Мое понимание стихотворения Н. С. Гумилева Заблудившийся трамвай: сочинение

Мое понимание стихотворения Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай»

Скачать сочинение

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

«Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет?»

На мой взгляд, стихотворение Гумилева «Заблудившийся трамвай» символизирует социальную действительность, воцарившуюся в России после революции, а также – саму революцию.
Название этого произведения сначала вызывает недоумение: разве может трамвай заблудиться? Но лирический герой стихотворения удивляется тому, как, почему он оказался в этом странном трамвае:

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня…

Тем не менее, дело сделано. Теперь лирический герой – один из пассажиров этого необычного трамвая. Машина мчится, не соблюдая никаких правил уличного движения, с огромной скоростью, оставляя за собой в воздухе «огненную дорожку» даже «при свете дня».

«Мчался он бурей темной, крылатой…» – говорит Гумилев. Какую бурю имеет в виду поэт? Я думаю – революцию, со всем ее хаосом, неразберихой, разрухой.

И лирическому герою страшно, он хочет остановить трамвай, выйти из него:

Остановите сейчас вагон…

Но эта просьба–мольба бесполезна. «Поздно…» – так обрываются надежды лирического героя на возможность вырваться из этой «бури». Далее следуют приметы бури–революции, которая сметала все на своем пути, не щадя никого:

Вывеска… кровью налитые буквы

Гласят: «зеленая», – знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.

Конечно, «приметы» революции – красная кровь, льющаяся рекой, и многочисленные жертвы – доведены до крайней степени абсурда. «Мертвые головы» здесь продают так, будто это «капуста» и «брюква», овощи, употребляемые нами в пищу. Но определенный смысл, безусловно, в этом сравнении есть: в эпоху социальных катаклизмов и государственных переворотов смерть человека воспринимается (хотя это очень страшно!) как вполне обычное, рядовое явление. Так, во время революции гибель человека была мотивирована: он либо погибал за правое дело (честь и хвала ему!), либо умирал как враг революции.

Но вот лирический герой, невольный пассажир странного, заблудившегося трамвая, вдруг увидел впереди себя «забор дощатый», «дом в три окна и серый газон…» и вновь стал умолять «вагоновожатого» «остановить» страшный бег трамвая. При виде дома сердце героя забилось быстрее.

Чем же так дорог ему этот дом за «забором дощатым»? А вот в следующих строках – отгадка:

Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковер ткала,

Где же теперь твой голос и тело,

Может ли быть, что ты умерла?

Машенька в ее девичьей «светлице», по русскому обычаю демонстрирующаяь жениху свои способности хозяйки– рукодельницы, – воплощение всего исконного русского в этом стихотворении.

«Может ли быть, что ты умерла!» – восклицает лирический герой, отказываясь верить в то, что это, до боли ему знакомое и родное, погибло в «буре».

Герою стихотворения дорого и близко культурное наследие, веками создаваемое предками: «Исакий в вышине» (Исаакиевский собор), памятник всаднику на коне (памятник Петру I). Поэтому горько звучат следующие строки:

Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здоровье

Машеньки и панихиду по мне.

Несмотря на революционную бурю, жестокость, кровь, несмотря на страшный запрет верить в Бога и молиться ему, лирический герой «Заблудившегося трамвая» остался верен «православию». Он, как истинно русский, пойдет в храм, чтобы заказать «молебен о здоровье» Машеньки. А вот по себе герой закажет «панихиду». Ведь умерло все, в чем была его жизнь, – дом, двор, люди, страна:

И все же навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить…

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

«Трудно» лирическому герою в новой России, «больно жить…» А ведь раньше он даже не догадывался, насколько «любит» все это – родное, исконно русское:

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

«Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет?»

«В Индию Духа» – символ столь желанного и столь недосягаемого гармоничного мира – билет уже не купить.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева

Творчество Н. Гумилева сложно для восприятия из-за необычных метафор. Свидетельством этого является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Заблудившийся трамвай» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было появилось из-под пера поэта в 1919 г., а спустя два года вошло в сборник «Огненные столпы».

Тема стихотворения – революционные события в России, воспоминания о прошлых событиях.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке».

Эпитеты«огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» .

Сравнения«лицо, как вымя».

История создания

История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, ведь был уверен, что нельзя построить новую страну на лжи. Он открыто заявлял, что Россия оказалась в руках варваров, которые совсем не жалеют то, что создавалось столетиями. После революции вспыхнула гражданская война, что тоже не пришлось поэту по душе. Мятежные события вызывали у Н. Гумилева неприятные ассоциации, которые воплотились в «Заблудившемся трамвае». Произведение было создано в 1919 г., а уже в 1821 его опубликовали в сборнике «Огненные столп».

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как, поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу. Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилев использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

Проблема раскрывается с точки зрения лирического героя, поэтому стихотворение написано от первого лица. Герой рассказывает о своих «приключениях», используя аллегорические и символические образы. Сначала он вспоминает, как увидел летящий трамвай. Этот образ символический. В литературе под ним традиционно подразумевают историю. Н. Гумилев подробно описывает звуки, которые слышаться в этот момент: воронье карканье, громы и звоны лютни. Такое сочетание не удивляет, ведь символизирует хаос, царивший в начале ХХ века.

