Гранин Даниил Александрович: сочинение

Проблема совести. По Д. Гранину

Сочинение по тексту:

Даниил Александрович Гранин (род. 1918) – русский писатель, общественный деятель. В своей статье описывает проблему совести.
Эта проблема актуальна в наши дни, так как совесть в человеке – знак хорошего воспитания. И бессовестные люди обычно показывают свое плохое поведение и воспитание.

Даниил Александрович пишет: «Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов». Д. Гранин повествует, «С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть – внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей». Писатель рассказывает, «Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию».

Автор считает, что совесть – это внутренний судья человека, выражающий его способность к оценке собственного поведения, именно она заставляет человека взглянуть на свои поступки со стороны и сделать правильный вывод.

Я согласна с Даниилом Александровичем Граниным. Действительно, не первый раз мы слышим о том, что совесть – внутренний судья человека!

Во-первых, давайте вспомним произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении Раскольников, главный герой романа, в поисках справедливости, перешел грань человеческого бытия. Убив старушку-процентщицу, он долго мучился, но понял, что человек не имеет права лишать других людей жизни, какая бы не была на то причина. И именно совесть, которая проснулась в нем, побудила его сознаться в этом преступлении.

Во-вторых, как-то раз моя сестра пришла со школы и увидела, что я разбила любимую мамину вазу. Она решила помочь мне, сказав родителям, что это она. Но спустя некоторое время, я не смогла спокойно жить. Я чувствовала свою вину перед ней. И решила рассказать всю правду родителям. После этого мне стало намного легче на душе!

Таким образом, я хочу сделать вывод. Совесть относится к важным человеческим качествам, ведь в большинстве случаев именно она ставит человека на верный путь истины.

Текст Даниила Александровича Гранина:

(1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.
(2) Поступок, совершённый целиком по совести, — это свободный поступок.
(3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных? (4) Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? (5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. (7)Она не ошибается. (8)Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.
(9)Когда я говорю «поступок по совести», мне приходит на память удивительный пример, впечатливший меня надолго.
(10)28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко. (11)На «Литераторских мостках» партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, высокие начальники посчитали, что недостоин. (12)Им всегда виднее. (13)И рядом не разрешили. (14)Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.
(15)Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. (16)Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. (17)Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. (18)Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу. (19) Большая толпа осталась на улице. (20)Радиофицировать не разрешили. (21)Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времён «Серапионовых братьев».
(22)Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. (23)Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный. (24)Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов.
(25) «Миша, дорогой, — закричал Борисов, — прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!»
(26)Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз, люди передавали друг другу его слова, на улице толпа всколыхнулась.
(27)Александр Прокофьев не посмел нарушить ритуал. (28)Рыдая, Леонид Борисов отошёл.
(29)Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава Богу, хоть кого-то допекло, нашёлся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то. »
(30)Что это было? (31) Борисов не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство, нерассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. (32)Это была совесть, совесть взбунтовалась!
(33)Бессовестность сегодня многие стремятся оправдать: «Ничего не поделаешь, таково наше общество». (34)Можно, конечно, считать, что наше общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков, стукачей.
(35)Но при чём тут совесть? (36)Она относится к личности, она принадлежит душе, единственной, неповторимой, той, что нас.

Текст ЕГЭ Д. Гранина о милосердии. Проблемы

(1)К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность. (3)Она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.

(4)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (5)Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (б)Нечто свойственное лишь прежним временам. (7)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

(8)В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия.

(9)Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.

(10)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (11)Это древнее необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. (12)Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? (13)Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (14)Примеры такие есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. (15)Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства.

(16)Милосердие изничтожалось неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. (18)Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. (19)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (20)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. (21)Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает. (22)Его сделали запретным и для искусства. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, нарушать законность, сажать, избивать, уничтожать. (24)Тридцатые годы, сороковые — понятие это исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. (26)”Жалость к падшим” оказывали таясь и рискуя.

(27)Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (28)Уверен, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (29)Но если это чувство не используется, не упражняется, оно слабеет. (30)И исчезает.

(31)Упражняется ли милосердие в нашей жизни. (32)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (33)Толчок, призыв к нему?

(34)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда мы проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. (35)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. (36)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (37)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. (38)В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

(39)И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

* Даниил Александрович Гранин (1919-2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.

Примерный круг проблем:

1. Проблема утраты милосердия. (В чём состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожалось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?)

Авторская позиция: Милосердие — это одно из важнейших действенных проявлений нравственности человека, поэтому утрата милосердия опасна. Милосердие намеренно вытравляли и уничтожали в сложные периоды истории нашей страны, потому что оно могло помешать проявлению беззакония и жестокости по отношению к тем, кто по каким-то причинам оказывался неугоден существующему режиму. Ещё одной причиной утраты милосердия является то, что милосердие не находит практики.

2. Проблема сохранения милосердия. (Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?)

Авторская позиция: Милосердие необходимо сохранить в сердцах людей, поскольку это органичное для человека чувство, с которым он рождается, это одно из важнейших действенных проявлений нравственности, которое препятствует совершению жестокости и несправедливости. Милосердие нуждается в постоянной практике, ведь если это чувство не используется, то оно слабеет и исчезает.

Читайте также:  Эрнст Теодор Амадей Гофман: сочинение

3. Проблема определения истоков милосердия. (Каковы истоки милосердия?)

Авторская позиция: Милосердие — это чувство, которое даётся человеку с рождения вместе с инстинктами, с душой; способность человека откликаться на чужую боль является врождённой.

4. Проблема воспитания милосердия. (Как воспитывается милосердие?)

Авторская позиция: Милосердие воспитывается практикой, реальными поступками.

  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Гранин Даниил Александрович: сочинение

Даниил Александрович Гранин

Эта странная жизнь

© Д. А. Гранин, 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

Даниил Гранин (1919–2017) – известный прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны с первых ее дней до победы – от ополченца до командира роты тяжелых танков. Автор более тридцати романов и документальных сочинений, «Блокадной книги» (совместно с Алесем Адамовичем). Лауреат российских и международных литературных премий, в том числе премии «Большая книга», и многих правительственных наград.

В двухтомнике Даниила Гранина представлены его произведения объединенные темой науки, научных изысканий и нравственного поиска, смысла жизни. В первый том вошли роман «Искатели» и повесть «Эта странная жизнь» о выдающемся биологе А. А. Любищеве.

Наука была последним бастионом честности. Ученый бескорыстен. Он работает в силу своей любознательности. Я что-то нашел, открыл, узнал, внедрил. Тайна природы его волнует, и этому он посвящает свою жизнь.

Даниил Гранин – человек свободы

В двухтомнике, который вы держите в руках, собрано несколько известных произведений Даниила Гранина – «Иду на грозу», «Искатели», «Зубр» (об ученом Н. В. Тимофееве – Ресовском), «Эта странная жизнь» (о биологе А. А. Любищеве).

Писатель Даниил Александрович Гранин для людей моего поколения – человек-легенда, олицетворяющий эпоху той страны – СССР (родился в 1919 году).

Пробовал перо еще в студенческие годы, но началась война, и выпускник Ленинградского политехнического института ушел на фронт. Всю блокадную зиму он находился в окопах под Пушкином. Закончил войну в Восточной Пруссии. Прошел войну от ополченца до лейтенанта, от Ленинграда до Кенигсберга. Как говорится, отвоевал «от звонка до звонка». Но удивительно, что о войне стал писать не сразу, а по истечении почти шестидесяти лет.

Начал печататься в 1949 году и почти сразу стал, по сути, классиком в отечественной литературе. Изначально в первых своих работах он обращался к жизни послевоенного поколения. Ярким событием стали его произведения «Искатели», «Иду на грозу». В них ему удалось показать творческую интеллигенцию из когорты инженеров. Не сегодняшних «наноискателей», а истинных инженеров, создавших великую промышленность нашей страны, ставшей второй мировой державой в этой области. И в кратчайшие сроки – после кровопролитной войны.

Хорошо бы об этом знала нынешняя молодежь. Отрадно, что в нашей семье с трепетом относятся к истории. Мой сын Владимир, с серебряной медалью окончивший среднюю школу, выпускное сочинение писал по произведению Даниила Гранина «Иду на грозу».

Много лет спустя, ко всеобщей нашей радости, мы познакомились с автором и бережем в библиотеке книгу с его автографом.

Явлением литературной жизни страны стало произведение «Зубр» об ученом Н. В. Тимофееве-Ресовском, чье имя долго было под запретом. Пришедшееся на время перестройки, оно не носило антисоветский характер, как многие «вырвавшиеся из-под цензуры» труды. «Зубр» – философское произведение о науке, смысле жизни. Этот роман, выскажу свою точку зрения, достоин Нобелевской премии.

Потрясением для моего поколения стала «Блокадная книга», написанная Даниилом Граниным совместно с Алесем Адамовичем. В Ленинграде первый секретарь обкома Г. Романов запретил ее издавать. Вышла она в журнале «Новый мир» в 1977 году, с большими купюрами цензоров.

Долгие годы в нашей стране замалчивали подлинную картину этих событий. Упор был сделан на героизацию подвига ленинградцев.

После выхода «Блокадной книги» в «Лениздате» в 1984 году авторов, пожертвовавших малым, долго упрекали за сокращенный вариант, не понимая, что именно Д. Гранин сумел прервать завесу молчания и рассказать миру о страшной трагедии века, которая коснулась и нашей семьи.

Время оказалось милостиво к Даниилу Гранину. В 2014 году 95-летний писатель по приглашению Бундестага выступил в Берлине с беспощадной речью, после которой зал встал и замер.

Даниил Александрович до недавнего времени общался с Ангелой Меркель, во многом не соглашаясь с ней, полемизируя. Он остается великим гражданином своей страны, ни в чем ее не предав и не поступившись своей позицией.

Я, как военный человек, особенно чутко воспринимаю его «лейтенантскую прозу» – «Мой лейтенант» – и мемуарную – «Все было не совсем так».

В романе «Мой лейтенант» девяностолетний писатель посчитал, что пришло его время взглянуть на войну изнутри, из траншей и окопов. На фоне тягот, ужасов и неприглядности войны автор дает возможность выговориться простому лейтенанту. Одному из тех, кому мы обязаны свободой и Победой.

В семьях фронтовиков слышали, наверное, такие вот непричесанные рассказы. Мне довелось узнать о суровой правде войны от тестя – Героя Советского Союза, сапера В. М. Игнатьева. Такие же острота и боль звучали в его рассказах.

А совсем недавно Даниил Александрович написал книгу… о любви. «Она и все остальное» – это искренняя, честная проза, которая многих тронула за живое, как все, написанное Мастером. Внутренняя свобода – качество, любимое автором. Он его исповедовал и в жизни, и в творчестве: будь то роман или документалистика…

Последняя встреча с Даниилом Александровичем Граниным произошла во время Санкт-Петербургской книжной ярмарки, одним из инициаторов которой он был. Он сказал, что пишет новую книгу, книгу о чудесах. И когда я спросил, что это значит, Д. А. пояснил: «Разве не чудо, что я воевал и остался жив, написал столько книг, имею столько друзей…»

Президент Российского книжного союза

Дверь распахнулась резко, уверенно, и на пороге лаборатории появился высокий, широкоплечий молодой человек. Голова его немного не доставала до притолоки. Солнце сквозь подмороженные окна било ему прямо в глаза, заставляя прижмуриться: от этого крупные, грубоватые черты его бледного лица обозначились еще резче. Сунув руки в карманы брюк, заправленных в белые бурки, он внимательно и как бы торжественно осматривал лабораторию.

Ветер ворвался за ним, взъерошив его светлые, закинутые назад волосы, помчался дальше, перебирая бумажки на столе у инженера Новикова, вырвав скользкую шумную кальку из рук Лени Морозова, вздувая белыми пузырями оконные занавеси.

Морозов недовольно обернулся и крикнул:

– Закройте дверь! Не лето.

Оба его помощника тоже обернулись. Монтер Петя Зайцев, которого за малый рост все звали Пекой, – с любопытством, старший лаборант Саша Заславский – с досадой. Толстое добродушное лицо его сморщилось, он с силой заскреб свои жесткие курчавые волосы, стараясь восстановить сбитый ход мыслей.

Второй час они испытывали присланный в срочный ремонт осциллограф, разыскивая причину повреждения. Вернее, это был не осциллограф, а сложная осциллографическая схема для специальных измерений. На молочном экране прибора вместо волнистой змейки упорно дрожало размытое зеленое пятно. Саша вздохнул. Разгадка каприза этой проклятой установки была бы вот-вот нащупана – и опять исчезла…

Напротив стенда, где испытывалась установка, за письменным столом работал инженер Новиков. Вошедший не спеша притворил дверь и направился было к нему, но в это время из соседней комнаты появился пожилой сутуловатый мужчина.

– Внимание! – тихо предупредил товарищей Пека Зайцев. – На нас надвигается Кривицкий.

Старшего инженера Кривицкого из-за его острого, злого языка остерегался даже техник Леня Морозов, которого вся молодежь лаборатории считала отчаянным парнем.

– Придется разбирать всю установку, – деловито сказал Морозов, складывая кальку.

Гранин Даниил Александрович: сочинение

Сочинение ЕГЭ по тексту Д. Гранина

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смыс­ле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (З)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким по­нятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов. (5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая да­ётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 го­ду царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания акаде­миков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11) Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и пер­вый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое про­тиворечие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению. о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено ни­каким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового челове­ка, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет че­рез два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.

Читайте также:  Эрнст Теодор Амадей Гофман: сочинение

Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) – русский писатель и обще­ственный деятель.

Сочинение

В предложенном для анализа тексте Д. Гранин затрагивает проблему человече­ского благородства.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, автор вспоминает случай из жизни А.П. Чехова и рассказывает о том, как великий писатель публично от­казался от звания почётного академика. Анализируя причины подобного поступка, Д. Гранин приходит к выводу, что тем самым А.П. Чехов хотел показать своё несо­гласие с несправедливым решением царского правительства – аннулировать избра­ние Максима Горького в академики. Автор текста особо подчёркивает: поступая та­ким образом, знаменитый писатель, как истинно благородный человек, стремился защитить честь и достоинство собрата по литературному творчеству, который был несправедливо обижен властями. Писатель поступил по законам чести и справед­ливости, прекрасно понимая при этом, что принятое им решение может навредить собственной карьере.

Д. Гранин замечает, что для сохранения чести человек должен высоко ценить собственное слово. Если дал слово помочь, «сделать», «привезти», «принять» и т.д., то необходимо его держать во что бы то ни стало.

Позиция Д. Гранина по поднятой проблеме становится понятной после внима­тельного прочтения текста. Писатель считает: фундаментом истинного благород­ства является стремление людей к честности, врождённое чувство отвращения к несправедливости, желание бороться со злом. Порядочный человек всегда поступа­ет по законам своей совести и утверждает идеалы добра.

Я полностью согласен / согласна с позицией автора: благородство – это посту­пок, совершённый в ущерб себе, но направленный на помощь другим людям и на восстановление справедливости. Для этого необходимо обладать чувством собствен­ного достоинства, великодушием, честностью.

В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный при­мер. Вспомним роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня этого произведения, Татьяна Ларина, была по-настоящему благородным человеком. Продолжая любить Онегина, в финале романа она всё же не может ответить на его внезапно вспыхнувшую страсть к ней, так как связана узами брака с другим. Та­тьяна считает: если сама, своей волей дала обещание нелюбимому ей человеку (ге­нералу) быть ему верной женой, то обязана нерушимо хранить эту клятву. Героиня не может построить собственное счастье на несчастье своего мужа. Нравственное величие Татьяны состоит в том, что в своих поступках она руководствуется чув­ством долга. Пушкинская героина не способна к обману, к сделкам с собственной совестью. Это и делает её душевный облик таким привлекательным для читателя.

Примером проявления благородства в русской классической литературе явля­ется поведение главной героини романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» На­таши Ростовой. Эту девушку отличает душевная чуткость, самозабвенное отноше­ние к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых русских солдат. Перед вступлением французов в Москву она заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых. Готовность Наташи Ростовой к самопожертвованию, сострадательность вызывают уважение и восхищение, по­зволяют считать эту героиню поистине благородным человеком.

В заключение ещё раз подчеркну: душевное благородство – это то, что бережёт людей от душевной подлости, нечестности, возможности совершать безнравствен­ные поступки. Поэтому каждый из нас должен воспитывать в себе это качество и помнить слова А.П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и тело». Тогда наш мир станет немного добрее и лучше.

Сочинение рассуждение гранин о милосердии

Ответ

Проверено экспертом

Проблема милосердия рассматривается автором текста Даниилом Александровичем Граниным. Писатель задаёт читателям вопросы: «Что такое милосердие?», «Что означает изъять милосердие из нашей жизни?», «Что происходит с чувством милосердия, если оно не упражняется? , «Как же так получилось, что чувство это у нас заглохло, оказалось запущенным?» и многие другие.

В начале очерка автор обращает внимание на то, что после несчастного случая, произошедшего с ним, когда требовалась срочная помощь, никто из прохожих её не оказал. С горечью, негодованием и недоумением публицист пишет о случившемся. Далее он говорит о том, что после произошедшего «стал вспоминать самого себя» и пришёл к выводу, что подобное обнаруживает в своём поведении, то есть, и он когда-то по отношению к другим людям оказывался не милосердным.

С точки зрения автора, милосердие – это врождённое, данное нам вместе с инстинктом, душой, чувство. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Гранин считает, что нельзя изымать милосердие из нашей жизни. В том, что милосердие оказалось запущенным, виноваты сами люди. Чувство милосердия нуждается в тренировке.

Трудно не согласиться с мнением автора, без милосердия прожить невозможно. Для того чтобы чувство не ослабевало, нужно быть к окружающим милосердным.

Одним из примеров может послужить библейская притча о добром самаритянине, который спас человека, ограбленного разбойником. Самаритянин мог бы пройти мимо пострадавшего так же, как делали до него все остальные, но он решил проявить милосердие: перевязал ему раны, помог добраться до гостиницы и заплатил за ночлег.

В качестве аргумента из жизни я могу привести деятельность доктора Леонида Рошаля. Он помогал и продолжает помогать детям, пострадавшим в войнах, катастрофах. Этот всегда там, где требуется неотложная помощь опытного хирурга – педиатра, например, участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении.

Итак, милосердие необходимо людям. И я надеюсь, что со временем оно не будет уменьшаться, а напротив, увеличится. (289 слов)

Из очерка «О милосердии» (Гранин)

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи.
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, • меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет.

Сочинение ЕГЭ по тексту Гранина

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Что такое сила времени? В современной жизни человек контролирует время, или, наоборот, время человека? Вот та проблема, которую ставит Даниил Гранин в своем тексте. Автор утверждает, что «проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится все настоятельней». Важно учить человека грамотно распоряжаться своим временем.

Время всегда угнетало человечество своей бвстротечностью. Об этом писали еще до нашей эры Сенека и другие древнеримские философы, писатели и поэты. Стремительность времени сейчас только возрастает. Но время — это единственное, чего никогда нельзя вернуть. Может быть, поэтому Даниил Гранин, осознавая его ценность, пишет это слово с прописной буквы, а также советует читателю относиться к Времени как к богатству.

Размышляя о времени и его течении, хочу обратиться к известному расказу Михаила Шолохова «Судьба человека», главный герой которого, Андрей Соколов, с честью вынес испытания времени. В годы Великой Отечественной войны Андрей Соколов потерял самых близких людей, семью. Герой стал одинок, но время не смогло изменить внутренний стержень героя: не отняло у него чувство собственного достоинства, чести, любви к людям, поэтому после войны Андрей Соколов в маленьком сироте Ванюше нашел родственную душу.

Читайте также:  Эрнст Теодор Амадей Гофман: сочинение

Замечаю ли я бег времени? Безусловно. Особенно, когда читаю интересную книгу, смотрю захватывающий фильм, играю в компьютерную игру. Оглянешься, а времени на это уже нет, пора заканчивать.

В заключение хочу добавить, что важно не только правильно распределять, но и уметь ценить свое время.

Текст

(1)Причуды Времени давно интересовали автора. (2)Маленькие дети, например, как
заметил автор, плохо чувствуют время. Ощущение его растёт и обостряется с возрастом,
и к старости — чем меньше остаётся Времени, тем слышнее становится его ход.
(4)Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США,
женщина, которая сидела рядом и вязала свитер. (5)Спицы позвякивали в её руках.
(6)Петля цеплялась за петлю… (7)Внутри межконтинентального времени струилось
старинное, неизменное время наших бабушек. (8)На печи сонно попискивали цыплята,
светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне Кошкино. (9)А под
крылом «Боинга» проносились Азорские острова… (10)Автор также вспоминает войну,
танковый триплекс, перекрестье прицела — и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно
явно остановилось вместе с сердцем — стрельба замерла, оборвался звук мотора, в
раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой
самоходки…
(12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается,
замирает. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно
мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то
провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей
неторопливостью, вязкой медлительностью. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты
вытягиваются нескончаемой нитью. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но
есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь — когда много дел или же когда
отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и
измотать душу медлительностью… (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем
ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит…
(21)Люди деловые, организованные уверяют, что они — хозяева Времени.

(22)Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить.
(23)Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. (24)Он должен
находиться в курсе, на уровне, соответствовать. (25)Он служит Времени как языческому
богу, принося в жертву свою свободу. (26)Не время расписано, а человек расписан.
(27)Время командует. (28)Гончие Времени мчатся по пятам. (29)Каждого человека можно
представить как потребителя времени. (З0)Он перерабатывает время на разные мысли,
чувства, работу. (31)И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное
пропадает, всё равно принято считать, что времени не хватает, его мало.(32)Автор
убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится
всё настоятельней. (ЗЗ)Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять
человеку смысл его деятельности. (34)Время — это народное богатство, такое же, как
недра, лес, озёра. (35)Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. (З6)Так
легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за
модой, на выпивки, да мало ли. (37)Рано или поздно в наших школах начнут учить детей
«времяпользованию». (38)Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к
природе и любовь ко Времени. (39)И учить, как беречь Время, как его находить, как его
добывать.
(По Д. Гранину)
* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский советский писатель и
общественный деятель.

Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

Пошаговая инструкция

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста. Опирайтесь при написании сочинения только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Триплекс — многослойное стекло.

Чувствуется воспаленно-остро — особенно чувствуется, по-особому воспринимается.

Бесплодные ожидания — ожидания без цели, неоправданные.

ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.

Примеры фраз из текста:

— Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно
мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то
провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей
неторопливостью, вязкой медлительностью. Вдруг оно начинает тянуться, минуты
вытягиваются нескончаемой нитью. От чего это зависит?

— Каждого человека можно представить как потребителя времени. Он перерабатывает время на разные мысли,
чувства, работу.

— Автор
убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится
всё настоятельней.

— Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к
природе и любовь ко Времени. И учить, как беречь Время, как его находить, как его
добывать.

Примеры собственных формулировок:

— Одному человеку кажется, что время быстро проходит, другому — что оно тянется крайне медленно. Все зависит от ситуации и обстоятельств. Именно о проблеме времени размышляет автор текста.

— Что лучше: тратить время или беречь его. И вообще возможно ли беречь время и как это делать? На эти вопросы пытается найти ответы писатель-киносценарист Даниил Гранин.

— Проблема времени… В чем она заключается?

— Сила времени… Как часто мы слышим такое выражение, не вникая в его смысл.

— Что такое сила времени? В современной жизни человек контролирует время, или, наоборот, время человека.

— Автор размышляет о том, что …

— Предложенный нам текст Д. Гранина, интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: …

ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст.

Возможные варианты начала комментариев:

— Автор убежден, что …

— Доказывая свою мысль, автор обращается …

— Для понимания проблемы исходного текста важно …

— Д. Гранин объясняет читателю, что … Обращая внимание …

— Чтобы подтвердить свою мысль, автор …

ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

— Автор убеждает нас в том, что …

— Авторская позиция прослеживается в словах: …

— Д. Гранин считает …

— Позиция автора предельно четко выражена в …

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Здесь вы можете опираться на те художественные произведения, в которых поднимается проблема времени, его течения (например, время изменило судьбу Андрея Соколова из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»).

Примеры произведений, в которых поднимается проблема времени:

«Слово о полку Игореве» (к. XII в.).

«Поучение» Владимира Мономаха (XII в.).

«Повесть о разорении Рязани Батыем» (к. XVI в.).

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (1832-1836), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Пир Петра Первого» (1837).

М. Ю. Лермонтов «Бородино» (1837).

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (1858).

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (1862).

Л. Н. Толстой «Войнв и мир» (1863-1869), «Хаджи-Мурат» (1896-1904), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903).

М. Горький «Мои университеты» (1923).

И. Бабель «Коонармия» (1920).

М. А. Булгаков «Белая гвардия» (1924).

В. С. Гроссман «Жизнь и судьба» (1950-1959).

К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой» (1963).

В. В. Быков «Сотников» (1969).

Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» (1929).

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» (1929).

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

— Проблема … затрагивается в произведении…

— Вопрос о … традиционен … Например, …

— Размышляя о …, можно обратиться к произведению…

— В этом году я читал (читала) произведение, в котором ….

— О проблеме … Особенно мне близок …, так как …

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Обращение к вашему жизненному опыту должно быть убедительным.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Однажды я стал (стала) свидетелем …

— С моей точки зрения, …

— Я уверен (уверена), что …

— Я хочу рассказать о …

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность.

Возможные варианты начала заключения:

Ссылка на основную публикацию
×
×