Роман Гончарова Обломов глазами современного читателя: сочинение

Роман Гончарова «Обломов» глазами современного читателя

Роман «Обломов» является частью своеобразной трилогии И.А. Гончарова, посвященной размышлениям писателя о судьбах современной ему России и русского человека. В «Обломове» автор показывает переломную эпоху в жизни страны, когда на смену патриархальной Руси приходит европеизированная, капиталистическая Россия.
Как это отразится на русском менталитете, приобретет или потеряет от этого страна, что будет с русской культурой и русским человеком? Гончаров пытается осмыслить эти вопросы, отразив все стороны современной ему жизни.
В романе много трагических моментов. И, в первую очередь, здесь трагичен конфликт – между патриархальной Русью и капиталистической Россией.
Русь в лице Обломова – это доброта, хлебосольство, душевность, но и инертность, лень, боязнь перемен. «Новая» Россия, представленная Штольцем и отчасти Ольгой Ильинской, – это деловая хватка, энергия, рациональность, но и душевная холодность, цинизм, даже бессердечие.
Мы видим, что в молодости Илья Ильич пытался «найти себя» – во время учебы в университете герой усиленно размышлял, для чего он предназначен, какое поприще ему уготовано. Науки не вдохновляли Обломова, он не видел в них практической пользы. Штудируя труды философов и естествоиспытателей, герой все время мучился мыслью: «Когда же жить?»
В итоге, «изменив службе и обществу, он начал иначе решать задачу существования, вдумывался в свое назначение и наконец открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом. Он понял, что ему досталось в удел семейное счастье и заботы об имении».
Но и здесь Обломова поджидала неудача, поскольку инертный ум, лень и страх перед действием, перед самой жизнью не позволяли ему осуществить его намерения. Мы видим, как Илья Ильич целыми днями лежит на диване, пытается начать план реформ в имении или хотя бы решить насущные дела, связанные с ним, но … не может. Никакая сила не в состоянии заставить Илью Ильича начать действовать!
Откуда в этом герое столько противоречий, такая утрированная апатия и лень? Ответ кроется в «Сне Обломова», который рассказывает о детстве Ильи Ильича и раскрывает истоки его характера.
Идеал Обломова – это патриархальный уклад жизни: тихий, размеренный, уютный, ленивый. В такой модели мира человеку не нужно заботиться о своем существовании, беспокоиться о чем-то – все здесь предоставлено ему государем, крепостными и Господом Богом. Обломовцы довольствовались маленькими радостями своего ограниченного мирка, своей «Аркадии», и не хотели ничего более. Все приметы другой, «большой и холодной», жизни пугали их.
Маленький Илюша впитал в себя и все положительное, что было в Обломовке, но и все недостатки той жизни. Мы понимаем – герой совершенно не приспособлен к взрослой, самостоятельной, ответственной жизни, жизни, портной тревог, волнений, изменений. Он пытается отгородиться от всего своим уютным халатом. Страх побеждает в Обломове все остальные чувства и инстинкты. И в этом, на мой взгляд, трагизм этого характера.
Печально заканчивается и жизнь героя – он умирает от повторного удара, вызванного обжорством и ленью. И эта смерть тем более печальна, что натура Обломова таила в себе много талантов, душевной теплоты, щедрости, любви. Но почувствовать это смогли лишь немногие близкие героя: Штольц, Ольга Ильинская, возможно, сын Обломова.
Трагична и судьба слуги Обломова – Захара, который не видел себя без своего хозяина. Привыкший мыслить в рамках «барин – крепостной», этот человек не смог оправиться после смерти Обломова. Он превратился в нищего полуслепого старика, живущего милостыней, но до конца своей жизни ухаживал за могилой хозяина.
Таким образом, роман Гончарова «Обломов» – глубокое социально-психологическое сочинение. На мой взгляд, характер и судьба главного героя этого произведения трагичны, трагичен и конфликт романа – неразрешимое противоречие между старым и новым, исконным и приходящим. Однако все это в «сдобрено» в «Обломове» большим количеством смешного, которое «вплетается» в характеры героев и делает их неповторимыми, живыми, значимыми.
Таким образом, на мой взгляд, автору «Обломова» удается максимально полно передать современную ему жизнь во всем ее многообразии, поставить перед читателем много важных и сложных вопросов.

«Роман Гончарова «Обломов» глазами современного читателя»

Роман «Обломов» является частью своеобразной трилогии , посвященной размышлениям писателя о судьбах современной ему России и русского человека. В «Обломове» автор показывает переломную эпоху в жизни страны, когда на смену патриархальной Руси приходит европеизированная, капиталистическая Россия.

Как это отразится на русском менталитете, приобретет или потеряет от этого страна, что будет с русской культурой и русским человеком? Гончаров пытается осмыслить эти вопросы, отразив все стороны современной ему жизни.

В романе много трагических моментов. И, в первую очередь, здесь трагичен конфликт — между патриархальной Русью и капиталистической Россией.

Русь в лице Обломова — это доброта, хлебосольство, душевность, но и инертность, лень, боязнь перемен. «Новая» Россия, представленная Штольцем и отчасти Ольгой Ильинской, — это деловая хватка, энергия, рациональность, но и душевная холодность, цинизм, даже бессердечие.

