Творческие замыслы Грибоедова: сочинение

Cочинение «Творческие замыслы Грибоедова»

Скептицизм Грибоедова, спорившего с декабристами по некоторым вопросам, вызывался не боязнью суровой кары или незрелостью его политической мысли. Он предвидел их трагическую судьбу. Обреченность движения ощущалась и многими декабристами («Исповедь Налива-йки» Рылеева). Но Грибоедов глубже, чем декабристы, понимал сословную ограниченность движения, понимал, что его деятели не связаны с народом, что они преувеличивают степень готовности к восстанию даже вверенных им полков. Известно скептическое суждение Грибоедова: «Сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт России». Мышление Грибоедова было более зрелым и конкретно-историческим, чем мышление декабристов.

Последующие творческие замыслы Грибоедова отражали все более глубокое понимание автором непримиримости противоречий между крестьянством и помещиками и все более отчетливое осознание исторической роли народа.

После поражения декабристов Грибоедов оказался в своеобразном политическом одиночестве. Он находился под постоянным надзором III отделения. Для современников драматурга не было секретом, что в его трагической судьбе был косвенно повинен Николай I. Арестованный по делу декабристов, автор знаменитой комедии вдруг оказался «милостиво прощен». Он был облечен высоким саном министра-резидента (посла) и отправлен в Тегеран. Царю надо было этой мерой несколько скрасить неблагоприятное впечатление в обществе, вызванное казнью декабристов.-Перед отъездом в Персию, встретившись на балу с Пушкиным, Грибоедов поделился с поэтом своими мрачными предчувствиями: «Вы еще не знаете этих людей; вы увидите, что дело дойдет до ножей».

30 января (11 февраля) 1829 г. в Тегеране фанатически настроенная толпа персов, искусно направленная рукой реакционно настроенной придворной верхушки и духовенства Персии, при тайном подстрекательстве английской дипломатии учинила кровавую резню. Грибоедов был зверски убит, а русская миссия разграблена. Это было сделано в отместку за недавние победы русской армии над Персией и заключенный Туркманчайский мирный договор.

В стремительном развитии литературы 10-20-х годов XIX в., в сложной эволюции и взаимодействии литературных течений творчество А. С. Грибоедова занимает особое место. Писатель пришел к реализму своим путем, стремясь к обобщению традиций, к преодолению узких программ «классиков» и романтиков. Теоретическая мысль Грибоедова настойчиво искала новых путей. С. Н. Бегичев рассказывал, что при первом знакомстве с Грибоедовым он нашел вкус и литературные мнения своего приятеля уже сформировавшимися: «Он первый познакомил меня с «Фаустом» Гете и тогда уже знал почти наизусть Шиллера, Гете и Шекспира»

Литературная позиция Грибоедова первоначально определялась его принадлежностью к писательскому кружку, в который входили П. А. Катенин, С. И. Бегичев, А. А. Жандр, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Бахтин. Грибоедов признавался в письме Катенину в 1825 г.: «Тебе обязан зрелостью, объемом и даже оригинальностью моего дарования, если оно есть во мне». В известной уже нам полемике о балладе (переводы «Леноры» Бюргера) Грибоедов стал на защиту тех поэтических принципов, которые вводил Катенин. Под его влиянием Грибоедов серьезно задумался над проблемой народности литературы, оценил значение местного колорита в поэзии, увидел слабые стороны «мечтательного» романтизма, далекого от «натуры».

Грибоедову были близки некоторые программные принципы складывавшегося революционного романтизма декабристов. Находясь в Петербурге, он посещал заседания Вольного общества любителей российской словесности. Из Тифлиса и Персии он пристально следил за развитием передового литературного течения. Весьма вероятно, что эта связь эстетического мышления Грибоедова с декабристской поэтикой отразилась на первоначальном замысле «Горя от ума» как «сценической поэмы» «великолепного и высшего значения». Эти слова Грибоедова следует, по-видимому, понимать в том смысле, что первоначально в «Горе от ума», особенно в той части, которая связана с образом Чацкого, был более сильно развит граждански-воспитательный, лирико-патетический элемент (что было характерно для произведений К. Ф. Рылеева и других поэтов-декабристов). Но в последних редакциях «Горя от ума», рассчитывая на сценическое воплощение комедии, Грибоедов искал чисто реалистического решения гражданской темы. В своей комедии драматург перерос рамки романтической поэтики декабристов.

В 20-х годах литературно-критические взгляды Грибоедова приобретают ярко выраженный реалистический характер, что является результатом раздумий писателя над лучшими достижениями мировой литературы. Грибоедов верно судит об односторонности таланта Мольера, об известном схематизме и карикатурности его персонажей-масок, с особенным интересом изучает драматургию Шекспира, высказывает предпочтение всеобъемлющему гению Гете перед односторонним, по его мнению, дарованием Байрона, которого, однако, он высоко ценит как политического деятеля. Грибоедов сам раскрыл реалистическую сущность комедии «Горе от ума» в письме Катенину в начале 1825 г. Его поэтика была полной неожиданностью и для друзей по катенинскому кружку, и для декабристов. «Классик» в драматургии, Катенин занял враждебную позицию по отношению к Грибоедову, а романтики-декабристы, верно оценив идейно-политический смысл «Горя от ума», не осознали того, что комедия знаменовала решительный поворот русской литературы к реализму.

