Тема любви в лирике Фета (в творчестве) сочинение
Любовь – это чувство, которое является вдохновляющим для любого поэта. Переживания, эмоции, разочарование, разлука – это струны, используемые поэтом в творчестве.
Поэзия любви А.А.Фета – это не только его талант, как поэта, это еще и личная драма, оставившая печальный след в его сердце. Стихи о любви у Фета большей частью автобиографичные. В молодости поэт был страстно влюблен в Марию Лазич . Поэт был женат, поэтому Мария всегда знала, что он не может связать себя узами брака с ней, однако чувства были настолько высокими, что это казалось неважным. Мария погибает. Вину за ее смерть Фет будет чувствовать всю жизнь.
В быту А.Фет был прагматичным, холодным, расчетливым человеком. В стихах – тонкий лирик, живущий в параллельном мире. Фет все время хочет объединиться с любимой(«Alter ego»). Мария умерла, но Фет ежеминутно чувствует ее присутствие.
Поэма «Сон» – еще одно подтверждение неразрывной связи поэта с любимой. Поручик Лосев в поэме — это сам Фет. Сомнения и терзания поручика — это переживания поэта. Колебания поручика – это из биографии поэта. Образ любимой Фета виден в каждой строчке поэта.
Лирика Фета наполнена любовью и страстью, трагедией и терзаниями. Яркий пример двойственности чувств поэта стихотворение «На заре ты ее не буди. ». Если вначале произведения чувствуется безмятежность, то постепенно напряжение нарастает, а в конце звучит крик души.
Страстные поэтические порывы у Фета в стихах «Сияла ночь, луной был полон сад. », «Когда читала ты мучительные строки. ».
Печальный опыт любви поэта в молодости не опустошил его. Современники удивлялись, как ему удается писать о любви с такой страстностью и в преклонном возрасте. Фет отвечал, что у него очень хорошая память на чувства. Ярким подтверждением этому является стихотворение «На качелях». Фет описал девушку и свои чувства через 40 лет.
В своей поэзии Фет, кроме душевных переживаний, очень точно передает звуки природы. Он мастерски вплетает их в общий текст. Критики, рассматривая поэзию Фета, иногда сравнивают его с художником, который знает, где краски сгустить, а где наоборот, заретушировать. На стихи поэта написано очень много романсов: «На заре ты ее не буди. », «Осень», «Я тебе ничего не скажу. » и другие. П.Чайковский высоко оценил музыкальность стихов Фета.
Творчество Фета ценно лиричностью и душевностью. Его стихи легко заучиваются и в памяти остаются надолго.
Любовная лирика Фета 10 класс
А. А. Фет – один из самых тонких лириков в мировой литературе. Одной из главных тем в его творчестве является тема любви. Поэт подобрал самые верные слова, чтобы передать волнующие мгновения и трепет, возникающие в душе возлюбленного, и облачить их в поэтическую форму с особым ритмом и неподражаемыми рифмами. Стихотворения классика о любви поражают драматизмом и надолго остаются в сердце. В лирике ему удалось изобразить сиюминутные, едва уловимые порывы души и человеческие состояния. Отсюда романтичность и «воздушность» стихов А. А. Фета
Чувство любви у Фета противоречиво. С одной стороны, любовь – великое счастье и радость, дарованные свыше, вдохновение женской красотой, восторг и упоение. С другой, – тяжелые страдания, обусловленные драматическими событиями. Две стороны любовного чувства причудливо переплетены. Поэтому неслучайно появление в лирике поэта таких же противоречивых образов – символов: блаженство страдания, сладость тайных мук, безумная мечта.
Центральное место в любовной лирике А. А. Фета отведено циклу стихов, посвященных дочери сербского помещика Марии Лазич. Поэт любил талантливую девушку. По воле обстоятельств, они не могли быть вместе. Мария умерла при невыясненных обстоятельствах. Всю жизнь лирик горько страдал и винил себя за то, что не сумел сберечь любимую, называл себя «несчастным палачом». Глубокие переживания лежат в основе замечательных стихов: «Неотразимый образ», «Ты отстрадала, я еще страдаю», «Старые письма». Чувство поэта постоянно, как постоянны его боль и скорбь. «До старости глубокой я тот же преданный, я раб твоей любви…». В стихах А. А. Фета нет конкретного портрета любимой, читателю внушается ее исключительность. Происходит обобщение и идеализация ее образа.
Лирический герой верит в вечную любовь: «…нас нельзя разлучить!». В лирике А. А. Фета звучит мотив вынужденного расставания и вера в неизбежность воссоединения с возлюбленной. В своих лирических произведениях автор горячо клянется пронести светлое чувство через всю жизнь». Боль от потери любимой сильна. Нет слов, которые смогли бы передать все горе, охватившее поэта. Но, признавая неограниченную власть любви, он пишет, что « слова любви» бессмертны. Чувство духовного родства героев – одно из сильных чувств, существующих между влюбленными.
Одним из ярких стихотворений, написанных о любви, считается «Шепот, робкое дыханье…». В этой лирической миниатюре речь идет о любовном свидании на природе. Это первое произведение в нашей литературе, написанное одними назывными предложениями. Ни одного глагола – выразителя действия поэт не употребил, создавая свой шедевр, но создал динамичный сюжет, в основе которого – изменения «милого лица» на фоне ночи, переходящей в рассвет.
В лирике А. А. Фета сквозит надежда на встречу с любимой, отражены глубокие чувства. Этой встрече ничто не может помешать: любовь вечна. Существует лишь она. Апофеозом любовной лирики А. А. Фета можно считать слова, прозвучавшие в одном из его стихотворений: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!»
Вариант 3
Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта.
Вдохновение для написания стихотворений о любви для поэта стали его чувства к Марии Лазич. Их любовь была очень большой и искренней, но, к сожалению, закончилась она очень печально. Девушка знала, что Фет никогда не предложит ей замужество. Ее смерть была загадочна и трагична, многие полагали, что это было самоубийство. Поэтому чувство вины преследовало поэта всю его дальнейшую жизнь. Как отмечали современники, что Фет был весьма сдержанным, холодным и несколько жестким человеком. Все переживания от потери любимой поэт смог вылить именно в своих стихотворениях. Его лирика о любви – это небольшой мир, в котором он мог побыть наедине с любимой женщиной, живущей в его сердце.
Образ Марии Лазич стал для Фета нравственным идеалом. Его лирика наполнена не только чувством нежности и любви, но и глубокой печалью и трагизмом. Воспоминая ложатся в основу его стихотворений, мечты и надежды на воссоединение с любимой – это то, что проходит красной нитью через все его творчество.