Мы видим, что в молодости Илья Ильич пытался «найти себя» — во время учебы в университете герой усиленно размышлял, для чего он предназначен, какое поприще ему уготовано. Науки не вдохновляли Обломова, он не видел в них практической пользы. Штудируя труды философов и естествоиспытателей, герой все время мучился мыслью: «Когда же жить?»

В итоге, «изменив службе и обществу, он начал иначе решать задачу существования, вдумывался в свое назначение и наконец открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом. Он понял, что ему досталось в удел семейное счастье и заботы об имении».

Но и здесь Обломова поджидала неудача, поскольку инертный ум, лень и страх перед действием, перед самой жизнью не позволяли ему осуществить его намерения. Мы видим, как Илья Ильич целыми днями лежит на диване, пытается начать план реформ в имении или хотя бы решить насущные дела, связанные с ним, но … не может. Никакая сила не в состоянии заставить Илью Ильича начать действовать!

Откуда в этом герое столько противоречий, такая утрированная апатия и лень? Ответ кроется в «Сне Обломова», который рассказывает о детстве Ильи Ильича и раскрывает истоки его характера.

Идеал Обломова — это патриархальный уклад жизни: тихий, размеренный, уютный, ленивый. В такой модели мира человеку не нужно заботиться о своем существовании, беспокоиться о чем-то — все здесь предоставлено ему государем, крепостными и Господом Богом. Обломовцы довольствовались маленькими радостями своего ограниченного мирка, своей «Аркадии», и не хотели ничего более. Все приметы другой, «большой и холодной», жизни пугали их.

Маленький Илюша впитал в себя и все положительное, что было в Обломовке, но и все недостатки той жизни. Мы понимаем — герой совершенно не приспособлен к взрослой, самостоятельной, ответственной жизни, жизни, портной тревог, волнений, изменений. Он пытается отгородиться от всего своим уютным халатом. Страх побеждает в Обломове все остальные чувства и инстинкты. И в этом, на мой взгляд, трагизм этого характера.

Печально заканчивается и жизнь героя — он умирает от повторного удара, вызванного обжорством и ленью. И эта смерть тем более печальна, что натура Обломова таила в себе много талантов, душевной теплоты, щедрости, любви. Но почувствовать это смогли лишь немногие близкие героя: Штольц, Ольга Ильинская, возможно, сын Обломова.

Трагична и судьба слуги Обломова — Захара, который не видел себя без своего хозяина. Привыкший мыслить в рамках «барин — крепостной», этот человек не смог оправиться после смерти Обломова. Он превратился в нищего полуслепого старика, живущего милостыней, но до конца своей жизни ухаживал за могилой хозяина.

Таким образом, роман Гончарова «Обломов» — глубокое социально-психологическое сочинение. На мой взгляд, характер и судьба главного героя этого произведения трагичны, трагичен и конфликт романа — неразрешимое противоречие между старым и новым, исконным и приходящим. Однако все это в «сдобрено» в «Обломове» большим количеством смешного, которое «вплетается» в характеры героев и делает их неповторимыми, живыми, значимыми.

Таким образом, на мой взгляд, автору «Обломова» удается максимально полно передать современную ему жизнь во всем ее многообразии, поставить перед читателем много важных и сложных вопросов.

Роман Гончарова “Обломов” глазами современного читателя

Роман “Обломов” является частью своеобразной трилогии И. А. Гончарова, посвященной размышлениям писателя о судьбах современной ему России и русского человека. В “Обломове” автор показывает переломную эпоху в жизни страны, когда на смену патриархальной Руси приходит европеизированная, капиталистическая Россия. Как это отразится на русском менталитете, приобретет или потеряет от этого страна, что будет с русской культурой и русским человеком? Гончаров пытается осмыслить эти вопросы, отразив все стороны современной ему жизни. В

И, в первую очередь, здесь трагичен конфликт – между патриархальной Русью и капиталистической Россией. Русь в лице Обломова – это доброта, хлебосольство, душевность, но и инертность, лень, боязнь перемен. “Новая” Россия, представленная Штольцем и отчасти Ольгой Ильинской, – это деловая хватка, энергия, рациональность, но и душевная холодность, цинизм, даже бессердечие. Мы видим, что в молодости Илья Ильич пытался “найти себя” – во время учебы в университете герой усиленно размышлял, для чего он предназначен, какое поприще ему уготовано. Науки не вдохновляли Обломова,

Штудируя труды философов и естествоиспытателей, герой все время мучился мыслью: “Когда же жить?” В итоге, “изменив службе и обществу, он начал иначе решать задачу существования, вдумывался в свое назначение и наконец открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом. Он понял, что ему досталось в удел семейное счастье и заботы об имении”. Но и здесь Обломова поджидала неудача, поскольку инертный ум, лень и страх перед действием, перед самой жизнью не позволяли ему осуществить его намерения. Мы видим, как Илья Ильич целыми днями лежит на диване, пытается начать план реформ в имении или хотя бы решить насущные дела, связанные с ним, но… не может. Никакая сила не в состоянии заставить Илью Ильича начать действовать!

Откуда в этом герое столько противоречий, такая утрированная апатия и лень? Ответ кроется в “Сне Обломова”, который рассказывает о детстве Ильи Ильича и раскрывает истоки его характера. Идеал Обломова – это патриархальный уклад жизни: тихий, размеренный, уютный, ленивый. В такой модели мира человеку не нужно заботиться о своем существовании, беспокоиться о чем-то – все здесь предоставлено ему государем, крепостными и Господом Богом. Обломовцы довольствовались маленькими радостями своего ограниченного мирка, своей “Аркадии”, и не хотели ничего более.

Все приметы другой, “большой и холодной”, жизни пугали их. Маленький Илюша впитал в себя и все положительное, что было в Обломовке, но и все недостатки той жизни. Мы понимаем – герой совершенно не приспособлен к взрослой, самостоятельной, ответственной жизни, жизни, портной тревог, волнений, изменений. Он пытается отгородиться от всего своим уютным халатом. Страх побеждает в Обломове все остальные чувства и инстинкты.

И в этом, на мой взгляд, трагизм этого характера. Печально заканчивается и жизнь героя – он умирает от повторного удара, вызванного обжорством и ленью. И эта смерть тем более печальна, что натура Обломова таила в себе много талантов, душевной теплоты, щедрости, любви. Но почувствовать это смогли лишь немногие близкие героя: Штольц, Ольга Ильинская, возможно, сын Обломова.

Трагична и судьба слуги Обломова – Захара, который не видел себя без своего хозяина. Привыкший мыслить в рамках “барин – крепостной”, этот человек не смог оправиться после смерти Обломова. Он превратился в нищего полуслепого старика, живущего милостыней, но до конца своей жизни ухаживал за могилой хозяина. Таким образом, роман Гончарова “Обломов” – глубокое социально-психологическое сочинение.

На мой взгляд, характер и судьба главного героя этого произведения трагичны, трагичен и конфликт романа – неразрешимое противоречие между старым и новым, исконным и приходящим. Однако все это в “сдобрено” в “Обломове” большим количеством смешного, которое “вплетается” в характеры героев и делает их неповторимыми, живыми, значимыми. Таким образом, на мой взгляд, автору “Обломова” удается максимально полно передать современную ему жизнь во всем ее многообразии, поставить перед читателем много важных и сложных вопросов.

Читайте также:  Цикл очерков Фрегат Паллада: сочинение

Гриша Добросклонов – народный заступник “Кому на Руси жить хорошо” – самое мощное и удивительное создание Некрасова. Это не поэма в традиционном смысле слова и даже не роман в стихах. Это народная эпопея нового времени.

Проблематика повести А. П. Чехова “Палата №6” Повесть А. П. Чехова “Палата №6” затрагивает острые общественные и философские проблемы. В этом произведении автор пытается решить вопрос о насилии над человеческой личностью, праве и бесправии, смирении и борьбе.

Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма.

Философский характер фантастики Р. Брэдбери Творчество Рея Брэдбери – одно из удивительных проявлений американской культуры современности, этого сложного конгломерата, в котором причудливо и противоречиво перемешались мятежники с мракобесами, провозвестники добра с апологетами насилия, талант с.

Стихотворение А. С. Пушкина “Демон” В стихотворении “Демон” Александр Пушкин описывает состояние, знакомое многим людям. Такое иногда бывает: живешь, что-то делаешь, куда-то все время торопишься, и вдруг – останавливаешься и начинаешь задумываться о своих поступках.

Загадка Базарова Загадка Базарова Базаров! – об этом литературном герое написано очень много глубоких, умных критических статей, и тем не менее, перечитывая Роман, ловишь себя на мысли, что от внимания все-таки ускользает.

Чичиков-приобретатель – герой “нового времени” Справедливее всего назвать его: хозяин, Приобретатель. Н. Гоголь. Мертвые души В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь показал нам не только разрушение старой патриархальной дворянской России, но и возникшую необходимость.

Конспект урока музыки для 1 класса “Игрушки” Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 45 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга Конспект урока музыки для 1 класса “Игрушки” Подготовила Музыкальный руководитель Иванова Ольга Вадимовна Санкт-Петербург 2012г. Цель.

Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова “Судьба человека” В наше время отношение к творчеству Шолохова весьма неоднозначно. Теперь, спустя десятилетия, мы знаем, что роман “Поднятая целина” был написан по заказу Сталина, а следовательно, целью этого произведения было восхваление.

Художественные особенности лирики Блока О, я хочу безумно жить: Все сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! Александр Блок Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа, Это великий поэт старой, дооктябрьской России.

Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского? Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно – долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время.

Как мы проходили роман Бориса Пастернака “Доктор Живаго” Разговоры о “Докторе Живаго” начались еще в июне, когда Дети приходили на “практику”. Почему-то из всего летнего списка они первым делом взялись именно за этот Роман. Тогда же, увы, впервые.

Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть “пороки российской действительности” и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию.

Сочинение Образ Григория Мелихова в романе Тихий Дон Михаил Шолохов написал интереснейший роман-эпопею Тихий Дон. Простое, жизненное повествование об обычных людях, которым суждено переживать не одни трудности. Жизнь трудна, и это хотел нам продемонстрировать автор Тихого Дона. Тихий.

О чем заставили меня задуматься произведения древнерусской литературы Древняя русская литература очень интересна, хотя иногда не совсем понятна. Во многом восприятие текста зависит от стиля, которым он написан. С тех пор многое слова устарели и вышли из употребления.

Сочинение-рассуждение по произведению Е. Замятина “Пещера” Трудно отрицать, что существуют периоды, когда общество переживает темную полосу всевозможных кризисов, оказываясь на краю пропасти, где каждый необдуманный шаг грозит глобальной катастрофой. Естественно, что для выхода из кризиса прежде.

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли На мой взгляд, высказывание Льва Николаевича Толстого верно, так как в наше время нельзя обойтись без русского языка и хорошего словарного запаса. С помощью слов можно поддерживать связь с окружающим.

Тест по творчеству А. П. Чехова 1. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова “Смерть чиновника”? А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков 2. Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества.

Русская деревня в изображении А. И. Солженицына Общепризнанным является тот факт, что 20 век в истории России является кровавой эпохой, принесшей стране и ее народу много страшных испытаний. Одним из них стал “советский режим”, повлекший за собой.

“Отговорила роща золотая…” Стихотворение “Отговорила роща золотая…” – пример так называемой медитативной лирики , его сюжет – чувства лирического героя, подводящего итоги своей жизни. Интересно, что первое слово стихотворения – “отговорила” – глагол.

Сейчас вы читаете: Роман Гончарова “Обломов” глазами современного читателя

Сочинение по роману Гончарова Обломов

Гончаров И. А. создал не много произведений, и одним из лучших считается «Обломов». Роман вышел в издательство в 1859 году. В этом произведении можно отыскать ответы на многочисленные вопросы, так как автор описал практически все области жизни человека. В своей работе Гончаров показал существование общества своего времени. Писатель очень ярко продемонстрировал процесс дегенерации дворянского общества. После публикации романа его полюбили не сразу и не многие. Возможно, автор специально применил прием, в котором отсутствует интрига, действия, происходят затянуто и нудно, это касается первой части романа, что бы читатель понял, как может быть жизнь однообразной и бесцельной даже у хорошего человека.

Приступив к чтению произведения, читатель заостряет интерес на художественное описание интерьера и портретные характеристики героев, которые вместе дополняют друг друга. С первых строк произведения видно изображение комнаты Обломова дополняет его личный портрет. Отсюда перед нами и встает образ главного героя. Обломов Илья Ильич мужчина когда – то живший разумной жизнью, тревожившийся собой и всем что его окружало, предстает перед читателем никчемным лежебокой не способным даже управлять своими слугами. Детализируя все моменты Гончаров, делает свой роман более колоритным и красочным. Но не только это преследует автор в своем произведении. Таким образом, Гончаров специально затягивает действие первой части, которая в реальности происходит всего лишь один день, но складывается впечатление, что он ни когда не кончится. Так и в жизни Обломова дни, которые ни когда не заканчиваются, цепочка монотонных событий и действий, одно бледнее другого.

Итак, кто же этот Обломов? Главный персонаж произведения Гончарова Обломов Илья Ильич. Мужчина в тридцати двух – трех годах жизни, не очень высокий, достаточно симпатичный, проживающим в Петербурге. Образ героя представленного автором скорее удивляет, чем кажется противным и мерзким. Но это только первые впечатления от знакомства с героем. Далее как читатель близится к завершению романа Илья Ильич становится совершенно иным человеком. Он уважает не всех людей из высшего общества. По его мнению, многих из них из – за их образа жизни можно и за людей не считать. Отличающая мягкость характера Обломова делает его моральный мир идеальным. Таким как он, с его взглядами на жизнь, надо руководить государством, осуществлять всевозможные преобразования, а не покоиться на диване. Но герой поступил по-своему, так как не в состоянии найти в себе силы воплотить в жизнь свои мысли и мечты. Самой ужасное в портрете Обломова то, что он сам понимает свою обреченность.

Итак, знакомство с произведением Гончарова вызывает у читателей разнообразные эмоции касательно главного персонажа произведения. Через весь роман Обломов предстает и как лентяй и как философ, что бесспорно поднимает его в глазах читателей. В образе Обломова можно рассматривать многих людей. Многие только думают, но совсем не торопятся, что-то изменить.

Вариант 2

Для начала стоит напомнить год, в котором написание романа было завершено – 1859. В это время у государственного руля стоял уже Александр II. Будучи образованным и деятельным человеком, он прекрасно понимал ошибки правления своего отца Николая I, приведшие к следующим последствиям: разгул коррупции и бюрократизма, застой в экономике, жестокое подавление либеральных устремлений.

Заняв трон, Александр и ряд государственных деятелей приступили к реорганизации российского общества: готовились законы о местном самоуправлении, отмена крепостного права, ряд мер, направленных на развитие торговли.

Наконец, предприимчивые люди получили государственную поддержку для реализации своих проектов. Новый образ жизни не всем пришелся по душе. В особенности, тем самым «закоренелым» дворянам, которые считали беззаботный образ жизни своей привилегией. Не барское это дело – бегать, суетиться, зарабатывать. Их раздражало ускорившееся течение жизни.

Именно таким барином в несколько утрированном виде, предстает перед нами главный протагонист романа Илья Обломов. Живет он в городе, но ведет типичный провинциальный поместный образ жизни. Он не способен ни к какому систематическому труду и главное его занятие заключается в лежании на диване. Друг Обломова по имени Штольц – полная противоположность главного героя: он деятелен, занимается многими торговыми делами.

Еще в детстве они были соседями, но какие разные они были. Если Штольц рос в строгости, с ранних лет учился противостоять трудностям жизни, то Обломова же холили и лелеяли, не давая проявить свое мужское начало. Результат, как можно заметить, оказался виден в их взрослом возрасте.

Разные стили воспитания, разные люди впоследствии.

Навязанный родителями праздный образ жизни так укрепился в Обломове, что даже сильное чувство любви не способно заставить его действовать иначе. Эта заложенная программа «Обломовщины» неизменна, с ней же он и умирает. Эта невозможность измениться терзает как читателя, так и самого главного героя. В этом и состоит трагедия произведения.

Так называемая «Обломовщина» системное явление, которое возможно преодолеть лишь в следующем поколении.

Как уже было отмечено, произведение было написано в 1859 году, за два года до отмены крепостного права. После 1861 года дворянству, так или иначе, пришлось бы сбрасывать ярмо застойной поместной жизни и включиться в активную торговую и хозяйственную жизнь, поскольку оно лишалось дешевой рабочей силы.

Обломова же действительно жаль. Он стал заложником системы, взрастившей его. Сам по себе он был человеком высоких моральных принципов. Если бы ему удалось соединить деятельность и его положительные душевные качества, то ему бы не было цены в либеральной России 60-х годов XIX века.

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание – образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать – вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Читайте также:  Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова: сочинение

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего – он вообще старается ничего не делать.

Вариант 4

Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.

Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.

Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.

И никто здесь невиноват, так уж сложилось.

Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.

И вбивать если хотите, в головы нашим детям, что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.

Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.

Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.

Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.

Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?

Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Гончарова Обломов

Популярные сегодня темы

«Гроза» – пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права

В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.

Жанр произведения определяется в виде литературной исповеди в сочетании с философской прозой, главной тематикой которой становится проблема лишних людей, представленная в виде авторских размышлений.

Григорий Мелехов – главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Он постоянно ищет смысл в жизни, свой истинный путь, но все попытки оказываются тщетными.

Сказка В. Гаршина «то, чего не было» признана одной из лучших сказок русских писателей. Она вошла в антологию. Это собрание литературных текстов преимущественно небольшого объёма. В антологию могут входить не только сказки

Современный Обломов

К 200-летию со дня рождения
И. А. Гончарова

Обломов… Этот мощный тип созданный гением Ивана Александровича Гончарова, живет и здравствует и сегодня. Мы часто встречаем его на улице, общаемся с ним – и не всегда узнаем. Ничего не поделаешь: он несколько изменился за более чем 150 лет, прошедшие после выхода в свет романа «Обломов». Современный Обломов приобрел телевизор и компьютер, подключился к всемирной паутине Интернет, поставил рядом с диваном мягкое низкое кресло, удобно раскинувшись в котором он попивает чаек, постукивая по клавиатуре, посматривая то на монитор компьютера, то на экран телевизора. Что же он такое сегодня?

«Коренной народный наш тип»

Однако, вначале надо сказать несколько слов о его родителе,
И.А. Гончарове. Он стоит несколько особняком в русской литературе. Великий мастер художественной детали, «фламандец слова», умевший как никто опоэтизировать самые прозаические бытовые вещи, страстный поклонник Пушкина, он остался в пушкинском сюртуке, когда русская литература надела гоголевскую шинель. И остался в стороне от литературного революционно-демократического мейнстрима второй половины XIX века. Эта особенность творческой жизни Гончарова отразилась и на судьбе его главного героя:
по-добролюбовски неласково встретила Обломова русская критика, за немногими исключениями.

Но И.И. Обломов оказался столь могущественным типом, что со временем стал своего рода физиономией России а, по слову Тургенева, об Обломове будут помнить до тех пор, пока на земле останется хоть один русский человек. Мало того, в ХХ веке Обломов совершил-таки «путешествие» в Европу, как обещал когда-то Штольцу, где стал «модным типом» в молодежной среде. «Иван Гончаров давно лежит в могиле, а его Обломов жив, более того, он никогда не был таким живым, как сегодня», – сказал об этом феномене немецкий драматург Шредер.

Такой успех Обломова в России и Европе, можно сказать, вопиет, и требует каких-то объяснений. Наверное, Обломов сегодня:
– и великий миф о России и русском характере. Миф противоречивый и загадочный;
– и один из символов России с дореволюционных времен; один из главных ее символов в глазах иностранцев;
– и великий архетип мировой литературы, персонаж, «соразмерный» именам Дон Кихота, Гамлета, Дон Жуана. Такого мнения придерживаются многие гончарововеды и писатели, в числе которых доктор филологических наук В.Недзвецкий, Ю. Лощиц и многие другие.

Это говорит, что Обломов давно вырос из прокрустова ложа пресловутой «обломовщины», в которое уложил его Н. Добролюбов, и в которое мы до сих пор, по большому счету, его укладываем. Наверное, пора преодолеть революционно-демократический, восходящий к этому великому нашему критику взгляд на Обломова, подчиненный всецело «текущим интересам настоящей минуты», то есть социальной целесообразности XIX века, борьбе с крепостничеством. Объяснить Обломова добролюбовскими тремястами Захарами сегодня совершенно невозможно.

В Европе Обломов давно уже стал символом борьбы с утилитарными тенденциями в культуре, а нам пора преодолеть утилитарный подход к самому образу Обломова. Тем более что многое для этого уже сделали и дореволюционные, и современные литературоведы и писатели.

«Что он: обжора? ленивец? неженка? созерцатель? резонер? Нет… он Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и самоупреков»,- пишет поэт и филолог И.Ф. Анненский в 1892 году.

Как бы продолжают его мысль наши современники, литературоведы
П. Вайль и А. Генис: «С точки зрения истории литературы “Обломов” … – связующее звено между первой и второй половиной XIX века. Гончаров, взяв «лишнего человека» у Пушкина и Лермонтова, придал ему сугубо национальные — русские — черты. При этом живет Обломов в гоголевской вселенной, а тоскует по толстовскому идеалу универсальной “семейственности” (1991).

Многим и давно бросаются в глаза параллели между фигурами Обломова и Дон Кихота. Эмигрантский филолог Владимир Соловьев заметил, что
«Дон Кихот был задуман и писался как пародия на рыцарские романы, пока Сервантес не осознал, что пародийный образ зажил самостоятельной жизнью, и что рыцари существуют на самом деле». Так же и наш Обломов задумывался как пародия на русского помещика, и только потом «зажил самостоятельной жизнью», стал «коренным народным нашим типом».

У последнего «золотого» нашего классика Ивана Бунина находим: «Хорошо было писать Сервантесу. В его время писали общо, аллегорически, без психологических выкрутасов. «Дон Кихот» – прекраснейшая из книг, но ведь это мы – поздние потомки – придали ей глубокий, вечный смысл. Сам Сервантес об этом и не подозревал». И Гончаров также не подозревал, какой смысл придадут потомки его Обломову.

Сегодня, когда революционные иллюзии прошлых веков позади, не пора ли нам наполнить Обломова вечным смыслом? Обломов может стать нашим «Дон Кихотом», если мы этого захотим, хотя, конечно, с иным содержанием. И мы увидим тогда, что наш Обломов – это, прежде всего, великий мечтатель, рыцарь «мира грез», созданного его «волканическим», по словам Гончарова, воображением. Этот вечный смысл и вызвал сегодня Обломова к новой жизни, сделав его актуальным символом в современном мире.

Идея «покоя и свободы»

Сегодня мы как бы вновь открываем для себя, что «Обломов» – это великий роман по поставленным в нем вечным вопросам. Можно сказать, это еще одно «наше все»: в «Обломове» можно найти множество жизненных притч и поводов к размышлению, причем выраженных в мягкой форме. Последнее обстоятельство и делает его актуальным в нашем прагматичном мире, в котором осталось так мало мягкости – этой основы чистоты и отзывчивости в человеческих отношениях.

Мягкость характера стала сегодня синонимом слабости. Вот здесь и возникает вдруг образ Обломова – мягкости в предельном ее выражении. Ведь он любит всех – даже невзрачного Алексеева и хама Тарантьева – только потому, что они люди. В осознании спасительной роли мягкости в мире Гончаров проявил себя как великий мыслитель. «Это такой Учитель, который учителей научит», – отозвался о нем в своем дневнике Ф.М. Достоевский.

Чему научит? Любви. Но, главное, гончаровский Обломов дает поистине библейское утешение человеку, ослабшему в жизненных невзгодах, ведь сам по себе его роман – великое оправдание «маленького человека». Обломов как бы показывает на своем примере, что и в слабости можно оставаться человеком. Более того, именно слабости делают нас людьми, отличая этим от всегда безупречно выполняющих свою работу машин. Поэтому положительный и безупречный Штольц, человек без слабостей, превращается рядом с Обломовым в скучный алгоритм, сухую схему.

Сегодня, когда программно-расчетливый постштольцевский мир теряет душу, слабости Обломова, пародийная лень, делают его образ по-настоящему живым, и одушевляют жизнь вокруг него. Он и рюмочку-другую смородиновой пропустит, и проспит, и вдруг разбушуется, но гнев его мягок: Захар с самого начала знает, что будет прощен, в чем бы он ни провинился. К тому же Гончаров выразил идею мягкости гениально просто – на самых простых, прозаических вещах и жизненных сюжетах. Его «добро без кулаков» всегда искреннее, как слеза ребенка.

Как итог гончаровских размышлений о жизни возникает своего рода обломовская идея – единство покоя и свободы. «Я свободен, словно птица в небесах», – поют наши байкеры, а ведь Обломов парил еще выше – в выдуманном его «волканическим воображением» «мире грез». Там родилась его «голубиная душа», там вооружается он критическими стрелами против штольцев, оттуда его скромность и самодостаточность, которым довольно своего угла и одного дивана.

Гончаров сумел соединить в Обломове идеи свободы и покоя в их абсолютных и одновременно ироничных образах – «мира грез» и «дивана» – чем создал великий и ироничный, как сама жизнь, и притягательный во все времена Обломовский идеал. Вызывающий порой смех, но этим смехом и живой.

Читайте также:  Авторская позиция в романе Обломов: сочинение

Рыцарь из «мира грез»

Тем не менее многие все еще считают, что «Обломов» – это «прославление лени», и проходят мимо главных идей романа. Не отдавая себе отчета в том, что все мы немного Обломовы, что этот «вечно живой тип» жив именно потому, что имеет «замечательные» слабости, которые и оживляют его в каждом веке, что лентяев-то много, а вот настоящих Обломовых – мало.

Настоящим Обломовым был сам И.А. Гончаров, о чем в один голос говорили его современники. Он много работал всю жизнь, и многого достиг, хотя при этом шутил, что «познал поэзию лени», и называл себя порой принцем де Лень. Обломовы, как люди из «мира грез», могут работать и «за идею», и даже жертвовать собой, как пожертвовал Обломов своей любовью к Ольге Ильинской ради ее «будущего» счастья. При этом они по-прежнему никогда не знают, сколько у них денег в кармане, мягки душой, даже если физически сильны. И поэтому им нелегко приходится в наши дни.

Что всегда выказывает Обломова – так это его свободное времяпрепровождение: он никогда не поедет отдыхать на Канары или Мальдивы. Хлопотно, а главное – зачем? Обломову милее своя Обломовка, какая она ни есть, вот здесь-то он и позволяет себе «отдохнуть, так отдохнуть», то есть полениться со вкусом. Такой Обломовкой может быть и коттедж в уютном уголке, и всего лишь диван и халат, но в любом случае – это свой угол. Здесь Обломов пропустит за дружеским застольем со Штольцем и Захаром пару рюмочек, поговорит с ними «за жизнь», и пофантазирует о будущем. В этих фантазиях он набирается сил, хотя понимает, что это и его уязвимое место.

Обломовка и грезы о ней, – это стержень натуры Обломова: именно они делает его независимым от штольцевских успехов, именно они дает ему и смысл жизни, и отдохновение от трудов. Пусть все, кто хотят, уедут из Обломовки в земли заморские, райские, – он останется, свою Обломовку он ни на что не променяет, и этим в итоге спасет ее, как это бывало уже не раз. В этом, наверное, и заключается обломовская загадка России.

В фильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» замечательно показана глубина характера Обломова:
– Я велю Вам остановиться! – кричит Обломов старому графу. – Да как он смел даже подумать! (Об Ольге Ильинской – В.К.) И Обломов затопал ногами вне себя от ярости!
Вот вам и добряк, и «милая душа»! Такого Обломова мы плохо знаем, хотя В.В. Розанов писал об этой черте его характера в своей статье «Революционная Обломовка» летом 1917 года. Да, Обломов может и разбушеваться, если выплеснется вдруг энергия из мира его грез. И страшен тогда его гнев!

Однако он умеет и раскаиваться, и прощать обиды:
– Что знаешь? – спрашивает он Штольца, когда тот заметил, что знает все о его отношениях с Ольгой. Штольц ровным голосом повторяет:
– Все. И про ветку сирени, и «украденную» чашку, словом – все.
– Да как это возможно? Что это значит? – вырывается у Обломова, и его вопрос повисает в воздухе без продолжения. Скажем за Обломова, что это значит: предательство Ольгой и Штольцем его интимных чувств, которое Штольц не счел нужным даже скрывать. Что же Обломов? Он всего лишь удаляется в свою Обломовку под Петербургом. Для нашего рыцаря из «мира грез» друзья в любом случае священны.

Если когда-нибудь Обломову поставят памятник, то, думается, он должен представлять собой, наконец, другого Обломова – в сюртуке, из второй части романа, в которой Гончаров рассказывает историю его трагической любви к Ольге Ильинской.

Успеху Обломова в Европе, где он стал «модным типом», есть много объяснений. Да – роман давно переведен в Европе, да – Обломов обаятельный тип, да – русская экзотика, но, не только: Обломов пришелся ко двору вошедшей в моду на Западе философии дауншифтинга.

Ее последователи выступают против потребительского образа жизни, который силой обстоятельств превращает человека в потребителя. Они много работали, наполняли свою «чашу жизни», делали карьеру, а потом как-то вдруг осознали, что жизнь-то проходит, и остается уже только доживать ее. Осознали, что мир золотого тельца хоронит их творческие амбиции, и простые человеческие надежды, навязывая, как смирительную рубашку, стандартный образ жизни: «потребляй, работай, сдохни».

И приходит день, когда они отказываются жить, чтобы потреблять – какая это скука! И поднимают свое личное восстание, и начинают «искать себя». Они уходят с высокооплачиваемых должностей, чтобы посвятить себя любимому делу, семье, бывает, что впадают в депрессию и отчаяние, но выстраивают свою жизнь так, как они этого хотят, а не навязывает вездесущая реклама.

Не удивительно, что «неправильный», но притягательный образ Обломова стал для дауншифтингов едва ли не откровением. А обломовская мысль, что надо просто жить, храня покой и свободу в душе, а не заниматься «выделкой покоя» – принята ими едва ли не как своя собственная. И наш Обломов был принят ими в свой круг, и стал одним из философских знамен этого движения.

Виктор Каменев, литературный «Обломов-клуб»

Обломов и «обломовщина»

Роман «Обломов» является вершиной творчества И.А. Гончарова. В нем писатель создал незабываемый образ лишнего человека. Приступая к написанию романа, автор ставил цель рассказать читателю о жизни «честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

Но вниманию читателя представляется более широкая картина, чем просто жизнь главного героя – Ильи Ильича Обломова. Роман Гончарова воспроизводит эпоху 40–50-х годов XIX века и дает яркое полотно помещичьей Обломовки и чиновничьего Петербурга с его калейдоскопом социальных типов – от крепостных слуг до представителей столичного барства.

Главный герой романа, Обломов Илья Ильич, человек «лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки». Таким читатель застает героя в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром. Из главы «Сон Обломова», а также из отдельных, разбросанных по всему тексту штрихов, читатель узнает о детстве и юности героя. Он рос и воспитывался среди людей, которые понимали жизнь как «идеал покоя и бездействия», а труд считали наказанием.

Жизнь в Обломовке и привычка делать все с помощью других людей развили в герое апатическую неподвижность. Весь роман – это история человека, который медленно, но верно погружается в трясину апатии. Иной тип характера раскрыт в образе Андрея Штольца – немца по отцу, русского по матери. В Андрее с детства развивались такие черты, как инициативность и трудолюбие. Он не может понять Обломова и не теряет надежды возродить его к жизни. Уезжая в очередной раз за границу, Андрей поручает заботу о своем друге Ольге Ильинской – молодой девушке, лишенной светской фальши и кокетства. Она пыталась изменить Обломова, заставить его жить другой, активной и мыслящей жизнью. Но они по-разному понимали идеал жизни. Прощаясь с Ильей, Ольга говорит: «Я узнала недавно только, что любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе то, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!»

Обломов и сам понимает, что не достоин Ольги, хотя любит ее искренне и бескорыстно. Их история любви красива и романтична, но у нее не может быть продолжения, потому что Илья и Ольга – разные люди. Если он представляет себе будущее в тихих, спокойных прогулках по саду, приятных беседах, встречах гостей, то для нее – это непрерывное движение вперед. Но именно Ольга сумела разглядеть иные, присущие цельной натуре, черты характера Обломова: честность, открытость, способность на глубокие чувства. Все эти качества чужды дельцам и карьеристам, которые периодически появляются у дивана Ильи Ильича. Каждый из них, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной и деятельной жизни, которую действительность предлагает герою вместо лежания на диване. После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог разговору с ним и выносит отрицательную оценку. Обломова совершенно не привлекает ни карьера, ни светские успехи, потому что он видит в них только бесполезную суету. Его же душа требует чего-то возвышенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дивана. Выросший на лоне русской природы, среди покоя и тишины, окруженный заботой и лаской, он не мог найти себя в расчетливом и суетливом мире большого города, в обществе, в котором, по его мнению, нет «интересов ума, сердца, нет всеобщей симпатии».

Обладающий огромной силой обобщения, образ Обломова относится к «вечным» образам не только русской, но и мировой литературы. Фигура главного героя неоднозначна и вызывает у читателей различные мнения. Одни видят в нем мудреца и созерцателя, человека с добрым, «голубиным», сердцем. Другие отмечают, главным образом, его лень и апатию, бесполезность и никчемность. Но автор, работая над романом, стремился к тому, чтобы читатель соединил все образы произведения в одно целое и смог составить представление о русской жизни и актуальных для этого времени проблемах. Рассказывая о жизни главного героя, Гончаров показал такое широкое понятие, как обломовщина. С одной стороны, оно включает в себя весь патриархальный уклад русской жизни с ее праздной сонливостью, культом еды, стремлением к тишине и покою, а с другой стороны – поэтичность, доброту и любовь. Слово «обломовщина» впервые произносит Штольц – друг Ильи Ильича и его антипод. Когда Андрей понимает, что надежды на возрождение Обломова к жизни нет, он восклицает: «Погиб… Навсегда погиб!», а позднее говорит Ольге, что в доме Ильи царит «обломовщина». Это понятие становится одновременно и ключевым, и роковым для главного героя. Все попытки Андрея Штольца и Ольги Ильинской возродить Илью Ильича оказываются безуспешными: трясина апатии берет вверх и поглощает живое и чистое начало героя, приводит его личность к гибели – вначале нравственной, а затем и физической. Таков итог жизни доброго и думающего человека, способного в иных условиях принести большую пользу обществу. Истоки его трагедии коренятся в общественном укладе патриархальной России. Лень и апатия героя – результат воспитания и окружающих обстоятельств. Именно «обломовщина», справедливо названная Н.А. Добролюбовым чертой русского национального характера, искалечила судьбу главного героя и погубила его. И это было очень мучительно для самого Обломова, который «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее. » Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не могут оставить безразличными и читателя.

Слово «обломовщина» стало нарицательным благодаря критику Н.А. Добролюбову. В своей статье он подробно рассмотрел проблему, затронутую Гончаровым и не потерявшую своей актуальности и в наши дни. Илья Ильич, делясь своими мыслями со Штольцем, говорит: «Наше имя легион», и он совершенно прав. Явление обломовщины, заглушающее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия, способно погубить многих людей. Поэтому каждый из нас должен задуматься, вовремя увидеть и искоренить признаки этой душевной болезни, способной «повергнуть человека в жалкое состояние нравственного рабства».

Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов»:

Ссылка на основную публикацию
×
×