Женские образы в Ревизоре и Мертвых душах Н. В. Гоголя: сочинение

Роль женских образов в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» (ЕГЭ по литературе)

Произведение Н. В. Гоголя «Ревизор» — реалистичная общественная комедия. Каждый герой в ней по-своему уникален, становится воплощением тех или иных пороков общества. Сам автор считал, что единственным положительным героем в комедии является смех: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Это честное, благородное лицо — был смех». Женских образов в произведении не так много, но они играют большую роль в реализации замысла автора.

Первой среди женских персонажей в афише Н. В. Гоголь упоминает Анну Андреевну — жену городничего, автор дает ей следующее описание: «провинциальная кокетка еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Женщина очень легкомысленна и любопытна. Узнав о прибытии ревизора, она первым делом просит дочь узнать, какие у него усы, какого цвета у него глаза, его чин. Жену городничего не интересует карьера мужа, дела, происходящие в городе, ее увлекают лишь сплетни. В диалоге Анны Андреевны с Хлестаковым мы видим ее напускную любезность, она умеет льстить и угождать, когда сама того хочет. При этом женщина постоянно упрекает в чем-то свою дочь, считает, что Марья должна брать пример только с нее, в этом выражается и тщеславие жены городничего. Автор постоянно подчеркивает, что обе героини не могут говорить о серьезных вещах, у них низменные ценности, они глупы. В ремарках Н. В. Гоголь указывает, что Анна Андреевна должна несколько раз сменить платье за время действия, тем самым акцентируя внимание на пустых интересах женщины. Жена Антона Антоновича, как и её муж, является типичным представителем своего времени. Её роль в пьесе — облечение пороков светского общества, безнравственности и ограниченности.

Не менее важным женским персонажем является Марья Антоновна — наивная провинциальная девушка. Она так же бездуховна, как и её мать, «очень недурна», быстро влюбляется в Хлестакова, потому что неопытна, в отличие от Анны Андреевны, поэтому ему легко удается очаровать героиню. Дочь городничего говорит об Иване Александровиче: «барин хорошенький». Автор не случайно использует этот эпитет при описании чувств Марьи — её ничего не интересует в Хлестакове, кроме внешности. Н. В. Гоголь также использует прием типизации, создавая образ дочери городничего — она не уникальна. Многие столичные девушки в то время больше всего мечтали удачно выйти замуж, поэтому Марья так рада ухаживаниям. Они с матерью в пьесе дополняют друг друга, дочь глупа и ограничена, как и Анна Андреевна. Ее роль в комедии проста — она также становится олицетворением многих пороков общества. Более того, обращая внимание читателя на их сходство с матерью, автор подчеркивает, что одни и те же недостатки, безнравственность и ограниченность из поколения в поколение становились основными чертами членов одной семьи.

Стоит обратить внимание и на героиню, которая появляется всего несколько раз на протяжении всего действия комедии — это вдова унтер-офицера. В её образе есть и комические, и трагические черты. Женщина рассказывает, что во время драки на рынке её схватил полицейский и высек. Вероятнее всего, вдову наказали ни за что, потому что городничий врет Хлестакову об этом происшествии: «Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я её высек; она врет, ей-богу врёт. Она сама себя высекла». За своё унижение и боль героиня просит Хлестакова оштрафовать городничего, мы понимаем, что её ничего не заботит, кроме денег. Н. В. Гоголь использует такой прием, как ирония, чтобы акцентировать внимание читателя на жадности женщины и в то же время на трагизме ситуации. Ивану Александровичу также жалуется слесарша Пошлепкина. Она считает, что городничий незаконно забрал ее мужа на службу, говорит о взятках. Роль этих героинь в пьесе — обличение беззакония и отсутствия порядка в городе, равнодушия чиновников к проблемам простых людей.

Проанализировав образы женских персонажей в комедии «Ревизор» мы можем сделать вывод о том, что их главная роль — это воплощение столичных нравов и пороков общества. Н. В. Гоголь типизирует характеры для того, чтобы добиться комического эффекта. Женщины в светском обществе глупы, безнравственны, их интересы ограничиваются внешней красотой, роскошью, пустыми беседами. Героини другого круга, не имеющие высокого социального положения, вынуждены страдать от произвола чиновников и беззакония. Следовательно, образы героинь подчеркивают социальную проблематику пьесы и помогают автору полноценно реализовать замысел.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id74128

Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

«Ревизор» и «Мертвые души» – пожалуй, самые выдающиеся произведения не только у Гоголя, но и во всей русской литературе. В обоих этих шедеврах показаны основные типы людей того времени. Каждый герой у писателя индивидуален, у каждого свой характер. И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не обошел вниманием женские образы.
Не малую роль в поэме «Мертвые души» играет описание женской половины человечества. Здесь показаны и «типичная», очень хозяйственная, помещица, и молодая кокетка, и две приятные дамы, готовые любую новость в одно мгновение превратить в городской слух.
Единственная женщина-помещица в «Мертвых душах» – Настасья Петровна Коробочка. Она одна из «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!» У Коробочки «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, есть «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».
Коробочка не претендует на высокую культуру: в её облике выделяется весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем и во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя и в отношениях с людьми. Главная цель жизни помещицы – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство.
Коробочка не видит ничего дальше «своего носа». Все «новое» и «небывалое» пугает ее. Единственное, что волнует героиню – это цены на пеньку и мед. Кажется, что у неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет никаких чувств. Подтверждением является ситуация с «мёртвыми душами». Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие предметы своего хозяйства. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевленным существом. В предложении Чичикова помущицу пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за «мёртвые души».
Коробочка – глупая, «дубинноголовая» и жадная помещица. Мало что осталось у нее от женского облика. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир – аккуратный, крепкий, «населенный» мухами, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру героя.
Кроме Коробочки, в поэме присутствует дочка Губернатора. Ее портрет может сформироваться у читателя только после сцены бала. Эта девушка – дама светская, и Чичикову вести с нею разговор не удается.
Также в романе есть описание «светских» дам, основное занятие которых состоит в роспуске различных сплетен. Именно эти «дамы приятные во всех отношениях» и «просто приятные дамы» становятся главной причиной краха Чичикова. Именно распущенные ими, совершенно беспочвенные слухи, принимаемые всеми за правду и рождающие новые, ещё более абсурдные, гипотезы в корне подрывают авторитет Чичикова. А «приятные» дамы сделали всё это от «нечего делать», случайно перейдя к этому разговору после спора о выкройке. Они олицетворяют в поэме «столичных» светских дам, которые хоть и отличаются по финансовому состоянию и положению в обществе, но в плане тяги к перемыванию костей и роспуску слухов абсолютно ни в чем не отличаются от их провинциальных «сестер».
В пьесе «Ревизор» также представлены женские образы. Это жена и дочь городничего, типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.
Анна Андреевна – жена городничего. Впервые она появляется в первом действии пьесы. Здесь она очень эмоциональна, ее речь полна восклицательными и вопросительными предложениями. Анна Андреевна постоянно кричит на дочь и даже заставляет ее надеть голубое платье только потому, что сама хочет надеть палевое. Таким образом, мать соперничает с дочерью, хочет доказать ей, что она лучшая.
Анна Андреевна кокетничает перед Хлестаковым, не стесняясь мужа, а потом еще и заявляет, что она понравилась гостю. А когда герой ей делает предложение, отвечает: «Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем». Таким образом, перед нами – великовозрастная светская кокетка, главное для которой – положение в обществе. Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение уже ее дочери.
Марья Антоновна – дочь городничего. Это юная кокетка, очень похожая на мать. Но все же, и она не прочь поспорить с маменькой. У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других. Например, сцена, где мать ей говорит, чтобы она одела голубое платье: «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится». А почему? Да потому, что все молоденькие девушки в городе ходят в голубых платьях.
Кроме того, эта девушка довольно начитана. Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал «Юрия Милославского», Марья Антоновна говорит, что это сочинение «господина Загоскина».
Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание. Когда Иван Александрович объясняется Марье Антоновне, она ему не верит, думает, что он над ней насмехается, и просит вместо этих ненужных разговоров написать ей в альбом стишки. Наверное, ее чувства более всего пострадали из-за обмана Хлестакова.
Итак, в «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь, через второстепенные женские образы, проводит проекции на столичные нравы. И обоих произведениях присутствуют образы светских дам. Все они очень похожи – своей пустотой и обычностью. Разве что в «Ревизоре» прописаны они более четко и ясно. В «Мертвых душах» же есть уникальный образ помещицы Коробочки, которому нет аналогий не только в «Ревизоре», но и вообще в русской литературе.

