Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»): сочинение

Три правды в пьесе Горького «На дне» (с примерами из текста) (Горький Максим)

Пьеса “На дне” была написана Горьким в 1902 году. Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише после того, как Горький перебрал другие: “Без солнца”, “Ночлежка”, “Дно”, “На дне жизни”. В отличие от первоначальных, оттеняющих лишь трагическое положение босяков, последнее явно обладало многозначностью: “на дне” не только жизни, а в первую очередь человеческой души. Пьеса Горького – это приговор бесчеловечной действительности, социальному устройству, где возможно само существование людей “дна”, и утверждение веры в добро, справедливость и талант.

В пьесе Горького “На дне” сталкиваются три правды: правда факта, правда утешительной лжи и правда веры в человека.

Правду факта в пьесе представляет Бубнов.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он был когда-то скорняком, имел свое заведение, но оно было записано на жену. Поругавшись с ней из-за того, что та ему изменила, он ушел из дома и остался ни с чем. Сейчас он картузник. Как и все обитатели ночлежки, Бубнов пьет. Его правда заключается в том, чтобы лишь констатировать факты. Он не дает людям надежды, не утешает их и в них не верит. Это хорошо видно из слов, которые Бубнов говорит Насте, когда та заявляет, что уйдет из ночлежки, потому что она тут лишняя: “Ты везде лишняя. да и и все люди на земле – лишние. ” Возможно, это происходит потому, что Бубнов сам уже никому и ни во что не верит, и, в первую очередь, не верит в себя. Он уже смирился со своим положением и не хочет ничего менять, ни к чему не стремится, жажда жизни в нем давно угасла. Бубнов говорит: “Люди все живут. как щепки по реке плывут. строят дом. а щепки – прочь. ” Душа Бубнова тоже очерствела, он даже не может сострадать человеку. На заявление Луки о том, что Анна умирает, Бубнов лишь цинично говорит: “Кашлять, значит, перестанет. Кашляла она очень беспокойно. “

В пьесе Бубнов не играет ни отрицательной, ни положительной роли. Безусловно, он говорит правильные вещи, речь его усыпана пословицами и поговорками, но для жителей ночлежки он не представляет решительно ничего. Он постоянно находится как бы в стороне от событий. Он все время то сидит на нарах вдали от всех и шьет из штанов шапку, то уходит за нитками на базар. В третьем действии, когда все обитатели ночлежки сидят на пустыре сзади дома, он только высовывается в окошко, в сцене драки мы тоже не наблюдаем его активного участия. И лишь в конце четвертого действия Бубнов вваливается с множеством бутылок водки и пива и кричит, что всех угощает. С его приходом происходит сближение всех ночлежников, они пьют, поют, тем самым “рыдая” над своей судьбой. Вот почему на объявление Барона о самоубийстве Актера Сатин отвечает: “Эх. испортил песню. дур-рак!”

Правду утешительной лжи в пьесе представляет Лука. Это мудрый старик, странник. Он поселился в ночлежке лишь на некоторое время, чтобы отдохнуть и отправиться странствовать дальше. С одной стороны Лука – светлый, с другой – лукавый. Действительно, Лука, как луч света, блеснул в серой и безнадежной жизни ночлежников, пробудил в их душах самые человечные чувства. Более того, Лука дал понять ночлежникам, что их тоже можно уважать. Войдя в ночлежку, он сказал: “Доброго здоровья, народ честной!” Бубнов холодно заметил: “Был честной. ” Но Лука ответил: “Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают. ” Лука вернул ночлежникам чувство собственного достоинства, стремление к лучшему, хоть и сказочному. Актеру он внушил, что в одном городе есть больница с мраморным полом, где лечат от пьянства бесплатно, потому что “признали, видишь, что пьяница – тоже человек”. Ваське Пеплу обещал сладкую жизнь в Сибири. Анну успокаивал сказками о том, что на том свете, в раю, она отдохнет, что умирать совсем не страшно. Но сам старик хорошо понимал, что ждет этих людей в будущем, поэтому он пытался своим лукавством натолкнуть их на путь истинный. Ведь после того, как Лука рассказал Актеру про лечебницу, он добавил: “Да я тебе город назову. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. Возьми себя в руки и – терпи. ” Это говорит о том, что Лука верит в человека, в его силы. Наврав Актеру про лечебницу, он надеялся, что тот сам справится с алкоголизмом, несколько раз воздержавшись. Лука говорит: “Человек – все может. лишь бы захотел. “

По отношению к Анне Лука оказался единственным утешителем, ведь никто даже не обращал на нее внимания, не ухаживал за ней. Каждый раз, когда Анне становилось скучно и страшно, Лука разговаривал с ней, утешал ее, он выводил Анну в сени подышать свежим воздухом и приносил попить. А все это потому, что Лука любит людей. Он говорит: “Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит. ” Лука верит, что каждый человек “для лучшего живет”. Эта его вера мотивирует и такой поступок, как спасение Васьки Пепла. Лука специально залез на печь и подслушал разговор Пепла и Василисы, потому что чувствовал, что затевается что-то неладное. И только благодаря старику Васька в порыве ярости не убил Костылева. Затем Лука начинает внушать ему, чтобы он не слушал Василису и уходил отсюда как можно быстрее, и вот тут-то старик, чтобы обнадежить Ваську, прибегает опять к своей утешительной лжи. И даже Васька Пепел, который вначале никому не верил, теперь прислушивается к басням старика.

Обнадежив таким образом практически всех ночлежников, Лука незаметно исчезает во время уличной драки. Этот уход обычно трактуют как бегство лжеца, сеятеля иллюзий, как крах его. Но на самом деле старик понял, что ему больше нечего делать в ночлежке, он дал ее обитателям призрачную надежду, вернул веру в себя и жажду жизни.

После ухода Луки напущенный им дым иллюзий начинает понемногу развеиваться. Ночлежники уже хорошо понимают, что так больше жить нельзя, но и выхода не видят. Чем радужнее были надежды, навеянные Лукой, тем больнее было осознавать, что на самом деле они никогда не сбудутся. Например, Актер вообще не выдержал краха надежд и покончил жизнь самоубийством. Но все-таки приход Луки не прошел бесследно: все, кто раньше ничего не понимал, не думал, начинают размышлять над смыслом жизни. Даже Барон, такой, казалось бы, совершенно пустой человек, которого Лука, в принципе, и не коснулся, говорит: “А. ведь зачем-нибудь я родился. а?”

Наряду с положительной ролью, которую сыграл Лука в пьесе, явно есть и отрицательная. Да, людям нужно сочувствие и сострадание, их нужно пожалеть и успокоить, но правду о жизни человек обязан знать всегда, иначе последствия от разочарования будут огромны, как получилось с Актером. А Лука был для ночлежников “как пластырь для нарывов”, – так сказал о нем Барон; “как мякиш для беззубых”, – так выразился Сатин.

Правду веры в человека в пьесе представляет Сатин. В прошлом он был очень образованным человеком, играл на сцене, рассказывал анекдоты и служил на телеграфе. Потом он четыре года и семь месяцев отсидел в тюрьме за то, что “убил подлеца в запальчивости и раздражении” из-за родной сестры. Отблески прошлой жизни еще иногда всплывают в его сознании, Сатин до сих пор помнит научные слова: “”сикамбр”, “макробиотика”, – но уже не знает, что они значат. Его теснит, давит нищая жизнь, он говорит: “Надоели мне, брат, все человеческие слова. все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я. наверное, тысячу раз. ” Но и делать ничего для того, чтобы вырваться из ночлежки, он не собирается. Сатин твердо уверен в том, что “после тюрьмы – нет ходу!” Он единственный в ночлежке не верил ни единому слову Луки, но и единственный хорошо понимал его поступки. В пьесе Сатин говорит устами Горького, но его идеи находятся в противоречии с его существованием, мысли расходятся с поступками. Сатин, безусловно, видит правду, но к настоящему делу он не пригоден. Умный и дерзкий, он говорит правду в глаза, не щадя человека. Во всей ночлежке нет понимающей и близкой ему души, лишь с приходом Луки такая появляется. Сатин как будто оживает с его появлением, начинает с ним спорить. Они оба понимают друг друга. Лука видел в душе Сатина желание говорить всем жестокую правду в лицо, потому что он сам был сломлен этой правдой. А Сатин, в свою очередь, видел, что Лука указывает ложный путь спасения, не зная истинного, потому что хочет помочь людям, но помогает не так, как следовало бы. После пребывания Луки в ночлежке Сатин сам пропитывается его идеями и продолжает высказывать их даже после его ухода. Он же и защищает Луку, когда практически все обитатели ночлежки называют его шарлатаном. Сатин кричит на них: “Дубьё. молчать о старике! Ты, Барон, – всех хуже! Ты – ничего не понимаешь. И – врешь! Старик – не шарлатан! Он врал. но – это из жалости к вам!” Именно из этих слов лучше всего видно, что Сатин глубоко понимал идеи и поведение Луки.

Но в следующих поступках Сатина проявляется его двойственная натура. С того момента, как Сатин увидел, что ночлежники только больше запутываются в дыму иллюзий, напущенном Лукой, он начинает открывать всем глаза на правду и как можно ниже опускает идеи старика в глазах сожителей. Здесь сам Горький в лице Сатина противостоит утешительной лжи Луки. Сатин говорит: “Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!” Актер от такой внезапной истины покончил жизнь самоубийством, даже Клещ, в котором до сих пор не угасала надежда на спасение, от такого контраста красивой сказки и жестокой правды теряет свою веру и сливается с безликой массой ночлежников. Теперь он не называет их никчемными тварями, не утверждает, что они ниже его и не хотят работать, теперь Клещ сравнялся с ними, он говорит: “Ничего. Везде – люди. Сначала – не видишь этого. потом – поглядишь, оказывается, все люди. ничего!”

Но пребывание Луки с его идеями рядом с Сатиным не прошло бесследно. Сатин уяснил для себя, что нужно верить в людей, поддерживать их, ведь каждый своей цены стоит. И Сатину уже не хочется говорить правду грубо всем в глаза, он понимает, что “человек – вот правда!” Сатин говорит о себе и Луке: “Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. ” Лука пусть и хотел помочь людям, но, пожалуй, сыграл положительную роль только в судьбе Сатина, ведь тот наконец-то понял: “Не обижай человека!”

