Гомер великий древнегреческий поэт: сочинение

Гомер великий древнегреческий поэт: сочинение

Гомер первый поэт Древней Греции, чьи произведения дошли до наших дней.

Гомер и сегодня считается одним из лучших европейских поэтов. Он был автором двух героических поэм античности «Илиады» и «Одиссеи», которые являются одними из первых памятников мировой литературы. Гомер считается легендарным поэтом, потому что о нём нам ничего достоверно неизвестно.

Из биографии Гомера:

О самом Гомере никаких достоверных сведений нет. Имя «Гомер» впервые встречается в 7 в. до н. э. Именно тогда Каллин Эфесский назвал так создателя «Фиваиды». Значение этого имени пытались объяснить еще во времена античности. Предлагались следующие варианты: «слепец» (Эфор Кимский), «следующий за» (Аристотель), «заложник» (Гесихий). Однако современные исследователи полагают, что все они столь же неубедительны, как и предложения некоторых ученых приписать ему значение «аккомпаниатор» или «слагатель». Наверняка в своей ионической форме данное слово является реальным личным именем.

Биография этого поэта может быть воссоздана лишь предположительно. Это касается даже места рождения Гомера, которое до сих пор неизвестно. Семь городов боролись за право считаться его родиной: Хиос, Смирна, Саламин, Колофон, Аргос, Родос, Афины. Вполне вероятно, что «Одиссея» и «Илиада» были созданы на малоазийском побережье Греции, которое было заселено в то время ионийскими племенами. А возможно, эти поэмы были сложены на каком-то из прилегающих островов.

Гомеровский диалект, впрочем, не дает никаких точных сведений о том, к какому племени принадлежал Гомер, это остается загадкой. Он представляет собой сочетание эолийского и ионийского диалектов древнегреческого. Некоторые исследователи предполагают, что он является одной из форм сформировавшегося задолго до Гомера поэтического койнэ.

Был ли Гомер слепым? Гомер — древнегреческий поэт, биография которого была реконструирована многими, начиная с древних времен и до наших дней. Известно, что он традиционно изображается слепым. Однако вероятнее всего, что это представление о нем является реконструкцией, типичной для жанра античной биографии, а не исходит из реальных фактов о Гомере. Так как многие легендарные певцы и прорицатели были слепыми (в частности, Тиресий), по логике античности, связывавшей поэтический и пророческий дар, предположение о том, что Гомер был слепым, выглядело правдоподобным.

Античные хронографы также расходятся в определении времени, когда жил Гомер. Он мог создать свои произведения в разные годы. Некоторые считают, что он был современником Троянской войны, то есть жил в начале 12 в. до н. э. Однако Геродот утверждал, что Гомер жил примерно в середине 9 в. до н. э. Ученые современности склонны датировать его деятельность 8-м или даже 7-м веком до н. э. При этом в качестве основного места жизни указывается Хиос или другой регион Ионии, находящийся на побережье Малой Азии.

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. В античной литературе имеется девять биографий Гомера, но всё они содержат в себе сказочные и фантастические элементы.

Имеются сведения о том, что в первой половине VI в. до н.э. афинский законодатель Солон поставил исполнять поэмы Гомера на празднике Панафиней и что во второй половине того же века тиран Писистрат созвал комиссию из четырех человек для записи поэм Гомера. Отсюда можно заключить, что уже в VI в. до н.э. текст Гомера был вполне известен, хотя, что это были за произведения точно не установлено.

Серьёзное изучение поэм Гомера началось в эпоху эллинизма в IV — II вв. до н.э. Изучением его поэм занимался целый ряд учёных Александрийской библиотеки, среди которых особенно известны: Зенодот, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский, Дидим. Но и они не дают никаких точных биографических сведений о Гомере. Общее и популярное мнение всей античности о Гомере сводилось к тому, что это был старый и слепой певец, который, вдохновляясь музой, вёл страннический образ жизни и сам сочинил как две известные нам поэмы, так и много других поэм.

Если говорить о точной дате рождения Гомера, то она доподлинно до сегодняшнего времени неизвестна. Но существует несколько версий его появления на свет. Итак, версия первая. Согласно ей, Гомер появился на свет спустя совсем мало времени после окончания войны с Троей. Согласно второй версии, Гомер родился во время Троянской войны и видел все печальные события. Если следовать третьей версии, То время жизни Гомера варьируется от 100 до 250 лет после окончания Троянской войны. Но все версии схожи в том, что период творчества Гомера, точнее, его расцвет, приходится на конец 10 – начало 9 века до нашей эры.

Умер же легендарный сказитель на острове Хиос.

По причине недостаточности многих биографических данных в связи с личностью Гомера стало появляться большое количество легенд.

Одна из них говорит, что незадолго до смерти Гомер обратился к провидцу, чтобы тот раскрыл тайну его происхождения на свет. Тогда провидец назвал Хиос, как место, где Гомер скончается. Гомер отправился туда. Он помнил наставление мудреца – опасаться загадок от молодежи. Но помнить – это одно, а на деле всегда выходит по-другому. Мальчишки, которые удили рыбу, увидели незнакомца, разговорились с ним и загадали ему одну загадку. Он не мог найти на нее ответа, пошел в своих думах, запнулся и упал. Спустя три дня Гомер скончался. Там он был и похоронен.

О творчестве Гомера:

Гомер известен миру как древнегреческий поэт. Современная наука признает за Гомером авторство таких поэм, как «Илиада» и «Одиссея», однако в античности его признавали автором и других произведений. До наших дней сохранились фрагменты нескольких из них. Однако сегодня считается, что они были написаны автором, жившим позже Гомера. Это комическая поэма «Маргит», «Гомеровы гимны» и другие.

Перу Гомера принадлежит две гениальных поэмы: «Одиссея» и «Илиада». Греки во все времена так считали и считают. Некоторые критики стали подвергать этот факт сомнениям и стали высказывать точку зрения, согласно которой эти произведения появились только в 18 веке и принадлежат они совсем не Гомеру.

Как существование личности Гомера в принципе ставиться под сомнение, также существует мнение, что авторство как «Илиады», так и «Одиссеи» принадлежит разным людям, жившим в разное время.

Ясно, что «Одиссея» и «Илиада» были написаны намного позже событий, описываемых в этих произведениях. Тем не менее, их создание можно датировать не ранее чем 6 веком до н. э., когда их существование было достоверно зафиксировано. Таким образом, жизнь Гомера можно отнести к периоду с 12 до 7 века до н. э. Однако самая поздняя дата является наиболее вероятной.

Существует предание о поэтическом поединке, состоявшемся между Гесиодом и Гомером. Оно было описано в сочинении, созданном не позднее 3 в. до н. э. (а некоторые исследователи считают, что значительно раньше). Называется оно «Состязание Гомера и Гесиода». В нем рассказывается о том, что поэты будто бы встретились на играх в честь Амфидема, проводившихся на о. Эвбее. Здесь они читали свои лучшие стихи. Судьей на состязании был царь Панед. Победа была присуждена Гесиоду, поскольку тот призывал к миру и земледелию, а не к побоищам и войне. Однако именно на стороне Гомера были симпатии аудитории.

В 18 веке немецкие лингвисты издали труд, в котором речь идет о том, что в период жизни Гомера письменности не было, тексты хранились в памяти и передавались из уст в уста. Посему такие значительные тексты таким образом нельзя было сохранить. Но такие известные мастера пера, как Гете и Шиллер, все-таки авторство поэм отдавали Гомеру.

С 17-го века перед учеными стоит так называемый гомеровский вопрос — спор об авторстве легендарных поэм. Но, о чем бы ни спорили ученые, Гомер вошел в историю мировой литературы, а у себя на родине еще долгое время после смерти имел особое уважение. Его эпосы считались священными, а сам Платон говорил, что духовное развитие Греции — заслуга именно Гомера.

Как бы то ни было, Гомер — первый античный поэт, чьи произведения дошли до наших дней.

25 интересных фактов о жизни и творчестве Гомера:

1.Имя Гомер в переводе с древнегреческого означает «слепой». Может быть, именно по этой причине возникло предположение, что древнегреческий поэт был слепым.

2. В античности Гомера считали мудрецом: «Мудрее всех эллинов, взятых вместе». Его считали основоположником философии, географии, физики, математики, медицины и эстетики.

3. Около половины найденных древнегреческих литературных папирусов написаны Гомером.

4. Выборочный перевод текстов Гомера выполнил Михаил Ломоносов.

5.В 1829 году Гнедич Николай впервые перевел полностью на русский язык «Илиаду».

6. На сегодня существует девять версий жизнеописания Гомера, но ни одну нельзя считать полностью документальной. В каждом описании большое место занимает вымысел.

7.Традиционно принято изображать Гомера слепым, однако ученые объясняют это не столько реальным состоянием его зрения, сколько влиянием культуры древних греков, где поэтов отождествляли с пророками.

8. Гомер распространял свои произведения с помощью аэдов (певцов). Он выучивал свои работы наизусть и напевал их своим аэдам. Те, в свою очередь, также заучивали произведения и напевали их другим людям. По-другому таких людей называли гомеридами.

9.В честь Гомера назван кратер на Меркурии.

10.В 1960-е годы американские исследователи пропустили все песни «Илиады» через ЭВМ, которая показала, что автор этой поэмы один.

11.Система древнегреческого образования, сформировавшаяся к концу классической эпохи, строилась на изучении творчества Гомера.

12.Поэмы его заучивались полностью или частично, по темам их устраивались декламации и т. д. Позже Рим заимствовал эту систему. Здесь с 1 века н. э. место Гомера занял Вергилий.

13.Большие гекзаметрические поэмы были созданы в послеклассическую эпоху на диалекте древнегреческого автора, а также в качестве соревнования или в подражание «Одиссее» и «Илиаде».

14.В древнеримской литературе первым сохранившимся произведением (хотя и фрагментарно) был перевод «Одиссеи». Сделал его грек Ливий Андроник. Отметим, что главное произведение литературы Древнего Рима — «Энеида» Вергилия — в первых шести книгах является подражанием «Одиссее», а в последних шести — «Илиаде».

15. Греческие рукописи в последние годы существования Византийской империи, а затем и после ее крушения попали на Запад. Так был заново открыт эпохой Возрождения Гомер.

16.Эпические поэмы этого древнегреческого автора — гениальные, бесценные произведения искусства. На протяжении веков они не теряют глубокого смысла и актуальности. Сюжеты и той, и другой поэмы взяты из многогранного и обширного цикла легенд, посвященных Троянской войне. «Одиссея» и «Илиада» отображают только небольшие эпизоды из этого цикла.

17.Очень ярко в «Илиаде» изображены привычки, традиции, моральные аспекты жизни, нравственность и быт древних греков.

18.«Одиссея» является более сложным произведением, чем «Илиада». В нем мы находим множество особенностей, которые и по сей день исследуются с точки зрения литературы. В этой эпической поэме в основном говорится о возвращении в Итаку Одиссея после завершения Троянской войны.

19.«Одиссея» и «Илиада» обладают характерными чертами, одной из которых является эпический стиль. Выдержанный тон повествования, неторопливая обстоятельность, полная объективность изображения, неспешное развитие сюжета — таковы характерные черты произведений, которые создал Гомер.

20.Гомер был устным сказителем, то есть не владел письмом. Однако, несмотря на это, поэмы его отличаются высоким мастерством и поэтической техникой, они обнаруживают единство.

21.Почти во всех творениях античности можно усматривать влияние поэм, которые создал Гомер. Биография и творчество его интересовали и византийцев. В этой стране Гомер тщательно изучался. На сегодняшний день были обнаружены десятки византийских рукописей его поэм. Для произведений античности это беспрецедентно. Более того, ученые Византии создавали комментарии и схолии к Гомеру, компилировали и переписывали его поэмы. Семь томов занимает комментарий архиепископа Евстафия к ним.

22. В науке в середине 19 века господствовало мнение о том, что «Одиссея» и «Илиада» — неисторичные произведения. Однако его опровергли раскопки Генриха Шлимана, которые он провел в Микенах и на холме Гиссарлык в 1870-80-х гг. Сенсационные открытия этого археолога доказали, что Микены, Троя и ахейские цитадели существовали в реальности. Современников немецкого ученого поразили соответствия его находок в 4-й шатровой гробнице, находящейся в Микенах, сделанным Гомером описаниям.

23. Одним из основных аргументов в пользу того, что исторического Гомера не существовало, служило то, что ни один человек не в состоянии запомнить и исполнить стихотворные произведения такого объема. Однако в середине XX века на Балканах фольклористы обнаружили сказителя, который исполнял эпическое произведение размером с «Одиссею»: речь об этом идет в книге американца Альберта Лорда «Сказитель».

24.Краткое содержание произведений Гомера легло в основу множества творений авторов, живших в Древнем Риме. Среди них можно отметить написанную Аполлонием Родосским «Аргонавтику», произведение Нонна Панополитанского «Приключения Диониса» и Квинта Смирнского «Послегомеровские события».

25. Признавая достоинства Гомера, другие поэты Древней Греции воздерживались от создания крупной эпической формы. Они считали, что произведения Гомера — сокровищница мудрости народа Древней Греции.

Гомер – легендарный древнегреческий поэт-сказитель

Гомер (др.-греч. Ὅμηρος, VIII век до н. э.) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссеи».

Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера.

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.

Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, — приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны.

Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что его диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов его жизни, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично.

Читайте также:  Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова: сочинение

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. При этом симпатии аудитории были на стороне Гомера.

Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны» (VII—V вв. до н. э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическая поэма «Маргит» и др.

Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος — практически наверняка реальное личное имя» (Боура С.М. Героическая поэзия.)

А.Ф. Лосев: Традиционный образ Гомера у греков. Этот традиционный образ Гомера, существующий уже около 3000 лет, если отбросить всякие псевдоученые вымыслы позднейших греков, сводится к образу слепого и мудрого (а, по Овидию, еще и бедного), обязательно старого певца, создающего замечательные сказания под неизменным руководством вдохновляющей его музы и ведущего жизнь какого-то странствующего рапсода. Подобные черты народных певцов мы встречаем и у многих других народов, и потому в них нет ничего специфического и оригинального. Это самый общий и самый распространенный тип народного певца, наиболее любимый и наиболее популярный у разных народов.

Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Существуют поздние античные свидетельства об окончательной редакции их текстов при афинском тиране Писистрате в середине 6 в. до н. э., когда их исполнение было включено в празднества Великих Панафиней.

В древности Гомеру приписывали комические поэмы «Маргит» и «Война мышей и лягушек», цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: «Киприи», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Взятие Илиона», «Возвращения» (т. н. «киклические поэмы», сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием «Гомеровские гимны» существовало собрание из 33 гимнов богам. Огромную работу по собиранию и уточнению рукописей поэм Гомера проделали в эпоху эллинизма филологи Александрийской библиотеки Аристарх Самофракийский, Зенодот из Эфеса, Аристофан из Византия (они же разделили каждую поэму на 24 песни по числу букв греческого алфавита). Стало нарицательным имя софиста Зоила (4 в. до н. э.), прозванного за критические высказывания «бичом Гомера». Ксенон и Гелланик, т. н. «разделяющие», высказали мысль о возможной принадлежности Гомеру только одной «Илиады»

В 19 веке «Илиада» и «Одиссея» сравнивались с былинами славян, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. В 1930-х гг. американский филолог-классик Мильман Пэрри, сопоставляя поэмы Гомера с живой эпической традицией, еще существовавшей в то время у народов Югославии, обнаружил в гомеровских поэмах отражение поэтической техники народных певцов-аэдов. Созданные ими поэтические формулы из устойчивых сочетаний и эпитетов («быстроногий» Ахиллес, «пастырь народов» Агамемнон, «многоумный» Одиссей, «сладкоречивый» Нестор) давали возможность сказителю «импровизируя» исполнять эпические песни, состоявшие из многих тысяч стихов.

«Илиада» и «Одиссея» всецело принадлежат многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное творчество анонимно. «До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много» (Аристотель). Главное отличие «Илиады» и «Одиссеи» от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события, — в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем.

Язык гомеровских поэм — исключительно поэтический, «наддиалектный» — никогда не был тождествен живой разговорной речи. Он складывался из соединения эолийских (Беотия, Фессалия, остров Лесбос) и ионийских (Аттика, островная Греция, побережье Малой Азии) диалектных черт с сохранением архаического строя более ранних эпох. Метрически оформлял песни «Илиады» и «Одиссеи» уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр — стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивали вневременной характер событий и величие образов героического прошлого.

Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870—80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Впечатление было столь сильным, что эпоха Гомера надолго стала ассоциироваться с периодом расцвета Ахейской Греции в 14—13 вв. до н. э. В поэмах, однако, прослеживаются также многочисленные археологически засвидетельствованные черты культуры «героического века», как например, упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших. В плане содержания эпосы Гомера заключают в себе множество мотивов, сюжетных линий, мифов, почерпнутых в ранней поэзии. У Гомера можно услышать отголоски минойской культуры, и даже проследить связь с хеттской мифологией. Однако основным источником эпического материала стал для него микенский период. Именно в эту эпоху происходит действие его эпопеи. Живший в четвертом столетии после окончания этого периода, который он сильно идеализирует, Гомер не может быть источником исторических сведений о политической, общественной жизни, материальной культуре или религии микенского мира. Но в политическом центре этого общества Микенах найдены, однако, предметы, идентичные описанным в эпосе (в основном оружие и инструменты), на некоторых же микенских памятниках представлены образы, вещи и даже сцены, типичные для поэтической действительности эпопеи. К микенской эпохе были отнесены события троянской войны, вокруг которой Гомер развернул действия обеих поэм. Эту войну он показал как вооруженный поход греков (названных ахейцами, данайцами, аргивянами) под предводительством микенского царя Агамемнона против Трои и ее союзников. Для греков троянская война была историческим фактом, датируемым XIV-XII вв. до н. э. (согласно подсчетам Эратосфена, Троя пала в 1184 г.)

Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в 8 в. до н. э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают «Каталог кораблей» («Илиада», 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: «Илиада» отражает представления о человеке «героического периода», «Одиссея» стоит как бы на рубеже иной эпохи — времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира.

Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни — от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты «составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы» (Геродот). По мнению Страбона, Гомер был единственным из поэтов древности, кто знал почти все об ойкумене, о народах, ее населяющих, их происхождении, образе жизни и культуре. Данными Гомера как подлинными и заслуживающими доверия пользовались Фукидид, Павсаний (писатель), Плутарх. Отец трагедии Эсхил называл свои драмы «крохами от великих пиров Гомера».

Греческие дети учились читать по «Илиаде» и «Одиссее». Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список «Илиады», который хранил под подушкой вместе с кинжалом.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Гомер – великий древнегреческий поэт

Всемирно известные поэмы «Илиада» и «Одиссея» базировались на героических песнях, которые выполнялись аэдами — странствующими певцами. Создание этих поэм самые древние греки приписывали слепому аэду Гомеру, который по легенде родился на острове Хиос. Не зря в древние времена за честь называться родиной великого поэта спорили семь городов. Реализм и наглядность гомеровских поэм заставляют читателя ощутить себя героем произведений. Древнеэллинское мировоззрение, отображенное в эпических поэмах Гомера, переносит читателя к богам на Олимп. Язык гомеровского произведения невыразимо образный и яркий. Поэт находился в непосредственном контакте с природой, поэтому и мыслил преимущественно образами. Бурю для него олицетворяет «с голубыми кудрями» Посейдон, который мчится по бесконечным пространствам морским. Рассвет выступает в образе юной богини Эос с «пурпуровыми перстами», которая одинаково сияет на небе для бессмертных богов и смертных людей.

Такие же яркие эпитеты находит поэт для своих героев. Одиссея автор называет «хитроумным», «многострадальным», «постоянным в бедах», «богоподобным». Сына Одиссея — юного Телемаха поэт всюду называет «здравомыслящим». Царица Пенелопа — «мудрая», а царевна феакийцев Навсикая — «с очаровательными кудрями» и « завораживающе цветущая». Гомер, не жалея ярких красок, изображает красоту и силу своих героев.

Так же наглядно изображает Гомер и вещи, что были изготовлены божественными или человеческими руками. Поэт неутомимо восхваляет тех, кто создал эти замечательные вещи. Он рассказывает о давно прошедших временах, когда герои, вожди, цари умели делать много полезных и замечательных вещей. Даже статуи, корзины, ванны, чаши и кувшины, которые находятся в собственности царя Алкиноя или Менелая, сделаны из серебра или золота. Волшебная царица Елена, держа в руках золотое веретено, прядет пурпурную шерсть, которая лежит в серебряном сундучке. А нимфа Калипсо для создания материи пользуется золотой лодочкой.

Море для древних греков было выходом в мир. Оно во всем богатстве красок описано в поэтических эпитетах Гомера.

Великий талант поэта позволил ему изобразить на бумаге всю палитру красок. Свежесть морского бриза, белизна паруса, розовость звезды – все это пронизывает радость бытия. Это сама юность человечества в сиянии поэзии, которую воссоздал перед читателем Гомер в своих бессмертных поэмах.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», что были созданы около двух с половиной тысяч лет тому назад, состояли из песен, каждую из которых можно было выполнять отдельно, как самостоятельный рассказ о том или другом событии из жизни ее героев. Можно себе вообразить, что певца-рассказчика (который у древних греков назывался аэдом, а позднее рапсодом) на банкетах просили спеть некоторые отрывки из длинных, насыщенных разнообразными событиями поэм. И если желали послушать о героических подвигах под стенами древней Трои, певец под звуки кифары пел о Троянской войне, которая возгорелась между «меднолатными» ахейцами (греками) и защитниками родного города, мужественными троянскими воинами.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» были созданы на основе героических песен-рассказов, которые выполняли певца – аэды, странствуя по земле древней Эллады. Сами греки всю честь создания этих знаменитейших поэм предоставляли слепому аэду Гомеру, уроженцу острова Хиос. За право называться родиной великого поэта уже в древние времена спорили семь городов греческого мира. Можно предположить, что слепой старец-аэд Демодок, что изображен в восьмой песне «Одиссеи», который пел перед гостями царя Алкиноя на острове феаков, служил прообразом для представления о самом Гомере еще в древние времена. Ученые и до сих пор спорят, был или не был на самом деле Гомер, тем не менее, весь мир связывает эти величественные поэмы с образом старика слепца певца Гомера, который донес до нас события своего героического и бушующего времени.
В «Илиаде» и «Одиссее», без сомнения, изображены события реальной жизни и быта древнегреческих племен. Конечно, преобладает описание быта военного времени, причем поэма насыщена реалистическим описанием сцен смерти воинов, жестоких стычек и ужасных ранений. Тем не менее, битва изображается Гомером чаще не как массовое столкновенье, а как величественный поединок между отдельными героями, которые отмечаются силой, отважностью и военным мастерством.

Но подвиги героев, которые так цветисто прославляет Гомер, не заслоняют от взгляда поэта все ужасы войны. Он яркими и обличительно-реалистическими красками воссоздает сцены насилия и беспощадной жестокости победителей. Когда царь Приам умоляет своего сына Гектора спрятаться за стенами Трои от злости Ахилла, поэт устами старика царя изображает невменяемую картину увлечения города врагом. Нет, Гомер не сочувствует жестокости войны.

Он противопоставляет им такие полные глубоких человеческих чувств эпизоды, как прощание троянского вождя Гектора со своей женой Андромахой перед решающей битвой за родной город, плач царицы Гекубы или мольба царя Приама в палатке Ахилла. Здесь и своего любимого героя, неукротимого в гневе Ахилла, неистового в жажде мести, поэт заставляет смягчиться и пролить слезы вместе с Приамом.

Настолько же серьезным противовесом яркому изображению злых стычек между враждующими сторонами представляет собой описание сцен мирной жизни, которые были изображены Гефестом на щите Ахилла. С большой теплотой говорит поэт о нивах с отягощенными зерном колосьями, о многочисленных стадах, которые пасутся в долинах, о пышных виноградниках и, главное, о трудолюбивых людях, которые создали все это благосостояние и наслаждаются плодами своей работы и покоем мирной жизни.

Поэмы Гомера не читаются второпях. Гомеровскую поэзию необходимо понимать, а к языку Гомера сначала привыкнуть. И уже тогда начинаешь получать удовольствие от чтения произведения великого поэта и певца рассказов прошлого, и становится понятно, что гомеровские поэмы представляют собой одно из величайших явлений мировой культуры.

Что вы знаете о Гомере?

Греческий поэт Гомер родился приблизительно между XII и XVIII веками до нашей эры. Он знаменит эпическими поэмами «Илиада» и «Одиссея», которые оказали огромное влияние на европейскую литературную традицию. Что еще известно о Гомере, как об их предполагаемом авторе – читайте далее.

Гомеровский вопрос

Биография Гомера до сих пор остается загадкой, поскольку реальные факты из его жизни неизвестны. Некоторые ученые полагают, что это был один человек; другие думают, что эти знаковые произведения были созданы целой группой поэтов.

Литературный стиль Гомера, кем бы он ни был, больше попадает в категорию поэта-сказителя, в отличие от образа лирического поэта, например, как Вергилий или Шекспир. В этих историях есть повторяющиеся элементы, почти как в песенном припеве, что может предполагать наличие музыкальной составляющей. Тем не менее работы Гомера обозначены как эпическая, а не лирическая поэзия.

Определить точное место, где родился Гомер, тоже не удавалось, хотя ученые все еще не оставляют попыток. Издавна говорили, будто семь городов претендовали на звание родного для поэта: это Смирна, Итака, Колофон, Аргос, Пилос, Афины, Хиос. Но ученые близятся к мнению, что Гомер был родом из Смирны (сейчас – Измир в Турции) или жил недалеко от Хиоса, острова в восточной части Эгейского моря.

Читайте также:  Очерк о жизни и творчестве И. А. Гончарова: сочинение

Вся эта спекуляция о том, кем он был, в итоге привела к тому, что сейчас известно как «гомеровский вопрос»: действительно ли Гомер вообще существовал? Это на сегодня и считается одной из величайших литературных загадок. Но хотя все эти связанные с авторством вопросы могут так никогда и не разрешиться, поэт по имени Гомер – вымышленный или реальный – все еще пользуется почтением благодаря своим эпическим и оказавшим большое влияние на поэзию всего мира произведениям: «Илиада» и «Одиссея».

На самом деле при таком колоссальном недостатке информации практически каждый аспект биографии Гомера берет свое начало из его творений. Например, то, что Гомер был слепым – данное утверждение основывается исключительно на персонаже «Одиссеи», слепом певце-сказителе по имени Демодок.

Знаменитые поэмы Гомера

«Илиаду» и «Одиссею» можно назвать основой всей современной литературы, а самого поэта – ее праотцом. Эти поэмы олицетворяют собой духовность, мудрость, справедливость и отвагу. Для многих творения Гомера становились самыми первыми книгами – по ним в Древней Греции детей нередко обучали чтению. Переводы этих поэм на латынь появились еще в III веке до н. э., хотя первый перевод на русский язык – аж в XVIII веке.

Название «Илиада» происходит от «Илион» – второго названия города Троя. В поэме Гомер описывает отрывок из истории десятилетней Троянской войны: последние сорок девять дней перед падением Трои. Центральным персонажем поэмы оказывается жаждущий мести за убитого друга Патрокла Ахилл, сильный и доблестный воин.

Несмотря на то, что поэма Гомера «Илиада» изобилует сценами сражений, основной посыл данной поэмы – гуманистический. Здесь даже Зевс признает свою нелюбовь к богу войны, равно как и Ахилл осуждает любую войну, кроме оборонительной.

В «Одиссее» же Гомер рассказывает нам о послевоенном времени – долгом и полном приключений возвращении с Троянской войны. Главный герой поэмы, еще один герой греческой мифологии, Одиссей, спустя десять лет после окончания войны все еще ищет путь обратно на родину и попадает в разные истории. В отличие от сильного и храброго Ахилла из «Илиады», главный козырь Одиссея — это острый ум, благодаря которому ему удавалось выпутаться не из одной передряги, да еще и другим помочь.

Поэма построена в легком, сказочно-бытовом жанре. В ней замечательно раскрываются особенности быта, материальная культура, обычаи и традиции, а также организация общества в Древней Греции.

Хотя в целом современная наука склонна относить к работам древнегреческого поэта только «Илиаду» и «Одиссею», Гомер, по мнению некоторых ученых, считается и автором поэм под названием «Война мышей и лягушек», «Маргит», а также собрания тридцати трех божественных гимнов под названием «Гомеровские гимны».

А теперь предлагаем вам послушать интересное обсуждение поэмы «Илиада» Гомера в следующем видео:

Гомер — великий древнегреческий поэт

Всемирно известные поэмы «Илиада» и «Одиссея» базировались на героических песнях, которые выполнялись аэдами — странствующими певцами. Создание этих поэм сами древние греки приписывали слепому аэду Гомеру, который по легенде родился на острове Хиос. Еще в древние времена за честь называться родиной великого поэта спорили семь городов. Реализм и наглядность гомеровских поэм заставляют читателя ощутить себя героем произведений.

Давнее эллинское мировоззрение, отображенное в эпических поэмах Гомера, переносит читателя к

Язык гомеровских произведений невыразимо образный и яркий. Поэт находился в непосредственном контакте с природой, поэтому и мыслил преимущественно образами. Бурю для него олицетворяет «кучерявый» Посейдон, который мчится бесконечными просторами морскими. Рассвет выступает в образе юной богини Эос с «пурпуровыми перстами», которая одинаково сияет на небе для бессмертных богов и смертных людей.

Такие же яркие эпитеты находит поэт для своих героев. Одиссея автор называет -«хитроумным», «многострадальным», «постоянным в беде», «богоравным». Сына Одиссея — юного Телемаха

Царица Пенелопа — «умным», а царевна феакийцев Намсикая — «чарующе кудрявая» и «чарующе цветущая». Гомер, не жалея ярких красок, изображает красоту и силу своих героев.

Так же наглядно изображает Гомер и вещи, которые были изготовлены божественными или человеческими руками. Поэт неутомимо восхваляет тех, кто создал эти замечательные вещи. Он рассказывает о давно прошедших временах, когда герои, вожди, цари умели делать много полезных и замечательных вещей. Даже статуи, корзины, ванны, чаши и кувшины, которые находятся в собственности царя Алкиноя или Менелая, изготовлены из серебра или золота. Волшебная царица Елена, держа в руках золотое веретено, прядет пурпурную шерсть, что лежит в серебряном сундучке.

А нимфа Калипсо для создания материи пользуется золотой лодочкой. Море для древних греков было путем в мир. Оно во всем богатстве красок описано в поэтических эпитетах Гомера.

Большое искусство поэта разрешило ему изобразить на бумаге всю палитру красок. Свежесть морского бриза, белизну паруса, розовость звезды — все это пронизывает радость бытия. Это сама юность человечества в сиянии поэзии, которую воссоздал перед читателем Гомер в своих бессмертных поэмах.

Дайджест:

Гомер — певец греков и троянцев Поэмы «Иллиада» и «Одиссея», что были созданы около двух с половиной тысяч лет тому назад, состояли из песен, каждую из которых можно было читать отдельно, как самостоятельный рассказ о том. .

Гомеровский вопрос. Возможный ответ с опорным конспектом Современные ученые иногда ставят под сомнение существование Гомера как автора «Илиады» и «Одиссеи» в связи с тем, что осталось слишком мало сведений о его жизни. Истинно неизвестно даже, когда он. .

Великий лирический поэт немецкого народа — Генрих Гейне Известность и слава сопутствовали Гейне еще при жизни. Родился Гейне 13 декабря 1797 года. В небольшом немецком городке Дюсельдорфе, который, как и Германию затронули события, связанные с войнами Наполеона в. .

Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер, автор известных драм «Разбойники», «Коварство и любовь», «Дои Карлос», «Валленштейн», «Мария Стюарт» и «Вильгельм Телль», стоит в первом ряду гениальных драматургов мировой литературы. Пафос свободы. .

Иоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт, мыслитель и ученый, родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в зажиточной семье. Детство проходило в родном городе, где он получил хорошее образование. Продолжил. .

Твір на вільну тему: Гомер з України Стояв теплий зорепадний серпень. До златоглавого Києва прибували гості з багатьох європейських країн, щоб узяти участь у Третьому археологічному з’їзді. Всі з нетерпінням чекали урочистої частини, на якій має виступати. .

Лермонтов — великий человек Михаил Юрьевич Лермонтов — это удивительный человек и талантливый писатель, который всего за 12 лет творчества сумел подарить миру сотни стихотворений, множество поэм, драм и романов. Это наследие поражает глубиной. .

Древнегреческий театр предпосылки возникновения драмы История античного театра содержит немало разногласий, определенных неточностей. Не удивительно, что некоторые ее вопросы вызывают и в школьников, и даже в студентов филологов трудности при изучении. Поэтому не будет лишним. .

Переводы Гомера Древнерусский читатель мог найти упоминания о Гомере уже в «Житии» первоучителя Кирилла, а о троянской войне прочесть в переведенных уже в киевскую эпоху византийских всемирных хрониках. Первая попытка стихотворного приложения. .

Расскажите о Гомере, как легендарном основоположнике европейской литературы. Объясните суть гомеровского вопроса Гомер — легендарный поэт, который стоял возле истоков греческой, а итак, и европейской литературы. Его имя связано с древнейшим литературным жанром греков — героическим эпосом. Место рождения Гомера до сих. .

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт» В 1827-ом году Александр Сергеевич Пушкин пишет свое знаменитое стихотворение «Поэт». В своем творчестве автор неоднократно обращался к теме предназначения поэта, к его роли в этом мире. Так и в. .

Некрасов — поистине народный поэт И нет такого поэта или писателя, о который ярче и правдивее изобразил бы народ и жизнь народную в своих произведениях. Он не только сочувствовал, но и отождествлял себя с крестьянами. .

Гомеровский вопрос и его состояние в настоящее время «Илиада» и «Одиссея» связаны в античной традиции с определенным именем поэта, с Гомером. Точных сведений о предполагаемом авторе «Илиады» и «Одиссеи» античность не имела: Гомер был легендарной фигурой, в биографии». .

Иван Франко — великий и сильный человек Высокий лоб, серые, немного холодные глаза, в линиях подбородка что-то энергичное, упрямое, скромно одетый, — он тихий и совсем незаметный, пока молчит. А заговорит — и вам станет тепло и. .

Миф о Гомере 1. Миф о Гомере. 2. Зловещее величие «Илиады». 3. Образы «Одиссеи». 4. Слава Ахилла, Одиссея и Гомера. Миф о самом Гомере, наверное, миф в не меньшей степени, чем мифы его. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» План История создания Структура стихотворения Анализ содержания Средства художественной выразительности Значение стихотворения «Поэт» в творчестве Лермонтова В сознании читателей и исследователей представление о Лермонтове ассоциируется с некоей загадочностью, таинственностью. Но. .

Загадка Гомера Всем нам присущий интерес к важным событиям прошлого, нас интирисуют фигуры давних времен, мы сочувствуем им, приходим в негодование из-за несправедливости. События же Троянской войны, отображенные в античной литературе так. .

Пушкин — великий сын России Изучая литературное наследие Пушкина, мы невольно прослеживаем его жизненный путь, так как каждое его произведение связано с определенным периодом биографии поэта. Пушкин родился в Москве в помещичьей семье. Все в. .

Анализ Стихотворения «Поэт» Лермонтова Стихотворение «Поэт» . Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Поэт» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1828 году, во время обуче­ния поэта в пансионе при Московском университете. В этом сти­хотворении поэт сопоставлен. .

О поэзии и поэтах, анализ стихотворений «Поэт», «Пророк» А. С. Пушкин гениальный русский писатель. Вся русская поэзия основана на творчестве Пушкина, именно от того времени начал формироваться литературный стиль. Поэт послужил примером многим русским писателям, его идеалы, воспеваемые. .

Может ли поэт что-либо изменить в этом мире? Значительная часть творчества М. Лермонтова посвящена проблеме, касающейся взаимопонимания между поэтом и обществом. На страницах произведений поэта данная тема освещается, как активно развивающиеся и часто враждебные взаимоотношения творческой личности с. .

Анализ стихотворения Поэт и гражданин Стихотворение «Поэт и гражданин» содержит столкновение двух мировоззрений, касающееся писателя и общества. Вероятно, поэтому оно было напечатано в начале первого издания произведений Некрасова, как актуальный вопрос, над которым надо подумать. .

Н. А. Некрасов Народный поэт Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и. .

Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова Н. А В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки. Стихотворение написано в. .

По мотивам эпоса: Герои Эллады в поэме «Илиада» Как мне кажется, прошлое любого народа обычно начинается с невероятных мифов и очень интересных рассказов. Чаще всего эти произведения, украшенные загадочностью и красивыми легендами, прячут исторические факты. Древние греки увлекались. .

Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова В дни траура, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», обе столицы облетели. .

М. Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…» Найдите стихотворения, в которых поэт вспо­минает о Байроне В стихотворении вы видите, что Лермонтов сравнивает свою судьбу с судьбой английского поэта. Оба они предстают как романтические странники, переживающие конфликт с самим собой и целым миром. Можете ли вы. .

Анализ стихотворения Пастернака «Любимая,- жуть! Когда любит поэт…» В юности Борис Пастернак пережил личную драму, когда получил отказ от Иды Высоцкой выйти за него замуж. Тем не менее, образ этой московской красавицы долгие годы преследовал поэта, которому порой. .

Анализ стихотворения Блока «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» Блок начал писать стихи с пяти лет. Часть своих первых серьезных поэтических произведений, относящихся к периоду с 1898 по 1900 год, он позднее объединил в цикл под названием «Ante Lucem». .

Биография М. Ю. Лермонтова Поэт, писатель, драматург. Родился Биография М. Ю. Лермонтова Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые. .

Поэт и поэзия в лирике Маяковского Едва ли есть хоть один крупный русский поэт, который не задумывался бы о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Каждому серьезному русскому поэту было важно, чтобы его. .

По картине Е. Симбирина «Поэт Г. Тукай» Работа над портретом всегда требовала от живописцев дополнительных сил и внимания. Ведь, нужно было отобразить душу человека, его мощь и значимость, которые побудили художника взяться за кисть и постараться расшифровать. .

Поэт Борис Пастернак лирический живописец Огромное количество его стихов посвящено природе. В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта, на мой взгляд, главная тема его поэтического творчества. Пастернак точно так. .

Поэт Андрей Белый Серебряный век особенен тем, что именно в этот период начинается расцвет лирики после долго затишья. Стоит отметить, что произведения этого века разнообразны, отличаются особенной музыкальностью. Стихотворения Серебряного века являются богатейшей. .

Юный Лермонтов — поэт-романтик Для Белинского Лермонтов как автор книги стихотворений, вышедшей в 1840 году и содержавшей плоды его зрелого творчества, был «поэтом мысли». А черты поэта мысли есть уже и в стихах 1829-1830. .

Салтыков-Щедрин великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин занимает почетное место в блестящей плеяде замечательных сатириков, составляющих славу мировой культуры. Великий писатель, публицист, критик, журналист, редактор, Салтыков-Щедрин сыграл огромную роль как в истории русской литературы. .

Стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин» Первое, имевшее огромный успех собрание стихотворений Некрасова 1856 г., открывалось программой, творческим манифестом — «Поэт и гражданин». Не только первое место к книге, но и особый шрифт призваны были подчеркнуть. .

Стихотворение А. Пушкина «Поэт» Говоря о Пушкине, нельзя не вспомнить стихотворение, в котором он обращается к высшему разуму, оно явилось как бы преддверием «Поэта»: И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И. .

Последний поэт из серебряного века Чудный серебряный век русской поэзии не вписался в «терновый венец революций». Он исчез, как свет лета исчезает в предзимней сумрачности. Его героев разметало по всему свету. У них еще была. .

Читайте также:  Женские образы в романах И.С.Тургенева Отцы и дети иИ.А.Гончарова Обломов: сочинение

Великий Русский язык живет и развивается Все мы знаем, что наш великий русский язык живет и развивается, то есть на смену устаревшим словам приходят более новые слова. И это необходимо, так как наука набирает высоту и. .

Аномалия – электронная библиотека

Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Гомер, древнегреческий поэт

(Όμηρος). — Третье тысячелетие доживает имя Гомера; любознательность и остроумие продолжают неустанно работать над решением множества соединенных с ним вопросов — и все же многовековая загадка ждет своего Эдипа. Именем Гомер открывается история литературы не эллинской только, но и прочих европейских, подобно тому как нарисованные Гомером картины быта открывают собою историю европейской гражданственности и образованности вообще. Со времени Платона, а наиболее решительно — в школе александрийских грамматиков выделены были из множества эпических произведений “Илиада” и “Одиссея” как единственные достойные имени Гомера, царя поэтов. Тогда же раздавались было голоса скептиков (chorizontes) против присвоения Гомером “Одиссеи”; но авторитет величайшего в древности литературного критика, Аристарха, восстановил нарушенное на время единомыслие по вопросу об авторстве обеих поэм. До конца XVIII века античная традиция сохранялась неприкосновенной, и в литературе безраздельно господствовало убеждение, что жившая в глубокой древности реальная единая личность силою необыкновенного дарования и всестороннего опыта задумала по определенным планам и чудесно исполнила две бессмертные поэмы, целиком, от начала до конца. Родоначальником поэзии, вождем всех поэтов является Г. и в Божественной комедии. В греческой и римской древности, a также и в новой Европе имя Г. вызывало, впрочем, не одни восторги и поклонение; не было недостатка и в суровых критиках и хулителях его (Зоил); даже почитатели Г., к числу коих относится и знаменитая александрийская триада — Геродот, Аристофан, Аристарх — не всем одинаково восхищались в “Илиаде” и “Одиссее”, исправляя одно, заподозривая другое, отвергая третье как неподлинное. “Одиссею” Аристофан заканчивал 296 стихом XXIII песни; Х п. “Илиады”, так называемая Долония, почиталась вставкою Пизистрата и т. п. Однако во всех подобных случаях не возникало сомнения ни в существовании гениальнейшего из поэтов, ни в способности его создать эти поэмы целиком, ни в возможности согласовать с этим убеждением наличность в поэмах слабых или сомнительных стихов и даже целых песен. Конечно, древним критикам недоставало глубины и точности анализа, в котором изощрились последующие поколения; но зато положение их не было чуждо некоторых выгод сравнительно с положением новых критиков. Эти последние слишком удалены от того родника, из которого выходили произведения, подобные Илиаде и Одиссее, и от тех условий, исторических и национальных, в кот. совершалась деятельность не только Г. или Гесиода, но даже Эсхила или Сократа. Новым критикам присуща наклонность, большею частью совершенно ими не сознаваемая и находящая себе известное оправдание в крайней скудости наших фактических сведений о древнейшем состоянии Эллады, — наклонность предъявлять к произведениям литературы, удаленной от нас на многие века и нам чуждой, такие требования, которые составляют продукт новых литературных явлений, новых понятий о поэтическом творчестве, об особенностях различных видов поэзии и т. п. Действительно, в истории гомеровского вопроса, представляющей собою с конца XVIII в. до наших дней длинную вереницу гипотез, сомнений и построений, можно было бы проследить отражения преобладавших в различные эпохи и в разных странах настроений мысли, методов научного изыскания и взглядов на искусство. При чтении анализа Г. поэм в соч.Лахмана, Кехли, Кирхгофа, Бергка, Христа, Круазе и при ознакомлении с попытками их восстановить первоначальную, подлинно Гомеровскую композицию той и другой поэмы с выделением из них всего, что, по убеждению критиков, принадлежало или продолжателям-поэтам, распространявшим первоначальные песни, или редакторам, озабоченным объединением и согласованием между собою древнейших и позднейших частей, нельзя не удивляться остроумию и проницательности авторов и не признавать весьма правдоподобными их построения; нельзя не замечать вместе с ними разного рода слабых мест или даже явных противоречий и несообразностей. Так, например, в “Илиаде” книги II-Х не имеют прямого отношения к сюжету поэмы — к раздражению Ахилла с его печальными последствиями для ахеян. При этом IX кн. содержит в себе удовлетворение оскорбленного вождя мирмидонян, после чего не должно бы оставаться места продолжению поэмы, т. е. целым 15 книгам; она противоречит притом XVI кн., где Ахилл всячески усиливается получить от Агамемнона то, что в IХ кн. ему предлагали раньше послы ахеян. Вождь пафлагонян Пилемен, убитый в сражении (V, 576), позже изображается в числе живых (XIII, 656). В I кн. Афина нисходит в лагерь ахеян, тогда как другое место книги говорит о пребывании богини в это самое время в земле эфиопов (ст. 195 и сл. срвн. с 424 и сл.). Много несообразности и в так называемом перечне кораблей (II, 484-779) и проч. и проч. В истории критики “Одиссеи” главное место занимает Кирхгоф (“Die Homerische Odyssee und ihre Entstehung”, Берлин, 1859; “Die Homerische Odyssee”, Берл., 1879), под влиянием кот. складывались гипотезы Бергка, Зитля, Джеба, Дюнцера, Виламовиц-Мёллендорфа, Магафи, Круазе и др. В I кн. решение Зевса послать Гермеса к Калипсо, насильно удерживающей у себя Одиссея, остается не выполненным, и потому совещание олимпийцев (I, 1-87) повторяется и продолжается в другом месте (V, 1 сл.), причем непосредственным продолжением первых стихов I кн. служат ст. 29 и сл. V кн. Отправляясь в Спарту и Пилос на разведки за отцом, Телемах предполагает пробыть в отсутствии не более 12 дней (II, 374 сл., IV, 632); в IV кн. он торопится выехать из Спарты в Пилос к товарищам (ст. 595 сл.); между тем в последующем изложении оказывается, что Телемах оставался еще в Спарте не менее 30 дней (XIII, 119). Путешествие Телемаха должно было первоначально составлять поэму, отдельную от “Одиссеи”, следы чего и сохранились в подобных недочетах композиции; отрывки Телемахии разбросаны и в дальнейших частях поэмы, особенно в XIII кн. На вопрос царицы Ареты, обращенный к Одиссею, о его происхождении и проч. (VII, 238) ответ дается только в IX кн., ст. 19. Целый экскурс посвящен Кирхгофом вопросу о том, почему Одиссей в 13 и 16 кн. изображается превращенным в старца-нищего с помощью жезла Афины, а в кн. 19 и 23 никакого превращения нет. Наличность противоречия объясняется или введением мотива превращения редактором, или соединением в нынешней Одиссее двух версий, с превращением и без него, и т. д. Этих немногих примеров достаточно для иллюстрации нескончаемых споров чуть не о каждом стихе “Илиады” и “Одиссеи”. Насколько преуспела атомистическая критика в этом направлении, можно видеть из сличения, напр., мнений Фр. А. Вольфа, О. Мюллера, Дж. Грота о несравненных достоинствах Одиссеи, как поэмы единой и цельной по первоначальному замыслу и плану, с выводами Кирхгофа и потом из сопоставления Кирхгофа с Бергком или Круазе, дающими весьма неблагоприятную оценку “Одиссеи”. Неоспоримы заслуги немецкой критики, увлекающей зa собою и франц., и английск. филологов, в выяснении композиции гомеровских поэм и взаимного отношения между частями каждой из них, в выделении стихов и более значительных мест, ослабляющих или нарушающих силу и единство впечатления, напрасно задерживающих развитие основной темы и т. п. Как ни велики эти и подобные заслуги “раздробительной” критики, не менее важны и внушительны обратные усилия ученых отстоять традиционное убеждение в существовании единого Г., в создании им “Илиады” и “Одиссеи” в том приблизительно виде, в каком мы имеем их теперь, и в наличности определенного плана в каждой из поэм. Наиболее выдающиеся имена в этом направлении: — Ницш, Лерс, Фридлендер, Каммер; из русских ученых решительно примыкает к нему профессор Ф. Ф. Соколов (“Гомеровский вопрос”, “Ж. M. H. Пр.”, 1862). Характеристическим образчиком вполне зависимого от Кирхгофа и Виламовица решения гомеровского вопроса в русской литературе служит труд С. Шестакова “О происхождении поэм Гомера”, вып. I; “О происхождении Одиссеи” (Казань, 1892). В настоящее время в филологической литературе все больше входит в силу направление, среднее между раздробительным и единительным. По смыслу этого направления, во главе коего должно поставить Г. Германа (“De interpolationibus Homеri”, 1832, вып. V, 52-77) и позднейшими представителями коего являются Кирхгоф, Дюнцер, Грот, Бергк, Низе, Набер, Магафи, Джеб, Христ, Виламовиц, Круазе, в IX или Х в. до Р. Х. великий поэт, именуемый Г., создал цельную художественную поэму, предметом которой была распря между Ахиллом и Агамемноном и соединенные с нею перипетии борьбы ахеян и троянцев; значительно позже составлена была “Одиссея”, как цельная повесть о возвращении героя на родину из-под Трои. Нынешняя “Илиада” в 15693 стиха сокращается у Зитля в своем первичном виде до 4000 стихов, а на первичную “Одиссею” отводится им же не больше 4000 стихов. Первичная “Илиада” Низе еще короче: I книга без заключения, часть II-ой, конец XV, начало XVI и некоторые части дальнейших книг до XXII, а равно часть ХIII-ой. По мнению Джеба, в состав “Илиады” входили только книги I, XI и XVI-XXII. Бергк и многие другие критики считают недостойными Гомера такие знаменитые эпизоды, как беседа Приама с Еленою у городской стены, прощание Гектора с Андромахою, встреча Приама с Ахиллом в ахейском стане и проч. Словом, существуют бесконечные разногласия между гомеровскими критиками, как скоро они пытаются начертить схему постепенного образования той или другой поэмы из первичного зерна. Массою критических замечаний заслоняются высокие достоинства бессмертных произведений. Безнадежное, по-видимому, положение вопроса происходит главным образом от того, что на отдаленнейшую, неведомую древность переносятся понятия другого времени и других обществ. Историческое сочинение Геродота не Х или IX, но V века до Р. Х. отличается таким энциклопедизмом и такою эпизодичностью, какие были бы совершенно немыслимы в новом историческом сочинении. В истории Геродота открывается немало противоречий в оценке событий и личностей и особенно в общих воззрениях автора на окружающее и в приемах изыскания. И тем не менее Геродот с полным правом носит имя отца истории, и труд его — действительно замечательное явление историографии, принадлежащее одному лицу и исполненное по определенному плану. Что сталось бы со знаменитыми “Музами” Геродота, если бы мы вздумали оценивать их литературные достоинства с точки зрения историографии, нам современной, по мерке наших понятий об истории? Еще большая осторожность требуется в оценке и разъяснении произведений гораздо более далекого и гораздо менее известного времени. Наверное отец поэзии, единственный поэт, как именовали греки Г., руководствовался не теми правилами композиции, какие почитаются обязательными в наше время, имел перед собою не те требования и вкусы публики, к каким обращается поэт нашего времени. Те слабости композиции, кот. новая критика открывает в Гомеровых поэмах, не существовали, хотя бы в самой минимальной мере, ни для поэта, их создававшего, ни для публики, их воспринимавшей. Величайшие новоевропейские поэты-критики, Лессинг, Шиллер, Гете оставались в стороне от скептического отношения к Г. или даже протестовали против него, а Шиллер выражался, что человеку стоило бы родиться на свет только для того, чтобы прочитать XXIII песню “Илиады”, заподозреваемую критиками-атомистами. Нельзя забывать и того, что родоначальник всей классической филологии Фр. А. Вольф удивлялся цельности построения “Одиссеи”, а знаменитый историк Грот, знавший уже существенные возражения, писал, что гомеровский вопрос не возник бы совсем, если бы была у нас одна “Одиссея” и т. п. Из всего сказанного следует, что замечаемые новой критикой недостатки построения в “Илиаде” и в “Одиссее” нисколько не исключают возможности составления каждой из них одним лицом за две с половиною тысячи и более лет до нашего времени, если, конечно, мы будем строго держаться исторической и позитивной точки зрения, а не субъективной, рационалистической: в этом последнем способе понимания давних литературных явлений лежит корень царящего в гомеровском вопросе разногласия и объяснение шаткости и ломкости всех положительных построений. Другое обстоятельство, необычайно затрудняющее разрешение вопроса и вносящее ложные представления о поэзии вообще и о Г. в частности, — это убеждение в том, будто грандиозные эпопеи того времени, впоследствии действительно рассматривавшиеся как совершенные образцы эпического творчества, создавались и выслушивались или читались, как произведения вольной фантазии, сообразовавшейся только с эстетическими понятиями или какими-нибудь правилами, одинаково принятыми публикою и поэтом. “Илиада” и “Одиссея” представляли собою не только для первых слушателей их, но и для многих последующих поколений нечто гораздо более внушительное, серьезное и сложное. Поэмы Г. совмещали в себе все, во что веровал древний эллин и чем он руководствовался как идеалом в своих житейских отношениях и в суждениях о настоящем и прошлом: это — религия, философия, этика, история, бытописание древних эллинов, еще не знавших разделения поименованных областей сознания и чувства и незнакомых с другими способами выражения и удовлетворения потребностей религиозных, исторических и иных. Поэт, подобный творцу “Илиады” или “Одиссеи”, смотрел на себя как на правдивого учителя и провозвестника тех знаний и правил поведения, которые ему самому и слушателям его казались наиболее верными и для жизни пригодными; вдохновенную речь свою поэт считал голосом самих божеств.

Ныне поведайте, Музы, живущие в сенях Олимпа,

Вы, божества вездесущи, и знаете все в поднебесной;

Мы ничего не знаем, молву мы единую слышим:

Вы мне поведайте, кто и вожди, и владыки ахеян.

Основу поэм составляли многочисленные песни-былины предшествующих народных певцов, а также собственные наблюдения, размышления и выношенные в душе образы и положения; но во все это свято верил поэт, верили и его слушатели. Каким же образом мы можем требовать от подобного певца, чтобы он преследовал только задачи поэтического творчества, обособившегося от прочих видов умственной деятельности лишь много времени спустя? Древний поэт, верный служитель муз, направлял силы ума и фантазии не на то, главным образом, чтобы произведения его были тесно, до мельчайших подробностей, согласованы во всех частях своих, а на то, чтобы сообщить слушателям, по преданию ли, со слов свидетелей, или по личному опыту, наиболее верные представления о предметах, достойных внимания. Руководствоваться здесь нашими понятиями о поэзии значит заподозривать подлинность или древность таких стихов и частей поэм, которые были особенно дороги и для древнего поэта, и для его публики. Путеводною нитью в Гомеровском вопросе должен служить тот непререкаемый факт, что, начиная с первых лет VIII в. до Р. X., “Илиада” и “Одиссея” в течение ряда веков были предметом восхищения и восторгов или осуждения и критики как произведения цельные, созданные одним или наибольше двумя гениальными поэтами.

Ссылка на основную публикацию
×
×