Герои ранней романтической прозы М.Горького.
Автор: Горький М.
Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: «Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы». Репину же он утверждал обратное: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все; он создал даже Бога». Это говорит о том, что Горький много размышлял о натуре человека, исследовал ее. Странствования по России, жизнь «в людях» дали почву для таких размышлений. Исследования о человеке выразились в рассказах таких как «Макар Чудра», «старуха Изергиль», «Челкаш» и др. и воплотились в образ романтичного героя.
Герой ранних романтических рассказов Горького многолик, сложен, но главное для них – это свобода, независимость. Их характер, их жизненная философия не всегда дана прямо. Их образ создается легендами, которые они рассказывают, противостояния с другими героями, пейзажем и портретом.
Один из таких образов – образ Макара Чудры. Идеал Макара Чудры – свободный гордый человек, который выше житейской сферы. Такому человеку «ведома воля», «ширь степная ему понятна», «говор морской волны веселит ему сердце». А человека не свободного он называет рабом, жестко утверждает, что он родился затем, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успеть даже могилу самому себе выкопать. Свободолюбивую натуру Макара Чудры подчеркивают и пейзаж (море, ветер ассоциируется с мятежным духом героя), и портрет (все в нем непоколебимо, значительно: «сильная поза», «громадная трубка», «густые клубы дыма», «темнота стен», он не делает ни одного движения и защищает от резких ударов ветра, потому что роднат Макара Чудру «ветер свобода».
Макар Чудра рассказывает легенду о «Лойко Зобаре и Радде». Они любили друг друга, но не смогли быть вместе, они – личности гордые и независимые. «Я свободный человек и буду жить, как хочу». «Волю-то, Лойко, я люблю больше чем тебя». Герои легенды отражают взгляды самого Макара. Ради свободы они пожертвовали жизнью и любовью. Это говорит о неразрешимости противоречий между гордостью и любовью, но разрешиться это противоречие может только смертью. Для Макара Чудры в их смерти нет ничего удивительного, для него они естественны. У него своя философия и другой он не приемлет.
Таким же независимым, вольным человеком является и Старуха Изергиль. Ее образ дан в свете идеального человека, его бесконечной любви к людям (Данко) и антиидеального, жестокого индивидуализма (Ларра).
В легенде о ларе осуждается крайнее презрение к людям, индивидуализм сына орла и женщины. Ларра больше всего дорожил свободой. Он был горд до такой степени, что пошел на убийство. Наказанием уму было дано бессмертие. Имя Ларры обозначает отверженный и «выкинутый вон». Вечное одиночество превращается в вечное страдание. Индивидуализм его странен, он коверкает его жизнь. Изергиль рассказывает эту легенду как назидание поколениям.
В легенде о Данко воспевается человеческая самоотверженность, способность идти на жертвы. Легенда – гимн действенной любви к людям. Данко, чтобы вывести людей из леса, вырвал из груди сердце, и его огонь освещал им путь. В образе Данко воплотилась мечта Горького о человеке с «солнцем в крови». Однако этой легендой автор говорит, что в мире встречаются и антигерои, способные забыть благородные деяния, не восприимчивые к добру. «Один осторожный человек, боясь чего-то, наступил на гордое Сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло».
Эти две легенды словно обрамляют рассказ Старухи Изергиль о самой себе, о любви которую дарила, о людях, которые были ей дороги. В ее в образе и речах есть противоречие: о чувственной любви должна рассказывать молодая девушка, а не старуха, которую «время согнуло пополам, черные когда-то глаза были тусклые и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорит костями». Старуха Изергиль противопоставляет свою жизнь и жизнь Лары, она считает, что ей абсолютно не свойственен индивидуализм и что нее и лары разные пути. Но, во-первых, автобиографический герой применяет их сходство. Ларра «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. Он стал уже как тень и таким будет вечно». И Изергиль «сидит живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня – тоже почти тень». Во-вторых, поражает то, как они относятся к людям, которых любили. Она говорят: «ни когда не встречались больше с теми, которых когда-то любили. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками». Но, несмотря на сближение образов Изергиль и Ларры, она стремится к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертвования. Она стремится передать людям важность любви в жизни.
Необычно раскрывается образ Челкаша, старого свободолюбивого вора. Горький теперь не объясняет образ героя романтическими легендами. Образ Челкаша уже в противопоставлении его с Гаврилой, молодым крестьянином. Только одно их роднит – любовь и свобода, и в остальном герои являются антиподами. Разное у них социальное положение (Челкаш – бродяга и вор, а Гаврила – крестьянин), роды деятельности (Челкаш странствует и ворует, занимается пропагандой, Гаврила предан хозяйству, земле), портреты (Челкаш «обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом», «он был бос, в старых штанах, в грязной ситцевой робе», Гаврила «широкоплеч, коренаст, русый, с обветренным лицом и большими голубыми глазами, смотревшими доверчиво и добродушно»). Различно и отношение героев друг к другу – Макаре Чудре Гаврила напоминал самого себя, и он относился к Гавриле с жалостью и пониманием. Но Гаврила не понимал Челкаша и позволял себе того оскорблять. Противостоят в рассказе их жизненные позиции. Гаврилу поглотило все земное, низкое, он забыл о вольнолюбии ради наживы денег, Челкаш же, являясь вором асоциальным элементом, стремился к свободе и идеалу.
Горький говорит: «Естественное состояние человека – пестрота». И изобразил романтических героев во всей их сложности и многогранности.
Образы героев ранней романтической прозы (Горький Максим)
Горький много думал о смысле жизни, размышлял о самом существовании человека. Писатель много путешествовал, проводил исследования на эту тему. Максим Горький много думал о существовании Бога. Известный писатель того времени, отобразил свои исследования, мысли и знания в следующих произведениях: «старуха Изергиль», «Челкаш» и «Макар Чудра» и т.д.
Герои произведений Горького свободны и независимы. Их образы писатель создает на легендах, которые ему рассказывают люди. Их манеры, характер и жизненный путь не всегда даны понятно и прямо.
Одним из таких образов является образ Макара Чудры. Для этого персонажа идеалом является гордый и свободный человек, находящийся выше житейской сферы. Этому человеку известна «воля», ему понятна «ширь степная», а сердце ему веселит «говор морской волны».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Несвободного человека он называет рабом, утверждая, что рожден он для того, чтобы ковырять землю, а потом умереть, не успев выкопать даже себе самому могилу.
Автор подчеркивает свободолюбивую натуру своего героя при помощи пейзажа: ветер и море олицетворяют мятежный дух героя. Большую роль при этом выполняет портрет: в герое все значительно и непоколебимо: «густые клубы дыма», «громадная трубка», «сильная поза», «темнота стен», герой не делает движений, которые защитят его от порывистых ударов ветра, ведь это стихия, родная Макару Чудре.
Герой рассказывает удивительную легенду о Лойко Зобаре и Радде, которые любили друг друга, однако вместе быть не смогли, поскольку были слишком гордыми и независимыми. Лойко говорит о себе: «Я свободный человек», и добавляет, что будет жить, как хочет. Рада также свободолюбива: «Волю-то, Лойко, я люблю больше чем тебя». Эти герои воплощают взгляды Макара Чудры. Лойко и Радда пожертвовали любовью и жизнью ради свободы. Это свидетельствует о неразрешимости противоречий, существующих между любовью и гордостью, но разрешение этого противоречия возможно только через смерть. Макар Чудра не видит ничего удивительного в смерти героев, для него это вполне естественно. Он живет согласно своей философии и не приемлет другой.
Другим независимым и свободным человеком является героиня другого произведения – Старуха Изергиль. Она выступает в свете двух противоположных образов: Данко – идеального человека, дарящего людям бесконечную любовь и Ларры – антиидеального и жестокого эгоиста.
В легенде о Ларре автор осуждает презрение к людям, которое испытывают индивидуалисты – сын орла и женщина. Более всего Ларра дорожил своей свободой. Его гордость была настолько сильна, что он пошел на убийство. За это он был наказан бессмертием. Имя Ларры имеет значение «отверженный». Он обречен на вечное одиночество, которое становится для персонажа вечным страданием. Его индивидуализм непонятен народу, он ломает его жизнь. Старуха Изергиль рассказывает эту легенду в назидание будущим поколениям.
Легенда о Данко воспевает самоотверженность человека, его способность жертвовать собой. Эта легенда является гимном действенной любви к людям. Желая вывести людей из мрачного леса, Данко вырвал сердце из своей груди, чтобы его огонь осветил им путь. Образ Данко воплощает мечту Горького о человеке, у которого «солнце в крови». Но при этом автор упоминает о том, что есть в этом мире и антигерои, которые способны забыть благородные деяния, они не умеют воспринимать добро. Вот так и в легенде о Данко один осторожный человек из боязни чего-то «наступил на гордое Сердце ногой», после чего «оно, рассыпавшись в искры, угасло».
Две эти легенды являются своеобразным обрамлением рассказа Старухи Изергиль о ней самой, о той любви, которую она дарила людям, и о тех, кто был ей дорог. Ее образ и речь несколько противоречивы: о чувственной любви естественнее рассказывать молодой девушке, чем старухе, «согнутой» пополам временем, чьи «черные когда-то глаза» сейчас были тусклыми и слезились. А сухой голос ее сейчас «звучал странно, он хрустел, словно старуха говорит костями». Героиня противопоставляет собственную жизнь и жизненный путь Ларры. По ее мнению, она не была индивидуалисткой, как Ларра. Но автобиографический герой видит сходство героев. Ларре «нет жизни, и смерть не улыбается ему». Теперь он подобен тени и вечно будет оставаться таким. Изергиль тоже живая, но уже «иссушенная временем, без тела, без крови», в ее сердце отсутствуют желания, в глазах нет огня. Она «тоже почти тень». Кроме того, они одинаково относятся к людям, которых некогда любили. Изергиль никогда не встречалась позже с теми, кого когда-то любила. Она говорит, что это «нехорошие встречи», будто «с покойниками». Однако, невзирая на близость образов Ларры и Изергиль, героиня мысленно стремится к Данко, который воплощает наивысший идеал самопожертвования и любви. Героиня желает рассказать людям о важной роли любви в жизни.
Автор своеобразно раскрывает и образ Челкаша – старого вора, любящего свободу. Теперь Горький не окружает романтическими легендами образ своего героя. Челкаш сейчас противопоставляется Гавриле, молодому крестьянину. Их объединяет только одно – свобода и любовь, а в остальном они антиподы. У героев разное социальное положение: Гаврила – крестьянин, а Челкаш – вор и бродяга; разные занятия в жизни: Гаврила занимается хозяйством, любит землю, а Челкаш ворует и странствует, занимается пропагандой; различны и портреты героев: Гаврила «широкоплеч, коренаст», у него русые волосы, обветренное лицо и большие голубые глаза, глядящие на мир доверчиво и добродушно, Челкаш же похож на степного ястреба, «он был бос», одет в старые штаны и в грязную ситцевую робу. По-разному относятся герои и друг к другу: Макар Чудра видит в Гавриле самого себя, поэтому относится к нему с пониманием и жалостью. Гаврила же не понимает Челкаша и легко может оскорбить его. Жизненные позиции героев также различны. Гаврилу захватили низменные интересы, он позабыл о свободолюбии ради жажды наживы. Челкаш, является вором и асоциальным элементом, но стремился к идеалу и свободе.
Горький изобразил своих романтических героев в свойственной им сложности и многогранности, поскольку считал: «Естественное состояние человека – пестрота».
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id4352
Романтизм в ранних рассказах Горького сочинение
В рассказах Максима Горького романтизму уделяется много строк. Так, например, в рассказе «Макар Чудра» Горький пишет о цыганах и их любви, в его произведениях все люди честны как перед собой, так и перед обществом. Цыгане рассказывают о своей любви и о свободе, об этом рассказывает и Макар Чудра.
Макар Чудра рассказывает о том, что он не понимает, почему цыгане живут так тесно когда на земле много свободного места. Ведь можно выбрать из огромного количества степей и полей. Все люди тяжело работают на одном месте и все равно остаются бедными, а могли бы колесить по свету. Горький считает, что каждый человек может черпать силу от природы, как это делают цыгане.
Максим Горький обращается к образам природы и считает это романтической чертой. Описание природы завершает всю картину действий, что происходит с персонажами рассказов писателя. В описании бури, моря и ветра Горький находит романтические переживания. Наверное, поэтому рассказ «Макар Чудра» и заканчивается песней моря это своего рода гимн.
Во всех произведениях Горького он пишет о том, что человек природное существо, но город очень испортил понятия о любви и нежности. Горький, который пишет о босяка, считает их детьми природы, они конечно бедные, но имеют свою гордость и честь.
В рассказе «Девушка и Смерть» Максим Горький противопоставляет любовь и гибель. Горький в своих произведениях не уделяет внимание быту, в его рассказах босяки свободные люди и живут вольно по сердцу. Горький описывает своих героев так если человек злодей, то он без капли добра, а если добрый, то до последнего своего вздоха. Так Ларра является злодеем, а Данко добрый человек, который спасает людей и своим добрым сердцем освещает им жизнь.
Горький в своих произведениях всегда прославляет добро. Словно в русских народных сказках добро всегда должно побеждать зло. Ларра гордец он презирает всех людей, он полный эгоист. Его ничего не волнует кроме самого себя, в итоге цыгане его изгоняют. Данко, наоборот, в нем горит пожар любви и человеколюбие. Он готов ради других пожертвовать собой его считают героем.
Максим Горький создает героев, которыми хочется гордиться, в его рассказе «Песни о Соколе» его персонаж умирает не зря. Он пишет о героях, на которых может равняться читатель. Максиму Горькому нравится воспевать героев и стыдить злодеев. В его рассказах можно прочитать о чести, о доблести и как не стоит поступать в жизни.
Сочинение Романтизм в рассказах Горького
Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Певец революции с философскими взглядами Ницше на человека и его природу. Рано осиротевший, с детства зарабатывающий себе на жизнь, Алексей Максимович познал вся тяготы жизни «на дне». Именно поэтому он выбрал себе псевдоним – Горький, который соответствовал его жизни. Позднее он напишет о своей юности, что никогда не ждал счастливого случая. Молодой Пешков рано осознал, что человека создает его сопротивление окружающей среде.
Большинство произведений автора отражают тяжелую судьбу низших социальных слоев. За что его однажды резко раскритиковал Л.Н. Толстой, у которого эта тема вызывала раздражение. Ранние же рассказы, отмеченные влиянием романтизма, резко отличаются от его зрелой прозы. Они объединены общей идеей и впоследствии были оформлены в единый сборник. Сюда относятся: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе», «Челкаш» и несколько других.
Признаки романтического направления в рассказах М. Горького:
- живые образы природы, она не только фон, но и полноправная участница процесса;
- рассуждения о добре и зле;
- поиск смысла жизни;
- форма притчи, легенды;
- особенности композиции;
- любовь героев к людям;
- тема героизма и самопожертвования.
Окружение автора и литературные критики долго не принимали этих произведений. Когда М. Горький показал свой рассказ «Старуха Изергиль» В.Г. Короленко, тот был шокирован и воскликнул: «Дорогой мой, это же романтизм! А он давно скончался. Вы поете не своим голосом». И действительно, время романтизма, казалось бы, давно прошло.
Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Для него автор выбирает формую обрамления. Книга по своей композиции напоминает слоеный пирог: легенда о Ларре, факты из жизни самой героини, легенда о Данко. В таком соседстве история Изергиль тоже напоминает романтическую притчу. У трех «слоев» этого рассказа общая фабула – поиск смысла человеческой жизни и разные подходы к ней. Изергиль, как и Данко, всегда жила любовью к людям и способна на жертвенные поступки ради любви. Ларра противопоставлен Данко, первый герой гордый, эгоистичный, за что и был наказан.
Рассказ «Челкаш» повествует нам о судьбе «честного» и принципиального вора Григория. Честный вор, в принципе, понятие парадоксальное. М. Горького привлекали такие люди. Он всегда с интересом относился к ворам и карточным шулерам, считая их сродни актерам и художникам.
В рассказе «Песнь о Соколе» М. Горький восклицает: «Рожденный ползать, летать не сможет». Это становится своеобразным приговором для человечества. Алексей Максимович не верит в то, что люди могут измениться. Это не хорошо и не плохо. Он за последовательность поступков. Не должен злой пытаться совершать добро и наоборот. Эта же мысль звучит и в другом его рассказе, где вор, скрываясь от погони, находит младенца, подкидыша. Жертвуя собой, мужчина несет ребенка в полицейский участок, где оказывается, что малыш уже мертв. Пытаясь его согреть, вор задушил младенца.
При этом М. Горький верит в величие человека. Сразу в нескольких его произведениях звучит мысль: «Человек – это звучит гордо».
Цикл романтических рассказов занимает важное место в творческом наследии писателя.
Также читают:
Картинка к сочинению Романтизм в рассказах Горького

Популярные сегодня темы
Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.
XXI-й век подходит к завершению. Алиса Селезнёва – дочь знаменитого биолога космического масштаба! Она мечтает стать членом экипажа в следующей экспедиции отца, цель которой – сбор редких животных со всей галактики
Великодушие является характерным качеством сильного и благородного душой человека, имеющего представление о добре и зле. Иногда общество может противопоставить месть великодушию и рассудить отмщение как черту характера
День рождения – самый мой любимый праздник. Каждый год, я стараюсь его отметить так, чтобы было что вспомнить. Еще, я очень люблю получать подарки.
Удивительный и неповторимый, красивый и самобытный, гостеприимный и загадочный – все эти восторженные эпитеты можно услышать от гостей города Казань. В самом деле, мой любимый и родной город
Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького
Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.
Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь и люди. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой.
Вместо формулы “среда заела”, которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших девяностым годам XIX столетия лет, у писателя
С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.
Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей.
Опираясь на традицию русской литературы,
В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив: герою-повествователю говорят: “…стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны”.
А противостоит ему мир романтических героев – красивых, смелых, сильных людей: “Они шли, пели и смеялись”.
В рассказе ставится проблема этической направленности романтической личности. Есть романтический герой и есть просто люди.
Как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда.
Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи конфликтуют со средой. Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры. Он открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.
Ему противоположен герой по имени Данко. Рассказ о его деяниях – аллегорическое описание пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В образе Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс.
И образ этот выписан по канонам романтической традиции.
Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, ею не понят. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как ей и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками.
“Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства”.
Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, овеществляет распространенную в русском языке метафору: огонь сердца, сердечный огонь. Подвиг героя перерождает людей, они устремляются вперед, к лучшему будущему, к “морю солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем”.
Но от этого сам Данко не перестает быть одиночкой, его смерти не замечают, а “смелое сердце” из осторожности, “боясь чего-то”, топчут ногой и гасят.
Горьковская легенда о Данко широко использовалась в революционной пропаганде, образ героя служил примером для подражания, позднее широко привлекался официальной коммунистической идеологией, усиленно внедрялся в сознание советского молодого поколения.
Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить последующие комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.
В рассказе “Старуха Изергиль” явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства. Еще явственнее это проповедничество в чисто горьковском жанре – песнях.
Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в “Песне о Соколе”, мне бы хотелось обратить внимание: речь идет о столкновении героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием.
Эта проблема во многих отношениях развивалась М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги, – в те годы их принято было называть босяками.
М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение “певец босячества”.
В самой этой теме не было новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции.
Если бедняки вызывали, прежде всего, сострадание как жертвы неблагоприятных жизненных обстоятельств, то у М. Горького все иначе. Его босяки – это не столько несчастные жертвы, сколько бунтари. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.
Примером этого может служить герой рассказа “Коновалов”. Уже в начале повествования писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он “прекрасный пекарь, умелец”, им дорожит хозяин пекарни. Коновалов – одаренная натура, наделен живым умом.
Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного существования.
Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его сущность. Он говорит о себе: “Не нашел я себе места!” Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов трагически погибая.
Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа “Супруги Орловы”. Григорий Орлов – один из самых ярких и противоречивых характеров среди героев ранних произведений М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый.
Он напряженно ищет смысл жизни.
Временами Григорию кажется, что он его нашел, – например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде.
Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: “А горит сердце большим огнем”.
М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобным, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола.
Без людей такого типа, как это предугадал писатель, не обойтись в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но от них, чаще всего, мало проку в нормальном течении человеческой жизни.
Сегодня проблемы, поставленные писателем М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для нашего времени.
В свое же время эти проблемы и необычные для читателя герои сразу вызвали к писателю огромный интерес. В русскую литературу М. Горький входит в девяностых годах XIX века. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького.
Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль о том, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший подлинную российскую жизнь.
Литераторов и читателей, принадлежавших к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины “дна жизни”, которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте.
М. Горький уже в начале писательского пути изумил своей самобытностью. И он не может не интересовать современного читателя.
Похожие сочинения:
Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую. А. М. Горький План I. Неоромантизм раннего творчества М. Горького. II. “Гимн.
Проблематика ранней прозы Максима Горького Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся гуманистом, следовательно, как.
Герои ранних рассказов Максима Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно.
ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М. ГОРЬКОГО Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его Было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ.
Романтические герои Горького Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX столетия, потрясшие Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю.
РОМАНТИЧЕСКИЕ ГЕРОИ М. ГОРЬКОГО Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX столетия, потрясшие Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю.
Художественные особенности романтических произведений М. Горького В произведениях рассматриваемого периода Горький обратился к романтической поэтике. Своих героев он изображал в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Для создания таких героев писатель обращался к жанру сказки и.
Сочинение на тему: “Романтические герои рассказа “Макар Чудра” М. Горького” Рассказ М. Горького “Макар Чудра”. Романтические традиции: новое в образе героя, конфликте, стиле Романтика уводит далеко за пределы реальности. И кажется, что перед читателями возникает своеобразная сказочная картинка, которая может.
Герои и сюжеты сатирических сказок Михаила Салтыкова-Щедрина В “Сказках” ярко проявились художественные приемы сатирической типизации. Фантастика, гротеск, гипербола, аллегория являются основными. Широко используются образы животного мира. Выбор образов, конечно, не случаен, корреспонденции в газеты пишут зайцы, медведи.
Соотношение романтического идеала и действительности в ранних рассказах М. Горького В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал “свинцовые мерзости” российской жизни. В рассказах “Челкаш”, “Супруги Орловы”, “Однажды осенью”, “Коновалов”, “Мальва” он создал образы “босяков”, людей, сломленных.
Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы.
Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали.
Герои и сюжеты баллад Жуковского в моем восприятии Даже невозможно представить себе, что бы мы делали без Жуковского – переводчика. Ведь для многих из нас “Одиссея” Гомера – это его “Одиссея”, один из вариантов “Слова о полку Игореве”.
Герои и сюжеты сатирических сказок Салтыкова-Щедрина В сказках Салтыкова-Щедрина отображены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, которыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В сказках показаны все основные классы общества – дворянство, буржуазия, интеллигенция.
ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО М. Горький пришел в литературу с четкой эстетической программой. Он понимал необходимость нового подхода к явлениям жизни, необходимость новых форм ее художественного.
Романтизм ранних рассказов М. Горького К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно.
РАННИЙ РОМАНТИЗМ М. ГОРЬКОГО В конце 90-х годов XIX века российский читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант” , – таково было общее.
Раннее романтическое творчество Максима Горького Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие.
История создания романтических произведений М. Горького Творчество Горького необыкновенно богато и противоречиво. Писатель, драматург, публицист, общественный деятель, М. Горький сыграл огромную роль в истории русской общественной и культурной жизни. О популярности писателя говорит следующий факт: по.
Идейно-тематическое содержание романтических произведений М. Горького В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности романтического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка конфликта в романтических произведениях Горького.
РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО КЛАССИКА А. М. ГОРЬКИЙ РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают.
Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился.
Романтический реализм в творчестве Горького В 1892 году в тифлисской газете “Кавказ” под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ “Макар Чудра”. Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную “горькую” жизнь.
Дружба Максима Горького и Михаила Коцюбинского Теплые, дружеские отношения связывали Максима Горького и прославленного украинского прозаика Михаила Коцюбинского. Как известно, Коцюбинский некоторое время жил на Капри, где и познакомился с Горьким. Так, зиму 1911-1912 годов он.
Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма. Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется.
Романтический пафос ранних произведений М. Горького В ранний период своего творчества Горький вступил как романтик. Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности. Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Молодой.
Пафос ранних романтических произведений М. Горького Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II.
Романтические произведения A. M. Горького К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о.
Сочинение на тему: “Поиск истины и смысла жизни героев романтических произведений М. Горького” Герои романтических произведений М. Горького служат убедительной иллюстрацией поиска истины и смысла жизни. Каждый из них выбирает свой путь. И при этом каждый считает, что выбрал верный шаг в нужном.
Ранние произведения М. Горького Жизнь А. М. Горького была разнообразна и противоречива. Детство было нелегкое, рано умерла мать, разорился дед, и начинается его “жизнь в людях”. От невзгод и ударов тяжелой жизни его спасет.
Герои ранней романтической прозы М. Горького
Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: «Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы». Репину же он утверждал обратное: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все; он создал даже Бога». Это говорит о том, что Горький много размышлял о натуре человека, исследовал ее. Странствования по России, жизнь «в людях» дали почву для таких размышлений. Исследования о человеке выразились в рассказах таких как «Макар Чудра», «старуха Изергиль», «Челкаш» и др. и воплотились в образ романтичного героя.
Герой ранних романтических рассказов Горького многолик, сложен, но главное для них – это свобода, независимость. Их характер, их жизненная философия не всегда дана прямо. Их образ создается легендами, которые они рассказывают, противостояния с другими героями, пейзажем и портретом.
Один из таких образов – образ Макара Чудры. Идеал Макара Чудры – свободный гордый человек, который выше житейской сферы. Такому человеку «ведома воля», «ширь степная ему понятна», «говор морской волны веселит ему сердце». А человека не свободного он называет рабом, жестко утверждает, что он родился затем, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успеть даже могилу самому себе выкопать. Свободолюбивую натуру Макара Чудры подчеркивают и пейзаж (море, ветер ассоциируется с мятежным духом героя), и портрет (все в нем непоколебимо, значительно: «сильная поза», «громадная трубка», «густые клубы дыма», «темнота стен», он не делает ни одного движения и защищает от резких ударов ветра, потому что роднат Макара Чудру «ветер свобода».
Макар Чудра рассказывает легенду о «Лойко Зобаре и Радде». Они любили друг друга, но не смогли быть вместе, они – личности гордые и независимые. «Я свободный человек и буду жить, как хочу». «Волю-то, Лойко, я люблю больше чем тебя». Герои легенды отражают взгляды самого Макара. Ради свободы они пожертвовали жизнью и любовью. Это говорит о неразрешимости противоречий между гордостью и любовью, но разрешиться это противоречие может только смертью. Для Макара Чудры в их смерти нет ничего удивительного, для него они естественны. У него своя философия и другой он не приемлет.
Таким же независимым, вольным человеком является и Старуха Изергиль. Ее образ дан в свете идеального человека, его бесконечной любви к людям (Данко) и антиидеального, жестокого индивидуализма (Ларра).
В легенде о ларе осуждается крайнее презрение к людям, индивидуализм сына орла и женщины. Ларра больше всего дорожил свободой. Он был горд до такой степени, что пошел на убийство. Наказанием уму было дано бессмертие. Имя Ларры обозначает отверженный и «выкинутый вон». Вечное одиночество превращается в вечное страдание. Индивидуализм его странен, он коверкает его жизнь. Изергиль рассказывает эту легенду как назидание поколениям.
В легенде о Данко воспевается человеческая самоотверженность, способность идти на жертвы. Легенда – гимн действенной любви к людям. Данко, чтобы вывести людей из леса, вырвал из груди сердце, и его огонь освещал им путь. В образе Данко воплотилась мечта Горького о человеке с «солнцем в крови». Однако этой легендой автор говорит, что в мире встречаются и антигерои, способные забыть благородные деяния, не восприимчивые к добру. «Один осторожный человек, боясь чего-то, наступил на гордое Сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло».
Эти две легенды словно обрамляют рассказ Старухи Изергиль о самой себе, о любви которую дарила, о людях, которые были ей дороги. В ее в образе и речах есть противоречие: о чувственной любви должна рассказывать молодая девушка, а не старуха, которую «время согнуло пополам, черные когда-то глаза были тусклые и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорит костями». Старуха Изергиль противопоставляет свою жизнь и жизнь Лары, она считает, что ей абсолютно не свойственен индивидуализм и что нее и лары разные пути. Но, во-первых, автобиографический герой применяет их сходство. Ларра «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. Он стал уже как тень и таким будет вечно». И Изергиль «сидит живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня – тоже почти тень». Во-вторых, поражает то, как они относятся к людям, которых любили. Она говорят: «ни когда не встречались больше с теми, которых когда-то любили. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками». Но, несмотря на сближение образов Изергиль и Ларры, она стремится к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертвования. Она стремится передать людям важность любви в жизни.
Необычно раскрывается образ Челкаша, старого свободолюбивого вора. Горький теперь не объясняет образ героя романтическими легендами. Образ Челкаша уже в противопоставлении его с Гаврилой, молодым крестьянином. Только одно их роднит – любовь и свобода, и в остальном герои являются антиподами. Разное у них социальное положение (Челкаш – бродяга и вор, а Гаврила – крестьянин), роды деятельности (Челкаш странствует и ворует, занимается пропагандой, Гаврила предан хозяйству, земле), портреты (Челкаш «обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом», «он был бос, в старых штанах, в грязной ситцевой робе», Гаврила «широкоплеч, коренаст, русый, с обветренным лицом и большими голубыми глазами, смотревшими доверчиво и добродушно»). Различно и отношение героев друг к другу – Макаре Чудре Гаврила напоминал самого себя, и он относился к Гавриле с жалостью и пониманием. Но Гаврила не понимал Челкаша и позволял себе того оскорблять. Противостоят в рассказе их жизненные позиции. Гаврилу поглотило все земное, низкое, он забыл о вольнолюбии ради наживы денег, Челкаш же, являясь вором асоциальным элементом, стремился к свободе и идеалу.
Горький говорит: «Естественное состояние человека – пестрота». И изобразил романтических героев во всей их сложности и многогранности.
Оценка статьи:

Загрузка...
Герои ранней романтической прозы М.Горького: сочинение Ссылка на основную публикацию |