Тема любви в пьесе (сочинение)
Тема любви в пьесе
Автор: Грибоедов А.С.
ТЕМА ЛЮБВИ В «ГОРЕ ОТ УМА» А. С. ГРИБОЕДОВА
Ах, если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?
«Горе от ума» – – пьеса политическая. По крайней мере, так принято считать. Чацкий вступает в конфликт с косным, невежест¬венным, ретроградным обществом, терпит поражение, которое при¬нято почему-то считать моральной победой, и уезжает, нет, бежит «искать по свету». Чего? Политических союзников? Философов-единомышленников? Нет, «чувства». Вернее, уголка, приюта для своего «оскорбленного чувства». Чувства к кому? К Софье.
Пушкин считал, что вся комедия должна была «вертеться» на чувстве, да и главного героя, как известно, Пушкин счел весьма не¬умным человеком. Зато «чувствительным» Чацкий представляется очень и очень неглупой служанке Лизаньке, которую можно (после Чацкого и Фамусова) назвать резонером № 3. Она не говорит умных монологов, но все ее реплики — верх остроумия, проница¬тельности и особой женской чуткости.
Итак, попробуем рассмотреть ситуацию в пьесе как любовную коллизию. Во-первых, в нарушение всяких канонов классицизма вместо любовного треугольника мы видим, по меньшей мере, четы¬рехугольник. Чацкий любит Софью, Софья — Молчалина, Молча¬лин заигрывает с Лизой (вслед за Фамусовым), а Лизанька неравно¬душна к Петруше. При такой сложной любовной линии единство действия нарушается, да еще все это перемешивается с так назы¬ваемой общественной интригой. Но в том-то и дело, что обществен¬ный конфликт и вовсе бы утих, не успев начаться, если бы Софья ответила на любовь Чацкого. По крайней мере, если логически про¬должить мысль Пушкина, можно прийти именно к таким выводам.
В целом же и любовный, и общественный конфликт — лишь проявления другого конфликта, внутреннего конфликта Чацкого с самим собой (недаром он восклицает: «Ум с сердцем не в ладу!») и вообще философского конфликта пьесы, который можно обозначить так: конфликт наших представлений о жизни с самой жизнью.
У Грибоедова все герои, которые намечают цель в жизни, тер¬пят крах. Горе от ума, если понимать ум как разработанный план действий, стремление «делать жизнь» с кого-то, постигает и Фамусова, и Молчалина, и Репетилова. И, конечно, в первую очередь, Чацкого и Софью.
В самого деле, Фамусов, призывавший всех смотреть, «как дела¬ли отцы», совершенно уничтожен скандалом с Софьей. Во всяком случае, хлопот с ее замужеством теперь будет много. Тугоуховские тоже просчитались: хотели найти выгодного жениха хоть для какой-нибудь из дочерей. но: «Князь, князь, назад!» Молчалин, конечно, сильно осложнил свою карьеру именно тем, что очень уж по расчету действовал: ухаживал за Софьей, она влюбилась не на шутку, потом прогоняет из дома, где было так спокойно и тепло. Графиня-внучка разочарована в балах и кавалерах (а зачем ехала к Фамусовым, если знала наперед, что будут «какие-то уроды с того света»?). Она тоже действует по схеме: выезжать в свет не для того, чтобы веселиться, а чтобы найти выгодную партию. Репетилов вроде бы недавно нашел эту выгодную партию для себя, разработал план, почти как Молчалин, но. «приданого взял шиш, по службе ничего. ».
Что же получается? Как только начинаем действовать по плану — жизнь наша не упорядочивается, а разрушается. Особенно это заметно на примере Чацкого и Софьи. Почему Чацкий вообразил, что Софья будет ждать его, влюблена в него? А у него, видите ли, был план. Он поездит по свету, наберется ума, и, когда он станет еще умнее и образованнее, сделается для Софьи совершенно неотразимым. Он потому ей и не писал, что слишком уверен в непо¬грешимости и в правильности собственной составленной схемы. И еще он очень хорошо знает, что Софья умна. Кого же ей еще и вы¬брать, как не его? Она же не полюбит дурака Скалозуба. Правиль¬но. Но жизнь идет вовсе не по плану. А тем более любовь, о которой было давно сказано: «Тайна сия велика есть». И Софья не влю¬билась, конечно, в Скалозуба. Она оказалась даже еще умнее, чем предполагал Чацкий, и влюбилась. в Молчалива. Почему «умнее»? Потому, что оказалась способной подойти к любви так же, как Чацкий, то есть составить схему дальнейших действий. За Скалозуба она бы вышла по воле отца, если была бы уж совсем по¬хожа на шестерых безликих княжон Тугоуховских. Нет, Софья хочет все решить своим умом. Идеал героев и героинь Руссо и Ри¬чардсона — любовь к бедному, незнатному (бедной, незнатной), но чувствительному. Подгонять свою жизнь (и чужую тоже) под идеал, требовать от жизни, чтобы она походила на роман, могут на¬туры возвышенные, разумные, благородные. Словом, совершенные, прекрасные, просто идеальные люди. Беда только в том, что при этом самой жизни как-то не остается места в этой прекрасной схеме. «Ах, тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет!» — снова обобщает Чацкий. А жизнь идет себе и идет. С этой точки зрения Грибоедову милее те, кто не пытается жизнью управ¬лять — ни общественной, ни личной. Самый противный с этой точки зрения персонаж — Наталья Дмитриевна. Она даже хуже Молчалива, потому что добилась всего. «Мой муж — чудесный муж, вот он сейчас войдет». И он, точно, входит. Алле, гоп! — и муж едет на скучнейший вечер. Еще команда — и он кутается и бе¬режется от сквозняков, потому что жене угодно продемонстриро¬вать заботу и пылкие чувства. А вот он послушно готов признать, что «весело у Фамусовых было». Однако мы чувствуем, что план, построенный и вроде бы осуществленный самодовольной дурой, на грани полного краха. Платон Михайлыч уже напоминает зомби. Еще немного — и он либо умрет от чахотки (ведь заботливая жена уверила, что он «здоровьем очень слаб»), либо сопьется, либо вооб¬ще пропадет без вести.
Итак, Софья, глядя на свою подругу Наталью Дмитриевну, дрессирует себе шпица. простите, мужа из Молчалина. Однако план дрессировки и здесь терпит крах, но по другой причине, Мол-чалин-то, пожалуй, перехитрит Софью и подыщет себе какую-ни¬будь Татьяну Юрьевну, которая «балы дает нельзя богаче».
Так любовная линия пьесы показывает нам одну нехитрую ис¬тину. Жизнь не рынок сбыта товаров, будь этот товар самой полно¬ценной личностью. Жизнь — сокровенное горение, тайный полет. Так или почти так говорил в одной из своих лекций замечательный современный психолог В. Леви. И еще сказал же Бернард Шоу: «Что такое жизнь, как не цепь вдохновенных безрассудств?»
Грибоедов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике. И о самом главном в жизни — о любви. И наконец, о том, что ни¬какие рецепты в этом деле не помогут. Ни вычитанные из романов, ни почерпнутые в путешествиях, ни услышанные от Натальи Дмитриевны. А тот, кто в любви строит планы и копирует схемы, полу¬чит горе. не от любви, а от ума. Позволим себе одно сравнение на¬последок. Счастьем или горем была в жизни Андрея Болконского его любовь к Наташе? И бал, и лунная ночь, и — потом — измена, унижение, последняя горькая встреча, когда уже ничего нельзя было поправить. Если бы мы могли спросить самого Болконского, он ответил бы: «Но и мученья этого я не отдам ни за что в мире» («Война и мир», том II, часть 3, глава XXII). И — сквозь боль и бред, умирая, — он повторял Наташе слова, которые она, несмотря на свое счастье с Пьером, пронесла в душе через всю жизнь. Это слова князя Андрея о том, что, «ежели бы он был жив, он бы бла¬годарил вечно Бога за свою рану, которая свела его опять с нею» («Война и мир», том VI, часть I, глава XVI).
Это совсем другая любовь, чем у «чувствительного» Чацкого, который, увидев, что его отвергла даже не невеста (потому что Софья ничего не обещала Чацкому), а просто девушка, которой он отвел некоторое место в своих умствованиях, но без которой он спо¬койно жил три года, понес, извините, ахинею, глубоко оскорбился и отправился по свету искать уголок для своего «оскорбленного чувства». Разве Чацкий смог бы благодарить Бога за свою (далеко не смертельную) «рану»? Нет, Чацкий сделает весь мир виноватым в том, что жизнь не похожа на его так разумно придуманный план.
Тема любви в рассказе Чехова «О любви»
Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков.
В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых людей.
Начинается рассказ с разговора главного героя Павла Константиновича Алехина с его гостем Буркиным о тайне любви. Рассказав историю, как в невзрачного пьяницу повара Никанора влюбилась красавица Пелагея, Алехин недоумевает, как можно было влюбиться в «это мурло». Как зарождается любовь? При рассмотрении этого таинственного явления возникают только вопросы, на которые человечество не дало ни одного ответа, тем более что любовь индивидуальна в каждом отдельном случае, для каждой пары – своя. Собеседники приходят к выводу, что мы, русские, убиваем любовь «роковыми» вопросами: честно это или не честно, умно или глупо, к чему приведет эта любовь и так далее. «Хорошо это или нет, – говорит герой, – я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает – это я знаю».
Алехин рассказывает другу свою трагическую историю. После университета приехал он в имение отца, «на котором было много долгов». Павел решил остаться в деревне и возродить имение, он чувствовал себя обязанным, так как отец много тратил, платя за его обучение. Алехин развил бешеную деятельность: «Я не оставлял в покое ни одного клочка земли, я сгонял всех мужиков и баб из соседних деревень, работа у меня тут кипела неистовая; я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы».
Алехина выбрали в мировые судьи, пришлось выезжать в город, что было для него праздником после тяжелого сельского труда. В одну из поездок Алехин знакомится с Лугановичем, товарищем председателя окружного суда, который пригласил его к себе обедать. Так герой познакомился с Анной Алексеевной, женой Лугановича, которой было не более двадцати двух лет. Сейчас, после многих лет, Алехин не может объяснить, что же такого было в этой женщине. Он вспоминает: «Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то…»
Муж Анны был простодушный добряк, жили они мирно и благополучно, полгода назад родился ребенок. Алехина они принимали со всем возможным гостеприимством. Уехав к себе в Софьино, Алехин все лето видел перед собой стройную белокурую женщину, Анну. Встреча глубокой осенью в театре еще более сблизила их. Алехин стал часто бывать в доме Анны, стал там своим человеком, его любили и слуги, и дети Лугановичей. Герой с горечью говорит: «Есть пословица: не было у бабы хлопот, так купила порося. Не было у Лугановичей хлопот, так подружились они со мной». Новые друзья очень заботились об Алехине, жалели, что он, такой умный человек, вместо интеллектуального труда вынужден крутиться в деревне, вечно без денег, предлагали ему взять у них в долг, но Алехин не брал никогда.
Герой в тоске думает: что такого в муже Анны, человеке уже за сорок, примитивно мыслящем, скучном, вялом добряке? Почему Анна не встретилась ему, Алехину, почему произошла такая ошибка? Любовь Алехина взаимна. Анна с нетерпением ждет его приездов, но о своих чувствах герои не говорят. Алехин думает, что сломает жизнь Анны, ее мужа, детей. Куда приведет он ее? Кто он такой? Что он может ей дать? Что будет с ней в случае его болезни или если они разлюбят друг друга? И Анна рассуждала в том же духе.
А годы шли. Алехин и Анна ходили вместе в театр, о них говорили уже бог знает что, но после театра герои прощались и шли в разные стороны. И Алехина, и Анну совершенно вымотали такие отношения, Анна нервничала и раздражалась. И тут пришло известие, что Лугановича переводят служить в другой город. Анна уезжала в Крым, куда советовали ей ехать доктора, а ее муж оставался распродавать вещи, дачу и прочее. Когда Анна уже села в купе, Алехин вбежал, чтобы поставить на полку еще одну корзинку. «Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить». Герой понял, что в рассуждениях о любви нужно исходить «из высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Поезд уже шел, герой поцеловал свою Анну в последний раз, и они расстались навсегда. Алехин зашел в соседнее пустое купе, сидел и плакал до первой остановки поезда, а потом пошел к себе в Софьино пешком.
Рассказ Чехова «О любви» не утратил актуальности и сегодня. В отношениях людей и в общественном мнении ничего не изменилось. Чудо любви – величайший дар Бога, редкие люди могут принять его и счастливо жить с ним.
Тема любви в пьесе: сочинение
Любовь — высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.
Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Впрочем, любовь бывает разной — страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной.
Вспомним героев романа Тургенева «Отцы и дети» — Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.
А что же Одинцова. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.
Другой пример — герои произведения Булгакова «Мастер и Маргарита». Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.
Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.
О любви писали и очень многие поэты. Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как «Тяжелый крест достался ей на долю. », «Я не люблю иронии твоей. », чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.
А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя.
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.
Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
“Не верят в мире многие любви” (М. Ю. Лермонтов).
… Люблю — любить ввек буду.
Кляните страсть мою,
Что ценит в современном мире человек? Деньги, власть… Эти низменные цели преследу-ет общество. Произнося слово «любовь», подразумевают лишь животные инстинкты, физическую потребность. Люди стали роботами, и малейшее проявление чувств и эмоций кажется смешным и наивным. Умирают духовные ценности общества… Но есть всё же люди, которые не потеряли способности к высоким чувствам. И слава тем, кто любим или когда-либо любил, ведь любовь — это чувство, которое поднимает на вершины жизни, возвышает до небес…
Кто из героев повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» верит в настоящую любовь? Анна Николаевна? Нет, вряд ли. Она вышла замуж за очень богатого человека, родила двух детей… Но она терпеть не может своего мужа, презрительно его высмеивает и искренне рада, когда кто-либо отвлекает Гусилава Ивановича от неё. Анна не любит своего мужа, её просто устраивает собственное положение: красивая, богатая… Да и пофлиртовать может без особых последствий.
Или, например, брат Анны Николаевны, Николай. Он чуть не женился на одной богатой и красивой даме. Но «муж дамы не хотел давать ей развода». Скорее всего, Николай Николаевич не верил в настоящее чувство, ведь иначе он бы не стал разбивать семью. Николай Николаевич холоден и его отношение к Желткову, то, как он с ним обращается, доказывает, что Булаш-Тугомовский не способен понять высокое чувство.
В отличие от Николая, князь Василий Львович Шеин, муж Веры Николаевны, понимает и даже принимает любовь телеграфиста к его жене. Если сначала Василий Львович выслеживает проявление каких-либо чувств, то после встречи с Г. С. Ж., после того, как Шеин понял, что Желтков действительно по-настоящему, бескорыстно, самоотверженно любил Веру Николаевну, он начинает верить, что искреннее чувство существует: “… разве он виноват в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь…”
Генерал Яков Михайлович Аносов был когда-то женат. Но сам он признаёт, что брак этот не был построен на настоящей любви. “…Люди в наше время разучились любить, — говорит он Вере Николаевне. — Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел!” Ещё одна история из жизни генерала, которую он рассказывает, — про болгарочку. Как только они встретились, моментально вспыхнула страсть, и, как говорит сам генерал, он «влюбился сразу — пламенно и бесповоротно». А когда ему пришлось уехать из тех мест, они поклялись друг другу в «вечной взаимной любви». А была ли любовь? Нет, и Аносов этого не отрицает. Он говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». И, возможно, если бы Аносов по-настоящему любил болгарочку, он бы сделал всё, чтобы только остаться рядом с ней.
Аносов рассказал пару историй о чувстве, больше похожем на преданность, чем на настоящую любовь. И это лишь два случая «настоящей любви», которые узнал Аносов за всю свою долгую жизнь.
Он считает, что каждая женщина мечтает о «единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной» любви. И женщины совсем не виноваты в том, что «любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения».
Генерал Аносов считает, что женщины (наверное, как более сильные и романтические существа) способны, в отличие от мужчин, «к сильным желаниям, героическим поступ-кам, к нежности и обожанию перед любовью».
Судя по всему, княгиня вера Николаевна заблуждалась по поводу того, что есть настоящее чувство. Она уверена, что любит Василия как и прежде, но её «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Это, несо-мненно, хорошее чувство, но это не настоящая любовь.
Единственный герой повести, который испытывает искреннее чувство, — Желтков. Его возлюбленная — высокая, с нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасная Вера Николаевна. Он любит княгиню бескорыстной, чистой, возможно, рабской любовью. Эта любовь настоящая. Она вечная: «Я знаю, — говорит Желтков, — что не в силах разлюбить её никогда…» Любовь его безнадёжная. «Меня не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заколючается только в Вас», — пишет Желтков Вере Николаевне. Для Желткова нет никого прекрасней Шеиной.
Может быть, жизненный путь Веры пересекла любовь, о которой грезят женщины. Потеряв Желткова, княгиня поняла, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё».
Довольно часто окружающие не принимают и даже осуждают тех, кто верит в любовь. «Дураки, — говорят они, — зачем любить, страдать, переживать, если можно жить спокойно и беззаботно». Они считают, что тот, кто искренне любит, приносит себя в жертву. Возможно, эти люди правы. Но они никогда не испытают тех счастливых минут любви, так как они холодны и бесчувственны…
Цикл статей «Мастерская декабрьских сочинений»
Третье направление “Любовь”.
На сайте ФИПИ дано такое определение: «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдёт о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
Любовь – самое великое чувство. Кто умеет любить, и кто нашёл свою любовь в лице родителей, близких, друзей, кто нашёл свою вторую половинку, тот поистине счастливый человек. Для многих любовь – это жизнь, любовь – это воздух.
КАКИЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ?
Любовь на века.
Всегда ли любовь делает человека счастливым?
Любовь сильнее смерти…
Любовь и война.
Любовь и разлука.
Любовь есть духовное возрождение.
Лики любви.
Лицемерная любовь хуже ненависти.
И ЕЩЁ ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ:
КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:
ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ | ||
---|---|---|
Чем опасна слепая материнская любовь? | «От любви к женщине родилось все прекрасное на земле». (М.Горький) | Любовь матери – путеводная звезда, которая не даёт человеку сбиться с дороги жизни. |
Может ли материнская любовь принести вред? | “Любовью дорожить умейте”. (С.Щипачев) | Душа матери пропитана любовью. |
Бывает ли любовь чрезмерной? | «Будущее нации – в руках матерей». (О. Бальзак) | Сила материнской любви – в её сердце. |
Благодарны ли дети? | Рука, качающая колыбель, правит миром. (Петер де Вриес) | Подвиг матери. |
ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ | ||
Что важнее: любить или быть любимым? | «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание». (К. Г. Паустовский) | Любовь – это радость от возможности позаботиться о любимом. |
В чём счастье и драма любви? | «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…». (Ф.М.Достоевский). | Любовь – творец всего до6рого, возвышенного, сильного и светлого. |
Всегда ли любовь делает человека счастливым? | «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий) | Любовью жив мир. |
Почему жить – значит любить? | «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С.Мережковский). | Всё начинается с любви. |
ЛЮБОВЬ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ | ||
Разве можно не любить Землю? | «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин». (Ф.М.Достоевский) | С любовью и болью к родной природе. |
ЛЮБОВЬ К ПРОФЕССИИ | ||
Профессия и призвание. Могут ли они совпадать? | «Когда труд – удовольствие, жизнь хороша!» (М.Горький) | Дело всей жизни. |
Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию | ««Если ты любишь своё дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте. » (Конфуций) | Любовь к своему делу. |
Какое значение в жизни человека имеет профессия? | Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли. (У. Шекспир) | Только в труде велик человек |
Может ли нелюбимая профессия влиять на судьбу человека? | «Мастер – это человек, с удовольствием делающий то, что не получается у других». (Словарь парадоксальных определений) | Любимая профессия – источник радости. |
Почему так важно заниматься любимым делом? | «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе». (Герман Гессе) | Правильно выбранная профессия – источник счастья. |
Что лучше: получать много денег или получать много радости от любимой работы? | «Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли». (У. Шекспир) | Любовь к профессии и к семье – источники счастья человека. |
ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ | ||
Может ли человек прожить без любви к людям? | «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его». (Н.Г.Чернышевский). | Жизнь ради людей. |
Делает ли любовь к людям человека счастливым? | «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе». (Д.С.Лихачев). | Любовь к людям – основа жизни. |
Может ли доброта быть излишней? | «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию». (А. Платонов) | Доброта – источник света и тепла. |
Что делать, если живёшь в жестоком и равнодушном мире? | «Какой мерой ты меришь, такой и тебе отмерится». (библейский закон) | Пути «обогащения» человека – в добрых поступках. |
«Добро – это, прежде всего, счастье всех людей». (Д.С.Лихачев) | Единство с человечеством и миром – в сострадании. | |
ЛЮБОВЬ К СЕБЕ | ||
Чем страшен эгоизм? | «Эгоизм – это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона». (Г.Сенкевич, польский писатель) | Эгоизм – смерть души. |
Совместимы ли любовь к себе и соблюдение нравственных законов? | «Эгоист сходен с эскимосом: пребывая в вечном холоде одиночества, он всю жизнь ходит в оленьей шкуре своего себялюбия и умирает, так и не узнав силы солнечных лучей любви». (В.Крачковский) | Эгоизм – враг любви. |
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ | ||
Какого человека можно назвать патриотом? | «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г.Паустовский). | Размышляя о Родине. |
В чем проявляется любовь к Родине? | «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись». (И. С.Тургенев). | Эгоизм – смерть души. |
Согласны ли вы с точкой зрения Д.С.Лихачева: «Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим»? | «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлечённое; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей». (Д.С.Лихачев) | Надо быть патриотом, а не националистом. |
Может ли человек, эмигрировавший из страны, забыть свою Родину? | «Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу…» (А.С.Пушкин) | Родина в сердце каждого. |
Можно ли патриота назвать националистом? | «С чего начинается Родина?» (Вениамин Баснер) | Истоки любви к Родине – в детстве |
Может ли человек жить без Родины? | «Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле» (Д.С.Лихачев) | |
ЛЮБОВЬ К ДЕНЬГАМ или КАРЬЕРЕ | ||
Неужели за деньги можно купить всё? | Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. (Д.С.Лихачёв) | Взбираясь на вершину Олимпа, трудно остаться человеком |
Что такое карьера, и как она меняет характер человека? | Бьётся человек, выбивается в люди – и давай другими помыкать. (Бернард Шоу) | Служение Отечеству тоже карьера |
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
И.А. Бунин «Чистый понедельник».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».
А.Н. Островский Пьеса «Гроза».
В.Г. Распутин «Уроки французского».
Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Война и мир».
У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Пословицы и поговорки о любви:
Был бы милый по душе, проживём и в шалаше.
Любви, огня да кашля от людей не утаишь.
Любовь всё побеждает.
Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.
Любовь не картошка, не выкинешь в окошко.
Любовь не пожар, а загорится – не потушишь.
Любовь рассудку не подвластна, любовь слепа.
Любовь хоть и мука, а без нее скука.
Насильно мил не будешь.
Не славится красавица, а кому что нравится.
От любви до ненависти – один шаг.
С любовью не шутят.
С милым годок покажется за часок.
С милым рай и в шалаше.
Сердцу не прикажешь.
Старая любовь долго помнится.
1-Й ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
по теме «Что важнее – любить или быть любимым?»
Я всегда считала, что о человеке можно судить только по его поступкам. В них меньше лжи и самообмана, чем в словах, мыслях, идеях. Поступки отражают личные качества человека, проверяют его идеалы на практике. Отвечая на вопрос о том, что важнее — любить или быть любимым, мы должны в первую очередь задать другой вопрос, уточняющий: для кого и для чего важнее? Если речь идет о благе человека, о формировании его личности и всего того, что отразится в его поступках, то я отвечу, что для него, безусловно, важнее любить. Любовь к миру, к людям — это то, что всех нас связывает. Любовь помогает человеку противостоять тем соблазнам, которые оправдываются логикой и холодным расчетом, и там, где человек зачастую попадает в ловушки из-за доводов разума, это нелогичное светлое чувство помогает ему увидеть свою ошибку.
Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» наглядно описал процесс падения и воскресения человеческой души и объяснил, как логика может поспособствовать этому падению, прикрывая разумными доводами эгоистичные и злые порывы, выдавая их за возвышенные и благородные. Герой Достоевского, Р.Р. Раскольников, — бывший студент, живущий в бедности и зависимости. Он видит, что его родственникам, которые очень его любят, приходится многим жертвовать, чтобы выслать ему хоть немного денег. Герой знает, что не только он и его семья живут в нужде, но многие добрые и достойные люди погибают от болезней, голода и произвола из-за нехватки денег. Но сам Раскольников, сколько бы он ни сочувствовал им, не хочет работать за копейки. Он считает, что рождён для более значительной роли. Герой придумывает теорию, согласно которой все люди делятся на два типа. Большинство из них — это «твари дрожащие», которые нужны только для воспроизведения себе подобных. Для них существуют установленные законы, которым они должны подчиняться, но новых идей такие люди привносить не могут. К меньшинству относятся «право имеющие», то есть те, кто имеет право решать чужую судьбу, провозглашать новые законы и идеалы, отвергая старые, преступая их, если понадобится, совершая даже грабежи и убийства. Раскольников причисляет себя к этому меньшинству и решает совершить преступление (убить и ограбить старуху-процентщицу). В своих рассуждениях он руководствуется логикой и простым математическим расчетом: одна бесполезная жизнь и тысячи жизней взамен, ну разве это не справедливо? Этот расчет, эта очевидная, как ему кажется, справедливость загораживает от него истинные причины его намерений: гордость и эгоизм. Раскольников с самого начала ставит себя над теми, чьими именами он прикрывается, совершая преступление. Он знает, что все эти люди по доброй воле никогда не убили бы, что они сами скорее умерли бы от голода. Но у них нет права голоса. Все они любят Раскольникова, но это не спасает его от той петли, в которую попадает его душа.
Когда герой испытывает свою теорию на деле, тут же обнажается её несовершенство. Убийство проходит не по плану, и вместе со старухой он убивает её сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей произошедшего. Воспользоваться украденным Раскольникову так и не удается, и в результате убийство не приносит никакой пользы. Но кроме этого, герой осознает ещё одну свою ошибку: он поставил себя выше людей, но избавиться от всего человеческого ему так и не удалось, и теперь его мучает совесть. Совесть страшнее любого человеческого правосудия. Я думаю, можно сказать, что любовь, сострадание к людям и вина сливаются в этом чувстве. На протяжении всего романа Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении, он страдает, сознается в убийстве и, в конце концов, спасается.
Соня Мармеладова — персонаж, который помогает ему в духовном преображении. Она на собственном примере учит героя состраданию, любви к людям, смирению и вере. Она постоянно жертвует собой ради других и, как и Раскольников, преступает заповедь, но совсем по иной причине. Её любовь и сострадание — искренние, они не прикрывают гордость и тщеславие. И хотя её положение гораздо хуже, чем у главного героя, она продолжает безропотно сносить все лишения, своими делами доказывая искренность чувств, и ни на секунду не теряет веры. Важно заметить, что Раскольников полностью исцеляется и отвергает свою идею только тогда, когда в нем самом пробуждается истинная любовь к людям, которая всегда у него была, но которую заглушало тщеславие, и критиковал разум. Нелогичная сила любви спасает только того, кто сам обладает этим даром — даром иного видения, умением неосознанно ставить прежде своих интересов чужие, не раздумывая, минуя ловушки логики. Сон, который снится герою в эпилоге романа, как бы подводит черту, наглядно показывая, что люди не могут жить одним рассудком, что, рассуждая и строя каждый свою теорию, они никогда не добьются единства.
Для человека важно и необходимо уметь любить, жертвовать собой и сохранять веру, иначе он просто не увидит того, что вне его, он будет заперт в себе, а там, внутри, может хоть целую вечность размышлять о справедливом и правильном, исходя из собственного эгоизма и к нему же возвращаясь. Вот почему поступки одного будут ужасны, а дела другого будут полны самопожертвования, хотя оба они будут твердить одно и то же, оба будут убеждены в том, что желают блага. Весь огромный мир не может быть познан «через себя»: для того чтобы понять других, нужно забыть о своём благе. Разумеется, чужая любовь может быть маяком, может быть поддержкой, образцом для подражания, но сколько бы ни был любим человек, привыкший смотреть в себя и думать о себе, до тех пор, пока он не переступит через свою гордость и сам не научится любить, он не спасется. Его можно сравнить с тонущим, которому нужен глоток воздуха, но он боится высунуть голову из воды. А фигура человека, стоящего на берегу, зовущего его, искренне желающего его спасения, может только привести к мысли, что мир над поверхностью не так страшен. Но утопающий не будет ценить воздух и не научится плыть, не глотая воду, до тех пор, пока однажды не вдохнёт полной грудью.
2-Й ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
Свободное сочинение по направлению «Любовь»
Любовь — это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Можно сказать, что это чувство делает человека добрее, чище, совершеннее. Тема любви — одна из ведущих тем мировой литературы с древнейших времен до сегодняшнего дня. Многие влюбленные стали олицетворением этого чувства. Стоит вспомнить Лейлу и Меджнуна, кавалера де Грие и Манон Леско, даму с собачкой и Гурова, а также многих-многих других. Сложно придумать, о чем бы писали знаменитые поэты и прозаики, чем вдохновлялись бы великие композиторы и художники, не будь на свете любви.
Древние считали любовь даром богов. Это чувство, по их мнению, приближало смертных к небожителям. В средние века сложился настоящий культ любви. Рыцари посвящали всю свою жизнь служению прекрасной даме и были счастливы. С тех пор словом “рыцарь” стали называть всякого, кто с почтительностью и восхищением относится к женщине. О том, какое место занимала любовь в жизни наших предков, мы можем судить, в частности, по произведениям русских классиков. А одной из причин самой известной за всю русскую историю дуэли была именно пылкая любовь, столкнувшаяся со жгучей ревностью. У любви множество лиц. Это любовь-дружба, любовь-сотрудничество, любовь-страсть, любовь-трагедия и другие. В любви существует не только счастье, радость взаимного понимания, удовольствия, но и обман, ревность, страх, боль. Можно сказать, что на фоне любви прочие душевные проявления человека выступают более четко, рельефно, выпукло.
Человек поверяется любовью. Сказать “я люблю тебя” значит, сказать “ты никогда не умрешь”, — заметил как-то великий французский писатель Альбер Камю. Любящий запечатлевает в своем сердце образ любимого человека, делает того бессмертным, как бессмертны солнце, земля, ветер, и только такое бессмертие возможно в нашем несовершенном мире. Любовь, как уже было сказано, не выгодное приобретение, а дар. И как всяким неожиданным и приятным подарком, этим чувством необходимо дорожить. Ведь говорят, что истинная любовь дается человеку один раз в жизни, и это недалеко от правды. Известно, что любовь реализуется целиком в сфере межличностного общения. Поэтому нужно как бы заново учиться говорить, думать, дышать. В этом многие видят труд и тяготы любви, особенно если любовь увенчивается законным браком. Здесь важно не потерять собственную индивидуальность, собственную точку зрения на окружающий мир и на саму любовь в частности. “Ты у меня одна, Словно в ночи луна, Словно в году весна, Словно в степи сосна. Нету другой такой Ни за какой рекой, Нет за туманами, Дальними странами”. Эти строки принадлежат перу знаменитого барда Юрия Визбора. Их можно считать своеобразным итогом современного художественного и житейского опыта.
Сегодня любовь вряд ли намного изменилась: это чувство все так же вдохновляет человека на новые начинания, свершения, подвиги. И тот, кто пронес это замечательное чувство через всю жизнь, может уверенно сказать: “Я жил не зря”.
Тема любви в пьесе
ТЕМА ЛЮБВИ В “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА Ах, если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко? А. С. Грибоедов “Горе от ума” – – пьеса политическая. По крайней мере, так принято считать.
Чацкий вступает в конфликт с косным, невежественным, ретроградным обществом, терпит поражение, которое принято почему-то считать моральной победой, и уезжает, нет, бежит “искать по свету”… Чего? Политических союзников?
Философов-единомышленников? Нет, “чувства”. Вернее, уголка, приюта для своего “оскорбленного чувства”.
Пушкин считал, что вся комедия должна была “вертеться” на чувстве, да и главного героя, как известно, Пушкин счел весьма неумным человеком. Зато “чувствительным” Чацкий представляется очень и очень неглупой служанке Лизаньке, которую можно назвать резонером № 3. Она не говорит умных монологов, но все ее реплики – верх остроумия, проницательности и особой женской чуткости. Итак, попробуем рассмотреть ситуацию в пьесе как любовную коллизию.
Во-первых, в нарушение всяких канонов классицизма вместо любовного треугольника мы видим, по меньшей мере, четырехугольник. Чацкий
По крайней мере, если логически продолжить мысль Пушкина, можно прийти именно к таким выводам. В целом же и любовный, и общественный конфликт – лишь проявления другого конфликта, внутреннего конфликта Чацкого с самим собой и вообще философского конфликта пьесы, который можно обозначить так: конфликт наших представлений о жизни с самой жизнью. У Грибоедова все герои, которые намечают цель в жизни, терпят крах. Горе от ума, если понимать ум как разработанный план действий, стремление “делать жизнь” с кого-то, постигает и Фамусова, и Молчалина, и Репетилова. И, конечно, в первую очередь, Чацкого и Софью.
В самого деле, Фамусов, призывавший всех смотреть, “как делали отцы”, совершенно уничтожен скандалом с Софьей. Во всяком случае, хлопот с ее замужеством теперь будет много. Тугоуховские тоже просчитались: хотели найти выгодного жениха хоть для какой-нибудь из дочерей… но: “Князь, князь, назад!” Молчалин, конечно, сильно осложнил свою карьеру именно тем, что очень уж по расчету действовал: ухаживал за Софьей, она влюбилась не на шутку, потом прогоняет из дома, где было так спокойно и тепло… Графиня-внучка разочарована в балах и кавалерах . Она тоже действует по схеме: выезжать в свет не для того, чтобы веселиться, а чтобы найти выгодную партию. Репетилов вроде бы недавно нашел эту выгодную партию для себя, разработал план, почти как Молчалин, но… “приданого взял шиш, по службе ничего…”.
Что же получается? Как только начинаем действовать по плану – жизнь наша не упорядочивается, а разрушается. Особенно это заметно на примере Чацкого и Софьи. Почему Чацкий вообразил, что Софья будет ждать его, влюблена в него? А у него, видите ли, был план.
Он поездит по свету, наберется ума, и, когда он станет еще умнее и образованнее, сделается для Софьи совершенно неотразимым. Он потому ей и не писал, что слишком уверен в непогрешимости и в правильности собственной составленной схемы. И еще он очень хорошо знает, что Софья умна. Кого же ей еще и выбрать, как не его? Она же не полюбит дурака Скалозуба.
Правильно. Но жизнь идет вовсе не по плану. А тем более любовь, о которой было давно сказано: “Тайна сия велика есть”. И Софья не влюбилась, конечно, в Скалозуба. Она оказалась даже еще умнее, чем предполагал Чацкий, и влюбилась… в Молчалива.
Почему “умнее”? Потому, что оказалась способной подойти к любви так же, как Чацкий, то есть составить схему дальнейших действий. За Скалозуба она бы вышла по воле отца, если была бы уж совсем похожа на шестерых безликих княжон Тугоуховских.
Нет, Софья хочет все решить своим умом. Идеал героев и героинь Руссо и Ричардсона – любовь к бедному, незнатному , но чувствительному. Подгонять свою жизнь под идеал, требовать от жизни, чтобы она походила на роман, могут натуры возвышенные, разумные, благородные. Словом, совершенные, прекрасные, просто идеальные люди.
Беда только в том, что при этом самой жизни как-то не остается места в этой прекрасной схеме. “Ах, тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет!” – снова обобщает Чацкий. А жизнь идет себе и идет. С этой точки зрения Грибоедову милее те, кто не пытается жизнью управлять – ни общественной, ни личной.
Самый противный с этой точки зрения персонаж – Наталья Дмитриевна. Она даже хуже Молчалива, потому что добилась всего. “Мой муж – чудесный муж, вот он сейчас войдет”. И он, точно, входит. Алле, гоп! – и муж едет на скучнейший вечер. Еще команда – и он кутается и бережется от сквозняков, потому что жене угодно продемонстрировать заботу и пылкие чувства.
А вот он послушно готов признать, что “весело у Фамусовых было”. Однако мы чувствуем, что план, построенный и вроде бы осуществленный самодовольной дурой, на грани полного краха. Платон Михайлыч уже напоминает зомби. Еще немного – и он либо умрет от чахотки , либо сопьется, либо вообще пропадет без вести… Итак, Софья, глядя на свою подругу Наталью Дмитриевну, дрессирует себе шпица… простите, мужа из Молчалина.
Однако план дрессировки и здесь терпит крах, но по другой причине, Мол-чалин-то, пожалуй, перехитрит Софью и подыщет себе какую-нибудь Татьяну Юрьевну, которая “балы дает нельзя богаче”. Так любовная линия пьесы показывает нам одну нехитрую истину. Жизнь не рынок сбыта товаров, будь этот товар самой полноценной личностью.
Жизнь – сокровенное горение, тайный полет. Так или почти так говорил в одной из своих лекций замечательный современный психолог В. Леви. И еще сказал же Бернард Шоу: “Что такое жизнь, как не цепь вдохновенных безрассудств?” Грибоедов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике.
И о самом главном в жизни – о любви. И наконец, о том, что никакие рецепты в этом деле не помогут. Ни вычитанные из романов, ни почерпнутые в путешествиях, ни услышанные от Натальи Дмитриевны.
А тот, кто в любви строит планы и копирует схемы, получит горе… не от любви, а от ума. Позволим себе одно сравнение напоследок. Счастьем или горем была в жизни Андрея Болконского его любовь к Наташе?
И бал, и лунная ночь, и – потом – измена, унижение, последняя горькая встреча, когда уже ничего нельзя было поправить… Если бы мы могли спросить самого Болконского, он ответил бы: “Но и мученья этого я не отдам ни за что в мире” . И – сквозь боль и бред, умирая, – он повторял Наташе слова, которые она, несмотря на свое счастье с Пьером, пронесла в душе через всю жизнь. Это слова князя Андрея о том, что, “ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно Бога за свою рану, которая свела его опять с нею” . Это совсем другая любовь, чем у “чувствительного” Чацкого, который, увидев, что его отвергла даже не невеста , а просто девушка, которой он отвел некоторое место в своих умствованиях, но без которой он спокойно жил три года, понес, извините, ахинею, глубоко оскорбился и отправился по свету искать уголок для своего “оскорбленного чувства”.
Разве Чацкий смог бы благодарить Бога за свою “рану”? Нет, Чацкий сделает весь мир виноватым в том, что жизнь не похожа на его так разумно придуманный план… Грибоедов при всем своем огромном уме жил чувством, безрассудством , риском, игрой…
Ни он, ни его якобы политическая пьеса не похожи на умника – резонера, этакого брезгливого очкарика, который – увы! – смотрит на нас с портрета в учебнике..
Поэзия Бунина — “живопись словом”
Школьное сочинение
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами —
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова “в том плодородном Подстепье”, где, как писал он сам, “образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым”. Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными “богами” в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.
В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, “бунинское”, звучание.
Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.
Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, “чувственного, вещественного, из чего создан мир”, достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:
Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,
И клен над облетевшею листвой,
Уже весь голый, легкий и ветвистый.
. Беру большой зубчатый лист с тугим
пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради
останется хоть память вместе с ним
об этом светлом вертограде
с травой, хрустящей белым серебром.
Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении “Листопад” создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в “серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь”, — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.
Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе “Золотое дно”, восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: “А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. “
В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: “Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. ” (“Деревня”). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: “На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. ” (“Деревня”). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: “Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде” (“Деревня”).
Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть: