Тема поэта и поэзии в лирике Николая Гумилева: сочинение

Тема поэта и поэзии в лирике Николая Гумилева

Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит ее во главу угла, почитает поэзию за определенный фактор поведения.
Я бы отнес Н. Гумилева ко второй группе, особенно учитывая его аполитичность (по крайней мере, в юные годы) вообще и рецессивность социальных

Поэт предстает у него жрецом, который строчками-заклинаниями способен судить и корректировать действительность. Но за такие привилегии необходимо платить – поэт становится вечным скитальцем конкистадором, потерявшим свое Эльдорадо, так ни разу его и не увидевшим.
Чрезвычайно ярки в лирике Гумилева мотивы призвания и служения: нечто сверхъестественное бесповоротно меняет жизнь. Например, в “Надменный, как юноша, лирик…” (“Чужое небо”) автору является некто незваный

Related posts:

Тема поэта и поэзии в лирике Н. ГумилеваРоль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит ее во главу угла, почитает […].

Творчество поэта Серебряного века Николая ГумилеваОдним из самых ярких поэтов “серебряного века” был Николай Гумилев. Он вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт – Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова – директором Царскосельской гимназии, в которой учился Гумилев. Основные сборники Гумилева – “Путь […].

Тема поэта и поэзии в лирике Б. ПастернакаБ. Л. Пастернак (1890 – 1960) – “талант исключительного своеобразия”, как однажды сказал о нем М. Горький. Пастернак оставил глубокий след во всей русской поэзии. Высокое мастерство, необычайной силы лирический талант поэта, своеобразие, непохожесть его стихов ни на чьи другие выдвинули Пастернака на одно из первых мест в поэтическом движении 1910 – 1920 годов. Очень […].

Яркость, праздничность восприятия мира в поэзии Николая ГумилеваТермин “акмеизм” и имя Николая Гумилева неразрывно связаны. Действительно, поэт-конкистадор, по сути, оказался единственным, кто в полной мере воплотил идеологическую программу этого литературного направления. Я конкистадор в панцире железном, Собрался в путь и весело иду, То отдыхая в радостном саду, То наклоняясь к пропастям и безднам. Акмеисты творили после эпохи символизма, воцарившейся в русской поэзии […].

Тема поэта и поэзии в лирике В. МаяковскогоЧто такое стихи? Зарифмованные фразы? Слова, следующие друг за другом в определенном порядке? Набор красивых предложений? Нет, все эти определения не дают ответа на первый вопрос. Стихи – это выплеск эмоций, рвущихся наружу и находящих выход на бумаге. Стихи – это упорный труд поэта, подбирающего нужные слова, ищущего рифму и нужный ритм. И, конечно же, […].

Тема поэта и поэзии в лирике В. В. МаяковскогоКаждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства и в жизни общества, а особенно – утверждающую значимость поэзии. Поэта всегда считали глашатаем передовых идей, защитником интересов народа. Маяковский не мог обойти эту тему […].

Тема поэта и поэзии в лирике Александра Сергеевича ПушкинаТворчество А. С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Третий вариант)В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение “К другу стихотворцу” содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет […].

Тема поэта и поэзии в лирике МаяковскогоЭпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась, прежде всего, в его творческой деятельности: он пишет киносценарии для нового советского кино, много печатается в газетах, ездит с публичными лекциями по городам страны, работает в […].

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и ЛермонтоваПушкин и Лермонтов – великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы от мнений “светской черни” (стихотворения Пушкина “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Поэту” и др.). Кто же […].

Сочинение на тему: Тема поэта и поэзии в лирике В. В. МаяковскогоТема поэта и общества – одна из центральных тем творчества Маяковского. Поэт выступает против слезливой сентиментальности лирики, призывает к идеологической действенности поэзии. Свое поэтическое творчество он характеризует так: “Сто томов моих партийных книжек”, а поэт – это рабочий-труженик, занимающийся сложным делом перестройки человеческого сознания. Маяковский видит задачу поэта и поэзии в том, чтобы дать новое […].

Тема поэта и назначения поэзии в лирике ПушкинаТема поэта и назначения поэзии в лирике А. С. Пушкина. На всем протяжении творческого пути Пушкин соз­давал произведения, посвященные осмыслению этой важнейшей для него темы. Идея гражданского предна­значения поэзии и высокого призвания поэта-пророка (“Пророк”, 1826) иногда противопоставляется якобы произошедшему отходу от идеалов юности в поздней лирике. Идеалом Пушкина стало будто бы “чистое ис­кусство”. Это не […].

Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. ЛермонтоваРусская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, – “эпоху безвременья”. Так называют время, когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах […].

Тема поэта и поэзии в лирике Афанасия ФетаАфанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в усадьбе помещика А. Н. Шеншина Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Вплоть до четырнадцатилетнего возраста он носил фамилию своего отца и считал себя потомственным русским дворянином. Но в 1834 году Орловская духовная консистория установила, что христианский брак А. Н. Шеншина с немецкой подданной Шарлоттой-Елизаветой Фет был оформлен уже […].

Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского. Краткое изложение текстаДвадцатый век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственной болью”. Таким поэтом своего времени был В. Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. […].

Тема поэта и поэзии в лирике Александра ПушкинаЭта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. И вслед за ними Пушкин дает свое понимание предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” . Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все. питают – лишь журналы; Катится мимо их Фортуны […].

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. ЛермонтоваСмерть Пушкина возвестила о приходе в русскую литературу нового поэта. Это был Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение “Смерть поэта”, где выступил выразителем гнева народного, защитником народной славы и русской национальной культуры. Поэзия Лермонтова тесно связана с тем общественным протестом, который выразился в движении декабристов, но его творчество отражает уже иное состояние общества – эпоху после […].

Тема поэта и поэзии, образ музы в лирике Н. А. НекрасоваТема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда […].

Тема поэта и поэзии в лирике НекрасоваК теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники слова, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному. В середине ХIХ века определились две основные тенденции в понимании задач искусства. Сторонники так называемого “чистого искусства” считали, что поэзия “заключается не в реальности, а в изяществе как формы, так и предмета стихотворения”. Они сознательно уходили от […].

