Характеристика образа Марьи Михайловны: сочинение

Образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе “Война и мир” в цитатах: описание внешности и характера (Мари Болконская)

Княжна Марья и
Андрей Болконский.
Художник А. Николаев

Княжна Марья Болконская (Мари) в романе “Война и мир” – это одна из центральных героинь произведения.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе “Война и мир”: описание внешности, личности и характера в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману “Война и мир”

Образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе “Война и мир” Толстого

“. богатой и знатной девице. ”
“. Возьмут за связи, за богатство. “

Марья – дочь богатого влиятельного князя Николая Болконского:
“. Отец очень богат и скуп. ”

Княжна Марья – родная сестра Андрея Болконского:
“. У нее брат, вот что недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова. “

Внешность Княжны Марьи Болконской


Описание внешности княжны Марьи :
“. некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. “

Княжна Марья – некрасивая девушка:
“. к злому старику и к богатой уродливой наследнице. ”
“..«La pauvre fille! Elle est diablement laide*», – думал про нее Анатоль. ”

“. Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны. ”
“. Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею. ”
“. несмотря на некрасивость всего лица. ”
“. а ей уродовать себя нечего – и так дурна. ”
“. делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым . “

У княжны Марьи прекрасные, большие и лучистые глаза:
“. в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть. ”
“. взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея. ”
“. Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. ”
“. Княжна Марья с заплаканными прекрасными глазами, все еще смотрела в дверь. “

У княжны Марьи тяжелая походка:

“. тяжелые ступни княжны Марьи . ”
“. тяжело ступая, перешла к столу. ”
“. Это были тяжелые шаги княжны Марьи. ”
“. она вошла своей тяжелой походкой, ступая на пятки. ”
“. княжна Марья, своими тяжелыми мягкими шагами подбегая к невестке. “

Княжна Марья – неловкая, неграциозная девушка:
“. И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство. ”
“. сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали. “

Личность и характер княжны Марьи Болконской

Марья получила домашнее образование. Отец сам обучал ее математике:
“. математика и мои уроки геометрии. “

Княжна Марья – особенная, прелестная девушка:
“. Право, какая девушка, прелесть! И она совсем не так дурна. ”
“. все только подтверждали его убеждение, что она была совсем особенное и необыкновенное существо. “

Княжна Марья – очень чистая, невинная девушка:
“. Но вы презираете меня, вы, столь чистая, должны презирать меня, вы никогда не поймете этого увлечения страсти. “

Княжна Марья – добрая девушка:
“. Я все сделаю, чтоб устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. “

Княжна Марья – кроткая, спокойная девушка:
“. в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила . ” (Жюли о Мари)
“. с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. “

Княжна Марья – робкая девушка:
“. Княжна робко потянула за дверь . ”

Княжна Марья ценит в людях их душевные качества прежде всего:
“. прекрасное сердце это то качество, которое я более всего ценю в людях. ” (Мари о себе)

Княжна Марья не любит порядок:
“. села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен. ” (о порядке в доме)

Старый князь Болконский и
княжна Марья.
Художник В. Серов

Княжна Марья всю жизнь живет в деревне. Ей нравится деревенская жизнь:
“. Ты живешь в деревне и не находишь эту жизнь ужасною. ” (Андрей Болконский сестре Марье)
“. Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни. “

Княжна Марья воспитывает своего племянника Николеньку (сына Андрея Болконского):
“. княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику. ”
“. Николушка и его воспитание, André и религия были утешениями и радостями княжны Марьи. “

Княжна Марья помогает “божьим людям” – бездомным странникам:
“. Это Машины божьи люди. ”
“. этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю. ”
“. Утешительную мечту и надежду эту дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. ”

Княжна Марья знает Пьера Безухова с детства:
“. о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. “

Это была цитатная характеристика и образ княжны Марьи Болконской (Мари) в романе “Война и мир” Толстого: описание внешности, характера и личности героини.

Характеристика и образ княжны Марьи Болконской в романе Война и мир Толстого сочинение

Одним из важнейших героев романа Л.Н. Толстого- княжна Марья Болконская. Девушка, выросшая в деревне и не знающая светских забав, влюбляет в себя читателя благодаря таким чертам характера как доброта, наивность, мечтательность и склонность к самопожертвованию.

Княжна Марья живет безвыездно вместе со своим отцом Николаем Андреевичем Болконским в имении Лысые Горы. Князь – человек непростой, грубый, педантичный со строптивым и почти невыносимым характером, к тому же любящий поворчать и позанудствовать. Свою дочь он вечно ругает, придирается, всячески оскорбляет.

Автор описывает княжну как несимпатичную девушку с худым лицом и тщедушным телом. Но далее перед нами предстает совершенно иной образ, в котором особое внимание писатель уделяет глазам девушки – таким чистым, глубоким, излучающим теплый свет ее чистой души. Таким образом, красота духовная, отражающаяся в ее взгляде, делала княжну Марью удивительно привлекательной.

Образ княжны олицетворяет собой нравственный, цельный, совершенный человеческий тип. Подобно всем другим женским персонажам, Марья на подсознательном уровне все время находится в ожидании настоящей любви и семейного счастья.

Княжна отличается своей безмерной романтичностью и любовью к окружающим. Эта девушка очень умна и религиозна. Она смиренно переносит безумные выходки своего батюшки, все его бесконечные издевки и унижения, потому что любит его всем сердцем и душой. Она любит всех людей, которые ее окружают, и даже тех, кто когда-то предал ее или причинил боль. И на всех, кто находится с ней рядом, будто нисходит вся теплота и любовь к ближнему, что наполняют душу княжны Марьи. Она делает людей лучше, добрее, они словно растворяются в ней, подчиняясь этой необъяснимой духовной силе молодой женщины.

Писатель создает для своей героини удивительную судьбу, в которой оказываются воплощены самые заветные мечты провинциальной девушки. Жизнь Марьи не была простой. Помимо сложных отношений с отцом, судьба заставила ее пережить предательство и потерю близких людей, плен и чудесное освобождение, подаренное ее будущим мужем Николаем Ростовым. Молодые люди проникаются друг к другу нежными чувствами, а в дальнейшем их ожидает свадьба и счастливая семейная жизнь.

Несмотря на романтическую свою натуру, княжна Марья, отнюдь не теряет ощущения реальности и сохраняет способность трезво оценивать ситуацию. Религиозность этой девушки вытекает не столько из воспитания, а сколько из нравственного убеждения, ее добросердечного отношения к миру, ее открытости, искренности и великодушия.

Образ княжны Марьи наполнен трепетом, человеческой привлекательностью и теплотой. Наблюдая события жизни этой героини, читатель не может остаться равнодушным, искренне переживая за Марью.

Сочинение про княжну Марью Болконскую

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» пишет о многих девушках. Образ Марьи Болконской не стал исключением.

Толстой описывает тяжелую жизнь девушки. Княжна Марья росла без матери, и это наложило на нее определенный отпечаток. Девушка никогда не ощущала на себе материнской любви и лишь могла себе это представить.

Марью Болконскую и ее брата воспитывал отец. Николай Андреевич был очень сложным человеком. Княжна Марья воспитывалась в жестких условиях. Ее отец Николай считал, что детей стоит держать в ежовых рукавицах. Марье сильно доставалось от отца. Николай Андреевич очень унижал свою дочь. Несмотря на все унижения и оскорбления Марья выросла очень доброй девушкой. Она относилась ко всем хорошо. Даже когда отец ее обижал, она безумно его любила. К брату Андрею она тоже относилась тепло и нежно.

Росла Марья Болконская в деревне и большим количеством друзей похвастаться не могла. Суровое воспитание отца, который приучал Болконскую к точным наукам, помогло Марьи вырасти умной девушкой. Княжна была всегда чем-то занята, ведь Николай считал, что негоже девушке шляться по светским вечерам. О многих развлечениях Болконская даже не подозревала. У Марьи Николаевны была подруга по переписке Жюли Карагина. С остальными у нее отношения как-то не складывались. Наташа Ростова не хотела дружить с девушкой. Продлилось это недолго, через некоторое время все изменилось. Когда Андрей Болконский получил ранение, две девушки ухаживали за ним. Всю свою теплоту и любовь они дарили Болконскому. Постепенно девушки сдружились и поменяли друг к другу отношение.

Читайте также:  Роман Гончарова Обломов глазами современного читателя: сочинение

Внешность княжны Марьи Болконской была незаурядной. Девушка была очень худой, а тело слабым. Во внешности Марьи выделялись большие глаза. Они были наполнены грустью и печалью, но в то же время очень красивыми. Многие не обращали на ее тело никакого внимания, взглянув в ее глаза один раз. Несмотря на то, что веселья в их доме особо не было, девушка бала очень жизнерадостной. На момент когда у Николая Болконского не было настроения, Марья тоже вела себя сдержанно и кротко. У отца очень редко было хорошее настроение. Марья Болконская постоянно ухаживала за своим отцом. Николай Андреевич относился к дочери как к прислуге, но девушка все равно очень хорошо относилась к нему.

Княжна хотела семью и детей. Она часто мечтала о том, какой будет ее семья, а Толстой даже писал о самых сокровенных мыслях девушки. Когда к ним приезжал Анатолий девушка менялась. Болконскую, которая так хотела любви, становилось не узнать.

Болконская готова прийти на помощь любому, она всем помогала и могла даже пожертвовать своим счастьем ради счастья другого человека. Марья отзывчивая девушка и всегда всем несла добро.

Марья Болконская вызывает у читателя теплые чувства. Ведь с такой мечтательностью к жизни, с которой относилась она, можно только позавидовать, сколько в девушке любви и наивности. Лев Николаевич посвятил Марье Болконской не столько страниц как Наташе Ростовой, но относился к девушке с особой теплотой. В итоге автор награждает Болконскую любящей семьей, которую она так заслуживает.

Вариант 3

Мария Болконская была одним из персонажей романа Л.Н.Толстого Война и мир. Мария получила прекрасное образование, но её любимым развлечением была математика.

Воспитывал Марию отец. Мария не была похожа на ровесниц. Она умная, прекрасно воспитанная, но непривлекательная девушка. Но у неё была душевная красота, отображавшаяся в её огромных сияющих глазах. Она с самого начала удивляет, благородством и внутренней красотой.

В семье Болконских не полагается показывать свои чувства, но несмотря на это Мария очень любит своего брата. Мария считает себя счастливой девушкой и желает того же и для брата.

Будучи состоятельной, она считалась хорошей невестой. По этой причине князь Василий Курагин хочет женить своего сына Анатолия на умной Марии. Добрая и романтичная девушка думала, что сможет полюбить Анатолия и мечтала об их совместной жизни. Князь Владимир вскоре узнал, что сыну нравится молоденькая служанка Бурьен. Мария тоже узнает об этом. Она не только не оскорблена, но и предлагает, чтобы Анатолий женился на служанке. В 1912 году в Лысые Горы ворвалась война.

После того как умирает отец, Мария остаётся ожидать нашествия французов совсем одна. В критическом положении на помощь Марии приходит граф Николай Ростов, прибывший в поместье за кормом для лошадей. Промеж ними вспыхивают уникальные чувства. Николая очаровали Машины огромные глаза, которые светились чудесным светом, преображая всё её лицо.

В заключении говорится о свадьбе Марии и Николая. Дом в деревне отстроили, и граф занимается хозяйством. Он любит и восхищается своей женой. Графиня, как и муж ведёт хозяйство и растит детей. Мария часто не соглашается с мужем, делая попытку втолковать мужу, что в жизни нужны не только физическое, но и внутреннее богатство. Любовь Марии становится к мужу всё сильнее. На примере Марии Толстой открывает читателю, что красота духовная гораздо лучше и ценится более чем физическая. Человек, с красивой душой достоин любви и уважения, а внешняя красота будет меркнуть и угасать с годами.

Сочинение 4

О внешности героини судить достаточно сложно, Л. Н. Толстой не заостряет внимание на описании ее внешности, он лишь отмечает, что у княжны лицо худое, слабое тело, трудная походка, но делает акцент на ее большие и грустные глаза, благодаря которым окружающие не замечали не слишком привлекательные черты.

Характер у Марьи Болконской живой, она хорошо чувствует настроение окружающих, и оно переходит на героиню, из-за чего княжна склонна к частой перемене настроения. Высокодуховная и глубоко верующая в Бога Болконская может пожертвовать своими интересами в угоду другим, писатель также указывает на образованность героини.

Марья выросла без матери, воспитываясь строгим отцом, что несомненно накладывает отпечаток на ее характер. Княжна очень любит и уважает отца, хотя и побаивается его. Героиня сильно привязана к брату, для нее дом и семья- очень важные понятия, которым она предает огромное значение, и она мечтает о своей замужестве, детях и счастливой семье. Как личность глубоко верующая, она не ропщет на судьбу, веря, что всем управляет Бог.

С Натальей Марья по началу не находит общего языка, они, несмотря на то, что в некоторую схожесть в характерах, все еще довольно разные. Они находят общий язык во время ухода за раненым Андреем, к тому времени характер Ростовой терпит большие изменения, и она вырастает как личность.

Несмотря на кажущуюся хрупкость и беспомощность, героиня сильна духом, на что указывает ее способность выдерживать все испытания, которые ей посылаются по ходу романа, за что в конце вознаграждается любовью и семьей, о которых она так мечтала.

Несомненно, Л. Н. Толстой большую симпатию испытывает к образу Наташи Ростовой, княжна Марья несомненно тоже вызывает в нем сильные чувства, писатель уделяет много внимания образу Марьи, делая его интересным и многогранным.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ княжны Марьи Болконской в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Сказка про Конька – Горбунка, написанная автором Петром Павловичем Ершовым, изложена в стихотворном стиле и имеет очень интересный сюжет.

Моя родина – Беларусь. Мне очень повезло родиться в такой прекрасной и неповторимой стране. Интересное название Белая Русь говорит о чистоте и простоте этих мест, необычайных пейзажах

Жизнь человека переполнена разными событиями, в числе которых немало переживаний, бед, огорчений и боли. Существуют четыре типа темперамента. Из них я выделю сангвиников и меланхоликов.

В творчестве каждого великого художника тема любви занимает ведущее место. Отношения между мужчиной и женщиной – самые волнующие, не поддающиеся однозначному толкованию. Невозможно найти одинакового подхода к этой теме у разных писателей.

В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» описывается ситуация, когда семь мужиков в споре решают найти человека, кому живется весело и вольготно на Руси.

Образ и характер характеристика Княжны Марьи по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Образ княжны Марьи – один из любимых женских образов Л.Н. Толстого. Прототипом образа княжны Болконской была мать автора, которую он не помнил, но в своем воображении представлял ее духовный облик. Толстой молился ее душе, и эта молитва помогала ему в тяжелые моменты жизни.

Автор изобразил Марью Болконскую нравственно цельной и гармоничной личностью, которая обладает огромной внутренней силой и нерушимыми ценностными ориентирами.

Внешняя характеристика героини, как и у всех любимых героев Толстого, непривлекательна, самой себе она казалась и вовсе некрасивой, не находили ее красавицей и светские щеголи. Однако ее глаза, «большие, глубокие, лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)» говорили о богатом и прекрасном внутреннем мире, который гораздо важнее, чем внешняя красота. Глаза княжны Марьи сияли, когда она начинала говорить о том, что любит, они «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица… делались привлекательнее красоты».

Княжна Марья живет в имении Лысые Горы с отцом Николаем Андреевичем, екатерининским вельможей, который был сослан при Павле, после чего не выезжал из имения.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Отец Болконской педантичен, нередко груб и брюзглив. Он часто насмехается над дочерью, но она любит его нежно и глубоко.

Автор уготовил девушке удивительную судьбу. Она проходит тяжелый путь, но все ее романтические мечты исполняются. Княжна Болконская готова на самопожертвование, которое является ее моральным принципом. Она живет согласно христианской морали: любит всех и прощает всем. Марья Болконская высокообразованна, она любит музыку, много читает. Отец старается подготовить детей к самостоятельной жизни, стремится научить их думать и принимать ответственные решения. «…математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу», – повторяет Николай Андреевич. Но княжна и не похожа на этих барышень. Живя взаперти в деревне, не участвуя в удовольствиях светской жизни, переписываясь с Жюли Карагиной, подругой детства, Марья искренне утешает и поддерживает ее. В письмах же подруги содержатся лишь светские сплетни, да пустая болтовня.

Княжна Марья умеет глубоко чувствовать и ее натура настолько тонка, что она способна каким-то внутренним чутьем понимать, что происходит с ее близкими. Именно она отказывалась верить в то, что князь Андрей погиб под Аустерлицем. Княжна беспокоится о внезапно разбогатевшем Пьере, и не напрасно, на его пути на самом деле возникает слишком много трудностей. Марья чувствует, что ее брат несчастлив в браке. Она пытается понять и найти оправдания «маленькой княгине». Именно княжна Марья благословляет и проводит последние минуты с князем Андреем перед его отъездом на войну. И княжне Марье принадлежат в романе основные идеи о войне и мире. Еще на первых страницах романа Марья пишет Жюли о том, что война — это свидетельство того, что люди позабыли Бога. Эту же мысль гораздо позже высказывает и князь Андрей.

Богатая княжна Болконская была завидной невестой. Приезд в дом Болконских князя Василия Курагина с непутевым сыном Анатолем и его сватовство стало причиной большой перемены во внутреннем мире девушки. Если до этого она считала, что ее жизнь наполнена любовью к Богу, то сейчас она понимает, что есть еще и любовь земная. Княжна готова полюбить Анатоля, но, к счастью, он быстро демонстрирует свою истинную сущность. Ей предназначен судьбой совсем другой человек – Николай Ростов, который появляется в самый трудный для нее момент. Но отношения между ними непростые. Николай чувствует, что не имеет права любить княжну Марью, ведь он дал слово Соне, кроме того, богатство Болконской смущает его. Марья Николаевна тоже считает, что потеряв отца и брата, она не может думать о личном счастье. Но стоит им увидеть друг друга, как уходят прочь все сомнения.

Читайте также:  «Воспитание — великое дело им решается участь человека…» (По роману Гончарова «Обломов»): сочинение

В эпилоге автор рассказывает о жизни Ростовых в имении Лысые Горы. Княжна Марья счастлива, и она достойна этого счастья. Николай тоже счастливый муж и отец, он любит жену, гордится и восхищается ею.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3406

Сочинение: Образ Марьи Ивановны в повести Пушкина Капитанская дочка

Образ Марьи Ивановны в повести Пушкина «Капитанская дочка»

Автор: Пушкин А.С.

Недавно я прочитала произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Над этой повестью Пушкин работал в 1834—1836 годах. В ее основу положены картины народного крестьянского восстания, вызванным тяжелым, бесправным положением закрепощенного народа. Повесть написана от первого лица – Петра Гринева, он же главный герой. Не менее интересной личностью в этом произведении является Маша Миронова. Когда Петр приехал в Белогорскую крепость, то поначалу Маша, по предубеждению Швабрина, показалась ему очень скромной и тихой – «совершенной дурочкою», но затем, когда они познакомились ближе, то он нашел в ней «благоразумную и чувствительную девушку»

Маша очень сильно любила своих родителей и относилась к ним с почтением. Ее родители были людьми необразованными и с ограниченным кругозором. Но в то же время это были люди в высшей степени простые и добродушные, преданные своему долгу, готовые бесстрашно умереть за то, что они считали «святыней своей совести».

Марья Ивановна не любила Швабрина. «Он очень мне противен», – так говорила Маша. Швабрин – полная противоположность Гриневу. Он образован, умен, наблюдателен, интересный собеседник, но ради достижения своих целей он мог совершить любой бесчестный поступок.

Об отношении Савельича к Маше видно из его письма Гриневу-отцу: «А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается». Савельич считал, что любовь между Гриневым и Машей это естественное развитие событий.

Родители Гринева поначалу, получив лживый донос Швабрина, относились к Маше с недоверием, но после того, как Маша поселилась у них, изменили свое отношение к ней.

Все самые лучшие качества раскрываются в Маше во время ее поездки в Царское Село. Маша, уверенная в том, что она виновата в бедах своего жениха, отправляется на прием к императрице. Боязливая, слабая, скромная девушка, никогда не выезжавшая одна из крепости, вдруг решается поехать к императрице, чтобы доказать невиновность своего жениха любой ценой.

Природа предвещает удачу в этом деле. «Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип… Широкое озеро сияло неподвижно…». Встреча Маши с царицей произошла неожиданно. Маша, доверившись незнакомой даме, рассказала ей все, зачем приехала к царице. Она говорит просто, открыто, откровенно, убеждает незнакомку, что ее жених не предатель. Для Маши это была своеобразная репетиция, перед визитом к императрице, поэтому она говорит смело и доказательно. Именно эта глава объясняет название повести: простая русская девушка оказывается победительницей в сложной ситуации, настоящая капитанская дочка.

Любовь между Гриневым и Машей вспыхнула не сразу, ведь молодому человеку девушка сначала не понравилась. Можно сказать, что все происходило очень буднично. Молодые люди виделись изо дня в день, постепенно привыкали друг к другу и открывались навстречу своим чувствам.

Практически в начале повести любовь Маши и Гринева заходит в тупик из-за категорически отказавшего в согласии на брак Гринева-отца, с одной стороны и , с другой стороны, решительного отказа Маши выйти замуж за Гринева «без благословения» его родителей. Гринев «впал в мрачную задумчивость», «потерял охоту к чтению и словесности», и лишь «неожиданные происшествия», связанные с восстанием Пугачева, вывели их роман с Машей на новый уровень серьезных испытаний.

Эти испытания молодые люди прошли с честью. Гринев смело явился к Пугачеву, вождю крестьянского восстания, для спасения своей невесты и достиг этого. Маша едет к императрице и в свою очередь спасает своего жениха.

Мне кажется, что А.С. Пушкин с огромным удовольствием закончил эту повесть на оптимистичной ноте. Гринева освободили, Маша была обласкана императрицей. Молодые люди поженились. Отец Гринева, Андрей Петрович, получил оправдательное письмо от Екатерины II на своего сына. Мне понравилась эта повесть именно тем, что закончилась благополучно, что Маша и Петр, несмотря на сложнейшие испытания, сохранили и не предали свою любовь.

Сочинение: Образ княжны Марьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В одном из писем поры завершения «Войны и мира» Тол­стой говорит о главных героях романа: «Я бы хотел, чтобы вы полюбили моих этих детей. Там есть славные люди. Я их очень люблю».

У Толстого мужские образы все-таки являются главенству­ющими, потому что его герои, как и герои Достоевского, — это герои-идеологи. Но в ряду героинь Толстого есть одна своего рода идеологическая героиня. Это княжна Марья, но она не участвует в центральном романном треугольнике, и о ней часто забывают, увлекаясь образом Наташи.

Да, Толстой любил Наташу, образ ее поэтичен (хотя и не на всем протяжении книги). Прототипом Наташи была обворожи­тельная Т. А. Берс. Но прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, портреты ее даже не со­хранились, и он создал в своем воображении ее духовный об­лик. «Я молился ее душе», — говорил Толстой. Эта молитва всегда помогала ему в трудные минуты жизни. Согласитесь, что это совсем другое отношение, чем восхищение хорошенькой, непосредственной девушкой. И это предопределило характер двух главных женских образов «Войны и мира».

Толстой не сообщает нам деталей внешности княжны Ма­рьи. Она существует в ином, чем Наташа, измерении. Наташа может быть «совершенно дурною», когда плачет, но княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Ни один из извест­ных мне авторов не написал чего-нибудь подобного о своей ге­роине. Толстой как бы «не удостаивает» описания внешность княжны Марьи, потому что природа ее иная — духовная. Мы знаем о ней, что светским щеголям она казалась «дурною». Се­бе она тоже казалась некрасивой, когда смотрела на себя в зер­кало. Анатоля Курагина, сразу отметившего достоинства «глаз», «плеч» и «волос» Наташи Ростовой, княжна Марья ни­чем таким не привлекала.
[sms]

Она не выезжает на балы, потому что живет одиноко в де­ревне, обществом пустой и глупой компаньонки-француженки тяготится, смертельно боится строгого отца, но не ропщет на судьбу. Если и можно сравнить ее с кем-либо из героинь рус­ской литературы, так это с Соней Мармеладовой, которая тоже приносит себя в жертву своей семье. Этих героинь объединяет главное — вера. Хороша или плоха их религия — другой во­прос. Важно, что они обладают несокрушимой внутренней си­лой, такой четкостью нравственного ориентира, какой не было у героев-мужчин. Соня и княжна Марья — это эталон женщи­ны-христианки. И не важно, что Соня — проститутка, а княжна Марья в начале книги затворница, а в конце счастливая жена и мать. Это их не разводит на разные полюсы. Скорее, наобо­рот, два гениальных писателя одинаково убедительно показали, что социальная, так сказать, роль, социальный статус перед ис­тинной верой — ничто.

И главные идеи о войне и мире высказывает в книге Толсто­го женщина — княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война — это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до 1812 года и всех его ужасов. По сути, к этой же мысли придет после многих жестоких сражений, по­сле того, как он видел смерть лицом к лицу, после плена, после тяжелых ранений ее брат — профессиональный военный, по­смеивавшийся над своей сестрой и называвший ее «плаксой». Княжна Марья предсказывает князю Андрею, что он поймет, что есть «счастье прощать». И он, повидавший Восток и Запад, переживший счастье и горе, составлявший государственные за-

коны и диспозиции сражений, философствовавший с Кутузо­вым, Сперанским и другими лучшими умами, перечитавший столько книг и знакомый со всеми великими идеями века, — он поймет, что права была его младшая сестра, которая проводила жизнь в захолустье, ни с кем не общалась, трепетала перед от­цом и разучивала сложные гаммы да плакала над задачами из геометрии. Он действительно прощает смертельного врага — Анатоля.

Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее (как, впрочем, и всех в книге) по своей проницательности, умению понимать людей и события. Князь Андрей предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров, что не раз вызывало изумление критиков, упрекавших Толстого в анахронизмах, в отступлени­ях от верности эпохе, в «осовременивании» Болконского и т. д. Но это особая тема.

А вот участь самого князя Андрея предска­зала его сестра. Она знала, что он не погиб под Аустерлицем, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она поняла и то, что на счету каждая минута, когда, не имея о бра­те никаких сведений, пустилась в трудный путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых уже хозяйничали отряды французов. Она знала, что брат идет на смерть, и предсказала ему, что он простит перед смертью своего злейшего врага. И ав­тор, заметьте, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровско-го бунта права никогда не управлявшая имением робкая княж­на, а не мужики, предполагающие, что им лучше будет под вла­стью Наполеона.

Или вот еще, казалось бы, незначительная деталь: в письме той же Жюли княжна Марья высказывает свои опасения за Пьера, неожиданно сделавшегося богачом. Она предвидит, что большие соблазны и искушения стоят на его пути. И точно, вся его дальнейшая жизнь — преодоление искушений, победы и ошибки. Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиб­лась роковым образом в Анатоле. Но ошибка эта иного рода, чем ошибка Наташи. Наташей движет тщеславие, чувствен­ность — что угодно. Княжной Марьей движут Долг и Вера. По­этому она не может ошибиться. Она принимает судьбу как ис­пытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и пытатьея отравиться, как Наташа Ростова.

Наташа своевольна — княжна Марья покорна. Наташа не умеет страдать, она научится этому много позже, у постели умирающего князя Андрея или даже потом, когда будет вспо- минать его последние дни и последние слова вместе с его сест­рой. Тогда ей откроется другая сторона жизни.

Считается, что в своих философских и исторических взгля­дах Толстой ближе всего к фатализму. Я бы изменила формули­ровку. Толстой призывает нас стойко встречать все, что пошлет нам Бог или Судьба. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу. Она думает не о себе и никог­да не плачет от «боли или от обиды», а только от «грусти или жалости». Ведь ангелу нельзя причинить боль, нельзя и обма­нуть или обидеть его. Можно только принять его предсказание, весть, которую он несет, и молиться ему о спасении.[/sms]

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Образ Марьи Ивановны в повести Пушкина Капитанская дочка
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 08:17:15 05 марта 2011 Похожие работы
Просмотров: 2445 Комментариев: 16 Оценило: 8 человек Средний балл: 3.9 Оценка: 4 Скачать