Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века): сочинение

“Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир!”

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Природа совершенна в своей красоте, и мастерство фотографа-пейзажиста проявляется в умении подчеркнуть очарование ландшафта, не нарушив естественной гармонии, уловить и запечатлеть нечто таинственное, открывшееся ему на мгновение. Фотохудожник Чже Вун Ю / Jae Woon U знакомит нас с необычайно красивой природой Южной Кореи. Художника Чже Вун Ю можно назвать певцом природной гармонии. Часто путешествуя, он просто не мог пройти мимо красоты открывающегося пейзажа. Фотографии Чже Вун Ю передают все великолепие и волшебство природных уголков Южной Кореи. Мы привыкли к тому, что это индустриальная страна с высокой плотностью населения. Автор легко сумел разубедить нас. Прекрасное чувство гармонии и композиции отлично сочетаются с зеркальными отражениями всех красок природы в каждой фотографии. Фотосерия называется “Страна чудес”. И создается впечатление, что мы попали действительно в страну чудес. Яркие цвета и обилие деталей, зеркальные отражения в глади вод и пронзительная тишина, ощутимая на каждом снимке – все это наделяет работы Чже Вун Ю особой привлекательностью. Художник выбирает для своих поэтических снимков берега озер и рек, именно здесь он находит вдохновение и с наслаждением наблюдает за зеркальными отражениями.

“Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир!”

“Все хорошо в природе, но вода – краса всей природы.”

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

“Человек несчастен лишь потому, что не знает природы.”

Гольбах Поль Анри

“Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я

буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире.”

“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он

своевременно поливает первое и истребляет второе.”

“Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле.”

Леонардо да Винчи

“Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.”

Леонардо да Винчи

“Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо

изучать.” Гарин Н. (Гарин-Михайловский)

“Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим

счастьем – значит жить.”

“Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих

“Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое

“Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны

свои не выдает.” (И.В. Гёте.)

“Пьесы природы всегда новы, потому что каждый раз появляются новые зрители.”

“Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными

становятся для нас ее чудеса.”

“Природа подобна женщине, которая, показывая из-под нарядов то одну часть своего

тела, то другую, подает настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-

“Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки,

рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры.”

Светляками на ладонях у листвы,

Так глядит на нас природа, будто просит

Нашей помощи, защиты и любви.

“В ряду высоких эстетических наслаждений человека лежит наслаждение природой.”

И.Н. Крамской (русский художник).

“Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.”

“Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указывает.”

Вдохновенно и просто пишу,

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на земле в красоте.

“Вода! Ты не имеешь ни цвета, ни запаха, ни вкуса, тебя не опишешь… Ты не просто

необходима для жизни, ты есть жизнь.”

Антуан де Сент-Экзюпери

“Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав

– невозможно не полюбить.” (А.Н. Сладков)

Есть храм науки,

А есть ещё — природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

“К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из

гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с

трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность.”

“Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание

весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох

снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину

ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку

природы.” (В.А. Сухомлинский)

Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый

черпает по мере разумения. (К.А. Тимирязев)

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…»

«ПОЙМИ ЖИВОЙ ЯЗЫК ПРИРОДЫ. » (ИВАН САВВИЧ НИКИТИН)

Доктор биологических наук Л. СЕРОВА.

Пойми живой язык природы — И скажешь ты: прекрасен мир!
И. С. Никитин

До сих пор помню, как выглядел учебник литературы для четвёртого класса (внешне серый и невзрачный — это было сразу после войны), — так понравилось не одно из найденных в нём стихотворений. я уже неплохо для своих лет знала пушкина, лермонтова, некрасова, и всё же в этих строчках было что-то, заставившее запомнить и полюбить их на всю жизнь.

Звезды меркнут и гаснут.
В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом —
на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок,
воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов,
весла к лодкам несут.
А восток все горит-разгорается,
Птички солнышка ждут,
птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается .

Это стихотворение написано Иваном Саввичем Никитиным, родившимся и прожившим всю свою недолгую и по внешним обстоятельствам совсем непоэтичную жизнь в Воронеже.

Его отец, Савва Евтихиевич, происходил из духовного сословия, но вышел из него и «приписался» к мещанам, завёл собственный завод восковых свеч, дом и лавку на бойком месте. Природный ум сочетался в нём с огромной физической силой, а любовь к чтению — с деспотизмом, ложившимся тяжёлым бременем на семью. Жена, Прасковья Ивановна, находилась в полном подчинении у мужа. 21 сентября 1824 года родился их единственный сын Иван. Хотя в это время в семье ещё был материальный достаток, детство будущего поэта не было счастливым. «Мечтами детскими ни с кем я не делился, не знал весёлых дней, весёлых игр не знал», — вспоминал он много лет спустя.

Рано выучившись грамоте у соседа сапожника, Иван много читает, хотя и без разбора, — то, что попадается под руку, любит бродить по живописным окрестностям, начинавшимся прямо за домом. Восьмилетним мальчиком он поступает в духовное училище, а после его окончания — в 1841 году — переходит в духовную семинарию, которую приходится бросить через два года. К этому времени семья разорилась. Завод, лавку и дом продали, вместо всего этого удалось купить небольшой постоялый двор, который сначала сдавали в аренду, а потом обслуживали сами. С горя отец и мать начали пить. Вся забота о хозяйстве на многие годы легла на плечи сына.

Каким чудом в этих условиях в нём зародилась искра поэзии, а зародившись, не угасла?! Может быть, этот дар достался Ивану Саввичу от кого-то из неизвестных нам предков «духовного звания». Замечательный генетик Феодосий Добжанский, говоря о проблеме человеческого разнообразия — индивидуальности, — пишет о том, что личность каждого из нас определяют «генотип плюс биография». При этом под биографией учёный подразумевает не условия жизни, а собственные усилия личности, направленные на сохранение своего Я «в рамках ограничений, накладываемых средой». У Ивана Саввича эти ограничения были серьёзными, и всё же он сумел выстоять, сделать, казалось бы, невозможное. «Продавая извозчикам овёс и сено, — вспоминает он, — я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки, обдумывал их в грязной избе под крик и песни разгулявшихся мужиков. Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца».

Святая ночь! Теперь я чужд
Дневных тревог, насущных нужд.
Они забыты.
Жизни полны,
Виденья светлые встают:
Из глубины души, как волны,
Слова послушные текут.

И грустно мне мой труд отрадный,
Когда в окно рассвет блеснет,
Менять на холод беспощадный,
На бремя мелочных забот.
И снова жажду я досуга,
И темной ночи жду, как друга.

Писать стихи Никитин начал ещё в семинарии. Первым заметил в нём ростки дарования и поддержал подростка учитель словесности. А первая публикация — в «Воронежских губернских новостях» — появилась много позже: в 1853 году, когда поэту уже исполнилось двадцать девять лет, а оставалось прожить всего восемь . В письме, посланном в редакцию вместе со стихами, Иван Саввич писал: «Я — здешний мещанин. Не знаю, какая непостижимая сила влечет меня к искусству, в котором, может быть, я — ничтожный ремесленник! Какая непонятная власть заставляет меня слагать задумчивую песнь в то время, когда горькая действительность окружает жалкою прозою моё незавидное существование! Скажите, у кого мне просить совета и в ком искать тёплого участия . »

Стихи опубликовали, о поэте-самородке заговорили (некоторые называли его поэтом-дворником), его стихи переписывались и ходили по рукам. Первым по-настоящему оценил личность и поэзию Никитина Николай Иванович Второв, который ввёл Ивана Саввича в круг воронежской интеллигенции и в круг серьёзной литературы. В стихотворении, посвящённом Второву, Никитин обращается к нему как «к другу милому, единственному другу»:

. Ты показал мне новый, лучший путь,
На нем шаги мои направил,
И примирил с людьми,
и жизнь любить заставил,
Развил мой ум, согрел мне грудь.
Я помню все! Чтоб ни было со мною, —
В одном себе по гроб не изменю:
В день радости, в день горя —
под грозою, —
В моей душе твой образ сохраню.

Второв познакомил Ивана Саввича с графом Д. Н. Толстым, который напечатал несколько его стихотворений в «Москвитянине», а в 1856 году выпустил в Петербурге первое издание стихотворений Никитина; он же преподнёс экземпляр сборника высочайшим особам, которые «удостоили поэта драгоценными подарками». Имя поэта становится известным. Сама обстановка в обществе — после Крымской войны и в преддверии крестьянской реформы — определила популярность его стихотворений о народной жизни, о вере и особенно очень искреннего, хотя и пафосного, стихотворения «Русь»:

Читайте также:  Стихотворение А. А. Фета Это утро, радость эта (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны .

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

А собственная жизнь поэта оставалась по-прежнему тяжёлой. Одному из своих друзей он пишет: «Читаю много, но ничего не делаю, и, право, не от лени. Несколько дней тому назад я заглянул домой — там кутёж! Сказал было старику, чтобы он поберёг своё и моё здоровье, поберёг деньги, — вышла сцена, да еще какая! Я убежал. и плакал навзрыд. Вот вам и поэзия!» Временами Иван Саввич доходил до мрачного пессимизма и, как когда-то, при первых шагах в поэзии, сомневался в своём таланте, теперь уже оценённом и признанном. Свою лепту в настроение вносило и то, что Никитин надорвал своё здоровье в пору работы на постоялом дворе, и его начали преследовать болезни. Летом 1855 года, простудившись во время купания, он сильно ослаб, долго не мог ходить. «Тоска страшная . » — писал он. В такие минуты на помощь приходит вера. Неслучайно, наверное, одно из стихотворений, написанных в эти годы, «обращено» к Новому Завету:

. Здесь все в чудно сжатой картине
Представлено духом святым:
И мир, существующий ныне,
И бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И вечного сына рожденье,
И крест, и терновый венец.
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!

Иван Саввич так и не женился и, похоже, влюбляясь, не позволял развиться страсти, понимая, что не может ввести любимую в свой дом, в среду, где страдает сам. Интересный внешне (друг и биограф поэта М. Ф. Де-Пуле пишет о том, что в нём находили сходство с Шиллером), талантливый и глубоко страдающий, Никитин, несомненно, привлекал сердца незаурядных женщин. В пору своих первых поэтических успехов его радушно приняли в семействе помещиков Плотниковых, где он находил «минутное счастье под кровлей чужой». В доме было много молодых девушек. Одной из них — Н. В. Плотниковой — Никитин посвятил четверостишие:

Как голубь, кротка и нежна,
Как лань молодая, пуглива,
О боже! Да будет она,
Как ангел небесный, счастлива.

Незадолго до печального конца жизнь подарила уже тяжело больному поэту роман с замечательной женщиной — настоящий роман, хотя и развивавшийся только на страницах писем. Письма Н. А. Матвеевой поэт сжёг перед смертью. Она же сохранила 14 его писем. «Вы уехали, — читаем мы в одном из них, — и в жизни моей остался пробел; меня окружает пустота, которую я не знаю, чем наполнить. Мне кажется, я ещё слышу ваш голос, вижу вашу кроткую, приветливую улыбку, но, право, мне от этого не легче: всё это тень ваша, а не вы сами. Как до сих пор живы в моей памяти — ясный солнечный день и эта длинная, покрытая пылью улица, и эти ворота, подле которых я стоял с поникшей головой, чуждый всему, что вокруг меня происходило, — видя только вас одну и больше никого и ничего! Как не хотелось, как тяжело было мне идти назад, чтобы приняться за свою хлопотливую, бестолковую работу, обратившись в живую машину, без ума и без сердца. Как живо всё это я помню!»

Узнав, что Иван Саввич умирает, Н. А. Матвеева была готова приехать из своего имения в город и ухаживать за ним. Но он отказался — не желая обременять дорогую ему женщину видом страданий и ограждая от возможных последствий такого поступка для женщины её круга.

Биографы Никитина и литературные критики справедливо отмечают, что у него мало стихотворений о любви. Но среди этих немногих есть замечательные — не пылкие, но сдержанно-трогательные:

День и ночь с тобой жду встречи,
Встречусь — голову теряю;
Речь веду, но эти речи
Всей душой я проклинаю.

Рвется чувство на свободу,
На любовь хочу ответа, —
Говорю я про погоду,
Говорю, как ты одета.

Не сердись, не слушай боле:
Этой лжи я сам не верю.
Я не рад своей неволе,
Я не рад, что лицемерю.

Такова моя отрада,
Так свой век я коротаю:
Тяжело ль — молчать мне надо,
Полюблю ль — любовь скрываю.

В 1858 году в жизни поэта происходит радостное событие: он покупает книжный магазин. «Ура, мои друзья! — пишет он. — Прощай, постоялый двор. Прощайте, толки об овсе и сене! И ты, старушка Маланья, будившая меня до рассвета вопросом: вот в таком-то или таком горшке варить горох? — прощай, моя милая! Довольно вы все унесли у меня здоровья и попортили крови! Ура, мои друзья! Я плачу от радости. » Начался новый период жизни, увы, недолгий и совсем не такой радостный, каким он рисовался в надеждах и планах. Магазин имел успех, он стал любимым местом встреч горожан, своеобразным литературным клубом. Конечно, это не постоялый двор, но и новое дело требовало постоянных «меркантильных забот». Друзья упрекали Никитина, что он мало пишет, и это правда. Всё мучительнее протекали болезни. Осенью 1859 года внезапно умер близкий друг поэта И. А. Придорогин — в Воронеже (да и в целом мире) «стало меньше одним из самых лучших людей». В 1860 году — «на полпути» между смертью друга и своей собственной — Никитин напишет одно из лучших стихотворений — поминальный плач об ушедшем и о себе, о своей жизни, конец которой он уже ощущал физически.

Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, —
Горько она, моя бедная, шла
И, как степной огонек, замерла.

Что же? Усни, моя доля суровая!
Крепко закроется крышка сосновая,
Плотно сырою землею придавится,
Только одним человеком убавится.
Убыль его никому не больна,
Память о нем никому не нужна.
Вот она — слышится песнь
беззаботная,
Гостья погоста, певунья залетная,
В воздухе синем на воле купается;
Звонкая песнь серебром рассыпается.
Тише. О жизни покончен вопрос.
Больше не нужно ни песен, ни слез!

Почти весь 1861 год поэт лежал прикованный к постели. Особенно тяжело ему было летом, когда разъезжались друзья. Старик отец, как всегда пьяный, и тут не оставлял сына в покое. По свидетельству Де-Пуле, наблюдавшего эти сцены, настолько мучительные (даже для него!), что «знакомые могли лишь желать Никитину скорой смерти», которая и наступила 16 октября 1861 года. На Митрофа-ньевское кладбище Воронежа его провожал весь город.

Посмертная жизнь поэта оказалась счастливее жизни реальной. Его стихи регулярно переиздавали, даже включали в учебники. В родном городе ему поставили памятник, назвали его именем Музей литературы края, переименованный в 1953 году в Дом-музей И. С. Никитина. По иронии судьбы расположился он на бывшем постоялом дворе, который так не любил покойный поэт.

Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение. “Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир. ” (И.С. Никитин) (По роману Ч. Айтматова “Плаха”)

Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды!
Р. Рождественский

Бедственное положение природы давно является одной из актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе «Плаха» тоже обращается к этой проблеме. Этот роман — призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.
Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая гармонично обитает в своих угодьях, пока не появляется человек, нарушающий покой природы. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков.
Поводом для проявления такой жестокости послужило всего лишь затруднение с планом мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» вылилось в страшную трагедию: «…по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса».
Это избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце… тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам…»
В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья Акбары не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: «Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву». Так говорят люди, не подозревая, что природа за все отомстит раньше, чем они предполагают. У природы в отличие от людей есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разор, не разбирает, виновен ты или нет перед ней. Но природа все же лишена бессмысленной жестокости.
Волчица, оставшись одна по вине человека, все же тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это обернулось трагедией, но на этот раз и для людей. Но Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына.
Волчица Акбара наделена писателем нравственной памятью. Она не только олицетворяет собой несчастье, постигшее ее род, но и осознает это несчастье как нарушение нравственного закона. Пока человек не трогал среду ее обитания, волчица могла встретить беспомощного человека один на один и отпустить его с миром. В навязанных ей человеком жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку. Но гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок.
Личной вины перед Акбарой у Бостона нет, но он несет ответственность за Базарбая, своего нравственного антипода, и за варварство Кандарова, погубившего Моюнкумы. Хочу отметить, что автор хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это — элементарная алчность, борьба за собственное благополучие, оправдываемое чуть ли не государственной необходимостью.
И читатель вместе с Айтматовым понимает, что, коль скоро бандитские действия совершаются под прикрытием государственных планов, значит, это явление общее, а не частное, и с ним надо бороться. Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому я совершенно согласен с автором «Плахи»: экология и нравственность соединены одной линией жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения А. Фета После бури: сочинение

Сочинение на тему “Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир” – (И. С. Никитин)”

Прошло достаточно много времени со дня выхода в свет романа Чингиза Айтматова «Плаха». Однако поднятые им в романе проблемы актуальны и по сей день. Дело в том, что вопрос взаимоотношений человека и природы принадлежит к разряду вечных.

Существовавшие некогда гармоничные отношения человека и природы с течением времени оказались разрушены, и не просто разрушены, но даже поруганы. Подобная дисгармония у Айтматова приводит к трагедии – человек сам создает свой эшафот, плаху…

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая мирно обитает на своей территории, пока однажды не приходит человек. Покой стаи, покой природы нарушен. Бессмысленное и грубое уничтожение сайгаков, описанное в романе, вызывает дрожь: «…по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса». Причиной столь чудовищного надругательства стал всего лишь невыполненный план мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» выявило истинное отношение человека к природе. «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце… тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам…» – так все видит волчица, которая теряет в огне пожара своих волчат. Но тем не менее природа, в отличие от человека, все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица Акбара всю свою неистраченную материнскую любовь и нежность пытается перенести на ребенка, но человек (в лице Бостона) в очередной раз не понимает этого сложного для него явления и в порыве страха стреляет в волчицу, промахивается и убивает собственного сына Кенджеша. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда у нее украли ее оставшихся волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Волчица не виновата перед человеком. А он несет заслуженное наказание. До вторжения людей в мир Акбары она жила по законам природы и, встретив беспомощного человека, волчица могла отпустить его. Варварское уничтожение целой природной системы Моюнкумов приводит к тому, что в действие вступает закон возмездия. И волчица вынуждена играть по «человеческим» правилам.

Помимо пустых и бездушных, нравственно незрелых героев – Бостона, Базарбая, Кандарова, автор вводит в роман наивного героя-жертву Авдия. Он искренне пытается пробудить в этих людях совесть, чувство жалости и сострадания, заставить врага переосмыслить свою жизнь, став другим, лучше и чище. Однако нельзя исправить в один миг то, что делалось людьми годами. Бостон сам себя ведет на плаху велением совести, гибнет Базарбай. Авдий же преодолевает инстинкт самосохранения, гнев на своих врагов, жалеет и любит их. Он – человек свободы, своим примером являет идеалы добра, милосердия, сострадания.

«Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда он, движимый внутренним голосом добра в душе, во второй раз попытался пойти против суровой реальности и остановить бессмысленное убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди распяли Авдия, не пожалели его. Дело в том, что жалость им изначально чужда.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. «Спаси меня, волчица», – произнес вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать – волчица», – думает он и видит волчицу. «Ты пришла…» – и голова его безвольно упала вниз»…

Человек, утративший душевную чистоту, доброту, не способен понять живой язык природы. Именно поэтому судьба человека трагична. Но как ознаменование того, что человечество не безнадежно, перед нами стоит образ Авдия. Он сумел расслышать живой язык природы и понял, как мир может быть прекрасен…

Сочинение: Пойми живой язык природы и скажешь ты прекрасен мир 8230 Никитин

Пойми живой язык природы и скажешь ты прекрасен мир 8230 Никитин

Прошло достаточно много времени со дня выхода в свет романа Чингиза Айтматова «Плаха». Однако поднятые им в романе проблемы актуальны и по сей день. Дело в том, что вопрос взаимоотношений человека и природы принадлежит к разряду вечных. Существовавшие некогда гармоничные отношения человека и природы с течением времени оказались разрушены, и не просто разрушены, но даже поруганы. Подобная дисгармония у Айтматова приводит к трагедии — человек сам создает свой эшафот, плаху…

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая мирно обитает на своей территории, пока однажды не приходит человек. Покой стаи, покой природы нарушен. Бессмысленное и грубое уничтожение сайгаков, описанное в романе, вызывает дрожь: «…по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса». Причиной столь чудовищного надругательства стал всего лишь невыполненный план мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» выявило истинное отношение человека к природе. «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце… тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам…» — так все видит волчица, которая теряет в огне пожара своих волчат. Но тем не менее природа, в отличие от человека, все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица Акбара всю свою неистраченную материнскую любовь и нежность пытается перенести на ребенка, но человек (в лице Бостона) в очередной раз не понимает этого сложного для него явления и в порыве страха стреляет в волчицу, промахивается и убивает собственного сына Кенджеша. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда у нее украли ее оставшихся волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Волчица не виновата перед человеком. А он несет заслуженное наказание. До вторжения людей в мир Акбары она жила по законам природы и, встретив беспомощного человека, волчица могла отпустить его. Варварское уничтожение целой природной системы Моюнкумов приводит к тому, что в действие вступает закон возмездия. И волчица вынуждена играть по «человеческим» правилам.

Помимо пустых и бездушных, нравственно незрелых героев — Бостона, Базарбая, Кандарова, автор вводит в роман наивного героя-жертву Авдия. Он искренне пытается пробудить в этих людях совесть, чувство жалости и сострадания, заставить врага переосмыслить свою жизнь, став другим, лучше и чище. Однако нельзя исправить в один миг то, что делалось людьми годами. Бостон сам себя ведет на плаху велением совести, гибнет Базарбай. Авдий же преодолевает инстинкт самосохранения, гнев на своих врагов, жалеет и любит их. Он — человек свободы, своим примером являет идеалы добра, милосердия, сострадания.

«Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда он, движимый внутренним голосом добра в душе, во второй раз попытался пойти против суровой реальности и остановить бессмысленное убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди распяли Авдия, не пожалели его. Дело в том, что жалость им изначально чужда.

Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. «Спаси меня, волчица», — произнес вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать — волчица», — думает он и видит волчицу. «Ты пришла…» — и голова его безвольно упала вниз»…

Человек, утративший душевную чистоту, доброту, не способен понять живой язык природы. Именно поэтому судьба человека трагична. Но как ознаменование того, что человечество не безнадежно, перед нами стоит образ Авдия. Он сумел расслышать живой язык природы и понял, как мир может быть прекрасен…

Внеклассное мероприятие на тему: «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир!»
методическая разработка по русскому языку на тему

Скачать:

Название: Пойми живой язык природы и скажешь ты прекрасен мир 8230 Никитин
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 19:44:35 04 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 202 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
ВложениеРазмер
vneklasnoe_meropriyatie_poymi_zhivoy_yazyk_prirody.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему:

«Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир!»

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, ответственности за судьбу родной земли.

  • образовательная: расширить знания о природе;
  • развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
  • коррекционная: коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  • воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.

Оборудование: компьютер, презентация, круги (желтые, красные, зеленые) для игры «Экологический светофор», атрибуты к конкурсам, музыкальное сопровождение к инсценировке, картинки деревьев, бабочек, цветов, животных, мультфильм о природе.

Оформление на доске:

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки. Итак, мы начинаем! А начать это мероприятие я предлагаю с просмотра маленького музыкального клипа «О природе». (Слайд №1)

– Посмотрев клип, ответьте мне на вопрос: какова тема нашего сегодняшнего мероприятия? (Слайд №2)

Учитель: (Слайд №3)

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим.

Прощальный вальс танцует с ветром лето.

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Игра «Пазлы» – природа. (Слайд №4)

– Составьте картины родной природы.

-Сегодня мы постараемся выяснить и ответить на вопрос: «Зачем же надо любить и беречь природу».

-Посмотрите на доску. Эпиграфом нашего мероприятия будут слова известного поэта Е.Евтушенко: (Слайд №5)

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

К этому эпиграфу мы еще вернемся в конце нашего мероприятия и более подробно остановимся на нем.

-А сейчас продолжаем. Все, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа – это растения, животные, горы и реки, воздух и земля (почва). И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок.

Кластер. (Слайд №6)

– Определите, какие природные объекты связаны с сушей, а какие с водой.

Смотрю на глобус – шар земной. (Серов.Ю)

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги».

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек».

Тебе мы верим, не солги,

«Ты береги нас, береги».

-Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна! Посмотрите! Что находится вокруг?

Небо светло-голубое, (Докучаев И.)

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг – природа!

– Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда, мы должны природу. (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее. (любить). А чтобы любить надо ее. (знать).

III. «Мы твои друзья, Природа!» (проблемные ситуации) (Слайд №7)

– Сейчас мы с вами разберем несколько ситуаций (класс делится на 2 группы, решают проблемные ситуации, записанные на карточках, высказывают свои мысли).

«Отправляясь, в гости к природе, не будьте только просителями ее даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами». Как вы это понимаете?»

«Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую березу, которая от потери сока может погибнуть. Что будете делать?»

-Молодцы, ребята, вы все ответили правильно!

Учитель : (Слайд №8)

-Да, действительно, прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна, непохожа и разнообразна природа в любой точке нашего земного шара. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

Жалобная книга природы. (Слайд №9 – 12)

Бурное развитие промышленности привело к резкому возрастанию количества всевозможных отходов и к массовому загрязнению рек, морей и океанов такими веществами, которых природа никогда не знала: нефтепродуктами, солями тяжелых металлов, а также и простым обыкновенным мусором. Посмотрите, пожалуйста, что же однажды произошло в лесу.

IV.Сценка «Разноцветная река». (Сальников.И, Бадьев С., Болталова А.)

Звучит музыка (звуки природы – пение птиц), выходят мальчик и девочка, держатся за руки.

Вика : Паша, посмотри, как вокруг красиво!

Паша: Да, очень красиво в лесу, а пахнет как приятно, травами, цветами. (музыкальное сопровождение – звуки ручья).

Вика: Тихо! Слышишь?

Паша: Речка рядом! Бежим купаться!

На сцене появляется импровизированная река.

Паша собирается зайти в реку. Вика останавливает его.

Вика: Стой, Паша. Подожди! (звучит тревожная музыка).

Из реки выходит Кикимора – грязная, в мусоре. Кикимора плачет.

Кикимора: Дети, не надо купаться в этой речке.

Вика (прячется за спиной Паши): Кто вы?

Кикимора: Я Кикимора, живу в реке. Что вы на меня смотрите подозрительно? Кикиморы ведь тоже разные бывают. Я – чистокровная Кикимора! То есть люблю чистоту, порядочек чтоб во всем был. А что тут? Раньше речка была чистой, прозрачной. Люди набросали в нее мусора. Теперь вода в ней мутная, грязная: ни постирать, ни воды испить, ни искупаться! Вода становится мертвой…Беда….Ох, беда!

Звучит тревожная музыка. Кикимора уходит, плачет.

Вика: Что же делать? Как помочь?

Паша: Мы очистим речку, и она снова станет чистой!

Педагог предлагает ребятам помочь Вике и Паше очистить реку.

Игра «Помоги очистить реку от мусора». Две команды собирают мусор и кидают его в мусорные вёдра. (Слайд №15)

Дети убирают из реки фантики, коробочки, бумажки, крышки, и река становится чистой.

Кикимора: Спасибо, милые дети! Теперь вода в реке чистая! Можно и купаться, и нырять, и стирку начать! Побегу я, ребятки, до встречи!

– Ребята, как вы думаете, речка, которую вы очистили от мусора, одна на земле?

– Мы с вами можем как-нибудь помочь водоемам? Каким образом?

– Все, что вы говорите, верно, ребята. Люди могут помочь природе. Главное, чтобы у каждого человека было желание сохранить это великое богатство.

Задание «Сложи правильно костёр». (Слайд №16)

– Когда люди активно отдыхают на природе, то часто жгут костры. Командам даются схемы, как сложить костёр правильно. Команды должны правильно по данной им схеме сложить костёр.

– Дополнительный бонус для команд. Костёр нужно не только правильно разжечь, но и потушить. Ответьте на вопрос: как правильно потушить костёр?

– Разрушая природу, человек и сам может пострадать. Поняв это, люди во всём мире задумались, как сохранить Землю. Поэтому в 1948 году был создан Международный союз охраны природы. Учёные разных стран составили списки исчезающих животных и растений и в 1963 году издали Международную Красную книгу. Хранится эта книга в швейцарском городе Морже, в неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите.

Красный цвет книги означает сигнал опасности. Он, как и красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они могут погибнуть. И гибель их будет на нашей совести.

IV. Игра «Экологический светофор» (Слайд №18)

– Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги.

Красный свет – природе вред!

Свет зеленый – как красиво!

Скажет лес тебе «спасибо!»

Итак, красный свет – зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе. Желтый свет – чтобы мы соблюдали определенные правила поведения. Зеленый свет – это, когда мы для природы делаем добрые дела.

Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.

* Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (Желтый свет)

* Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (Красный свет)

* Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (Красный свет)

* Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (Красный свет)

* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага. (Зеленый свет)

* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (Зеленый свет)

* Сачок для ловли бабочек. (Красный свет)

* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (Желтый свет)

-Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес чтобы не навредить природе!

Музыка «Звуки леса» (Слайд №19)

– Ребята, а теперь давайте представим, что мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Игра «Узнай птицу по голосу» (Слайд №20-28)

А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, а кто это идет? Да это лесные гномики? (Слайд №29)

(Выходят гномики в колпачках)

– Здравствуйте, гномики! А зачем вы сюда пришли?

– Мы пришли, чтобы познакомить ребят с правилами, которые вы все должны соблюдать, чтобы сохранить нашу матушку природу!

( Гномики перечисляют и показывают картинки с правилами)

  1. Не разоряйте птичьи гнёзда.
  2. Не разоряйте муравейники. Муравьи лесные санитары.
  3. Не забирайте из леса домой животных и птиц.
  4. Не ловите бабочек и стрекоз. Они украшают нашу землю.
  5. Не рвите полевые цветы. Они украшают поля и луга.
  6. Не шумите в лесу. У леса музыка своя.
  7. Не разжигай костер в лесу без взрослых. Это может привести к пожару.
  8. Не оставляй мусор в лесу. Мусор тут в лесу чужой, забери его с собой.
  9. Не шумите в лесу. У леса музыка своя.
  10. Не бейте стекло в лесу. Это опасно для людей и животных.
  11. Не вырезайте надписи на деревьях. Так жестоко поступать, нельзя деревья обижать.
  12. Не вырывайте кустарники с корнем. Нежно ягодки сорви, а куст – оставь, побереги.

-Хотелось бы, чтобы вы о этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета – Земля, зависит от каждого из нас – людей.

Сейчас мы проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок,

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Ученик: (Подопригора А.)

Давайте, люди, дружить друг с другом.

Как птицы с небом, как ветер с лугом.

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

VII. Творческое задание «Строительство лесного дома» (Слайд №31)

– Большую территорию нашей страны занимают леса. Русский лес очень красив в любое время года и в любую погоду. С самого раннего детства он входит в жизнь человека как таинственный волшебник, добрый и надежный друг. Он постоянный спутник русских сказок и былин, соучастник нашей богатой истории.

Лес, это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками. Лес – это дом, в котором живут: животные, птицы, насекомые, травы, цветы, грибы, ягоды, мхи, лишайники.

– Я предлагаю вам сейчас построить такой лесной дом у нас в классе.

(Выходят по два ученика из каждого класса и на большом листе ватмана строят лесной дом, используя картинки деревьев, насекомых, зверей, птиц и т. д.)

(под песню «Чудесный лес»)

Учитель: – Ребята, посмотрите, какая получилась красота!

VIII.Заключительная беседа « Убивай зверей внутри себя»

Учитель обращается к эпиграфу, написанному на доске:

– Это строки поэта Евгения Евтушенко.

– О чем говорит поэт? (предполагаемые ответы: надо беречь и любить природу, что нельзя убивать зверей)

– Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Как вы это понимаете?(это жадность, глупость, злоба, трусость, подлость, бездушие. )

– Да, ребята, вы правы! Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить друг друга, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно убивать этих зверей в своем сердце. Тогда наши экологические знания пойдут на пользу природе, а значит и жизни на Земле.

Мультфильм «Мальчик и Земля» (Слайд №32)

-А закончат наше мероприятие ребята такими словами: (выходят два ученика):

1. Есть просто храм, есть храм науки, (Брыксин А.)
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Ссылка на основную публикацию
×
×