Читайте также:  Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Ревизор / Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

Смотрите также по произведению “Ревизор”:

Женские образы в “Ревизоре” и “Мертвых душах” Н. В. Гоголя

“Ревизор” и “Мертвые души” – пожалуй, самые выдающиеся произведения не только у Гоголя, но и во всей русской литературе. В обоих этих шедеврах показаны основные типы людей того времени. Каждый герой у писателя индивидуален, у каждого свой характер.

И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не обошел вниманием женские образы. Не малую роль в поэме “Мертвые души” играет описание женской половины человечества. Здесь показаны и “типичная”, очень хозяйственная, помещица, и молодая кокетка, и две приятные дамы, готовые любую

Единственная женщина-помещица в “Мертвых душах” – Настасья Петровна Коробочка. Она одна из “небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода!” У Коробочки “хорошенькая деревенька”, двор полон всякой птицы, есть “просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем”, есть “яблони и другие фруктовые деревья”. Коробочка не претендует на высокую культуру: в ее облике

Эта простота обнаруживает себя и в отношениях с людьми. Главная цель жизни помещицы – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Коробочка не видит ничего дальше “своего носа”.

Все “новое” и “небывалое” пугает ее. Единственное, что волнует героиню – это цены на пеньку и мед. Кажется, что у нее, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет никаких чувств. Подтверждением является ситуация с “мертвыми душами”.

Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продает другие предметы своего хозяйства. Для нее нет разницы между одушевленным и неодушевленным существом. В предложении Чичикова помущицу пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за “мертвые души”. Коробочка – глупая, “дубинноголовая” и жадная помещица.

Мало что осталось у нее от женского облика. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир – аккуратный, крепкий, “населенный” мухами, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру героя. Кроме Коробочки, в поэме присутствует дочка Губернатора. Ее портрет может сформироваться у читателя только после сцены бала. Эта девушка – дама светская, и Чичикову вести с нею разговор не удается.

Также в романе есть описание “светских” дам, основное занятие которых состоит в роспуске различных сплетен. Именно эти “дамы приятные во всех отношениях” и “просто приятные дамы” становятся главной причиной краха Чичикова. Именно распущенные ими, совершенно беспочвенные слухи, принимаемые всеми за правду и рождающие новые, еще более абсурдные, гипотезы в корне подрывают авторитет Чичикова.

А “приятные” дамы сделали все это от “нечего делать”, случайно перейдя к этому разговору после спора о выкройке. Они олицетворяют в поэме “столичных” светских дам, которые хоть и отличаются по финансовому состоянию и положению в обществе, но в плане тяги к перемыванию костей и роспуску слухов абсолютно ни в чем не отличаются от их провинциальных “сестер”. В пьесе “Ревизор” также представлены женские образы. Это жена и дочь городничего, типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.

Анна Андреевна – жена городничего. Впервые она появляется в первом действии пьесы. Здесь она очень эмоциональна, ее речь полна восклицательными и вопросительными предложениями.

Анна Андреевна постоянно кричит на дочь и даже заставляет ее надеть голубое платье только потому, что сама хочет надеть палевое. Таким образом, мать соперничает с дочерью, хочет доказать ей, что она лучшая. Анна Андреевна кокетничает перед Хлестаковым, не стесняясь мужа, а потом еще и заявляет, что она понравилась гостю. А когда герой ей делает предложение, отвечает: “Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем”.

Таким образом, перед нами – великовозрастная светская кокетка, главное для которой – положение в обществе. Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение уже ее дочери. Марья Антоновна – дочь городничего. Это юная кокетка, очень похожая на мать. Но все же, и она не прочь поспорить с маменькой.

У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других. Например, сцена, где мать ей говорит, чтобы она одела голубое платье: “Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится”. А почему?

Да потому, что все молоденькие девушки в городе ходят в голубых платьях. Кроме того, эта девушка довольно начитана. Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал “Юрия Милославского”, Марья Антоновна говорит, что это сочинение “господина Загоскина”. Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание.

Когда Иван Александрович объясняется Марье Антоновне, она ему не верит, думает, что он над ней насмехается, и просит вместо этих ненужных разговоров написать ей в альбом стишки. Наверное, ее чувства более всего пострадали из-за обмана Хлестакова. Итак, в “Мертвых душах” и “Ревизоре” Гоголь, через второстепенные женские образы, проводит проекции на столичные нравы. И обоих произведениях присутствуют образы светских дам.

Все они очень похожи – своей пустотой и обычностью. Разве что в “Ревизоре” прописаны они более четко и ясно. В “Мертвых душах” же есть уникальный образ помещицы Коробочки, которому нет аналогий не только в “Ревизоре”, но и вообще в русской литературе.

Сочинение Женские образы в комедии Ревизор Гоголя

Принято считать, что образ женщины в литературных произведениях всегда должен быть красивым и привлекательным, и в большинстве случаев это действительно было так. Однако, существуют и романы, в которых женщины выступают в роли не самых хороших личностей. Так, например, в произведении Гоголя «Ревизор» женщины являются далеко не замечательными людьми.

Анна Андреевна – это жена городничего. Данная особа очень любопытна, но также и глупа, ведь образовывалась она только журналами о моде и любовными романами. Эта женщина постоянно переодевается, ведь очень любит красоваться и наряжаться. Второе любимое занятие Анны – подглядывание и подслушивание. Она никогда не брезгует посмотреть в щёлку для того, чтобы узнать кто во что одет, кто что говорит и у кого какой цвет глаз, причём этим она занимается постоянно, потому что любит узнавать всё новые и новые вещи о своих знакомых, а потом рассказывать это всё жёнам чиновников. Одним словом, эта дама – сплетница.

Читайте также:  Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова: сочинение

Хлестаков, лжеревизор, говорит о ней как о недурной женщине, в его словах даже присутствуют пошлые намёки. У Анны светлые глаза и русые волосы, а вот взгляд и мысли женщины не так светлы, потому что она ничем не интересуется, всегда говорит о пустяках и о том, что мечтает переехать в столицу и стать известнейшей дамой Петербурга. Помимо всего прочего, эта женщина ещё и очень высокомерна: порой она заходит настолько далеко, что перестаёт уважать окружающих и мешает им жить. В произведении женщина пыталась понравиться Хлестакову и даже соревновалась со своей дочерью за его внимание.

Марья Антоновна – та самая дочь Анны и городничего, которой всего восемнадцать лет, но которая уже выглядит как сформировавшаяся девушка. Она кокетничает с мужчинами гораздо старше себя, так, например, она пыталась влюбить в себя Хлестакова, потому что он показался ей «хорошеньким». Девушка также глупа и ветрена, как и её мать. Она любит рассматривать себя в зеркале и всё своё свободное время проводит за этим занятием. Главная черта её образа – желание выгодно пристроиться, выйдя замуж. Но, к сожалению, или к счастью, Хлестаков попросив её руки, вскоре сбежал из города.

Вдова унтер-офицера – ещё один неглавный, но очень комичный образ этого произведения. После драки баб на рынке полиция не стала разбираться кто виноват и высекла ни в чём не повинных женщин, в число которых и вошла вдова. Полицейские пытаются списать этот произвол на саму вдову, мол, это она сама себя. Несмотря на то, что женщину унизили и очень больно побили, она надеется только на то, что ей за это дадут денежное возмещение, что показывает её не с лучшей стороны.

Все женщины в этой комедии расчётливые, глупые, бездушные и вызывают только жалость и смех.

2 вариант

Мы привыкли, что героини книг почти что идеальные женщины, у которых нет недостатков. Но в этом романе женщины отличаются от других, выступая в роли не самых хороших и приятных личностей, когда в основном, в большинстве романов, женщины изображены как очень привлекательные и остроумные персонажи. Ревизоро – роман, где не много женщин, о которых из них попытаемся поговорить более подробно.

Андреевна Анна-жена градоначальника, не молодая, не старая. Мечтает переехать в Петербург. Всегда хорошо одета, ее главным занятием является сплетни, всегда интересуется жизнью других людей, ибо быть первым, кто распространяет слухи. Несмотря на свои недостатки, она очень привлекательная женщина. Главным недостатком Анны Андреевны является ее высокомерие. В романе Гоголя Ревизор она соперничает с дочерью, дабы соблазнить Хлестакова.

Следующий персонаж восемнадцатилетняя Антоновна Марья, дочь Анны и городничего. Она мечтает выгодно выходить замуж и переехать в столицу, как своя мать. Антоновна Марья выглядит как сформировавшаяся девушка-женшина. В романе Гоголя она описана как девушка, которая дает предпочтение мужчинам старше себя, именно по этому она соперничает с матерю и стремится завоевать внимание Хлестакова: он показался ей «хорошеньким». И мать, и дочь ветреные как мельницы. Марья больше всего на свете любит себя, по этой причине она рассматривать себя в зеркале всё своё свободное время. Но, как мы знаем, Хлестаков, после предложения сбежал из города и она так и осталась в провинциальном городке.

Последняя героиня нашего сегодняшнего романа – Вдова унтер-офицера, она хоть и не главная героиня, но ее образ стоит того что бы уделить ей отдельное внимание. В романе есть сцена, где бабы дерутся на рынке. Всех участниц этого инцидента, в том числе и нашу вдову, без суда отправляют в ссылку. В конце вдова ради денег говорит, что она «сама себя высекла». Слышится сарказм. Автор смеется над ней. Трагизм сцены еще и в том, что женщина за унижение и боль требует штраф, ее интересуют только деньги.

В романе “Ревизор”, в отличие от других романов Гоголя, не так много персонажей, а женщин тем более. Гоголь представляет женщин с худшей стороны, их всех соединяет алчность, жадность и конечно безмерная любовь к деньгам. Он не пытается идеализировать слабую половину человечества, как это бывает в книгах, а дает роману более жизненную ситуацию.

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Родители на день рождения сделали подарок – билет в дельфинарий. Так родители исполнили мою маленькую заветную мечту. Подарок вызвал у меня чувство радости и благодарности

Есть ли любовь в нашем современном мире? Вопрос сложный и оттого интересный. Сейчас это слово потеряло свою значимость. И многие спокойно живут, не испытывая такого сильного чувства. Ведь, чувствовать бесконечную любовь

Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени

Что такое счастье, каждый человек понимает по-своему, и у каждого оно своё. Для кого-то счастье составляет работа, для кого-то счастье — уютный дом, для кого-то — деньги, богатство, слава.

Савельич – подневольный крестьянин семьи Гриневых. Когда Петру Гриневу исполнилось пять лет, его поручили воспитанию старика.

«Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» »

«Ревизор» и «Мертвые души» — пожалуй, самые выдающиеся произведения не только у Гоголя, но и во всей русской литературе. В обоих этих шедеврах показаны основные типы людей того времени. Каждый герой у писателя индивидуален, у каждого свой характер. И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не обошел вниманием женские образы.

Не малую роль в поэме «Мертвые души» играет описание женской половины человечества. Здесь показаны и «типичная», очень хозяйственная, помещица, и молодая кокетка, и две приятные дамы, готовые любую новость в одно мгновение превратить в городской слух.

Единственная женщина-помещица в «Мертвых душах» — Настасья Петровна Коробочка. Она одна из «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!» У Коробочки «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, есть «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».

Коробочка не претендует на высокую культуру: в её облике выделяется весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем и во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя и в отношениях с людьми. Главная цель жизни помещицы — упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство.

Коробочка не видит ничего дальше «своего носа». Все «новое» и «небывалое» пугает ее. Единственное, что волнует героиню — это цены на пеньку и мед. Кажется, что у неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет никаких чувств. Подтверждением является ситуация с «мёртвыми душами». Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие предметы своего хозяйства. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевленным существом. В предложении Чичикова помущицу пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за «мёртвые души».

Коробочка — глупая, «дубинноголовая» и жадная помещица. Мало что осталось у нее от женского облика. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир — аккуратный, крепкий, «населенный» мухами, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру героя.

Кроме Коробочки, в поэме присутствует дочка Губернатора. Ее портрет может сформироваться у читателя только после сцены бала. Эта девушка — дама светская, и Чичикову вести с нею разговор не удается.

Также в романе есть описание «светских» дам, основное занятие которых состоит в роспуске различных сплетен. Именно эти «дамы приятные во всех отношениях» и «просто приятные дамы» становятся главной причиной краха Чичикова. Именно распущенные ими, совершенно беспочвенные слухи, принимаемые всеми за правду и рождающие новые, ещё более абсурдные, гипотезы в корне подрывают авторитет Чичикова. А «приятные» дамы сделали всё это от «нечего делать», случайно перейдя к этому разговору после спора о выкройке. Они олицетворяют в поэме «столичных» светских дам, которые хоть и отличаются по финансовому состоянию и положению в обществе, но в плане тяги к перемыванию костей и роспуску слухов абсолютно ни в чем не отличаются от их провинциальных «сестер».

