменным успехом идёт во всех театрах России. С рождением кинематографа появилась первая экранизация комедии. В 1926 г. по мотивам «Недоросля» Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины».

Переоценить влияние «Недоросля» Фонвизина на последующие поколения литераторов трудно. Его произведения читалась и изучалась всеми последующими поколениями литераторов от Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского и до наших дней. Однако в жизни самого писателя она сыграла роковую роль. Екатерина Вторая прекрасно поняла свободолюбивую направленность комедии, как покушение на существующие социальные и государственные устои. После 1783 года, когда был опубликован ряд сатирических произведений писателя, она лично запретила дальнейшие публикации в печати его произведений. И это продолжалось до самой смерти писателя.

Однако, несмотря на запреты публикации, Денис Иванович продолжает писать. В этот период написана комедия «Выбор гувернёра», фельетон «Разговор у княгини Халдиной». Перед самым своим уходом Фонвизин хотел издать пятитомник своих произведений, но получил отказ от императрицы. Конечно, же он был издан, но значительно позже после ухода мастера.

Краткая летопись жизни и творчества Д. И. Фонвизина

(даты даются по старому стилю)
1745, 3 апреля В семье помещика среднего достатка родился сын Денис Иванович Фонвизин. (По другим сведениям, дата рождения – 3 апреля 1744 г.)
1755 Учеба в латинской школе дворянской гимназии, готовившей к поступлению в Московский университет.
1759 Окончание гимназии, перевод в студенты философского факультета Московского университета.
1761 Переводит с немецкого басни датского писателя Гольберга.
1762 В университетском журнале “Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий” напечатаны переводы из Менандра. Начинает работу над переводом трагедии Вольтера “Альзира”. Пишет “Послание к слугам”. Первое оригинальное произведение – сатирическая басня “Лисица-Казнодей”. Окончание университета, переезд в Петербург в качестве переводчика Коллегии иностранных дел.
1763 Указом Екатерины II назначается “для некоторых дел” при статс-советнике И. П. Елагине. Переделывает на русский лад. драму Грессе “Сидней” – под названием “Корион”. Живет в Петербурге, Царском Селе, Петергофе.
1764 Успех комедии “Корион” на сцене придворного театра. 1766-1769 Пишет комедию “Бригадир”.
1769, декабрь Назначен в Коллегию иностранных дел на должность секретаря, фактического помощника министра Н. Панина. Напечатана комедия “Бригадир”.
1771 Пишет и публикует “Слово на выздоровление” наследника престола Павла.
1777 Печатает перевод политического сочинения французского просветителя Тома “Похвальное слово Марку Аврелию”, в котором показан идеальный монарх-философ.
Сентябрь Отправляется в путешествие во Францию, во время которого ведет дневник, в виде писем регулярно отправляет его в Москву. По возвращении из путешествия приступает к работе над комедией “Недоросль”.
Совместно с Н. Паниным готовит проект фундаментальных законов для будущего императора Паьла.
1782 Написана комедия “Недоросль”.
7 марта Подает на имя Екатерины II прошение об увольнении со службы. Прошение удовлетворено.
1783 Участвует в журнале “Собеседник любителей российского слова”, который редактирует княгиня Е, Р. Дашкова, а негласно – императрица. Публикует сатирические миниатюры в виде отрывка из словаря синонимов, сатиру на вельмож “Челобитная российской Минерве”, “Путешествие мнимого глухого и немого”, “Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание”. Екатерина II дает полиции указание не печатать сочинений Фонвизина.
Март Смерть друга, Н. Панина. Пишет “Жизнь Н. И. Панина”.
1784-1785 Путешествует по Италии, изучает итальянский театр, музыку, живопись. Ведет дневник, который вновь в виде писем посылает в Москву. По возвращении в Россию Фонвизина разбивает паралич. Уезжает в Карлсбад.
1787 Возвращается в Петербург, полностью не восстановив здоровье. Решает издавать собственный сатирический журнал под названием “Друг честных людей, или Старо-дум”.
Готовит для журнала сочинение “Придворная грамматика”, в котором беспощадно обличает двор.
1788 Журнал закрыт, Екатерина запрещает Фонвизину печататься. Запрещено Полное собрание сочинений Фонвизина.
1791 Переносит четыре апоплексических удара.
Пишет по поводу смерти Потемкина “Рассуждения о суетной жизни человеческой”, пытается объявить греховной всю свою литературную деятельность.
Начинает последнее произведение “Чистосердечные признания в делах моих и помышлениях”. Готовит пять томов Полного собрания сочинений для издателя П. Богдановича, включая туда запрещенные статьи из “Друга честных людей”.
1792, 30 ноября На вечере в доме Державина читается последняя комедия Фонвизина “Гофмейстер” (“Выбор гувернера”).
1 декабря Смерть Фонвизина.