Мое понимание стихотворения Н. Гумилева “Заблудившийся трамвай”Н. С. Гумилев не смог принять перемен революционного времени, не смог выработать окончательную общественную позицию, что, несомненно, не могло не отразиться в его произведениях. Одним из них является стихотворение “Заблудившийся трамвай”. Поначалу это название вызывает недоумение – разве может трамвай заблудиться? Бессмысленно, конечно, пытаться найти некое логическое объяснение этому, но можно постараться понять, что автор […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. ПушкинаТема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики но­сит характер исповедальности и выстраданности. Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от художника жертвенности. Многие сти­хотворения на тему поэта и поэзии создаются А. […].

Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. НекрасоваТема поэта и его назначения в творчестве Н. А. Некра­сова была центральной. Лирика этого поэта, какой бы те­матики она ни касалась, отражала гражданскую позицию автора. В своем программном стихотворении “Поэт и гражданин” (1856) Н. А. Некрасов звание гражданина ста­вит выше звания поэта, определяя тем самым цель своего служения: Не может сын глядеть спокойно На горе […].

Тема “дальних странствий” в поэзии ГумилеваВ начале ХХ века писатели и поэты искали свое место в литературе. Непростым был в поэзии путь Николая Степановича Гумилева. Сам поэт был сильной личностью и постоянно пытался найти свое место не только в поэзии, но и жизни: то отправляясь в длительное путешествие по Африке, то уходя на фронт во время первой мировой войны, то […].

План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве ПушкинаТема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии – традиционная в русской литера­туре. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века – Кан­темир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представ­ление о ней как о высоком […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Второй вариант)Поэт в России – больше, чем поэт, В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит Гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет. Е. Евтушенко. Братская ГЭС Навсегда связав свою судьбу с поэзией, Пушкин с ранних лет задумывался о назначении поэта и роли его творчества в жизни. Еще в пятнадцать лет Пушкин был […].

Тема поэта и поэзии в ранней лирике А. С. Пушкина1. Размышления о призвании поэта. 2. Стихотворения лицейского периода. 3. Тема назначения поэта и поэзии. Философское осмысление роли поэта в обществе, тема призвания, избранности – эти мотивы встречаются в лирике практически всех мастеров слова. Не обошел эту тему молчанием и А. С. Пушкин, который хорошо знал поэтическую традицию, да и сам, разумеется, задумывался о значении […].

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙМарина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне Музеи изобрази- тельных искусств), до поры до времени оста- валось скрытым, подспудным, то мать, Ма- рия Александровна, страстно и бурно зани- малась воспитанием детей до самой своей ранней смерти и, по […].

Тема поэта и поэзии в лирике Б. Л. ПастернакаПринадлежавший к поколению “преодолевших символизм”, Борис Пастернак на его фоне выглядел слишком своеобразно, и потому был одиноким. Его стихи вызывали у поэтов-современников оторопь, непонимание. То огромное духовное содержание, которое чувствовал в себе Пастернак, не сразу нашло адекватное поэтическое выражение. Безусловным поэтическим успехом оказалась третья книга его стихов “Сестра моя – жизнь”. С этой книги начался […].

Тема назначения поэта в лирике В. В. МаяковскогоМаяковский “вплыл” в поэзию на гребне новой революционной волны и стал поэтическим глашатаем идей Октября, а это означало, что цели творчества поэта такой сложной эпохи преобразований должны были быть переориентированы. Такое переосмысление назначения поэта и поэзии мы и увидим у Маяковского, который считал, что в новых условиях жизни общества уже невозможно простое отражение действительности. Оно […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного стихотворенияТайна поэтического творчества. Тема творческого процесса отражалась в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой писать было так же естественно, как ды­шать. В цикле “Тайны ремесла” поэтесса попыталась рас­крыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей (стихотворение “Творчество”), Объяснить это таинство невозможно, в […].

План сочинения – Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. МаяковскогоТема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представ­ление о поэте у Пушкина (“пророк”, “сам свой высший суд”), Лермонтова (не понятый толпой, одинокий и гордый), Некрасова (гражданин). II. Главная часть 1. Своеобразие постановки проблемы Маяковским. Он первый заговорил “о месте поэта в рабочем строю”, подчеркивая, что поэзия […].

Читайте также:  Романтизм великого французского писателя Виктора Гюго: сочинение

Сочинение на тему: “Жизненный и творческий путь Николая Гумилева “Николай Гумилев был незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Он, поэт и литературный критик, прожил жизнь, полную суровых испытаний: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, он едва не оказался участником дуэли, воевал. Жизнь его оборвалась в возрасте 35 лет – по ложному доносу поэт арестован, а затем расстрелян. Прекрасный поэт […].

Сочинение на тему: “Экзотика в стихах Николая Гумилева”Серебряный век в русской литературе – это период творчества основных представителей модернизма, период появления множества талантливых авторов. Условно началом серебряного века считают 1892 год, фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией. Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. […].

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. МаяковскогоЛИРИКА Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 1. Роль сатиры (1930). А) Вступление в поэму “Во весь голос”. Поэт подчеркивает свое отличие от “кудреватых митреек, мудреватых кудреек”, он призывает на службу поэзии “кавалерию острот”, призванную безжалостно бороться с недостатками общества. Это итоговое произведение Маяковского, его поэтическое завещание. В нем он подводит итоги […].

В. Маяковский. Тема поэта и поэзииXX век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждая эпоха нуждается в поэте, который сделал бы “боль времен своею собственною болью”. Таким поэтом своего времени был Владимир Владимирович Маяковский. В юности Маяковский был связан с футуристами. Впрочем, он пошел дальше собратьев по перу, он сумел раздвинуть рамки своего творчества, чтобы стать на голову […].

Тема поэта и поэзииТема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов-философов XVIII века – Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал Пушкин. Вопрос о назначении поэта, о сущности поэзии в жизни наиболее трагично звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. По эволюции данной темы в […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. ПастернакаВ русской литературе тема поэта и поэзии является одной из самых главных. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный самоотчет, напряженную авторскую исповедь. Звучит эта тема и в лирике Б. Пастернака. Своеобразен взгляд поэта на взаимоотношения лирического творчества и действительности. По глубокому убеждению Б. Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. И потому стихи […].

Своеобразие лирики Николая ГумилеваАнна Ахматова в стихотворении “Он любил” писала: Он любил три вещи на свете:За вечерней пенье, белых павлиновИ стертые карты Америки. В лирическом герое этого стихотворения легко узнается поэтический профиль Николая Гумилева. Если вы были внимательными и вдумчивыми читателями, то заметили, что лирике Гумилева присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные “музой дальних странствий”. Три путешествия в Африку […].

Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. ПушкинаОбраз поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. АхматовойВ русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет, напряженную авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. Поэт в XIX веке – пророк, его слово – оружие в борьбе с общественными недугами. В кризисном XX веке понимание поэзии и ее значимости […].

Николай Гумилёв – поэт Серебряного века (Школьные сочинения)

«Я читаю стихи драконам, водопадам и облакам »

Серебряный век — это эпоха развития русской культуры конца 19 — начала 20 века, так называемое русское Возрождение. Он включал в себя различные художественные течения (символизм, акмеизм, футуризм и др.), но при всём их различии эти направления имели нечто общее. Творцы литературы и искусства того времени стремились создать единую картину жизни, понять сокровенные тайны существования земной цивилизации — словом, они хотели «прорваться сквозь быт к Бытию», преодолеть реалистическую прозу прошедшего века.

Одним из выдающихся поэтов Серебряного века является Н. С. Гумилёв (1886 – 1921). Он был основателем литературного движения акмеистов, созданного в противовес символизму. В качестве основной идеи акмеизма была провозглашена «прекрасная ясность» в изображении земного, ощутимого мира. Течение это быстро распалось, так как включало в себя слишком яркие и самобытные личности (А.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

О. Мандельштам), которые пошли в искусстве каждый своим путём.

В творчестве Гумилёва отразились все достоинства и все недостатки Серебряного века. С одной стороны, это постоянный поиск новых тем и образов, с другой – изолированность и оторванность от социальной жизни. Концом эпохи русского Возрождения считается начало периода двух войн и революций, и жизнь Гумилёва закончилась трагически в это время: поэт, творчество которого никак не было связано с политикой, был расстрелян за мнимое участие в контрреволюционном заговоре.

Один из первых поэтических сборников Гумилёва вышел в 1908 году и назывался «Романтические цветы»; наиболее известное стихотворение этого сборника — «Жираф», написанное под впечатлением от поездки в Африку в 1907 году. Здесь тонкие душевные переживания героев соотнесены с яркой экзотической природой:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на острове Чад

Изысканный бродит жираф.

В 1910 году был опубликован сборник «Жемчуга», вызвавший одобрительные отклики среди критиков, считавших, что поэт «движется к полному мастерству в области формы стиха». Открывает этот сборник стихотворение «Волшебная скрипка», в котором инструмент в руках скрипача является символом жизни, отданной искусству – «вечно должен биться, виться обезумевший смычок». В этот же сборник входил цикл стихотворений под названием «Капитаны», и юношество многих поколений зачитывалось романтическими образами путешественников и искателей приключений:

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвёт пистолет,

Так что сыплется золото с кружев

Розоватых брабантских манжет.

Сборник «Чужое небо» вышел в 1912 году после знакомства с Италией, в котором особенно интересен любовный цикл, посвящённый А. Ахматовой. Две розы – символ любви и символ страсти – открывали этот сборник. К влюблённым всей земли обращался поэт: ищите, и вы найдёте свой розовый рай

Где вашей вечной грусти и слезам

Целительный предложится бальзам,

Где сердце запылает, не сгорая…

В 1914 году Гумилёв ушёл добровольцем на фронт, и в его творчестве мы встречаем стихи военной тематики, поражающие выразительностью своих образов:

Как собака на цепи железной,

Тявкает за лесом пулемёт,

И жужжат шрапнели, словно пчёлы,

Собирая ярко-красный мёд.

В последних сборниках поэта, выходивших 1918-1921 годах, появляются стихи на социальные темы, как, например, стихотворение «Рабочий». После «розоватых брабантских манжет» необычно воспринималась серая рубаха рабочего, отливающего на заводе пулю:

Пуля, им отлитая просвищет,

Над седою, вспененной Двиной,

Пуля, им отлитая, отыщет

Грудь мою, она пришла за мной.

Стих Гумилёва, звонкий, мелодичный, наполненный светом, занимает почётное место в русской поэзии. Сочетание искреннего чувства с философской наполненностью и отточенностью формы вызывает всё больший и больший интерес у его современных читателей.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id22511

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Сочинения по русской литературе XX в (17 стр.)

И умру я не в постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

О музыке гумилевских стихов можно говорить бесконечно долго и много. Поэзия Гумилева – это вся его жизнь, занятая поисками красоты. Стихи его отразили “не только искание красоты, но и красоту исканий”. В истории русской поэзии Гумилев остался великим мастером слова.

32. Образ поэта и тема творчества в поэзии Н. Гумилева

“Серебряный век” русской поэзии… Имена, даты, направления… Николай Гумилев. Он стоял у истоков акмеизма, литературного течения, провозглашавшего ценность земного здешнего мира, его красок и форм. Творцы и последователи акмеизма звали “возлюбить землю” и как можно меньше говорить о вечности, ставили своей главной задачей – вернуть слову изначальный, простой смысл, освободить его от символических толкований. Ранние сборники стихов Гумилева не были отмечены самобытностью и оригинальностью. Но, начиная со сборников “Чужое небо”, “Колчан”, “Костер”, перед нами открывается поэт одаренный и самобытный, с мужественными и сильными интонациями, яркими и контрастными красками, с чеканным стихом. Он ввел в русскую поэзию африканскую экзотическую тему. Позднее в его лирике слышатся философские раздумья о несовершенстве мира, месте человека в нем, неизбежности человеческих страданий. Трагичность мироощущения Гумилева сочетается у него с любовью к земле, его стихи совершенны по форме. Поэзия Гумилева аполитична, и это один из моментов, который наряду с искусством стиха привлекает меня в его творчестве. Но и молчание воспринималось как определенная гражданская позиция. Гумилев, не написавший ни одной “антисоветской” строки, был обречен и предвидел свою гибель:

И умру я не в постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще…

Гумилева волновали не вопросы обустройства мира, а сам удивительный и неведомый мир, ощущения от прикосновения с ним. Он создал теорию акмеизма, призывая воспринимать мир безоговорочно, но сам акмеистом не стал, потому что был больше, значительнее этого направления. Николай Гумилев – прирожденный поэт, построивший собственный мир слова и чувства. Время доказало, что этот мир нам не чужд, как не чужды любовь и грусть, счастье и разочарование. Но печаль стихов Гумилева особенно лирична, особенно чувственна, особенно трогательна:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко-далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

В его стихах нашли отражение и любовь, и путешествия, и война. Гумилев пережил Первую мировую войну. В своих стихах он показал бессмысленность этой войны, которая принесла только горе, траур в города и села, печальную песню заупокойных… Интересны сравнения войны, мирными образами:

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет

И жужжат пули, словно пчелы,

Собирая ярко-красный мед.

А “ура” вдали – как будто пенье

Трудный день окончивших жнецов.

Поэт говорит, что перед богом равны как воюющие люди, так и мирные люди:

Их сердца горят перед тобою,

Восковыми свечками горят.

“Зачем, для чего война, во имя чего?” – спрашивает Гумилев. Да, кому-то она приносит славу, титулы, удачи. Но:

…сосчитают ли потопленных

Во время трудных переправ,

Забытых на полях потоптанных

И громких в летописях слав?

Иль зори будущие ясные

Увидят такими, как встарь –

Огромные гвоздики красные –

И на гвоздиках спит дикарь?

Так не лучше ли прекратить истреблять друг друга, а обняться и сказать: “Милый, вот, прими мой братский поцелуй!”

Стихи Гумилева о войне – это труба протеста всех мирных людей против насилия, гневная ода против бессмысленных убийств.

Гумилев был безгранично предан родине. В то время когда многие уже покинули или собирались покинуть Россию, он возвращается. А не вернуться он не мог, потому что однажды сделал для себя открытие:

Я кричу, и мой голос дикий,

Это медь ударяет в медь,

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые

Или воды гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей…

Превыше всего Гумилев считал преданное служение искусству. В этом сказалась его романтичность, умение подняться над обыденным и увидеть истинную красоту мира.

Страна живительной прохлады,

Лесов и гор грядущих, где

Ревут, как будто быть беде.

Николай Гумилев был незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям наряду с высоким романтизмом свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов ХХ в.

33. Художественные особенности лирики А. Ахматовой

Начало XX в. в России было временем небывалого расцвета поэзии, по праву названным “серебряным веком” – вслед за “золотым”, пушкинским. Это – период возникновения в русском искусстве множества новых направлений: символизма, футуризма, акмеизма и других. Как правило, каждое из них стремилось быть новым искусством; большая их часть принадлежала к модернизму. Одна из характернейших черт последнего – стремление к разрыву с искусством предшествующей эпохи, отказ от традиции, от классики, постановка и решение новых художественных задач новыми художественными средствами. И в этом отношении акмеизм, в русле которого складывалось раннее творчество Ахматовой, не был исключением. Поэзия Ахматовой, легкая, свободная, простая и гипнотизирующая одновременно, – яркий пример и новизны акмеистской поэзии в общем, и индивидуально-авторской оригинальности, самобытности. Мастерство Ахматовой было признано почти сразу же после выхода первого ее поэтического сборника “Вечер”. А вышедшие через два года после этого “Четки” еще более подтвердили необыкновенный талант поэта. В стихотворениях этих ранних лишь по времени, но не по уровню мастерства сборников отчетливо видна художественная манера Ахматовой, определившая особенности всего ее творчества. Стихи Ахматовой не мелодичны, не напевны, как у символистов. Музыкальный элемент не преобладает, не предопределяет собой всего словесного строения стихотворения. Но носит совсем другой характер, чем, например, у Блока или Бальмонта. У них – певучесть, мелодичность, напоминающая романс, у Ахматовой – частые смены ритма. У нее редки аллитерации, внутренние рифмы, даже обычные рифмы по возможности затушеваны. Ахматова любит несовпадения смысловой единицы – предложения – с метрической единицей – строкой, переходы предложения из одной строки в другую. Этим приемом также затушевывается слишком назойливая четкость метрической структуры, рифма делается менее заметной:

Читайте также:  Романтизм великого французского писателя Виктора Гюго: сочинение

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ахматова любит прерывистые замедленные рифмы. Она приближает стихотворную речь к разговорной. Ее стихи производят впечатление не песни, а изящной, остроумной беседы, интимного разговора:

Как велит простая учтивость,

Подошел ко мне, поклонился;

Поцелуем руки коснулся.

В основе ее стихотворений лежит точное и тонкое наблюдение едва заметных внешних признаков душевного состояния и четкая, краткая передача мысли, в которой выразилось настроение по поводу воспринятого.

Словарь Ахматовой обличает сознательное стремление к простоте разговорной речи, к словам повседневным и обычно далеким от лирической поэзии, стремление к целомудренной простоте слова, боязнь ничем не оправданных поэтических преувеличений, чрезмерных метафор.

В основе ее лирики лежит точное восприятие явлений внешнего мира, остро и тонко переданное ощущение, выражающее стоящий за ним психический факт:

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

Особенно характерно употребление таких емких строк в качестве окончаний стихотворений:

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру”.

Улыбнулся, спокойно и жутко,

И сказал мне: “Не стой на ветру”.

Отсутствию напевности соответствует в плане психологического рассмотрения затушеванность эмоционального элемента. Основная черта в поэтическом облике Ахматовой – она не говорит о себе непосредственно, она рассказывает о внешней обстановке душевного явления, о событиях внешнего мира и предметах внешнего мира, и только в своеобразном выборе этих предметов и меняющемся восприятии их чувствуется подлинное настроение, особое душевное содержание, которое вложено в слова. Это делает стихи душевно строгими и целомудренными, она не говорит больше того, что говорят сами вещи. Всякое душевное состояние обозначается соответствующим ему явлением внешнего мира:

