Отзыв на пьесу Н. В. Гоголя Женитьба: сочинение

Какой философский смысл пьесы “Женитьба” Гоголь?

Театральные интересы занимали большое место в жизни Н. В. Гоголя. Неудивительно, что первые же попытки писателя от романтической фантастики «Вечеров на хуторе близ Диканьки» обратиться к современной реальной действительности привели его к мысли о создании комедии. Свидетельства об этом восходят к концу 1832 г. (письмо П. А. Плетнева В. А. Жуковскому от 8 декабря 1832 г.). А 20 февраля 1833 г. и сам автор сообщает М. Н. Погодину:

«Я не писал тебе: я помешался на комедии. Она, когда я был в Москве, в дороге [Гоголь возвратился в Петербург 30 октября 1832 г.– А. С.], и когда я приехал сюда, не выходила из головы моей, но до сих пор я ничего не написал. Уже и сюжет было на днях начал составляться, уже и заглавие написалось на белой толстой тетради:

«Владимир 3-й степени», и сколько злости! смеху! соли. Но вдруг остановился, увидевши, что перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что не пропустит. А что из того, когда пьеса не будет играться? Драма.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Женитьба / Отзыв на пьесу Н.В. Гоголя «Женитьба»

Отзыв на пьесу Н.В. Гоголя «Женитьба»

Пьеса Н.В. Гоголя «Женитьба» была написана в 1842 году. Сразу по своему выходу она стала предметом многочисленных обсуждений и самых разноречивых мнений. Гоголя обвиняли в том, что он вывел на сцену «маленьких людишек» – купцов и мелких чиновников, погрузил читателя в жизнь, проблемы и интересы этих «простых» людей.
И действительно, героиней пьесы становится купеческая дочь Агафья Тихоновна, которой, по всем правилам ее сословия, подыскивает жениха сваха Фекла Ивановна. К невесте сватаются надворный советник Подколесин, экзекутор Яичница, отставной пехотный офицер Анучкин, моряк Жевакин.
«Женитьбу» можно назвать первой русской бытовой комедией нравов. Она показала, что можно описывать и жизнь простых людей. В пьесе есть все, что составляет эту жизнь: смешное и грустное, высокое и низкое. Причем Гоголь реалистически.

Совершенно невероятное событие в двух действиях

Писано в 1833 году

Агафья Тихоновна, купеческая дочь, невеста.

Арина Пантелеймоновна, тетка.

Фекла Ивановна, сваха.

Подколесин, служащий, надворный советник.

Кочкарев, друг его.

Анучкин, отставной пехотный офицер.

Дуняшка, девочка в доме.

Степан, слуга Подколесина.

Действие первое

Явление I

Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит. Право, самому как-то становится совестно. Эй, Степан!

Явление II

Подколесин. Не приходила сваха?

Степан. Никак нет.

Подколесин. А у портного.

Краткое содержание: “Женитьба” Н.В. Гоголь

Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подколесин сокрушается, что женитьба такая хлопотливая вещь. Появляется сваха Фекла Ивановна и рассказывает о невесте Агафье Тихоновне, купеческой дочери, ее внешности («как рафинад!»), ее нежелании выходить за купца, а только за дворянина («такой великатес»). Удовлетворенный Подколесин велит свахе прийти послезавтра («я полежу, а ты расскажешь»), она упрекает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подколесин.

Пьеса «Женитьба» Гоголя Николая Васильевича в свое время вызвала много пересудов, критики и обсуждений. Написана она была в 1842 году, автора обвинили в том, что он описывает жизнь «маленьких людишек», что в то время было не принято. Николай Васильевич в большинстве своих произведений героями делал мелких чиновников или купцов, рассказывал об их проблемах, заботах, интересах и привычках, при этом он ничуть не приукрашивал действительность.

Сюжет пьесы «Женитьба» Гоголя

Главная героиня повести – Агафья Тихоновна, дочь купца, решившая подыскать с помощью свахи Феклы Ивановны себе достойного жениха. Главными претендентами на руку и сердце завидной невесты становятся экзекутор Яичница, надворный советник Подколесин, моряк Жевакин и пехотный офицер Анучкин. У Агафьи Тихоновны свои требования к будущему супругу, ведь она не кто-нибудь, а дочь купца третьей гильдии. Муж должен быть обязательно дворянином.

Писатель достоверно описал героиню и в ее образе собрал все.

Комедия «Женитьба» Гоголя была подготовлена к печати и впервые поставлена на сцене в 1842 году. Первые отзывы как о постановке, так и о печатном тексте были в основном негативными и не оправдали ожиданий автора. Попробуем разобраться, почему.

История создания и первые постановки

Работу над комедией «Женитьба» Гоголь начал в 1833 году. За восемь лет менялись название (первый вариант – «Женихи»), место действия (из деревни перенесено в Петербург), сюжет (изначально отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица). Писатель планировал отдать пьесу для постановки уже весной 1836 года, однако последняя точка в ней была поставлена только спустя 5 лет, за границей.

Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца – в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на.

Тайны мужского и женского в художественных интуициях Н.В. Гоголя

Одной из отличительных черт русской литературы XIX века являются ее высочайшие художественные достижения. Они оказались возможны во многом благодаря тому, что русская литература этой эпохи сумела гармонически объединить два основных источника своей глубины и оригинальности. Первым источником стала постоянная включенность литературы в широкие горизонты культуры (как русской, так и мировой). Они «подпитывали» творчество писателей разнообразием философских, научных, религиозных, этических, эстетических проблем, нередко диктовали поиск ответов на «проклятые вопросы» современности… Но вся эта пестрая «разноголосица культуры» не смогла бы стать плотью и кровью литературных произведений, если бы писатели не искали способов воплотить все это разнообразие тем, идей, смыслов, общественных ожиданий в художественно-смысловых единствах, не сформировали бы для этих целей новые типы связей в.

Пьеса Гоголя «Женитьба» была написана в 1833-1835-х годах, однако автор, занявшись «Ревизором» постановку отложил. Впервые пьеса Гоголя «Женитьба» была поставлена 9 декабря 1942 года в Петербурге в Александрийском театре. Спектакль успеха у зрителей не имел. Позже критики объяснили это тем, что пьеса опережала своё время.

На нашем сайте вы сможете без проблем получить информацию о пьесе «Женитьба» Гоголя.

Известно, что Гоголь относился к идее брака с ужасом. Это отношение автора к семейной жизни отразила пьеса Гоголя «Женитьба».

…Надворному советнику Подколесину пришла идея жениться. Его друг Кочкарёв принялся претворять идею в жизнь. Сваха Фёкла Ивановна предложила ему невесту – купеческую дочь Агафью Тихоновну. Среди кандидатов в женихи у Агафьи кроме советника Подколесина – торговец Стариков, лейтенант морской службы Жевакин, экзекутор Яичница и Никанор Иванович Анучкин, жаждущий взять в жёны девицу со знанием французского языка. Агафья в растерянности, кого.

Это комедия, отражающая жизнь провинциального дворянства. Все действие здесь группируется вокруг одного важного собы тия — женитьбы. Реальная жизнь показана здесь нелепой, смеш ной и абсурдной. Это социально-бытовая пьеса, герои которой на делены психологизмом.

1. Решение Подколесина жениться.

3. Посещение невесты.

4. Описание женихов.

5. Агафья Тихоновна отказывает всем, кроме Подколесина, благодаря заботе его друга Кочкарева.

6. Подготовка к венчанию.

7. Побег жениха через окно

На этой странице искали :

13 мая кинокомпания “ЛеопАРТ” представляет фильм-участник конкурсной программы Международного кинофестиваля “Завтра” /2morrow/ 2009 – эротико-философскую мелодраму по одноименной пьесе Н.В.Гоголя “Женитьба” режиссера Константина Селиверстова.

Постер фильма “Женитьба”

Фильм Константина Селиверстова вряд ли можно назвать экранизацией пьесы. Картина – оригинальный эксперимент по синтезу игрового и документального кино. Для режиссёра гоголевские сцены – только «скелет». Эскиз, на который накладываются кусочки смальты: откровенные монологи самых обыкновенных людей о создании, буднях и распаде семьи. Смешные, нелепые, парадоксальные, грустные истории из реальной жизни. Сложилась яркая, многоцветная и удивительно цельная мозаика нашего полуабсурдного житья-бытья. Здесь каждый сможет найти свой, совершенно личный, фрагмент, в котором, возможно, содержатся ответы на самые мучительные и глобальные философские вопросы.

Режиссер о фильме:
Как человеку неженатому мне.

Надворный советник Подколесин, лёжа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подколесин сокрушается, что женитьба такая хлопотливая вещь. Появляется сваха Фекла Ивановна и рассказывает о невесте Агафье Тихоновне, купеческой дочери, ее внешности («как рафинад!»), ее нежелании выходить за купца, а только за дворянина («такой великатес»). Удовлетворённый Подколесин велит свахе прийти послезавтра («я полежу, а ты расскажешь»), она упрекает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подколесин думает жениться, принимает в этом самое живое участие.

Драматургия Гоголя — особая страница его творчества. Для не го театр был не развлечением, а великой школой, где со сцены «чи тается разом целой толпе живой урок» и зрители могут «потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» («Выбранные места из переписки с друзьями»). Всего Гоголем было написано несколько пьес («Владимир III степе ни», «Женитьба», «Игроки» и другие), но центральное место зани мает, безусловно, первая из них — «Ревизор». По словам самого Го голя, сюжет этой комедии, как и «Мертвых душ», «подарил» ему Пушкин. В октябре 1835 года, оставив работу над «Мертвым душа ми», Гоголь очень быстро пишет «Ревизора» — уже 6 декабря коме дия в основном была закончена, а 19 апреля 1836 года поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге. Одновременно вышло отдельное издание пьесы. Гоголь остался крайне недоволен постановкой пьесы в.

«Жени тьба или Соверше нно невероя тное собы тие в двух де йствиях» — пьеса Николая Гоголя. Написана в 1833—1835 гг, опубликована в 1842 году.

История создания

Гоголь начал работу над этой комедией, называвшейся первоначально «Женихи», в 1833 г. В мае 1835 г. он читал М. П. Погодину отрывки из пьесы «Провинциальный жених» (действие происходило в деревне, но уже были намечены основные герои и сюжетные линии). Примерно в то же время комедия приобрела окончательное название «Женитьба», и её действие было перенесено в Петербург.

Осенью 1835 года и весной 1836 года Гоголь намеревался отдать её на сцену, однако, занявшись «Ревизором», передумал. Пьеса была закончена за границей в 1841 году для готовившегося собрания сочинений. Премьера состоялась 9 декабря 1842 г (в Петербурге) и 5 февраля 1843 г. (в Москве, в бенефис М. С. Щепкина) Оба спектакля не имели успеха. «Женитьба» опережала своё время: как признавали позднейшие критики, она предвещала драматическую.

Гоголь «Женитьба» – анализ

Герои «Женитьбы» Гоголя

Вторая по времени (после «Игроков») комедия Гоголя – «Женитьба» – представляет при своём анализе больше интереса, она глубже и шире захватывает русскую жизнь. Вот почему по справедливости, «Женитьбе» может быть присвоено почетное название «первой бытовой русской комедии»: в ней каждый герой является представителем известного сословия, здесь выведены и купцы, и чиновники, и военные. Все они очерчены ярко, характерно, ничего общего не имеют с безжизненными образами старой комедии. Яичница, Анучкин, Жевакин, Агафья Тихоновна, Устинья Наумовна – все это, быть может, несколько карикатурные, слишком яркие образы, но, тем не менее, герои живые, облеченные в плоть и кровь. «И всеми этими людьми вертит и крутит Кочкарев натура, бесспорно, энергическая, но с одним, очень часто встречающимся, недостатком, с отсутствием мысли о том, «что из всего этого выйдет». Ему лишь бы действовать и суетиться, а.

