Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Пьеса Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла писателю известность. Она стала откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.
Пьеса была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле она явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.

Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающие хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению Луки с его «евангелием миражей». Лука поддерживает все иллюзии и сеет новые. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь. У Насти он укрепляет веру в существование студента, француза Гастона и его роковой любви. Пеплу Лука внушал веру в счастливую, свободную, богатую страну – Сибирь. Это тоже было ложью: в царской России переселенцы в Сибири попадали в бедственное положение, гибли тысячами, в конец разоренные, возвращались обратно. В Сатине Лука поддерживает мысль об иллюзии бродячей вольности, мнимой свободы.

Но сильнейший аргумент против проповеди Луки – судьба Актера. Лука уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер больше всех поверил сказкам Луки и он собирается в путь – искать мраморную лечебницу. Воодушевленный Актер вспоминает некогда читанные им стихи:

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, –

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Эти стихи звучат как гимн иллюзиям.

Когда же иллюзорность надежд становится очевидной, эти люди гибнут. «Утрата надежд вызвала смерть его души», – сказал Горький о судьбе Актера. Упорно работает, страстно хочет вернуться к трудовой жизни Клещ. Действительность разбивает его иллюзию добиться правды только для себя. Основной вопрос пьесы – «что лучше, истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вокруг этого вопроса и разворачиваются горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях к будущему.

Носителем идеи утешающего обмана в пьесе, как мы уже сказали, предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. Обращаясь к Пеплу, Лука спросит: «И…чего тебе правда больно нужна…на что самому себя убивать?».
Это и есть основной вопрос пьесы, сформулированной Горьким, – что нужно человеку: правда, как она ни тяжела, или сострадание? Что есть человек – творец жизни или раб её? Этот вопрос как бы задается каждому из обитателей ночлежки, на каждом проверяется возможный результат утешающего сострадания. Таким образом, философия Луки подвергается испытанию жизнью.

В конце пьесы мы видим, что иллюзии рассеялись. Чем слаще был «золотой сон», навеянный старцем, тем трагичнее оказалось пробуждение – ночлежники впадают в отчаяние. Гибнет Актер, мечется Настя. Ночлежка являет собой картину полного разрушения. Так ход реальных событий приводит к разоблачению попыток Луки примирить человека с жизнью.

Горький разоблачал не только идеологию, но и психологию людей, которые рождали иллюзии и жили ими. Неслучайно наделил автор Луку психологией раба. Он всегда примиряется перед силой, старается быть в стороне от спора, а в третьем акте незаметно исчезает, как бы испугавшись последствий. Горький тем самым подчеркивает тесную связь рабской психологии с принципом жизни Луки. Эта мысль выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… ложь – религия рабов и хозяев».

Философии непротивления, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека сострадательную ложь. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!».

В пьесе «На дне» отчеканился один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-филосовской пьесы. В этом произведении проблема образуется не столкновением отдельных лиц в борьбе за личную выгоду, а за жизнь вообще.
В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Именно поэтому главной здесь становится идея о том, что каждый человек имеет право на счастье.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»

Смотрите также по произведению “На дне”:

Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького “На дне”

Пьеса Горького “На дне”, написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.
Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о “босяках”. “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром… “бывших людей””, — писал Горький. По мере того как формировалось социальное сознание Горького, становилась более глубокой,

Об этом сказал сам Горький.
“Когда я писал Бубнова, – отмечал он, – я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин – дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел “двойника” – это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством,

Но ни в одном из них она не была разработана с такой полнотой, как в пьесе “На дне”. Горький разоблачал эту проблему в самых различных ее идеологических проявлениях, и осуждал тех, кто поддавался иллюзиям утешителей.
Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ, Барон – стремяться вырваться на волю с “дна” жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой “тюрьмы”. У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть.

У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.
Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению Луки с его “евангелием миражей”. Лука поддерживает все иллюзии и сеет новые. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь; у Насти он укрепляет веру в существование студента, француза Гастона и его роковой любви. Пеплу Лука внушал веру в счастливую, свободную, богатую страну – Сибирь, советовал туда переселиться.

Это тоже было ложью; в царской России переселнцы в Сибири попадали в бедственное положение, гибли тысячами, в конец разоренные, возвращались обратно. В Сатине Лука поддерживает мысль об иллюзии бродячей вольности, мнимой свободы.
Но сильнейший аргумент против проповеди Луки – судьба Актера. Лука уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер больше всех поверил сказкам Луки, и он собирается в путь – искать мраморную лечебницу. Воодушевленный Актер вспоминает некогда читанные им стихи:
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Чевовечеству сон золотой!
Эти стихи звучат как гимн иллюзиям.
Когда же иллюзорность надежд становится очевидной, эти люди гибнут. “Утрата надежд вызвала смерть его души”, – сказал Горький о судьбе Актера. Упорно работает, страстно хочет вернуться к трудовой жизни Клещ. Действительность разбивает его иллюзию добиться правды только для себя. Основной вопрос пьесы – “что лучше, истина или сострадание?

Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” Вокруг этого вопроса и разворачиваются в пьесе горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях к будущему.
Носителем идеи утешающего обмана в пьесе, как мы уже сказали, предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. Практическим выражением ее становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. Обращаясь к Пеплу, Лука спросит: “И…чего тебе правда больно нужна…на что самому себя убивать?”.

Читайте также:  Первый период творчества великого писателя М. Горького: сочинение

Это и есть основной вопрос пьесы, сформулированный Горьким, — что нужно человеку, правда, как она ни тяжела, или сострадание? Что есть человек – творец жизни или раб ее? Этот вопрос как бы задается каждому из обитателей ночлежки, на каждом проверяется возможный результат утешающего сострадания.

Таким образом, философия Луки подвергается испытанию жизнью.
На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

А если так, надо примирить человека с жизнью, внушив удобную для него сострадательную “истину”. И таких истин оказывается столько, сколько жаждущих ее найти. С этим принципом отношения к человеку и подходит Лука к каждому обитателю ночлежки – Анне, Пеплу, Наташе, Актеру, создавая для них иллюзию о счастье.

И оказывается, что даже в этом мире, где сострадание было бы естественным выражением доброго отношения к человеку, утешительная ложь ведет к трагической развязке. И она наступает в четвертом акте пьесы.
Иллюзии рассеялись. Чем слаще был “золотой сон”, навеянный старцем, тем трагичнее оказалось пробуждение – ночлежники впадают в отчаяние. Гибнет Актер, мечется Настя.

Ночлежка являет собой картину полного разрушения. Так ход реальных событий приводит к разоблачению попыток Луки примирить человека с жизнью.
Горький, вводя в конкретные условия современного бытия нравственные идеи Толстого и Достоевского, показывал ложность их правды. Он разоблачал не только идеологию, но и психологию людей, которые рождали иллюзии и жили ими. Не случайно наделил автор Луку психологией раба.

Он всегда примиряется перед силой, старается быть в стороне от спора, а в третьем акте незаметно исчезает, как бы испугавшись последствий. Горький тем самым подчеркивает тесную связь рабской психологии с принципом жизни Луки. Эта мысль выражена в известных словах Сатина: “Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… ложь – религия рабов и хозяев”.
Философии непротивления, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека сострадательную ложь. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: “Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!

Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!”.
В пьесе “На дне” отчеканился один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-филосовской пьесы. В этом произведении проблема образуется не столкновением отдельных лиц в борьбе за личную выгоду, а за жизнь вообще. В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть.

Именно поэтому главной здесь становится идея о том, что каждый человек имеет право на счастье.

«Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»»

Пьеса Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.

Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром… „бывших людей“», — писал Горький. По мере того как формировалось социальное сознание Горького, становилась более глубокой, в сравнении с рассказами 90-х годов, и социально-психологическая характеристика представителей «босяцкого анархизма». Обитатели ночлежки — уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения. Об этом сказал сам Горький.

«Когда я писал Бубнова, — отмечал он, — я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин — дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел „двойника“ — это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме».

Пьеса была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле она явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.

Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 1890 — 1900-х годов. Он утверждал, что общество, исказившее в человеке человеческое, существовать не может.

С проблемой «дна» и «хозяев», которая получает в пьесе политическое звучание, органически связана «сквозная» проблема всего творчества — проблема гуманизма. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью. Проблемы утешающих иллюзий — содержание многих произведений писателя 90-х годов («Болесь», «Проходимец», «Читатель»). Но ни в одном из них она не была разработана с такой полнотой, как в пьесе «На дне». Горький разоблачал эту проблему в самых различных ее идеологических проявлениях, и осуждал тех, кто поддавался иллюзиям утешителей.

Герои пьесы — Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ, Барон — стремяться вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона — это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера — его былое служение искусству, у Наташи — ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти — вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению Луки с его «евангелием миражей». Лука поддерживает все иллюзии и сеет новые. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь; у Насти он укрепляет веру в существование студента, француза Гастона и его роковой любви. Пеплу Лука внушал веру в счастливую, свободную, богатую страну — Сибирь, советовал туда переселиться. Это тоже было ложью; в царской России переселнцы в Сибири попадали в бедственное положение, гибли тысячами, в конец разоренные, возвращались обратно. В Сатине Лука поддерживает мысль об иллюзии бродячей вольности, мнимой свободы.

Но сильнейший аргумент против проповеди Луки — судьба Актера. Лука уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер больше всех поверил сказкам Луки, и он собирается в путь — искать мраморную лечебницу. Воодушевленный Актер вспоминает некогда читанные им стихи:

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, —

Честь безумцу, который навеет

Чевовечеству сон золотой!

Эти стихи звучат как гимн иллюзиям.

Когда же иллюзорность надежд становится очевидной, эти люди гибнут. «Утрата надежд вызвала смерть его души», — сказал Горький о судьбе Актера. Упорно работает, страстно хочет вернуться к трудовой жизни Клещ. Действительность разбивает его иллюзию добиться правды только для себя. Основной вопрос пьесы — «что лучше, истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вокруг этого вопроса и разворачиваются в пьесе горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях к будущему.

Носителем идеи утешающего обмана в пьесе, как мы уже сказали, предстает Лука. Принцип его отношения к человеку — идея сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. Обращаясь к Пеплу, Лука спросит: «И…чего тебе правда больно нужна… на что самому себя убивать?». Это и есть основной вопрос пьесы, сформулированный Горьким, — что нужно человеку, правда, как она ни тяжела, или сострадание? Что есть человек — творец жизни или раб её? Этот вопрос как бы задается каждому из обитателей ночлежки, на каждом проверяется возможный результат утешающего сострадания. Таким образом, философия Луки подвергается испытанию жизнью.

На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя. А если так, надо примирить человека с жизнью, внушив удобную для него сострадательную «истину». И таких истин оказывается столько, сколько жаждущих ее найти. С этим принципом отношения к человеку и подходит Лука к каждому обитателю ночлежки — Анне, Пеплу, Наташе, Актеру, создавая для них иллюзию о счастье. И оказывается, что даже в этом мире, где сострадание было бы естественным выражением доброго отношения к человеку, утешительная ложь ведет к трагической развязке. И она наступает в четвертом акте пьесы.

Иллюзии рассеялись. Чем слаще был «золотой сон», навеянный старцем, тем трагичнее оказалось пробуждение — ночлежники впадают в отчаяние. Гибнет Актер, мечется Настя. Ночлежка являет собой картину полного разрушения. Так ход реальных событий приводит к разоблачению попыток Луки примирить человека с жизнью.

Читайте также:  Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»): сочинение

Горький, вводя в конкретные условия современного бытия нравственные идеи Толстого и Достоевского, показывал ложность их правды. Он разоблачал не только идеологию, но и психологию людей, которые рождали иллюзии и жили ими. Не случайно наделил автор Луку психологией раба. Он всегда примиряется перед силой, старается быть в стороне от спора, а в третьем акте незаметно исчезает, как бы испугавшись последствий. Горький тем самым подчеркивает тесную связь рабской психологии с принципом жизни Луки. Эта мысль выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… ложь — религия рабов и хозяев».

Философии непротивления, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека сострадательную ложь. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек — вот правда… существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! — Это великолепно! Это звучит гордо!».

В пьесе «На дне» отчеканился один из своеобразных жанров горьковской драматургии — жанр социально-филосовской пьесы. В этом произведении проблема образуется не столкновением отдельных лиц в борьбе за личную выгоду, а за жизнь вообще. В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Именно поэтому главной здесь становится идея о том, что каждый человек имеет право на счастье.

Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?

С17.2. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?

С17.3. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?

С17.4. Образ матери в русской поэзии (на примере двух-трёх произведений русских поэтов).

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Комментарий к темам сочинений

С17.1. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?

Тема чести и бесчестия — одна из главных тем произведения. Уже эпиграф подчеркивает это — «Береги честь смолоду». Понятия чести и долга не чужды ни дворянину Гриневу, ни «народному» герою Пугачеву, ни капитану Миронову. Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Как человек чести ведет себя и Пугачев. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость (освобождение Маши Мироновой). Антиподом порядочности и чести является в романе Швабрин, образ которого антипатичен и автору, и читателю.

С17.2. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?

Любовь в понимании Тютчева — самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично:

Любима ты, и так, как ты —

Нет, никому еще не удавалось!

О господи. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Любовь в поэзии Тютчева — грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Образ полной свежей прелести «младой феи» вписывается в «светлый» пейзаж «сердца милого края». Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него. Движение лирической мысли очень четко передает движение человеческого сердца. Самым значительным в любовной лирике Тютчева стал «денисьевский цикл».

С17.3. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?

Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Ночлежники с готовностью погружаются в мир мечты, так как они измучены, их существование беспросветно. Однако путь ухода от реальности — это путь тупиковый. Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опровергает теорию Луки и Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.

С17.4. Образ матери в русской поэзии (на примере двух-трёх произведений русских поэтов).

Глубоко тема матери звучит в поэзии Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни, но всегда с любовью и преклонением говорил о ней:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

(Из стихотворения «Мать»)

Образ женщины — матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях, в том числе «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская» и др.

Рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей», можно поставить и Есенина.

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

В «Письме матери» Есенина — настоящий гимн терпению матерей.

Все стихи, посвященные матери, Александра Трифоновича Твардовского, овеяны грустью, это его тоска о счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время, и невозможность вернуться домой в детство:

Перевези меня на ту сторону,

И хотя в чужой стороне все не такое, как в родном краю, все чужое, и хотя возвращение домой невозможно, песня матери всегда оставалась «в памяти жива» и она помогала жить. Стихотворение наполнено истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он.

Аргументы к итоговому сочинению из пьесы Горького “На дне” .Мечта и реальность, Доброта и жестокость. Месть и великодушие.

Аргументы к итоговому сочинению из пьесы М. Горького “На дне” по направлениям: “Мечта и реальность”, “Доброта и жестокость”, “Месть и великодушие”. Лука (мечта)-дарит жителям ночлежки мечту, строит «воздушные замки», его мечты являются бесплотными фантазиями,обещает примирение с действительностью, не помогает им физически, дает веру в то, что это возможно, оставляет тех, кто ему поверил, без надежды, когда покидает ночлежку.
Лука (доброта) Считает, что люди должны быть добры друг к другу, жалеет всех, но не помогает. “Добрый, жалостливый”, не говорит людям правду, позволяя мечтать о фантастическом, врет о «бесплатной лечебнице» Актеру, чем косвенно и убивает его, когда правда вскрывается. Его стремление искоренить зло ничем не подкреплено, не действует во имя добра.

Сатин (отсутствие мечты, реалист) – не мечтает, считает себя мертвым человеком, говорит всем правду, какой бы неприятной она ни была, не любит работать, ценит удовольствия, не способен на действия ради мечты, не ставит целей, вступает в конфронтацию с Лукой.

Василиса Карповна Костылева (жестокость)– жестокая и бездушная женщина, издевается над сестрой, мечтает о смерти мужа, чего и добивается, оказывается в тюрьме.

Настя (мечта) – мечтательная, впечатлительная девушка, любит читать романы, фантазирует, часто принимает желаемое за действительно и сама верит в свою выдумку. Ее мечты – это попытка уйти от жестокой реальности, часто врет. Обитатели ночлежки либо смеются над ней, либо жалеют. Мечтает покинуть ночлежку и изменить свою жизнь,но не действует.

Читайте также:  Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького Челкаш: сочинение

“«Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…»” “И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)”
Наташа (мечта) – мечтатель, мечтает о том, что кто-то придет и заберет ее из ада, в отличие от Насти, понимает, что это выдумка и этому не суждено осуществиться.

Наташа (доброта) – добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.

Васька Пепел (доброта, мечта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.

Месть: Пепел мстит Василисе за ее злобу, за то, что попадает в тюрьму (рассказывает о ее участии в преступлении, хотя она только планировала это сделать)

Клещ (жестокость, злость) – злой, жестокий человек, не проявляет заботы даже по отношению к умирающей жене. До болезни он относился к ней не лучше: бил и унижал. Жители ночлежки считают его «злыднем», «нечистым духом».

Клещ и мечта: мечтает вырваться из нищеты, жить в лучших условиях, так и остается жить в ночлежке, ничего не делает.

Актер (мечта) – когда-то играл в театр, но из-за пьянства его выгнали, считает, что его жизнь кончена, не мечтает до появления Луки, который вселяет в него надежду, лжет ему о «бесплатной больнице». На какое-то время Актер даже перестает пить, чтобы скопить денег на билет, когда узнает, что его мечта не может осуществиться, кончает жизнь самоубийством.

Барон (мечта) – мечтает о прошлом, считает, что в жизни нет ничего хорошего, все хорошее- в прошлом. не заглядывает в будущее, оторван от реальности, в его голове туман, ни о чем не рассуждает.
НА ДНЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
НА ДНЕ АНАЛИЗ

Сочинение по произведению на тему: Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького «На дне»

В девяностые годы прошлого века в России разразился жестокий экономический кризис. Закрывались фабрики и заводы, тысячи рабочих и крестьян оказывались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб извлекали пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки. Здесь находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие “бывшие люди”.
Написанная в 1902 году пьеса “На дне” изображала жизнь этих людей. М. Горький писал о своей пьесе: “Она явилась итогом моих двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”, к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек. но и некоторую часть интеллигентов, разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни”.
Действие пьесы “На дне” происходит в мрачном, полутемном подвале, похожем на пещеру, с низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога обстановка в этом подвале: вместо стульев – грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам – нары.
Здесь собрались воры, шулера, нищие, калеки – все, кто выброшен из жизни. Различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, проститутка Настя, вор Васька Пепел. У них нет ничего, все отнято или потеряно, стерто и затоптано в грязь. Они выброшены на дно жизни, но в них не растоптана до конца их человеческая природа. Васька Пепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни. Настя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится спрятаться от окружающей ее грязи в мечту о чистой и преданной любви. Актер — безвольный алкоголик, потерявший все, даже свое имя, но в то же время – мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается подняться со “дна”. Татарина Асана отличает честность. Наташу – душевная чистота и нежность. И только Бубнов и Барон олицетворяют предел падения человеческой личности.
Персонажи пьесы — жертвы бездушного общественного порядка. Судьбы всех этих людей и самое существование “дна” служат грозным обвинением буржуазному миру.
Итак, драматургом затронуты актуальные проблемы современности. Но каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Надо ли доводить сострадание до того, . чтобы пользоваться ложью?
В образе Луки писатель стремится показать несостоятельность утешителей. Странник Лука, появляющийся в ночлежке, искренне сочувствует жрртвам жизни, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь . им. Лука – сеятель иллюзий, утешающих сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся, слабые люди. “Ложь во спасение” – вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот сможет начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Ему верят, потому что хотят поверить в существование иной правды, желают вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хотя пути к ней неясны.
Стремясь защитить человека, Лука, вместе с тем, не верит в него, считает всех людей слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении.
Решение вопроса, что же надо предпринять, чтобы изменить жизнь и уничтожить “дно”, дает в своих речах Сатин, антагонист Луки.
Автор пьесы не идеализирует Сатина: как и другие босяки, он не способен ни к труду, ни к решительному действию, он заражен анархическими настроениями. В нем немало пороков, привитых ночлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры.
Именно ему доверяет автор монолог, в котором декларируется право человека на личную свободу и достоинство: “Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит. гордо!” Сатин верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. Ложь – удел слабых. А Лука уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы со злом и несправедливостью. Глубокий разрыв между мечтой и реальностью приводит к тому, что Актер, узнавший, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее, покончил жизнь самоубийством. Вместо счастливой жизни в Сибири, Пепел за убийство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
В отличие от Луки, Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — унижать его неверием в способность достичь своего счастья, искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни.
Вся пьеса проникнута верой в настоящего человека, Человека с большой буквы. Если человек в сущности своей прекрасен, и только несправедливые социальные условия низводят его до жалкого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для того, чтобы изменить их и создать такой мир, в котором человек станет поистине свободным и совершенным. И преобразовать жизнь могут только те люди, которые не боятся правды и не ищут спасения во лжи.

Ссылка на основную публикацию
×
×