Лирический герой удивляется, как оказался на подножке железного зверя. Удивление сменяется страхом. Мужчина умоляет вагоновожатого остановиться. Но остановить бешеное движение не удается. Трамвай подвез пассажиров к странному вокзалу, где торгуют мертвыми головами. В этом эпизоде автор намекает на участие тех, кто пытался «плыть против течения», как он. Лирическому герою тоже срезают голову.

Далее мужчина замечает дом, где жила Машенька, его невеста. Теперь ее голос не слышен. Герой предполагает, что девушка умерла. В ее смерти он винит себя, ведь слышал стоны, но вместо того, чтобы броситься на помощь, пошел «представляться Императрице».

В последних строфах Н. Гумилев выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространенной в литературе первой половине ХХ века, однако произведения выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Композиция

Произведение можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр стихотворения – элегия, ведь в нем представлены невеселые размышления автора о своей эпохе. Написано оно четырехстопным ямбом. Н. Гумилев использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.

В тексте есть метафоры – «он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке» , эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» и сравнение – «лицо, как вымя».

Мое понимание стихотворения Н. С. Гумилева “Заблудившийся трамвай”

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
“Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?”

На мой взгляд, стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” символизирует социальную действительность, воцарившуюся в России после революции, а также – саму революцию.
Название этого произведения сначала вызывает недоумение: разве может трамвай заблудиться? Но лирический герой стихотворения удивляется тому, как, почему он оказался в этом странном трамвае:
Как я вскочил на его подножку,

Related posts:

Мое понимание стихотворения Н. Гумилева “Заблудившийся трамвай”Н. С. Гумилев не смог принять перемен революционного времени, не смог выработать окончательную общественную позицию, что, несомненно, не могло не отразиться в его произведениях. Одним из них является стихотворение “Заблудившийся трамвай”. Поначалу это название вызывает недоумение – разве может трамвай заблудиться? Бессмысленно, конечно, пытаться найти некое логическое объяснение этому, но можно постараться понять, что автор […].

“Заблудившийся трамвай” анализ стихотворения ГумилеваИстория создания Стихотворение “Заблудившийся трамвай” было написано Гумилевым в 1919 г. и опубликовано в 1921 в сборнике “Огненный столп”. Ирина Одоевцева вспоминала, что Гумилев поделился с ней тем, как у него возник замысел стихотворения. Он возвращался на заре домой после вечеринки, где пил и играл в карты, и, проходя по мосту через Неву, увидел летящий […].

Анализ стихотворения Гумилева “Заблудившийся трамвай”Николай Гумилев весьма негативно воспринял Октябрьскую революцию, так как был убежден, что строить новое государство на крови и лжи недопустимо. Он неоднократно публично высказывался по поводу того, что Россия с ее богатым культурным и историческим наследием отдана на растерзание варварам, которые рано или поздно уничтожат все самое лучшее, что было создано в стране многими поколениями […].

Анализ стихотворения Н. С. Гумилева “Заблудившийся трамвай”Н. С. Гумилев не смог принять переломы революционного времени, не смог найти окончательную общественную позицию, что, несомненно, не могло не отразиться в его произведениях. Одним из них является стихотворение Заблудившийся трамвай. Поначалу его название вызывает недоумение разве может трамвай заблудиться. Бессмысленно, конечно, пытаться найти некое логическое объяснение этому, но можно попытаться понять, что автор вкладывает […].

Заблудившийся трамвайШел я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы, Передо мною летел трамвай. Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня, В воздухе огненную дорожку Он оставлял и при свете дня. Мчался он бурей темной, крылатой, Он заблудился в бездне времен… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас […].

Читайте также:  Обзор творчества: сочинение

Анализ стихотворения Гумилева “Сонет”В отличие от рефлексирующих созерцателей, образами которых изобилует поэзия Серебряного века, лирический субъект гумилевского творчества – человек действия. В нем доминирует волевое начало, и при разнообразии ролей – завоевателя и охотника, воина и моряка – неизменным остается одно: мужественная сущность натуры героя. Творчество Гумилева началось с поэтической декларации конквистадора, которая была облечена в форму сонета. […].

Анализ стихотворения Гумилева “Дождь”Произведение, созданное весной 1915 г., отражает своеобразный подход автора к изображению родного пейзажа. Лирический герой видит окружающую природу через оконное стекло, забрызганное каплями дождя. Прозрачная преграда помогает по-новому взглянуть на детали обычной картины. Герой-наблюдатель фиксирует привычные и свежие черты дождливого дня: мир по-прежнему ярок и близок лирическому “я”, но представляется “рябым”, пестрым, когда свет преломляется […].

Анализ стихотворения Гумилева “Любовь”Одно из загадочных поэтических творений, “Любовь” была написана в 1912 г., когда Гумилев работал над переводами стихотворений Оскара Уайльда. Мировоззренческая доктрина и поэтика английского автора оказали влияние на Гумилева. Сыграли свою роль и впечатления, порожденные перипетиями судьбы мастера парадоксов, одобрявшего самоутверждение утонченной личности, даже если оно выходило за пределы общественных норм. С другой стороны, главный […].

Анализ стихотворения Гумилева “Война”Поэт отправился на фронт добровольцем, хотя по состоянию здоровья имел освобождение от военной службы и мог без труда отказаться от призыва. Первый год вызвал самые яркие перемены и впечатления: за храбрость и мужество Гумилев был отмечен двумя Георгиевскими крестами, а позже получил чин прапорщика. Тогда же появились поэтические тексты, составляющие небольшое наследие военной лирики Гумилева. […].

“Две розы” анализ стихотворения ГумилеваИстория создания Стихотворение “Две розы” Гумилев написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвященное рассуждениям о природе любви, написано под влиянием первого года жизни в браке с Ахматовой, к которому так стремился Гумилев. По свидетельству Ахматовой, стихотворение было написано в альбом кузине Гумилева, Марии Кузьминой-Караваевой, и ей же посвящено. Стихотворение было напечатано в сборнике “Чужое […].

Анализ стихотворения Н. Гумилева “Старый конквистадор”Стихотворение “Старый конквистадор” входит в сборник Н. Гумилева “Жемчуга” и является типичным образцом романтической поэзии. Само название произведения относит нас к далеким временам завоевания Америки испанскими и португальскими воинами. Герой стихотворения – “старый конквистадор” – заблудился в неведомой стороне, в горах. Все в этом краю, описанном в романтическом ключе, незнакомо и неведомо герою: “неведомые горы”, […].

Анализ стихотворения Гумилева “Перчатка”Свое поэтическое творение молодой автор вложил в письмо Брюсову, которое датировано концом лета 1907 г. Выбирая тему для стихотворения, Гумилев проявил себя как наследник романтической традиции. Перчатка ассоциировалась с достоинством, отвагой и благородством происхождения, но прежде всего обозначала сердечный интерес знатной красавицы и ее кавалера. Шиллеровскую балладу, заглавием которой послужил небольшой аксессуар, интерпретировали Жуковский и […].

“Жираф” анализ стихотворения ГумилеваИстория создания Стихотворение “Жираф” Гумилев написал в 1907 г. Оно было опубликовано в сборнике стихов 1908 г. “Романтические цветы”, изданном в Париже, и было посвящено Анне Ахматовой, которую Гумилев в тот момент считал своей невестой и на которой женился в 1910 г. Впоследствии посвящение было снято. Принято считать, что стихотворение написано под впечатлением путешествия Гумилева […].

“Шестое чувство” анализ стихотворения ГумилеваИстория создания Стихотворение “Шестое чувство” было написано Гумилевым в 1920 г. и напечатано в сборнике “Огненный столп” в 1921 г. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюбленного вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно “использовать” – съесть, выпить, поцеловать. Но лирический […].

Анализ стихотворения Гумилева “Дремала душа, как слепаяЛичная жизнь Николая Гумилева полна тайн и загадок. Долгое время считалось, что его единственной музой и вдохновительницей была поэтесса Анна Ахматова, любви которой Гумилев добивался на протяжении нескольких лет. Тем не менее, семейная жизнь двух неординарных личностей не сложилась, и уже через несколько лет после свадьбы Гумилев и Ахматова стали друг для друга совершенно чужими […].

Анализ стихотворения Гумилева “Девочка”Автобиографичность – несомненная черта произведения, датированного летом 1917 г. В поэтическом тексте отразились непростые отношения автора и его первой супруги Анны Ахматовой, которая стала прототипом обоих женских образов, созданных в стихотворении. Особое значение приобретают воспоминания о первых встречах двух поэтов: 17-летний юноша, едва познакомившись с “дикой девочкой” Аней, воспылал к ней горячей любовью. В центре […].

Анализ стихотворения Гумилева “Он поклялся в строгом храме”Первое знакомство Гумилева с Ахматовой состоялось в Царскосельской гимназии. Ему было семнадцать лет, ей – на три года меньше. Он сразу влюбился. Анна Андреевна взаимностью не ответила. Так началась многолетняя игра в кошки-мышки. Ахматова то приближалась, то вновь отдалялась. Гумилев страдал и даже предпринимал попытки самоубийства. Тем не менее, своего Николай Степанович добился. В 1910 […].

Тема поэта и поэзии в лирике Н. ГумилеваРоль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит ее во главу угла, почитает […].

Анализ стихотворения Гумилева “Я и вы”Незадолго до революции Николай Гумилев оказался во Франции, где влюбился в Елену дю Буше. Именно этой женщине в 1918 году поэт посвятил стихотворение “Я и вы”, в котором не только раскрывает свои чувства, но и предсказывает собственную гибель. Гумилев понимает, что у них с Еленой нет общего будущего – они слишком разные. Поэтому данное произведение […].

Тема поэта и поэзии в лирике Николая ГумилеваРоль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит ее во главу угла, почитает […].

Анализ стихотворения Гумилева “Детство”Автобиографический образ лирического героя-ребенка не относится к числу частотных, типичных для поэтики Гумилева. В позднем произведении “Память” возникает фигура “некрасивого” и “тонкого” мальчика, чувствительной душе которого близки и понятны явления природы. Обостренное восприятие живого мира позволяет автору наделить образ ребенка определением “колдовской”. Юный герой сторонится сверстников, избрав своими друзьями “дерево” и “рыжую собаку”. Основные мотивы, […].

Анализ стихотворения Гумилева “Сон”Произведение, написанное в 1917 г., вошло в сборник “К Синей звезде”, изданный после гибели автора. Революционный год застал Гумилева в Париже, где он увлекся Еленой Дюбуше. “Девушка с газельими глазами” отвергла ухаживания поэта и вскоре вышла замуж за состоятельного американца. Одной из основных особенностей стихотворений парижского периода становится тема неразделенной любви к юной лирической героине, […].

Анализ стихотворения Гумилева “Дон-Жуан”Образ дона Жуана – испанского распутника – один из самых популярных в мировой литературе. Количество произведений, в которых встречается этот персонаж, – около 150. В частности, к нему обращался Гумилев. Современники по-разному характеризовали поэта, но нередко в их описаниях встречались следующие слова: авантюрист, мечтатель, поклонник опасностей и приключений, романтик. Сам стихотворец считал себя крайне некрасивым […].

Сравнительно-сопоставительный анализ патриотических стихотворений А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. МандельштамаОктябрьская революция 1917 года, гражданская война, последовавшие за тем годы кровавого террора, уничтожения миллионов безвинных людей… Все это вехи нашей истории, летопись жизни России в 20 веке. Русская интеллигенция, творческие люди, безусловно, видели все преступления, творившиеся в это время в стране. Они, безусловно, страдали за Россию, волновались за ее будущее и настоящее. Не секрет, что […].

“Вечер” (Еще один ненужный день…) анализ стихотворения ГумилеваИстория создания Стихотворение “Вечер” было написано в 1908 г. и напечатано в сборнике “Жемчуга”, изданном в 1910 г. Некоторые исследователи считают, что в стихотворении отражены настроения Гумилева, получившего отказ от Анны Ахматовой, к которой он сватался в это время. Фактом является только то, что в момент написания стихотворения отношения Гумилева и Ахматовой, которые все-таки поженились […].

Анализ стихотворения Гумилева “Портрет мужчины”До революции Николай Гумилев успел объездить практически весь мир, однако его первое путешествие было связано с Францией. Именно туда вчерашний гимназист отправился в 1906 году, чтобы продолжить обучение в Сорбонне. Эта страна покорила поэта своей праздностью и легкостью в восприятии жизни. Поэтому неудивительно, что Гумилев часто пропускал лекции ради возможности побродить по узким парижским улочкам, […].

Анализ стихотворения Гумилева “Память”Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставши впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение “Память”, написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела. Анализируя свою […].

“Волшебная скрипка” анализ стихотворения ГумилеваИстория создания Стихотворение “Волшебная скрипка” Гумилев написал в 1910 г. Оно открывало изданный в том же году сборник “Жемчуга”. Стихотворение посвящено Брюсову, старшему наставнику Гумилева. Литературное направление и жанр Отдавая дань своему учителю, Гумилев использует символы и аллегории. В традиции символистов музыка – первооснова творчества, особая стихия, порождающая поэзию в том числе. Волшебная скрипка как […].

Анализ стихотворения Гумилева “Наступление”Николай Гумилев с огромным патриотизмом воспринял известие от начале первой мировой войны и в 1914 году записался в армию добровольцем. В свои 28 лет поэт все еще смотрел на жизнь сквозь розовые очки и считал, что участие в военной компании будет чем-то напоминать так полюбившиеся путешествия в далекие и неизведанные страны. Однако Гумилева ждало жестокое […].

“Слово” анализ стихотворения ГумилеваИстория создания Стихотворение “Слово” Гумилев написал в 1919 г в Петрограде. Оно было напечатано в 1921 в сборнике “Огненный столп”. Название сборника библейское. Такой столп вел по ночам израильский народ через пустыню в землю обетованную. Столп – символ того, что выведет народ Гумилева из тьмы и хаоса, в который погрузилась страна в революцию и гражданскую […].

Анализ стихотворения Гумилева “Однообразные мелькаютИстория романтических отношений Николая Гумилева и Анны Ахматовой полна взлетов и падений. В ней много радостных страниц, однако еще больше – трагизма, боли и погибших надежд. Гумилев был влюблен в свою будущую супругу с 19 лет, но долго не мог добиться взаимности. Когда же Ахматова дала свое согласие на брак, счастье молодых супругов было недолгим. […].

Трамвай поэзии (о лирике Е. Евтушенко)Как все должно было совпасть: голос, рост, артистизм для огромных аудиторий, маниакальные приступы трудоспособности, умение расчетливо, а иногда и храбро рисковать, врожденная житейская мудрость, простодушешие, нечто вроде апостольской болезни и, конечно же, незаурядный, очень сильный талант. Евгений Евтушенко прославился стихотворной публицистикой, стремлением поднять фельетон до уровня проповеди. Однако, мне кажется, его поэзия не только, точнее, […].

Анализ стихотворения Гумилева “Природа”Точная дата создания произведения осталась неизвестной. “Природу” относят к 1918 г. – времени выхода сборника “Фарфоровый павильон”, в который вошло стихотворение. Эта поэтическая книга – особое явление в творчестве Гумилева: она содержит вольные переводы стихотворений китайских авторов, доступные поэту в переложении из французских источников. Языки трех стран и культур, преломленные в художественном мире лирического героя, […].

Читайте также:  Смысл названия рассказа А. Грина Зеленая лампа: сочинение

Анализ стихотворения Гумилева “О тебе”Принято считать, что Николай Гумилев на протяжении всей своей жизни любил лишь одну женщину, и ею была его супруга, поэтесса Анна Ахматова. Однако это не совсем так. После нескольких лет относительно счастливой жизни отношения супругов зашли в тупик. Ахматова мечтала о том, чтобы муж всегда был рядом и при этом признавал за ней право быть […].

Анализ стихотворения Гумилева “Она”Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил […].

Анализ стихотворения Гумилева “Ягуар”Яркие образы животных, птиц и фантастических персонажей, имеющих общие черты с представителями земной фауны, стали знаковой особенностью гумилевской поэтики. Произведение 1907 г. выделяется среди анималистической лирики Гумилева: в художественном пространстве этого стихотворения читатель наблюдает перевоплощение лирического субъекта в персонажа, пришедшего из мира животных. Начало “Ягуара” определяет рамки сюжета: герой моделирует ситуацию “странного сна”, типичную для […].

Анализ стихотворения Гумилева “Две розы”Романтик по натуре, Николай Гумилев умел наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Конечно, и у него были периоды душевного опустошения, когда он пытался наложить на себя руки из-за неразделенной любви к Анне Ахматовой. Однако брак с той, чьей благосклонности он добивался много лет, поставил точку в душевных муках поэта. Отныне Гумилев пообещал сам себе, что […].

Анализ стихотворения Гумилева “Мне снилось: мы умерли обаПринято считать, что у Николая Гумилева была единственная муза, и имя ей – Анна Ахматова. Однако на протяжении нескольких лет молодая и своенравная поэтесса отвечала на предложение руки и сердца своему будущему супругу отказом, что заставляло Гумилева совершать безумные поступки. Он несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, убегал от будущей супруги чуть ли не на […].

Анализ стихотворения Гумилева “Рассказ девушки”Николай Гумилев очень рано начал писать стихи и, будучи гимназистом, сумел опубликовать несколько десятков своих ранних произведений. Именно это спасло его от исключения из престижного учебного заведения в Царском Селе, директор которого простил юному дарованию плохое поведение и неуспеваемость по многим предметам из-за любви к поэзии. Накануне выпускных экзаменов в 1905 году Гумилев опубликовал стихотворение […].

Анализ стихотворения Гумилева ЖирафНачало стихотворения знакомит читателя с женщиной, слабой тонкой и ранимой. Ее грустный взгляд, вот что видит поэт перед собой. Он будто ребенка пытается успокоить и отвлечь рассказывая про необыкновенное место, озеро Чад с его обитателем жирафом. Он называл себя “мастером сказки”. Описание природы действительно больше напоминает дивный мир. Нереальные картины, описанные строчками стиха, с такой […].

Сочинение: Стихотворение Гумилева Заблудившийся трамвай

В моем восприятии лирический герой поэзии Н.С. Гумилева – это странствующий рыцарь, бесстрашный завоеватель экзотических миров и первооткрыватель красоты земной жизни. Поэт умел видеть и ценить яркость, неповторимость каждого момента бытия, наслаждаться его прелестью и дарить это чувство своим читателям. И в поздних стихах послереволюционной эпохи лирический герой Гумилева оставался романтиком, который мучился предощущением рождения в человеке «шестого чувства», открывающего все тайны мира. Он не переставал стремиться к постижению единого верного пути развития цивилизации.

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» (1919 (?)) посвящено времени смятения человеческой души, когда многие не могли нащупать свою дорогу в эпоху великих перемен. Перед нами мелькают фрагменты античного, средневекового, восточного, китайского, русского мира, но они не складываются в общую картину:

Поздно. Уж мы обогнули стену,

Мы проскочили сквозь рощу пальм,

Через Неву, через Нил и Сену

Мы прогремели по трем мостам.

Автор словно предоставляет читателю право осмыслить связь времен и пространств, воссоздав из кусочков грандиозное полотно мироздания.

«Заблудившийся трамвай» является фантасмагорическим образом, символизирующим разлад человека с эпохой. Человек оказывается потерянным в «бездне времен», уже поздно что-либо останавливать. Традиционная для Гумилева тема странствий преобразуется в тему скитаний, бессмысленных блужданий, а судьба поколения представляется «бурей темной, крылатой». Прежде поэт пытался преодолеть несогласие между красотой жизни и блеклостью внутреннего мира человека, развлечь любимую, как, например, в стихотворении «Жираф», описанием живописных африканских пейзажей. Теперь же герой чувствует противоречие в себе, между своим поколением и эпохой:

Где я? Так томно и тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

«Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет?»

Фантастические образы в стихотворении сливаются с бытовыми деталями и подробностями:

В красной рубашке, с лицом как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

Пейзаж теряет всю свою экзотику:

А в переулке забор дощатый,

Дом в три окна и серый газон…

На первый план выходит антитеза цветовых эпитетов: «кровью налитые буквы», «в красной рубашке» – «серый газон».

Поражает полифония текста: мы слышим и «вороний грай», и «звоны лютни», и «дальние громы». Все звуки нагнетают ощущение беспокойства, тревоги, почти паники: «мы прогремели», «сердце мое стучит».

Среди такого многоцветия красок и звуков в смятенной душе героя странным диссонансом звучит лирическая история о невесте, не дождавшейся своего жениха:

Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковер ткала,

Где же теперь твой голос и тело,

Может ли быть, что ты умерла?

Образ Машеньки, которая «стонала в своей светлице», героя «с напудренной косой», Императрицы рождают ассоциации с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина. Таким образом автор обращает нас к теме слияния личной судьбы с судьбой страны, частного с общим, теме, которая всегда волновала русских писателей. Яркий образ «бьющего света» свободы неразрывно связан с целыми поколениями:

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.

В стихах Гумилева военного и послереволюционного периода все чаще появляются религиозные мотивы, они как бы становятся духовной опорой для лирического героя, который в ранней романтической поэзии представлялся более уверенным в своей физической силе, рыцарем, готовым в одиночку противостоять миру зла и несправедливости. Теперь герой соединяет свою судьбу с жизнью возлюбленной в молитве:

Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здравье

Машеньки и панихиду по мне.

Но все же лирический герой по-прежнему жаждет активного действия, он тоскует по «знакомому и сладкому ветру» странствий, он, как и раньше, готов принять бой:

И сразу ветер знакомый и сладкий,

И за мостом летит на меня

Всадника длань в железной перчатке

И два копыта его коня.

Этот мотив действия, как ни странно, сочетается в стихотворении со страстным желанием затормозить летящее время, неслучайно, дважды повторяется обращение:

Остановите сейчас вагон!

Герой словно пытается остановить «темную, крылатую» бурю, которая проносится, угрожая все смести на своем пути, которая не дает самому человеку возможность принимать решения, выбирать дорогу. Поэтому и проходит сквозь все стихотворение ключевой образ заблудившегося сознания. В завершающей строфе мотив тьмы, в которой заблудилась душа, достигает апогея:

И все ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить…

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить!

Сердце героя не просто «угрюмо», а «навеки… угрюмо». Как жить дальше, когда «и трудно дышать, и больно жить»?! Но именно эта боль подтверждает, что душа живет, она еще способна «любить и грустить». Значит есть еще кому остановить вагон, есть кому встретить всадника с дланью «в железной перчатке» и отслужить молебен.

Мое понимание стихотворения Н. Гумилева “Заблудившийся трамвай”

Н. С. Гумилев не смог принять перемен революционного времени, не смог выработать окончательную общественную позицию, что, несомненно, не могло не отразиться в его произведениях. Одним из них является стихотворение “Заблудившийся трамвай”. Поначалу это название вызывает недоумение – разве может трамвай заблудиться? Бессмысленно, конечно, пытаться найти некое логическое объяснение этому, но можно постараться понять, что автор вкладывает в данные слова.

На мой взгляд, заблудившийся трамвай символизирует революцию. Однозначно результатов, достигнутых в Европе, не будет, нет прецедента в “бездне времен” для России, но и обратного пути тоже нет. “Поздно”, – говорит лирический герой, вагон уже не остановить. И в “Индию Духа” – символ столь желанного и столь недосягаемого гармоничного мира – билет уже не купить. Трамвай едет своей, неведомой лирическому герою дорогой, оставляя за собой груды “мертвых голов”. Не останавливается он и у дома Машеньки, воплощения всего исконно русского, воплощения дореволюционной России, да и что останавливаться – ее дом пуст, нет ее больше. “Может ли быть, что ты умерла!” – восклицает герой.

Он не хочет верить в то, что ничего уже не вернуть, и собирается служить молебен о здравии девушки. Мог ли знать лирический герой, что будет конечным результатом этого хаотичного рокового движения? Думаю, нет.

Да и мы, столько лет спустя, едва ли способны точно ответить, куда привез всех нас “заблудившийся трамвай”.

Твір на тему: Мое понимание стихотворения Н. Гумилева “Заблудившийся трамвай”

Related posts:

Мое понимание стихотворения Н. С. Гумилева “Заблудившийся трамвай” Где я? Так томно и так тревожно Сердце мое стучит в ответ: “Видишь вокзал, на котором можно В Индию Духа купить билет?” На мой взгляд, стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” символизирует.

“Заблудившийся трамвай” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Заблудившийся трамвай” было написано Гумилевым в 1919 г. и опубликовано в 1921 в сборнике “Огненный столп”. Ирина Одоевцева вспоминала, что Гумилев поделился с ней тем, как у.

Сравнительно-сопоставительный анализ патриотических стихотворений А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама Октябрьская революция 1917 года, гражданская война, последовавшие за тем годы кровавого террора, уничтожения миллионов безвинных людей… Все это вехи нашей истории, летопись жизни России в 20 веке. Русская интеллигенция, творческие.

Мое понимание стихотворения В. Брюсова “Грядущие гунны” Где вы, грядущие гунны, Что тучей нависли над миром! Слышу ваш топот чугунный. По еще не открытым Памирам. Читая строки стихотворения “Грядущие гунны”, удивляешься прозорливости и интуиции их автора –.

Анализ стихотворения Н. Гумилева “Жираф” Николай Гумилев – один из известных поэтов конца 19 – начала 20 века, легендарная личность… Но, увы, заслуги поэта-акмеиста высоко ценили только после смерти, что лишило его возможности создать еще.

“Она” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Она” было написано Гумилевым в 1912 г. и опубликовано в сборнике “Чужое небо” (1912). Ахматова, которая стала женой Гумилева в 1910 г., утверждала, что в тексте речь.

“Две розы” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Две розы” Гумилев написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвященное рассуждениям о природе любви, написано под влиянием первого года жизни в браке с Ахматовой, к которому.

Мое понимание стихотворения В. Брюсова “Конь Блед” Показался с поворота всадник огнеликий, Конь летел стремительно и стал с огнем в глазах. Читая стихотворение В. Брюсова “Конь Блед” (1904 год), окунаешься в атмосферу чего-то таинственного. “И се конь.

Тема поэта и поэзии в лирике Н. Гумилева Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии.

“Шестое чувство” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Шестое чувство” было написано Гумилевым в 1920 г. и напечатано в сборнике “Огненный столп” в 1921 г. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма.

“Вечер” (Еще один ненужный день…) анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Вечер” было написано в 1908 г. и напечатано в сборнике “Жемчуга”, изданном в 1910 г. Некоторые исследователи считают, что в стихотворении отражены настроения Гумилева, получившего отказ от.

“Волшебная скрипка” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Волшебная скрипка” Гумилев написал в 1910 г. Оно открывало изданный в том же году сборник “Жемчуга”. Стихотворение посвящено Брюсову, старшему наставнику Гумилева. Литературное направление и жанр Отдавая.

“Слово” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Слово” Гумилев написал в 1919 г в Петрограде. Оно было напечатано в 1921 в сборнике “Огненный столп”. Название сборника библейское. Такой столп вел по ночам израильский народ.

Два стихотворения Николая Гумилева Восприятие, истолкование, оценка “Он поклялся в строгом храме…” За каждой поэтической строкой Николая Гумилева – его необычайная биография, наполненная духовными исканиями, стремлением к прекрасному. Все это в полной мере относится.

Творчество поэта Серебряного века Николая Гумилева Одним из самых ярких поэтов “серебряного века” был Николай Гумилев. Он вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт.

Анализ стихотворения Гумилева Жираф Начало стихотворения знакомит читателя с женщиной, слабой тонкой и ранимой. Ее грустный взгляд, вот что видит поэт перед собой. Он будто ребенка пытается успокоить и отвлечь рассказывая про необыкновенное место.

“Озеро Чад” анализ стихотворения Гумилева Николай Степанович Гумилев – русский поэт Серебряного века, один из основателей акмеизма, критик и переводчик. В 1914 году, во время Первой мировой войны, отправился добровольцем на фронт и получил два.

Мое понимание рыночной экономики Сходно продаем, премию в сувенир даем! (Русская поговорка) В наше время экономические вопросы волнуют нас гораздо больше, чем, например, в эпоху застоя. Это и понятно. Чтобы научиться хорошо и честно.

Мое понимание счастья Когда в конце урока нам задали написать сочинение на тему “Мое понимание счастья”, честно говоря, я растерялся. О чем писать? Конечно, у меня было немало радостных дней и моментов, но.

Трамвай “Желание” – Теннесси Уильямс Место действия пьесы – убогая окраина Нового Орлеана; в самой атмосфере этого места, по ремарке Уильямса, ощущается что-то “пропащее, порченое”. Именно сюда трамвай с символическим названием “Желание” привозит Бланш Дюбуа.

За тенью Гумилева. Советская баллада и акмеизм В статье Татьяны Бек “Акмеизм” (“Литература”, 1996, № 2) приводятся строки о “парадоксе гумилевского наследства в советском контексте. Экзотический романтизм, приверженность “музе дальних странствий”, эстетизация боя, опасности, риска и театрально-мужественная.

Сочинение “Мое понимание счастья” У каждого человека свое понимание счастья. Для матери это здоровье ее детей, для человека творческого – вдохновение и признание, для влюбленного – улыбка милой, а для кого-то – просто возможность.

Мое понимание морали Каждое общество воспитывает своих граждан на определенных моральных нормах. Наши родители пытались отвечать моральным принципам строителя коммунизма. Государство Украина отстаивает демократические принципы развития общества. Энциклопедический словарь объясняет термин “мораль” как.

Италия в стихах А. Блока и Н. Гумилева Италия… О Италия! Как бы стремительно ни бежало время, Италия никогда не состарится. Древность этой страны лишь передает неповторимый аромат ее юности. Очарование вечной молодости создается природой, морем, веселыми людьми….

Поэзия Н. Гумилева Многие десятилетия мы питались лишь слухами о судьбе Николая Гумилева, о его жизни, и уж тем более об обстоятельствах гибели. В час, когда он родился, морская крепость Кронштадт сотрясалась под.

Китайские стихи Николая Гумилева Версификационная поэтика цикла 1 Как никто другой в русской поэзии преданный музе дальних странствий Николай Гумилев никогда не бывал в Китае и вообще на Дальнем Востоке, тем не менее в.

Анализ стихотворения “Россия” А. Блока Александр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и “чувствует сам”, и не только восхищается ей, но.

Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности “человека разума”, об обаянии и слабости “человека сердца”. В “Обломове” эта мысль.

Сочинение на тему: понимание счастья и любовь героев рассказа куприна бунина и чехова. ( Рассказы о любви кавказ куст сирени ) В рассказе “Куст сирени” Вера ради своего любимого пошла на то, что бы не сделала любая женщина продала свои драгоценности. Даже отдала самое дорогое кольцо с солитером. Она пошла смотреть.

Мое понимание стихотворения Н. Гумилева “Заблудившийся трамвай”

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев)

Автор: Guru · 19.10.2018

Одним из ярчайших поэтов «серебряного века» являлся Николай Гумилев. Именно его можно назвать «отцом» акмеизма – литературного направления 20 века, в основе идеи которого зиждился принцип воспевания подлинной красоты мира. Поэт был очень тонко чувствующим и талантливым человеком, все его произведения глубокие и трепетные, хоть зачастую и неоднозначные.

История создания

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» было написано Гумилёвым в 1919 году, а опубликовано в сборнике «Огненный столп» в 1921. Ирина Одоевцева, русская поэтесса и прозаик 20 века, вспоминала, что автор поделился с ней тем, как у него возник замысел лирического произведения. Он возвращался на заре домой после праздничного вечера, на котором выпивал, играл в карты с приятелями и друзьями, и, идя уже по ночному Петербургу, остановился на мосту, где его не очень трезвый взгляд приковал летящий трамвай. В этот момент Гумилеву показалось, что он видит будущее, а значит – что-то очень важное. Сама собой родилась первая строка стихотворения, а за ней поэт как по волшебству начал проговаривать строки. Он был очень удивлен такому творческому порыву и вдруг нахлынувшему вдохновению.

Стоит отметить, что Гумилев в финальной редакции стихотворения изменил лишь одно: Машеньки в первоначальном варианте не существовало – ее звали Катенькой.

Жанр, направление и размер

Стихотворение Гумилева Заблудившийся трамвай» совершенно не вписывается в колею типичных произведений акмеизма. Исследователи творчества поэта находят огромное количество символов, поэтому наиболее точно невозможно определить направление данного лирического произведения. Космос противопоставлен обычному земному миру, то есть символика космоса (принцип символизма) сочетается в произведении с описанием красоты обычной жизни – принцип акмеизма.

Жанр стихотворения выявить тоже весьма нелегко. Сам поэт определил лирическое произведение, как магическое стихотворение, но литературоведы указывают на иное жанровое определение – стихотворение-откровение.

Говоря о стихотворном размере и рифмовке в данном лирическом произведении, с полной уверенностью можно говорить лишь о последнем – перекрёстная рифма (АВАВ), где чередуется мужская и женская рифмы. Сам Гумилев говорил, что из-за стихийного вдохновения стихотворение получилось несколько тоническим, поэтому силлабо-тонический размер определить не получится.

Образы и символы

Данное стихотворение – одно из самых неоднозначных трудов Гумилева. Сюжет стихотворения – сон, поэтому поэт не вынужден следовать принципам логики, ведь все здесь может быть нереальным.

Центральный образ – трамвай – нечто из иного мира, ведь его окружают «чужие» лучи света и звуки. Лирический герой – главный герой сна, неизвестным образом оказывается на трамвае, который несет его без вагоновожатого в странное место. Мотив искаженного времени и пространства подталкивает читателей к мысли о том, что это своеобразное путешествие – не что иное, как дорога в загробный мир.

Если считать, что данная интерпретация верна, то можно найти в тексте периоды жизни Гумилева. Каждый образ в стихотворении – виток истории в жизни: Нева – Петербург, 1920, Сена – Париж, в котором Гумилев был с 1906 по 1908 год, дом с 3 окнами – дом, в котором жила жена поэта – Анна Ахматова, Нил – африканское путешествие автора, закончившееся в 1913. Исходя из этих образов, можно сделать вывод, что трамвай – символ времени, но это только гипотеза, ведь Париж в жизни автора был не только начале 20 века, но и в 1918 году.

Образ Петербурга прослеживается в последних строфах: всадник в железной перчатке на коне, Исакий. Это конечная точка, где герой хочет заказать панихиду по себе. Машенька – собирательный образ той самой, дореволюционной России, к которой у автора лишь трепетные чувства.

Темы и настроение

Тему и основную мысль стихотворение определить опять же достаточно трудно. Это зависит от субъективного прочтения стихотворения. Либо это духовные творческие искания поэта, либо его прошлое, пронёсшееся у него перед глазами.

Нужно сказать, что в стихотворении четко просматривается гражданская позиция автора. Лирический герой немного с тоской вспоминает то, что случалось с ним, просит остановить вагон там, где все было хорошо, там, где Россия была великой. Николай Гумилев не принимал Октябрьскую революцию, он был уверен, что невозможно строить новое и процветающее государство на жестокости и крови.

Жизнь Гумилева нельзя назвать счастливой: он так и не смог принять революцию, не смог по-настоящему полюбить, поэтому стихотворения поэта прописаны чувством грусти и некого сожаления. Автор прожил недолгий век, но он ставил поле себя вечные произведения русской поэзии, которые уже практически 100 лет читают и учат люди всех возрастов.

Смысл стихотворения можно трактовать двояко. Я бы остановился на версии, которая является логическим продолжением интерпретации образов. Так вот, в какую бы эпоху ни жил герой стихотворения, сколько бы жизней и душ ни «пропустил» через себя, грусть и сожаление не покидали его душу. Он чувствовал постоянное недомогание от того, что не может полюбить и просто быть счастливым.

Но вдруг — озарение. Внезапно лирический герой говорит о том, что ни в одной из своих прежних жизней даже и представить себе не мог, что любовь может быть такой, грустной, построенной лишь на воспоминаниях о былой красоте. Главная мысль стихотворения состоит в том, что в сердце человека всегда есть любовь, просто иногда это чувство такое непривычное, что даже близко не напоминает эталон.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» наполнено изобразительно-выразительными средствами. Особое внимание следует уделить эпитетам и метафорам.

  • «Мчался он бурей» — метафора, усиливающая впечатление лирического героя о путешествии на трамвае.
  • «Пытливый взгляд» — очень образный эпитет; несмотря на тревожное состояние, лирический герой очень внимателен, он пытается заметить каждую деталь, каждую мелочь.
  • «Знакомый и сладкий ветер» — эпитет, позволяющий читателям понять отношение автора к городу «всадника в железной перчатке» и Исакия.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Стихотворение Гумилева Заблудившийся трамвай
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 22:56:34 17 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 175 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать