ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

Изображение помещиков по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

Сочинение по литературе по теме: «Изображение помещиков в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»».

«Мертвые души» – одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. В нем автор мастерски отобразил пороки и недостатки русского народа, проблемы России. Он хотел показать деградацию человеческой души, ее затухание, умертвение. Для этого Николай Васильевич решил использовать дворянство, а то есть его представителей – помещиков. В поэме каждый из них имеет свою историю жизни, свой быт и свой характер, но при всем их внешнем разнообразии, они имеют одно существенное сходство: владея живыми душами крестьян, сами они являются душами мертвыми.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Рассмотрим подробнее каждого из помещиков.

Свои похождения Чичиков начинает с поместья сладкого романтика Манилова. Он из рода людей «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Все его мысли заняты глупыми мечтами о лучшей жизни и о процветании человечества, но на деле ничего не происходит. Хозяйством он не занимается и не хочет, даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне или нет. Вся его жизнь основана на заискивании и подхалимстве перед высокопоставленными людьми, а то есть она бессмысленна, пуста. Душа Манилова мертва.

Далее на своем пути Чичиков попадает к Настасье Коробочке. Уже по говорящей фамилии мы можем назвать главную черту ее характера – ограниченность мышления, то есть помещица как бы заключена в «коробочку» своего сознания. Настасья Филипповна очень хозяйственная, знает всех своих крестьян по именам. Она не имеет большого состояния, но очень сильно боится продешевить и потерять хоть часть из своего «богатства». Смысл всей ее жизни – накопить как можно больше денег и не отдать никому лишнюю копейку. Душа Коробочки тоже мертва.

Следующим в галерее помещиков появляется Ноздрёв. Он игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Он проиграл всё своё состояние, поэтому живет полностью в долгах. Постоянно ругается, бранится, ведет себя грубо и агрессивно. Ноздрёвым управляет стихия. Он любит себя, эгоистичен. В 35 лет он такой же, как и в 18. Он не развивается, просто стоит на месте. Цель его жизни – весело проводить время. Его душа также мертва.

После посещения имения Ноздрева, Чичиков приезжает к Собакевичу. «Чертов кулак», – называет его гость. Корыстный, циничный, узкий в интересах человек. Он очень расчетливый хозяин, все крестьяне в его поместье живут в хороших условиях. Но душа его также не является живой. У нее требования лишь гастрономического характера: как бы побольше съесть за обедом или за ужином.

Последний представитель в галерее помещиков – Плюшкин. Его фамилия сразу же говорит нам о «сплющенности» его души. Плюшкин – настоящая скряга, он не поддерживает общение с его семьёй, а вместо этого копит весь мусор у себя в доме, носит оборванный халат и питается одними сухарями. Гоголь называет его «прорехой на человечество». На самом деле, Плюшкин находится на самой крайней стадии деградации человеческого существа. И его душа, конечно же, тоже мертва.

Таким образом, рассмотрев всех помещиков, которых посетил Павел Иванович, можно сделать вывод о смысле названия поэмы. Мертвыми душами являются не умершие люди, которых хотел скупить Чичиков, а сами помещики, которые ими обладали. Но в поэме есть все же и «живые» души, которые представлены в образе народа. Таким противопоставлением Николай Васильевич Гоголь хотел показать, что не все еще потеряно и что все можно изменить, поэтому он сравнивает Русь с летящей «необгонимой тройкой», которую боятся «другие народы и государства».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id39576

Напишите сочинение на тему: образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя ,,Мёртвые души “

Ответ

Произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души» по праву заслужило признание во всей мировой литературе. В нем автор ярко представляет нам целую галерею психологических портретов. Гоголь раскрывает характеры людей, рисуя их слова и поступки.
Писатель обнажает человеческую сущность своих героев на примере помещиков уездного города N. Именно в него приезжает главный герой поэмы Павел Иванович Чичиков для реализации своего замысла – скупки мертвых ревизских душ.

