Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты”: сочинение

Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты”

Автобиографическая трилогия Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты” стоит в ряду тех его произведений, в которых писатель стремится воплотить многообразные художественные иска ния, выразить активный, жизнеутверждающий взгляд на жизнь.

Путь героя горьковской трилогии к революционному самосознанию далеко не был простым и прямолинейным, он воплотил сложность исканий истины человеком из народа. Основная мысль, цементирующая повествование, заключается в словах писателя: “Русский человек все-таки настолько

В повести “Детство” весьма значительное место отведено Акулине Ивановне и Хорошему Делу, а в повести “В людях” – повару Смурому и кочегару Якову. Эти люди оказали огромное влияние на формирование чувств и мыслей главного героя трилогии – Алеши Пешкова. В повестях они выделены как фигуры, значительные своей индивидуальностью, и в них в определенной мере олицетворены добрые и талантливые начала русского характера.

Духовный мир Алеши Пешкова населяли родственники и чужие люди, с которыми его столкнула тяжелая судьба. В формировании

В этих условиях возможность выбора в огромной мере зависела от ума Алексея, его характера, прирожденного умения наблюдать и воспринимать факты, явления жизни.

Прекрасной особенностью Алеши было восприятие доброго и красивого и отталкивание от злого и дрянного, отравлявшего атмосферу в доме Каши-риных и вне его. В этом смысле особенно харак-. терно противопоставление бабушки Акулины Ивановны и деда Каширина в сознании мальчика. Горький сохранил благодарную память о бабушке.

Она воспитала в нем редкий дар – умение уважать и любить человека.

Если в первых частях трилогии Горький показывал характер героя главным образом в сопротивлении уродствам жизни, то в III части – “Мои университеты” – дальнейшее развитие характера раскрывается в процессе духовного и. идейного формирования. Характер Алеши Пешкова складывался не только в сопротивлениях окружающей среде; сопротивление это было связано и с переоценкой ценностей, почерпнутых из книг и рассказов людей, имевших на него влияние. При этом он хотел и стремился самостоятельно осмыслить сложные явления и факты жизни. Действительность, которую “осваивал” юноша Пешков, раскрывалась перед ним в противоречиях, и нередко враждебных.

Но она же и хранила в себе истину, а до этой истины он добирался, составляя мнения о разных “учителях жизни”. И изображение героя в этих трудных идейных исканиях Горький как раз и связывает с судьбой народной, в то же время отодвигает на второй план собственное “я”. Идейный нерв автобиографических повестей – стремление писателя шаг за шагом показать крепнущее сознание ребенка, а позднее Алеши Пешкова, его человеческое самоутверждение в противоборстве с окружающей средой.

Похожие сочинения:

Особенности жанра повести Горького “Детство” В основе сюжета повести М. Горького “Детство” факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей.

ТЕМА ПАДЕНИЯ И ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (по роману “Идиот”) ТЕМА ПАДЕНИЯ И ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (по роману “Идиот”) Оригинальный, исключительный талант ставит Достоевского в ряд крупнейших писателей мира. “Гениальность Достоевского неоспорима, – писал Горький.

Вопросы и ответы к повести М. Горького “Мои университеты” Каким вы представляете себе автора повести – Алексеем Пешковым или Максимом Горьким? Важно ли для вас это различие? Максим Горький – литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. Его как писателя мы.

Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: “Преступление и наказание” или “Идиот”) Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким.

Сочинение на тему: “Изображение “свинцовых мерзостей” жизни в повести М. Горького “Детство” Автобиографическое произведение М. Горького “Детство” рассказывает о жизни главного героя Алеши Пешкова. Читатели узнают о том, что после смерти отца он проживает вместе со своими ближайшими родственниками – дедом и.

Портрет бабушки в повести М. Горького “Детство” 2 вариант Повесть М. Горького “Детство” автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа. Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его.

Жанровое своеобразие повести Горького “Детство” В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии “Детство”, в которой, основываясь на собственных фактах биографии, рассказал о становлении личности маленького человека. Это и определило своеобразие жанра горьковского.

Сочинение на тему Портрет бабушки в повести М. Горького “Детство&quot 1 вариант. В повести “Детство” М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым.

Сочинение на тему: “Тема: Детство. Роль детства в становлении человека” Тема: Детство. Роль детства в становлении человека Л. Н. Толстой и М. Горький “Детство” Родом из детства Человек приходит в этот мир, и сразу начинается его детство: сначала младенческое, потом.

Портрет бабушки в повести М. Горького “Детство” 1 вариант В повести “Детство” М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом.

