Человек в пьесе М.Горького На дне: сочинение

Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса Горького «На дне» носит социально-философский характер. Все произведения Горького наделены сложной нравственной проблематикой. Но в пьесе «На дне» наиболее полно раскрываются философские проблемы, волнующие автора.
В этой пьесе Горький объединил множество теорий, мнений, предположений. Автор сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся в социальном и нравственном плане на самое «дно». Ведь именно на самой глубине человек способен размышлять о вечных проблемах бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего.
На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни. Конечно же, носителями этой проблемы можно назвать всех персонажей, но особенно хотелось бы выделить троих: Бубнова, Сатина и Луку.
Позиция Бубнова – это скепсис, фатализм. Он жесток, холоден, циничен. Ему не известны такие понятия, как сострадание, милосердие, отзывчивость. Когда умирающая Анна просит обитателей ночлежки вести себя потише, Бубнов отвечает: «шум – смерти не помеха…» Герой считает, что именно в таких условиях, на самом дне жизни обнажается подлинная сущность человека: «…все слиняло, один голый человек остался». Думаю, в этих словах можно увидеть мысль автора о животной сущности человека.
Бубнов внутренне абсолютно смирился со своим социальным положением. Находясь на самом «дне» жизни, герой уже не способен видеть в людях хорошие качества. Он считает, что человеческая натура низка и эгоистична: «Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!» Бубнов не хочет и не может выбраться из такого страшного и унизительного социального положения. Он пассивен не только внешне, но и внутренне.
Хрестоматийными противниками в споре о человеке принято считать Луку и Сатина. Странник Лука проповедует идею спасительной лжи. Луку можно назвать гуманным человеком, но к его философии не может быть однозначного отношения. С одной стороны, у Луки нет веры в человека. Он считает всех людей одинаково слабыми, ничтожными, нуждающимися в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Лука не помогает людям изменить свое социальное положение, он лишь желает примирить их с жизнью.
С другой стороны, Лука очень добр и снисходителен к слабостям и грехам других людей. В каждом человеке он способен разглядеть индивидуальную «изюминку», к каждому у него свой подход. Лука, как хороший психолог, способен внимательно выслушать каждого страждущего, для каждого у него находится доброе слово. Умирающую Анну Лука успокаивает, обещая ей покой на том свете. Насте, жаждущей настоящей любви, говорит, что верит в существование выдуманного ею студента Гастона и его роковую любовь к ней. Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков.
Герой уверен, что человеку всегда необходимо во что-то верить. Тогда он способен выдержать любые жизненные условия. В доказательство своей теории Лука приводит рассказ о поисках праведной земли. Ученый, разрушив веру одного человека в некую праведную землю, убил его. То есть, по мнению Луки, человек слаб и безволен, если у него нет хотя бы призрачной надежды и цели в жизни.
Лука считает, что человека можно перевоспитать только жалостью и лаской. В подтверждение этому он приводит случай из своей жизни. Как-то на даче герой встретился с беглыми каторжниками: «Хорошие мужики. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…»
Философии странника Луки противопоставлена позиция Сатина. В знаменитом монологе он утверждает свою правду о человеке. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» Герой осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!»
Сатин говорит о самоценности человеческой личности. Человек – центр мироздания, он – творец, преобразователь жизни. Герой рассуждает о равенстве всех людей, независимо от их социального положения и национальной принадлежности. Но словам Сатина о гордом, вольном, сильном человеке противопоставлена реальность его жизни. Этот герой не был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Сатин сознательно губит себя, совершенно не реализовывая данные ему от природы способности и таланты. Этот человек способен только философствовать и бездействовать.
Интересно то, что оба эти героя тесно связаны между собой. Не случайна и символика их имен. Сатин ассоциируется с Сатаной, а вот Лука – от лукавого, но это также имя и одного из апостолов Христа.
В пьесе нет однозначной правды о человеке. По-своему правы в своих позициях и Лука, и Сатин. С одной стороны, человек должен всегда помнить о своем высоком предназначении. Но мысли о гордом и сильном человеке не отрицают сострадания, понимания, заботы о ближнем. Каждый должен помнить, что сам является «строителем» своей жизни, но при этом нельзя терять человечного отношения к ближнему. Я уверен, что пьесу Горького «На дне» должен прочитать каждый человек. Ведь именно благодаря этому произведению я по-настоящему задумался об истинном предназначении человеческой жизни, ее смысле, целях и задачах.

Сочинение Спор о человеке в пьесе На дне Горького

Спор о человеке. Наверное, эту социально-философскую проблему можно назвать центральной в произведении Максима Горького «На дне». Именно конфликт, основанный на этом споре является «двигателем» сюжета и именно вокруг него раскрывается позиция и мнение самого автора. Но перед тем, как мы начнем рассматривать сюжет, конфликт в произведении и мнение Горького касательно его решения, следует рассмотреть то, в какой обстановке происходит действие пьесы.

В качестве персонажей, которым придётся «спорить о человеке» Горький выбрал сломленных жизнью, бедных людей, опустившихся в результате каких-то жизненных обстоятельств и трудностей «на дно», а именно – в захудалую ночлежку для бедняков.

Именно в эту убогую обстановку к сломленным или по крайней мере испытанным жизнью людям попадает один из центральных персонажей пьесы – старик-бродяга по имени Лука. Будучи достаточно мудрым и искренне любящим людей человеком, Лука видит в каждом обитателе ночлежки не бедняка и опустившегося на дно человека, а самостоятельную и независимую личность, сломленную либо жестокой жизнью и тяжелыми жизненными обстоятельствами, либо собственными ошибками прошлого, за которые, старик, однако, не спешит винить никого. В каждом «потерянном» он видит человека, который, если поймет и примет свои ошибки и начнёт действовать, то, по мнению Луки, обретёт шанс на уход из захудалой ночлежки и возвращение к старой, более достойной жизни.

Он искренне поддерживает людей и подставляет им своё плечо, видя в каждом из них лишь лучшее. Он воодушевляет Актера на излечение от алкоголизма, видит в проститутке Насте девушку, мечтающую о настоящей и чистой любви. Но от так же вступает и в конфликт с Сатиным, поскольку последний считает, что на великие поступки и исправление своих ошибок способны лишь свободные люди, а Лука лишь делает обитателей ночлежки зависимыми от его сострадания и жалости.

И в правду, дальнейший сюжет доказывает, что лишь те, кто были сильными и свободными смогли исправить своё положение. Несвободные же и зависимые от других людей, от религии, от жалости и сострадания к ним со стороны Луки, люди так и не смогли исправиться, а кто-то даже загнал себя в еще более худшее положение. Так, тот же Актер, воодушевленный Лукой, после его ухода столкнулся с жестокой реальностью, где надо быть сильными и крепко и стойко переживать удары судьбы. Не в силах справиться в жестокостью реального мира без чьей-либо поддержки, Актер уходит из мира.

Таким образом, мы можем видеть, что позиция самого Горького намного ближе к жестокому, но так же верящему в то, что «Человек – это звучит гордо!» Сатину, чем к мягкому, сострадающему всем и каждому, Луке.

2 вариант

Произведение Горького, получившее название «На дне», было написано около восьмидесяти лет назад. На протяжении всего времени оно вызывало множество споров и проблем. Дело в том, что социальные вопросы, которые обсуждает автор, под новым углом происходящих событий в обществе, обретают новый вид.

Именно в этом сложность и противоречивость позиции автора, он поднимает сложные и философские вопросы, которые облегчает и делает их искусственно упрощенными. Так монолог Сатина многие дети заучивают наизусть, а многие используют реплики героя.

В центре произведения не только обычная человеческая судьба, это настоящее столкновение идеи, спора о настоящем человеке и его смысле жизни. Ключевым вопросом является проблема противостояния правды и лжи, каждый из героев воспринимает жизнь по-своему, не может принять другую точку зрения.

Спор начинается до момента появления Луки на территории ночлежки, да и после его ухода продолжается обсуждение. Квашня уверена, что она фактически полностью независимая женщина, она свободна и может сама решать. Настя уверена, что она заслуживает великих чувств, она заимствует его из книги, которую постоянно читает, она получила название «Роковая любовь».

Читайте также:  Вильгельм Амадей Гофман по Франц Фюман: сочинение

Но в их повествование врывается настоящая правда, да и Квашня говорит, что Клещ не терпит правды. Все это звучит, как спор автора с самим собой. Он старается отыскать настоящую правду, но не может доказать самому себе, что настоящая правда такова, какой бы жестокой она не была на данный момент.

Свобода в ночлежке оказывается призрачной, там люди опустились на самое дно своей жизни, они думают, что абсолютно свободны, но на самом деле они являются заложниками собственного мнения, которое буквально не дает подняться им со дня и жить дальше.

Ключевым в противостоянии является образ Луки. Он единственный может утешать опечаленные души и подставлять им свое плечо. Именно он и является человеком, который ближе всех подошёл к истине в огромном споре. Он старается показать людям, что борьба за правду и абсолютную свободу, она призрачна.

Неизвестно кто выиграл в этом споре, который продолжается и по сей день. Автор так и не дал точного ответа, а сам спор обретает совершенно другие грани.

Также читают:

Картинка к сочинению Спор о человеке в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Все сильные чувства, пережитые творцом, зачастую отражаются в его произведениях. Ярким примером служит поэт Маяковский, в стихах которого особое место занимает любовная лирика

Произведение «Хорошо!» было создано в 1927 году, но любая его часть так реалистично относит читателей в передаваемое время, вошедшее в историю прогресса, что работа похожа скорее на стихотворный журнал

Сравнительная характеристика в таблице

«Мороз Иванович» была напечатана в 1841 году. Одна из известнейших сказок Владимира Одоевского. Являясь писателем эпохи романтизма, он выпустил множества сказок, которые актуальны по сегодняшний день.

Наше государство за свою историю прошло немалое количество войн с различным исходом. Одно из таких боевых действий нашло отражение в произведениях многих писателей и поэтов

Cочинение «Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»»

В 1902 году М. Горький создает свою вторую пьесу «На дне». В ней писатель вновь обратился, как и в рассказах раннего периода, к миру отверженных. Но замысел дра­матурга не сводится к изображению людей «дна», искале­ченных общественным строем. Пьеса является страстным и взволнованным спором о человеке, о различных путях к человеческому счастью.

Читая пьесу, мы оказываемся в «подвале, похожем на пещеру». Обитатели ночлежки Костылева — не самые опустившиеся нищие: у этих людей есть еще деньги за­платить за нары.

В разговорах звучат признания, кто и как опус­тился в этот подвал. Барон проворовался на службе, потом — тюрьма, потом — подвал Костылева. Сатин в гневе убил обидчика сестры, потом — каторга, потом — подвал Костылева. Клещ не выдержал конкуренции, ра­зорился, лишился мастерской и жилья, потом — подвал Костылева. Не нашли себе пристанища и работы Татарин и Кривой Зоб. Из подвала не выходил «вор, воров сын» Васька Пепел. В ночлежке судьба свела бывших: бывше­го слесаря и бывшего барона, бывшего актера и бывшего крючника. Никто не смог вернуться к прежнему состоя­нию и месту в жизни.

В чем же состоит настоящая правда жизни, к которой должен стремиться человек? Этот вопрос обнаженно и ост­ро встает в пьесе, и на него по-разному отвечают различ­ные персонажи: Сатин, Лука, Костылев, Клещ, Настя и другие. Противоположные точки зрения в ответе на этот вопрос выражают Лука и Сатин.

У Луки свое отношение к человеку. Он всех успокаи­вает, утешает, каждому дарит надежду. «Человека надо жалеть», считает Лука. Тяжело больную, умирающую Анну он уверяет, что на том свете ее ждет жизнь без стра­даний. Страдающего алкоголизмом Актера Лука застав­ляет поверить, что есть лечебница для алкоголиков; вору Пеплу он сулит светлую жизнь в Сибири. Да, в некоторых ситуациях утешительная ложь Луки необходима. Нужна ли правда безнадежно больной Анне, доживающей свои последние часы? Можно ли сказать человеку, что его дни сочтены?

Но с другой стороны, каждый из обитателей ноч­лежки мечтает вырваться из лап Костылева, обрести свое счастье. А может, нужно сказать человеку правду и заставить его бороться за лучшую жизнь? Утешающая же ложь Луки разоружает людей перед жизнью, несет им духовную гибель. Исчезновение старика пробуждает в душе обитателей ночлежки беспокойство: как, чем жить? Утешения Луки дают надежду «сейчас», но со­крушают позже. Так наркоз снимает ощущение боли во время операции, но боль возвращается уже в палате. По­этому все, кого Лука наделил своим благодетельным сло­вом и кто поверил старцу, потрясены открывающимся им снова страданием и гибнут.

Поясняя философскую сущность пьесы «На дне», Горький писал: «Основной вопрос, который хотел я пос­тавить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъектив­ный, а общефилософский».

Антиподом Луки с его утешительными идеями вы­ступает в пьесе Сатин. Он шулер, человек опустившийся и ожесточившийся, как все обитатели ночлежки. В фило­софии Луки Сатину дорога его любовь к человеку, но не­приемлема «утешающая ложь», с помощью которой Лука пытается лечить душевные раны. Для Сатина «Сущест­вует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит. гор-до!». Монолог Сатина — лишь яркая вспышка жажды правды и справедливости, которая не угасает и на дне, и где бы ни находился человек, он должен оставаться человеком. Провозглашая гордое стремление утвердить человека в его правах, Сатин как бы подводит итог ис­каниям правды обитателями ночлежки. Слова Сатина проникнуты верой в творчество человека, в его разум и могущество.

Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в наше время. Прежде всего, писатель предупреждает нас об опасности жить иллюзиями. Особенно важен момент самосознания тех, кто привык к бездумному стихийному состоянию. Не стареет и священна для Горького потребность пробудить личность, ее способности к размышлению, к вере в свои силы и возможности, ибо все достойное на земле — дело человеческих «рук и мозга».

Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Пьеса Горького «На дне» носит социально-философский характер. Все произведения Горького наделены сложной нравственной проблематикой. Но в пьесе «На дне» наиболее полно раскрываются философские проблемы, волнующие автора.
В этой пьесе Горький объединил множество теорий, мнений, предположений. Автор сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся в социальном и нравственном плане на самое «дно». Ведь именно на самой глубине человек способен размышлять о вечных проблемах бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего.
На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни. Конечно же, носителями этой проблемы можно назвать всех персонажей, но особенно хотелось бы выделить троих: Бубнова, Сатина и Луку.
Позиция Бубнова – это скепсис, фатализм. Он жесток, холоден, циничен. Ему не известны такие понятия, как сострадание, милосердие, отзывчивость. Когда умирающая Анна просит обитателей ночлежки вести себя потише, Бубнов отвечает: «шум – смерти не помеха…» Герой считает, что именно в таких условиях, на самом дне жизни обнажается подлинная сущность человека: «…все слиняло, один голый человек остался». Думаю, в этих словах можно увидеть мысль автора о животной сущности человека.
Бубнов внутренне абсолютно смирился со своим социальным положением. Находясь на самом «дне» жизни, герой уже не способен видеть в людях хорошие качества. Он считает, что человеческая натура низка и эгоистична: «Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!» Бубнов не хочет и не может выбраться из такого страшного и унизительного социального положения. Он пассивен не только внешне, но и внутренне.
Хрестоматийными противниками в споре о человеке принято считать Луку и Сатина. Странник Лука проповедует идею спасительной лжи. Луку можно назвать гуманным человеком, но к его философии не может быть однозначного отношения. С одной стороны, у Луки нет веры в человека. Он считает всех людей одинаково слабыми, ничтожными, нуждающимися в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Лука не помогает людям изменить свое социальное положение, он лишь желает примирить их с жизнью.
С другой стороны, Лука очень добр и снисходителен к слабостям и грехам других людей. В каждом человеке он способен разглядеть индивидуальную «изюминку», к каждому у него свой подход. Лука, как хороший психолог, способен внимательно выслушать каждого страждущего, для каждого у него находится доброе слово. Умирающую Анну Лука успокаивает, обещая ей покой на том свете. Насте, жаждущей настоящей любви, говорит, что верит в существование выдуманного ею студента Гастона и его роковую любовь к ней. Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков.
Герой уверен, что человеку всегда необходимо во что-то верить. Тогда он способен выдержать любые жизненные условия. В доказательство своей теории Лука приводит рассказ о поисках праведной земли. Ученый, разрушив веру одного человека в некую праведную землю, убил его. То есть, по мнению Луки, человек слаб и безволен, если у него нет хотя бы призрачной надежды и цели в жизни.
Лука считает, что человека можно перевоспитать только жалостью и лаской. В подтверждение этому он приводит случай из своей жизни. Как-то на даче герой встретился с беглыми каторжниками: «Хорошие мужики. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…»
Философии странника Луки противопоставлена позиция Сатина. В знаменитом монологе он утверждает свою правду о человеке. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» Герой осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!»
Сатин говорит о самоценности человеческой личности. Человек – центр мироздания, он – творец, преобразователь жизни. Герой рассуждает о равенстве всех людей, независимо от их социального положения и национальной принадлежности. Но словам Сатина о гордом, вольном, сильном человеке противопоставлена реальность его жизни. Этот герой не был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Сатин сознательно губит себя, совершенно не реализовывая данные ему от природы способности и таланты. Этот человек способен только философствовать и бездействовать.
Интересно то, что оба эти героя тесно связаны между собой. Не случайна и символика их имен. Сатин ассоциируется с Сатаной, а вот Лука – от лукавого, но это также имя и одного из апостолов Христа.
В пьесе нет однозначной правды о человеке. По-своему правы в своих позициях и Лука, и Сатин. С одной стороны, человек должен всегда помнить о своем высоком предназначении. Но мысли о гордом и сильном человеке не отрицают сострадания, понимания, заботы о ближнем. Каждый должен помнить, что сам является «строителем» своей жизни, но при этом нельзя терять человечного отношения к ближнему. Я уверен, что пьесу Горького «На дне» должен прочитать каждый человек. Ведь именно благодаря этому произведению я по-настоящему задумался об истинном предназначении человеческой жизни, ее смысле, целях и задачах.

Читайте также:  Вильгельм Амадей Гофман по Франц Фюман: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Смотрите также по произведению “На дне”:

Сочинение по пьесе На дне Горького

Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. В этот период развиваются капиталистические отношения, что приводит к массовому разорению трудящихся. Тысячи людей остались без средств к существованию, поэтому многие из них оказались на «дне» жизни. Горький показывает условия жизни, что толкают на ее «дно».

Действие происходит в мрачном подвале, похожем на пещеру. Мы видим убогую обстановку, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Люди, которые здесь обитают, никому не нужны. Все они попали сюда по разным причинам, но раньше все они чем-то занимались. Среди них есть те, кто сохранил свою работу – слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня. Хозяева их жизни – держатели ночлежки Костылевы.

Клещ, например, считает, что он здесь временный человек, хочет много, упорно и честно работать, чтобы выбраться отсюда. У него есть надежда, которой он живет. Сатин – бывший телеграфист, интеллигент, а сейчас превратился в пьяницу. Актер, которого все так и называют, – спившийся актер. Как мы видим, эти люди пьют, чтобы как-то скрасить свою безрадостную жизнь. Ведь им больше ничего не остается делать. Есть в этой ночлежке и другие обитатели: Настя, Барон, жена Клеща Анна, Пепел. В душе все эти люди друг друга ненавидят, они все озлоблены, но пытаются приладиться друг к другу.

С появлением странника Луки начинают развиваться события. Этот старик перевидал многое в своей жизни. Он понял, что нельзя прожить без сострадания, жалости к ближнему. И поэтому утешает всех, как может. Лука вселяет в души ночлежников новые мечты, иллюзии, которые, по его мнению, сглаживают их тяжелую жизнь. Он единственный, кто подходит к умирающей Анне и утешает ее в последние часы перед смертью. Он рисует перед Васькой Пеплом картины счастливой жизни в Сибири. Актера старик подбадривает рассказами о больницах, в которых лечат от алкоголизма. Почти для всех Лука находит доброе слово утешения и участия.

С исчезновением Луки жизнь обитателей ночлежки становится еще тяжелее. Разбередил Лука ночлежников, но их жизнь не в силах изменить ни «правда» Сатина, ни «сказки» старика. Васька Пепел арестован. Актер покончил с собой… Все возвращается на круги своя. Как жить? Во что верить?

Образом Луки Горький показывает, что путь примирения с действительностью несостоятелен. Другой путь – это борьба, и к этой борьбе призывает Сатин. Он осуждает ложь Луки и считает ее религией рабов и хозяев. Основная идея пьесы – вера в человека.

На дне. Сочинение 2

Произведения Максима Горького всегда были написаны с каких то реальных случаев или событий из жизни. Отличались они тем, что в них описывалась вся правда той жизни, которая окружала писателя. Это могли быть как интеллигентные люди, честно зарабатывающие свой кусок хлеба, так и бездомные скитающиеся от ночлежки к ночлежке и побирающиеся случайными подработками.

Пьеса «На дне» была создана М. Горьким в 1902 году. В ней были настолько красочно и реалистично отражены проблемы того времени, настолько актуальны, что произведение практически моментально получило широкую признательность публики. В пьесе автор показал проблему пьянства во всей неприглядности, окружающую нищету и жестокие условия существования людей, кто махнул на свою жизнь рукой и просто плывет по течению. До этого тема босячества, жизни на самом дне общества не поднималась и была для всех в новинку. Другие авторы освещали различную тематику жизни русского народа, но этот аспект обходили стороной.

Именно интерес М.Горького к людям живущих на дне общества превратил пьесу в настоящую психологическую драму. Герои произведения высказывают свои мысли о том каким должно быть добро, справедливость, счастье. Почему они несчастны, а жизнь к ним несправедлива. Например, в рассуждениях Сатина о роли человека в обществе, предназначении в жизни, о совести, добре и зле, есть фраза – «Человек звучит гордо». Фраза со временем стала крылатой и широко используется и в наши дни.

Сатин является поборником горькой правды, презирает нравственность, и во всю доказывает что не стоит и пытаться что-то делать, для того чтобы изменить свою жизнь или себя. Лука же, мечтатель, и считает что жителям ночлежек нужно дать мечту. Вранье для блага по его мнению имеет право на существование. На поверку он оказался пустозвоном, человеком который не умеет держать свое слово. Он сбежал из ночлежки, как только почувствовал что его вранье, которое он называл мечтой, может раскрыться. Горькая правда Сатина оказалась тоже не совсем тем, что нужно было людям с обочины жизни. Клещ из-за него лишился уверенности в себе, прекратил все попытки изменить себя и вернутся к нормальной жизни.

В пьесе М.Горький дает понять, что в мире могут выжить только сильные личности, которые умеет крепко стоять на ногах, несмотря на жизненные невзгоды. Слабым и беззащитным, лучше уйти с их пути, опуститься на дно. Однако смысл пьесы не естественный отбор. Идея – показать, что те кто оказались на дне, сами опустили руки, и даже не хотят попытаться что то сделать, чтобы подняться оттуда. И нужно понимать, никогда нельзя сдаваться в борьбе за свое существование, даже если на пути могут встретиться очень большие преграды.

По пьесе На дне

Популярные сочинения

Спорт – это хорошо и очень круто. Я занимаюсь спортом с детства, так как родители приучили к этому. Как и все дети, я не хотел заниматься спортом, хотел просто бегать и играться.

Сад бабушкин зарос. Сад это только потому, что у дома… А так даже он похож он на небольшой лес. Тут много-много сорняков. Они выросли очень высокими! Некоторые цветут, так как лето

Во все времена самыми близкими для человека были его родители, дети, сестры и братья, другие родственники, то есть те, кого мы называем своей семьей. Мы любим своих родных, несмотря на их недостатки

Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Ведущую роль в пьесе М. Горького «На дне» несет идеологический конфликт, глубокое противостояние нравственных, эстетических, общественных, фило­софских взглядов героев. Автор рисует их горячие споры. В связи с этим пьесу «На дне» считают пье­сой-диспутом!

Пьеса «На дне» — социально-философская. В ее ос­нове лежит спор о человеке, о его назначении, поло­жении в обществе и отношении к нему. В нем участву­ют практически все обитатели ночлежки. Внимание Горького сосредоточено не на судьбах отдельных лиц, а на течении жизни всех персонажей в целом. Пока­зывая их жизнь, драматург останавливает внимание на переживаниях, чувствах, мыслях и устремлениях героев, пытается заглянуть на самое дно человеческой души.

Читайте также:  Вильгельм Амадей Гофман по Франц Фюман: сочинение

Обитатели ночлежки стремятся вырваться из нее на волю, покинуть наконец пресловутое дно жизни. Однако эти люди обнаруживают свое полное бессилие перед запорами костылевской пещеры, что рождает в них абсолютное ощущение безысходности. Нарисо­ванные Горьким босяки давно потеряли себя и смысл жизни. Они ведут пустое существование. Судьба и бес­человечные жизненные условия обездолили их и опустошили нравственно. Горьковские босяки — люди без будущего. Не у каждого из них есть и про­шлое. Им хвастаются только бывший барон, бывший телеграфист, бывший актер провинциального театра, « вор, воров сын».

Взбудораживает жизнь «дна» появление Луки. Именно с его образом связана в пьесе проблема чело­века. Это самый сложный, противоречивый образ в пьесе, который и вызывает главный философский во­прос. М. Горький утверждал: «Основной вопрос, кото­рый я хотел поставить, это что лучше, истина или со­страдание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострада­ние до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

Философия Луки сводится к утверждению: «Чело­век все сможет, если ему помочь в это поверить, если его заставить этого захотеть». В роли некоего чародея, навевающего «золотой сон», выступает Лука. Старик глубоко убежден, что человека надо уметь пожалеть, обогреть, обнадежить, выслушать, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Лука считает, что людям страшна и не нужна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова и беспо­щадна. Чтобы облегчить положение обездоленных, нужно приукрасить их жизнь красивым словцом, привнести в нее сказку, иллюзию, обман, розовую мечту, подарить надежду. Лука рассказывает разные притчи, которые наглядно и красноречиво иллюстри­руют его философию, доступно говорят босякам о ста­риковской правде. Он ласков с ними, называет их «милый», «голубка», «детынька». Пепел спрашивает Луку: «Зачем ты все врешь?», и тот отвечает: «И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, прав­да-то, может, обух для тебя».

Основываясь на этом, таинственный странник уми­рающей Анне рассказывает о счастливой загробной жизни, успокаивает ее рассказами о блаженной ти­шине после смерти, о долгожданном избавлении от всех недугов и бед. Пеплу Лука возвещает о чудесной стране Сибири, вольной и свободной, где он сможет наконец найти себе применение. Актера старик те­шит сказом о бесплатной лечебнице с мраморными полами, где его избавят от пристрастия к алкоголю, после чего он непременно вернется к прежней жизни. Актер и Анна во время первого же разговора прислу­шиваются к Луке. Бывший артист чувствует, что в его душе пробуждается что-то доброе и забытое, он вспо­минает свое имя, свое любимое стихотворение.

Идея Луки — спасай, обманывая. Он щедро сеет слова утешения и надежды. Люди легко доверяются ему, потому что он снисходителен к их слабостям и порокам, терпим к грехам, отзывчив на просьбу о по­мощи, проявляет неподдельный интерес к их давно уже всем безразличной натуре, к их судьбе. Старик умеет выслушать.

Неслучаен такой выбор имени этого героя. Оно многое объясняет в его характере. Лука — означает лукавый, хитрый, себе на уме, скрытный, обманщик, добродушный, шутливый. В имени героя обнаружи­вается связь с Евангелием, с апостолом, также несу­щим миру свое учение. И горьковский Лука — носи­тель мудрости, раздаривающий людям свою правду. Он правдоискатель, много ходил по земле, много уз­нал и увидел. Странник искренне любит людей, от души желает им добра, для него нужен и важен каж­дый человек, и этим он отогревает обитателей ночлежки. Лука проповедует: «Человек добру может нау­чить очень просто».

Драматург не рисует прошлого Луки, но отсутствие паспорта свидетельствует о многих трудностях в его судьбе. Старик имеет большой житейский опыт, он наблюдателен, любит вести поучительные беседы, в которых звучат и нотки покорности («Все, милая тер­пят»), и направляющие суждения («Кто крепко хо­чет — найдет»).

Приход Луки осветил ночлежку внезапным све­том. В жизни обитателей костылевской пещеры поя­вился луч доброты и ласки, внимание и желание по­мочь. Взаимоотношения в ночлежке с приходом Луки стали чуть человечнее, стало пробуждаться забытое, вспомнилось прошлое, в котором у всех были не клич­ки, а настоящие, человеческие имена, окрепла вера в возможность жить лучше, появились первые шаги к возвращению себе человеческого «я».

Позиция Луки весьма спорна и противоречива. Рассуждения о человеке обостряются в ночлежке в Связи с внезапным исчезновением старика. Оценка личности странника ночлежниками неоднозначна. Настя говорит, что «хороший был старичок», Клещ, что «он жалостливый был». Сатин называет Луку « мякишем для беззубых », « пластырем для нарывов ». Его ложь давала ночлежникам силы жить, сопротив­ляться злой доле, надеяться на лучшее. Но она лишь на время принесла успокоение, приглушая тяжелую реальность. Когда Лука исчез, реальная жизнь ужас­нула Актера, и он повесился, а Настя от безысходно­сти впала в отчаяние, Васька же Пепел попал в тюрьму.

Пробужденные в душах героев надежды оказались слишком непрочными и скоро угасли. Им волей-нево­лей пришлось возвращаться к прозаической и суро­вой реальности. Виновником своего тяжелого отрезвления они назвали бесследно исчезнувшего старика. Грезы и сны вдруг развеялись и неизбежно наступило горькое разочарование. Вместо покоя и мира в косты­левской ночлежке разворачиваются драматические события. Лука действительно сумел заронить в сердце каждого босяка искру надежды, подарить ему мечту, но после его ухода всем ночлежникам стало только тя­желее. Они безвольны, слабы и ничего не могут изме­нить в своей участи. Поманил старик, а дороги не по­казал. Ночлежники демонстрируют абсолютную не­готовность что-то предпринимать, чтобы воплотить мечты в жизнь. Надежда, подаренная Лукой не смог­ла найти опоры в характерах босяков.

Лука — идеолог пассивного сознания, которое все­гда отвергал Горький. Такая психология, считал дра­матург, способна только примирить человека с его по­ложением, но она никогда не толкнет его это положе­ние изменить.

Монолог Сатина является живой реакцией на фи­лософию Луки. Сатин является оппонентом Луки в споре о человеке. Это образ сложный, противоречи­вый, неоднозначный Сатин пропагандирует необхо­димость уважения к человеку, а не жалости к нему. Жалость, по Сатину, унижает личность. Он считает, что человека нужно учить пользоваться свободой, ему нужно раскрыть глаза. В основе сатинских слов ле­жит глубокая вера в человека, в его неограниченные возможности и исключительные силы. «Что такое че­ловек? — вопрошает герой. — Это — огромно! Что та­кое правда? Человек — вот правда. Существует толь­ко человек, все остальное — дело его рук и его мозга». Драматург вкладывает в уста Сатина свои собствен­ные сокровенные мысли.

Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утвер­ждает высокое назначение человека, гуманизм со­страдательный, призывающий только лишь жалеть его, пассивен и ложен. Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для Горького, потому что они примиряют человека с недопустимой действитель­ностью.

Сатин понимает, что Лука лгал не из корысти, а из жалости к людям. Он говорит, что Лука «проквасил» жителей, а на него самого «подействовал. как кисло­та на ржавую монету». Но в своем монологе он все же провозглашает иное отношение к человеку. Утеши­тельная ложь Луки названа им религией рабов и хозя­ев. Сатин высказывает мнение о том, что нужно не примирять человека с действительностью, а заста­вить ее служить человеку. Он говорит о высокой самоценности человеческой личности. Человек, по Сати­ну,— творец, хозяин и преобразователь жизни. «Су­ществует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга»,— звучит из его уст. Он смело утвержда­ет равенство людей независимо от их социального по­ложения и национальности. Слова Сатина произнесе­ны в минуту глубокого душевного подъема, и это сви­детельствует о том что не все умерло в его душе, раз герой продолжает размышлять о жизни и о месте че­ловека в ней. Выступление Сатина является главным моментом в развитии споров ночлежников о правде и человеке.

Нельзя не сказать и о Бубнове, провозглашающем правду факта. Позиция Бубнова незатейлива. Он счи­тает, что не следует пытаться что-то изменить в жиз­ни, нужно со всем смириться, все принять как долж­ное, и зло в том числе. По Сатину, человек должен без колебаний плыть по течению. «Люди все живут. как щепки по реке плывут»,— утверждает он. Эта пози­ция неверна. Она подрывает стремление человека к лучшему, лишает его надежды, обессмысливает веру. Носитель такой позиции становится пассивным, жес­токим и бессердечным. Свидетельство этого — слова Бубнова, брошенные умирающей Анне: «Шум смерти не помеха». Сходных с Бубновым воззрений придер­живался, пожалуй, Барон. Он всю жизнь бессмыслен­но плыл по течению (плыл вниз!). В результате из дво­рянина он превратился в босяка. Он и есть пример че­ловека — щепки.

В одном из писем Горький писал «. моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, гово­рить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания» Эти слова дают яркое представление об ответе драматурга на главный вопрос пьесы.

Ссылка на основную публикацию
×
×