Читайте также:  Мертвые души Н. В. Гоголя удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный (А.И. Герцен).: сочинение

В пьесе «Ревизор» также представлены женские образы. Это жена и дочь городничего, типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.

Анна Андреевна — жена городничего. Впервые она появляется в первом действии пьесы. Здесь она очень эмоциональна, ее речь полна восклицательными и вопросительными предложениями. Анна Андреевна постоянно кричит на дочь и даже заставляет ее надеть голубое платье только потому, что сама хочет надеть палевое. Таким образом, мать соперничает с дочерью, хочет доказать ей, что она лучшая.

Анна Андреевна кокетничает перед Хлестаковым, не стесняясь мужа, а потом еще и заявляет, что она понравилась гостю. А когда герой ей делает предложение, отвечает: «Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем». Таким образом, перед нами — великовозрастная светская кокетка, главное для которой — положение в обществе. Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение уже ее дочери.

Марья Антоновна — дочь городничего. Это юная кокетка, очень похожая на мать. Но все же, и она не прочь поспорить с маменькой. У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других. Например, сцена, где мать ей говорит, чтобы она одела голубое платье: «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится». А почему? Да потому, что все молоденькие девушки в городе ходят в голубых платьях.

Кроме того, эта девушка довольно начитана. Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал «Юрия Милославского», Марья Антоновна говорит, что это сочинение «господина Загоскина».

Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание. Когда Иван Александрович объясняется Марье Антоновне, она ему не верит, думает, что он над ней насмехается, и просит вместо этих ненужных разговоров написать ей в альбом стишки. Наверное, ее чувства более всего пострадали из-за обмана Хлестакова.

Итак, в «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь, через второстепенные женские образы, проводит проекции на столичные нравы. И обоих произведениях присутствуют образы светских дам. Все они очень похожи — своей пустотой и обычностью. Разве что в «Ревизоре» прописаны они более четко и ясно. В «Мертвых душах» же есть уникальный образ помещицы Коробочки, которому нет аналогий не только в «Ревизоре», но и вообще в русской литературе.

Женские образы в поэме Мертвые души

В «Мертвых душах» мы не встретим ярких, поэтических женских образов, подобных пушкинской Татьяны или тургеневское Лизы Калитиной. Гоголевские героини, в большинстве своем, несут в себе элементы комического, являются объектами авторского сатиры, а вовсе не авторского восхищения.

Наиболее значительный женский персонаж в поэме — помещик Коробочка. Очень отличительно Гоголь изображает внешность героини. Через «минуту вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиков, которые плачут на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов «.

В. Гиппиус отмечает в Коробочке отсутствие «всякой внешности, всякой лица: фланель на шее, чепчик на голове». «Обезличивая» помещика, Гоголь подчеркивает ее типичность, большую распространенность подобного типа.

Коробочка простая и патриархальная, она живет по-старому. Чичикова она называет «мой отец», «батюшка», обращается к нему на «ты». Спит гость на огромных подушках, из которых летит перьев; в доме старинные стенные часы, странный звон которых напоминает Чичикову шипение змей; угощает его Коробочка простыми русскими блюдами: пирожками, блинами, шанешками.

Простота и патриархальность употребляются в помещику с необычной тупостью, невежеством, трусостью и боязливость. Коробочка на редкость бестолковая, в отличие от Собакевича, она долго не может сообразить, в чем суть просьбы Чичикова, и даже спрашивает его, не собирается ли он откапывать мертвецов. «Дубинноголовая», — думает о ней Павел Иванович, видя, что здесь его «красноречие» бессильно. Трудом ему удается убедить Настасью Петровну продать ему мертвые души.

Впрочем, Коробочка тут же пытается договориться с Чичиковым по подрядов, чтобы в будущем продать ему муку, сало, птичьи перья.

Как мы уже отметили, Гоголь постоянно подчеркивает узнаваемость Коробочки, широкую распространенность такого типа людей в жизни. Или «точно такая большая пропасть, которая отделяет ее от сестры ее, недосягаемо защищенной стенами аристократического дома … что зевает за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей появится поле блеснуть умом и высказать мысли, витверджують … не о том , что делается в ее поместьях, запутанных и расстроенных …

а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм «.

Кроме Коробочки, Гоголь знакомит читателей с супругами Манилова и Собакевича, что является как бы продолжением своих мужей.

Манилова — выпускница пансиона. Она миловидная, «одетая к лицу», любезна с окружением. Хозяйством она совершенно не занимается, хотя «много бы можно сделать разных запросов»: «Зачем, например, глупо и бесполезно готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница «? «Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо», — иронично замечает Гоголь. Манилова мечтательная и сентиментальная, она так же далека от реальности, как и ее муж.

У героини нет ни капли здравого смысла: она позволяет мужчине назвать детей древнегреческими именами Фемистоклюс и Алкид, не понимая, насколько комические имена эти для русской жизни.

Жена Собакевича — «госпожа очень высокая, в чепце, с лентами, перекрашенный домашней краской». Феодулия Ивановна чем-то напоминает своего неповоротливого, флегматичного мужчины: она спокойная и невозмутимая, движения ее напоминают движения актрис, «представляют королев». Держится она прямо, «как пальма». Жена Собакевича не так изящна, как Манилова, зато она хозяйственная и практическая, аккуратная и домовитая. Как и Коробочка, Феодулия Ивановна не занята «высокими материями», Собакевичи живут по-старинному, редко выезжая в город.

«Городские дамы» ярко представлены у Гоголя в двух сборных образах — дамы «приятной» (Софьи Ивановны) и дамы «приятной во всех отношениях» (Анны Григорьевны).

Манеры Анны Григорьевны просто «удивительные»: «всякое движение» выходит у нее «со вкусом», она любит стихи, иногда даже умеет «мечтательно … держать голову». И этого оказывается достаточно, чтобы общество сделало вывод, что она, «точно госпожа приятная во всех отношениях». Софья Ивановна не имеет так изящных манер и поэтому получает определение «просто приятной».

Описание этих героинь насквозь проникнуто авторской сатирой. Госпожа эти придерживаются «светского этикета», озабочены «безупречностью своей репутации», но разговоры их примитивные и вульгарные. Они разговаривают о модах, платья, материи, как о предметах значительны. Как замечает Н. Л. Степанов, «уже сама преувеличенность, экспансивность, с которой говорят госпоже о бесполезные вещи … производит комическое впечатление». Обе дамы обожают сплетничать и злословить.

Так, обсудив покупку Чичиковым крестьян, умерших, Анна Григорьевна и Софья Ивановна приходят к выводу, что он с помощью Ноздрева хочет увезти губернаторскую дочку. В короткий срок госпожа эти приводят в движение практически весь город, сумев «напустить такого тумана в глаза всем, что все, а особенно чиновники, несколько времени оставались потрясенными».

Гоголь подчеркивает глупость и вздорность обеих героинь, пошлость их занятия и образа жизни, их чопорность и лицемерие. Анна Григорьевна и Софья Ивановна рады полихословиты по адресу губернаторской дочки, осуждая ее «манерность» и «аморальное поведение». Жизнь городских госпожа, по сути, такое же бессмысленное и пошла, как и жизнь представленных Гоголем помещиков.

Особо хочется остановиться на образе губернаторской дочки, что пробудила в Чичикове поэтические мечтания. Образ этот какой-то степени противопоставлен всем остальным героиням поэмы. Как замечает Е. А. Смирнова, эта юная девушка должна была сыграть свою роль в духовном возрождении Чичикова. Когда Павел Иванович встречается с ней, он не только мечтает о будущем, но и «теряется», его обычная проницательность изменяет ему (сцена на балу). Лицо губернаторской дочки похоже на пасхальное яичко, в лице этом — свет, супротивные мрака жизни.

Чичиков смотрит на этот свет, и душа его «силится вспомнить истинное благо, намек на который содержится в гармонической красоте губернаторской дочки, но его духовные ресурсы слишком ничтожны для этого».

Таким образом, в поэме нет героини, которая представляет истинную добродетель. Духовность образа губернаторской дочки только намечена Гоголем. Остальные героини изображены автором сатирически, с иронией и сарказмом.

Ссылка на основную публикацию
×
×