Сочинение Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор Гоголя
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является новаторским произведением, так как в центре драматургического произведения впервые был общественный конфликт, а не любовный.
Все чиновники собрались в одном месте. Все они потерпели фиаско. Хлестаков, которого они приняли за ревизора, оказался самозванцем, сам того не желая. Люди были обмануты по собственной глупости. Они были так шокированы своей оплошностью, что забыли о самом главном — приезде настоящего ревизора. И вот произносятся заветные слова об его приезде.
Это заставляет чиновников окаменеть из-за страха. То чувство ужаса и волнения, нахлынувшее из-за переезда Хлестакова, опять нахлынуло с новой силой. Страх был еще сильнее из-за того, что к приезду настоящего ревизора ничего не было подготовлено, как к приезду самозванца. Началась немая сцена.
В центре комнаты стоит городничий — главный человек города. Его задача заботиться о счастьи и комфорте жителей, однако он думает только о собственном обогащении. В немой сцене он распростер руки вверх, словно обращается к небу. Возможно, он размышляет о том, что с ним теперь будет, ведь ревизору не составит труда найти нарушения и наказать городничего. Даже если его ошибки не будут найдены, но будут найдены, например, ошибки судьи Ляпкин-Тяпкина, то городничий все равно будет наказан, так как его задача — следить за соблюдением законов в городе, следить за правопорядком.
Немая сцена символизирует суд совести. В этом моменте кроме общественного смысла у комедии «Ревизор» появляется моральное значение. В немой сцене каждый чиновник переживает, думает, что с ним будет. Возможно, у кого-то из них появились реальные муки совести, кто-то раскаялся, но очень вряд ли.
Немая сцена своего рода посыл каждому человеку. Николай Васильевич Гоголь хочет сказать, что за свои поступки необходимо отвечать, поэтому жить нужно честно, по совести, не нарушать реальный и моральный закон, помогать всем нуждающимся. Честному человеку нечего бояться перед Высшим судом, так как он делал все правильно и честно.
О проверке настоящего ревизора ни слова нет принципиально. Таким образом, писатель подчеркивает, что суд совести намного важнее и страшнее для человека, чем суд реальный. Суд реальный не всегда может заставить человека раскаяться и измениться, а суд совести заставляет человека анализировать свои поступки, а главное их последствия.
2 вариант
Произведение в драматургическом жанре под названием «Ревизор» написан Николаем Васильевичем Гоголем. Смысл и значением немой сцены, которая присутствует в этой пьесе, представлены в данной статье.
Николай Васильевич выступил в роли новатора, так как никто раньше до него не додумывался вынести в центр внимания общественных конфликт, а не конфликт любовных отношений. В своей комедии автор смог высмеять общественные пороки, посмеявшись над каждым из героев, но это не был сладкий и чистый смех. Эта была сатира и сарказм.
По сюжету пьесы в город должен приехать ревизор. Все готовиться к его визиту, стараясь прикрыть все «косяки», чтобы не получить по шапке.
Тут проезжает около города молодой человек по фамилии Хлестаков, которого, собственно, по ошибке и принимают за ревизора. Ему оказывают радушный прием. Он хвастливо рассказывает истории из своей богатой, веселой, светской жизни. Хлестаков решил подыграть и попользоваться моментом такого своего влияния, пока ему не пришлют денег.
Каждый из героев пьесы что-то скрывает, потому хочет так угодить ревизору. Городничий знает, какой на самом деле беспорядок творится в городе: в больницах умирают люди, еда – это помои и вообще кругом взятничество, мошенничество, беззаконье.
Произведение заканчивается этакой «немой сценой». Именно в этой точке расширяются комедийные линии. И тут происходит ее преобразование из общественной в комедию о нравственности и философии. Гоголь делает напоминание о том, приходит определенное время, когда все люди должны отвечать за свои деяния, как и представители власти в его пьесе. Автор делает обращение к каждому читателю, что необходимо жить, руководствуясь совестью. Мы всегда несем ответственность за свои действия в первую очередь перед самими собой, обществом.
Поэтому немая сцена трогает увлеченности каждого персонажа. В финальной части все персонажи выводятся писателем на сцену и впадают в обездвиживание. Этот нюанс помогает автору сфокусировать внимание читателей именно на происходящем, а именно тот страх, который посетил каждого из них, когда они узнали о прибытии настоящего проверяющего.
Роль немой сцены
Данную великолепную комедию Николая Гоголя можно назвать по-настоящему новаторской и интересной. Она отразила впервые за долгое время такую тематику, как общественный конфликт, в котором на замену светлым любовным чувствам, вышла весьма нетипичная ситуация, которая говорила о том, что в стране требуются кардинальные перемены, и соответственно, из-за пороков людей в данном обществе, происходили самые неблагоприятные последствия для всех сфер деятельности. Автор высмеивал привычки чиновников, которые заключались в том, чтобы брать взятки со всех людей, а также, данные люди уважали и судили только за наличие какой-либо должности или звания.
Стоит отметить и тот факт, что чиновников данного города можно назвать весьма порочными и даже недальновидными людьми, которые стремились к власти, и старались воровать из государственной казны как можно больше денежных средств. Интересным является тот факт, что после того, как чиновники поняли, кто же есть Хлестаков на самом деле, автор решает показать немую сцену, в которой он отобразил, насколько отягощенной может быть ситуация, при которой выясняется правда. Откровением для читателей может стать то, что после нее произведение заканчивается. Писатель прибегнул к данному приему лишь с одной целью – он хотел, чтобы у читателей остались собственные домыслы и идеи по этому поводу.
Когда городничему сообщают о том, что Хлестаков выдавал себя за проверяющего, но им не являлся, он тут же меняется в лице, и решает предпринять попытку совершения чего-то рационального и спешного. Однако, поняв весь трагизм ситуации, и то, что в скором времени ему придется отвечать за содеянное, данный герой стоит словно парализованный, и не решается сказать что-либо. Стоит отметить и тот факт, что у чиновников даже не успели появиться какие-либо эмоции на лице, ведь тот факт, что они поняли это молниеносно, поставил их в совершенно неловкое положение. Все кражи, которые они совершали на протяжении огромного периода времени, говорит о том, что их привычкам скоро наступит конец. Городничий понимал, что в скором времени лишится своей должности. Однако, это не самое страшное, что с ним может случиться, ведь за преступления против государства, он может понести самые суровые наказания. В произведении автор указывает на то, что нужно вести честную, справедливую и порядочную жизнь, чтобы в случае возникновения проверок, не было никаких опасений за свою деятельность.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор
Популярные сегодня темы
Действие в комедии происходит в небольшом уездном городе. У него нет названия, так как Гоголь в этом произведении собирает «в одну кучу всё дурное России». На примере комических образов главных героев, автор высмеивает нравы и обычаи российского
Как-то раз любителям природы – рыбакам, на голову свалилась одна проблема. Это был наглый кот, который каждую ночь постоянно что-то подворовывал у них. Наши герои были в отчаянии и не могли решить
Репетилов является одним из второстепенных героев комедии «Горе от ума». Он является другом Чацкого. Его нельзя назвать положительным героем, он имеет ряд серьезных недостатков.
Карамзин является одним из самых известных писателей России. Именно он впервые выпустил произведение жанра сентиментализм. Его творение Бедная Лиза было поистине революционным
Мальчик Васютка — главный герой рассказа «Васюткино озеро» Виктора Астафьева. Ему всего тринадцать лет. Он живет в Красноярском крае на реке Енисей со своей семьей.
Смысл, роль и значение немой сцены в комедии Ревизор Гоголя
Этот финал – один из самых запоминающихся моментов в известнейшей комедии. Финал в любом произведении и так запоминается, но этот стал просто «маркой». Если такой приём ещё кто-то и использовал, то зрители сразу говорили, что это как в «Ревизоре».
Смысл этой сцены в том, что все герои одновременно понимают, что после того, как их жестоко обманули, даже посмеялись над ними, снова проблема – настоящая, для второй серии. Они уже верили, что им всё сошло с рук. Губернатор видел себя в столице, его дочь – замужем за молодым ревизором… И тут они узнали неприятную правду из письма псевдо-ревизора. Все в шоке! Мечты и планы разрушены. Герои понимают, что всё это время старались зря. И теперь делать то же самое? Но это уже противно… Хоть немного честный человек бросил бы всё это, плюнул и ушел. Притворяться ведь нужно не только перед очередным ревизором, а друг перед другом, перед собой. Стоят ли их должности того? Или, например, чего стоит семья губернатора, где жена готова предать мужа. Пускать пыль в глаза – всё, что они умеют… А если в этот раз не успеют? И как смотреть в глаза друг другу и себе самим (в зеркале)?
Значение сцены в том, что жандарм как представитель закона объявляет им практически приговор. В эту минуту тишины герои вспоминают, что наделали. Они как будто смотрят на себя со стороны, как будто это последний день той самой Помпеи. Кажется, что они видят свою совесть в этом предвестнике ревизора. Ревизор их – совесть!
В эту паузу и зрители не должны расходиться в гардероб (или буфет). Они до аплодисментов, когда артисты выходят на поклон, могут тоже подумать над моралью этой истории. Представить, как она относится к ним самим. Не приходилось ли им делать подобного?
Вообще, такая пауза в финале очень полезна для осмысления прочитанного или увиденного. Моя мама тоже так делает. Иногда она сидит с закрытой книгой. На мой вопрос отвечает, что ей надо обдумать прочитанное. И она почти никогда не смотрит два фильма в день. Говорит, что один должен ещё в голове уложиться, чтобы впечатление не сбилось.
В общем, отличный приём для финала. Очень полезный и для читателей или зрителей, и для самой истории. Пауза на подумать!
Вариант 2
Наверное, в каждом произведении обязательно должен быть конец. И он является самым запоминающимся. А в этом произведении он стал еще более запоминающим. Уже после создания данного произведения выходило огромное количество и других произведений, но если конец походил на тот, что в «Ревизоре», то читатели сразу же вспоминали об этом произведении.
У каждого человека было такое, что его обманывали, вот это же произошло и с нашими главными героями. И они говорили, что теперь можно снимать вторую часть произведения, где они узнают всю правду. Больше всего на свете Губернатору хотелось руководить всей столицей. Кроме этого у него есть единственная дочь, которая недавно вышла замуж за ревизора. А немного позже они узнали о том, что к ним едет настоящий ревизор. Теперь им придется притворяться и вести себя совсем не так, как они ведут себя обычно. Также все их мечты, о которых они давно мечтали, могут растаять в один момент.
Вскоре этот самый ревизор явился и объявил настоящий приговор, о котором никто даже и предположить не мог. И только после этого каждый из героев наконец-то понял, что он натворил на самом деле, но изменить уже ничего было нельзя. Им посчастливилось посмотреть на себя совсем с другой стороны, с которой раньше они никогда не видели. И им стало стыдно.
На самом деле это был один из героев по имени Хлестаков, а не какой-то там ревизор. И только в конце произведения можно увидеть ту самую немую сцену. В этой сцене можно узнать истинный характер каждого из героев и здесь уже специально ничего сделать невозможно. Чиновники и правители выполняют свою работу при помощи без каких-либо слов.
В городе имеется и городничий, который старается разными путями не только обмануть всех жителей, но и получить от них как можно больше денег. И с каждым разом суммы растут. Но даже он не понимал, почему же это все случилось, а ведь раньше все было так хорошо.
При помощи данной немой сцены можно понять истинный ужас всех героев и понять, что они очень сильно напуганы. Вот только понять, что произошло на самом деле, каждый читатель должен самостоятельно. А все, потому что в произведении не написано, что именно им сказал и какие выводы сделал ревизор после проверки.
С одной стороны читатели думают и надеются на то, что всех злодеев и врагов накажут. А может быть все будет наоборот, и ревизор не найдет никаких ошибок и поэтому замечаний не будет.
Мое мнение об этом произведении такая, что очень хорошо именно в этот город нашел время и приехал ревизор для того чтобы разобраться во всем и навести порядки.
Роль немой сцены в комедии Ревизор
Комедию Ревизор Николая Гоголя можно поистине назвать смелой и интересной. Автор на первых строках показывает общественный конфликт, плохие привычки чиновников брать с людей взятки и из этого вышли весьма неблагоприятные ситуации, которые меняют их жизнь кардинально. Это была сатира. Чиновников города можно назвать порочными и алчными людьми, которые шли по головам людей к власти и воровали из казны все больше и больше денег. Вокруг одно мошенничество и беззаконие.
Автор показывает весьма интересную часть в комедии, когда чиновники узнали все же, что Хлестаков выдает себя не за того. Называется она немой сценой. В этой сцене узнается, что Хлестаков выдал себя за ревизора и брал со всех чиновников деньги. Этой сценой Н. В. Гоголь хотел показать, что насколько тяжелой ситуация может быть, при которой проясняется вся правда. Правда, которая поставила всех в ступор и непонимание, что делать дальше.
Городничий – главный чиновник в городе, узнав, что Хлестаков всех обманывал, в эту же секунду меняется в лице, и решившись, что-то предпринять, понял сложность и опасность ситуации. В скором времени Городничему все равно придется отвечать за сделанное и решать ситуацию, но он стоит, будто лишенный возможности двигаться и не проронил ни слова.
Стоит понять, что у всех чиновников в момент немой сцены нет никаких эмоций на лице. Эта ситуация поставила их в неловкое и непонятное положение. Все, что они наворовали и украли за много лет, говорит о том, что этим дурным привычках скоро придет конец. Они все возможно потеряют свои какие-либо должности и ответят за содеянное.
Читая комедию Ревизор, можно полностью увидеть каждого чиновника. Как они боятся и реагируют на происходящую ситуацию. У каждого эмоции разные, но все будто в один щелчок стали немыми. Автор показал все малодушие чиновников. Страх каждого в этой трагичной ситуации.
На немой сцене комедия необычно заканчивается, даже можно сказать обрывается. Этим автор хотел донести то, чтобы у читателей оставались свои мысли и догадки. Чтобы они сами придумали свой конец комедии и все-таки поняли смысл всего произведения. Конец комедии – это мысль о наступающем наказании. Н. В. Гоголь говорит этим произведением, что нужно вести достойную и честную жизнь, не быть алчным и отвечать за свои поступки. Автор обращается к читателю, что необходимо жить по совести и нести ответственность за свою деятельность.
Смысл, значение и роль немой сцены в комедии Ревизор
Несколько интересных сочинений
Английский писатель Эрик Артур Блэр известен всему миру как Джордж Оруэлл. До конца жизни он разделял социалистические идеи и ненавидел тоталитаризм.
Одним из основных персонажей произведения, входящего в цикл «Записки охотника», является Рядчик, представленный писателем в образе городского мещанина, занимающегося наймом рабочих, выступающим конкурентом бедняка Яшки-турка в соревновании по пению.
На картине русского художника Василия Дмитриевича Поленова изображена красота природы в осеннюю пору. Картина завораживает многообразием красок и великолепием осенней природы.
Ни для кого не является секретом упадочное состояние русского кинематографа. Он уступает зарубежному как в качестве реализации, так и в выборе материала для съёмок. Наметилась дурная тенденция подражать плохому иностранному кино
На мій погляд, не існує жодної юної дівчини яка б не мріяла зустріти своє єдине та справжнє кохання. Є безліч цікавих та романтичних книг про світле почуття любові. Найбільш яскравою книгою про романтичне кохання
Значение немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
![]() | ![]() | ![]() | |
Тип: Анализ эпизода |
Комедия Гоголя «Ревизор» – произведение новаторское. Впервые в русской литературе была создана пьеса, в которой на первой место вышел общественный, а не любовный конфликт. В «Ревизоре» драматург обличал пороки российского общества, смеялся над всеми своими героями, но это был горький смех, «смех сквозь слезы».
Порочность чиновников города N., их страх за свои места сделали этих людей слепыми – они приняли за ревизора «пустышку», «вертопраха» Хлестакова. В конце пьесы все, казалось бы, встает на свои места – Хлестаков разоблачен, чиновники наказаны. Но настоящий финал еще только впереди – это последнее действие и знаменитая немая сцена комедии.
