Стихотворение А. А. Фета Это утро, радость эта (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Стихотворение А. А. Фета Это утро, радость эта (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. Стихотворение А.А. Фета “Это утро, радость эта. ” (восприятие, истолкование, оценка)

В фетовской лирике можно отыскать несколько совершенно незабываемых стихотворений, в которых не употребляется ни одного глагола. Самое известное из них – «Шепот, робкое дыханье. » Чуть меньший ажиотаж и чуть меньшее осуждение современников Фета вызвало стихотворение «Это утро, радость эта. » Сейчас мы находим красоту, свежесть, оригинальность в этих строках, тогда же стихотворение настолько выбивалось из литературных канонов, что его мало кто мог оценить по достоинству.
Первое, что приковывает внимание при прочтении – обилие существительных, причем все время в паре со словами «этот», «эта», «это» или «эти». Несмотря на такое странное построение фраз, стихотворение невозможно назвать однообразным, скучным или бедным в лексическом отношении. Часто употребляемое слово «это» не мешает восприятию, а лишь акцентирует внимание на том, что поэт восхищается именно этой весной и именно в этот момент. Отсутствие же глаголов отнюдь не делает стихотворение статичным. Это странно, поразительно, неправдоподобно, но это так. Человек, начисто лишенный воображения, конечно, не увидит за сплошными существительными никакого действия. Но обладай читатель хоть немного восприимчивой и открытой миру душой, он увидит, как с криком летят птицы, как шумит вода, как склоняются кроны деревьев над рекой, как жужжат пчелы и как весь этот яркий мир ежесекундно меняется, становится не таким, каким был мгновение назад, хотя, казалось бы, об этом ни словам не упомянуто. Вот, например, коротенький отрывок:

Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти хоры, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист.

Нет ни единого упоминания о движении, откуда же у нас ощущение, что оно есть? Возможно, все дело в точно подобранных автором словах («эти капли – эти слезы» или «этот зык и свист»), возможно в чем-то совсем неощутимом, чего нельзя постичь разумом и можно только ощутить. Фет чувствовал природу, проникал в ее сердце, в ее душу, поэтому даже за самыми простыми, незатейливыми словами и формами открывается огромный, полный красок и звуков мир.
Кто из нас не ощущал как чудо приход весны? У кого не билось радостно сердце? Кто-то даже пытался выразить это в словах, а кто-то – и в стихах, придумывая изощренные обороты. Истинный художник никогда и ничего не придумывает, не добавляет от себя. У Фета все идет от сердца и поэтому все так «обычно». Вспомним, что «все гениальное просто». Лишь талантливый человек опишет свои чувства такими, какие они есть на самом деле, не прибегая к излишним словам, действительно, зачем нужны длинные словоизлияния? К чему усложнять то, что на самом деле так просто и так доступно каждому человеку? Все самые лучшие стихи о природе просты, ведь само ее величие заключается в неприукрашенности. Пышные оды, посвященные природе, так же нелепы, как свежая деревенская девушка, на которую надели непомерно много ювелирных украшений. Фет никогда не украшал мир, ведь в нем и так все прекрасно: эта мощь и дня и света», «этот синий свод», «эти горы, эти долы, «эти мошки, эти пчелы»,
Все стихотворение строится на эмоциях, на минутных ощущениях. Поэт, говоря о себе и о своем восприятии мира, выражает, как ни странно, то, что может увидеть и почувствовать каждый человек. Тем более, нигде не употребляется местоимение «я» и стихотворение становится «общим», применимым к любому человеку. Только в нескольких словах угадываются личные мотивы, нечто интимное, что подчеркивает желание поэта написать о своих чувствах, связанных с вполне реальным, определенным моментом его жизни:

. эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели.

В этих, и только в этих двух строчках сквозит определенность, не позволяющая сомневаться в искренности Фета, в его стремлении передать что-то свое, глубоко личное, а мы, читатели, уже вправе приписывать себе подобные же чувства, удивляясь, что поэт описал наше душевное состояние.
Бесконечное перечисление явлений природы (кстати, без единого прилагательного, что не затеняет живость образов) суть душевная исповедь, попытка поведать свои чувства, не называя их. Перед нами встает не столько пейзаж, сколько его отражение, преломленное восприятием автора. Мы же в свою очередь снова преломляем эту картину и видим уже что-то совершенно свое, не переставая изумляться, как Фет сумел угадать наши переживания. Но Фет потому и остается всегда юным поэтом (очень трудно себе представить, что свои воздушные, легкие стихи он писал и будучи совсем старым), что он никогда не терял свежести обычных человеческих чувств. Не стоит удивляться, что в каждом стихотворении человек, понимающий природу, находит что-то свое, родное и близкое, как будто бы поэт обращается к нему.
Что же касается стихотворения «Это утро, радость эта . », то оно, написанное в неповторимой фетовской манере, соединило в себе живость и непосредственность чувств с оригинальностью формы, словесного выражения. Тем оно и привлекательно.

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета

Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображенные в его стихотворениях восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5-7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Это утро, радость эта» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Это утро, радость эта.

История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.

Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.

Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет все, что видит вокруг. В нем всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально стихотворение состоит из трех шестистопных строф.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка параллельная и кольцевая.

Метафоры«мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы».

Эпитеты«вздох ночной».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марией Лазич. Фет расстался с девушкой еще в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. Тем не менее, в произведении нет восторга, характерного для ранних стихов Фета. Оно больше напоминает наблюдение за природой, во время которого поэт вспоминает о том, что было в его судьбе.

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели» . Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.

Читайте также:  Основные темы и идеи лирики А. Фета: сочинение

Лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное, что еще больше помогает скрыть героя. О его чувствах и эмоциях можно судить по деталям. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, видимо, что-то печалит его сердце. В то же время, мужчина не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное даже в опечаленном сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всем, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально оно состоит из трех шестистопных строф.

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы. В строках преобладает грустное настроение. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки параллельную ААВВ и кольцевую.

Средства выразительности

В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор задумчиво называет все, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы» и эпитет – «вздох ночной» . Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.

Особенность анализируемого стихотворение – повторение местоимения « это » в разных формах. Такой прием называется анафорой. Инструментом для передачи грустного настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод» .

Стихотворение А. Фета “Это утро, радость эта. ” (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение «Это утро, радость эта..» написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.

Фету удается представить в стихах подсознательное, передать то туманное, утаенное, что можно выразить лишь поэтическим языком, где роль играет не только семантика слов, но и звуковой, интонационный ряд, музыкальность стиха.

В стихотворении “Это утро, радость эта…” поэт не просто описывает весеннюю природу, а передает чувство, которое она рождает; раскрывается жизнь человеческой души.

Поэтом описан весенний день от рассвета до вечерней зари. Первая строфа – это утро, наполненное солнцем. Когда читаешь её, кажется, что стоишь на просторном лугу, запрокинув голову, и наслаждаешься льющимся с небес светом. Утро, пробуждение приносит чувство радости, мир природы находит отражение в мире эмоций. Множество ощущений создают определенную картину окружающего мира. Сначала появляются зрительные образы: «синий свод», «мощь дня и света», затем они наполняются звуковым содержанием: «этот крик». Поначалу мы лишь интуитивно догадываемся, чей это крик. Постепенно образ проясняется: «вереницы», «стаи» и, наконец, возникает слово «птицы». Окружающий мир наполняется движением. Возникает новый звуковой образ: «говор вод», который заставляет оглянуться вокруг. Этими словами заканчивается первая строфа, будто взгляд постепенно перемещается с неба на землю. Это создаёт ощущение непрерывности и целостности пейзажа.

Во второй строфе множество конкретных зарисовок, зрительных образов. Разгорающийся день дарит целый поток ощущений. Интересно, что взору открываются то картины дальнего плана («ивы и березы», «эти горы, эти долы»), то мельчайшие детали (капли, едва распустившийся лист, который пока еще “похож на пух”). Капли похожи на слезы, кажется, что это слезы умиления, все вокруг так восхитительно! Эта метафора еще раз доказывает неотделимость природы от внутреннего мира человека. И вновь пейзаж заселяется живыми существами: мошки и пчелы, едва проснувшиеся после долгой зимы, вызывают чувство легкости, полета, а главное, возникает мысль, что жизнь продолжается! Звуковые образы второй строфы также способствуют оптимистическому, жизнеутверждающему настрою: «зык и свист». Очень звучное слово «зык» наполняет пространство отрывистыми, но бодрыми, громкими и свежими звуками.

Третья строфа – описание вечера. Это самое таинственное время суток, именно поэтому мы почти не находим упоминание конкретных предметов. Вокруг лишь нагроможденье эмоций, размытых и не всегда осознаваемых. «Вздох ночной селенья»- это вздох лирического героя, сердце которого неспокойно, ждет чего-то незнакомого, но, несомненно, прекрасного. Возможно, «ночь без сна» проводит влюбленный человек… Эту догадку подтверждает незримо возникший образ соловья. Он невидим в ночи, слышны лишь «эта дробь и эти трели». Дважды возникает отрицание: «без затменья», «без сна». Это помогает создать ощущение непрерывности картины, постоянного течения времени. «Мощь» и «свет» к ночи превращаются в «мглу и жар», однако, завтра будет новый день, полный красок и светлых чувств.

В стихотворении нет ни одного глагола, однако, это вовсе не лишает его движения, наоборот, назывные предложения, словно нанизанные друг на друга, создают ощущение бега вешних вод, дуновение ветра и, без сомненья, порыва чувств. Яркие картины весны живо сменяют друг друга, они мимолетны, но от этого только более прекрасны. Указательные местоимения «этот», «эта», «эти» повторяются 26 раз! Кажется, лирический герой поражен количеством впечатлений, подаренных одним весенним днём, каждое из них заслуживает хотя бы мимолетного внимания. Звуки, запахи, изображения – все сливается в единую картину, которая, как в зеркале, отражается в душе лирического героя.

Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение. Запятые в конце каждой строфы придают музыке стиха легкость, воздушность, стремительность, некую незаконченность и ощущение постоянного движения. Композиционная точка – слово «весна». Оно ассоциируется с мажорным аккордом после длинного музыкального пассажа, исполненного с нарастающим темпом и напряженностью. Поэтическое творение превращается в музыкальное – некий виртуозный этюд с ярким крещендо. Насколько же мелодична поэзия А.Фета, если к ней применимы музыкальные термины!

Стихотворение написано четырехстопным хореем, который в третьей и последней строке каждой строфы сменяется трехстопным, причем отсутствует последний безударный слог. Кажется, что это – небольшая пауза, взятие дыхания перед следующей музыкальной фразой. Именно эти строки зарифмованы между собой мужской рифмой, что подкрепляет возникшее ощущение. В третьей строфе все рифмы женские, этим еще раз подчеркивается её кульминационная значимость

Стихотворение А. Фета “Это утро, радость эта…” позволяет остановить и увековечить прекрасный миг жизни. Идеальный мир поэзии отражает мир реальных ощущений. После прочтения стихотворения возникает чувство гармонии, единения с природой, это наполняет сердце оптимизмом и любовью к жизни.

Поэзия А. Фета – неисчерпаемый источник, полный как мимолетных, стихийных, безотчетных чувств, так и наполненных мыслей. Все его стихотворения о природе – маленькие шедевры, волшебные зеркальца, заглянув в которые, можно увидеть свой внутренний мир и насладится ранее неведомыми ощущениями.

Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта»

Пейзажная лирика занимает важное место в творчестве Афанасия Фета. Поэт считал, что искусство должно воспевать прекрасное. Картины, описываемые поэтом, восхищают красотой и простотой. Особенно популярно его произведение «Это утро, радость эта», в котором великолепно описана природа.

План работы

Анализ «Это утро, радость эта» Фета можно разделить на несколько пунктов. Главные из них:

  • История — произведение было написано Афанасием Афанасиевичем в 1881 году и относится к позднему периоду его творчества.
  • Тема — изменения природы в весеннюю пору.
  • Композиция — стих состоит из трех шестистопных строф.
  • Жанр — элегия.
  • Размер поэтического произведения — трех- и четырехстопный хорей.
Читайте также:  Анализ стихотворения А. Фета После бури: сочинение

История создания

«Это утро, радость эта» было написано Афанасием Афанасиевичем в 1881 году. Поэзия относится к позднему периоду жизни и творчества поэта. В те годы он умиротворенно отдыхал в загородной усадьбе, посвятив себя творчеству.

В работах автора того периода преобладали философские мотивы. Это связано с утратой возлюбленной Марии Лазич. Трагический эпизод произошел с ним еще в молодости, но оставил след в сознании на всю жизнь. Еще юному Афанасию пришлось расстаться с девушкой из-за того, что она была бедной. Но спустя недолгое время после разрыва он узнал о смерти возлюбленной. Воспоминания об этом терзали его душу. Особенно остро эта боль напомнила о себе в зрелом возрасте.

В те годы он практически не писал о природе, а поэтическая лирика была мрачной. Афанасий разучился видеть красоту в живом и больше не мог радоваться жизни и окружающему миру, как в начале своего творческого пути.

Но неожиданно в 1881 году выходит «Это утро, радость эта». Поэзия кажется коротким всплеском радости в творчестве Фета. Однако в нем нет того восторга и легкости, что были присущи ранним работам поэта, посвященным природе. Стихотворение скорее напоминает наблюдение за природой в канун весны.

Тема, идея и проблематика

Основная тема произведения — весна и ее влияние на внутреннее состояние человека. «Это утро, радость эта» — типичный пример великого мастерства Фета в изображении красот природы. Заметен талант автора, отточенный многолетним опытом в написании поэзии, предельное внимание к мелочам. Фет описывает природные красоты, но, кажется, намеренно избегает высоких слов и эпитетов. Какой бы ни предстала перед поэтом природа сегодня, это все он уже видел в жизни.

В природе ничего не поменялось: она все такая же прекрасная и чарующая. Изменился лишь сам творец. Он осознает, что больше его никогда не окутает тот восторг, испытываемый в весенний период в молодости. Годы идут, его жизнь медленно приближается к концу. Он совершил в ней множество ошибок, и даже ожидание теплого времени года не в силах отвлечь поэта от печальных дум.

Исключительно в таком ключе можно трактовать смысл стиха и проблемы, затронутые в нем, если связать его с биографией Фета. Без этого читатель видит лишь прекрасную красоту просыпающейся после холодов природы.

Композиция произведения

У стихотворения простая структура. Оно делится на смысловые части, в которых автор описывает все, что видит вокруг. Он рассказывает о своих самых незначительных впечатлениях, формируя из них полноценную картину природы.

Каждая строфа стиха описывает определенное время суток — утро, день и ночь.

В заключительной строфе автор соединил природные изменения и состояние человека, которое объясняется приближением долгожданной весны.

Ключевая особенность стихотворения — безглагольность. То, что Фет исключил глаголы из поэзии, придало событиям статичности и помогло выразить спокойную атмосферу, отображающую внутреннее состояние.

Жанровая принадлежность и размер

Стих относится к лирике. Жанр произведения — элегия. В основе стиха лежит пейзаж, но все же в ней чувствуется философия Фета. Пробуждающаяся после зимних холодов природа способствует к рассуждениям о ее вечности и о месте человека в ней. В произведении преобладают грустные ноты.

Стихотворный размер — хорей. Фет использует чередование мужской и женской рифмы. Рифма перекрёстная, при которой чередуются две строки с одной. При этом 1 и 2, 4 и 5 строки — смежная рифмовка. Всего в строфе 6 строк.

3 и 6 строки — закрытые рифмы, а 1 и 2, 4 и 5 — открытые. Схема стихотворения — аабввб.

Художественные приемы

Произведение не наделено большим количеством средств выразительности. Автор не старается красиво нарисовать природу, а лишь кратко перечисляет все, что его окружает. Часть видимого пейзажа наталкивает его на ассоциации, которые выражаются при помощи художественных приемов.

  • Эпитет — «вздох ночей».
  • Сравнения — «эти капли — эти слезы» и «мощь дня и света».
  • Аллитерация в поэзии выступает средством для отображения печального настроения автора. К примеру, согласный «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».
  • Анафора — повторение форм слова «это» в каждой строке как ключевая особенность данного произведения.
  • Употребление однородных членов в предложении как синтаксический прием всего стиха: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и т. д. Афанасий перечисляет все изменения природы, уделяя внимание каждой мелочи, отображая все, что происходит c окружающим миром с приходом весны.

Помимо этого, единой метафорой можно назвать все строки, в которых через пейзажные образы характеризуют весну и туманное утреннее время.

Главная мысль

Основная мысль стихотворения Афанасия Фета выражается в том, что мощь и красота природы имеет прямое влияние на душу человека и его настроение. Даже стареющий поэт, почувствовавший на себе все беды и тяготы земной жизни, с приходом весны чувствует прилив новых сил и испытывает вдохновение.

Интересно, что весь поздний период творчества поэта пронизан его печальными мыслями о неудачной жизни и приближении кончины. Это же стихотворение, наоборот, пропитано оптимизмом и жизнеутверждающей верой.

Стихотворение А. Фета “Это утро, радость эта…” (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение “Это утро, радость эта..” написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия. Фету удается представить в стихах подсознательное, передать то туманное, утаенное, что можно выразить лишь поэтическим языком, где роль играет не только семантика слов, но и звуковой, интонационный ряд, музыкальность стиха. В стихотворении “Это утро, радость эта…” поэт не просто описывает весеннюю природу, а передает чувство, которое она рождает; раскрывается жизнь человеческой души.

Поэтом описан весенний день от рассвета до вечерней зари. Первая строфа – это утро, наполненное солнцем. Когда читаешь ее, кажется, что стоишь на просторном лугу, запрокинув голову, и наслаждаешься льющимся с небес светом.

Утро, пробуждение приносит чувство радости, мир природы находит отражение в мире эмоций. Множество ощущений создают определенную картину окружающего мира. Сначала появляются зрительные образы: “синий свод”, “мощь дня и света”, затем они наполняются звуковым содержанием: “этот крик”.

Поначалу мы лишь интуитивно догадываемся, чей это крик. Постепенно образ проясняется: “вереницы”, “стаи” и, наконец, возникает слово “птицы”. Окружающий мир наполняется движением.

Возникает новый звуковой образ: “говор вод”, который заставляет оглянуться вокруг. Этими словами заканчивается первая строфа, будто взгляд постепенно перемещается с неба на землю. Это создает ощущение непрерывности и целостности пейзажа. Во второй строфе множество конкретных зарисовок, зрительных образов. Разгорающийся день дарит целый поток ощущений.

Интересно, что взору открываются то картины дальнего плана (“ивы и березы”, “эти горы, эти долы”), то мельчайшие детали (капли, едва распустившийся лист, который пока еще “похож на пух”). Капли похожи на слезы, кажется, что это слезы умиления, все вокруг так восхитительно! Эта метафора еще раз доказывает неотделимость природы от внутреннего мира человека.

И вновь пейзаж заселяется живыми существами: мошки и пчелы, едва проснувшиеся после долгой зимы, вызывают чувство легкости, полета, а главное, возникает мысль, что жизнь продолжается! Звуковые образы второй строфы также способствуют оптимистическому, жизнеутверждающему настрою: “зык и свист”. Очень звучное слово “зык” наполняет пространство отрывистыми, но бодрыми, громкими и свежими звуками. Третья строфа – описание вечера. Это самое таинственное время суток, именно поэтому мы почти не находим упоминание конкретных предметов.

Читайте также:  Детские годы. Афанасий Афанасьевич Фет: сочинение

Вокруг лишь нагроможденье эмоций, размытых и не всегда осознаваемых. “Вздох ночной селенья”- это вздох лирического героя, сердце которого неспокойно, ждет чего-то незнакомого, но, несомненно, прекрасного. Возможно, “ночь без сна” проводит влюбленный человек… Эту догадку подтверждает незримо возникший образ соловья. Он невидим в ночи, слышны лишь “эта дробь и эти трели”.

Дважды возникает отрицание: “без затменья”, “без сна”. Это помогает создать ощущение непрерывности картины, постоянного течения времени. “Мощь” и “свет” к ночи превращаются в “мглу и жар”, однако, завтра будет новый день, полный красок и светлых чувств. В стихотворении нет ни одного глагола, однако, это вовсе не лишает его движения, наоборот, назывные предложения, словно нанизанные друг на друга, создают ощущение бега вешних вод, дуновение ветра и, без сомненья, порыва чувств.

Яркие картины весны живо сменяют друг друга, они мимолетны, но от этого только более прекрасны. Указательные местоимения “этот”, “эта”, “эти” повторяются 26 раз! Кажется, лирический герой поражен количеством впечатлений, подаренных одним весенним днем, каждое из них заслуживает хотя бы мимолетного внимания. Звуки, запахи, изображения – все сливается в единую картину, которая, как в зеркале, отражается в душе лирического героя.

Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение. Запятые в конце каждой строфы придают музыке стиха легкость, воздушность, стремительность, некую незаконченность и ощущение постоянного движения. Композиционная точка – слово “весна”.

Оно ассоциируется с мажорным аккордом после длинного музыкального пассажа, исполненного с нарастающим темпом и напряженностью. Поэтическое творение превращается в музыкальное – некий виртуозный этюд с ярким крещендо. Насколько же мелодична поэзия А. Фета, если к ней применимы музыкальные термины! Стихотворение написано четырехстопным хореем, который в третьей и последней строке каждой строфы сменяется трехстопным, причем отсутствует последний безударный слог.

Кажется, что это – небольшая пауза, взятие дыхания перед следующей музыкальной фразой. Именно эти строки зарифмованы между собой мужской рифмой, что подкрепляет возникшее ощущение. В третьей строфе все рифмы женские, этим еще раз подчеркивается ее кульминационная значимость Стихотворение А. Фета “Это утро, радость эта…” позволяет остановить и увековечить прекрасный миг жизни. Идеальный мир поэзии отражает мир реальных ощущений.

После прочтения стихотворения возникает чувство гармонии, единения с природой, это наполняет сердце оптимизмом и любовью к жизни. Поэзия А. Фета – неисчерпаемый источник, полный как мимолетных, стихийных, безотчетных чувств, так и наполненных мыслей. Все его стихотворения о природе – маленькие шедевры, волшебные зеркальца, заглянув в которые, можно увидеть свой внутренний мир и насладится ранее неведомыми ощущениями.

Стихотворение А. А. Фета Это утро, радость эта (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Остановить мгновение … Звучит неправдоподобно. Однако именно это являлось главной задачей импрессионистов. Основное свойство импрессионизма – явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. В полной мере им, этим представлением, обладал Афанасий Афанасьевич Фет. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления – не мотивы, а темы фетовского творчества. В своих стихотворениях Фет стремился наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Можно сказать, что Фету как поэту-импрессионисту присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира, к тем изменчивым настроениям, которые внушают чуткой душе восходы и закаты, полуденный час и начало сумерек, полет птиц и пробуждение весенней природы.
Особый интерес представляют безглагольные стихотворения А.А. Фета, так называемые безглагольные картины. “Это утро, радость эта…” – одно из них. Это стихотворение о чудесном, на мой взгляд, времени года – о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, – не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка “дышала”, “звенела”, одним словом, “жила”.
В чём “изюминка” этого стихотворения? Здесь нет ни одного глагола. Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строке. Здесь нет ни единой точки (кроме конца стихотворения)! Читаешь это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём “одного предложения” смог как нельзя лучше передать движение жизни, “воскрешение” природы весной:

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…

В Короткие строки будто “набегают” одна на другую. Фет не случайно написал стихотворение четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно “пульсирует”.
“Это утро, радость эта…” Первая строка передает ликование весенней природы. Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами “это утро, радость эта”, а заключает выражением “это всё весна”. Между первой и последней строками – образы, “рисующие” начало, середину и конец весеннего дня. Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение “вмещает” целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй – день, а в третьей – ночь, наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья. Все образы объединены, связаны анафорой: указательным местоимением “это” в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и “поэтической мысли” в стихотворении. Но одновременно с этим – и движение пространства: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира.
Фет рассказывает нам о том, как “просыпаются” реки, пчёлы, деревья, и повсюду звучат “зык и свист”. В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: “вздох ночной селенья”. Как же создается образ весны? Отглагольные существительные “крик”, “говор”, “свист”, “дробь” и слова “зык”, “трели” “рисуют” атмосферу весеннего шума. Один лишь образ – “мощь и дня и света” – и мы уже “видим” сияние солнца. Казалось бы, перед читателем обычное перечисление через запятую впечатлений лирического героя:

Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист…

Но, читая это строки, сразу же можно представить себе целостную картину и расцветить ее своими красками. Пчелы – золотистые, мошки -серебристые, легкие, пух – зеленовато-желтый, капли – жемчужные… В этом-то вся прелесть стихов Фета, как поэта-импрессиониста. Каждое слово вызывает ряд ассоциаций, для каждого человека – свой. В эту мозаику Фет смог “вместить” образ всей весенней природы. На мой взгляд, поэт хотел донести до нас мысль о том, что весна – это утро, утро года.
“Это утро, радость эта…” – настоящий весенний пейзаж, бережно “нарисованный” поэтом. Каковы же черты импрессионизма в этом стихотворении? Такое впечатление, что Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Это – картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает чувство, которая она вызывает.

Ссылка на основную публикацию
×
×