Стихотворение А.Фета Ель рукавом мне тропинку завесила… (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила. »

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Когда я в первый раз прочитала стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила. », я мгновенно представила себя в осеннем лесу. Настроение грусти в сочетании с ожиданием радостной встречи чувствуется в каждой строке этого лирического произведения. Очень верно сказал о творчестве А. А. Фета поэт Серебряного века К. Д. Бальмонт: «Фет — нежнейший поэт неуловимых ощущений, воздушных, как края вечерних облаков, и странно-прозрачных, как тихие жуткие воды глубокого затона».

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила. » написано осенью 1891 года. Краски и звуки увядающей природы очаровывают поэта. Фет находит необычайно выразительные образы для характеристики движения в мире. «Чистый и свободный воздух» помогал ему отстраниться от «будничного дня». Поэт запечатлевает в стихотворении неповторимые, минутные переживания, ощущения:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело —

На первый план выдвигается растерянность лирического героя, чувство неизвестности и одиночества. Поэт начинает стихотворение с олицетворения. Природа, окружающая героя, видится живой, в движении. «Кругом всё гудёт и колышется». Мир вокруг лирического героя живёт своей особенной жизнью, и человек, оказавшийся с ним наедине, попадает под власть магических природных сил. От этого ощущения лирический герой потерян и даже испуган. Не случайно поэт характеризует его состояние как противоречивое. Стихийное движение природы, её величие и особая таинственность восхищают и пугают героя одновременно. Эмоции переполняют его: грусть сочетается в душе с весельем, жуткое одиночество с шумом порывистого ветра. В первой части стихотворения мы видим человека во власти природы. Поэт чередует зрительные, слуховые впечатления лирического героя с яичным восприятием происходящего. Мы ясно представляем картину осеннего леса: ель, ветер, кружащиеся листья. Фет удивительно лаконично, но в то же время, выразительно передаёт настроение одиночества, неуютности и грусти лирического героя. Поэт дважды в небольшом по размеру стихотворении употребляет слово «ветер». Этот образ делает первую часть произведения порывистой, динамичной. Мы будто на себе ощущаем его резкие и холодные дуновения. Ветер заставляет шуметь лес, кружит листья у ног лирического героя. Он является властным повелителем осенней природы. Именно поэтому лирический герой так остро чувствует своё одиночество и тоску.

Вторая часть стихотворения освещена радостным, светлым ожиданием встречи. Душа лирического героя стремится вырваться из плена лесной стихии. Неожиданно где-то далеко слышится звук гудящего рога:

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Творчество Фета гармонично соединяет в себе поэзию и музыку, для него эти понятия неразделимы. Строки стихотворения в полной мере это подтверждают. Звуковая организация произведения настолько выразительна, что читатель слышит в стихотворении рог вдалеке, шум и движение леса. Слова передают музыку окружающего мира. Во второй части тональность стихотворения резко меняется. Теперь строки отражают душевный подъем лирического героя. Он называет себя «бедным странником», чем объясняет эмоциональную окраску первой части. Надежда героя на встречу во враждебном, чужом лесу с другим человеком отражается в последних строках стихотворения:

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Первая строка этого четверостишия говорит нам о душевном состоянии лирического героя. Стремление к общению передано в этих словах. Неожиданный звук рога сладостен для героя. Поэт использует яркую перифразу, называющую рог «медным глашатым». Интересно, что в стихотворении напрямую не говорится о встрече странника с людьми. Лирический герой стремится покинуть мир «мёртвых листов»; «тонко взывающий рог» становится своеобразным провозвестником перехода героя в мир людей, мир тепла и света. Образ рога, являющийся центральным во второй части стихотворения, символизирует обретение одиноким человеком надежды на общение и человеческую доброту.

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

Сочинение: Стихотворение А.А.Фета Ель рукавом мне тропинку завесила. Восприятие, истолкование, оценка.

Стихотворение А.А.Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила. ” (Восприятие, истолкование, оценка.)

Древние говорили — поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он “жаден до стихов”, испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, “повторяя сладостные стихи” автора “Кавказского пленника” и “Бахчисарайского фонтана”. В немецком пансионе ощутил он первые “потуги” к поэтическому творчеству: “В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых никаких цветов не было. Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными”.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —

Я ничего не пойму.

Огромный успех лирические стихи Фета встречали все же преимущественно в литературных и потому довольно узких кругах. Это прямо должен был признать тот же Боткин, отмечая, что хотя в журналах тех лет о лирике Фета отзывались с “сочувствием и похвалами, но тем не менее, прислушиваясь к отзывам о ней публики не литературной, нельзя не заметить, что она как-то недоверчиво смотрит на эти похвалы: ей непонятно достоинство поэзии г. Фета. Словом, успех его, можно сказать, только литературный: причина этого, кажется нам, заключается в самом таланте его”.

Последнее справедливо лишь отчасти. Истинная причина заключалась не столько в характере фетовского поэтического дарования, сколько в резком, еще более остро обнаружившемся несоответствии его с “духом времени”. В отличие от гениального выразителя этого “духа” — Некрасова лира Фета на всем протяжении его творчества не была переозвучена “на другой лад”.

Кругом все гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

В суженное художественного мира фетовской поэзии — в отсутствии в нем не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами, ставившимися “духом времени” и остро волновавшими современников, — видели критики-шестидесятники коренной недостаток Фета. Все это знаменовало окончательный разлад между Фетом и “духом времени”.

Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир, создаваемый искусством, от борьбы со злом, от “битв” — в эстетическую созерцательность, — все это характерные черты того типа литературного романтизма, который Горький называл “пассивным” и родоначальником которого в России был В.А.Жуковский. В лирике Фета, несомненно, имеются родственные Жуковскому черты, возникшие в результате как исторической преемственности, так и типологических совпадений. Но имеется и существеннейшее между ними различие.

В идеальном мире лирики Фета, в противоположность Жуковскому, нет ничего мистически-потустороннего. Извечным объектом искусства, считает Фет, является красота. Но эта красота не “весть” из некоего нездешнего мира, это и не субъективное приукрашивание, эстетическая поэтизация действительности — она присуща ей самой. “Мир во всех своих частях равно прекрасен, — утверждал Фет. — Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования. Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты или даже млеть в ее лучах. Пока глаз его не видит ее ясных, хотя и тонко звучащих форм, там, где мы ее не видим или только смутно ощущаем, — он еще не поэт. Итак, поэтическая деятельность, очевидно, слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта — этого шестого чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Можно обладать всеми качествами известного поэта и не иметь его зоркости, чутья, а следовательно, и не быть поэтом. Ты видишь ли, или чуешь в мире то, что видели или чуяли в нем Фидий, Шекспир, Бетховен? “Нет”. Ступай! Ты не Фидий, не Шекспир, не Бетховен, но благодари Бога и за то, если тебе дано хотя воспринимать красоту, которую они за тебя подслушали и подсмотрели в природе”.

Представлению о “красоте”, как о реально существующем элементе мира, окружающего человека, Фет остается верен до конца. “Целый мир от красоты, от велика и до мала”, — читаем в одном из позднейших его стихотворений, примыкающих к периоду “Вечерних огней”. И в этом отношении Фет идет не за Жуковским, а за Пушкиным, во всеохватывающем творчестве которого среди бесчисленных семян и побегов, прорастающих в последующей русской литературе, есть и несомненное и по-своему весьма значительное “фетовское” зерно:

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

О блеске, силе, остроте, глубине и одновременно поэтичности ума Фета свидетельствуют и его критические статьи и образцы его художественной прозы. И все это интеллектуальное богатство, все напряжение воли, все силы души он обратил на достижение поставленной цели, идя к ней всеми путями, не различая добра и зла, жертвуя своей идее-страсти всем самым близким и дорогим.

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета

Пейзажная лирика занимает в творчестве А. Фета почетное место. Поэт видел не просто оболочку природы, он ощущал ее душу. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучается в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ель рукавом мне тропинку завесила» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ель рукавом мне тропинку завесила.

История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».

Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою. Формально стихотворение состоит из трех катренов, которые продолжают друг друга.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и двустопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы».

Эпитеты«странник бедный», «нежно приветствуешь».

История создания

«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться, из-за тяжелого материального положения. О своем решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.

А. Фет всю жизнь хранил теплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намек на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Этим и объясняется, что стих был напечатан в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был еще жив.

Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной поэзии.

В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесе один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых тяжело разобраться.

Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: « все гудёт и колышется ».

Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и « мертвые листы » уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника так же нежно, как « глашатай медный ». Под образом странника и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор еще надеялся встретиться с ней снова.

Композиция

Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, рассказ звуке рога. Смысловые части одинаковые по объему, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутренне состояние лирического героя.

Грустное настроение и плавное повествование характерны для стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила». Это свидетельствует о том, что стихи написаны в жанре элегии. Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер – четырех- и двустопный дактиль. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы» . Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует.

Привлекает внимание и интонация. Если одинокая прогулка по лесу описывается спокойно, то радость от услышанного звучания рога передается при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», , «с», «ш»: «все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Стихотворение А.Фета Ель рукавом мне тропинку завесила… (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. Стихотворение А.А. Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила” (восприятие, истолкование, оценка)

Мы живем в нашем душном городе, вдыхаем испарения бензина, смотрим на бесконечные ряды домов, вечно торопимся, вечно заняты тысячей ненужных дел.
Мы не смотрим на небо, а между тем даже городское небо, затянутое дымовой завесой, остается прекрасным, ведь это одна из самых величественных граней мироздания, если только у мироздания могут быть грани. По небу плывут причудливой формы облака, на закате они окрашиваются подчас в какие-то совершенно дикие, вызывающие цвета. Мы гуляем в пропыленных скверах и любуемся на грязные пруды. Иногда мы даже забываем, что есть, и совсем рядом, чистые поля, реки и леса, ничуть не изменившиеся с тех далеких времен, когда все это видел Фет. Любому человеку необходимо иногда вырваться из городской суеты, поехать в лес, чтобы понять, что жизнь не замыкается в душной коробке городской квартиры.
«Ель рукавом мне тропинку завесила» – стихотворение об одиночестве в природе. Это совсем особое одиночество, непохожее на городское. Дома ты один на один с собой, а в лесу – перед лицом самой природы. Здесь нет места тоске, здесь как-то не хочется жаловаться на судьбу или лить слезы. В лесу человек начинает испытывать необыкновенные чувства, вернее, целую смесь различных чувств. Фет пишет об этом так:

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.

Это действительно особое состояние, когда тебя посещают совершенно неописуемые чувства, которые никогда не ожидал испытать все разом. Веселье, смешанное с каким-то и в самом деле жутковатым чувством, всегда наступает в присутствии чего-то непонятного, пугающего, но в то же время величественного и спокойного, будь то лес или море. Наверно, многие люди согласятся, что в лес войти всегда чуть-чуть страшновато, хотя и неизвестно, почему, ведь лес, в сущности, очень мирное и доброе создание, пока его не обидишь. Именно создание, поскольку он живой; он может любить человека, а может ненавидеть его, может многое подарить ему, а может заставить плутать до полного отчаяния.
Одно дело, когда лес тих и спокоен, и совсем другое – когда он начинает шуметь от разыгравшегося ветра:

Ветер кругом все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.

И это уже действительно жутко. Эти две строчки можно назвать кульминацией стихотворения, поскольку самое большое напряжение нагнетают именно они. Буквально ощущаешь, как лес перестает быть добрым другом, он угрожает тебе. Начинаешь пугаться абсолютно всего, даже летящих под ноги листьев, они как будто предвещают нечто зловещее, непонятное, а потому неимоверно страшное. Но испуг мгновенно проходит:

Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Ощущение одиночества перед лицом неведомой опасности мгновенно проходит. Там, где-то далеко есть люди, такие же, как ты. Ты не один на земле и даже странно, что минуту назад казалось именно так. Становится смешным, что ты боялся самых обычных вещей: «Мертвые что мне листы!» И все это, как ни удивительно, результат одного только звука медного рога. Как, оказывается, мгновенно и под влиянием каких незначительных обстоятельств может меняться человеческое настроение! Сколько же должно таиться в душе того, что неведомо и непонятно тебе! Человек многообразен, он часто сам не знает, чего испугается, а чему обрадуется. Ведь будь герой стихотворения не в лесу, а у себя дома, он и не заметил бы звука рога, а расскажи ему кто-нибудь о том, что можно испугаться летящих листьев, он бы только посмеялся.
В лесу, так же как в море, в пустыне или в степи, человек не принадлежит себе. Лес играет крохотным существом, забредшим в него, пугает или успокаивает. Получается, что «царь природы» – всего лишь игрушка в руках огромного леса. У леса ведь, в самом деле, есть руки («Ель рукавом мне тропинку завесила») «Странник бедный» стремится поскорее вырваться из этих цепких рук. Каждый знает, что с лесом шутки плохи, никогда не угадаешь, накажет он тебя или помилует. Остается надеяться на случай.
Стихотворение Фета вызывает в душе переживания, наполненные тонкими оттенками разнообразных чувств, несмотря на то, что оно очень короткое. И почему-то хочется испытать и эту жуть, и это веселье наяву, оставить наконец-то город и уехать в лес, туда, где мы сможем открыть в себе столько новых, неизвестных ранее чувств.

Стихотворение А.Фета Ель рукавом мне тропинку завесила… (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Все стихотворения А. А. Фета отличаются невероятной поэтичностью, одухотворенностью, тонким лиризмом. Читая их, мы начинаем почти физически ощущать русскую природу во всем многообразии ее состояний, красок, запахов и звуков. Но пейзажная лирика Фета — это не просто восхищение красотой окружающего мира, не только восторженная любовь к природе. В стихотворениях поэта важны не только и не столько лирические пейзажи и яркие, насыщенные краски, сколько, как отмечал И. Бунин, «. то, что в этих красках светит — любовь и радость бытия».

Поэзия Фета отражает весь сложный внутренний мир автора. Здесь и чувство полноты жизни, душевного подъема, и тихая задумчивость, и внутренняя сосредоточенность, и ожидание чего- то нового, неизвестного, но обязательно прекрасного и светлого.

Стихи А. А. Фета очень оптимистичны. И не стоит обманываться, замечая в его строках темные краски или пугающую неизвестность. Впереди поэт всегда видит свет, надежду, даже искреннюю веру в счастье и гармонию. Его лирика — это своеобразный дневник его души, открывающий перед нами все грани мировосприятия и миропонимания автора. И в этом отношении хотелось бы особенно подробно остановиться на стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила. ».

Основные темы лирики А. А. Фета — природа и любовь. И стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила. » особенно наглядно демонстрирует нам, насколько тесно переплетаются в его стихотворениях эти две темы. Стихи Фета позволяют увидеть, рассмотреть всю красоту трепетных, меняющихся на наших глазах состояний природы, наполненность и неповторимость каждого мгновения. Проницательный взгляд автора улавливает неброские явления окружающей жизни, его пейзажи невероятно интимны, полны настоящих человеческих чувств, эмоций, настроений. Описывая картины природы и вместе с тем передавая самые личные, самые глубокие свои чувства, поэт достигает исключительной свободы, глубины и полноты выражения эмоций:

Ель рукавом, мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —

Я ничего не пойму.

Лирический герой оказался один в темном лесу. Его окружает царство неприступных, могучих деревьев, царство тайн, загадок, пугающих теней и звуков.

Герой Фета в смятении. Его влечет этот неведомый мир в его постоянной изменчивости, непредсказуемости, в постоянной смене состояний и настроений. Его привлекают неповторимость и трепетность этих мгновений. Сейчас вокруг все «гудет и колышется». А что же будет дальше? Может, через минуту все успокоится и выглянет солнце, примирит природу, внесет покой и умиротворение в душу человека? Но задумаемся! Можно ли объяснить смятение героя только лишь одиночеством и темнотой леса, только тревожным состоянием природы? Конечно же, нет! Здесь, как и во всех произведениях поэта, перёд нами открывается сложный и неповторимый душевный мир человека, с его загадками, тайнами, с его надеждами, ожиданиями, мечтами, с его страстями, чувствами, любовью и сомнением. Именно лирическое волнение самого автора придает глубокий смысл явлениям природы, оживляет их. Мы чувствуем, насколько тесно слились в единое целое мир природы и мир человеческой души, насколько ярко и живо отражают картины и звуки природы едва уловимые чувства героя, чувства самого автора. «Я ничего не пойму», — говорит Фет. И эти слова относятся не к происходящему вокруг, не к таинственному завыванию ветра, не к плотно сомкнувшимся ветвям ели, преградившим путь лирическому герою. Поэт говорит о себе самом, о тех противоречивых и волнующих чувствах, которые как-то внезапно, в один момент, как будто сами собой проснулись в его душе. Почему же настолько разные и необъяснимые эмоции захлестнули душу поэта? Почему ему одновременно «и жутко, и грустно, и весело»? Вероятно, потому, что он каким-то странным образом предчувствует скорую перемену не только в неприступном темном царстве леса, но и в своей судьбе.

Постоянным ожиданием живет лирический герой. Ожиданием чуда, волшебства, счастья, любви постоянно живет сам автор.

Ветер. Кругом все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Кажется, сама природа предупреждает героя о том, что не время останавливаться, что нужно спешить навстречу своей судьбе, навстречу новому счастью, новой любви:

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Это его зовут вперед волшебные звуки — звуки самого сердца, звуки счастья, надежды, новой жизни. Ведь откуда бы еще взяться этим сладостным призывным звукам, указывающим путь страннику, зовущим в страну чего-то неведомого, но прекрасного?

Хотя. Почему именно неведомого, нового? Может быть, эти звуки потому так приятны сердцу лирического героя, что напоминают ему о чем-то близком, родном, любимом. Может быть, это зов когда-то утраченного и внезапно снова обретенного счастья, зов вечной, единственной, настоящей любви:

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

И действительно, что могут сделать герою эти «мертвые листы»? Что может сделать этот ветер? Как могут помешать густые ветви деревьев тому, кто уже слышит волшебный, долгожданный зов любви? Ведь для настоящего чувства не существует преград!

Так через удивительно точные, яркие картины природы поэт подводит нас к постижению внутреннего состояния человека. При этом Фет использует удивительные художественные приемы. Обратим внимание на строки стихотворения. «Ветер. Шумно, и жутко, и грустно, и весело. Ветер. Листья кружатся у ног» Всего лишь простое перечисление состояний природы. Всего лишь несколько отрывистых фраз. А мы уже словно перенеслись в этот темный лес. Мы словно чувствуем и переживаем все то, что переживает лирический герой. Мы вместе с ним и радуемся, и грустим, и замираем в испуге перед неизвестностью. Как будто тучи сгустились над нами и над героем Фета, предвещая что-то страшное, роковое, неизбежное. Но в тот же момент все меняется — слышен звук спасительного «глашатая медного». И словно весь мир вокруг оживает — раздвигаются ветви деревьев, отрывая путь страннику, солнце выходит из-за туч, чтобы порадоваться внезапному счастью героя. И вот мы уже вместе с ним спешим навстречу этому счастью, навстречу любви, навстречу жизни.

Наверное, трудно, даже невозможно, до конца передать то настроение, которое возникает при чтении этого стихотворения: оно в чем-то сродни музыке, которую легче почувствовать, чем передать в словах впечатление о ней. И, как в музыке, здесь очень важную роль играет сама «окраска звука». Стихотворения Фета вообще имеют достаточно ощутимую звуковую «намеренность» — они всегда музыкальны. Не случайно творчество поэта вдохновило не одного композитора на создание великолепных произведений.

А. А. Фет обогатил русскую поэзию небывалым до него умением психологически тонко и точно, взволнованно и возвышенно передавать зыбкие ощущения и чувства, которым не было ни имен, ни названий, но которые реально жили в человеке и окрашивали его эмоциональный мир. Поэт разнообразит интонацию, подчеркивает в слове его звуковую окраску, создает мелодические приемы композиции, обогащает ритмическую и строфическую организацию стиха. И тем самым невероятным образом воздействует на внутренний мир читателей, которым хочет «навеять» то или иное настроение. Стихотворения Фета действительно «навевают» чувства и настроения, а не передают и йаже не вызывают их. Эти чувства словно приходят сами собой и, попав однажды в вашу душу, остаются там навечно.

Певец родной природы (по поэзии А. А. Фета)

Школьное сочинение

Из слез моих много родится

Роскошных и пестрых цветов,

И вздохи мои обратятся

В полуночный хор соловьев.

Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А. А. Фета составляет пейзажная лирика. В 1843 году в июльском номере “Отечественных записок” было напечатано стихотворение “Я пришел к тебе с приветом. “, которое можно считать поэтической декларацией Фета, его лирическим автопортретом. В четырех строфах он обозначил все то, о чем пришел рассказать в русской поэзии: о радостном блеске солнечного утра, о страстном трепете молодой весенней жизни и жаждущей счастья влюбленной душе, готовой слиться с весельем мира. “Подобного чувства весенней природы мы не имеем во всей русской поэзии”, — говорил об этих стихах литератор В. П. Боткин.

Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых циклов, посвященных временам года: “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”. В основе этих пейзажных картин лежат впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где проходила его служба, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы жизни. Но главное в стихах Фета не это. Главное — то, как поэт воспринимает и воссоздает окружающий мир.

В ранних произведениях основная тема — наслаждение красотой, которую поэт видит прежде всего в простых явлениях:

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.

Свое наслаждение красотой природы он выражает прямым признанием доставляемой радости: “я люблю”, “любо мне”, “рад я”, “мне приятно”, “Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь. Опять и опять я люблю тебя. ” Многие из стихотворений начинаются именно с таких бесхитростных слов-признаний, которые на первый взгляд могут показаться наивными: “Я люблю многое, близкое сердцу. “, “Люблю я приют ваш печальный”, “Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках. “, “Рад я дождю” и т. п.

Одна из отличительных черт раннего Фета — точность и четкость в описании. Он любил описывать определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе, например дождя в стихотворении “Весенний дождь”. Описания эти всегда полны свежестью, непосредственностью и остротой восприятия. Поэта радовали и “месяца бледный восход”, и то, что “солнце встало”, что “теплым ветром потянуло” или что “знойный воздух холодает”, он восхищался вечерней и ночной порой: “Летний вечер так тих и ясен. “, “Что за ночь! Прозрачный воздух скован. “

Анализируя такие стихотворения, критики в свое время сделали вывод о “незначительности” тем фетовской поэзии. Но своеобразие его лирики как раз в том и заключается, что он умел подмечать новые черты в повседневном и обыденном: как “в росинке, чуть заметной” отражается солнце, как льются “порывистые трели” соловья. Об этой его особенности писал Аполлон Григорьев, и А.В. Дружинин отмечал у Фета “зоркость взгляда, разгадывающего поэзию в предметах самых обыкновенных”. Эти “обыкновенные” предметы и явления у Фета существуют не сами по себе, они — отражение чувств и состояний поэта. Он находит в природе отражение собственных ощущений и переживаний, радуется каждому проявлению жизни. И это лирическое волнение автора придает особый смысл явлениям природы, оживляет ее посредством эмоций. Так, в стихотворении “Солнце нижет лучами в отвес. ” эмоциональная возвышенность поэта передана обращениями к лесу, олицетворением, восклицаниями, использованием высокой лексики (“распахни мне объятья твои. густолистый развесистый лес”). Стихотворение “Чудная картина” в лаконичной форме передает многообразные впечатления поэта от зимнего утра. Всего восемь строк, простые назывные предложения, скупой рассказ о зимнем катании, но зарисовка “чудной картины” оказывается настолько выразительной, что мы видим ее и даже ощущаем динамику одинокого бега саней.

Фету была присуща удивительная тонкость чувств живописца, любующегося пейзажем. Несколько штрихов, несколько едва уловимых движений жизни, и перед нашим взором возникает не просто картина природы, а картина настроений, переживаний, ощущений, с которыми у нас ассоциируется время года или определенное время суток.

Например, в знакомом нам с детства стихотворении “Уж верба вся пушистая. ” кроме вербы и “станицы тучек” нет других примет весны, но есть ее ощущение, предчувствие ее прихода:

Какой-то тайной жаждою

И над душою каждою

Фет умел проникать взором, слухом и умом в сокровенный мир природы, передавать в стихах не только свое романтическое восхищение, свой диалог с нею, но и философские раздумья, рожденные созерцанием ее облика. Не случайно С. Я. Маршак назвал его пейзажи проникновенными.

На более позднем этапе творчества проявилось тяготение Фета к импрессионизму. Особенности этого направления и стиля выразились в улавливании игры света и тени, передаче неожиданного освещения, в необычных ракурсах и окраске, которые кажутся поэту истинными, а также в непосредственной передаче поэтом своих субъективных наблюдений и ощущений.

В стихотворении “Ярким солнцем в лесу пламенеет костер. ” отблески огня на стволах деревьев видятся поэту “пьяными гигантами “; треск сучьев кажется “столпившимся хором”, а ельник представляется шатающимися существами, раскрасневшимися от красно-желтого огненного вина. Воображение поэта разыгрывается среди “нахмурившейся” мглы, и в окружающем пейзаже происходят метаморфозы: ему кажется, будто холодная ночь стала жарким днем, а наступающий день представляется чем-то туманным, сумрачным и неясным.

Поэт стремился передать неповторимость каждого мгновения жизни, отсюда — использование своеобразных метафор, тяготение к передаче оттенков, нюансов предметов и настроений. Например, в стихотворении “Растут, растут причудливые тени. “: “перебежавший день” золотит ступени, лес “смолкает”, выси гор “потухли”, ночь “сыплет” “своей бездонной урной” “к нам мириады звезд”. Эта метафоричность придает его поэтическим строкам исключительную выразительность.

В таких произведениях, как “Скрип шагов вдоль улиц белых. “, “Это утро, радость эта. “, “Ярким солнцем в лесу пламенеет костер. ” особенно отчетливо проступает субъективное авторское восприятие окружающей природы. Поэт, словно художник-импрессионист, разбрасывает на полотне своего стихотворения яркие краски, любуется эффектами света и движения. В стихах Фета вообще много движения, и не просто движения, а своеобразного полета. Не случайно Н. Н. Страхов отмечал, что “каждый стих у него с крыльями, каждый сразу подымает нас в область поэзии”.

В своих произведениях Фет никогда не стремился к передаче жестоких реалий жизни. Он делал акцент на передаче прекрасного, изящного, гармонического, чувственного, ценил цельность, красоту и гармонию жизни. Все это он находил в богатом и многогранном мире природы.

Читайте также:  Стихотворение А. А. Фета Это утро, радость эта (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Стихотворение А.А.Фета Ель рукавом мне тропинку завесила. Восприятие, истолкование, оценка.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 08:43:31 18 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 49 Комментариев: 12 Оценило: 3 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать