Жизнь и творчество писателя Гюстава Флобера 2: сочинение

Жизнь и творчество Гюстава Флобера

Гюстав Флобер (1821-1880 гг.) представляет собой крупнейшего французского прозаика, работавшего в жанре реализма и создавшего собственный литературный стиль, названный «точным словом».

Появление на свет будущего романиста происходит в пригороде Парижа, городке Руан, в семействе, относящемся к мелкой буржуазии, глава которого является практикующим хирургом, а также весьма состоятельным землевладельцем. Именно поэтому мальчик получает образование в Королевском колледже, а затем в Руанском лицее.

Литературная деятельность Флобера начинается в тринадцатилетнем возрасте, когда он становится редактором лицейского журнала, в котором публикует собственные тексты. Пятнадцатилетний Гюстав встречает свою первую юношескую любовь, воспоминания о которой ложатся в основу романа «Воспитание чувств», опубликованного лишь по прошествии четверти века после его создания.

Несмотря на увлечение литературой, Флобер решает освоить юриспруденцию, поступив в Парижский университет, однако не заканчивает его в связи с начавшимся лечением от эпилепсии, которое состоит не только в приеме горячих ванн, но и возможности изменить окружающую обстановку, много путешествуя по миру. Среди стран, которые посещает писатель, числятся Италия, Египет, Иерусалим, Османская империя, а впечатления о путешествиях в них ложатся в основу его будущих произведений.

Вернувшись во Францию Флобер приступает к пятилетней работе над романом «Госпожа Бовари», ставшим литературным прорывом после издания, а также послужившим причиной судебного иска в отношении писателя, обвиняемого в оскорблениях моральных и общественных норм. Суд оправдывает Флобера, однако нервные переживания негативно отражаются на его здоровье, выражаясь в участившихся эпилептических припадках, справляться с которыми ему помогает мать, поселившаяся с Гюставом после кончины мужа.

После очередного путешествия в северную Африку, в Тунис, Флобер приступает к созданию романа «Саламбо», который после публикации совместно с «Госпожой Бовари» запрещается в официальном порядке Ватиканом, но одновременно романы имеют огромную популярность во Франции.

Одним из значимых произведений Флобера является философская драма под названием «Искушения святого Антония», основу которой составляют его исследования по религии, философии и истории Востока.

За восемь лет до собственной смерти писатель становится банкротом из-за больших долгов мужа сестры, в связи с чем распродает большую часть своего имущества и ведет затворнический образ жизни. В этот период он создает повесть под названием «Простая душа», а также выходят его сочинения, переведенные его хорошим другом Иваном Тургеневым на русский язык. Последним романом Флобера является «Бувар и Пекюше», готовившийся писателем к изданию целых три года. Однако выпуска книги Флобер не застает, поскольку умирает в результате инсульта.

Отличительная особенность творчества писателя заключается в создании Флобером натуралистического стиля точного слова в литературном тексте, полностью отрицающего вымыслы и домыслы в сюжетных повествованиях.

Вариант 2

Очень часто писатели и авторы разнообразных литературных шедевров являются выходцами из семей, которые вообще никоим образом не связаны с литературой. Такие авторы обычно сначала начинают заниматься деятельностью связанной с деятельностью их семьи, и лишь после этого, приходят к литературе. Однако, даже несмотря на свой поздний приход в этот замечательный мир, они всё так же обладают талантом, как и те авторы, которые начали развивать свой талант раньше первых. И это происходит по нескольким причинам, главная из которых очень сильная мотивация. Именно мотивация помогает незадачливым авторам продвигаться по карьерной лестнице, достигая всё новых и новых вершин. Прекрасным примером такого автора послужит Гюстав Флобер.

Гюстав Флобер – известный французский писатель, чьи произведения многие годы вдохновляли людей на какие-либо подвиги. В его произведениях народ находил именно то, что мотивировало его на действия, а не простое прозябание своей жизни. Через его замечательные строки люди находили для себя смысл жизни, и тем самым улучшали качество своей жизни. Его произведения также обладают отличным сюжетом, который завораживает читателя, однако в тоже время в его произведениях кроется довольно глубокий смысл, который дозволено понять далеко не каждому читателю, который читает его произведения.

Данный замечательный автор родился в 12 декабря 1821 года в небольшой французской деревушке. Семья, в которой он родился хоть и была немного бедной, но глава семейства, отец Гюстава был талантливым врачом, который к тому же любил своё дело, и ещё больше любил науку, и любовь к науке он также прививал своему сыну Гюставу, который был не против. В раннем возрасте в мальчике сразу заметили его талант, ведь мальчика по настоящему тянуло в литературе, он хотел заниматься ей, и потому попросил отца ему в этом, на что тот сразу же согласился. И таким образом Гюстав начал развивать свой талант с помощью своего отца. Он закончил достаточное количество хороших учебных заведений и получил хорошее образование, что позволило идти ему дальше одному без помощи кого либо. Таким образом, Гюстав проживает всю свою жизнь, которая была насыщенна разнообразными событиями, взлётами и падениями, прекрасной литературной карьерой, множеством наград и прочим. И заканчивает её 8 мая 1880 года в своём родном городе.

