Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”).: сочинение

Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).

Скачать сочинение

Конец XIX — начало XX века — это эпоха острых социальных противоречий. В этот период А. М. Горький пишет пьесы и рассказы, в которых он глубоко и ярко показывает всю сущность противоречий капиталистического общества. В одной их таких пьес — пьесе “На дне” — Горький показал трагедию человека, безвыходность его положения и неукротимое стремление к свободе. Эта пьеса отличается потрясающей силой реализма, яркостью изображения жизни ночлежников. В русской действительности того времени было множество людей, которые влачили жалкое существование на “дне” жизни. Они были лишены всего: крова, хлеба, любви, дружбы, являлись жертвами жестоких и уродливых порядков, при которых человек переставал быть человеком. Эти люди живут сегодняшним днем, не думая, что будет и что ждет их завтра. Они ищут счастье в забытьи и повседневной пьянке. Рядом с ними умирает человек, а они этого и не замечают. Смотришь на них — внешне это люди, такие, как все, а присмотришься к ним получше и поживешь с ними рядом, и ты постепенно станешь таким, как и они.
Да, это ужасно, жутко. Но во всем виновато капиталистическое общество, которое вынуждает людей опускаться на самое “дно” жизни, лишая их чести и достоинства, заставляет мириться с таким чудовищным положением. И никто и ничто не может их возвратить к прежнему образу жизни. И неужели только приятными воспоминаниями они смогут помянуть прожитую ими жизнь?
Жизнь в прошлом у каждого из героев была разной, и каждый из них пришел на “дно” своим путем. Но все они были выброшены из жизни в силу условий, созданных в обществе. Если человек выбивался из колеи, ему грозило “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.
Каждому из ночлежников есть что вспомнить в прожитой ими жизни. Так, Сатин был в прошлом телеграфистом, много читал. И Актер с Бароном часто вспоминали все хорошее из своей жизни. Прошлое осталось в памяти, как что-то светлое, приятное, а настоящее и помянуть нечем, разве могут ос таться в памяти постоянные пьянки, ругань и брань? Конечно, нет. Так и живут жители ночлежки, не задумываясь о том, что их ждет в будущем. Жизнь течет медленно и незаметно. Но вот в ночлежке появляется странствующий Лука. Бродяга Лука пришел к выводу, что человек достоин жалости и щедро одаривает ею ночлежников. Он выступает как утешитель и проповедует утешительную ложь, которая лишь на время может успокоить человека, приглушить тяжелую реальность. Больной Анне он обещает хорошую жизнь на том свете, Ваське Пеплу рассказывает о “золотой” Сибири, Актеру сообщает о лечебнице для алкоголиков.
Как появился, так незаметно и исчезает Лука. Но его появление не осталось бесследным для обитателей ночлежки. Одни погибли, другие впали еще в большее отчаяние, на смену им пришли новые обитатели ночлежки. Горький подчеркивает, что нельзя служить и быть полезным людям, обманывая их, уводя их от реальной жизни. И поэтому в противовес Луке писатель ставит философа Сатина. Сатин понимает, что Лука лжет не из корысти, а из жалости к людям. В монологе четвертого акта он провозглашает новое отношение к человеку. Он убежден, что человека нужно не жалеть, не унижать жалостью, а уважать. Монолог во славу человека, произнесенный в минуту душевного подъема, облегчает и разоблачает ложь, несправедливость существующего строя.- Сатин с теплотой отзывается о человеке, о труде, правде.
“На дне” — пьеса о силе человека, задавленной капиталистическим обществом. Пьеса разоблачает и обнажает подлинное лицо общества, принципы, правила, законы, царящие в стране, направленные против человека-труженика.

6264 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).

Смотрите также по произведению “На дне”:

Сочинение: Острая критика действительности и трагические судьбы людей дна по пьесе М. Горького На дне.

Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).

Автор: Горький М.

Пьеса “На дне” — гениальное философское произведение М. Горького. В ней представлены люди, брошенные на самое дно жизни. Они брошены туда обществом, в котором одни, имея все, властвуют, считают себя хозяевами жизни, а другие не имеют ничего и становятся узниками своей несчастливой судьбы.

Итак, Горький рисует нам грязную ночлежку, хозяином которой является лицемерный и жадный старик Костылев. В этой ночлежке живут люди самых разных слоев общества. Здесь мы видим бывшего артиста, слесаря Клеща, который все еще надеется выбраться из этой дыры, его умирающую жену Анну, Барона, в прошлом дворянина, а теперь такого же нищего, как и все обитатели этого подвала, бывшего телеграфиста Сатина, вора Пепла и еще нескольких таких же несчастных людей.

В особый сюжетный узел завязываются отношения между хозяином ночлежки, его женой, ее сестрой Наташей и Пеплом. Василиса нещадно избивает свою сестру за то, что та нравится ее любовнику Пеплу. В то же время с помощью этого человека она хочет избавиться от своего мужа. Заканчивается этот конфликт тем, что Пепел убивает старика Костыле-ва и исчезает в неизвестном направлении, избитая Наташа оказывается в больнице, а затем тоже исчезает, Василиса же попадает в тюрьму.

Отдельно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося на “.дно” слесаря Клеща и его несчастной жены. Раньше этот человек часто избивал ее. Он и теперь, когда она умирает, не проявляет к ней не только любви, но даже сочувствия.

Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведя и Квашни, из судеб Актера, Бубнова, Алешки и других.

Особую роль играет в пьесе “На дне” Лука. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты —

надейся!”, “Ты — верь!” Говорит он это не потому, что действительно ждет перемен в судьбах людей, а потому, что не ждет никаких перемен, не верит в способность людей изменить жизнь, даже в их способности вынести сознание всей страшной правды жизни. Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Лука уверен, что правдой никогда никакую душу не вылечишь, да и ничем не вылечишь, а можно лишь смягчить боль с помощью утешительной лжи. И хоть он при этом искренне жалеет людей и искренне хочет помочь им, его проповедь приносит вред. Эта проповедь, сталкиваясь со всем тем живым, что еще сохранилось в душах обитателей “дна”, либо терпит поражение, либо ускоряет гибель побежденных. Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: “Ты с радостью помирай, без тревоги. ” А в Анне, напротив, усиливается желание жить: “. еще немножко . пожить бы . немножко! Коли там муки не будет . здесь можно потерпеть . можно!” Этот странник рассказывает Наташе притчу о “праведной земле”, чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности иллюзий. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем собой: “Не стерпел обмана”. И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего утешениям Луки и не сумевшего потом вынести горького разочарования.

В последнем акте, когда Луки уже нет в ночлежке и когда все спорят о том, кто он такой и чего добивается, Сатин сперва защищает его: он отрицает, что Лука — сознательный обманщик, шарлатан. Но эта защита быстро превращается в нападение на ложную философию этого странствующего утешителя.

Сатин говорит: “Он врал . но — это из жалости к вам . Есть ложь утешительная, ложь примиряющая . Я — знаю ложь! Кто слаб душой и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна . одних она поддерживает, другие — прикрываются ею . А кто сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев . Правда — бог свободного человека!”

Ложь как “религию хозяев” воплощает в себе Костылев, живущий чужими соками. Лука воплощает в себе ложь как “религию рабов”, выражающую их слабость и подавленность, их неспособность бороться, их склонность к терпению, к примирению, к всепрощению.

Горький противопоставляет Луке Сатина, который, несмотря на все тяготы жизни, на ужасное положение, в котором он оказался, восклицает: “Человек — вот правда! Человек! Это великолепно! Это звучит . гордо!” Эти слова внушают несокрушимую веру в то, что человечество идет и придет через все преграды и ужасы не к гибели, а к возрождению.

Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»)

Пьеса «На дне» — это обвинительный акт всему буржуазному обществу, которое выбрасывает людей на «дно» жизни, унижая их и лишая чести и достоинства. Горький показывает, что люди «дна» — это прямое доказательство преступления, совершаемого над людьми. Пьеса была написана в 1902 году. В эти годы положение бедных людей в России было действительно ужасным, таким же, как и положение героев пьесы Горького.
Герои пьесы «На дне» — обитатели ночлежки, люди, оказавшиеся «на дне» жизни. У них ужасное настроение, а будущего

Похожие сочинения:

Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумывается над тем, какое значение имеет.

Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)В пьесе Горького «На дне» необыкновенно интересна система образов. Но, прежде чем непосредственно к ним обратиться, следует подробнее рассмотреть смысл.

Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне»На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты.

Критика существующей действительности в лирике В. МаяковскогоЭта тема нашла отражение в сатирических произведениях Маяковского. Большинство таких произведений было написано Маяковским в послереволюционный период. В 20-х годах.

Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне»Произведения художественной литературы, которые затрагивают вечные вопросы, обычно имеют большую популярность и долгую жизнь, так как именно вечное всегда находит.

Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году. Это был сложный период в истории России. Он заставил людей задуматься.

Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)Пьеса Горького «На дне», безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное «умирание» людей, попавших в тяжелейшие.

Немного о пьесе Горького «На дне»Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит.

Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького «На.

Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне»)Пьеса «На дне», написанная Горьким в 1902 году, принесла писателю мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые актуальные.

Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»Пьеса Горького «На дне» носит социально-философский характер. Все произведения Горького наделены сложной нравственной проблематикой. Но в пьесе «На дне» наиболее.

Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)«На дне» — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает.

Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! А. М. Горький Пьеса М. Горького «На дне» создана сто.

Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне»)Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе.

Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне»Пьеса Горького «На дне» носит социально-философский характер. Все произведения Горького наделены сложной нравственной проблематикой. Но в пьесе «На дне» наиболее.

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»Пьеса «На дне» написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех, была поставлена на сценах не только российских, но и.

Образ Луки (по пьесе Горького «На дне»)Драма М. Горького «На дне» создана в 1902 году, сразу после серии романтических произведений 90-х годов, полных бунта против покорности.

«Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».)Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не.

«Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне»Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать «цикл драм» из четырех пьес.

Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне»Пьеса Горького «На дне» ставит множество риторических вопросов. В ней раскрывается не только постепенное моральное «умирание» людей, попавших в тяжелейшие.

Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро.

Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»Пьеса «На дне», написанная Горьким в течение 1902 года, принесла ему мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые.

Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне»)Он врал… Но это только из жалости к вам. М. Горький. На дне. Пьеса М. Горького «На дне» создавалась в.

«Без имени — нет человека». (По пьесе М. Горького «На дне».)Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрытие этой.

Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»На чем стоит этот мир? Почему в самые горькие, казалось бы, беспросветные моменты нашей жизни вдруг появляется человек, который воскрешает.

Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»Пьеса Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла писателю известность. Она стала откликом писателя на.

Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького «На дне»В девяностые годы прошлого века в России разразился жестокий экономический кризис. Закрывались фабрики и заводы, тысячи рабочих и крестьян оказывались.

Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне»Произведение искусства, затрагивающее вечные вопросы, обычно имеет долгую жизнь. Почему? Потому что именно вечное всегда находит отклик в сердцах людей.

Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне»Пьеса Горького «На дне»(1902) — глубокое, социально-философское произведение. Сюжет драмы многослоен. В первую очередь здесь выявляется сюжет социально-психологический. В ночлежке.

Урок литературы на тему “М.Горький. Пьеса «На дне» как философская драма. Острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы «дна»”

Разделы: Литература

Цели урока:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М. Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы “На дне”.
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моментыв развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.
  • работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям пьесы, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
  • развивать навыки исследования художественного текста.
  • на примере героев воспитывать лучшие человеческие качества: сострадание, милосердие, гуманизм.
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

I. Орг. момент, объяснение целей и задач урока.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. Горького. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе пьесы А. Горького “На дне”.

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно. Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, “заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою”.

II. Литературный настрой, поэтическая пятиминутка.

III. Переход к теме урока.

1. Рассказ учителя об истории написания пьесы “На дне”.

В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы “Чайка” и “Дядя Ваня”, они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только “пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу”.

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу “Мещане”. Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все “опасные” места, вычеркнула и слова Нила: “Хозяин тот, кто трудится!”, “прав – не дают, права – берут”, все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. “Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению”, – писал позднее Станиславский.

Почти одновременно с пьесой “Мещане” Горький работал над второй пьесой, “На дне”. В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир – мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни.

В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: “Читал я “На дне” в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: “Мы хуже!”. Целовали меня, обнимали. “. 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, – такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.

Огромная толпа, не попавшая на спектакль, долго стояла у театра. Полиция убеждала публику разойтись, но никто не уходил – ждали Горького, чтобы только посмотреть на него.

А работа над пьесой была сложной и напряженной. “Без солнца” – “Ночлежка” – “В ночлежном доме” – “На дне” – так изменялось ее название. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников. “Был я в Арзамасе у Горького, – писал Л. Андреев, – и слышал новую его драму “В ночлежном доме” или “На дне” (он еще не остановился на том или другом заглавии). Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц – и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости”.

2. Работа аналитического характера по пьесе М. Горького “На дне”.

а) Беседа по вопросам:

– Как вы думаете, почему автор остановил свой выбор на названии “На дне”? – Что хотел этим автор показать читателю?

– Название “На дне” рождает чувство перспективы, так и хочется далее поставить многоточие. Что происходит “на дне”? “На дне” чего, только ли жизни? Может быть, и души? (Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. “На дне” как философская драма, раздумье о назначении и возможностях человека и о сути человеческого отношения к человеку. “Дно жизни” – трагический образ пьесы; обнаженная правда бытовых реалий и резкая контрастность красок: антитеза ночлежки – пещеры и за ее стенами пробуждающейся природы – смерти и жизни.)

б) Работа над образами и особенностями композиции пьесы.

Композиция пьесы предусматривает следующие части:

  1. Экспозиция – вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где?, когда?, что происходит? – и даёт первоначальное представление о действующих героях.
  2. Завязка – событие, с которого начинается действие.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация – наивысшая точка в развитии действия.
  5. Спад действия.
  6. Развязка – событие, которым заканчивается действие.

Композицию пьесы можно представить в виде следующей графической схемы:

(Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения. По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, углубляются знания о композиции и сюжете.)

– Пьеса начинается с авторской ремарки. Как вы думаете, почему она столь пространна? – С кем и как мы знакомимся в экспозиции? (17 героев в пьесе, и с 10-ю из них мы знакомимся в экспозиции) – Что вы можете сказать о героях? – Какие темы отчетливо звучат в спорах и размышлениях героев? Каковы их взгляды на жизнь? – Завязка пьесы – появление Луки. Какие события “завязываются” в этот момент? Какие струны души затрагивает странник своими неожиданно человечно звучащими в ночлежке словами? – Охарактеризуйте Луку по его репликам.

– II-е действие начинается с песни “Солнце всходит и заходит”, стихи Беранже создают своеобразный музыкальный фон событий. Но только ли? Какова роль песни во II действии?

– Как с развитием действия меняются герои? Какие выходы видят они из создавшейся ситуации? (Настя “отдушину” видит в чтении и вышивке, живет сказочными фантазиями о прошедшей, настоящей любви. “Лишняя я здесь,” – говоря эти слова, Настя как бы отгораживается от жителей ночлежки. Наташа тоже живет надеждами на лучшее, поэтому и защищает Настю: “Видно, вранье-то приятнее правды. Я – тоже. Выдумываю. Выдумываю и – жду. “. Клещ думает вырваться: “Я рабочий человек”, – заявляет он. Пепел мечтает вырваться: “Лучше надо жить! Надо так жить. чтобы самому себя можно мне было уважать. ” Поддержку он видит в Наташе: “Ты пойми. Назови ты. А ты – молодая елочка – и колешься, а сдержишь. ” Актер мечтает вылечиться: “Я сегодня – работал, мел улицу. а водки не пил!”)

– Во II действии Актер читает стихи:
“Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.”

Как вы понимаете эти строки?

– IV действие начинается с того, что герои вспоминают о Луке. Как вы теперь охарактеризуете Луку?

3. Итогом анализа можно считать ответы на вопросы:

Отношение героев и автора к существующим порядкам.

  • Место и роль человека в жизни.
  • Нужна ли человеку правда?
  • Возможно ли изменить жизнь?

В судьбе героев пьесы “На дне” Горький увидел “вещественное преступление”, которое совершается обществом. Горький сумел показать в драме новых героев, которых еще не видела сцена – он вывел на нее босяков. Горький сумел прямо и недвусмысленно указать на “виновников преступления”. В этом ее социальный и политический смысл пьесы, причина, по которой ее назвали пьесой – буревестником.

IV. Итоги урока. Выводы. Домашнее задание.

Люди дна: Характеры и судьбы пьесы На дне Горького

Пьеса Максима Горького “На дне” по сей день вызывает множество дискуссий среди критиков. Даже уже само название пьесы вызывает вопросы у читателей. Что имел автор под “дном”? По замыслу Горького дно-состояние души. Кроме того, это люди, оказавшиеся на дне, то есть на дне социальной лестницы.

Понятно, что герои произведения пребывает в состоянии депрессии, они находятся вне социума. Но каждый из героев старается найти свой путь в жизни, старается взять себя в руки и воплотить свои мечты в реальность.

Первого героя зовут Васька Пепел, ему присуще некое бунтарство в характере, он талантливый вор. Герой Клещ весьма хладнокровно персонаж, ведь он даже не вздохнул, когда в боли и мучениях умирала его дорогая жена Анна. Клещ по профессии слесарь, причем неплохой. Далее следует упомянуть любопытного персонажа Сатина, у него интересный взгляд на жизнь, его ценности отличаются от ценностей обычных людей, но свой потенциал он решил заглушить алкоголем, он беспробудно выпивает. Настя-девушка двадцати пяти лет от роду, радостей в жизни у нее мало, пожалуй самой значимой радостью для нее является роман “Роковая любовь”.

Персонаж Актер так же не брезгует алкоголем. Днями напролёт он только и делает, что пьёт. Его мечтой было стать известным актёром, но личность он слабая, он не хочет решать проблемы, ему гораздо легче выпить. Герой даже гордится своим положением. Странник Лука пытался воодущевить героя, но это ему не помогло, он в итоге повесился, не найдя в себе силы поверить в свой успех.

Противоречивая личность Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, но в то же время торгует своим телом. У читателя возникает сомнение о возможности судить героиню, ведь Настя просто мечтает о пустом.

Странник Лука смог воодушевить каждого героя, ему удалось вселить немного надежды на лучшую жизнь в каждого персонажа. Герои всегда смотрели на Луку с неким удивлением, ведь он всех утешал, всех подбадривал, что необычно для обывателей ночлежки, ведь у них всегда царила злость и жестокость. Читатели не могут относиться к Луке только положительно либо только отрицательно, ведь например ничего плохого нет, в том, чтобы утешить умирающую Анну, но все-таки некоторым героям не помешало бы услышать правду горькую, нежели сладкую ложь.

2 вариант

Одним их жителей ночлежки является Бубнов, который раньше был хозяином одной мастерской. Его бросила супруга и сошлась с мастером. Сейчас герой опустился на самое дно. Ведет себя жестоко и эгоистично по отношению к другим постояльцам.

Настя занимается проституцией, считает, что больше ничего не умеет делать. Настя погружена в свой мир и мечтает о большой и чистой любви. Она очень добрая и верит в свои же сочиненные истории. О своем прошлом она также рассказывала, что ее любимому человеку не разрешили жениться его родители и поэтому Настя решила уйти из его жизни. Также рассказывала и другую версию. Она сожительствует с бароном, но между ними нет никаких связей. Насте приходится терпеть его насмешки все время. Девушка мечтательная, сентиментальная и наивная.

Был дворянином. В своей прошлой жизни он наделал много глупых вещей, и именно поэтому он стал обладателем ночлега. Он растрачивал свои денежные средства, затем принялся за казенные, за это его посадили в тюрьму. Он образованный и весьма неплохой человек, хоть и со своими замашками барина. Не может смириться со своей прежней жизнью и поэтому подсел на стакан. Но и сам ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то изменить свою жизнь.

Мужчина, в прошлом работал в театре, играл в спектаклях. Живя в ночлежке тоже пьянствует, считает, что именно алкоголь и погубил его. Актер так пьет, что от этого ухудшилась его память, порой не может вспомнить даже как его зовут, хотя раньше знал все произведения наизусть. Хочет вернуть свою прежнюю жизнь.

Родилась в простой семье, которая была бедна. Сейчас она проживает вместе со своим мужем в ночлежке. Анна постепенно угасает, она больна. Ее муж постоянно над ней издевался и бил ее, поэтому она и заболела. Она прикована к кровати и ничего не ест. Муж и сейчас продолжает над ней издеваться. Сама анна добродушная и не злопамятная женщина. Проживя тридцать лет в муках и страданиях, умерла от болезни.

Является мужем Анны и работает слесарем. Клеш трудолюбив, работает он с самого детства. Он не любит людей таких людей, которые получают деньги обманным путем. Он долго не мог смириться со своей нынешней жизнью. Пытается вырваться из нее, но у него не получается. Ему пришлось продать свои инструменты, чтобы похоронить свою жену. Теперь у мужчины нет работы.

Он был хорошим человеком, трудолюбивым. Образованный и прямолинейный. Он сидел в тюрьме за убийство. Он заступился за свою сестру. В тюрьме научился играть в карты. Затем начал пить и так его жизнь пошла по наклонной вниз. Сатин не хочет изменить и благоустроить свою жизнь. Считает, что нужно просто жить и не стремиться ни к чему.

Характеры и судьбы

Персонажи пьесы Горького «На дне» падшие люди и изгои, они презирают и ненавидят хозяев жизни. Автор пьесы показал читателям, что кроме богатой сытой жизни, есть еще другая сторона-сторона бедности и страданий и полной нищеты. В этой пьесе люди «дна», которых опровергли когда-то. Живут они в страшном месте-в подвале с обрушенными стенами и потолком.

Почему же герой произведения оказались на дне??

Одним из героев является Актер. Дошел он до такой нищей жизни, так как начал злоупотреблять алкоголем. Васька по кличке Пепел сидел уже сидел немалый срок, отец его-вор и постоянно обитал в тюрьме, вот и сын пошел по его стопам. Бубнов потерял свою мастерскую, так как жена ему изменила, и затем скатился до такой ужасной жизни. Следующий персонаж Сатин, был раньше телеграфистом. Отсидел приличный срок, так как убил человека, который оскорбил его сестру.

И все находящиеся люди на этой ночлежке винят в своей жизни не себя, а обстоятельства жизни. Даже если бы их не настигли такие обстоятельства и трудности жизни, с которыми они якобы не смогли справиться, они бы все равно оказались в таком «дне». Ведь даже Бубнов говорил, что все равно пропил бы мастерскую. И потерю мастерской он аргументирует тем, что жена завела любовника, изменяла ему, а все это документально было оформлено на супругу.

А ведь Барон мог бы исправить все свои дела другим путем, не красть казенные деньги, а вложить свои деньги, которые у него имелись. А Сатин мог бы не убивать обидчика своей сестры, а проучить его как-то по-другому.

В всех этих людей нет будущего, но они бы могли не попасть в такую жизнь. Все обитатели жизни «на дне» теперь утешают себя мечтами и воспоминаниями о прошлой хорошей жизни. Они живут в иллюзиях. Например, Барон, Бубнов и Актер вспоминают свое безвозвратное прошлое. Проститутка по имени Настя мечтает о большой и светлой любви. Слесарь, по кличке Клещ, всегда говорит, что может выбраться отсюда, когда умрет жена, что он рабочий человек. Но после ее смерти вместе с другими обитателям запел «Я и так не убегу», в принципе, как и все остальные персонажи произведения. Актер верит, что к нему вернется сила, память и его талант. Анна мечтает о загробной жизни и о том, что наконец-то она будет в покое. Пепел мечтает уехать и вместе со своей любимой девушкой начать все с чистого листа. А странник Лука поддерживает все эти иллюзии, он что-то вроде проповедника и всех утешает.

И все эти нищие униженны люди ведут споры между собой. Они спорят о труде, счастье, таланте, законах. Где же пути спасения всех этих людей и смогут ли они отсюда выбраться? Люди смогут подняться на поверхность и выйти с этого дна, когда наконец-то начнут уважать себя и когда будут достойными называться людьми. Ведь звание человека нужно заслужить.

Также читают:

Картинка к сочинению Люди дна: Характеры и судьбы пьесы На дне

Популярные сегодня темы

На протяжении всего романа «Герой нашего времени» можно встретить удивительно точные и поэтичные пейзажные зарисовки. Образ природы в произведении помогает автору не только создать необходимую атмосферу, но и раскрыть характеры персонажей.

Евгений Александрович Есенин, является автором произведения Анна Снегина. Данное произведение представляет собой автобиографию, в которой описываются, самые искренние и чистые чувства любви

Минька и Леля, брат с сестрой, летом вместе с родителями жили на дачи, у хозяев которой был сын Степка. Однажды Минька не поверил Степке, что наша Земля круглая и имеет форму шара

Петербург во всех произведениях наших классиков издавна несет в себе историческое наследие и важнейший образ – личность, когда и кем он не был описан. Будь то Пушкин, Гоголь, Лермонтов или другие поэты и писатели нашей классики.

В образах простых представителей народа Островский пытается описать волю и свободу, которые являются движущими силами, позволяющими вырваться из под гнета власть имущих.

Критика о пьесе “На дне” Горького: анализ, отзывы современников

Название: Острая критика действительности и трагические судьбы людей дна по пьесе М. Горького На дне.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 03:00:25 24 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 60 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Пьеса “На дне”.
Актеры “Московского
художественного театра”, 1902 г.

В этой статье представлена критика о пьесе “На дне” Горького: анализ, отзывы современников.

Критика о пьесе “На дне”: анализ, отзывы современников

Д. В. Философов:

“. в “На дне”, автор сумел обогатить русскую речь, внести в нее некоторые новые обороты, эпитеты, образы.

. Успех у Горького был совершенно особенный. Такого раболепного преклонения, такой сумасшедшей моды, такой безмерной лести не видали ни Толстой, ни Чехов. Горький был герой дня, “любимец публики”, нечто вроде модного оперного певца, который в течение коротких лет кружит голову своим поклонникам и затем, потеряв голос, сходит со сцены, погружается в забвение. Увлечение Горьким психологически понятно, легко объяснимо. Слишком вовремя появился он, слишком глубокие струны задел он, чтобы не встретить отклика во всей новой России, которая только что начинала просыпаться. Широкой публике казалось, что дарование Горького неисчерпаемо, что развитию его нет пределов, и она подстегивала Горького, щекотала его самолюбие, сделала его своим кумиром. Она не давала ему возможности сосредоточиться, оглянуться, понять самого себя, меру своих сил, характер своего дарования. Драма “На дне” была высшая точка творчества Горького; после нее начинается падение. По всей Европе, можно сказать по всему земному шару, распространяются произведения Горького, даже самые неудачные, и весь мир видит, как писатель все ниже и ниже падает, как он лежит почти “на дне” невероятной банальности и претенциозной риторики. ”
(Д. В. Философов, “Конец Горького” (1907 г.))

Адрианов С. А:

“. Успех был огромный, особенно в Берлине. Дифирамбы немецкой прессы давно были уже перепечатаны нашими газетами и всем известны.

. Теперь пьеса появилась в печати и стала общим достоянием. Говорят, что на книжном рынке давно уже не бывало такой ходкой книжки. Все спешат запастись ею и убедиться, действительно ли удалось г. Горькому создать литературное произведение европейского значения.

. драма происходит на фоне пьяной, грязной и бессмысленной жизни подвала, воплощенной в целой галерее “бывших людей”. Разнообразные фигуры выписаны со свойственным г. Горькому знанием этой среды, реально и выпукло. Тут и бывшие мастеровые, и бывший аристократ, и бывший интеллигент, и бывший актер; рядом с ними булочник, крючники, публичная женщина, торговка и т. д. У всех этих лиц есть общая черта: жизнь и собственная натура так или иначе выбили их из колеи, заставили опуститься “на дно”, превратиться в подонки общества; в этой среде считаются ненужными и неуместными всякие навыки, выработанные культурою, всякая сдержка диких и грязных инстинктов.

. странник Лука, шестидесятилетний старик. Эта фигура едва ли не самая удачная и оригинальная в пьесе, и мы на ней остановимся подробнее. Биография Луки туманна; восстанавливать ее приходится по намекам, рассеянным в разных местах пьесы. В молодости он жил без удержу, поддаваясь порывам своего огневого темперамента, много увлекался женщинами.

. По-видимому, в связи с одним из таких увлечений, Лука “ошибся однажды”, т. е. спросил кого-то на тот свет и попал в Сибирь, на каторгу или на поселение, а затем сбежал и теперь бродит “без бумаг” с места на место по всей Руси, приглядываясь к людям, их характерам, поступкам и “верам”.

. Вооруженный этою мудростью, Лука спокойно, радостно и безбоязненно идет по юдоли бедствий и умеет вызвать надежду в отчаявшемся сердце, воскресить жажду нравственной жизни в человеке, который успел уже укрепиться в своем нравственном падении и огрубеть до презрительного отрицания всякого идеального стремления к лучшему.

Лучшие русские писатели давно уже пытались создать тип мудрого сердцеведца и руководителя совести человеческой, и каждый художник разрешал эту задачу по-своему. Толстой создал Акима во “Власти тьмы”, Достоевский – старца Зосиму в “Братьях Карамазовых”.

К той же задаче подошел и г. Горький и разрешил ее в фигуре Луки, не похожей ни на Акима, ни на старца Зосиму.

. Лука. прямо любуется нераскаянным убийцею Сатиным, потому только, что Сатин “легко жизнь переносит, т. е. преступление его не раздавило, хотя и заставило “свихнуться со стези своей”, опустило “на дно”.

. Создавая тип Луки, г. Горький сумел изобразить его в оригинальных очертаниях, не поддаваясь искушению подражательности, хотя нелегко сохранить оригинальность и содержательность, берясь за задачу, разработанную уже такими колоссами, как Толстой и Достоевский.

. Луке не надо никаких внешних авторитетов и поддержек. Он в себе самом находит довольно силы, чтобы разобраться в хаосе жизненных явлений, чтобы устоять перед тайною жизни, не поддаваясь искушению дряблого фатализма или же бесцельного вызова. Лука знает, конечно, по собственному опыту, что жизнь – дело нелегкое. “Всяк по-своему жизнь терпит”, – говорит он. Но, вместе с тем, тягота жизни не есть нечто, наложенное на человека злой внешней силой. Никакой силы, лежащей вне человека, Лука не знает. Все в человеке и все во власти человека. ”
(Адрианов С. А. “На дне” Максима Горького. СПб., 1903)

И. Ф. Анненский:

“. Шулер [прим. – Сатин], побитый за нечистую игру и одурманенный водкой, страстно, хотя и с надрывом, говорит об истинах, которые волнуют лучшие умы человечества. Старик [прим. – Лука], которого в жизни только мяли, выносит из своих тисков незлобивость и свежесть. Двадцатилетняя девушка [прим. – Настя], которая не видела в жизни ничего, кроме грязи и ужаса, сберегает сердце каким-то лилейно чистым и детски свободным. А Пепел, этот профессиональный вор, дитя острога и в то же время такой нервный, как женщина, стыдливый и даже мечтательный? Это внутреннее несоответствие людей их положению, эта жизнь, мыслимая поэтом как грязный налет на свободной человеческой душе, придает реализму Горького особо фантастический, а с другой стороны, удивительно русский колорит.

. Горький уже не Достоевский, для которого алмаз был бог, а человек мог быть случайным и скудельным сосудом божества; у Горького, по крайней мере для вида, – все для человека и все в человеке, там и царевнин алмаз. И если для Достоевского девизом было – смирись и дай говорить богу, то для Горького он звучит гордым: борись, и ты одолеешь мертвую стихию, если умеешь желать.

. “На дне” – настоящая драма, только не совсем обычная, и Горький более скромно, чем правильно, назвал пьесу свою сценами. Перед нами развертывается нечто цельное и строго объединенное мыслью и настроением поэта.

В ночлежку, где скучилась подневольно сплоченная и странная семь приходит человек из другого мира. Его совершенно особая обаятельность вносит в медленное умирание “бывших людей” будто бы и живительную струю, но оглядываться на себя обитателям подполья опасно.

В результате приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может. Поддонное царство нагло торжествует: взамен двух убитых людей оно берет себе двух новых: Татарина и Клеща, которые дотоле еще крепились, не порывая связи с прошлым. Драма Горького имеет чисто социальный характер, – романическая история Пепла с Наташей только эпизод, искусно включенный автором в общую цепь.

Если хотите, любовь Василия к Наташе почти ни при чем даже в убийстве Костылева. Причина этого события лежит в Луке, который взбаламутил болотную стоячую воду. Нервный Пепел – это только тот шальной камень, который метнуло вверх из нового водоворота, а Костылев – та жаба, которая думала до конца дней своих спокойно купаться в тинистых водах, внезапно забурливших и грозных, хотя бы на минуту и для одной только старой жабы.

. Драматургия пьесы “На дне” имеет несколько характерных черт. В пьесе три главных элемента: 1) сила судьбы, 2) душа бывшего человека и 3) человек иного порядка.

. Центр действия не остается все время один и тот же, как в старых драмах, а постоянно перемещается: точнее, внимание наше последовательно захватывается минутным героем: сначала это Анна и Клещ, потом Лука, Пепел, Василиса, Настя, Барон, Наташа, Сатин, Бубнов и наконец Актер. Личные драмы то тлеют, то вспыхивают из-под пепла, а по временам огни их очень затейливо сплетаются друг с другом.

Строго говоря, в драме Горького нет ни обычного начала, ни традиционной развязки. Пьеса похожа на степную реку, которая незаметно рождается где-то в болоте, чтобы замереть в песке. Но вчитайтесь внимательнее в начальную и последнюю сцену, и вы увидите, что “На дне” вовсе не какая-то серая полоса с блестками, которую бог знает зачем выкроили из действительности и расцветили, а что это настоящее художественное произведение.

. Конец в пьесе тоже удивительный. Если хотите, это примирение души бывшего человека с судьбой. Судьба берет, конечно, свое: мстя бывшему человеку за бунт, она приобщает к своим жертвам три новеньких: во-первых, Клеща, который с этого дня не будет уже говорить о честном труде и откажется от своей спеси, привыкая к чарочке и жуликам; во-вторых. Татарина, который сегодня должен получить из когтей этой судьбы пламенное крещение в алкоголе, чтобы мало-помалу забыть и Коран, и далекую татарку, “которая закон помнит”. Третья жертва – комическая, это развенчанный властитель – Медведев, который сменил сегодня свисток будочника на женину кофту, становясь таким образом тоже бывшим человеком. ”
(Фрагменты статьи “Драма на дне” И. Ф. Анненского (“Книга отражений”) 1906 г.)

А. С. Серафимович:

“. когда подымается занавес, когда перед этой спокойной опрятной публикой вдруг откроется дымный и низко придавленный позеленевшими осклизлыми сводами подвал, когда зритель глазами увидит отрепья, нищету, грязь и ужас жизни, когда ушами услышит трагедию, потрясающую своей простотой трагедию смерти Анны,- привычное сердце его колыхнется. Как бы ни было могуче слово, никогда оно не производит такого впечатления, как реальный факт, и никакие описания не дадут представления, такого яркого и выпуклого, как самый предмет. Театр же создает иллюзию факта, действительности.

И вот эта чистая, опрятная хорошая публика выходит из подъездов театра, унося в сердце сострадание и боль, и жало укора, укора людей, которые голодны, измучены, исстрадались, которые тонут, которые “на дне”. Но привычка – страшная вещь.

Статьи в “Литературной энциклопедии”:

“. Мелкобуржуазный. поток русской реалистической драмы возглавляется Горьким («На дне», «Дачники»). В его пьесах изображена мещанская среда конца века в двух ее вариациях — успокоившейся в своем благополучии и, наоборот, упадочной, скатывающейся на социальное дно. Первая вызывает к себе презрение художника, вторая — группа героев «дна» — глубокую скорбь об их падении. Горького неоднократно упрекали за бедность его пьес действием. Этот упрек неправилен: бедность событиями находит себе объяснение в тех социальных условиях, которые им изображались. Индивидуализм, нашедший себе яркое выражение в «На дне» — временное и переходное явление в творчестве Горького. От анархического индивидуализма первого периода своего творчества через критику мещанства опустившейся интеллигенции Горький приходит к подымающемуся и борющемуся за свои идеалы пролетариату.”
(“Литературная энциклопедия в 11 томах”, том 3, статья “Драма”, 1930 г.)

“. В драме «На дне» [1902], он реалистически показывал беспочвенность, социальную беспомощность людей «дна». Образы «босяков» в раннем творчестве Горького отнюдь не обозначали того, что Горький выступал идеологом люмпенский групп. Образы «босяков» ворвались свежей струей в атмосферу чеховского уныния, толстовского непротивления, либерально-народнических малых дел. В их лице утверждалась яркая, самобытная, цельная личность сильного, гордого, свободолюбивого человека, полного презрения к собственности, не укладывающегося в рамки капиталистического общества, отверженного им и противостоящего трусливому обывателю, благополучному домовитому собственнику-мещанину, расхлябанному, двойственному интеллигенту.”
(“Литературная энциклопедия в 11 томах”, том 10, статья “Русская литература”, 1937 г.)

Читайте также:  Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×