Мое отношение к героям пьесы М. Горького На дне: сочинение

Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Драматургия Горького очень сложна и интересна. Для того чтобы полностью раскрыть проблематику пьес, автору необходимо найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт. Писатель не имеет права открыто выражать свою позицию, для этого ему нужно очень умело использовать высказывания своих героев, чтобы через них ненавязчиво открывать свои мысли по тому или иному вопросу.

Пьеса Горького «На дне» необыкновенно интересна своими героями. К каждому формируется свое отношение. Но вначале обратимся к названию произведения. Что есть это «дно»? Герои горьковской пьесы называются людьми «дна» не только оттого, что их жильё – «подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Они закинуты на самое дно жизни, их души представляют собой самое глубокое и темное нравственное дно. Но обо всем по порядку.

Кто же предстает перед нами в произведении? Это Васька Пепел, вор и бунтарь. Клещ, по всей видимости, талантливый слесарь, но человек жесткий, даже жестокий, спокойно взирающий на то, как умирает в мучениях его жена Анна. Далее в списке действующих лиц следует Настя, девица двадцати четырех лет, единственной отдушиной жизни которой становится любовный роман «Роковая любовь». Квашня – торговка пельменями, женщина сочувствующая, также со своей душевной трагедией. Бубнов – картузник и пьяница. Сатин, личность достаточно интересная, со своей жизненной философией, откровенно пропивающий все свои способности и возможности. Актер, бывший служитель Мельпомены, теперь алкоголик. Барон, бывший когда-то хозяином и потерявший все. Алешка, молодой сапожник двадцати лет, человек без будущего, как и остальные. Татарин, верующий мусульманин и, возможно, поэтому еще хоть как-то спасающийся от полной душевной деградации. И, наконец, Лука, странник, странный человек, внезапно появившийся в жизни ночлежников и за недолгое время оставивший след в душах каждого обитателя подвала.

Каждый из этих образов по-своему интересен, жизнь каждого из них по-своему горька.

Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». Может, это действительно правда. На человека поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…»
Васька был любовником старшей сестры Наташи, Василисы. Это женщина властная, даже страшная, жестокая, любящая только деньги. Она и подбивала Пепла к воровству. Мало того, она начала подговаривать его на убийство своего мужа, хозяина ночлежки. В итоге она добивается своего: Васька в драке, не рассчитав своей силы, убивает Костылева. Дальнейшая его судьба – каторга или тюрьма. А ни то, ни другое, как известно, не делает человека лучше. Мне искренне жаль этого героя, потому что я вижу в нем хорошие качества. Возможно, при других обстоятельствах он мог бы раскрыться совсем с другой стороны.

Вызывает спорные чувства девица Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, при этом торгуя собой. Начитавшись любовных романов, она представляет себе своего возлюбленного то Рауля, то Гастона. И плачет, плачет. Невольно задаешься вопросом: можно ли осудить ее пустые мечтания, ложь, которую она пытается выдать за правду.

Актер, спившийся служитель Мельпомены, всем и каждому говорит, что его «организм отравлен алкоголем», будто бы даже гордясь этим. На самом деле он с такой болью вспоминает о сцене! Но из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!»
Узнав о тщетности своих надежд, Актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя. Честно говоря, меня поражает безволие и слабость этого человека. Не берусь его обвинять, но все же его спасение было совсем близко – в его собственных руках.

Очень интересен Сатин, человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…».
Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» Читатель узнает, что Сатин сидел в тюрьме за убийство, он убил обидчика своей родной сестры. А потом горячо любимая сестра умерла. Вот где человеческая трагедия! Мне жалко этого героя. Именно о нем странник Лука говорит такие слова: «как же это ты свихнулся со стези своей, а. Эдакий ты бравый… неглупый… и вдруг…».
Кстати, именно Лука помогает раскрыть характер каждого из обитателей ночлежки, на Сатина он оказал особо сильное влияние: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…».
Считается гениальнейшим известный монолог Сатина о человеке. Именно этот герой после ухода Луки делает первый шаг к принятию более активной жизненной позиции.

Совершенно неоднозначен образ «странного человека» Луки. Он появляется в пьесе и начинает будоражить эмоции и глубоко скрытые чувства обитателей ночлежки. Давно привыкшие к жестокости и бесчеловечности, они с удивлением и недоверием глядят на Луку, у которого для каждого найдется доброе слово. Тут возникает известный спор о том, говорить ли человеку жестокую правду или успокаивать его спасительной ложью.
Однозначного ответа автор не дает, да его и не может быть. Что плохого в том, что Лука утешает умирающую Анну, говоря ей, что она наконец-то отдохнет? А вот Актер не выдерживает столкновения выдумки и реальности и кончает с собой. Лука говорит каждому то, что они в глубине души хотели услышать, то, что способно пробудить в их больных душах какие-то светлые чувства. Но не каждая душа способна перенести такую встряску. Поэтому я не могу сказать однозначно, положительный он герой или отрицательный. В принципе, подобную оценку я не могу дать ни одному из горьковских персонажей.

Итак, пьеса Горького «На дне» очень интересна своими героями, их неоднозначностью, сложностью. Споры об этом произведении продолжаются до сих пор, и это во всей полноте говорит о гениальности Горького как драматурга.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»

Смотрите также по произведению “На дне”:

Анализ пьесы На дне Горького

Максим Горький – это известный во всем мире русский писатель. Благодаря его творчеству русская литература приобрела популярность на всем мировом культурном пространстве. Романы, повести, рассказы, пьесы этого писателя поражают своей философской глубиной, учат жить и выживать. Одним из таких произведений является пьеса Максима Горького под названием «На дне» анализ данного литературного шедевра представлен в этой статье.

История создания будущей пьесы начинается с разговора автора со Станиславским. В диалоге с ним Горький упомянул, что ему хотелось бы написать пьесу о людях, живших в ночлежке, которые в плане своей жизни упали на самое дно общества. Вскоре Горький заинтересовался драматургией Антона Павловича Чехова. Спустя год, а именно в 1902 году завершилась работа над пьесой «На дне». Она была поставлена в Московском Художественном театре при участии Станиславского.

Смысл названия произведения лежит в прямом смысле слова «на поверхности». Под некоторым дном Максим Горький подразумевал самый низ социума. Туда попадают люди, которые все потеряли из-за определенных обстоятельств или своей слабостей, поведения. Там очутиться может каждый человек, независимо от его профессии и происхождения. Это пугает.

Жанр, направление, композиция. Данное произведение является пьесой, а по жанру критики относят его к философско-социальной драме. Главные герои, сидя в темном подвале, борются с помощью своих взглядов и мнений. По направлению произведение можно обозначить, как социальный или критический реализм.

Суть произведения в том, что в ночлежке для бедных проживает несколько людей разных возрастов. В течение пьесы они ведут между собой диалог о жизни и ее предназначении.

Главные герои пьесы – это бедные люди. Каждый из них имеет свою мечту и историю того, как он или она оказался в этой самой ночлежке для бедных.

Темы в этой пьесе подняты совершенно разнообразные. В их числе – это темы судьбы, надежды, мечты, смысла жизни, правды и лжи. При том, что главные герои находятся в таком социальном положении, что ниже упасть уже не реально, они ведут беседы на темы высокого значения. В этом парадоксальность Горького. Каждый из героя, несмотря на свой социальный статус ниже дна, о чем-то мечтает и пытается каким-то образом волочить свое жалкое существование.

Проблемы автор только нарисовал, описал их, но при этом не решает их. Он всего лишь очерчивает их. Эти проблемы острые и социальные. Проблема нищеты и бедности была во времена жизни Горького, к сожалению, очень актуальна. Его пьеса прорисовывает проблемы с помощью спора, который ведут главные герои.

Смысл пьесы заключается в том, что на социальном дне может оказаться абсолютно каждый человек. Конечно, этому способствуют человеческие слабости и неумение держать себя в руках.

Вывод: данная пьеса Максима Горького, как и другие его произведения, является очень остро социальной и доносит к читателю мысль, что на социальном дне найдется место для каждого.

Критики оценивают это произведение Горького весьма положительно.

Вариант 2

Горький написал пьесу о жизни опустившихся людей с целью показать свое понимание способа, который люди должны использовать, противостоя жесткому давлению обстоятельств.

Три героя пьесы придерживаются трех противоположных вариантов понимания «правды жизни». Это не открытый спор, где каждый доказывает другой стороне свою точку зрения, а противостояние моделей поведение.

Лука пытается помочь каждому найти какое-либо, пусть даже ложное утешение. Он не имеет возможности существенно помогать страждущим в реальности, поэтому проповедует «ложь во спасение». Лука уверен, что главное – это дать каждому человеку надежду, которая помогает жить и противостоять обстоятельствам. Однако ход событий в пьесе показывает, что Лука так и не смог никому помочь своими утешениями. Например, тот же актер вешается, ему не помогла надежда найти клинику, в которой его излечат от алкоголизма.

По самому простому пути идет Бубнов. Он заявляет, что он противник лжи. Однако его правда, также как и грезы, которые поддерживает у людей Лука, никому не способны помочь. И разрушение и возведение «воздушных замков» одинаково бесполезны.

Третью точку зрения, которой придерживается и сам автор, выражает Сатин. Он, в отличие от Луки, изображен человеком действия. Человек, по мнению этого обитателя ночлежки, должен опираться на свою внутреннюю силу, гордость и чувство собственного достоинства. Только таким путем можно противостоять жесткому давлению обстоятельств.

Отличие Сатина от Луки в том, что он лишен жалости. Противопоставляя философию Сатина проповедям Луки, автор пьесы стремился показать свое неприятие воззрений, распространенных среди интеллигенции того времени. Это толстовское непротивление злу и служение народу малыми делами, без коренного переустройства условий его жизни. В утешении простых людей и самоутешении интеллигенции Горький видел одну из главных опасностей в деле построения нового общества.

Сатин представляет собой тип сильного человека, который способен на решительную и бескомпромиссную борьбу. Это тип революционера. Крушение попыток Луки, изображенное в пьесе, должно было показать, что реально помочь людям могут только такие люди как Сатин. Только те, кто воспримет мировоззрение, которое придерживается этот персонаж смогут разрушить старый буржуазный мир, олицетворяемый в пьесе ночлежкой и реально помочь обездоленным.

3 вариант

Знаменитая пьеса Горького «На дне» написана в конце 1901 – начале 1902 годов. Название произведения неоднократно менялось в процессе его написания. Пьеса «На дне» – одна из четырех задуманных пьес автора, описывающих жизненные устои людей из разных слоев общества. Показать мировоззрение и жизнь разных по статусу людей – это и было главной целью данного произведения.

Читайте также:  Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).: сочинение

Горький в пьесе «На дне» пытается ответить на глубинные вопросы существования человека: кто такой человек и останется ли он им, опустившись на самое «дно». Каким он станет. Что с ним будет.

Данное произведение – психологически сложная пьеса, побуждающая к размышлениям о смысле жизни, о жизненных ценностях, о жизненных ситуациях, способных надломить веру человека во все хорошее.

Обитатели горьковского дна – люди, имеющие разные жизненные позиции, но объединенные нищетой, лишившей их достоинства и надежды, веры в светлое будущее и в себя. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых, постояльцы и хозяева которой потеряли все свои связи, как семейные, так и социально-общественные, финансовые и нравственные. Описываемые персонажи придерживаются только своей жизненной позиции. Оказавшись на самом «дне», они считают такое положение нормальным и не пытаются что-то изменить.

Пьеса создавалась в тяжелый период после случившегося экономического кризиса, когда не работали заводы и предприятия, уровень безработицы возрастал, а население беднело. Большое количество людей потеряло свои социальные статусы, оказавшись на «дне» в социальном и нравственном понимании. У таких людей прослеживается конфликт с жизнью, они обижены на нее, перестают воспринимать ее адекватно и поэтому не принимают никаких шагов к изменению настоящего в будущем.

Главной мыслью пьесы «На дне» является тот факт, что жизненные ситуации могут сломать любого человека. Уверенного в себе, обеспеченного и богатого во всех смыслах этого слова человека опустить на самое «дно» человеческой жизни, лишить его стимула жить, совершенствоваться, сделать равнодушным и ожесточенным ко всему окружающему.

После чтения данного произведения напрашивается следующий вывод. В нашей жизни нужно всегда к чему-то стремиться, что-то делать и не винить жизнь в своих неудачах. Если что-то не получается, надо не опускать руки, а продолжать делать шаги навстречу своей мечте снова и снова. Нужно рассчитывать исключительно на свои действия и свои попытки.

Анализ 4

М. Горький написал произведение «На дне». В нем подробно описана жизнь и быт опустившихся людей. Автор хотел показать читателю, что бывает, когда у человека нет цели в жизни.

Все персонажи пьесы имеют разные характеры и у каждого свой взгляд на жизнь. Они не спорят и не навязывают друг другу свою точку зрения. У каждого героя произведения имеется своя особенная и выработанная годами модель поведения.

Лука выступает в качестве проповедника. Он старается помочь людям найти утешение в жизни. У него нет возможности и средств существенно помочь нуждающимся, поэтому он подбадривает всех красивыми речами так сказать «ложь во спасение». Лука хочет подарить всем надежду. Он умеет красиво и убедительно говорить. Он считает, что надежда помогает справиться с трудностями. Но, к сожалению его слова, никому не помогли и не сделали ни одного человека счастливым. Лука не смог внушить надежду на исцеление от алкоголизма актеру, который в итоге повесился.

Бубнов всегда ищет легкие пути. Он позиционирует себя борцам за правду. Он против лжи. Но, это никому не помогает. Все его действия напрасны.

Еще одного яркого персонажа произведения зовут Сатин. Автор его охарактеризовал как человека, который действует и делает. Он считает, что главное в людях это сила духа и внутренний стержень. Он никогда не унижается. Сатин ведет себя достойно и гордо. Именно благодаря внутренней силе можно преодолеть многие трудности. Мужчина никого не жалеет.

На примере троих основных персонажей автор хотел показать читателю, что всегда нужно действовать, а не говорить. Решительные и смелые люди могут помочь остальным.

Всех жильцов ночлежки объединяет одна беда. У них нет веры в счастливое бедующие. Из-за этого они спиваются и живут бедно. В ночлежке у Костылева собрались персонажи, которые потеряли семью, стали нищими и безнравственными. Все они привыкли к такой жизни. Они уже не стремятся изменить свое настоящее и будущее.

М. Горький писал свое произведение в тяжелый для страны период. Это было время экономического кризиса. Все заводы и производства были остановлены. Безработица процвела, бедных людей становилось все больше. В этот период все стали одинаковыми. Люди лишились своих статусов. Народ стал обижаться на жизнь. Пропала вся вера в достойное и светлое будущее. Люди разочарованны и оскорблены.

Экономический кризис сломал многие жизни. Недавно успешные и перспективные люди очутились на «дне» социальной жизни. Это их ожесточило и сделало равнодушными.

Читая произведение можно сделать вывод о том, что человеку для нормальной жизни нужна мечта. Без нее люди просто начинают существовать и плыть по течению. Только стремления и цели заставляют нас двигаться вперед. Никогда не следует падать духом и опускать руки. Движение – это залог успешной жизни.

Пьеса «На дне» считается психологически тяжелой. Она заставляет задуматься о том, что некоторые жизненные обстоятельства способны сломать человека. Она была написана М. Горьким в сложный для нашей страны период.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ пьесы На дне

Популярные сегодня темы

Сказка Кот в сапогах написана французским писателем Шарлем Перро в XVII веке. Действие начинается с раздела имущества в семье мельника

Самым сокровенным в литературе неизменно является поэзия. При прочтении стихов появляются самые разнообразные эмоции, представления, однако проза является более точной и лишена многочисленного разнообразия

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки

В произведении главный герой, который являлся любовником одной женщины, которая была замужем, он был противоположной стороной автора. Немного похожая история произошла и с ним именно это

Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».

Сочинение по пьесе На дне Горького

Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. В этот период развиваются капиталистические отношения, что приводит к массовому разорению трудящихся. Тысячи людей остались без средств к существованию, поэтому многие из них оказались на «дне» жизни. Горький показывает условия жизни, что толкают на ее «дно».

Действие происходит в мрачном подвале, похожем на пещеру. Мы видим убогую обстановку, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Люди, которые здесь обитают, никому не нужны. Все они попали сюда по разным причинам, но раньше все они чем-то занимались. Среди них есть те, кто сохранил свою работу – слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня. Хозяева их жизни – держатели ночлежки Костылевы.

Клещ, например, считает, что он здесь временный человек, хочет много, упорно и честно работать, чтобы выбраться отсюда. У него есть надежда, которой он живет. Сатин – бывший телеграфист, интеллигент, а сейчас превратился в пьяницу. Актер, которого все так и называют, – спившийся актер. Как мы видим, эти люди пьют, чтобы как-то скрасить свою безрадостную жизнь. Ведь им больше ничего не остается делать. Есть в этой ночлежке и другие обитатели: Настя, Барон, жена Клеща Анна, Пепел. В душе все эти люди друг друга ненавидят, они все озлоблены, но пытаются приладиться друг к другу.

С появлением странника Луки начинают развиваться события. Этот старик перевидал многое в своей жизни. Он понял, что нельзя прожить без сострадания, жалости к ближнему. И поэтому утешает всех, как может. Лука вселяет в души ночлежников новые мечты, иллюзии, которые, по его мнению, сглаживают их тяжелую жизнь. Он единственный, кто подходит к умирающей Анне и утешает ее в последние часы перед смертью. Он рисует перед Васькой Пеплом картины счастливой жизни в Сибири. Актера старик подбадривает рассказами о больницах, в которых лечат от алкоголизма. Почти для всех Лука находит доброе слово утешения и участия.

С исчезновением Луки жизнь обитателей ночлежки становится еще тяжелее. Разбередил Лука ночлежников, но их жизнь не в силах изменить ни «правда» Сатина, ни «сказки» старика. Васька Пепел арестован. Актер покончил с собой… Все возвращается на круги своя. Как жить? Во что верить?

Образом Луки Горький показывает, что путь примирения с действительностью несостоятелен. Другой путь – это борьба, и к этой борьбе призывает Сатин. Он осуждает ложь Луки и считает ее религией рабов и хозяев. Основная идея пьесы – вера в человека.

На дне. Сочинение 2

Произведения Максима Горького всегда были написаны с каких то реальных случаев или событий из жизни. Отличались они тем, что в них описывалась вся правда той жизни, которая окружала писателя. Это могли быть как интеллигентные люди, честно зарабатывающие свой кусок хлеба, так и бездомные скитающиеся от ночлежки к ночлежке и побирающиеся случайными подработками.

Пьеса «На дне» была создана М. Горьким в 1902 году. В ней были настолько красочно и реалистично отражены проблемы того времени, настолько актуальны, что произведение практически моментально получило широкую признательность публики. В пьесе автор показал проблему пьянства во всей неприглядности, окружающую нищету и жестокие условия существования людей, кто махнул на свою жизнь рукой и просто плывет по течению. До этого тема босячества, жизни на самом дне общества не поднималась и была для всех в новинку. Другие авторы освещали различную тематику жизни русского народа, но этот аспект обходили стороной.

Именно интерес М.Горького к людям живущих на дне общества превратил пьесу в настоящую психологическую драму. Герои произведения высказывают свои мысли о том каким должно быть добро, справедливость, счастье. Почему они несчастны, а жизнь к ним несправедлива. Например, в рассуждениях Сатина о роли человека в обществе, предназначении в жизни, о совести, добре и зле, есть фраза – «Человек звучит гордо». Фраза со временем стала крылатой и широко используется и в наши дни.

Сатин является поборником горькой правды, презирает нравственность, и во всю доказывает что не стоит и пытаться что-то делать, для того чтобы изменить свою жизнь или себя. Лука же, мечтатель, и считает что жителям ночлежек нужно дать мечту. Вранье для блага по его мнению имеет право на существование. На поверку он оказался пустозвоном, человеком который не умеет держать свое слово. Он сбежал из ночлежки, как только почувствовал что его вранье, которое он называл мечтой, может раскрыться. Горькая правда Сатина оказалась тоже не совсем тем, что нужно было людям с обочины жизни. Клещ из-за него лишился уверенности в себе, прекратил все попытки изменить себя и вернутся к нормальной жизни.

В пьесе М.Горький дает понять, что в мире могут выжить только сильные личности, которые умеет крепко стоять на ногах, несмотря на жизненные невзгоды. Слабым и беззащитным, лучше уйти с их пути, опуститься на дно. Однако смысл пьесы не естественный отбор. Идея – показать, что те кто оказались на дне, сами опустили руки, и даже не хотят попытаться что то сделать, чтобы подняться оттуда. И нужно понимать, никогда нельзя сдаваться в борьбе за свое существование, даже если на пути могут встретиться очень большие преграды.

По пьесе На дне

Популярные сочинения

Я считаю, что хорошим учителем является не только тот, который даёт актуальные знания, но и который относится к ученикам с уважением. Работа учителя очень трудна, потому что ему попадаются не только

Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» узнаваема даже среди тех людей, которые мало интересуются живописью. Она считается ранним произведением художника, но принесла известность автору в его юные годы.

Мое отношение к героям пьесы М. Горького “На дне”

Драматургия Горького очень сложна и интересна. Для того чтобы полностью раскрыть проблематику пьес, автору необходимо найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт. Писатель не имеет права открыто выражать свою позицию, для этого ему нужно очень умело использовать высказывания своих героев, чтобы через них ненавязчиво открывать свои мысли по тому или иному вопросу.
Пьеса Горького “На дне” необыкновенно интересна своими героями. К каждому формируется свое отношение. Но вначале обратимся к названию произведения. Что есть это “дно”? Герои горьковской пьесы называются людьми “дна” не только оттого, что их жилье – “подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Они закинуты на самое дно жизни, их души представляют собой самое глубокое и темное нравственное дно. Но обо всем по порядку.
Кто же предстает перед нами в произведении? Это Васька Пепел, вор и бунтарь. Клещ, по всей видимости, талантливый слесарь, но человек жесткий, даже жестокий, спокойно взирающий на то, как умирает в мучениях его жена Анна. Далее в списке действующих лиц следует Настя, девица двадцати четырех лет, единственной отдушиной жизни которой становится любовный роман “Роковая любовь”. Квашня – торговка пельменями, женщина сочувствующая, также со своей душевной трагедией. Бубнов – картузник и пьяница. Сатин, личность достаточно интересная, со своей жизненной философией, откровенно пропивающий все свои способности и возможности. Актер, бывший служитель Мельпомены, теперь алкоголик. Барон, бывший когда-то хозяином и потерявший все. Алешка, молодой сапожник двадцати лет, человек без будущего, как и остальные. Татарин, верующий мусульманин и, возможно, поэтому еще хоть как-то спасающийся от полной душевной деградации. И, наконец, Лука, странник, странный человек, внезапно появившийся в жизни ночлежников и за недолгое время оставивший след в душах каждого обитателя подвала.
Каждый из этих образов по-своему интересен, жизнь каждого из них по-своему горька.
Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: “Я – сызмалетства – вор. все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то. оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня. “. Может, это действительно правда. На человека поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: “Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит. ”
Васька был любовником старшей сестры Наташи, Василисы. Это женщина властная, даже страшная, жестокая, любящая только деньги. Она и подбивала Пепла к воровству. Мало того, она начала подговаривать его на убийство своего мужа, хозяина ночлежки. В итоге она добивается своего: Васька в драке, не рассчитав своей силы, убивает Костылева. Дальнейшая его судьба – каторга или тюрьма. А ни то, ни другое, как известно, не делает человека лучше. Мне искренне жаль этого героя, потому что я вижу в нем хорошие качества. Возможно, при других обстоятельствах он мог бы раскрыться совсем с другой стороны.
Вызывает спорные чувства девица Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, при этом торгуя собой. Начитавшись любовных романов, она представляет себе своего возлюбленного то Рауля, то Гастона. И плачет, плачет. Невольно задаешься вопросом: можно ли осудить ее пустые мечтания, ложь, которую она пытается выдать за правду.
Актер, спившийся служитель Мельпомены, всем и каждому говорит, что его “организм отравлен алкоголем”, будто бы даже гордясь этим. На самом деле он с такой болью вспоминает о сцене! Но из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер перестает пить: “Я сегодня – работал, мел улицу. а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!”
Узнав о тщетности своих надежд, Актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя. Честно говоря, меня поражает безволие и слабость этого человека. Не берусь его обвинять, но все же его спасение было совсем близко – в его собственных руках.
Очень интересен Сатин, человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как “макробиотика”, “Сарданапал” и т. д. Этот герой отличается от остальных обитателей “дна”. О себе он говорит: “Надоели мне, брат, человеческие слова. все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я. наверное, тысячу раз. “, “Я был образованным человеком. “, “Я много книг читал. “.
Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? “Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел. а после тюрьмы – нет ходу!” Читатель узнает, что Сатин сидел в тюрьме за убийство, он убил обидчика своей родной сестры. А потом горячо любимая сестра умерла. Вот где человеческая трагедия! Мне жалко этого героя. Именно о нем странник Лука говорит такие слова: “как же это ты свихнулся со стези своей, а. Эдакий ты бравый. неглупый. и вдруг. “.
Кстати, именно Лука помогает раскрыть характер каждого из обитателей ночлежки, на Сатина он оказал особо сильное влияние: “Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей. Старик? Он – умница. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал. вы – нет. Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. “.
Считается гениальнейшим известный монолог Сатина о человеке. Именно этот герой после ухода Луки делает первый шаг к принятию более активной жизненной позиции.
Совершенно неоднозначен образ “странного человека” Луки. Он появляется в пьесе и начинает будоражить эмоции и глубоко скрытые чувства обитателей ночлежки. Давно привыкшие к жестокости и бесчеловечности, они с удивлением и недоверием глядят на Луку, у которого для каждого найдется доброе слово. Тут возникает известный спор о том, говорить ли человеку жестокую правду или успокаивать его спасительной ложью.
Однозначного ответа автор не дает, да его и не может быть. Что плохого в том, что Лука утешает умирающую Анну, говоря ей, что она наконец-то отдохнет? А вот Актер не выдерживает столкновения выдумки и реальности и кончает с собой. Лука говорит каждому то, что они в глубине души хотели услышать, то, что способно пробудить в их больных душах какие-то светлые чувства. Но не каждая душа способна перенести такую встряску. Поэтому я не могу сказать однозначно, положительный он герой или отрицательный. В принципе, подобную оценку я не могу дать ни одному из горьковских персонажей.
Итак, пьеса Горького “На дне” очень интересна своими героями, их неоднозначностью, сложностью. Споры об этом произведении продолжаются до сих пор, и это во всей полноте говорит о гениальности Горького как драматурга.

Читайте также:  Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького На дне): сочинение

Анализ пьесы М. Горького «На дне»

Автор: Guru · 19.07.2018

Пьеса Максима Горького «На дне» до сих пор является самой успешной драмой в коллекции его произведений. Она завоевала расположение публики еще при жизни автора, сам писатель даже описывал спектакли в других книгах, иронизируя по поводу своей славы. Так чем же это произведение так зацепило людей?

История создания

Пьеса была написана в конце 1901 – начале 1902 года. Данное произведение не было наваждением или порывом вдохновения, как это обычно случается у творческих людей. Напротив, она была написана специально для труппы актёров из Московского художественного театра, созданного для обогащения культурой всех классов общества. Горький не мог представить, что из этого получится, но воплотил желанную задумку создания пьесы о босяках, где присутствовало бы около двух десятков действующих лиц.

Судьба пьесы Горького не может быть названа окончательным и бесповоротным триумфом его творческого гения. Мнения ходили разные. Люди приходили в восторг или критиковали столь противоречивое творение. Она пережила запреты и цензуру, и до сих пор каждый понимает по-своему смысл драмы.

Смысл названия

Смысл названия пьесы «На дне» олицетворяет социальное положение всех действующих лиц произведения. Первое впечатление название даёт неоднозначное, так как нет конкретного упоминания, о каком дне идёт речь. Автор даёт возможность читателю самому проявить фантазию и догадаться, о чем его произведение.

На сегодняшний день многие литературоведы сходятся на том, что автор имел в виду то, что его герои находятся на дне жизни в социальном, финансовом и нравственном смысле. Это и есть смысл названия.

Жанр, направление, композиция

Пьеса написана в жанре, имеющем название «социально-философская драма». Автор затрагивает именно такие темы и проблемы. Его направление можно обозначить как «критический реализм», хотя некоторые исследователи настаивают на формулировке «соцреализм», так как писатель акцентировал внимание публики на социальной несправедливости и вечном конфликте между бедными и богатыми. Таким образом, его работа приняла идеологический оттенок, ведь в то время противостояние между знатью и простым народом в России только накалялось.

Композиция произведения линейная, так как все действия хронологически последовательны и образуют единую нить повествования.

Суть произведения

Суть пьесы Максима Горького заключается в изображении дна и его обитателей. Показать читателям в действующих лицах пьесы маргиналов, людей, униженных жизнью и судьбой, отвергнутых обществом и разорвавших с ним связь. Несмотря на тлеющий огонёк надежды – не имеющих будущего. Они живут, спорят о любви, честности, правде, справедливости, но их слова — лишь пустой звук для этого мира и даже для их собственных судеб.

Все происходящее в пьесе носит лишь одну цель: показать столкновение философских взглядов и позиций, а также проиллюстрировать драмы отверженных людей, которым никто не протягивает руку помощи.

Главные герои и их характеристика

Обитатели дна – люди с разными жизненными принципами и убеждениями, но всех их объединяет одно условие: они погрязли в нищете, которая постепенно лишает их достоинства, надежды и веры в себя. Она растлевает их, обрекая жертв на верную смерть.

    Клещ – работает слесарем, 40 лет. Женат на Анне (30 лет), болеющей чахоткой. Отношения с женой являются главной характеризующей деталью. Полное безразличие Клеща к её самочувствию, нередкие побои и унижения говорят о его жестокости и черствости. После смерти Анны мужчина был вынужден продать свои рабочие инструменты, чтобы похоронить ее. И лишь отсутствие работы немного выбило его из колеи. Судьба оставляет героя без шансов выбраться из ночлежки и без перспектив дальнейшей удачной жизни.

Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.

  1. Тема надежды тянется через всю пьесу до самой развязки. Она витает в настроении произведения, но ни разу никто не упоминает о своем намерении выбраться из ночлежки. Надежда присутствует в каждом диалоге обитателей, но лишь косвенно. Как когда-то каждый из них попал на дно, так когда-нибудь они и мечтают оттуда выбраться. В каждом теплится маленькая возможность снова вернуться к прошлой жизни, где каждый был счастлив, хоть и не ценил этого.
  2. Тема судьбы также является немало важной в пьесе. Она определяет роль злого рока и его значение для героев. Судьба может быть в произведении той движущей силой, которую нельзя было изменить, что свела всех обитателей вместе. Или тем обстоятельством, всегда подверженным измене, которое нужно было преодолеть, чтобы суметь достичь больших успехов. По жизни обитателей можно понять, что они приняли свою судьбу и пытаются изменить её лишь в противоположную сторону, считая, что падать ниже им некуда. Если же кто-то из жильцов пытается предпринять попытку изменить свое положение и выбраться со дна – претерпевает крах. Возможно, автор хотел показать таким образом, что они заслужили такую участь.
  3. Тема смысла жизни выглядит достаточно поверхностно в пьесе, но, если вдуматься, то можно понять причину такого отношения к жизни героев лачуги. Каждый считает нынешнее положение дел – дном, из которого не выбраться никуда: ни вниз, ни, тем более, наверх. Герои, несмотря на разные возрастные категории, разочарованы в жизни. Они потеряли к ней интерес, и перестали видеть какой-либо смысл в собственном существовании, что уж говорить о сочувствии друг к другу. Они не стремятся к другой участи, потому что не представляют её. Лишь алкоголь иногда придаёт существованию краски, отчего ночлежники любят выпить.
  4. Тема правды и лжи в пьесе является основной задумкой автора. Данная тема является философским вопросом в произведении Горького, о котором он размышляет устами героев. Если говорить о правде в диалогах, то, её границы стираются, ибо порой герои говорят несуразные вещи. Тем не менее, в их словах скрываются секреты и тайны, раскрываемые нам по ходу сюжета произведения. Автор поднимает данную тему в пьесе, так как рассматривает истину как способ спасения обитателей. Показать героям реальное положение дел, открыв глаза на мир и на их собственную жизнь, которую они теряют каждый день в хижине? Или скрывать правду под масками лжи, притворства, потому что им так легче? Ответ каждый выбирает самостоятельно, но автор дает понять, что ему по душе первый вариант.
  5. Тема любви и чувств затрагивает в произведении, поскольку даёт возможность понять взаимоотношения обитателей. Любовь в ночлежке, даже между супругами, абсолютно отсутствует, да и вряд ли имеет возможность там появиться. Само место словно пропитано ненавистью. Всех соединила лишь общая жилплощадь и чувство несправедливости судьбы. В воздухе витает равнодушие, как к здоровым, так и к больным людям. Лишь перебранки, словно грызутся собаки, веселят ночлежников. Вместе с интересом к жизни потеряны краски эмоций и чувства.

Проблемы

В пьесе богатая проблематика. Максим Горький попытался в одном произведении указать актуальные, на то время, нравственные проблемы, которые, впрочем, существуют и по сей день.

  1. Первой проблемой является конфликт между обитателями ночлежки, причем не только друг с другом, но и с жизнью. По диалогам между героями можно понять их взаимоотношения. Постоянные ссоры, расхождение во мнениях, элементарные долги приводят к вечным перепалкам, что является ошибкой в данном случае. Ночлежникам нужно научиться жить над одной крышей в гармонии. Взаимопомощь облегчит быт, изменит общую атмосферу. Проблема общественного конфликта заключается в разрушении любого социума. Бедняки объединены общей проблемой, но, вместо её решения, они создают новые общими усилиями. Конфликт с жизнью заключается в отсутствии адекватного ее восприятия. Бывшие люди обижены на жизнь, из-за чего не предпринимают дальнейшие шаги к созданию другого будущего и просто плывут по течению.
  2. Другой проблемой можно выделить острый вопрос: «Истина или сострадание?». Автор создает повод для размышления: показать героям реалии жизни или посочувствовать такой судьбе? В драме кто-то страдает от физического или психологического насилия, а кто-то умирает в муках, но получает свою долю сострадания, и это уменьшает его мучения. У каждого человека свой взгляд на происходящую ситуацию, и реагируем мы исходя из своих ощущений. Писатель в монологе Сатина и исчезновении странника четко дал понять, на чьей он стороне. Лука выступает в роли антагониста Горького, пытаясь вернуть обитателей к жизни, показать истину и утешить страдающих.
  3. Также в пьесе поднимается проблема гуманизма. Точнее, его отсутствия. Возвращаясь снова к отношениям между обитателями, и их отношению к самим себе, — можно рассмотреть данную проблему с двух позиций. Отсутствие гуманизма со стороны героев друг к другу можно увидеть в ситуации с умирающей Анной, на которую никто не обращает внимания. Во время издевательства Василисы над сестрой Наташей, унижения Насти. Появляется мнение, что, если люди оказались на дне, значит, более никакая помощь им не нужна, каждый сам за себя. Эта жестокость к самим себе обуславливается их нынешним образом жизни – постоянные пьянки, драки, несущие в себе разочарование и потерю смысла в жизни. Существование перестаёт являться высшей ценностью, когда цели к ней нет.
  4. Проблема безнравственности поднимается в связи с образом жизни, который жители ведут исходя из социального расположения. Работа Насти девушкой по вызову, игры в карты на деньги, употребление алкоголя с вытекающими последствиями в виде драк и приводов в полицию, воровство – все это последствия нищеты. Автор показывает данное поведение как типичное явление для людей, оказавшихся на дне социума.
Читайте также:  О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества: сочинение

Смысл пьесы

Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их социального и материального положения. Все состоят из плоти и крови, отличия заключаются лишь в воспитании и характере, которые дают нам возможность по-разному реагировать на сложившиеся ситуации и действовать, исходя из них. Кем бы ты ни был, жизнь может измениться в один момент. Любой из нас, потеряв все, что имел в прошлом, опустившись на дно, — потеряет себя. Больше не будет смысла удерживать себя в рамках приличия общества, подобающе выглядеть и вести себя соответствующе. Когда человек теряет ценности, установленные окружающими, он сбивается с толку и выпадает из реальности, как произошло с героями.

Главная мысль заключается в том, что жизнь может сломать любого человека. Сделать его равнодушным, ожесточённым, потерявшим какой-либо стимул к существованию. Безусловно, во многих его бедах будет виновно равнодушное общество, которое только подтолкнет падающего. Однако сломленные бедняки зачастую сами виноваты в том, что не могут подняться, ведь в их лени, порочности и безучастности ко всему сложно еще найти виноватых.

Авторская позиция Горького выражается в монологе Сатина, который разлетелся на афоризмы. «Человек – звучит гордо!» — восклицает он. Писатель хочет показать, как надо относиться к людям, чтобы воззвать к их достоинству и силе. Бесконечное сожаление без конкретных практических шагов только навредит бедняку, ведь он так и будет жалеть себя, а не работать, дабы выйти из порочного круга нищеты. Это и есть философский смысл драмы. В споре об истинном и ложном гуманизме в обществе побеждает тот, что говорит прямо и честно, даже рискуя навлечь на себя негодование. Горький в одном из монологов Сатина связывает правду и ложь со свободой человека. Независимость дается лишь ценой постижения и поиска истины.

Вывод

Каждый читатель вынесет для себя свой определенный вывод. Пьеса «На дне» может помочь человеку понять, что в жизни стоит всегда к чему-то стремиться, потому что это дает силы идти дальше, не оглядываясь назад. Не останавливаться с мыслями, что ничего не получится.

На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.

Критика

Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения.

Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах. Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы.

Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично.

Сочинение: Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне”

Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне”

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений.

Среди них и социально – философская пьеса М. Горького “На дне”. Главное в ее сюжете – столкновение жизненных позиций и взглядов разных людей. В “На дне” автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека. Кто же прав – Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения. “Подвал, похожий на пещеру”. Затхлый и душный воздух. Каменные закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц пьесы. Большего “дна” и представить себе трудно. Спустя некоторое время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой “ласковое” слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так не хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их.

Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Им было просто не обойтись без Луки, который говорил: “Христос всех жалел и нам так велел.”

Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное – не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.

Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можно лишь смягчить боль утешительной ложью. Он с самого начала наметил себе ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить. “Ты – с радостью помирай, без тревоги..” – говорил он умирающей. Другое ей уже не помогло бы. Но даже с этой задачей старик не справился, и несчастная умерла в беспокойстве. Что уж говорить о “здоровых” людях! Свою “утешительную” философию он примерил и к ним. Своими сладким пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил, “связав” окончательно им руки и ноги. “Ты – надейся! Ты – верь!” – внушал он им. Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется услышать горькую правду, которая “всегда поднимается над ложью, как масло над водою”. Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь “кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью”. Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки – ложный гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба Наташи.

Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь “ничто так не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь”. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь – чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Константином Сатиным.

Но к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна И, возможно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не поднялись бы со “дна”. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих.

Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит на месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все времена, и сейчас можно говорить о современности спора о гуманизме.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне”
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 01:07:08 31 января 2004 Похожие работы
Просмотров: 26626 Комментариев: 49 Оценило: 53 человек Средний балл: 4.2 Оценка: 4 Скачать