Жизнь и творчество Гюстава Флобера

Интересные ответы

Сотни миллионов лет назад сверхконтинент Пангея разделился на два более мелких – северную Лавразию и южную Гондвану. Дальнейшее движение литосферных плит медленно сформировало Индийский океан, третий по площади на Земле.

1821 год 28 ноября – дата начала жизни будущего русского писателя Некрасова Николая Алексеевича. Он родился в небольшом городе под названием Немиров, который был включен в Подольскую губернию.

Совы относятся к отряду совообразных. Он включает в себя 2 семейства – совинные, или настоящие совы, и сипуховые. Всего в мире насчитывается 214 видов сов, относящихся к 30-ти родам.

Изучением проблем возникновения чрезвычайных ситуаций, путей предотвращения их появлений, способов защиты самого человека и его имущества, объектов промышленного и гражданского строительства

В мире существует большое количество животных. Они делятся на классы и виды. Остановимся на разновидности ластоногих. Это млекопитающие животные, жизнь которых связана с водным пространством

Творческая судьба Гюстава Флобера (Литература XIX века)

Мог ли писатель, холодный и равнодушный, сравнивать себя с гладиатором, на потеху публики раскрывающим свое истерзанное сердце? А между тем его современники, когда в 1856 г. появился его роман «Госпожа Бовари», ошеломленные жестокой правдой изображенной им трагедии, увидели в авторе скандально равнодушного бытописателя, равнодушного к своим героям, равнодушного вообще к людям.

Судебные власти были возмущены, и писатель был привлечен к суду за оскорбление морали (героиня его романа Эмма Бовари обманывала своего супруга, изменяла ему). Авторитетный тогда журнал «Ревю де де Монд» писал: «Аморальность «Госпожи Бовари» не в отдельных сценах. а скорее в самой системе писателя, в его высокомерно афишируемом безразличии, в этом эгоистическом искусстве отрешаться от всякого человеческого чувства». В карикатуре писателя изобразили за хирургическим столом, вооруженным пилой, ножницами и лупой.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В левой руке он держит пронзенное скальпелем сердце Эммы Бовари. Крупные капли крови падают из сердца в стоящую на полу чернильницу. Писатель-«хирург» с любопытством и без трепета душевного рассматривает сердце пациентки. Таким предстал современникам Гюстав Флобер.

Разберемся, однако, так ли уж правы были критики Флобера?

«Мыслить — это страдать», — сказал однажды писатель. Мыслить — значит понимать несовершенство мира, и он понимал и ненавидел этот мир, мир обывателей, приземленность их интересов и пытался уйти в «башню из слоновой кости». Там холодно, но там «сверкающие звезды и не слышишь индюков».

Флобер трагичен и в жизни и в творчестве. Высокий, красивый, «голубоглазый галл», как его называли, был поражен неизлечимым недугом — эпилепсией. Оказаться застигнутым в самое неподходящее время и в самой неподходящей обстановке непредсказуемым и неожиданным припадком, одно сознание, что такое может произойти, удаляло его от общества, делало «нелюдимым». Почти всю свою жизнь он провел в небольшом имении Круассе близ Руана. «Я, как говорится, медведь, — живу монахом, иногда (даже в Париже) по неделям не выхожу из дома». Флобер так и остался холостяком. В его «донжуанском списке» мало женских имен. Была длительная дружба с Луизой Коле, но без страсти. Интересна их переписка, как всякая переписка умных людей, но, что касается любви, то вот строка из письма Флобера: «Ты говоришь, что сладострастные мысли тебя нисколько не мучат. Могу сделать такое же признание; ибо, сознаюсь, у меня, слава Богу, нет больше пола». Письмо от апреля 1854 г. Флоберу тогда было тридцать три года.

Писать начал очень рано, писал много, трудился без устали, но в печать выходить опасался. С 1851 по 1856 г. работал над романом «Госпожа Бовари», показал рукопись своему приятелю Дюкану, который уже широко печатался и считал себя мэтром в литературе. Тот предложил поправки, самые нелепые. Флобер, ознакомившись с ними и начертав на листе слово «чудовищно», оставил все как было и отдал в печать.

Творческая трагедия писателя заключалась в том, что сочинения, над которыми он больше всего работал, менее всего ему удавались. «Искушение святого Антония», своеобразное философское обозрение духовной истории человечества, которое он без конца переделывал, не нашло широкого читателя. Роман «Бувар и Пекуше» — история двух старичков, чудачествующих над научными экспериментами, потребовал от автора огромного труда (ему пришлось перепахать груду книг по самым разнообразным областям знания, чуть ли не полторы тысячи томов). Роман остался незаконченным.

С детства устремленный в мечту, он упорно убивал в себе романтика и, насилуя себя, занимался скрупулезным описательством самых прозаических вещей, ненавидя все то, что описывал, ненавидя персонажей своих романов: бескрылых, приземленных обывателей с узким кругом житейских интересов. Мечтая о прекрасном, не веря в счастье, Флобер с жестоким упорством заставлял себя описывать пошлость, грязь, все презираемое и ненавидимое им. Последовал шумный скандал и суд: история семейного разлада показалась слишком откровенно рассказанной. Тогда на это смотрели строже, чем в наши дни.

Читайте также:  Народный стих: сочинение

Источник: Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн.4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id5730

Лекция 14. Творчество Гюстава Флобера

1. Жизненный путь французского писателя.

2 Характеристика творчества: “Лексикон прописных истин”, “Саламбо”, “Воспитание чувств”, “Простая душа”.

3. Творческий метод Флобера.

Жизненный путь французского писателя

1Друга половина XIX века во французской литературе обозначена развитием реализма. В ней наметился интерес к человеку, сложившейся общественными условиями того времени. Писателей интересовало, каким образом окружение, общество влияют на человека, его мировоззрение, формирование ее взглядов и убеждений. Не стоял в стороне и Гюстав Флобер.

Гюстав Флобер (1821-1880) – выдающийся французский писатель, мастер изящного психологического анализа. Его творчество – это своеобразный мостик, который соединил бальзаковского-стендаливський этап развития реализма первой половины XIX века и период натурализма, представлен во второй половине XIX века школой Э. Золя. Ц | Флобер поражал окружающих своим ранним духовным развитием и зрелостью суждений о мире. В двенадцать лет он возмущался Руанским буржуа, которые готовились встретить короля в своем городе: “Какие же глупые люди, ограниченной толпа! Суетиться вокруг короля, тратить триста тысяч франков в урочин, приглашать из Парижа 25000 музыкантов, ходатайствовать! Ради кого? Ради какого короля? .. Ах . Какие же люди дураки! “. Вся жизнь и творчество писателя были протестом против мира буржуа, которые, по его меткому определению, жили “зажав сердце между собственной лавочкой и собственным пищеварением”.

Родился Гюстав Флобер 12 декабря 1821 в Руане, в семье хирурга, главного врача городской больницы. В этом городе прошло детство и юность будущего писателя, которые совпали с расцветом романтизма.

Начиная с 11 лет, он делал попытки писать (стихотворение “Мать” и многие пьес), редактировал лицейский журнал. В 14 лет увлекся Шекспиром и написал “Портрет лорда Байрона”. В дальнейшем обращался ко всем жанрам, типичных для романтизма. В 15-17 лет он – автор очерков “Чума в Флоренсии”, “Танец Мертвецов”. В 18 лет составил большую байронического драматическую мистерию “Смарте”, в которой ввел образы Дьявола и Смерти.

Флобер учился в Руанском лицее, который окончил в 1840 году, успешно сдав экзамены на бакалавра. Уехал в Париж и поступил на юридический факультет университета (1842). Но вскоре сильно заболел (провалился на экзамене) и оставил учебу. После смерти отца вернулся в небольшой имении близ Руана – до Круассе. Здесь он остался жить до конца своих дней, выезжал только в Париж, где постоянно встречался со своими друзьями (Т. Готье, Ги де Мопассан, Э. Золя, И. Тургенев и др.).

Много путешествовал – до Корсики, Испании, Греции, Египта, Малой Азии. Во время работы над романом “Саламбо” посетил места древнего Карфагена, Алжир и Тунис.

В 1844 году у Флобера появились приступы похожи на эпилепсию. Всюду его сопровождал слуга, хотя сам он был человеком высокого роста и крепкого телосложения. После смерти отца (1846) через 2 месяца во время родов умерла сестра. Гюстав был вынужден заботиться о матери.

В 1846 году писатель вырвался в Париж и познакомился с Луизой Колле, поэтессой, которая влюбилась в Флобера. Она была старше его на 13 лет, но стала для художника настоящим и единственным любовью. Письма Флобера к Луизе Колле (около 300) – драгоценная часть эпистолярного наследия писателя. “Я хотел бы давать тебе только радость, окруж тебя спокойствием и долгим счастьем, чтоб хоть сколько-нибудь возместить всё, что ты, в великодушие любви, давала мне полными пригоршнями . ” (1846).

Среди сторонников Луизы – Мюссе, де Виньи, Александр Дюма-отец. Однако именно Флобера выбрала она всех знаменитостей: он помогал писательницы советами, редактировал ее стихи и пьесы, любил. “Ты любишь меня! Сомневаться в этом было бы преступным. Если же я не люблю тебя, то как назвать чувства, испытываемы мной к тебе? . Да, будем любит друг друга, будем любит, раз никто не любил нас . “

В доме писателя в Круассе Луиза не должна была появляться, пока там жила его мать. Так он решил, и ничто не могло повлиять на его решение. Редкие встречи породили интересное переписки. Чаще всего Гюстав Флобер и Луиза встречались в Манте. их так и называли “Любовники с Манта”.

Писатель тем временем начал все чаще анализировать свое состояние, наблюдая за своей Луизой. В его представлении она представала близкой к его героини – Эммы Бовари.

Колле с нетерпением ждала, чтобы писатель быстрее закончил этот роман о женщине, которая стала тенью между ними.

Любовь Луизы и Гюстава остановилось и топталось на месте. Все чаще они замечали, что их мнения расходились. Письма любимой женщины становились все более раздраженными; чаще в них звучали обвинения в отсутствии чувств и нежелание поступиться ради нее своим искусством. Она просто не понимала, ослепленная собственным эгоизмом, что именно в работе Флобер находил и счастье, и горе. Луиза допустила огромную ошибку – позволил себе ревность к творчеству. “Со спорным талантом, с сомнительными умственнымы способностями, жадная ко всему, что служило разговор о ней; она охотно сожгла бы десять томов и один храм, чтоб о ней заговорили”.

С годами естественная красота Луизы Колле похудела. Она умерла в 1876 году в Париже. Однако образ этой женщины, возможно, присутствует на страницах романа «Госпожа Бовари» как отголосок сложных отношений Флобера и Луизы. До конца своей жизни он был одиноким. Именно ей Гюстав был обязан появлением двух романов “Он” и “История солдата”.

Первые литературные произведения художника были выполнены в романтической традиции. Молодой писатель интересовался исторической тематикой, образами исключительных героев.

В 1848 году Флобер отправился в большое путешествие на Восток. Он надеялся познакомиться с экзотикой Индии, увидеть романтичных баядерок (так европейцы называли индийских танцовщиц и певиц – служанок религиозных культов при храмах) и написать повесть о “женщине, которая мечтала о любви Бога”. Однако, вернувшись летом 1851 из путешествия, писатель начал писать реалистический роман о Эмму Бовари. Итак, поездка на восток стала переломным этапом в его художественной судьбы, который отделил ранней романтический период творчества от зрелого, реалистичного. Такой переход к реализму ни был непредсказуемым, как казалось на первый взгляд. Еще в 1850 году он писал: “Почему смерть Бальзака так огорчила меня? Всегда жаль, когда умирает человек, вызвала восторг. Была надежда когда-то с ним познакомиться и заслужить его любовь. Да, это был человек сильный, человек, дьявольски поняла свою эпоху . “

Призыв “понять эпоху” Флобер воспринял как завещание, оставленное Бальзаком новому поколению писателей-реалистов. Но как достичь правды в художественном произведении? И Прозаик нашел ответ: писатель-реалист должен создавать художественный мир, опираясь на реальность, которая окружает его “непосредственно”. Однако, столкнувшись с этой действительностью, Флобер окончательно разочаровался в ней, назвав ее для себя миром “цвета плесени”.

К истории и современной ему французской действительности художник относился чрезвычайно пессимистично. Он был уверен, что “весомое в истории – это маленькая человеческая часть (возможно, три-четыре сотни людей на века) . Они и создали все”. “Нижнюю часть социального дна”, то есть народ, писатель воспринимал с недоверием и не признавал его способным к творческой деятельности. По его мнению, история двигалась по замкнутому кругу, меняя только свои внешние формы и оставляя таким же внутреннюю суть. Поэтому и политику Гюстав откровенно игнорировал.

31 января 1857 в палате № 6 судили Флобера за его роман «Госпожа Бовари», который обвинял религию и мораль. Этого стыда писатель не мог забыть даже спустя 23 года. За несколько месяцев до смерти он писал своему ученику Ги де Мопассана: “. / тебя посадят на одной скамье с ворами . “ С этой ненавистью он прожил всю жизнь, потеряв надежду на лучшее.

Главными чертами мировосприятия прозаика были скептицизм и пессимизм. От грубого мира он пытался спрятаться в мире искусства, которое, считал, может изменить человека.

Социальный скептицизм писателя во многом объяснялся особенностями его времени. Сам Флобер воспринимал свое время как переходный этап: “Мы с тобой появились на свет слишком рано и в то же время слишком поздно, – писал он своему другу поэту Л.Буйеу 1850роци. – Нашим делом будет самое трудное и наименее главное: переход”.

Еще в юности сформировались особенности мировосприятия Флобера: “Две вещи поддерживают меня – любовь к литературе и ненависть к буржуа”, – как-то сказал писатель, утверждая стремление и чувство всей своей жизни. Свою главную цель он видел в том, чтобы защитить “интересы духа”, отделить литературу от влияния буржуазии.

Если не принимать во внимание путешествий Флобера и его поездок в Руана и Парижа, он 30 лет жил, работая в имении Круассе.

8 мая 1880 писатель сидел в своем кабинете и писал свой очередной роман. Но работу прервал апоплектическая приступ, который и привел к смерти. Жителей Руана удивила похоронная процессия и присутствующие на ней люди из Парижа. Это хоронили Гюстава Флобера.

“Он пал, как солдат на поле боя”, – написал обозреватель еженедельника “Иллюстрированный мир” о великом художнике искусства слова.

Эстетические взгляды Флобера

o изобрел новые приемы изображения действительности и нравственной сути тогдашнего общества;

o оставался сторонником подлинного реализма;

o соединил трагический и комический планы, с глубоким психологизмом создал убедительную картину бездуховности общества, в котором пошлости и повседневности ничего не противостояло;

o пришел к выводу, что в жизни не было и не могло быть ничего прекрасного, вырваться из серости невозможно ни с помощью мечтаний, ни с помощью любви;

o ценил форму (без личностный принцип)

o обличал пошлое и повседневную в буржуазном обществе;

o считал, что в его мире счастлив тот, кто не имел ни моральных принципов, ни высоких порывов;

o часто автор не выводил на страницах романов ни одного положительного героя (“Госпожа Бовари”), и таким образом, не навязывал читателю возможного решения конфликта.

Читайте также:  Народный стих: сочинение

o создал т.н. “объективную манеру” повествования в реалистической литературе.

o не разделял объекты художественного изображения на “высшие” и “низшие”, считая, что вульгарном материал под пером талантливого художника излучал красоту, ведь эстетический идеал в искусстве не имел ничего общего с идеалом этическим.

Жизнь и творчество Гюстава Флобера – реферат

Доклад по литературе на тему:

Выполнил

ученик 10 класса «Б»

средней школы №4

Флобер (Flaubert) Гюстав (12.12.1821, Руан, – 8.5.1880, Круассе, близ Руана), французский писатель. Родился 12 декабря 1821 года в семье талантливого хирурга. Выходец из Шампани, отец писателя Ашиль Клеофас Флобер (1784-1846) прошел курс обучения в Санском колледже и закончил образование в Париже. Ашиль был беден, но способности его проявлялись столь блестяще, что наряду с восхищением вызывали ревность и зависть многих знаменитых врачей Парижа. Отчасти по этой причине Ашиль оказался в Руане, где работал главным врачом в местной больнице. Человек больших знаний, широкой души и сильной воли, Ашиль безраздельно любил свою профессию. И эта преданность Ашиля Флобера к науке передалась его сыну. Современники удивлялись образованности Гюстава Флобера, его поистине энциклопедическим знаниям. Окончив Руанский лицей, поступил на юридический факультет Парижского университета, однако развившаяся в 1844 нервная болезнь вынудила его прервать занятия. Отец купил маленькое поместье Круассе близ Руана, в котором и поселился Флобер , где прожил до самой смерти. В Круассе созданы основные художественные произведения Флобера, там находится обширная переписка – бесценный источник сведений о философских, эстетических и общественно-политических взглядах писателя. Первые литературные опыты Флобера (повести «Мемуары безумца», 1838, «Ноябрь», 1842) не самостоятельны, написаны в духе традиционного романтизма. Однако уже в них отчетливо выражается антибуржуазная направленность, столь характерная для флоберского творчества. Отход от романтических представлений обозначился в раннем варианте романа «Воспитание чувств», однако окончательное разочарование в романтических идеалах юности совершилось под влиянием революционных событий во Франции 1848-51.

В дальнейшем его творчество развивается как бы по спирали – он использует старые замыслы и постоянно возвращается к ним. Трудно произвести четкую грань, где кончается юный и начинается зрелый Флобер. Скорее всего, эту грань следует отнести к началу 50-х годов, к моменту завершения его поездки по Востоку.

Значение Флобера и его влияние на французскую и мировую литературу велико. Продолжатель реалистических традиций О. Бальзака, внимательный читатель русской литературы, он воспитал плеяду талантливых писателей, некоторых, например Г. Мопассана, непосредственно уча писательскому ремеслу. Великий стилист, он стал образцом творческой добросовестностью, преданности своему призванию, горячей любви к слову, родному языку.

Творческое наследие Флобера невелико. Он писал медленно и трудно. Величие и популярность Флобера многие зарубежные критики пытались объяснить совершенством его стиля. Сам Флобер во многом способствовал этому мнению. Он неустанно и с полемическим задором повторял, что «форма – это само произведение», что «нет ничего, кроме стиля», что произведение становится бессмертным прежде всего благодаря композиции и стилю. Флобер и в самом деле создал произведения совершенные по форме и по языку. Он был убежден, что замысел произведения можно отлить только одно-единственную, присущую ему форму, что для точного выражения смысла существует одно-единственное слово, одна-единственная фраза, которые художник обязан найти.

Флобер мучительным трудом достиг совершенной писательской техники, совершенной композиции. И все же нельзя объяснить непреходящую ценность его книг только исключительным писательским мастерством. Творчество Флобера было знамением времени, в нем нашли свое выражение очень существенные моменты истории французского общества.

Как уже было сказано, Флобер продолжил дело Бальзака. С его появлением реализм утверждается во французской литературе как ведущее направление. Отныне все лучшее, что создают писатели Франции, неразрывно связано с правдивым изображением действительности, с критикой устоев буржуазного общества.

Флобер, его единомышленники и продолжатели делают много для того, чтобы правильно осмыслить и истолковать творчество Бальзака. Защита наследия Бальзака проходит в условиях сложной идейной борьбы, и в этой борьбе важное место занимает Флобер, его эстетические позиции и, главное, его замечательные романы, такие, как «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Творческое наследие автора «Человеческой комедии» Флобер пытается осваивать критически. Ему удается сказать новое слово в литературе, сказать это слово в условиях иной эпохи, проявив при этом во всей широте свою творческую индивидуальность.

Сейчас в исторической перспективе, Гюстав Флобер кажется фигурой почти символической. Прикрепленный к самой середине прошлого столетия (29 лет жизни до 1850 года, 30 – после), этот гигантский маятник своим ходом, своим ритмом обозначал момент смены эпох, смены времен, обозначал переходное время, когда утрачивались иллюзии, но еще не возникали надежды.

«САЛАМБО». Роман «Саламбо» был написан в 1862 году. Сюжет взят из истории Древнего Карфагена (III в. до н.э.). Однако это не исторический роман в традиционном для XIX века понимании. Автор не ставит своей задачей показать логику выбранной им исторической эпохи, рассмотреть исторические закономерности. Здесь центральны является также психологический конфликт, связанный с изображением любви между Саламбо, высокородной жрицей богини Танит, и Мато, вождем ливийских войск. По сути дела, их судьбы аналогичны печальной участи Эммы Бовари: они в душе мечтатели, страдающие от столкновения с жизнью, по-своему бесчеловечной. Человек с живой душой становится жертвой религиозной одержимости и военной жестокости.

Собираясь работать над «Саламбо», писатель посетил Северную Африку и уловил колорит чужой далекой земли. Достоверно воссозданы им быт и культура той эпохи, выразительны его описания восточной роскоши и пышности обрядов. В этом романе во всем богатстве проявилось стилистическое искусство Флобера. Грандиозно-декоративные зарисовки чередуются с картинками, написанными мелкими мазками, подобно стилю импрессионизма, который расцветает в это время во французской живописи. Первые обычно сопутствуют острым сюжетным ситуациям: «Они пошли обратно между двумя длинными, параллельно тянувшимися галереями. По краям открывались маленькие кельи. Их кедровые колонны были увешаны тамбуринами и кимвалами. Женщины спали, растянувшись на циновках перед кельями. Тела их, лоснившиеся от притираний, распространяли запах пряностей и погасших курений; они были так нарумянены и насурьмлены, что, если бы не вздымалась грудь, их можно было бы принять за лежащих на земле идолов… лучи драгоценных камней играли между раскрашенными колоннами на лицах спящих женщин» (Мато в храме Танит). Импрессионистические зарисовки в романе чаще всего сопровождают изображение душевного состояния героев: «Луна поднялась вровень с морем, и в городе, еще покрытом мраком, заблестели светлые точки и белые пятна: дышло колесницы во дворе, полотняная ветошь, развешанная на веревке, выступ стены, золотое ожерелье на груди идола. Стеклянные шары на крышах храмов сверкали местами, как огромные алмазы. Но смутные очертания развалин, насыпи черной земли и сады казались темными глыбами во мраке…» (Саламбо на молитве).

1. Большая советская энциклопедия, т.27.

2. Гюстав Флобер, «Воспитание чувств» – М., Худ. литература, 1977.

3. Гюстав Флобер, «Госпожа Бовари» – М., Худ. литература, 1981.

Гюстав Флобер

Биография

В середине XIX века романы Гюстава Флобера считали пошлыми и аморальными, а сегодня французский писатель считается ведущим национальным мастером пера наравне с Ги де Мопассаном и Оноре де Бальзаком. Популярность Флоберу принесли книги «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств», написанные в жанре реализма с нотками психологизма и натурализма.

Детство и юность

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в исторической столице Нормандии — Руане. Хирург Ахилл Клеофас Флобер и Анна Жюстин Кэролайн Флерио, дочь врача, с трепетом ждали этого малыша — до Гюстава в семье умерли трое детей: девочка и два мальчика.

Будущий романист воспитывался со старшим братом Ахиллом, который унаследовал от отца не только имя, но и род занятий, став хирургом, и сестрой Кэролайн, которая родилась на 3 года позже Гюстава. Детство их прошло в безрадостной атмосфере больницы Руана, в которой работал глава семейства.

Говорят, Флобер увлекся писательством еще в 8 лет, во время учебы в Королевском колледже. В 1832 году юноша поступил в лицей Пьера Корнеля, где познакомился с Эрнестом Шевалье, будущим французским политиком. Спустя 2 года друзья организовали рукописный журнал «Искусство и прогресс», в котором был опубликован первый публичный текст Флобера.

В 1840 году будущий романист отправился в Париж, чтобы изучать право. Столица Франции показалась Флоберу отвратительной, а избранная профессия — скучной, поэтому в конце того же года студент пустился в путешествие по Пиренеям и Корсике. Этот период биографии писателя нашел отражение в «Мемуарах безумца» (1901).

В начале 1846 года отец Флобера умер, оставив сыну 500 тыс. франков. Тогда молодой человек понял, что юриспруденция не его сфера, и бросил университет. Свалившееся наследство гарантировало юному Гюставу безбедную жизнь даже в случае безработицы, поэтому тот решил всецело посвятить себя писательству.

Книги

19 сентября 1851 года Флобер, вдохновленный друзьями Луи Буйе и Максимом Дюканом, взялся за сочинение романа «Госпожа Бовари» (в иных переводах — «Мадам Бовари»). Спустя 56 месяцев, в мае 1856-го, книга была завершена. Она выходила с 1 октября по 15 декабря того же года в журнале «Парижское обозрение».

Embed from Getty Images Иллюстрация к роману Гюстава Флобера «Госпожа Бовари»

В феврале 1857 года директора «Парижского обозрения» и Гюстава Флобера обвинили в «неуважении к общественной морали и религии». Писатель даже предстал перед судом за «вульгарное и шокирующее изображение персонажей», но наказания избежал. Снятие обвинений не только способствовало изданию «Госпожи Бовари» отдельной книгой, но и обеспечило всплеск популярности.

В центре сюжета — Эмма Бовари, несчастливая в браке женщина. Мадам не стыдится изменять супругу, который крепко ее любит. На подарки для молодых избранников женщина тратит семейное состояние, со временем начинает закладывать драгоценности и недвижимость. Летальный исход от неудовлетворенности жизнью, окружающего позора и собственной никчемности – вот, что в конечном итоге ожидает госпожу Бовари, а ее верного супруга, который продолжает общаться с любовниками жены – клеймо ничтожества.

Читайте также:  Народный стих: сочинение

Смелая, натуралистичная история Гюстава Флобера задела за живое не только современное ему французское общество, но и режиссеров XX и XXI веков. Первый фильм по роману «Госпожа Бовари» был снят в 1933 году соотечественником писателя, затем последовали немецкая, аргентинская, американская, итальянская, русская и британская экранизации.

Следующее сочинение Флобера значительно отличалось от «Госпожи Бовари» — исторический роман «Саламбо» о Ливийской войне в Карфагене, которая разворачивалась в 240-238 годах до н. э. Изменение стиля повествования и необычный выбор тематики обусловлены тем, что писатель считал себя «последним романтиком», в то время как книга о распутной супруге навесила на него клеймо натуралиста.

К «Саламбо» Флобер подошел со всей ответственностью – изучил порядка 100 томов о Карфагене и событиях тех времен, посетил Тунис. Спустя 5 лет кропотливого труда, в 1862-м, роман появился на свет. Французское общество охотно восприняло восточные вымыслы, устав от реалистических произведений. По достоинству оценили сочинение и в России – переведенная версия появилась в том же 1862 году в журнале «Отечественные записки».

Вероятно, сложнее всего Флоберу было писать роман «Воспитание чувств» (или «Сентиментальное воспитание»). Впервые он приступил к автобиографической истории в феврале 1843 года. Поводом для сочинительства стала встреча писателя с Элизой Шлезингер – женщиной в возрасте, в которую Флобер до безумия влюбился.

То, что вышло из-под пера еще неопытного писателя, в кругу литераторов принято называть «Первым “Воспитанием чувств”». Дебютная версия была завершена к 1845 году, а опубликована уже после смерти Флобера – в 1910-м. Интересный факт: этот роман не имеет ничего общего с произведением, напечатанным под тем же названием в 1869 году.

Во «взрослой», доработанной версии «Воспитания чувств» 1869 года главный герой Фредерик Моро без памяти влюбляется в Марию Арну, замужнюю даму бальзаковского возраста. Из-за мыслей об избраннице Моро не может наладить отношения с другими женщинами, ведет праздный образ жизни и катится ко дну. Спустя 27 лет Моро и Арну случайно сталкиваются и понимают, что все это время любили друг друга и, хотя не могли насладиться взаимным чувством, были счастливы. Они расстаются, удовлетворенные признаниями.

«Воспитание чувств» вызвало в основном негативные отзывы у критиков и коллег Флобера по перу, но каждый отметил автобиографичный мотив произведения. Ги де Мопассан говорил, что «много лично пережитого и удручающе грустного заключено в этом романе», Эмиль Золя назвал произведение «самой личной книгой» Флобера. Сомерсет Моэм утверждал, что «Фредерик Моро – это частью портрет самого Флобера, каким писатель видел себя».

Жизнь и творчество писателя Гюстава Флобера 2

Жизнь это море! Плыть желаешь? Построй корабль из добрых дел… Рудаки Чингиз Торекулович Айтматов замечательный современный писатель. Работая в литературе более сорока лет, он сумел ярко и правдиво отразить сложные и героические моменты нашей истории. Писатель и сейчас полон творческих планов, работает над очередным романом. Родился Айтматов в 1928 году в далеком кишлаке Шекер в Киргизии. В 1937 году его отец, крупный партийный работник, был незаконно репрессирован. Именно тогда Айтматов получил урок чести: На вопрос чей ты сын?” надо, не опуская головы, прямо глядя в глаза людям, называть имя отца своего. Таков был приказ бабушки, матери отца. Давний урок чести стал принципом жизни и позже творчества. После окончания шести классов Айтматов был секретарем сельсовета, налоговым агентом, учетчиком, выполнял и другие работы в колхозе. После окончания Джамбульского зоотехникума поступил в Киргизский сельхозинститут. Именно в это время в республиканской печати начинают появляться короткие заметки, очерки, корреспонденции, написанные будущим писателем. Ведет Айтматов в студенческие годы и филологические изыскания, о чем свидетельствуют статьи Переводы, далекие от оригинала, О терминологии киргизского языка. В этой работе ему помогает одинаково свободное владение как родным, так и русским языком. Отработав три года по специальности в опытном животноводческом хозяйстве, Айтматов поступает на двухгодичные высшие литературные курсы в Москве. Первые шаги на писательском поприще Айтматов делает в пятидесятые годы. В 1958 году вышла на русском языке его первая книга Лицом к лицу. Перевод с кригизского осуществлял А. Дроздов. Эта небольшая по объему, но яркая по содержанию повесть рассказывает о драматическом периоде нашей истории Великой Отечественной войне. Она докатилась слезами боли и потерь до далекого киргизского аила. Обожгла Сеиде, главную героиню повести, страшным и позорным словом: дезертир. Всесоюзную, а вслед за тем и европейскую известность принесла Айтматову повесть Джамиля, опубликованная в журнале Новый мир в 1958 году и названная Луи Арагоном самой трогательной современной повестью о любви. После учебы в Москве Айтматов работает в республиканской печати, а затем в течение пяти лет собственным корреспондентом газеты Правда в Киргизии. В 60-е годы писателем написаны повести Верблюжий глаз, Первый учитель, Тополек в красной косынке, Материнское поле. Они рассказывают о трудном становлении Киргизии, о преодолении косности и предрассудков, о победе человеческого духа. В 70-е годы Айтматов продолжает работать в жанре повести. Появляются Ранние журавли, рассказывающие о трудном военном времени, когда подростки, минуя юность, шагнули сразу во взрослую жизнь. Это во многом автобиографическая повесть. Айтматов тоже из этого поколения. Белый пароход трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых. Это одна из лучших повестей автора, написанная в 1970 году. Философская повесть Пегий пес, бегущий краем моря затронула самые актуальные вопросы современности. В 80-е годы Айтматов переходит к жанру романа. Им написаны И дольше века длится день и Плаха произведения, предостерегающие людей от самоуничтожения. В них ярко и бескомпромиссно поставлены самые трудные вопросы современности: о наркомании, бездуховности, экологии души. В 90-е годы писателем опубликованы: повесть Белое облако Чингисхана к роману Буранный полустанок, романы Богородица в снегах и Тавро Кассандры. Одна, но маленькая страсть одухотворяет все, написанное Ч. Айтматовым, любовь. В любви для его героев все: и жизнь, и судьба, и надежды на счастье. А значит и поле, и космос, и буря, и синяя ночь, и утоление жажды приключений, и встреча-общение с другом на языке мечты и свободы. Именно такие нравственные уроки дает Ч. Айтматов. Каков же необходимый урок? Полюби копирование запрещено и станешь больше человеком. Но не спрашивай: а как полюбить? Слушай свое сердце. Оно, обновленное чувством восхищения, сострадания и верой в счастье, а это во многом дается благодаря влиянию прекрасных книг, даст самый лучший ответ. Чингиз Торекулович Айтматов не только профессиональный писатель, но и общественный деятель. Он ведет огромную работу по сохранению уникального озера Иссык-Куль и его инфраструктуры, а в последние годы является полномочным рослом Киргизии в Бельгии. Он полон творческих планов, заканчивает работу над очередным романом, и если первые произведения были написаны на киргизском языке и переведены на русский Дроздовым, то, начиная с повести После сказки, Айтматов пишет по-русски, затем переводит на киргизский язык. Абсолютное владение русским языком принесло Ч. Айтматову не только широкую читательскую аудиторию и заслуженную любовь миллионов людей, оно поставило его в ряд русских классиков, позволило занять достойное место в ряду современных писателей.

Сочинение по литературе на тему: Жизнь и творчество писателя Гюстава Флобера 2

Другие сочинения:

Жизнь и творчество писателя Гюстава Флобера Сын врача, Флобер вошел в литературу как творец объективного романа, в котором автор, по его словам, должен быть подобен Богу – создать свой мир и пойти из него прочь, т. е. не навязывать читателю своей оценки описанного в произведении. Семья Read More .

Жизнь и творчество писателя Жизнь – это море! Плыть желаешь? Построй корабль из добрых дел… Рудаки Чингиз Торекулович Айтматов – замечательный современный писатель. Работая в литературе более сорока лет, он сумел ярко и правдиво отразить сложные и героические моменты нашей истории. Писатель и сейчас Read More .

Айтматов Ч. Т. Жизнь и творчество писателя Жизнь – это море! Плыть желаешь? Построй корабль из добрых дел… Рудаки Чингиз Торекулович Айтматов – замечательный современный писатель. Работая в литературе более сорока лет, он сумел ярко и правдиво отразить сложные и героические моменты нашей истории. Писатель и сейчас Read More .

Сюжета романа Гюстава Флобера “Саламбо” Тоскуя по сильным и суровым страстям, которых он не находил в окружающей его действительности, Флобер обратился к глубокой истории. Он поселил своих героев в III в. до н. э. и выбрал реальный эпизод – когда знаменитый карфагенский полководец Гамилькар Барка Read More .

Трагическое крушение иллюзий в романе Гюстава Флобера “Госпожа Бовари” В одном из писем Гюстав Флобер писал: “Для меня “Бовари” была книгой, в которой я поставил себе определенную задачу. Все, что я люблю, там отсутствует”, в другом случае он сформулировал свою задачу так: “передать пошлость точно и в то же Read More .

Героиня романа французского писателя Г. Флобера “Саламбо” Источником для романа послужил рассказ Полибия, античного историка II века до н. э. С., дочь карфагенского военачальника Гамилькара, и ливиец Маю, предводитель восставших воинов, – личности исторические. Флобер соединил их в любовной коллизии, желая слить воедино политику и психологию, историю Read More .

Что погубило жизнь Эммы Бовари? (По роману Г. Флобера) В 1850 году из путешествия по Востоку Флобер привез замысел романа, который назвал “Госпожа Бовари”. В основе произведения – судьба молодой женщины из провинции. Эмма Бовари в расцвете лет и красоты добровольно уходит из жизни, оставив мужа и малолетнюю дочь. Read More .

Незнакомый Тургенев (позднее творчество писателя) Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Писатель известен прежде всего как автор бессмертных романов “Отцы и дети”, “Дворянское гнездо”, “Рудин” и другие. Мало кому известны его стихи в прозе, Read More .

Ссылка на основную публикацию
×
×