Читайте также:  Хемингуэй Э. М. и русская литература: сочинение

Сочинение по литературе на тему: Краткая летопись жизни и творчества Д. И. Фонвизина

Другие сочинения:

Краткая летопись жизни и творчества Н. В. Гоголя 1809, 20 марта Родился Н. В. Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил из семьи помещиков среднего достатка. Отец – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, мать – Мария Ивановна (урожд. Косяровская). 1818-1819 Обучался в Полтавском уездном училище. 1820-1821 Брал Read More .

Краткая летопись жизни и творчества М. А. Шолохова 1905, 24 мая В хуторе Кружилине станицы Вешенской Донецкого округа, бывшей области Войска Донского, родился Михаил Александрович Шолохов. Мать – Анастасия Даниловна (урожд. Черникова) – состояла в это время в браке с Кузнецовым, уже пожилым казаком, но жила в доме Read More .

Краткая летопись жизни и творчества В. В. Набокова (При составлении была учтена работа Ив. Толстого.) 1899, 22 апреля (по н. ст.) У Владимира Дмитриевича Набокова, известного юриста, общественного деятеля, и Елены Ивановны Набоковой (урожд. Рукавишниковой) в Петербурге, на Морской ул., в д. 41, родился сын Владимир. По признанию Read More .

Летопись жизни и творчества Набокова В русской литературе XX века В. В. Набоков занимает особое место по ряду причин. Во-первых, его писательская биография, начавшаяся на исходе “серебряного века” русской поэзии, охватывает почти все хронологические этапы литературы XX века вплоть до 70-х годов. В этом отношении Read More .

Краткая хроника жизни и творчества М. Горького В Нижнем Новгороде в семье разжалованного в солдаты офицера Максима Савватеевича Пешкова и Варвары Васильевны Кашириной родился сын Алексей. 1871 Смерть отца. Переезд в Нижний Новгород, к деду Василию Васильевичу Каширину, человеку деспотичному и скупому. Бабушка Акулина Ивановна приобщала внука Read More .

Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Страшна Фонвизина рука! А. С. Пушкин Д. И. Фонвизин работал над своей комедией около трех лет и сделал больше, чем от него ждали. Он сорвал “маски с ошалевших от безделья молодцов, с системы воспитания, общественных, семейных отношений”. Завершенная в 1781 Read More .

Краткая хроника жизни и творчества Иннокентия Федоровича Анненского 1855, 20 августа (по ст. ст.) Дата рождения Иннокентия Федоровича Анненского (г. Омск). 1860 Возвращение семьи Анненских в Петербург по окончании службы отца в Главном Управлении Западной Сибири. 1875-1879 Учеба на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Степень кандидата по специальности “классическая Read More .

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕНИ (Обзор творчества) …Придет ли времячко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения открыли широкому кругу читателей сказочный и Read More .

Значение творчества Д. И. Фонвизина

Вклад Фонвизина в отечественную литературу и искусство в целом заключается в интенсификации идей классицизма. В частности его комедия «Недоросль», теснейшим образом связаны с особым направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре), зародившимся в ряде европейских стран в пору подъема абсолютизма (личной власти монархов, олицетворявших единство, целостность, суверенитет (независимость) государств) в начале XVII века и получившим название классицизма.

Важно и идейное влияние фонвизинских произведений на литературный процесс той эпохи. Фонвизин был близок Радищеву и своим стремлением реалистически изобразить жизнь народа. Вслед за Фонвизиным и Крылов осудил крепостнический режим, низкопоклонство дворян перед западной культурой, взяточничество чиновников. Некоторые мотивы из произведений Фонвизина в творчестве Крылова зазвучали еще резче. Из «Бригадира» мы узнаем, что советница, стремясь быть красиво и богато одетой, уменьшала «достаточек» своего мужа. В комической опере Крылова «Бешеная семья» женщины также тратят большие средства на «шемизы», на «корнеты», на «подкапки», на «лорнеты», на «роброны», на «шиньоны», на «французские эспри». Крылов еще глубже ставит вопрос о дворянских щеголях. Он показывает прямую зависимость разорения крестьян от мотовства помещиков. По одному из писем «Почты духов» известно, что Промот, ухаживающий за Неотказой, разорился, чтобы быть красиво одетым; показывая свою правую руку, усеянную перстнями, он говорит ей: «. познай, что на этих пальцах сидит мое село Остатково; на ногах ношу я две деревни, Безжитову и Грабленную; в этих дорогих часах ты видишь любимое село Частодавано; карета моя и четверка лошадей напоминают мне прекрасную мою мызу Пустышку» [4].

