Тема любви в лирике А.А. Фета
1. Вступление. Основные темы лирики Фета.
2. Основная часть. Тема любви в поэзии Фета.
? Характерные черты любовной лирики поэта.
? Тема любви в ранней лирике. Стихотворение «Не отходи от меня…».
? Отражение в любовной лирике импрессионистического мироощущения.
? Фрагментарность лирических сюжетов Фета.
3. Заключение. Своеобразие развития любовной темы в лирике поэта.
Современные А.А. Фету критики отмечали, что поэт почти никогда не откликался на происходящие исторические события, на насущные общественные вопросы современности. Природа, любовь, прошлое, порою философское осмысление мира – вот основные темы поэта. Попробуем выделить характерные черты любовной лирики поэта.
Исследователи отмечали, что Фет нигде не изображает «страсти в момент сильной нравственной борьбы. Он знает сердечное влечение лишь в его робком, первичном виде или, напротив того, в пору пережитого страдания, как светлое воспоминание о невозвратно минувшем счастии. В этом выборе для изображения моментов любви наш поэт резко отличается от Пушкина и Лермонтова, поэтов страсти кипучей, трагической, и опять сближается с Жуковским, при той… разнице, что у Жуковского больше сосредоточенности в самом чувстве, тогда как у Фета ярче краски и образы»[105 – Майков А.Н. Творчество Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 34.]. Любовная лирика поэта, как правило, не сюжетна. Обычно Фет фиксирует какой-то один момент или эпизод в развитии чувства. Любовное переживание часто обозначается через восприятие поэтом природы. Характерно, что в этих стихотворениях нигде не обозначен подробно образ героини. Как отмечали критики (Боткин), женщина у поэта – только часть той природы, тот предмет внешнего мира, который способен пробудить в душе особенные чувства.
Такого рода произведения мы встречаем в раннем творчестве поэта. Обратимся к стихотворению «Не отходи от меня…». Первая строфа здесь – это просьба и признание поэта, обращенные к любимой женщине:
Не отходи от меня,
Друг мой, останься со мной!
Не отходи от меня:
Мне так отрадно с тобой…
Искренность и настойчивость чувств поэта подчеркнуты здесь повтором первой строчки: «Не отходи от меня…». Вторая строфа – это своеобразный анализ чувств поэта и характера его отношений с Ней. Образ же самой героини здесь не обрисован.
Ближе друг к другу, чем мы,
Ближе нельзя нам и быть;
Чище, живее, сильней
Мы не умеем любить.
Третья строфа тематически вновь возвращает нас к началу стихотворения. Последняя строчка повторяет первую, замыкая кольцо:
Если же ты – предо мной,
Грустно головку склоня, —
Мне так отрадно с тобой:
Не отходи от меня!
В стихотворении «Я полон дум, когда закрывши вежды…» поэт признается в том, что все его мысли, ожидания и чаяния в любое мгновение жизни обращены к любимой женщине:
Я все с тобой, когда рука неволи
Владеет мной —
И целый день, будь ясно ли, темно ли —
Я все с тобой.
Признаваясь в любви, Фет предстает перед нами как поэт-импрессионист. Так, в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» радостными чувствами героя окрашен весь утренний весенний пейзаж. Картина природы здесь полностью растворяется в настроении:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой…
Лес, деревья, солнце и птицы – все находится в удивительной гармонии с душевным состоянием человека. Каждая следующая строфа повторяет глагол «рассказать». Поэт хочет не только открыть сердце любимой женщине, но и всей окружающей природе поведать о своем счастье, которым переполнена душа его:
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.
В этом стихотворении Фет, безусловно, выступает как поэт-импрессионист. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии! В этих немногих стихах чувствуется то ликующее праздничное, чем именно дышит ясное весеннее утро…», – писал В.П. Боткин[106 – Боткин В.П. Картины природы в произведениях Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 80.].
Лирические сюжеты любовных стихотворений Фета отличаются беглостью, фрагментарностью. Однако беглое переживание раскрывает у поэта глубину чувств. Так, в стихотворении «Еще акация одна…» любовь раскрывается в желании задержать время, остановить его:
Я говорить хотел – и вдруг,
Нежданным шорохом пугая,
К твоим ногам, на ясный круг,
Спорхнула птичка полевая.
С какой мы робостью любви
Свое дыханье затаили!
Казалось мне, глаза твои
Не улетать ее молили.
Сказать «прости» чему ни будь
Душе казалося утратой…
И, собираясь упорхнуть,
Глядел на нас наш гость крылатый.
В стихотворениях Фета «нам являются не цельные, законченные чувства или настроения, но минуты, мгновения душевной жизни, для которых нет слова в языке, нет образа в сознании, которые пришли неизвестно откуда и исчезнут навсегда, быть может, не оставив после себя никакого следа в жизни, даже воспоминания. Это «неясный бред» души всегда живой, всегда деятельной, но не всегда сознающей себя»[107 – Дистерло Р.А. Поэзия Фета – выразительница легких, едва уловимых движений души, движений минутных, мгновенных, остановившихся. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 63.]. Одно из таких стихотворений – «Шепот сердца, уст дыханье…». Это произведение, положившее начало известности Фета и оставшееся навсегда для многих читателей символом всей его поэзии. Сюжет стихотворения – ночное свидание влюбленных. В этом сюжете присутствует недоговоренность, размытость красок, встреча героев окутана какой-то тайной. Вероятно, отношения их еще не устойчивы, чувства неопределенны, быть может, они боятся еще идти навстречу своему счастью. Поэт здесь передает тончайшие движения души, сливающиеся с легкими звуками ночной природы:
Шепот сердца, уст дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Во второй строфе продолжает разворачиваться таинственный ночной пейзаж. Здесь же легкими штрихами намечается и потрет героини:
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
Весенняя ночь коротка, но очень многое вместила в себя эта встреча. Целый спектр чувств и эмоций пережили герои. «Сдержанная речь, сдержанное волнение заставляли в слова, не имеющие смысла для постороннего слушателя, влагать понятное только для того, кому они сказаны; заставляли меняться в лице от отчаяния и безнадежности, переходящих в уверенность; от уверенности, легкомысленно разбитой внезапною шуткою, – к горю, от горя и шутки, спугнувшей попытку робких объятий, – к новой надежде! А луна сквозь листву бросала свои отблески на лица, смотрящие с надеждой, с желанием, с порывом друг на друга. Сделала, однако, свое дело весенняя ночь. Не даром «волшебны» были изменения милого лица. Волшебство совершилось, объятия раскрылись, а тут незаметно подкрался и рассвет радостного утра, вослед радостной таинственной ночи».[108 – Стечкин Н.Я. Музыка любви в поэзии Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 94.]
Бледный блеск и пурпур розы,
Речь не говоря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря.
Третья строфа является кульминацией в сцене этого свидания. Душа человека в такие минуты отрешается от повседневности, от скуки и однообразия жизни.
Таким образом, любовная лирика поэта своеобразна. Тончайшие душевные движения сливаются у него с неуловимой жизнью природы. «В изображении чувства Фета увлекает фиксация деталей, тонких оттенков, неясных, неопределенных эмоций. Чувство… обычно раскрывается не в обобщенном виде, а как результат более или менее длительных переживаний, единство и смысл которых осознаны переживающим: Фет фиксирует отдельные душевные движения, настроения, оттенки чувств»[109 – Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990, с. 76.]. Стихотворения Фета о любви представляют собой своеобразные лирические фрагменты, в котором обозначена лишь эмоция или ощущение героя. Образ героини, как мы уже отмечали выше, в произведениях поэта не обозначен.
Лирический герой Афанасия Фета. Анализ стихотворений. (ЕГЭ по литературе)
Каков лирический герой стихотворений Афанасия Фета? С одной стороны, он тонко чувствующий, умеющий видеть и ценить красоту вокруг себя, но с другой стороны, это грустный, тоскливый, страдающий персонаж. Лирический герой Фета – обладатель сложного внутреннего мира, анализирующий свои переживания, чувства.
В стихотворении «На заре ты ее не буди…» лирический герой наблюдает за спящей девушкой. Она кажется ему прекрасной, когда спит, поэтому он не хочет, чтобы кто-то тревожил ее сон. Образ девушки в данном стихотворении – воплощение гармонии, душевного спокойствия.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Вокруг девушки создается невидимый ореол красоты, слияния с миром. Поэт с помощью олицетворения («утро дышит») и эпитетов («и горяч утомительный сон») поэт описывает красоту и гармонию, царивших вокруг девушки. Используя анафору, Фет делает акцент на значимых для понимания смысла стихотворения словах.
«На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.»
Лирический герой замечает красоту спящей девушки, ее гармонию с миром вокруг. Возможно, он понимает, что жизнь приносит девушке страдания и муки, поэтому пытается уберечь ее от боли. Лирический герой чувствует переживания девушки, он восхищается ее единством с природой и понимает: если ее разбудить, страдания и муки наполнят сердце героини.
«И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди.
На заре она сладко так спит!»
Стихотворение «Ночь. Не слышно городского шума…», написанное в 1843 году, описывает переживания лирического героя. Он увидел в ночном небе звезду, зародившую в нем «прозрачную» светлую думу. Это дума не тяжела, герой испытывает легкую грусть. Лирический герой не понимает, какие чувства он переживает. Любовь? Радость? Утрата? Однако он надеется на то, что эта дума откроет для него новые горизонты его чувств. Лирический герой в данном произведении печален, озадачен легкими раздумьями, в то же время он испытывает сильные душевные волнения, которые сам не понимает. Единственное, в чем он уверен – это чувство «так пламенно, так свято», что лирический герой готов благодарить высшие силы. Ночной пейзаж в изображении природы играет важную роль. Он помогает лирическому герою обрести гармонию с миром и душевное спокойствие, понять свои чувства и переживания.
«Тихо все, покойно, как и прежде;
Но рукой незримой снят покров
Темной грусти. Вере и надежде
Грудь раскрыла, может быть, любовь?»
Лирический герой поэзии Фета неоднозначен. В одном стихотворении можно наблюдать его гармонию с природой, светлые чувства, любовь к ближнему, в другом – неожиданно увидеть образ тоскующего, грустного и томившегося своими думами героя. Однако Фет умело использует такой противоречивый образ в своих стихотворениях, за что его по праву можно назвать одним из лучших поэтов золотого века.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id32580
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате
Сочинение: Афанасий фет – Основные мотивы и образы поэзии а. а. фета
Название: Афанасий фет – Основные мотивы и образы поэзии а. а. фета Раздел: Остальные рефераты Тип: сочинение Добавлен 10:21:33 03 октября 2010 Похожие работы Просмотров: 77 Комментариев: 10 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать | ||
![]() | ![]() | ![]() |
А. А. Фет — поэт лирический, и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому что при наличии самой развитой и передовой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, — общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о необычайно высокоразвитом вкусе читающей публики. Содержанием поэзии Фета всегда была красота окружающего мира и природы и, конечно, любовь. В этом смысле действительно глубоко прав Писарев: стихи Фета бесполезны практически. В них ничего нет, кроме нежных движений человеческой души.
В моем саду, в тени густых ветвей
Поет в ночи влюбленный соловей.
У Фета в стихах есть все, что должно быть в поэзии: “любовь и кровь”, “морозы и розы”. Его природа персонифицирована и одухотворена — это роднит его с Тютчевым:
Как майский глубокий
Зефир, ты, мой друг, хороша.
У него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:
В небесах летают тучи,
На листах сверкают слезы,
До росы шипки грустили,
А теперь смеются розы.
Часто, чтобы ярче представить сущность жизни, поэты создают для нее специальные образы. Так, Данте выписал человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего “Ада”, Полонский стянул и сжал обычное содержание человеческой жизни в тесный мирок насекомых. Для Фета жизнь — в медленном, но беспечном сосуществовании природы и человека:
Какой горючий пламень
Зари в такую пору!
Кусты и острый камень
Сквозят по косогору.
Ушли за днем послушно
Последних туч волокна.
О, как под кровлей душно,
Хотя раскрыты окна.
Поэзия для Фета — высший род художества. Она по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками и красками, и пластическими формами. У различных поэтов легко заметить преобладание того или другого из этих элементов. У Фета поэзия и живописна и музыкальна. Картины при роды, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:
Смотри, красавица, — на матовом фарфоре
Румяный русский плод и южный виноград.
Как ярко яблоко на лиственном узоре!
Как влагой ягоды на солнышке горят.
Мастер рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, созвучной поэтическому языку XX века. Стоит вспомнить мандельштамовское: “Золотистого меда струя из кувшина текла. ” — ритмический и музыкальный рисунок цитируемого стихотворения резонирует и совпадает с фетовской мелодикой и ритмикой.
Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они безупречны. Но эта безупречность тепла и полна скрытой жизни:
Уснули метели
С печальной зимой,
Грачи прилетели,
Пахнуло весной.
Широкая карта
Полночной земли
Чернеет, и марта
Ручьи потекли.
Для песни полночной
Отныне живи,
Душой непорочной
Предайся любви.
Даже запись в альбом, поэтический пустяк, он превращает в эстетическое событие: “Среди фиалок в царстве роз // Примите искренний поклон. ” Его, фетовские леса “благоуханны”, тропинки “желты”, растения он наделяет “царственной мудростью”, луговая трава в его стихах “осыпана жемчугом”, а не росой, ночь “сладострастна”, а еще:
На природе с каждой каплей
Зеленеет вся одежда,
В небе радуга сияет,
Для души горит надежда.
При всем различии разобранных здесь стихотворений они сходятся в том, что, по мысли и внутреннему чувству Фета, все значение поэзии — в безусловном, независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном вдохновении, создающем то прекрасное, что по своему существу есть нравственное и доброе.
Этим достаточно определяется значение поэзии Фета, а содержание ее раскрывается при последовательном прочтении всего ряда его стихотворений.
9813 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”: