Тип делового человека произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гогоя: сочинение

Сочинение «Тип «делового человека» произведениях Грибоедова и Гоголя»

Н.В. Гоголь и А.С. Грибоедов являются писателями девятнадцатого века. Прошло уже много лет, но их произведения живы, так как в них затрагиваются вечные темы нравственности и низости, благородства и подлости, любви и холодного расчета. Авторы

показывают на страницах своего произведения нового человека, который ради карьеры и прибыли готов на всё. Писатели единодушно осуждают таких людей, с горечью отмечая, что в обществе их не так уж и мало. Типу такого «делового» человека в творчестве Грибоедова соответствует Молчалин из комедии «Горе от ума», а в творчестве Гоголя – Чичиков из «Мёртвых душ». Попробуем сравнить этих героев и выяснить, в чём сходны позиции авторов.

Во-первых, стоит отметить, что сами произведения значительно отличаются друг от друга. «Горе от ума» это комедия в стихах, а «Мёртвые души» поэма, по объёму во много раз превосходящая вышеупомянутую пьесу. И Гоголь, и Грибоедов при описании своих героев используют юмор и сатиру, высмеивая пороки своего времени.

Павел Иванович Чичиков и Алексей Степанович Молчалин начинают свой жизненный путь без денег и родства. Их жизненное кредо во многом схоже. Чичиков предчувствует зарождение нового строя – капитализма и уже готов к его условиям. Выше всего на свете он ставит деньги, всю жизнь посвятит составлению капитала. Чичиков прекрасно запомнил завет отца «беречь копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет. Павел Иванович с детства начинает сколачивать капитал, перепродавая приятелям булки и пышки. Потом он займется аферами на таможне, когда и это дело раскроется,

Чичиков придумает великую фальсификацию с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный налог. Молчалин вначале тоже был безвестным, безродным тверским мещанином, но твердо помнил наставление отца:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

За три года отсутствия Чацкого Молчалин добился блестящих успехов. Он стал секретарем московского «туза», получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Умны ли герои? Безусловно, их ум, хитрость, изворотливость, абсолютная беспринципность помогает им из всего извлечь выгоду. Но эти герои не внушают ни капли уважения, так как их способности направлены на обман государства и окружающих, пусть и не самых лучших представителей. Чичиков и Молчалин умеют найти «ключ» к каждому влиятельному человеку. Молчалин

незаменим в фамусовском доме:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет…

И Чичиков, переезжая из имения в имение, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова он добрейший человек, с Собакевичем – «кулак кулаком», у Коробочки – гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим «великодушием и щедростью», отказавшись от еды и взяв все расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя.

Конечно, общество, в котором вращаются Чичиков и Молчалин, стоит их. Грибоедов запечатлел целую галерею человеческих портретов, где были «знатные негодяи» и подлецы, доносчики и «зловещие старухи». В этом мире без тени смущения меняли

крепостных на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, «разливались в пирах и мотовстве», а ученье считали «чумой».

В поэме Гоголя ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», такова их логика, очень страшная и бесчеловечная. Да, Чичиков и Молчалин общаются с мошенниками и плутами, но от этого их поступки не становятся благовиднее, ибо они «мошенники из ошенников», и все их способности и усилия направлены не на благие дела, а на личное обогащение.Но замысел писателя состоит в том, что такие герои не могут стать победителями. Они обязательно оступятся, рано или поздно, это должно случиться. Чичиков впервые промахнулся с Ноздревым. Ему не следовало связываться с таким скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие. Это его и сгубило. Молчалину была симпатична Лиза. Алексей Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомёк, что его низость очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. В результате его двуличие было разоблачено. Художники-гуманисты, Гоголь и Грибоедов не могли себе представить, что настанут времена, когда Чичиковы и Молчалины будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатели всё

делали, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Авторы бессмертных произведений надеялись и верили, что их родина сможет преодолеть все трудности и выйдет на широкую и светлую дорогу.

В 1835 году Гоголь начал писать поэму «Мертвые души». Сюжет для этого произведения подсказал ему Пушкин. Он рассказал об одном авантюристе, который, скупая мертвые души, разбогател. Произведение, над которым начал работу Гоголь, рисовалось ему как огромный роман в нескольких частях. Ему хотелось осветить в своем произведении Россию со всех сторон: в первом томе он хотел показать все отрицательные стороны России, а во втором томе нарисовать положительных героев, тех, кто поведет Россию вперед.

Второй том не удался Гоголю, так как современная ему Россия не дала ему типичных характеров тех, кто был бы положительным и мог бы повести страну вперед. Показать собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, Чичиковых было легче, потому что их было в России очень много, их Гоголь видел на каждом шагу, поэтому образы первого тома романа были необыкновенно живыми и волновали русского читателя.

В первом томе предстает целая галерея русских помещиков, чиновников, начиная от мелких и кончая крупными,— всех тех, кого писатель назвал «мертвыми душами», мертвыми потому, что они не только не способствовали продвижению России вперед, но и тормозили ее развитие, потому что своим паразитическим образом жизни они убивали

Первый, к кому приезжает Чичиков — Манилов. Манилов — помещик «средней руки»: у него примерно 200-300 крепостных душ. Он необыкновенно безхозяйственен; он не знает даже, сколько крестьян у него умерло, богат он или беден. Целыми днями он просиживает в своем кабинете, курит и складывает пепел горками различной величины и формы. Когда

с Маниловым начинаешь разговаривать, сообщает Гоголь, то в первую минуту кажется,

что это умный и занимательный человек, но через несколько минут его собеседник

пожимает плечами в недоумении, а еще через несколько минут он с возмущением отходит от него и говорит, что это черт знает, что такое.

Манилов смотрит на жизнь и на людей через розовые очки. На вопрос Чичикова о том, какими являются те или иные помещики, чиновники, тот не слышит от Манилова ни одной отрицательной характеристики. Все они, по его мнению, самые умные, добрые и почтенные люди. Но Манилов хвалит не потому, что он видит в людях хорошее, а потому, что он не видит ни плохого, ни хорошего, а просто привык так говорить обо всем и обо всех.

В образе Манилова Гоголь вывел представителя одного из типов русских помещиков начала XIX века. Прекраснодушие Манилова строится на том, что не нужно думать о своем завтрашнем дне. Крепостничество дает Манилову ощущение полного благополучия окружающей его действительности.

Изображая в своей поэме характерные черты русских помещиков, Гоголь выработал определенную систему рисунка типического характера. Каждый помещик, изображенный в поэме «Мертвые души», встает перед читателями, охарактеризованный с нескольких точек зрения. Во-первых, внешность, в которой, по мнению Гоголя, уже отражаются внутренние черты человека.

Тип делового человека произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гогоя: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. Тип делового человека в произведениях А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя

Любое общество порождает характерные социальные типы, как положительные, так и отрицательные. А. С. Грибоедов и Н. В. Гоголь в своих произведениях создали интересные типы делового человека. У Грибоедова это, конечно, Молчалин, у Гоголя же можно перечислить несколько таких характерных персонажей. Но написать хотелось бы о Чичикове, поскольку именно он явился наиболее полным воплощёнием «делового человека». К тому же, Чичикова чаще других героев Гоголя сравнивают с Молчалиным. У них действительно немало общих черт: умение приспособиться, польстить, притвориться в нужный момент, найти общий язык с любым человекам.
О Молчалине (как и о Чичикове) в начале произведения мы узнаем немного. О некоторых свойствах его скрытной натуры мы можем лишь догадываться. До поры до времени он действительно молчит и прячется, оправдывая свою фамилию.
Но, чем дальше мы читаем в «Горе от ума», тем больше раскрывается Молчалин. То, о чем в начале комедии читатель мог лишь догадываться, становится все более очевидным. Молчалин – карьерист. Его цель (оправдывающая любые, самые неблаговидные, средства) состоит в том, чтобы подняться как можно выше по служебной лестнице. Надо сказать, что он делает это виртуозно. Он умеет стать незаменимым не только в фамусовском доме, но и во всем обществе:

Там моську вовремя погладит,
Тут впору карточку вотрет.

Он изворотлив и хитер. Умеет подобрать ключ к любому нужному человеку. Его скромность, молчаливость, услужливость фальшивы, но действуют безотказно. Вот почему человек, рожденный в бедности, за несколько лет жизни в Москве добивается таких успехов: получает три награждения, чин асессора, должность секретаря у одного из виднейших представителей светского общества.
Однако Молчалин не останавливается на достигнутом. Он начинает добиваться расположения Софии, и ему удается осуществить свой план. Он заставляет эту умную и проницательную особу слепо полюбить себя. Она не замечает его притворства и видит лишь достоинства: «и вкрадчив, и умен, но робок. », «за других себя забыть готов, враг дерзости, «ни слава вольного». А он действительно проявляет при ней все эти качества. Он сидит с ней до зари, слушает ее речи, словом, очень умело вкрадывается к ней в доверие. Единственная промашка этого осторожного, в общем-то, человека,- заигрывания с Лизой, которые и погубили его.
Молчалин добивается таких невероятных успехов, следуя следующему жизненному принципу:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Читайте также:  Помещики в поэме Гоголя Мертвые души: сочинение

Удивительно, но почти такой же принцип исповедует и Чичиков в «Мертвых душах». Он ведет себя подобно хамелеону: принимает обличье и манеры того человека, с которым общается, так что его собственный облик глубоко скрыт. Перевоплощаясь, он умеет добиваться симпатии самых разных людей.
В беседе с Маниловым он становится чувствительным, обходительным, галантным, как сам помещик. Он не скупится на «душевные» излияния, зная, что именно таким образом добьется столь необходимого ему расположения хозяина. В поместье у Коробочки Чичиков меняется до неузнаваемости. Он ведет себя развязно и бесцеремонно, поскольку помещицу не проймешь сентиментальностью и душевными беседами. С Ноздревым Чичиков становится столь же фамильярным, как тот, говорит ему «ты». С Ноздревым ни в коем случае нельзя проявлять высокомерия. Чичиков тонко это чувствует и поэтому играет в «закадычного приятеля». С дельцом Собакевичем Чичиков показывает себя опытным коммерсантом, меняя свой недавний приятельский тон с Ноздревым на деловой. Наконец, Чичиков сумел найти подход даже к закостеневшему Плюшкину. С ним он играет в доброго человека, желающего помочь одинокому старику. Это был единственный ключ к душе Плюшкина, и ловкий Чичиков воспользовался им, нащупав верный путь.
Так, в общении с помещиками, Гоголь без лишних рассуждений раскрывает характер своего героя. Он не рассказывает нам о нраве Чичикова, а показывает его. Рассказ о детстве Чичикова в конце книги еще дополнил его образ. Мы видим, что с детства он проявлял недюжинную деловую сметку, наживаясь на своих товарищах. Чичиков энергичен, ловок, изворотлив, цепок.
Неукротимая энергия приобретателя обернулась для него, как и для Молчалина, утратой нравственных ценностей. Цель Чичикова внешне благородна – благополучие, семейная идиллия. Казалось бы, он, в отличие от Молчалина, вовсе не Карьерист. Но свое благополучие Чичиков пытается построить на обмане, мошенничестве, предательстве, чужих бедах. Невозможно не восхищаться его умелым обращением с людьми, но само его поведение вызывает отвращение.
Таким образом, и у Грибоедова, и у Гоголя тип «делового человека» – вовсе не положительное понятие, как в наше время. У этих авторов дельцы – низкие люди, забывшие моральные ценности и христианские заповеди, ослепленные своей корыстной целью. Образы, созданные двумя гениальными авторами, вечны. Еще Александр Блок сказал: «Трагические. прозрения Грибоедова и Гоголя остались: будущим русским поколениям придется возвращаться к ним; их конем не объехать. Будущим поколениям надлежит глубже задуматься и проникнуть в источник их художественного волнения, переходящего так часто в безумную тревогу». Представители будущих поколений, о которых говорил Блок,- мы. Так, может быть, стоит иногда серьезнее задумываться, когда идешь к своей цели, не причиняешь ли ты вреда окружающим тебя людям?

«Тип «делового человека» произведениях Грибоедова и Гоголя»

Н.В. Гоголь и А.С. Грибоедов являются писателями девятнадцатого века. Прошло уже много лет, но их произведения живы, так как в них затрагиваются вечные темы нравственности и низости, благородства и подлости, любви и холодного расчета. Авторы

показывают на страницах своего произведения нового человека, который ради карьеры и прибыли готов на всё. Писатели единодушно осуждают таких людей, с горечью отмечая, что в обществе их не так уж и мало. Типу такого «делового» человека в творчестве Грибоедова соответствует Молчалин из комедии «Горе от ума», а в творчестве Гоголя – Чичиков из «Мёртвых душ». Попробуем сравнить этих героев и выяснить, в чём сходны позиции авторов.

Во-первых, стоит отметить, что сами произведения значительно отличаются друг от друга. «Горе от ума» это комедия в стихах, а «Мёртвые души» поэма, по объёму во много раз превосходящая вышеупомянутую пьесу. И Гоголь, и Грибоедов при описании своих героев используют юмор и сатиру, высмеивая пороки своего времени.

Павел Иванович Чичиков и Алексей Степанович Молчалин начинают свой жизненный путь без денег и родства. Их жизненное кредо во многом схоже. Чичиков предчувствует зарождение нового строя – капитализма и уже готов к его условиям. Выше всего на свете он ставит деньги, всю жизнь посвятит составлению капитала. Чичиков прекрасно запомнил завет отца «беречь копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет. Павел Иванович с детства начинает сколачивать капитал, перепродавая приятелям булки и пышки. Потом он займется аферами на таможне, когда и это дело раскроется,

Чичиков придумает великую фальсификацию с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный налог. Молчалин вначале тоже был безвестным, безродным тверским мещанином, но твердо помнил наставление отца:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

За три года отсутствия Чацкого Молчалин добился блестящих успехов. Он стал секретарем московского «туза», получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Умны ли герои? Безусловно, их ум, хитрость, изворотливость, абсолютная беспринципность помогает им из всего извлечь выгоду. Но эти герои не внушают ни капли уважения, так как их способности направлены на обман государства и окружающих, пусть и не самых лучших представителей. Чичиков и Молчалин умеют найти «ключ» к каждому влиятельному человеку. Молчалин

незаменим в фамусовском доме:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет…

И Чичиков, переезжая из имения в имение, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова он добрейший человек, с Собакевичем – «кулак кулаком», у Коробочки – гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим «великодушием и щедростью», отказавшись от еды и взяв все расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя.

Конечно, общество, в котором вращаются Чичиков и Молчалин, стоит их. Грибоедов запечатлел целую галерею человеческих портретов, где были «знатные негодяи» и подлецы, доносчики и «зловещие старухи». В этом мире без тени смущения меняли

крепостных на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, «разливались в пирах и мотовстве», а ученье считали «чумой».

В поэме Гоголя ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», такова их логика, очень страшная и бесчеловечная. Да, Чичиков и Молчалин общаются с мошенниками и плутами, но от этого их поступки не становятся благовиднее, ибо они «мошенники из ошенников», и все их способности и усилия направлены не на благие дела, а на личное обогащение.Но замысел писателя состоит в том, что такие герои не могут стать победителями. Они обязательно оступятся, рано или поздно, это должно случиться. Чичиков впервые промахнулся с Ноздревым. Ему не следовало связываться с таким скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие. Это его и сгубило. Молчалину была симпатична Лиза. Алексей Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомёк, что его низость очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. В результате его двуличие было разоблачено. Художники-гуманисты, Гоголь и Грибоедов не могли себе представить, что настанут времена, когда Чичиковы и Молчалины будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатели всё

делали, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Авторы бессмертных произведений надеялись и верили, что их родина сможет преодолеть все трудности и выйдет на широкую и светлую дорогу.

В 1835 году Гоголь начал писать поэму «Мертвые души». Сюжет для этого произведения подсказал ему Пушкин. Он рассказал об одном авантюристе, который, скупая мертвые души, разбогател. Произведение, над которым начал работу Гоголь, рисовалось ему как огромный роман в нескольких частях. Ему хотелось осветить в своем произведении Россию со всех сторон: в первом томе он хотел показать все отрицательные стороны России, а во втором томе нарисовать положительных героев, тех, кто поведет Россию вперед.

Второй том не удался Гоголю, так как современная ему Россия не дала ему типичных характеров тех, кто был бы положительным и мог бы повести страну вперед. Показать собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, Чичиковых было легче, потому что их было в России очень много, их Гоголь видел на каждом шагу, поэтому образы первого тома романа были необыкновенно живыми и волновали русского читателя.

В первом томе предстает целая галерея русских помещиков, чиновников, начиная от мелких и кончая крупными,— всех тех, кого писатель назвал «мертвыми душами», мертвыми потому, что они не только не способствовали продвижению России вперед, но и тормозили ее развитие, потому что своим паразитическим образом жизни они убивали

Первый, к кому приезжает Чичиков — Манилов. Манилов — помещик «средней руки»: у него примерно 200-300 крепостных душ. Он необыкновенно безхозяйственен; он не знает даже, сколько крестьян у него умерло, богат он или беден. Целыми днями он просиживает в своем кабинете, курит и складывает пепел горками различной величины и формы. Когда

Читайте также:  История создания: сочинение

с Маниловым начинаешь разговаривать, сообщает Гоголь, то в первую минуту кажется,

что это умный и занимательный человек, но через несколько минут его собеседник

пожимает плечами в недоумении, а еще через несколько минут он с возмущением отходит от него и говорит, что это черт знает, что такое.

Манилов смотрит на жизнь и на людей через розовые очки. На вопрос Чичикова о том, какими являются те или иные помещики, чиновники, тот не слышит от Манилова ни одной отрицательной характеристики. Все они, по его мнению, самые умные, добрые и почтенные люди. Но Манилов хвалит не потому, что он видит в людях хорошее, а потому, что он не видит ни плохого, ни хорошего, а просто привык так говорить обо всем и обо всех.

В образе Манилова Гоголь вывел представителя одного из типов русских помещиков начала XIX века. Прекраснодушие Манилова строится на том, что не нужно думать о своем завтрашнем дне. Крепостничество дает Манилову ощущение полного благополучия окружающей его действительности.

Изображая в своей поэме характерные черты русских помещиков, Гоголь выработал определенную систему рисунка типического характера. Каждый помещик, изображенный в поэме «Мертвые души», встает перед читателями, охарактеризованный с нескольких точек зрения. Во-первых, внешность, в которой, по мнению Гоголя, уже отражаются внутренние черты человека. Во-вторых, его деревня, его поместье, потому что для Гоголя очень важно, каков помещик как хозяин, как он ведет свое хозяйство, как он относится к своим крепостным. В-третьих, вещи, которые его окружают, потому что вещи тоже о многом могут сказать. Например, тяжеловесная мебель в доме Собакевича как будто кричит: «И я тоже Собакевич!» В-четвертых, это речь персонажа, так как в ней открывается его внутреннее содержание.

По меткому определению Белинского, «типичный характер — это знакомый незнакомец».

Типическое — это то, что наиболее распространено, что подсказано самой жизнью, и мы убеждаемся в этом, читая талантливое произведение великого русского писателя.

Тип делового человека в произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя

О Молчалине (как и о Чичикове) в начале произведения мы узнаем немного. О некоторых свойствах его скрытной натуры мы можем лишь догадываться. До поры до времени он действительно молчит и прячется, оправдывая свою фамилию.

Но чем дальше мы читаем “Горе от ума”, тем больше раскрывается Молча-лип. То, о чем в начале комедии читатель мог лишь догадываться, становится все более очевидным. Молчалин — карьерист. Его цель (оправдывающая любые, самые неблаговидные, средства) состоит в том, чтобы подняться как можно выше по служебной лестнице. Надо сказать, что он делает это виртуозно. Он умеет стать незаменимым не только в фамусовском доме, но и во всем обществе:

Тут впору карточку вотрет.

Он изворотлив и хитер. Умеет подобрать “ключ” к любому нужному человеку. Его скромность, молчаливость, услужливость фальшивы, но действуют безотказно. Вот почему человек, “рожденный в бедности”, за несколько лет жизни в Москве добивается таких успехов: получает три награждения, чин асессора, должность секретаря у одного из виднейших представителей светского общества.

Однако Молчалин не останавливается на достигнутом. Он начинает добиваться расположения Софьи, и ему удается осуществить свой план. Он заставляет эту умную и проницательную особу слепо полюбить себя. Она не замечает его притворства и видит лишь достоинства: “и вкрадчив, и умен, но робок. “, “за других себя забыть готов, враг дерзости”, “ни слова вольного”. А он действительно проявляет при ней все эти качества. Он сидит с ней до зари, слушает ее речи, словом, очень умело вкрадывается к ней в доверие. Единственная промашка этого осторожного, в общем-то, человека — заигрывания с Лизой, которые и погубили его.

Молчалин добивается таких невероятных успехов, следуя жизненному принципу:

Во-первых, угождать всем людям без изьятья:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Удивительно, но почти такой же принцип исповедует и Чичиков в “Мертвых душах”. Он ведет себя подобно хамелеону: принимает обличье и манеры того человека, с которым общается, так что его собственный облик глубоко скрыт. Перевоплощаясь, он умеет добиваться симпатии самых разных людей.

Б беседе с Маниловым он становится чувствительным, обходительным, галантным, как сам помещик. Он не скупится на “душевные” излияния, зная, что именно таким образом добьется столь необходимого ему расположения хозяина. В поместье у Коробочки Чичиков меняется до неузнаваемости. Он ведет себя развязно и бесцеремонно, поскольку помещицу не проймешь сентиментальностью и душевными беседами. С Ноздревым Чичиков становится столь же фамильярным, как тот, говорит ему “ты”. С Ноздревым ни в коем случае нельзя проявлять высокомерия. Чичиков тонко это чувствует и поэтому играет в “закадычного приятеля”. С дельцом Собакевичем Чичиков показывает себя опытным коммерсантом, меняя свой недавний приятельский тон с Ноздревым на деловой. Наконец, Чичиков сумел найти подход даже к закостеневшему Плюшкину. С ним он играет в доброго человека, желающего помочь одинокому старику. Это был единственный ключ к душе Плюшкина, и ловкий Чичиков воспользовался им, нащупав верный путь.

Так, в общении с помещиками, Гоголь без лишних рассуждений раскрывает характер своего героя. Он не рассказывает нам о нраве Чичикова, а показывает его. Рассказ о детстве Чичикова в конце книги еще дополнил его образ. Мы видим, что с детства он проявлял недюжинную деловую сметку, наживаясь на своих товарищах. Чичиков энергичен, ловок, изворотлив, цепок.

Неукротимая энергия приобретателя обернулась для него, как и для Молчалина, утратой нравственных ценностей. Цель Чичикова внешне благородна — благополучие, семейная идиллия. Казалось бы, он, в отличие от Молчалина, вовсе не карьерист. Но свое благополучие Чичиков пытается построить на обмане, мошенничестве, предательстве, чужих бедах. Невозможно не восхищаться его умелым обращением с людьми, но само его поведение вызывает отвращение.

Таким образом, и у Грибоедова, и у Гоголя тип “делового человека” — вовсе не положительное понятие, как в наше время. У этих авторов дельцы — низкие люди, забывшие моральные ценности и христианские заповеди, ослепленные своей корыстной целью. Образы, созданные двумя гениальными авторами, вечны. Еще Александр Блок сказал: “Трагические. прозрения Грибоедова и Гоголя остались: будущим русским поколениям придется возвращаться к ним; их конем не объехать. Будущим поколениям надлежит глубже задуматься и проникнуть в источник их художественного волнения, переходящего так часто в безумную тревогу”. Представители будущих поколений, о которых говорил Блок, — мы. Так, может быть, стоит иногда серьезнее задумываться, когда идешь к своей цели, не причиняешь ли ты вреда окружающим тебя людям?

Тип «делового» человека » произведениях А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя.

Тип «делового» человека » произведениях А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя.

Н.В.Гоголь и А.С.Грибоедов являются писателями девятнадцатого века. Прошло уже много лет, но их произведения живы, так
как в них затрагиваются вечные темы нравственности и низости, благородства и подлости, любви и холодного расчета. Авторы
показывают на страницах своего произведения нового человека, который ради карьеры и прибыли готов на всё. Писатели
единодушно осуждают таких людей, с горечью отмечая, что в обществе их не так уж и мало. Типу такого «делового» человека
в творчестве Грибоедова соответствует Молчалин из комедии «Горе от ума», а в творчестве Гоголя – Чичиков из «Мёртвых
душ». Попробуем сравнить этих героев и выяснить, в чём сходны позиции авторов.
Во-первых, стоит отметить, что сами произведения значительно отличаются друг от друга. «Горе от ума» — это комедия в
стихах, а «Мёртвые души» — поэма, по объёму во много раз превосходящая вышеупомянутую пьесу. И Гоголь, и Грибоедов при
описании своих героев используют юмор и сатиру, высмеивая пороки своего времени.
Павел Иванович Чичиков и Алексей Степанович Молчалин начинают свой жизненный путь без денег и родства. Их жизненное
кредо во многом схоже. Чичиков предчувствует зарождение нового строя – капитализма и уже готов к его условиям. Выше
всего на свете он ставит деньги, всю жизнь посвятит составлению капитала. Чичиков прекрасно запомнил завет отца «беречь
копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет. Павел Иванович с детства начинает сколачивать
капитал, перепродавая приятелям булки и пышки. Потом он займется аферами на таможне, когда и это дело раскроется,
Чичиков придумает великую фальсификацию с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет
заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный налог.
Молчалин вначале тоже был безвестным, безродным тверским мещанином, но твердо помнил наставление отца:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья-
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
За три года отсутствия Чацкого Молчалин добился блестящих успехов. Он стал секретарем московского «туза», получил три
награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи.
Умны ли герои? Безусловно, их ум, хитрость, изворотливость, абсолютная беспринципность помогает им из всего извлечь
выгоду. Но эти герои не внушают ни капли уважения, так как их способности направлены на обман государства и окружающих,
пусть и не самых лучших представителей. Чичиков и Молчалин умеют найти «ключ» к каждому влиятельному человеку. Молчалин
незаменим в фамусовском доме:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…
И Чичиков, переезжая из имения в имение, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова он добрейший
человек, с Собакевичем – «кулак кулаком», у Коробочки – гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по
пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим «великодушием и щедростью», отказавшись от еды и взяв все
расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя.
Конечно, общество, в котором вращаются Чичиков и Молчалин, стоит их. Грибоедов запечатлел целую галерею человеческих
портретов, где были «знатные негодяи» и подлецы, доносчики и «зловещие старухи». В этом мире без тени смущения меняли
крепостных на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, «разливались в пирах и мотовстве», а
ученье считали «чумой». В поэме Гоголя ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным
предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает
у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», — такова их
логика, очень страшная и бесчеловечная. Да, Чичиков и Молчалин общаются с мошенниками и плутами, но от этого их поступки
не становятся благовиднее, ибо они «мошенники из мошенников», и все их способности и усилия направлены не на благие
дела, а на личное обогащение.
Но замысел писателя состоит в том, что такие герои не могут стать победителями. Они обязательно оступятся, рано или
поздно, это должно случиться. Чичиков впервые промахнулся с Ноздревым. Ему не следовало связываться с таким
скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие. Это его и сгубило. Молчалину была симпатична Лиза. Алексей
Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомёк, что его низость очевидна даже
горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. В результате его двуличие было разоблачено.
Художники-гуманисты, Гоголь и Грибоедов не могли себе представить, что настанут времена, когда Чичиковы и Молчалины
будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатели всё
делали, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Авторы бессмертных произведений надеялись и верили, что их родина
сможет преодолеть все трудности и выйдет на широкую и светлую дорогу.

Читайте также:  Город N: сочинение

Тип «делового» человека» произведениях Грибоедова и Гоголя

Н.В. Гоголь и А.С. Грибоедов являются писателями девятнадцатого века. Прошло уже много лет, но их произведения живы, так как в них затрагиваются вечные темы нравственности и низости, благородства и подлости, любви и холодного расчета. Авторы

показывают на страницах своего произведения нового человека, который ради карьеры и прибыли готов на всё. Писатели единодушно осуждают таких людей, с горечью отмечая, что в обществе их не так уж и мало. Типу такого «делового» человека в творчестве Грибоедова соответствует Молчалин из комедии «Горе от ума», а в творчестве Гоголя – Чичиков из «Мёртвых душ». Попробуем сравнить этих героев и выяснить, в чём сходны позиции авторов.

Во-первых, стоит отметить, что сами произведения значительно отличаются друг от друга. «Горе от ума» это комедия в стихах, а «Мёртвые души» поэма, по объёму во много раз превосходящая вышеупомянутую пьесу. И Гоголь, и Грибоедов при описании своих героев используют юмор и сатиру, высмеивая пороки своего времени.

Павел Иванович Чичиков и Алексей Степанович Молчалин начинают свой жизненный путь без денег и родства. Их жизненное кредо во многом схоже. Чичиков предчувствует зарождение нового строя – капитализма и уже готов к его условиям. Выше всего на свете он ставит деньги, всю жизнь посвятит составлению капитала. Чичиков прекрасно запомнил завет отца «беречь копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет. Павел Иванович с детства начинает сколачивать капитал, перепродавая приятелям булки и пышки. Потом он займется аферами на таможне, когда и это дело раскроется,

Чичиков придумает великую фальсификацию с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный налог. Молчалин вначале тоже был безвестным, безродным тверским мещанином, но твердо помнил наставление отца:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

За три года отсутствия Чацкого Молчалин добился блестящих успехов. Он стал секретарем московского «туза», получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Умны ли герои? Безусловно, их ум, хитрость, изворотливость, абсолютная беспринципность помогает им из всего извлечь выгоду. Но эти герои не внушают ни капли уважения, так как их способности направлены на обман государства и окружающих, пусть и не самых лучших представителей. Чичиков и Молчалин умеют найти «ключ» к каждому влиятельному человеку. Молчалин

незаменим в фамусовском доме:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет…

И Чичиков, переезжая из имения в имение, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова он добрейший человек, с Собакевичем – «кулак кулаком», у Коробочки – гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим «великодушием и щедростью», отказавшись от еды и взяв все расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя.

Конечно, общество, в котором вращаются Чичиков и Молчалин, стоит их. Грибоедов запечатлел целую галерею человеческих портретов, где были «знатные негодяи» и подлецы, доносчики и «зловещие старухи». В этом мире без тени смущения меняли

крепостных на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, «разливались в пирах и мотовстве», а ученье считали «чумой».

В поэме Гоголя ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», такова их логика, очень страшная и бесчеловечная. Да, Чичиков и Молчалин общаются с мошенниками и плутами, но от этого их поступки не становятся благовиднее, ибо они «мошенники из ошенников», и все их способности и усилия направлены не на благие дела, а на личное обогащение.

Но замысел писателя состоит в том, что такие герои не могут стать победителями. Они обязательно оступятся, рано или поздно, это должно случиться. Чичиков впервые промахнулся с Ноздревым. Ему не следовало связываться с таким скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие. Это его и сгубило. Молчалину была симпатична Лиза. Алексей Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомёк, что его низость очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. В результате его двуличие было разоблачено. Художники-гуманисты, Гоголь и Грибоедов не могли себе представить, что настанут времена, когда Чичиковы и Молчалины будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатели всё

делали, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Авторы бессмертных произведений надеялись и верили, что их родина сможет преодолеть все трудности и выйдет на широкую и светлую дорогу.

В 1835 году Гоголь начал писать поэму «Мертвые души». Сюжет для этого произведения подсказал ему Пушкин. Он рассказал об одном авантюристе, который, скупая мертвые души, разбогател. Произведение, над которым начал работу Гоголь, рисовалось ему как огромный роман в нескольких частях. Ему хотелось осветить в своем произведении Россию со всех сторон: в первом томе он хотел показать все отрицательные стороны России, а во втором томе нарисовать положительных героев, тех, кто поведет Россию вперед.

Второй том не удался Гоголю, так как современная ему Россия не дала ему типичных характеров тех, кто был бы положительным и мог бы повести страну вперед. Показать собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, Чичиковых было легче, потому что их было в России очень много, их Гоголь видел на каждом шагу, поэтому образы первого тома романа были необыкновенно живыми и волновали русского читателя.

В первом томе предстает целая галерея русских помещиков, чиновников, начиная от мелких и кончая крупными,— всех тех, кого писатель назвал «мертвыми душами», мертвыми потому, что они не только не способствовали продвижению России вперед, но и тормозили ее развитие, потому что своим паразитическим образом жизни они убивали

Первый, к кому приезжает Чичиков — Манилов. Манилов — помещик «средней руки»: у него примерно 200-300 крепостных душ. Он необыкновенно безхозяйственен; он не знает даже, сколько крестьян у него умерло, богат он или беден. Целыми днями он просиживает в своем кабинете, курит и складывает пепел горками различной величины и формы. Когда

с Маниловым начинаешь разговаривать, сообщает Гоголь, то в первую минуту кажется,

что это умный и занимательный человек, но через несколько минут его собеседник

пожимает плечами в недоумении, а еще через несколько минут он с возмущением отходит от него и говорит, что это черт знает, что такое.

Манилов смотрит на жизнь и на людей через розовые очки. На вопрос Чичикова о том, какими являются те или иные помещики, чиновники, тот не слышит от Манилова ни одной отрицательной характеристики. Все они, по его мнению, самые умные, добрые и почтенные люди. Но Манилов хвалит не потому, что он видит в людях хорошее, а потому, что он не видит ни плохого, ни хорошего, а просто привык так говорить обо всем и обо всех.

В образе Манилова Гоголь вывел представителя одного из типов русских помещиков начала XIX века. Прекраснодушие Манилова строится на том, что не нужно думать о своем завтрашнем дне. Крепостничество дает Манилову ощущение полного благополучия окружающей его действительности.

Ссылка на основную публикацию
×
×