Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина Недоросль): сочинение

Cочинение «Скоты, владеющие людьми»

Д. И. Фонвизину суждено было жить в довольно мрачную эпоху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, за которым мог последовать только крестьянский бунт. Это пугало русскую самодержицу, стремившуюся лицемерной игрой в законодательство приостановить растущий гнев народа. Помещики-самодуры испытывали животный страх пе- ред надвигающейся опасностью и требовали усиления репрессий. Глубокое сочувствие и тревогу вызывало невыносимое положение крестьян у просветителей, к которым принадлежал и Д. И. Фонвизин. Как и все просветители, Д. И. Фонвизин опасался полной свободы крестьян, но он ратовал за облегчение их участи, возлагая большие надежды на просвещение и воспитание. За десять лет до “Недоросля”, в начале 70-х годов XVIII в., А. П. Сумароков в стихотворной сатире “О благородстве” утверждал, что различие мужика и барина заключается вовсе не в происхождении, а в уме. Барин должен быть умнее, образованнее, разумнее, а если этого нет, то как тогда можно оправдать крепостное право? И в той же сатире Сумароков с гневом спрашивает: “Ах, должно ли людьми скотине обладать?” В “Недоросле” на первое место вынесена тема помещичьего произвола. Главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам. Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой является госпожа Простакова. Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей присвоено звание “госпожа”, остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж. Однако в полной мере нрав этой “фурии” раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей породы. Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. “С тех пор, — жалуется она Скоти- нину, — как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”. Порядок в доме наводится бранью и и побоями. “С утра до вечера, — снова жалуется Простакова, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь”. Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: “По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день”. Примитивная натура Простаковой явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но, узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но, вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью: “Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке”. Брат Простаковой Скотинин родствен ей не только по крови, но и по духу. Он в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. “Не будь я Тарас Скотинин, — заявляет он, — если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. а всякий убыток. сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”. Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых. Многие дворяне в умственном и гражданском развитии стоят столь низко, что их можно уподобить только животным. Скоты, обладающие людьми, — вот га болезненная проблема, которая с большой смелостью была поставлена Д. И. Фонвизиным. Он наделил героев подчеркнуто русскими именами, окружил их привычной обстановкой, сохранил на сцене русские обычаи. Госпожа Простакова — урожденная Ско-гинина — все время сравнивается с собакой, Скотинин — со свиньями. Сами они настойчиво называют себя скотами, животными. “Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?” — спрашивает Простакова. “Ах я, собачья дочь!” — заявляет она в другом месте. Низменный духовный облик Скотинина раскрывается в его пристрастии к “свинкам”. “Люблю свиней. — признается он, — а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою”. “Нет, сестра, — заявляет он Простаковой, — я своих поросят завести хочу”. И Митрофан, по словам матери, “до свиней сызмала такой же охотник. Бывало, увидя свинку, задрожит от радости”. “Аз есмь скот, — читает Митрофан по часослову, — а не человек”. Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедийного языка. Речь многих его героев заранее задана спецификой образа. В “Недоросле” особенно колоритны речи Простаковой, Скотинина, Еремеевны. Фонвизин сохраняет все неправильности языка своих невежественных героев: “перво-ет” вместо первый-то, “ребенка” — вместо ребенка, “голоуш-ка” — вместо головушка, “котора” — вместо которая. Удачно использованы пословицы и поговорки. Грубую, распущенную натуру Простаковой хорошо раскрывают употребляемые ею вульгаризмы: “А ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши”. С языка Простаковой не сходят бранные слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Известие о болезни дворовой девки Палашки приводит ее в бешенство: “Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!” На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковы подчеркивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка. На самом же деле Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать. Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний. “Без науки люди живут и жили”, — уверенно заявляет Простакова. Столь же дики и их общественные представления. Высокие должности существуют, по их глубокому убеждению, только для обогащения. По словам Простаковой, ее отец “воеводою был пятнадцати лет. не умел грамоте, а умел достаточек нажить”. Преимущества “благородного” сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей. Причиной “злонравия” могут быть и плохие наставники. Обучение Митрофана поручено недоучившемуся семинаристу Кутейкину, отставному солдату Цыфиркину и бывшему кучеру, немцу Вральману. Митрофан — одно из главных действующих лиц комедии. Используя приемы речевой характеристики, Д. И. Фонвизин изобразил Митрофана как величайшего лентяя. Но дело не только в учителях, характер и поведение Митрофана — естественный результат тех живых примеров, которыми он окружен в доме родителей. Самое же губительное влияние оказала на Митрофана Простакова. Ведь и имя его, в переводе с греческого, означает “подобный матери”, т. е. “являющий собой мать”. От Простаковой Митрофан перенял грубость, жадность, презрение к труду и знаниям. Воспитание, которое мать хотела дать своему сыну, — скотское воспитание, воспитание животных потребностей. Рабство развращает господ, помещиков, лишая их человеческих черт. Они превратили своих крестьян в скотов, но и сами стали скотами, утратив честь и совесть, забыв о человеческих и родственных привязанностях. Фонвизину удалось создать подлинно типические образы, которые стали нарицательными и пережили свое время. Бессмертными стали имена Митрофанушки, Скотинина, Простаковой.

«Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”)»

Д. И. Фонвизину суждено было жить в довольно мрачную эпоху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, за которым мог последовать только крестьянский бунт. Это пугало русскую самодержицу, стремившуюся лицемерной игрой в законодательство приостановить растущий гнев народа. Помещики – самодуры испытывали животный страх перед надвигающейся опасностью и требовали усиления репрессий.

Глубокое сочувствие и тревогу вызывало невыносимое положение крестьян у просветителей, к которым принадлежал и Д. И. Фонвизин. Как и все просветители, Д. И. Фонвизин опасался полной свободы крестьян, но он ратовал за облегчение их участи, возлагая большие надежды на просвещение и воспитание.

За десять лет до “Недоросля”, в начале 70-х годов XVIII в., А. П. Сумароков в стихотворной сатире “О благородстве” утверждал, что различие мужика и барина заключается вовсе не в происхождении, а в уме. Барин должен быть умнее, образованнее, разумнее, а если этого нет, то как тогда можно оправдать крепостное право? И в той же сатире Сумароков с гневом спрашивает: “Ах, должно ли людьми скотине обладать?»

В “Недоросле” на первое место вынесена тема помещичьего произвола. Главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам.

Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой является госпожа Простакова. Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей присвоено звание “госпожа”, остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж. Однако в полной мере нрав этой “фурии” раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей породы.

Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. “С тех пор, – жалуется она Скотинину, – как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”. Порядок в доме наводится бранью и побоями. “С утра до вечера, – снова жалуется Простакова, – как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь”. Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: “По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день”.

Примитивная натура Простаковой явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но, узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но, вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью: “Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке”.

Брат Простаковой Скотинин родствен ей не только по крови, но и по духу. Он в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. “Не будь я Тарас Скотинин, – заявляет он, – если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”.

Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых. Многие дворяне в умственном и гражданском развитии стоят столь низко, что их можно уподобить только животным. Скоты, обладающие людьми, – вот та болезненная проблема, которая с большой смелостью была поставлена Д. И. Фонвизиным.

Читайте также:  Тема воспитания и образования в пьесе Недоросль: сочинение

Он наделил героев подчеркнуто русскими именами, окружил их привычной обстановкой, сохранил на сцене русские обычаи. Госпожа Простакова – урожденная Скотинина – все время сравнивается с собакой, Скотинин – со свиньями. Сами они настойчиво называют себя скотами, животными. “Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?” – спрашивает Простакова. “Ах я, собачья дочь!” – заявляет она в другом месте. Низменный духовный облик Скотинина раскрывается в его пристрастии к “свинкам”. “Люблю свиней… – признается он, – а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою”. “Нет, сестра, – заявляет он Простаковой, – я своих поросят завести хочу”. И Митрофан, по словам матери, “до свиней сызмала такой же охотник… Бывало, увидя свинку, задрожит от радости”. “Аз есмь скот, – читает Митрофан по часослову, – а не человек”.

Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедийного языка. Речь многих его героев заранее задана спецификой образа. В “Недоросле” особенно колоритны речи Простаковой, Скотинина, Еремеевны. Фонвизин сохраняет все неправильности языка своих невежественных героев: “перво-ет” вместо первый-то, “ребенка” – вместо ребенка, “голоушка” – вместо головушка, “котора” – вместо которая. Удачно использованы пословицы и поговорки. Грубую, распущенную натуру Простаковой хорошо раскрывают употребляемые ею вульгаризмы: “А ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши”. С языка Простаковой не сходят бранные слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Известие о болезни дворовой девки Палашки приводит ее в бешенство: “Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!”

На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковы подчеркивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка. На самом же деле Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать.” Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний. “Без науки люди живут и жили”, – уверенно заявляет Простакова. Столь же дики и их общественные представления. Высокие должности существуют, по их глубокому убеждению, только для обогащения. По словам Простаковой, ее отец “воеводою был пятнадцати лет… не. умел грамоте, а умел достаточек нажить”. Преимущества “благородного” сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей.

Причиной “злонравия” могут быть и плохие наставники. Обучение Митрофана поручено недоучившемуся семинаристу Кутейкину, отставному солдату Цыфиркину и бывшему кучеру, немцу Вральману. Митрофан – одно из главных действующих лиц комедии. Используя приемы речевой характеристики, Д. И. Фонвизин изобразил Митрофана как величайшего лентяя. Но дело не только в учителях, характер и поведение Митрофана – естественный результат тех живых примеров, которыми он окружен в доме родителей. Самое же губительное влияние оказала на Митрофана Простакова. Ведь и имя его, в переводе с греческого, означает “подобный матери”, т. е. “являющий собой мать”. От Простаковой Митрофан перенял грубость, жадность, презрение к труду и знаниям. Воспитание, которое мать хотела дать своему сыну, – скотское воспитание, воспитание животных потребностей.

Рабство развращает господ, помещиков, лишая их человеческих черт. Они превратили своих крестьян в скотов, но и сами стали скотами, утратив честь и совесть, забыв о человеческих и родственных привязанностях.

Фонвизину удалось создать подлинно типические образы, которые стали нарицательными и пережили свое время. Бессмертными стали имена Митрофанушки, Скотинина, Простаковой.

Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина Недоросль): сочинение

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно.

Д. И. Фонвизину суждено было жить в смутную эпоху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, за которым мог взорваться только крестьянский бунт. Это пугало русский самодержицю, что пыталась лицемерной игрой в законодательство остановить растущий народный гнев. Помещики-самодуры испытывали животный страх перед опасностью, что надвигается, и требовали усиления репрессий.

Глубокое сочувствие и тревогу вызывало невыносимое положение крестьян в просветителей, к которым принадлежал и Д. И. Фонвизин. Как и все просветители, Д. И. Фонвизин опасался полной свободы крестьян, но он боролся за облегчение их участи, возлагая большие надежды на просвещение и воспитание.

За десять лет до написания «Недоука», в начале 70-х годов XVIII в. О. П. Сумароков в стихотворной сатире «О благородстве» утверждал, что разница между мужиком и барином заключается вовсе не в происхождении, а в уме. Господин должен быть умным, а если этого нет, то как тогда можно оправдать крепостное право? И в этой же сатире Сумароков с гневом вопрошает: «Ах, должно ли людьми скотина владеть?»

Скоты, владеющие людьми, – вот и болезненная проблема, которая с большой смелостью была поставлена Фонвизиным. Выразительные фамилии дворян говорят сами за себя. Госпожа Простакова – урожденная Скотиніна. А имя Митрофан означает: похож на мать, подобный матери. Сами они упорно называют себя скотами, животными. Но на протяжении всей комедии Скотиніни и Простакови подчеркивают, что необыкновенно умные, особенно Митрофанушка. «Умный ребенок», надежда матушки, в котором она впоследствии передаст бразды правления имением и, естественно, людьми.

Митрофан – одно из главных действующих лиц комедии. Используя средства характеристики и, особенно часто – языковой, Д. И. Фонвизин изобразил Митрофана как самого большого лентяя.

Со страниц комедии слышны робкие жалобы учителей на то, что их питомец за несколько лет ничего не пожелал научиться. Этот полушепот заглушается бесстыдными громкими заявлениями Митрофана, то рычит на мать, и просит его «хоть для вида поучиться», то с досадой восклицает о учителей пришли: «Проказник их возьми. », то категорически говорит: «Не хочу учиться, а хочу жениться».

Зато Митрофан любит покушать. Эту страсть будущего помещика автор высмеивает с помощью осторожных слов Єреміївни о том, что господин к завтраку уже пять булок съесть захотел, а до утра тосковал от чрезмерно плотного ужина.

Систематическое безделье, обжорство породили тупость мысли. В уста учителей Д. И. Фонвизин вкладывает сокрушительные характеристики «большого грамотеем», что более чем за два года не смог одолеть дробей. Ему даже трудно посчитать, сколько будет «один и один». Митрофан не в состоянии почувствовать глузливості в тоне Стародума, Правдина, Милона, когда те хвалят его «ученость». И вообще недоучка сам признается, что он «к умниц не схочий», ему «свой брат всегда лучший».

Разве удивительно, что Митрофан растет неучем? Сцена экзамена позволила писателю до конца выявить убогость героя. Для Митрофана двери, что «приложенные к своему месту», – прилагательное, а вот в кладовке уже шестая неделя, как дверь еще не навешены, так то пока что существительное.

У матери и своих близких родственников Митрофан научился притворяться. В ответ на уговоры матери подчиниться он так искусно изображает отчаяние, что даже бывала Простакова, опасаясь за жизнь сына, восклицает: «Что, что ты хочешь делать? Опомнись, душечка!»

Порядки, царящие в доме, с детских лет приучили Митрофана пресмыкаться перед влиятельными людьми. Подхалимство проявляется и в речи персонажа. Нежный сыночек подобострастно говорит, что ему стало жаль матушки, которая «так устала, колошматя батюшку».

Атмосфера родного дома приучила Митрофана грубо обращаться с людьми бесправными, он становится невежливым.

Автор заставляет героя проявить это свое качество в общении с другими персонажами. Женщину, которая вскормила Митрофана, он называет «старой хричовкою», на дядю кричит: «Вон. иди себе!». «Давай доску, гарнизонный крыса! Задавай, что писать», – обращается ученик к одному из наставников.

Каждый день смотря на применение физической силы против других людей, будущий властелин человеческих душ и сам приобретает способность к насилию. Созданные в комедии острые ситуации позволили персонажу проявить себя и с этой стороны. Митрофан полностью соглашается со своей матушкой, чтобы силой увести Софью под венец.

Окружающая обстановка и воспитание лишили молодого кріпосника чувство милосердия. Показывая, как Митрофан меняет свое отношение к людям в зависимости от того, какое положение они занимают, Д. И. Фонвизин с особой полнотой раскрывает черствость его души. Любимый сын сразу же теряет всякий интерес к матери, как только у нее отобрали власть. На полный отчаяния возглас Простаковой он отвечает: «Да відв’яжися, матушка, как нав’язалася!». Даже обмороки матери его совсем не волнует. И в этом вина самой Простаковой. Она не видит, не хочет видеть, кого на самом деле вырастила. И то воспитание, которое она хотела дать своему сыну, – это скотское воспитание, воспитание животных потребностей.

Рабство развращает господ, помещиков, лишая их человеческих черт. Они превратили своих крестьян на скотину, но и сами стали скотами, потеряв честь и совесть, забыв о человеческие и семейные предпочтения.

Сочинение: Скоты, владеющие людьми (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Д. И. Фонвизину суждено было жить в довольно мрачную эпо­ху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы экс­плуатации крепостных крестьян достигли того предела, за кото­рым мог последовать только крестьянский бунт. Это пугало рус­скую самодержицу, стремившуюся лицемерной игрой в законода­тельство приостановить растущий гнев народа. Помещик-самодуры испытывали животный страх перед надвигающейся опасно­стью и требовали усиления репрессий.

Глубокое сочувствие и тревогу вызывало невыносимое по­ложение крестьян у просветителей, к которым принадлежал и Д. И. Фонвизин. Как и все просветители, Д; И. Фонвизин опасал­ся полной свободы крестьян, но ратовал за облегчение их участи, возлагая большие надежды на просвещение и воспитание.

За десять лет до «Недоросля», в начале 70-х годов XVIII в., А. П. Сумароков в стихотворной сатире «О благородстве» утверж­дал, что различие мужика и барина заключается вовсе не в про­исхождении, а в уме. Барин должен быть умнее, образованнее, ра­зумнее, а если этого нет, то как тогда можно оправдать крепостное право? И в той же сатире Сумароков с гневом спрашивает: «Ах, должно ли людьми скотине обладать?».
[sms]

В «Недоросле» на первое место вынесена тема помещичьего произвола. Главным критерием в оценке героев становится их от­ношение к крепостным крестьянам.

Действие происходит в имении Простаковых, где единоличной хозяйкой является госпожа Простакова. Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей и ее брату присвоено звание «госпожа», «господин», остальные герои названы или по фами­лии или по имени. Она действительно господствует в подвласт­ном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенно­стью в собственной безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж. Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей породы.

Читайте также:  Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».: сочинение

Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ог­раблении крепостных. «С тех пор, — жалуется она Скотинину, — как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем». Порядок в доме наводится бранью и побоями. «С утра до вечера, — снова жалуется Простакова, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день».

Примитивная натура Простаковой явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но, узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать
Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но, вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упус­тившими Софью: «Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу пооди­ночке».

Брат Простаковой Скотинин родствен ей не только по крови, Но и по духу. Он в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. «Не будь я Тарас Скотинин, — заявляет он, — если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обы­чай с тобою. а всякий убыток. сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду».

Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое рас­пространение дворян, подобных Простаковой, придает ей.харак­тер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует пре­дупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых. Многие дворяне в умственном и гражданском раз­витии стоят столь низко, что их можно уподобить только живот­ным. Скоты, обладающие людьми, — вот та болезненная пробле­ма, которая с большой смелостью была поставлена Д. И. Фонви­зиным.

Он наделил героев подчеркнуто русскими именами, окружил их привычной обстановкой, сохранил на сцене русские обычаи. Госпожа Простакова — урожденная Скотинина — все время срав­нивается с собакой, Скотинин — со свиньями. Сами они настой­чиво называют себя скотами, животными. «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» — спрашивает Простакова. «Ах я, соба­чья дочь!» — заявляет она в другом месте. Низменный духов­ный облик Скотинина раскрывается в его пристрастии к «свин­кам». «Люблю свиней. — признается он, — а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, встав на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой голо­вою». «Нет, сестра, — заявляет он Простаковой, — я своих поро­сят завести хочу». И Митрофан, по словам матери, «до свиней сызмала такой же охотник. Бывало, увидя свинку, задрожит от радости». «Аз есмь скот, — читает Митрофан по часослову, — а не человек».

Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедий­ного языка. Речь многих его героев заранее задана спецификой образа. В «Недоросле» особенно колоритны речи Простаковой, Скотинина, Еремеевны. Фонвизин сохраняет все неправильнос­ти языка своих невежественных героев: «перво-ет» вместо первый-то, «голоушка» — вместо головушка, «котора» вместо которая. Удачно использованы пословицы и поговорки. Грубую, распущен­ную натуру Простаковой хорошо раскрывают употребляемые ею вульгаризмы: «А ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши». С языка Простаковой не сходят бранные слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Изве­стие о болезни дворовой девки Палашки приводит ее в бешенство: «Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!»

На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковы под­черкивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка. На самом же деле Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать. Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и не­нужности знаний. «Без науки люди живут и жили», — уверенно заявляет Простакова. Столь же дики и их общественные пред­ставления. Высокие должности существуют, по их глубокому убеждению, только для обогащения. По словам Простаковой, ее отец «воеводою был пятнадцати лет. не умел грамоте, а. умел достаточек нажить». Преимущества «благородного» сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей.

Причиной «злонравия» могут быть и плохие наставники. Обу­чение Митрофана поручено недоучившемуся семинаристу Кутей-кину, отставному Цыфиркину и бывшему кучеру, немцу Вральма­ну. Митрофан — одно из главных действующих лиц комедии. Ис­пользуя приемы речевой характеристики, Д. И. Фонвизин изоб­разил Митрофана как величайшего лентяя. Но дело не только, в учителях.

Характер и поведение Митрофана — естественный ре­зультат тех живых примеров, которыми он окружен в доме родите­лей. Самое же губительное влияние оказала на Митрофана Про­стакова. Ведь и имя его, в переводе с греческого, означает «подоб­ный матери», т. е. «являющий собой мать». От Простаковой Мит­рофан перенял грубость, жадность, презрение к труду и знаниям. Воспитание, которое мать хотела дать своему сыну, — скотское воспитание, воспитание животных потребностей.

Рабство развращает господ, помещиков, лишая их человеческих черт. Они превратили своих крестьян в скотов, но и сами стали скотами, утратив честь и совесть, забыв о человеческих и родствен­ных привязанностях.

Фонвизину удалось создать подлинно типические образы, ко­торые стали нарицательными и пережили свое время. Нарица­тельными стали имена Митрофанушки, Скотинина, Проста­ковой.[/sms]

Сочинение на тему: Скоты, которые владеют людьми («Недоросль»)

Все это было бы смешно, когда не было бы так грустно. М. Ю. Лермонтов. Д. И. Фонвизину довелось жить в грустную эпоху царствования Екатерины II, когда нечеловеческие формы эксплуатации крепостных достигли той границы, за которой мог взорваться крестьянский бунт. Это пугало русскую самодержицу, которая старалась лицемерной игрой в законодательство остановить возрастающий народный гнев. Помещики — самодуры ощущали животный страх перед опасностью, которая надвигается, и требовали усиления репрессий. Глубокое сочувствие и тревогу вызвало невыносимое положение крестьян у просветителей, к которым принадлежал и Д. И. Фонвизин. Как и все просветители, Д. И. Фонвизин опасался полной свободы крестьян, но он боролся за облегчение их судьбы, возлагая большие надежды на просвещение и воспитание.

За десять лет до написания «Недоросля «, в начале 70-х лет XVIII ст. О. П. Сумароков в стихотворной сатире «О благородстве», писал, что разность между мужиком и господином заключается совсем не в происхождении, а в уме. Господин должен быть умным, а если этого нет, то как тогда можно оправдать крепостное право? И в этой же сатире Сумароков с гневом спрашивает: «Ах, должная ли людьми скотина владеть?» Скоты, которые владеют людьми, — вот та болевая проблема, которая с большой смелостью была поставлена Фонвизиным. Выразительные фамилии дворян говорят самые за себя. Госпожа Простакова — врожденная Скотинина. А имя Митрофан означает: похожий на мать, подобный матери. Самые они настойчиво называют себя скотами, животными. Но на протяжении всей комедии Скотинины подчеркивают, что необычно умные, особенно Пошлин — Рофанушка. «Умное дитя», надежда матушки, которому она со временем передаст руль правления имением и, естественно, людьми. Митрофан — одна из главных действующих лиц комедии. Используя средства характеристики и, особенно часто — языковой, Д. И. Фонвизин изобразил Митрофана как наибольшего бездельника. Со страниц комедии слышно боязливые жалобы учителей на то, что их воспитанник за несколько лет ничего не пожелал научиться. Этот полушепот заглушается бесстыдными громкими заявлениями Митрофана, который то ворчит на мать, которая и просит его «хотя для вида поучиться», то с досадой выкрикивает об учителів, что пришли: «Шалун их возьми…», то категорически говорит: «Не хочу учиться, а хочу жениться».

Зато Митрофан любит поесть. Эту страсть будущего помещика автор высмеивает с помощью осторожных слов о том, что господин к завтраку уже пять булок съесть захотел, а к утру тосковал от чрезмерно сытного ужина. Систематическое безделье, обжорливость породили тупость мысли. В уста учителей Д. И. Фонвизин вкладывает сокрушительные характеристики «большого грамотея», что более как за два года не смог одолеть дробей. Ему даже тяжело сосчитать, сколько будет «один и один». Митрофан не в возможности ощутить насмешливости в тоне Стародума, Правдина, Милона, когда те хвалят его «ученость». И вообще недоросль сам признается, что он «к умницам не расположен», ему «свой брат всегда лучший». Разве удивительно, что Митрофан растет невеждой? Сцена испытания разрешила писателю до конца проявить убожество героя. Для Митрафана двери, которые «приложены к своему месту», — прилагательное, а вот в амбаре уже шестой неделя, как двери еще не навешанные, так то пока что существительное. В среде своих близких родственников Митрофан научился прикидываться. В ответ на увещание матери подчиниться он так искусно изображает отчаяние, которая даже видавшая виды Простакова, опасаясь за жизнь сына, выкрикивает: «Что, что ты хочешь делать? Приди в себя, душечка!» Порядки, которые властвуют в доме, из детских лет приучили Пошлин — Фофана ползать перед влиятельными людьми. Подхалимство оказывается и в языке персонажа. Нежный сыночек льстиво говорит, что ему стало жаль матушки, которая «так утомилась, лупцуя батечка». Атмосфера родительского дома приучила Митрофана грубо вести себя с людьми бесправными, он становится невежливым.

Автор заставляет героя проявить это свое качество в общении с другими персонажами. Женщину, которая выкормила Митрофана, он называет «старой хричовкою», на дядю кричит: «Прочь… иди себе!». «Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать», — обращается ученик до одного из наставников. Каждый день смотря на применение физической силы против других людей, будущий властитель человеческих душ и сам приобретает способность к насилию. Созданные в комедии острые ситуации разрешили персонажу проявить себя и с этой стороны. Митрофан целиком согласный со своей матушкой, чтобы силой повести Софию под венец. Окружающая обстановка и воспитания лишили молодого крепостника чувства милосердия. Показывая, как Митрофан изменяет свое отношение к людям в зависимости от того, какое положение они занимают, Д. И. Фонвизин с особой полнотой раскрывает черствость его души. Любимый сын сразу же теряет всякое интерес к матери, как только у нее отобрали власть. На полный отчаяния восклицание Простаковой он отвечает: «И отвяжись, матушка, как навязалась!». Даже бессознательность матери его совсем не волнует. И в этом вина самой Простаковой. Она не видит, не хочет видеть, кого на самом деле вырастила. И то воспитание, которое она хотела даты своему Сину, — это скотское воспитание, воспитание животных нужд.

Рабство развращает господ, помещиков, лишая их человеческих черт. Они превратили своих крестьян на скотину, но и самые стали скотами, утратив честь и совесть, забыв о человеческих и родственных вкусах.

Сочинение на тему: Скоты, которые владеют людьми («Недоросль»)

Другие сочинения по теме:

Сочинение на тему Сын, достойный своей матери («Недоросль») Яблоко от яблони далеко не падает. Пословица. Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения.

Читайте также:  Японские народные сказки: сочинение

Грубость и невежество Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль» Митрофану 16 лет. Это — здоровый малый, ленивый, грубый избалованный матерью, которая потакает всем его дурным наклонностям. Он — достойный.

Сочинение на тему: Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль» Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» выдержана в рамках классицизма. Назначение комедии в классицизме — смешить, «издевкой править нрав», то есть.

Тема воспитания в комедии «Недоросль» В комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Д. И. Фонвизин выводит на сцену представителей дворянства, развращенного помещичьей властью, и показывает.

Как писать сочинение по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Во — первых, чтобы написать сочинение, нужно хорошо знать текст произведения, по которому ты это сочинение пишешь. Во — вторых.

Тема задания: Д. И. Фонвизин «Недоросль» Сочинение на тему: Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Комедия Фонвизина «Недоросль», которую отделяют от нашего времени.

Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова В комедии Недоросль Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные.

Образ Митрофана в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Как отмечал В. О. Ключевский, комедия Фонвизина «Недоросль» связала слова «недоросль» и «Митрофан» в единое понятие, «так что Митрофан стал.

Сатирическая направленность комедии Фонвизина «Недоросль» В комедии «Недоросль» Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои — представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги.

Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин — известный русский сатирик. Он написал комедии «Бригадир» и «Недоросль». Комедия «Недоросль» была написана в эпоху самодержавно-крепостнического.

Действующие лица комедии Фонвизина «Недоросль» Муж Простаковой, отец Митрофана, — робкий и безвольный человек, до того забитый и запуганный своей женой, что не имеет ни.

Пересказ сюжета пьесы Фонвизина «Недоросль» Прежняя пьеса Фонвизина была первой комедией о русских нравах и, по словам Н. И. Панина, необычайно понравилось императрице Екатерине II.

За что и как наказана Простакова в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? В комедии «Недоросль» Фонвизин поднимает злободневные проблемы современной ему действительности, а также размышляет о решении вечных вопросов. Автор осуждает злоупотребление.

Главные черты реализма в произведении «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин (1744 или 1745-1792). Именно Фонвизин наиболее близко подошел к тому, что мы называем предреализмом. Без «Недоросля» не.

Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Комедия — очень своеобразный жанр. У большинства комедий сюжет мифический или сказочный. И очень немногие комические произведения отличаются точным и.

С людьми живи в мире, а с недостатками воюй Какая это сложная наука — жить среди людей! Ведь все мы такие разные — ну как здесь примирить интересы, избегнуть.

Сочинение размышление: живы ли Митрофанушки в наше время? Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования.

Проблема характера героя в произведении «Недоросль» Фонвизина Грубость языка и действий Простаковой — не грубость Фонвизина, а яркая деталь ее жизненного облика. «Простонародность» сцены драки учителей глубочайшим.

Сочинение на тему: Традиции и новаторство комедии «Горе от ума» Началом расцвета реалистической драматургии в русской литературе считается комедия «Горе от ума», которая была написана талантливейшим поэтом и драматургом Александром.

Каноны литературной условности речи в произведении «Недоросль» В своем языке Фонвизин преодолевает классические каноны жанровой классификации и литературной условности речи. И здесь, однако, он связан еще во.

Сочинение: Скоты, владеющие людьми По комедии Д. И. Фонвизина Недоросль

Скоты, владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)Автор: Фонвизин Д.И.

Д.И. Фонвизину суждено было жить в довольно мрачную эпоху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, за которым мог последовать только крестьянский бунт. Это пугало русскую самодержицу, стремившуюся лицемерной игрой в законодательство приостановить растущий гнев народа. Помещики-самодуры испытывали животный страх перед надвигающейся опасностью и требовали усиления репрессий.
Глубокое сочувствие и тревогу вызывало невыносимое положение крестьян у просветителей, к которым принадлежал и Д. И. Фонвизин. Как и все просветители, Д. И. Фонвизин опасался полной свободы крестьян, но он ратовал за облегчение их участи, возлагая большие надежды на просвещение и
воспитание.
За десять лет до «Недоросля», в начале 70-х годов XVIII в., А. П. Сумароков в стихотворной сатире «О благородстве» утверждал, что различие мужика и барина заключается вовсе не в происхождении, а в уме. Барин должен быть умнее, образованнее, разумнее, а если этого нет, то как тогда можно оправдать крепостное право? И в той же сатире Сумароков с гневом спрашивает: «Ах, должно ли людьми скотине обладать?»
В «Недоросле» на первое место вынесена тема помещичьего произвола. Главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам.
Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой является госпожа Простакова. Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей присвоено звание «госпожа», остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж. Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей
породы.
Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. «С тех пор, — жалуется она Скоти-нину, — как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем». Порядок в доме наводится бранью и побоями. «С утра до вечера, — снова жалуется Простакова, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день».
Примитивная натура Простаковой явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но, узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но, вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью: «Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке».
Брат Простаковой Скотинин родственник ей не только по крови, но и по духу. Он в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. «Не будь я Тарас Скотинин, — заявляет он, — если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру-с своих же крестьян, так и концы в воду».
Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых. Многие дворяне в умственном и гражданском развитии стоят столь низко, что их можно уподобить только животным. Скоты, обладающие людьми, — вот та болезненная проблема, которая с большой смелостью была поставлена Д. И. Фонвизиным.
Он наделил героев подчеркнуто русскими именами, окружил их привычной обстановкой, сохранил на сцене русские обычаи. Госпожа Простакова — урожденная Скотинина — все время сравнивается с собакой, Скотинин — со свиньями. Сами они настойчиво называют себя скотами, животными. «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» — спрашивает Простакова. «Ах я, собачья дочь!» — заявляет она в другом месте. Низменный духовный облик Скотинина раскрывается в его пристрастии к «свинкам». «Люблю свиней… — признается он, — а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на зад ни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». «Нет, сестра, — заявляет он Простаковой, — я своих поросят завести хочу». И Митрофан, по словам матери, «до свиней сызмала такой же охотник… Бывало, увидя свинку, задрожит от радости». «Аз есмь скот, — читает Митрофан по часослову, — а не человек».
Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедийного языка. Речь многих его героев заранее задана спецификой образа. В «Недоросле» особенно колоритны речи Простаковой, Скотинина, Еремеевны. Фонвизин сохраняет все неправильности языка своих невежественных героев: «перво-ет» вместо первый-то, «робенка» — вместо ребенка, «голоушка» — вместо головушка, «котора» — вместо которая. Удачно использованы пословицы и поговорки. Грубую, распущенную натуру Простаковой хорошо раскрывают употребляемые ею вульгаризмы: «А ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши». С языка Простаковой не сходят бранные слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Известие о болезни дворовой девки Палашки приводит ее в бешенство: «Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!»
На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковы подчеркивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка. На самом же деле Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать. Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний. «Без науки люди живут и жили», — уверенно заявляет Простакова. Столь же дики и их общественные представления. Высокие должности существуют, по их глубокому убеждению, только для обогащения. По словам Простаковой, ее отец «воеводою был пятнадцати лет… не умел грамоте, а умел достаточек нажить». Преимущества «благородного» сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей. Причиной «злонравия» могут быть и плохие наставники. Обучение Митрофана поручено недоучившемуся семинаристу Кутейкину, отставному солдату Цыфиркину и бывшему кучеру, немцу Вральману. Митрофан — одно из главных действующих лиц комедии. Используя приемы речевой характеристики, Д. И. Фонвизин изобразил Митрофана как величайшего лентяя. Но дело не только в учителях, характер и поведение Митрофана — естественный результат тех живых примеров, которыми он окружен в доме родителей. Самое же губительное влияние оказала на Митрофана Простакова. Ведь и имя его, в переводе с греческого, означает «подобный матери», т. е. «являющий собой мать». От Простаковой Митрофан перенял грубость, жадность, презрение к труду и знаниям. Воспитание, которое мать хотела дать своему сыну, — скотское воспитание, воспитание животных потребностей.
Рабство развращает господ, помещиков, лишая их человеческих черт. Они превратили своих крестьян в скотов, но и сами стали скотами, утратив честь и совесть, забыв о человеческих и родственных привязанностях.
Фонвизину удалось создать подлинно типические образы, которые стали нарицательными и пережили свое время. Бессмертными стали имена Митрофанушки, Скотинина, Простаковой.

Ссылка на основную публикацию
×
×