Образ поэта и тема творчества в поэзии Н. Гумилева

“Серебряный век” русской поэзии… Имена, даты, направления… Николай Гумилев. Он стоял у истоков акмеизма, литературного течения, провозглашавшего ценность земного здешнего мира, его красок и форм. Творцы и последователи акмеизма звали “возлюбить землю” и как можно меньше говорить о вечности, ставили своей главной задачей – вернуть слову изначальный, простой смысл, освободить его от символических толкований. Ранние сборники стихов Гумилева не были отмечены самобытностью и оригинальностью. Но, начиная со сборников “Чужое небо”, “Колчан”, “Костер”, перед нами открывается поэт одаренный и самобытный, с мужественными и сильными интонациями, яркими и контрастными красками, с чеканным стихом. Он ввел в русскую поэзию африканскую экзотическую тему. Позднее в его лирике слышатся философские раздумья о несовершенстве мира, месте человека в нем, неизбежности человеческих страданий. Трагичность мироощущения Гумилева сочетается у него с любовью к земле, его стихи совершенны по форме. Поэзия Гумилева аполитична, и это один из моментов, который наряду с искусством стиха привлекает меня в его творчестве. Но и молчание воспринималось как определенная гражданская позиция. Гумилев, не написавший ни одной “антисоветской” строки, был обречен и предвидел свою гибель:
И умру я не в постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще…
Гумилева волновали не вопросы обустройства мира, а сам удивительный и неведомый мир, ощущения от прикосновения с ним. Он создал теорию акмеизма, призывая воспринимать мир безоговорочно, но сам акмеистом не стал, потому что был больше, значительнее этого направления.
Николай Гумилев – прирожденный поэт, построивший собственный мир слова и чувства. Время доказало, что этот мир нам не чужд, как не чужды любовь и грусть, счастье и разочарование. Но печаль стихов Гумилева особенно лирична, особенно чувственна, особенно трогательна:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко-далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
В его стихах нашли отражение и любовь, и путешествия, и война.
Гумилев пережил Первую мировую войну. В своих стихах он показал бессмысленность этой войны, которая принесла только горе, траур в города и села, печальную песню заупокойных… Интересны сравнения войны, мирными образами:
Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет
И жужжат пули, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.
А “ура” вдали – как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Поэт говорит, что перед богом равны как воюющие люди, так и мирные люди:
Их сердца горят перед тобою,
Восковыми свечками горят.
“Зачем, для чего война, во имя чего?” – спрашивает Гумилев. Да, кому-то она приносит славу, титулы, удачи. Но:
…сосчитают ли потопленных
Во время трудных переправ,
Забытых на полях потоптанных
И громких в летописях слав?
Иль зори будущие ясные
Увидят такими, как встарь –
Огромные гвоздики красные –
И на гвоздиках спит дикарь?
Так не лучше ли прекратить истреблять друг друга, а обняться и сказать: “Милый, вот, прими мой братский поцелуй!” Стихи Гумилева о войне – это труба протеста всех мирных людей против насилия, гневная ода против бессмысленных убийств.
Гумилев был безгранично предан родине. В то время когда многие уже покинули или собирались покинуть Россию, он возвращается. А не вернуться он не мог, потому что однажды сделал для себя открытие:
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей…
Превыше всего Гумилев считал преданное служение искусству. В этом сказалась его романтичность, умение подняться над обыденным и увидеть истинную красоту мира.
Страна живительной прохлады,
Лесов и гор грядущих, где
Всклокоченные водопады
Ревут, как будто быть беде.
Николай Гумилев был незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям наряду с высоким романтизмом свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов ХХ в.

Сочинение по литературе на тему: Образ поэта и тема творчества в поэзии Н. Гумилева

Другие сочинения:

Тема поэта и поэзии в лирике Н. Гумилева Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает Read More .

Тема поэта и поэзии в лирике Николая Гумилева Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает Read More .

Обзор творчества Гумилева Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу – ты смеешься, эти взоры – два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача! Н. Гумилев Николай Степанович Гумилев Read More .

Тема “дальних странствий” в поэзии Гумилева В начале ХХ века писатели и поэты искали свое место в литературе. Непростым был в поэзии путь Николая Степановича Гумилева. Сам поэт был сильной личностью и постоянно пытался найти свое место не только в поэзии, но и жизни: то отправляясь Read More .

Анализ творчества Гумилева Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту. Здесь вспоминаются слова проницательного А. Блока: “Писатель – Read More .

Последние годы творчества Гумилева В мае 1908 года Гумилев уже был в революционном Петрограде. В том же году состоялся его развод с А А. Ахматовой, а в следующем году он женился на Анне Николаевне Энгельгардт, дочери профессора-ориенталиста, которую С. К. Маковский охарактеризовал, как “хорошенькую, Read More .

Книги знаменитого русского поэта Николая Гумилева Многие десятилетия мы питались лишь слухами о судьбе Николая Гумилева, о его жизни, и уж тем более об обстоятельствах гибели. В час, когда он родился, морская крепость Кронштадт сотрясалась под натиском шторма. Старая нянька увидела в этом своеобразный знак, сказав, Read More .

Роль поэзии в лирике Николая Гумилева Роль поэзии в жизни ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два лагеря: на тех, кто считает поэзию Read More .

Тема поэта и поэзии в лирике Николая Гумилева: сочинение

Войти через uID

–>

–>

–>Главная » –>Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ГУМИЛЕВ

Каждый из поэтов Серебряного века уникален. Поэтому трудно обозначить такие темы и мотивы поэзии этого периода развития литературы, которые были бы общими для представителей разных литературных направлений. Однако есть ряд оснований, определяемых как у старших и младших символистов, так и у акмеистов и футуристов. Во-первых, это отношение к реальности, которую не принимали старшие символисты, творя ирреальный мир, а младосимволисты принимали через преодоление разрыва между реальным и ирреальным мирами. Акмеисты, напротив, безоговорочно принимали реальную действительность, а футуристы стремились к её революционному преображению. Во-вторых, представителей разных литературных направлений различало отношение к роли поэта в мире, в обществе. Так, для старших символистов поэт — это маг, заклинатель, мистик, демиург, а для младших — пророк, медиум, теург. Акмеисты видели в поэте ремесленника, постепенно становящегося мастером, а футуристы — бунтаря, творящего новый мир. В-третьих, в разных литературных течениях различным было отношение к предшествующим культурам. Старшие символисты интересовались экзотическими древними и средневековыми культурами, младосимволисты расценивали культуру прошлого лишь как путь к символизму, являющемуся вершиной культуры. Все великие предшественники младосимволистов считались “предсимволистами”. Акмеисты проявляли интерес к “лицу” предшествующей культуры, её формам и традициям, а футуристы демонстративно с ней порывали, стремясь к разрушению старых форм и революционному новаторству. В-четвёртых, поэтов Серебряного века отличали взгляды на историю. Для старших символистов она — порочный замкнутый круг, для младших — эволюционный целенаправленный процесс. Акмеисты популяризировали идею золотого века, а футуристы видели в истории вечный прогресс, перманентную революцию, отрицая прошлое во имя настоящего, а настоящее во имя будущего. В-пятых, близким родом искусства для символистов стала музыка, для акмеистов — архитектура, для футуристов — живопись. В-шестых, особую важность приобретало отношение к слову. Старших символистов отличала намеренная размытость, зыбкость конкретных смыслов. Важно было не называть предмет, а выразить его ощущение. Младосимволисты стремились к символизации, к познанию бесконечно многозначного образа-символа, часть смыслов которого уводит в метафизические, сакральные, интуитивные сферы. Акмеисты стремились к “вещности” слова, для постижения имени вещи в культурном контексте “пучок смыслов” обеспечивался историей слова. Футуристы сталкивали называние и показ вещи, стремились к метафоризации действительности.

Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века будут связаны с характерными особенностями каждого из литературных направлений. Мы покажем это на творчестве Н.С. Гумилёва.

Поэзия Серебряного века немыслима без Николая Гумилёва. Он, мастер поэтического слова, высокохудожественной поэтической формы, умел заворожить магией слова, придавая ему особое звучание и значение. Гумилёв известен в истории литературы и как теоретик искусства. В 1911 году он становится одним из организаторов нового поэтического союза «Цех поэтов», куда кроме него вошли А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, И.Н. Одоевцева, С.А. Городецкий и другие. Они провозгласили себя основателями нового литературного направления, носившего звучное название — акмеизм, которое пришло на смену символизму. Одной из деклараций акмеизма стала статья Н.С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм», появившаяся в журнале «Аполлон» в 1913 году. В позднем творчестве Гумилёв остаётся только автором акмеистской теории, преодолевая в своём творчестве его узкие рамки.

А.А. Ахматова дала Н.С. Гумилёву такую поэтическую характеристику: “Он любил три вещи на свете: // За вечерней пение, белых павлинов // И стёртые карты Америки…” Действительно, характерные черты Гумилёва-поэта — это любовь к возвышенному (“за вечерней пение”), экзотическому (“белых павлинов”), страсть к путешествиям, озарённая музой дальних странствий (“стёртые карты Америки”). Названия десяти поэтических сборников созвучны основным темам и мотивам его поэзии.

Раннее творчество Н.С. Гумилёва связано с философией Ф.Ницше. Гумилёв воспринимал мир в постоянном историческом развитии и представлял современного человека как ступень на пути к сверхчеловеку. Следуя своему учителю В.Я. Брюсову, Гумилёв и поэзию осознаёт как некую магию, связывающую прошлое и будущее, как форму сверхчувственного познания действительности. Поэтому конквистадоры, капитаны, рыцари и другие романтические персонажи его ранней лирики обладают сверхъестественной силой, волей, страстью. Так герой стихотворения «Старый конквистадор» способен долго обходиться без пищи, выжить после гибели своего коня, быть дерзким и спокойным и не знать “ни ужаса, ни злости”. Даже пришедшей смерти он предлагает “поиграть в изломанные кости”. Ощущая преемственность с символистским мировосприятием Брюсова, Гумилёв посвящает ему стихотворение «Волшебная скрипка», открывающее сборник «Жемчуга». Именно из рук Брюсова готов он принять “волшебную скрипку” поэзии и погибнуть “славной смертью, страшной смертью скрипача”.

Однако вскоре Гумилёв отрекается от своего символистского прошлого, чтобы стать главой нового литературного направления — акмеизма. Собственная жизнь поэта строилась по канонам литературы. В ней были и попытки самоубийства, и дуэль, и путешествия в дальние страны. Они и определили тематику его стихов. Он отказывается от реальностей потустороннего мира в пользу реальности повседневной, но этот процесс для него мучителен, неоднозначен, конфликтен, так как поэт отдал символизму значительную дань.

Гумилёв-акмеист стремился вобрать в свою поэзию всё богатство окружающего мира, соединить мифологию с реальной жизнью, наполнить поэзию историко-культурными мотивами. Так, стихотворение «Современность» наполнено мифологическими и античными образами. Его лирический субъект встречает “Одиссеев во мгле пароходных контор, // Агамемнонов между трактирных маркеров”, а “гимназист с гимназисткой” идут по аллее, “как Дафнис и Хлоя”.

Три путешествия в Африку определили темы и мотивы его сборников «Романтические цветы», «Жемчуга» и «Чужое небо». Наряду с африканскими впечатлениями стихи этих лет заполняют образы мировой литературы: Дон Жуан, Беатриче, Одиссей, Лаэрт и другие. В поэтическом сборнике «Чужое небо» впервые начинают звучать социальные мотивы, хотя и окрашенные африканским колоритом и экзотикой. В Африке Гумилёв записывает эфиопские и сомалийские песни, собирает и дарит друзьям картины африканских мастеров. Впоследствии Гумилёв вспоминал, что раздарил всё собранное в Африке, а себе “оставил только тропическую лихорадку”. Лучшим документом, повествующим об этих событиях, стал африканский дневник Н.С. Гумилёва «В огненном столпе», который долгое время считался утерянным, а теперь найден и опубликован.

Одна из интереснейших страниц юности Н.С. Гумилёва — его учение в Царскосельской гимназии, директором которой был И.Ф. Анненский, “последний из царскосельских лебедей”. Стихотворением «Памяти Анненского» открывается сборник «Колчан», вобравший в себя впечатления от пребывания Гумилёва на фронтах Первой мировой войны. Любимый учитель в восприятии Гумилёва предстаёт величественным, “спокойным и учтивым”, “читающим стихи” и вбрасывающим своего юного собеседника в “пространства безымянных мечтаний”.

В первые дни Первой мировой войны Николай Гумилёв уходит добровольцем на фронт. За отвагу, храбрость и солдатскую доблесть он был дважды награждён Георгиевским крестом. Исследователи не раз обвиняли поэта в воспевании войны. Но это кажется только на первый взгляд. Он видел в войне способ самоутвердиться, преодолеть внутреннюю слабость, победить самого себя. Поэтому его военный герой романтичен. В сборнике «Колчан» впервые появляются стихотворения о войне: «Война», «Наступление». Вместе с тем, живя рядом со смертью, Гумилёв невольно начинает думать и о собственном конце. В сборнике «Костёр» его романтическое восприятие смерти постепенно окрашивается во вполне реальные тона. Если в стихотворении «Я и Вы» герой жаждет романтической смерти: “И умру я не на постели, // При нотариусе и враче, // А в какой-нибудь дикой щели, // Утонувшей в густом плюще”, — то в стихотворении «Рабочий» предчувствие скорой гибели до того ощутимо и приземлено, что лирическому герою даже видится реальный человек, рабочий, который изготовит пулю, способную разлучить поэта с жизнью: “Пуля, им отлитая, просвищет // Над седою, вспененной Двиной, // Пуля, им отлитая, отыщет // Грудь мою, она пришла за мной”.