Читайте также:  Любовь, способная на чудо (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»): сочинение

Самое странно, что эту общеизвестную гоголевскую вещь я полностью осилил только на днях. Много раз слышал ее радиопостановки, пару раз в школьные годы принимался читать – и всегда где-то с середины до конца пробегал глазами по диагонали, не вникая. Ну вот не воспринимался у меня в детстве Гоголь без мистики, да еще и в драматической форме.

Впрочем, есть и более серьезная причина. В конце концов, в «Ревизоре» тоже нет фантастического допущения, а читал я его с интересом, перечитывал много раз с удовольствием, и помню почти наизусть. Дело в том, что «Женитьба» — все-таки достаточно легкомысленное произведение. Нет, конечно, эта пьеса очень жизненна и, так сказать, меметична – на цитаты растащили ее, как и все творчество автора. Нельзя упрекнуть «Женитьбу» и в отсутствии остроумия – здесь юмористический талант Гоголя проявился в полной мере, не отягощенный горькой сатирой. Но именно отсутствие серьезной тематики ставит эту пьесу в невыгодное положение в сравнении с «Ревизором».

На правах рукописи

Синцова Светлана Викторовна

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ

Специальность 10.01.01 – русская литература

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО

«Казанский государственный энергетический университет»

доктор филологических наук, профессор

Фортунатов Николай Михайлович

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

доктор филологических наук, доцент

Тамаев Павел Михайлович

ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

доктор филологических наук, профессор

Мещеряков Виктор Петрович

ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный.

Критика о пьесе “Женитьба” Гоголя: отзывы современников

Критика о пьесе “Женитьба” Гоголя: отзывы современников, анализ

А. В. Никитенко:

“. нечто вроде очерка нравов из низшего чиновничьего и мещанского быта в Петербурге. ”
(критик, цензор А. В. Никитенко)

И. И. Сосницкий:

“Женитьбу ты раньше осени не получишь: Н. В. ее взял переделать. Я побранил его за беспечность. Вообрази, что он читал мне пьесу так, как она у него была написана прежде, как и ты знаешь ее. Две прекрасные сцены не могут искупить целой комедии, а комедии-то и нет. Сюжета никакого: бог знает, зачем люди приходят и уходят».”
(И. И. Сосницкий – М. С. Щепкину, 30 мая 1836 г.)

Рецензия в газете “Северная Пчела”:

“Ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже веселости — и это комедия. ”
(газета “Северная Пчела”, 12 декабря 1842 г., № 279)

Рецензия в журнале “Репертуар и Пантеон”:

“Сцены эти, набросанные кое-как, без достаточной завязки и развязки, невозможно назвать комедией. собки. Для комедии, сверх того, требуется правдоподобие, а в “Женитьбе” нет ни того ни другого.

Отвратительной природы никому не придет охоты смотреть на сцене, и если она кажется привлекательною . приверженцам г. Гоголя, то они могут перечитать “Мертвые души”. Пишите, что хотите, барды г. Гоголя! Возгласы ваши не изменят единодушного приговора, произнесенного целою публикою, не дозволившею по окончании пьесы ни одного одобрительного хлопка.

Изображать такими красками морских офицеров [речь идео о Жевакине], отличающихся у нас вообще образованностью, знакомых с правилами чести и общежития, ей-ей, недостойно писателя, слывущего нравоописательным. ”
(журнал “Репертуар и Пантеон”, 1842 г. XXIV, “Театральная хроника”)

“. Гоголь читал мне отрывки из двух своих комедий. Что за веселость, что за смешное! Какая истина, остроумие! Какие чиновники на сцене, какие канцелярские служители, помещики, барыни! Талант первоклассный. О! на горизонте русской словесности восходит новое светило, и я рад поклониться ему в числе первых!
(М. П. Погодин — В. П. Андросову, 1835 г.)

В. Г. Белинский:

“В ожидании выхода полного собрания сочинений Гоголя окажем здесь несколько слов о характерах в новой комедии его “Женитьба”.

Подколесин – не просто вялый и нерешительный человек с слабою волею, которым может всякий управлять: его нерешительность преимущественно выказывается в вопросе о женитьбе. Ему страх как хочется жениться, но приступить к делу он не в силах. Пока вопрос идет о намерении, Подколесин решителен до героизма; но чуть коснулось исполнения – он трусит. Это недуг, который знаком слишком многим людям, поумнее и пообразованнее Подколесина.

В характере Подколесина автор подметил и выразил черту общую, следовательно, идею. Подколесин покоряется одному Кочкареву, потому что тот нахал, которому не уступить – значит решиться на историю, конечно, не опасную, но зато неприличную, а одно стоит другого.

Кочкарев – добрый и пустой малый, нахал и разбитная голова. Он скоро знакомится, скоро дружится и сейчас на ты. Горе тому, кто удостоится его дружбы! Кочкарев переставит у него по-своему мебель в комнате, да еще будет ругать, если тот не усердно будет помогать ему распоряжаться в своем доме. Кочкарев навяжет другу своего портного, своего сапожника не потому, чтоб убежден был в их превосходстве, а для того только, чтоб сказать: “Я рекомендовал”.

Кочкарев хочет, чтоб все шло и делалось через него и чтоб все говорили: “Этот человек на все руки”. Для этого он готов хлопотать, биться до поту лица, перенести что угодно. . видно. что женитьба не очень осчастливила его. что не ему бы хлопотать о женитьбе других. Но не тут-то было: проведав о чужом деле, он уже похож на гончую собаку, почуявшую зайца; чтоб похлопотать, он описывает женитьбу самыми обольстительными красками, какие только может ему дать его грубая фантазия. И потому, если актер, выполняющий роль Кочкарева, услышав о намерении Подколесина жениться, сделает значительную мину, как человек, у которого есть какая-то цель, – то он испортит всю роль с самого начала.

В конце пьесы Кочкарев, взбесившись на Подколесина, сам говорит: “Да если уж пошло на правду, то и я хорош. Ну, скажите, пожалуйста, вот я на вас всех сошлюсь: ну не олух ли я, не глуп ли я? Из чего бьюсь, кричу, инда горло пересохло? Скажите, что он мне? родня, что ли? И что я ему такое – нянька, тетка, свекруха, кума, что ли. ” В этих словах – вся тайна характера Кочкарева.

Жевакин – не кривляка, не шут: это старый селадон, а потому и щеголь, несмотря на свой старинный мундир. Куда бы ни занесла его судьба – хоть в Китай, не только в Сицилию, – он везде заметит одно только: “розанчики этакие”. Кроме “розанчиков”, для него ничто на свете не существует.

Анучкин – человек, живущий и бредящий одним – высшим обществом, которого он никогда и во сне не видывал и с которым у него нет ничего общего. Он почитает себя образованным человеком и, услышав о Сицилии, сейчас захотел узнать, говорят ли там “барышни” по-французски. Барышни, французский язык и обхождение высшего общества – в этом для него и смысл жизни и цель жизни, и, кроме этого, для пего ничто не существует. Много попадается Анучкиных на белом свете: они-то громче всех хлопают актерам и вызывают их; они-то восхищаются всяким плоским и грубым двусмыслием в водевиле и осуждают пьесы за неприличный тон; они-то не любят ни на сцене, ни в книгах людей низкого звания и грубых выражений. Анучкин – в высшей степени типическое лицо, для представления которого на театре нужно много ума и таланта.

Пятое действующее лицо – Яичница (экзекутор). Это человек грубый, материальный; но он живет и служит в Петербурге, – стало быть, не похож на провинциального медведя. Вообще, для хорошего выполнения ролей, созданных Гоголем, актерам всего нужнее – наивность,отсутствие всякого желания и усилия смешить. Если человек имеет смешную или слабую сторону, он тем и возбуждает смех, что не предполагает в себе ничего смешного или странного. В обществе никто не станет стараться смешить других на свой счет, а сцена должна быть зеркалом общества.

Лицо свахи в “Женитьбе” есть одно из самых живых и типических созданий Гоголя. Бойкость, яркость движений, трещоточный разговор должны быть прежде всего схвачены актрисою, выполняющею эту роль; малейшая вялость, тяжеловатость сейчас испортят дело. Это баба, наметавшаяся в своем ремесле; ее не расстроит никакое обстоятельство, не смутит никакое возражение; у нее готов ответ на всякий вопрос.

Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре! Но, увы, словно нетопыри прекрасным зданием, овладели нашею сценою пошлые комедии с пряничною любовью и неизбежною свадьбою! Это называется у нас “сюжетом”. Смотря на наши комедии и водевили и принимая их за выражение действительности, вы подумаете, что наше общество только и занимается, что любовью, только и живет и дышит, что ею! И какою любовью – бескорыстною, без всякого расчета на приданое, на связи и покровительство. ”
(В. Г. Белинский, “Женитьба. Оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора “Ревизора”)”, “Отечественные записки”, 1843 г.)

А. Л. Слонимский:

“Если в “Ревизоре” соблюдается равновесие между “интригой” и “характерами”, то в последующих пьесах “характеры” преобладают над “интригой”. Это особенно заметно в “Женитьбе”. Комедия состоит из ряда эпизодов, имеющих целью полное обрисовать характеры и расширить картину нравов.

В “Женитьбе”, как и в “Ревизоре”, Гоголь явился новатором. Эпизодическое ее построение (ряд сцен даже не имеет отношения к основном интриге пьесы) воспринималось современниками как явный недостаток. По рассказу современников, многие считали пьесу неоконченной, так как в ней не было финальной свадьбы.

Это была пьеса, открывавшая дорогу драматургии Островского. Неторопливое развитие действия, развернутые картины быта, эпизоды, мало связанные с основным сюжетом, – все это подготовляло композицию пьес Островского, определявшуюся бытописательсными и сатирическими целями. В “Женитьбе” Гоголь явился предшественником Островского также и в изображении типических черт купеческой жизни. Отец Агафьи Тихоновны, мимоходом обрисованный в рассказе Арины Пантелеймоновны, является прототипом самодура Островского; гоголевская Фекла предвосхищает свах Островского; купеческая дочка, мечтающая о женихе-дворянине, представляет собой первый очерк Липочки из комедии Островского “Свои люди – сочтемся”. С точки зрения купеческого быта, как писал потом Чернышевский, у Островского “очень немногое прибавлено к тому, что уже указано Гоголем”. Таким образом, “Женитьба” предопределяла и форму и содержание комедий Островского.

В “Женитьбе” сказались те художественные принципы, которые легли в основу школы критического реализма сороковых годов. Типы, выведенные в “Женитьбе”, имели широкое, обобщающее значение. . при кажущейся безобидности содержани комедия заключала глубокий сатирический смысл.

Это была критика о пьесе “Женитьба” Гоголя: отзывы современников, анализ произведения.

Отзыв на пьесу Н. В. Гоголя «Женитьба»

Пьеса Н. В. Гоголя «Женитьба» была написана в 1842 году. Сразу по своему выходу она стала предметом многочисленных обсуждений и самых разноречивых мнений. Гоголя обвиняли в том, что он вывел на сцену «маленьких людишек» — купцов и мелких чиновников, погрузил читателя в жизнь, проблемы и интересы этих «простых» людей.
И действительно, героиней пьесы становится купеческая дочь Агафья Тихоновна, которой, по всем правилам ее сословия, подыскивает жениха сваха Фекла Ивановна. К невесте сватаются надворный советник Подколесин, экзекутор

Похожие сочинения:

Краткое содержание Женитьба Гоголь Н. ВЖенитьба Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу.

Характеристика героя Подколесин (Женитьба Гоголь Н. В.)Подколесин — герой комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» (незаконч. редакция под назв. «Женихи» — 1833, первая полная — 1835, окончательная.

За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница»Общим местом давно стал тот факт, что русский драматург А. Н. Островский является «Колумбом Замоскворечья» — писателем, открывшим купеческую Россию.

Читайте также:  Рассмотрим образ гоголевской России в поэме «Мертвые души»: сочинение

Краткое содержание Безумный день, или Женитьба Фигаро Бомарше П. ОДействие происходит в течение одного безумного дня в замке графа Альмавивы, чьи домочадцы за это короткое время успевают сплести головокружительную.

Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества? В чем смысл его существования, к какому нравственному идеалу он.

Рецензия на пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад»«Вишневый сад» — самое интересное произведение А. П. Чехова. 15 мая наш класс ездил в Архангельск в театр на постановку.

Рецензия на пьесу «Свои люди — сочтемся!» А. Н. ОстровскогоВ основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества. Богатый купец Самсон Силыч Большов занял.

Рецензия на пьесу А. В. Вампилова «Прощание в июне»Дар драматического писателя — из самых редких в литературном ремесле. Форма драмы ставит немало стеснительных условий. Надобны особый драматический слух.

Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма «Мертвые души» просты по сюжету, прозрачны.

В чем смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель»?Смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти.

Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»«Маленький человек»- обычный персонаж ненаделенный героическими качествами. Он вызывает у читателя жалость, сочувствие и желание помочь. Акакий в переводе с.

Характеристика произведения Н. В Гоголя «Мертвые души»В 1835 году Н. В. Гоголь начал работать над поэмой «Мертвые души». Первоначально идея Гоголя-«показать хотя бы с одного бока.

Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал.

Стилистика повестей Н. В. ГоголяВ веселом комизме и юморе «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Белинский увидел полноту жизни, ее правдивое изображение: «Это комизм веселый.

Описание утренней степи у Гоголя и июльского утра у ТургеневаВеликие русские писатели Гоголь и Тургенев в своих произведениях «Тарас Бульба» и «Бежин луг» описали прекрасное летнее утро. Эти художники.

Тема Родины в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Основная тема поэмы «Мертвые души» — тема настоящего и будущего России. Беспощадно ругая порядок, который существовал в стране, Гоголь был.

Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Главным героем комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» стал смех. Работу над своим произведением Гоголь начал в 1835 году. Чуть позже.

«Чем отличается русский человек от иностранца» (эссе по отрывку из «Мертвых душ» Гоголя)По мнению Гоголя, русский человек, в отличие от иностранцев, многогранен: одна сторона у него приготовлена для банкетов и официальных торжеств.

Город, в котором происходит действие «Ревизора» (по одноименной комедии Н. В. Гоголя)Недавно на уроках литературы мы с классом прочли комедию Н. В. Гоголя «Ревизор». На мой взгляд комедия очень смешная. Не.

Народ в поэме Гоголя «Мертвые души»Россией времен Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям «Мертвых душ». Понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное.

Город в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Читая первую главу поэмы, рассмотрим как относится к городу Чичиков и как — автор поэмы. Чичиков осмотром города был «удовлетворен.

Сатирический гений Н. ГоголяВ 1852 году после смерти Н. В. Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя.

Новаторство Гоголя-драматургаВ ответ на замечание Аксакова, что современная русская жизнь не дает материала для комедии, Гоголь сказал, что это неправда, что.

О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» приобрела общественно-важное значение. Автор критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России. Местом действия в.

Изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»В комедии » Ревизор» Н. В. Гоголь собрал в одном произведения все несправедливости жизни, всю безнравственность для того чтобы посмеяться.

Гражданский пафос творчества Н. ГоголяВысокая гражданственность творчества великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя проявилась прежде всего в разоблачении того, что попирает свободу человеческой личности.

Образ матери в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И.

Автор в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Взгляды «практичного человека» Чичикова передают прозаическую логику жизни. Но эта пошлая позиция постоянно опровергается авторским взглядом, возвышающимся до поэтической сущности.

Сочинение по сборнику повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»В 1831 — 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Манилов и Собакевич в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные.

Женитьба, оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»)

Женитьба, оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»)

В ожидании выхода полного собрания сочинений Гоголя[1] скажем здесь несколько слов о характерах в новой комедии его «Женитьба». Подколесин – не просто вялый и нерешительный человек с слабою волею, которым может всякий управлять: его нерешительность преимущественно выказывается в вопросе о женитьбе. Ему страх как хочется жениться, но приступить к делу он не в силах. Пока вопрос идет о намерении, Подколесин решителен до героизма; но чуть коснулось исполнения – он трусит. Это недуг, который знаком слишком многим людям, поумнее и пообразованнее Подколесина. В характере Подколесина автор подметил и выразил черту общую, следовательно, идею. Подколесин покоряется одному Кочкареву, потому что тот нахал, которому не уступить – значит решиться на историю, конечно, не опасную, но зато неприличную, а одно стоит другого. Кочкарев – добрый и пустой малый, нахал и разбитная голова. Он скоро знакомится, скоро дружится и сейчас на ты. Горе тому, кто удостоится его дружбы! Кочкарев переставит у него по-своему мебель в комнате, да еще будет ругать, если тот не усердно будет помогать ему распоряжаться в своем доме. Кочкарев навяжет другу своего портного, своего сапожника не потому, чтоб убежден был в их превосходстве, а для того только, чтоб сказать: «Я рекомендовал». Кочкарев хочет, чтоб все шло и делалось через него и чтоб все говорили: «Этот человек на все руки». Для этого он готов хлопотать, биться до поту лица, перенести что угодно. Друг его сбирается купить дом: у Кочкарева уж есть на примете дом – отличнейший во всех отношениях, именно такой, какой нужен его другу; он сам, правду сказать, и не был в этом доме, но готов сейчас же расписать расположение его комнат, доказать его удобство, выгодность, побожиться за достоинство каждой половицы, каждого стропила. Если друг не захочет смотреть этого дома, он потащит его, будет упрашивать, умолять, а в случае решительного отказа рассорится с другом посвоему: назовет его и «свиньей» и «подлецом». Первые слова его свахе, которую застал он у Подколесина, были: «Ну, послушай, на кой черт ты меня женила?» Из этого видно уже, что женитьба не очень осчастливила его и что не ему бы хлопотать о женитьбе других. Но не тут-то было: проведав о чужом деле, он уже похож на гончую собаку, почуявшую зайца; чтоб похлопотать, он описывает женитьбу самыми обольстительными красками, какие только может ему дать его грубая фантазия. И потому, если актер, выполняющий роль Кочкарева, услышав о намерении Подколесина жениться, сделает значительную мину, как человек, у которого есть какая-то цель, – то он испортит всю роль с самого начала. В конце пьесы Кочкарев, взбесившись на Подколесина, сам говорит: «Да если уж пошло на правду, то и я хорош. Ну, скажите, пожалуйста, вот я на вас всех сошлюсь: ну не олух ли я, не глуп ли я? Из чего бьюсь, кричу, инда горло пересохло? Скажите, что он мне? родня, что ли? И что я ему такое – нянька, тетка, свекруха, кума, что ли? Из какого же дьявола, из чего, из чего я хлопочу о нем, не знаю себе покою, нелегкая прибрала бы его совсем? – А просто черт знает из чего! Поди ты, спроси иной раз человека, из чего он что-нибудь делает!» В этих словах – вся тайна характера Кочкарева. Жевакин – не кривляка, не шут: это старый селадон, а потому и щеголь, несмотря на свой старинный мундир. Куда бы ни занесла его судьба – хоть в Китай, не только в Сицилию, – он везде заметит одно только: «розанчики этакие». Кроме «розанчиков», для него ничто на свете не существует. – Анучкин – человек, живущий и бредящий одним – высшим обществом, которого он никогда и во сне не видывал и с которым у него нет ничего общего. Он почитает себя образованным человеком и, услышав о Сицилии, сейчас захотел узнать, говорят ли там «барышни» по-французски. Барышни, французский язык и обхождение высшего общества – в этом для него и смысл жизни и цель жизни, и, кроме этого, для него ничто не существует. Много попадается Анучкиных на белом свете: они-то громче всех хлопают актерам и вызывают их; они-то восхищаются всяким плоским и грубым двусмыслием в водевиле и осуждают пьесы за неприличный тон; они-то не любят ни на сцене, ни в книгах людей низкого звания и грубых выражений. Анучкин – в высшей степени типическое лицо, для представления которого на театре нужно много ума и таланта. – Пятое действующее лицо – Яичница (экзекутор). Это человек грубый, материальный; но он живет и служит в Петербурге, – стало быть, не похож на провинциального медведя. Вообще, для хорошего выполнения ролей, созданных Гоголем, актерам всего нужнее – наивность, отсутствие всякого желания и усилия смешить. Если человек имеет смешную или слабую сторону, он тем и возбуждает смех, что не предполагает в себе ничего смешного или странного. В обществе никто не станет стараться смешить других на свой счет, а сцена должна быть зеркалом общества…

Лицо свахи в «Женитьбе» есть одно из самых живых и типических созданий Гоголя. Бойкость, яркость движений, трещоточный разговор должны быть прежде всего схвачены актрисою, выполняющею эту роль; малейшая вялость, тяжеловатость сейчас испортят дело. Это баба, наметавшаяся в своем ремесле; ее не расстроит никакое обстоятельство, не смутит никакое возражение; у нее готов ответ на всякий вопрос.

Невеста спрашивает сваху про одного из женихов, не пьет ли он. «А пьет, не прекословлю, пьет! Что же делать? Уж он титулярный советник, зато такой тихий, как шелк», – отвечает сваха и, в утешение, прибавляет: «Впрочем, что ж такого, что иной раз выпьет лишнее? Ведь не всю же неделю бывает пьян – иной день выберется и трезвый». Про другого она говорит: «Немножко заикается, зато уж такой скромный»[2].

Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре! Но, увы, словно нетопыри прекрасным зданием, овладели нашею сценою пошлые комедии с пряничною любовью и неизбежною свадьбою! Это называется у нас «сюжетом». Смотря на наши комедии и водевили и принимая их за выражение действительности, вы подумаете, что наше общество только и занимается, что любовью, только и живет и дышит, что ею! И какою любовью – бескорыстною, без всякого расчета на приданое, на связи и покровительство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:  Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь Ревизор): сочинение

Отзыв на пьесу Н. В. Гоголя Женитьба: сочинение

Человек-невидимка05.03.2020
Бладшот12.03.2020
Тролли. Мировой тур19.03.2020
Лицо со шрамом02.04.2020
Побег из Претории02.04.2020
Мой шпион09.04.2020
Бегущий по лезвию09.04.2020
Metro Redux (Switch)28.02.2020
Nioh 213.03.2020
DOOM Eternal20.03.2020
Animal Crossing: New Horizons20.03.2020
DOOM 6420.03.2020
Resident Evil 303.04.2020
Predator: Hunting Grounds24.04.2020

Рецензия на спектакль «Женитьба», ШДИ. «Скажите, пожалуйста, невеста дура что ли?»

В последнее время никто даже не пытается поставить комедии Гоголя именно как комедии. То ли время такое, то ли мы «дозрели» до такого Гоголя, но, впрочем, так ли это важно. Всего лишь предупреждение тем, кто, увидев знакомое название, захочет лёгкого и весёлого вечера.

Спектакль Александра Огарёва всё-таки лёгкий, воздушный и нежный. Сразу, с первых минут, ощущаешь, как Огарёв всех героев гоголевской истории любит. Он очень бережно и мягко обращается с ними, добавляет каких-то неведомых ранее полутонов и интонаций. Как минимум, «Женитьба» в ШДИ просто красивая и утонченная. Но не стоит останавливаться на изяществе формы, в содержании тоже можно увидеть много нового и удивительного.

Режиссер разделил историю несостоявшейся женитьбы Подколёсина на пять частей. И если сразу принять во внимание, что первая называется «Медитация», то и вопросов к динамике спектакля не останется – куда спешить, когда медитируешь?! Потом будет «Левитация», потом…Но лучше сохранить это в тайне, так будет интереснее.

Медитирует, конечно же, Подколёсин (Игорь Яцко). И так он это хорошо делает, что очень хочется его осчастливить и женить. А когда появляется Агафья Тиховновна (Александрина Мерецкая), немедленно очаровывая всех женихов и зрителей, сомнений в правильности наших намерений в отношении Подколёсина не остаётся. В этих двоих, на мой взгляд, главное очарование спектакля. И вот почему. Галерея женихов – без комментариев, каждый достоин отдельного мадригала. Женские образы: тётушка, сваха и Дуняша – смотреть – не насмотреться. Велеречивый ушлый друг Илья Кочкарев и безропотный слуга Семен – хороши невероятно. Они все продуманы до жеста и взгляда, с ними-то как раз смеешься (иногда очень громко).

Но Подколёсин и Агафья Тихоновна…Неожиданные, нездешние, глубокие. И тут не до смеха, тут о чем-то совсем другом. О Женщине и Мужчине, о свободе выбора и разном представлении о счастье. Слова трудно подбираются, зато сразу в голове звучит музыка из спектакля – её написал Павел Карманов, имя которого известно всем знатокам и любителям современной музыки. Почему-то первая ассоциация с этим спектаклем – дымка, утренний летний туман (во многом благодаря и музыке тоже).

Все терзания неудавшегося жениха, и муки выбора у невесты – всё вдруг предстает в совершенно иной плоскости. И многочисленные отсылки к современности (оператор с включенной камерой, попытки «отфрендить» ненужных воздыхателей, танцы в формате LittleBig) никого никуда не переносят – это не Гоголь XXI века, а скорее мы со своим современным бэкграундом пытаемся заглянуть через плечо Николая Васильевича, в его рукописи и мысли.

Вспоминаешь вчерашнюю премьеру, и как нитка из клубка, распутывается сюжет, возникают в памяти режиссерские находки и актерские удачи. Свет, пространство, интонации – так много, оказывается, за эти три часа случилось. Много такого, о чем рассказать сложно – у Александра Огарёва часто в спектаклях визуальное и эмоциональное переплетаются так, что объяснить нельзя, надо смотреть и чувствовать.

Впрочем, про великолепные костюмы Аси Скорик сказать можно вполне определенно. Вроде бы простая идея, но давно я так не вглядывалась в каждую деталь, потому что кажется – в этих складочках продолжение текста.

Хорошая «Женитьба», не похожая на другие. И главное, в отличие от женитьбы гоголевского персонажа, весьма удачная.

Режиссер-постановщик: Александр Огарев
Художник-постановщик: Ася Скорик
Композитор: Павел Карманов
Хореограф: Анастасия Кадрулева
Хормейстер: Светлана Анистратова
Художник по свету: Тарас Михалевский

В ролях: Игорь Яцко, Андрей Харенко, Николай Гонтар, Александрина Мерецкая, Ирина Хмиль, Мария Киселёва, Дмитрий Репин, Анзори Шагидзе, Олег Малахов, Евгений Любарский, Алексей Киселёв, Мария Викторова, Светлана Анистратова, Елена Гаврилова, Ольга Пенина, Дмитрий Охрименко, Вячеслав Приходкин, Екатерина Серебринская

“Женитьба” Гоголя: краткое содержание и анализ пьесы

Комедия «Женитьба» Гоголя была подготовлена к печати и впервые поставлена на сцене в 1842 году. Первые отзывы как о постановке, так и о печатном тексте были в основном негативными и не оправдали ожиданий автора. Попробуем разобраться, почему.

История создания и первые постановки

Работу над комедией «Женитьба» Гоголь начал в 1833 году. За восемь лет менялись название (первый вариант – «Женихи»), место действия (из деревни перенесено в Петербург), сюжет (изначально отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица). Писатель планировал отдать пьесу для постановки уже весной 1836 года, однако последняя точка в ней была поставлена только спустя 5 лет, за границей.

Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца – в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.

Посмотрим, каким изображает современника в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 1 действия. Знакомство с главным героем

Надворный советник Подколесин – холостяк, но давно мечтает жениться. Он уже обратился к свахе, Фекле Ивановне, заказал портному фрак, слуга Степан купил ваксы для сапог. Кажется, что герою остается лишь познакомиться с будущей невестой.

Разговор Подколесина со слугой о том, как идут приготовления к свадьбе, прерывает визит свахи: она пришла рассказать о новой девушке. Надворный советник тут же засыпает ее вопросами о том, каков возраст невесты, что входит в приданое, хороша ли собой. Фекла Ивановна сообщает, что Агафья Тихоновна – дочь купца, но мужем хочет непременно видеть дворянина. Имеет солидное приданое, да и собой хороша. Выслушав, Подколесин просит прийти послезавтра – за это время он все обдумает. “Так продолжается уже третий месяц”, – упрекает его сваха и добавляет, что у нее на примете и другие женихи есть.

«Женитьба» Гоголя продолжается появлением Кочкарева, друга жениха. Сначала он ругает Феклу Ивановну, что та его женила, но узнав, в чем дело, тут же начинает твердить, что свадьба – лучшее событие в жизни. И берется сегодня же познакомить Подколесина с невестой и устроить его судьбу.

В доме Агафьи Тихоновны

Пока Кочкарев поднимает с дивана надворного советника и вынуждает его ехать к невесте, Фекла Ивановна знакомит купеческую дочь с потенциальными женихами: Яичницей, Анучкиным, Жевакиным. Сначала на словах, а затем и лично: вскоре они появятся в доме.

Познакомившись с женихами, Агафья Тихоновна испытывает неловкость и убегает, а Фекла Ивановна приглашает всех к вечернему чаю для лучшего знакомства. Кочкарев, все-таки вытащивший друга из дома и ставший свидетелем сцены знакомства, убеждает Ивана Кузьмича, что лучшей партии ему не найти и что действовать нужно немедленно.

Таким образом, в первой части пьесы перед зрителем предстают люди, желающие найти для себя некий идеал, созданный в воображении. При этом никто из них не вспоминает, что главное в браке – это союз двух родственных душ. К таким мыслям подводит нас в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 2 действия. Результаты деятельности Кочкарева

Герой, решивший во что бы то ни стало женить Подколесина, берет инициативу в свои руки. Сначала Кочкарев уверяет Агафью Тихоновну, озабоченную предстоящим выбором жениха – она даже решила в связи с этим тянуть жребий – что лучше Ивана Кузьмича не сыскать. Его ход удается: невеста прогоняет вновь появившихся в ее доме мужчин и убегает. Оставшись с Яичницей, Анучкиным, Жевакиным наедине, Кочкарев представляется родственником героини и рассказывает о ее «недостатках». Наконец, он устраивает разговор невесты и Подколесина, в надежде, что последний сделает предложение. Однако зритель становится свидетелем их робкой беседы ни о чем и застенчивого молчания – оно порой помогает понять внутренние ощущения героя. Таким образом, вместо счастливого логического финала комедии «Женитьба» Гоголь развивает действие дальше.

Бегство жениха

Теперь уж Кочкарев делает за своего нерешительного друга предложение Агафье Тихоновне. Он уж и насчет венчания договорился, и ужин заказал. Невеста отправилась надеть наряд, давно приготовленный для этого случая. Кажется, на этот раз все сделано инициативным Кочкаревым, чтобы вечером состоялась женитьба.

Гоголь – краткое содержание это показало – изображает Подколесина человеком апатичным, не способным на решительные перемены в жизни. И в тот момент, когда все уже было решено, восторженное состояние, вызванное разговором с девушкой, сменяется у него вдруг паникой и страхом перед новой жизнью. Герой не находит ничего лучшего, как выпрыгнуть в окно и отправиться домой. А появившиеся на сцене Агафья Тихоновна, ее тетка, сваха и сам Кочкарев, узнав об этом, испытывают потрясение. Фразой Феклы «еще если бы в двери выбежал – иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно – уж тут…» завершает пьесу Н.В. Гоголь. «Женитьба» – комедия, по завершении которой зритель должен невольно задуматься над вопросом о том, что же заставило уже почти готового к переменам героя поступить подобным образом.

Характеристика персонажей

Как уже было отмечено, основу комедии составило изображение типичных характеров середины века. Рассмотрим их поподробнее.

Первый жених – Яичница, грубый и невежественный экзекутор, забежавший сюда мимоходом. Он польстился на богатое приданое и потому сразу же начинает проверять, все ли из списка, составленного свахой, имеется в наличии. Ему безразлично, какой окажется жена, путь даже дурой, лишь бы «прибавочные статьи» хорошими были.

Анучкин, пехотный солдат, желает иметь рядом с собой даму, непременно говорящую на французском и имеющую светские манеры, иначе не то будет. При этом высшее общество для него закрыто, а на французском он сам ничего не понимает.

Бывший моряк Жевакин, некогда совершивший путешествие на Сицилию, хочет иметь жену в теле, чтобы была «этаким розанчиком». И ни разу по ходу развития действия комедии «Женитьба» Гоголя не затрагивается вопрос о душевных качествах невесты и женихов, о взаимной любви или хотя бы симпатии. Все измеряется количеством приданого и надуманными прихотями, не имеющими отношения к реальной жизни.

Подколесин во многом напоминает Обломова И. Гончарова – такой же лежебока и человек, страшащийся брать на себя ответственность. К тому же сначала он никак не может определиться со своим отношением к невесте: ему кажется, что она в самом деле глупа, имеет длинный нос и ничего не стоит без французского. Однако с такой же легкостью, с какой Иван Кузьмич принял прежде точку зрения каждого из женихов, он соглашается со своим другом, что Агафья Тихоновна практически идеальна. Для него важнее впечатление, производимое явлением, предметом, лицом на других людей, а не истинное его содержание. «Женитьба» – Гоголь использует в пьесе приемы создания психологического портрета – обнажает самые негативные общественные пороки.

Комично выглядит и Кочкарев, обладающий большой силой внушения и получающий удовольствие в результате бурной деятельности. Это пример беспринципного и хитрого человека, который ни перед чем не остановится ради достижения цели. Он вертит судьбами других себе в угоду, и потому энергия его приносит больше вреда, чем пользы.

Все созданные в пьесе характеры, включая женские, многогранны и удивительно реалистичны.

Значение комедии

«Женитьба» стала одной из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Она значительно опередила время и предопределила появление пьес А. Островского и в какой-то мере романа Гончарова «Обломов».

Ссылка на основную публикацию
×
×