Тип делового человека в произведениях Грибоедова и Гоголя: сочинение

Тип делового человека в произведениях Грибоедова и Гоголя: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. Тип делового человека в произведениях А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя

Любое общество порождает характерные социальные типы, как положительные, так и отрицательные. А. С. Грибоедов и Н. В. Гоголь в своих произведениях создали интересные типы делового человека. У Грибоедова это, конечно, Молчалин, у Гоголя же можно перечислить несколько таких характерных персонажей. Но написать хотелось бы о Чичикове, поскольку именно он явился наиболее полным воплощёнием «делового человека». К тому же, Чичикова чаще других героев Гоголя сравнивают с Молчалиным. У них действительно немало общих черт: умение приспособиться, польстить, притвориться в нужный момент, найти общий язык с любым человекам.
О Молчалине (как и о Чичикове) в начале произведения мы узнаем немного. О некоторых свойствах его скрытной натуры мы можем лишь догадываться. До поры до времени он действительно молчит и прячется, оправдывая свою фамилию.
Но, чем дальше мы читаем в «Горе от ума», тем больше раскрывается Молчалин. То, о чем в начале комедии читатель мог лишь догадываться, становится все более очевидным. Молчалин – карьерист. Его цель (оправдывающая любые, самые неблаговидные, средства) состоит в том, чтобы подняться как можно выше по служебной лестнице. Надо сказать, что он делает это виртуозно. Он умеет стать незаменимым не только в фамусовском доме, но и во всем обществе:

Там моську вовремя погладит,
Тут впору карточку вотрет.

Он изворотлив и хитер. Умеет подобрать ключ к любому нужному человеку. Его скромность, молчаливость, услужливость фальшивы, но действуют безотказно. Вот почему человек, рожденный в бедности, за несколько лет жизни в Москве добивается таких успехов: получает три награждения, чин асессора, должность секретаря у одного из виднейших представителей светского общества.
Однако Молчалин не останавливается на достигнутом. Он начинает добиваться расположения Софии, и ему удается осуществить свой план. Он заставляет эту умную и проницательную особу слепо полюбить себя. Она не замечает его притворства и видит лишь достоинства: «и вкрадчив, и умен, но робок. », «за других себя забыть готов, враг дерзости, «ни слава вольного». А он действительно проявляет при ней все эти качества. Он сидит с ней до зари, слушает ее речи, словом, очень умело вкрадывается к ней в доверие. Единственная промашка этого осторожного, в общем-то, человека,- заигрывания с Лизой, которые и погубили его.
Молчалин добивается таких невероятных успехов, следуя следующему жизненному принципу:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Удивительно, но почти такой же принцип исповедует и Чичиков в «Мертвых душах». Он ведет себя подобно хамелеону: принимает обличье и манеры того человека, с которым общается, так что его собственный облик глубоко скрыт. Перевоплощаясь, он умеет добиваться симпатии самых разных людей.
В беседе с Маниловым он становится чувствительным, обходительным, галантным, как сам помещик. Он не скупится на «душевные» излияния, зная, что именно таким образом добьется столь необходимого ему расположения хозяина. В поместье у Коробочки Чичиков меняется до неузнаваемости. Он ведет себя развязно и бесцеремонно, поскольку помещицу не проймешь сентиментальностью и душевными беседами. С Ноздревым Чичиков становится столь же фамильярным, как тот, говорит ему «ты». С Ноздревым ни в коем случае нельзя проявлять высокомерия. Чичиков тонко это чувствует и поэтому играет в «закадычного приятеля». С дельцом Собакевичем Чичиков показывает себя опытным коммерсантом, меняя свой недавний приятельский тон с Ноздревым на деловой. Наконец, Чичиков сумел найти подход даже к закостеневшему Плюшкину. С ним он играет в доброго человека, желающего помочь одинокому старику. Это был единственный ключ к душе Плюшкина, и ловкий Чичиков воспользовался им, нащупав верный путь.
Так, в общении с помещиками, Гоголь без лишних рассуждений раскрывает характер своего героя. Он не рассказывает нам о нраве Чичикова, а показывает его. Рассказ о детстве Чичикова в конце книги еще дополнил его образ. Мы видим, что с детства он проявлял недюжинную деловую сметку, наживаясь на своих товарищах. Чичиков энергичен, ловок, изворотлив, цепок.
Неукротимая энергия приобретателя обернулась для него, как и для Молчалина, утратой нравственных ценностей. Цель Чичикова внешне благородна – благополучие, семейная идиллия. Казалось бы, он, в отличие от Молчалина, вовсе не Карьерист. Но свое благополучие Чичиков пытается построить на обмане, мошенничестве, предательстве, чужих бедах. Невозможно не восхищаться его умелым обращением с людьми, но само его поведение вызывает отвращение.
Таким образом, и у Грибоедова, и у Гоголя тип «делового человека» – вовсе не положительное понятие, как в наше время. У этих авторов дельцы – низкие люди, забывшие моральные ценности и христианские заповеди, ослепленные своей корыстной целью. Образы, созданные двумя гениальными авторами, вечны. Еще Александр Блок сказал: «Трагические. прозрения Грибоедова и Гоголя остались: будущим русским поколениям придется возвращаться к ним; их конем не объехать. Будущим поколениям надлежит глубже задуматься и проникнуть в источник их художественного волнения, переходящего так часто в безумную тревогу». Представители будущих поколений, о которых говорил Блок,- мы. Так, может быть, стоит иногда серьезнее задумываться, когда идешь к своей цели, не причиняешь ли ты вреда окружающим тебя людям?

Сочинение по произведению на тему: Тип «делового» человека » произведениях А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя.

Н.В.Гоголь и А.С.Грибоедов являются писателями девятнадцатого века. Прошло уже много лет, но их произведения живы, так как в них затрагиваются вечные темы нравственности и низости, благородства и подлости, любви и холодного расчета. Авторы
показывают на страницах своего произведения нового человека, который ради карьеры и прибыли готов на всё. Писатели единодушно осуждают таких людей, с горечью отмечая, что в обществе их не так уж и мало. Типу такого «делового» человека в творчестве Грибоедова соответствует Молчалин из комедии «Горе от ума», а в творчестве Гоголя – Чичиков из «Мёртвых душ». Попробуем сравнить этих героев и выяснить, в чём сходны позиции авторов.
Во-первых, стоит отметить, что сами произведения значительно отличаются друг от друга. «Горе от ума» – это комедия в стихах, а «Мёртвые души» – поэма, по объёму во много раз превосходящая вышеупомянутую пьесу. И Гоголь, и Грибоедов при описании своих героев используют юмор и сатиру, высмеивая пороки своего времени.
Павел Иванович Чичиков и Алексей Степанович Молчалин начинают свой жизненный путь без денег и родства. Их жизненное кредо во многом схоже. Чичиков предчувствует зарождение нового строя – капитализма и уже готов к его условиям. Выше всего на свете он ставит деньги, всю жизнь посвятит составлению капитала. Чичиков прекрасно запомнил завет отца «беречь копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет. Павел Иванович с детства начинает сколачивать капитал, перепродавая приятелям булки и пышки. Потом он займется аферами на таможне, когда и это дело раскроется,
Чичиков придумает великую фальсификацию с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный налог. Молчалин вначале тоже был безвестным, безродным тверским мещанином, но твердо помнил наставление отца:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья-
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
За три года отсутствия Чацкого Молчалин добился блестящих успехов. Он стал секретарем московского «туза», получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Умны ли герои? Безусловно, их ум, хитрость, изворотливость, абсолютная беспринципность помогает им из всего извлечь выгоду. Но эти герои не внушают ни капли уважения, так как их способности направлены на обман государства и окружающих, пусть и не самых лучших представителей. Чичиков и Молчалин умеют найти «ключ» к каждому влиятельному человеку. Молчалин
незаменим в фамусовском доме:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…
И Чичиков, переезжая из имения в имение, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова он добрейший человек, с Собакевичем – «кулак кулаком», у Коробочки – гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим «великодушием и щедростью», отказавшись от еды и взяв все расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя.
Конечно, общество, в котором вращаются Чичиков и Молчалин, стоит их. Грибоедов запечатлел целую галерею человеческих портретов, где были «знатные негодяи» и подлецы, доносчики и «зловещие старухи». В этом мире без тени смущения меняли
крепостных на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, «разливались в пирах и мотовстве», а ученье считали «чумой». В поэме Гоголя ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», – такова их логика, очень страшная и бесчеловечная. Да, Чичиков и Молчалин общаются с мошенниками и плутами, но от этого их поступки не становятся благовиднее, ибо они «мошенники из ошенников», и все их способности и усилия направлены не на благие дела, а на личное обогащение.
Но замысел писателя состоит в том, что такие герои не могут стать победителями. Они обязательно оступятся, рано или поздно, это должно случиться. Чичиков впервые промахнулся с Ноздревым. Ему не следовало связываться с таким скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие. Это его и сгубило. Молчалину была симпатична Лиза. Алексей Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомёк, что его низость очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. В результате его двуличие было разоблачено. Художники-гуманисты, Гоголь и Грибоедов не могли себе представить, что настанут времена, когда Чичиковы и Молчалины будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатели всё
делали, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Авторы бессмертных произведений надеялись и верили, что их родина сможет преодолеть все трудности и выйдет на широкую и светлую дорогу.

