Чацкий как герой своего времени (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума).: сочинение

Чацкий как герой своего времени (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним.
«Горе от ума» показывает нам эпоху декабристов,1820-ые годы. В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек». Он наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.
Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
Одна из самых значительных сцен в комедии – беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни – чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание, за родственные связи. Фамусов приводит яркий пример того, как надо «служить»:
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой.
Чацкому это кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:
Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это ярко рисует положение Чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как им ничего не могут возразить.
Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.
Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Его борьба трудна и упорна, но победа нового неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, и между «старыми» и «новыми» людьми завязался бой. Он начался в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и на всей России.
Чацкий начал раскол. Пусть он разочаровался в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но зато он «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».
Чацкий – человек своего времени, потому что он отражает идеи и мысли, которые развивались в то время. Идеи декабристов, просвещения уже захватили Россию. Они существовали, несмотря на сопротивление многих людей. Именно эти мысли продвигали Россию, помогали ей развиваться. И Грибоедов своей комедией, своим героем Чацким ускорил изменение своей страны к лучшему.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Чацкий как герой своего времени (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Чацкий как герой своего времени (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним.
«Горе от ума» показывает нам эпоху декабристов,1820-ые годы. В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек». Он наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.
Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
Одна из самых значительных сцен в комедии – беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни – чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание, за родственные связи. Фамусов приводит яркий пример того, как надо «служить»:
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой.
Чацкому это кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:
Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это ярко рисует положение Чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как им ничего не могут возразить.
Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.
Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Его борьба трудна и упорна, но победа нового неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, и между «старыми» и «новыми» людьми завязался бой. Он начался в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и на всей России.
Чацкий начал раскол. Пусть он разочаровался в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но зато он «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».
Чацкий – человек своего времени, потому что он отражает идеи и мысли, которые развивались в то время. Идеи декабристов, просвещения уже захватили Россию. Они существовали, несмотря на сопротивление многих людей. Именно эти мысли продвигали Россию, помогали ей развиваться. И Грибоедов своей комедией, своим героем Чацким ускорил изменение своей страны к лучшему.

Читайте также:  Мировоззрение и настроения Грибоедова: сочинение

Сочинение на тему: Чацкий — Герой времени

–>Просмотров : 1194 | –>Добавил : Сахават (04.03.2019) (Изменено: 04.03.2019)

Обсуждение вопроса:

Что такое «герой времени»? На этот вопрос не так легко от­ветить, как кажется. Для Лермонтова это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», для Чернышевского — наоборот — «соль соли земли». Ясно, однако, что это человек в чем-то незаурядный, выдающийся. Ясно и то, что под героем времени мы понимаем характер, выражающий собой сущность той или иной эпохи, ее важнейшие закономер­ные черты. Это типический характер, развившийся и сформиро­вавшийся в типических обстоятельствах. Каким же будет кон­кретный характер героя — собственно героическим или каким-то иным — это зависит в большой степени от характера его време­ни. Так что у каждого времени — свой герой.

О герое времени применительно к русской литературе, очевидно, можно говорить с начала XIX века, когда высокой степени достигло национальное самосознание русского народа и произошли серьезные сдвиги в социальном укладе общества. В России 10-20-х годов XIX века зародилось первое крупное общественно-политическое течение — декабризм, представ­лявший собой реакцию передового просвещенного дворянства на начавшийся кризис феодально-самодержавного общества. Это время выдвинуло своего героя, который с наибольшей си­лой воплотился в образе грибоедовского Чацкого.

Героем времени Чацкого делает прежде всего его миро­воззрение — мировоззрение просвещенного дворянина. Отли­чие Чацкого от массы крепостнического дворянства — прежде всего в том, что он приобщен к европейской культуре, к сво­бодолюбивым идеям совершившейся к тому времени Великой французской революции. Будучи в то же время патриотом, он хочет перенести эти идеи на русскую почву и выступает в ко­медии преимущественно как страстный пропагандист просве­щения, свободы, разума. Центральным в политических воз­зрениях Чацкого является его неприятие крепостного права. О злоупотреблениях помещиков своим положением, об ужа­сах крепостничества и его нравственной уродливости Чацкий говорит в монологе «А судьи кто?». Но можно с большой до­лей вероятности предположить, что Чацкий отрицательно от­носится не только к крайностям крепостнической системы, но и к ее существованию вообще: по словам Фамусова, он «оп­лошно» управляет своим немаленьким имением, что, с точки зрения дворянина-крепостника, является опасным свободо­мыслием; в конце пьесы выясняется, что Чацкий в прошлом «имел душ сотни три», но, по-видимому, отпустил их на волю. Все это делает Чацкого передовым человеком не на словах только, а на деле.

И все же главным делом героя этого времени было слово, пропаганда и агитация, которой и предается Чацкий. Пушкин указывал, что «Чацкий вовсе не умный человек», потому что высказывает свои взгляды глупцам и мракобесам, которые за­ведомо не могут его понять. Но суть характера Чацкого имен­но в том, что он не может молчать, он говорит, не смущаясь, тем, кто его слушает, и слушают ли его вообще — слишком накипело в нем негодование против «века минувшего» и слишком просятся наружу новые идеи, воспринятые с энтузи­азмом молодости.

Наряду с крепостничеством Чацкий отрицает и иные пат­риархальные «прошедшего житья подлейшие черты», и преж­де всего — отношение дворянства к государственной службе, которую воспринимают как средство обогащения и завоевания положения в обществе и на которую попадают не за ум и дей­ствительные заслуги, а по протекции. Своими взглядами на службу Чацкий резко выделяется из массы дворян, проявляя поистине государственное мышление: в соответствии с фило­софией просветительства каждый гражданин должен прино­сить пользу Отечеству. В своих монологах и репликах Чацкий осуждает и черты бытового уклада дворянской жизни: необра­зованность, зависимость от чужих мнений, сплетни, пустоту светской жизни, низменность интересов, засилье дурно вос­принятых иностранных образцов и т.п. Во всех своих речах Чацкий выступает как смелый реформатор общества.

Героям типа Чацкого было свойственно единство слова и дела. Выступление декабристов, по вполне понятным причи­нам, не нашло отражения в тогдашней литературе, но уже по образу Чацкого мы можем предположить, что этот герой вре­мени не ограничивается словами, а стремится перевести их в общественно значимое действие.

Чацкий – герой своего времени. В великих произведениях мировой литературы созданы образы людей, которые, оставаясь героями своего времени, являются «вечными спутниками» человечества. Они не могут уйти в прошлое вместе со своим временем, потому что воплощают качества общечеловеческие, присущие людям всех эпох.

Таков Чацкий – герой своего времени. Оставаясь передовым человеком своего времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленником, а часто и советчиком наших современников.

Чацкий представляет передовую молодежь начала 20-х годов XIX века. По возрасту он не мог быть участником Отечественной войны 1812 года, но сформировался под влиянием того духа свободы и вольномыслия, который принесла в Россию эта война. Ведь молодые офицеры, участники сражений, по-новому увидели свой «добрый, умный», но, как и прежде, угнетенный народ и во имя его блага жаждали общественных перемен.

Чацкий полон энтузиазма и торопится поделиться своими убеждениями с теми, в ком рассчитывал встретить понимание и поддержку. Вернее, он просто не понимал, как можно не согласиться с очевидным. По его убеждению, следует немедленно изменить старые порядки и отказаться от старых, изживших себя норм общественной жизни, пересмотреть отношение к крепостному праву, к государственной службе, к достоинству человеческой личности, к воспитанию детей, к национальной культуре.

Может ли процветать страна, в которой хозяйничают Фамусовы, использующие государственную службу только в личных интересах? Как можно считать достойным членом общества Молчалина, всегда следующего завету отца «угождать всем людям без изъятья», бессловесного подхалима, расчетливого лжеца и лицемера? А воспитание детей, которым занимаются «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле»!

«Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» — с горечью спрашивает Чацкий, видя вокруг «прошедшего житья подлейшие черты». Его поражают не столько низость Молчалина, тупость и солдафонство Скалозуба, сколько то, что эти ничтожества, как и многочисленные хлестовы, репетиловы, загорецкие, тугоуховские, — уважаемые члены общества. Еще бы! Один «то моську вовремя погладит, то в пору карточку вотрет», второй «и золотой мешок, и метит в генералы», третий — «человек известный, хоть он и враль, картежник, плут…» Стать членом такого общества Чацкий не может: он перестал бы уважать себя. Он переживает «мильон терзаний» и из-за отвергнутой любви, и из-за неразрешенного общественного конфликта. Эти драмы взаимосвязаны, исправить ничего нельзя.

Решительность, бескомпромиссность, неудержимый порыв Чацкого — это черты молодости. Поэтому каждый новый век рождает своих Чацких. Они там, где необходимы их воля, ум, решительность, смелость, уверенность в справедливости того дела, которое они отстаивают. Вот почему Чацкий — герой не только своего времени, но и современник всех поколений. И нельзя не удивиться мудрости Грибоедова, которому не было тогда и тридцати лет. Чацкий вынужден покинуть дом Фамусова, но это не бегство, а временное отступление: своих убеждений он не изменит, от своих взглядов не откажется. Чацкий вернется, ведь «каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого» (Гончаров). Вот почему он никогда не состарится и каждое время сможет назвать его своим героем.


А. С. Грибоедов был передовым человеком своего времени, поэтому попытался донести свои прогрессивные взгляды до общественности с помощью художественной литературы. Дипломат понимал, что напрямую поучать общество глупо и не результативно, надо найти обходной путь, а именно – изложить свои мысли в легком жанре комедии, которую люди будут с удовольствием смотреть в театре. У него получилось это сделать, а рупором его идеологии стал Александр Чацкий, которого мы тоже можем назвать передовым человеком своего времени, ведь он выражал самые смелые и новаторские идеи своей эпохи.

Александр приехал в дом Фамусова после того, как прошел курс обучения за границей. Там он набрался инновационных знаний и принципиально иного опыта, которым он хотел обогатить своих соотечественников, которые значительно отстали от века. Россия, состоящая из одной большой глубинки, не могла угнаться за прогрессом, ведь ею управляли консерваторы, которые заботились лишь о своем личном благе, мыслили узко. Именно таким московское дворянство изображает автор. Это лицемерные, алчные и бездарные люди, которым важны лишь три кита местной морали: положение, репутация и влияние в обществе. Участь простого народа их не интересует, как и будущее страны, так как они являются убежденными противниками образования, честной службы и каких-либо реформ. Против этого застоя и выступает Чацкий. Он жаждет открыть элите глаза на трагическое положение крестьянства и необходимость отмены крепостного права. Также он высмеивает эпигонство фамусовского общества: оно бездумно копирует западные манеры и слова, но в то же время выступает против образования и развития национальной культуры. Кроме того, герой обрушивается на такие недостатки менталитета, как кумовство, рабское подчинение начальству и страх перед вышестоящими лицами. Карьеризм, алчность, эгоизм и невежество – все это осуждается Александром. Как и любым передовым человеком любого времени. Чацкий – это собирательный образ первопроходца, который пробирается сквозь чащу консерватизма к открытиям и переменам, которые нужны стране. Он понял это первым, и ему предстоит тяжелая миссия – доказать эту необходимость другим людям. Он представляет собой целый типаж героев, которые прошли длинный исторический путь: от древнейших пророков до современных лидеров мнений.

Таким образом, Александр Чацкий – это передовой человек в царской России времен Грибоедова, где людям была необходима новая идеология, которая разрешила бы назревшие противоречия и трудности. Подобное мировоззрение родилось вместе с Чацким и стало началом освободительного и правозащитного движения в России.

Чацкий-передовой человек своего времени по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

В основу бессмертной комедии Грибоедова положена борьба передового человека своего времени со старым миром. Главный герой открыто выражает своё несогласие и презрение к древним, отжившим порядкам. Он не находит поддержки общества, но не отступает от своих идеалов. Попробуем узнать и понять этого человека.

Александр Андреевич Чацкий – обедневший дворянин. Отец его умер рано, и он провел детство в доме друга семьи, Фамусова.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Это богатый московский помещик. Живя здесь, он подружился с дочерью Фамусова Софьей, а позже и полюбил её. Повзрослев, Чацкий покидает этот дом и уезжает за границу. Он путешествует, учится. Государственная служба у Чацкого не задалась, да он особенно к ней и не стремился. Какое-то время герой провел в армии.

Чацкий-это необыкновенно живой и глубоко чувствующий человек. Он очень стойкая личность. Даже личная драма не сломила его и не заставила отказаться от своих взглядов. Возвращение в дом, в котором он провел детство, оказалось для Чацкого тяжелым испытанием. Надежды на теплый и радостный прием рассыпались, так и не став реальностью. Фамусов и его домочадцы встретили Чацкого холодно и настороженно. После разговоров с ним и вовсе настроились против него. А главное разочарование пришло с самой неожиданной стороны. Софья, которую Чацкий любил уже много лет, предпочла ему бездарного и подлого Молчалина и к тому же распустила слух о сумасшествии Александра Андреевича. Всё это очень тяжело и печально. Но Чацкий, несмотря ни на что, проявил самые лучшие качества. В нем были невероятная искренность и благородство, сочетавшиеся со страстностью и горячностью. И нет ничего удивительного, что такой глубокий человек был обманут, оказавшись в обществе людей ограниченных и недалеких. И всё же он боролся с ними как только мог.

Чацкий в противостоянии со старым миром показал себя с лучшей стороны. Он открыто критиковал и презирал неблагородные поступки и взгляды этих людей. Чацкий терпеть не мог карьеризм, чинопочитание. Ему не нравилось преклонение перед людьми более влиятельными. Он предпочитал добиваться всего самостоятельно и служить делу, а не лицам. Вызывали гнев Чацкого крепостное право, жестокость помещиков. Он не мог смириться с этим. Чацкий презирал помещиков, которые могли обменять верных слуг на собак. Распродать детей, разрушив целые семьи. Он выступал за уважение к простым людям, их право на свободу и жизнь. Чацкий не терпел невежества, процветавшего в этом обществе. Он пытался показать людям, которые считали, что образование – это зло, насколько они не правы. Но не возымел особых успехов. Сам же Чацкий преклонялся перед просвещением. Считал необходимым процветание науки и искусства. Не терпел Чацкий и пренебрежения к национальной культуре и рабского преклонения перед всем иностранным. Это его ужасно расстраивало. Он пытался достучаться до общества, объяснить, что нельзя забывать своей культуры, истории, своих корней. Нельзя, чтобы простой русский народ принимал их за иностранцев. Чацкий был за уважение к «старине святой». Считал очень важным почитание национальных нравов, языка, процветание национальной культуры. И больше всего Чацкий не любил и презирал смысл жизни: « и награжденья брать, и весело пожить». Он не считал важными почести и лавры. А веселье никогда не сочетал с работой. Чацкий никогда не трудился ради собственного блага и наград. Смысл жизни его в служении народу, Родине.

Чацкий – передовой человек своего времени. Это герой с глубокими убеждениями. Этот человек честен, великодушен и благороден. Он будет отстаивать свои взгляды до конца. Пример Чацкого учит нас не сдаваться и идти путем правды.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id6632

«Чацкий как герой своего времени (по комедии «Горе от ума»).»

Комедия «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним.

«Горе от ума» показывает нам эпоху декабристов, 1820-ые годы. В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек». Он наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.

Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина — чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.

Одна из самых значительных сцен в комедии — беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни — чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание, за родственные связи. Фамусов приводит яркий пример того, как надо «служить»:

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб:

На куртаге ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Старик заохал, голос хрипкой;

Был высочайшею пожалован улыбкой.

Чацкому это кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:

Нет, нынче свет уж не таков.

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это ярко рисует положение Чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как им ничего не могут возразить.

Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость — причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.

Александр Андреевич Чацкий — патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.

Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.

Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Его борьба трудна и упорна, но победа нового неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, и между «старыми» и «новыми» людьми завязался бой. Он начался в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и на всей России.

Чацкий начал раскол. Пусть он разочаровался в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но зато он «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».

Чацкий — человек своего времени, потому что он отражает идеи и мысли, которые развивались в то время. Идеи декабристов, просвещения уже захватили Россию. Они существовали, несмотря на сопротивление многих людей. Именно эти мысли продвигали Россию, помогали ей развиваться. И Грибоедов своей комедией, своим героем Чацким ускорил изменение своей страны к лучшему.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Ссылка на основную публикацию
×
×

Всего ответов: 4