«Старые письма» – это одно из стихотворений, которое поэт посвятил Марии Лазич. В первой строфе читатель узнает, что лирическое произведение отображает чувства давно угасшие, но воспоминания о которых продолжают воскрешать в памяти героя «всё, что давно-давно, утрачено душой». Вторая, третья и четвертая строфы говорят о прошлом. Оказывается, что роман прошлых лет закончился трагично по вине самого героя. Девушка любила, в ней жила надежда на ответную любовь и на счастье. Но ее мечтам не суждено было сбыться. Как говорит сам лирический герой:
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку.
В пятом четверостишие чувствуется боль и горечь от того, что нельзя ничего изменить. Письма напоминают былую любовь, воскрешают ее в памяти. Но они не дают герою второго шанса на счастье, Они лишь обрекают его на тяжкие муки совести. Мотив стихотворения возник не случайно. Мария Лазич погибла в страшных муках при пожаре. И единственное что она успела крикнуть, это были слова : «Берегите письма!». Те письма, которые ей писал Фет.
Еще одно стихотворение, посвященное Лазич – «В благословенный день, когда стремлюсь душою..». В нем лирический герой обращается к любимой, веря, что когда закончится «земное бытие» его ангел отзовется «на имя нежное» возлюбленной. Та же самая тема, как в стихотворении «Старые письма», проходит и через это лирическое произведение. Горечь утраты и надежа на воссоединение в другом мире то, что их объединяет.
Таким образом, любовная лирика Фета – это своеобразный мир, посвященный образу любимой женщины. Мир, наполненный душевными исканиями своего идеала, верой на встречу с ним.
Сочинение Тема любви в творчестве Фета
В лирическом творчестве Афанасия Афанасьевича Фета не на последнем месте стоит тема любви. Особый талант и великий дар поэта объясняют то, что стихи о любви он создал прекрасные, пронеся их сквозь поколения и вручив нам в руки. Стихотворения Фета находят своё отражение и в жизни великого поэта, ведь вдохновением для него всегда было высокое чувство к дочери помещика, девушке необычайной красоты, Марии Лазич. Но единение их душ, хотя и было вызвано поистине прекрасным чувством – величайшие вещи всегда заканчиваются величайшими трагедиями. Не суждено им было обвенчаться, и гибель Марии остаётся темной и загадочной, поговаривают, что имело место самоубийство. Для новых поколений это – тайна за семью печатями, но известно, что А. А. Фета долго терзало едкое чувство собственной вины, наступая на пятки в течение всей жизни.
Вполне возможно, что именно такие глубокие переживания о смерти возлюбленной и стали толчком к созданию нового мира – мира лирических переживаний, трепетных чувств, навсегда запертых в стихотворениях. Именно в последних поэт чувствовал себя не одиноким, будто Мария жива, всё ещё находится рядом с ним и никакие беды не посмеют их души разъединить.
Духовная близость с любимой женщиной ни на миг не покидала Фета, об этом кричит буквально каждое написанное стихотворение:
«Ты отстрадала, я еще страдаю.
В тиши и мраке таинственной ночи. »
Поэт всегда говорил о себе, не тая, что жизнь на этой земле поможет вынести лишь одно: бессмертный образ любимой, живущий в его сердце и периодически находящий выход в стихотворения.
«И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон».
Эти философские строчки – своеобразный указатель и доносит до нас, что душа поэта будто сгорает в пламени поэзии, а его животрепещущая любовь к Марии здесь – костёр, вовек не гаснущий.
«Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
здесь человек сгорел!»
Невзирая на тот факт, что мучительно медленно тянулось время, безграничная любовь поэта ни на миг не становилась слабее, ведь являлась величайшей и искренней. Даже по прошествии сорока лет, он всё же писал о вещах, которые оставили следы в его душе навеки. Доказательство тому – письмо, отправленное другу. Фет написал, что 40 лет назад он “качался на качелях с прекрасной девушкой, а платье её трепетало от ветра”. Эти слова – ещё одно подтверждение тому, что любовь Марии и Афанасия была непритворной и бессмертной, раз оставила такой отпечаток на воспоминаниях поэта, что спустя столько лет он всё ещё с улыбкой вспоминал о минувшем времени!
Всегда в поэзии творец оставляет кусочек души, но в случае Афанасия Афанасьевича Фета – душа целиком осталась в выведенных из-под его пера строках. И в пору будет упомянуть цитату: “То, что нас не убивает, делает сильнее”, ведь незаконченная любовь двух молодых людей породила на свет столько стихотворений, в которых многие люди и сейчас находят отражение своим переживаниям, что диву даёшься, как поэт не сломался под тяжестью всех мыслей!
Возможно, если бы в своей жизни Афанасий не повстречал Марию, то его талант писать так и остался бы нераскрытым, лишив нас лирического наследия.
Подводя итог, любые трудности, разочарования и неудачи в жизни – не всегда отрицательный опыт. Если, как А. А. Фет, найти для себя то, во что можно переживания вылить – это станет не только панацеей от боли, но и значимым духовным наследием.
Вариант 5
Афанасий Афанасьевич Фет – один из величайших поэтов девятнадцатого века. Любовная лирика автора поражает читателя своим неподражаемым, уникальным стилем. В стихотворениях отсутствуют сложные эпитеты, литературные обороты, излюбленные многими поэтами. Произведения Фета просты, наполнены светом и радостью. Естественные, не вычурные, написанные на одном дыхании:
“Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало!”
И солнце действительно встает, наполняя теплом душу и сердце. Описание природы так ярко сочетаются с внутренним состоянием человека, подчеркивают его приподнятое, радостное настроение. Читатель невольно улыбается над этими строками.
Изучая стихотворения Афанасия Афанасьевича, передо мной представал образ автора: юноша, молодой, немного ветреный и абсолютно счастливый. Узнав о личной трагедии поэта, я была поражена. Как, как ему удавалось создавать такие светлые произведения, имея на душе столь сильную рану?
Девятнадцатый век – время, когда статус, материальное положение и знатность человека играли главенствующую роль в создании семьи. Люди, привыкшие жить напоказ, становились алчными и неискренними. Любовь продавалась и покупалась, руша множество жизней и судеб. Сейчас это кажется неописуемо страшным, но в те года было в порядке вещей. Это было нормально.
Мария – возлюбленная Афанасия Фета, была дочерью помещика. Девушка испытывала искренние и нежные чувства к поэту, но была бесприданницей. “Бедность – не порок, а вдвое хуже” – говорит русская пословица. Узнав о том, что никогда не сможет создать семью с любимым, Мария трагически погибает. Смерть разлучила влюбленных в этом мире, но в мире поэзии они были вместе навсегда.
Трагедия отразилась в стихотворениях Фета, печаль автор выражает с горечью и спокойствием. Он стойко переносит все невзгоды, в произведениях не встретишь ярости и злости. Успокаивая сам себя, он продолжает жить.
“Опять посетит меня радость
Без бури тоски и веселья,
И снова безмолвные стены
Раздвинет уютная келья”
Жить в мире грез и иллюзий, но быть счастливым. Создавая из букв и строк образ своей возлюбленной, поэт снова был с ней, не смотря ни на что. До конца жизни Афанасий Фет был верен призраку Марии – девушке из его стихов. Возможно, кто-то посчитает такую жизнь напрасной и пустой, но я думаю, что это один из ярких примеров чистой и светлой любви.
Гениальный в своей простоте, Афанасий Афанасьевич Фет учит своих читателей относиться к жизни проще, быть счастливыми сейчас, в данный момент, а не когда то еще. Неудачи и трагедии переносить стойко, радоваться – искренне и заразительно, а любить – верно и навсегда.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема любви в творчестве Фета
Популярные сегодня темы
Однажды, возвращаясь домой из школы, я услышал лай собак. Стая дворняжек столпилась в кучу и отчаянно лаяла. Подойдя ближе, я увидел маленького котенка. Разъяренные псы хотели его разорвать
Николай Васильевич Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» использует поверья и фольклор, он описывает образ черта, который считается злым духом.
Одним из центральных второстепенных персонажей детской сказочной пьесы является Мачеха, представленная писателем в образе пожилой женщины, воспитывающей собственную дочь и главную героиню сказки Падчерицу,
В образе графини Анны Федотовны Томской из произведения А. С. Пушкина «Пиковая дама», слились образы нескольких именитых дам княжеского рода того времени. Графиня Анна Федотовна представляет собой восьмидесятилетнюю старуху
Произведение по жанровой направленности представляет собой народную сказку о животных, обработанную литературным способом.
Любовная лирика Фета тема любви в творчестве Фета сочинение
Величайший поэт своего времени – Афанасий Афанасьевич Фет, огромное внимание уделяет теме любви. Так, в своих произведениях, Фет представляет нам лирического героя, который обладает тонкой душевной организацией. Писатель в своих произведениях, использует приём параллелизма: настроение лирического героя, его чувства и эмоции, которые часто находят отражение в природе. Природа для него – это часть светлого чувства. Фет убежден в том, что и природе свойственны всё эти чувства и многообразие красок, которое присутствуют в любви.
Любовная лирика Фета – нечто волшебное и неземное. В своих стихотворениях он описывает любовь как тёплое и светлое чувство, отражает её в бесконечном разнообразии. Он считает, что любовь – это чувство, которое никогда не угасает и остаётся надолго в памяти каждого из нас. Зачастую, работы автора имеют форму воспоминания. Так, например, в своём стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад.» Афанасий Афанасьевич Фет наделяет лирического героя воспоминаниями. Данная работа автора имеет свою историю. Так, поэт, услышав песни в исполнении Татьяны Берс, находит в ней музу. Татьяна заставила его сердце испытать любовь, о которой он и рассказал в своём стихотворении. Фет пишет о любви, которая по воле случая оказалась несостоявшейся. Автор, передавая всё через лирического героя, повествует о своём состоянии.
С первый строк мы узнаём о том, что поэт полон переживаний, он наделён воспоминаниями о прошлом, которые, к сожалению, терзают его. Описывая возлюбленную, которая играет со струнами инструмента, он проводит некую грань между человеческим сердцем и струнами инструмента. Он хочет слышать голос возлюбленной, но, увы, не может… Читая стихотворение, читатели всё больше погружаются в любовную лирику Фета, которая наполнена воспоминаниями и переживаниями.
В своём творчестве, великий поэт Афанасий Афанасьевич Фет описывает любовь во всей её красе. Вероятнее всего, жизнь поэта была открыта для искренних чувств и теплых воспоминаний, которые будоражили Афанасия Афанасьевича. Наверняка автор убежден в том, что такое светлое чувство должно быть представлено во всей гамме чувств. Он с огромным рвением доносит до каждого человека чувства лирического героя, заставляет сопереживать ему. В своих произведениях он пытается пробраться в душу читателя и надолго поселить там свою мысль, которая затрагивает самое прекрасное чувство в мире – любовь. Ведь любовь – чувство душевной привязанности, который испытывал каждый человек на Земле. В глазах Афанасия Афанасьевича Фета, любовь – это то, что никогда не забывается и заставляет нас вспоминать всё, что происходили в определенный момент счастья, связанный с любовью. Читая его работы, читатель погружается в рассуждения, проникает и понимает взгляды поэта. Всё его творчество легко для понимания и оставляет неизгладимое впечатление.
Сочинение Тема любви в лирике Фета
Афанасий Афанасьевич Фет являлся известным русским поэтом, первый свой сборник он написал в 1840 году, и название его было «Лирический пантеон». В 1860 годах, когда покой народа был нарушен революцией, Афанасий Афанасьевич встал на сторону помещиков. Фет перестает писать и возвращается к своему творчеству лишь к склону лет и издает четыре сборника и выпускает их под одним названием «Вечерние огни».
Афанасий Афанасьевич необычный писатель его стихотворения музыкальны и затрагивают каждую нотку сердца. Лирика Фета наполнена любовью и эта самая отличительная черта ото всех. Важную роль в его лирических стихотворениях сыграла трагическая любовь. Афанасий Афанасьевич был влюблен в очень умную девушку по имени Мария Лазич. Любовь к ней окрыляла писателя, но все закончилось трагедией. По непонятным причинам девушка погибла, а Афанасий Афанасьевич Фет до конца своих дней испытывал чувство вины из-за ее гибели.
Афанасий Афанасьевич был человеком холодным и расчетливым, но в своих произведениях он так красиво лирически описывал чувство любовь, что многие в это не верили. После смерти Лазич чувство вины Фета настолько велика, что это является некоторым толчком для двоемирия Афанасия Фета. Возможно поэтому в реальной жизни он неприступный и холодный, а в своих произведениях его герои лиричны и их переполняет чувство любви.
Много стихотворений Афанасий Афанасьевич написал о своей любви и разлуке с Марией Лазич. В стихотворениях он говорит, что она уже отмучалась, а ему еще предстоит, мается на этой земле. Всю свою жизнь он надеялся на воссоединение со своей любимой и пронес к ней любовь чувственную и крепкую.
Афанасий Афанасьевич жил своей поэзией и это был для него совсем другой мир, в котором он хотел показать всю красоту лирических героев. Афанасий Афанасьевич хотел показать всем читателям, насколько можно изменить мир, если наполнить его любовью.
Фет писал об утраченной любви и как ему не хватает его любимой, и он хочет с ней скорее встретиться. Он посвятил много произведений своим искренним, светлым чувствам. Афанасий Фет в своих стихотворениях писал о Марии как о живой девушке.
Любовная лирика Фета
Несколько интересных сочинений
Душа, как много означает одно слово. С ним всегда связывают переживания, воспоминания, встречи, разговоры, посиделки. Никто так и не определил, где она находится в организме человека
Одними из второстепенных персонажей произведения являются яркие представители русских помещиков, представленных писателем в образах Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского.
На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем
Художник Айвазовский родом из семьи армянского предпринимателя, проживавшего в то время в Феодосии. Родился талантливый ребенок семнадцатого июля 1817 г. Впоследствии семья разорилась.
Циничный, пресыщенный Онегин, в глубине души презирающий людей, и возвышенный романтичный поэт Ленский так мало имели общего, что, казалось бы, об их дружбе не может быть и речи. Евгений относится к другу снисходительно
«Любовь в поэзии стихах – художественный анализ. Фет Афанасий Афанасьевич»
Сборник фетовских стихотворений, увидевший свет в 1850 году, обозначил собой рубеж на творческом пути поэта; позади было начало пути, такое многообещающее,— впереди время наивысшего взлета поэтической славы Фета: этим временем стали 1850-е годы. В 1853 году в Петербурге в редакции «Современника» появился «коренастый армейский кирасир, говорящий довольно высоким слогом», и скоро стал равным в кругу этого журнала, где собрался весь цвет русской литературы. Особенно близко сошелся Фет с Тургеневым и Некрасовым: первый стал на долгие годы его ближайшим литературным советником, а второй не только превозносил его талант («человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Любовь в поэзии стихах. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Фет»), но и столь явно отдавал в своем журнале предпочтение стихам Фета перед всеми иными — в том числе и своими собственными,— что Фет превратился в 1850-е годы в ведущего поэта «Современника» — и фактически одного из первых поэтов эпохи! Русская литература «окружает похвалами» его поэзию, критика не скупится на самые лестные отзывы, у читателей он в моде, и, наконец, «романсы его распевает чуть ли не вся Россия» (по словам М. Салтыкова-Щедрина)— это ли не вершина успеха?!
Среди тех оценок и отзывов, из которых складывалась в эти годы столь высокая поэтическая репутация Фета, есть один, который можно назвать венцом его поэтической славы,— это краткое, но «дорогого стоющее» выражение Льва Толстого: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» Ценность этого отзыва тем более велика, что его вызвало одно из тех стихотворений, которые составляют самую сердцевину фетовского творчества — его «весенние песни». Толстой прочитал в 1857 году только что напечатанную еще одну «фетовскую весну» (которая называлась «Еще майская ночь») — и лирической дерзостью великого поэта дохнула на него та «весенняя музыка любви» которой звучали строки:
И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.
«Торжество весны» неотделимо у Фета от веры, что «как мир бесконечна любовь» («Весенние мысли»); а «любовь» и «кровь» — вечная пара, и поэт не смущается «банальностью» рифмы, ибо чувствует это сердцем:
Снова в сердце ничем не умеришь До ланит восходящую кровь.
Фетовские весенние стихотворения поражали читателя стихийной силой любовного влечения: «Смело можно сказать, что на русском языке еще не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности». Так сказал критик Дружинин о стихотворении «Пчелы», в котором поэт буквально не находит себе места от сжигающего его «весеннего огня»:
Сердце пышет все боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.
Музыка «сердечного огня» звенит на этот раз не соловьиной, а пчелиной песнью: «В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела»—и сам поэт как будто превращается в пчелу. Многие фетовские стихотворения свидетельствуют, что рядом с «весенним певцом» — соловьем у поэта живет еще один крылатый вестник весны — пчела (что «пчелиная символика» не уступает «соловьиной» по древности и глубине поэтического и мифологического применения — это мы могли видеть в связи со стихотворением «Был чудный майский день в Москве»). В отличие от «соловья» — певца духовных радостей, пчела у Фета (во многих случаях) несет в себе «радости земли»—она символизирует как раз ту «страстную чувственность», которую отмечала критика в фетовской поэзии среди других характерных черт. Параллельно символической паре «Соловья и Розы» существует у Фета другая пара — «Пчела и Роза»:
И тебе, царица Роза,
Брачный гимн поет пчела.
Пристрастие Фета к «розе» (как к реальному цветку и как к поэтическому символу) — исключительно по устойчивости, но и разнообразно по нюансам смысла: например, та роза, которой пчела поет «брачный гимн», знаменует совсем иную сторону мира и человека, чем роза, переживающая свой таинственный роман с соловьем. Как цветок — роза всегда есть для Фета совершеннейшее создание природной красоты; поэтому свою «страстную розу» Фет отождествляет с красотой женского тела — подобно тому как древние греки посвящали розу совершеннейшей из женщин, богине красоты и любви Афродите. Насколько не «условно-поэтическим», а глубоко сердечным, страстно-чувственным было фетовское переживание «тождества цветка и женщины» явствует хотя бы из такого его описания луврской статуи Венеры Милосской: «Из одежд, спустившихся до бедр прелестнейшим изгибом, выцветает нежно молодой, холодной кожей сдержанное тело богини. Это бархатный, прохладный и упругий завиток раннего цветка, навстречу первому лучу только что разорвавшего тесную оболочку». Тут «божественный цветок» прямо не назван, но подразумевается. А в стихотворении «Роза» Фет поет ему настоящий гимн, утверждая, что во всем небесном царстве красоты и любви «царице розе» нет равных, ибо «ни Киприда и ни Геба»
В час блаженный расцветанья
Больше страстного признанья
Не поведали б земле.
Мир фетовской страстной любви — это все тот же цветущий сад, где сила «земной любви», одухотворяясь, становится благоуханием, «духом» (народное слово для обозначения запаха), «душистой материей»— такой же эфирной и такой же неотразимой для сердца поэта, как дыхание розы, к которой стремится он «пчелиным» инстинктом «аромата и меда» и чует:
Мир любви передо мной.
Можно ли не поразиться поэту, которого ни долгие жизненные невзгоды, ни изнуряющие болезни, ни немощная старость не могли разлучить с тем «садом любви», где «ночных благовоний живая волна» «доходит до сердца, истомы полна. ». Во всей русской поэзии нет никого, равного Фету не только по остроте его переживания «ароматизма», но и по бесконечному разнообразию тех явлений мира, в которых Фет не уставал искать и находить «пахучесть». По инстинктивной силе и остроте этого природного чувства фетовскую поэзию можно сравнить разве что с «ароматизмом» ветхозаветной «Песни песней». И может быть, именно эта особенность лирики Фета и послужила первым стимулом для русской критики (вспомним «благоуханную свежесть») подмечать и подчеркивать в Фете ту первозданность человеческого естества, то «богатство человеческой чувственности» (Н. Скатов), которые в обобщенном виде и обозначает фетовская «первобытная природность».
Впрочем, сам поэт — как бы навстречу этим определениям критики— дал свое собственное, сходное по смыслу, но неповторимо индивидуальное поэтическое определение: в одном из самых замечательных своих стихотворений 1850-х годов—«На стоге сена ночью южной» — он сказал о себе:
. я, как первый житель рая.
Если продолжить мифологему «первого человека», то надо будет сказать, что в фетовской поэзии рассказано столько же о «первом человеке» (мужчине), сколько и о «втором» (женщине), а более всего — о них обоих, об их любви в «райском саду». «Свидание в саду» — самый частый сюжет его любовной поэзии: как, например, в стихотворении: «Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад» — в тот сад, где
Слышит сердце, сколько радостей земли,
Сколько счастия сюда мы принесли.
Но, конечно, самое знаменитое стихотворение этого рода — то, с которого и началась громкая слава Фета и которое навсегда стало для многих русских читателей символом всей фетовской поэзии. В 1850 году во втором номере журнала «Москвитянин» были напечатаны следующие двенадцать строк, присланные из Херсонской губернии:
Шепот сердца, уст дыханье,
Серебро и колыханье
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений
Бледный блеск и пурпур розы,
И лобзания, и слезы,
Фет опять написал о «музыке любви» — это ясно сразу; но на этот раз его «любовное свидание» окутано какой-то «полупрозрачной завесой», каким-то таинственным полумраком, в котором., однако, ярко проступает «пурпур розы»: зная фетовскую символику, нетрудно догадаться, что в этом воздушнейшем стихотворении скрыта «радость земли», огонь страсти. Д. Благой, искушенный читатель Фета (о чем свидетельствуют его новейшие работы о поэте), проницательно подметил, что «пурпур розы» переходит в финале стихотворения в торжествующую «зарю»: она, по мнению исследователя, символизирует восход новой жизни, в которую вступила вчерашняя девушка. Фет не боялся говорить о самом интимном в человеческой любви — и делал это с редким целомудрием. Таких стихотворений у поэта несколько, и Д. Благой очень уместно объясняет тайну стихотворения «Шепот сердца» с помощью слов самого Фета, сказанных им в разъяснение другого своего стихотворения — «Из тонких линий идеала»: «. бывают случаи, когда поэт сам не подымает окончательно завесы перед зрителем, предоставляя последнему глядеть сквозь дымку, как, например, пред изображением вчерашней наивной девушки, взглянувшей наконец в действительную жизнь с ее высшими дарами».Да, «первый житель рая» умел рассказать о первозданном человеческом естестве, о вечных «радостях земли» не только с поэтическим целомудрием, но и с ошеломляющей лирической новизной, «лирической дерзостью». Читатели этого стихотворения поражались его безглагольности, но это полное отсутствие глаголов — не технический эксперимент, а органическая часть той «музыки любви», которая стремится передать поднимающуюся, нарастающую и разрешающуюся волну страсти; Фет всегда отстаивал «невольность», непосредственность поэзии, а в отношении себя, как мы помним, прямо говорил об «исключительно интуитивном характере» своих поэтических приемов. Неудивительно поэтому, что он искал «музыкальных способов» в выражении своего поэтического чувства: «Тут бы надобна музыка, потому что одно это искусство имеет возможность передавать и мысли и чувства не раздельно, не последовательно, а разом, так сказать — каскадом». Не логически последовательной речи, опирающейся на глаголы и расчлененной синтаксисом, хочет Фет; он ищет «музыкального каскада», способного выразить дрожь сердца, огонь крови, волнение и нарастание страсти: Фет ищет речи музыкально-экстатической. Отсюда и «безглагольность», и над-синтаксичность» (термин Эйзенштейна), и даже явные «алогизмы» многих фетовских стихотворений — в том числе и того, которое сделало имя поэта знаменитым. Но Фета не надо «править» — лучше стремиться уловить его гениальное «музыкальное дыхание», как это делали наиболее чуткие читатели, как это умел, например, А. Григорьев, сказавший о стихотворении «Шепот сердца»: «Это ряд бесконечных, столь внутренне связанных, столь необходимо следующих один за другим аккордов, которых прервать нельзя — стихотворение, которое не может быть иначе прочтено как одним дыханием ».
А. Григорьев, творец «органической критики», говорит здесь о «дыхании песни» у Фета — об «аккордах» его поэзии: эти образы были равно близки как одному, так и другому поэту, ибо их обоих взрастила та поэтическая эпоха, которая могла бы существо свое выразить в двух словах: «Душа и Музыка». Когда мы читаем у Фета: «Дело поэта найти тот звук, которым он хочет затронуть известную струну нашей души. Если он его сыскал, наша душа запоет ему в ответ» — то вспоминаем атмосферу того времени, когда Фет формировался как поэт, 40-е годы XIX века. «Это были годы стихийного разлива бытовой музыки с ее непосредственной эмоциональностью. В простодушных, написанных на лету песнях и романсах высказывали и изливали свои чувства. » (В. Асафьев). Все хотели высказаться на том доступном «языке души», каким стало слово, соединившееся с музыкой в романсе. Столь же общедоступным — но и единственным в своем роде — был тот музыкальный инструмент, который как будто специально оказался созданным для бытовой песни-романса: гитара, «подруга семиструнная». В этом разливе бытовой песенности, захватившей отдаленнейшие уголки русской жизни, был и свой центр: древняя столица, партиархальная и песенная, Москва дала России двух творцов бытового романса — А. Алябьева и А. Варламова.
Москва же родила и тот неповторимый исполнительский стиль, в котором романс достиг высочайшей вершины как явление искусства:
Им стало цыганское пение. Цыгане — как новый этнический элемент— появились в России с начала XVIII века; в русское искусство они вошли в конце этого века, когда в подмосковной усадьбе А. Орлова был заведен первый цыганский хор. Цыгане не принесли в русскую музыку своих мелодий, своих древних народных песен почти не пели, но их первобытно-мощный музыкальный инстинкт воплотился в том «духе огненной страстности» («Жги душу, огнь бросай в сердца»—Державин) и в той «экстатической пульсации» жизненного чувства и самой песенной гармонии («Концерт их оргия, вой ада с песнью рая» — Ростопчина), которыми они придали совершенно особое звучание своему готовому репертуару: бытовому романсу и русской народной песне. Нетрудно представить, что в этом репертуаре наиболее сильно влекло примадонн цыганских хоров, чтб наиболее органично отвечало их природным наклонностям: конечно, любовная песня. Можно было бы сказать, что «цыганка, поющая про любовь», стала живым воплощением песни и страсти, Музыки и Любви. Точно так же можно было бы сказать, что всю историю «русско-цыганского пения» олицетворяют две московские цыганки: в начале XIX века Степанида Сидорова (слушая которую, плакала знаменитая Катала-ни) заставляла замирать и страдать своих слушателей—«упадая вдруг с высоких тонов на низкие», «сливая томное с веселым»; в начале XX века русская публика была ошеломлена пением Варвары Паниной (которое А. Блок назвал «божественным») — своим талантом ненадолго воскресившей уже потерянное искусство подлинно цыганского пения. От соловьиного сопрано «Стеши» до глубокого, как ночь, контральто «Вари» протянулась та струна «цыганского пения», которое много десятилетий покоряло не только музыкальную публику, но и русских поэтов — от Державина до Блока.
Чем было цыганское пение для Фета — об этом гадать не приходится: «Скоро раздались цыганские мелодии, которых власть надо мною всесильна». Это признание сделано поэтом не в письме, не в мемуарах, а в рассказе «Кактус». Он построен на реальных эпизодах биографии поэта, но в целом представляет собой как бы важнейший мировоззренческий тракта-?, центральная тема которого—любовь и музыка. Фет-прозаик помогает нам понять Фета-лирика. Героиня рассказа «Кактус»—Есе та же «цыганка, поющая о любви», все то же живое воплощение слиянности любви и музыки: «Если искусство вообще недалеко от любви (Эроса), то музыка, как самое между искусствами непосредственное, к ней всех ближе». Вслушиваясь в «капризные вздохи», в пульсацию страстной мелодии, поэт размышляет о загадке цыганского пения: «Боже! думалось мне, какая томительная жажда беззаветной преданности, беспредельной ласки слышится в этих тоскующих напевах. аветной преданности, беспредельной ласки слышится в этих тоскующих напевах. Тоска вообще чувство мучительное; почему же именно эта тоска дышит таким счастием?»
Любовь в лирике Фета
Особое место в фетовской лирике занимает тема любви. «Любовь фетовской лирики, – писал Д.Д. Благой, – отнюдь не некое восхищенно-мечтательное, бесплотное, а самое что ни на есть естественное, порожденное природой для продолжения на земле чувство, именно в этой своей сущности бесконечно прекрасное – одно из высших проявлений «музыки» мира, подобно красоте, разлитой во вселенной».
Но следует отметить и другую особенность любовной лирики Фета: поэт поразительно сильно сумел передать мысль о преображении человека чувством любви: обретении им способности под влиянием переживаемого чувства открыть душу мира, его тайную прекрасную жизнь:
Я видел твой млечный, младенческий волос,
Я слышал твой сладко вздыхающий голос –
И первой зари я почувствовал пыл;
Налету весенних порывов подвластный,
Дохнул я струею и чистой и страстной
У пленного ангела с веющих крыл.
Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.
Созерцание возлюбленной, внимание ее голосу позволяет герою понять и красоту мира и придают ему поразительную мощь, способность к полету и обретению тайны мироздания – счастья и радости, скрытых в слезах и муках. Но любящему герою не только открывается красота и тайна мироздания. Любовь делает его всемогущим, помогая преобразить сам мир, передать ему частицу собственного огня – своей души, одухотворить – зажечь его своим чувством, внести тепло и свет в холодную мглу:
Теснее и ближе сюда!
Раскрой ненаглядное око!
Ты – в сердце с румянцем стыда,
Я – луч твой, летящий далеко.
На горы во мраке ночном,
На серую тучку заката,
Как кистью, я этим лучом
Наброшу румянца и злата.
Напрасно холодная мгла,
Чернея, все виснет над нами:
Пускай и безбрежность сама
От нас загорится огнями.
Пожалуй, впервые в русской поэзии чувство любви осознается как сила, меняющая человеческую природу, рождающая у человека способность к взлету – подобно птице или ангелу – над земным бытием. Столь характерный для последующего поэтического поколения – русских символистов мотив полета влюбленных источником имеет, конечно же, поэтически дерзкий образ А. Фета:
Люби меня! Как только твой покорный
Я встречу взор,
У ног твоих раскину я узорный
Живой ковер.
Окрылены неведомым стремленьем,
Над всем земным, –
В каком огне, с каким самозабвеньем
Мы полетим!
И, просияв в лазури сновиденья,
Предстанешь ты
Царить навек в дыханьи песнопенья
И красоты.
Современники не раз подшучивали над способностью старого поэта вдохновенно сочинять стихотворения о любви с юношеским пылом. Этой способности поэта хранить чистоту и непосредственность переживаний объяснение дал сам Фет. В одном из писем Я.П. Полонскому он утверждал: «Ты совершенно прав, полагая, что человек, не переживший лично всего любовного томления во всевозможных его оттенках, не способен писать о нем; но человек, бесповоротно теряющий пережитые душевные моменты, не может называться поэтом».
Пытаясь определить своеобразие звучания темы любви у Фета, исследователи отмечают неизменное соединение в переживаниях героя двух взаимоисключающих чувств – радости и страдания, усматривая в фетовской поэзии источник известного блоковского утверждения «Радость – Страданье – одно». Любовь, даже любовь счастливая, у Фета всегда вызывает не только свет, но и боль. Неразделимость этих двух чувств во многом и определяет переживания фетовского героя. Так, вспоминая о счастливом событии юности, герой говорит о горечи счастья («Глядя в огонь, я забывался, / Волшебный круг меня томил, / И чем-то горьким отзывался / Избыток счастия и сил»). Высшее переживание любви определяется героем с помощью оксюморона «страданье блаженства» («В страданьи блаженства стою пред тобою»).
Можно отметить еще одну особенность поэзии Фета, оказавшуюся столь необычной на фоне современной ему лирики и столь значимой для следующего поэтического поколения: героиня его стихов предстает не только идеальным воплощением земной женщины, но и богиней или небесным светилом. При этом идеальное явление обретает трепет и чувства человека, а в человеческом переживании соединяется земное чувство любви с преклонением и благоговением:
Упреком, жалостью внушенным,
Не растравляй души больной;
Позволь коленопреклоненным
Мне оставаться пред тобой!
