Анализ характеров персонажей в романе «Обломов»: сочинение

«Обломов» главные герои

В первой части масштабного романа Гончарова описывается сон Ильи Ильича, главного героя «Обломова». Этот эпизод произведения великого автора является описанием истинного образа личности героя, и служит отправной точкой для понимания смысла романа. Характеристика героя создает общий портрет обломовщины, явления, вобравшего в себя худшие пороки русского общества, и позволяющего расценивать жанр романа как социально-бытовое произведение. Противоборство героев подчеркивает разногласия между противоречивыми мировоззрениями, и раскрывает сущность каждого персонажа.

Характеристика героев «Обломов»

Главные герои

Илья Ильич Обломов

В «Обломове» герои противопоставлены друг другу, Илья Ильич является антиподом Штольца. Сибарит, живет за счет того, что заработано другими. В романе происходит глубокий анализ разлагающейся личности, ведущий к ее деградации. У него устаревшие взгляды, отрицающие будущее. Совершенно безвольный человек, обленившийся донельзя. Любил Ольгу, но разногласия во взглядах привели к конфликту. Отношения с Ильинской пришли к разрыву, и он женится на вдове Агафье Пшеницыной.

Андрей Иванович Штольц

Полная противоположность Обломова, уверенно смотрит вперед. Ему чужды эфемерные фантазии, с удовольствием достигает поставленных целей, упорно трудится. Как и Обломову, ему присущи не только положительные качества, но и недостатки. Дружит с Ильей Ильичом с самого детства, помогает ему во всех делах. Уважает в нем доброту и мягкосердечность.

Ольга Сергеевна Ильинская

В список ее положительных качеств, в первую очередь входят эмоциональность, и твердые убеждения. Это прогрессивная решительная девушка, ценит высокие идеалы, умна и образована. Полюбив Обломова, старается переделать его, отучить от лености и превратить его в сильную личность, отвечающую ее требованиям. Потерпев фиаско, разрывает отношения. Выходит замуж за Андрея Ивановича.

Агафья Матвеевна Пшеницына

Противоположность Ольге. Недалекая, но добрая и отзывчивая женщина, боготворит Обломова, потакая всем его прихотям, всячески облегчая его жизнь, тем самым, еще больше расхолаживая его. Типичная представительница домостроя, не имеющая право голоса.

Второстепенные персонажи

Захар Трофимович

Преданный слуга Ильи Ильича, давно служит ему, и стал похож на барина, такой же ленивый. Часто обманывает хозяина, подворовывает у него еду и сдачу от покупок. С барином ведет себя развязно и фамильярно. Представитель старого поколения прислуги, служащей верно и преданно своим господам. Даже после смерти хозяина, превратившись в нищего бродягу, живущего милостыней, не оставляет могилы хозяина.

Михаил Андреевич Тарантьев

Низкий и подленький человечишка, корыстный мошенник. Земляк Ильи Ильича, путем обмана старается выкачать с него как можно больше денег. Мстительный и беспардонный.

Анисья

Проворная, трудолюбивая кухарка в доме Обломова. Вышла замуж за Захара, но вскоре умерла от холеры. Была намного умнее мужа, который старался не допускать ее до барина.

Иван Матвеевич Мухояров

О Мухоярове становится известно из рассказа Тарантьева, который расхваливает его перед Обломовым. На самом деле, нечестный и беспринципный человек. Ради своей выгоды и благополучия, легко приносит в жертву близких людей. Путем взяточничества сколотил свое состояние. Хитрый и расчетливый аферист, приходится родным братом Агафье.

Волков

Один из ярких образов «обломовщины», который впустую прожигает жизнь, не принося пользы обществу. Большой любитель светских развлечений, франт и модник. Не испытывая нужды, живет легко и беспечно, порхая, как мотылек, с приема на прием.

Судьбинский

Как и Волков, один из гостей Обломова, такой же пустой человек, всецело занятый своей карьерой. Ему не доступны высокие идеалы и нравственные принципы.

Пенкин

Занимается литературной деятельностью, пишет не для души, а чтобы заработать. Для Обломова выглядит, как бездушная машина, синоним несчастья.

Андрей

Сын Обломова и Агафьи Матвеевны. После смерти мужа, Агафья отдала сына Ольге и Андрею Штольцам, полагая, что так он получит образование, и вырастет достойным человеком.

Иван Алексеевич Алексеев

Служит мелким чиновником, и сам является мелким и незаметным человеком. Посещает дом Обломова ради вкусного угощения.

В таблице дано краткое описание героев романа.

«Анализ характеров персонажей в романе «Обломов»»

Гончаров, как и любой другой писатель, старается быть лояльным по отношению к описываемому, и вследствие этого мы не можем найти конкретных слов, выражающих его авторскую позицию. Но ее можно узнать через мнения персонажей, через ситуации, в которых они оказываются.

В романе Гончаров не только проводит глубокий анализ характеров людей и их убеждений, но и продолжает заниматься поиском той настоящей красоты, которую искали еще в древние века. Эта красота — любовь в разных ее проявлениях: либо в искусстве, либо человеческая любовь и даже любовь к Богу. Не случайно все главные герои, как и герои Тургенева, проходят проверку любовью. А на протяжении романа автор пытается выяснить, какой же должна быть любовь. Как главному герою, Райскому и его переживаниям уделяется основное месте в «Обрыве», и именно им проводится оценка остальных персонажей романа. Райский — человек эстетического мировоззрения, и цель его жизни — найти, а главное — передать найденную красоту или в полотнах, или в музыке, или на страницах романа. Как цельная натура, Райский анализирует себя довольно часто на протяжении всей книги, и вот тут-то и звучит голос автора, говорящий, что «священный огнь» есть у Райского, но отобразить и показать его другим людям он не может. Именно поэтому Марк Волохов называет его неудачником. Автор любит Райского и сочувствует ему, он пытается его спасти, проводя через сложные жизненные препятствия, но и это не помогает. Райского уже нельзя изменить. Райского неправильно воспитывали в детстве, не приучили к труду. Очень часто при раскрытии характеров автор показывает детство и воспитание героя. Гончаров считает, что это одна из причин характера героя, его дальнейшей судьбы.

В некоторых моментах повести можно увидеть и авторский совет. Когда герой размышляет, что он делает неправильно, ему кто-то шепчет: «Не внеси искусства в жизнь, а внеси жизнь в искусство».

Прием передачи Райского с помощью других людей также использован Гончаровым :они»актер»,и» гордец «, и « эгоист «. Но так как только лишь друзья могут хорошо узнать человека, то скорее всего автор думает так же, как они: «честнейшее сердце, благородная натура, но нервная, страстная, огненная и раздражительная». Впоследствии через различные ситуации автор доказывает эту характеристику. Несмотря на непонятность артистической натуры, Райский остается благородным, отзывчивым и добрым человеком, что видно из его отношений с сестрами и бабушкой.

В противоположность Райскому автор приводит Марка. Его нельзя назвать добрым, честным, благородным, он сильный, умный, но одновременно с тем ограниченный человек, принимает на веру только свои собственные убеждения. Внешне Марк выглядит как настоящий разбойник. Вера очень часто называет его волком. По своим атеистическим убеждениям он напоминает Базарова. Сам автор считает Марка «заблудшей овцой; в христианском смысле», возможно, Гончаров пытается вместе с Верой вернуть его на верную тропу.

Для выражения своих мыслей автор часто прибегает к портрету. Почти для всех персонажей можно найти описание их внутренних качеств, внешнего облика. Единственная характеристика, которая держится лишь на внешнем облике, — , это портрет Софьи — холодная мраморная статуя, что соответствует ее характеру: холодная и безразличная, она не способна по-настоящему любить, в ней нет духовного содержания, она пуста, как статуя. Это скоро понимает и Райский и забывает ее; идеал Райского должен обладать некой внутренней силой, духовным содержанием, именно эту нравственную красоту увидит Райский в бабушке и Вере. В этом вопросе Гончаров солидарен с позицией своего героя.

Для обрисовки еще одного персонажа автор использует прием вставной повести. Это повесть Райского о Наташе, которая является полной противоположностью Софьи. Будучи не очень красивой физически, она обладает огромной духовной красотой. Нельзя не заметить сходство судьбы Наташи с судьбой главной героини «Бедной Лизы» Карамзина, на это намекает и сам автор: Райский называет ее бедной Наташей. Эта женщина являет собой пример чистой и бескорыстной любви, они никогда ничего не требовала от Райского. Для Наташи любить — значит дышать. Но Гончаров ищет другую любовь, не тихую, где один безвозмездно предан другому, а равную.

В деревне Райский встречает Марфеньку, самое доброе и беззаботное существо, которое он когда-либо встречал. Образ Марфеньки Гончаров раскрывает через окружающий ее пейзаж: «то смеялась, то хмурилась, глядела так свежо и бодро, как это утро». Этим приемом автор показывает, что Марфенька является неотъемлемой частью природы, и сам Райский сравнивает ее с птичками, которых она кормила. Марфенька ближе всех героев «Обрыва» находится к природе. Может быть, поэтому в любви ей везет больше, к тому же она не требует от своего избранника слишком многого. Викентьев — такое же предоброе существо, как и она. Они показали нам вид особенной любви, ангельской. К сожалению, не все могут любить так, а более сильным и глубоким натурам, таким, как Вера, Райский, нужна любовь сильная, человеческая.

В «Обрыве» мы можем найти любовь из далеких рыцарских романов. Это любовь Крицкой. Одновременно эта любовь является пародией на светскую.

Татьяна Марковна была для Райского загадкой с самого начала, и практически до конца его пребывания в деревне Райский был очень удивлен большой нравственной силой и житейской мудростью бабушки. Райский в данном случае выражает позицию автора, считая, что такая сила может прийти только после очень сильной любви. Что автор и подтверждает с помощью старой, но правдивой сплетни о Тите Никоныче и Татьяне Марковне. Будучи уже в преклонном возрасте, Татьяна Марковна находит в себе силы помочь Вере, хотя драма внучки причиняет ей страдания, так как напоминает свою.

И. А. Гончаров.«Обломов» анализ романа, краткое содержание, описание, характеристика персонажей (ЕГЭ по литературе)

К новому роману Гончаров приступил осенью 1847 г. Работа шла медленно, с перерывами. В марте 1849 г. Отрывок из него – “Сон Обломова” – был опубликован в “Литературном сбонике с иллюстрациями”, который издавал журнал “Современник”. Роман был закончен в 1857 г. И вышел в “Отечкственных записках” в 1859 г. Вскоре после этого он был напечатан отдельными изданием.

Читайте также:  Идеальный женский характер в представлении И. А. Гончарова: сочинение

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В “Обломове” дейстие просходит в 1840-х – начале 1850-х гг. Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, большую часть своей жизни проводит лежа на диване. Ни жаджа славы, ни желание принести пользу отечетсву, ни тщеславие не могут заставить его подняться с этого дивана и заняться какой-нибудь полезной деятельностью. Все свои дни Обломов проводит в мечтаниях, представляя себя героем, выходящим на борьбу с мировым злом, и сочиняет блестящие прожекты по переустройству мира. Самая заветная мечта Ильи Ильича – благоустроить имение и поселиться в сельской глуши в уютном и теплом доме, где в любви и неге он сможет прожить до старости, не недая никаких забот. Однако даже на это у него не хватает жизненной энергии. Между тем хозяйство в родовом имении Обломова, пущенное на самотек, приходит в расстройство. Упрвляющий беззастенчиво ворует, скрывая от барина доходы с имения, приятели обирают Обломова, пользуясь его магкостью и непрактичностью.

В главе “Сон Обломова” Гончаров рассказывает о детстве своего героя, объясняя тем самым, откуда у Ильи Ильича такой несчастный характер. Обломовка, родовое имение героя, – это целый замкнутый мир, живущий по своим законам. Писатель рисуте картину послеобеденного сна в Обломовке, когда изнь замирает и все имение превращается в сонное царство. Здесь не ведабт забот, не думают о будущем и живут, как живется, счастливой растительной жизнью. Представления обломовцев о мире мифологичны: силы природы одушевлены и способны влиять на людей. Сказка – душа этого мира. Маленькому Илье Обломову с детства рассказывали сказки во множестве. Его воображение и ум, “проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”

Илье Обломову, мальчику подвижному и любознательному, не давали ничего сделать самому – на это существовали крестные слуги. Ему позволяли учиться спустя рукава, потому что родители не считали образование чем-то важным. Но когда мальчик вырос и покинул родное имение, ему пришлось не раз пожелеть, “зачем сказка ге жизнь, а жизнь не сказка”.

Гончаров считает причиной “лености” и апатии своего героя крепостную действительность, которая развращает и гопод, и холопов. Об Обломове он пишет:”Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить”.

Университет и светская жизнь довершили формирование личности Обломова.

Рядом с “барином” автор изображает его слугу Захара, так же развращенного крепостной действительностью, как и хозяин. Гончаров настаивает на том, что Захар – лицо типическое, это пример того, как влияют отношения рабства на людей. “Захар и еще триста захаров” рождены лишь затем, чтобы обслуживать своего барина, ни для чего больше они как будто не нужны. Рабская плихология лишает Захара и чувства собственного достоинства: его преданность барину не мешает ему своего господина обворовывать.

В притивовес апатичному Обломову Гончаров создает “человека действия”. Практичный и умный герой появился еще в “Обкновенной истории”, но авторское отношение к нему неоднозначно. В “Обломове” же Гончаров хотелсоздать положительный образ предпринимателя, энергия и трудолюбие которого способны обеспечить России блестящее будущие.

Андрей Иванович Штольц – полная противоположность Облломову. Он – полукровка: у него отец-немец и мать-русская. Практичный отец научил его любить труд, а мать привила любовь к искусству и литературе. Как и Петр Адуев, он обладет трезвым взглядом и вещи и цепкой деловой хваткой. Но в отличие от Адуева-старшего, для которого труд – только способ получше устроиться в жизни, Штольц чтит труд превыше всего, считая, что трудящийся человек уже счастлив, потому что выполняет главное свое предназчанение.

Штольц с детства привязался к Обломову, ценя в нем доброе сердце. Он со школьных лет пытался растормошить товарища, заставить заняться делом. Но инертность Обомова оказалась Штольцу не по силам. И тогда он решил познакомить друга с молодой девушкой, обаятельной, умной и пытливой, надеясь, что она сможет лучше повлиять на лежебоку. Эта девушка, Ольга Ильинская, – ещё один положительный персонаж, противопоставленный Обломову.

Ольга стремится сделать жизнь как можно более насыщенной и полной. Штольц “развивает” ее, давая читать книги, а потом старается ответить на ее вопросы, многие из которых ставят его в тупик. Гончаров подчеркивает, что его героиня достойна самого блестящего будущего.

Обломов, человек добрый и образованный, симпатичен Ольге, и она решает сделать доброе дело – вернуть его к активной жизни. Постепенно Ольга сама влюбляется в Обломова, а он под ее влиянием действительно преображается, словно начав жизнь заново. Они вместе ходят по театрам, музеям и паркам. Мир для Обломова преображается, он, солидный человек, разменявший четвертый десяток, начинает жить заново, даже хлопочет о постройке нового дома в имении.

Кажется, Обломов близок к осуществлению своей самой заветной мечты – поселиться в райском уголке с любящей женой и вкушать покой и счастье. Но его планы не совпадают с планами Ольги. Она вовсе не хочет похоронить себя в Обломовке с нежныи, но бездеятельным мужем. Молодой женщине нужно идти “все дальше”. Убедившись, что даже любовь не может до конца переделать Обломова, она находит в себе силы оставить его. Ольга выходит замуж за Штольца, который, как ей кажется, больше всего подходит к ее идеалу деятельной жизни. Но в конце романа читатель понимает, что и Штольц для Ольги также не конец пути, что она быстро перерастет мужа и, возможно, покинет его, добиваясь новых высот.

Обломов же, оставленный без поддержки, быстро впадает в полную апатию, из котороый уже не выходит до конца жизни.Он находит женщину “по себе” – бедную вдову Агафью Матвеевну Пшеницыну, лишенную всяческих исканий. Она необыкновенно домовита, замечательно печет пироги и благоговеет перед Ильей Ильичом. Полностью отдавшись на ее попечение, Обломов отныне не заботится уже ни о чем. Он нашел свой земной рай, свою “Обломовку”, и отныне уже ничто не может потревожить его покой.

Выход романа в свет стал настоящим культурным событием. “Обломов” ставил больные для России вопросы, но необходимость их решения автор, по своему обыкновению, предоставлял читателям. Вокруг романа разгорелись нешуточные споры.

Через месяц после того, как “Обломов” был напечатан в “Отечественных записках”, в журнале “Современник” появились статья Н. А. Добролюбова “Что такое обломовщина?”.

Критик писал: “В типе Обломова. мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, “замение времени”. После статьи Добролюбова слово “обломовщина” вошло в обиход и стало нарицательным. Им стали обозначать всякое косное и застойное явление жизни.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id63369

Характеристика героев романа “Обломов”: описание главных и второстепенных персонажей (таблица, список)

Обломов и Захар.
Иллюстрация Т. В. Шишмаревой

Характеристика героев романа “Обломов” Гончарова: описание главных и второстепенных персонажей в таблице (список)

Это была краткая характеристика героев романа “Обломов” Гончарова: таблица с описанием главных и второстепенных персонажей (список).

27 Комментарии

Отличный сайт .Молодцы

Отобрана только качественная информация. Отлично. Просто отлично. Очень помогли. Молодцы!

Спасибо огромнейшее!
Ваш сайт действительно чудо из чудес. Именно то, что нужно.
Спасибо еще раз.

Классный сайт, прямо miracle, gj

коротко и ясно, спасибо

Иван Матвеевич Мухояров- Ошибка в третьем предложении “Она берет мелкие взятки, благодаря чему скопил большой капитал” ОнА должно быть Он!!

Хоть и небольшая ошибка я все равно говорю вам что это неправильно.)00)

Оооо то что нужно !! Спасибо большое !

Супер ! Спасибо ! Нет слов!

От души душевно в душу!

От души душевно в душу!

Замечательный сайт! Спасибо автор за такой сайт, где можно найти почти все для уроков литературы. Скажите, пожалуйста, планируется ли материл по “Обыкновенной истории” Гончарова? Очень его не хватает.

Дорогой друг, спасибо за ваш отзыв. Да, “Обыкновенная история” находится в списке будущих публикаций. Мы согласна с вами, что этого произведения очень не хватает на сайте. Еще раз спасибо! Будем рады и другим вашим рекомендациям.

Дорогой друг, хотели сообщить, что на нашем сайте появились материалы по роману “Обыкновенная история” Гончарова. Их можно найти здесь.

Забыли тётушку Ольги

Дорогой друг, спасибо за замечание. Мы действительно не составили характеристику тетушки Ольги, так как посчитали этот персонаж не особенно важным в сюжете. Однако, если будет возможность, мы постараемся составить ее характеристику.

Спасибо за правильную инфуу!)

написали бы еще из каких глав это взято

спасибо большое за ваш труд,очень выручает.Точно и кратко.

Ольге удалось отучить Илью Ильича от лени, но не взаимные чувства заставили Обломова вновь вернуться к своему прежнему образу жизни.

Дорогой друг, мы не совсем поняли вашу мысль. Попробуем ответить. Ольга не может отучить Обломова от лени, потому что это уже невозможно сделать, как нам кажется. Ольге удается на время выжать из Обломова какие-то признаки жизни, но он быстро устает быть вне зоны комфорта. На счёт взаимных или не взаимных чувств, мы не совсем поняли вас. Чувства вроде бы были взаимные у героев.

Герои романа Обломов Гончарова (образы и характеристики, таблица)

И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» тщательно прорисовывает каждый образ. Все герои обладают цельными характерами. Каждый из них является носителем черт современного И. А. Гончарову общества.

Обломов

Главным героем произведения является Илья Ильич Обломов. Ему 32 года. Это помещик, который не отличается трудолюбием. Он очень ленив и бездеятелен. Дни его проходят на диване, он любит поесть и поспать. Обломов – типичный представитель мещан с устаревшими взглядами, которых ничего не ждет в будущем. Однако душа Обломова чиста и наивна. Он не способен причинить кому-то вред. Причина его образа жизни кроется в воспитании: с раннего детства его опекали, за него делали любую, даже самую мелкую работу. Полюбивши Ольгу Ильинскую, Обломов начинает меняться, однако в итоге все возвращается на круги своя. Все также бездельничая, он женится на Агафье Пшеницыной, а затем умирает.

Читайте также:  Гомер великий древнегреческий поэт: сочинение

Штольц

Андрей Иванович Штольц – друг Обломова. Он противопоставлен главному герою. Штольц не привык лениться, для него будущего не существует без постоянного развития. Главное удовольствие для героя – труд. Он не просто мечтает, как Обломов, но и воплощает мечты в жизнь. Однако данному герою не хватает душевной теплоты. Он настойчив, черств и несколько груб.

Такие разные по мировоззрению и образу жизни герои все равно уважают друг друга. Штольц ценит в Обломове его чистое сердце. И у Обломова, и у Штольца есть как положительные, так и отрицательные черты.

Ольга Ильинская

Ольга Сергеевна Ильинская – возлюбленная Обломова, жена Штольца. Это достаточно сильный женский образ. Героиня уверена в себе, постоянно стремится к развитию. Ольга была не настолько красива, однако образ ее отличается гармонией. Богатая духовная жизнь важна для героини. Полюбив Обломова, Ольга считает, что может изменить его и поставить его на истинный путь. Однако жизненные ценности у героев настолько разные, что им приходится расстаться. Ольга, как и Штольц, любит труд. Поэтому она и сходится с ним. Однако нельзя сказать, что она полностью с ним счастлива.

Агафья Пшеницына

Агафья Матвеевна Пшеницына – жена Обломова. Она является антиподом Ольги Ильинской. Она не особо образованна, но еще и очень добра и бескорыстна. Это самый трогательный образ романа. Как и Обломов, Пшеницына – типичный представитель старого мира, где женщина делает все ради своего мужа. Можно сказать, что она не имеет собственного мнения, старается во всем потакать Обломову. Пшеницына хочет сделать его жизнь без трудностей. Ей ничего не интересно, кроме быта. Она действительно любит мужа, а после его утраты теряет смысл жизни.

Захар

Захар – слуга Обломова. Он походит на своего хозяина: достаточно ленив и очень неряшлив. Обломову он может принести упавшую еду или пищу в грязной тарелке. Все вещи рядом с ним либо ломаются, либо разбиваются. Но, несмотря на свою рассеянность, Захар бережет Обломова и заботится о нем. Он слуга старого порядка, который любит своего хозяина и все, что с ним связано. Жизнь Захара полностью зависит от жизни Обломова. Поэтому когда Обломов умирает, Захар тоже перестает существовать. Он уходит из дома Пшеницыной и встает на паперть. Когда Штольц нечаянно встречает этого нищего старика и предлагает ему уехать в деревню, тот отказывается, потому что не может оставить без присмотра могилу Обломова.

Анисья

Анисья – кухарка Обломова и жена Захара. Она является трудолюбивой хозяйкой. Ее отличает кротость, доброта, спокойствие. Как и Агафья Матвеевна, Анисья олицетворяет настоящую русскую женщину. После появления Анисьи в доме Обломова она чуть было не заменила Захара, однако ему это не нравилось. И он не позволял ей выполнять его работу. Будучи женщиной неглупой, Анисья дает мужу различные советы. Героиня становится необходимой частью дома. После смерти Обломова она заботится о Захаре и считает себя невероятно счастливой. Умирает Анисья от холеры.

Мухояров

Иван Матвеевич Мухояров – брат Пшеницыной, служащий секретарем в канцелярии. С первого взгляда кажется, что Мухояров – тихий и добродетельный человек, однако на самом деле он хитер и бесчувственен. Это яркий отрицательный образ в романе. Во время службы герой берет взятки, благодаря которым смог накопить достаточно большой капитал. Герой привык делать деньги на всем. Мухоярову вместе с Тарантьевым удается составить план для того, чтобы обворовать Обломова. Однако Штольц раскрывает эту аферу и помогает Обломову.

Волков

Волков – первый гость Обломова и своеобразный его двойник. Знакомимся мы с ним в самом начале повествования. Это богатый дворянин. Он любит светскую жизнь, является поклонником модной одежды. Чуть ли не каждый день герой, одевшись в самую модную одежду, бывает в обществе. Как и Обломов, он ленив. Но если главный герой проявляет это в лежании на диване, то Волков – в посещении различных балов и праздников. Работает он только раз в несколько недель и никак не приносит пользу обществу. Гончаров в образе Волкова представил человека, который тратит всю свою жизнь на пустые развлечения.

Судьбинский

Судьбинский – второй гость Обломова. Для героя служба играет огромную роль в жизни. В образе Судьбинского автор олицетворяет чиновничий Петербург. Герой строит свою карьеру, старается получать от нее все. Судьбинский много работает, благодаря чему добивается повышения на службе. Вместе с ним начинал служить и Обломов, однако он покинул службу. Главный герой считает, что погоня за карьерой не приносит радости, а лишь портит сущность человека.

Пенкин

Пенкин – третий гость Обломова. Это образ литератора, который обрисован довольно карикатурно. Как писатель он пуст, поверхностен, пишет обо всем подряд. Чтобы заработать, Пенкин публикует статьи и рассказы два раза в неделю в популярных газетах и журналах, а также нередко пишет по ночам. Это продажное творчество. Обломов отмечает, что в произведениях таких писателей нет никаких чувств, нет жизни как таковой. В словах главного героя выражается авторская позиция.

Волков, Судьбинский, Пенкин — своеобразные двойники Обломова. Их жизнь такая же бездеятельная, как и жизнь Обломова.

Алексеев

Алексеев – четвертый гость Обломова. Это тихий и непримечательный человек. Он настолько незаметен, что многие люди забывают его фамилию и называют то Афанасьевым, то Васильевым, то Андреевым. Алексеев привык пресмыкаться, он постоянно подстраивается под других. Именно это и нравится Обломову. Алексеева абсолютно ничего не интересует, и он не имеет собственного мнения. Герой достаточно беден, поэтому к Обломову он приходит для того, чтобы поесть и провести время. Алексеев во многом похож на Обломова. Они оба тихие, спокойные люди, которых ничего не интересует. Они привыкли жить размеренной жизнью без внезапных событий.

Тарантьев

Михей Андреевич Тарантьев – пятый гость Обломова. Гончаров описывает этот образ резко отрицательно. Это грубый, хамоватый и необразованный чиновник. Он тоже любитель поесть в гостях, однако, в отличие от тихого Алексеева, он любит всех оскорблять и ругаться. Критиковать людей в порядке вещей для Тарантьева. По природе своей он мошенник, готовый провернуть различные аферы. Он умеет только в теории придумывать различные идеи, реализовывать он их не умеет. Поэтому Тарантьев находит исполнителя – Мухоярова, который готов ради денег сделать любые вещи. Вдвоем они пытаются завладеть деревней Обломова, и для Тарантьева важно заработать с этого как можно больше денег.

Доктор Обломова

Доктор – немолодой опытный специалист. Он, судя по дорогому костюму, лечит именно состоятельных клиентов, относится к ним очень внимательно. Доктор советует Обломову изменить свой образ жизни: больше двигаться, меньше есть, ходить в театры и общаться с противоположным полом. Однако все его советы предназначались для богатых людей. Он не признавал труд, запрещено было даже думать. Заменить диван доктор предлагает на такие же бесполезные вещи. Поэтому рекомендации врача не могли спасти Обломова от духовного разложения. Здесь не сможет помочь даже медицина.

Таким образом, И. А. Гончаров в романе «Обломов» показал не только образ, находящийся в полнейшем безделье, но и среду, в которой формируется данный характер. Именно условия помещичьего быта порождают безволие и бездейственность. Судьба Обломова трагична: «обломовщина» выигрывает, Обломов умирает на своем диване, не сделав ничего полезного.

Характеристика героев

Гончаров в своем произведении «Обломов» полностью описал каждого персонажа. Персонажи отличаются цельными характерами.

Главным персонажем творения считается Илья Обломов. Герою 32 года. Мужчина является помещиком, не любящим много трудиться. Помещик любил поспать, покушать и не хотел ничего делать. Однако герой был простодушным и наивным. Герой не способен кому-либо навредить. Герой стал меняться после знакомства с Ольгой Ильинской. Но вскоре он становится прежним и женится на Агафье Пшеницыной.

Андрей Штольц является лучшим другом Обломова. В отличие от главного героя, Андрей любит трудиться и не сидит без дела. Герой любит достигать своих целей, но ему не хватает душевной теплоты.

Ольга Ильинская замужем за Штольцом. Женщина уверена в себе и всегда старается саморазвиваться. Героиня отличается не только внешней красотой, но и внутренним богатым миром. Ольга хочет исправить Обломова. Но их взгляды становятся причиной расставания героев. Ольга остается с мужем и бросает Обломова.

Агафья Пшеницына жена главного героя и полная противоположность Ольге. Героиня не имела должного образования, но была чрезмерно добра. Героиня делала все ради супруга и всегда потакала прихотям супруга.

Захар работает в качестве слуги в доме Обломова. Герой ленив и неряшлив, как его хозяин. Захар всегда заботится о главном герое и предан ему. Жизнь героя зависит от Обломова. И поэтому, когда хозяин умирает, Захар уходит из дома и остается охранять его могилу до конца жизни.

Анисья работает кухаркой в доме Обломова и является супругой Захара. Она спокойна, кротка и трудолюбива. Анисья олицетворяет настоящую русскую женщину. Героиня становится частью семьи и в конце умерает от холеры.

Мухояров Иван – это брат Агафьи. Он работает в канцелярии в качестве секретаря. С первого знакомства герой может показаться кротким и доброжелательным. На самом деле Мухояров проявляет особую хитрость. На своей работе он брал взятки и скопил большое состояние. Он привык получать деньги за каждое свое действие.

Волков – это состоятельный дворянин. Он любит модно одеваться и всегда бывает на светских мероприятиях. Волков такой же ленивый, как главный герой. Мужчина занимается делами раз в несколько дней и тратит свое время только на развлечения.

Судьбинский работает чиновником. Карьеру герой ставит на первое место и постоянно много работает. Он начинал свою работу вместе с Обломовым. В отличие от главного персонажа, Судьбинский смог добиться хорошей должности на службе.

Читайте также:  Почему счастье Ольги Ильинской и Штольца не безоблачно? (по роману И. А. Гончарова Обломов): сочинение

Пенкин работает карикатурщиком. Чтобы много заработать, герой выпускает статьи в крупных журналах и газетах. Обломов считает, что его творения и публикации полностью лишены смысла и чувств.

Доктор Обломова является хорошим специалистом и предпочитает модно одеваться. Ради хороших заработков герой лечит только состоятельных пациентов. Доктор советовал Обломову меньше кушать и больше гулять, чаще выходить в свет и ходить в театр.

Вариант 3

В своем романе «Обломов» автор описал множество цельных персонажей. Каждый герой описывает человека из современного общества.

Илья Обломов является главным героем романа. Он ленив и любит лежать на диване. Герой постоянно испытывает апатию. Причиной его бездействия считается воспитание. В детстве родители чрезмерно опекали, и поэтому герой стал ленивым человеком. Однажды Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую, которая хотела сделать из него нормального человека.

Андрей Штольц – это лучший друг главного героя и полная противоположность Обломова. Андрей считает, что труд является самым главным в жизни. Он постоянно трудится ради получения желаемого и прекрасного будущего. Штольц обладает достаточной силой воли. Но он черств и груб в плане отношений и любви.

Ольга Ильинская – молодая девушка. Она умна и красива, также обладает такими же нравами, как Штольц. После знакомства с Обломовым, героиня понимает, что глупо полагаться на судьбу и ничего не предпринимать. Ольга тратит все силы на то, чтобы изменить главного героя.

Агафья Пшеницына – помещица и полная противоположность Ильинской. Матвеевна стала вдовой и сама воспитывала 2 детей. Героиня владела домом, где жил Обломов. Она добра, скромна и любит трудиться. Женщина всегда молча соглашалась со всеми. Агафья заботилась о главном герое, а потом стала его женой.

Захар работает на Обломова. Он работал уже давно и с годами стал ворчливым и ленивым как Обломов. Несмотря на ленивость, Захар предан хозяину и будет служить ему до самой смерти. После смерти главного героя Захар начал горевать и душевно умер.

Анисья работает кухаркой у Обломова и является женой Захара. Она добра и трудолюбива, и даже скромна. Героиня обладает достаточным умом и понимает, что ее хозяин зря тратит жизнь, лежа на диване. Несмотря на мысли, Анисья не произносит вслух свое мнение и продолжает заботиться о хозяине.

Иван Мухояров приходится братом помещице Агафье. Иван работал секретарем, и за время службы накопил достаточно денег. Мухояров отличался наглостью и хитростью, но со стороны казался добродушным человеком.

Волков – это молодой дворянин и частый гость в доме у Обломова. Он всегда одевается по последней моде и имеет много денег. Вместо того, чтобы работать, Волков прожигает жизнь на светских вечеринках и других светских мероприятиях. Он разговаривает только на светские темы. Волкова в первую очередь волнует мнение знатной толпы.

Судьбинский ранее работал вместе с главным героем. Сейчас герой является частым гостем в доме в у Обломова. Судьбинский не так богат как Волков. Больше времени он тратит на карьеру и любит трудиться. Он получает большие премии за работу.

Пенкин часто гостит в доме Ильи Ильича. Его главным увлечением является литература и писательство. Основным источником заработка героя является работа в журнале. Пенкин работает в редакции только ради денег, хотя не получает удовольствия от него.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои романа Обломов

Популярные сегодня темы

Один из героев произведения Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы» – Ваня Малявин, проживающий на Урженском озере, обратился к ветеринару с просьбой вылечить зайца.

Наверное, все читали данное произведение, которое рассказывает про молоденького парня, который не может справиться без проблем ни с одним делом. В пример можно привести случай, когда Иванушку нанял мужик в качестве няньки

Современная жизнь уже с трудом представляется нам без интернета. С помощью него люди узнают новости, находят полезную информацию, общаются, создают бизнес, изучают что-то новое

Мне кажется, часто то, что называют человечностью, на самом деле далеко от этого. Нередко мы называем человечностью такое, что просто присуще людям, а людям с самого начала присущи слабости и пороки

Главным героем данного замечательного произведения, написанного великолепным автором Александром Пушкиным, является Самсон, который является очень скромным и простым человеком

Анализ характеров персонажей в романе «Обломов»

Гончаров, как и любой другой писатель, старается быть лояльным по отношению к описываемому, и вследствие этого мы не можем найти конкретных слов, выражающих его авторскую позицию. Но ее можно узнать через мнения персонажей, через ситуации, в которых они оказываются.

В романе Гончаров не только проводит глубокий анализ характеров людей и их убеждений, но и продолжает заниматься поиском той настоящей красоты, которую искали еще в древние века. Эта красота — любовь в разных ее проявлениях: либо в искусстве, либо человеческая любовь и даже любовь к Богу. Не случайно все главные герои, как и герои Тургенева, проходят проверку любовью. А на протяжении романа автор пытается выяснить, какой же должна быть любовь. Как главному герою, Райскому и его переживаниям уделяется основное месте в «Обрыве», и именно им проводится оценка остальных персонажей романа. Райский — человек эстетического мировоззрения, и цель его жизни — найти, а главное — передать найденную красоту или в полотнах, или в музыке, или на страницах романа. Как цельная натура, Райский анализирует себя довольно часто на протяжении всей книги, и вот тут-то и звучит голос автора, говорящий, что «священный огнь» есть у Райского, но отобразить и показать его другим людям он не может. Именно поэтому Марк Волохов называет его неудачником. Автор любит Райского и сочувствует ему, он пытается его спасти, проводя через сложные жизненные препятствия, но и это не помогает. Райского уже нельзя изменить. Райского неправильно воспитывали в детстве, не приучили к труду. Очень часто при раскрытии характеров автор показывает детство и воспитание героя. Гончаров считает, что это одна из причин характера героя, его дальнейшей судьбы.

В некоторых моментах повести можно увидеть и авторский совет. Когда герой размышляет, что он делает неправильно, ему кто-то шепчет: «Не внеси искусства в жизнь, а внеси жизнь в искусство».

Прием передачи Райского с помощью других людей также использован Гончаровым: они»актер», и» гордец «, и « эгоист «. Но так как только лишь друзья могут хорошо узнать человека, то скорее всего автор думает так же, как они: «честнейшее сердце, благородная натура, но нервная, страстная, огненная и раздражительная». Впоследствии через различные ситуации автор доказывает эту характеристику. Несмотря на непонятность артистической натуры, Райский остается благородным, отзывчивым и добрым человеком, что видно из его отношений с сестрами и бабушкой.

В противоположность Райскому автор приводит Марка. Его нельзя назвать добрым, честным, благородным, он сильный, умный, но одновременно с тем ограниченный человек, принимает на веру только свои собственные убеждения. Внешне Марк выглядит как настоящий разбойник. Вера очень часто называет его волком. По своим атеистическим убеждениям он напоминает Базарова. Сам автор считает Марка «заблудшей овцой; в христианском смысле», возможно, Гончаров пытается вместе с Верой вернуть его на верную тропу.

Для выражения своих мыслей автор часто прибегает к портрету.

. Почти для всех персонажей можно найти описание их внутренних качеств, внешнего облика. Единственная характеристика, которая держится лишь на внешнем облике, —, это портрет Софьи — холодная мраморная статуя, что соответствует ее характеру: холодная и безразличная, она не способна по-настоящему любить, в ней нет духовного содержания, она пуста, как статуя. Это скоро понимает и Райский и забывает ее; идеал Райского должен обладать некой внутренней силой, духовным содержанием, именно эту нравственную красоту увидит Райский в бабушке и Вере. В этом вопросе Гончаров солидарен с позицией своего героя.

Для обрисовки еще одного персонажа автор использует прием вставной повести. Это повесть Райского о Наташе, которая является полной противоположностью Софьи. Будучи не очень красивой физически, она обладает огромной духовной красотой. Нельзя не заметить сходство судьбы Наташи с судьбой главной героини «Бедной Лизы» Карамзина, на это намекает и сам автор: Райский называет ее бедной Наташей. Эта женщина являет собой пример чистой и бескорыстной любви, они никогда ничего не требовала от Райского. Для Наташи любить — значит дышать. Но Гончаров ищет другую любовь, не тихую, где один безвозмездно предан другому, а равную.

В деревне Райский встречает Марфеньку, самое доброе и беззаботное существо, которое он когда-либо встречал. Образ Марфеньки Гончаров раскрывает через окружающий ее пейзаж: «то смеялась, то хмурилась, глядела так свежо и бодро, как это утро». Этим приемом автор показывает, что Марфенька является неотъемлемой частью природы, и сам Райский сравнивает ее с птичками, которых она кормила. Марфенька ближе всех героев «Обрыва» находится к природе. Может быть, поэтому в любви ей везет больше, к тому же она не требует от своего избранника слишком многого. Викентьев — такое же предоброе существо, как и она. Они показали нам вид особенной любви, ангельской. К сожалению, не все могут любить так, а более сильным и глубоким натурам, таким, как Вера, Райский, нужна любовь сильная, человеческая.

В «Обрыве» мы можем найти любовь из далеких рыцарских романов. Это любовь Крицкой. Одновременно эта любовь является пародией на светскую.

Татьяна Марковна была для Райского загадкой с самого начала, и практически до конца его пребывания в деревне Райский был очень удивлен большой нравственной силой и житейской мудростью бабушки. Райский в данном случае выражает позицию автора, считая, что такая сила может прийти только после очень сильной любви. Что автор и подтверждает с помощью старой, но правдивой сплетни о Тите Никоныче и Татьяне Марковне. Будучи уже в преклонном возрасте, Татьяна Марковна находит в себе силы помочь Вере, хотя драма внучки причиняет ей страдания, так как напоминает свою.

Ссылка на основную публикацию
×
×