Фонвизин нарисовал образ немца учителя, бывшего кучера, а Крылов в комедии «Модная лавка» в роли воспитательницы детей в семьях русских дворян показал мадам Каре, которая до приезда в Россию сидела в парижской тюрьме. Автор «Всеобщей придворной грамматики» сатирически воспроизвел нравы, господствующие при екатерининском дворе, а Крылов, талантливо пародируя жанр классической трагедии, написал «Подщипу» — злейшую сатиру на Павла I и павловский режим, затронув в ней очень большой круг социально-политических вопросов того времени.
В пушкинских произведениях отчетливо выступают некоторые образы и приемы сатиры Фонвизина. Юный поэт в сатирической поэме «Тень Фонвизина» заставляет «творца, списавшего Простакову», покинуть рай и вновь появиться среди русских поэтов, еще не переселившихся в мир иной. То, что представилось на земле глазам прославленного драматурга, повергло его в уныние. Жизнь не изменилась. Словами «как прежде», «все те же», «всетак же», «тож», да «то же» Пушкин подчеркнул, что свет остался таким же, каким изобразил его автор «Послания к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке» [1].

Фонвизинский тон ясно ощущается не только в юношеской поэме, но он будет сохранен поэтом и в его других уже зрелых произведениях. Пушкин в «Евгении Онегине» рисует семью Скотининых с ее многочисленным потомством и сразу же позволяет читателю установить, какие «наследственные» черты сближают ее со своими «предками», Скотиниными — Приплодиными из комедии Фонвизина «Недоросль». На творческую преемственность Пушкиным традиций Фонвизина указывает и проф. Д. Д. Благой, отмечая, что в первоначальном варианте второй главы «Евгения Онегина» сопоставляются образы Лариной и Простаковой: «Она меж делом и досугом открыла тайну, как супругом как Простакова управлять».
Фонвизин показал растлевающее влияние крепостного права на крестьян и на помещиков, которое продолжало существовать до 60-х гг. XIX в. и еще с большей силой, чем во времена Фонвизина, разлагало личность человека. Творчество Гоголя, Салтыкова-Щедрина и отразило в типических образах жизнь русских помещиков эпохи полной деградации крепостнического уклада.

Комедия «Бригадир» была одной из новаторских для своей эпохи. Пьеса подчинена основным правилам высокой комедии классицизма. Здесь четко просматриваются такие черты классицизма, как статичность действия и схематичность персонажей, однако заметны и явные отступления от традиционных канонов. К примеру, сын Бригадира Иванушка, не способный по существу своего характера к серьезным чувствам, в конце произведения вдруг проявляет при расставании нечто искреннее. Так Фонвизин пытается приблизить сцену к реальной жизни и показать действительность более правдоподобно и широко, нежели это позволяет классицизм. При этом автор старался не только высмеять пошлые, омерзительные и нелепые стороны жизни дворянства своего времени, но и вскрыть их причины, обнародовать их социальную предопределенность.

Читайте также:  О творчестве Э. Хемингуэя: сочинение

В раскрытии образов Бригадирши, Бригадира и Советника автор далеко выходит за рамки традиционного классицизма, поскольку осуществляет тщательный анализ существующих нравов и создает национальный типический характер. По мнению современников Фонвизина, харктер и нрав — это два разных понятия. Если характер предполагает какие-то врожденные побуждения к определенному действию, то нрав — это навыки, привитые воспитанием. Известный критик П. Н. Берков считал, что в «Бригадире» нравы существенно доминируют над характерами [3]. Новаторство Фонвизина в пьесе «Бригадир» проявилось и в мастерском использовании натурального и остроумного языка. Каждый персонаж обладает ярко узнаваемой лексиой, что прекрасно характеризует героя с той или иной стороны. Так, к примеру, Советник нарочито использует в своей речи церковнославянские обороты, что только подчеркивает лицемерие этого человека. Бригадир и Бригадирша в силу своего невежества отличаются просторечием. Иванушка и Советница используют макаронический жаргон, близкий к разговорной речи щеголей со страниц сатирических журналов. Удивительно еще и то, что даже «про себя» эти люди говорят свойственным им языком. В пьесе Фонвизина зарождался новый метод литературы — реалистическая типизация.

Пьеса Фонвизина сыграла огромную роль в дальнейшем развитии русской комедии, поскольку именно в ней были впервые заложены основные положения нового направления в драматургии и литературе. В дальнейшем другие авторы успешно использовали открытия писателя при создании своих произведений. К примеру, Сумароков в своей комедии «Рогоносец по воображению» также выносит провинициальный помещичий быт на сцену. Пьеса имела такой успех у зрителей, что Н. И. Панин, руководитель внешней политики Русского государства, искусный дипломат и высоко образованный человек, пригласил автора на должность секретаря в Иностранную коллегию.

Заключение

Сила воздействия творчества Фонвизина сказалась уже на его современниках, некоторые из них создали произведения, представляющие своеобразные вариации комедии «Недоросль». Укажем, например, пьесу Кропотова «Фомушка, бабушкин внучек», пьесу Плавильщикова «Сговор Кутейкина».

Однако не этим определялось влияние автора «Недоросля» на русскую литературу. Фонвизин как писатель был подготовлен развитием русской литературы, но как большой художник он не только воспользовался итогами развития национального искусства, но своей творческой работой определил новый этап его роста.

Высокие гражданские идеи, стремление к глубокому и правдивому воспроизведению жизни, новаторство в области формы, политическая острота сатиры, разнообразие его приемов, обращение к разговорному языку, внимание к устному народному творчеству — именно эти черты творчества Фонвизина как дар крупного художника вошли в сокровищницу нашей литературы.

Литература

1. Денис Иванович Фонвизин. 1745-1792. – М.-Л., 1950.

2. Русская комедия и комическая опера 18 века. – М., 1970.

Фонвизин Денис

Школьные сочинения по творчеству

“Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!” (по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”)

Имя Д. И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия “Недоросль” — идейно-художественная вершина творчества — стала одним из классических образцов русского драматического искусства. Она написана по правилам классицизма: соблюдено единство места и времени (действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток), персонажи четко делятся на положительные и отрицательные.

“Недоросль” как социально-политическая комедия

“Недоросль” справедливо считается вершиной творчества Д.И. Фонвизина и всей отечественной драматургии XVIII в. Сохраняя в ряде случаев связь с предшествующей традицией, комедия “Недоросль” является, безусловно, новаторским произведением. Прежде всего это обнаруживается в его жанре. Это – первая социально-политическая комедия на русской сцене. По словам Н.В.

“Сатиры смелый властелин” (по творчеству Д. И. Фонвизина)

Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы.
А. С. Пушкин
Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. “Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы — линия обличительно-реалистическая”, — писал А. М. Горький.

“Фонвизин — друг свободы, сатиры смелый властелин”

Русская комедия начиналась
задолго еще до Фонвизина,
но началась только с Фонвизина.
В. Г. Белинский
Д. И. Фонвизин первый из русских писателей поднял протестующий голос против дикостей крепостного права. Он смело обличал самодержавно-крепостнический строй Екатерины II. Фонвизин принадлежал к прогрессивному и образованному кругу дворянской интеллигенции. Он был сторонником умеренных либеральных реформ.

“Эта комедия — бесподобное зеркало” (по комедии Фонвизина “Недоросль”)

Среди славной плеяды выдающихся представителей русской литературы второй половины XVIII столетия имя Дениса Ивановича Фонвизина — одно из наиболее ярких. Талантливый писатель, образованный человек, видный политический деятель, выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того времени, Фонвизин своими гениальными творениями внес неоценимый вклад в сокровищницу русской культуры.

Герои, взятые “прямо из житейского омута”

Ко времени создания “Недоросля” было написано уже немало пьес, в той или иной мере касавшихся крестьянской тематики. Но во многих из них авторы, стремясь приукрасить крепостную жизнь, изображали крепостников-помещиков добрыми и благородными, уважающими своих крестьян и сочувственно относящимися к ним. Комедия Д. И. Фонвизина выделяется среди подобных произведений своей оригинальностью и необыкновенной обличительной силой.

Комедия “Недоросль” — опыт сатиры в русской драматургии

Необходимость выразить в литературе лицемерные настроения в жизни российского общества восемнадцатого столетия назрела давно и все думающие прогрессивно граждане ждали появления такого произведения.
И вот появляется комедия Фонвизина “Недоросль” — первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.

Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин — автор знаменитых комедий “Недоросль”, “Бригадир”, которые до сих пор не сходят с театральной сцены, и многих других сатирических произведений. По своим убеждениям Фонвизин примыкал к просветительскому движению, поэтому дворянское злонравие было ведущей темой его драматургии. Фонвизину удалось создать яркую и удивительно верную картину моральной деградации дворянства конца XVIII века и резко осудить правление Екатерины II.

Семейный портрет Простаковых—Скотининых

Скотинин: Что греха таить, одного помету.
Д. И. Фонвизин. Недоросль
Эпоха расцвета крепостничества в России, привилегий дворянства, эпоха жестокого угнетения народных масс и потрясающего невежества — это эпоха, в которой жил Фонвизин. Он видел всю несправедливость своего века, видел и не мог с ней мириться. Нет, он не был революционером, но смело критиковал пороки времени в своих произведениях. “Сатиры смелый властелин”, — сказал о нем Пушкин.

Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма, но более позднего, зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. Сказалось в этой пьесе и воздействие так называемой слезной комедии, т. е. пьесы, сочетающей в себе трогательное и комическое начала.

Фонвизин факты из жизни. Десять фактов о Фонвизине

Популярные материалы

Today’s:

Фонвизин факты из жизни. Десять фактов о Фонвизине

220 лет назад умер Денис Иванович Фонвизин – выдающийся русский писатель и драматург, создатель нового для России жанра – бытовой комедии. Вот несколько интересных фактов о его жизни:

– В XVIII и первой половине XIX века фамилия Фонвизин писалась в два слова, хотя уже Пушкин находил написание в одно слово правильным.

– Денис Иванович Фонвизин происходил из лифляндского рыцарского рода, выехавшего в Москву ещё в XVI веке и совершенно обрусевшего.

– В 1760 году Фонвизин стал студентом, но проучился в Московском университете всего два года. Тем не менее, будучи послан в Петербург в качестве лучшего ученика философского факультета, он познакомился в 1760 году с Ломоносовым и Сумароковым.

– Литературные занятия Фонвизина, начатые ещё в университете, оказали ему помощь и в его служебной карьере. Перевод трагедии Вольтера «Альзира» обратил на себя внимание, и в 1763 году Фонвизин был назначен состоять при кабинет-министре И.П. Елагине.

– Будучи секретарём графа Н.И. Панина в коллегии иностранных дел, Фонвизин имел отношение к составлению интересного проекта государственных реформ, по которому предполагалось предоставить верховному Сенату законодательную власть, а также освободить крестьян.

– В 1769 году Фонвизин написал комедию «Бригадир» – сатиру на молодых людей, побывавших во Франции, и их пренебрежение ко всему отечественному. Сам Фонвизин несколько раз бывал за границей, в том числе и во Франции, но не был очарован европейскими странами. «Славны бубны за горами» – такова была его оценка.

– Комедию «Бригадир» долго не ставили, но автор много раз читал её в кругу друзей и знакомых. Слушатели восторженно принимали комедию за сходство характеров.

Читайте также:  Новаторство прозы Эрнеста Хемингуэя: сочинение

– В.О. Ключевский назвал «Недоросль» «бесподобным зеркалом» русской действительности.

– Последние годы жизни писатель был тяжело болен, но литературных занятий не оставил: начал автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», которую не успел закончить.

– Старообрядцы полностью включили в своё сочинение «Век осьмый» текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» без названия.

Могила Фонвизина. Служба. Начало творчества

В 1762 г. Фонвизин определяется сержантом гвардии, прервав обучение в университете. Но служба его совсем не интересует, он тяготится ею, и в скором будущем его принимают в коллегию иностранных дел «переводчиком капитан-поручичья чина», а в следующем году назначают «быть для некоторых дел» при кабинет-министре у принятия челобитен И.П. Елагина, который с 1766 г. заведует театрами. Елагин был очень расположен к своему молодому подчиненному, но в окружении Елагина были люди, которые были недружелюбно настроены к Фонвизину и настраивали Елагина против него. К тому же в это время Фонвизин стал членом кружка Козловского, который составляли молодые литераторы. Об этом кружке он впоследствии вспоминал с ужасом, так как «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве». Но для воспитанного в домашнем благонравии Фонвизина невозможно было долго находиться в окружении подобных людей, он «содрогался, слыша ругательство безбожников».

Кроме переводов, Фонвизин начинает писать самостоятельные стихи, а также пробует свои силы в жанре драмы: в 1764 г. была представлена его комедия «Корион». И хотя в ее основе была французская комедия Грессе «Сидней», в ней уже отражались и критически осмысливались русские нравы. Несмотря на то, что французские заимствования были налицо, «Корион» понравился публике, судя по отзывам его современников.

Автор был ободрен успехом и в 1768 году написал комедию «Бригадир», которая также была подражательной (комедия датского писателя Гольберга «Jean de France»), но уже больше отражала русский быт и русские типы. Фонвизина сравнивали с Мольером, а его комедия «Бригадир» не сходила со сцены.

Д.И. Фонвизин. Литография

В 1769 г. Фонвизин все-таки оставляет службу при Елагине и поступает в коллегию иностранных дел в качестве секретаря Н.И. Панина: ему поручается обширная переписка с русскими дипломатами при европейских дворах. Кроме того, вместе с Паниным он составляет проект государственных реформ, в результате которых предполагалось предоставить Сенату законодательную власть, обеспечить «два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность», т.е. освобождение крестьян. В своем проекте Фонвизин резко отзывается о существующем положении вещей в государстве: «вчерашний капрал, неизвестно кто, и стыдно сказать, за что, становится сегодня полководцем и принимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером»; «никто не намерен заслуживать, всякой ищет выслуживать». Он также резко критикует крепостное право: «Представьте себе государство, где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьей над человеком другого состояния, где каждый следственно может быть или тиран, или жертва». По мнению Фонвизина, рабство опирается на невежество людей, поэтому необходимо в первую очередь бороться с невежеством.

Тезисный план фонвизин. Тезисный план биографии Фонвизина. Фонвизин, Денис Иванович – краткая биография. Важные достижения Дениса Фонвизина

В этом произведении описана подлинная история из жизни и работы архиепископа Иркутского, а затем и Ярославского, Нила, рассказанная прозаиком публицистом Николаем Семеновичем Лесковым.

Нил, только, что назначенный епископ, отправляется в поездку по далекой епархии Сибирского края. Там он познакомился с жизнью и бытом жителей окраины страны. Инородцы много работают, их жизнь тяжела и проходит в постоянных трудах и заботах. Некоторые из них приняли обряд крещения. Как – то раз в густом зимнем лесу со священником произошел несчастный случай, и он бы там погиб, не окажись там местного жителя. Абориген спас епископа, поступил по христиански, хотя он не был крещен, тем не менее, не оставил человека в опасности. Священник лишний раз убеждается, что люди, независимо от вероисповедания, умеют совершать человечные поступки, что Господь в душе каждого из нас, независимо от веры.

Главным героем этого рассказа является архиепископ Нил, благодаря его воспоминаниям, собранным в целое произведение знаменитым русским писателем Лесковым, мы познакомились с этим прекрасным повествованием. Особый язык автора делает эту повесть еще более интересной для читателя. Все произведения Лескова, читаются на одном дыхании, они пропитаны душевной теплотой самого автора.

Из этой повести можно сделать вывод, что главное в жизни – это оставаться настоящим человеком, поступать по совести и уважать вероисповедание каждого гражданина. Религии могут быть разными, но в каждой из них можно увидеть истинное предназначение каждого из нас. Мы должны быть терпимее и внимательнее к своему ближнему.

Картинка или рисунок На краю света

Другие пересказы для читательского дневника

Произведение описывает историю о том, как пожилая пара выхаживала тяжелораненого солдата. В это время они сильно к нему привязываются на фоне недавней потери собственного сына.

Краткое содержание Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке Жуковского

В зелёном саду у Демьяна Даниловича росла прекрасная яблоня. И вдруг в одно прекрасное время он стал замечать, что яблок на дереве стало гораздо меньше. Позвал он своих сыновей, и приказал им по очереди сад охранять

Рассказ об отношениях молодого человека Ивана Лаевского и замужней даму Надежды Федоровны. Некоторое время тому назад, они бежали на Кавказ, оставив мужа Надежды Федоровны в Петербурге

Краткое содержание Домашнее сочинение Алексина

В одной обычной семье жил мальчик Дима, который очень любил читать. Он прочитал все доступные ему книги, предназначенные для детей его возраста. Мама волновалась, что он обратил внимание уже на книжный шкаф отца.

События развиваются в средневековой Франции. Торговка рыбой рожает ребёнка и оставляет в рыбной требухе умирать. Но ребёнок выжил и плачем, привлёк полицию, девушку арестовывают и позже казнят.

Хронологическая таблица Фонвизина. Краткая летопись жизни и творчества Д. И. Фонвизина

(даты даются по старому стилю)
1745, 3 апреля В семье помещика среднего достатка родился сын Денис Иванович Фонвизин. (По другим сведениям, дата рождения – 3 апреля 1744 г.)
1755 Учеба в латинской школе дворянской гимназии, готовившей к поступлению в Московский университет.
1759 Окончание гимназии, перевод в студенты философского факультета Московского университета.
1761 Переводит с немецкого басни датского писателя Гольберга.
1762 В университетском журнале “Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий” напечатаны переводы из Менандра. Начинает работу над переводом трагедии Вольтера “Альзира”. Пишет “Послание к слугам”. Первое оригинальное произведение – сатирическая басня “Лисица-Казнодей”. Окончание университета, переезд в Петербург в качестве переводчика Коллегии иностранных дел.
1763 Указом Екатерины II назначается “для некоторых дел” при статс-советнике И. П. Елагине. Переделывает на русский лад. драму Грессе “Сидней” – под названием “Корион”. Живет в Петербурге, Царском Селе, Петергофе.

/> 1764 Успех комедии “Корион” на сцене придворного театра. 1766-1769 Пишет комедию “Бригадир”.
1769, декабрь Назначен в Коллегию иностранных дел на должность секретаря, фактического помощника министра Н. Панина. Напечатана комедия “Бригадир”.
1771 Пишет и публикует “Слово на выздоровление” наследника престола Павла.
1777 Печатает перевод политического сочинения французского просветителя Тома “Похвальное слово Марку Аврелию”, в котором показан идеальный монарх-философ.
Сентябрь Отправляется в путешествие во Францию, во время которого ведет дневник, в виде писем регулярно отправляет его в Москву. По возвращении из путешествия приступает к работе над комедией “Недоросль”.
Совместно с Н. Паниным готовит проект фундаментальных законов для будущего императора Паьла.
1782 Написана комедия “Недоросль”.
7 марта Подает на имя Екатерины II прошение об увольнении со службы. Прошение удовлетворено.
1783 Участвует в журнале “Собеседник любителей российского слова”, который редактирует княгиня Е, Р. Дашкова, а негласно – императрица. Публикует сатирические миниатюры в виде отрывка из словаря синонимов, сатиру на вельмож “Челобитная российской Минерве”, “Путешествие мнимого глухого и немого”, “Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание”. Екатерина II дает полиции указание не печатать сочинений Фонвизина.
Март Смерть друга, Н. Панина. Пишет “Жизнь Н. И. Панина”.
1784-1785 Путешествует по Италии, изучает итальянский театр, музыку, живопись. Ведет дневник, который вновь в виде писем посылает в Москву. По возвращении в Россию Фонвизина разбивает паралич. Уезжает в Карлсбад.
1787 Возвращается в Петербург, полностью не восстановив здоровье. Решает издавать собственный сатирический журнал под названием “Друг честных людей, или Старо-дум”.
Готовит для журнала сочинение “Придворная грамматика”, в котором беспощадно обличает двор.
1788 Журнал закрыт, Екатерина запрещает Фонвизину печататься. Запрещено Полное собрание сочинений Фонвизина.
1791 Переносит четыре апоплексических удара.
Пишет по поводу смерти Потемкина “Рассуждения о суетной жизни человеческой”, пытается объявить греховной всю свою литературную деятельность.
Начинает последнее произведение “Чистосердечные признания в делах моих и помышлениях”. Готовит пять томов Полного собрания сочинений для издателя П. Богдановича, включая туда запрещенные статьи из “Друга честных людей”.
1792, 30 ноября На вечере в доме Державина читается последняя комедия Фонвизина “Гофмейстер” (“Выбор гувернера”).
1 декабря Смерть Фонвизина.

Ссылка на основную публикацию
×
×