В зрелом творчестве Н.С. Гумилёва преобразилось его Слово, оно обрело новую глубину и значимость и стало важной темой творчества. В 1918–1921 годах Гумилёв по приглашению М.Горького работает в издательстве «Всемирная литература». Он далёк от политики и считает, что и при советской власти каждый должен заниматься своим делом, причём профессионально. “Своим делом” он считал литературу, будучи непревзойдённым мастером поэтического слова. Слова — Бога. Слова, которое может всё. Слова, которое всеобъемлюще, которое шире и глубже самой жизни, которым можно жить и наслаждаться, которое обладает силой воздействия на мир и человека. Таков поэтический смысл стихотворения «Слово». Поэтическим завещанием стало стихотворение «Мои читатели», осмыслением собственного жизненного пути — стихотворение «Память», разгадкой тайн рождения стиха — стихотворение «Шестое чувство».

Особенностью поэтического творчества Гумилёва стал романтический характер большинства произведений, обусловивший выбор определённой системы художественных средств: образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи. Для его стихов характерно презрение к миру денег, мещанскому благополучию, отрицание духовной пустоты. Его герои созданы по контрасту с современниками, они одухотворены идеями дерзкими, рискованными, они идут к победе над внешним миром, даже если победа достигается ценой их жизни. В творчестве поэта видно пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору, яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным. Стихам Гумилёва присуща отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации. Таким образом, особенности поэтического творчества Н.С. Гумилёва созвучны той характеристике, которую даёт ему А.А. Ахматова.

Николай Семёнович Гумилёв.Поэт и географ.
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

Творчество Н.С.Гумилёва изучается в теме «Поэзия Серебряного века» – 2 урока:

1 – ый « Н.С.Гумилев. Слово о поэте.

2 – ой «Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева».

На мой взгляд, целесообразно первый урок сделать интегрированным ( литература и география), так как это позволит не только познакомить учащихся с биографией поэта, но раскрыть неординарность личности Н.С.Гумилёва. Также интеграция стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления, способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Следует заметить, что интеграция в плане данного урока – фрагментарная, так как используется на отдельном этапе урока.

Скачать:

26.11.2012, 11:50
ВложениеРазмер
n.s.gumilyov.rar2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

(литература и география)

«Н.С.Гумилёв. Поэт и географ»

Творчество Н.С.Гумилёва изучается в теме «Поэзия Серебряного века » – 2 урока:

1 – ый « Н.С.Гумилев. Слово о поэте.

2 – ой «Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева».

На мой взгляд, целесообразно первый урок сделать интегрированным ( литература и география), так как это позволит не только познакомить учащихся с биографией поэта, но раскрыть неординарность личности Н.С.Гумилёва. Также интеграция стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления , способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Следует заметить, что интеграция в плане данного урока – фрагментарная, так как используется на отдельном этапе урока.

Тип урока : урок формирования новых знаний.

Форма: урок – исследование .

Задачи: – знакомство с личностью и поэзией Н.С.Гумилева;

– развитие умения анализировать, сравнивать;

– воспитание ответственности за другого человека, терпимости по отношению

  • Метод творческого чтения.

Цель: способствовать сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется.

Приёмы: выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова; постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения;

  • анализирующе – интерпретирующий (поисковый, исследовательский).

Цель: более глубокое проникновение в литературное произведение.

Приёмы: обучение учащихся анализу текста художественного произведения.

На уроке используется групповая форма работы (дифференциация), что помогает каждого учащегося включить в процесс познания нового.

1 группа работает со стихотворением «Жираф», ответить на вопросы (слабая группа).

2 группа – сопоставительный анализ полотен Гогена и стихотворения Гумилёва

3 группа – интерпретация стихотворения «Африканская ночь».

Учащиеся получают на предыдущем уроке домашнее задание:

– подготовить сообщение об основных чертах акмеизма;

– познакомиться с поэзией Н.С.Гумилева, выписать стихи, которые связаны с географией;

– подготовить биографическую справку о Н.С.Гумилеве (индивидуально);

– подготовить выразительное чтение стихотворений (индивидуально).

Интегрированный урок (литература и география).

Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Поэт и географ.

Задачи: – знакомство с личностью и поэзией Н.С.Гумилева;

– развитие умения анализировать, сравнивать;

– воспитание ответственности за другого человека, терпимости по отношению к другим людям.

Оборудование: демонстрационная презентация , презентация «Жизнь и творчество Н.С.Гумилёва» ,презентация «Географическое положение Африки», картины Гогена «Таитянские женщины», «Ты ревнуешь?», географическая карта, музыка Клода Дебюсси «Море. Игра волн».

Тип урока : урок формирования новых знаний

Форма: урок – исследование

Методы: с ловесно-наглядные, творческого чтения, анализирующее – интерпретирующий (поисковый, исследовательский).

Словарная работа : сакральная география.

Эпиграф. И умру я не в постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение поэзии Серебряного века. И ближе познакомимся с творчеством метра одно из направлений литературы начала 20 века.

1) – И.Грабарь, Э.Дега, Гоген, Готье, Мандельштам, А.Ахматова, Н.Гумилев.

– Что связывает этих людей?

– Назовите основные черты акмеизма.

  • Акмеизм (от греческого слова acme – “вершина, пик, высшая точка”) – литературное течение в русской поэзии во второе десятилетие двадцатого века. Очень рано выделилось как самостоятельное направление из символизма, отстраняясь от символистской размытости языка и образа.
    АКМЕИЗМ – модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
  • Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма . Но гуманистический смысл этого течения был значителен – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты. В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др.
  • Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно – чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма – возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.
  • Основные принципы акмеизма:
  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
  • отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
  • стремление придать слову определенное, точное значение;
  • предметность и четкость образов, отточенность деталей;
  • обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
  • поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
  • перекличка с минувшими литературными эпохами.

2) Слова учителя.

Звучит музыка Клода Дебюсси «Море. Игра волн».

– Какие ассоциации возникают у вас?

– Сегодня мы будем говорить о человеке трагической судьбы, жизнь которого неразрывно была связана с шумом волн как морских, так и жизненных; о человеке, который предчувствовал свою гибель.

И умру я не в постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

– Н.С.Гумилев- поэт, переводчик, критик, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь.

– Выслушайте сообщение о жизни и творчестве Н.С.Гумилёва и подумайте, чем для вас интересен этот человек и поэт.

  1. Биографическая справка о жизни и творчестве Н.С.Гумилева (презентация ученика).

2) Н.С.Гумилев – географ.

– Н.С.Гумилёв метр русской литературы начала 20 века. Но он же и замечательный географ.

– Как в его творчестве нашла отражение тема географии?

  • Стихи Н.С.Гумилёва имеют географические названия.

( Географические названия отмечаются на карте: «Швеция», «Венеция», «Абисиния», «Египет», «Красное море», «Озеро Чад», «Сахара», «Судан» и другие).

– О чём говорит такое разнообразие географических названий?

– Что необычного вы заметили?

  • Гумилёва наиболее привлекает Африка.

Презентация учащегося «Географическое положение Африки»

Учитель. Мир, которым довольствовались окружающие, был для Гумилёва мал и бледен, душа требовала расстояний и впечатлений. Поэзию Гумилёва отличал культ мужского начала; герой его стихов воспринимает жизнь как борьбу сильного человека с испытаниями. Отсюда частые поездки Гумилёва в Африку, охота, поиск опасностей.

Африка залечивала все душевные раны, и Гумилёв всегда в неё стремился. Тайно от родителей, которым друзья поэта регулярно посылали заранее заготовленные письма, он отправился в первое своё африканское путешествие, собравшись посетить Стамбул, Измир, Порт-Саид и Каир. С тех пор Африка заняла чрезвычайно важное место в его судьбе и творчестве. Она наполнила его душу новыми, необычайно острыми впечатлениями, укрепляла уверенность в себе, подарила редкостные ощущения и образы. Во время второго путешествия (1908) Гумилёв побывал в Египте, в третьем (1909) достиг Абиссинии.

Наиболее значительной была последняя, четвёртая поездка. В 1913 году подвернулся удачный случай: музей антропологии и этнографии хотел собрать африканскую коллекцию. Цель путешествия — делать снимки, собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни и легенды. За день до отъезда Гумилёв заболел — решили, что тиф: высокая температура, сильная головная боль. Но за два часа до отхода поезда он потребовал воды для бритья, побрился, уложил вещи, выпил стакан чаю с коньяком и уехал. Алексей Толстой вспоминал: “Гумилёв привёз из Африки жёлтую лихорадку, прекрасные стихи, чучело убитого им чёрного ягуара и негрское оружие”.

– Какой же предстаёт Африка в стихах Н.Гумилёва?

– И почему очень часто географию Гумилёва называют сакральной ?

(Сакральная география – модель восприятия пространства, как проявления духовной, божественной структуры реальности, насыщенной символизмом).

3 . Работа по группам. Анализ стихов Н.С.Гумилёва.

1 группа. Стихотворение «Жираф» .

1. Проанализируйте композицию стихотворения.

(Кольцевая композиция заключает в себе два плана: рассказ об африканском чуде — изысканном красавце жирафе — обрамлён повествованием о самом авторе и его грустной собеседнице, которую он хочет утешить своим рассказом.)

2. Какова интонация этого стихотворения и как его нужно читать?

(Как сказку ребёнку, который грустит.)

3. Подберите синоним к слову “изысканный”.

(Изящный, утончённый, экзотичный.)

4. Что подчёркивает Гумилёв в этом животном?

(Грациозность, негу, “волшебный узор” шкуры, “с которым равняться осмелится только луна”, плавность бега — “как радостный птичий полёт”. Пожалуй, так впервые говорят о жирафе, этом чуде природы с такой длинной шеей.)

5. Что мы узнали о собеседнице поэта и о нём самом, читая это стихотворение?

  1. группа. Стихотворение «Озеро Чад».

Сопоставительный анализ полотен Гогена и стихотворения Гумилёва.

– Что в живописи П. Гогена созвучно поэзии Н. Гумилева?

– Найдите стихотворении Н. Гумилева строки, перекликающиеся с полотнами Поля Гогена?

  1. группа. Стихотворение «Африканская ночь». Интерпретация стихотворения.

– О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает?

– Каковы ключевые образы стихотворения? Дайте им оценку.

4) Проверка выполненной работы.

Выводы. В стихах, посвящённых Африке поэт затрагивает общечеловеческие проблемы и вопросы:

– ответственность человека за судьбу тех, кто рядом;

– терпимости по отношению друг к другу.

Как исследователя его больше всего интересуют обычаи народов Африки, их традиции (сакральная география).

Мы видим, что Н. С. Гумилев обладал не только литературным талантом, но был и отважным путешественником, и этнографом (география), внимательным к повадкам животных наблюдателем (биология) и их умелым художником (изобразительное искусство).

VI. Рефлексия. Возвращение к эпиграфу.

– Каким я представляю Н.С.Гумилева – человека, личность?

V . Домашнее задание .

• Написать сочинение-миниатюру «Мой Николай Гумилёв».

• Групповое. Подобрать стихи к теме «Философская лирика Николая Гумилёва» (по сборнику «Огненный столп») .

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе

учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми

учениками содержания образования.

Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для

максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения

познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания

  1. Информационно – образовательные технологии.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий

.На данном уроке используются презентации учащихся (индивидуальные задания) и демонстрационная презентация учителя, которая направлена на создание зрительного ряда, способствующего усилению восприятия различных элементов урока.

  1. Здоровье – сберегающие технологии.

Урок построен с учетом особенностей класса; были предприняты попытки создания благоприятного психологического фона на уроке; использовались приемы , способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

  1. Проблемное обучение (элементы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия (внеклассного мероприятия) ко Дню Учителя.

Данное внеклассное мероприятие направлено на ознакомление учащихся с творчеством поэта –путешественника и способствует проникновению в тайны поэтического мастерства и пробудению.

Практикум выполняется письменно. Предварительный анализ произведений даёт возможность учащимся самостоятельно поразмыслить под главной проблемой произведений писателя.

Сценарий вечера , посвящённого жизни и творчеству В.С. Высоцкого.

Хочу представить свою авторскую разработку урока внеклассного чтения по очень интересному, но отнюдь не лёгкому для восприятия детей произведению, нуждающемуся в дополнительных.

Презентация “Н.С.Лесков. Страницы биографии”.

Основные факты биографии и творческого пути Николая Семёновича Лескова.

Ссылка на основную публикацию
×
×