Дух времени в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Сочинение. Дух времени в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение.

Дух времени в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Образованный человек своего времени, АС Г-дов еще в молодости увлекался историей миро-вой комедии. Он изучил и творчески переработал лучшие художествен-ные достижения русских и западноевро-пейских литераторов. В это же время он общался с передовыми людьми России, многие из которых потом ста-ли декабристами. Гд-ов не одоб-рял тактики тайного заговора декаб-ристов, но ему были близки их идеи и убеждения. В комедии «Гоу» отразились талант и политические пристрастия молодого писателя.

АС Г-дов в своей пьесе показал процесс отрыва передо-вой, мыслящей части дворянства и косного общества. Главный герой Александр Андреевич Чацкий выражает вольнолюби-вые тенденции прогрессивной части дворянства. Чацкий — это единственный герой в пьесе, который говорит обо всех недостатках русского общества, ужасаясь и высмеивая его, что было свойственно передовым людям того времени. Поэтому Чацкий и отражает в пьесе «дух времени», правду жизни, цель которой — свобода.

Главному герою коме-дии свойственны черты декабристов 1816-1819 годов. Передовые люди то-го времени не стремились свергнуть монархию, но хотели либеральных перемен в стране. Хотели самоотвер-женно служить Отечеству, принося ему пользу. Но, оказывается, государ-ству не требу-ются преданные люди. Чацкий говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Итак, главным героем коме-дии является Чацкий, биография которого напоминает биографию многих декабристов и даже самого автора. По рождению и воспитанию Чацкий принадлежит к тем самым людям, образ жизни и мысли которых он категорически от-вергает. Отец Чацкого был другом Павла Афанасьевича Фамусова, рано умер, поэтому Александр Андреич воспиты-вался в доме последнего. Достигнув определенного возраста, Чацкий, как и многие дворяне того времени, служил в армии, а затем пробовал свои силы на государствен-ной службе в Петербурге. Его ждала блестящая карьера, но Александр Андреич неожиданно вышел в отставку и уехал за границу. Причина в том, что он захотел служить своей стране, «делу, а не лицам», а это ока-залось невозмож-ным. За границей Чацкий провел несколько лет и вер-нулся в Москву зрелым человеком, имеющим свои взгляды и убеждения. Стоит отметить, что на Родину его привело не желание ссориться с дворянством, а мечта о любви и счастье. За годы странствий Александр Андреич не забыл о своей юношеской привязан-но-сти к Софье, дочери Фамусова, и хо-тел посвататься. Здесь Чацкого ждет полное разочарование. Винить же можно только его самого. Он расстался с Софьей, когда ей было четырнадцать лет, «три года не писал двух слов», а затем «чуть свет» Чацкий появляется в доме Фамусова, уверен-ный в том, что его ждут и любят. Но Софья встретила его холодно, что явилось для него неожиданностью и причиной раздражения. А поскольку взгляды Чацкого на жизнь во многом расходятся с взглядами Фамусова, поводов для раздражения у Александра Андреича оказалось достаточно.

Чацкий считает крепо-стное право пережитком прошлого, а для фамусовского общества оно является одним из устоев русской госу-дарственности. Александр Андреич называет помещика, обменявшего своих слуг на собак, «Нестором негодяев знатных». Со злой иронией и негодованием го-ворит Чацкий и о другом помещике, для выплаты долгов распродавшего «от матерей, отцов отторженных де-тей» из своего театра. Он не согласен «принять за образцы» и считать «оте-чество отцами» таких людей, как Максим Петрович, который был готов унизиться и стать шутом, лишь бы получить «высочайшую улыбку».

Чацкий хочет, чтобы людей уважали за их личные достоинства, а не за чины или количество крепостных. Александр Андреич много времени провел за границей, но не перестал любить свою Родину, народ, ему «и дым Отечества … сладок и приятен». Его национальную гордость оскорбляет то, что какой-то «французик из Бордо» рад тому, что «ни звука русского, ни русского лица» не встре-тил в высшем московском обществе. Этот человек, ничего не представ-ляющий из себя во Франции, здесь пользуется уваже-нием только потому, что он иностранец.

Негодование Чацкого будет особенно понятно, если мы вспомним, что действие комедии разворачивается вско-ре после победы над Наполеоном, ведь Франция всегда была законодатель-ницей мод. Но сейчас русским есть чем гордиться, а они по-прежнему подражают ей. Чацкий сам говорит, что у него «ум с сердцем не в ладу». Умом он понимает недостатки русской жизни, а сердцем продолжает любить Россию. То же можно сказать и об отношениях с Софьей. Чацкому ясно, что она его больше не любит, но сердце отказывается этому верить. Именно в этих душевных страданиях героя, в противоречии между разумом и чувствами заключается смысл названия комедии.

Итак, в своей комедии Г-дов отразил вольнолюбивые тенденции русского общества и ос-новной конфликт эпохи: «век нынеш-ний» и «век минувший». Старое не сда-ет свои позиции, а новое активно вторгается в жизнь. Г-дов выра-зил основные идеи передовых людей своего времени, которые хотели приблизить «век нынешний». И можно смело сказать, что в Чацком выразил-ся дух времени.

«Дух времени в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”»

Герой и эпоха. Образованный человек своего времени, АС Г-дов еще в молодости увлекался историей миро-вой комедии. Он изучил и творчески переработал лучшие художествен-ные достижения русских и западноевро-пейских литераторов. В это же время он общался с передовыми людьми России, многие из которых потом ста-ли декабристами. Гд-ов не одоб-рял тактики тайного заговора декаб-ристов, но ему были близки их идеи и убеждения. В комедии “Гоу” отразились талант и политические пристрастия молодого писателя. АС Г-дов в своей пьесе показал процесс отрыва передо-вой, мыслящей части дворянства и косного общества. Главный герой Александр Андреевич Чацкий выражает вольнолюби-вые тенденции прогрессивной части дворянства. Чацкий – это единственный герой в пьесе, который говорит обо всех недостатках русского общества, ужасаясь и высмеивая его, что было свойственно передовым людям того времени. Поэтому Чацкий и отражает в пьесе “дух времени”, правду жизни, цель которой – свобода. Главному герою коме-дии свойственны черты декабристов 1816-1819 годов. Передовые люди то-го времени не стремились свергнуть монархию, но хотели либеральных перемен в стране. Хотели самоотвер-женно служить Отечеству, принося ему пользу. Но, оказывается, государ-ству не требу-ются преданные люди. Чацкий говорит: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Итак, главным героем коме-дии является Чацкий, биография которого напоминает биографию многих декабристов и даже самого автора. По рождению и воспитанию Чацкий принадлежит к тем самым людям, образ жизни и мысли которых он категорически от-вергает. Отец Чацкого был другом Павла Афанасьевича Фамусова, рано умер, поэтому Александр Андреич воспиты-вался в доме последнего. Достигнув определенного возраста, Чацкий, как и многие дворяне того времени, служил в армии, а затем пробовал свои силы на государствен-ной службе в Петербурге. Его ждала блестящая карьера, но Александр Андреич неожиданно вышел в отставку и уехал за границу. Причина в том, что он захотел служить своей стране, “делу, а не лицам”, а это ока-залось невозмож-ным. За границей Чацкий провел несколько лет и вер-нулся в Москву зрелым человеком, имеющим свои взгляды и убеждения. Стоит отметить, что на Родину его привело не желание ссориться с дворянством, а мечта о любви и счастье. За годы странствий Александр Андреич не забыл о своей юношеской привязан-но-сти к Софье, дочери Фамусова, и хо-тел посвататься. Здесь Чацкого ждет полное разочарование. Винить же можно только его самого. Он расстался с Софьей, когда ей было четырнадцать лет, “три года не писал двух слов”, а затем “чуть свет” Чацкий появляется в доме Фамусова, уверен-ный в том, что его ждут и любят. Но Софья встретила его холодно, что явилось для него неожиданностью и причиной раздражения. А поскольку взгляды Чацкого на жизнь во многом расходятся с взглядами Фамусова, поводов для раздражения у Александра Андреича оказалось достаточно. Чацкий считает крепо-стное право пережитком прошлого, а для фамусовского общества оно является одним из устоев русской госу-дарственности. Александр Андреич называет помещика, обменявшего своих слуг на собак, “Нестором негодяев знатных”. Со злой иронией и негодованием го-ворит Чацкий и о другом помещике, для выплаты долгов распродавшего “от матерей, отцов отторженных де-тей” из своего театра. Он не согласен “принять за образцы” и считать “оте-чество отцами” таких людей, как Максим Петрович, который был готов унизиться и стать шутом, лишь бы получить “высочайшую улыбку”. Чацкий хочет, чтобы людей уважали за их личные достоинства, а не за чины или количество крепостных. Александр Андреич много времени провел за границей, но не перестал любить свою Родину, народ, ему “и дым Отечества . сладок и приятен”. Его национальную гордость оскорбляет то, что какой-то “французик из Бордо” рад тому, что “ни звука русского, ни русского лица” не встре-тил в высшем московском обществе. Этот человек, ничего не представ-ляющий из себя во Франции, здесь пользуется уваже-нием только потому, что он иностранец. Негодование Чацкого будет особенно понятно, если мы вспомним, что действие комедии разворачивается вско-ре после победы над Наполеоном, ведь Франция всегда была законодатель-ницей мод. Но сейчас русским есть чем гордиться, а они по-прежнему подражают ей. Чацкий сам говорит, что у него “ум с сердцем не в ладу”. Умом он понимает недостатки русской жизни, а сердцем продолжает любить Россию. То же можно сказать и об отношениях с Софьей. Чацкому ясно, что она его больше не любит, но сердце отказывается этому верить. Именно в этих душевных страданиях героя, в противоречии между разумом и чувствами заключается смысл названия комедии. Итак, в своей комедии Г-дов отразил вольнолюбивые тенденции русского общества и ос-новной конфликт эпохи: “век нынеш-ний” и “век минувший”. Старое не сда-ет свои позиции, а новое активно вторгается в жизнь. Г-дов выра-зил основные идеи передовых людей своего времени, которые хотели приблизить “век нынешний”. И можно смело сказать, что в Чацком выразил-ся дух времени.

Читайте также:  Своеобразие конфликта в комедии Грибоедова Горе от ума: сочинение

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Читайте также:  Философские проблемы в пьесе А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Горе от ума, Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1)

А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, написанной в 1824 году, реалистически изобразил жизнь русского общества в первой четверти XIX века. В произведении показана борьба двух лагерей, двух эпох русской жизни- “века нынешнего” и “века минувшего”. Каждый из лагерей отстаивает свои жизненные принципы. Это идейное столкновение было порождено эпохой, наступившей после войны 1812 года. Это было время общественного подъема. В стране появлялись тайные политические общества, деятельность которых была направлена против тех общественных недостатков, которые, по мнению передовых людей, тормозили развитие Российской Федерации. Членами этих обществ были молодые дворяне, сердца которых зажглись огнем патриотизма после славной победы в войне с Наполеоном.

Главным героем комедии Грибоедова является Александр Андреевич Чацкий – представитель передовой дворянской молодежи 10-20 годов прошлого столетия. Автор наделяет его чертами, присущими лучшей части русского общества. Он показывает его в столкновении с косным дворянским обществом, живущим по старинке и не желающим никаких перемен. В образе Чацкого находят отражение и многие черты, присущие декабристам. Это герой-пропагандист, оратор. Свои позиции и идейные убеждения он раскрывает в монологах, страстных и вдохновенных. Так, он поднимает проблемы, актуальные не только для Российской Федерации первой четверти XIX века, но и во все времена. Ими являются: протест против человеческого рабства – крепостничества, неприятие чинопочитания и низкопоклонства, лести и заискивания перед вышестоящими, преклонения перед всем иностранным. Чацкий отстаивает права передового разума и идей, свободу мнений.

Автор назвал свою комедию “Горе от ума”, приписав горе герою от его ума, передового разума. Но, как отмечает в своем критическом этюде “Мильон терзаний” А. И. Гончаров, “Чацкий не только умнее всех прочих лиц комедии, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен”. Горничная Лиза характеризует его так: “Чувствителен, и весел, и остер”.

Чацкий выделяется среди представителей московского дворянства, показанного в комедии. Его ум состоит прежде всего в том, что он яростно обличает порядки, царящие в застывшем в своем развитии обществе. Ум героя замечателен именно тем, что он вносит нечто новое в это общество. Он не может удовлетвориться тем, чем удовлетворяется заурядный человек. Чацкий знаменует собой появление той дворянской молодежи, которая стала выступать, по мнению Пушкина, “как одиночка-застрельщик, пользующийся тирадами осуждения”.

Герой знает, за что и против чего он воюет. Он прерывает болтовню Репетилова, увлеченного неизвестным, далеким идеалом и бессмысленно отрицающим “законы, совесть, веру”: “Послушай, ври, да знай же меру!”

Чацкий требует службы “делу, а не лицам”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Он не смешивает веселья или дурачества с делом, как Молчалин. Чацкий тяготится среди пустой, праздной толпы “мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков”. Он отказывается преклоняться перед их авторитетами, которые “пред всеми знали почет”, в “чины выводили и пенсии давали”, но “когда же надо было подслужиться”, и они “сгибались вперегиб”.

Чацкий не приемлет тех отвратительных нравов, “где разливаются в пирах и мотовстве и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты”, где “зажимают рты обеды, ужины и танцы”. Свои позиции он открыто демонстрирует в монологах, а косное общество, напуганное его речами, выставляет против него свое оружие — клевету. В третьем действии, являющемся кульминацией общественного конфликта в комедии, фамусовское общество объявляет его сумасшедшим, социальным безумцем. Но герой переживает крах не только своих убеждений, но и крушение личного счастья, а причиной этого является Софья, дочь Фамусова, неосторожно сказавшая: “Вот нехотя с ума свела”. В основе сплетни лежит каламбур. Безумие любовное становится безумием социальным: Безумным вы меня прославили все хором, Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

Тема мнимого безумия героя связана с мотивом заточения и тюрьмы. Сначала Чацкому предназначается дом умалишенных (“Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили”). Слова Загорецкого подхватывает графиня-бабушка: “В тюрьму-та, князь, кто Чацкого схватил?”

Таким образом общество, привыкшее жить по давно заведенным порядкам, чтящее патриархальные устои, боящееся всяких перемен, которые могут нарушить их спокойное, беспечное существование, расправляется с умным человеком, посмевшим открыто выступить против общественных пороков и недостатков. Оно расправляется с ним, выбрав оружием сплетню. Это все, что фамусовское общество могло противопоставить обличительным речам героя.

Чацкий является типичным представителем своего времени, судьба которого оказалась столь плачевной в условиях общественной жизни Российской Федерации 10-20-х годов XIX века.

Темы сочинений по произведению А.С.Грибоедова “Горе от ума”
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему

С сайта ФИПИ для подготовки к экзамену в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
temy_soch_oge_griboedov.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)

В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?

Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?

Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

С чем борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)

Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)

Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Характеристика “фамусовского общества” в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Фамусов и Чацкий в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Один в поле воин? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

За что Чацкому достается “мильон терзаний”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Молчалин и Софья – представители одного века? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

В чем заключается бессмертие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума?

Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Почему, по Вашему мнению, “Молчалины блаженствуют на свете”? ”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Личность А.С.Грибоедова в бессмертной комедии “Горе от ума”.

Чацкий и Софья: возможен ли их союз? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Почему Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Идеи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику “Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия” “Урок-обобщение по теме “Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина “Капитанская.

Данный материал является хорошим подспорьем для выпускников в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Урок развития речи в 8 классе проводится после изучения романа А.С. Пушкина « Капитанская дочка». В ходе урока учащиеся обобщают и систематизируют материал, учатся работать над.

Согласны ли вы с мнением критика: «Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден».

В своем сочинении ученик должен ответить на вопрос: “Как вы понимаете смысл эпиграфа к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?”.

В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме “Образ Герасима”, ориетировочные вопросы, на слайды выведены и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п.

Конспект урока по развитию речи содержит подробные инструкции по написанию работы, аннотирование тем сочинений, эмоциональное начало урока и рефлексия.

Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» – вариант 2

Преодолевая шаблоны легкой классической комедии, осваивая достижения русской и зарубежной драматургии, Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе – свой бессмертный шедевр “Горе от ума”. Комедию восторженно встретили декабристы. Они сразу почувствовали ее революционный пафос и остроту идей. Для них комедия явилась художественным обобщением их собственных идей и чувств.
В пьесе нашла широкое отражение эпоха зарождения и развертывания декабристского движения.
В общественной комедии Грибоедова отражена борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов. Их противостояние нашло место в социальном конфликте “века нынешнего” и “века минувшего”.
Представителями московского барства в пьесе являются Фамусов и его окружение. Это лишенные всякого чувства гуманности враги свободы, просвещения, сокровенное желание которых – “забрать все книги бы да сжечь”. Прогрессивное дворянство представляет Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей в пьесе.
Общественный конфликт сложился в пьесе из-за неприятия Чацким идеалов “века минувшего” и его желания выставить на всеобщее обозрение пороки и недостатки этого общества. Он выступает как идеолог “века нынешнего”.
Александр Андреевич – умный, честный, образованный человек, горячо любящий свою Отчизну. Грибоедов первый в русской литературе создал образ положительного героя своего времени. Автор подчеркивает в комедии ум Чацкого, ясный и острый, который означал, что он был не просто умным человеком, а вольнодумцем. Он принадлежит к передовым людям с новым мышлением, высокими нравственными принципами, которые не лгут и не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Они свободно мыслят, занимаются науками, путешествуют не ради забавы, а ради самообразования:

Хотел объехать целый свет,
И не объехал сотой доли.

Чацкий интересуется литературой: “Он славно пишет, переводит”. Герой хотел служить “делу, а не лицам”. Он презирает тех людей, которые “тем, кто выше, лесть, как кружево, плели. ” Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма. Представители “века минувшего” считали необходимой службу просвещенному монарху:

Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине!

А декабристы ставили на первое место служение Отчизне. Образ жизни московского дворянства для Чацкого неприемлем. Он прекрасно отдает себе отчет в том, что ждать перемен в среде чиновного барства не приходится:

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.

Чацкий осуждает пустое и праздное времяпрепровождение представителей “века минувшего”:

Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?

Александр Андреевич – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Он страстно бичует ненавистный ему крепостнический строй, говоря о “Несторе негодяев знатных” и о помещике-театрале.
Моральные принципы Чацкого – это свободный и независимый образ жизни вместо “преклонения перед мнениями чужими”, независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом;
Стучали об пол не жалея!

Александр Андреевич смело высказывает свои суждения в глаза тем, кого осуждает:

Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы.

Он обличает отношение фамусовского общества к образованию и просвещению:

Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?

Герой иронизирует над отношением “века минувшего” к образованию:

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В ученый комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

Еще одна проблема того времени – взаимоотношение национального и европейского. Национальная самобытность – идеал Чацкого и декабристов:

Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья.

Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет “веком покорности и страха”.
Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу, но глубоко ошибочно истолкование Чацкого как образа лишнего человека. Сам герой не сознавал себя одиноким. Так, в своем монологе “А судьи кто. ” он выступает от имени своего поколения. Да, на сцене Чацкий один, но есть внесценические персонажи, показывающие его типичность, свидетельствующие в пользу грядущих побед Чацкого. Это двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил” и “в деревне книги стал читать”. Это и племянник княгини Тугоуховской князь Федор, “химик и ботаник”. Это и профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”.
В статье “Мильон терзаний” Гончаров отметил, что вечность, неизбежность роли Чацкого заключается в том, что он появляется “при каждой смене одного века другим”.
Историческая типичность Чацкого доказывается, например, тем, что его имя в черновиках писалось “Чадский”, напоминая читателю о личности П. Я. Чаадаева.
Трагизм Чацкого – это трагизм лучших людей эпохи.

Ссылка на основную публикацию
×
×