Эстетический критерий творчества Гарди: сочинение

Своеобразие реализма Т. Гарди. «Тэсс из рода Д’эрбервилей»: образ главной героини.

Томас Гарди был одним из крупнейших английских писателей последних десятилетий XIX века, творчество которого завершает эволюцию английского критического реализма в этом столетии.

Гарди – один из последних представителей старой, патриархальной фермерской Англии, уцелевшей после победы промышленного капитализма. Он с болью наблюдал, как и в эти последние очаги “здоровой, естественной”, с его точки зрения, жизни вторгались капиталистические отношения, губительно действовавшие на людей и обстановку, в которой они жили. Отсюда и возникло трагическое мировосприятие, лежащее в основе его наиболее значительных романов. Реализм Гарди отличается от реализма Диккенса и Теккерея. У автора “Тэсс” и “Джуда Незаметного” нет широких полотен, охватывающих жизнь всего общества, нет в его произведениях прямого отражения основного социального конфликта, изображения борьбы классов. Поле зрения Гарди, несомненно, более узко, чем у классиков критического реализма. Но зато Гарди глубже заглянул в тайники человеческой натуры. Его герои – люди с очень сложной внутренней жизнью, которую писатель раскрывает с глубоким пониманием их душевных движений.

Гарди – выдающийся мастер пейзажа. В структуре его романов пейзаж занимает очень важное место. Авторское восхищение красотой и мощью природы способствует раскрытию нравственной силы и духовного богатства народных характеров.

Пейзажные зарисовки в романах Гарди психологизированы, они неотделимы от чувств и переживаний его персонажей. Писатель видит обилие красок и оттенков в природе, улавливает малейшие изменения цвета и звука, передает динамику в жизни природы, помогающую еще ярче подчеркнуть динамику человеческих страстей. Гарди с любовью изображает природу родных мест. В своих пейзажных зарисовках писатель использовал приемы, характерные для живописи.

Роман “Тэсс из рода д’Эрбервиллей” имеет свой подзаголовок: “Чистая женщина, правдиво изображенная”. Книга состоит из 7 глав, или «фаз», как их назвал автор, и в них повествуется о жизненном пути крестьянки Тэсс Дарбейфилд, которая происходит из знатного, но давно обедневшего рода Эрбервиллей. Как писал сам Гарди в одном из предисловий к своему роману, «в этом романе великая жизненная эпопея героини начинается после события, которое принято считать роковым для ее роли главного действующего лица – или, во всяком случае, непоправимым крушением всех ее прежних надежд и чаяний, а потому публика буквально восстала против общественных условностей, когда оказала этой книге горячий прием и согласилась со мной в том, что художественное произведение может еще очень многое добавить к тому, что уже было сказано о теневой стороне известной катастрофы».

Вот как автор описывает свою героиню: « Тэсс Дарбейфилд была лишь сосудом эмоций, не окрашенных опытом… Она наивна и по-детски простодушна, но в то же время она довольно умна. Она не питает никаких иллюзий, когда узнает новость о благородном происхождении своего рода, скорее, наоборот. Этим она резко отличается от своих простодушных родителей, которые посылают ее за помощью к мнимому родственнику. Тэсс становится жертвой обмана – ее соблазняет Алек д’Эрбервилль. С этого момента начинается трагедия героини – весь ее жизненный путь состоит из лишений, ее не понимает общество. Она выходит замуж за Энджела, но когда тот узнает о ее прошлом, то отказывается от нее. «Ты была одним человеком, теперь ты – другая. Господи, можно ли простить или не простить такое чудовищное превращение?», – восклицает Энджел. Но на самом деле, он увидел только внешнее – навязанную обществом мораль, не понимая того, что Тэсс сохранила свою душевную чистоту, он считал, что она притворялась и обманывала. На самом же деле героиня не способна на обман, она просто искренне верила в любовь, которая способна все понять и простить.

После того, как героиня расстается со своим мужем, она многое претерпевает – и самую тяжелую работу, и преследования Алека. От безысходности она опять возвращается к этому человеку, в конце концов убивает его, когда к ней – слишком поздно – вернулся Энджел. В конце романа Тэсс казнят.

Героиня Гарди наделена редким очарованием, ее образ особенно трогает читателя. В радостях и страданиях женской души, пламенной и самоотверженной, но легко ранимой, беззащитной перед грубой силой,. Выразились и его омраченная печалью восторженность, и переполнявшие его горечь и негодование. Многие английские романисты, предшественники Гарди, писали о падении женщины, делали горькие наблюдения, будившие совесть, будоражившие мысль. Гарди сознательно назвал Тэсс «чистой женщиной» и заявил, что говорит только правду: «Я добавлю только, что книга писалась со всей искренностью»

Тэсс – персонаж трагический. Однако ни страсть, ни волевое устремление, ломающее препятствия, сталкивающее разноречивые интересы, не владеют ею. Душевная чистота – пленительное и безобидное свойство – вот ее пафос. Она готова страдать, безропотно переносит все лишения судьбы, занимается самой тяжелой работой, терпит насмешки. Казалось бы, нет места для трагического конфликта. Но именно это свойство, нежелание Тэсс поступиться своей правотой, пойти на уступки, хотя бы и сулящие выгоду, придают ее положению особый драматизм. Она не хочет заставлять Эрбервилля жениться на ней – ведь она его не любит. Она не может последовать совету своей матери и солгать Энджелу, она чистосердечно все ему рассказывает, веря в него и его любовь.

Литература 1половины XXв. Творчество Дж.Голсуорси. Эпопея о Форсайтах.

Мировая литература первой половины XX века развивалась под непосредственным воздействием событий истории. Важное место в литературе принадлежит антивоенной теме. Ее истоки – в первой мировой войне 1914-1918 годов. Антивоенная тема стала основой в произведениях писателей «потерянного поколения» – Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Р. Олдингтона. Они увидели в войне страшную бессмысленную бойню и осудили ее с гуманистических позиций. Не остались в стороне от этой темы и такие писатели, как Б. Шоу, Б Брехт, А. Барбюс, П. Элюар и другие.

Основные литературные направления этого периода: реализм и противостоящий ему модернизм; хотя иногда писатель проходил сложный путь от модернизма к реализму (У.Фолкнер) и, напротив, от реализма к модернизму (Джеймс Джойс), а иногда модернистские и реалистические начала тесно переплетались, являя собой единое художественное целое (М.Пруст и его роман «В поисках утраченного времени»).

Многие писатели остались верны традициям классического реализма ХIХ века, традициям Диккенса, Теккерея, Стендаля, Бальзака. Так жанр романа-эпопеи, жанр семейной хроники развивают такие писатели, как Джон Голсуорси («Сага о Форсайтах»). Но и реализм ХХ века обновляется, новые темы и проблемы требуют для своего решения новых художественных форм. Так, Э. Хемингуэй вырабатывает такой прием, как «принцип айсберга» (подтекст, насыщенный до предела), Френсис Скотт Фицджеральд прибегает к двойному видению мира,

Если реалисты, положившие основу своего творчества наблюдение, изучение действительности, стремящиеся отразить ее объективные закономерности, не чуждались художественных экспериментов, то для модернистов главным было именно экспериментирование в области формы.

Джон Голсуорси, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», родился14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-Хилл (графство Суррей, Англия), в зажиточной семье. Учился в привилегированной школе Харроу, затем в Оксфорде.
Следующие несколько лет Голсуорси провёл в путешествиях, занимался адвокатской практикой. В 28 начал писать. Свою первую книгу «Под четырьмя ветрами» он опубликовал в 1897 году. Романы «Джослин» и «Вилла Рубейн» издал под псевдонимом Джон Синджон.

В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон, бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Возможность жить вместе, не скрываясь, вдохновила Голсуорси на роман «Собственник», который был закончен в 1906 году и в котором описан неудачный брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен Форсайт. Это роман, принесший автору репутацию серьезного писателя, стал самым известным из его произведений. «Собственник» явился первым томом трилогии «Саги о Форсайтах».

Между 1906 и 1917 годами Голсуорси написал и поставил большинство своих пьес. Как и в романах, в его пьесах обличались самые острые проблемы общества. Джон Голсуорси тратил не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве.

Неукоснительно соблюдая правило писать каждое утро, Голсуорси создал внушительный объём литературной продукции, куда входят 20 романов, 27 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 новеллы, 5 сборников эссе, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.
В 1929 году Голсуорси был награжден британским орденом «За заслуги», а в 1932 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах».
Писатель в это время страдал от сильных головных болей, вызванных неуклонно росшей опухолью мозга. Голсуорси скончался 31 января 1933 года в Лондоне.

Голсуорси был последовательным сторонником реалистического искусства, верил в его благотворное воздействие на общество. Лучшее произведение Голсуорси – «Сага о Форсайтах» – правдивая картина жизни буржуазной Англии его времени.

Голсуорси глубоко волновали социальные противоречия, характерные для буржуазного общества. Он пишет о несправедливости существующего общественного устройства, с большой теплотой изображает людей труда, в ряде своих произведений обращается к теме классовых противоречий. Но в своей критике Голсуорси никогда не переходит определенных границ; он стремится доказать, что классовая борьба приносит лишь вред. Но писатель силен как обличитель лицемерия и эгоизма английской буржуазии, как художник, правдиво показавший процесс ее политической и моральной деградации в эпоху империализма.

Центральная тема романов форсайтовского цикла – упадок некогда могущественной и сильной английской буржуазии, крушение некогда прочного уклада ее жизни. Эта тема раскрывается на истории нескольких поколений семьи Форсайтов.

Для Голсуорси истинным Форсайтом является не только тот, кто носит эту фамилию, но каждый, кому свойственна собственническая психология и кто живет по законам мира собственников. Форсайта можно распознать по чувству собственности, по умению смотреть на вещи с практической стороны. Форсайты лишены способности к отвлеченному мышлению. Форсайт никогда не расходует зря энергию, не выражает открыто своих чувств. Форсайты никому и ничему не отдают себя целиком. Но они любят демонстрировать свою сплоченность, ибо «в сплоченности коренилась их мощь». В своем подавляющем большинстве это «люди прозаические, скучные, но вместе с тем здравомыслящие». Форсайты – не творцы и не созидатели; «никто в их семье не пачкал рук созданием чего бы то ни было». Но они стремятся приобрести и захватить созданное другими. Это обстоятельство порождает основный конфликт романа «Собственник», заключающийся в столкновении мира красоты и свободы, воплощенного в Ирэн и Босини, и мира Форсайтов, находящихся «в безоговорочном рабстве у собственности».

Читайте также:  Сочинение на тему фольклорные мотивы в поэзии Генриха Гейне: сочинение

Форсайтизм и искусство – понятия несовместимые. Среди Форсайтов есть коммерсанты, сборщики налогов, стряпчие, юристы, купцы, издатели, агенты по продаже земель, но среди них нет и не может быть творцов прекрасного. Они выступают лишь как «посредники», извлекающие из искусства выгоду. Даже молодой Джолиан, порвавший со своей семьей и совмещающий работу страхового агента с занятиями живописью, говорит о себе: «Я не сотворил ничего, что будет жить! Я был дилетантом, я только любил, но не создавал».

Практицизм Форсайтов несовместим с героизмом. Откровенная ирония звучит в названии романа – «Сага о Форсайтах». «Сага» – это сказание о героях, богатырях, совершающих подвиги. В самом слове «сага» заключено понятие героического, а, как отмечает сам Голсуорси, на страницах его романа героического мало.

Первый роман трилогии – «Собственник» – проникнут пафосом критики мира собственников. В нем преобладает сатирическое начало, проявившееся прежде всего в образе Сомса Форсайта. Сомс – наиболее полное и яркое воплощение форсайтизма. «Человек, пропитанный всеми предрассудками и верованиями своего класса», – говорит о нем Джолиан. Характерна внешность Сомса – его лицо, «в котором преобладал подбородок», острые, как у рыси, глаза, его костюм («немыслимо вообразить его… с галстуком, отклонившимся от перпендикуляра на одну восьмую дюйма, с воротничком, не сияющем белизной»). Утонченность и «высокомерная выдержка денди» не только не скрывают, но странным образом подчеркивают его сходство с бульдогом; бросается в глаза его квадратная челюсть, специфическая линия рта, усугубляющая это сходство.

Способный и умный от природы, Сомс направляет всю свою энергию на накопление капитала. Ради этого он отказывается от государственной службы, предпочитая, как и его отец, практику присяжного поверенного. Сомс поддерживает только деловые связи; у него нет друзей, и он не испытывает потребности духовного общения с кем бы то ни было, кроме Ирэн, всегда уклоняющейся от такого общения, остающейся недоступной и далекой. Собственническое начало подавляет человека в Сомсе, мешает раскрытию лучших свойств его личности. Но он неизменно безупречен в сфере своих деловых отношений. Его не поддающаяся никаким соблазнам профессиональная честность основана на природной осторожности и врожденном отвращении к риску.

Трагедия Сомса – «очень простая, но непоправимая трагедия человека, не внушающего любви и притом недостаточно толстокожего для того, чтобы это обстоятельство не дошло до его сознания. Даже Флер не любит Сомса так, как он, по его мнению, ого заслуживает». Страдания Сомса не делают его прозорливым. Лишь на мгновение «он предал в себе Форсайта – забыл самого себя… поднялся в чистые высоты бескорыстия и непрактичности». Это случилось тогда, когда он убеждается в том, что, уйдя из его дома, Ирэн не взяла с собой подаренные ей драгоценности. Читая оставленную ею записку, Сомс понимает, что и она страдает. В этот момент человек одерживает в нем верх над собственником. Но только на одно мгновение. В конце романа собственник уже вновь готов торжествовать победу.

Финал романа многозначителен. Босини затравлен; он погибает. Убитая горем Ирэн возвращается в дом Сомса. Однако победа Форсайта мнимая. Размышляя о смерти Босини и ее последствиях, молодой Джолиан приходит к выводу о том, что «эта смерть разобьет семью Форсайтов. Удар скользнул мимо выставленной ими преграды и врезался в самую сердцевину дерева. На взгляд посторонних, оно еще будет цвести, как и прежде, будет горделиво возвышаться напоказ всему Лондону, но ствол его уже мертв, он сожжен той же молнией, что сразила Босини». Смерть Босини имеет последствия не только для личной жизни Сомса, она предвещает гибель благополучия всех Форсайтов.

Тематика и проблематика романов Т. Гарди

В литературе последней трети века наблюдается пестрота. Одновременно развиваются и противоборствуют реализм, неоромантизм, натурализм, литература социалистических идей и литература декаданса.

В 1880-е гг. происходит расслоение романа: старый. (викторианский) и новый, предвосхищающий новую эпоху. Происходит переосмысление проблемы назначения искусства. Объемный роман вытесняется коротким романом (традиция XVIII в,.), для, которого требовались тщательный отбор героев, мастерская интрига. Филдинговская формулировка «комическая эпическая поэма в прозе» заменена определением У. Коллинза — «заставить смеяться, плакать и ждать» (обращенность на изменения в читательской аудитории). Черта переходности — специализация жанров романа (детектив, исторический роман, фантастика и приключения), а также их драматизация — насыщение действием. Дополнительно — уточнение и детализация психологической характеристики героя.

Критический реализм переходной эпохи представлен творчеством Томаса Гарди (1840 – 1928) — писатель-реалист, творил в старой викторианской традиции, но с поправками на современность. «Тэсс из рода дЭрбервиллей» (1891) — трагическая история жизни молодой крестьянки, которую нужда, лицемерие, предрассудки толкают на путь преступления устоев общества. Основные черты:

* «Старомодный» повествовательный стиль; проза, основанная на поэтическом лирическом ритме (мелодика баллады, народной песни).

* Романы «характера и среды», среда = времена года + традиционные ремесла и занятия.

* Традиции В. Скотта: оживил Уэссекс — исторический район Англии. Воссоздание особого исторического мира

* Философский пессимизм (отношение к прогрессу), вытекающий из несовершенства человеческой натуры, все дальше отходящей от природы.

* Герой составляет противоположность современному миру.

* Для него характерен трагизм, отдаленность от почвы непредсказуемость поступков. Мастерство психологического анализа в романе заключается в раскрытии сложности и непредсказуемости человеческой реакции на действительность.

Жизнь Томаса Гарди, интересы его как художника Связаны с сельской и провинциальной Англией, с Дорсетширом. Писатель считал, что Нравственные основы бытия сохраняются в деревне; отсюда противопоставление сельского уклада развращенной жизни большого города. Интересы трудового народа для Гарди Были основным критерием в оценке социальных процессов, происходящих в Англии во второй половине XIX в. Писатель выступил в защиту сельской Англии, патриархальной старины, основ народной культуры, исчезавших в связи с дальнейшим развитием капитализма. Гарди с неприязнью относился к буржуазному прогрессу и Дал резкую, сатирическую критику капитализма. Эта критика сочеталась подчас с пессимистическими и фаталистическими настроениями, которые были вызваны крушением патриархальных иллюзий.

Народность Гарди проявилась в глубоком Изображении трагедии народа в период проникновения Капиталистических отношений в те Сельские районы, в которых еще сохранялась патриархальная народная культура. Народность Гарди – в выражении народных интересов, в великолепном Знании народных обычаев, взглядов, в глубоком освоении Фольклора.

Томас Гарди резко выступил Против тяготения к компромиссу в английской литературе. В его романах 70-90-х годов конфликты достигают трагической Остроты и Непримиримости. Трагическое у Гарди отличается глубиной социального содержания и большой художественной силой.

Свои мысли о том, каким должен быть современный роман, Гарди изложил в некоторых статьях. Он пишет о том, что Роль романа возросла по сравнению с другими литературными жанрами. В современных условиях проблемы, которые раньше разрешались средствами драмы, теперь ставятся в жанре романа. Роман все больше вбирает в себя характерные черты других жанров. Гарди Высказывает сомнение в том, Что можно быть правдивым, уклоняясь от трагических тем.

Писатель полагал, что трагедия имеет место тогда, когда высшее счастье героя вдруг оборачивается несчастьем. Роман-трагедию характеризует целеустремленное, четкое, законченное построение. Драматизированному эпосу свойственны строгие, резко обозначенные контуры.Гарди писал по поводу своего романа «Джуд Незаметный»: «. Сюжет построен почти геометрически – я не должен говорить “построен”, так как в определенный момент характеры сами обусловили такое строение и я просто подчинился этому». «Геометрические линии сюжета не были предумышленны, они возникли сами собой. В работе над “Джудом” моя мысль была сосредоточена на развязке».

Сюжеты лучших романов Гарди строятся как трагическая история жизни главного героя. В романе «Тэсс из рода д’Эрбервилей» Гарди с большим сочувствием изображает народ. Здесь высказана мысль о талантливости людей из народной среды. «Один был Мильтоном, лишенным дара речи, другой – Кромвелем в потенции». Жизнь крестьянства представлена в романе исполненной большого значения. «Чуткий крестьянин живет жизнью более полной, широкой, драматической, чем толстокожий король. Жизнь так же величественна в деревне, как и в любом другом месте».

Основой трагического сюжета в романе «Тэсс из рода д’Эрбервилей» является социальный конфликт между крестьянами, с одной стороны, и буржуазией, либералами и священниками – с другой. Крестьянство в романе представлено семьей мелкого фермера Дарбейфилда, обедневшего потомка древнего аристократического рода д’Эрбервилей. Имя этой семьи присвоили теперь буржуазные дельцы. Дочь Дарбейфилда Тэсс стала жертвой сластолюбивого Алека д’Эрбервиля. Несчастья и беды преследуют Тэсс, умирает ее незаконнорожденный ребенок; сама она ищет работы вдали от родных мест. Казалось, Тэсс была создана для счастья. Она добра и красива. Но ее стремление к счастью наталкивается на жестокие предрассудки и законы общества.

Любовь Тэсс к Энджелу Клэру принесла ей новые беды. Узнав о ее прошлом, Энджел покидает ее, уехав в Бразилию. Этот либерал, заявлявший о своем равнодушии к существующим социальным порядкам и традициям, оказался на самом деле во власти традиционных условностей и предрассудков. Он увидел в Тэсс обманщицу и падшую женщину. Оставленная Энджелом Тэсс снова встретилась с Алеком, ставшим к этому времени методистским проповедником. Потеряв надежду на встречу с Энджелом, Тэсс уступила Алеку. Но когда Энджел вернулся из Бразилии и нашел ее, она решила любой ценой избавиться от ненавистного ей Алека. Протест Тэсс против своего унизительного положения проявился бурно, стихийно и слепо. «Однажды жертва – на всю жизнь жертва! Таков закон!» – говорит она. Но Тэсс не мирится с этим «законом». Она убивает Алека и бежит с Энджелом. «Закон» преследует ее с неумолимостью рока: Тэсс казнят. Но автор показал не вину, а трагедию Тэсс, вызывая сострадание к ней. Подзаголовок романа – «Чистая женщина, правдиво изображенная» – звучал вызовом жестоким законам общества, которое преследовало чистую женщину, довело ее до отчаяния, толкнуло на кровопролитие, а затем приговорило к смерти.

Читайте также:  Сочинение на тему фольклорные мотивы в поэзии Генриха Гейне: сочинение

Трагедия Тэсс осмысливается как социальная трагедия, но подчас писатель склонен видеть в ее судьбе какую-то игру роковых сил, возмездие за грехи предков. Обращаясь к фаталистической идее возмездия для объяснения трагического, Гарди в то же время высказывает сомнение в ее абсолютном значении, склоняясь к здравому смыслу простых людей, не согласному с идеей предопределенности страданий и трагических страстей. Случайности и предзнаменования, которых много в романе, говорят не о действии фатальных сил, а передают ощущение неизбежности трагедии в существующих социальных обстоятельствах. Трагической иронией проникнуты последние слова романа: «Правосудие» свершилось, и Глава бессмертных (по Эсхилу) закончил игру свою с Тэсс». Повествуя о трагической истории женщины-батрачки, Гарди обвиняет жестокое и несправедливое буржуазное общество.

Гарди – выдающийся мастер Пейзажа. В структуре его романов пейзаж занимает очень важное место. Авторское восхищение красотой и Мощью природыспособствует раскрытию нравственной силы и духовного богатства Народных характеров.

Пейзажные зарисовки в романах Гарди психологизированы, они неотделимы от чувств и переживаний его персонажей. Писатель видит обилие красок и оттенков в природе, улавливает малейшие изменения цвета и звука, передает динамику в жизни природы, помогающую еще ярче подчеркнуть динамику человеческих страстей. Гарди с любовью изображает природу родных мест. В своих пейзажных зарисовках писатель использовал приемы, характерные для живописи. Он опирался на искусство голландских мастеров (в романе «Под деревом зеленым») и в особенности на искусство английского художника Тернера (в романе «Возвращение на родину»).

Реальный ЕГЭ 2016

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворенность – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе…

У каждого из нас на протяжении всей жизни складывается свое понятие нормы, понятие нравственности, понятие о прекрасном и, как известно, сколько людей – столько и мнений. Из чего складывается истинная красота человека? Над этим вопросом предлагает нам задуматься в своем тексте В.А. Сухомлинский.

Анализируя эту проблему, автор предлагает нашему вниманию историю из жизни скульптора Мирона, чей «Дискобол» стал классикой античного искусства и вместе с тем самой «популярной» работой творца, а кто-то даже называет эту статую вершиной, «апофеозом» всей творческой деятельности скульптора. Писатель обращает наше внимание на то, что данное произведение искусства олицетворяет истинную человеческую красоту, поскольку эта скульптура человека с диском в руке представляет собой образ личности, изображенной в процессе деятельности, полностью с ней гармоничной. Автор подводит нас к мысли о том, что черты этой фигуры так прекрасны потому, что внешний облик этого персонажа «озарен внутренним вдохновением» и изображен через напряжение внутренних духовных сил и сил физических. Другими словами, В.А. Сухомлинский делает акцент на том, что необычайная красота этой фигуры явилась совокупностью антропологического совершенства и внутренней гармонии, одухотворенности.

По-настоящему прекрасен тот человек, чья внутренняя и внешняя красота выступает в прочном тандеме и образует гармоничный образ. Писатель считает, что истинная красота человека складывается в первую очередь из глубины его внутреннего мира – нравственности, деятельности, одухотворенности, творческого и эстетического начала. Имеет значение, безусловно, и антропологическое совершенство, здоровье человека – и только оба этих фактора, внешняя красота, чистота мыслей, единство действий и чувств в купе образуют цельный, гармоничный образ, что и является, по сути, «красотой» в общем её понимании.

Нельзя не согласиться с мыслью В.А. Сухомлинского. Действительно, человек прекрасен в гармонии чувств, действий, мыслей и, безусловно, внешности. В том случае, если человек занимается тем, что доставляет ему искреннее удовольствие, заботится не только о внешней, но и о внутренней красоте, развивает свой духовный мир, не тратит время на безнравственную деятельность, дорожит своим достоинством и остается самим собой – только в этом случае его можно назвать по-настоящему красивым.

М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» знакомит читателя с «красивым» во всех отношениях героем. Данко, будучи образом романтичным, изначально представлен как сильная, прекрасная, независимая личность, однако вся его внутренняя красота раскрывается в его поступках. Спасая жалкую, злую, лицемерную толпу людей от смерти, он не думал о собственном спасении – все его действия были направлены на то, чтобы помочь людям. Осознав, что выбраться из леса в кромешной темноте нельзя, Данко достал свое пылающее сердце из груди и осветил им дорогу людям, дав им возможность жить и забрав эту возможность у себя. Этот герой был прекрасен не только внешне, но и внутренне, и его альтруизм и пылающее огнем сердце стало тому подтверждением.

По-настоящему красив и главный герой романа Д. Лондона «Мартин Иден». Писатель раскрывает его образ на фоне сразу нескольких слоев населения – Мартин вырос среди рабочего класса, а становление его произошло в тот момент, когда он вел тесное общение с образованной, буржуазной семьей. Однако по-настоящему «своим» он не был ни с кем – пьянством и развратом был противен ему низший класс, однако и те, кто поначалу казался ему примером, в итоге оказались лицемерами и были умны и глубоки лишь на первый взгляд. Сам же герой всегда был нравственно чист и излучал внутреннюю силу и гармонию, чем и смог завоевать сердце Руфь, а открыв для себя огромный мир книг, стал, к тому же, развиваться умственно, подпитывая и взращивая тем самым свой врожденный потенциал. Внешняя красота Мартина в купе с уверенностью, нравственностью и писательской деятельностью создали гармоничный, по-настоящему красивый образ, привлекающий и завораживающий читателя с первых же строк.

В заключение хотелось бы еще раз сказать о том, что красота не бывает только внешней, не бывает только внутренней– это совокупность всего, что есть в человеке, обрамленная гармонией мыслей, действий и чувств.

Реализм, его отличительные черты. Романы «характера и среды» Томаса Гарди

Как ведущее направление – 30-40-е годы XIX в. расцвет – во второй половине 40-х годов. Викторианство – идеология, образ мыслей и жизни, духовная атмосфера, комплекс нравственных и этических установлений, свидетельствующих о благополучном поступательном развитии общества в целом. Одно время оно сводилось лишь к позитивным сторонам викторианской культуры, к якобы устойчивым эстетическим и этическим нормам. Однако «Блестящая плеяда» английских писателей открыла политические и социальные истины и показала в своих творениях все слои буржуазии и изобразила их полными самомнения, и цивилизованный мир подтвердил их приговор.

XIX в. – расцвет романа, связанного с активной политической и социальной жизнью страны, отражающий духовные потребности общества. Национальное своеобразие английского критического реализма – сатирическая обличительная направленность творчества большинства крупных писателей. Дидактизм и нравственные категории, формирующиеся в викторианскую эпоху в общем русле развития наук, особенно политэкономии, социологии, философии, накладывают определенный отпечаток на произведения Диккенса и Ш. Бронте, Теккерея и Д. Элиот.

В историко-литературном процессе Англии XIX в. можно выделить три основных периода. Первый период – 30-е годы; второй – 40-е,” или «голодные сороковые»; третий – 50-60-е годы.

В социальных романах «голодных сороковых» – Диккенса и Теккерея, сестер Бронте – получили отражение и идеи века, и состояние общественного движения, и нравственные принципы эпохи

английские романисты показали реальное положение вещей. Они обогатили роман, привнеся в него элемент публицистичности, плакатности, прямой полемики с существующими идеями и философскими концепциями и смогли отстоять в литературе и духовной жизни нации высокие нравственные идеалы и критерии правды и гуманизма. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Э. Гаскелл смогли обогатить художественную палитру своего творчества тем, что внесли в реалистическую структуру повествования символику и метафору, элементы театра, пародии, сатиры, бурлеска и пантомимы. Они значительно расширили значимость самостоятельности персонажа, чрезвычайно разнообразили повествовательную линию и обогатили диалог.

На первом этапе викторианского периода жанр романа прочно завоевывает себе популярность. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Гаскелл помогли своим современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыли перед ними глубину социальных противоречий. Со страниц их романов страшными глазами смотрели нищета и страдания народа. И не «старая добрая Англия», а страна, раздираемая противоречиями, была изображена в их книгах. Собственно, это была не одна Англия, а две – Англия богатых и Англия бедных.

В наследии Томаса Гарди «романы характеров и среды» наиболее интересны для современного читателя. Эти произведения — национально-самобытное, самое яркое и последовательно развернутое свидетельство демократизации английской литературы в последнюю треть XIX в.

«Тэсс из рода д’Эрбервилей» (1891). Другие романы во многом не уступают ей.

Пейзаж полнее и лучше представлен в романе «Возвращение на родину» (1878); выразительные характеры встречались и ранее: Майкл Хенчард — герой «Мэра Кестербриджа» (1886) — может поспорить с Тэсс; критический пафос более сокрушителен в «Джуде Незаметном». И все же никакая другая книга не производит столь цельного впечатления. Правда, поэзия, мастерство сливаются в «Тэсс», как ни в какой иной книге Гарди.

Народность Гарди проявилась в глубоком изображении трагедии народа в период проникновения капиталистических отношений в те сельские районы, в которых еще сохранялась патриархальная народная культура. Народность Гарди – в выражении народных интересов, в великолепном знании на­родных обычаев, взглядов, в глубоком освоении фольклора.

Томас Гарди резко выступил против тяготения к компро­миссу в английской литературе. В его романах 70-90-х годов конфликты достигают трагической остроты и непримиримо­сти. Трагическое у Гарди отличается глубиной социального содержания и большой художественной силой.

Гарди объединял свои романы в следующие группы: «Ро­маны характеров и среды» (Novels of Characters and Environ­ment), «Романы изобразительные и экспериментальные» (No­vels of Ingenuity and Experiment), «Романтические истории и фантазии» (Romances and Fantasies). Среди этих, групп выделяется первая, состоящая из семи книг. В неё включен и роман «Тэсс из рода д’Эрбервилей» (Tess of the d’Urbervilles, 1891)

«Романы характеров и среды» объединяются общим местом действия – Уэссексом. Слово «Уэссекс» Гарди взял из древней английской истории и использовал его для обозначения не­скольких юго-западных графств (Дорсетшир, Девоншир, Берк­шир и др.). Сам Гарди говорил о том, что в изображенном им городе Кестербрндже очень много от реального Дорчестера. Сюжеты лучших романов Гарди строятся как трагическая история жизни главного героя (Тесс)

Читайте также:  Сочинение на тему фольклорные мотивы в поэзии Генриха Гейне: сочинение

Трагедия Тэсс осмысливается как социальная трагедия, но подчас писатель склонен видеть в ее судьбе какую-то игру роковых сил, возмездие за грехи предков. Обращаясь к фата­листической идее возмездия для объяснения трагического, Гарди в то же время высказывает сомнение в ее абсолютном значении, склоняясь к здравому смыслу простых людей, не согласному с идеей предопределенности страданий и трагиче­ских страстей. Случайности и предзнаменования, которых много в романе, говорят не о действии фатальных сил, а пере­дают ощущение неизбежности трагедии в существующих со­циальных обстоятельствах. Трагической иронией проникнуты последние слова романа: «Правосудие» свершилось, и Глава бессмертных (по Эсхилу) закончил игру свою с Тэсс». Повест­вуя о трагической истории женщины-батрачки, Гарди обви­няет жестокое и несправедливое буржуазное общество.

Творчество Гарди является своеобразным итогом развития английского критического реализма XIX в.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Эстетическое воспитание: критерии и принципы

Понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие чувственного отношения и восприятия красивого в его различных проявлениях.

Целью эстетического воспитания является формирование у ребенка нравственно-эстетического идеала, всестороннее развитие его личности, а также формирование умения видеть, понимать и воспринимать прекрасное.

Для достижения данной цели у детей необходимо, в первую очередь, развивать художественный вкус, образное мышление и творческие задатки, которые заложены в ребенке от природы.

Различают следующие признаки эстетической воспитанности личности:

  1. Наличие художественного и эстетического вкуса.
  2. Умение рассуждать на эстетические темы, аргументировано представлять и отстаивать своё мнение.
  3. Творческие умения и навыки.
  4. Наличие определенных эстетических идеалов, не противоречащих общепринятым в социуме.

В процессе эстетического воспитания у ребенка формируется и развивается способность чувствовать и оценивать красоту, сопоставлять и сравнивать противоположности, находить прекрасное в повседневном. Данные умения в совокупности формируют художественный вкус ребенка.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Одним из важных признаком эстетически воспитанной личности является умение не просто находить красоту во всех ее проявлениях, но и умение любоваться красотой, испытывать эстетическое наслаждение. Помимо этого, умение любоваться красотой подразумевает наличие такого качества личности как переживание. Под переживанием понимается глубокое переживание эстетических чувств. Например, если ребенок видит прекрасное, то он испытывает возвышенные чувства, а если встречается с безобразным, то испытывает чувство отвращения. Именно эти переживания и являются подлинными признаками эстетически воспитанной личности.

Еще одним признаком эстетической воспитанности является способность рассуждать на эстетические темы, судить об эстетике предметов и явлений. В процессе обсуждения произведения искусства, красоты в природе или в обыденности, эстетически воспитанная и развитая личность умело и к месту использует эстетические термины, приводит аргументы и доводы.

Одним из внешних показателей эстетически воспитанной личности является художественно-эстетическое творчество, так как именно в нем проявляются образованность, эстетическая развитость, художественный и эстетический идеал.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Таким образом, на основании эстетической воспитанности происходит формирование и развитие творческой индивидуальности, ее эстетическое отношение к произведениям искусства, собственному поведению, к окружающей природе и труду.

Принципы эстетического воспитания

Процесс эстетического воспитания основан на ряде принципов:

  1. Принцип общность эстетического воспитания и художественного образования. Данный принцип является одним из ведущих принципов, так как он предусматривает формирование социально активной личности ребенка, ее подготовки к труду и духовной жизни. Взаимосвязь эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что не может быть гармонично и всесторонне развитого человека, если у него отсутствует эстетическая грамотность и художественная образованность. Эти качества подразумевают умение выполнять свою работу качественно и доводить ее до эстетического совершенства.
  2. Принцип комплексности. Данный принцип предусматривает комплексный подход к процессу воспитания, то есть использование различных видов искусств (музыка, рисование, пение и т.д.).
  3. Принцип единства художественного и общего психического развития детей. Согласно данному принципу общее становление личности возможно только при сочетании указанных направлений развития ребенка. Так, на уроках по музыке, литературе, изобразительному искусству у детей происходит развитие воображения, речи, эмоциональной сферы и мышления.
  4. Принцип связи художественно-эстетической деятельности с повседневной жизнью. Данный принцип означает, что знакомство ребенка с искусством не должно осуществляться в отрыве от его реальной жизни и носить исключительно теоретический характер. Эстетическое воспитания должно носить практический характер, всесторонне развивать личность ребенка и учить ребенка применять полученные эстетические знания и умения в своей жизни.

Критерии эстетического воспитания

Выделяют психологические, социальные и педагогические критерии эстетического воспитания.

Психологические критерии определяют психическое отношение ребенка к прекрасному. То есть, какие чувства испытывает ребенок во время созерцания художественного произведения или природной красоты, насколько эмоционально он откликается на проблему, которая затронута в произведении, как он высказывает свои суждения.

Психологические критерии направлены на выявление уровня развития художественного вкуса и сформированности эстетического идеала. Проследить это можно путем наблюдения за тем, каким художественным произведениям отдает предпочтение ребенок. Эстетический вкус проявляется в той оценке, которую он дает художественным произведениям. С помощью педагогических критериев устанавливается уровень творческого воображения и художественно-образного мышления.

Социальные критерии определяют широту круга интересов ребенка и степень его потребности в общении с эстетическими явлениями жизни и искусства, что проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка, а также желании окружать себя красивыми предметами и следовать эстетическим нормам в поведении и внешнем виде.

Таким образом, эстетическое воспитания проявляется в критериях, которые отражают наличие у ребенка художественного вкуса, подлинного эстетического идеала, потребности к окружению себя прекрасным и его воссозданием в жизни и быту.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Критерии эстетической воспитанности

Критерии эстетической воспитанности

Эстетическая воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируется творческая индивидуальность, ее эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и действительности. Эстетический идеал социально обусловлен и выражает представления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений.

Эстетическая воспитанность человека не мыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком, по нашему мнению, эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни.

Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения – любование.

Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим – все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в окружающем мире.

Внешним показателем эстетической воспитанности принято считать художественноэстетическое творчество школьника в искусстве, жизни, поведении, отношениях. В нем органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образованность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.

Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных.

Психологическими критериями измеряются способности ребенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние.

Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, тот или иной уровень его сформированности, а также степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей; в оценке явлений искусства и жизни; в результатах их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, соединенное с импровизацией, созиданием нового образа.

Социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к разным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействие с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и подлинного художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.

Исходя из всех названных критериев, можно сделать вывод, что эстетическая воспитанность предполагает единство эстетических убеждений личности с ее интуитивными ориентациями и самопроявлениями во всех формах деятельности. А это требует не только эстетического обучения, но и просвещения, т.е. личность должна приобретать эстетические знания и убеждения, эстетические вкусы и художественные навыки, формировать творческие способности.

Таким образом, на основании выше раскрытых вопросов я пришла к выводу, что эстетическое воспитание нацелено на общее развитие, как в эстетическом плане, так и в духовном. Это достигается путем использования учителем различных средств, методов и форм эстетического воспитания, направленных на решение важнейших задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к творчеству и развития эстетико-психологических качеств личности младшего школьника, которые выражены эстетическим восприятием, идеалом, вкусом и другими психическими категориями эстетического сознания.

Ссылка на основную публикацию
×
×