Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).: сочинение

Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Рубеж XIX—XX вв. — время перелома, распада устоявшейся системы, в том числе и литературной. Это время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца людей мыслящих – вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том числе и у Максима Горького.
Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям. Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. Уже в одном из первых своих рассказов Горький высказывает собственную точку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: “Свобода для человека — главнее всего на свете”.
Герои произведений Горького – разные люди, страстные и противоречивые, как и он сам. Но всех их объединяет общая черта – любовь и стремление к свободе. Каждый герой по-своему распоряжается со своей свободой, по-своему воспринимает ее, и по-своему же за нее расплачивается. Одни становятся жертвой собственного свободолюбия и предпочитают смерть сковывающим их чувствам, другие остаются в полном одиночестве, скитаясь по свету. На мой взгляд, это и есть проблема абсолютной свободы, к которой стремятся герои Горького – расплата за нее.
Приведу в пример произведение, наиболее близкое мне – Челкаш. Челкаш – босяк, типичный для Горького персонаж его реалистичных произведений. “Старый травленый волк, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. “Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал”. Желая точнее передать сущность своих героев, Горький нередко сравнивал их с хищными, свободными птицами – Орел, Сокол, Ястреб – эти сравнения ассоциативно напоминают бескрайнее небо, волю и отрешенность от суеты жизни на земле. Пейзаж – море, просторное и сильное, бескрайние степи и высокое небо – так же указывает на любовь к свободе героев Горького. Челкаш представлен читателю в портовом городке, на берегу моря. Он горд, кажется, что он полностью доволен своим существованием. Независимый ни от кого и ни от чего, без дома, без семьи, для него не существует законов и обязательств. Люди боятся и уважают его. Заработанные деньги он пропивает, и кажется, все бы хорошо..но для чего ему свобода? Для чего он живет? Этот стойкий человек, имеющий свое представление о жизни и о правде, смелый и даже справедливый, Челкаш сам понимает, что в этой жизни он совершенно лишний. Слова Гаврилы, «Пропащий ведь ты. Нет тебе пути. » задевают Челкаша: как может этот теленок так говорить ему, видавшему виды «степному волку»? И не только самолюбие задело Челкаша, но еще и понимание того, что Гаврила, в ,общем-то, прав. Что делать с этой абсолютной свободой, со своей полужизнью – полусуществованием? Челкаш лишен понимания смысла собственной свободы и жизни.
Я считаю, что проблема свободной личности Челкаша – в бесполезности того, к чему он стремился. Это и есть его расплата за свободу. Так же как одиночество и скитания Ларры, смерть Коновалова и рабство свободолюбия Лойко и Радды.

10918 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Челкаш / Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).

Смотрите также по произведению “Челкаш”:

Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа)

Рубеж XIX-XX вв. – время перелома, распада устоявшейся системы, в том числе и литературной. Это время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца людей мыслящих – вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том числе и у Максима Горького. Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям.

Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. Уже в одном из первых своих рассказов Горький высказывает собственную точку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: “Свобода для человека – главнее всего на свете”. Герои произведений Горького – разные люди, страстные и противоречивые, как и он сам. Но всех их объединяет общая черта – любовь и стремление к свободе.

Каждый герой по-своему распоряжается со своей свободой, по-своему воспринимает ее, и по-своему же за нее расплачивается. Одни становятся жертвой собственного свободолюбия и предпочитают смерть сковывающим их чувствам, другие остаются в полном одиночестве, скитаясь по свету. На мой взгляд, это и есть проблема абсолютной свободы, к которой стремятся герои Горького – расплата за нее. Приведу в пример произведение, наиболее близкое мне – Челкаш. Челкаш – босяк, типичный для Горького персонаж его реалистичных произведений. “Старый травленый волк, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. “Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал”.

Желая точнее передать сущность своих героев, Горький нередко сравнивал их с хищными, свободными птицами – Орел, Сокол, Ястреб – эти сравнения ассоциативно напоминают бескрайнее небо, волю и отрешенность от суеты жизни на земле. Пейзаж – море, просторное и сильное, бескрайние степи и высокое небо – так же указывает на любовь к свободе героев Горького. Челкаш представлен читателю в портовом городке, на берегу моря.

Он горд, кажется, что он полностью доволен своим существованием. Независимый ни от кого и ни от чего, без дома, без семьи, для него не существует законов и обязательств. Люди боятся и уважают его.

Заработанные деньги он пропивает, и кажется, все бы хорошо..но для чего ему свобода? Для чего он живет? Этот стойкий человек, имеющий свое представление о жизни и о правде, смелый и даже справедливый, Челкаш сам понимает, что в этой жизни он совершенно лишний. Слова Гаврилы, “Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…” задевают Челкаша: как может этот теленок так говорить ему, видавшему виды “степному волку”?

И не только самолюбие задело Челкаша, но еще и понимание того, что Гаврила, в, общем-то, прав. Что делать с этой абсолютной свободой, со своей полужизнью – полусуществованием? Челкаш лишен понимания смысла собственной свободы и жизни. Я считаю, что проблема свободной личности Челкаша – в бесполезности того, к чему он стремился.

Это и есть его расплата за свободу. Так же как одиночество и скитания Ларры, смерть Коновалова и рабство свободолюбия Лойко и Радды.

Твір на тему: Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа)

Related posts:

Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов (“Челкаш”) Жизнь сера, а русская в особенности, но зоркий глаз М. Горького скрашивал тусклость обыденщины. Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь.

Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Для русских писателей второй половины XIX – начала XX века характерной особенностью являлось то, что в своих произведениях они рассматривали внутренний, душевный мир человека, его нравственные искания. Горький в чем-то.

Литература рубежа XVII-XVIII веков Рубеж веков ознаменован переходом от зрелых форм барокко и классицизма к литературе рококо и Просвещения. Просвещение в литературе было подготовлено писателями конца XVII – начала XVIII века. Наиболее значительным предвестником.

Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова Тему человека и тоталитарного государства, подавляющего в нем личность, можно назвать центральной в творчестве Андрея Платонова. Писатель выступал против объединения отдельных людей, индивидуальностей в безликие “массы”, покорные режиму. Этот протест.

Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького Рубеж XIX-XX вв. – это время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца.

Роль автора и рассказчиков в произведениях М. Горького (по рассказам М. Горького “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”) Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее Человека. Он – все! Он создал даже Бога. М. Горький Читая рассказы и пьесы замечательного писателя-мыслителя М. Горького, понимаешь, насколько сильно этот человек.

Сравнение Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького “Челкаш” ) В рассказе “Челкаш” М. Горький описывает “маленькую драму, разыгравшуюся между двумя людьми”. Оба героя – Челкаш и Гаврила – выходцы из деревни. Челкаш греет сердце вспоминаниями о деревенском детстве и.

Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем русле европейской литературы. Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени.

Природа и человек в ранних романтических произведениях М. Горького В ранних романтических произведениях М. Горького действовали социально-конкретные лица – главным образом босяки, а также близкие к ним по своему общественному положению люди. Критическая направленность рассказов о горькой и тяжелой.

Что я принимаю и с чем я спорю в произведениях М. Горького Недавно состоявшаяся экскурсия в музей-квартиру М. Горького оставила противоречивые впечатления: роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера, купца-мецената Рябушинского) – для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости.

Сочинение. Какие чувства вызывают поступки героев рассказа челкаш горького Гришка Челкаш, “старый травленый волк, заядлый пьяница. Он был бос, в старых вытертых плисовых штанах, без шапки, в фязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшем его сухие угловатые кости, обтянутые.

Проблема любви и свободы в рассказе М. Горького “Макар Чудра” Рассказ “Макар Чудра” – романтическое произведение, созданное в 1892 году. И, как почти все ранние произведения Горького, оно проникнуто духом романтизма. Поэтому и герои тут не обычные люди, а цыгане.

“Каждый сам себе судьба!” (Тема нравственного выбора человека в произведениях М. Горького.) В понимании М. Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле может дать человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В.

Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, “наполеонизма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория.

Диалог времен и культур в лирике О. Э. Мандельштама (на примере 2 – 3 стихотворений по выбору экзаменуемого). Роль изобразительных средств в стихотворении “За гремучую доблесть грядущих веков…” В своем творчестве поэт опирается на богатые традиции мировой культуры, включая в свои произведения идеи и образы художников разных эпох и разных народов, события многовековой давности и нетленного искусства. Это.

Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова на примере одного произведения (“Мцыри”) Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри.

Читайте также:  Что лучше истина или состраданье (Пьеса М. Горького «На дне»): сочинение

Анализ рассказа М. Горького “Макар Чудра” “Макар Чудра” – первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру.

Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (на примере творчества И. Бродского) В свое время Петр Вайль высказал интересную мысль по поводу творчества Иосифа Бродского: “При всей заданной жанром фрагментарностью самое ценное в книге – то общее ощущение, которое возникает при чтении.

Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов (“Гранатовый браслет”) Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России.

Лиризм прозы И. А. Бунина на примере одного из рассказов (“Сны Чанга”) И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. Бунин – фаталист, его произведениям свойственен пафос трагичности и скептицизма. Его творчество перекликается’ с концепцией модернистов о трагичности человеческой страсти, и.

Художественные особенности рассказа М. Горького “Макар Чудра” “Макар Чудра” относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого “романтического”. Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый.

Редьярд Киплинг “Если…” Восславление сильной личности, способной в любых испытаниях сохранить собственное “я”, сберечь вечные ценности, не утратить способности делать добро УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС II семестр МИСТЕЦТВО БУТИ ЛЮДИНОЮ УРОК 68 Тема. Редьярд Киплинг “Если…” Восславление сильной личности, способной в любых испытаниях сохранить собственное “я”, сберечь вечные ценности.

Слово в ранних произведениях М. Горького Любовь Горького к слову хорошо известна. Он призывал молодых литераторов “слышать и видеть язык”, глубоко продумывать свои произ ведения, с тем чтобы избегать “хлама торопливых и непродуманных слов”. Конечно, говоря.

Анализ рассказа М. Горького “Макар Чудра”, план В этом произведении, относящемся к ранним романтическим рассказам Горького, автор изложил легенду, которую услышал во время своего путешествия по средней и южной России. Эта легенда рассказывает о прекрасных людях, которые.

Анализ рассказа Горького Бывшие люди Произведение “Бывшие люди” появилось в свет в 1897 году. Основой для написания данного очерка была жизненная ситуация, которая заставила молодого Горького жить в ночлежке. Автор передает читателю жизнь людей “бывших.

Проблема личности человека в творчестве А. П. Чехова В русской литературе существовало немало писателей, которые исследовали в своих произведениях проблему формирования личности человека. Она всегда представляла особый интерес для русских писателей. Одним из таких писателей, посвятивших проблеме личности.

Тема патриотизма в произведениях русских писателей XIX и XX веков (“Россия, Русь! Храни себя, храни…”) Патриотизм – это чувство любви и преданности своему народу и своей Родине. Если говорить о патриотизме в русской литературе, то его истоки восходят еще к временам Киевской Руси. Чувством великой.

Сочинение на тему творчество в искуссте на примере известной личности Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Д. Дидро Искусство… Оно сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая.

“Золотая пора детства” в произведениях Толстого, Бунина и Горького Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и.

Темы сочинений по пьесе М. Горького “На дне” 1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”. 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”. 3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького “На.

Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа)

Романтизм в творчестве М. Горького на примере повести «Старуха Изергиль» (Школьные сочинения)

Максим Горький чаще всего воспринимается как писатель-реалист, изобличающий в своих произведениях «свинцовые мерзости жизни». Однако его повесть «Старуха Изергиль», написанная в 1894 году, является ярким образцом романтической прозы.

Но прежде чем обратиться непосредственно к самому произведению, а точнее, к его анализу, следует вспомнить основные признаки романтизма, а именно: одиночество главного героя, непонимание его поступков обществом; фольклорные мотивы, мистика, двоемирие, т.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

е. способность героя находиться в двух мирах: реальном и ирреальном; проведение параллели между душевным состоянием героя и природой.

Чтобы подтвердить наше утверждение о том, что «Старуха Изергиль» создана Горьким в духе романтизма, обратимся к самому произведению.

Повесть состоит из трех частей и в композиционном плане являет собой «рассказ в рассказе». Первая и последняя части – «Предание о Ларре» и «Предание о Данко» – являются пересказанными Горьким бессарабскими легендами. Ларра и Данко антиподы друг друга, но есть у них и сходство: оба героя одинокие, гордые, не способные найти общий язык с обычными людьми. Они бросают вызов обществу, отвергают его законы, добровольно ставя себя в положение изгоев. Это страстные, мятежные натуры, стремящиеся к большему, чем остальные люди. Всё это указывает на то, что перед нами два типичным романтических героя. Да и сами легенды изложены в лучших традициях романтизма, со свойственными этому литературному направлению фольклорные и мотивами и мистицизмом. Например, первым мистическим элементов в повести стало упоминание старой Изергиль тени как живого существа, как Ларры. Для неё это действительно Ларра, бессмертный гордец, сын Орла и смертной женщины, в наказание обречённый вечно скитаться по степи. Сознание рассказчицы мифологично, Изергиль не в силах дать рациональное объяснение тому или иному явление, впрочем, ей это и не нужно. Поэтому высушенный солнцем и развеянный ветром Ларра для неё также реален как и сидящий напротив слушатель. Голубые огоньки, летающие над тёмной степью, она считает искра и от горящего сердца Данко. Вторым мистическим элементом, являющийся к тому же сюжетообразующим, является эпизод дарования Данко людям своего горящего сердца. Здесь можно провести параллели с Прометеем из древнегреческой мифологии, но если в награду Прометей получил людскую благодарность, то с Данко произошло в точности наоборот – людям не нужно было его горящее сердце, не нужна была лучшая жизнь; стремление к идеалу было чуждым для них, поэтому подвиг Данко оказался бессмысленным, и лишь тусклые голубые искры да старинные предания напоминают о храбреце, принесшему себя в жертву толпе.

Вторая, самая крупная часть повести, представляет собой рассказ Изергиль о своей жизни. Здесь нет мистики, нет отсылок к фольклору, – только изложение фактов своей биографии. Но если мы внимательно прочем историю жизни этой женщины, то увидим, какой страстной, мятежной натурой она была в молодости. Ради любви она отваживается на побег из дома. Любовь толкает её на месть за убитого возлюбленного. Ради спасения дорогого её сердцу человека она идёт даже на убийство, и в её рассказе об этом не слышится раскаяния. Изергиль идеалистка, для неё любовь является мерой всех вещей. При этом её нельзя назвать бессребреницей, напротив, деньги она любит, но это для неё не цель жизни, а лишь способ выжить. Эпизод с изгнанием богатого пана, осыпавшего её золотом – лучшее тому подтверждение. Во много молодая Изергиль схожа с героиней другого романтического произведения, а именно с Земфирой из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы». Она до конца жизни остаётся верна своим идеала.

Таким образом, проанализировав каждую из трех частей повести «Старуха Изергиль», можно с уверенностью сказать, что перед нами произведение, созданное в соответствие с канонам романтизма.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id45296

Герои ранних рассказов М. Горького (На примере одного из рассказов)

М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности.

Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных

В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений

Вместо формулы “среда заела”, которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших 90-м годам XIX столетия лет, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.
Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей.

В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли. В рассказе “Старуха Изергиль” повествование также строится по романтическим канонам.

Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: геройповествователь – носитель общественного сознания. Ему говорится: “… стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны”. Ему противостоит мир романтических героев – красивых, смелых, сильных людей: “Они шли, пели и смеялись”.

В рассказе ставится проблема этической направленности романтической личности. Романтический герой и другие люди – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.

Это, очевидно, проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко. Рассказ о нем построен как аллегория пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету.

В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками (“Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери.

Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства”). Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца.

Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой”.
Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее был широко привлекаем официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием “Данко” и с изображением на обертке горящих сердец). Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе “Старуха Изергиль” явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства.

Читайте также:  Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1: сочинение

Еще явственнее он в особом жанре – песнях (“Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”). Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы и не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием “Бывший Главсокол, ныне Центроуж”). Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в “Песне о Соколе”, мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием.

Эта проблема во многом развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.
Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги – в те годы их принято было называть босяками. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение “певец босячества”. В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века.
Новизна была в авторской позиции. Если люди вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки
– это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе “Коновалов”. Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героев была профессия, он “прекрасный пекарь, умелец”, им дорожит хозяин пекарни.

Коновалов представляет собой одаренную натуру, одарен живым умом. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного, безгеройного существования: “Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!”. Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура.

Он говорит о себе: “Не нашел я себе места!”. Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов трагически погибая.

Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа “Супруги Орловы”. Григорий Орлов – один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни.

Временами ему кажется, что он его нашел – например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко.

Недаром он говорит о себе: “А горит сердце большим огнем “. М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни.

Сегодня проблемы, поставленные писателем М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.

Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).: сочинение

2.1. Черты романтизма и реализма в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».

2.2. Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.

2.3. Как в рассказах А. П. Чехова изобличается добровольное рабство? (По 1−2 рассказам писателя по выбору учащегося.)

2.4. Как в русской литературе второй половины XX века отображен драматизм взаимоотношений человека и природы? (На примере творчества одного писателя по выбору учащегося.)

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Комментарии к сочинениям

2.1. Черты романтизма и реализма в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».

В поэме «Цыганы», написанной Пушкиным в 1824 году отражается сильнейший кризис романтического мировоззрения, который переживал поэт в это время (1823 — 1824 годы). Он разочаровался во всех своих романтических идеалах: свободы, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви.

Содержание поэмы «Цыганы» — критическое разоблачение романтического героя и романтического идеала свободы. В «Цыганах» гораздо определеннее и резче противостоят друг другу патриархальный «естественный» уклад и мир цивилизации. Они предстают как воплощение свободы и рабства, ярких, искренних чувств и «мертвых нег», неприхотливой бедности и праздной роскоши. В цыганском таборе

Все скудно, дико, все нестройно;

Но все так живо-непокойно,

Так чуждо мертвых наших нег,

Так чуждо этой жизни праздной,

Как песнь рабов однообразной.

«Естественная» среда в «Цыганах» изображена — впервые в южных поэмах — как стихия свободы. Но сама свобода осознается теперь как мучительная проблема, как сложная нравственно-психологическая категория. В «Цыганах» Пушкин выразил новое представление о характере героя-индивидуалиста, о свободе личности вообще.

Алеко, придя к «сынам природы», получает полнейшую внешнюю свободу: «он волен так же, как они». Поэт снимает как будто бы все преграды на пути героя в новый для него мир.Тем не менее Алеко не дано насладиться счастьем и узнать вкус подлинной свободы. В нем по-прежнему живут характерные черты романтического индивидуалиста: гордыня, своеволие, чувство превосходства над другими людьми. Даже мирная жизнь в цыганском таборе не может заставить его забыть о пережитых бурях, о славе и роскоши, о соблазнах европейской цивилизации.

Неизбежность трагической развязки коренится, таким образом, в самой натуре героя, отравленного европейской цивилизацией, всем ее духом. Алеко не может «не привыкать», не может жить без Земфиры и ее любви. Ему кажется естественным даже и от нее требовать постоянства и верности, считать, что она всецело принадлежит ему:

Не изменись, мой нежный друг!

А я. одно мое желанье

С тобой делить любовь, досуг,

И добровольное изгнанье.

Свобода сама по себе еще не гарантирует счастья. Бегство от цивилизации бессмысленно и бесперспективно. Таким образом, в поэме соединились воедино во всей их противоположности черты романтизма и реализма.

2.2. Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.

Лирический герой Лермонтова — гордая, одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Одиночество — центральная тема многих его стихов. Среди них стихотворение «И скучно и грустно…» Его лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в отчизне. Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя, и таким образом найти смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они не представляют никакой ценности. Герою не важны приземленные вещи, ему необходимо высокое оправдание жизни. Предшествующий опыт и размышления приводят к страшному выводу: жизнь, если отбросить проходящие эмоции и восторг, всего лишь «пустая и глупая шутка». Усталость, разочарование, одиночество захлестывают поэта. Его душа уже не рвется и не плачет, а с «холодным вниманьем» говорит о своем бесцельном существовании.

Мотив одиночества характерен и для любовной лирики Лермонтова, где основным становится мотив неверной любви, разлуки по вине любимой, но оказавшейся недостойной высоких и светлых чувств женщины. Разлад между действительностью и мечтой, характерный для романтического направления в лирике, оказывается убийственным для божественного чувства, разрушает его без остатка («Я не унижусь пред тобою…, «Валерик»)

2.3. Как в рассказах А. П. Чехова изобличается добровольное рабство? (По 1-2 рассказам писателя по выбору учащегося.)

Тема маленького человека, униженного своей социальной ролью, разменявшего собственную жизнь на страх перед сильными мира сего, излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы по-новому решается Чеховым.

Некто Червяков, мелкий чиновник, будучи в театре, нечаянно чихнул на лысину сидящего впереди генерала Бризжалова, тем самым «посягнув» на «святыню» чиновничьей иерархии… Бедолага страшно перепугался, попробовал оправдаться, не поверил тому, что генерал не придал этому событию никакого значения, стал надоедать, ввел генерала в гнев — и сразу же по приезду домой умер от ужаса…

Повышенное, болезненное внимание Червякова к мелочам повседневности проистекает из его духовной пустоты, его «малости» и никчемности.

В рассказе присутствует смешное, горькое и даже трагическое: смешное до нелепости поведение; горькое сознание ничтожной цены человеческой жизни; трагическое понимание того, что червяковы не пресмыкаться не могут, они всегда найдут своих бризжаловых.

Наивный по виду рассказ, по сути, не так уж прост: обнаруживается, что смерть всего лишь прием и условность, насмешка и казус, поэтому рассказ воспринимается как вполне юмористический. В столкновении смеха и смерти в рассказе торжествует смех — как средство обличения власти над людьми придуманных и наделенных особым смыслом мелочей. Чиновничьи отношения здесь — лишь частный случай условной, придуманной системы ценностей.

2.4. Как в русской литературе второй половины XX века отображен драматизм взаимоотношений человека и природы? (На примере творчества одного писателя по выбору учащегося.)

Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.

Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?

Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.

2.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. Тема: «Человек и общество» АРГУМЕНТЫ

Иллюстрация к роману Е.Замятина «Мы».

Основные направления раскрытия темы «Человек и общество»:

  • Противостояние человека и общества, нежелание подчиняться его законам.
  • Подчинение законам общества, слияние с ним, принятие его идеалов, нравственных принципов.
  • Роль личности в истории общества, его влияние на ход исторического развития
  • Человек в тоталитарном государстве
Читайте также:  О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества: сочинение

1.А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Человек и общество — это одна из центральных проблем в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума. Как должны строиться взаимоотношения людей в обществе,надо ли воспринимать общепринятые ценности, нравственные установки, даже если они резко противоречат вашим? Согласитесь, вопросы актуальны и сегодня, так как каждый человек ищет своё место в жизни, а значит, и своё положение в обществе.

Чацкий противостоит всему фамусовскому обществу. Он не приемлет его принципов, суть которых заключена в материальных ценностях, в достижении достойного положения, в выгодной женитьбе.

Служба для них не в служении Отечеству, а в достижении выгодного положение в свете, в продвижении по служебной лестнице. Поэтому серьёзно делами они не занимаются ( как говорит Фамусов, «…подписано, так с плеч долой!») . Даже любовь здесь – предмет купли-продажи ( «Кто беден, тот тебе не пара», – Фамусов дочери).Любое несогласие с общепринятыми принципами воспринимается как «сумасшествие». Мнение общества, что «станет говорить княгиня Марья Алексевна», для них дороже искренности, справедливости, честности. Урок отцов — пример для людей этого общества (Фамусов: «Учились бы, на старших глядя…»).

Да, сложно Чацкому, обидно, что дом, который он так любит, где прошло его детство, с которым связано так много воспоминаний, вдруг оказался чужим. Но герой не подстраивается под общество. Он смело отстаивает свои взгляды ( «Служить бы рад , прислуживаться тошно» и др.).Это не Молчалин с его подхалимством, лицемерием, двуличием, который хорошо усвоил , как надо жить в таком обществе. Чацкий привлекает читателей именно умением отстаивать свои идеалы, быть верным себе, не превращаясь в одного из…, оставаясь яркой личностью.

Как построить отношения с людьми, как определить своё место в жизни — это решает каждый. Но люди просто обязаны жить по законам морали, поддерживая всё нравственно верное, порядочное и выступая против лжи, зла, враждебности, как бы трудно это ни было. Только тогда возможно истинное счастье. Об этом задумываются читатели, знакомясь с пьесой А.С.Грибоедова.

2.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

«Лишние» — такое определение появилось в литературе первой трети 19 века при характеристике людей, не способных найти себя в обществе, применить свои способности, находящихся в постоянном конфликте с окружающими и поэтому , в принципе, несчастных. Один из них — герой романа М.Ю.Лермонтова Печорин. Слово «герой» в названии произведения применено с иронией, сожалением. Его можно взять в кавычки, потому что «геройства» как раз Печорин-то и не совершал. Вся его жизнь — жизнь для себя, игра судьбами людей, эгоизм, холодность и безразличие, неспособность ценить любовь, преданность. Такая жизненная позиция привела его к одиночеству в обществе. Он просто не может быть счастливым, думая, что счастье – это «насыщенная гордость». С одной стороны, герой жаждет деятельности, но в то же время растрачивает свои силы попусту, не принося пользы ни себе, ни людям. Всем, кто соприкасается с ним в жизни, Печорин приносит одни несчастья – Беле, контрабандистам, Вере, обижает Максима Максимовича. Он словно играет судьбами людей, стремясь подчинить себе: «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти»
Читателям жаль героя, жаль, что он так и не смог найти себя, определить, что же важно в его жизни («…зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения») . Его поиск пути не привёл ни к чему – слишком отгорожен он от людей, эгоистичен. Возможно, поэтому автор показал в конце романа трагический конец Печорина. О многом задумываешься, читая роман, в том числе и о том, что жить надо, осознавая, что вокруг живут такие же люди, с их судьбами, проблемами. Нужно стараться понимать их, жить в согласии с другими.

3.Л.Н.Толстой «Война и мир»

«Война и мiр»- именно так писалось название романа во времена его создания Л.Н.Толстым. «Мiр» имело значение «общество». Автор хотел не просто противопоставить мир войне, а показать, как общество ведёт себя в трудные годы испытаний, среди которых война — сложнейшее. Писатель показал представителей всех слоёв — от правителей, элиты до самых простых людей, на плечи которых легли все тяготы войны с Наполеоном. Что оказалось для них в данные моменты важным, главным, какое для себя место в обществе они избрали и почему? Над этим размышляет автор романа.

Л.Толстой показал и главнокомандующего армией М.И. Кутузова, верившего в свой народ, в рядового солдата. С уважением он описал истинных офицеров, патриотов страны, среди которых на Бородинском поле был и один из главных героев романа — Андрей Болконский, пришедший к осознанию истинного счастья, видя его в единении с народом. Лучшие представители высшего света приложили все силы, сделали всё от них возможное, чтобы победить врага. Вспомним сцену, когда Наташа Ростова руководила эвакуацией раненых, добившись, чтобы их подводы отдали им. Ненависть к врагу испытывал купец Ферапонтов, который сжёг свою лавку в Смоленске, лишь бы ничего не досталось врагу. А сколько ярких представителей народа показано в романе! Это и партизаны, и рядовые солдаты, совершавшие героические поступки буквально ежедневно(подвиг батареи Тушина). Это была настоящая «дубина народной войны».Общество было едино в стремлении победить врага, уничтожало «великую армию по частям», поэтому война 1812 года и закончилась величайшей победой России. Только единение человека и общества может привести к грандиозным результатам.

Любое стремление отгородиться от других, думая лишь о своих личных, эгоистических целях, никогда не приводило людей к счастью. Не с народом, а за границей, продолжая блистать в свете, пыталась пережить войну Элен Курагина. Но она так запуталась в своих интригах что , приняв неверную дозу лекарства, умирает осенью 1812 г. Никому не принесла она счастья, в том числе и себе. Жалким показан и Анатоль, её брат, который оказался в госпитале после ранения и был просто потерян от случившегося.

Таким образом, только в единении с обществом, с народом залог счастливой, достойной жизни. К такому выводу приходят читатели романа.

4.А.М.Горький «Старуха Изергиль

Два типа поведения, существования человека среди людей показал А.М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Две легенды , рассказанные главной героиней, — яркий пример того, как нужно и нельзя жить в обществе. Ларра- сын земной девушки и орла- противопоставил себя обществу, не подчиняясь его законам, моральным принципам. Его желание жить так , как хочется ему, не уважая старших, не считаясь с желаниями людей, его высокомерие – всё это привело к трагическому финалу. Общество просто отвернулось от него. Что может быть страшнее, чем стать изгоем, никому не нужным человеком, когда тебя просто не замечают, а тем более изгоняют. Ларра обречён на жизнь вечную. Но нужна ли ему эта вечность, если нет вокруг никого, кто был бы ему дорог. «Свобода от всего — это наказание».

Данко сделал всё, чтобы вывести людей из тёмного леса. Когда же он понял, что выхода уже нет, он вырвал из груди своё горящее сердце, освещая им путь людям. « Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их..». Жизнь для Данко — это стремление быть нужным людям. А оценило ли общество его героический поступок. Нет, все просто были рады освобождению, забыв о своём спасителе « Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего‑то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»
Да, общество не всегда оценивает поступки людей, достойных уважения. Но это не делает равнодушными тех, кто желает жить ради людей. Им не нужна награда. Их поступки — веление горящих, пылающих сердец.

Как надо жить, как найти своё место в обществе, как построить отношения с окружающими людьми? Об этом задумываются читатели данного рассказа.

5.Е.И.Замятин «Мы»

Человек в тоталитарном государстве. Эта тема стала появляться в литературе уже в 1920-1930- годы, когда стало ясно, что политика В.И.Ленина, И.В.Сталина вела к установлению далеко не демократического режима. Конечно, данные произведения не могли быть напечатаны в то время. Их читатели увидели лишь в 1980- е годы, в период перестройки и гласности. Настоящим открытием стали многие из подобных произведений. Одним из них был роман Е.Замятина « Мы», написанный в 1921 г. Антиутопия, изображённая писателем, показывала, к чему может привести тоталитаризм, молчание людей, слепое подчинение режиму. Роман — это словно предостережение, что всё, изображённое в нём, может произойти, если общество не станет противиться ужасной системе репрессий, преследований, когда буквально душится любое желание человека добиться правды. Бездействие общества в тоталитарном государстве может привести к тому, что каждый станет частью огромной государственной машины, превращаясь в « безликое МЫ», теряя индивидуальность и даже своё имя, получая лишь номер среди огромной толпы людей (Д-503, 90, I-330). «…естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты – грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…». Ценность конкретной личности в таком обществе теряется. Казалось бы, люди построили его, чтобы быть счастливыми. Но произошло ли это? Можно ли назвать счастьем жизнь по часам в этом Едином Государстве, ощущая себя просто винтиком в огромном механизме государственной машины(«Идеал там, где уже ничего не случается…») ? Нет, не все согласны с такой регламентированной жизнью, когда за них думают другие. Они хотят ощущать полную радость , счастье, любить, страдать- в общем, быть личностью, а не номером. За стенами государства – настоящая жизнь, которая так влечёт героиню- I-330.

Благодетель решает всё, именно по его законам живут номера. А если кто-то выступает против, то находятся способы заставить людей либо подчиниться, либо умереть. Другого выхода нет. Автор показал, что не смогла часть рабочих захватить космический корабль, привлекая к этому одного из строителей «Интеграла» Д-503 ( именно его пыталась с этой целью очаровать I-330). Слишком силён Благодетель и его система. Погибает в Газовом Колоколе I-330, стирается ненужная память у номера Д-503, который продолжает быть уверенным в справедливости государственного устройства («Я уверен, что мы победим, потому что разум должен победить!») Всё в государстве продолжает идти своим чередом. Как ужасно звучит формула счастья, изложенная Благодетелем: “Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный признак истины — ее жестокость”.Но именно в победу разума верит автор, когда общество очнётся, поймёт, что так жизнь нельзя, чтобы каждый сказал себе: «Я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей».Человек должен быть частью общества, продолжая оставаться индивидуальностью. «МЫ» , состоящее из множества «Я»,- вот одна из формул счастья, к осознанию которой приходят читатели романа.

ВЫВОД

Человек живёт среди людей. Именно в обществе он становится личностью, реализует свои способности, добивается целей, мечтает, страдает, любит. Быть нужным обществу, не отгораживаться от него ,не противопоставлять себя ему — вот благородная цель человека. Осознание своего единства с людьми, народом, страной делают жизнь наполненной смыслом. Этому учат нас классики литературы.

Следующие аргументы посвящены анализу произведений:

  • М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города»
  • А.Островский «Гроза»
  • М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • М.Шолохов «Тихий Дон»
  • А.Солженицын « В круге первом»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Ссылка на основную публикацию
×
×