Взбудораженным известием о мнимом ревизоре чиновникам сообщают, что приехал …ревизор настоящий. В «пылу событий» все уже и забыли о том, что должен ведь приехать и настоящий, если Хлестаков – всего лишь обманщик. И вот, как «гром среди ясного неба, известие: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».
Это сообщение буквально парализует всех героев, они окаменевают: «Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою», «Прочие гости остаются просто столбами», «Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение».
Мы понимаем, что именно в эту минуту все чиновники испытывают настоящий ужас. Тот страх, который они пережили при Хлестакове, увеличился в десятки раз еще и потому, что им нужно все переживать заново. И если к приезду мнимого ревизора герои успели как-то подготовиться, то здесь полная неожиданность превратила чиновников в каменные статуи.
Посередине, как глава города, главный «вор и мошенник», стоит городничий. Автор указывает, что он распростер руки и запрокинул голову вверх. Кажется, будто Антон Антонович вопрошает у неба: «За что? Почему?» Этот герой считает себя грешным не больше, чем другие, – ведь все живут так, как он. Жена и дочь Сквозник-Дмухановского устремились к городничему, как бы ища у него защиты как у главы семейства.
В немой сцене, на мой взгляд, Гоголь без помощи реплик героев сумел выразить их характер, сущность каждого персонажа. Так, кроткий и трусливый смотритель учебных заведений Лука Лукич «потерялся» «самым невинным образом», а попечитель богоугодных заведений Земляника склонил голову набок, прислушиваясь к чему-то. Этот хитрый человек не теряет голову, а «прислушивается» к событиям, размышляет, как ему «сухим выйти из воды». Но комичнее всех со стороны выглядит судья Ляпкин-Тяпкин. Он «с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Мы понимаем, что судья очень испугался, ведь и он прекрасно знает, что за ним водится немало грехов.
Комичны фигуры Бобчинского и Добчинского, которые выпучили глаза, разинули рты и, кажется, кинулись друг другу в объятия, да и так и окаменели на полдороге. Впрочем, как и все оставшиеся гости. Гоголь показывает нам, что у каждого из них совесть нечиста и каждый из них боится наказания.
Именно в немой сцене границы комедии раздвигаются. И она из общественной перерастает в нравственную, философскую. Автор напоминает о том, что рано или поздно всем людям предстоит отвечать за свои поступки, как чиновникам в комедии. Гоголь обращается к каждому из нас – нужно жить по совести, всегда помнить о своей ответственности перед собой, богом, людьми.
Таким образом, знаменитая «немая сцена» затрагивает интересы всех героев пьесы: в финале Гоголь выводит на сцену всех персонажей, заставляет их в течение нескольких минут впасть в «окаменелость». Этот прием позволяет драматургу сфокусировать внимание зрителя на самом действии, сильнее прочувствовать тот ужас, который испытали герои при известии о приезде настоящего ревизора.
Кроме того, немая сцена дает возможность вариативного толкования финала комедии. Приехал настоящий ревизор, и город настигнет заслуженное возмездие? А может быть, приехал некто, ассоциирующийся у жителей с небесной карой, которой все страшатся? А может, приехал не ревизор, а важный чиновник, путешествующий в сопровождении жандарма? И даже если приехал настоящий ревизор, может, ревизия пройдет гладко и все, как всегда, закончится благополучно?
Прямого ответа сам автор не дает, потому что финал, по сути, не так уж и важен. Важна сама мысль о неизбежном наказании, о суде, про который все знают и которого все боятся. А может, стоит жить так, чтобы не страшиться ответа перед Богом?
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Ревизор / Значение немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Смотрите также по произведению “Ревизор”:
Сочинение: В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» — новаторское произведение. Она отличается оригинальностью конфликта, носящего социально-философский характер; многообразием персонажей, каждый из которых резко индивидуализирован и в то же время типичен; комизмом, основанным не на избитых водевильных ситуациях, а на характерах и поступках героев. Наконец, композиция комедии также является художественным открытием драматурга.
В композиции и выявлении идейного смысла произведения важнейшую роль выполняет заключительная немая сцена.
На ее особое значение указывал сам автор в «Замечаниях для господ актеров»: «Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект».
Какую же композиционную функцию выполняет немая сцена? Она замыкает действие в кольцо: сообщение, сделанное в первой реплике городничего: «…к нам едет ревизор» — только сейчас получает истинное подтверждение: всё предыдущее действие было связано с ревизором мнимым. Тем самым не только для героев комедии, но и для зрителей произведение обретает трагический пафос: комедия превращается в трагедию. И дело не только в том, что теперь-то настоящий ревизор наведет порядок и восстановит справедливость. Об этом можно только догадываться. Не исключено, что он окажется немногим лучше Хлестакова. Именно такую трактовку дал кинорежиссер Леонид Гайдай в экранизации «Ревизора», получившей название «Инкогнито из Петербурга». Там при известии о настоящем ревизоре чиновники переглядываются между собой и роются в бумажниках в поисках новых купюр для взяток.
Истинный трагизм немой сцены, распространяемый на общую идею произведения, раскрывается в пояснениях автора, сделанных им в драматическом этюде «Развязка «Ревизора»: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по именному высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой, да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть всё, что ни есть в нас, настоящего ревизора, не подложного!»
Таким образом, немая сцена возводится писателем в прообраз Страшного Суда, ожидающего каждого человека в конце его жизни — суда строгого и неподкупного. Одним из любимых живописных полотен Гоголя была картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». На ней изображены искаженные предсмертным страданием лица гибнущих людей. И хотя живопись искусство молчаливое — зритель как будто слышит их вопль ужаса. Таким же немым криком можно считать и финальную сцену «Ревизора».
Николай Васильевич Гоголь был не только выдающимся сатириком, но и христианским моралистом. В финальной немой сцене заключительное обобщение писатель выводит за рамки изображенных им событий и делает символом неизбежной расплаты за земные грехи перед тем, кто будет судить все наши поступки по окончании нашего земного пути. Призыв к раскаянию и улучшению нравов — вот нравственный пафос комедии, который придает гениальному произведению Гоголя вневременной и отнюдь не комедийный смысл.
ФУНКЦИЯ И ЦЕЛЬ «НЕМОЙ СЦЕНЫ» В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полежаева Татьяна Викторовна
В статье рассматривается эффект «немой сцены», его роль и место в комедии Гоголя «Ревизор». Представлены различные суждения исследователей о значении завязки , кульминации и развязки произведения, сделан вывод относительно функции и цели «немой сцены».
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Полежаева Татьяна Викторовна
Концепт апосіопези в комедії Гоголя «Ревізор»
У статті розглядається ефект «німої сцени», його роль і місце в комедії Гоголя «Ревізор». Надані різні точки зору дослідників щодо значення зав`язки , кульмінації та розв`язки твору, зроблений висновок відносно функції та мети «німої сцени».
Текст научной работы на тему «ФУНКЦИЯ И ЦЕЛЬ «НЕМОЙ СЦЕНЫ» В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»»
Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Серия “Филология. Социальные коммуникации”. Том 24 (63). 2011 г. №2. Часть 2. С.522-527.
ФУНКЦИЯ И ЦЕЛЬ «НЕМОЙ СЦЕНЫ» В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
Волынский национальный университет имени Леси Украинки, г. Луцк, Украина
В статье рассматривается эффект «немой сцены», его роль и место в комедии Гоголя «Ревизор». Представлены различные суждения исследователей о значении завязки, кульминации и развязки произведения, сделан вывод относительно функции и цели «немой сцены».
Ключевые слова: Гоголь, «Ревизор», апосиопесис, «немая сцена», завязка, кульминация, развязка.
Литература о гоголевском «Ревизоре» довольно велика и разнообразна. Здесь и отзывы современников Гоголя, и данные литературной и театральной критики его времени и последующих десятилетий XIX века. Особенно многочисленна библиография пьесы в литературоведении ХХ-ХХ1 столетий. Среди авторов крупных работ И. Вишневская, В. Воропаев, Г. Гуковский, М. Гус,
B. Звиняцковский, В. Кулешов, Ю. Лотман, Ю. Манн, Г. Макогоненко,
C. Машинский, П. Михед, Г. Поспелов, А. Ревякин, Н. Степанов, М. Теплинский, М. Храпченко, П. Щипунов.
Среди многих аспектов содержания и формы комедии, ее роли в развитии литературы, других проблем, что были предметом исследования, видное место занимает и «немая сцена», апосиопесис ( Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Выводы. Итак, «немая сцена» (апосиопесис) как финальная кульминация «Ревизора» своей энергией зовет смеяться прежде всего над собственными недостатками и пороками ради избавления от них. Иначе пороки наши способны привести нас к душевному и духовному Апокалипсису. Иначе говоря, функция и цель «немой сцены» в «Ревизоре», которая является именно кульминацией, -пробудить в людях энергию совестливой самокритики ради личного и всеобщего блага. И в этом благородном деле Гоголь в первую очередь надеялся на силу литературы и театра как интеллектуальных видов искусства. В этом и злободневность гоголевского апосиопесиса, и его перспективы – функциональные и смысловые.
1. Гоголь Н. Собрание сочинений: [в 4 т.] – Т. 2 / Н. Гоголь. – М.: Правда, 1952. – 448 с.
2. Кулешов В. И. Этюды о русских писателях / В. И. Кулешов. – М.: МГУ, 1982. – 262 с.
3. Щеблыкин И. П. История русской литературы (Х1-Х1Х вв.) / И. П. Щеблыкин. – М.: Высшая школа, 1985. – 512 с.
4. Гус М. Гоголь и николаевская Россия / М. Гус. – М.: ГИХЛ, 1957. – 376 с.
5. Ревякин А. И. История русской литературы XIX века: Первая половина / А. И. Ревякин. – М.: Просвещение, 1985. – 544 с.
6. Макогоненко Г. П. Гоголь и Пушкин / Г. П. Макогоненко. – Л.: Сов. писатель, 1985. – 352 с.
7. Теплинский М. В. Литература. 9 класс / М. В. Теплинский, Ю. И. Султанов. – К.; 1ртнь: Перун, 1997. – 446 с.
8. История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы / Под ред. В. И. Аношкиной и С. М. Петрова. – М.: Просвещение, 1989. – 447 с.
9. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя / С. И. Машинский. – М.: Просвещение, 1971. – 512 с.
10. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя / Г. А. Гуковский. – М.-Л.: ГИХЛ, 1959. – 286 с.
Полежаева Т.В. Концепт апосюпези в комедп Гоголя «PeBi3op» // Учение затсш Таврiческого национального утверстета M. В.1. Вернадского. Серiя «Фiлологiя. Сощальш комунжащ». – 2011. – Т.24 (63). -№2. Частина 2. – С.522-527.
У статтi розглядаеться ефект «тмо’1 сцени», його роль i мкце в комедп Гоголя «Рeвiзор». Надаш р1зт точки зору до^днитв щодо значення зав’язки, кульмтаци та розв’язки твору, зроблений висновок вiдносно функцп та мети «ншоН сцени».
Ключовi слова: Гоголь, «Рeвiзор», апосюпеза, «нма сцена», зав’язка, кульмтащя, розв’язка.
Poleshaeva T.V. Concept of «silent scene» in the Gogol’s comedy «Auditor» //
Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Series «Filology. Social communicatios». – 2011. – V.24 (63). – №2. Part 2. – P.522-527.
The article shows the effect of aposiopesis, its part and place in the Gogol’s comedy «Auditor». Here is some point of view of the investigators about the significance in the work of the plot, culmination, denouement and the result.
Key words: Gogol, «Auditor», aposiopesis, «silent scene», plot, denouement, result.
Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”
Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”
Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия – страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей.
Похожие сочинения:
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей.
Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”) Появление комедии “Ревизор” в 1836 г. вызвало в обществе приподнятое, волнующее чувство. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня.
Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают.
“Смех – благородное лицо” в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” “Смех – благородное лицо” в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Разъясняя смысл “Ревизора”, Н. В. Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в.
Согласны ли вы с мнением, что “немая сцена” комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” имитирует сцену распятия? Согласны ли вы с мнением, что “немая сцена” комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” имитирует сцену распятия? В своем сочинении-рассуждении укажите, что для своего времени “Ревизор” стал поистине новаторским произведением: на.
Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” “немой сценой”? Русская литература 1-й половины XIX века Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” “немой сценой”? Гениальная гоголевская комедия написана в Петербурге осенью 1835 года – зимой и весной 1836 года.
САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР” Сюжет комедии “Ревизор”, как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо.
Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии “Ревизор” – это 30-е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии.
ГРУППОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧИНОВНИКОВ (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”) Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность.
САТИРА НА ЧИНОВНИЧЬЮ РУСЬ В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР” Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ “РЕВИЗОР” И В ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. ГОГОЛЯ Николай Васильевич Гоголь всем сердцем любил Россию и не мог оставаться в стороне, наблюдая, как она погрязла в болоте продажного чиновничества. Он создает два весьма значительных произведения, отображающих неблаговидную реальность.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОРТРЕТЫ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ “РЕВИЗОР” И ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. ГОГОЛЯ Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действительное состояние страны. Одним.
Идейно-художественное своеобразие комедии РЕВИЗОР РЕВИЗОР Идейно-художественное своеобразие Комедии “Ревизор” Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы.
Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге (“Ревизор” Н. В. Гоголя)? Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге (“Ревизор” Н. В. Гоголя)? Выполняя задание, опишите характер поведения Хлестакова с чиновниками, его желание извлечь максимальную выгоду из создавшейся ситуации. Вспомните.
Сочинение на тему: Гоголь “Ревизор” Комедия “Ревизор” Николая Гоголя вызвала ажиотаж в высшем свете, она заставила аристократов взглянуть на себя со стороны. Сначала эту комедию не поняли и отказывались принимать. Об этом произведении отзывались множество.
В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го века изображаются сцены безудержного вранья и как они характеризуют героев? В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го века изображаются сцены безудержного вранья и как они характеризуют героев? Выделите ряд произведений XIX века, в которых представлена заданная сцена: например, “Горе от.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” КЛАССИКА Н. В. ГОГОЛЬ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности – и общества в целом.
Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах.
Анализ повести Н. В. Гоголя “Шинель” Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”.
Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Они жили в самом начале XIX века… Рылеев.
РЕВИЗОР Н. В. ГОГОЛЬ РЕВИЗОР Комедия в пяти действиях На зеркало неча пенять, Коли рожа крива. Народная пословица Характеры и костюмы Замечания для господ актеров Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий, – уже.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ” ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ” Более трехсот лет назад появилась на свет комедия Мольера “Мещанин во дворянстве”. Времена изменились, кардинально изменились условия человеческой жизни, но интерес к комедии.
ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” (вариант 1) Замысел “Мертвых душ” возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: “Боже, как грустна наша Россия!”. В 1842 году поэма.
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души “Смех сквозь слезы” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” I. “Мертвые души” – это “история болезни, написанная мастерской рукой” (А. И. Герцен). II. “Мертвые души” – гениальная сатира на.
УЗНАЕМ ЛИ МЫ ГЕРОЕВ Н. В. ГОГОЛЯ СРЕДИ СОВРЕМЕННИКОВ? Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя были предшественники. Этот смех зародился в комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в комедии Грибоедова “Горе от ума”. Над чем же.
Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Древнерусская литература и литература XVIII века Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Русский историк В. О. Ключевский очень справедливо писал о том, что комедия “Недоросль” – “бесподобное зеркало.
Сочинение: В чем смысл жизни? В чем смысл жизни? Для одного человека – это признание, достаток, деньги, для другого – творчество, самосовершенствование, любимая профессия и домашний уют. Для каждого человека существует свой определенный Смысл жизни.
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ С самого начала писательской деятельности Гоголь мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким.
В чем смысл жизни? (размышления над “Песней о соколе” М. Горького) Каждый человек в той или иной степени задумывается о смысле своей жизни. Обыденная реальность не может заполнить пустоты в душе каждого из нас, если у человека нет какой-либо значительной цели.
Вершина творчества Гоголя 1835 год стал переломным в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Вместе с “Миргородом” создавалось первое из “Петербургских повестей”, которое считается Вершиной малой прозы Гоголя. “Портрет”, “Нос”, “Записки сумасшедшего” открывали новейшую реальность.