“Яркое, здоровое, творческое в русской жизни” (по повести М. Горького “Детство”) Максим Горький родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде. Раннее детство писателя прошло в семье деда. С десятилетнего возраста маленький Алеша Пешков вынужден был жить “в людях”. Он работал “мальчиком”.

АЛЕША ПЕШКОВ – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ М. ГОРЬКОГО “ДЕТСТВО” Повесть “Детство” – это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме.

Творческий путь М. Горького Максим Горький – писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции.

Портрет бабушки в повести М. Горького “Детство” Автобиографическая повесть “Детство” М. Горького наполнена разнообразными впечатлениями детства мальчика Алеши. Самые теплые и самые светлые воспоминания хранит Алеша о первом своем верном и надежном друге – бабушке. Алеша говорит.

Анализ повести Л. Н. Толстого “Детство” Жанр произведения – автобиографическая повесть. Кульминацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них – завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем Карлом Иванычем, после печальных событий – развязка.

Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их.

Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова План I. Понятие духовности. II. Скудность внутреннего мира чиновника как причина его страданий. III. Генерал – человек добродушный или попросту черствый.

ПУТЬ ЖЕНЩИНЫ В РЕВОЛЮЦИЮ В РОМАНЕ М. ГОРЬКОГО “МАТЬ” Появление романа М. Горького “Мать” вызвало острую полемику в критике. В журнале “Русская мысль” была опубликована статья Д. Философова “Конец Горького”. Критик отмечал неубедительность художественного образа главной героини – Пелагеи.

Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова. Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова “Ионыч” В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей.

Как “сделана” трилогия Л. Н. Толстого “Детство. отрочество. юность” Как и все произведения Л. Н. Толстого, трилогия “Детство. Отрочество. Юность” явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал каждую фразу.

ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО М. Горький пришел в литературу с четкой эстетической программой. Он понимал необходимость нового подхода к явлениям жизни, необходимость новых форм ее художественного.

Анализ повести Толстого “Детство” Повесть Л. Н. Толстого “Детство” является автобиографическим произведением, в котором автор погружается в воспоминания детства, пытаясь понять и провести анализ важности этого времени для человека. Главный герой повести – Николенька.

Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА (по рассказу М. Шолохова “Судьба человека”) ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”) Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – одно из вершинных произведений писателя. В центре его – исповедь простого русского человека.

АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО “ДЕТСТВО” АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО “ДЕТСТВО” 1 вариант Начало серьезной литературной деятельности Льва Николаевича Толстого ознаменовало написание повести “Детство”. Это его первое произведение стало признанным шедевром русской литературы. Основой замысла.

О “Маленькой трилогии” А. П. Чехова В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа -“Человек в футляре”, “Крыжовник” и “О любви”, объединенных не только общим авторским замыслом, но и сходной композицией. Уже само название первого.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ТРИЛОГИИ К. СИМОНОВА “ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ” – ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Константина Симонова считают основателем “панорамного” романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие известные авторы, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В. Богомолов.

СИЛА И СЛАБОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПОНИМАНИИ М. ГОРЬКОГО (“Старуха Изергиль”, “На дне”) Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее.

ОБРАЗ НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА (по повести Л. Н. Толстого “Детство”) ОБРАЗ НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА (по повести Л. Н. Толстого “Детство”) 1 вариант Главный герой повести Л. Н. Толстого “Детство” Николенька Иртеньев – сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным.

СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Драма “На дне” – этапное произведение М. Горького. Обращаясь к жанру философской драмы, писатель трансформирует традиционную жанровую структуру. Здесь перестает.

Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

Автобиографическая трилогия Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» стоит в ряду тех его произведений, в которых писатель стремится воплотить многообразные художественные иска ния, выразить активный, жизнеутверждающий взгляд на жизнь. Путь героя горьковской трилогии к революционному самосознанию далеко не был простым и прямолинейным, он воплотил сложность исканий истины человеком из народа. Основная мысль, цементирующая повествование, заключается в словах писателя: «Русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолеет мерзость жизни». В повести «Детство» весьма значительное место отведено Акулине Ивановне и Хорошему Делу, а в повести «В людях» — повару Смурому и кочегару Якову.

Читайте также:  Значение творчества М. Горького в мировой литературе: сочинение

Эти люди оказали огромное влияние на формирование чувств и мыслей главного героя трилогии — Алеши Пешкова. В повестях они выделены как фигуры, значительные своей индивидуальностью, и в них в определенной мере олицетворены добрые и талантливые начала русского характера. Духовный мир Алеши Пешкова населяли родственники и чужие люди, с которыми его столкнула тяжелая судьба. В формировании его сознания участвовали две силы, которые, казалось, были далеко не равны.

Это силы зла и добра. В этих условиях возможность выбора в огромной мере зависела от ума Алексея, его характера, прирожденного умения наблюдать и воспринимать факты, явления жизни. Прекрасной особенностью Алеши было восприятие доброго и красивого и отталкивание от злого и дрянного, отравлявшего атмосферу в доме Кашириных и вне его. В этом смысле особенно характерно противопоставление бабушки Акулины Ивановны и деда Каширина в сознании мальчика. Горький сохранил благодарную память о бабушке.

Она воспитала в нем редкий дар — умение уважать и любить человека. Если в первых частях трилогии Горький показывал характер героя главным образом в сопротивлении уродствам жизни, то в III части — «Мои университеты» — дальнейшее развитие характера раскрывается в процессе духовного и. идейного формирования. Характер Алеши Пешкова складывался не только в сопротивлениях окружающей среде; сопротивление это было связано и с переоценкой ценностей, почерпнутых из книг и рассказов людей, имевших на него влияние. При этом он хотел и стремился самостоятельно осмыслить сложные явления и факты жизни. Действительность, которую «осваивал» юноша Пешков, раскрывалась перед ним в противоречиях, и нередко враждебных.

Но она же и хранила в себе истину, а до этой истины он добирался, составляя мнения о разных «учителях жизни». И изображение героя в этих трудных идейных исканиях Горький как раз и связывает с судьбой народной, в то же время отодвигает на второй план собственное «я». Идейный нерв автобиографических повестей — стремление писателя шаг за шагом показать крепнущее сознание ребенка, а позднее Алеши Пешкова, его человеческое самоутверждение в противоборстве с окружающей средой.

Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

Другие сочинения по теме:

Причины падения и духовного возрождения человека в произведениях Достоевского Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В.

«В людях», анализ повести Максима Горького Когда ребенок уже не ребенок, но до совершеннолетия еще далеко, его принято было называть на Руси отроком. Таким образом, период.

Образ Алеши Пешкова в «Детстве»; М. Горького Детство Горький М Образ Алеши Пешкова в «Детстве» М. Горького «Детство» М. Горького — это не только исповедь собственнйо души писателя, но и.

Образ Натальи Савишны в трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» Николенька Иртеньев, со всеми его достоинствами и недостатками, стал главной фигурой повествования, потому что в нем живет способность нравственного суда.

Краткое содержание повести Горького «Мои университеты» Поступить в казанский университет меня уговорил сосед по дому, гимназист Н. Евреинов. Он часто видел меня с книгой в руках.

Пересказ трилогии Толстого роман «Детство» 12 августа 18.. г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После.

Краткое содержание рассказа Горького «В людях» Часть I Служит «мальчиком» при магазине «модной обуви». Хозяин кажется слепым. Делает гримасы, но хозяин это замечает. Чешутся руки. Хозяин.

Гимн свободе человека в рассказах Горького Герои рассказа — молодые, гордые красавцы цыгане Лойко Зобар и Радда — горячо полюбили друг друга. Но еще сильнее каждый.

Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова — духовные рабы общества, лишенного высших.

Концепция человека в раннем творчестве М. Горького Разрыв между героическим прошлым и жалкой, бесцветной жизнью в настоящем, между «должным» и «сущим», между великой «мечтой» и «серой эпохой».

Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Тема «маленького» и «лишнего» человека присутствует в литературе еще со времен А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. С каких.

Мои университеты — Максим Горький И вот теперь Алеша уезжал в Казань. Он мечтал об университете, хотел учиться, а жизнь сложилась совсем не так, как.

Особенности Северного Возрождения. «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского как памятник литературы Северного Возрождения Возрождение севернее Альп отличается и от современного ему итальянского Ренессанса и от стадиально присутствующей средневековой культуры. Отличия Северного Возрождения от.

Сочинение по автобиографической трилогии Л. Толстого Автобиографическая трилогия. Появление в 1852 г. на страницах журнала «Современник» повестей Л. Толстого «Девство», а затем «Отрочество» (1854) и «Юность».

«Детство Марселя» М. Панеоля Известный прозаик, драматург, член Французской академии Марсель Панеоль (1895-1974), чьи пьесы издавались у нас и включались в репертуар советских театров.

Трагические судьбы героев в трилогии Шиллера о Валленштейне В трилогии, таким образом, изображены две трагические судьбы, вытекающие из двух полярных отношений к действительности. В глазах Шиллера оба эти.

Трагедия судьбы Каупервуда в «Трилогии желания» Драйзера Публицистические книги «Трагическая Америка» и «Америку стоит спасать» были крупнейшими произведениями, написанными в последний период творчества Драйзера. Это, однако, не.

Сочинение по трилогии — Приключения Незнайки Носов — писатель, работавший в разных прозаических жанрах. Большим успехом у ребят пользуются его сказки:, «Приключения Незнайки и его друзей».

Характеры героев в трилогии «Торгаши» В трилогию входят романы «Первые воспоминания» (Primeras memorias, 1960), «Солдаты плачут ночью» (Sol-dados lloran de noche, 1964) и «Ловушка» (La.

Образ Николеньки в повести Толстого «Детство» Светлыми, поэтическими красками рисует Толстой детство Николеньки. Его душа открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы они еще ограничены.

Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

Автобиографическая трилогия Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» стоит в ряду тех его произведений, в которых писатель стремится воплотить многообразные художественные иска ния, выразить активный, жизнеутверждающий взгляд на жизнь.
Путь героя горьковской трилогии к революционному самосознанию далеко не был простым и прямолинейным, он воплотил сложность исканий истины человеком из народа. Основная мысль, цементирующая повествование, заключается в словах писателя: «Русский человек все-таки настолько еще

здоров и молод душой, что преодолеет мерзость жизни».
В повести «Детство» весьма значительное место отведено Акулине Ивановне и Хорошему Делу, а в повести «В людях» — повару Смурому и кочегару Якову. Эти люди оказали огромное влияние на формирование чувств и мыслей главного героя трилогии — Алеши Пешкова. В повестях они выделены как фигуры, значительные своей индивидуальностью, и в них в определенной мере олицетворены добрые и талантливые начала русского характера.
Духовный мир Алеши Пешкова населяли родственники и чужие люди, с которыми его столкнула тяжелая судьба. В формировании

Вопросы и ответы к повести М. Горького «Мои университеты» Каким вы представляете себе автора повести — Алексеем Пешковым или Максимом Горьким? Важно ли для вас это различие? Максим Горький — литературный псевдоним Алексея Максимовича.

Библия в системе поэтики Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Морально-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о «природе» человека…………………………12 2. Отношение писателя к Библии; роль.

Самостоятельно прочитанная книга (трилогия Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты») (рецензия) Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты». Меня глубоко взволновала.

А. М. Горький в воспоминаниях Берберовой М. Горький — фигура в русской и советской литературе яркая и видная. До недавнего времени говорили, что Горький писатель и общественный деятель, активный участник революционного.

Биография Горький Максим (1868 — 1936) Горький Максим (1868-1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник «Очерки и рассказы» (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, «свободной» морали были.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но.

Сочинение на тему: «Изображение «свинцовых мерзостей» жизни в повести М. Горького «Детство» Автобиографическое произведение М. Горького «Детство» рассказывает о жизни главного героя Алеши Пешкова. Читатели узнают о том, что после смерти отца он проживает вместе со своими.

Проблема истории в художественном мире А. С. Пушкина Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год.

Особенности жанра повести Горького «Детство» В основе сюжета повести М. Горького «Детство» факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения — автобиографическая повесть. В 1913 году М.

«Дело Артамоновых»: от замысла к воплощению В статье «Разрушение личности» А. М.Горький высказал мысль о разрушающем воздействии капитала на «недостаточно гибко развитую энергию» буржуазии: «Бешеная работа нервов вызывает истощение, односторонне упражняемое.

Образ слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя Образ слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Оглавление Введение Глава I Образ слуги.

Портрет бабушки в повести М. Горького «Детство» 2 вариант Повесть М. Горького «Детство» автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа. Трепетную, еще неосознанную.

Человек на воине в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые» Здесь нет ни одной персональной судьбы. Все судьбы в единую слиты. В. Высоцкий Константина Симонова считают основателем «панорамного» романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной.

«Детство» Горького в кратком содержании Повествование от имени главного героя I Умер отец. Мать полуголая возле него на полу. Приехала бабушка -«круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом;.

Краткое содержание повести М. Горького «Детство» Повествование от имени главного героя I Умер отец. Мать полуголая возле него на полу. Приехала бабушка — «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым.

Читайте также:  Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

Автобиографическая трилогия Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» стоит в ряду тех его произведений, в которых писатель стремится воплотить многообразные художественные иска ния, выразить активный, жизнеутверждающий взгляд на жизнь.
Путь героя горьковской трилогии к революционному самосознанию далеко не был простым и прямолинейным, он воплотил сложность исканий истины человеком из народа. Основная мысль, цементирующая повествование, заключается в словах писателя: «Русский человек все-таки настолько еще

Похожие сочинения:

Самостоятельно прочитанная книга (трилогия Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты») (рецензия)Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького «Детство», «В людях» и.

«Нижегородский текст» в автобиографических повестях М. Горького («Детство», «В людях») (Разное Горький М.)«Нижегородский текст» образует один из важнейших пространственно-временных планов на всем протяжении творчества М. Горького — от ранних рассказов и газетных.

Тема падения и духовного возрождения человека в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из ключевых произведений писателя-классика. Оно освещает не только проблемы «новой общественной.

Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»)Тема падения и духовного возрождения — важнейшая в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Необходимо сразу же отметить, что.

Какова идея повести М. Горького «Детство»?Повесть «Детство», первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. Зрелый писатель обратился к теме своего прошлого. В.

Доброта и жестокость в жизни героя Максима Горького «Детство»Повесть «Детство», первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. В ней зрелый писатель обратился к теме своего.

Портрет бабушки в повести М. Горького «Детство»Повесть М. Горького «Детство» автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это.

Сравнительная характеристика главных героев повестей Л. Н. Толстого «Детство» и М. Горького «Детство»В русской классической литературе существуют два произведения с одинаковым названием — это повести «Детство», написанные Л. Толстым и, позже, М.

Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни? (по повести М. Горького «Детство»)В центре повести Горького «Детство» — мальчик Алеша, волею судеб «заброшенный» в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед.

Бабушка в жизни Алеши Пешкова (по повести М. Горького «Детство»)Повесть «Детство» — первая часть автобиографической трилогии М Горького. В ней писатель рассказывает о своих детских годах и о людях.

Характеристика литературного героя в произведении М. Горького «Детство»Повесть М. Горького «Детство» автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли ему вырасти, пусть с болью воспоминаний, обид, но это.

Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского «Преступление и наказание»Любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле… Ф. М.

Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского «Преступление и наказание» происходит с его главным героем — Родионом Раскольниковым. Я попытаюсь.

М. Горький. «В людях»Пешков не любил выдумывать, хотя и был романтиком. И его псевдоним — Горький — отдает легким кокетством юного писателя. Впрочем.

Характеристика героя Цыганок (Детство Горький М.)Цыганок(Иван) — второстепенный герой повести Максима Горького «Детство». Иван — подкидыш, «раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот.

«Каждый сам себе судьба!» (Тема нравственного выбора человека в произведениях М. Горького.)В понимании М. Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле может дать человеку твердость в.

«Без имени — нет человека». (По пьесе М. Горького «На дне».)Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрытие этой.

История Цыганка (по повести М. Горького «Детство»)В семье Кашириных Ваня Цыганок — подкидыш. Он сразу полюбил Алешу. Когда Алешу пороли, он жалел его, подставляя свою руку.

Концепция человека в раннем творчестве М. ГорькогоРазрыв между героическим прошлым и жалкой, бесцветной жизнью в настоящем, между «должным» и «сущим», между великой «мечтой» и «серой эпохой».

Характеристика героя Бабушка (Детство Горький М.)В повести «Детство» М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка.

Судьба деда Каширина (по повести М. Горького «Детство»)Маленький герой повести М Горького «Детство» после смерти отца попадает в семью своего деда. Это был суровый человек, всю жизнь.

Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. ГорькогоТема «маленького» и «лишнего» человека присутствует в литературе еще со времен А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. С каких.

Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне»)Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в период великих перемен в стране. В пьесе показана низшая степень человеческого падения.

Трудный путь матери (по роману М. Горького «Мать»)Роман «Мать» — художественное произведение, в котором показана пропагандистская деятельность социалистов. Книга актуальна и в сегодняшний день. Понимая путь Ниловны.

Алеша Пешков — главный герой повести «Детство»Повесть «Детство» — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер.

Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрыть эту.

Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа.

Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького «Мать»)М. Горький стоял на страже пролетарской революции, жил интересами рабочего класса и его партии. Газеты, журналы, многочисленные письма и живые.

Краткое содержание Мои университеты Горький МИ вот теперь Алеша уезжал в Казань. Он мечтал об университете, хотел учиться, а жизнь сложилась совсем не так, как.

Человек на войне в трилогии Симонова «Живые и мертвые»Здесь нет ни одной персональной судьбы. Все судьбы в единую слиты. В. Высоцкий Константина Симонова считают основателем панорамного романа о.

Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты”: сочинение

Среди книг, которые оказали значительное влияние на духовное развитие нашего народа, одно из первых мест занимает трилогия Максима Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты». Почти каждого человека со школьных лет сопровождает волнующая история детства Алеши Пешкова, мальчика, прошедшего через столько испытаний, образ его бабушки — один из самых возвышенных женских образов русской литературы.

На каждое поколение по-разному действовали повести Горького, — в них черпали и знание народной жизни, и ненависть к мещанству, к непосильной тяжести рабочего труда и угнетению, и силы протеста против покорности; в этих повестях видели призыв к творческой активности, к самообразованию, к учению, пример того, как, несмотря на нищету и бесправие, человек может пробиться к культуре. Они служили источником веры в силы народные, примером нравственной стойкости.

Повести «Детство» и «В людях» написаны Горьким в 1913–1914 годах и с тех пор вошли в мировую классику автобиографического жанра вместе с такими шедеврами русской литературы, как «Былое и думы» А. Герцена и «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Толстого. Позднее, в 1923 году, были написаны «Мои университеты», и таким образом сложилась законченная, по толстовскому примеру, трилогия.

Если у Толстого история героя — это прежде всего история его исканий, его требований к себе, биография аналитическая, то горьковская трилогия насыщена действием, она автобиографична, она жизнеописание, она состоит из поступков и событий. В то же время это не только описание частной жизни, не история отдельной личности, это именно повести, произведения, имеющие художественную силу обобщения. Их материал при всей точности фактов, событий отобран не по законам памяти и знаний взрослого человека, а по законам писательского таланта. Он создает галерею типов дореволюционной России, образы, живущие независимо от биографии героя.

Горький сообщает нам в «Детстве» не то, что ему известно, а то, что могло быть известно ребенку. Детское видение мира имеет свои пределы, и автор с поразительной точностью соблюдает их. Окружающее открывается перед маленьким Алешей отдельными малосвязными сценами, картинками, смысл и трагизм которых он еще не в силах оценить. Смерть отца, и тут же, у гроба, рожающая мать — это мучительное, невероятное стечение обстоятельств с первой же страницы погружает нас в стихию достоверной жизни. И, начиная с этой сцены, покоряющей силой и особенностью книги становится именно правда, мужество правды. Здесь все подлинно. И в этом отличие ее от других книг подобного жанра. Автор не привносит сюда взрослого своего понимания людей, своих знаний и опыта. Здесь ничего не делается для занимательности, нет никаких литературных приемов, нет обязательной завершенности, сведения концов с концами… Многого из жизни Алеши Пешкова мы так и не узнаем — как, почему расстраивается состояние деда, куда время от времени исчезает мать, почему вдруг приходится переезжать в другой дом… С годами иногда, из рассказов бабушки, какие-то обстоятельства разъяснятся, но многое для мальчика и для нас так и останется неизвестным. И, как ни странно, такая неполнота, непонятность происходящего помогает нам лучше увидеть мир глазами героя.

Трилогия воссоздает огромную панораму жизни рабочей России конца девятнадцатого века. Воссоздает с размахом, с неумолимым реализмом, требующим от писателя не только честности, но подчас художественной смелости.

Одна за другой обступают нас судьбы людей разных сословий, разных профессий — красильщики, иконописцы, приказчики, купцы, прачки, кочегары, матросы, проститутки… Их десятки, нет, наверное, сотни людей, и каждый неповторим, у каждого не только своя история, но и свое понимание жизни, свои противоречия, своя мудрость, западающая в душу мальчика, а затем подростка. Впечатление густонаселенности усиливается еще и яркостью каждого персонажа, они все отдельные, все личности значительные, сильные, бунтари, блаженные, чудаковатые, а если, допустим, и не сильные, то все равно у большинства из них есть что-то особенное, своя загадка, своя идея, свои отношения с богом, с деньгами, с любовью, с книгами… И все это не сочинено и даже не увидено. Это найдено в жизни. Алеша Пешков постоянно, пытливо ищет ответа на вечные вопросы жизни. Ему интересен каждый человек, хочется понять, почему так, а не иначе живут люди. В этом особенность его характера. Он не наблюдатель, не собиратель, он герой деятельный, ищущий. Ответы этих людей — противоречивые, парадоксальные, переливающиеся неожиданным смыслом — плотно насыщают трилогию философской мыслью. В повестях не утихает полемика. Сами того не подозревая, все эти люди полемизируют, высказывания их сталкиваются, сшибаются непримиримо.

Читайте также:  Революционный романтизм М. Горького: сочинение

«В детстве, — писал Горький, — я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание — все-таки мед».

Многое в жизни Алеши Пешкова сделали книги. Они помогали познать огромность мира, красоту его и разнообразие. Книги не вообще, а книги конкретные. Алеша рассказывает, что именно ему нравилось, что и как он понимал. Он жадно читал все, что попадалось — бульварщину, книги авторов второстепенных, случайных, ныне забытых, вперемешку с классиками: романы Салиаса, Вашкова, Эмара, Ксавье де-Монтепэна, стихи Граве, Стружкина, «Предание о том, как солдат спас Петра Великого», «Песни» Беранже, сказки Пушкина, «Тайны Петербурга», романы Дюма… (Из текста горьковской трилогии можно составить длинные списки прочитанных им книг, с его аннотациями-оценками и провести интереснейшие исследования о круге чтения Алеши Пешкова.)

Он сам учится отличать хорошую книгу от плохой. Ему надо дважды перечесть «Предание», чтобы понять, что книга эта слабая. Интересно следить, как формируется, оттачивается вкус мальчика. В беспорядочном его чтении было свое преимущество — оно тренировало ум; он учился ориентироваться в книжном море, он был свободен от школьных авторитетов. Так он самостоятельно понял, почувствовал гений Пушкина: «Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко». Надо, впрочем, заметить, что эстетическое восприятие Алеши было подготовлено в значительной мере незаурядным поэтическим даром его бабушки. С детских лет слушая ее песни и сказки, он остро чувствовал игру самоцветным словом, любование красотой, богатством родного языка.

Любимые свои книги Алеша пересказывал кому угодно — денщикам, матросам, приказчикам, читал вслух, и люди жадно слушали его, иногда ругались, высмеивали, но зато и вздыхали и восхищались…

А он взахлеб читал и читал: Аксакова, Бальзака, Соллогуба, Буагобэ, Тютчева, Гонкура… Книги очищали душу, придавали уверенность: он не один, на земле не пропадет. Он сравнивал жизнь с книгами и понимал, что «черный народ» в Париже не таков, как в Казани, держится смелее, независимее, не молится богу так яростно. Но он начинает и критически оценивать выдуманность книжных отношений героев, отделять великие произведения от посредственных.

Ракамболь учил его быть стойким, герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному делу. Он передает свои впечатления о Тургеневе, Вальтере Скотте. «Бурса» Помяловского похожа на жизнь иконописной мастерской: «Мне так хорошо знакомо отчаянье скуки, перекипающее в жестокое озорство». Или: «Диккенс остался для меня писателем, перед которым я почтительно преклоняюсь, — этот человек изумительно постиг труднейшее искусство любви к людям».

Трудно назвать другие произведения, в которых вот так же подробно описывались бы книги, впечатление от них, их влияние на жизнь человека.

Все темы в одном произведении . А.М.Горький . «Детство»

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Повесть «Детство»- это первая часть автобиографической трилогии А.М.Горького («В людях» , «Мои университеты»), написанная в 1913 году.

Тема: «Детство»

Автор пытается осмыслить период детства в жизни человека, понять, как формируется характер, что и кто оказывает на это влияние.

Алёша Пешков, рано оставшийся без родителей, живёт в семье деда Каширина вместе с многочисленным родственника — семьями двух сыновей деда. Дедушка с бабушкой и все остальные родственники оказали огромное влияние на его судьбу, каждый по-своему закладывал в нём основы характера, мировоззрения.

Сложным была жизнь в доме деда, не всегда в нём было довольство, бывали случаи ,когда Алёше приходилось донашивать чью-то ветхую одежду и не было денег на покупку книг для школы.

Но если бы только материальные проблемы были в доме. В семье царила жестокость, грубость, неуважение друг другу. Дед часто избивал бабушку, дядья вечно ссорились из-за наследства, даже среди двоюродных братьев царила вражда. Каким мог бы вырасти в такой атмосфере ребёнок?

А сколько смертей пришлось пережить мальчику! На его глазах умерли родители ,Цыганок, которого он так любил, братья. Взрослому-то сложно всё это пережить, не то что ребёнку. Да и само детство очень рано закончилось: после смерти матери дед отправил Алёшу « в люди», то есть на работу к людям.

И всё же мальчик не озлобился, не затаил обиды. Он вырос открытым, добрым и чутким человеком. Даже в это доме, где было столько вражды, он находил то, что радовало его: общение с дорогими ему людьми. А это была и его бабушка, и Цыганок, и Хорошее Дело. Они скрашивали безрадостные дни.

Сколько тепла было в отношении к нему бабушки, Акулины Ивановны, этой удивительно доброй и нравственно чистой женщины. Во многом благодаря ей Алёша стал чутким и внимательным, любящим прекрасное, народное творчество, она научила его видеть красоту жизни. Бабушка была для Алёши «самым близким сер­дцу моему, самым понятным и дорогим человеком».

Хорошее Дело притягивал Алёшу своей образованностью, начитанностью , своей непохожестью на остальных. Он возбуждал в мальчике желание учиться, познавать мир. Но даже «свинцовые мерзости» закаляли характер героя, делая его сильнее.

Сирота-подкидыш Цыганок, добрый, весёлый, жизнерадостный, тоже очень нравился Алёше. Сколько весёлых минут они проводили вместе! Как трагична судьба Цыганка — он погиб , надорвался, когда нёс крест.

Тянется Алёша и к подслеповатому мастеру Григорию Ивановичу , потерявшему зрение, работая на деда.

Как важно, чтобы в детстве, кода формируется характер, ребёнок встретил хороших, настоящих людей. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы будущей взрослой личности, те ценности, которым человек будет следовать всю жизнь.

Были такие люди и в детстве Алёши. Атмосфера любви и уважения царила и между родителями Алёши, жаль, что оба они так рано умерли.

«В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».

Тема: «Книги, знания»

Книга-источник знаний. К знаниям тянется Алёша, он всё хочет понять, во всём разобраться, любит размышлять, анализировать. Он не хочет просто зазубривать текст, не понимая его. Не случайно Алёше так трудно заучить молитву, потому что тётка Наталья не может ему объяснить её смысл.

Книги играли в жизни Алёши огромную роль. По ним он познавал мир, его красоту и величие. Любовь к книгам во многом появилась благодаря деду. Часто жёсткий, импульсивный, он в то же время быстро отходил, любил своих внуков. Тягу к знаниям в Алёше дед заметил сразу, начал учил его читать. Как он радовался успехам внука, похвальной грамоте, которую тот получил за хорошую учёбу!

Дедушка и бабушка привили Алёше любовь к родному языку, умение отличать хорошие книги. А красоту поэзии Пушкина Алёша понял сам.

Именно книги научили Алёшу стойкости, выдержке, стремлению находить выход их любой сложной ситуации,

Тема: «Выбор пути»

Уже с детства Алёша задумывался над своей жизнью, над тем, как он должен её прожить. Он был уверен, что каждый человек должен посвятить себя значительному делу.

Автор показывает, что у каждого героя свой путь в жизни. Сыновья деда выбрали путь материального благополучия, не считаясь с чувствами близких людей, живя в атмосфере вражды и жестокости.

Семейные ценности – главные в жизни деда и бабушки. Каждый их них по-своему, но стремится создать это домашний очаг, объединить вокруг себя детей. Однако слишком жесткими выросли их сыновья.

Трудную жизнь проживают многие из героев, особенно сложна она у сироты Цыганка, «нахлебника» Хорошее Дело, у Григория, потерявшего здоровье на вечной работе. Да и самим Кашириным нелегко живётся. Целыми днями в труде и работе дед и бабушка.

Да и сама атмосфера в доме — тяжёлая, когда люди не могут сочувствовать и понимать других. Даже дети испытывают радость от боли другого человека.

Алёша получил хорошие уроки в доме Кашириных — и уроки доброты и нежности, и уроки вражды и ненависти. И выбрал свой путь — он решил посвятить себя «значительному делу». Так что не всегда среда влияет на человека. И сам человек может и должен противостоять мерзостям жизни и идти по дороге нравственности и доброты.

Тема: «Нравственные качества»

Каким должен быть человек? Что должно составлять основу его характера, определять его поступки? Ответы и на эти вопросы можно найти в повести.

Автор показывает, что желание наживы, материальных ценностей буквально лишило дядьев Алёши-Якова и Михаила — человеческого облика. Они вечно ссорятся, ругаются, не понимая, какой ужасный пример подают своим детям. У них нет уважения и к родителям. Одна цель у каждого — получить наследство. Дом «был наполнен горячим туманом вражды всех со всеми».

Дети в семье росли тоже жестокими. Как больно было видеть Алёше, когда его братья смеялись над слепым Григорием, делая ему больно. Алёша не понимал таких шуток.

Как важно, когда есть люди, готовые выслушать , понять другого. Именно таким был для героя Хорошее Дело. Многое рассказывал ему мальчик, а тот давал дельные советы, которые запоминались на всю жизнь. Этот старый человек во многом научил Алёшу жизни, пониманию других.

Удивительно чистой душой была бабушка, Акулина Ивановна. Мягкая, добра, уступчивая, она любит людей, готова прийти на помощь. Она, словно ангел, наполняет дом светом, радостью. Даже все трудности жизни она переносит стойко, думая, что это испытания, которые дала ей в судьба. А сколько силы, отваги, внутренней собранности в бабушке! Именно она руководила во время пожара, помогая спаси людей и имущество (дедушка растерялся в эту минуту). Именно бабушка примеряла всех в доме. На ней, в сущности, дом и держался. Не случайно первое название повести было «Бабушка».

С детства Алёша проявляет силу своего характера. Он всячески борется с унижением, не хочет подчиняться жестким сложившимся традициям в семье. Так, во время порки он не лежит безропотно, как его братья, а кусается, брыкается, всячески показывая своё несогласие.

Алёша тянется к добрым людям и не понимает жесткости и равнодушия. Благодаря настоящим людям мальчик вырос порядочным человеком, чётко идущим к цели, понимающим других людей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Ссылка на основную публикацию
×
×