Читайте также:  Женские образы в Ревизоре и Мертвых душах Н. В. Гоголя: сочинение

Тип делового человека в произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя

Сюжетную основу “Горя от ума” составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный А. Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени – борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений.

Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу “Горя от ума”: “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих” Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает “противуречие” Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, – его объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на “законный” государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого. “Сначала он весел, и это порок” “Шутить и век шутить, как вас на это станет!” Он слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки’ “Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол’” Не терпит подлости: “Ах! Боже мой, он карбонарий”. Кто-то со злости выдумал о нем, что он “сумасшедший, никто не поверил, но все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков”.

Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи – с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей.

В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох – “века нынешнего” и “века минувшего”. Центральным героем поэмы “Мертвые души” является Павел Иванович Чичиков, и выделяется он на общем фоне прежде всего деятельностью, активностью Это фигура предпринимателя – новая в русской литературе Гоголь показывал, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой” Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений.

Павел Иванович прикладывает громадные усилия и проявляет неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам “знакомым незнакомцем”, ведь и сейчас жизненной философией многих наших “предпринимателей” стал лозунг: “Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай”. Многие считают, что если “прямой дорогой не возьмешь”, то “косой дорогой больше напрямик”. Да и вообще творчество Гоголя представляется нам как галерея “знакомых незнакомцев”.

Вспомним Хлестакова из комедии “Ревизор”. Разве нельзя утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? “Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться”, – писал сам Гоголь Сходство этих двух героев несомненно.

Как несомненно сходство идейных стремлений А. Грибоедова и Н. Гоголя.

Твір на тему: Тип делового человека в произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя

Related posts:

Образ “маленького человека” в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуты многие произведения русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему “маленького человека”, был А. С. Пушкин. В “Повестях Белкина” писатель.

В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”? “Горе от ума” – произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем общества – проблему столкновения двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”. Позже эту тему будут поднимать.

Образ “маленького человека” в произведениях Пушкина и Гоголя (“Станционный смотритель” и “Шинель”) Тема “маленького человека” традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему.

Образ маленького человека в произведениях Гоголя “Маленький человек” – тип литературного героя, обычно мелкого чиновника, который становится жертвой произвола властей или жестоких жизненных обстоятельств. Царская несправедливость и жестокое время заставляли “маленьких людей” уходить в себя, замыкаться.

Осуждение “барства дикого” в произведениях А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина И неподкупный голос мой Был эхо русского народа… А. С. Пушкин А. С. Пушкин и А. С. Грибоедов принадлежали к одному поколению, сформировавшемуся в период кризиса русского общества. Из этой.

Сочинение тип делового человека в романе обломов В романе ” Обломов” очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое.

Как отразился в комедии Грибоедова “Горе от ума” исторический конфликт эпох? В комедии “Горе от ума” Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желает мириться с.

Нет ли парадокса или неувязки в названии комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума” изобразил картину жизни барской Москвы, показал пороки людей, их взгляды, отношение к жизни. Комедия бьет не по какому-то одному пороку, а по.

Черты реализма в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” По содержанию “Горе от ума” строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих.

Превращение провинциального мечтателя в делового, предприимчивого человека (по роману И. А. Гончарова “Обыкновенная история”) Какова широта взглядов, такова широта и решений. Н. Чернышевский Русский писатель И. А. Гончаров отразил в своем творчестве жизнь, быт и психологию дворянства в годы, предшествующие отмене в России крепостного.

Мотив путешествия в произведениях Н. В. Гоголя Одним из писателей, отправивших своих героев в путешествие по России, является Николай Васильевич Гоголь. Герои двух его произведений совершают поездки по России. В комедии “Ревизор” Хлестаков едет из Петербурга в.

Как я понимаю название комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова (сочинение-миниатюра) Название комедии Грибоедова “Горе от ума” я понимаю так: трудно жить в России умному человеку, горе умному человеку родиться в России. Его никто не поймет и не поддержит, он будет.

Читайте также:  «Мертвые души» Гоголя — горький упрек современной России но не безнадежный: сочинение

Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” “Грибоедов – человек одной книги, – заметил В. Ф. Ходасевич. – Если бы не “Горе от ума”, Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места”. Главная особенность комедии.

“В моей комедии двадцать пять глупцов на одного умного человека.”А. С. Грибоедов (человеческие типы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем. Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения.

Два взгляда на мир в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один из образованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В 1824 г.

Своеобразие конфликта в “Горе от ума” А. С. Грибоедова Своеобразие конфликта в комедии “Горе от ума” состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье “Мильон.

Видимый миру смех в произведениях Гоголя Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь Своей карающею лирой. Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как.

“Горе от ума” А. С. Грибоедова – важный аргумент в решении многих проблемных вопросов Пьесу можно рассматривать как важный аргумент в решении проблемных вопросов, потому что главному герою произведения присущи все качества, необходимые для решения этих вопросов. Его идеал “свободной жизни” определен: это –.

В чем смысл произведения А. С. Грибоедова “Горе от ума” Хоть есть охотники поподличить везде, Да нынче смех страшит И держит стыд в узде. А. Грибоедов Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее.

Традиции и новаторство в комедии Грибоедова “Горе от ума” Комедия Грибоедова “Горе от ума” была написана в традициях эпохи, последовавшей за эпохой классицизма, поэтому в ней происходит переосмысление бывших ранее традиционными образов, идей, художественных средств. Грибоедов выступает истинным новатором.

Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и декабристы “Горе от ума” – социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе.

Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова “Горе от ума” и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н. Гоголя “Ревизор” В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию “Горе от ума”. Написанная в эпоху подготовки “рыцарского подвига” декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Отзвуки преддекабристских.

Характер основного конфликта в комедии А. Грибоедова “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью.

Новаторство и традиции в комедии Грибоедова “Горе от ума” Своей комедией А. С. Грибоедов сделал решительный шаг (по определению В. Г. Белинского) от “пошлого стертого механизма старинной драмы” к новому, реалистическому методу. Еще задолго до Грибоедова великий Фонвизин стал.

Особенности конфликта комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” – произведение во многом новаторское, необычное для своего времени, своеобразное. Главная особенность комедии – взаимодействие двух сюжетообразующих конфликтов: любовного конфликта, основными участниками которого.

Софья и Лиза в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”: два характера и две судьбы Расчетливому прагматизму Софьи противопоставлены искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разных судьбы, в которых как бы две эпохи: старая, патриархальная, и новая, где не надо торговать чувствами.

Роль образа Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова “Горе от ума”. В ней писатель поставил ряд важнейших проблем своего времени – столкновение двух эпох, двух миров –.

“Мильон терзаний” Александра Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) (План) Комедия А. Грибоедова – источник размышлений… (И. А. Гончаров – о том, что комедия не разгадана до конца: “…комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов.

Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (Второй вариант) В моей комедии двадцать пять глупцов На одного здравомыслящего человека, и Этот человек, разумеется, в противоречии С обществом, его окружающим. А. С. Грибоедов Есть в русской литературе великие произведения, уже.

“Век нынешний” и “век “минувший” в комедии А. Грибоедова “Горе от ума” “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет.

Тип делового человека в произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя

Тип делового человека в произведениях А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя

Сюжетную основу “Горя от ума” составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный А. Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений.
Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу “Горя от ума”: “. в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”
Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает “противуречие” Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, — его объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на “законный” государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого. “Сначала он весел, и это порок” “Шутить и век шутить, как вас на это станет!” Он слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки’ “Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол'” Не терпит подлости: “Ах! Боже мой, он карбонарий”. Кто-то со злости выдумал о нем, что он “сумасшедший, никто не поверил, но все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков”. Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — “века нынешнего” и “века минувшего”.
Центральным героем поэмы “Мертвые души” является Павел Иванович Чичиков, и выделяется он на общем фоне прежде всего деятельностью, активностью Это фигура предпринимателя — новая в русской литературе Гоголь показывал, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой” Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович прикладывает громадные усилия и проявляет неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам “знакомым незнакомцем”, ведь и сейчас жизненной философией многих наших “предпринимателей” стал лозунг: “Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай”. Многие считают, что если “прямой дорогой не возьмешь”, то “косой дорогой больше напрямик”. Да и вообще творчество Гоголя представляется нам как галерея “знакомых незнакомцев”. Вспомним Хлестакова из комедии “Ревизор”. Разве нельзя утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? “Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться”, — писал сам Гоголь
Сходство этих двух героев несомненно. Как несомненно сходство идейных стремлений А.Грибоедова и Н. Гоголя.

Читайте также:  Иван Александрович Хлестаков и его слуга Осип: сочинение

Тип “делового” человека в произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя

Сюжетную основу “Горя от ума” составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее

явление общественного быта своего времени – борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений.
Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года) с предельной ясностью раскрыл содер жание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу “Горя от ума”: “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящею человека; и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.
Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо,

все более и более обостряясь, нарастает “противуречие” Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса: Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на “законный” государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого: “Сначала он весел, и это порок: “Шутить и век шутить, как вас на это станет!” – Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: “Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!” Не терпит подлости: “ах! боже мой, он карбонарий”. Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков”.
Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи – с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную обществен-но-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох – “века нынешнего” и “века минувшего”.
Центральным героем поэмы “Мертвые души” является Павел Иванович Чичиков. Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью, активностью. Это фигура предпринимателя – новая в русской литературе. Гоголь показывает, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам “знакомым незнакомцем”, ведь и сейчас жизненной философией многих наших “предпринимателей” стал лозунг: “Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай”. Многие считают, если “прямой дорогой не возьмешь”, то “косой дорогой больше напрямик”. Да и вообще, творчество Гоголя представляется нам как галерея “знакомых незнакомцев”. Вспомним Хлестакова из комедии “Ревизор”. Разве мы не можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? “Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться”, – писал сам Гоголь.
Сходство этих двух героев несомненно. Как несомненно сходство идейных стремлений Грибоедова и Гоголя.

Тип делового человека в произведениях А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя.

Сюжетную основу “Горя от ума” составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный А. Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений.

Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу “Горя от ума”: “. в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”

Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает “противуречие” Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, — его объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на “законный” государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого. “Сначала он весел, и это порок” “Шутить и век шутить, как вас на это станет!” Он слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки’ “Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол'” Не терпит подлости: “Ах! Боже мой, он карбонарий”. Кто-то со злости выдумал о нем, что он “сумасшедший, никто не поверил, но все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков”. Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — “века нынешнего” и “века минувшего”.

Центральным героем поэмы “Мертвые души” является Павел Иванович Чичиков, и выделяется он на общем фоне прежде всего деятельностью, активностью Это фигура предпринимателя — новая в русской литературе Гоголь показывал, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой” Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович прикладывает громадные усилия и проявляет неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам “знакомым незнакомцем”, ведь и сейчас жизненной философией многих наших “предпринимателей” стал лозунг: “Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай”. Многие считают, что если “прямой дорогой не возьмешь”, то “косой дорогой больше напрямик”. Да и вообще творчество Гоголя представляется нам как галерея “знакомых незнакомцев”. Вспомним Хлестакова из комедии “Ревизор”. Разве нельзя утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? “Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться”, — писал сам Гоголь

Сходство этих двух героев несомненно. Как несомненно сходство идейных стремлений А.Грибоедова и Н. Гоголя.

Ссылка на основную публикацию
×
×