Гете Иоганн Вольфганг – немецкий поэт и мыслитель: сочинение

Сочинение на тему «И.- В. Гете. «Фауст»

Перед вами сочинение на тему «И.- В. Гете. «Фауст»

Двадцать восьмого августа 1749 г. во Франкфурте-на-Майне, в семье императорского советника Гете родился сын. Младенец едва подавал признаки жизни. Крайнее беспокойство матери сменилось слезами радости, когда престарелая бабушка, прислушавшись к биению сердца новорожденного воскликнула: «Он жив!»

Так начинается жизнь великого немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга Гете. Мальчик рос в богатой среде франкфуртской буржуазной аристократии. Родители приложили немало стараний, чтобы дать сыну всестороннее образование. В раннем возрасте Гете уже писал по-немецки, по-латыни и по-гречески. Желая дать сыну высшее образование, родители отправили его сначала в Лейпцигский, а затем в Страсбургский университеты, где он изучал юридическое право и многие другие дисциплины.

Писать Гете начал рано, и уже в его ранних произведениях отражались его нетипичные взгляды на религию. Первым крупным произведением Гете была драма «Гетц фон Берлихинген с железной рукой». Позже Гете написал роман «Страдания молодого Вертера» (1774 г.). После появления этих книг Гете стал известным и признанным писателем. Молодой человек много путешествовал. Так его пребывание в Италии послужило созданию двух замечательных произведений: «Римские элегии» и «Ифигения в Тавриде».

Великий мыслитель, поэт и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гете умер 22 марта 1832 г. Его литературное и научное наследие составило более 143 томов.

Над «Фаустом» Гете начал работать еще в студенческие годы, и только за год до смерти, восьмидесятилетним стариком, Гете закончил вторую часть «Фауста».

Легенда о докторе Фаусте сложилась в Германии в эпоху Возрождения. А источником для легенды явилась подлинная личность Фауста. Жизнь его была полна диковинных приключений. Он изучал физику и химию. Как и другие маги, Фауст вел бродячую жизнь, и однажды его нашли убитым в одном немецком городке. Таинственная смерть дала повод рассказам о том, что дьявол, с которым он будто бы заключил договор, убил Фауста и унес его душу. О такой жизни, полной приключений, неясностей и тайн, и завершенной столь необъяснимо и трагически, нетрудно было создать целый ряд легенд. Гете решил создать своего Фауста и сделал это великолепно, посвятив ему почти всю жизнь.

Первая часть поэмы — трагедии начинается с «Посвящения» и двух прологов. В прологе «На небесах» мы видим божественный рай. Господь разрешает черту Мефистофелю хитрыми уловками входить в доверие Фауста, и тут мы видим яркое различие двух личностей. Мефистофель — сатана, коварный хозяин на земле, который все делает лишь в угоду себе. И Фауст — человек, стремящийся понять смысл жизни — не потусторонней, обещанной религией, а земной, основанной на действительности. Мефистофелю удается склонить Фауста на сделку. Дьявол обязался во всем служить Фаусту, а тот, если он произнесет слова «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» продаст ему душу. Такова завязка. Дальше начинается путешествие героев трагедии.

Мефистофель приводит Фауста в общество пьяниц и гуляк. Мы видим, как Фаусту чужда такая обстановка. Мефистофель тоже замечает это и решает проучить Фауста искушением земных благ. Мефистофель приводит доктора в дом ведьмы. Фауст поражен! Гете великолепно выразил это словами: «К бессмысленным их чарам отвращение питаю я…» Но Мефистофель знает, чего он хочет. Появившаяся ведьма омолаживает Фауста и делает его способным влюбиться в первую миловидную девушку. Мефистофель тайно празднует победу, но все оборачивается иначе. Фауст действительно порывисто влюбляется, но предается размышлениям.

Эта часть трагедии по праву считается самой глубокой по мысли. В этих строках Гете открывается нам как талантливый философ. Через своего героя Фауста он говорит о необходимости постигать природу, но уже не с помощью магии, а путем сосредоточенного созерцания и изучения, чем и занят Фауст. Мефистофель разочарован неудачей своих замыслов, он пытается возвратить Фауста к Гретхен, но уже поздно. Гретхен обречена на смерть. Фауст стремится помочь ей, но Гретхен отказывается от его помощи, не желая идти за ним. Фауст в отчаянии восклицает; «Она погибла!». Но вдруг голос Господа с неба опровергает это: «Она спасена!». Вот так трагично и возвышенно заканчивает Гете свою первую часть.

Вторая часть поэмы гораздо меньше известна широкому кругу читателей. Это объясняется тем, что Гете насытил ее огромным количеством символов, намеков на злободневные события. Все это требует от читателя таких разнообразных и глубоких знаний, что не всегда легко с первого раза понять подлинный смысл того или иного события.

Вся часть написана в любимом Гете античном стиле. Автор здесь воспользовался древнегреческими мифами и их героями. Мне очень трудно передать своими словами смысл и содержание этой части. Это такое тонкое и замысловатое сплетение слов, что у меня вряд ли получится выразить все, что хотел нам объяснить Гете. Я расскажу лишь о последнем и решающем монологе Фауста.

Когда смерть уже на пороге и Фауст чувствует это, он произносит слова, окончательно решившие его судьбу. Он мечтает о большом честном и добром городе, где не будет зла и насилия, где будет править справедливость и мудрость. Лишь здесь он может воскликнуть: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!».

Фауст умирает, оставив Мефистофеля без его драгоценной добычи: душу Фауста уносят ангелы. «Что? Как? Неужели меня вы даже обманули?… Расстался я с сокровищем великим…», — негодует в ярости Мефистофель.

Светлое окончание спора между Богом и дьяволом было предрешено в «Прологе на небесах». Как певец могучих творческих сил, таящихся в человеке, Гете не мог осудить Фауста и низвергнуть его в ад, во мрак небытия.

Гетевский Фауст был образом человека — строителя, полного творческих сил, видящего высшее счастье в труде. Пройдя сквозь строй заблуждений и исканий, Фауст пришел к пониманию смысла жизни.

«Фауст» явился произведением, ставившем для своего времени самые насущные жизненные проблемы. Гете призывал передовых людей не увлекаться бесплодными мечтаниями, не уходить в мистику, а избрать землю ареной разумной и полезной деятельности. И как бы не менялся мир, бессмертная поэма будет увлекать и удивлять людей глубиной художественной и философской мысли.

Иоганн Гёте крутил по два романа одновременно

Иоганн Вольфганг фон Гете (1749 – 1832) – поэт, писатель, драматург, основоположник немецкой литературы нового времени, один из самых ярких представителей романтического направления «Буря и натиск». 28 августа читающий мир отметит 270 лет со дня рождения великого литератора, и мы, перелистывая созданные им произведения, в очередной раз подивимся мощи его таланта. Между тем автор «Фауста» сам был подвержен страстям, что в очередной раз доказывает: даже гениям не чуждо ничто человеческое.

Многостаночник

В историю литературы Иоганн Вольфганг Гете вошел прежде всего как автор 1,6 тыс. стихотворений, а также мемуарист, романист, переводчик, журналист, критик. Еще он был неплохим художником и создал «Учение о красках», где расписал влияние цвета на эмоции. Гете изобрел водяной барометр, открыл межчелюстную кость в человеческом черепе, писал трактаты по физике, акустике, астрономии и др. Он же основал науку морфологию, а его труды по ботанике и зоологии считаются предвестниками теории Дарвина. Иоганн Вольфганг интересовался минералами – в его честь назван гетит. В 1806-м он был избран почетным членом Московского общества испытателей природы.

Памятник Гете и Шиллеру перед зданием Немецкого национального театра в Веймаре. Фото: globallookpress.com

Полиглот

Родился в 1749 г. во Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера. Был одним из восьми детей, но в живых остались только он и сестра Корнелия. Мать, Катарина Элизабет Текстор, – дочь бургомистра. Отец, Иоганн Каспар, – адвокат. Он в основном и занимался воспитанием детей. Гете-младший владел шестью языками – французским, латынью, греческим, идишем, ивритом, английским – и уже в раннем возрасте сочинял пьесы для кукольного театра. В 1765-м поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Но вскоре переключился на изучение литературы.

Оккультист

Всю жизнь боролся с туберкулезом. В студенчестве дважды чуть не покончил с собой. Оставив университет из-за болезни, вернулся домой. Увлекся оккультной философией, читал труды античного астролога Манимия, составлял гороскопы. Уверился наконец, что появился на свет под счастливой звездой. С поэтом Фридрихом Шиллером разработал астрологическую схему «Роза темпераментов».

Похоронены поэты тоже вместе – в княжеской усыпальнице на старом городском кладбище. Фото: globallookpress.com

Бунтарь

В диссертационной работе задался вопросом взаимодействия государства и церкви. Богословы Страсбурга назвали Гете «безумным противником религии». Во время защиты в университете Иоганн Вольфганг размышлял о допустимости смертной казни для детоубийц. Свои положения развил в драме «Трагедия Гретхен», написанной по следам истории девушки, казненной за умерщвление младенца.

Фаворит

В 1775-м по приглашению друга, 18-летнего великого герцога Карла-Августа, поселился в Веймаре, где занимался горным ведомством, театром и школами, а заодно принимал участие в кутежах юного государя. По ходатайству герцога был возведен в дворянство.

Дом Фауста в Праге на Карловой площади. По легенде здесь жил немецкий ученый и чернокнижник и отсюда улетел в ад. Пробитую им дыру в крыше постоянно заделывают, но она якобы появляется снова. Фото: blesk.cz

Масон

Посвящен в масоны в веймарской ложе «Амалия». В письме одной из возлюбленных сообщал о паре белых перчаток, полученных во время инициации. Сочинял для ложи гимны и речи.

Философ

Незадолго до смерти, 22 июля 1831 г. закончил «Фауста», начатого в 1771-м, взяв за основу сюжет средневековой легенды о докторе, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, благодаря которому неблагородные металлы превращались бы в золото. Автор наполнил историю философским смыслом. Однажды он сказал, что поэт, живописец, композитор умирает, когда задача его жизни на Земле выполнена. 16 марта 1832 г. Гете простудился на прогулке, а 22-го литератора не стало. Его последние слова были: «Больше света. ». 26 марта гроб с телом покойного поместили в герцогской усыпальнице в Веймаре рядом с прахом Шиллера.

КСТАТИ

  • Потомков у Иоганна Вольфганга не осталось – его род по прямой линии прервался в 1885 г. Сестра Корнелия родила двоих детей – племянниц Гете, их потомки здравствуют и сегодня.

Сокровище в постели

Сохранилось множество живописных изображений Иоганна Вольфганга Гете. С них взирает мужчина благородной наружности, в молодости – и вовсе красавчик. Неудивительно, что поэт был неизменно окружен вниманием фройляйн и фрау – чем, свидетельствуют биографы, активно пользовался.

Гретхен. С девушкой, которая была старше на год, 16-летний Вольфганг познакомился на дружеской пирушке. Деньги на вечеринки, кстати, приятели Гете добывали, подделывая векселя и подкидывая юному дарованию заказы на стихи. Гретхен ответила на ухаживания. Но когда полиция приструнила пьяную компанию, она заявила, что молодого человека едва знает, чем задела чувства нового друга.

Анна-Катерина Шенкопф. Анхен, она же Кетхен, – 19-летняя дочь трактирщика из Лейпцига, разносчица пива. Поэт отчаянно ее ревновал и в отместку за мнимые измены укатил домой во Франкфурт. А узнав, что официантка выходит замуж, перенес легочное кровотечение.

Люцинда и Эмилия – дочки учителя танцев в Страсбурге. Вольфанг запал на младшую, Эмилию, к несчастью влюбившейся в него старшей, Люцинды. Эмилия, жалея сестрицу, предложила прекратить занятия и призналась, что сохнет по другому юноше.

Фридерика Брион – дочь пастора, 16 лет. Покорила Вольфганга коротенькой юбкой с черным фартуком. Уже через два дня после знакомства поэт сделал предложение. Но вскоре сбежал – оставив невесту-провинциалку с внебрачным ребенком.

Фридерика Брион

Шарлотта Буфф. Дочь управляющего имениями Немецкого рыцарского ордена – прообраз Лоты, героини романа Гете «Страдания юного Вертера». Увы, барышня была помолвлена с другом поэта.

Шарлотта фон Штейн – жена одного из чиновников, в которую Вольфганг влюбился в Веймаре. Мать восьмерых детей была старше на семь лет.

Анна Элизабет Шенеман. Увидев 16-летнюю Лилли за роялем, Гете, по его словам, почувствовал «притягательную силу самого приятного свойства». В дневнике записал: «Эпизод с Лилли. Прелюдия. Соблазнение». Однако родня поэта считала девушку легкомысленной и старалась расстроить брак. Лилли тоже внушали, что Вольфганг ее не любит. В результате та вышла замуж за страсбургского банкира.

Христиана Вульпиус. С 23-летней цветочницей 39-летний Гете встретился в дворцовом парке в Веймаре. В тот же день в беседке они стали любовниками. Девушку, не умеющую ни писать, ни читать, поэт называл «мой маленький эротикон» и «сокровище в постели». 18 лет Христиана сожительствовала с Гете – тот не женился на ней даже после рождения сына Августа. Крестным ребенка стал Карл Август, но мать-простушку на торжество не позвали. Она родила еще четверых детей, но все умерли. Зарегистрировав-таки брак, Вольфганг вскоре потерял к жене интерес. Христина страдала эпилепсией и уремией, отчего все ее тело отекало, сильно пила. Умерла в одиночестве – после ее смерти Гете записал в дневнике: «Не могу поверить, что прожил с этой женщиной более 20 лет».

Кристиана Вульпиус

Беттина – пассия, которую Вольфганг завел втихаря от Христианы (крутить романы с двумя женщинами одновременно – вполне в духе гения). Первое же свидание прошло в постели. Но скоро все кончилось: Гете не мог долго терпеть претензии, которыми его изводила Беттина.

Марианна Виллемер. С женой банкира Вольфганг познакомился в 65, но плотским утехам предавался с юношеской прытью. Расставшись, влюбленные вели переписку 17 лет.

Марианна фон Виллемер

Ульрика фон Леветцоу – последняя страсть 75-летнего Гете. Он сделал 20-летней девушке предложение, но та отказала.

Ульрика фон Леветцоу

Кстати

  • Биограф-фрейдист Курт Эйслер предположил, что до зрелого возраста Гете страдал от преждевременного семяизвержения и не имел нормальных сексуальных отношений с женщинами. Он объяснял это впечатлительностью натуры гения, который приходил в возбуждение даже от поцелуя.

ЦИТАТА

Иоганн Вольфганг фон Гете:

Обращайтесь с женщиной осторожно! Она сделана из кривого ребра. Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она станет еще кривее.

Творчество И.В. Гёте

Творчество И.В. Гёте

Движению «Бури и натиска» не один год отдавал дань один из самых масштабных немецких поэтов и писателей – Иоганн Вольфганг Гёте (Johann Wolfgang Goethe, 1749–1832). Правда, сочинять Гёте начинает еще до знакомства со штюрмерами, но первые его стихотворения и драмы являются подражанием творчеству писателей сентиментализма и рококо. Прорыв вперед писатель, родившийся во Франкфурте-на-Майне, делает в Страсбурге, где он защищал диссертацию на звание доктора права. Там Гёте в начале 70-х годов завязывает отношения с молодыми писателями, впоследствии видными деятелями эпохи «Бури и натиска». Заинтересовавшись народной поэзией, в подражание ей молодой поэт пишет стихотворение «Heidenr?slein» («Степная розочка») и некоторые другие.

Первым значительным произведением Гёте этой новой для него поры является драма в пяти действиях «Гец фон Берлихинген» («G?tz von Berlichingen», 1773) – первоначально «Gottfried von Berlichingen mit der eisernen Hand». В этой драме, написанной прозой в манере исторических хроник Шекспира, Гёте обращается к национальной старине, к эпохе рыцарства. При этом прошлое Германии не просто интересует, но даже очаровывает поэта. «Темные столетия немецкой истории с того момента занимали мою любознательность и воображение»[1].

Драма основана на реальных событиях первой половины XVI в., при ее написании Гёте изучил фактографический материал, часть событий в ней изображены довольно близко к историческим данным. Ее центральным героем является реально существовавший рыцарь Гец фон Берлихинген, сначала вступивший в конфликт с епископом и императором, позже обвиненный в разбое, а затем избранный предводителем крестьянского восстания. Изображая столь типичный для штюрмеров образ бунтаря, Гёте восхищается им: «Я драматизирую историю одного из благороднейших немцев, спасаю память о храбром человеке»[2]. Эта драма произвела большое впечатление на публику и породила появление множества последующих сочинений о рыцарях других авторов.

Преодоление человеком существующих авторитетов Гёте изобразил еще в одном произведении периода «Бури и натиска» – в стихотворном драматическом отрывке «Прометей» («Prometheus», 1773–1774). В него он включил написанный чуть ранее нерифмованный гимн, не являющийся, однако, торжественным прославлением. Напротив, титан бросает вызов Зевсу, обращаясь к нему с высокомерным презрением и насмешкой. Более того, Прометей объявляет себя творцом, преобразовавшим мир, подарившим жизнь свободным людям. Гёте воспроизводит в этом отрывке образ гения – таким, как его понимали штюрмеры, – дерзким, срывающим все оковы, рвущимся к безграничной свободе и становящимся только сильнее в испытаниях.

Тогда же, в начале 70-х годов, Гёте создал известнейшие стихотворения: «Свидание и разлука» («Willkommen und Abschied»), «Вечерняя песнь охотника» («J?gers Abendlied»), «Ночная песнь странника» («Wandrers Nachtlied») и другие, представляющие читателю порыв взволнованной души лирического героя.

Второе произведение, которое принесло Гёте большую популярность, – роман «Страдания юного Вертера» («Die Leiden des jungen Werther», 1774). Это сочинение основано на событиях биографии самого писателя – его любви к Шарлотте Буфф. Форма произведения – роман в якобы документальных письмах – делает читателя непосредственным свидетелем внутренних, интимных переживаний главного героя. Такой художественный прием уже использовал ранее один из просветителей – Руссо – автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза», которым зачитывались европейцы (особенно женщины) в конце XVIII – первой половине XIX в. Впечатление аутентичности романа Гёте усиливается «вторжением» делового тона издателя, столь контрастирующего с эмоциональной манерой повествования Вертера. Это произведение является ключевым для периода гётевского увлечения штюрмерством. В отличие от более ранних «Геца фон Берлихингена» и «Прометея», здесь в центре повествования находится бунтарь не столько действующий, сколько чувствующий и переживающий. Вертер нарушает общепринятые нормы, становится в оппозицию буржуазному обществу, не может смириться с неудачей в личной жизни, но весь его протест вовсе не столь значителен, как у героев предыдущих произведений. Если «Гец фон Берлихинген» сделал имя Гёте широко известным в Германии, то «Вертер» принес автору мировую славу. Впрочем, реакция современников на роман была неоднозначна. Особенно недовольна была церковь, обвинившая автора в том, что его творение привело к увеличению числа суицидов, и запретившая его в отдельных регионах. Даже некоторые коллеги-писатели упрекали автора в том, что он указывает молодежи путь к самоубийствам, а также в чрезмерном пессимизме. Большинство же современников приняло роман восторженно.

1775 год – год, начинающий новую эпоху в жизни Гёте. Автор «Вертера» по приглашению герцога Карла Августа переселяется в Веймар, в котором и проводит всю свою остальную жизнь, становится доверенным лицом герцога, получает звание тайного советника и ряд других должностей. В его ведение постепенно переходят дела комиссии путей сообщения, строительного ведомства, управления горными промыслами и лесами, а также суд. В 1782 г. он возводится в дворянское звание. С 1790 г. Гёте – министр народного просвещения, с 1791 г. – директор веймарского театра. Помимо столь активной службы, он занимался минералогией, геологией, ботаникой, анатомией, оптикой. Что же касается литературной деятельности, то постепенно его штюрмерские настроения начинают «рассеиваться». Его литературное творчество окрашивается в новые тона, отличающиеся от типичных для эпохи «Геца», «Прометея» и «Вертера». За время 1776–1786 гг. Гёте не завершил ни одного значительного художественного произведения, зато создал несколько прекрасных стихотворений: например, переведенное М.Ю. Лермонтовым «Ueber allen Gipfeln ist Ruh», балладу «Der Taucher» («Кубок») и др. Кроме того, к названному периоду относятся наброски ряда завершенных позднее произведений: «Вильгельм Мейстер», «Тассо», «Ифигения» и др.

В 1786–1788 гг. Гёте находится в Италии. Восхищенный античностью, он создает окончательную редакцию «Ифигении» («Iphigenie», 1786) – первого большого произведения классического периода его творчества.

Если Гёте-штюрмер разрешал конфликт между личностью и враждебной ей действительностью, как правило, завершая его гибелью непокорившего героя, то теперь он изображает личность, стремящуюся не к бунту, а к противопоставлению себя окружающему миру. Так, в начале драмы герой «Ифигении» Орест, преследуемый фуриями, объят смятением, но затем в его душе благодаря Ифигении, готовой принести себя в жертву ради брата, воцаряется мир. Отказавшийся от штюрмерских настроений Гёте сочиняет это произведение по мотивам трагедии древнегреческого драматурга Еврипида на основе аристотелевских единств, избегая всего лишнего, нечеткого. Он сознательно ставит повсюду перед собой пределы, замыкает действие в строго очерченные границы.

Если в «Ифигении» показан процесс преодоления штюрмерских настроений, то трагедии «Egmont» («Эгмонт», 1787) и «Die r?mischen Elegien» («Римские элегии», 1788), написанные Гёте по возвращении из Италии в Веймар, уже полностью вмещают в себя требования классицизма. Центральный образ «Римских элегий» – поэт, преисполненный радостью жизни, любующийся миром античной культуры.

В 1790 г. Гёте заканчивает драму «Торквато Тассо» («Torquato Tasso»), повествующую о судьбе итальянского поэта, жившего в XVI в. При столкновении двух натур – Тассо, не желающего подчиняться обычаям и нравам феррарского двора, и придворного Антонио (статс-секретаря герцога) – побеждает Антонио, а Тассо в финале пьесы признает его житейскую мудрость.

В конце XVIII и начале XIX вв. Гёте создает ряд выдающихся художественных произведений. Это, помимо уже упомянутых, роман «Wilhelm Meisters Lehrjahre» («Годы учения Вильгельма Мейстера», тт., 1795; III и IV, 1796), сборник стихотворений «West-?stlicher Divan» («Западно-восточный диван», 1814–1819), роман – «Wilhelm Meisters Wanderjahre» («Годы странствований Вильгельма Мейстера», 1821–1829).

Произведение «Годы учения Вильгельма Мейстера» продолжает традиции романа воспитания. Как говорит главный герой романа, его основная цель – путем усилий воспитать, познать, развивать самого себя, как духовно, так и в социальной сфере.

Сын зажиточных бюргеров, Вильгельм Мейстер отказывается от актерской карьеры, которую избрал изначально как единственную, позволяющую бюргеру развить все его дарования, и присоединяется к тайному союзу («Обществу Башни»), мечтая о социальных преобразованиях, об улучшении жизни. Он понимает, что годы учения миновали и важнее реализовать себя на поприще человеческих отношений, чем в творчестве.

В продолжении романа «Годы странствований Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters Wanderjahre») персонажи Гёте внимательно изучают окружающую их среду, «чтоб приносить пользу себе и другим». Мечтая об идеальном обществе, они хотят переселиться в Новый свет, чтобы создать там идеальный строй. Главный герой предстает здесь не как борец с миром, а как человек, умудренный опытом и принимающий действительность во всей ее бесконечной полноте и разнообразии. Более того, он готов бороться за улучшение мира, приносить пользу людям и потому становится врачом. По сути, этот роман предстает как набор новелл, объединенный единой идеей.

Интерес к искусству побуждает Гёте издавать журналы, писать монографии и статьи о литературе и живописи разных стран Европы. Писатель задумывается о «всемирной литературе», в которой объединились бы литературные достижения разных стран. В этом ключе создана его книга лирики «Западно-восточный диван». Не отказываясь от поклонения античной литературе, Гёте включает в круг своих интересов и внимания богатую культуру Востока (главным образом, арабскую и персидскую), пытается соединить Восток с Западом, знакомит читателя с мудростью Ближнего Востока.

Но самым грандиозным и известным произведением Гёте, бесспорно, является его трагедия «Faust» («Фауст»), над которой он работал в течение всей своей жизни, примерно с 1774 по 1831 г., т. е. почти 60 лет, правда, с перерывом – между первой и второй частями.

В основу трагедии легла легенда о докторе Фаусте, многократно переработанная в литературе еще до Гёте. Пролог и первую часть Гёте писал под влиянием движения «Буря и натиск», поэтому здесь Фауст – бунтарь, изучивший все науки, тоскующий и страдающий, напрасно стремящийся к проникновению в тайны мира. Его душа мечется, разрываясь между небом и землей. Тем не менее, Бог, который представлен в трагедии как сила разума, красоты, верит в Фауста, как в любого человека, в то, что тот способен познать истину. Именно поэтому он разрешает Мефистофелю искушать Фауста. Мефистофель исполняет здесь двойную роль. С одной стороны, это дух отрицания всего, с другой – это та сила, которая приводит Фауста к движению, развитию, толкает на поиски нового. И именно за это Бог ценит Мефистофеля. Подобно Вильгельму Мейстеру, Фауст, прежде чем обнаружить конечную цель своего существования, проходит ряд ступеней. Каждая из них – эксперимент, проба сил Фауста. Сначала Мефистофель предлагает ученому познакомиться с миром людей и их страстями. Фауст покидает Гретхен, так как не может остаться в узких рамках простого семейного счастья, он стремится дальше, к более широким горизонтам. Тема о покинутой возлюбленным девушке, в приступе отчаяния становящейся детоубийцей, достаточно популярна у штюрмеров. Ряд мотивов этой части восходят к национальной мифологии (например, Вальпургиева ночь).

Вторая часть (начата в 1825 г.) вводит читателя в круг литературы классического периода. Место действия переносится в Элладу, отбор лексики становится более строгим. Герой одержим идеей найти гречанку Елену – античный идеал красоты и гармонии. Но счастье с ней так же зыбко и недостижимо, как непостижима абсолютная красота.

Но Фауст не может остановиться и на этом и восходит на третью ступень познания. Теперь он ищет для себя дела на земле, хочет повелевать миром, усмирив силы природы. Задумав создать государство счастливых, свободных людей, которыми бы он правил, герой начинает на отвоеванной у моря земле стройку, пренебрегая при этом конкретными, ныне живущими людьми (Филемон и Бавкида). И именно достижение этой цели сделало бы его счастливым. Финальная сцена, написанная Гёте во время господства в Германии романтизма, изображает католические небеса, прекрасных ангелов, возносящих душу умершего Фауста на небо.

Трагедия Гёте оказалась значительно глубже предшествующих ей переработок известного сюжета. Писатель рассматривает в ней самые разные философские, этические, художественные проблемы. Ряд цитат из этого произведения стали крылатыми выражениями, трагедия много раз ставилась на немецкой сцене, каждый раз вызывая огромный интерес публики, была переведена на многие языки мира.

В целом творчество Гёте оказало огромное влияние на европейскую литературу, но, прежде всего, на писателей-сентименталистов и романтиков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Великий немецкий поэт и мыслитель (Иоганн Вольфганг Гете) (стр. 1 из 2)

Иоганн Вольфганг Гёте (1749 — 1832) был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии. Это великий немецкий поэт и мыслитель.

Гёте родился в г. Франкфурте-на-Майне, одном из “вольных городов”, входивших в состав тогдашней Германии. Будущий поэт получил хорошее по тем временам воспитание и образование. В университетах Лейпцига и Страсбурга он изучал юриспруденцию, медицину, литературу.

Лирические стихотворения, созданные Гёте в молодости, знаменовали собой новый этап в истории немецкой поэзии. Поэт отбрасывает традицию аристократической лирики. Он стремится передать в своих стихотворениях биение пульса самой жизни. В центре его лирики становится человек со всем богатством его внутреннего мира.

Лирический герой Гёте активен, он не праздный созерцатель, а живой участник полнокровной жизни. Он умеет любить и ненавидеть, радоваться и страдать. С изумительной силой Гете передает всю гамму чувств человека, обнаруживая необычайное для молодого поэта знание жизни народа и умение подсмотреть мельчайшие оттенки человеческих переживаний.

Впервые в немецкой поэзии находит живое реалистическое воплощение родная природа. Зеленый луг, начинающийся сразу же за городским валом, невысокие горы, покрытые лесом, поле, поросшее вереском, — все это ожило, засверкало, заговорило в песнях “К Фридерике”, в “Майской песне”, “Розочке”, “На озере” и в других стихотворениях. Пейзажи Гете согреты живым чувством. Образ человека органически вплетается в тему природы. Тема любви молодого крестьянина сливается с темой его повседневного труда:

Мир пахарю тому

В его саду. Как рано довелось ему

Уютную гряду разрыхлить для посева.

В творчестве Гёте появляется образ бунтаря, “бурного гения”, протестующего против всякого рода гнета. Таков его Прометей, который одновременно представлен у Гете как творец, мастер, художник. Он воплощает созидательные силы человека, его неукротимую творческую энергию, как бы предвосхищая фаустовскую тему.

Мировую известность получает роман Гёте “Страдания молодого Вертера”. Это “вопль эпохи”, по словам Белинского. Перед нами роман в письмах, где раскрывается история любви Вертера к Шарлотте. Герой романа Вертер, молодой человек незаурядных способностей, не может найти себе места в жизни. Его возмущают окружающие его чиновники, обыватели, мысли и стремления которых “годами направлены на то, чтобы продвинуться хоть на один стул и сесть повыше за общим столом”. Знатные дворяне, в обществе которых оказывается Вертер, унижают его, оскорбляют его человеческое достоинство.

Из уст разочарованного Вертера вырываются горькие слова: “Как иссыхают мои чувства; ни единой минуты сердечной полноты, ни единого блаженного часа! Ничего! Ничего!” Он пытается найти удовлетворение в общении с природой, в чтении Гомера. Но ничто не может заменить ему той жизненной полноты, о которой он тщетно мечтает среди окружающего его убожества.

Любовь к Шарлотте для Вертера не простое увлечение. Он видит в ней воплощение тех настоящих человеческих качеств, которые напрасно было бы искать среди окружающих его людей из официального общества. Ее правдивость и естественность противостоят лжи и искусственности этого общества, ее природная простота — тому “блестящему убожеству”, которое возмущало Вертера. Но Шарлотта принадлежит другому. Она вынуждена была выйти замуж за Альберта, человека доброго и любящего ее, но сухого и расчетливого, типичного немецкого бюргера.

Вертер не находит в себе силы и мужества жить в этой обстановке и кончает жизнь самоубийством. Это была трагедия молодого человека, оказавшегося одиноким среди окружающих его людей.

Финал романа свидетельствовал о начале идейного кризиса молодого Гёте. Вертер меньше всего годился в герои, но других героев реальная немецкая действительность не подсказывала.

Интересен тот факт, что Гёте пытается провести кое-какие реформы, но они не затрагивали феодальных основ государства. Это была программа “просвещенной монархии”, осуществляемая в масштабах герцогства Саксен-Веймарского. Его темперамент, его энергия, все его духовные стремления толкали его к практической жизни. Но практическая жизнь, с которой он сталкивался, была жалка.

В лирике Гёте этих лет звучат мотивы примирения, успокоения, гармонии. Стихи его утрачивают эмоциональную напряженность ранних лет. Лирико-эпические жанры приходят на смену чисто лирическим. Гёте больше проявляет заботы о композиционной стройности, строгости форм стихотворения, о единстве художественного образа. Все чаще Гете обращается к жанру баллады. Многие из них, как “Рыбак” и “Лесной царь”, созданы на материале народных преданий. В балладе “Певец” Гете дает образ поэта, песнь которого свободна и голос неподкупен: он отклоняет подарок царя — золотую цепь. Наградой ему служит сама песнь, которую он поет как птица.

Два года Гёте проводит В Италии, где он много и интенсивно работает: изучает итальянское искусство и римские древности, сам занимается рисованием, завершает ранее начатые драмы, работает над “Фаустом”, жадно вбирает в себя впечатления от южной природы, кипучей жизни итальянского народа.

Радостно чувствую: я вдохновлен классической почвой.

Прежний и нынешний мир громче со мной говорит.

В Риме Гёте завершает драму “Эгмонт”, начатую еще во Франкфурте-на-Майне. Тема драмы — борьба Нидерландов за свою национальную независимость против испанского гнета. В центре — один из вождей дворянской оппозиции испанскому владычеству — Эгмонт и простая девушка из народа — Клерхен. Девушка любит Эгмонта, видя в нем народного героя. Эгмонт становится жертвой своей слабости и нерешительности и попадает в руки жестокого герцога Альбы. Драма завершается в утро казни героя мужественным призывом к свободе, в котором звучит вера в грядущую победу правого дела.

Французская буржуазная революция 1789 — 1794 годов вызвала противоречивое отношение у поэта. Загнивание старого режима во Франции стало для Гёте явным уже с 1785 г., когда он узнал о скандальном процессе при французском дворе, в котором была замешана королева. Гёте, по его словам, увидел тогда и двор, и государство на краю позорной бездны. Но народное восстание вызывает страх у Гете. Он пишет несколько произведений, направленных против революции.

В 90-е годы XVIII в. Гете работает над большим романом — “Годы учения Вильгельма Мейстера”. Героем его является молодой бюргер, который пытается определить свое место в жизни. По жанру это так называемый роман о воспитании личности, типичный для эпохи немецкого Просвещения. Интересны в романе картины немецкого провинциального быта XVIII в.

Несложный духовный мир рядовых немцев, представителей провинциальной Германии, колоритно, с поразительным творческим мастерством воссоздан Гете в эпической поэме “Герман и Доротея” . Героиня поэмы Доротея — беженка, прибывшая из мест, оккупированных французскими революционными войсками. Это дает повод поэту не только рассказать о бурных событиях эпохи, но и передать то, как воспринимались эти события в отсталой Германии. Признавая величие идей, выдвинутых французской революцией, Гёте в то же время поэтизирует тихий патриархальный уклад немецкого захолустья.

“У меня громадное преимущество, — говорил Гете, — благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события” . Весь свой исторический опыт великий поэт и мыслитель воплотил в гениальной трагедии “Фауст”. В основу ее легла немецкая легенда XVI в. о маге и чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом.

В сюжете трагедии сочетаются фантастические ситуации и реально-бытовые сцены. В этом смысле “Фауст” — произведение, характерное по своему художественному методу для литературы Просвещения. Это — притча о Человеке, о его долге, призвании, об ответственности перед другими людьми. Пьеса открывается двумя прологами. В первом из них Гёте высказывает свои взгляды на искусство, второй непосредственно начинает собой историю героя, давая ключ к пониманию идейного смысла трагедии.

Мефистофель, появляясь перед господом, издевается над человеком, считая его жалким и ничтожным. Даже стремление к истине такого человека, как Фауст, представляется ему бессмысленным. Позиции Мефистофеля Гёте противопоставляет свою страстную веру в человека, в силу и величие его разума. Эта просветительская программа вложена в уста господа:

Пока еще умом во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет озарен.

Так, Гёте дает завязку борьбы вокруг Фауста и предсказывает оптимистическое ее разрешение. Сцена за сценой раскрывается история Фауста. В первой сцене перед нами сам Фауст. Он показан в суровой обстановке мрачного кабинета. Его окружает пыльная громада книг, перед ним загадочно лежит череп. Он трагически переживает свою беспомощность в разрешении коренных вопросов жизни, ибо науки не состоянии дать ответ на них.

Фаусту противопоставлен образ Вагнера — самодовольного обывателя в науке, который видит весь смысл своих ученых занятий лишь в том, чтобы

поглощать за томом том, страницу за страницей!

“Ничтожный червь сухой науки”, как презрительно характеризует его Фауст, Вагнер воплощает мертвую теорию, оторванную от практики. Глубокий смысл противопоставления двух образов с большим художественным мастерством раскрывается в сцене “За городскими воротами”. Перед нами крестьяне, ремесленники, бюргеры, студенты, служанки. В радостный весенний праздник они собрались под ликующим солнцем на зеленой лужайке у стен старинного средневекового города. Вся сцена овеяна светлым чувством пробуждения природы. Но не только природа очнулась после зимнего сна. Фаусту кажется, что весь мир празднует свое воскрешение.

Сочинение на тему Великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-06-27

Иоганн Вольфганг Гёте (1749 — 1832) был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии. Это великий немецкий поэт и мыслитель.

Гёте родился в г. Франкфурте-на-Майне, одном из “вольных городов”, входивших в состав тогдашней Германии. Будущий поэт получил хорошее по тем временам воспитание и образование. В университетах Лейпцига и Страсбурга он изучал юриспруденцию, медицину, литературу.

Лирические стихотворения, созданные Гёте в молодости, знаменовали собой новый этап в истории немецкой поэзии. Поэт отбрасывает традицию аристократической лирики. Он стремится передать в своих стихотворениях биение пульса самой жизни. В центре его лирики становится человек со всем богатством его внутреннего мира.

Лирический герой Гёте активен, он не праздный созерцатель, а живой участник полнокровной жизни. Он умеет любить и ненавидеть, радоваться и страдать. С изумительной силой Гете передает всю гамму чувств человека, обнаруживая необычайное для молодого поэта знание жизни народа и умение подсмотреть мельчайшие оттенки человеческих переживаний.

Впервые в немецкой поэзии находит живое реалистическое воплощение родная природа. Зеленый луг, начинающийся сразу же за городским валом, невысокие горы, покрытые лесом, поле, поросшее вереском, — все это ожило, засверкало, заговорило в песнях “К Фридерике”, в “Майской песне”, “Розочке”, “На озере” и в других стихотворениях. Пейзажи Гете согреты живым чувством. Образ человека органически вплетается в тему природы. Тема любви молодого крестьянина сливается с темой его повседневного труда:

Мир пахарю тому

В его саду. Как рано довелось ему

Уютную гряду разрыхлить для посева.

В творчестве Гёте появляется образ бунтаря, “бурного гения”, протестующего против всякого рода гнета. Таков его Прометей, который одновременно представлен у Гете как творец, мастер, художник. Он воплощает созидательные силы человека, его неукротимую творческую энергию, как бы предвосхищая фаустовскую тему.

Мировую известность получает роман Гёте “Страдания молодого Вертера”. Это “вопль эпохи”, по словам Белинского. Перед нами роман в письмах, где раскрывается история любви Вертера к Шарлотте. Герой романа Вертер, молодой человек незаурядных способностей, не может найти себе места в жизни. Его возмущают окружающие его чиновники, обыватели, мысли и стремления которых “годами направлены на то, чтобы продвинуться хоть на один стул и сесть повыше за общим столом”. Знатные дворяне, в обществе которых оказывается Вертер, унижают его, оскорбляют его человеческое достоинство.

Из уст разочарованного Вертера вырываются горькие слова: “Как иссыхают мои чувства; ни единой минуты сердечной полноты, ни единого блаженного часа! Ничего! Ничего!” Он пытается найти удовлетворение в общении с природой, в чтении Гомера. Но ничто не может заменить ему той жизненной полноты, о которой он тщетно мечтает среди окружающего его убожества.

Любовь к Шарлотте для Вертера не простое увлечение. Он видит в ней воплощение тех настоящих человеческих качеств, которые напрасно было бы искать среди окружающих его людей из официального общества. Ее правдивость и естественность противостоят лжи и искусственности этого общества, ее природная простота — тому “блестящему убожеству”, которое возмущало Вертера. Но Шарлотта принадлежит другому. Она вынуждена была выйти замуж за Альберта, человека доброго и любящего ее, но сухого и расчетливого, типичного немецкого бюргера.

Вертер не находит в себе силы и мужества жить в этой обстановке и кончает жизнь самоубийством. Это была трагедия молодого человека, оказавшегося одиноким среди окружающих его людей.

Финал романа свидетельствовал о начале идейного кризиса молодого Гёте. Вертер меньше всего годился в герои, но других героев реальная немецкая действительность не подсказывала.

Интересен тот факт, что Гёте пытается провести кое-какие реформы, но они не затрагивали феодальных основ государства. Это была программа “просвещенной монархии”, осуществляемая в масштабах герцогства Саксен-Веймарского. Его темперамент, его энергия, все его духовные стремления толкали его к практической жизни. Но практическая жизнь, с которой он сталкивался, была жалка.

В лирике Гёте этих лет звучат мотивы примирения, успокоения, гармонии. Стихи его утрачивают эмоциональную напряженность ранних лет. Лирико-эпические жанры приходят на смену чисто лирическим. Гёте больше проявляет заботы о композиционной стройности, строгости форм стихотворения, о единстве художественного образа. Все чаще Гете обращается к жанру баллады. Многие из них, как “Рыбак” и “Лесной царь”, созданы на материале народных преданий. В балладе “Певец” Гете дает образ поэта, песнь которого свободна и голос неподкупен: он отклоняет подарок царя — золотую цепь. Наградой ему служит сама песнь, которую он поет как птица.

Два года Гёте проводит В Италии, где он много и интенсивно работает: изучает итальянское искусство и римские древности, сам занимается рисованием, завершает ранее начатые драмы, работает над “Фаустом”, жадно вбирает в себя впечатления от южной природы, кипучей жизни итальянского народа.

Радостно чувствую: я вдохновлен классической почвой.

Прежний и нынешний мир громче со мной говорит.

В Риме Гёте завершает драму “Эгмонт”, начатую еще во Франкфурте-на-Майне. Тема драмы — борьба Нидерландов за свою национальную независимость против испанского гнета. В центре — один из вождей дворянской оппозиции испанскому владычеству — Эгмонт и простая девушка из народа — Клерхен. Девушка любит Эгмонта, видя в нем народного героя. Эгмонт становится жертвой своей слабости и нерешительности и попадает в руки жестокого герцога Альбы. Драма завершается в утро казни героя мужественным призывом к свободе, в котором звучит вера в грядущую победу правого дела.

Французская буржуазная революция 1789 — 1794 годов вызвала противоречивое отношение у поэта. Загнивание старого режима во Франции стало для Гёте явным уже с 1785 г., когда он узнал о скандальном процессе при французском дворе, в котором была замешана королева. Гёте, по его словам, увидел тогда и двор, и государство на краю позорной бездны. Но народное восстание вызывает страх у Гете. Он пишет несколько произведений, направленных против революции.

В 90-е годы XVIII в. Гете работает над большим романом — “Годы учения Вильгельма Мейстера”. Героем его является молодой бюргер, который пытается определить свое место в жизни. По жанру это так называемый роман о воспитании личности, типичный для эпохи немецкого Просвещения. Интересны в романе картины немецкого провинциального быта XVIII в.

Несложный духовный мир рядовых немцев, представителей провинциальной Германии, колоритно, с поразительным творческим мастерством воссоздан Гете в эпической поэме “Герман и Доротея” . Героиня поэмы Доротея — беженка, прибывшая из мест, оккупированных французскими революционными войсками. Это дает повод поэту не только рассказать о бурных событиях эпохи, но и передать то, как воспринимались эти события в отсталой Германии. Признавая величие идей, выдвинутых французской революцией, Гёте в то же время поэтизирует тихий патриархальный уклад немецкого захолустья.

“У меня громадное преимущество, — говорил Гете, — благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события” . Весь свой исторический опыт великий поэт и мыслитель воплотил в гениальной трагедии “Фауст”. В основу ее легла немецкая легенда XVI в. о маге и чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом.

В сюжете трагедии сочетаются фантастические ситуации и реально-бытовые сцены. В этом смысле “Фауст” — произведение, характерное по своему художественному методу для литературы Просвещения. Это — притча о Человеке, о его долге, призвании, об ответственности перед другими людьми. Пьеса открывается двумя прологами. В первом из них Гёте высказывает свои взгляды на искусство, второй непосредственно начинает собой историю героя, давая ключ к пониманию идейного смысла трагедии.

Мефистофель, появляясь перед господом, издевается над человеком, считая его жалким и ничтожным. Даже стремление к истине такого человека, как Фауст, представляется ему бессмысленным. Позиции Мефистофеля Гёте противопоставляет свою страстную веру в человека, в силу и величие его разума. Эта просветительская программа вложена в уста господа:

Пока еще умом во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет озарен.

Так, Гёте дает завязку борьбы вокруг Фауста и предсказывает оптимистическое ее разрешение. Сцена за сценой раскрывается история Фауста. В первой сцене перед нами сам Фауст. Он показан в суровой обстановке мрачного кабинета. Его окружает пыльная громада книг, перед ним загадочно лежит череп. Он трагически переживает свою беспомощность в разрешении коренных вопросов жизни, ибо науки не состоянии дать ответ на них.

Фаусту противопоставлен образ Вагнера — самодовольного обывателя в науке, который видит весь смысл своих ученых занятий лишь в том, чтобы

поглощать за томом том, страницу за страницей!

“Ничтожный червь сухой науки”, как презрительно характеризует его Фауст, Вагнер воплощает мертвую теорию, оторванную от практики. Глубокий смысл противопоставления двух образов с большим художественным мастерством раскрывается в сцене “За городскими воротами”. Перед нами крестьяне, ремесленники, бюргеры, студенты, служанки. В радостный весенний праздник они собрались под ликующим солнцем на зеленой лужайке у стен старинного средневекового города. Вся сцена овеяна светлым чувством пробуждения природы. Но не только природа очнулась после зимнего сна. Фаусту кажется, что весь мир празднует свое воскрешение.

Из комнаты душной, с работы тяжелой,

Из лавок, из тесной своей мастерской,

Из тьмы чердаков, из-под крыши резной

Народ устремился гурьбою веселой.

Город с его угрюмыми крепостными стенами, с узкими улицами островерхих домов представляется как символ мрачного средневековья, из тесных пределов которого стремится вырваться сам Фауст. Радостно смешивается он с толпой крестьян и здесь, среди народа, впервые ощущает себя человеком. Народ с уважением встречает Фауста и благодарит его за помощь во время эпидемии. А Вагнер чуждается народа, боится и не понимает его.

Шаг за шагом Гете раскрывает великий гуманистический смысл исканий Фауста. Фауст стремится найти истину и понимает, что ее надо искать не в мертвом хламе старинных книг, как это делает Вагнер. С презрением он отвергает и жалкие соблазны Мефистофеля, который хотел бы его оглушить веселым разгулом и тем отвлечь от благородных целей.

В сцене перевода Евангелия Фауст мучительно ищет смысл бытия. Он не удовлетворен церковной формулой: “Вначале было Слово”. “Я Слово не могу так высоко ценить!”. Вывод, к которому приходит Фауст, исполнен большого значения: “Вначале было Дело”. Это означает, что деяние, действие — основа всей жизни и смысл человеческого существования. Сцены, в которых изображается трагедия Маргариты, прежде всего привлекают мастерским изображением социального быта, типичного для немецкой провинции того времени. Маргарита — простая, скромная девушка. Но именно эта простота и наивность ее, тихий семейный уклад ее дома очаровывают Фауста.

Мефистофель надеется, что, увлекшись Маргаритой, Фауст забудет о своих исканиях. Он не понимает того, что искреннее, глубокое чувство Фауста есть проявление тех же исканий. Маргарита для него знаменует красоту и полноту самой жизни. Ее непосредственность и простота представляются ему воплощением природы. “Ах, две души живут в груди моей!” — восклицает Фауст.

Герой Гёте стремился к познанию идеала, но он не хотел терять связи с реальной действительностью. Это было трагедией многих немецких мыслителей и поэтов: поиски идеала уводили от жизни, а окружавшая жизнь в тогдашней Германии была убога и жалка, слишком далека от идеала. Как примирить эти “две души” — стремление к идеалу и желание остаться на почве реальной действительности? Этот вопрос мучительно тревожил Фауста, как тревожил и самого Гете.

И вот Фаусту показалось, что встреча с Маргаритой принесет счастье, ибо в этой девушке как бы сочетаются идеалы и жизнь. Но это было трагическим заблуждением. Мир Маргариты оказался маленьким мирком девушки из провинциального немецкого захолустья. В финале первой части, покинутая Фаустом, убившая своего ребенка, обезумевшая от горя. Маргарита ждет казни. Это одна из волнующих сцен трагедии.

Смена стихотворных ритмов выразительно передает неудержимый поток противоречивых чувств героини. Вот она в страхе принимает Фауста за палача, просит его на коленях о пощаде, бессвязно рассказывает о своем ребенке. Волна радостных и горьких воспоминаний охватывает ее при мысли о Фаусте. Сознание ее затуманено, она не понимает обращенных к ней слов.

Ужас охватывает Маргариту при появлении Мефистофеля, в полном отчаянии она отталкивает Фауста: “Генрих, ты страшен мне!” Она сама стала жертвой того мира, к которому принадлежала. Страх перед судом обывателей, страх перед церковным покаянием толкнули ее на убийство своего “незаконного” ребенка. Но и Фауст разделяет вину за ее гибель. Он тяжело переживает последствия неверного шага, им сделанного Он понимает теперь, как велика ответственность каждого человека перед другим человеком.

Вторая часть трагедии во многом сложнее первой. Мир маленького немецкого города, в котором жили и Вагнер, и Маргарита, и студенты, пировавшие в погребке, и соседки, судачившие у колодца, — мир, из которого стремился вырваться Фауст, был изображен в первой части живыми красками, во всей его реальной повседневности.

Теперь Фауст продолжает свои искания за пределами этого маленького мира. И здесь все приобретает условный, символический характер — и обстановка, и герои. Фауст показан то при дворе императора, беспомощного перед лицом неотвратимых сил, разрушающих его империю, то среди мифологических героев древней Греции. Долгий и трудный путь проходит Фауст, прежде чем столетним старцем обретает истину:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой.

Перед смертью он вдохновлен мыслью о том, чтобы на отвоеванной от моря земле поселить миллионы свободных тружеников.

Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной

Дитя, и муж, и старец пусть ведет,

Чтоб я увидел в блеске силы дивной

Свободный край, свободный мой народ!

История Фауста сложна и фантастична. Но после того как она была воссоздана великим поэтом, ни один мыслящий человек на земле не мог пройти мимо этого высокого примера духовного дерзания. Образы, созданные великим Гёте, волновали А. С. Пушкина. Они вдохновили на творческие поиски М. А. Булгакова.

Наше время открывает в “Фаусте” Гёте новые грани. Вопрос о долге и ответственности ученого приобретает особый смысл в эпоху научно технической революции, в эпоху огромных исторических перемен.

Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832) – биография, жизнь и творчество немецкого писателя

Ранние годы

Появился на свет Иоганн Гете 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне. Дом, где он родился, сейчас переделали под музей. Впервые во Франкфурте поселился его дед Фридрих Георг Гете, переехав из Тюрингии. Здесь он сначала работал портным, а потом открыл трактир. Ему удалось скопить неплохое состояние, на которое затем жили его дети и внуки.

Отец Иоганна, Иоганн Каспар, был неплохим юристом. Мать его, Катарина Элизабет Гете, являлась дочерью работника высшего судебного органа страны. Она была на 21 год младше своего супруга.

В 1756—1758 годах Иоганн ходил в общественную школу, однако потом его вместе с сестрой Корнелией перевели на домашнее обучение. Обучали его отец и 8 репетиторов. Образование было достойным, оно включало восемь европейских языков, а также:

Мать тоже вкладывала силы в обучение детей, погружая их в мир литературы. В 1753 году бабушка Иоганна преподнесла мальчику подарок — кукольный театр, в котором он делал постановки вместе со своими друзьями.

Интересным фактом из биографии писателя можно назвать то, что во время Семилетней войны в доме его семьи квартировались французы, которые и познакомили мальчика с французской драмой.

Биографы описывали Иоганна как одаренного юношу с живым умом, но не считали его вундеркиндом, как, например, Моцарта.

Обучение и первые произведения

Отец посоветовал сыну поступать на юридический факультет в Лейпцигский университет. Лейпциг в то время был более развит, чем Франкфурт-на-Майне, и носил название «Маленький Париж». В 1765 году Иоганн поступил в учебное заведение. На проживание отец посылал ему 100 гульденов каждый месяц, на которые тот покупал себе одежду по моде, учился манерам и делал все, чтобы не прослыть деревенщиной.

Жил Гете в доме «Огненный шар», который находился на улице Ноймаркт. Там он неплохо проводил свободное время: организовывал дружеские вечера и принимал гостей. Дом был разрушен во время Второй мировой войны.

Иоганн Вольфганг фон Гете любил лекции немецкого поэта Христиана Геллерта больше, чем другие предметы. В 1974 году в университете была открыта академия искусств, в которой он познакомился с ученым в области искусствоведения Иоганном Винкельманом. Позже поэт признавался, что от Винкельмана он узнал больше, чем от всего учебного курса.

В Лейпциге поэт был влюблен в Кэтхен Шёнкопф, ради которой сочинил стих. Произведения Гете были написаны в стиле рококо и проиллюстрированы Эрнстом Вольфгангом Бэришем.

В 1768 году у поэта обострился туберкулез, и началось кровотечение, из-за чего ему пришлось покинуть город и вернуться домой. Отцу не нравилось то, что сын приехал без ученой степени, а потому отношения между ними обострились. В 1769 юный поэт выпустил второй сборник под названием «Новые песни».

Жизнь во Франкфурте и Страсбурге

Гете долго боролся с болезнью и за это время обратил внимание на мистику и религию. В тот период он впервые глубоко осознал личность Фауста. Примерно тогда и появляется на свет первая комедия под названием «Соучастники».

Весной 1770 года Гете вернулся к учебе, но на этот раз в Страсбургский университет. Там он познакомился с литератором Гердером и нашел себя как поэт. В тот период в университете учились Ленц, Вагнер и другие талантливые литераторы.

Однажды, будучи в гостях у сокурсника, Гете встречает Фридерику Брион и влюбляется в нее. Ей он посвящает три стихотворения. Все считали их женихом и невестой, но внезапно Иоганн решает порвать с возлюбленной, о чем сообщает ей в письме.

Летом 1771 года Гете предстояло защищать диссертацию, в которой он описывал отношения между государством и религией. Работа получилась скандальной, богословы были оскорблены идеями, а декан не хотел допускать ученика к защите. Однако учебное заведение разрешило выдать ему степень лиценциата. В одном из тезисов он поднимал вопрос о необходимости высшей меры наказания для убийц детей. Позже эта тема была развита в драме «Трагедия Гретхен».

Вецлар и Веймар

С 1771 по 1775 год Иоганн Гете был полностью погружен в адвокатскую практику. Однако по душе ему была больше публицистическая деятельность. В 1773 году была написана пьеса «Götz von Berlichingen», которая принесла поэту первый большой успех. Весной 1772 года отец направил его в город Вецлар для прохождения юридической практики. Там он влюбился в Шарлотту Буфф, но она не ответила ему взаимностью, после чего Гете уехал из города.

Через полтора года после этого события он описал неудачный опыт в книге «Страдания юного Вертера». Успех был оглушительным — Гете прославился на всю Европу. Роман принес так называемый эффект Вертера — массовую подражающую волну самоубийств.

На Пасху 1775 года Гете был уже помолвлен с Лили Шенеман, дочерью банкира. Однако осенью помолвку пришлось расторгнуть из-за конфликта на почве религии. Юного поэта это событие сильно ранило, он в отчаянии решает принять приглашение герцога Карла Августа, который звал его в свой дворец. При дворе Гете хорошо приняли, предоставили лучшие условия. В год он получал 1200 талеров. Там он помогал 18-летнему герцогу в решении разных вопросов.

Работа с реформами, противостояние коррупции и прочие мероприятия дали возможность Иоганну претендовать на дворянский титул. Писатель был очень популярен и поэтому обрел толпу завистников, которые ругали его творчество. Он много работал и почти не имел времени для писанины. В основном поэт был занят научными вопросами в промышленности и других сферах.

Итальянский период

В 80-х годах Гете устал от придворной жизни, ответственности и работы, у него наступил творческий кризис. Не складывалась и любовь с Шарлоттой фон Штейн. Тайно от всех он покидает пределы Германии под чужим именем. В Италии поэт посещает все известные города. В Риме ему удалось подружиться с Йоханном Тишбейном, который создал самый узнаваемый портрет писателя.

Поездка в другую страну благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии поэта. В этот период он заканчивает «Торквато Тассо», «Ифигению», «Эгмонт». В 1789 году Гете возвращается на родину.

Пропитавшись итальянским вдохновением, поэт решает начать отношения с Кристианой Вульпиус, которой на то время было 23 года. Матери писателя этот союз не нравился. Вульпиус не позволялся выход в высшее общество, а потому она находилась в тени избранника и рожала ему детей. После того как у Гете родился сын Август, он вдруг решил попросить руки Генриетты фон Лютвитц, однако ее отец был против брака.

В 1792 году Иоганн помогал герцогу Карлу Августу в командовании прусским полком. Это случилось во время войны Первой коалиции. Он видел сражение при Вальми. Гете, в отличие от многих своих соотечественников-коллег, не был охвачен патриотическим энтузиазмом. Французскую армию он считал очень могущественной во многом благодаря знакомству с Наполеоном.

Иоганн Вольфганг Гете покинул мир 22 марта 1832 года в Саксен-Веймар-Эйзенахском герцогстве.

Творчество писателя

Из раннего творчества Гете наиболее популярным считается драма «Гец фон Берлихинген», которая произвела на читателей большое впечатление. Именно она вытеснило его в первые ряды немецких писателей эпохи «Бури и натиска».

Другим не менее важным произведением этой же эпохи стал роман «Страдания юного Вертера», прославивший своего создателя на весь мир. В нем был изображен конфликт человека с миром. Персонаж Вертер — романтик, считающий себя сильной личностью. Последним выстрелом он бросает вызов несправедливому миру и тщеславным людям.

В 1797 году Гете и Шиллер решают принять участие в состязании «Год баллад». Таким образом они пытались дать толчок этому жанру. В произведениях Гете поднимал тему любовных взаимоотношений и пытался постичь тайны мироздания. Он написал баллады:

  • «Коринфская невеста»;
  • «Кладоискатель»;
  • «Бог и баядерка»;
  • «Ученик чародея».

Главным трудом всей жизни Гете считается трагедия «Фауст», которая содержит самый известный вариант легенды о докторе Фаусте. Над этим шедевром поэт трудился почти всю свою жизнь. Над первой частью трагедии он начал работать в 90-х гг. XVIII века, закончил ее в 1806 году. Опубликована она была в 1808, но многократно переиздавалась (последний раз в 1828 году).

Над второй частью Гете работал уже в старости, а на свет она появилась после его смерти. В 1886 году был найден «Прафауст», написанный еще в юные годы поэта. Благодаря своей сложности и уникальности это произведение считается едва ли не самой совершенной работой в немецкой поэзии.

Гете немало времени уделял естественнонаучным вопросам. Он создал несколько работ по животноводству и растениеводству, по физике, минералогии, геологии и метеорологии. Он открыл межчелюстную кость у человека в 1784 году.

Отношение современников и потомков

Отношение к Гете у современников было разным. Поэт был на волне успеха после «Вертера», но и тогда его коллеги хоть и восхищались талантом, но все же несколько сдерживались. Во многом на это влияло общее пессимистическое настроение произведения. Один из учителей писателя негодовал, что его ученик смотрел в сторону классицизма.

Романтики тоже разделились на два лагеря. Некоторые люди даже объявили войну поэту. Дело в том, что немец делал резкие выпады в сторону христианства. Например, в «Венецианских эпиграммах» он говорил, что ему неприятны четыре вещи на свете:

В «Коринфской невесте» религия была описана как мрачное и противостоящее земным радостям учение.

Гете любили как автора «Фауста», «Вертера», «Новой Мелузины» и сказок. Особенно нравилось романтикам произведение «Годы ученья Вильгельма Мейстера».

В союзе с Кристианой Вульпиус у писателя родилось пятеро детей, однако выжить удалось только старшему. Один был уже мертвым, когда родился, остальные прожили совсем немного. У Августа, единственного ребенка Гете, было двое сыновей и одна дочь: Вальтер, Максимилиан и Альма. Сын прожил намного меньше отца, покинув мир за два года до него. Дети Августа никогда не были в браке, а потому прямая линия рода прервалась в 1885 году.

Сестра Гете Корнелия родила двух детей, они прожили долгую жизнь и продолжили род, который существует по сей день.

Интерес в России

Интерес к биографии Гете и краткому содержанию его произведений в России появился в конце XVIII века. Проза «Клавиго» была первым сочинением, переведенным на русский язык. В 1781 году российской аудитории пришелся по вкусу «Вертер». Роман так понравился Александру Николаевичу Радищеву, что тот признался о слезах, которые вызвало у него великое произведение. Новиков относил писателя к списку самых значимых фигур западной литературы.

Немецкий поэт оказал большое влияние на русских сентименталистов, а в пушкинскую эпоху читатели начали ценить и более поздние работы автора. Пушкин тоже положительно отзывался о нем. Русские романтики даже сделали Гете своим покровителем и учителем, так как он прислал им сочувственное письмо.

Отрицательно оценивал творчество поэта и писателя Л. Н. Толстой. Однако сторонников у него было больше — это и Фет, и Тютчев, и Майков, и Алексей Толстой. В. И. Ленин был большим поклонником философской поэмы «Фауст». В Санкт-Петербурге даже есть памятник писателю.

Ссылка на основную публикацию
×
×