Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького): сочинение

Что осуждает и прославляет в человеке Горький-романтик (По ранней прозе М.Горького).

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

«Мечтать – это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет бесконечной острой болью и жажда будущего – страстным мучением. »

Из эпиграфа видно, как понимал писатель высший смысл жизни и искусства, поэтому и искал сильное, мобилизующее слово. Уже в ранних произведениях Горького оно было найдено. Легенды и песни были наполнены мечтами писателя, сказочные образы позволяли почувствовать образ будущего. Раскованность песенной речи, красочность языка эмоционально заражали читателя. Героизм эпохи породил романтику Горького и в ней же нашел свое поэтическое воплощение. Но человек даже в ранних произведениях писателя не был идеален.

Среди богатых наблюдений за действительностью Горький выделял противоположные качества, рождающие радость и горечь, сочувствие и негодование. Различную реакцию у писателя вызывал, прежде всего, именно человек. В его надломленной душе художник-писатель всегда чутко улавливал двойственные проявления (рассказы «Емельян Пиляй», «Дед Архип и Ленька», «Челкаш», «Однажды осенью» и др.). Но «жажду будущего» – идеал цельной гармоничной личности – трудно было совместить с реальным обликом и отношениями людей, поэтому так переплелись, обогащая друг друга, реалистическая и романтическая линии в горьковской прозе 90-х годов.
Как противоядие скучному, однообразному существованию воспеты в первых произведениях могучие, всеподчиняющие порывы: к свободе («Макар Чудра», 1892), любви («Девушка и Смерть», 1892), к познанию («О маленькой фее и молодом чабане», 1892). Что же прославлял Горький в человеке, а чего никак не мог принять?

В ранней романтической прозе Горький всегда выделяет отношения человека и природы. Человек – существо, постоянно стремящееся к наживе, и в этой погоне человек теряет непосредственную связь с природой. У тех же, в ком под пластом «житейской скверны» еще теплится желание больших чувств, море, небо вызывают «жадное и мучительное» притяжение. Этот мотив широко развернут писателем в рассказе «Челкаш» (1894). Гаврила, захваченный чисто практическими интересами, оказавшись среди морских волн, «чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой». Вор Челкаш все еще не потерял светлой «памяти, этого бича несчастных». Поэтому он «любил видеть себя лучшим среди воздуха и воды», когда сонное морское дыхание вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая её злые порывы, рождает в ней могучие мечты. Но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, порочной жизненной практике обоих героев. По-настоящему счастлив оказывается лишь тот, кто близок природе, гармонично вписывается в неё.

В «Старухе Изергиль» поэтизируется гармоничное состояние личности. В начале героиня рассуждает о печальных превратностях быстротекущего человеческого существования. Ведь многие «родятся стариками», неспособными ощутить радость и красоту бытия. Другие жизнерадостны, одинаково прекрасны в труде, в любви, в песне, как бы слиты со свободной земной стихией. Здесь явственно прослеживается авторская позиция.

Вступительную часть рассказа своеобразно развивают сказания о Ларре и Данко. В легендах предельно увеличены возвышенные и низменные проявления души – от «каменного сердца» жестокого Ларры до «огненного сердца» подлинного героя Данко. Изергиль выражает авторскую мечту о подвиге и веру в справедливое возмездие преступнику, презрение гордеца к гордецам и преклонение перед гуманистами. Ларра, желая умереть, попытался пронзить себе грудь. Но сломался нож – «точно в камень ударили им». Обреченный на вечное одиночество Ларра «стал, как тень». Вырванное же для спасения народа сердце Данко «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца». Вот оно, истинно романтическое воплощение личности: её исключительность, сверхъестественность деяний! Отношение к персонажам-антиподам высказано автором со всей страстью восхищения красотой и осуждением морального уродства.

Легенде о Данко предшествуют воспоминания Изергиль о прошлом. Лишь немногих возлюбленных с благодарностью сберегает в своей памяти старая женщина: Гуцула, который шел на казнь и трубку курил, и польского пана с изрубленным лицом, воевавшего с турками за греков. Другие впечатления Изергиль безрадостны: её окружали равнодушие, жадность, похоть и подлость. Сама же она жила высокими чувствами, во имя любви (как она её понимала) не боялась жертвовать собой. И все же Горький преклоняется перед ней, потому что, несмотря на окружающую обстановку, на жизненные реалии, она сумела сохранить «чистое сердце».

В романтической «Песне о Соколе» (1885) Сокол поражает читателя внутренней силой во время битвы с тьмой. Он умирает борцом, мечтающим о новой схватке с врагами. Читатели понимают, что это – враги его великой Отчизны, которая светла и прекрасна, как бесконечное небо. Побежденный, но не сломленный, Сокол гибнет, смутив покой Ужа, усомнившегося в своей правоте, знании жизни. Сокол погиб, но он заронил искру сомнения в душу самоуверенного Ужа, поколебал его мещанское самодовольство: «пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!» Эти слова наиболее ярко отражают мысль автора.

Таким образом, Горький в своих ранних рассказах прославляет героизм, пожертвование, он верит в то, что есть на свете люди, следующие за своими чувствами. Герой писателя не только отважен, смел и отзывчив к другим, но и человечен, обладает сердцем и душой. Идеал Горького противоположен эгоистичным людям с камнем в груди и холодом в глазах.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Что осуждает и прославляет в человеке Горький-романтик (По ранней прозе М.Горького).

Смотрите также по разным произведениям Горького:

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького): сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Какие «чувства добрые» стремился пробудить А. С. Пушкин своей лирикой?

С17.2. Как Л. H. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»

С17.3. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)

С17.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Комментарий к темам сочинений

С17.1. Какие «чувства добрые» стремился пробудить А. С. Пушкин своей лирикой?

О чем бы ни писал поэт: о дружбе или любви, об идеалах свободы или исторических событиях, о природе или философских проблемах, — всюду мы видим прежде всего гуманиста, человека, стремящегося пробудить в читателях «чувства добрые». В сочинении следует остановиться на основных мотивах лирики поэта: дружба, любовь, вольнолюбие, Родина и служение ей — и ответить на вопрос «Чему учит нас поэт, раскрывая эти темы в своем творчестве?» В своеобразном поэтическом завещании «Памятник», написанном Пушкиным за несколько месяцев до трагической гибели, поэт оглядывается на пройденный творческий путь и пытается определить, в чем истинное достоинство его поэзии. Не красота слова или глубина содержания видятся ему наиболее важными, а именно гуманность и вольнолюбие:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

С17.2. Как Л. H. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» затронуты важные вопросы, интересовавшие в то время русское общество. Один из них — взгляд на историю. Кто управляет ей? Толстой стремился ответить на этот вопрос своим романом. Итак, какая же сила движет народами? Толстой спорит в «Войне и мире» с распространенной точкой зрения о значимости отдельной исторической личности. Он утверждает, что ход истории определяется свыше и зависит от совпадения. Каждый человек действует по какой-то внутренней силе, и никому не дано понять это. Более того; если кому-то и удается постичь тайну провидения, то это не исключительная личность, а народная жизнь в целом. Она оказывается наиболее чутким организмом, откликающимся на скрытый смысл исторического движения. Роль великих людей в истории – это умение прислушаться к мнению большинства, к народной жизни.

С17.3. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)

Характеры героев ранних рассказов М. Горького, к числу которых принадлежит и «Старуха Изергиль», возвращают читателя к романтической традиции. Это люди незаурядные, смелые, вольные, вырвавшиеся из−под власти своей среды, общепринятых идеалов и ценностей. В рассказе три истории: легенда о Ларре, легенда о Данко, рассказ о жизни самой Изергиль. Образ Изергиль привлекателен, несмотря на то, что «время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились», в голосе ее по−прежнему звучит стремление к вольной жизни, к безудержным страстям, любви. Но жизнь свою она прожила только для себя, ее свобода эгоистическая. «Гордый» Ларра — высшее проявление эгоизма. Поэтому им противопоставлен по−настоящему гордый и сильный Данко, для которого смыслом жизни является служение людям.

С17.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).

Тема любви в русской литературе многогранна: любовь как смысл жизни, несчастная любовь, любовь как испытание — лишь несколько подходов к раскрытию темы. В стихотворении Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли» любовь для героини — это глоток свежего воздуха, без которого не мыслится сама жизнь. Подобные переживания раскрываются в стихотворениях М. Цветаевой: «Вчера еще в глаза глядел», «Вот опять окно», «Мне нравится, что вы больны не мной». В поэзии А. Блока тема любви звучит в стихотворениях: «О да, любовь вольна, как птица», «О доблестях, о подвигах, о славе» и других.

Читайте также:  Характеристика образа Актера: сочинение

Сочинение: Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик?

Молодой Горький воспевал гордых людей, ставящих себя над обществом. Герои его ранних произведений уходят в «бося­ки», не желая мириться с участью рабов. Они не хотят быть от­вергнутыми и стремятся сами отвергнуть общество, его лице­мерные попытки и претензии на установление нравственных норм, спешат отбросить пресловутую «мещанскую сытость».

Критик А. Богданович говорил о первых рассказах и очерках писателя: «От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отли­чаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности».

Когда Алексей Максимович Пешков избрал себе псевдо­ним «Горький», в этом уже был вызов, брошенный литературной среде. Сама писательская судьба сквозила в этом псевдо­ниме, заранее настраивая читателя. Популярность Горького уже на рубеже веков была настолько громкой, что даже от­крытки с его изображением раскупались весьма бойко.

Он любил повторять в юности: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Его первое произведение «Макар Чудра» было «рассказом в рассказе». Макар Чудра ценит главную цен­ность в жизни — свободу: «Что ж, — он (землепашец) родил­ся затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не ус­пев даже могилы самому себе вырыть? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!» Его романтический герой — герой одной страсти. Изо­бражается он крупно, без психологических тонкостей и дета­лей. Вот так и появляется герой повествования Макара цы­ган Лойко Зобар: «У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».
[sms]

Однако любопытная деталь: конокрадов большей частью при поимке властям не сдавали! Их убивали, точнее, забивали на месте. Что значит увести у крестьянина коня? Пустить по миру, обречь на бат­рачество, на разорение. А Лойко крадет коней, причем даже не из-за денег, а просто так. Это свобода или своеволие? Пре­жде чем его описание появляется в рассказе, раздается музы­ка. Даже в ней звучало гордое сознание исключительности, царственного величия. После такого победного гимна появ- ляется человек, о котором читатель узнает только три под­робности: «У него есть усы, кудри и улыбка как солнце». Так и должен выглядеть настоящий романтический герой, несу­щий на себе два цвета, красный и черный, цвета трагедии.

Лойко изображается так: «Усы легли на плечи и смеша­лись с кудрями, очи как ясные звезды горят, а улыбка — це­лое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и свер­кает зубами, смеясь».

Он влюбляется в красавицу Радду, «царицу-девку», кото­рой «красоту можно бы на скрипке сыграть». И само море поет «торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган.л». Однако Радда не желает расставаться со своей свободой, и эта история любви кончается трагически. Отец Радды карает Зо-бара смертью за убийство Радды.

Один из самых запоминающихся образов Горького-ро­мантика — образ Данко. Он полон готовности к самопожерт­вованию ради народа. Сердце Данко — «факел великой люб­ви к людям». Силой .этой любви он живет и действует, совершает подвиг — выводит свой народ из тьмы и угнетения к свободе — и гибнет ради блага народа.

Одна из важнейших сторон романтики молодого Горько­го — это образ прекрасного мира, поэтизация красоты чело­века и окружающей его природы, упоение радостью жизни, которому отдаются романтические герои поэм, песен, легенд и рассказов. В облике старухи Изергиль есть черты, импони­рующие рассказчику: страстное жизнелюбие, неисчерпае­мая воля к жизни и ее радостям, пафос вольности, независи­мости. «Свобода любит красоту, а красота — свободу», — позже напишет Горький в одной из своих статей.

Писателю казалось, что история жизни Изергиль должна нравиться женщинам, способна возбудить в них жажду свободы, красо­ты». Для Изергиль свобода — это свобода чувства, свобода личности. Она неподкупна, хотя многим дарит свою любовь, горда и независима, способна к благородному поступку, хотя и изменчива. Она совершает подвиг, правда не во имя идеи, а ради любимого. Ей не чужда мечта о герое, она способна лю­боваться красотой подлинно героической жизни. «А когда человек любит подвиги, — говорит Изергиль, — он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы. » Благодаря об­разу Изергиль в рассказе-триптихе мотивы радости жизни и любования прекрасным миром совмещаются с мотивами ге­роического самопожертвования Данко, его борьбы за свободу и благо родного племени. Красотой блещет и тот свободный край, куда Данко вывел родной народ, осветив путь вырван­ным из груди сердцем.

Основная настроенность горьковской романтики — ге­роическая. Однако у певца «безумства храбрых» мы находим и цикл романтически окрашенных произведений, где возвы­шенно настроенный герой дан в обстановке реальной, повсе­дневной современной жизни, где основной конфликт и драму героя составляет расхождение между мечтой, идеалом и не­приглядной действительностью. Наконец, у Горького-роман­тика есть несколько интересных «героикомических» произ­ведений, например рассказ «Ошибка» (1895 год). Фабула рассказа такова. Статистика Кравцова признают сошедшим с ума. Около него по очереди дежурят его сослуживцы.

Крав­цов буянит, обличает порядок окружающей жизни, которая кажется ему безумием. Он призывает порвать путы мещан­ского существования и зовет к иной жизни, более осмыслен­ной. Речи «сумасшедшего» Кравцова кажутся некоторым его сослуживцам не менее разумными и более возвышенными, чем речи здоровых людей. Статистик Ярославцев видит в Кравцове пророка и учителя жизни, заражается его «безуми­ем». В результате обоих — Кравцова и Ярославцева — от­правляют в сумасшедший дом.

«Безумие» Кравцова в «Ошибке» — это, по существу, «высокая болезнь» романтика, героически настроенного и охваченного порывом к свободе, к творчеству и красоте. Кравцов сам прямо говорит о своей приверженности роман- тизму: «Те, что изгнали из жизни весь романтизм, раздели нас донага. »

В романтических произведениях Горького оттачивался его знаменитый стиль, над которым порой иронизировали крити­ки, зато который так нравился читателям. Влияние горьков-ского стиля на литературу рубежа веков оказалось огромным.[/sms]

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького): сочинение

По раннему творчеству Максима Горького предлагается четыре темы: «Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького» (тема 220), «Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик» (тема 217), а также анализ двух легенд: о Ларре и Данко из рассказа «Старуха Изергиль».

Раскрытию основной части темы «Сюжеты и герои романтической прозы Горького» должно предшествовать небольшое вступление, в котором желательно показать основные черты русского романтизма, появившегося ещё в начале XIX века. Это и патетика, и напряжённая взволнованность речи героев, яркость образов и предельная гиперболизация качеств героев, необычность событий. Затем необходимо сказать, что заставило писателя обратиться к романтическому стилю (“Настало время романтического…”) и определить, какую задачу ставил Горький при создании романтических произведений: создать свой, вымышленный образ мира, чтобы через этот вымысел донести до читателя свой идеал, своё неприятие отрицаемого им мира.

В основной части необходимо рассмотреть романтические произведения, созданные в 90-е годы, и определить идейно-художественное своеобразие романтических рассказов М.Горького. Это и поиски истины в сказке «О Чиже, который лгал, и о Дятле — любителе истины», и противопоставление героического Сокола и духовно ограниченного Ужа в «Песне о Соколе», и прославление гордого Буревестника, зовущего к борьбе, в «Песне о Буревестнике». Необходимо отметить, что во всех этих произведениях Горький использовал символику. Далее следует обратиться к рассказам «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», в которых писатель говорит о высоких человеческих идеалах, пытается решить вопрос о смысле человеческой жизни.

Разговор о романтических произведениях М.Горького будет неполным, если мы не рассмотрим черты романтизма. Писатель подчёркивает и в людях, и в природе необыкновенное, возвышенное и прекрасное. Характер пейзажа удивительно гармонирует с происходящими событиями. Все художественные средства изображения — гиперболы, эпитеты, сравнения — подчинены созданию определённого настроения. Романтические произведения Горького тесно связаны с фольклором. Самый жанр ранних горьковских произведений народен: это легенды, сказки песни. Язык его рассказов наполнен народными выражениями, фольклорными образами, пословицами, в них много афоризмов.

Закончить сочинение можно выводом: какую роль сыграли романтические произведения М.Горького, почему они не потеряли своего значения и в наши дни?

Вторая тема — «Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик?» — перекликается с первой темой. Рассмотрев особенности горьковского романтизма в произведениях, созданных в конце XIX — начале XX века, обращаем внимание на их новаторский характер. Его творчество этого периода отразило потребность в сильной, волевой личности, возникшей в эпоху социальных перемен. Опираясь на общественно-демократические принципы, Горький осуществляет “поиск Человека”, поэтому ведущими темами его ранних произведений становятся соотношения добра и зла, свободы и необходимости, силы и слабости. Эта тема реализуется в образах героев, стремящихся к свободе и независимости.

В основной части предлагается раскрыть тему на материале двух рассказов — «Макар Чудра» (1892) и «Старуха Изергиль» (1895), а также поэмы «Человек» (1903). Важно показать, что главной темой его первого рассказа была тема свободного человека. История любви гордой красавицы Радды и молодого цыгана Лойко даёт возможность сделать вывод, что осуждает и что прославляет в человеке Горький. С одной стороны, гордость и независимость Радды, а с другой — эгоизм и себялюбие Лойко.

Обратившись к другому произведению — «Старуха Изергиль», необходимо показать реалистическую основу революционной романтики Горького. Носителем романтических представлений о прекрасном и героическом является народ. А в представлении народа прекрасен тот, кто любит людей, кто готов отдать за них свою жизнь. Сравнивая двух героев — Ларру и Данко, необходимо показать, что именно осуждает Горький в Ларре, какое наказание постигло его, а также — что прославляет писатель в образе Данко. Именно в нём воплотил Горький высшее понимание красоты и величия человека. Жизнь становится подвигом, а человек — народным героем только тогда, когда он имеет перед собой высокую цель и готов на всё ради освобождения людей, — вот такую идею заключает в себе легенда о горящем сердце. В написанной позднее поэме «Человек» Горький показал “трагически прекрасного” Человека, который призван осветить весь мир, распутать узлы всех заблуждений.

Читайте также:  Революционный романтизм М. Горького: сочинение

Заключительная часть сочинения позволит показать особенности раннего творчества Горького, где намечен переход от романтизма к реализму. В самых разнообразных формах в произведениях писателя этого периода проступает мысль: человек несовершенен, но в нём природно заложено скрытое стремление к гармонии. Надо только освободить лучшие качества личности из-под гнёта страха, тоски или равнодушия.

Ещё две темы, предложенные по раннему творчеству Горького, представляют собой анализ двух легенд. Тема № 218 — «Анализ легенды о Ларре из рассказа А.М. Горького “Старуха Изергиль”». При всей видимой лёгкости эта тема достаточно сложна, так как требует определённых навыков подобной работы. Должна быть чётко продумана композиция такого сочинения. Прежде чем раскрыть содержание самого эпизода, необходимо определить, фабульный он или внефабульный, то есть участвует он в развитии сюжета или нет. Для этого необходимо обратиться к композиции самого рассказа. Повествование Изергиль делится на три самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых обладает своими особенностями. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Далее необходимо проследить, как соотнесён эпизод с предыдущими и последующими, как перекликается с другими эпизодами произведения. Здесь необходимо обратить внимание на то, что легенда о Ларре противопоставляется легенде о Данко. Цель этого противопоставления — стремление автора раскрыть две концепции жизни, два представления о ней.

Далее следует дать пересказ эпизода, показать, что в нём происходит. Желательно пользоваться текстом разбираемого произведения и включить в пересказ цитаты. Наблюдение над текстом позволит раскрыть характер героя, показать суть конфликта Ларры с людьми, определить отношение автора к герою. Важно определить и позицию самой рассказчицы — старухи Изергиль. Изергиль осуждает Ларру, жалеет погубленную им девушку, сочувствует возмущённым соплеменникам сына орла. Поэтому она и рассказывает молодёжи поучительные сказания, как бы сохраняя их для будущего.

Необходимым элементом сочинения является также анализ эпизода с точки зрения художественных особенностей. Это и художественная деталь, и описание пейзажа, и художественные приёмы (гротеск, метафора, речь героя, символика, стиль автора). Особую смысловую роль в ранних произведениях Горького играет пейзаж. Обилие эпитетов позволяет показать мир во всём его многообразии. Особый колорит также создают метафоры и сравнения.

В заключение желательно показать роль данного эпизода в композиции рассказа «Старуха Изергиль» и его идейном понимании. Легенда о Ларре помогает выявить смысл сопоставления двух образов: Ларры и Данко.

Аналогичный подход может быть и при раскрытии темы № 219 — «Анализ легенды о Данко из рассказа “Старуха Изергиль”». Но в отличие от предыдущей темы акцент при раскрытии её следует сделать на идее: Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека, пожертвовав своей жизнью ради счастья народа. Жизнь становится подвигом, а человек — народным героем тогда, когда он имеет перед собой высокую цель и готов на всё ради освобождения людей, — вот такую идею заключает в себе легенда о горящем сердце.

Обращаем также внимание на художественные особенности произведения. Уже само вступление рассказа настраивает читателя на легенду или сказку. Горький рисует необычайно красивую картину летнего вечера. Для подчёркивания исключительности своих героев писатель использует гиперболы, сравнения, метафоры. Когда Изергиль рассказывает о Ларре и Данко, по небу бродят обрывки туч “пышных, странных очертаний и красок”, небо украшено золотыми крапинками звёзд. Горький сравнивает человека с вольной птицей, а разъярённых людей — со стаей волков. Горящее сердце Данко пылало “как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям”. Характер пейзажа удивительно гармонирует с происходящими событиями. В легенде о Данко природа вместе с людьми радуется их освобождению. Таким образом, в рассказе всё художественно подчинено утверждению правоты “подвига во имя жизни”.

В заключение сочинения можно обратиться к теме подвига. Опираясь на известный афоризм: “В жизни всегда есть место подвигам”, раскрываем мысль, почему поступок Данко можно назвать подвигом. Принципиален для Горького и вопрос о свободе человека, который связан с понятиями “правда” и “подвиг”. Желательно назвать произведения Горького, в которых он пытался воплотить свою мечту о гордом, сильном человеке, способном на подвиг.

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький –

Романтик?

(Поэма «Человек», рассказ «Старуха Изергиль»)

омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармо­ническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.

В поэме «Человек»Горький в романтических тонах выразил свой идеал гармонич­ного человека, живущего в согласии со своей душой, в согласии с людьми, стремяще­гося к самоусовершенствованию. Поэма вызвала разноречивые отклики. Ее философ­ский романтизм выразил кризисность общественного сознания (социального и рели­гиозного) на рубеже XX века. Гуманизм Горького вбирал протест и бунтарство, но также укреплял веру в неограниченные возможности «трагически прекрасного» Че­ловека. Герой поэмы – Человек с большой буквы – провозглашает полное равенство всех людей на основе усовершенствования самой жизни и самого человека. Автор по­эмы предлагает разрушить «старое», под которым подразумевает индивидуализм, «жадный деспотизм инстинкта», ложь, предрассудки и скуку, страх, безразличие. Раз­рушение в программе горь-ковского гармоничного человека, девиз которого – «все впе­ред! и выше!», подчинено позитивной цели – созданию нового мира, мира «свободы, красоты и уважения к людям», мира, где каждый видит смысл жизни в творчестве, со­зидании, в росте сознания, в работе мысли. «И призван я, чтоб осветить весь мир, рас­плавить тьму его загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе са­мом гармонию создать». Человек с большой буквы – это реальная мечта Горького, это синоним великой правды, заключающейся в борьбе человека за любовь.

Конфликт поэмы «Человек» строится на противостоянии представлений о смысле жизни Человека и мещанина, противостоянии духовного и материального. Горьков-ский Человек сознает: «Смысл жизни – вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично! Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И ги­бель для меня – моя награда. Иных наград не нужно для меня».

Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с вос­торгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художе­ственные средства в поэме – эмоциональные эпитеты, резкие контрасты – подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в свет­лые начала жизни.

Емкие, выразительные эпитеты, яркие сравнения («запуганные люди», «мелкие жизненные удобства», «мятежный человек», «величавый и свободный человек», «жи­вотное без гордости мысли», «они бесчисленны, как звезды в бездне неба») несут боль­шую смысловую нагрузку. Например: «Да будут прокляты все предрассудки, предубеждения и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паути­не. Они мешают жить, насилуя людей, – я их разрушу».

Горьковский Человек – борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал – это и есть прекрасное в жизни.

Одно из лучших романтических произведений, в котором Горький поднимает во­прос о смысле человеческой жизни, – это рассказ «Старуха Изергиль».«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль” написал», – заметил взыс­кательный к себе Горький в письме к А. П. Чехову в 1899 г. Дорогой автору рассказ был написан в 1894 году.

У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-

дая часть может стать самостоятельным рассказом. В каждой части свои тема, сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объ­единенное общей идеей, – стремлением автора выявить смысл жизни, истинные ценности о мире.

Антитеза- основа композиции рассказа «Старуха Изергиль». Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Если образ Данко раскрывает духовную красоту волевой, целеустремленной личности, то в образе Лар-ры показана бесплодность и бессмысленность крайнего индивидуализма. В описании портрета и внешности героев, характеров, поступков автор использует прием контра­ста. У Ларры – глаза «холодны и горды», как у царя птиц, у Данко в глазах «светилось много силы и горячего огня». Данко воплощает высший смысл жизни – сделать все возможное для блага людей. Трудно ему выбраться из непроходимых лесов, символи­зирующих в рассказе гнетущую действительность. И Данко, чтобы осветить путь лю­дям, вырывает свое сердце и высоко поднимает его над головой.

Ларра – красивый, сильный – спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбран­ная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господ­ство сильной личности.

Жизненно-исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.

Трехмастная композиция в «Старухе Изергиль» позволила писателю установить связь между легендами и реальной жизнью. Повествование самой старухи Изергиль поставлено в центре рассказа и является связующим звеном между преданиями и дей­ствительностью. Изергиль встречала на своем пути многих людей, среди которых были и те, кто сражался за свободу греков, и те, кто оказался среди восставших поля­ков. Сама Изергиль искала для себя свободу и наслаждения, свободу в любви; на скло­не лет, размышляя о себе, она определит свою жизнь как «жадную жизнь», предосте­регает автора: «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся. И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Каждый сам себе судьба!». К концу жизни Изергиль приходит к осознанию истинных ценностей и по­этому она и обратит внимание автора на «искры от горящего сердца Данко» и расска­жет легенду о происхождении искр, легеду о Данко. Противопоставлением идее беско­рыстного служения людям звучит в рассказе тема «осторожного человека». Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их поисках, и потому мещанин постарался погасить пламя, хотя сам воспользовался его светом.

Читайте также:  Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького: сочинение

Нравственная проблема легенды – каким должен быть человек среди людей – пере­растает у писателя в размышления о гражданском предназначении человека, о сущ­ности прожитой им жизни. Вывод писателя: «В жизни всегда есть место подвигам!».

Рассказ «Старуха Изергиль» отличается высокохудожественной формой, умелым использованием изобразительно-выразительных средств языка. Эмоциональные эпи­теты, красочные пейзажи с их многоплановой функцией, резкие контрасты, использо­вание романтических образов тьмы и света сближают быт и сказку. Метафоры, срав­нения, олицетворения усиливают действенность высказывания, к чисто логическому содержанию добавляют различные экспрессивно эмоциональные оттенки. Ужас оди­ночества индивидуалиста, объятого чрезмерной гордыней, противопоставившего се­бя людям, усиливает метафора: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького)

Романтические рассказы принесли известность молодому Горькому, стали своеобразной визитной карточкой писателя. В них отражается связь Горького с предшествующей литературной традицией, романтическим мировоззрением. Одновременно писатель переосмысляет эту традицию в духе нового времени, современной ему эпохи.

В центре художественного мира Горького стоит человек, стремящийся быть хозяином своей судьбы, сильная личность, которому подвластны не только другие люди, но и природа. Свою концепцию отношения человека к окружающему его миру Горький позже вложит в уста одного из персонажей пьесы «На дне»: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное – дело его рук и его мозга!» Главными героями романтических рассказов Горького становятся люди не просто сильные, а исключительные по своим способностям, как того требует романтическая традиция.

В рассказе «Макар Чудра» повествуется о молодом цыгане Лойко Зобаре и о его возлюбленной Радде. Зобар, по словам Макара, «удалой был малый», мог украсть понравившегося ему коня из-под носа целого полка солдат. А Радда была необыкновенно красивой. Макар даже не может описать ее красоту словами, а только говорит: «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». А еще Радда отличалась непомерной гордостью и любовью к воле. Рассказчик подчеркивает яркость характеров этих героев, их выделенность на общем фоне. Зобар лучше всех играет на скрипке, и удивительная музыка, которую он создает, вторит его характеру: «.. .от той музыки захотелось чего-то такого, после чего и жить уж не нужно было, или, коли жить, так – царями над всей землей».

Удалой Зобар полюбил Радду, как только увидел ее, но Радда насмехается над ним и над его любовью. Наконец она ставит условие, что выйдет за Зобара только тогда, когда он поклонится ей в ноги и поцелует правую руку – окажет такие почести, какие у цыган оказывали только «старшему товарищу юнаку». Зобар соглашается, но вместо того, чтобы пройти через такое унижение и навсегда покориться Радде, он убивает ее на глазах у всего табора, а потом сам погибает от руки ее отца. Только смерть обоих героев может разрешить конфликт между чувством любви и чувством гордости, которые переживают Радда и Лойко Зобар.

Романтический герой не может поступиться ни любовью, которая сильнее жизни, ни гордостью, не знающей границ. Интересно оценивает поступок Радды и Зобара сам рассказчик Макар Чудра. По его мнению, именно так и должен поступить по-настоящему свободный человек, чтобы сохранить свою свободу. Он говорит: «Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, – век свой будешь свободной птицей». Свобода достигается ценою жизни – вот главный вывод, который делает из своей истории Макар.

Исключительность романтических героев, их стремление к абсолютной свободе становятся причиной их одиночества. Такими героя-ми-одиночками, противопоставленными людям, которые их окружают, являются Ларра и Данко, герои легенд, рассказанных старухой Изергиль.

Ларра – сын орла. От своего отца он унаследовал гордость, ведь сам орел, почувствовав приближение смерти, сложив крылья, упал сверху на скалы, чтобы никто не увидел, как он начинает слабеть и стареть.

Люди не замечают в нем ничего исключительного, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Ларру отличает непомерная гордость и презрение к другим, он говорит на равных со старейшинами, и то только когда захочет сам. Нельзя сказать, что Ларра чувствует за собой вину в том, что он делает. В нем действительно течет орлиная кровь, он не знает, что можно жить и вести себя как-то иначе. Он убивает девушку, дочь одного из старейшин, так же просто, как в свое время его отец похитил из племени его мать, и не чувствует за собой никакой вины: «.. .Он стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, – не опустил своей головы, как бы вызывая на нее кару». Для него не существует моральных и нравственных запретов, которые обычно руководят поступками людей. Он свободен, но это звериная свобода, которая позволяет сильным убивать слабых, всеми способами добиваться желаемого.

Если Ларра воплощает собой романтический антиидеал, высшую степень гордости, индивидуализма и презрения к людям, то в Данко, наоборот, воплотился романтический идеал, высшая степень любви к людям, готовности пожертвовать собой ради их спасения, обретения ими свободы.

По мнению старухи Изергиль, отличительной чертой Данко была его красота, а «красивые – всегда смелы». Ему было жалко людей, и он решил повести их сквозь лес, чтобы когда-нибудь дойти до конца и снова выйти на привольную, солнечную степь. Люди готовы последовать за ним, потому что «он был лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Люди долго шли через лес, «каждый шаг стоил много пота». Наконец, измотанные и напуганные грозой, люди стали упрекать Данко в том, что он, молодой и неопытный, повел их на верную смерть. Данко же был движим только любовью и состраданием к людям, и, несмотря на все их черные и злобные мысли, его сердце «вспыхнуло желанием спасти» их. Данко приносит себя в жертву людям: он разрывает грудь и вытаскивает оттуда свое сердце. Перед таким неслыханным самопожертвованием затихает лес, отступает гроза, и люди находят дорогу из леса. Счастливые, они бегут по солнечной степи к реке, красной, «как кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко». И никто не замечает, что «гордый смельчак» Данко умирает.

Несмотря на то что во имя любви к людям Данко совершает неслыханный подвиг, люди не признают его «своим». На протяжении всей легенды сохраняется противопоставление Данко и других людей из его племени, которое перерастает в настоящее противостояние. В лесу замученные, обессиленные люди начинают обвинять смелого Данко во всех своих несчастьях, готовы броситься и растерзать его за то, что он не оправдал их надежды. Подобно Ларре, с его презрением ко всему человеческому роду, Данко, с его бесконечным человеколюбием, попадает в положение отверженного: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Негодование людей, их неприятие Данко связано не только с тем, что он не может спасти их. Ведь когда Данко выводит свое племя из леса и умирает, один «осторожный человек» замечает, что рядом с Данко еще горит его «смелое сердце», и наступает на него ногой, словно «боясь чего-то».

Ларру люди наказывают бессмертием, вечным скитанием. Поначалу сын орла рад, что его оставляют в живых, но через несколько десятков лет Ларра понимает, на что он обрек себя, и приходит к людям, чтобы умереть. Однако кара настолько сильна, что ни камни, ни нож не ранят его. Он обречен терпеть муку до конца. Когда люди смеялись над Ларрой, он «все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками». Наверное, Ларра пытался нащупать у себя сердце, душу, которой у него не было. В этом сходство между Ларрой и Данко. Если Данко отдает свое сердце лк?Дям, у Ларры его нет с самого начала, но и тот и другой выделяются из общей массы, обоих отвергает толпа.

Между двумя легендами находится рассказ о самой старухе Изергиль, чья жизнь полностью была посвящена любви. Сама старуха осуждает Ларру и думает, что ее жизнь и судьба повторяют, скорее, путь Данко. В самом деле, ее жизнь, как и жизнь Данко, целиком была посвящена любви – героиня абсолютно в этом уверена. Однако сразу бросается в глаза, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла некогда любимых людей. Они переставали существовать для нее, когда проходила страсть.

Центральной темой романтических рассказов становится тема свободы. Автор не принимает тот вариант свободы, который описывается в рассказе «Макар Чудра», в легенде о Ларре, да и в самом рассказе о старухе Изергиль. Убийство и отчуждение к людям – слишком высокая цена за романтическую свободу. Но и прорыв к свободе Данко тоже ведет к смерти главного героя. После прочтения легенды о Данко остается вопрос, достойны ли свободы и счастья люди, которые чуть не убили своего спасителя и даже не заметили его смерти (а кто заметил – осторожно наступил на его сердце). Получили ли они свободу или в эту солнечную степь они принесут трусость и злобу, о которой узнали, живя в лесу, в ядовитом смраде болот?

Настоящую свободу повествователь видит вокруг себя, в реальном мире, в сильных мужчинах и женщинах, которые, смеясь, идут к морю, в их песне, льющейся «разноцветными ручьями». Свободу символизирует и природа вокруг него: шумящее море, широко раскинувшаяся необъятная степь, небо, «украшенное золотистыми крапинками звезд». Наконец, величайшим чудом, которое он сравнивает с горящим сердцем Данко, герой признает человеческую фантазию, «создавшую столько красивых и сильных легенд». Именно в способности человека творить писатель видит настоящую свободу, что он и подтверждает всем своим творчеством.

Ссылка на основную публикацию
×
×