Горя над суетной землею,
Ты милосердно разреши
Мне упиваться чистотою
И красотой твоей души,
Глядеть, каким прозрачным светом
Окружена ты на земле,
Как Божий мир на свете этом
В голубоватой тонет мгле.
О, я блажен среди страданий!
Как рад, себя и мир забыв,
Я подступающих рыданий
Горячий сдерживать прилив!
То же соединение земного и небесного в образе героини можно увидеть в стихотворении «Ты вся в огнях, – твоих зарниц», 1888):
Ты вся в огнях. Твоих зарниц
И я сверканием украшен.
Под сенью ласковых ресниц
Огонь небесный мне не страшен,
Но я боюсь таких высот,
Где устоять я не умею:
Как сохранить мне образ тот,
Что придан мне душой твоею?
Такие стихотворения позволили позднее Блоку говорить о том, что идея Вечной Женственности была прочно установлена еще Фетом. Можно сказать, что поэтический образ любви в лирике Фета поразительно совпадает с концепцией любви, утверждаемой в работах младшего фетовского современника, философа Вл. Соловьева. По мнению философа, есть два рода любви: к высшему существу – богине и к человеку. «Любовью восходящей» «мы любим высшее по отношению к нам существо, получая от него богатство, которым он обладает и которого мы не можем достичь своими собственными силами». «Любовью нисходящей» «мы любим низшее по сравнению с нами существо, которому мы даем имеющееся у нас духовное богатство, получив его от нашего высшего возлюбленного». И только соединение двух этих переживаний и составляет, по Вл. Соловьеву, любовь совершенную.
С поразительной силой любовь восходящая и нисходящая, земная и небесная соединяются в переживаниях героя в стихотворении «С какой я негою желанья», 1863. Здесь высокая любовь к звезде позволяет герою осознать свою любовь к земной подруге, предназначенность ее ему:
С какой я негою желанья
Одной звезды искал в ночи!
Как я любил ее мерцанье,
Ее алмазные лучи!
Любовь, участие, забота
Моим очам дрожали в ней
В степи, с речного поворота,
С ночного зеркала морей.
Но столько думы молчаливой
Не шлет мне луч ее нигде,
Как у корней плакучей ивы,
В твоем саду, в твоем пруде.
Любовь к земной женщине и любовь к богине не противопоставлены в лирике Фета. Пожалуй, можно сказать, что и «она» – богиня, и «она» – земная женщина в чем-то близки для лирического «я». Близкими, похожими их делает свет, излучаемый и юной возлюбленной, и небесным светилом («Если зимнее небо звездами горит. », «Ах, дитя, к тебе привязан. »).
► Читайте также другие статьи о творчестве А.А. Фета:
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века
Тема любви в лирике А.А. Фета
1. Вступление. Основные темы лирики Фета.
2. Основная часть. Тема любви в поэзии Фета.
? Характерные черты любовной лирики поэта.
? Тема любви в ранней лирике. Стихотворение «Не отходи от меня…».
? Отражение в любовной лирике импрессионистического мироощущения.
? Фрагментарность лирических сюжетов Фета.
3. Заключение. Своеобразие развития любовной темы в лирике поэта.
Современные А.А. Фету критики отмечали, что поэт почти никогда не откликался на происходящие исторические события, на насущные общественные вопросы современности. Природа, любовь, прошлое, порою философское осмысление мира – вот основные темы поэта. Попробуем выделить характерные черты любовной лирики поэта.
Исследователи отмечали, что Фет нигде не изображает «страсти в момент сильной нравственной борьбы. Он знает сердечное влечение лишь в его робком, первичном виде или, напротив того, в пору пережитого страдания, как светлое воспоминание о невозвратно минувшем счастии. В этом выборе для изображения моментов любви наш поэт резко отличается от Пушкина и Лермонтова, поэтов страсти кипучей, трагической, и опять сближается с Жуковским, при той… разнице, что у Жуковского больше сосредоточенности в самом чувстве, тогда как у Фета ярче краски и образы»[105 – Майков А.Н. Творчество Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 34.]. Любовная лирика поэта, как правило, не сюжетна. Обычно Фет фиксирует какой-то один момент или эпизод в развитии чувства. Любовное переживание часто обозначается через восприятие поэтом природы. Характерно, что в этих стихотворениях нигде не обозначен подробно образ героини. Как отмечали критики (Боткин), женщина у поэта – только часть той природы, тот предмет внешнего мира, который способен пробудить в душе особенные чувства.
Такого рода произведения мы встречаем в раннем творчестве поэта. Обратимся к стихотворению «Не отходи от меня…». Первая строфа здесь – это просьба и признание поэта, обращенные к любимой женщине:
Не отходи от меня,
Друг мой, останься со мной!
Не отходи от меня:
Мне так отрадно с тобой…
Искренность и настойчивость чувств поэта подчеркнуты здесь повтором первой строчки: «Не отходи от меня…». Вторая строфа – это своеобразный анализ чувств поэта и характера его отношений с Ней. Образ же самой героини здесь не обрисован.
Ближе друг к другу, чем мы,
Ближе нельзя нам и быть;
Чище, живее, сильней
Мы не умеем любить.
Третья строфа тематически вновь возвращает нас к началу стихотворения. Последняя строчка повторяет первую, замыкая кольцо:
Если же ты – предо мной,
Грустно головку склоня, —
Мне так отрадно с тобой:
Не отходи от меня!
В стихотворении «Я полон дум, когда закрывши вежды…» поэт признается в том, что все его мысли, ожидания и чаяния в любое мгновение жизни обращены к любимой женщине:
Я все с тобой, когда рука неволи
Владеет мной —
И целый день, будь ясно ли, темно ли —
Я все с тобой.
Признаваясь в любви, Фет предстает перед нами как поэт-импрессионист. Так, в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» радостными чувствами героя окрашен весь утренний весенний пейзаж. Картина природы здесь полностью растворяется в настроении:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой…
Лес, деревья, солнце и птицы – все находится в удивительной гармонии с душевным состоянием человека. Каждая следующая строфа повторяет глагол «рассказать». Поэт хочет не только открыть сердце любимой женщине, но и всей окружающей природе поведать о своем счастье, которым переполнена душа его:
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.
В этом стихотворении Фет, безусловно, выступает как поэт-импрессионист. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии! В этих немногих стихах чувствуется то ликующее праздничное, чем именно дышит ясное весеннее утро…», – писал В.П. Боткин[106 – Боткин В.П. Картины природы в произведениях Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 80.].
Лирические сюжеты любовных стихотворений Фета отличаются беглостью, фрагментарностью. Однако беглое переживание раскрывает у поэта глубину чувств. Так, в стихотворении «Еще акация одна…» любовь раскрывается в желании задержать время, остановить его:
Я говорить хотел – и вдруг,
Нежданным шорохом пугая,
К твоим ногам, на ясный круг,
Спорхнула птичка полевая.
С какой мы робостью любви
Свое дыханье затаили!
Казалось мне, глаза твои
Не улетать ее молили.
Сказать «прости» чему ни будь
Душе казалося утратой…
И, собираясь упорхнуть,
Глядел на нас наш гость крылатый.
В стихотворениях Фета «нам являются не цельные, законченные чувства или настроения, но минуты, мгновения душевной жизни, для которых нет слова в языке, нет образа в сознании, которые пришли неизвестно откуда и исчезнут навсегда, быть может, не оставив после себя никакого следа в жизни, даже воспоминания. Это «неясный бред» души всегда живой, всегда деятельной, но не всегда сознающей себя»[107 – Дистерло Р.А. Поэзия Фета – выразительница легких, едва уловимых движений души, движений минутных, мгновенных, остановившихся. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 63.]. Одно из таких стихотворений – «Шепот сердца, уст дыханье…». Это произведение, положившее начало известности Фета и оставшееся навсегда для многих читателей символом всей его поэзии. Сюжет стихотворения – ночное свидание влюбленных. В этом сюжете присутствует недоговоренность, размытость красок, встреча героев окутана какой-то тайной. Вероятно, отношения их еще не устойчивы, чувства неопределенны, быть может, они боятся еще идти навстречу своему счастью. Поэт здесь передает тончайшие движения души, сливающиеся с легкими звуками ночной природы:
Шепот сердца, уст дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Во второй строфе продолжает разворачиваться таинственный ночной пейзаж. Здесь же легкими штрихами намечается и потрет героини:
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
Весенняя ночь коротка, но очень многое вместила в себя эта встреча. Целый спектр чувств и эмоций пережили герои. «Сдержанная речь, сдержанное волнение заставляли в слова, не имеющие смысла для постороннего слушателя, влагать понятное только для того, кому они сказаны; заставляли меняться в лице от отчаяния и безнадежности, переходящих в уверенность; от уверенности, легкомысленно разбитой внезапною шуткою, – к горю, от горя и шутки, спугнувшей попытку робких объятий, – к новой надежде! А луна сквозь листву бросала свои отблески на лица, смотрящие с надеждой, с желанием, с порывом друг на друга. Сделала, однако, свое дело весенняя ночь. Не даром «волшебны» были изменения милого лица. Волшебство совершилось, объятия раскрылись, а тут незаметно подкрался и рассвет радостного утра, вослед радостной таинственной ночи».[108 – Стечкин Н.Я. Музыка любви в поэзии Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 94.]
Бледный блеск и пурпур розы,
Речь не говоря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря.
Третья строфа является кульминацией в сцене этого свидания. Душа человека в такие минуты отрешается от повседневности, от скуки и однообразия жизни.
Таким образом, любовная лирика поэта своеобразна. Тончайшие душевные движения сливаются у него с неуловимой жизнью природы. «В изображении чувства Фета увлекает фиксация деталей, тонких оттенков, неясных, неопределенных эмоций. Чувство… обычно раскрывается не в обобщенном виде, а как результат более или менее длительных переживаний, единство и смысл которых осознаны переживающим: Фет фиксирует отдельные душевные движения, настроения, оттенки чувств»[109 – Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990, с. 76.]. Стихотворения Фета о любви представляют собой своеобразные лирические фрагменты, в котором обозначена лишь эмоция или ощущение героя. Образ героини, как мы уже отмечали выше, в произведениях поэта не обозначен.
Лирический герой Афанасия Фета. Анализ стихотворений. (ЕГЭ по литературе)
Каков лирический герой стихотворений Афанасия Фета? С одной стороны, он тонко чувствующий, умеющий видеть и ценить красоту вокруг себя, но с другой стороны, это грустный, тоскливый, страдающий персонаж. Лирический герой Фета – обладатель сложного внутреннего мира, анализирующий свои переживания, чувства.
В стихотворении «На заре ты ее не буди…» лирический герой наблюдает за спящей девушкой. Она кажется ему прекрасной, когда спит, поэтому он не хочет, чтобы кто-то тревожил ее сон. Образ девушки в данном стихотворении – воплощение гармонии, душевного спокойствия.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Вокруг девушки создается невидимый ореол красоты, слияния с миром. Поэт с помощью олицетворения («утро дышит») и эпитетов («и горяч утомительный сон») поэт описывает красоту и гармонию, царивших вокруг девушки. Используя анафору, Фет делает акцент на значимых для понимания смысла стихотворения словах.
«На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.»
Лирический герой замечает красоту спящей девушки, ее гармонию с миром вокруг. Возможно, он понимает, что жизнь приносит девушке страдания и муки, поэтому пытается уберечь ее от боли. Лирический герой чувствует переживания девушки, он восхищается ее единством с природой и понимает: если ее разбудить, страдания и муки наполнят сердце героини.
«И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди.
На заре она сладко так спит!»
Стихотворение «Ночь. Не слышно городского шума…», написанное в 1843 году, описывает переживания лирического героя. Он увидел в ночном небе звезду, зародившую в нем «прозрачную» светлую думу. Это дума не тяжела, герой испытывает легкую грусть. Лирический герой не понимает, какие чувства он переживает. Любовь? Радость? Утрата? Однако он надеется на то, что эта дума откроет для него новые горизонты его чувств. Лирический герой в данном произведении печален, озадачен легкими раздумьями, в то же время он испытывает сильные душевные волнения, которые сам не понимает. Единственное, в чем он уверен – это чувство «так пламенно, так свято», что лирический герой готов благодарить высшие силы. Ночной пейзаж в изображении природы играет важную роль. Он помогает лирическому герою обрести гармонию с миром и душевное спокойствие, понять свои чувства и переживания.
«Тихо все, покойно, как и прежде;
Но рукой незримой снят покров
Темной грусти. Вере и надежде
Грудь раскрыла, может быть, любовь?»
Лирический герой поэзии Фета неоднозначен. В одном стихотворении можно наблюдать его гармонию с природой, светлые чувства, любовь к ближнему, в другом – неожиданно увидеть образ тоскующего, грустного и томившегося своими думами героя. Однако Фет умело использует такой противоречивый образ в своих стихотворениях, за что его по праву можно назвать одним из лучших поэтов золотого века.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id32580
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате