Герой и антигерой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Горе от ума, Время: его герой и антигерой (По комедии А.С. Грибоедова &q

Комедия А.С., Грибоедова “Горе от ума” – одно из самых замечательных произведений русской литературы XIX века. К сожалению, автор не оставил точных указаний о начале работы над комедией. Некоторые исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально понятно лишь время, когда работа над произведением была закончена: 1324 год. Но точная датировка пьесы важна только исследователям, а читателю нужно знать эпоху создания произведения и историческую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главным является то, что комедия создавалась в те времена, когда молодые люди, типа А.А. Чацкого (главного героя произведения А.С. Грибоедова “Горе от ума”), несли в общество новые идеи, настроения. В его монологах и репликах, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что “вольнее всякий дышит”. Свобода личности – вот мотив времени в комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость – их моральный задолженность.

Комедия “Горе от ума” построена так, что о “веке нынешнем”, об идеях социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот “новый человек”, который несет в себе “дух времени”; идею жизни, поставленная задача которой – свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть единомышленники, например, двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда “чин следовал ему”. Чацкий и его сподвижники стремятся к “искусствам творческим, высоким и прекрасным”, мечтают вперить в науки “ум, алчущий познаний”, жаждут “возвышенной любви”. Стремление Чацкого – служить отечеству, делу, а не лицам”. Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо. Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие идеи.

В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816-1818 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой задолженность перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому, за три года до описанных в комедии событий, Чацкий, “обливаясь слезами”, расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: “Служить бы рад – прислуживаться тошно”. Но государству, оказывается, не необходимо самоотверженное служение, оно требует прислуживания. В тоталитарном государстве вопрос: “Служить или не служить, жить в деревне или путешествовать” – выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить посвоему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.

Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, “денег, чтоб пожить”, не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал “умеренность и аккуратность”, их мечта – “забрать все книги бы да сжечь”. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Чацкий, наделенный темпераментом борца, активно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, бальную толпу?

Пока главный герой комедии Грибоедова “Горе от ума” путешествовал три года, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало в сабо “сопротивляемость” тем зреющим переменам, которые грозили сокрушить эту мирную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо прокладывает себе дорогу Молчалин. Чацкий не способен отнестись к нему и его “талантам” всерьез. А между тем, это “жалчайшее” созданье” не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердца Софьи, именно он – счастливый соперник главного героя.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти “ключ” к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Брошенные им слова (“Молчалины блаженствуют на свете”) оказались пророчеством. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. “Всегда на цыпочках и не богат словами”, он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.

На мой взгляд, очень интересно сравнение Фамусова, Скалозуба, князя Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний?

Для Фамусова, очевидно, удачно выдать дочку замуж, да пару орденов получить не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: “Мне только бы досталось в генералы”. Князь Тугоуховский давно на посылках у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое.

Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского “туза”, получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе:

Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет.

Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет. Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого – безумного мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать.

Именно Молчалины, идеал которых “и награжденья брать, и весело пожить”, дойти “до степеней известных”, станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) идеалами общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их “таланты” – “умеренность и аккуратность”. Молчалин – человек структуры, его безбедное существование возможно лишь в четко отлаженном государственном механизме. И он сделает все возможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более его разрушения. Поэтому с такой легкостью окружающие подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить, так как Чацкий – сумасшедший обществу не страшен. Обществу удобно списать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию. Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Они живут как бы в разных измерениях, свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сосредоточие пороков: . Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом, одним, И в нем рассудок уцелеет.

“Так! Отрезвился я сполна!” восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”.

После скандала в доме Фамусовых, Чацкий уезжает. Его отъезд это

форма протеста, хотя и пассивная. Таким образом, он оставил

торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще большей

осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.

Однако Молчалина нельзя назвать победителем, так как Чацкий

остался морально выше. Дальнейшие скитания Чацкого не изображены

в комедии, но, на мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего, Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только после смерти Николая в 1856 году, если, конечно он не погиб в день восстания.

Интересно, что спустя полвека после создания “Горе от ума”, в 80-е годы М.Е. Салтыков-Щедрин вновь вывел Молчалина на сцену в очерке “Господа Молчалины”. Социально ориентированный художник не случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в Молчалине одну из самых страшных фигур русского общества. В очерке Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся “степеней известных”. Он смог приспособиться к русской жизни и прошел по ней, достигнув в конце пути желанных вершин (“Возвысился, унижаясь, – писал о нем К. Полевой).

Удивительно, что и в данный момент невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевна Чацкого. Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя, героя Своего времени. И трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как А. А. Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно достигнуть, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.

Герой и антигерой комедии Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — одно из самых замечательных произведений русской литературы XIX века. К сожалению, автор не оставил точных указаний о начале работы над комедией. Некоторые исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа над произведением была закончена: 1824 год.

Но точная датировка пьесы важна только исследователям, а читателю необходимо знать эпоху создания произведения и историческую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главным является то, что комедия создавалась

Свобода личности — вот мотив времени в комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость

Комедия «Горе от ума» построена так, что о «веке нынешнем», об идеях социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот «новый человек», который несет в себе «дух времени»; идею жизни, цель которой — свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть единомышленники, например, двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда «чин следовал ему». Чацкий и его сподвижники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают вперить в науки «ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви».

Стремление Чацкого — служить отечеству, делу, а не лицам». Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо.

Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие идеи.

В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816-1818 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому, за три года до описанных в комедии событий, Чацкий, «обливаясь слезами», расстался с Софьей и отправился в Петербург.

Читайте также:  Первое действие представляет собой экспозицию конфликтного: сочинение

Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания. В тоталитарном государстве вопрос: «Служить или не служить, жить в деревне или путешествовать» — выходит за рамки проблемы личной свободы.

Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов. Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе.

Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Чацкий, наделенный темпераментом борца, активно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, бальную толпу?

Пока главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» путешествовал три года, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало в сабо «сопротивляемость» тем зреющим переменам, которые грозили сокрушить эту мирную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо прокладывает себе дорогу Молчалин. Чацкий не способен отнестись к нему и его «талантам» всерьез.

А между тем, это «жалчайшее» созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердца Софьи, именно он — счастливый соперник главного героя.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти «ключ» к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Брошенные им слова («Молчалины блаженствуют на свете») оказались пророчеством. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. «Всегда на цыпочках и не богат словами», он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.

На мой взгляд, очень интересно сравнение Фамусова, Скалозуба, князя Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний? Для Фамусова, очевидно, удачно выдать дочку замуж, да пару орденов получить не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: «Мне только бы досталось в генералы». Князь Тугоуховский давно на посылках у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое.

Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет.

Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет. Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу.

Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого — безумного мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать.

Именно Молчалины, идеал которых «и награжденья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) идеалами общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их «таланты» — «умеренность и аккуратность». Молчалин — человек структуры, его безбедное существование возможно лишь в четко отлаженном государственном механизме.

И он сделает все возможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более его разрушения. Поэтому с такой легкостью окружающие подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить, так как Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Обществу удобно списать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию.

Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Они живут как бы в разных измерениях, свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сосредоточие пороков: . Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом, одним, И в нем рассудок уцелеет.

Сочинения по темам:

Герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова является наличие в пьесе двух конфликтов, которые тесно связаны.

Молчалин и Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий и Молчалин — ровесники, главные герои комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Именно поэтому контраст между ними столь.

Герой времени в комедии Грибоедова «Горе от ума» Именем Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По выражению В. Г. Белинского, А. С. Грибоедов принадлежит.

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии.

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий.

Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В.

Век нынешний и век минувший в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» «Век нынешний» в комедии представляет Чацкий, а «век минувший» — это Фамусов и компания. Самое главное противоречие между ними —.

Время его герой и антигерой по комедии А. Грибоедова Горе от ума – сочинение

Время: его герой и антигерой (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)

Автор: Грибоедов А.С.

Комедия А. Грибоедова “Горе от ума” — одно из самых замечательных произведений русской литературы XIX века. Особенно следует отметить дату окончания работы автора над пьесой: это было в 1824 году — за год до восстания декабристов. Следовательно, комедия создавалась в те времена, когда молодые люди несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что “вольнее всякий дышит”. Свобода личности — вот мотив времени в комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость — их моральный долг.

Комедия “Горе от ума” построена так, что о “веке нынешнем”, об идеях социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот “новый человек”, который несет в себе “дух времени”, идею жизни, цель которой — свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть единомышленники, например двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда “чин следовал ему”. Чацкий и его сподвижники стремятся к “искусствам творческим, высоким и прекрасным”, мечтают вперить в науки “ум, алчущий познаний”, жаждут “возвышенной любви”. Стремление Чацкого — служить отечеству, “делу, а не лицам”. Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Поэтому и оборвалась блестяще начатая карьера: “Служить бы рад — прислуживаться тошно”.

Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, “денег, чтоб пожить”, не любви, а выгодной женитьбы.

Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни.

Но видит ли Чацкий своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, Молчалина и их окружение? Например, к Молчалину Чацкий не способен отнестись всерьез. А между тем это “жалчайшее” созданье” не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердце Софьи, именно он — счастливый соперник главного героя.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти “ключ” к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность — вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Брошенные Чацким слова (“Молчалины блаженствуют на свете”) оказались пророческими.

Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. “Всегда на цыпочках и не богат словами”, он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. Однако за три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского “туза”, получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи.

Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет.

Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого — безумного мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать.

Именно молчалины, идеал которых “и награжденья брать, и весело пожить”, дойдут “до степеней известных”, станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) “столпами” общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их “таланты” — “умеренность и аккуратность”. Молчалины сделают все возможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более его разрушения.

“Так! Отрезвился я сполна!” — восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это — поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”.

После скандала в доме Фамусовых Чацкий уезжает. Его отъезд — это форма протеста, хотя и пассивная. Таким образом, он оставил торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще большей осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.

Главные герои комедии «Горе от ума»

Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в пьесе двух конфликтов, которые тесно связаны между собой. Один из них любовный, другой общественный. Этим и определяется расстановка героев комедии «Горе от ума». Любовная линия представлена Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественная же линия выражена противостоянием консервативного дворянства, главным выразителем идей которого является Фамусов, и прогрессивных взглядов на устройство общества, которые проповедует Чацкий. К фамусовскому обществу относится также Молчалин, возлюбленный Софьи. Любовный и общественный конфликты объединены образом Чацкого, главного героя «Горя от ума».

Александр Андреевич Чацкий вернулся из-за границы и сразу же отправился в дом Фамусова, где он когда-то воспитывался и где его не было три года. Чацкий мечтает увидеться со своей возлюбленной Софьей, дочерью Фамусова. Но Софья встречает его крайне сдержанно, ведь она влюблена в Молчалина. Герой не понимает причин охлаждения девушки к нему. Он начинает расспрашивать об этом ее саму, ее отца. И в словесных баталиях между этими героями проявляются серьезные противоречия по вопросам нравственности, культуры, просвещения, устройства общества.

Читайте также:  Век нынешний и век минувший: сочинение

Фамусов в комедии представляет «век минувший». Главная особенность мировоззрения консервативного дворянства заключается в том, что оно не желает никаких перемен, потому что изменения угрожают их благополучию. В дворянском обществе, на которое направлена сатира Грибоедова, ценятся лишь чины и деньги. И Фамусов не исключение. Он с гордостью отзывается о своем дяде, Максиме Петровиче, который умел «подслужиться» и поэтому «перед всеми знал почет». Единственное, что по-настоящему заботит Фамусова – мнение общества о нем.

От лица «века минувшего» выступает также и Молчалин. Его главные достоинства «умеренность и аккуратность». Он достойный продолжатель взглядов московского высшего общества. Он умеет выслуживаться, стремится заводить и поддерживать полезные знакомства. Даже его связь с Софьей – не что иное, как выслуживание перед ее отцом.

Чацкий резко противопоставлен этим героям. Ему чужды их взгляды на устройство общества. Чацкий – обладатель активного, творческого ума. Он хочет служить «делу, а не лицам», потому что высоко ценит свободу личности, честь и достоинство. Чацкий – единственный герой комедии, представляющий «век нынешний». Он выражает идеи самого автора – идеи нравственности и просвещения, которые консервативные дворяне не готовы воспринять.

При характеристике героев «Горя от ума» сложнее всего интерпретировать образ Софьи Фамусовой.

Список действующих лиц «Горя от ума» не ограничивается главными героями. Для понимания проблематики также важны второстепенные персонажи «Горя от ума». Например, невозможно представить себе развитие любовной интриги в комедии без служанки Лизы, которая помогает Софье и Молчалину сохранить их свидания в тайне. Также образ Лизы участвует в более полном раскрытии других персонажей «Горя от ума» Грибоедова. Ей оказывает знаки внимания Молчалин, и читателю сразу становится понятно, что чувств к Софье он не имеет.

Полковник Скалозуб также участвует в развитии любовной линии. Его прочат в женихи Софье, потому что у него есть деньги. Жаль только, что совсем нет ума. Зато это помогает в сатирическом ключе изобразить армию.

Особую смысловую нагрузку несут внесценические персонажи. Они не участвуют в действиях комедии, но о них говорят другие герои, что позволяет более полно представить нравы дворянского общества того времени. Наиболее известным внесценическим персонажем является Максим Петрович, дядя Фамусова, который нарочно несколько раз падал на приеме у императрицы, чтобы ее повеселить и заслужить уважение при дворе.

Следует отметить, что все образы героев комедии приобретают более глубокое звучание, чем это было принято до появление пьесы «Горе от ума». Здесь нет ни абсолютных негодяев, ни героев без недостатков. Грибоедов отказывается от традиционного деления персонажей на плохих и хороших. Так Фамусов является заботливым отцом для своей дочери, а Чацкий в некоторых моментах проявляет излишнюю горячность и бесцеремонность.

Характеры, созданные Грибоедовым, не теряют своей актуальности и в наши дни. Ведь проблема смены старых взглядов новыми всегда злободневна. Во все времена живут люди, несущие обществу прогрессивные идеи, и те, кто отказывается воспринимать новое, защищая свои устаревшие взгляды.

Герой и антигерой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской литературы XIX века. К сожалению, нам не известно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа над произведением была закончена: это 1824 год. Но точная датировка пьесы важна только ученым, а читателю необходимо знать эпоху создания произведения и историческую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главным является то, что комедия создавалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого (главного героя) ратовали за обновление общества. В монологах и репликах героя, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всякий дышит». Свобода личности — вот основной мотив комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость — их моральный долг.

Комедия «Горе от ума» построена так, что о «веке нынешнем», об идеях социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот «новый человек», который несет в себе «дух времени», идею жизни, цель которой — свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть единомышленники, например двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда «чин следовал ему». Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают вперить в науки «ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви». Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не лицам». Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо. Чтобы обойти цензуру, Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на что-либо.

В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816—1818 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего он желал исполнить свой долг перед Отечеством и честно служить ему. Именно поэтому за три года до описанных в комедии событий Чацкий, «обливаясь слезами», расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение — оно требует прислуживания. В тоталитарном государстве вопрос: «Служить или не служить, жить в деревне или путешествовать» — выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.

Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привычный уклад жизни.

Герой, наделенный темпераментом борца, активно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, светскую толпу?

Пока главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» путешествовал, общество менялось. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало «сопротивляемость» тем зреющим переменам, которые грозили сокрушить эту мирную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо прокладывают себе дорогу Молчалины. Чацкий не способен отнестись к ним и их «талантам» всерьез. А между тем это «жалчайшее созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердце Софьи, именно он — счастливый соперник главного героя.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти ключ к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность — вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем комедии, противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. «Всегда на цыпочках и не богат словами», он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.

На мой взгляд, очень интересно сравнить Фамусова, Скалозуба, князя Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний?

Для Фамусова, очевидно, удачно выдать дочку замуж, да пару орденов получить, не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: «Мне только бы досталось в генералы». Князь Тугоуховский давно на посылках у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое.

Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе:

Там моську вовремя погладит,

тут в пору карточку вотрет.

Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет. Расчетливо и холодно набирает он силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого — безумного мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать.

Именно Молчалины, идеал которых «и награжденья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов), властителями общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их «таланты» — «умеренность и аккуратность». Молчалин — человек структуры, его безбедное существование возможно лишь в четко отлаженном государственном механизме. И он сделает все возможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более его разрушения. Поэтому с такой легкостью окружающие подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить, так как Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Обществу удобно приписать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию. Такой герой и фамусовское общество несовместимы, они живут как бы в разных измерениях. Свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь средоточие пороков:

. Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет;

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

«Так! Отрезвился я сполна!» —

восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это: поражение или прозрение? Да, финал этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

После скандала в доме Фамусовых Чацкий уезжает. Его отъезд — это форма протеста, хотя и пассивная. Таким образом, он оставил торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще большей осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.

Однако Молчалина нельзя назвать победителем, так как Чацкий остался морально выше. Дальнейшие скитания героя не изображены в комедии, но, на мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только после смерти Николая в 1856 году, если, конечно, не погиб в день восстания.

Читайте также:  Фамусов 2: сочинение

Интересно, что спустя полвека после создания «Горе от ума», в 80-е годы, М. Е. Салтыков-Щедрин вновь вывел образ Молчалина в очерке «Господа Молчалины». Социально ориентированный художник не случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в нем одну из самых страшных фигур русского общества. В очерке Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся «степеней известных». Он смог приспособиться к русской жизни и прошел по ней, достигнув в конце пути желанных вершин («Возвысился, унижаясь», — писал о нем К. Полевой).

Удивительно, что и сейчас невозможно равнодушно читать «Горе от ума». Грибоедову (может быть, впервые в русской литературе) удалось создать действительно реалистический образ положительного героя, героя своего времени. И трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе — в общем, всем, чего мы достигли. Ведь именно Чацкие стремятся к лучшему и верят, что это лучшее можно достигнуть, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, разлагающих общество.

Герой и антигерой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Время: его герой и антигерой. (А.С. Грибоедов “Горе от ума”)

“Горе от ума” как политическая комедия

Чтобы глубже понять идейное содержание “Горя от ума”, социально-политическую проблематику комедии, необходимо вспомнить характерные особенности исторической эпохи, отраженной в пьесе. Известно что работа над ней была закончена в 1824 году. “Героическая война 1812 года. прошла, ее ближайшие задачи кончились. Ожидания, что в ответ на подвиги народа последует падение рабства, не сбылись. ” – пишет исследователь творчества

А. С. Грибоедова Юрий Тынянов в статье “Сюжет “Горя от ума”. Итак, война позади. И народ, победивший в этой войне, кровью своей добывший Отечеству свободу, в этом Отечестве все так же закрепощен и угнетен. В русском обществе зреет недовольство несправедливостью государственной внутренней политики. В сознании честных граждан крепнет идея необходимости защищать не только свои права, но и права низшего сословия. И в 1816 году (предположительная дата начала работы над комедией) в России создается первая тайная организация будущих декабристов “Союз спасения”. В него вошли люди, считавшие, что восстановление социальной справедливости – их исторический и моральный долг.

Но никаких реальных изменений в России не произошло , и главным тормозом на пути преобразования выступала сильная авторитарная власть: русское самодержавие. Требование ограничить самодержавие, ввести его в рамки закона, конституции прозвучало и на Европейском сейме 1818 года, где присутствовал император Александр I. Царь дал торжественные заверения. Европа ожидала перемен в России. Но русское общество отнеслось к обещаниям государя скептически. Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей – “французской заразы”. Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не дошло. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, так как твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это “благоденствие”, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

Комедия “Горе от ума” построена так, что о “веке нынешнем”, об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении к духовной и политической свободе на сцене говорит лишь Чацкий. Он – тот “новый человек”, который несет в себе “дух времени”, идею жизни, цель которой – свобода. Но Чацкий на три важнейших года исчезает из российской действительности. За эти три года утихло послевоенное ликование, поэзия ратных подвигов сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам: карьера, протекции, доходы и т. п. Воротившись в Россию и попав “с корабля на бал”, Чацкий так до конца и не разобрался, что в Москве жизнь вошла в прежние довоенные “берега”, что москвичи этим довольны и лишь он находится в плену прежних иллюзий близких и реальных перемен.

В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816-1818 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому за три года до описанных в комедии событий Чацкий, “обливаясь слезами”, расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. В этой формулировке Чацкого важны и значимы обе части: он рад бы служить, он жаждет этого. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует “прислуживания”. И Чацкий оставляет столицу. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо в монологах (из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие свои идеи). Так неприятие крепостного права, протекционизма, негодование по поводу засилья иностранцев и преклонения перед ними – заявлены как позиция героя, однако несколько раз скажет Чацкий, например, о жизни в деревне как о более нравственной. Речь идет, конечно, не о сближении с природой, а о моральном долге помещика по отношению к крепостным (именно этот путь избрал двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда “чин следовал ему”).

Просвещение, за которое ратует Чацкий, вызывает бурный гнев фамусовского общества: “Забрать все книги бы да сжечь!” Просвещение для эпохи Чацкого неотделимо от гражданского воспитания, важнейший его элемент – проповедь свободы. Вот почему так негодует свет. И такие намеки рассыпаны по всему тексту комедии.

Итак, Чацкий – новый человек. Его идейные убеждения рождены духом перемен, тем “веком нынешним”, который пытались приблизить лучшие люди России. “Его идеал свободной жизни: это свобода от всех. цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода – вперить в науки “ум, алчущий познаний”, или беспрепятственно предаваться “искусствам творческим, высоким и прекрасным”,- свобода служить или не служить, жить в деревне или – путешествовать”. – так объясняет Гончаров в статье “Мильон терзаний”, какое содержание вкладывал Чацкий (и идейно близкие ему люди) в понятие “свобода”.

Но в тоталитарном государстве вопрос “служить или не служить” выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов. Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него – рабство во всех его проявлениях, самое желанное – свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке.

Столкновение Чацкого с фамусовским миром – не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Свобода во всем, по мнению героя, должна прийти на смену иерархической упорядоченности прежней жизни. Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько практических шагов, результатом которых оказывается его “связь с министрами”, о которой упоминает Молчалин. Ведь это не что иное, как участие героя в конкретных реформах власти, которые не состоялись (вспомним попытку князя Андрея принять участие в деятельности кабинета Сперанского и его разочарование в министре). Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за границу не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в сложившейся ситуации. Его ничто больше не связывает с родными пенатами, вероятно, он и не приехал бы вовсе, если бы не Софья. Отъезд ведь тоже форма протеста, пусть и пассивная.

Пока герой три года путешествовал, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни. Оно вырабатывало в себе “сопротивляемость” тем зреющим переменам, которые грозили эту мирную жизнь сокрушить. И вот в обществе появляются и твердо прокладывает себе дорогу молчалины, появляется “молчалинский тип”. Чацкий неспособен отнестись к Молчалину и его “талантам” всерьез. А между тем это “жалчайшее созданье” не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердце Софьи, именно он – счастливый соперник главного героя. И это только начало. Личное поражение Чацкого не исчерпывает его драмы. Брошенные им слова “Молчалины блаженствуют на свете” оказываются пророчеством.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти “ключик” к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность – вот определяющие качества этого героя. Качества, делающие его, с точки зрения традиций русской литературы, антигероем пьесы, главным противником Чацкого. Его жизненные установки, убеждения, вся система нравственных ценностей противостоит моральному кодексу, идеям и идеалам Чацкого. И в этом Молчалин не отличается от всего фамусовского общества. Его отличает иное: сила и особый, изворотливый ум.

Вот “тузы”: Фамусов, Скалозуб, князь Тугоуховский. Каков предел мечтаний Фамусова? Выдать удачно замуж Софью, ну еще пару орденов получить – не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: “Мне только бы досталось в генералы”. Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского “туза”, получил три награжденья, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным Софьи, которая прочит его себе в мужья. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет.

Остановится он на достигнутом? Разумеется, нет. Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого – безумного мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дойдя “до степеней известных”, будет не только сам унижать, но и уничтожать. Именно молчалины, идеал которых “и награжденья брать, и весело пожить”, станут, как пророчески предвидел Грибоедов, столпами общества. После восстания декабристов на них будет опираться новая власть: ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их “таланты” – “умеренность и аккуратность”.

Грибоедов первым в русской литературе XIX века показал “лишнего человека” (термин А. И. Герцена), механизм его появления в обществе. Чацкий – первый в этом ряду. За ним – Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин. Можно представить себе дальнейшую судьбу такого героя в обществе. Наиболее вероятны для него два пути: революционный и обывательский. Чацкий мог бы быть среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь, и тогда жизнь его была бы предрешена на 30 лет вперед: принявшие участие в заговоре вернулись из ссылки только после смерти Николая I в 1856 году. Но могло быть и другое – непреодолимое отвращение к “мерзостям” русской жизни сделало бы его вечным скитальцем на чужой земле, человеком без Родины. И тогда – тоска, отчаянье, желчность и, что самое страшное для такого героя-борца и энтузиаста” – вынужденная праздность и бездеятельность.

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. – М.-1994

Ссылка на основную публикацию
×
×