Творческие замыслы Грибоедова

Скептицизм Грибоедова, спорившего с декабристами по некоторым вопросам, вызывался не боязнью суровой кары или незрелостью его политической мысли. Он предвидел их трагическую судьбу. Обреченность движения ощущалась и многими декабристами («Исповедь Налива-йки» Рылеева). Но Грибоедов глубже, чем декабристы, понимал сословную ограниченность движения, понимал, что его деятели не связаны с народом, что они преувеличивают степень готовности к восстанию даже вверенных им полков. Известно скептическое суждение Грибоедова: «Сто прапорщиков

Последующие творческие замыслы Грибоедова отражали все более глубокое понимание автором непримиримости противоречий между крестьянством и помещиками и все более отчетливое осознание исторической роли народа.

После поражения декабристов Грибоедов оказался в своеобразном политическом одиночестве. Он находился под постоянным надзором III отделения. Для современников драматурга не было секретом, что в его трагической судьбе был косвенно повинен Николай I. Арестованный

30 января (11 февраля) 1829 г. в Тегеране фанатически настроенная толпа персов, искусно направленная рукой реакционно настроенной придворной верхушки и духовенства Персии, при тайном подстрекательстве английской дипломатии учинила кровавую резню. Грибоедов был зверски убит, а русская миссия разграблена. Это было сделано в отместку за недавние победы русской армии над Персией и заключенный Туркманчайский мирный договор.

В стремительном развитии литературы 10-20-х годов XIX в., в сложной эволюции и взаимодействии литературных течений творчество А. С. Грибоедова занимает особое место. Писатель пришел к реализму своим путем, стремясь к обобщению традиций, к преодолению узких программ «классиков» и романтиков. Теоретическая мысль Грибоедова настойчиво искала новых путей. С. Н. Бегичев рассказывал, что при первом знакомстве с Грибоедовым он нашел вкус и литературные мнения своего приятеля уже сформировавшимися: «Он первый познакомил меня с «Фаустом» Гете и тогда уже знал почти наизусть Шиллера, Гете и Шекспира»

Литературная позиция Грибоедова первоначально определялась его принадлежностью к писательскому кружку, в который входили П. А. Катенин, С. И. Бегичев, А. А. Жандр, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Бахтин. Грибоедов признавался в письме Катенину в 1825 г.: «Тебе обязан зрелостью, объемом и даже оригинальностью моего дарования, если оно есть во мне». В известной уже нам полемике о балладе (переводы «Леноры» Бюргера) Грибоедов стал на защиту тех поэтических принципов, которые вводил Катенин. Под его влиянием Грибоедов серьезно задумался над проблемой народности литературы, оценил значение местного колорита в поэзии, увидел слабые стороны «мечтательного» романтизма, далекого от «натуры».

Грибоедову были близки некоторые программные принципы складывавшегося революционного романтизма декабристов. Находясь в Петербурге, он посещал заседания Вольного общества любителей российской словесности. Из Тифлиса и Персии он пристально следил за развитием передового литературного течения. Весьма вероятно, что эта связь эстетического мышления Грибоедова с декабристской поэтикой отразилась на первоначальном замысле «Горя от ума» как «сценической поэмы» «великолепного и высшего значения». Эти слова Грибоедова следует, по-видимому, понимать в том смысле, что первоначально в «Горе от ума», особенно в той части, которая связана с образом Чацкого, был более сильно развит граждански-воспитательный, лирико-патетический элемент (что было характерно для произведений К. Ф. Рылеева и других поэтов-декабристов). Но в последних редакциях «Горя от ума», рассчитывая на сценическое воплощение комедии, Грибоедов искал чисто реалистического решения гражданской темы. В своей комедии драматург перерос рамки романтической поэтики декабристов.

В 20-х годах литературно-критические взгляды Грибоедова приобретают ярко выраженный реалистический характер, что является результатом раздумий писателя над лучшими достижениями мировой литературы. Грибоедов верно судит об односторонности таланта Мольера, об известном схематизме и карикатурности его персонажей-масок, с особенным интересом изучает драматургию Шекспира, высказывает предпочтение всеобъемлющему гению Гете перед односторонним, по его мнению, дарованием Байрона, которого, однако, он высоко ценит как политического деятеля. Грибоедов сам раскрыл реалистическую сущность комедии «Горе от ума» в письме Катенину в начале 1825 г. Его поэтика была полной неожиданностью и для друзей по катенинскому кружку, и для декабристов. «Классик» в драматургии, Катенин занял враждебную позицию по отношению к Грибоедову, а романтики-декабристы, верно оценив идейно-политический смысл «Горя от ума», не осознали того, что комедия знаменовала решительный поворот русской литературы к реализму.

Сочинения по темам:

Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В.

Москва Грибоедова Москва — родной город Александра Сергеевича Грибоедова. Здесь в доме матери Настасьи Федоровны прошли детство и отрочество, юношеские годы будущего.

Сочинение по комедии Грибоедова Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы.

Герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова является наличие в пьесе двух конфликтов, которые тесно связаны.

Ранняя драматургия Грибоедова Написанные Грибоедов в 1814-1817 гг. пьесы «Молодые супруги» и «Притворная неверность» (в содружестве с А. А. Жандром) — типичный образчик.

Читайте также:  Д. А. Гранин. Иду на грозу: сочинение

История создания «Горе от ума» Грибоедова Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатирический взгляд на жизнь, и мировоззрение аристократического общества Москвы.

Новаторство Грибоедова Грибоедов написал свою комедию «Горе от ума» в 1824 году. Она оказала огромное влияние на русскую литературу. Новаторство Грибоедова заключено.

«Творческие замыслы Грибоедова»

Скептицизм Грибоедова, спорившего с декабристами по некоторым вопросам, вызывался не боязнью суровой кары или незрелостью его политической мысли. Он предвидел их трагическую судьбу. Обреченность движения ощущалась и многими декабристами («Исповедь Налива-йки» Рылеева). Но Грибоедов глубже, чем декабристы, понимал сословную ограниченность движения, понимал, что его деятели не связаны с народом, что они преувеличивают степень готовности к восстанию даже вверенных им полков. Известно скептическое суждение Грибоедова: «Сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт России». Мышление Грибоедова было более зрелым и конкретно-историческим, чем мышление декабристов.

Последующие творческие замыслы Грибоедова отражали все более глубокое понимание автором непримиримости противоречий между крестьянством и помещиками и все более отчетливое осознание исторической роли народа.

После поражения декабристов Грибоедов оказался в своеобразном политическом одиночестве. Он находился под постоянным надзором III отделения. Для современников драматурга не было секретом, что в его трагической судьбе был косвенно повинен Николай I. Арестованный по делу декабристов, автор знаменитой комедии вдруг оказался «милостиво прощен». Он был облечен высоким саном министра-резидента (посла) и отправлен в Тегеран. Царю надо было этой мерой несколько скрасить неблагоприятное впечатление в обществе, вызванное казнью декабристов.-Перед отъездом в Персию, встретившись на балу с Пушкиным, Грибоедов поделился с поэтом своими мрачными предчувствиями: «Вы еще не знаете этих людей; вы увидите, что дело дойдет до ножей».

30 января (11 февраля) 1829 г. в Тегеране фанатически настроенная толпа персов, искусно направленная рукой реакционно настроенной придворной верхушки и духовенства Персии, при тайном подстрекательстве английской дипломатии учинила кровавую резню. Грибоедов был зверски убит, а русская миссия разграблена. Это было сделано в отместку за недавние победы русской армии над Персией и заключенный Туркманчайский мирный договор.

В стремительном развитии литературы 10-20-х годов XIX в., в сложной эволюции и взаимодействии литературных течений творчество А. С. Грибоедова занимает особое место. Писатель пришел к реализму своим путем, стремясь к обобщению традиций, к преодолению узких программ «классиков» и романтиков. Теоретическая мысль Грибоедова настойчиво искала новых путей. С. Н. Бегичев рассказывал, что при первом знакомстве с Грибоедовым он нашел вкус и литературные мнения своего приятеля уже сформировавшимися: «Он первый познакомил меня с «Фаустом» Гете и тогда уже знал почти наизусть Шиллера, Гете и Шекспира»

Литературная позиция Грибоедова первоначально определялась его принадлежностью к писательскому кружку, в который входили П. А. Катенин, С. И. Бегичев, А. А. Жандр, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Бахтин. Грибоедов признавался в письме Катенину в 1825 г.: «Тебе обязан зрелостью, объемом и даже оригинальностью моего дарования, если оно есть во мне». В известной уже нам полемике о балладе (переводы «Леноры» Бюргера) Грибоедов стал на защиту тех поэтических принципов, которые вводил Катенин. Под его влиянием Грибоедов серьезно задумался над проблемой народности литературы, оценил значение местного колорита в поэзии, увидел слабые стороны «мечтательного» романтизма, далекого от «натуры».

Грибоедову были близки некоторые программные принципы складывавшегося революционного романтизма декабристов. Находясь в Петербурге, он посещал заседания Вольного общества любителей российской словесности. Из Тифлиса и Персии он пристально следил за развитием передового литературного течения. Весьма вероятно, что эта связь эстетического мышления Грибоедова с декабристской поэтикой отразилась на первоначальном замысле «Горя от ума» как «сценической поэмы» «великолепного и высшего значения». Эти слова Грибоедова следует, по-видимому, понимать в том смысле, что первоначально в «Горе от ума», особенно в той части, которая связана с образом Чацкого, был более сильно развит граждански-воспитательный, лирико-патетический элемент (что было характерно для произведений К. Ф. Рылеева и других поэтов-декабристов). Но в последних редакциях «Горя от ума», рассчитывая на сценическое воплощение комедии, Грибоедов искал чисто реалистического решения гражданской темы. В своей комедии драматург перерос рамки романтической поэтики декабристов.

В 20-х годах литературно-критические взгляды Грибоедова приобретают ярко выраженный реалистический характер, что является результатом раздумий писателя над лучшими достижениями мировой литературы. Грибоедов верно судит об односторонности таланта Мольера, об известном схематизме и карикатурности его персонажей-масок, с особенным интересом изучает драматургию Шекспира, высказывает предпочтение всеобъемлющему гению Гете перед односторонним, по его мнению, дарованием Байрона, которого, однако, он высоко ценит как политического деятеля. Грибоедов сам раскрыл реалистическую сущность комедии «Горе от ума» в письме Катенину в начале 1825 г. Его поэтика была полной неожиданностью и для друзей по катенинскому кружку, и для декабристов. «Классик» в драматургии, Катенин занял враждебную позицию по отношению к Грибоедову, а романтики-декабристы, верно оценив идейно-политический смысл «Горя от ума», не осознали того, что комедия знаменовала решительный поворот русской литературы к реализму.

Творческий путь А.С. Грибоедова

Творчество поэтов-декабристов.

Грибоедов был участником Отечественной войны 1812 г.: он вступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участво­вал.

После выхода в отставку в 1816 г. Грибоедов живет в Петербурге. Служба в Коллегии иностранных дел сближает его с А. С. Пушкиным и В. К- Кюхельбекером. Грибоедов расширяет круг знакомых, среди которых А. И. Одоевский, С. П. Трубецкой, П. Г. Каховский, М. Ф. Орлов. Он знакомится с театральным миром: артистами Со­сницким, Семеновой, Вальберховой, позднее — с Каратыгиным. Гри­боедов много пишет для сцены, участвует в литературной полемике. Жизнь бурлила вокруг Грибоедова, и он не оставался безучастным к ней. И близость к декабристам, и возникший около этого времени замысел комедии «Горе от ума» свидетельствовали о том, что, уезжая в 1818 г. на службу в Персию в качестве секретаря русской диплома­тической миссии в Тегеране, Грибоедов уже понял общественно-политическую коллизию своего времени. В Петербурге Грибоедов наблюдал зарождение революционного движения.

С 1822 г. Грибоедов служит в Тифлисе при генерале А. П. Ермоло­ве. И здесь его окружали друзья и единомышленники. В дружеской атмосфере общения с Ермоловым и Кюхельбекером Грибоедов начал усиленную работу над давним замыслом «Горя от ума» и написал в Тифлисе первые два действия комедии.

Наиболее важными были московский и петербургский периоды жизни Грибоедова с весны 1823 по май 1825 г. Писатель вернулся из Тифлиса в долгосрочный отпуск и с головой окунулся в бурную обще­ственную и литературную жизнь. Здесь Грибоедов имел возможность на балах и раутах еще раз столкнуться с нравами реакционной фаму-совской Москвы, холодного, официального Петербурга и всем сер­дцем и умом осознать благородную миссию молодых поборников свободы, таких, как его Чацкий.

Летом 1823 г. Грибоедов уехал в тульскую деревню своего прияте­ля С. Н. Бегичева, где с исключительным творческим подъемом работал над третьим и четвертым действиями «Горя от ума». В июне 1824 г. Грибоедов уже читает комедию в литературных салонах Пе­тербурга и приятельских кружках. В это время в Петербурге гото­вится революционное выступление декабристов, в котором примут участие почти все друзья Грибоедова. Он познакомился здесь с К. Ф- Рылеевым, А. А. Бестужевым, долгое время жил в одной кварти­ре с А. И. Одоевским, где под диктовку переписывалось во множестве экземпляров «Горе от ума» для распространения по всей России.

Последующие творческие замыслы Грибоедова отражали все более глубокое понимание автором непримиримости противоречий между крестьянством и помещиками и все более отчетливое осозна­ние исторической роли народа.

Литературно-критические взгляды А. С. Грибоедова в значитель­ной степени предопределяли реалистический художественный метод «Горя от ума». Вместе с тем столь целостное по своей основной мысли и настроению, согретое неподдельным авторским лиризмом, гениаль­ное творение имело сложную творческую предысторию. Оно связано с ранними драматургическими опытами писателя.

В 1815 г. Грибоедов написал комедию в стихах «Молодые супру­ги», являющуюся переделкой пьесы французского драматурга Крезе де Лессера «Семейная тайна». В 1817 г. совместно с П. А. Катениным он написал комедию-памфлет «Студент», а с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким — комедию «Своя семья, или Замужняя невеста». Несколько позднее совместно с А. А. Жандром он перевел с француз­ского языка комедию Барта «Притворная неверность». Конечно, «Горе от ума» резко отличается от этих пьес. Но и в них проявился талант драматурга. Характерной особенностью уже ранней драма- ( тургии Грибоедова является ее сценичность: она рассчитана на живое

часто заимствуя сюжеты из французских источников. На основании «Молодых супругов» и «Притворной неверности» Грибоедова нередко относили к «светской» школе Хмельницкого. Но это крайне односто­роннее мнение. Грибоедов уже в эту пору, усваивая достижения той и другой школы, искал свой путь. Именно этим объясняется его од­новременное сотрудничество с Шаховским и Хмельницким. Таким образом, полемика с литературными противниками, отталкивание от различных традиций в драматургии — характерная черта раннего творчества Грибоедова.

Несмотря на условный литературно-полемический подтекст, коме­дия «Студент» в целом строится на бытовом материале. Комический эффект производит фигура студента и поэта-мечтателя Беневольско-го, который просит руки воспитанницы Вареньки и надоедает всем своими чувствительными виршами. О нем даже его слуга Федька говорит: «Пойду возьму свои пожитки да поищу себе барина потолко­вее». В пьесе есть удачные сцены в духе бытового реализма. Это особенно заметно в обрисовке помещика Звездова, его жены, гусар­ского ротмистра Саблина и воспитанницы, которая хорошо чувствует, «каково быть сиротой». Возможно, что эти сцены написал Грибоедов. Во всяком случае, его стиль чувствуется в колоритной речи хозяина дома — самодура-помещика Звездова.

Читайте также:  Герой времени в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Еще ближе к быту комедия «Своя семья, или Замужняя невеста». Из предисловия Шаховского к отдельному изданию комедии точно известно, какие сцены написал Грибоедов (начало второго действия до ухода Мавры Савишны). В этих сценах угадываются некоторые приемы будущего автора «Горя от ума». Несмотря на легкость чисто комедийной интриги и традиционный напевный александрийский стих, в отдельных ситуациях и речевых характеристиках начинают выступать правдивые черты нравов провинциального барства.

По линии бытовой правды и мастерству языка связь между ранним творчеством Грибоедова и «Горем от ума» очевидна и давно установлена. Более сложным является вопрос о возникновении в творческом сознании Грибоедова образа Чацкого. Здесь разрыв между ранними пьесами и «Горем от ума» наиболее разителен. Не­сомненно, образ Чацкого складывался в сознании драматурга посте­пенно, параллельно с ростом политического движения в стране. В тирадах Чацкого мы угадываем хорошо знакомую Грибоедову обличительную патетику революционно-романтической поэзии. Одна­ко и в раннем комедийном творчестве Грибоедова можно найти подступы к образу Чацкого. Хотя «Притворная неверность» является всего лишь вольным переводом французской пьесы XVIII в., объясне­ние Рославлева с Лизой сильно напоминает аналогичную сцену объяснения Чацкого с Софьей. Точно так же монолог героя в начале пьесы, полный сарказма против высшего света, его нравов и пред­рассудков, предваряет монолог Чацкого «А судьи кто. ». Рославлев говорит о тех, кто судит о его «странностях»:

Прелестницы, с толпой вздыхателей послушных, И общество мужей, к измене равнодушных, И те любезники, которых нынче тьма:

Без правил, без стыда, без чувств и без ума, И в дружбе, и в любви равно непостоянны. Вот люди. И для них мои поступки странны, Я не похож на них, так чуден всем кажусь.

Четыре последние строчки отсутствуют у Барта и являются ориги­нальными стихами Грибоедова. А именно они наиболее сближают Рославлева с Чацким. Душевные переживания героя, его отношение к любимой девушке и к обществу намечают уже обе линии «Горя от ума» — любовную и политическую.

Относительно оценки позднейшего творчества А. С. Грибоедова существуют различные мнения. Н. К- Пиксанов считает, что Грибое­дов — «литературный однодум» и после «Горя от ума» его творчество было неудачным. Это мнение оспаривает М. В. Нечкина, и к ней, по существу, присоединяется В. Н. Орлов. Оба автора отмечают идей­ную важность творческих замыслов Грибоедова, оставшихся неза­вершенными. Для правильного решения этого вопроса необходимо разобраться как в идейной, так и в художественной стороне замыслов писателя.

Грибоедов мечтал создать ряд высоких трагедий, но до нас дошли лишь наброски планов и отдельные сцены. Дополнительные сведения о замыслах писателя находим у мемуаристов. С. Н. Бегичев рассказы-

вает о замысле пролога в двух актах под названием «Юность вещего», посвященного М. В. Ломоносову и предназначавшегося для открытия нового театра в Москве (ныне Большой театр). Замысел, видимо, относится еще к концу 1824 г. Вероятно, летом 1825 г. в Крыму Грибо­едов начал писать трагедию из эпохи борьбы русских с половцами (сохранился отрывок без заглавия, условно называемый «Серчак и Итляр»), Наиболее интересными были замыслы трагедии «Рода-мист и Зенобия» (сохранилось схематическое изложение двух первых актов в чужой записи), исторической драмы о 1812 г. (сохранился план драмы и одна сцена) и трагедии «Грузинская ночь» (сохрани­лись две сцены и изложение содержания всей трагедии мемуари­стом).

После разгрома восстания декабристов мысль Грибоедова настой­чиво билась над решением вопроса о причинах, вызвавших революци­онное движение и его разгром. Писатель не сошел с однажды избранного им пути, он, как и А. С. Пушкин, оставался верным заве­там и памяти декабристов. Но, как и Пушкин, он еще более четко осознал обреченность заговорщической тактики и решающую роль народа в борьбе за свободу.

Неосуществленные творческие замыслы Грибоедова свидетельст­вуют о его ненависти к крепостничеству и угнетению: в трагедии «Гру­зинская ночь» рассказывалось о том, как грузинский князь отдал дру­гому князю в обмен на коня сына своей кормилицы; отчаявшаяся мать старается отомстить князю; гибнет его дочь, гибнет и сама кормилица.

Особенно замечателен был замысел драмы о 1812 г. В центре пьесы — «всеобщее ополчение без дворян», героем которого является крестьянин М *. Записи в плане весьма выразительны: «Зимние сцены преследования неприятеля и ужасных смертей», «подвиги М *», затем сцена в Вильне, «отличия, искательства; вся поэзия великих подвигов исчезает. М * в пренебрежении у военачальников. Отпускается восво­яси с отеческими наставлениями к покорности и послушанию». Последняя пометка в плане свидетельствует о трагическом конце героя: «Прежние мерзости. М * возвращается под палку господина,

который хочет ему сбрить бороду. Отчаяние самоубийство». Что

скрывается под этим многоточием — нам неизвестно, но, возможно, и месть господину. Мы видим, как глубоко проник Грибоедов в на­родный характер Отечественной войны 1812 г.

Несомненно, одной из причин, помешавших писателю завершить свои смелые замыслы, была реакция, наступившая после разгрома декабристов. Недаром Грибоедов писал Бегичеву 9 декабря 1826 г.: «Кто нас уважает, певцов истинно-вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепо­стных рабов. Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов». Грибоедов считает, что героическое время прошло. В том же письме он добавляет: «Читай Плутарха и будь доволен тем, что было в древности. Ныне эти характеры более не повторятся». Нечего было и мечтать увидеть в печати драму о 1812 г. Ведь и «Горе от ума» оста­валось под запретом.

Но была и внутренняя причина незавершенности этих замыслов Ни один из них в драматургическом отношении не поднимался до «Горя от ума». Важнейшими качествами комедии Грибоедова, как мы говорили, были высокая идейность, злободневность и сценичность. Этих качеств не могла заменить ни глубина исторических параллелей, ни яркость аллегорических намеков на современность. А именно в параллели с современностью весь смысл «Родамиста и Зенобии», в иносказании — смысл «Грузинской ночи».

Противоречия новой драматургии Грибоедова особенно явственно выступили в драме о 1812 г. Ее реалистическое и острополитическое содержание сочеталось со сценами фантасмагорических видений, которые нарушали общий характер пьесы. Здесь, наряду со сценами на Красной площади и под Москвой, передающими народный ха-.| рактер войны, должна была быть сцена в Архангельском соборе, где I на призыв «трубного гласа архангела» возникали «тени давно усоп- у ших исполинов — Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра и проч.». Эти тени «пророчествуют о године искупления для России. Хор бесплотных провожает их и живописным строем представляет их отшествие из храма; своды расступаются, герои поднимаются выспрь и исчезают». Все эти мистериальные мотивы слишком противоречили реалистическому в общем замыслу. Подобным образом и в «Юности вещего» показывалось, как сыну рыбака Ломоносову, почувство­вавшему свой завидный удел, покровительствует некий «неведомый муж, богомолец», который оказывается его «таинственным спутни­ком» во время побега из дома.

В чем же тут дело? Ведь и Пушкин жил в годы реакции, но его творчество все более развивалось по пути реализма. Расширение круга исторических и западноевропейских тем в его творчестве не мешало росту реализма. Осуществляя один замысел за другим, Пуш­кин все глубже разрабатывал жизненные социально-психологические конфликты. А ведь Грибоедов пришел к реализму одновременно с Пушкиным и независимо от него. Дело в том, что грибоедовское мировоззрение и грибоедовский реализм никогда не были тожде­ственны мировоззрению и реализму Пушкина. Мы не знаем тексту­альной творческой истории «Горя от ума» (черновики не сохрани­лись), но вполне реалистические формы комедии, особенно в отноше­нии образа Чацкого, были найдены не сразу. Обратим внимание на предисловие, которое Грибоедов написал к предполагавшемуся изда­нию комедии: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было. Гакова судьба всякому, кто пишет для сцены. » Итак, совершенствуя «Горе от ума», Грибоедов полагал, что он в какой-то мере его портит. В жанре трагедии ничто не побуждало автора стеснять свои «возвы­шенные» замыслы, а «суетного желания» видеть их на сиене, вероят­но, не было. В трагедии Грибоедов в большей степени, чем в комедии, был связан с поэтикой декабристов. В этом жанре сильнее проявлялся

романтизм декабристов. Историзм и народность Грибоедова еще слишком зависели от передового романтизма, чтобы драматург впол­не и во всех жанрах литературного творчества мог оторваться от его традиций.

Романтики-декабристы искали исконные черты русской народно­сти прежде всего в национальной старине, в народных нравах и обря­дах, в вечевой вольности. До социальной трактовки народности они не поднимались. Пушкин пошел дальше: в «Борисе Годунове» он пока­зал народ в качестве решающей силы истории, он воспел Разина, нарисовал образ Пугачева. Грибоедов занимает противоречивые позиции. В очерке «Загородная поездка» (1826), в которой писатель вслед за своим Чацким с горечью говорит о разобщении между наро­дом и классом господ, главная забота Грибоедова состоит в том, чтобы народ «хотя по языку нас не считал за немцев». Грибоедов толкует здесь о дворянском классе суммарно, называя его «повреж­денным классом полуевропейцев», к которому причисляет и себя. Грибоедов полагает, что на почве романтически и этнографически понимаемой им народности (песни, язык, одежда) возможно едине­ние народа и господ. А пока «народ единокровный,— восклицает Грибоедов,— наш народ разрознен с нами и навеки!»

Поэтому, естественно, народное и героическое для своих трагедий Грибоедов пытается искать в прошлом. К такой трактовке теперь примешивается сознание того, что «эти характеры более не повто­рятся » (вспомним замечание Грибоедова о Плутархе). В июне 1825 г. Грибоедов писал В. Ф. Одоевскому: «Сам ц,я древнем Киеве; надышался здешним воздухом и скоро еду далее. Здесь я пожил с умершими: Владимиры и Изяславы совершенно овладели моим воображением» (Грибоедов предполагал написать трагедию о Влади­мире Святом).

Читайте также:  Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии Горе от ума: сочинение

Этот же мотив героической старины, противопоставленный се­годняшним будням, звучит и в замечательной элегической думе Грибоедова «Прости, Отечество !», которую можно датировать време­нем после поражения декабристов. Грибоедов спрашивает, в чем же теперь мудрость жизни, когда пришлось

Свободу схоронить в могилу,

И веру в собственную силу,

В отвагу, дружбу, честь, любовь.

Есть только один выход:

Займемся былью стародавной. Как люди весело шли в бой, Когда пленяло их собой Что так обманчиво и славно!

Весьма вероятно, что это стихотворение было прологом или лириче­ским вступлением к какой-то поэме о героическом прошлом русского

народа. Но оно является частью и общей программы трагедийных замыслов Грибоедова после разгрома восстания декабристов.

И все же необходимо оценить все значение идейной стороны новых замыслов Грибоедова, и особенно драмы о 1812 г. В набросках этой драмы он трактует проблему народности социально: помещичий класс — душитель свободы. Но в этих идеях и замыслах были истори­ческая ограниченность и непреодоленные традиции гражданского романтизма, которые помешали писателю создать новые законченные реалистические произведения.

Главной заслугой Грибоедова перед русской литературой явля­ется создание «Горя от ума». Глубина изображения жизни, пафос свободолюбия, яркая типичность образов, меткий, афористический язык сделали комедию Грибоедова вечно юным и злободневным произведением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

История создания комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова принесла бессмертную славу своему создателю. Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним», между старым и новым. В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Как и всякое обличительное произведение, «Горе от ума» имело сложные отношения с цензурой, а вследствие этого и непростую творческую судьбу. В истории создания «Горя от ума» есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание.

Замысел создания пьесы «Горе от ума», вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя «Горя от ума», Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному. Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии. Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили. Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы безжалостно высмеять все пороки общества, так беспощадно к нему отнесшегося. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов.

Чтобы более реалистично показать ту среду, о которой собирался писать, Грибоедов, находясь на балах и приемах, подмечал различные случаи, портреты, характеры. Впоследствии они нашли отражение в пьесе и стали частью творческой истории «Горя от ума».

Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 году в Тифлисе. Произведение многократно подвергалось изменениям по требованию цензуры. В 1825 году удалось опубликовать только отрывки комедии в альманахе «Русская Талия». Это не помешало читателям знакомиться с произведением целиком и искренне восхищаться им, ведь комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен. Грибоедов был поддерживал появление таких списков, ведь так его пьеса получала возможность дойти до читателя. В истории создания комедии «Горе от ума» Грибоедова известны даже случаи вставки инородных фрагментов в текст пьесы переписчиками.

А.С. Пушкин уже в январе 1825 года ознакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез «Горе от ума» другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском.

Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф.В. Булгарину с надписью «Горе мое поручаю Булгарину…». Конечно, писатель надеялся, что его предприимчивый друг окажет содействие в публикации пьесы. В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума». Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. До этого публиковались лишь ее фрагменты, а театральные постановки комедии были значительно искажены цензурой. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 году.

История создания пьесы «Горе от ума» имеет много общего с судьбой главного героя комедии. Чацкий оказался бессилен перед лицом устаревших взглядов общества, в котором он вынужден был находиться. Ему не удалось убедить дворян в необходимости перемен и изменения своего мировоззрения. Также и Грибоедов, бросив в лицо светского общества свою обличительную комедию, не смог добиться никаких существенных перемен во взглядах дворян того времени. Однако как Чацкий, так и Грибоедов посеяли семена Просвещения, разума и прогрессивного мышления в аристократическом обществе, которые позже дали богатый всход в новом поколении дворян.

Несмотря на все трудности при публикации, пьеса имеет счастливую творческую судьбу. Благодаря своему легкому слогу и афористичности она разошлась на цитаты. Звучание «Горе от ума» современно и в наши дни. Проблемы, затронутые Грибоедовым, до сих пор актуальны, потому что столкновение старого и нового неизбежно во все времена.

Творческие замыслы Грибоедова: сочинение

Характеристики и образ Загорецкого в комедии Горе от ума

1. Общая характеристика. Антон Антонович Загорецкий – второстепенный персонаж комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

Это “отъявленный мошенник, плут”, известный шулер. Загорецкий появляется на балу в доме Фамусова и чрезвычайно способствует распространению лживого слуха о сумасшествии Чацкого.

2. Прототип героя. Относительно прототипа Загорецкого у исследователей нет единого мнения. Одни считали, что Грибоедов вывел в комедии одного московского откупщика, другие – известного содержателя игорных домов, третьи – малоизвестного литератора А. Элькана.

Скалозуб образ и характеристика

Скалозуб образ и характеристика героя комедии Горе от Ума

1.Общая характеристика. Сергей Сергеевич Скалозуб – один из персонажей комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

Это собирательный образ грубого армейского полковника, типичного представителя военно-бюрократического режима царской России.

Скалозуб вместе с Фамусовым и Молчалиным противостоит Чацкому. При этом он – один из кандидатов в женихи Софье.

2. Прототип. Относительно прототипа Скалозуба существует множество противоречивых мнений. По ходившим в Москве слухам им считали С. А. Римского-Корсакова, дивизионного генерала Фролова, генерала Скобелева.

Репетилов образ и характеристика

Репетилов образ и характеристика Горе от ума

1. Общая характеристика. Репетилов – второстепенный персонаж комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

Это крайне пустой и легкомысленный человек, который никогда не закрывает рта. За бессмысленной болтовней Репетилова не стоит никакого практического дела.

Он уже давно смертельно надоел всем знакомым.

2. Значение фамилии. Фамилия Репетилова образована от латинского слова “repeto” – повторяю. Этот персонаж не имеет никаких собственных идей и убеждений. Он способен только повторять чужие слова и мысли.

3. Прототип. Как считал А. Н. Веселовский, прототипом Репетилова был Н. А. Шатилов – сослуживец Грибоедова по Московскому и Иркутскому гусарским полкам.

Этот человек был “одержимый несчастной страстью безпрестанно острить и говорить каламбуры”.

Графини Хрюмины образ и характеристика

Графини Хрюмины образ и характеристика в комедии Горе от ума Грибоедова

Графини Хрюмины – второстепенные, но очень показательные и важные действующие лица комедии “Горе от ума”. Бабушка и внучка олицетворяют собой весь чопорный и замкнутый высший свет, считающий остальных людей ниже себя.

Век нынешний и век минувший. «Горе от ума», А.С.Грибоедов

Век нынешний и век минувший. «Горе от ума», А.С.Грибоедов.

а) представители «века минувшего»;

б) представители «века нынешнего».

2. Основная часть:

а) точка зрения Чацкого;

б) точка зрения Фамусова;

в) разрешение конфликта.

Горе от ума анализ

Горе от ума анализ комедии Грибоедова

1. Введение. Бессмертная комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” входит в золотой фонд русской литературы.

Автор дал развернутую картину своей исторической эпохи, в которой ум вступает в конфликт с пустым и ограниченным высшим обществом.

Лучшим признанием произведения стал тот факт, что многие фразы из комедии прочно вошли в состав русского языка.

2. История создания. В 1818 г. Грибоедов был назначен секретарем персидской миссии и отправился к новому месту службы. По пути он посетил Москву, в который не был около шести лет.

Есть достаточные основания предполагать, что именно в это время у писателя возник замысел “Горя от ума”. Но служба в Персии и восточные впечатления отложили исполнение замысла. Грибоедов начал работу над комедией только в 1821 г. в Тифлисе, а закончил ее через три года, получив отпуск.

Образ Софьи в комедии горе от ума

«Образ Софьи в комедии горе от ума»

План

1. Актуальность пьесы

2. Портрет Павла Фамусова – отца Софьи

3. Характеристика образа Софьи

4. Софья и Чацкий. Характеристика взаимоотношений и ее роль в его жизни

5. Софья и Молчалин. Его роль и значимость для Софьи

6. Предательство. О становлении и взрослении героини

а)Роль Софьи Фамусовой как революционной героини для всего русского реализма

б)Роль и актуальность пьесы в плане затронутых социальных тем.

Ссылка на основную публикацию
×
×