Новаторство Гюго поэта: сочинение

Гюго – французский писатель-романтик. Особенности романтизма и новаторство Гюго

Виктор Гюго (1802-1885) – вождь французского романтизма, его теоретик. Он сыграл значительную роль в создании романтического романа, в реформе французской поэзии, в развитии романтического театра.

Родился Виктор Мари Гюго 26 февраля 1802 в г.. Безансон Назвали мальчика в честь крестных родителей – Виктора Лагоре и Мари Дезирье. Его отец, выходец из семьи рабочего, офицер французской армии, во времена Наполеона стал бригадным генералом и правителем итальянских провинций. Мать будущего писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была сторонницей королевской династии Бурбонов. Брак Леопольда Гюго и Софии Франсуа Греет не был счастливым. Леопольд Гюго – человек увлекающийся – любил свою жену и так часто требовал от нее выполнения супружеских обязанностей, скоро привело к скандалам в семье. Госпожа Гюго не хотела все время находиться в счастливом ожидании пополнения семьи, а оптимистичный человек придерживался мнения: чем больше, тем лучше. Эту черту характера унаследовал от отца и Виктор. Полный разрыв семейных отношений состоялся в Мадриде, где отец Гюго был губернатором.

Маленький Виктор жил вместе с матерью и двумя братьями в Париже. С 9-летнего возраста парень полностью находился под влиянием матери, которая воспитывала его как сторонника монархии.

По желанию отца Виктор вместе с братом Эженом должен готовиться в пансионе к поступлению в Политехническую школу – у парня были большие способности по математике, но он оказывал внимание переводам латинских стихов, много читал, а потом и сам начал писать – оды, пьесы, которые ставил на школьных подмостках (он же исполнял в них главные роли).

В 13 лет В. Гюго начал писать. Уже в первых стихах парня стали ощутимыми его политические взгляды. Он полностью стал на позиции матери – прославлял Бурбонов и проклинал Наполеона. Уже в пятнадцатилетнем возрасте стал лауреатом Тулузской и Французской академий, а в 17 лет привлек внимание властей одой “На восстановление статуи Генриха IV” и получил пенсию от короля.

В 1821 г.. Неожиданно умерла мать поэта, и дети остались без средств к существованию. Молодой Виктор мечтала о браке с любимой девушкой из состоятельной семьи Адель Фуше. Но ее отец требовал согласия на брак отца Виктора. Именно с этого времени началось восстановление отношений отца и сына. Рассказы старого воина помогли Гюго-младшему по-новому взглянуть на эпоху революции и Империи.

Эжен и Виктор оба были влюблены в Адель Фуше, дочь друзей их семьи, но Адель преимущество оказывала Виктору, они вели тайную переписку, скрывали свою любовь. Когда мать узнала об их отношениях, сказала, что этого ни когда не будет, пока она жива. Виктору было 18 и о женитьбе не могло быть и речи, и партия у него должна была быть более титулованная, ведь он – сын-генерала, лауреат нескольких премий, потомок графского титула. Виктор плакал, но пытался найти успокоение в литературе. Он страдал от любви. После смерти матери Виктор снова появился в доме Фуше, но те, боясь преследований со стороны Виктора, отвезли Адель в Дре. Несмотря, что у него не было денег, Гюго пришел пешком, преодолев 80 км. Он признался, что любил Адель и мечтал жениться на ней. Молодым было разрешено переписки и встречи.

В июле 1 822 Гюго за сборник “Оды и другие стихотворения” был назначен материальную помощь в 1 тыс. Франков, и только тогда его отец по просьбе Виктора обратился к Пьеру Фуше с официальным письмом, в котором просил руки его дочери для своего сына. Родители Адель не возражали. В их первую брачную ночь сошел с ума родной брат Виктора – Эжен. Его положили в психиатрическую больницу Сен-Морис, которую тот смог покинуть лишь после смерти.

В 1822 г.. Состоялась свадьба. Адель Гюго Фуше стала первой и единственной законной женой поэта, матерью его детей, и жертвой своего гениального мужа. Следуя свекровь, Адель не хотела погрязнуть в семейных заботах и проводить все время на брачном постели. У нее было свое представление о достойной жизни и о “высоких” отношения, в то время как мужчина пытался затащить ее в постель. Ему это часто удавалось и скоро у супругов было четверо детей.

В 1825 г.. Гюго принял участие в коронации Карла X, написал оду в его честь, получил орден “Почетного легиона” от нового короля, но его политические взгляды уже значительно переосмысливались. Официальный разрыв с роялистами состоялся в 1828 Основанием стал случай на дипломатическом приеме в посольстве, где были оскорблены маршалы французской империи. Виктор воспринял это как личное оскорбление своего отца – наполеоновского боевого генерала.

Писатель написал “Оду к Вандомской колонны”, где откровенно прославил победы Наполеона. Оппозиционные газеты и журналы подняли шум.

Начиная с 1830 г.. Гюго начал серьезно заниматься поэзией и внедрением романтического направления во французской литературе. В это время им написан роман “Собор Парижской Богоматери”, романтические драмы “Эрнани”, “Мария Тюдор”, “Рюи Блаз”, “Кромвель” и др. Состоялось официальное признание таланта художника.

В доме писателя часто стал бывать друг семьи, литератор Сент-Бев. Именно в нем Адель увидела свой идеал мужчины. А Виктор, не долго думая, завел “подругу” – актрису Жюльетт Друэ. Они познакомились в театре Порт-Сен-Мартен в 1833 во время репетиции новой пьесы Гюго «Лукреция Борджа”, где Жюльетт была отведена второстепенная роль принцессы Негрони. Через несколько лет он писал: “В меня два дня рождения, оба в феврале. В первый раз, появившись на свет 28 февраля 1 802 г., я был в руках моей матери, во второй раз я возродился в твоих объятиях, благодаря твоей любви, 16 февраля +1833 г. Первое рождение дало мне жизнь, второе – страсть “. На время знакомства ей было 26 лет, и она уже привыкла к вниманию мужчин, которые восхищались ее красотой и темпераментом. “Женщина, у которой всего один любовник – ангел, в которой два любовника – чудовище. Женщина, у которой трех любовника – настоящая женщина”. Она прошла все три этапа, став типичной парижской куртизанкой, которая жила за счет своих богатых поклонников. Гюго снимал для нее жилье, оплачивал ее расходы, она сопровождала его в дальних поездках, переписывала черновики поэта.

Настоящая фамилия Жюльетт – Говэн. Фамилия Друэ (от фамилии ее дяди, который занимался воспитанием девушки) было сценическим псевдонимом. Скоро эта случайная любовница стала музой и верным товарищем поэта к смерти. Рядом с Жюльетт Виктор нашел успокоение, а она ради него оставила театр, забыла о сторонников, превратилась в тень гениального художника.

В. Гюго с восторгом воспринял революцию в 1830 году. В 1841 г.. Он стал членом Французской академии искусств. Поэт поддержал нового короля Луи-Филиппа, который сделал его пэром Франции (1845). Однако личное благо не могло утаить от Гюго тяжелое состояние простого народа.

В начале 1843 очередной дамой сердца писателя стала молодая блондинка Леоне Д’ок, жена придворного художника Огюста Биар. Однажды по просьбе мужа, который стал подозревать жену в измене, в квартиру Гюго нагрянула полиция. Поскольку в то время во Франции внебрачные любовные отношения запрещались, Леона был арестован, а Виктора отпустили, поскольку он имел статус неприкосновенности пера. Король посоветовал ему на некоторое время покинуть Париж. Всегда рядом была Ж. Друэ, которая прятала его определенное время.

В 1848 г.. Писатель стал членом парламента, провозгласил несколько речей в защиту народа и революции. Его считали национальным героем. Отказавшись поддерживать кандидатуру будущего короля Луи Бонапарта Наполеона III, он вынужден был перейти на нелегальное положение, поскольку его преследовали сторонники императора Наполеона III (племянника Наполеона).

9 января 1852 Виктора Гюго официально было объявлено политическим изгнанником, и выдающийся писатель был вынужден покинуть родину на целых 20 лет. Вместе с Жюльетт, которая закрыла глаза на его измены (по ее подсчетам только за последние 2 года у Гюго было около 200 любовниц), он поселился сначала в Бельгии, затем на английских островах. В 1868 г.. Умерла жена писателя, но перед тем Адель попросила прощения у мужа и его Музы, а в последний месяц своей жизни она позволила Жюльетт войти в круг их семьи. Адель был похоронен у дочери Леопольдина. На могильной плите написано: “Адель, жена Виктора Гюго”. У него осталась его фотография на смертном одре. На ней он написал “Дорога покойная, которую я простил”. Через три года Гюго вместе с Жюльетт вернулся во Францию.

Последние годы жизни он провел в ореоле славы. Был очень состоятельным благодаря мно-точисельним переизданием его книг. Но это были и годы тяжелых потерь: умер второй сын Франсуа-Виктор, младшая дочь Адель оказалась в больнице для душевнобольных. Здоровье писателя ухудшилось. В июне 1878 у него произошло кровоизлияние в мозг, после которого он уже ничего не написал. Художник стал вести затворнический образ жизни, хотя иногда принимал у себя знатных иностранцев, которые хотели познакомиться с национальной гордостью.

28 февраля 1882 Гюго отметил свое 80-летие. Через год в апреле умерла любимая Жюльетта. Писатель был настолько поражен, что из-за слабости не смог даже на ее похоронах. Судьба была неумолимой к Виктору Гюго – он потерял всех близких ему людей: старшая дочь Леопольдина погибла во время кораблекрушения, младшая Адель – навсегда осталась в доме для душевнобольных, от сердечного приступа умерла жена, а затем – верный любовница. В 1882 она заболела раком желудка, и с декабря уже не поднималась с постели. 1 января 1882 Жюльетта в последний раз поздравила Гюго с Новым годом: “Дорогой, обожаемый мой, не знаю, где я буду в это время в следующем году, но я счастлива и горжусь тем, что могу подписать свидетельство о жизни в двух словах:” Люблю тебя “”. 11 мая 1883 она умерла. Он плакал. Смерть забрала двух сыновей – Шарля и Франсуа. На склоне лет он остался одиноким стариком двух внуков: Жоржа и Жанны.

Летом 1884 писатель совершил свою последнюю поездку в Швейцарию. 15 мая 1885, перенеся инфаркт, Гюго заболел воспалением легких. 22 мая 1885 года его не стало. Похороны Гюго превратился в демонстрацию признания и благодарности французского народа своем национальном писателю.

Творческая деятельность признанного художника охватила более 60 лет, и ее принято делить на 3 периода.

I период – 1820-1850 гг. Этот период ознаменован переходом писателя на позиции романтизма и написанием поэтических и драматических произведений, созданием одного из лучших романов писателя – “Собор Парижской Богоматери”. В 20-е гг. Гюго принимал актина участие в реформе французской поэзии, с особой силой проявилась в поэтическом сборнике “Восточное”. 30-40 годы – период наибольшей творческой активности писателя. В это время появилось 4 поэтические сборники “Осенние листья” (1831), “Песни сумерек” (1835), “Внутренние голоса” (1837), “Лучи и тени» (1841). Сборник “Осенние листья” обращена к человеческому сердцу, в ней доминировали интимные мотивы и настроения, в частности это было связано с проблемами личной жизни, в частности с женой Адель.

II период – 1851-1870 гг. – Начал из изгнания поэта из Франции. В этот период творчества резко усилилась политическая и социальная направленность произведений, утвердилась обличительная интонация. Гюго обратил к современному материала, хотя романтический метод сохранялся. Писатель создал свои выдающиеся романы – “отторгнуть”, “Труженики моря”, “Человек, который смеется”.

III период – 1870-1885 гг. – Ознаменован возвращением Гюго во Францию в день провозглашения Французской республикой (4 сентября 1870). В Париже его встречали как национального героя. Уже через год он похоронил своего сына и написал стихотворение “Похороны”, в котором описал этот день:

Герой и праведник, народ небранной славы –

И восхищался он, чей сын лежал в гробу,

Увидя, что опять готов ты на борьбу .

В этот период творчества был создан последний роман Гюго, посвященный революции – “93 год” (1874 г.). Он был рожден размышлениями писателя над событиями, которые произошли во Франции в 1869-1971 гг. (Франко-прусская война, Парижская коммуна и ее разгром), и мыслями о соотнесенность гуманности и революционного насилия.

В последние годы жизни художник работал над поэтическими сборниками “Искусство быть дедушкой” (1875), “Легенда веков” (1883), сатирическими поэмами “Папа” (1878), “Осел” (1880) и др.

Первая поэтическая сборник В. Гюго – «Оды и разные стихотворения” (1822), в которую вошли стихи, созданные преимущественно по правилам классицизма. Переходный этап в мировоззрении и творчестве писателя показала следующая поэтический сборник “Оды и баллады”: оды (ведущий жанр классицистической поэзии) объединены с балладами, характерным жанром романтической поэзии. В этом сборнике большинство баллад написано на сюжеты из французского средневековья, некоторые из них имели достаточно отчетливое фольклорное окраску. Отбросив классицистическую нормативность, Гюго ввел во французскую поэзию новые формы и размеры, создал новую систему стихосложения, большое внимание уделил звуковой организации стиха, его ритмомелодике.

Поэтическое творчество Гюго 20-х годов увенчалась сборником “Ориенталии” (1829), которая имела большой успех; выдержала за 2 месяца 14 переизданий и создала автору репутацию великого поэта. Для этого сборника характерно:

o направленность на внешний, объективный мир;

o стремление изображать красоту и формы материально-чувственной реальности.

Отдельную группу составляли в сборнике поэзии, посвященные национально-освободительной борьбе греческого народа против турецкого ига в 20-х годах прошлого века. Здесь Гюго воспел героику освободительной борьбы греков (“Канарис”, “Наварин” и др.), Разоблачил и осудил зверства завоевателей («Захваченное город”, “Ребенок”, “Головы в серале”), призвал общественность Европы подняться на помощь растерзанной, но не покоренной Греции (“Энтузиазм” и др.).

Читайте также:  Образ Собора (По роману В. Гюго Собор Парижской Богоматери): сочинение

В период 1830 – 1848 гг. Возникли такие поэтические сборники, которые завершили становления мастерства поэта и составили важный этап творческой зрелости. Сборник “Осенние листья” (1831):

o доминирование интимных мотивов и настроений;

o поэзии ориентированные на человеческие чувства. Сборник “Песни сумерек” (1835):

o основная тема – философско-историческая;

o поэт стремлюсь к обобщенного осмысления своей эпохи;

o значительное место заняла гражданская лирика;

o впервые в стихах прозвучала тема социального зла и несправедливости, тема “обездоленных”.

Сборника “Внутренние голоса” (1837), “Лучи и тени” (1841).

o Наличие гражданской лирики, но доминирование интимная;

o в стихах ощутимо лирическое “я”;

o рост роли лирического элемента, создание лирической атмосферы;

o ощущение связанности души лирического героя с жизнью всего мира. Сборник “Созерцание” (1856):

o разделение на две части: “Когда” и “Теперь”.

o Каждая часть разделена на 3 книги, причем каждая из них – определенный этап жизни поэта со своими ведущими стремлениями, доминантами.

o Разнообразие тем.

К драматургии Гюго обращался на протяжении всей жизни. Но с 1827 до 1837 году она стала основной сферой его творческой деятельности. Первой попыткой в драматическом жанре стала драма “Кромвель” (1827), которая показала высокое мастерство автора в этом жанре. Успех среди читателей первой драмы побудил писателя к написанию следующих: “Марион Делорм” (1829), “Эрнани” (1830), “Король развлекается” (1832).

Сюжеты всех этих драм Гюго брал из истории Франции и других западноевропейских стран XVI-XVII вв. И это не была случайность. Названные века – большая переломная эпоха европейской истории, полна острых противоречий и конфликтов, очень интересовало писателя.

Гюго считал основной особенностью драмы – реальность, призвал разрушать границы между жанрами, соединить комическое и трагическое, возвышенное и низкое, отказаться от единства действия, места и времени. Он разработал теорию гротеска как полной противоположности приподнятом и контрастном. Главное назначение гротеска в романтическом произведений драматург видел в оттенены прекрасной жизни. Теория романтической драмы послужила писателю для создания новаторской драмы.

Драматургия Гюго пронизана вольнолюбием и демократизмом.

Черты драматургии Гюго:

1. В основе почти всех драм лежал конфликт между представителями третьего сословия (простыми людьми) и феодальной знатью и монархией.

2. В каждую драму Гюго заложил определенную социальную, политическую или нравственную идею.

3. Драматург избегал строить сюжеты своих драм на реальных исторических событиях. Сюжеты его драм полностью вымышленные, и если в них вплетены реальные исторические личности, то их действия и поступки в драмах – это легенды, а не история в строгом смысле слова.

4. Действующие лица четко распределены на положительных и отрицательных, носителей добра и зла каждый персонаж наделен доминирующей страстью, определил его характер и судьбу.

5. Сочетание в драмах элементов и приемов “высоких” и “низких” жанров. Одним из лучших драматических произведений Гюго является его драма “Рюи Блаз”.

В основе сюжета следующие события: лакей Рюи Блаз влюбился в испанскую королеву. Неожиданный поворот событий позволил Рюи под именем знатного дворянина дона Сезара де Базана добиться благосклонности королевы, стать министром. В этой ситуации раскрыла романтическая исключительность личности Рюи Блаз. Лакей стал выдающимся государственным мыслителем. Его решение поражали остроумием, гуманностью и умом. Но повышение Рюи Блаз было лишь частью интриги возмущенного королевой дона Саллюстия где Базана. Интрига против королевы не удалась. Она узнала правду о Рюи Блаз и оттолкнула его, после чего он отравился. Триумф этой пьесы показал утверждения романтической драмы на сцене.

Новаторство Гюго-поэта

Сборник «Восточные мотивы», куда вошли стихотворения 1825 — 1828 годов, буквально ошеломил читателей своей новизной. Уже в предисловии к нему Гюго дерзко заявил о праве поэта на полную свободу, на независимость его от каких — либо догм или стеснительных регламентации: «Пространство и время принадлежит поэту. Пусть поэт идет, куда он хочет, делает то, что ему нравится. Это закон. Пусть он верит в бога или богов или ни во что не верит… пусть он пишет в стихах или прозе, пусть он идет на Юг, Север, Запад или Восток…»

Право поэта иметь свою точку зрения, свое видение мира, а читателя — следовать им. Гюго-поэт решительно порывает с вековыми традициями французского стихосложения, революционизирует форму стиха, его размер (стихотворение «Джинны»), последовательно проводит принцип музыкальности. Содержание «Восточных мотивов» отдавало заметную дань традиционному романтическому любованию восточной экзотикой, хотя в своей поэтической палитре Гюго нашел для нее совершенно новые, свежие краски; однако не в меньшей степени лицо сборника определяли стихотворения, выражавшие сочувствие национально-освободительной борьбе греков против турок. Поэт прославляет греческих патриотов («Наварин», «Головы в серале», «Канари»), клеймит зверства турецких угнетателей («Взятый город», «Дитя»), призывает оказать помощь греческому народу в его борьбе («Энтузиазм»). Все это сообщало его поэзии гражданственную, демократическую направленность, которой не было в его технически совершенных, но внутренне холодных одах и балладах.

Обозначив своими «Восточными мотивами» окончательную победу романтизма во французской поэзии, Гюго устремляется на штурм последнего оплота литературного классицизма — драматургии. Здесь позиции поклонников старины были особенно прочными, поскольку они апеллировали к великой традиции французского национального театра Корнеля, Расина, Мольера, Вольтера, хотя традиция эта давно выродилась и измельчала. Французская драматургия переживала серьезнейший кризис, и великий трагик французского театра Тальма имел все основания пожаловаться Гюго во время их встречи в 1826 году на то, что ему нечего играть. Развивая свою точку зрения на трагедию, Тальма услышал в ответ от Гюго: «Именно то, что вы хотите сыграть, я хочу написать».

Появившаяся в 1827 году драма в прозе «Кромвель» на сюжет из истории английской революции XVII века была первой попыткой утвердить романтизм на французской сцене. Попытка эта оказалась неудачной, драма получилась растянутой и несценичной, но в историю литературы она вошла благодаря авторскому предисловию к ней, которое стало манифестом демократически настроенных французских романтиков. Это программный документ, в котором выражена эстетическая позиция Гюго, которой он, в общем, придерживался до конца жизни.

Гюго начинает свое предисловие с изложения собственной концепции истории литературы в зависимости от истории общества. Первая большая эпоха в истории цивилизации, согласно Гюго, — это первобытная эпоха, когда человек впервые в своем сознании отделяет себя от вселенной, начинает понимать, как она прекрасна, и благодарит творца, создавшего ее. Свой восторг перед мирозданием человек выражает в лирической поэзии, господствующем жанре первобытной эпохи. Высочайшим образцом этого жанра Гюго называет Библию, Ветхий Завет. Своеобразие второй эпохи, античной, Гюго видит в том, что в это время человек начинает творить историю, создает общество, осознает себя через связи с другими людьми. Поэтому в античную эпоху ведущим видом литературы становится эпос, повествовательный род литературы, выдвинувший своего величайшего представителя Гомера. Эпический характер носит в античную эпоху, согласно Гюго, и драма, достигающая в это время высокого уровня развития.

Со средневековья начинается, говорит Гюго, новая эпоха, стоящая под знаком нового миросозерцания — христианства, которое видит в человеке постоянную борьбу двух начал, земного и небесного, тленного и бессмертного, животного и божественного. Человек как бы состоит из двух существ: «одно — бренное, другое — бессмертное, одно — плотское, другое — бесплотное, одно — скованное вожделениями, потребностями и страстями, другое — взлетающее на крыльях восторга и мечты». Борьба этих двух начал человеческой души драматична по самому своему существу: «…что такое драма, как не это еже дневное противоречие, ежеминутная борьба двух враждующих начал, всегда противостоящих друг другу в жизни и оспаривающих друг у друга человека с колыбели до могилы?» Поэтому третьему периоду в истории человечества соответствует литературный род драмы, а величайшим поэтом этой эпохи является Шекспир.

При всей субъективности и спорности этой историко-литературной концепции она интересна прежде всего тем, что Гюго пытался обусловить развитие литературных родов исторически. Далее, для понимания творческих принципов Гюго. весьма существенна даваемая им характеристика литературы новой эпохи. По мнению Гюго, поэзия нового времени отражает правду жизни: «Лирика воспевает вечность, эпопея прославляет историю, драма рисует жизнь; характер первобытной поэзии — наивность, античной — простота, новой — истина».

Все существующее в природе и в обществе может быть отражено в искусстве. Искусство ничем не должно себя ограничивать, по самому своему существу оно должно быть правдиво. Однако это требование правды в искусстве у Гюго было довольно условным, характерным для писателя — романтика. Провозглашая, с одной стороны, что драма — это зеркало, отражающее жизнь, он настаивает на особом характере этого зеркала; надо, говорит Гюго, чтобы оно «собирало, сгущало бы световые лучи, из отблеска делало свет, из света — пламя!» Правда жизни подлежит сильному преображению, преувеличению в воображении художника.

Поэтому требование правды сочетается у Гюго с требованием полной свободы творчества, причем гений художника, его вдохновение, его субъективная правда для Гюго едва ли не выше правды объективной: «Поэт должен советоваться… с природой, истиной и своим вдохновением, которое также есть истина и природа». Воображение художника призвано романтизировать действительность, за ее будничной оболочкой показать извечную схватку двух полярных начал добра и зла.

Отсюда вытекает другое положение: сгущая, усиливая, преображая действительность, художник показывает не обыкновенное, а исключительное, рисует крайности, контрасты. Только так он сможет выявить животное и божественное начала, заключенные в человеке.

Этот призыв изображать крайности является одним из краеугольных камней эстетики Гюго. В своем творчестве Гюго постоянно прибегает к контрасту, к преувеличению, к гротескному сопоставлению безобразного и прекрасного, смешного и трагического. Существенным положением «романтического манифеста», как часто называют предисловие к «Кромвелю», является требование местного колорита, couleur locale. Упрекая классицистов за то, что они изображают своих героев вне эпохи и вне национальной среды, Гюго требует передачи конкретного своеобразия того или иного времени или народа. Он придавал огромное значение исторической детали — особенностям языка, одежды, обстановки, хотя в его творчестве, надо сказать, правдоподобие «местного колорита» иногда вступало в противоречие с неправдоподобием тех моральных уроков, которые он стремился извлечь из истории; «правда — справедливость» была для Гюго выше исторической правды.

Наконец, поскольку предисловие Гюго было написано к пьесе и направлено против классицистов, то много внимания он уделяет знаменитым трем единствам классицистического театра. Единство времени и единство места Гюго требует упразднить, как совершенно искусственные и неправдоподобные для современного зрителя. Единство действия, согласно Гюго, должно быть сохранено, ибо зрителю трудно сконцентрироваться более чем на одной линии действия. Принципы, сформулированные Гюго в его «романтическом манифесте», нашли свое практическое воплощение прежде всего в его драматургии, хотя ими в значительной степени обусловливается характер всего его творчества.

Новаторство Гюго-поэта

Другие сочинения по теме:

Диалог о жизни и творчестве Гюго Виктор Гюго всей своей жизнью подтверждает верность собственным убеждением. Именно это принудило его покинуть Францию в 1851 году. В 1859.

Виктор Гюго и его исторический роман В жизни (1802-1883) и творчестве Гюго нерасторжимо слиты личное и общечеловеческое, острое восприятие своего времени и философско-историческое миросозерцание, внимание к.

Поэзия и драмы раннего творчества Гюго В области поэзии молодой преобразователь в это время одерживает решительные победы. Вышедший в 1829 г. сборник его стихов «Восточные мотивы».

Поэтический талант Виктора Гюго Виктор Гюго — наиболее авторитетный из французских романтиков XIX столетия, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля.

Брахман С. О романе «Собор Парижской богоматери»; Виктора Гюго Брахман С.: О романе «Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго «себя одинокой и неприкаянной в возникающем.

Первые прозаические произведения Гюго После неудачной попытки с «Кромвелем» Гюго пытается взять реванш новой, стихотворной драмой «Марион Делорм» (1829). Пьеса могла бы иметь успех.

Романтическое изображение действительности в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» В 1831 году Гюго написал выдающееся произведение «Собор Парижской Богоматери». Задачей писателя-патриота было создать величественный эпос, посвященный национальной культуре французского.

Роман Гюго «Труженики моря» «Труженики моря» — роман, пронизанный дыханием океана. Бури, пенистые гребни волн, острые скалы и рифы, полная тревог и опасностей жизнь.

Роман Гюго «Человек, который смеется» Роман Гюго «Человек, который смеется»- это новый залп по дворцам тиранов, новый призыв писателя в защиту отверженных. «Нигде не было.

Образ собора в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» К ни одной из монументальных сооружений средневековья, наверное, не относятся с таким почетом, как к собору Парижской Богоматери, который прославил.

Сборник стихотворений Гюго «Возмездие» и «Созерцания» В мыслях Гюго подводит итог большому отрезку жизненного пути, думает наступающей старости, но, прежде всего о судьбе Франции оказавшейся под.

Мощность поэтического таланта Гюго в «Легенде веков» Гюго продолжал работать над «Легендой веков» до конца своей жизни (вторая серия вышла в свет в 1877 году, третья —.

Герой романа Гюго «Человек, который смеется» В мае 1869 года, Гюго выпускает в свет роман «Человек, который смеется», действие которого развертывается в Англии конца XVII —.

Гюго: юноша, драматург и новатор 1876 год. Уже пять лет прошло с тех пор, как улицы Парижа обагрились кровью коммунаров. В Версале идет заседание сената.

Первые произведения Гюго на страницах «Литературного консерватора» По окончании коллежа Гюго живет с братьями у матери, поддерживающей его литературные наклонности и помогающей своими советами делать первые шаги.

Сборник «Внутренние голоса» вершина поэзии Гюго В сборнике — «Песни сумерек» — доминирует чувство тревоги, беспокойства. Источник этой тревоги в новой большой страсти, охватившей душу поэта.

Роман Гюго «Отверженные» На седьмом десятке своей жизни Гюго еще активнее, энергичнее и творит еще с большим вдохновением, чем в дни юности, В.

Читайте также:  Образ Собора (По роману В. Гюго Собор Парижской Богоматери): сочинение

РОМАН В. ГЮГО «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ» Виктор Гюго — французский писатель — прожил длинную жизнь, на протяжении которого много и плодотворно работал и оставил огромное творческое.

Гюго — защитник жертв общественной и политической несправедливости Личность Гюго поражает своей разносторонностью. Один из самых читаемых в мире французских прозаиков, для своих соотечественников он прежде всего великий.

Вечная борьба добра в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» Одним из главных образов — символов романа выступает величественный собор, который носит имя Богоматери. Он строился с XII по XV.

Особенности периодизации творчества В. Гюго. Поэтическое новаторство.

Контрольная работа

Тема: Особенности периодизации творчества В. Гюго. Поэтическое новаторство.

по дисциплине Зарубежная литература

наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

студента (студентки): Анны Николаевны Старцевой __________________

фамилия, имя, отчество

специальность 42.03.02. Журналитика_______________________________

филологических наук, доцент

Особенности периодизации творчества В. Гюго. Поэтическое новаторство.

Вместе со своим веком Гюго проделал столь же знаменательную политическую эволюцию от роялистских заблуждений ранней юности к либерализму и республиканизму, в котором он окончательно утвердился после революции 1848 года. Гюго был подлинным новатором во всех областях французской литературы: поэзии, прозе, драматургии. Это новаторство было тесно связано с обновлением духовных сил европейского общества — обновлением, которое наступило вслед за Великой французской революцией конца XVIII века.

Творчество великого французского писателя Виктора Гюго принято делить на три периода.

Первый период (1820-е – середина 1830-х гг.). В. Гюго привлекает внимание поэтическими сборниками, в которых он проявил себя как один из величайших французских поэтов, становится создателем французской романтической драмы и получает признание как драматург. Хотя поэтическую деятельность он начинает, следуя канонам классицизма, уже в предисловии к сборнику «Оды и баллады» (1826) Гюго формулирует принципы романтической поэзии, стремясь соединить национальную традицию с новой художественной системой и передать всю гамму чувств и мечтаний человеческой личности. Не меньшее значение для понимания романтических устремлений Гюго имеет и предисловие к пьесе «Кромвель», в котором он постулирует свободу художника в обращении с материалом, отвергая тем самым классицистские принципы следования единству времени, места и действия и делению на высокие и низкие жанры. Он же вводит принцип историзма, который нашел свое отражение в исторической драме «Эрнани», премьера которой (1829) вызвала ожесточенные споры между сторонниками классицизма и адептами романтического направления в искусстве. Героем пьес Гюго становится человек из низов, восстающий против тирании власти. Одним из высших художественных достижений является роман «Собор Парижской Богоматери» (1831), построенный на контрастах, отмеченный бурными страстями и несоответствием между внешней и внутренней сущностью человека. Важная роль в произведениях Гюго отводится народу.

Второй период (с середины 1830-х до 1848 г.) отмечен все более активным участием Гюго в общественно-политической жизни страны. Он всё более утверждается в необходимости борьбы за свободу, о чем свидетельствует начало работы над первым вариантом романа «Отверженные», где он выдвигает идею морального прогресса. С позиций реалиста он переходит на демократическую платформу, а взгляды его делаются все более радикальными. Он становится мэром Франции (1845), а после революции 1848 г. избирается в Учредительное, а затем в Законодательное собрание. К сожалению, в творческом отношении этот период был достаточно скромным и оказался скорее подготовкой к новому этапу, ознаменовавшемуся выходом наиболее значительных произведений писателя.

Третий период (1849–1885) Во время Второй республики он начинает активную политическую деятельность, отстаивая республиканские идеалы. После государственного переворота Луи Бонапарта писатель отправился в эмиграцию, где провел двадцать лет. В эти годы он проявляет себя как блестящий публицист, задачей которого стало обличение режима Наполеона III, критика пороков буржуазного общества и отстаивание идеалов свободы. На родину он возвращается после краха Второй империи, разделив с парижанами тяготы германского вторжения. Во время расправы над коммунарами (1871) он поднимает свой голос в их защиту. В последних своих произведениях он обращается к политическим и нравственным аспектам исторического процесса, веря в возможность нравственного совершенствования человека.

Вся этика и эстетика Гюго основана на преодолении настоящего, на возвышении над повседневностью и порыве к нравственному идеалу. В противоположность натуралистическому методу, который сознательно но отрывался от повседневности, для Гюго характерны сила и размах воображения, создание образов на грани реального и фантастического. Это эстетика чрезмерности и контраста, нарочитого укрупнения — вплоть до гротеска — как героев, так и событий, как добродетели, так и порока, эстетика постоянных антитез: черного и белого, злого и доброго, не только сосуществующих, но и постоянно сражающихся между собой во всей вселенной и в душе человека.

Список литературы

1)Матенова Ю.У. Виктор Гюго как поэт новатор / Ю.У. Матенова. – М.: Русское слово, 2014. – 201 с.

2)Виктор Гюго – биография, фото, личная жизнь писателя [Электронный ресурс] /. – Режим доступа: http://www.biography-life.ru/art/749-viktor-gyugo-biografiya-foto-lichnaya-zhizn-pisatelya.html (дата обращения:14.02.2018)

3) Евнина О.В. О творчестве В.Гюго / О.А. Евнина. – М.: Наука, 1976. – С. 33-49.

«Новаторство Гюго поэта»

Сборник «Восточные мотивы», куда вошли стихотворения 1825 – 1828 годов, буквально ошеломил читателей своей новизной. Уже в предисловии к нему Гюго дерзко заявил о праве поэта на полную свободу, на независимость его от каких- либо догм или стеснительных регламентации: «Пространство и время принадлежит поэту. Пусть поэт идет, куда он хочет, делает то, что ему нравится. Это закон. Пусть он верит в бога или богов или ни во что не верит… пусть он пишет в стихах или прозе, пусть он идет на Юг, Север, Запад или Восток…»

Право поэта иметь свою точку зрения, свое видение мира, а читателя – следовать им. Гюго-поэт решительно порывает с вековыми традициями французского стихосложения, революционизирует форму стиха, его размер (стихотворение «Джинны»), последовательно проводит принцип музыкальности. Содержание «Восточных мотивов» отдавало заметную дань традиционному романтическому любованию восточной экзотикой, хотя в своей поэтической палитре Гюго нашел для нее совершенно новые, свежие краски; однако не в меньшей степени лицо сборника определяли стихотворения, выражавшие сочувствие национально-освободительной борьбе греков против турок. Поэт прославляет греческих патриотов («Наварин», «Головы в серале», «Канари»), клеймит зверства турецких угнетателей («Взятый город», «Дитя»), призывает оказать помощь греческому народу в его борьбе («Энтузиазм»). Все это сообщало его поэзии гражданственную, демократическую направленность, которой не было в его технически совершенных, но внутренне холодных одах и балладах.

Обозначив своими «Восточными мотивами» окончательную победу романтизма во французской поэзии, Гюго устремляется на штурм последнего оплота литературного классицизма – драматургии. Здесь позиции поклонников старины были особенно прочными, поскольку они апеллировали к великой традиции французского национального театра Корнеля, Расина, Мольера, Вольтера, хотя традиция эта давно выродилась и измельчала. Французская драматургия переживала серьезнейший кризис, и великий трагик французского театра Тальма имел все основания пожаловаться Гюго во время их встречи в 1826 году на то, что ему нечего играть. Развивая свою точку зрения на трагедию, Тальма услышал в ответ от Гюго: «Именно то, что вы хотите сыграть, я хочу написать».

Появившаяся в 1827 году драма в прозе «Кромвель» на сюжет из истории английской революции XVII века была первой попыткой утвердить романтизм на французской сцене. Попытка эта оказалась неудачной, драма получилась растянутой и несценичной, но в историю литературы она вошла благодаря авторскому предисловию к ней, которое стало манифестом демократически настроенных французских романтиков. Это программный документ, в котором выражена эстетическая позиция Гюго, которой он, в общем, придерживался до конца жизни.

Гюго начинает свое предисловие с изложения собственной концепции истории литературы в зависимости от истории общества. Первая большая эпоха в истории цивилизации, согласно Гюго, – это первобытная эпоха, когда человек впервые в своем сознании отделяет себя от вселенной, начинает понимать, как она прекрасна, и благодарит творца, создавшего ее. Свой восторг перед мирозданием человек выражает в лирической поэзии, господствующем жанре первобытной эпохи. Высочайшим образцом этого жанра Гюго называет Библию, Ветхий Завет. Своеобразие второй эпохи, античной, Гюго видит в том, что в это время человек начинает творить историю, создает общество, осознает себя через связи с другими людьми. Поэтому в античную эпоху ведущим видом литературы становится эпос, повествовательный род литературы, выдвинувший своего величайшего представителя Гомера. Эпический характер носит в античную эпоху, согласно Гюго, и драма, достигающая в это время высокого уровня развития.

Со средневековья начинается, говорит Гюго, новая эпоха, стоящая под знаком нового миросозерцания – христианства, которое видит в человеке постоянную борьбу двух начал, земного и небесного, тленного и бессмертного, животного и божественного. Человек как бы состоит из двух существ: «одно – бренное, другое – бессмертное, одно – плотское, другое – бесплотное, одно – скованное вожделениями, потребностями и страстями, другое – взлетающее на крыльях восторга и мечты». Борьба этих двух начал человеческой души драматична по самому своему существу: «…что такое драма, как не это еже дневное противоречие, ежеминутная борьба двух враждующих начал, всегда противостоящих друг другу в жизни и оспаривающих друг у друга человека с колыбели до могилы?» Поэтому третьему периоду в истории человечества соответствует литературный род драмы, а величайшим поэтом этой эпохи является Шекспир.При всей субъективности и спорности этой историко-литературной концепции она интересна прежде всего тем, что Гюго пытался обусловить развитие литературных родов исторически. Далее, для понимания творческих принципов Гюго .весьма существенна даваемая им характеристика литературы новой эпохи. По мнению Гюго, поэзия нового времени отражает правду жизни: «Лирика воспевает вечность, эпопея прославляет историю, драма рисует жизнь; характер первобытной поэзии – наивность, античной – простота, новой – истина».

Все существующее в природе и в обществе может быть отражено в искусстве. Искусство ничем не должно себя ограничивать, по самому своему существу оно должно быть правдиво. Однако это требование правды в искусстве у Гюго было довольно условным, характерным для писателя- романтика. Провозглашая, с одной стороны, что драма – это зеркало, отражающее жизнь, он настаивает на особом характере этого зеркала; надо, говорит Гюго, чтобы оно «собирало, сгущало бы световые лучи, из отблеска делало свет, из света – пламя!» Правда жизни подлежит сильному преображению, преувеличению в воображении художника.

Поэтому требование правды сочетается у Гюго с требованием полной свободы творчества, причем гений художника, его вдохновение, его субъективная правда для Гюго едва ли не выше правды объективной: «Поэт должен советоваться… с природой, истиной и своим вдохновением, которое также есть истина и природа». Воображение художника призвано романтизировать действительность, за ее будничной оболочкой показать извечную схватку двух полярных начал добра и зла.

Отсюда вытекает другое положение: сгущая, усиливая, преображая действительность, художник показывает не обыкновенное, а исключительное, рисует крайности, контрасты. Только так он сможет выявить животное и божественное начала, заключенные в человеке.

Этот призыв изображать крайности является одним из краеугольных камней эстетики Гюго. В своем творчестве Гюго постоянно прибегает к контрасту, к преувеличению, к гротескному сопоставлению безобразного и прекрасного, смешного и трагического. Существенным положением «романтического манифеста», как часто называют предисловие к «Кромвелю», является требование местного колорита, couleur locale. Упрекая классицистов за то, что они изображают своих героев вне эпохи и вне национальной среды, Гюго требует передачи конкретного своеобразия того или иного времени или народа. Он придавал огромное значение исторической детали – особенностям языка, одежды, обстановки, хотя в его творчестве, надо сказать, правдоподобие «местного колорита» иногда вступало в противоречие с неправдоподобием тех моральных уроков, которые он стремился извлечь из истории; «правда- справедливость» была для Гюго выше исторической правды.

Наконец, поскольку предисловие Гюго было написано к пьесе и направлено против классицистов, то много внимания он уделяет знаменитым трем единствам классицистического театра. Единство времени и единство места Гюго требует упразднить, как совершенно искусственные и неправдоподобные для современного зрителя. Единство действия, согласно Гюго, должно быть сохранено, ибо зрителю трудно сконцентрироваться более чем на одной линии действия. Принципы, сформулированные Гюго в его «романтическом манифесте», нашли свое практическое воплощение прежде всего в его драматургии, хотя ими в значительной степени обусловливается характер всего его творчества.

Новаторство Гюго поэта

Сборник “Восточные мотивы”, куда вошли стихотворения 1825 – 1828 годов, буквально ошеломил читателей своей новизной. Уже в предисловии к нему Гюго дерзко заявил о праве поэта на полную свободу, на независимость его от каких – либо догм или стеснительных регламентации: “Пространство и время принадлежит поэту. Пусть поэт идет, куда он хочет, делает то, что ему нравится. Это закон. Пусть он верит в бога или богов или ни во что не верит. пусть он пишет в стихах или прозе, пусть он идет на Юг, Север, Запад или Восток.”
Право поэта иметь

Раздумья о вечных ценностях в романе “Собор Парижской Богоматери” Творчество французского писателя объединяет в себе разные литературные тенденции: романтизм, реализм, зачатки модернизма. Виктор Гюго был теоретиком и художником романтического направления литературы, именно он возглавлял борьбу против классицизма во Франции.

Романтическое изображение действительности в романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” В 1831 году Гюго написал выдающееся произведение “Собор Парижской Богоматери”. Задачей писателя-патриота было создать величественный эпос, посвященный национальной культуре французского народа. Поэтому так много места автор предоставляет описанию памятников средневекового.

Образ собора в романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” К ни одной из монументальных сооружений средневековья, наверное, не относятся с таким почетом, как к собору Парижской Богоматери, который прославил в своем романе Виктор Гюго. В истории французской культуры эта.

Читайте также:  Образ Собора (По роману В. Гюго Собор Парижской Богоматери): сочинение

Квазимодо КВАЗИМОДО (фр. Quasimodo) – центральный персонаж романа В. Гюго “Собор Парижской богоматери”. Образ поразительной силы, яркий и мощный, одновременно отталкивающий и притягательный. Пожалуй, из всех персонажей романа именно К. более.

Гюго защитник жертв общественной и политической несправедливости Личность Гюго поражает своей разносторонностью. Один из самых читаемых в мире французских прозаиков, для своих соотечественников он прежде всего великий национальный поэт, реформатор французского стиха, драматургии, а также публицист-патриот, политик-демократ.

Романтическая эстетика Гюго в романе “93-й год” Надо оценить всю атмосферу французской общественной жизни середины 70-х гг. чтобы понять, какое значение для французской литературы имело появление этого романа. Буржуазная реакция, напуганная Коммуной, организовала в эти годы такую.

Романтическое осмысление действительности в романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” Известный представитель французского романтизма, поэт, драматург, романист Виктор Гюго (1802-1885) написал множество прекрасных произведений. Сам писатель утверждал, что человечество прошло три этапа развития. Первый, когда человечество любовалось силой и красотой.

Второй период творчества Виктора Гюго Второй период творчества Виктора Гюго тесно связан с политической деятельностью писателя. Воспитанный роялистами, он в 1827 г. окончательно порывает свои связи с антидемократическими изданиями и переходит в лагерь республиканцев. Он.

Анализ романа Гюго “Собор Парижской Богоматери” Творчество Гюго – неистовый французский романтизм. Он охотно поднимал социальные темы, стилистика подчеркнуто-контрастная, чувствуется острое неприятие действительности. Роман “Собор.” открыто противопоставлен действительности. Действие романа происходит во время правления Людовика XI.

Характеристика образа Квазимодо Квазимодо – звонарь собора Парижской богоматери. Сирота-найденыш, он усыновлен архидьяконом Клодом Фролло, получает от него странное имя “Квазимодо” (по-французски “первое воскресенье после Пасхи” или же, по-латыни, просто “как бы”) и.

Характеристика образа Клода Фролло Фролло Клод – архидьякон собора Парижской богоматери в конце XV в. Умудренный знаниями во многих науках, самолюбивый и рассудочный человек, он обуреваем дьявольской страстью к прекрасной цыганке Эсмеральде. Ф. неотступно.

Вечная борьба добра в романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” Одним из главных образов – символов романа выступает величественный собор, который носит имя Богоматери. Он строился с XII по XV столетие, вследствие чего соединил разные архитектурные стили – романский, стиль.

Эрнани ЭРНАНИ – герой пьесы В. Гюго “Эрнани” (1830). Принято считать, что ЭРНАНИ – один из наиболее типичных романтических героев, выражающий тип героя-мстителя, страстного, чувствительного, экзальтированного. Пылкие монологи Э. невозможно произносить.

Добро и зло в романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” Виктор Гюго – великий французский писатель – прожил долгую жизнь, в течение которой много и плодотворно работал и оставил потомкам огромное наследство. За 70 лет своей литературной деятельности он написал.

Гибель Эсмеральды .Эсмеральда спала. Но все более больший шум вокруг Собора и тревожное блеяние козочки, которая проснулась раньше, в скором времени разбудили ее. . Постепенно первый испуг развеялся. Из каждый раз от.

Жан Вальжан – характеристика литературного героя ЖАН ВАЛЬЖАН (фр. Jean Valejean) – герой романа В. Гюго “Отверженные” (1862). Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный.

Поэзия и драмы раннего творчества Гюго В области поэзии молодой преобразователь в это время одерживает решительные победы. Вышедший в 1829 г. сборник его стихов “Восточные мотивы” – живое свидетельство преимущества новой, романтической поэзии. Французы еще не.

Квазимодо как образец духовной красоты (По роману В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”) Человечество с давних пор решает вопрос о совместимости духовной красоты и физического совершенства. Ближе всех в этом вопросе подошли к решению древние греки. Но впоследствии о физическом совершенстве как-то забыли.

Штурм собора В тот миг, когда несчастная поднималась на фатальную тележку, чтобы отправиться в свой последний путь, ей стало истошно жаль жизнь. Она подняла зажженные, сухие глаза к небу, к солнцу, к.

Сюжетное построение романа “Собор парижской Богоматери” Роман построен по драматургическому принципу, использованному Гюго в драмах “Эрнани”, “Марион Делорм”, “Рюи Блас”: трое мужчин добиваются любви одной женщины; цыганку Эсмеральду любят архидиакон Собора Парижской Богоматери Клод Фролло, звонарь.

Сейчас вы читаете: Новаторство Гюго поэта

Новаторство Гюго поэта: сочинение

Великий французский поэт, романист и драматург Виктор Гюго (1802 &#151 1885) родился в г. Безансоне в семье офицера. Будущему поэту было 13 лет, когда в стране установился режим Реставрации. Семнадцатилетним юношей он уже издавал литературное приложение к одной из монархических газет.

Самый первый сборник его стихов, выдержанный в духе классицизма, возвеличивал короля и его придворную знать, прославлял религию и средневековье. Но проходит всего несколько лет, и Гюго меняется. Он публикует литературный документ &#151 предисловие к драме “Кромвель”, где излагает программу романтизма. Гюго восклицает: “Нет ни правил, ни образцов; или, вернее, нет иных правил, кроме общих законов природы, господствующих над всем искусством, и частных законов для каждого произведения, вытекающих из требований, присущих каждому сюжету”.

Романтическая программа В. Гюго сыграла прогрессивную роль в литературной жизни Франции. Гюго подчеркивал демократический характер своей реформы. В 1830 г. он писал: “Литературная свобода &#151 дочь свободы политической. Этот принцип есть принцип века, и он восторжествует”. Июльская революция 1830 г. покончила с реакционным режимом Реставрации. Народ Парижа проявил в июльские дни мужество и энтузиазм. События во Франции нашли горячий отклик далеко за ее пределами.

Замечательная картиной Эжена Делакруа “Свобода на баррикадах” как нельзя лучше отражает умонастроения того времени. Молодая полуобнаженная женщина, олицетворяющая Свободу, ведет за собой парижан, высоко подняв трехцветное знамя. Сочетая романтический образ Свободы с реальными типами парижан, художник вдохновенно передает героику трех июльских дней. Мальчик с двумя пистолетами предвосхищает образ Гавроша в “Отверженных” Гюго. Центральные фигуры предстают в стремительном порыве &#151 мы словно ощущаем неодолимое движение восставшего народа, как об этом писал Виктор Гюго:

Мужчины, женщины и дети встали разом.
Кто мог владеть рукой, в ком сердце есть и разум,
Сбежались, притекли. Весь город, как река,
На королевские обрушился войска.

Талант Гюго &#151 поэта, романиста, драматурга &#151 раскрывается именно в эти годы. Его драмы “Эрнани”, “Король забавляется”, “Рюи Блаз” отличаются напряженностью сюжета, яркими романтическими контрастами, страстностью монологов. Они обнажают пустоту и ничтожество придворного быта, тиранию монархов, лицемерие и жестокость царедворцев. Положительные герои драм Гюго &#151 смелые, сильные духом люди, вступающие в конфликт с властями.

Первый исторический роман Гюго &#151 “Собор Парижской богоматери”. Действие в нем происходит в конце XV века. Роман открывается картиной шумного народного праздника в Париже. Здесь и пестрая толпа горожан и горожанок; и фламандские купцы и ремесленники, прибывшие в качестве послов во Францию; и кардинал Бурбонский, также школяры из университета, нищие, королевские стрелки, уличная танцовщица Эсмеральда и фантастически уродливый звонарь собора Квазимодо. Таков широкий круг образов, которые предстают перед читателем.

Праздник шутов, представление средневековой мистерии на мраморной площадке Дворца правосудия, мрачная Гревская площадь, окруженная узкими готическими постройками, квартал воров и бродяг, зловещие башни Бастилии, и над всем этим &#151 тяжелая громада собора, мрачный и вместе с тем величественный символ средневековья, &#151 все это воссоздавало картины эпохи. Это был тот “местный колорит”, воспроизведение которого французские романтики считали одной из важнейших задач искусства.

Виктор Гюго сумел не только дать колорит эпохи, но и обнажить социальные противоречия того времени. Огромная масса бесправного народа противостоит в романе господствующей кучке дворянства, духовенства и королевских чиновников. Характерна сцена, в которой Людовик XI скаредно подсчитывает расходы на сооружение тюремной клетки, не обращая внимания на мольбу томящегося в ней узника.

Изображение собора недаром занимает центральное место в романе. Христианская церковь играла не последнюю роль в системе крепостного гнета. Один из главных персонажей &#151 архидьякон собора Клод Фролло &#151 воплощает в себе мрачную идеологию церковников. Суровый фанатик, он посвятил себя изучению науки, но средневековые науки были тесно связаны с мистикой и суеверием. Человек незаурядного ума, Фролло скоро ощутил бессилие этой премудрости. Но религиозные предрассудки не позволяли ему выйти за ее пределы. Он испытывал “ужас и изумление служителя алтаря” перед книгопечатанием, как и перед всяким другим новшеством. Он искусственно подавлял в себе человеческие желания, но не мог устоять перед искушением, которое вызвала у него девушка цыганка. Фанатический монах стал неистовым, циничным и грубым в своей страсти, обнаруживая до конца свою низость и жестокосердие.

Наряду с образом Клода Фролло художественно убедителен образ капитана Феба де Шатопера. Красивая наружность и блеск мундира прикрывали пустоту, легкомыслие и внутреннее ничтожество этого молодого дворянина.

В центре романа писатель поставил образ Эсмеральды. Это красивая девушка, воспитанная цыганами. Гюго сделал ее воплощением душевной красоты и гуманности. Это романтический образ. Гюго утверждает, что в мире постоянно происходит борьба между добром и злом. Он создавал свои положительные образы, исходя из идеи добра. При этом романтик Гюго с особой любовью подчеркивает все яркое, красочное, контрастное. Он создает неожиданные, волнующие ситуации. Такова, например, встреча Эсмеральды с родной матерью накануне казни.

Романтичен образ Квазимодо: необыкновенно его уродство, в особенности по контрасту с красотой Эсмеральды, но в уродливом теле оказывается отзывчивое сердце. Своими душевными качествами этот простой, бедный человек противостоит и Фебу, и Клоду Фролло.

Сразу же после контрреволюционного переворота Луи Наполеона Бонапарта В. Гюго эмигрировал за границу. Оттуда он повел борьбу против Наполеона III. Со всей силой своего поэтического гения Гюго выступил против отвратительных сторон нового режима. Его страстная ненависть ко Второй империи нашла яркое выражение в сборнике стихов “Возмездие”, который представлял собой вершину политической лирики Гюго.

Наполеон представлен здесь мартышкой, которая “в шкуру льва нахально облеклась”. На всех зверей она нагоняла страх, пока не пришел охотник:

И шкуру вытряхнув, чтоб не было обмана,
Взглянул и вымолвил: “Ты только обезьяна”.

Но особенно примечательны стихотворения, в которых он обличает антинародный характер режима Второй империи, господство жадной и эгоистичной буржуазии, для которой “монета&#151бог”:

Превыше всяких благ для них купон и рента.
(“Буржуа у себя дома”)

Разгул финансовых авантюр, спекулятивная горячка, охватившая буржуазную Францию в эту эпоху, образно переданы В. Гюго в стихотворений “Веселая жизнь”:

Ну, живо! Плут, бандит, кретин, лакей, мошенник, &#151
Садитесь вкруг стола, толпитесь возле денег!
Всем будет место здесь!
Глотайте полным ртом: жизнь коротка, не так ли?
А глупый наш народ на пышном сем спектакле
К услугам вашим &#151 весь!

Кто бы мог подумать, что эти строки вполне будут приложимы к российской действительности конца 20-го столетия! Контрастом разгулу мошенников противостоит картина жалкой бедности: трагический образ матери, которая “ребенку грудь подносит, где нету молока”, миллионы несчастных, тяжелым трудом добывающих себе жалкие крохи хлеба.

Стихи Гюго этих лет исполнены гражданского пафоса. Никогда еще с такой силой не звучала, как он сам выразился, бронзовая струна его лиры &#151 гневная сатира. Он отказался вернуться во Францию, когда в 1859 году была объявлена амнистия. “Я вернусь во Францию, когда туда вернется свобода”, &#151 заявил Гюго.

В 1861 году Гюго завершает труд многих лет своей жизни &#151 роман “Отверженные”. В центре этого большого повествования &#151 люди из народа, страдающие от социальной неустроенности, от воли злых людей.

Гюго рисует историю Жана Вальжана, проведшего 19 лет на каторге. Он попал в свое время на каторгу за буханку хлеба, которую украл для голодающих детей своей сестры. По возвращении с каторги его продолжает преследовать закон буржуазного государства. Человеку с желтым паспортом не дают ни пищи, ни пристанища. Он один из отверженных в этом обществе. Озлобленный и затравленный, Жан Вальжан совершает новую кражу и тут, по воле автора, перерождается под влиянием доброго епископа Мириеля. Он становится честным, чутким к нуждам окружающих, самоотверженным в своем стремлении делать людям добро. Но для буржуазного закона он только бывший каторжник.

Параллельно линии Вальжана автор рисует историю Фантины &#151 честной девушки, которую соблазнил и бросил легкомысленный барчук. Жадный и бесчувственный Тенардье, в доме которого воспитывается маленькая дочь Фантины Козетта, воплощает отвратительные черты мещан, у которых все основано на денежном расчете.

Полицейский инспектор Жавер, преследующий и Жана Вальжана и Фантину, &#151 человек, для которого существуют только параграфы закона Он так же бездушен, как и Тенардье. Он один из винтиков той машины для подавления народа, которую представляет собой буржуазное государство.

Гюго не умеет до конца объяснить социальное зло. Он не понимает того, что дело совсем не в добрых или злых людях, не в том, что Тенардье и Жавер бесчеловечны, а в том, что весь государственный порядок, основанный на частной собственности, порождает это зло и ведет к неисчислимым бедствиям. Но Гюго умеет страстно, взволнованно рассказывать о народных страданиях и вызвать в читателе горячую симпатию к обездоленным.

В этом романе Виктор Гюго посвящает вдохновенные страницы изображению республиканского восстания 1832 года. Благороден образ республиканского вождя Анжольраса, мужественного борца за интересы народа. Любимым героем молодых читателей на долгие годы стал Гаврош &#151 маленький защитник баррикады, павший смертью героя.

Роман “Отверженные” произвел большое впечатление во Франции и за ее пределами. Роман быстро приобрел широкую популярность в России; его очень любил Л. Н. Толстой. Гюго писал: “Пока на земле царит нищета и невежество, книги, подобные этой, не могут быть бесполезными”.

Ссылка на основную публикацию
×
×