В пьесе Сатин – ключевой персонаж. Его устами говорит сам Горький. Именно из-за Сатина повесился Актер, потому что тот в одну минуту сломал все его мечты и планы. Он же убил надежду Клеща и убедил Настю, что настоящей любви не бывает. Именно Сатин понял Луку, и только он смог прогнать призрачные надежды обитателей ночлежки. Трудно судить, положительную или отрицательную роль играет Сатин в пьесе. Он, скорее всего, выступает как судья неправильным действиям Луки и глупым мечтам ночлежников. Если в самом начале Сатин и был грубым, то потом, благодаря Луке, он понял, как нужно относиться к людям.

Я считаю, что врать людям так много, представлять мир в розовом свете, хотя на самом деле все не так, нельзя. Каждый человек должен трезво оценивать свое положение, возможности и мир вокруг себя. А так, как Лука, вводить людей в заблуждение не стоит. Но и жестоко говорить правду в глаза, не жалея человека, тоже не нужно, ведь обидеть всегда легко, а поддержать в трудную минуту сможет не каждый. Правду говорить необходимо, но делать это надо так, чтобы она не ранила человека.

Читайте также:  Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (3): сочинение

Сам Горький так же, как Лука, безгранично любил людей, но одобрял поведение Сатина, потому что ненавидел ложь, затмевавшую глаза. Через всю пьесу Горький проводит главную мысль: “Человек! Это – великолепно! Это звучит. гордо!”

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id21307

Сочинение Три правды в пьесе На дне Горького 11 класс

Пьеса М.Горького «На дне» отображает реалии мира несчастных людей и человеческой души в целом. В ней содержатся различные эпизоды, которые в целом создают драму пьесы. Пьеса повествует о совершенно разных трех правдах, трех описаний жизни. Все три правды сталкиваются между собой в пьесе «На дне»: правда факта, правда утешения и лжи и, правда веры.

В описание первой правды представляется правда Бубнова – правда факта. Бубнов обычно не жалеет людей, потому что каждый рожден для того, чтобы умереть рано или поздно. У каждого человека своя цель и предназначение в жизни. Когда-то у него не было проблем. Он имел свое заведение, которое было записано на его жену. Но, узнав об измене жены, он ушел и остался ни с чем. Герой пьет, он не признает самого себя и также не признает других людей. Бубнов отчаялся, потому что он не верит людям, его угнетают человеческие поступки. У него давно пропало желание жить и развиваться.

Вторая правда заключается в нескольких смыслах – это правда Луки. Лука учит людей состраданию и жалости, он добр к ним, помогает им обрести веру в Бога, также помогает тем, кто нуждается – людям в сложной жизненной ситуации и которые ищут выход из нее. Он вселяет людям надежду в лучшее, для каждого находит слова утешения. Лука лжет во благо: повествует Актеру о бесплатной лечебнице для алкоголиков, рассказывает Ваське Пеплу об отличной жизни в Сибири, Анне – об умиротворении спокойствии после смерти. Лука уверен, что верой можно исцелить все, но, правдой можно и убить.

Правда Сатина – это третья правда. Сам Сатин – ключевой герой. Устами Сатина в пьесе говорит сам М.Горький. Сатин уверен в человеке, как в Боге, потому что только человек способен надеяться только на свои силы и верить в самого себя. Его идеи противоречат его существованию. Сатин всегда уверенно говорит правду в глаза, не щадя человека. Он уверен, что человек может сам строить мир так, как хочет он, также создавать новые законы, на это способен только сам бог, но в облике человека.

Нынешнее человеческое общество бездумно и жестоко уродует души людей. Максим Горький пьесой «На дне» как бы говорит о том, что надо жить честно, отрицать ложь, верить в себя и в лучшее, быть доброжелательным и милосердным человеком, терпимым к людям, уметь сострадать и приходить на помощь к ближнему своему. Правду необходимо говорить, но только так, чтобы она ни в коем случае не ранила человека.

Вариант 2

Во многих произведениях преподносят те или иные темы, которые близки человеку, но о которых он пытается умалчивать. Одним из таких произведений является спектакль «На дне», в котором нам повествуют о нелегкой судьбе нескольких человек проживающих вместе по воле судьбы.

В произведении автор показывает героев как людей уже сдавшихся на волю судьбе, но ещё пытающих бороться. В нём автор рассказывает нам три вещи, называя это тремя незыблемыми правдами.

Первая правда выявляется в персонаже Лука, который в прошлом был проповедником. Он убеждён в том, что если ложь сказана во благо, то это и не плохо, а даже хорошо. Он считает, что лучше сладкая ложь, сказанная во благо, чем горькая правда.

Вторая правда раскрывается в персонаже Сатине. Он убежден, что ложь не имеет под собой никакого оправдания, и её не должно быть в речи у уважающего себя человека. Он считает, что лучше вообще ничего не говорить , чем соврать

Третью же правду мы видим в персонаже Бубнове. Он является сторонником идеи, что лучше сказать горькую правду, чем ходить вокруг да около. Он привык говорить людям правду, насколько неприятной она бы не была.

В произведении автор даёт нам пищу для размышлений, а именно какую же правду выбрать нам, что же лучше из трёх предложенных вариантов. В каждом из них есть как плюсы, так и минусы, и читатель, или же зритель, должен сам решить в каком случае, для него конкретно плюсы склоняют чашу весов в свою пользу. Он говорит нам, что нет однозначно верного выбора, и скорее всего, придётся совмещать все три правды, дабы руководствоваться в своём выборе. Данной мыслью пропитаны почти все произведения Горького, и в частности пьесы “На дне”, которая могла повлиять на множество умов того времени, и поначалу её даже не хотели выпускать в театры. Горькому даже пришлось сменить название пьесы, чтобы она прошла придирчивую цензуру. С горем пополам она прошла её, и в свет вышло это замечательное произведение.

В своём сочинении я попытался раскрыть тему трёх правд в произведении Горького “На дне” и постарался объяснить свою точку зрения с помощью аргументированных точек зрения и анализа произведения.

Три правды в пьесе Горького На дне

События произведения происходят в ночлежном доме, в котором писатель поселил совершенно разнохарактерных персонажей, оказавшихся на самом дне жизни, социальной и нравственной.

Описывая эпизоды жития героев, автор раскрывает конфликт произведения, основой которого являются позиции трех главных персонажей в отношении правды.

Один из жителей ночлежки – странник Лука, сострадательный, добродушный мужичок, свято верящий в бога. Для каждого человека Лука находит слова утешения, сочувствия, старается хоть словом, но помочь ближнему, успокоить и приободрить отчаявшегося человека. Его беседы с окружающими не всегда правдивы, но Лука старается внушить людям веру во спасение и обретение надежды на счастье, пускай и в загробном мире. Правда Луки состоит в том, что человеку необходимо утешение, даже если оно и ложное, поскольку ложь во благо дает людям силы для дальнейшей жизни.

В образе Бубнова писатель раскрывает вторую правду, в корне отличающуюся от позиции Луки. Бубнов убеждает собеседников, что людская жизнь не вечна и все когда-нибудь умрут, поэтому нет смысла обманывать себя и других. К жизненным обстоятельствам Бубнов относится с определенным скептицизмом, считает жалость проявлением слабых людей и все люди равноценны, невзирая на социальные различия.

Третья истина пьесы представлена персонажем Сатина, азартного картежника и алкоголика, который категорически не согласен с жалостливой позицией Луки, унижающей, по его мнению, человека. Сатин является реалистом, повидавшим в жизни много негатива. Он уверен в том, что каждый из людей является сильной волевой личностью и способен изменить окружающий мир, достигнув поставленных целей. Нужно только верить в собственные силы, надеяться только на себя, осознавать свою ценность в существующем мире и не терять уважения к самому себе. Работая в радости и удовольствии, человек, по словам Сатина, обретет долгожданное счастье. Убеждая собеседников в своей правду, Сатин произносит ставшие знаменитыми слова о свободолюбивой личности: «Человек – это звучит гордо!».

Находясь в ночлежном доме, оказавшись без средств к существованию, герои пьесы все же оказываются способными к размышлениям о смысле истины, роли человека в общественной жизни, его правах и свободах.

Повествуя о разговорах героев, затрагивающих проблему лжи и истины, писатель раскрывает суть сложных взаимоотношений людей и их восприятия безысходной ситуации, в которой они оказались. Автор драматической пьесы стремится подтолкнуть читателя к размышлениям о нравственных качествах людей, о вере в счастливое существование, о месте любви и правды в жизни человека.

Сочинение 4

М.Горький в своей пьесе «На дне» показал читателю мир, в котором люди несчастны, открыл душевный мир глубоко несчастных людей. Эпизодичность пьесы позволяет окунуться в мир настоящей драмы, где разные миры сталкиваются друг с другом. Где правда факта, правда веры, правда утешения и лжи, представлены настоящими мирами.

Правда факта связана с таким персонажем, как Бубнов. Его представление о мире довольно прозаично: человек рожден, чтобы умереть. Он не жалеет людей, считая, что у каждого есть свое предназначение в жизни, которое он должен исполнить. Такое мышление Бубнова складывается из эпизодов его жизни: жена изменила, он уходит от нее, но также ему приходится оставить ей свое заведение, и по итогу сам он остался ни с чем. Бубнов пьет, отказывается признавать себя или других людей, потому что люди угнетают его, и он не верит их поступкам.

Правда Луки включает в себя несколько составляющих. Лука добр к людям, помогает нуждающимся, Лука оказывает людям содействие в обретении Бога, учит их состраданию и жалости. Утешая каждого, неся надежду в своих словах, он лжет во благо, считая, что исцеление – это путь веры, а правда иногда может стать причиной смерти.

Третья правда – это правда ключевого героя Сатина. Этот человек уверен в самом человека, как существе – Боге. Сатин уверен, что человек должен надеяться только на самого себя и верить в свои силы. Человек способен на строительство собственного мира по собственным законам, что доступно только Богу.

Ночлежка, в которой происходит действие пьесы, – это мир покорившихся судьбе людей, но какой-то своей частью еще способных бороться. Размышляя над правдами героев, оценивая их положительные и отрицательные моменты, мы понимаем, что невозможно прийти к однозначному выводу о том, какой путь человек должен выбрать. Три правды должны работать, как единое целое, чтобы человек не оказался в таком безвыходном положении, как герои пьесы М.Горького, только восприятие ситуации с разных сторон может указать путь из сложившегося положения. Такой мыслью наполнены рассуждения героев об истине и ее смысле, о человеке и его роли.

Сталкивая между собой эти правды, М.Горький говорит обществу о том, что человек должен прожить свою жизнь честно, отвергнув ложь. Человек должен воспитывать в себе милосердие, сострадание, доброжелательность, готовность прийти на помощь своему ближнему, человек должен быть терпимым к окружающим его и уметь преподносить правду в таком ключе, чтобы она не ранила других.

Также читают:

Картинка к сочинению Три правды в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» тщательно прорисовывает каждый образ. Все герои обладают цельными характерами. Каждый из них является носителем черт современного И. А. Гончарову общества.

Одним из последних творений Антона Павловича, была пьеса «Вишнёвый сад». Пьеса была закончена в 1903году, а поставлена уже в начале 1904 года.

В повести А.П.Чехова «Палата № 6» затронуты актуальные проблемы общества. В своей повести автор старался найти решение вопроса, касающегося насильственного отношения к личности человека и несправедливости

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» насыщен колоритными персонажами. Наверное, это одно из немногих произведений, в котором действительно стоит сделать именно на представленных героях, а не на социальном фоне или исторической подоплеке.

Картина Григорьева «Вратарь» посвящена любимой игре мальчишек – футболу. Центральное место на картине занимает мальчик – вратарь

«Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»)»

Пьеса М. Горького «На дне» ставится в сотнях театров. Режиссеры и актеры ищут новые и новые краски для горьковских героев, меняются костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаешь, что пьеса была написана более ста лет назад. Что же изменилось? Все так же есть свалки и места, где доживают обреченные, сломанные жизнью люди, так же искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждет принца, который возьмет за руку и выведет из кошмара, так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И все мы рано или поздно ищем ответ: что есть истина, что нужно человеку — жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье?

Читайте также:  Слово в ранних произведениях М. Горького: сочинение

Три «правды» в пьесе противопоставлены друг другу. Одна — правда жестокости. Есть реальность, нельзя обманывать человека,

жалеть его, унижать этим. «Человек! Это — великолепно!» Люди должны смотреть в лицо фактам, как бы они ни были страшны. Кто же говорит это в пьесе? Может быть, положительный, сильный, смелый герой, человек, знающий цель жизни и бесстрашно к ней идущий? Увы, весь пафос снижается тем, что Горький отдает этот гимн во славу гордого человека картежнику и шулеру Сатину.

Правда реальности в том, что нет ни работы, ни пристанища, ни надежды, ни сил. Отнято право на жизнь, и выход один: «Издыхать надо!» Так говорит Клещ, единственный, кто поначалу еще надеется на то, что вырвется из ямы, что это не конец, а временное падение. Надеется на то, что реальность уступит любви, и проститутка Наташа. Страшная надежда у мужа Анны, что вот умрет, наконец, жена, и станет легче. Иллюзия освобождения теплится у всех, кроме Барона, но и у него есть ниточка: «Все в прошлом». Значит, было прошлое, что-то есть не впереди, так хоть позади. Полное отупение и равнодушие у Бубнова. Этот человек уже по ту сторону правды и надежды, он мертв, и ни иллюзии, ни реальные перемены не воскресят его.

И вот в этом аду, где глумится над человеком само небо, лишая надежды, появляется странный персонаж. Лука — странник. Таких людей называли еще «странные», от «странствовать». Он ходит по миру, вооруженной единственной заповедью: все люди достойны надежды и жалости. Он обращается к отребью: «Честной народ». Это уважительные слова, не пустые. Так здоровались с работящими, хозяевами, людьми, пусть и бедными, но не отвергнутыми обществом. Как-то перекликается это с обращением «добрый человек» булгаковского Иешуа и его словами: «Нет злых людей на свете». Лука задан Горьким как носитель лжи, подающий милостыню вместо реальной помощи. Но как он может помочь? Все, что имеет странник, это тепло и жалость к человеку и твердое убеждение, что нельзя жить без надежды. Он не может помочь ни советом, ни делом. Но с приходом Луки в яме появляется свет.

Герои не обманываются, не верят Луке. Бубнов говорит, что Лука все врет, но без пользы для себя. Но доброту его, обращенную ко всем, без вопроса — а заслуживают ли эти люди доброго отношения, чувствуют и Пепел, и Наташа, и Анна, и Актер. Так может быть, это и есть настоящая правда? Но ужас в том, что беспочвенные надежды быстро рассеиваются, оставляя после себя еще больший мрак и опустошенность. Лука дает временное утешение, как лекарства, которые не лечат болезнь, а только заглушают боль. Но РЬКИИ не осуждает и не поддерживает философию утешительства. Он ищет в ней здоровую сторону. Человек — это действительно звучит гордо, и сила человека в том, что, поверив даже в невероятное, он силой веры может изменить саму реальность.

Нельзя убивать человека правдой, потому что кроме фактов, которые всегда переменчивы, есть другая правда — человеческая душа, вера в себя, надежда на лучшее, идеал и цель впереди, без которых жизнь просто невозможна и не нужна.

Такова третья правда — правда великого реалиста и гуманиста Горького, авторский голос, который звучит в пьесе, не заглушая голоса персонажей, но давая перспективу и указывая выход если не для героев пьесы, то для нас.

Сочинение Горький М. – На дне

Тема: – Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»)

Пьеса М. Горького «На дне» ставится в сотнях театров. Режиссеры и актеры ищут новые и новые краски для горьковских героев, меняются костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаешь, что пьеса была написана более ста лет назад. Что же изменилось? Все так же есть свалки и места, где доживают обреченные, сломанные жизнью люди, так же искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждет принца, который возьмет за руку и выведет из кошмара, так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И все мы рано или поздно ищем ответ: что есть истина, что нужно человеку — жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье?

Три «правды» в пьесе противопоставлены друг другу. Одна — правда жестокости. Есть реальность, нельзя обманывать человека,

жалеть его, унижать этим. «Человек! Это — великолепно!» Люди должны смотреть в лицо фактам, как бы они ни были страшны. Кто же говорит это в пьесе? Может быть, положительный, сильный, смелый герой, человек, знающий цель жизни и бесстрашно к ней идущий? Увы, весь пафос снижается тем, что Горький отдает этот гимн во славу гордого человека картежнику и шулеру Сатину.

Правда реальности в том, что нет ни работы, ни пристанища, ни надежды, ни сил. Отнято право на жизнь, и выход один: «Издыхать надо!» Так говорит Клещ, единственный, кто поначалу еще надеется на то, что вырвется из ямы, что это не конец, а временное падение. Надеется на то, что реальность уступит любви, и проститутка Наташа. Страшная надежда у мужа Анны, что вот умрет, наконец, жена, и станет легче. Иллюзия освобождения теплится у всех, кроме Барона, но и у него есть ниточка: «Все в прошлом». Значит, было прошлое, что-то есть не впереди, так хоть позади. Полное отупение и равнодушие у Бубнова. Этот человек уже по ту сторону правды и надежды, он мертв, и ни иллюзии, ни реальные перемены не воскресят его.

И вот в этом аду, где глумится над человеком само небо, лишая надежды, появляется странный персонаж. Лука — странник. Таких людей называли еще «странные», от «странствовать». Он ходит по миру, вооруженной единственной заповедью: все люди достойны надежды и жалости. Он обращается к отребью: «Честной народ». Это уважительные слова, не пустые. Так здоровались с работящими, хозяевами, людьми, пусть и бедными, но не отвергнутыми обществом. Как-то перекликается это с обращением «добрый человек» булгаковского Иешуа и его словами: «Нет злых людей на свете». Лука задан Горьким как носитель лжи, подающий милостыню вместо реальной помощи. Но как он может помочь? Все, что имеет странник, это тепло и жалость к человеку и твердое убеждение, что нельзя жить без надежды. Он не может помочь ни советом, ни делом. Но с приходом Луки в яме появляется свет.

Герои не обманываются, не верят Луке. Бубнов говорит, что Лука все врет, но без пользы для себя. Но доброту его, обращенную ко всем, без вопроса — а заслуживают ли эти люди доброго отношения, чувствуют и Пепел, и Наташа, и Анна, и Актер. Так может быть, это и есть настоящая правда? Но ужас в том, что беспочвенные надежды быстро рассеиваются, оставляя после себя еще больший мрак и опустошенность. Лука дает временное утешение, как лекарства, которые не лечат болезнь, а только заглушают боль. Но РЬКИИ не осуждает и не поддерживает философию утешительства. Он ищет в ней здоровую сторону. Человек — это действительно звучит гордо, и сила человека в том, что, поверив даже в невероятное, он силой веры может изменить саму реальность.

Нельзя убивать человека правдой, потому что кроме фактов, которые всегда переменчивы, есть другая правда — человеческая душа, вера в себя, надежда на лучшее, идеал и цель впереди, без которых жизнь просто невозможна и не нужна.

Такова третья правда — правда великого реалиста и гуманиста Горького, авторский голос, который звучит в пьесе, не заглушая голоса персонажей, но давая перспективу и указывая выход если не для героев пьесы, то для нас.

Cочинение «Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне») »

Пьеса М. Горького «На дне» ставится в сотнях театров. Режиссеры и актеры ищут новые и новые краски для горьковских героев, меняются костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаешь, что пьеса была написана более ста лет назад. Что же изменилось? Все так же есть свалки и места, где доживают обреченные, сломанные жизнью люди, так же искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждет принца, который возьмет за руку и выведет из кошмара, так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И все мы рано или поздно ищем ответ: что есть истина, что нужно человеку — жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье?

Три «правды» в пьесе противопоставлены друг другу. Одна — правда жестокости. Есть реальность, нельзя обманывать человека,

жалеть его, унижать этим. «Человек! Это — великолепно!» Люди должны смотреть в лицо фактам, как бы они ни были страшны. Кто же говорит это в пьесе? Может быть, положительный, сильный, смелый герой, человек, знающий цель жизни и бесстрашно к ней идущий? Увы, весь пафос снижается тем, что Горький отдает этот гимн во славу гордого человека картежнику и шулеру Сатину.

Правда реальности в том, что нет ни работы, ни пристанища, ни надежды, ни сил. Отнято право на жизнь, и выход один: «Издыхать надо!» Так говорит Клещ, единственный, кто поначалу еще надеется на то, что вырвется из ямы, что это не конец, а временное падение. Надеется на то, что реальность уступит любви, и проститутка Наташа. Страшная надежда у мужа Анны, что вот умрет, наконец, жена, и станет легче. Иллюзия освобождения теплится у всех, кроме Барона, но и у него есть ниточка: «Все в прошлом». Значит, было прошлое, что-то есть не впереди, так хоть позади. Полное отупение и равнодушие у Бубнова. Этот человек уже по ту сторону правды и надежды, он мертв, и ни иллюзии, ни реальные перемены не воскресят его.

И вот в этом аду, где глумится над человеком само небо, лишая надежды, появляется странный персонаж. Лука — странник. Таких людей называли еще «странные», от «странствовать». Он ходит по миру, вооруженной единственной заповедью: все люди достойны надежды и жалости. Он обращается к отребью: «Честной народ». Это уважительные слова, не пустые. Так здоровались с работящими, хозяевами, людьми, пусть и бедными, но не отвергнутыми обществом. Как-то перекликается это с обращением «добрый человек» булгаковского Иешуа и его словами: «Нет злых людей на свете». Лука задан Горьким как носитель лжи, подающий милостыню вместо реальной помощи. Но как он может помочь? Все, что имеет странник, это тепло и жалость к человеку и твердое убеждение, что нельзя жить без надежды. Он не может помочь ни советом, ни делом. Но с приходом Луки в яме появляется свет.

Герои не обманываются, не верят Луке. Бубнов говорит, что Лука все врет, но без пользы для себя. Но доброту его, обращенную ко всем, без вопроса — а заслуживают ли эти люди доброго отношения, чувствуют и Пепел, и Наташа, и Анна, и Актер. Так может быть, это и есть настоящая правда? Но ужас в том, что беспочвенные надежды быстро рассеиваются, оставляя после себя еще больший мрак и опустошенность. Лука дает временное утешение, как лекарства, которые не лечат болезнь, а только заглушают боль. Но РЬКИИ не осуждает и не поддерживает философию утешительства. Он ищет в ней здоровую сторону. Человек — это действительно звучит гордо, и сила человека в том, что, поверив даже в невероятное, он силой веры может изменить саму реальность.

Читайте также:  Драма пустой души по роману-эпопее М. Горького Жизнь Клима Самгина.: сочинение

Нельзя убивать человека правдой, потому что кроме фактов, которые всегда переменчивы, есть другая правда — человеческая душа, вера в себя, надежда на лучшее, идеал и цель впереди, без которых жизнь просто невозможна и не нужна.

Такова третья правда — правда великого реалиста и гуманиста Горького, авторский голос, который звучит в пьесе, не заглушая голоса персонажей, но давая перспективу и указывая выход если не для героев пьесы, то для нас.

ТРИ ПРАВДЫ И ИХ ТРАГИЧЕСКОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ (по пьесе М. Горького “На дне”)

ТРИ ПРАВДЫ И ИХ ТРАГИЧЕСКОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ (по пьесе М. Горького “На дне”)

В пьесе “На дне” М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов – трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.

Первая правда – правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти

Правда Луки – правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье

Третья правда – правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. “Какая польза тебе, если я тебя пожалею?” – спрашивает он Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: “Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит – гордо!” Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, – о человекобоге.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому – и одновременно момент столкновения разных правд – монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек – тот же самый, который “звучит гордо”? Положительный ответ – сомнителен, а если отрицательный – то как же быть с тем, что “существует только человек” ? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, – не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого – это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

Похожие сочинения:

ПРОБЛЕМА ЛЖИ И ПРАВДЫ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” И В РАССКАЗЕ О. ГЕНРИ “ГНУСНЫЙ ОБМАНЩИК” КЛАССИКА ПРОБЛЕМА ЛЖИ И ПРАВДЫ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” И В РАССКАЗЕ О. ГЕНРИ “ГНУСНЫЙ ОБМАНЩИК” Концепция пьесы М. Горького “На дне” основана на двух понятиях – лжи.

СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Драма “На дне” – этапное произведение М. Горького. Обращаясь к жанру философской драмы, писатель трансформирует традиционную жанровую структуру. Здесь перестает.

ОБИТАТЕЛИ “ДНА” (по пьесе М. Горького “На дне”) Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Писатель долгое время не мог подобрать точного названия. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Без солнца”.

Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне” Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне” Драма “На дне” написана М. Горьким, когда он перестал осознавать окружающую действительность в рамках романтического конфликта. Это одно из первых произведений.

МИР ИЛЛЮЗИЙ И МИР СТРАДАНИЙ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” МИР ИЛЛЮЗИЙ И МИР СТРАДАНИЙ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” В интервью, которое дал М. Горький в 1903 году, говорится: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что.

ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького “На дне” – не исключение. “Свобода во что бы то ни.

“ЧЕЛОВЕК!” ЭТО ЗВУЧИТ… ГОРДО!” (по пьесе М. Горького “На дне”) Драма “На дне” – этапное произведение в творчестве Горького. И написано оно было в переломное для страны время. В 90-х годах в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая.

ПРАВДА И ЛОЖЬ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не.

Докажите справедливость мнения В. Ф. Ходасевича о пьесе М. Горького “На дне”: “Философствуя и резонируя за своих героев, Горький в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни” Докажите справедливость мнения В. Ф. Ходасевича о пьесе М. Горького “На дне”: “Философствуя и резонируя за своих героев, Горький в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни”. В начале.

СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Пьеса М. Горького “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных.

“Человека жалеть надо” (по пьесе М. Горького “На дне”) Реалии сегодняшнего дня: прожиточный минимум в России гораздо выше средней месячной зарплаты, почти треть россиян живут за чертой бедности, в крупных городах открыты ночлежки, где в порядке благотворительности бомжам и.

КРИТИКА РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Хорошо, когда прочитанная книга или театральная постановка оставляет след в душе. И если он, этот след, яркий, мы задумывается над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно.

Образ Луки в пьесе М. Горького “На дне” Пьесу “На дне” Горький написал в тяжелое предреволюционное время, когда перед писателем встали насущные вопросы о проблемах падения человека на дно и путях ее решения. В произведении описывается жизнь в.

ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ (по пьесе М. Горького “На дне”) “Человек – это великолепно! Это звучит… гордо!” Эти слова, сказанные на заре XX века, определяли творческую линию писателя М. Горького. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о.

СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие чувства, надежды и мечты, сила и слабость – все это находит отражение на страницах пьесы М.

СИЛА ДУХА – СТРЕМЛЕНИЕ К СВЕТУ (по пьесе М. Горького “На дне”) Открыть человеку глубины его души – этого добивается в той или иной степени Каждый писатель. Одна из основных, может быть, и главных целей искусства есть раскрытие этой тайны. Особенно это.

Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького “На дне” Пьеса “На дне”, по словам Горького, явилась итогом “почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей””. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся.

Тема веры и безверия в драме М. Горького “На дне” Пьеса М. Горького “На дне” является одним из лучших драматических произведений писателя. Оно написано о человеке, о его месте и роли в жизни. Можно сказать, что вера в данной пьесе.

ЧТО НУЖНЕЕ – ИСТИНА ИЛИ СОСТРАДАНИЕ? (размышления над страницами пьесы М. Горького “На дне”) Что есть истина? Истина (так могут думать многие) – это абсолютная правда, то есть такая правда, которая для всех случаев и для всех людей одинакова. Такой правды быть не может.

КАК ДУМАЮТ И ГОВОРЯТ “ДЕТИ СОЛНЦА” (по пьесе М. Горького “Дети солнца”) Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, Горький отмечал, что, “сочиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Драматург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом”. И.

Комическое и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” (мини-рецензия) – Д. И. Фонвизин В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм –.

ПАФОС РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ГОРЬКОГО (ИДЕИ И СТИЛЬ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОРЬКОГО) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1.

ТРИ ПРАВДЫ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “СНЫ ЧАНГА” Прочитав этот рассказ, кто-то может задать вопрос: “Зачем Бунин пишет о жизни Чанга и капитана, его хозяина?” Как будто предвосхищая этот вопрос, писатель дает ответ на него уже в первых.

ТРАГИЧЕСКОЕ МИРОВИДЕНИЕ Ф. КАФКИ – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ТРАГИЧЕСКОЕ МИРОВИДЕНИЕ Ф. КАФКИ Ф. Кафка – великий мифотворец XX века. Его произведения воспринимаются как своеобразный код человеческих взаимоотношений, как модель жизни, в основе которой – трагическая обреченность человека в.

ТРАГИЧЕСКОЕ КРУШЕНИЕ ИЛЛЮЗИЙ В РОМАНЕ ГЮСТАВА ФЛОБЕРА “ГОСПОЖА БОВАРИ” ТРАГИЧЕСКОЕ КРУШЕНИЕ ИЛЛЮЗИЙ В РОМАНЕ ГЮСТАВА ФЛОБЕРА “ГОСПОЖА БОВАРИ” Роман Гюстава Флобера “Госпожа Бовари” – первое произведение, отразившее миропонимание и принципы зрелого писателя. Перед нами раскрываются нравы буржуазного общества, предстают.

“Признание всякой духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни” (А. П. Чехов). (По произведениям А. П. Чехова) Русская литература 2-й половины XIX века “Признание всякой духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни” (А. П. Чехов). (По произведениям А. П. Чехова) Духовная деятельность по сути.

ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ” ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ” Все не то, чем кажется… Он лжет во всякое время, этот Невский проспект… Н. В. Гоголь Молодым человеком.

“НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ” (противопоставление Кутузова и Наполеона в романе-эпопее “Война и мир”) “НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ” (противопоставление Кутузова и Наполеона в романе-эпопее “Война и мир”) В основе построения сюжета романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” лежит.

Почему Н. А. Добролюбов писал о пьесе “Гроза”, что ее “конец… кажется нам отрадным”? Почему Н. А. Добролюбов писал о пьесе “Гроза”, что ее “конец… кажется нам отрадным”? В качестве аргументов, подтверждающих мнение критика, приведите следующие: в пьесе происходит столкновение новых веяний и старого.

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” “Вишневый сад” – пьеса новаторская по форме, по жанру, по своему мироощущению. Пьеса поднимает важнейшие проблемы, не имеющие однозначного.

Ссылка на основную публикацию
×
×