Чичиков наносит визиты помещикам в определенной последовательности. Неслучайно первым на его пути оказывается помещик Манилов. В Манилове нет ничего особенного, он, что называется, «ни рыба, ни мясо». В нем все бесплодно, расплывчато, даже в чертах его лица нет конкретности.
Первое впечатление приятности, которое произвел на Чичикова Манилов, оказывается обманчивым: «В эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Вещи, интерьер, жилище Манилова, описание усадьбы характеризуют своего хозяина. На словах этот помещик любит свою семью, крестьян, а на деле совершенно о них не заботится. На фоне общей неустроенности поместья Манилов предается сладким грезам в «храме уединенного размышления». Его приятность – не что иное, как маска, которая прикрывает душевную пустоту. Праздная мечтательность при кажущейся культурности позволяет нам отнести Манилова к «праздным непоколебителям», ничего не дающим обществу.

Следующей на пути Чичикова попадается коллежская секретарша Настасья Петровна Коробочка. Она полностью погрязла в мелких жизненных интересах и накопительстве. Равнодушие Коробочки в сочетании с глупостью выглядит смешно и нелепо. Даже в продаже мертвых душ она боится быть обманутой, продешевить: «…я лучше маненько повременю, авось наедут купцы, да применюсь к ценам».

Все в доме у этой помещицы, как коробочка. Да и само имя героини – Коробочка – передает ее сущность: ограниченность и узость интересов. Одним словом, это героиня – «дубинноголовая», как назвал ее сам Чичиков.

В поисках помещика Собакевича Чичиков попадает в дом к Ноздреву. Ноздрев – полная противоположность скупой Коробочке. Это бесшабашная натура, игрок, кутила. Он наделен удивительной способность врать без нужды, надувать в карты, меняться на что попало и спускать все. Вся его деятельность не имеет никакой цели, вся его жизнь – сплошные кутежи: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории».

На первый взгляд, Ноздрев может показаться живым, деятельным человеком, а на самом деле он оказывается пустым. Но есть одна черта и у него, и у Коробочки, которая объединяет этих разных по своей натуре людей. Как бессмысленно и бесполезно копит старуха свое богатство, так же бессмысленно и бесполезно проматывает свое состояние Ноздрев.

Далее Чичиков попадает к Собакевичу. В противовес Ноздреву, который со всеми на дружеской ноге, Собакевич представляется Чичикову похожим «на средней величины медведя» с характерной особенностью – ругать всех и вся. Собакевич – крепкий хозяин, «кулак», подозрительный и мрачный, идущий напролом. Он никому не доверяет. Об этом ярко свидетельствует тот эпизод, в котором Чичиков и Собакевич передают друг другу в руки деньги и списки мертвых душ.

Все, что окружало Собакевича, «было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома… Каждый стул, каждый предмет, казалось говорил: «И я тоже Собакевич!» Мне кажется, по своей сути Собакевич – мелочный, ничтожный, неуклюжий человек с внутренним желанием наступать всем на пятки.

Читайте также:  Гоголь и Украина: сочинение

И последним на пути Чичикова встречается помещик Плюшкин, скупость которого доведена до крайности, до последней черты деградации человека. Он «прореха на человечестве», олицетворяющий полный распад личности. Встретив Плюшкина, Чичиков даже не мог подумать, что встретил хозяина поместья, он принимает его сначала за ключницу.

Сочинение: Образы помещиков в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(568 слов) Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века. В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.

Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:

«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».

Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.

После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:

«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».

Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.

Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты. Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается. Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.

После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин. Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе. Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.

Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:

«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха. ».

Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.

Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей. Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными. «Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.

Если Вам не подошло это краткое сочинение-рассуждение, воспользуйтесь его аналогом.

Сочинение: Изображение помещиков в поэме Гоголя “Мертвые души”

Изображение помещиков в поэме Гоголя “МЕРТВЫЕ ДУШИ”

Николай Васильевич Гоголь – великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу.

Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме “Мертвые души” Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому поэму “Мертвые души” по праву называют энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя – зарождающегося предпринимателя, даны образы народа, Родины и самого автора.

Центральное место в первом томе занимают пять “портретных” глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность. отсутствие привычки к труду. Автор располагает главы, посвященные помещикам, вoособой последовательности-по степени деградации своих героев, начиная с Мани’ лова и кончая Плюшкиным.

Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом “стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть”. Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез “с жиденькими вершинами”. Да и в самой деревне нигде не было “растущего деревца или какой-нибудь зелени”. О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью “соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей”, или “горки выбитой из трубки золы”, лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере: “. Конечно. если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказало, паренье этакое”. Здесь он еще что-то хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в воздухе”.

Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У нее “хорошенькая деревенька”, двор полон всякой птицы, имеются “просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем”, есть “яблони и другие фруктовые деревья”. Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна. Коробочка не видит ничего дальше “своего носа”. Все “новое и небывалое” пугает ее. Она является типичным представителем мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Но Собакевич значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, “чертов кулак”. Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество – денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.

Представитель еще одного типа помещиков – Ноздрев. Он полная противоположность Манилову и Коробочке. Ноздрев – непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как “отец родной” среди большого семейства (так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам.

Полное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву окрестил его “прорехой на человечестве”. Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкой шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин – “мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его”. За ‘последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что “народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать”. Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то надеваются они только тогда. когда дворовые входят в сени барского дома. Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: “На обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ) экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и домашним материям страшно было прикоснуться. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом”. Поистине “смех сквозь слезы”.

Плюшкин и другие помещики, представленные Гоголем, “списаны с жизни;”. являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным, бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным, образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество – типичные, нормальные жизненные явления.

В этом показе насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и заключалось великое значение поэмы “Мертвые души”. “Поэма потрясла всю Россию” (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.

Сочинение на тему: образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

В 1841 году выходит первый том поистине замечательного произведения, написанного Гоголем. Это был первый том Мертвых душ. Того самого произведения, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме Мертвые души, представляя нам их портреты, рисуя их характеры, разговаривая их словами, показывая мысли и поступки.

Образы помещиков кратко

Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя. Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Давайте же поближе познакомимся с портретными характеристиками героев поэмы, сделав анализ их образов в Мертвых душах и написав наше сочинение. Так как на уроке мы подробно рассмотрели работу Мертвые души, то и охарактеризовать образы будет просто. Начнем с первого героя — Манилова.

Образ помещика Манилова


Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный. Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем. Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления. Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.

Образ помещицы Коробочки


Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит. Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться. Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.

Образ помещика Ноздрева


Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести. Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние. Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.

Образ помещика Собакевича


Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в своей работе. Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный. Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека. Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.

Образ помещика Плюшкина


Образ помещика Плюшкина в поэме — это последний завершающий образ, который создает автор. И здесь мы видим полнейшую деградацию человека, которого до крайности довела его скупость. Этот герой все тянет в дом. Живет, как нищий, в то время как полно запасов и сбережений. Как хозяин, да и как отец, он деградировал. Крестьяне мрут, многие в бегах, нет у него человеческих и отцовских чувств, само хозяйство в запущении, а он все копит и копит.

Значение образов в работе Мертвые души имеет огромное, ведь с помощью созданных героев автор показал нам картину помещичьей жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству.

Помещики в Мертвых душах сочинение

Образы помещиков в Мертвых душах помогают Гоголю воссоздать картину современного ему общества, отразив в произведении образ России того времени с присущими ей пороками. В нашем сочинении сегодня мы остановимся подробнее на теме помещиков в поэме Мертвые души, рассмотрев галерею образов и мир помещиков, что жили в далекие для нас времена.

Образы помещиков в Мертвых душах, сочинение

Знакомясь с произведением, читатель попадает в крепостную Россию, где земли и души принадлежат высшему сословию, дворянам. Именно они занимают в стране главенствующее положение, отвечая за ее экономику и культурное развитие. Именно на плечах этих владельцев крепостных душ лежит ответственность за будущее государства. Вот только представителей привилегированного сословия ничего не волнует, кроме собственной наживы, что и показывает Гоголь, изображая мир помещиков в поэме Мертвые души. Давайте проанализируем образы помещиков, которые играют ключевую роль в поэме Гоголя.

В те времена большую часть дворянства составляют помещики, поэтому и Гоголь основную часть произведения уделяет описанию характеров помещиков, чтобы показать, насколько мертвыми их души были в те времена, насколько они были безнравственными и бездуховными. При помощи галереи образов помещиков, что представлены Маниловым, Ноздревым, Коробочкой, Собакевичем и Плюшкиым, автор показывает истинную сущность дворянства крепостной России с их убогими умами, бездумным расточительством, безответственностью и паразитарным существованием. Через образы созданных помещиков в поэме Мертвые души, Гоголь показывает, как теряют люди человеческие чувства, как они деградируют и теряют свои души.

Вот так постепенно, путешествуя с Чичиковым от одной усадьбы в другую, мы и знакомимся с помещиками, где один выглядит краше другого. Во всех подробностях мы видим их пошлую жизнь и низменные нравы. Давайте поближе познакомимся с галереей помещиков, что стали олицетворением пороков того времени.

Галерея помещиков в поэме Мертвые души

Галерею образов помещиков открывает самый безобидный в своей пошлости Манилов. Это персонаж с вычурными манерами, слащавыми речами и довольно-таки привлекательной внешностью. Вот только живет он в каких-то мечтах и мало интересуется, как своим поместьем, так и людьми, что ему принадлежат. Предавшись мечтаниям, он то и дело лежит или сидит, в то время как люди страдают от беспечности своего хозяина.

Затем мы знакомимся с Коробочкой, которая живет уже в другом мире, и не интересуется тем, что происходит за пределами ее поместья. Она скупа, и живет лишь одной целью — побольше накопить. Поэтому даже при продаже мертвых душ своих крестьян боится продешевить. К подобной продаже Коробочка относится как к обычному товару, за которым могут понаехать и другие купцы.

Потом мы переносимся в усадьбу Ноздрева, где видим очередной образ помещика, который был не редкость в крепостной Руси. Ноздрев — заядлый игрок и пьяница. Он вспыльчив и хвастлив, постоянно бросает на ветер деньги, покупая ненужное. Ноздрев по-хамски относится к людям, и для него характерны такие черты как вранье и нечестность. Он тоже не занимается поместьем, поэтому оно в полуразрухе, в том числе в жутком положении пребывают и его крепостные.

В образе Собакевича писатель показал злых и жестоких помещиков, никогда не упускающих своей выгоды. В разговоре с Чичиковым автор раскрывает его безудержное стремление нажиться.

А далее галерею помещиков автор завершает описанием образа Плюшкина, который был богат и мог бы процветать, вот только мертвая душа привела его к полному духовному распаду. Осталось лишь желание копить и копить. У Плюшкина много запасов и денег, но все вокруг рушится и гниет. Крестьяне у Плюшкина голодают, да и сам помещик похож на старую ключницу в жалком ее подобии. Желание копить, приводит к утрате реального восприятия вещей и чем ближе читатель знакомится с Плюшкиным, тем становится понятнее духовная смерть помещика, к чему вскоре придут и другие, вышеописанные герои.

Вот такие образы помещиков в произведении Мертвые души и нашем сочинении предстают перед зрителем, и от этого становиться жутко. Ведь это не единичные образы, а типичные характеры того времени.

Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме «Мёртвые души», 9 класс

Николай Васильевич Гоголь является создателем известного произведения «Мертвые души». Творчество Гоголя выражено в его книгах, которые заняли достойное место в классической русской литературе.

Автор дал представление о жизни чиновников и помещиков в уездах России. Представители класса наделены определенными качествами и культурой, отражающимися в общении с крепостными и ведении дел. Рассказывается о существовании простого народа и их трудностях во взаимодействии с помещиками. Аппарат чиновничьей власти представлен некомпетентными и бездумными людьми. Помещики живут для себя, не заботясь о народе. Период ознаменован отмиранием феодальных отношений, так что представители народа остаются бесправными существами без поддержки.

Первый том посвящен представителям помещичьего населения России. Героями являются Манилов, Собакевич, Коробочка, Плюшкин. Ноздрев. Данные образы представлены, как деградирующие слои населения, паразитирующие в обществе. Они живут бездейственно и праздно. Не хотят работать. Гоголь посвятил героям главы в особой последовательности, опираясь на критерий их бездеятельности и отрицательного воздействия на население.

Манилов представлен приятным человеком средних лет, но скучным. Он не любит трудиться, не облагораживает усадьбу, в которой проживает, проявляет леность в действиях. Манилов является собственником деревни с 200 избами, в которых проживает крестьянское сословие. Крестьяне подобно хозяину не хотят работать, не стремятся проявлять инициативу. Манилова не пугает такая обстановка, он проводит большую часть времени в своей усадьбе в кресле с трубкой в руках. Он превратил себя и своих крестьян в бездумные души. Помещик доверил решение дел усадьбы приказчику Чичикову. Манилов любит лживых и несправедливых людей.

Следующим героем является Коробочка, проявляющая активный интерес к делам хозяйства. В ее владении находится процветающая деревня. В поместье есть птицы, огороды, сады. Она заботиться о деревне и крестьянах. Коробочка не обладает умом, суеверна. Имеет поверхностные суждения о жизни. Помещик неопытный, ведет хозяйство, но не умеет обращаться с людьми. Целью существования является получение прибыли.

Далее рассматривается Собакевич. Хитрый, властный герой, любящий деньги. Он ищет способы наживы и легких денег. Собакевич вменил денежный оброк. Продает и покупает несуществующих людей «мертвые души», не задумываясь о деянии, а рассчитывая на сумму со сделки.

Помещик Ноздрев противоположен по характеру Манилову и Коробочке. Непоседлив, любит посещать ярмарки, играет в карты, выпивает. Рассказывает выдуманные истории, проявляет резкость характера и напор. Люди боятся Ноздрева. У него нет времени на содержание хозяйства. Ноздрев занимается воспитанием и содержанием псов. Кроме прибыли от хозяйства его ничто не интересует, жизнь крестьян удела не представляет для него ценности. Ноздрев проматывает полученные деньги. Не занимается развитием деревни.

Отрицательным героем представлен Плюшкин. Опущенный, моральный облик не представляет ценности, не обладает нормальными человеческими качествами. В его лице представлена несправедливость к народу, неуважение, мелочность, тщедушие. Гоголь говорит, что Плюшкин измучил своих людей страшным голодом. Крестьяне умирали у него в поместье. Владелец винит людей в лени и непрактичности. Истиной является жестокое отношение хозяина к крестьянам и нечеловеческие условия содержания. Люди бегут из ненавистных мест.

Описанные представители помещичьей власти тормозят развитие России. В поместьях у жадного хозяина находились 1 000 душ. При наличии огромной территории хозяйственные работы не велись, не работали мельница, фабрики с сукном, станки, прядильни. Хлеб гнил на полях. Оброк собирался с крестьян регулярно. Выручка складывалась в кладовках и не реализовывалась. Имущество с каждым днем превращалось в прах.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме «Мёртвые души», 9 класс» читают:

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Изображение помещиков в поэме Гоголя “Мертвые души”
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 13:05:02 12 марта 2003 Похожие работы
Просмотров: 14544 Комментариев: 41 Оценило: 48 человек Средний балл: 4.1 Оценка: 4 Скачать