Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета: сочинение

Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

В русской поэзии трудно найти поэта более “мажорного”, чем Афанасий Афанасьевич Фет. Поэзия Фета, на мой взгляд, – одна из вершин русской лирики. Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, поэзия первозданной свежести и благоухания.
Лирика Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни – погружение в мир красоты.
Именно красота – главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить Фет в своих творениях. Поэзия – храм искусства, а поэт – творец этого храма:

Сердце трепещет отрадно и больно,

Подняты очи, и руки воздеты,

Здесь на коленях я словно невольно,

Как и бывало, пред вами, поэты.

Основные темы поэзии Фета – природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, все очарование.

Три поэтических предмета – природа, любовь и песня – тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: “лес проснулся”, “солнце встало. затрепетало” (“Я пришел к тебе с приветом”). Поэт полон жажды любви и творчества.

Впечатления Фета о мире, окружающее его, передаются живыми образами:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившихся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Странная картина. Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь в стихотворении тихая, безветренная. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели, стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет. Он, наверное, сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Фет никогда не стремился к изображению целостного и завершенного образа природы. Его интересуют переходные состояния, тонкие и трудно уловимые их оттенки, он хочет передать изменчивость природы, движение человеческой души. На мой взгляд, лучшим стихотворением пейзажной лирики является “Вечер”:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело, в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Фет передает здесь борьбу между стихиями дня и ночи с торжеством последней.

Поэт в слове воспроизводит не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся в поэзии именно Фета (в живописи это направление называется импрессионизмом). Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:

Сбирались умирать последние цветы,

И ждали с грустию мороза…

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна.

Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают.

Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, “опрокинутые” в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут:

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

Свидание влюбленных у водоема в стихотворении “Ива” столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и так же, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных:

В этом зеркале под ивой

Улови мой взгляд ревнивый,

Сердцу милые черты.

Мягче взор твой горделивый.

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Стихи насыщены у Фета ароматами, запахом трав, “благовонных ночей”, “благоуханных зорь”:

Свеж и душист твой роскошный венок,

Всех в нем цветом благовонье слышны.

Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:

Я говорить хотел – и вдруг,

Нежданным шорохом пугая,

К твоим ногам, на ясный круг,

Спорхнула птичка золотая.

Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму. Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем, между этими впечатлениями нет логической связи.

Но в стихотворении “Шепот, робкое дыханье. ” быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

Нет ни одного глагола. Лишь краткими назывными предложениями, как художник смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание.

Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.

Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П.И. Чайковский говорил о нем: “Это не просто поэт, скорее – поэт-музыкант”. Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания.

Фет сравнивал себя с угасшими звездами (стихотворение “Угасшим звездам”), но угасло много других звезд, а звезда поэзии Фета разгорается все ярче!

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сочинение «Основные мотивы и образы поэзии А.А. Фета 2»

А.А. Фет – утонченный лирик, наделенный гениальным дарованием. Многие его стихотворения вошли в золотой фонд русской поэзии. Произведения Фета поражают эмоциональностью, светлым настроением, своеобразной передачей оттенков душевной жизни, тонким чувством природы, красотой мелодий. Поэт стремится запечатлеть и воспеть прекрасное. Его стихи – о красоте мира, о гармонии человеческих чувств. Мотив красоты – ведущий в его поэзии.

«Целый мир от красоты…», – самая знаменитая строчка поэта. Жизнь, по Фету, тем и оправдана, что в ней есть красота. Он дает ее почувствовать во всем: в колыхании трав, в дуновении ветра, в полете мотылька, в опаленных крыльях бабочки, в запахе и строении цветка, во взгляде любимых глаз. Символом красоты в лирике Фета становится роза. В стихотворении «Если радует утро тебя…» он пишет:
Хоть полюбишь кого, хоть снесешь
Не одну ты житейскую грозу, –
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу.

Поэт наслаждается чудесным запахом и гармонией форм волшебного цветка. Розу «восхвалять неумолчно он рад». В миниатюре «Только встречу улыбку твою…» Фет называет розу «молодой владычицей сада». Этот цветок – совершенство. Восторг поэта перед безупречной красотой выражается в афористической форме:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.

Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. В стихотворении «Роза» звучит гимн цветку, который олицетворяет «необъятный, благовонный, благодатный мир любви». Никакая богиня не может поведать земле того, что говорит ей этот цветок. В произведении Фет создает образ «цветущей богини»:
Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
Чтоб безмолвною красою
Звать к любви…

Образ розы, образ цветка в стихах лирика передает все нюансы человеческих переживаний: от душевного подъема до горьких разочарований. И все-таки только под воздействием красоты у поэта сердце цветет, как ночной цветок, среди других цветов:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.

Читайте также:  Фет — тончайший лирик русской природы: сочинение

Сравнение женщины, женской красоты с розой – излюбленный прием в стихотворениях поэта. В посвящении «Графине С.А.Толстой» он называет героиню розой, «светлым созданьем». В этом же произведении красивая женщина сравнивается со звездой. Образ звезды – тоже один из самых распространенных в поэзии Фета. Звездный мир, с одной стороны, – вечная загадка, а с другой, – часть человеческого духа.
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, –
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.

Я думал… не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор.

Человек у Фета предельно слит с природой. Поэтому звезды у него не просто горят на небе, а участвуют в познании внутреннего мира людей, они говорят с людьми, открывают им общие законы бытия и законы собственных страстей:
Одна звезда меж всеми дышит
И так дрожит,
Она лучом алмазным пышет
И говорит…

В миниатюре «Если зимнее небо звездами горит…» поэт снова находит в облике возлюбленной звездные черты:
Предо мною твой образ, твой дивный скользит,
Словно ты из лучей создана.

С образом звезды у Фета связан мотив полета. Лирический герой жаждет почувствовать свободу и красоту движения:
И летел бы, летел за красою твоей –
И пускай в небе звезды горят
И быстрей и светлей мириады лучей
На пылинки ночные глядят.

Красота, символизирующая жизнь, поднимает душу и уносит ее в область «высочайшего блаженства»:
Я загораюсь и горю,
Я порываюсь и парю
В томленьях крайнего усилья
И верю сердцем, что растут
И тотчас в небо унесут
Меня раскинутые крылья.

Один из любимых мотивов Фета – приход весны. Весеннее обновление природы, расцвет жизни вызывает у поэта прилив сил, приподнятое настроение. В его стихах как персонажи предстают куст сирени, пушистая верба, душистый ландыш, просящий солнечных лучей, журавли, кричащие в степи. При всей правдивости и конкретности природных образов они прежде всего служат средством выражения лирического чувства. Мотив весны помогает поэту передать самое главное свое ощущение – радостное принятие окружающего мира, желание бежать «навстречу вешним дням». Чудесные строки о весеннем дожде, о полете бабочки, о пчелах, вползающих в душистые цветы, будят в душе каждого человека теплые чувства. Как весна согревает все живое, так и стихи Фета о весне ласкают слух, возвышают душу, усиливают «бой» даже «бестрепетных сердец».

С мотивом весны в лирике Фета тесно связан образ зари. Заря отождествляет огонь солнца. В начале дня все краски природы прозрачны и чисты, лучи солнца освещают землю нежным светом. Таинственный мир сияет в отблесках зари, рождая волшебную силу вдохновения. Весна – источник трепетного восторга, она дает возможность сердцем прикоснуться к Прекрасному.

Над стихами Фета, наполненными чистым воздухом весны, звездами, красотой, движением, жаждой полета, не властны ни время, ни пространство. Его стихи вечно молоды и прекрасны.

Лирика Фета, основные темы и мотивы

Афанасия Фета всегда волновали проблемы страны, поэтому эти вопросы он поднимал в своей прозе, публицистических работах и мемуарах. В публицистике его гневные тирады обличали реальность существующего мира. Однако когда речь заходила о стихотворениях, о поэзии, то здесь все сразу менялось.

Особенности и своеобразие лирики Фета

По мнению поэта, лирика должна быть прекрасна и ее нельзя связывать с обыденностью жизни и проблемами. Лирика должна быть подобна музыке. Она должна воспевать красоту окружающего мира, возносить чувства прекрасного. Строки лирических стихотворений должны быть отдалены от политической грязи и грубости. Миссией поэзии должна быть служба красоте и всему прекрасному. В этом и заключалась особенность и своеобразие лирики Фета.

Темы и мотивы лирики Фета

Когда мы читаем стихотворения Фета, то ощущаем наслаждение от счастья и умиротворение. Фет стал поистине мастером лирического пейзажа, отражая в нем человеческие чувства и раскрывая основные темы и мотивы, волнующие писателя. В своих стихах писатель воспевал природу, любовь, человеческое счастье и вечность. При этом вся его поэзия романтична. Однако в лирике Фета романтика не небесная, она вполне земная и постижимая.

Давайте остановимся на основных лирических направлениях поэзии Фета по отдельности.

Любовная лирика Фета

Мне очень нравится поэзия Фета. С особенным удовольствием я читаю стихи любовной тематики, а их у писателя множество. В его стихах любовь изображена во всех ее ракурсах и в разных оттенках. Здесь мы видим счастливую любовь, но вместе с тем, автор показывает, что это прекрасное чувство может нести в себе не только радость, но и страдания с муками переживаний. Так оно в действительности и есть. Ведь любовь может быть ответной и безответной. Любовь может быть искренней, а может быть наигранной. Чувствами могут как играть, так и отвечать взаимностью.

Очень много работ Фет посвящает своей единственной музе, женщине которую он очень любил, Марии Лазич. Однако смерть возлюбленной, такая неожиданная и необъяснимая, приносит писателю боль. Несмотря на это, время шло, летели годы, а он все равно любил ту, которую отняла судьба. И только в стихотворениях Фета его возлюбленная оживала и лирический герой мог поговорить с любимой.

Цикл, посвященный Марии Лазич, можно назвать шедевром любовной лирики, где каждый раз оживал родной женский образ. И даже спустя сорок лет, он все помнил ту женщину, которую потерял, и посвящал ей стихотворения. Может поэтому его стихи о любви — это не только любование и восхищение красотой, но и трагедийные переживания.

Знакомясь с любовной тематикой Фета, мы понимаем, насколько необыкновенной может быть любовь, которая творит чудеса.

Природа в лирике Фета

Кроме любовной лирики, поэт посвящает свои стихи теме природы. Когда я читаю стихи, посвященные поэтом природе, то создается впечатление что я рассматриваю картину. Мы не просто видим красивый пейзаж, а слышим окружающие его звуки. Все оживает, ведь автор наделяет природу человеческими образами. Поэтому у Фета рыдает трава, просыпается лес, овдовела лазурь. Фет был истинным певцом природы, благодаря которому мы видим всю красоту окружающего мира с его красками, звуками и настроением.

Философская лирика Фета

Будучи певцом любви и певцом природы, Фет не мог пройти мимо философских размышлений, ведь вопросы бытия волновали абсолютно всех. Поэтому и у Афанасия Фета имеется философская лирика, которая в основном формировалась под влиянием философии Шопенгауэра. Именно над его трудами писатель работал с переводами. Философские статьи Шопенгауэра были интересны Фету и он старался их не только переосмыслить, но и использовал в своих стихотворениях. Так, анализируя философскую лирику, мы видим размышления поэта о вечности, о мудрости бытия. Затрагивает Фет и вопросы свободы творчества, размышляет о тщетности человеческой суеты, о бедности познания человеком окружающей действительности, о низости обыденной жизни. И это только небольшой список философских рассуждений, которые автор раскрывает в своих стихотворениях, что относятся к философской лирике Фета.

Человек в лирике Фета

Изучив творчество поэта, мы с уверенностью можем сказать, что в основе его работ лежит особенная философия, где автор желает передать читателям как незримые, так и зримые связи человека и природы. По этим причинам, затрагивая тему природы, поэт пытается передать и многие оттенки человеческих переживаний, передать состояние и эмоции лирического героя. Взять бы знаменитое безглагольное стихотворение Шепот робкое дыхание, где состояние человека параллельно состоянию природы. Автор пишет о жизни сердца и тут же вспоминает жизнь природы.

Если говорить о лирическом герое творений Фета, то это человек, что живет в гармоничном мире, который соткан из природы. Это герой, который не хочет знать страданий, не желает видеть социальное зло. У него одно стремление — слияние с запредельным. Ведь только так он сможет ощутить настоящее чувство свободы. Наивысшим счастьем для лирического героя поэта является полное слияние с природой.

Читайте также:  Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета: сочинение

Как по мне, то наследие Фета бесценно, и мы должны быть благодарны человеку, который смог открыть читателю мир любви, философии, мир человеческих чувств. Главное — он обнажил красоту природы и мира в целом.

Певец родной природы (по поэзии А. А. Фета)

Школьное сочинение

Из слез моих много родится

Роскошных и пестрых цветов,

И вздохи мои обратятся

В полуночный хор соловьев.

Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А. А. Фета составляет пейзажная лирика. В 1843 году в июльском номере “Отечественных записок” было напечатано стихотворение “Я пришел к тебе с приветом. “, которое можно считать поэтической декларацией Фета, его лирическим автопортретом. В четырех строфах он обозначил все то, о чем пришел рассказать в русской поэзии: о радостном блеске солнечного утра, о страстном трепете молодой весенней жизни и жаждущей счастья влюбленной душе, готовой слиться с весельем мира. “Подобного чувства весенней природы мы не имеем во всей русской поэзии”, — говорил об этих стихах литератор В. П. Боткин.

Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых циклов, посвященных временам года: “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”. В основе этих пейзажных картин лежат впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где проходила его служба, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы жизни. Но главное в стихах Фета не это. Главное — то, как поэт воспринимает и воссоздает окружающий мир.

В ранних произведениях основная тема — наслаждение красотой, которую поэт видит прежде всего в простых явлениях:

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.

Свое наслаждение красотой природы он выражает прямым признанием доставляемой радости: “я люблю”, “любо мне”, “рад я”, “мне приятно”, “Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь. Опять и опять я люблю тебя. ” Многие из стихотворений начинаются именно с таких бесхитростных слов-признаний, которые на первый взгляд могут показаться наивными: “Я люблю многое, близкое сердцу. “, “Люблю я приют ваш печальный”, “Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках. “, “Рад я дождю” и т. п.

Одна из отличительных черт раннего Фета — точность и четкость в описании. Он любил описывать определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе, например дождя в стихотворении “Весенний дождь”. Описания эти всегда полны свежестью, непосредственностью и остротой восприятия. Поэта радовали и “месяца бледный восход”, и то, что “солнце встало”, что “теплым ветром потянуло” или что “знойный воздух холодает”, он восхищался вечерней и ночной порой: “Летний вечер так тих и ясен. “, “Что за ночь! Прозрачный воздух скован. “

Анализируя такие стихотворения, критики в свое время сделали вывод о “незначительности” тем фетовской поэзии. Но своеобразие его лирики как раз в том и заключается, что он умел подмечать новые черты в повседневном и обыденном: как “в росинке, чуть заметной” отражается солнце, как льются “порывистые трели” соловья. Об этой его особенности писал Аполлон Григорьев, и А.В. Дружинин отмечал у Фета “зоркость взгляда, разгадывающего поэзию в предметах самых обыкновенных”. Эти “обыкновенные” предметы и явления у Фета существуют не сами по себе, они — отражение чувств и состояний поэта. Он находит в природе отражение собственных ощущений и переживаний, радуется каждому проявлению жизни. И это лирическое волнение автора придает особый смысл явлениям природы, оживляет ее посредством эмоций. Так, в стихотворении “Солнце нижет лучами в отвес. ” эмоциональная возвышенность поэта передана обращениями к лесу, олицетворением, восклицаниями, использованием высокой лексики (“распахни мне объятья твои. густолистый развесистый лес”). Стихотворение “Чудная картина” в лаконичной форме передает многообразные впечатления поэта от зимнего утра. Всего восемь строк, простые назывные предложения, скупой рассказ о зимнем катании, но зарисовка “чудной картины” оказывается настолько выразительной, что мы видим ее и даже ощущаем динамику одинокого бега саней.

Фету была присуща удивительная тонкость чувств живописца, любующегося пейзажем. Несколько штрихов, несколько едва уловимых движений жизни, и перед нашим взором возникает не просто картина природы, а картина настроений, переживаний, ощущений, с которыми у нас ассоциируется время года или определенное время суток.

Например, в знакомом нам с детства стихотворении “Уж верба вся пушистая. ” кроме вербы и “станицы тучек” нет других примет весны, но есть ее ощущение, предчувствие ее прихода:

Какой-то тайной жаждою

И над душою каждою

Фет умел проникать взором, слухом и умом в сокровенный мир природы, передавать в стихах не только свое романтическое восхищение, свой диалог с нею, но и философские раздумья, рожденные созерцанием ее облика. Не случайно С. Я. Маршак назвал его пейзажи проникновенными.

На более позднем этапе творчества проявилось тяготение Фета к импрессионизму. Особенности этого направления и стиля выразились в улавливании игры света и тени, передаче неожиданного освещения, в необычных ракурсах и окраске, которые кажутся поэту истинными, а также в непосредственной передаче поэтом своих субъективных наблюдений и ощущений.

В стихотворении “Ярким солнцем в лесу пламенеет костер. ” отблески огня на стволах деревьев видятся поэту “пьяными гигантами “; треск сучьев кажется “столпившимся хором”, а ельник представляется шатающимися существами, раскрасневшимися от красно-желтого огненного вина. Воображение поэта разыгрывается среди “нахмурившейся” мглы, и в окружающем пейзаже происходят метаморфозы: ему кажется, будто холодная ночь стала жарким днем, а наступающий день представляется чем-то туманным, сумрачным и неясным.

Поэт стремился передать неповторимость каждого мгновения жизни, отсюда — использование своеобразных метафор, тяготение к передаче оттенков, нюансов предметов и настроений. Например, в стихотворении “Растут, растут причудливые тени. “: “перебежавший день” золотит ступени, лес “смолкает”, выси гор “потухли”, ночь “сыплет” “своей бездонной урной” “к нам мириады звезд”. Эта метафоричность придает его поэтическим строкам исключительную выразительность.

В таких произведениях, как “Скрип шагов вдоль улиц белых. “, “Это утро, радость эта. “, “Ярким солнцем в лесу пламенеет костер. ” особенно отчетливо проступает субъективное авторское восприятие окружающей природы. Поэт, словно художник-импрессионист, разбрасывает на полотне своего стихотворения яркие краски, любуется эффектами света и движения. В стихах Фета вообще много движения, и не просто движения, а своеобразного полета. Не случайно Н. Н. Страхов отмечал, что “каждый стих у него с крыльями, каждый сразу подымает нас в область поэзии”.

В своих произведениях Фет никогда не стремился к передаче жестоких реалий жизни. Он делал акцент на передаче прекрасного, изящного, гармонического, чувственного, ценил цельность, красоту и гармонию жизни. Все это он находил в богатом и многогранном мире природы.

Сочинение А.А. Фет – Разное

Тема: Основные мотивы и образы поэзии А.А. Фета

А.А. Фет – утонченный лирик, наделенный гениальным дарованием. Многие его стихотворения вошли в золотой фонд русской поэзии. Произведения Фета поражают эмоциональностью, светлым настроением, своеобразной передачей оттенков душевной жизни, тонким чувством природы, красотой мелодий. Поэт стремится запечатлеть и воспеть прекрасное. Его стихи – о красоте мира, о гармонии человеческих чувств. Мотив красоты – ведущий в его поэзии.

«Целый мир от красоты…», – самая знаменитая строчка поэта. Жизнь, по Фету, тем и оправдана, что в ней есть красота. Он дает ее почувствовать во всем: в колыхании трав, в дуновении ветра, в полете мотылька, в опаленных крыльях бабочки, в запахе и строении цветка, во взгляде любимых глаз. Символом красоты в лирике Фета становится роза. В стихотворении «Если радует утро тебя…» он пишет:
Хоть полюбишь кого, хоть снесешь
Не одну ты житейскую грозу, –
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу.

Читайте также:  Образ ночи в лирике А.А. Фета: сочинение

Поэт наслаждается чудесным запахом и гармонией форм волшебного цветка. Розу «восхвалять неумолчно он рад». В миниатюре «Только встречу улыбку твою…» Фет называет розу «молодой владычицей сада». Этот цветок – совершенство. Восторг поэта перед безупречной красотой выражается в афористической форме:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.

Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. В стихотворении «Роза» звучит гимн цветку, который олицетворяет «необъятный, благовонный, благодатный мир любви». Никакая богиня не может поведать земле того, что говорит ей этот цветок. В произведении Фет создает образ «цветущей богини»:
Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
Чтоб безмолвною красою
Звать к любви…

Образ розы, образ цветка в стихах лирика передает все нюансы человеческих переживаний: от душевного подъема до горьких разочарований. И все-таки только под воздействием красоты у поэта сердце цветет, как ночной цветок, среди других цветов:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.

Сравнение женщины, женской красоты с розой – излюбленный прием в стихотворениях поэта. В посвящении «Графине С.А.Толстой» он называет героиню розой, «светлым созданьем». В этом же произведении красивая женщина сравнивается со звездой. Образ звезды – тоже один из самых распространенных в поэзии Фета. Звездный мир, с одной стороны, – вечная загадка, а с другой, – часть человеческого духа.
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, –
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.

Я думал… не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор.

Человек у Фета предельно слит с природой. Поэтому звезды у него не просто горят на небе, а участвуют в познании внутреннего мира людей, они говорят с людьми, открывают им общие законы бытия и законы собственных страстей:
Одна звезда меж всеми дышит
И так дрожит,
Она лучом алмазным пышет
И говорит…

В миниатюре «Если зимнее небо звездами горит…» поэт снова находит в облике возлюбленной звездные черты:
Предо мною твой образ, твой дивный скользит,
Словно ты из лучей создана.

С образом звезды у Фета связан мотив полета. Лирический герой жаждет почувствовать свободу и красоту движения:
И летел бы, летел за красою твоей –
И пускай в небе звезды горят
И быстрей и светлей мириады лучей
На пылинки ночные глядят.

Красота, символизирующая жизнь, поднимает душу и уносит ее в область «высочайшего блаженства»:
Я загораюсь и горю,
Я порываюсь и парю
В томленьях крайнего усилья
И верю сердцем, что растут
И тотчас в небо унесут
Меня раскинутые крылья.

Один из любимых мотивов Фета – приход весны. Весеннее обновление природы, расцвет жизни вызывает у поэта прилив сил, приподнятое настроение. В его стихах как персонажи предстают куст сирени, пушистая верба, душистый ландыш, просящий солнечных лучей, журавли, кричащие в степи. При всей правдивости и конкретности природных образов они прежде всего служат средством выражения лирического чувства. Мотив весны помогает поэту передать самое главное свое ощущение – радостное принятие окружающего мира, желание бежать «навстречу вешним дням». Чудесные строки о весеннем дожде, о полете бабочки, о пчелах, вползающих в душистые цветы, будят в душе каждого человека теплые чувства. Как весна согревает все живое, так и стихи Фета о весне ласкают слух, возвышают душу, усиливают «бой» даже «бестрепетных сердец».

С мотивом весны в лирике Фета тесно связан образ зари. Заря отождествляет огонь солнца. В начале дня все краски природы прозрачны и чисты, лучи солнца освещают землю нежным светом. Таинственный мир сияет в отблесках зари, рождая волшебную силу вдохновения. Весна – источник трепетного восторга, она дает возможность сердцем прикоснуться к Прекрасному.

Над стихами Фета, наполненными чистым воздухом весны, звездами, красотой, движением, жаждой полета, не властны ни время, ни пространство. Его стихи вечно молоды и прекрасны.

Основные мотивы лирики А.А.Фета

Поэзия Афанасия Афанасиевича Фета проникнута счастьем жизни, переполнена радостью любви и наслаждением природой. Принципиально важно, что тематически разделить его поэзию чрезвычайно трудно.

Фет был сторонником «чистого искусства», он утверждал, что поэзия не должна зависеть от требований общества.

В истории русской литературы этот поэт остался непревзойденным мастером лирического пейзажа, в котором обязательно отражены человеческие чувства.

Образы и темы лирики Фета

Природа и пейзаж в творчестве поэта

Природа один из источников поэзии. Состояние природы побуждает человека к творчеству. Описывает пробуждение утреннего леса в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…», поэт, приветствуя радость бытия, говорит:

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь,- но только песня зреет.

Поэт находит прекрасное и жизнеутверждающее начало в каждом времени года, даже в осени.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —

Я ничего не пойму.

Сладостен звон мне глашатая медного!

Мертвые мне что листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Природа в фетовской поэзии всегда одухотворена:

«цветы глядят с тоской влюбленной»,

» семья пичужек молодая зовет заботливую мать»,

«к ограде каменной с балкона с утра кудрявый лезет плющ».

Счастье, вечность, любовь как мотивы произведений Фета

Он, как и любой поэт, думает о вечности. Простая прогулка по морю, в которой отражено движение корабля и движение стихии, дает поэту возможность задуматься о смерти.

Земля от глаз моих бежит.

Под непрерывною стопою

Вскипая белою грядою,

Стихия чуждая дрожит.

Ей будто чудится заране

Тот день, когда без корабля

Помчусь в воздушном океане

И будет исчезать в тумане

За мной родимая земля.

Интересно, что в этом стихотворении, посвященном в сущности печальному для человека событию, нет ни тени грусти, а есть чувство полета, чувство воздушности и приятия новой жизни в вечности.

В поэзии Фета всегда чувствуется воодушевление, счастье и радость бытия. Недаром поэт так любил восклицательные знаки.

Так и рвется. Как зарей-то соловей

Упоительное чувство любви непреходяще. Стихотворение «Сияла ночь…» продолжает традицию пушкинского «Я помню чудное мгновенье»:

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Поэзия Фета передает тончайшие нюансы человеческих отношений в полутонах природы. Примером может служить замечательное стихотворение поэта «Шепот, робкое дыханье…»

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

Средства и формы стихотворений

Поэт, используя структуру назывных предложений, создает удивительное безглагольное движение времени (от вечера до утра),

Изменений внешних проявлений и внутреннего состояния влюбленных. И даже слово «слезы» в этом стихотворении — это радость любви и бытия.

Стихотворение Фета может представлять собой маленькую миниатюру, в которой рассказано только внешних событиях, но в то же время стихотворение говорит о глубоких внутренних переживаниях (о девушке, ждущей свидания).

Л.Н. Толстой считал этого автора

«единственным в своем роде, не имеющим равного себе ни в одной литературе». «Он намного выше своего времени, не умеющего его ценить,»

Нам, живущим в ХХ веке, остается только согласиться с ним.

Ссылка на основную публикацию
×
×